Ольга Попкова
Отчет по теме самообразования «Экологическое воспитание дошкольников»
В наше время проблемы экологического воспитания вышли на первый план, и им уделяют все больше внимания. Причина актуальности - в деятельности человека, ведущей к нарушению экологического равновесия . Это происходит из-за потребительского и безответственного отношения к природе взрослых. Но экологическое сознание закладывается с детства. Поэтому формирование экологического мировоззрения - важнейшая задача воспитания в настоящее время .
Человек и природа неотделимы друг от друга. Человек должен научиться
«смотреть» и «видеть» , «слушать» и «слышать» . Это не дается от рождения в готовом виде, а воспитывается . Поэтому я в своей работе уделяю большое внимание экологическому воспитанию детей . Воспитательно - образовательный процесс с детьми строю на основе Программы «От рождения до школы» Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. Тема самообразования "".
Цель : воспитывать экологическое мировоззрение и культуру дошкольников .
Задачи :
Осуществлять систематическую работу с детьми по экологическому воспитанию ;
Формировать познавательные, практические и творческие умения экологического характера у детей дошкольного возраста ,
Развивать познавательную активность в процессе ознакомления с окружающим миром,
Развивать положительные нравственные качества, побуждающие детей к соблюдению правил поведения в природе,
Помогать ребенку разобраться в сложном мире взаимоотношений человека и природы,
- воспитывать этические и эстетические чувства по отношению к окружающему миру.
Пути реализации :
Создание условий и развивающей среды, программное обеспечение
Повышение экологической грамотности педагогов
Обеспечение непосредственного общения детей с природой, вовлечение в природоохранную деятельность.
В результате проделанной работы :
У детей появилось желание общаться с природой и отражать свои впечатления через различные виды деятельности (познавательную, речевую, художественно - эстетическую) ;
Сформированы начала экологической культуры детей ;
Дети получают практические знания по охране природы;
Развиваются речевые навыки воспитанников ;
дошкольники учатся экспериментировать, анализировать, делать выводы.
Работа по экологическому воспитанию способствует усвоению детьми конкретных сведений о растениях, животных, явлениях природы, позволяет сформировать у ребенка уважительное отношение к природе через интеграцию всех видов деятельности, привить ему экологические навыки и уважительное отношение к окружающей среде, миру природы, дает возможность работать педагогам в системе и творчески , что является залогом успеха в экологическом образовании и воспитании дошкольников .
Большую помощь в работе по экологии оказывают книги . Это сказки Сутеева о растениях и животных, рассказы В. Бианкии М. Пришвина, «Аленушкины сказки» Д. Н. Мамина-Сибиряка, рассказы Н. Чарушина, В. Пермяка, Георгия Скребицкого.
Дети с большим удовольствием слушают и заучивают стихи. Вместе с детьми рассматриваем иллюстрации к произведениям, после просмотра обсуждаем, пересказываем сюжет.
Совместно с детьми просматривали видеоролики на экологическую тему , потом анализировали, совместно делали выводы.
В нашей группе проводились выставки детских рисунков : «Времена года» , «Красивый цветок» , «Мой питомец» , «Зоопарк» , «Как я провёл лето» , изготовили совместную аппликацию «Река Матыра» . На ручном труде изготавливали «Веточку вербы» , «Тюльпаны» , «Кота Матроскина» . Дети с удовольствием лепили цветы, животных, грибы.
В течение года наблюдали за сезонными изменениями в природе, за ростом и развитием растений, за насекомыми, птицами. Наблюдая природу, ребёнок учится видеть, понимать и ценить её красоту. Любое наблюдение – это познавательная деятельность, требующая от детей внимания, сосредоточенности, умственной активности. Циклы наблюдений, сопровождаемые познавательным общением воспитателя с детьми , развивают в них наблюдательность, стойкий интерес к природе, формируют отчётливые представления об особенностях растений и животных и их связи со средой обитания.
На прогулках мы организуем игры с природным материалом (песок, вода, снег, листья, плоды) . Для таких игр на участке имеем такое оборудование, как ящик с песком, совочки, формочки, печатки. Именно на прогулке дети знакомятся со свойствами песка, земли, глины, снега, льда, воды. Кроме этого используются разнообразные игровые упражнения «Найди по описанию» , «Что, где растёт» , «Узнай и назови» , «Вершки- корешки» , «Загадки о животных» на узнавание деревьев, кустарников, цветов, животных (по звукам, следам и т. д.) .Дети очень любят играть в игры с игрушками, приводимыми в движение ветром. Через игры дети могут определить силу и направление ветра, его контрастность.
Большую роль в экологическом образовании дошкольников играет практическая , исследовательская деятельность в детском саду, целью которой является развитие познавательной активности в процессе экспериментирования с объектами живой и неживой природы. Весной дошкольники совместно с воспитателями сажали семена и рассаду на огород, поливали, рыхлили землю, пропалывали сорняки
В группе дети ухаживали за комнатными растениями : протирали листья, поливали, рыхлили землю. Наблюдали за развитием растений в разных условиях : избытка и недостатка влаги, сильного и слабого освещения, прохладной и жаркой температуры.
Изготовила картотеку прогулок, опытов и экспериментов, экологических игр .
Разработала и реализую программу дополнительного образования экологического направления «Друзья природы» в старшей группе.
Обобщила опыт работы по теме «Экологическое воспитание дошкольников » .
Подготовила консультацию и презентацию для воспитателей «Проектная деятельность по экологическому воспитанию дошкольников ».
Подготовила памятку для детей и их родителей «Правилах поведения в природе» , «Как охранять растения» , «Охрана животных» , подготовила консультацию для родителей «Экологическое воспитание детей дошкольного возраста » .
Сотрудничество с семьями детей по экологическому направлению , совместно организованные мероприятия не только помогают обеспечить единство и непрерывность педагогического процесса, но и вносят в этот процесс необходимую ребенку особую положительную эмоциональную окраску. Дети, совместно с родителями, принимали участие в конкурсах поделок «Осенняя фантазия» , «Вместо ёлки – новогодний букет» , «Кормушка для друзей» , муниципальный фотоконкурс «Неизвестные уголки родного края» . Среди них были и работы, направленные для участия в конкурсах на муниципальном уровне.
Проводились акции «Вокруг света с фотоаппаратом» , «Накормим птиц зимой» , в которых дети с удовольствием приняли участие. Дошколята с интересом наблюдали за прилетающими птицами, чистили кормушки от снега, перышек и остатков корма, посыпали зерна и крошки для пернатых друзей.
Только совместными усилиями мы можем решить главную задачу – воспитать экологически грамотного человека .
Публикации по теме:
Доклад по теме: «Экологическое воспитание дошкольников» Подготовила: воспитатель МДОУ «Детский сад №40» Баклина Валентина Николаевна.
Цели: - Укрепление здоровья детей, совершенствование организма средствами физической культуры; - Укрепление опорно-двигательного аппарата.
Отчет по самообразованию «Экологическое воспитание детей 3–4 лет» Отчет по самообразованию: «Формирование познавательного интереса у младших дошкольников на основе представлений о природе как о живом организме».
Образовательная деятельность в соответствии с направлениями развития ребёнка, представлена в пяти образовательных областях:.
Цель: изучение динамики достижений воспитанниками по всем направлениям развития; выявление уровня усвоения детьми.
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад общеразвивающего вида № 29 «Золотая рыбка»
Елабужского муниципального района
План работы по самообразованию
на 2015-2018г
Хасанова С.В.
ИНДИВИДУАЛЬНАЯ РАБОТА ПО САМООБРАЗОВАНИЮ
ФИО: Хасанова Светлана Владимировна
Образование: средне-специальное
Специальность: воспитатель
Стаж педагогической работы: 28 лет.
Начало работы по теме 2015-2016 уч. год
Предполагаемый срок окончания 2018 уч. год
Цель самообразования:
Повысить собственный уровень знаний по методической теме.
МЕТОДИЧЕСКАЯ ТЕМА:
«Экологическое воспитание детей дошкольного возраста»
Цель: формирование основ экологической культуры детей, понимания ими элементарных взаимосвязей в природе, выработке первоначальных практических навыков гуманно-созидательного и эмоционально-чувственного взаимодействия с природными объектами ближайшего окружения
Задачи:
Формировать элементарные экологические знания и представления, начала экологического мировоззрения.
Систематизировать и углублять знания о живой и неживой природе.
Учить понимать причинно- следственные связи, показать взаимосвязь растений и животных друг с другом и со средой обитания; показать многообразие живых организмов и их сообществ; формировать представление о том, что человек – часть природы, его жизнь зависит от состояния природных объектов, от окружающей среды, а их сохранность – обязанность человека.
Формировать доброжелательное отношение к живым существам в процессе общения с ними.
Воспитывать отзывчивость и коммуникабельность.
Развивать ответственное и бережное отношение к домашним животным, животным уголка природы в детском саду, к диким животным.
Учить детей правильно взаимодействовать с природой.
Формировать трудовые навыки и умения по уходу за комнатными растениями, рационально использовать природные ресурсы.
Развивать интерес и любовь к родному краю.
Актуальность:
«Всё хорошее в людях – из детства!
Как истоки добра пробудить?
Прикоснуться к природе всем
сердцем
Удивиться, узнать, полюбить!
Мы хотим, чтоб земля расцветала,
И росли, как цветы, малыши,
Чтоб для них экология стала,
Не наукой, а частью души! »
Богат и многообразен мир природы. Но интенсивная хозяйственная деятельность человека непрестанно вносит в него изменения, нарушая экологическое равновесие окружающей среды. Поэтому так важно изучать ее и заботиться об ее охране. Чтобы каждый осознал значимость этого всенародного дела, необходимо уже с детства прививать человеку любовь к природе родного края.
Из всего многообразия мир природы наиболее доступны детям для непосредственного наблюдения растения и домашние животные.
Дошкольники с огромным интересом смотрят на окружающий мир, но видят не все, иногда даже не замечают главного. Очень важно удивляться вместе с ними, побуждать не только смотреть, но и видеть, желание узнать еще больше.
Увлекательные наблюдения на прогулках, первые самостоятельные опыты, развивающие занятия помогут детям младшего возраста в доступной форме понять и осмыслить элементарные связи живой и неживой природы. Создают условия для формирования нравственных и эстетических качеств будущего гражданина, защитника не только себя, своего отечества, но и всего самого прекрасного, что создала ПРИРОДА.
Список изучаемой литературы:
С.Н.Николаева «Экологическое воспитание дошкольников».
Веретенникова С.А. Ознакомление дошкольников с природой. – М.: Просвещение,1973.
Виноградова Т.А., Маркова Т.А. Опыт организации экологического образования в детском саду: Методические советы к программе «Детство». СПб.: Детство – Пресс, 2001.
Воронкевич О.А. Добро пожаловать в экологию. СПб.:Детство – Пресс, 2003.
Программа воспитания и обучения в детском саду. Под ред. М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой. Изд. 4-е - М.: Мозаика-Синтез, 2006, 208 с.
Дрязгунова В.И. Дидактические игры для ознакомления дошкольников с растениями. – М. 1981.
Гризик Т.И.«Мир природы» // Дошкольное воспитание. 2001.№9
Дыбина О.В., Рахманова Н.П., Щетинина В.В. Неизведанное рядом: Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников. – М.: ТЦ Сфера, 2002.
Золотова Е.И. Знакомим дошкольников с миром животных. М,Просвещение, 1988.
Иванова А.И. Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду. - М.: ТЦ Сфера, 2007.
Лучич М.В. Детям о природе. М. Просвещение, 1989.
Николаева С.Н. Теория и методика экологического образования детей. - М.: Академия, 2002.
Программа «От рождения до школы» пол редакцией Н.Е Вераксы
Журналы «Ребёнок в детском саду»:
Журналы «Дошкольное воспитание
Федотова А.М.»Познаём окружающий мир, играя» - М.: ТЦ Сфера, 2015.
Соломенникова О.А.»Занятия по формированию экологических представлений» 2011г
Аксёнова З. «Войти в природу другом» М.: ТЦ Сфера, 2011
Рыжова Н. А. Опыты с песком и глиной / Н. А. Рыжова // Обруч, 1998. - № 2
Рыжова Н. А. Игры с водой и песком. / Н. А. Прохорова // Обруч, 1997. - №2.23
Сроки реализации | ||
сентябрь - февраль 2015г. | Планирование работы по самообразованию. | составление плана. |
Определение содержания работы по самообразованию. | ||
Выбор вопросов для самостоятельного углублённого изучения. | Приобретение методической литературы |
|
Изучение психолого – педагогической, методической литературы по теме С.Н.Николаева «Народная педагогика в экологическом воспитании дошкольников». | Приобретение методической литературы. |
|
«Играя, познаем мир». «Природа нашего города». | ||
март - апрель 2015г. | Создание папки-передвижки «Ребенок и природа». |
|
Оформить зону наблюдений за растениями «Мини огород». | Совместное создание в группе огорода на подоконнике. |
|
Организовать сбор книг о природе, животных в книжный уголок. | Создать картотеку художественных произведении. |
|
май – август 2015г. | Взаимодействие с родителями: выполнение зарисовок и сбор информации с различных источников. | Оформление материала в виде книги «Экологическая азбука». |
Анкетирование родителей.Изготовление экологической газеты для родителей на тему: «Прикоснись к природе сердцем». | Оформление газеты |
|
Пополнение материалов в копилку: «Дикие и домашние животные». | Картотека демонстрационного материала для детей старшей группы. |
|
Консультация для педагогов «Доступные виды труда детей на огороде в детском саду». | ||
Консультация для родителей «Прогулки и их значение для укрепления здоровья ребёнка!» |
||
Изучение уровня отношения детей к окружающей природе. | Беседы, наблюдения, д\игра. |
|
сентябрь – октябрь 2015г. | Выставка «Волшебный сундучок осени». |
|
Составление перспективного плана по работе экологического кружка «Знатоки природы» на 2015-2016гг | ||
ноябрь – декабрь 2015г. | Изучение научно – методической литературы: А.Лопатин «Экологическое воспитание», Л.Н.Воронецкая «Народная педагогика в экологическом воспитании». | Приобретение научно-методической литературы. |
январь 2016 | Выступление на педагогическом совете. |
|
февраль 2016 | Привлечь родителей к нравственному воспитанию детей, совместному труду; сплочение детского и взрослого коллектива | Акция «Наши меньшие друзья!» |
Подбор материала по теме «Деревья», «Растения», «Цветы», «Насекомые» | Пополнение экологического уголка. |
|
март – апрель 2016 | Изготовление демонстрационного и раздаточного материала для непосредственно образовательной деятельности с детьми. | Работа с родителями. |
Принять участие в конкурсе «Эко-лидер 2016» | Участие в конкурсе «Эко-лидер 2016» |
|
Изучение журналов «Дошкольное воспитание», «Ребенок в детском саду». | Изучение статей по данному направлению. |
|
май- август 2016 | Привлечь родителей к подготовке группы, участка к летнему периоду работы. Дать возможность проявить единство, творчество и заинтересованность в благоустройстве участка | Озеленение и благоустройство участков и территории совместно с родителями |
Посев семян на грядке | Совместная деятельность с детьми. |
|
«Экологический десант» - привлечь родителей к озеленению территории детского сада. | Совместная деятельность родителей и детей. |
|
сентябрь – ноябрь 2016 | Составление перспективного плана кружка «Знатоки природы» на 2016-2017 учебный год для старшей группы | Перспективный план. |
Подбор материала для оформления картотеки по темам: «Птицы», «Насекомые», «Цветы луговые», «Цветы садовые», и т.д. | Папка-передвижка «Природа – общий дом». |
|
Подготовка и организация выставки: «Волшебный сундучок осени» (использование природного и бросового материала | Выставки: «Волшебный сундучок осени» |
|
Использование УМК в экологическом воспитании дошкольников. | Использование DVD дисков в работе на занятиях и вне занятий. |
|
Приобщать семьи к сотрудничеству с детским садом, обучить родителей совместной продуктивной деятельности с детьми. Развивать творческие способности детей и родителей. | Развлечение «Золотая осень» |
|
Пополнить картотеку дидактических игр по экологии | Картотека дидактических игр для детей старшей группы. |
|
декабрь 2016 | Создание предметно-развивающей среды. Изучение условий организации экспериментальной деятельности детей в группе, создание мини лабораторий с объектами неживой природы. | Консультация для родителей на тему: «Создание условий для проведения поисково-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста» |
январь – март 2017 | Организация конкурса-выставки «Добро пожаловать, пернатые друзья» | Привлечение родителей к выполнению скворечников для выставки-конкурса и дальнейшего установки их на территории детского сада. |
«Мы – жители планеты». | Организовать конкурс детского рисунка «Я рисую мир». |
|
Создание условий для формирования у детей основ экологической культуры. | Пополнение дидактических игр.. |
|
апрель-май | Привлечь родителей к участию в конкурсе: «Природу надо беречь». | Облагораживание участка. |
Праздник «День Земли» | Проведения праздника совместно с родителями |
|
«Животные на земле»- природоохранная деятельность. | Подобрать иллюстрации по теме. |
|
Диагностика уровня экологических знаний и навыков воспитанников. | ||
сентябрь - ноябрь 2017 | Изучение научно-методической литературы. | |
Составление перспективного плана кружка «Знатоки природы» на 2017-2018 учебный год | Перспективный план на 2015-2016 учебный год. |
|
«Природа и люди в русских волшебных сказках». | Консультация для родителей. |
|
Украшение группы, создание атмосферы осенней природы. | Фотоотчет. |
|
Привлечение родителей воспитанников в целях организации выставки: «Дары Осени» приуроченной к развлечению «Золотая осень». | Выставка «Дары осени». Развлечение «Золотая осень» |
|
Проведение целевых прогулок. Совместная работа с эколого- биологическим центром. | Экскурсия в эколого- биологический центр. |
|
Объявление конкурса на лучший экологический дизайн прогулочного участка группы. | Фотоотчет. |
|
Анкетирование родителей. «Нужна ли нам экология?» | ||
Провести акцию «Поможем зимующим птицам и животным». Чтение природоведческой литературы о помощи птицами животным зимой. | Подбор литературы. |
|
Подбор материала для оформления картотеки |
План работы по самообразованию
«Формирование экологической культуры детей дошкольного возраста посредством приобщения их к природе »
На _2011-2017 год
ФИО: Лихацкая Евгения Александровна
Должность: воспитатель МКДОУ ДС №7 «Колосок» с.Благодатное
Стаж педагогической работы: 2 года
Начало работы по теме 2011-2012 уч. год
2016-2017 уч. год
Скачать:
Предварительный просмотр:
План работы по
самообразованию
Воспитатель:
Лихацкая Е.А.
с.Благодатное,
2011-2017 г.
План работы по самообразованию
«Формирование экологической культуры детей дошкольного возраста посредством приобщения их к природе»
На _ 2011-2017 год
ФИО: Лихацкая Евгения Александровна
Должность: воспитатель МКДОУ ДС №7 «Колосок» с.Благодатное
Стаж педагогической работы: 2 года
Начало работы по теме 2011-2012 уч. год
Предполагаемый срок окончания 2016-2017 уч. год
Тема : Формирование экологической культуры детей дошкольного возраста посредством приобщения их к природе
Цель: формирование основ экологической культуры детей, понимания ими элементарных взаимосвязей в природе, выработке первоначальных практических навыков гуманно-созидательного и эмоционально-чувственного взаимодействия с природными объектами ближайшего окружения
Задачи:
- Формировать элементарные экологические знания и представления, начала экологического мировоззрения.
- Систематизировать и углублять знания о живой и неживой природе.
- Учить понимать причинно- следственные связи, показать взаимосвязь растений и животных друг с другом и со средой обитания; показать многообразие живых организмов и их сообществ; формировать представление о том, что человек – часть природы, его жизнь зависит от состояния природных объектов, от окружающей среды, а их сохранность – обязанность человека.
- Формировать доброжелательное отношение к живым существам в процессе общения с ними.
- Воспитывать отзывчивость и коммуникабельность.
- Развивать ответственное и бережное отношение к домашним животным, животным уголка природы в детском саду, к диким животным.
- Учить детей правильно взаимодействовать с природой.
- Формировать трудовые навыки и умения по уходу за комнатными растениями, рационально использовать природные ресурсы.
- Развивать интерес и любовь к родному краю, формировать представления об экологических проблемах села.
Список литературы:
- Артемова Л.В. Окружающий мир в дидактических играх. – М. 1993.
- Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду. – М.1991.
- Веретенникова С.А. Ознакомление дошкольников с природой. – М.: Просвещение,1973.
- Виноградова Т.А., Маркова Т.А. Опыт организации экологического образования в детском саду: Методические советы к программе «Детство». СПб.: Детство – Пресс, 2001.
- Воронкевич О.А. Добро пожаловать в экологию. СПб.:Детство – Пресс, 2003.
- Программа воспитания и обучения в детском саду . Под ред. М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой. Изд. 4-е - М.: Мозаика-Синтез, 2006, 208 с.
- Методические рекомендации к «Программе воспитания и обучения в детском саду» / под ред. М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой. - М. : Издательский дом «Воспитание дошкольника», 2005.
- Дрязгунова В.И. Дидактические игры для ознакомления дошкольников с растениями. – М. 1981.
- Гризик Т.И.«Мир природы» // Дошкольное воспитание. 2001.№9
- Дыбина О.В., Рахманова Н.П., Щетинина В.В. Неизведанное рядом: Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников. – М.: ТЦ Сфера, 2002.
- Золотова Е.И. Знакомим дошкольников с миром животных. М.,Просвещение, 1988.
- Иванова А.И. Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду. - М.: ТЦ Сфера, 2003.
- Лучич М.В. Детям о природе. М. Просвещение, 1989.
- Николаева С.Н. Теория и методика экологического образования детей. - М.: Академия, 2002.
- Николаева С.Н. «Юный эколог». - М.: Мозаика-Синтез,
- Николаева С.Н. Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве. - М.: Новая школа, 1995.
- Саморукова П.Г. Как знакомить дошкольников с природой. – М.:Просвещение, 1978.
Предварительный просмотр:
Раздел плана | Срок | Практические выходы |
|
2011-2012 учебный год | |||
Изучение, анализ и обобщение литературных исследований по теме. | Сентябрь 2011г | Планирование работы по самообразованию. Определение содержания работы по самообразованию; |
|
Октябрь 2011г. | Изучение научно-методической литературы: Николаева С.Н. Создание условий для экологического воспитания детей. Воронкевич О.А. Добро пожаловать в экологию. Веретенникова С.А. Ознакомление дошкольников с природой. | Папка-передвижка «Ребенок и природа» |
|
Ноябрь 2011 г. | Создание экологического уголка. Подготовка и организация выставки: «Дары природы» (использование природного и бросового материала) | Выставка: «Дары природы» |
|
Декабрь 2011 г. | Создание предметно-развивающей среды. Изучение условий организации экспериментальной деятельности детей в группе, создание мини лабораторий с объектами неживой природы. | Консультация для родителей на тему:«Создание условий для проведения поисково-иследовательской деятельности детей дошкольного возраста» |
|
Январь 2012 г. | Дать родителям информацию о прогулках в детском саду, мероприятиях и видах деятельности на улице, подвижных играх. Воспитывать желание активно с детьми проводить время на улице. | Стенгазета со стихами «Зимняя прогулка в детском саду!» |
|
Февраль 2012 г. | Анкетирование родителей. Изготовление экологической газеты для родителей на тему: «Прикоснись к природе сердцем». | Выступление на педсовете: «Экологическое воспитание детей в детском саду». |
|
Март 2012 г. | Повышение квалификации на курсах.(I этап) | ||
Апрель 2012 г. | Изготовление дидактических игр, пособий по экологии. | Картотека дидактических игр для детей II младшей группы |
|
Май 2012г. | Консультация для родителей «Прогулки и их значение для укрепления здоровья ребёнка!» |
||
2012-2013 учебный год | |||
1Подготовить материал для фундаментальных курсов. 2. Разработать конспект НОД по экологии 3. Пополнить картотеку дидактических игр по экологии 4. Внедрение и реализация новых современных, образовательных технологий, вариативных воспитательно – образовательных программ. | Сентябрь 2012г | Разработать план работы дополнительного образования «Познайка» для детей 4-6 лет | Фоторепортаж «Воспоминания о лете!» Выставка, оформление «Развиваемся играя в сентябре» |
Октябрь 2012г. | Привлечь родителей к нравственному воспитанию детей, совместному труду; сплочение детского и взрослого коллектива | Акция «Наши меньшие друзья!» |
|
Ноябрь 2012 г. | Приобщать семьи к сотрудничеству с детским садом, обучить родителей совместной продуктивной деятельности с детьми. Развивать творческие способности детей и родителей. | Открытый просмотр НОД «Осень золото роняет» Мастер-класс для детей и родителей «Лебеди» |
|
Декабрь 2012 г. | Медиатека познавательно-экологического содержания «Звуки природы». деятельности в образовательном пространстве Подбор DVD дисков по изучаемым темам | Использование DVD дисков в работе на занятиях и вне их |
|
Январь 2013 г. | Разработать конспекты этических бесед по экологии «Ключи природы»дидактические игры по экологическому развитию | Развлечение для детей средней группы «В зимнем лесу» Выступление на семинаре «Развитие речи дошкольников»для родителей воспитывающих детей на дому |
|
Февраль 2013 г. | Подбор материала для оформления картотеки |
МБОУ Одинцовская СОШ № 3
Московская область г.Одинцово
План по самообразованию.
Тема: «Развитие экологического воспитания дошкольника через дидактические игры»
Выполнила:
Актуальность темы
Ребёнок дошкольного возраста - природный исследователь окружающего мира. Мир открывается ребёнку через опыт его личных ощущений, действий, переживаний. «Чем больше ребёнок видел, слышал и переживал, тем больше он знает, и усвоил, тем большим количеством элементов действительности он располагает в своём опыте, тем значительнее и продуктивнее при других равных условиях будет его творческая, исследовательская деятельность»,- писал Лев Семёнович Выготский.
Развитие познавательных интересов дошкольников является одной из актуальных проблем педагогики, призванной воспитать личность, способную к саморазвитию и самосовершенствованию. Экспериментирование становится для ребёнка 5-6 лет одним из ведущих видов деятельности: «Фундаментальный факт заключается в том, что деятельность экспериментирования пронизывает все сферы детской жизни, все виды детской деятельности, в том числе и игровую». Игра в исследовании часто перерастает в реальное творчество. И потом, вовсе неважно, открыл ли ребёнок что-то принципиально новое или сделал то, что всем известно давно. У учёного, решающего проблемы на переднем крае науки, и у малыша, открывающего для себя еще мало известный ему мир, задействованы одни и те же механизмы творческого мышления. Познавательно-исследовательская деятельность в дошкольном учреждении позволяет не только поддерживать имеющийся интерес, но и возбуждать, по какой-то причине угасший, что является залогом успешного обучения в дальнейшем.
Развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста особенно актуально в современном мире, так как благодаря развитию познавательно-исследовательской деятельности развиваются и детская любознательность, пытливость ума и на их основе формируются устойчивые познавательные интересы.
Сегодня в обществе идет становление новой системы дошкольного образования. Роль современного воспитателя не сводится к тому, чтобы донести до ребенка информацию в готовом виде. Педагог призван подвести ребенка к получению знаний, помочь развитию творческой активности ребенка, его воображения. Именно в познавательно-исследовательской деятельности дошкольник получает возможность напрямую удовлетворить присущую ему любознательность, упорядочить свои представления о мире.
Цель работы по теме самообразования: создать оптимальные условия для развития познавательно-исследовательской деятельности старших дошкольников как основы интеллектуально - личностного, творческого развития; объединить усилия педагогов и родителей для развития познавательно-исследовательской деятельности старших дошкольников через дидактические игры,эксперименты,опыты.
Задачи:
Изучить методики, технологии по познавательно-исследовательской деятельности;
Создать условия для поддержания исследовательской активности детей;
Поддерживать у детей инициативу, сообразительность, пытливость, самостоятельность, оценочное и критическое отношение к миру через дидактические игры;
Развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования;
Развивать наблюдательность, умение сравнивать, анализировать, обобщать, развивать познавательный интерес детей в процессе экспериментирования, установление причинно-следственной зависимости, умение делать выводы;
Развивать внимание, зрительную и слуховую чувствительность.
План работы на год
Практические выходы |
|||
Изучение методической литературы |
Сентябрь - май |
1. Виноградова Н.Ф. «Рассказы-загадки о природе», «Вентана-Граф», 2007 г. 2. Дошкольное воспитание №2, 2000 г. 3. Дыбина О.В. и др. Ребенок в мире поиска: Программа по организации поисковой деятельности детей дошкольного возраста. М.: Сфера 2005 г. 4. Дыбина О.В. Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников. М., 2005. 5. Иванова А.И. Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду. М.: Сфера, 2004 6. Рыжова Н. Игры с водой и песком. // Обруч, 1997. - №2 7. Смирнов Ю.И. Воздух: Книжка для талантливых детей и заботливых родителей. СПб., 1998. 8. Экспериментальная деятельность детей 4-6 лет: из опыта работы/авт.-сост. Л.Н. Менщикова. - Волгоград: Учитель, 2009. |
Анализ изученной литературы в плане по самообразованию. |
Работа с детьми |
Сентябрь |
Исследование свойств песка и глины во время игровой деятельности на прогулке. |
Опыты с песком и глиной. |
Наблюдение, исследование свойств воды во время режимных моментов, в игровой деятельности, в повседневно-бытовых ситуациях, в исследовательской деятельности. |
Опыты с водой. |
||
Изучение свойств воздуха, снега в повседневных бытовых ситуациях, в игровой деятельности, в исследовательской деятельности. |
Опыты с воздухом, снегом. |
||
Изучение свойств магнита в самостоятельной деятельности, во время коллективных занятий, опытно-экспериментальной деятельности. |
Опыты с магнитом. |
||
Наблюдение за комнатными растениями, изучение условий для оптимального развития и роста растений. |
Опыты «С водой и без воды», «На свету и в темноте». |
||
Работа с семьёй |
Сентябрь |
Привлечение родителей к созданию уголка «Юные исследователи»: оборудовать уголок полочками, ёмкостями для опытов, собрать природный материал. |
Создание и оборудование уголка «Юные исследователи». |
Консультация для родителей на тему «Организация детского экспериментирования в домашних условиях». |
Газета для любознательных родителей. |
||
Открытый показ образовательной деятельности «Волшебное царство трёх ветров» |
|||
Подготовка фотографий детей во время экспериментирования, познавательно-исследовательской деятельности. |
Фотовыставка «Юные исследователи». |
||
Самореализация |
Сентябрь-май |
Сбор информации для создания картотеки опытов и экспериментов. |
Картотека опытов и экспериментов для детей 5-6 лет. |
Консультация для педагогов ДО «Значение поисково-исследовательской деятельности в развитии ребенка». |
Консультация для педагогов. |
||
Доклад и презентация по теме «Опыт работы с родителями по развитию интереса ребенка к познавательно-исследовательской деятельности». |
Выступление на педсовете. |
||
Отчёт о проделанной работе по теме самообразования на итоговом педсовете. |
Выступление на педсовете. |
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад «Золотой петушок»
План по самообразованию
Тема: «Формирование начал экологической культуры у детей дошкольного возраста»
Выполнил:
воспитатель высшей категории
Макеева Е. В.
г. Нижняя тура
2015г.
Актуальность темы: Так как проблемы экологии в последние годы выдвигаются на первый план, то необходимо углублять знания детей в этой области. Приобщение детей к экологической культуре необходимо начинать с детства, так как в этом возрасте легче всего приобщить детей к природе, научить любить и охранять природу. Дети учатся наблюдать за изменениями, происходящими в природе и делать выводы.
Основным содержанием моей работы по экологическому воспитанию является формирование осознанно-правильного отношения к явлениям и объектам природы, которые окружают ребенка и с которыми он знакомится в дошкольном детстве.
Цель: Обучение детей любви и пониманию природы, формирование начал экологической культуры.
- Задачи: формировать представления о простейших взаимосвязях в живой и неживой природе, знакомить с правилами поведения в природе;
- расширять представления об условиях, необходимых для жизни людей, животных, растений;
- продолжать формировать представления о том, что человек - часть природы и что он должен беречь, охранять и защищать её;
- закреплять умения устанавливать причинно-следственные связи между природными явлениями;
- подвести к пониманию того, что жизнь человека на Земле зависит от состояния окружающей среды.
Мною был составлен перспективный план по «Формированию начал экологической культуры у детей дошкольного возраста» и намечен план взаимодействия с родителями.
В перспективе пополнить дидактический материал играми, научной и художественной литературой; расширить центр природы новыми цветущими комнатными растениями; пополнить мини-лабораторию для познавательно-исследовательской деятельности.
Перспективный план
Срок реализации 2015-2016 учебный год
Теоретический этап
Сроки выполнения | Примечания |
||
В течение года | |||
Изучение статей в журналах: «Воспитатель ДОУ», «Дошкольное воспитание», «Ребенок в детском саду», «Обруч» | В течение года | ||
Практический этап |
|||
Выставка-конкурс поделок «Осенний сундучок» | Сентябрь | Творческая работа детей с родителями |
|
Составление плана работы | Октябрь | Перспективный план работы |
|
Консультации для родителей | В течение года | Папки – передвижки на тему: «Ребенок и природа», стенд «Теперь мы знаем…» |
|
Разработка занятий по экологии | Ноябрь | Составление конспектов с использованием ИКТ |
|
Разработка проекта по экологическому воспитанию для детей дошкольного возраста. Тема: «Экология души» и перспективный план работы с детьми дошкольного возраста | Декабрь | Долгосрочный проект, участие родителей |
|
Создание экологического уголка. Подготовка и организация выставки: «Дары природы» (использование природного и бросового материала) | Январь | Выставка: «Дары природы» |
|
Пополнение предметно-развивающей среды. Изучение условий организации экспериментальной деятельности детей в группе, обновление мини лаборатории с объектами неживой природы. | Февраль | Консультация для родителей на тему: «Создание условий для проведения поисково-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста». |
|
Круглый стол «Люби и охраняй окружающую природу» | Март | Выступление с докладом за круглым столом. |
|
Самоанализ проделанной работы. Проведение открытого мероприятия для анализа со стороны коллег на тему «Лучше нет родного края» | Апрель | ||
Май | Консультация для родителей «Прогулки и их значение для укрепления здоровья ребёнка!» |
||
Отчет о проделанной работе | Май | Обобщение результатов на заседании педагогического совета ДОУ. |
Срок реализации 2016-2017учебный год
Сроки выполнения | Форма отчётности |
||
В течение года | Приобретение пособий. |
||
Изучение статей в журналах: «Воспитатель ДОУ», «Дошкольное воспитание», «Ребенок в детском саду», «Обруч» | В течение года | Подписка на печатные издания. |
|
Практический этап |
|||
Разработать перспективный план работы по экологическому воспитанию. | Сентябрь | Календарно – тематическое планирование |
|
Привлечь родителей к нравственному воспитанию детей, совместному труду. | Акция «Наши меньшие друзья!» |
||
Семинар практикум «Юный эколог» | Октябрь | Выступление на семинаре-практикуме для воспитателей дошкольного образовательного учреждения, проведенного на базе Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Золотой петушок» |
|
Изготовление демонстрационного и раздаточного материала для образовательной деятельности. | В течение года | Демонстрационный и раздаточный материал. |
|
Показ открытого занятия для педагогов по ознакомлению с окружающим миром. | Ноябрь | Конспект образовательной деятельности |
|
Организация выставки «Добро пожаловать, пернатые друзья!» | Декабрь | Привлечение родителей к выполнению кормушек для выставки. |
|
«Природа и люди в русских волшебных сказках» | Январь | Консультация для родителей. |
|
Экологическое мероприятие совместно с родителями «Профессия-эколог» | Февраль | Оформление фотоколлажа. Фотоотчёт. |
|
Проект « Животные на земле»- природоохранная деятельность (краткосрочный). | Март | Творческая работа детей совместно с родителями. |
|
Проведение викторины «Что? Где? Когда?» | Апрель | Интеллектуальная игра для детей старшего дошкольного возраста. |
|
Оформить зону наблюдений за растениями «Мини огород». | Май | Создание в группе огорода на подоконнике. |
|
Отчет о проделанной работе. | Май | Самоанализ и подведение итогов. |
Срок реализации 2017-2018 учебный год
Теоретический этап
Сроки выполнения | Примечания (заполняется в процессе реализации плана) |
||
Изучение методической литературы по данной проблеме | В течение года | Приобретение пособий и дидактического материала. |
|
Изучение статей в журналах: «Воспитатель ДОУ», «Дошкольное воспитание», | В течение года | Подписка на печатные издания. |
|
Практический этап |
|||
Консультация «Занимательная прогулка с ребёнком» | Сентябрь | Беседа с родителями, памятка. |
|
Игры и упражнения для экологического развития детей раннего возраста | Картотека игр и упражнений. |
||
«Люби и охраняй родную природу». | Октябрь | Оформление папки-передвижки. |
|
Работа по составлению рассказов по сюжетным картинкам | Ноябрь | Развлечение «Мой осенний сад» |
|
В течение года | Наглядный материал |
||
Консультация для педагогов на тему «Экологическое воспитание как развитие познавательных способностей и нравственных качеств личности» | Декабрь | Наглядный материал |
|
Взаимодействие с родителями. | Январь | Конкурс «Самая красивая кормушка» |
|
Консультация «Дидактическая игра как средство экологического воспитания дошкольников» | Февраль | Выступление с сообщением на родительском собрании. |
|
Акция «Необычное семечко». | Март | Подготовка семян и высадка рассады. |
|
Проведение образовательной деятельности на тему: «Маленький цветочек» | Апрель | Конспект образовательной деятельности, самоанализ. |
|
Отчет о проделанной работе за год. | Май | Обобщение результатов на заседании педагогического совета ДОУ |
Срок реализации 2018-2019 учебный год
Теоретический этап
Сроки выполнения | Примечания (заполняется в процессе реализации плана) |
||
Изучение методической литературы по данной проблеме. | В течение года | Приобретение пособий. |
|
Изучение статей в журналах: «Воспитатель ДОУ», «Дошкольное воспитание», «Ребенок в детском саду», «Обруч». | В течение года | Подписка на печатные издания. |
|
Практический этап |
|||
Проведения родительского собрания | Сентябрь | Тема: «О взаимоотношениях ребенка и родителей» |
|
Выступление на педсовете | Октябрь | Тема: «Организация и проведение мониторинга развития интегративных качеств дошкольника» |
|
Беседы: «Обитатели скотного двора»; «Кто где живет?»; «Забавные истории о добрых животных» | Ноябрь | Изготовление альбомов, макетов совместно с родителями. |
|
Конкурс рисунков «Красота зимней природы». | Декабрь | Совместное творчество детей и родителей. |
|
Викторина «Наши друзья-пернатые», загадывание загадок. Беседы: «Какие бывают птицы?», «Куда улетают птицы?» | Январь | Изготовление кормушек, Выставка детских рисунков. Наблюдение за птицами. |
|
Участие во Всероссийских и областных конкурсах. | Февраль | Сертификаты, дипломы |
|
Совместная работа с детьми «Сбережём планету». | Март | Коллективная творческая работа. |
|
Дид.игра «Живая и неживая природа», беседы о цветах: «Кто живет на подоконнике?», «Комнатные растения» | Апрель | Выставка детских рисунков. Консультации. |
|
Отчет о проделанной работе | Май | Обобщение результатов на педсовете ДОУ. |
Срок реализации 2019-2020 учебный год
Теоретический этап
Сроки выполнения | Примечания (заполняется в процессе реализации плана) |
||
Изучение методической литературы по данной проблеме | В течение года | Приобретение пособий. |
|
Изучение статей в журналах: «Воспитатель ДОУ», «Дошкольное воспитание», «Ребенок в детском саду»,«Обруч». | В течение года | Подписка на печатные издания. |
Практический этап
Консультация для родителей | Сентябрь | Тема: «Экологические игры для дошкольников |
|
Подготовить и провести экологический праздник для детей с участием родителей. | О ктябрь | «Осень золотая» |
|
Обработка результатов мониторинга по образовательной области «Ознакомление с окружающим миром». | Ноябрь | Индивидуальная работа с детьми |
|
«Растения – фитотерапевты: какие они?» | Декабрь | Подготовка наглядного материала. |
|
Семинар-практикум для воспитателей | Январь | Тема: «Интегрированный подход в экологическом воспитании дошкольников» |
|
Участие во всероссийских конкурсах в интернете. | Февраль | Всероссийский конкурс профессионального мастерства «Ярмарка педагогических идей» |
|
Обобщение опыта работы на заседании экологического клуба в ДОУ. | Март | Тема: «Влияние экологических игр на развитие начал экологической культуры детей дошкольного возраста» |
|
Изготовление лепбука на тему «Живая и неживая природа» | Апрель-май | Творческая работа, показ мастер-класса на педсовете педагогов в ДОУ. |
|
Фотоколлаж на тему «Отдыхаем, не навредя!» | Май | Выставка семейных фотографий. |
Список использованной литературы
Э. Э. Баранникова «Я познаю мир»
А. Н. Бондаренко «Дидактические игры в детском саду»
Н. Е. Веракса, Т. С. Комарова, М. А.Васильева «От рождения до школы»
С. А. Веретенникова «Ознакомление дошкольников с природой»
Воспитатель в ДОУ
Т. Н. Вострухина «Знакомим с окружающим миром детей»
Дошкольное воспитание
Т. С. Комарова «Изо в детском саду»
О. М. Масленникова, А. А. Филиппенко «Экологические проекты в детском саду»
С. Н. Николаева «Юный эколог»
С. Н. Николаева «Создание условий для экологического воспитания» детей
С. Н. Николаева «Экологическое воспитание дошкольников»
С. Н. Николаева «Народная педагогика в экологическом воспитании дошкольников
С. Н. Николаева «Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве»
Обруч
Ребёнок в детском саду
Н. А. Рыжова «Экологическое образование в детском саду »
П. Г. Сумарокова «Как знакомить детей с природой?»
П. Г. Сумарокова «Мир природы и ребенок»
О. А. Соломенникова «Ознакомление с природой в детском саду»
(ФГОС) Федеральный государственный образовательный стандарт
Юный эколог