THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама

Ольга Попкова
Отчет по теме самообразования «Экологическое воспитание дошкольников»

В наше время проблемы экологического воспитания вышли на первый план, и им уделяют все больше внимания. Причина актуальности - в деятельности человека, ведущей к нарушению экологического равновесия . Это происходит из-за потребительского и безответственного отношения к природе взрослых. Но экологическое сознание закладывается с детства. Поэтому формирование экологического мировоззрения - важнейшая задача воспитания в настоящее время .

Человек и природа неотделимы друг от друга. Человек должен научиться

«смотреть» и «видеть» , «слушать» и «слышать» . Это не дается от рождения в готовом виде, а воспитывается . Поэтому я в своей работе уделяю большое внимание экологическому воспитанию детей . Воспитательно - образовательный процесс с детьми строю на основе Программы «От рождения до школы» Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. Тема самообразования "".

Цель : воспитывать экологическое мировоззрение и культуру дошкольников .

Задачи :

Осуществлять систематическую работу с детьми по экологическому воспитанию ;

Формировать познавательные, практические и творческие умения экологического характера у детей дошкольного возраста ,

Развивать познавательную активность в процессе ознакомления с окружающим миром,

Развивать положительные нравственные качества, побуждающие детей к соблюдению правил поведения в природе,

Помогать ребенку разобраться в сложном мире взаимоотношений человека и природы,

- воспитывать этические и эстетические чувства по отношению к окружающему миру.

Пути реализации :

Создание условий и развивающей среды, программное обеспечение

Повышение экологической грамотности педагогов

Обеспечение непосредственного общения детей с природой, вовлечение в природоохранную деятельность.

В результате проделанной работы :

У детей появилось желание общаться с природой и отражать свои впечатления через различные виды деятельности (познавательную, речевую, художественно - эстетическую) ;

Сформированы начала экологической культуры детей ;

Дети получают практические знания по охране природы;

Развиваются речевые навыки воспитанников ;

дошкольники учатся экспериментировать, анализировать, делать выводы.

Работа по экологическому воспитанию способствует усвоению детьми конкретных сведений о растениях, животных, явлениях природы, позволяет сформировать у ребенка уважительное отношение к природе через интеграцию всех видов деятельности, привить ему экологические навыки и уважительное отношение к окружающей среде, миру природы, дает возможность работать педагогам в системе и творчески , что является залогом успеха в экологическом образовании и воспитании дошкольников .

Большую помощь в работе по экологии оказывают книги . Это сказки Сутеева о растениях и животных, рассказы В. Бианкии М. Пришвина, «Аленушкины сказки» Д. Н. Мамина-Сибиряка, рассказы Н. Чарушина, В. Пермяка, Георгия Скребицкого.

Дети с большим удовольствием слушают и заучивают стихи. Вместе с детьми рассматриваем иллюстрации к произведениям, после просмотра обсуждаем, пересказываем сюжет.

Совместно с детьми просматривали видеоролики на экологическую тему , потом анализировали, совместно делали выводы.

В нашей группе проводились выставки детских рисунков : «Времена года» , «Красивый цветок» , «Мой питомец» , «Зоопарк» , «Как я провёл лето» , изготовили совместную аппликацию «Река Матыра» . На ручном труде изготавливали «Веточку вербы» , «Тюльпаны» , «Кота Матроскина» . Дети с удовольствием лепили цветы, животных, грибы.

В течение года наблюдали за сезонными изменениями в природе, за ростом и развитием растений, за насекомыми, птицами. Наблюдая природу, ребёнок учится видеть, понимать и ценить её красоту. Любое наблюдение – это познавательная деятельность, требующая от детей внимания, сосредоточенности, умственной активности. Циклы наблюдений, сопровождаемые познавательным общением воспитателя с детьми , развивают в них наблюдательность, стойкий интерес к природе, формируют отчётливые представления об особенностях растений и животных и их связи со средой обитания.

На прогулках мы организуем игры с природным материалом (песок, вода, снег, листья, плоды) . Для таких игр на участке имеем такое оборудование, как ящик с песком, совочки, формочки, печатки. Именно на прогулке дети знакомятся со свойствами песка, земли, глины, снега, льда, воды. Кроме этого используются разнообразные игровые упражнения «Найди по описанию» , «Что, где растёт» , «Узнай и назови» , «Вершки- корешки» , «Загадки о животных» на узнавание деревьев, кустарников, цветов, животных (по звукам, следам и т. д.) .Дети очень любят играть в игры с игрушками, приводимыми в движение ветром. Через игры дети могут определить силу и направление ветра, его контрастность.

Большую роль в экологическом образовании дошкольников играет практическая , исследовательская деятельность в детском саду, целью которой является развитие познавательной активности в процессе экспериментирования с объектами живой и неживой природы. Весной дошкольники совместно с воспитателями сажали семена и рассаду на огород, поливали, рыхлили землю, пропалывали сорняки

В группе дети ухаживали за комнатными растениями : протирали листья, поливали, рыхлили землю. Наблюдали за развитием растений в разных условиях : избытка и недостатка влаги, сильного и слабого освещения, прохладной и жаркой температуры.

Изготовила картотеку прогулок, опытов и экспериментов, экологических игр .

Разработала и реализую программу дополнительного образования экологического направления «Друзья природы» в старшей группе.

Обобщила опыт работы по теме «Экологическое воспитание дошкольников » .

Подготовила консультацию и презентацию для воспитателей «Проектная деятельность по экологическому воспитанию дошкольников ».

Подготовила памятку для детей и их родителей «Правилах поведения в природе» , «Как охранять растения» , «Охрана животных» , подготовила консультацию для родителей «Экологическое воспитание детей дошкольного возраста » .

Сотрудничество с семьями детей по экологическому направлению , совместно организованные мероприятия не только помогают обеспечить единство и непрерывность педагогического процесса, но и вносят в этот процесс необходимую ребенку особую положительную эмоциональную окраску. Дети, совместно с родителями, принимали участие в конкурсах поделок «Осенняя фантазия» , «Вместо ёлки – новогодний букет» , «Кормушка для друзей» , муниципальный фотоконкурс «Неизвестные уголки родного края» . Среди них были и работы, направленные для участия в конкурсах на муниципальном уровне.

Проводились акции «Вокруг света с фотоаппаратом» , «Накормим птиц зимой» , в которых дети с удовольствием приняли участие. Дошколята с интересом наблюдали за прилетающими птицами, чистили кормушки от снега, перышек и остатков корма, посыпали зерна и крошки для пернатых друзей.

Только совместными усилиями мы можем решить главную задачу – воспитать экологически грамотного человека .

Публикации по теме:

Доклад по теме: «Экологическое воспитание дошкольников» Подготовила: воспитатель МДОУ «Детский сад №40» Баклина Валентина Николаевна.

Цели: - Укрепление здоровья детей, совершенствование организма средствами физической культуры; - Укрепление опорно-двигательного аппарата.

Отчет по самообразованию «Экологическое воспитание детей 3–4 лет» Отчет по самообразованию: «Формирование познавательного интереса у младших дошкольников на основе представлений о природе как о живом организме».

Образовательная деятельность в соответствии с направлениями развития ребёнка, представлена в пяти образовательных областях:.

Цель: изучение динамики достижений воспитанниками по всем направлениям развития; выявление уровня усвоения детьми.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад общеразвивающего вида № 29 «Золотая рыбка»

Елабужского муниципального района

План работы по самообразованию

на 2015-2018г

Хасанова С.В.

ИНДИВИДУАЛЬНАЯ РАБОТА ПО САМООБРАЗОВАНИЮ

ФИО: Хасанова Светлана Владимировна

Образование: средне-специальное

Специальность: воспитатель

Стаж педагогической работы: 28 лет.

Начало работы по теме 2015-2016 уч. год

Предполагаемый срок окончания 2018 уч. год

Цель самообразования:

Повысить собственный уровень знаний по методической теме.

МЕТОДИЧЕСКАЯ ТЕМА:

«Экологическое воспитание детей дошкольного возраста»

Цель: формирование основ экологической культуры детей, понимания ими элементарных взаимосвязей в природе, выработке первоначальных практических навыков гуманно-созидательного и эмоционально-чувственного взаимодействия с природными объектами ближайшего окружения

Задачи:

    Формировать элементарные экологические знания и представления, начала экологического мировоззрения.

    Систематизировать и углублять знания о живой и неживой природе.

    Учить понимать причинно- следственные связи, показать взаимосвязь растений и животных друг с другом и со средой обитания; показать многообразие живых организмов и их сообществ; формировать представление о том, что человек – часть природы, его жизнь зависит от состояния природных объектов, от окружающей среды, а их сохранность – обязанность человека.

    Формировать доброжелательное отношение к живым существам в процессе общения с ними.

    Воспитывать отзывчивость и коммуникабельность.

    Развивать ответственное и бережное отношение к домашним животным, животным уголка природы в детском саду, к диким животным.

    Учить детей правильно взаимодействовать с природой.

    Формировать трудовые навыки и умения по уходу за комнатными растениями, рационально использовать природные ресурсы.

    Развивать интерес и любовь к родному краю.

Актуальность:

«Всё хорошее в людях – из детства!

Как истоки добра пробудить?

Прикоснуться к природе всем

сердцем

Удивиться, узнать, полюбить!

Мы хотим, чтоб земля расцветала,

И росли, как цветы, малыши,

Чтоб для них экология стала,

Не наукой, а частью души! »

Богат и многообразен мир природы. Но интенсивная хозяйственная деятельность человека непрестанно вносит в него изменения, нарушая экологическое равновесие окружающей среды. Поэтому так важно изучать ее и заботиться об ее охране. Чтобы каждый осознал значимость этого всенародного дела, необходимо уже с детства прививать человеку любовь к природе родного края.

Из всего многообразия мир природы наиболее доступны детям для непосредственного наблюдения растения и домашние животные.

Дошкольники с огромным интересом смотрят на окружающий мир, но видят не все, иногда даже не замечают главного. Очень важно удивляться вместе с ними, побуждать не только смотреть, но и видеть, желание узнать еще больше.

Увлекательные наблюдения на прогулках, первые самостоятельные опыты, развивающие занятия помогут детям младшего возраста в доступной форме понять и осмыслить элементарные связи живой и неживой природы. Создают условия для формирования нравственных и эстетических качеств будущего гражданина, защитника не только себя, своего отечества, но и всего самого прекрасного, что создала ПРИРОДА.

Список изучаемой литературы:

    С.Н.Николаева «Экологическое воспитание дошкольников».

    Веретенникова С.А. Ознакомление дошкольников с природой. – М.: Просвещение,1973.

    Виноградова Т.А., Маркова Т.А. Опыт организации экологического образования в детском саду: Методические советы к программе «Детство». СПб.: Детство – Пресс, 2001.

    Воронкевич О.А. Добро пожаловать в экологию. СПб.:Детство – Пресс, 2003.

    Программа воспитания и обучения в детском саду. Под ред. М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой. Изд. 4-е - М.: Мо­заика-Синтез, 2006, 208 с.

    Дрязгунова В.И. Дидактические игры для ознакомления дошкольников с растениями. – М. 1981.

    Гризик Т.И.«Мир природы» // Дошкольное воспитание. 2001.№9

    Дыбина О.В., Рахманова Н.П., Щетинина В.В. Неизведанное рядом: Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников. – М.: ТЦ Сфера, 2002.

    Золотова Е.И. Знакомим дошкольников с миром животных. М,Просвещение, 1988.

    Иванова А.И. Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду. - М.: ТЦ Сфера, 2007.

    Лучич М.В. Детям о природе. М. Просвещение, 1989.

    Николаева С.Н. Теория и методика экологического образования детей. - М.: Академия, 2002.

    Программа «От рождения до школы» пол редакцией Н.Е Вераксы

    Журналы «Ребёнок в детском саду»:

    Журналы «Дошкольное воспитание

    Федотова А.М.»Познаём окружающий мир, играя» - М.: ТЦ Сфера, 2015.

    Соломенникова О.А.»Занятия по формированию экологических представлений» 2011г

    Аксёнова З. «Войти в природу другом» М.: ТЦ Сфера, 2011

    Рыжова Н. А. Опыты с песком и глиной / Н. А. Рыжова // Обруч, 1998. - № 2

    Рыжова Н. А. Игры с водой и песком. / Н. А. Прохорова // Обруч, 1997. - №2.23

Сроки реализации

Практические выходы

сентябрь - февраль 2015г.

Планирование работы по самообразованию.

составление плана.

Определение содержания работы по самообразованию.

Выбор вопросов для самостоятельного углублённого изучения.

Приобретение методической литературы

Изучение психолого – педагогической, методической литературы по теме С.Н.Николаева «Народная педагогика в экологическом воспитании дошкольников».

Приобретение методической литературы.

«Играя, познаем мир».

«Природа нашего города».

март - апрель 2015г.

Создание папки-передвижки «Ребенок и природа».

Оформить зону наблюдений за растениями «Мини огород».

Совместное создание в группе огорода на подоконнике.

Организовать сбор книг о природе, животных в книжный уголок.

Создать картотеку художественных произведении.

май – август 2015г.

Взаимодействие с родителями: выполнение зарисовок и сбор информации с различных источников.

Оформление материала в виде книги «Экологическая азбука».

Анкетирование родителей.Изготовление экологической газеты для родителей на тему: «Прикоснись к природе сердцем».

Оформление газеты

Пополнение материалов в копилку: «Дикие и домашние животные».

Картотека демонстрационного материала для детей старшей группы.

Консультация для педагогов «Доступные виды труда детей на огороде в детском саду».

Консультация для родителей «Прогулки и их значение для укрепления здоровья ребёнка!»

Изучение уровня отношения детей к окружающей природе.

Беседы, наблюдения, д\игра.

сентябрь – октябрь 2015г.

Выставка «Волшебный сундучок осени».

Составление перспективного плана по работе экологического кружка «Знатоки природы» на 2015-2016гг

ноябрь – декабрь 2015г.

Изучение научно – методической литературы: А.Лопатин «Экологическое воспитание», Л.Н.Воронецкая «Народная педагогика в экологическом воспитании».

Приобретение научно-методической литературы.

январь 2016

Выступление на педагогическом совете.

февраль 2016

Привлечь родителей к нравственному воспитанию детей, совместному труду; сплочение детского и взрослого коллектива

Акция «Наши меньшие друзья!»

Подбор материала по теме «Деревья», «Растения», «Цветы», «Насекомые»

Пополнение экологического уголка.

март – апрель 2016

Изготовление демонстрационного и раздаточного материала для непосредственно образовательной деятельности с детьми.

Работа с родителями.

Принять участие в конкурсе «Эко-лидер 2016»

Участие в конкурсе «Эко-лидер 2016»

Изучение журналов «Дошкольное воспитание», «Ребенок в детском саду».

Изучение статей по данному направлению.

май- август 2016

Привлечь родителей к подготовке группы, участка к летнему периоду работы. Дать возможность проявить единство, творчество и заинтересованность в благоустройстве участка

Озеленение и благоустройство участков и территории совместно с родителями

Посев семян на грядке

Совместная деятельность с детьми.

«Экологический десант» - привлечь родителей к озеленению территории детского сада.

Совместная деятельность родителей и детей.

сентябрь – ноябрь 2016

Составление перспективного плана кружка «Знатоки природы» на 2016-2017 учебный год для старшей группы

Перспективный план.

Подбор материала для оформления картотеки по темам: «Птицы», «Насекомые», «Цветы луговые», «Цветы садовые», и т.д.

Папка-передвижка «Природа – общий дом».

Подготовка и организация выставки: «Волшебный сундучок осени» (использование природного и бросового материала

Выставки: «Волшебный сундучок осени»

Использование УМК в экологическом воспитании дошкольников.

Использование DVD дисков в работе на занятиях и вне занятий.

Приобщать семьи к сотрудничеству с детским садом, обучить родителей совместной продуктивной деятельности с детьми. Развивать творческие способности детей и родителей.

Развлечение «Золотая осень»

Пополнить картотеку дидактических игр по экологии

Картотека дидактических игр для детей старшей группы.

декабрь 2016

Создание предметно-развивающей среды. Изучение условий организации экспериментальной деятельности детей в группе, создание мини лабораторий с объектами неживой природы.

Консультация для родителей на тему: «Создание условий для проведения поисково-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста»

январь – март 2017

Организация конкурса-выставки «Добро пожаловать, пернатые друзья»

Привлечение родителей к выполнению скворечников для выставки-конкурса и дальнейшего установки их на территории детского сада.

«Мы – жители планеты».

Организовать конкурс детского рисунка «Я рисую мир».

Создание условий для формирования у детей основ экологической культуры.

Пополнение дидактических игр..

апрель-май

Привлечь родителей к участию в конкурсе: «Природу надо беречь».

Облагораживание участка.

Праздник «День Земли»

Проведения праздника совместно с родителями

«Животные на земле»- природоохранная деятельность.

Подобрать иллюстрации по теме.

Диагностика уровня экологических знаний и навыков воспитанников.

сентябрь - ноябрь 2017

Изучение научно-методической литературы.

Составление перспективного плана кружка «Знатоки природы» на 2017-2018 учебный год

Перспективный план на 2015-2016 учебный год.

«Природа и люди в русских волшебных сказках».

Консультация для родителей.

Украшение группы, создание атмосферы осенней природы.

Фотоотчет.

Привлечение родителей воспитанников в целях организации выставки: «Дары Осени» приуроченной к развлечению «Золотая осень».

Выставка «Дары осени».

Развлечение «Золотая осень»

Проведение целевых прогулок. Совместная работа с эколого- биологическим центром.

Экскурсия в эколого- биологический центр.

Объявление конкурса на лучший экологический дизайн прогулочного участка группы.

Фотоотчет.

Анкетирование родителей. «Нужна ли нам экология?»

Провести акцию «Поможем зимующим птицам и животным». Чтение природоведческой литературы о помощи птицами животным зимой.

Подбор литературы.

Подбор материала для оформления картотеки

План работы по самообразованию

«Формирование экологической культуры детей дошкольного возраста посредством приобщения их к природе »

На _2011-2017 год

ФИО: Лихацкая Евгения Александровна

Должность: воспитатель МКДОУ ДС №7 «Колосок» с.Благодатное

Стаж педагогической работы: 2 года

Начало работы по теме 2011-2012 уч. год

2016-2017 уч. год

Скачать:


Предварительный просмотр:

План работы по

самообразованию

Воспитатель:

Лихацкая Е.А.

с.Благодатное,

2011-2017 г.

План работы по самообразованию

«Формирование экологической культуры детей дошкольного возраста посредством приобщения их к природе»

На _ 2011-2017 год

ФИО: Лихацкая Евгения Александровна

Должность: воспитатель МКДОУ ДС №7 «Колосок» с.Благодатное

Стаж педагогической работы: 2 года

Начало работы по теме 2011-2012 уч. год

Предполагаемый срок окончания 2016-2017 уч. год

Тема : Формирование экологической культуры детей дошкольного возраста посредством приобщения их к природе

Цель: формирование основ экологической культуры детей, понимания ими элементарных взаимосвязей в природе, выработке первоначальных практических навыков гуманно-созидательного и эмоционально-чувственного взаимодействия с природными объектами ближайшего окружения

Задачи:

  • Формировать элементарные экологические знания и представления, начала экологического мировоззрения.
  • Систематизировать и углублять знания о живой и неживой природе.
  • Учить понимать причинно- следственные связи, показать взаимосвязь растений и животных друг с другом и со средой обитания; показать многообразие живых организмов и их сообществ; формировать представление о том, что человек – часть природы, его жизнь зависит от состояния природных объектов, от окружающей среды, а их сохранность – обязанность человека.
  • Формировать доброжелательное отношение к живым существам в процессе общения с ними.
  • Воспитывать отзывчивость и коммуникабельность.
  • Развивать ответственное и бережное отношение к домашним животным, животным уголка природы в детском саду, к диким животным.
  • Учить детей правильно взаимодействовать с природой.
  • Формировать трудовые навыки и умения по уходу за комнатными растениями, рационально использовать природные ресурсы.
  • Развивать интерес и любовь к родному краю, формировать представления об экологических проблемах села.

Список литературы:

  1. Артемова Л.В. Окружающий мир в дидактических играх. – М. 1993.
  2. Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду. – М.1991.
  3. Веретенникова С.А. Ознакомление дошкольников с природой. – М.: Просвещение,1973.
  4. Виноградова Т.А., Маркова Т.А. Опыт организации экологического образования в детском саду: Методические советы к программе «Детство». СПб.: Детство – Пресс, 2001.
  5. Воронкевич О.А. Добро пожаловать в экологию. СПб.:Детство – Пресс, 2003.
  6. Программа воспитания и обучения в детском саду . Под ред. М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой. Изд. 4-е - М.: Мозаика-Синтез, 2006, 208 с.
  7. Методические рекомендации к «Программе воспитания и обучения в детском саду» / под ред. М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой. - М. : Издательский дом «Воспитание дошкольника», 2005.
  8. Дрязгунова В.И. Дидактические игры для ознакомления дошкольников с растениями. – М. 1981.
  9. Гризик Т.И.«Мир природы» // Дошкольное воспитание. 2001.№9
  10. Дыбина О.В., Рахманова Н.П., Щетинина В.В. Неизведанное рядом: Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников. – М.: ТЦ Сфера, 2002.
  11. Золотова Е.И. Знакомим дошкольников с миром животных. М.,Просвещение, 1988.
  12. Иванова А.И. Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду. - М.: ТЦ Сфера, 2003.
  13. Лучич М.В. Детям о природе. М. Просвещение, 1989.
  14. Николаева С.Н. Теория и методика экологического образования детей. - М.: Академия, 2002.
  15. Николаева С.Н. «Юный эколог». - М.: Мозаика-Синтез,
  16. Николаева С.Н. Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве. - М.: Новая школа, 1995.
  17. Саморукова П.Г. Как знакомить дошкольников с природой. – М.:Просвещение, 1978.

Предварительный просмотр:

Раздел плана

Срок

Практические выходы

2011-2012 учебный год

Изучение, анализ и обобщение литературных исследований по теме.

Сентябрь

2011г

Планирование работы по самообразованию.

Определение содержания работы по самообразованию;
выбор вопросов для самостоятельного углублённого изучения.


Составление плана

Октябрь

2011г.

Изучение научно-методической литературы:

Николаева С.Н. Создание условий для экологического воспитания детей.

Воронкевич О.А. Добро пожаловать в экологию.

Веретенникова С.А. Ознакомление дошкольников с природой.

Папка-передвижка «Ребенок и природа»

Ноябрь

2011 г.

Создание экологического уголка.

Подготовка и организация выставки: «Дары природы» (использование природного и бросового материала)

Выставка: «Дары природы»

Декабрь

2011 г.

Создание предметно-развивающей среды. Изучение условий организации экспериментальной деятельности детей в группе, создание мини лабораторий с объектами неживой природы.

Консультация для родителей на тему:«Создание условий для проведения поисково-иследовательской деятельности детей дошкольного возраста»

Январь

2012 г.

Дать родителям информацию о прогулках в детском саду, мероприятиях и видах деятельности на улице, подвижных играх. Воспитывать желание активно с детьми проводить время на улице.

Стенгазета со стихами «Зимняя прогулка в детском саду!»

Февраль

2012 г.

Анкетирование родителей.

Изготовление экологической газеты для родителей на тему: «Прикоснись к природе сердцем».

Выступление на педсовете: «Экологическое воспитание детей в детском саду».

Март

2012 г.

Повышение квалификации на курсах.(I этап)

Апрель

2012 г.

Изготовление дидактических игр, пособий по экологии.

Картотека дидактических игр для детей II младшей группы

Май

2012г.

Консультация для родителей

«Прогулки и их значение для укрепления здоровья ребёнка!»

2012-2013 учебный год

1Подготовить материал для фундаментальных курсов.

2. Разработать конспект НОД по экологии

3. Пополнить картотеку дидактических игр по экологии 4. Внедрение и реализация новых современных, образовательных технологий, вариативных воспитательно – образовательных программ.

Сентябрь

2012г

Разработать план работы дополнительного образования «Познайка» для детей 4-6 лет

Фоторепортаж «Воспоминания о лете!»

Выставка, оформление «Развиваемся играя в сентябре»

Октябрь

2012г.

Привлечь родителей к нравственному воспитанию детей, совместному труду; сплочение детского и взрослого коллектива

Акция «Наши меньшие друзья!»

Ноябрь

2012 г.

Приобщать семьи к сотрудничеству с детским садом, обучить родителей совместной продуктивной деятельности с детьми. Развивать творческие способности детей и родителей.

Открытый просмотр НОД «Осень золото роняет» Мастер-класс для детей и родителей «Лебеди»

Декабрь

2012 г.

Медиатека познавательно-экологического содержания «Звуки природы». деятельности в образовательном пространстве Подбор DVD дисков по изучаемым темам

Использование DVD дисков в работе на занятиях и вне их

Январь

2013 г.

Разработать конспекты этических бесед по экологии «Ключи природы»дидактические игры по экологическому развитию

Развлечение для детей средней группы «В зимнем лесу»

Выступление на семинаре «Развитие речи дошкольников»для родителей воспитывающих детей на дому

Февраль

2013 г.

Подбор материала для оформления картотеки

МБОУ Одинцовская СОШ № 3

Московская область г.Одинцово

План по самообразованию.

Тема: «Развитие экологического воспитания дошкольника через дидактические игры»

Выполнила:

Актуальность темы

Ребёнок дошкольного возраста - природный исследователь окружающего мира. Мир открывается ребёнку через опыт его личных ощущений, действий, переживаний. «Чем больше ребёнок видел, слышал и переживал, тем больше он знает, и усвоил, тем большим количеством элементов действительности он располагает в своём опыте, тем значительнее и продуктивнее при других равных условиях будет его творческая, исследовательская деятельность»,- писал Лев Семёнович Выготский.

Развитие познавательных интересов дошкольников является одной из актуальных проблем педагогики, призванной воспитать личность, способную к саморазвитию и самосовершенствованию. Экспериментирование становится для ребёнка 5-6 лет одним из ведущих видов деятельности: «Фундаментальный факт заключается в том, что деятельность экспериментирования пронизывает все сферы детской жизни, все виды детской деятельности, в том числе и игровую». Игра в исследовании часто перерастает в реальное творчество. И потом, вовсе неважно, открыл ли ребёнок что-то принципиально новое или сделал то, что всем известно давно. У учёного, решающего проблемы на переднем крае науки, и у малыша, открывающего для себя еще мало известный ему мир, задействованы одни и те же механизмы творческого мышления. Познавательно-исследовательская деятельность в дошкольном учреждении позволяет не только поддерживать имеющийся интерес, но и возбуждать, по какой-то причине угасший, что является залогом успешного обучения в дальнейшем.

Развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста особенно актуально в современном мире, так как благодаря развитию познавательно-исследовательской деятельности развиваются и детская любознательность, пытливость ума и на их основе формируются устойчивые познавательные интересы.

Сегодня в обществе идет становление новой системы дошкольного образования. Роль современного воспитателя не сводится к тому, чтобы донести до ребенка информацию в готовом виде. Педагог призван подвести ребенка к получению знаний, помочь развитию творческой активности ребенка, его воображения. Именно в познавательно-исследовательской деятельности дошкольник получает возможность напрямую удовлетворить присущую ему любознательность, упорядочить свои представления о мире.

Цель работы по теме самообразования: создать оптимальные условия для развития познавательно-исследовательской деятельности старших дошкольников как основы интеллектуально - личностного, творческого развития; объединить усилия педагогов и родителей для развития познавательно-исследовательской деятельности старших дошкольников через дидактические игры,эксперименты,опыты.

Задачи:

Изучить методики, технологии по познавательно-исследовательской деятельности;

Создать условия для поддержания исследовательской активности детей;

Поддерживать у детей инициативу, сообразительность, пытливость, самостоятельность, оценочное и критическое отношение к миру через дидактические игры;

Развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования;

Развивать наблюдательность, умение сравнивать, анализировать, обобщать, развивать познавательный интерес детей в процессе экспериментирования, установление причинно-следственной зависимости, умение делать выводы;

Развивать внимание, зрительную и слуховую чувствительность.

План работы на год

Практические выходы

Изучение методической литературы

Сентябрь - май

1. Виноградова Н.Ф. «Рассказы-загадки о природе», «Вентана-Граф», 2007 г.

2. Дошкольное воспитание №2, 2000 г.

3. Дыбина О.В. и др. Ребенок в мире поиска: Программа по организации поисковой деятельности детей дошкольного возраста. М.: Сфера 2005 г.

4. Дыбина О.В. Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников. М., 2005.

5. Иванова А.И. Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду. М.: Сфера, 2004

6. Рыжова Н. Игры с водой и песком. // Обруч, 1997. - №2

7. Смирнов Ю.И. Воздух: Книжка для талантливых детей и заботливых родителей. СПб., 1998.

8. Экспериментальная деятельность детей 4-6 лет: из опыта работы/авт.-сост. Л.Н. Менщикова. - Волгоград: Учитель, 2009.

Анализ изученной литературы в плане по самообразованию.

Работа с детьми

Сентябрь

Исследование свойств песка и глины во время игровой деятельности на прогулке.

Опыты с песком и глиной.

Наблюдение, исследование свойств воды во время режимных моментов, в игровой деятельности, в повседневно-бытовых ситуациях, в исследовательской деятельности.

Опыты с водой.

Изучение свойств воздуха, снега в повседневных бытовых ситуациях, в игровой деятельности, в исследовательской деятельности.

Опыты с воздухом, снегом.

Изучение свойств магнита в самостоятельной деятельности, во время коллективных занятий, опытно-экспериментальной деятельности.

Опыты с магнитом.

Наблюдение за комнатными растениями, изучение условий для оптимального развития и роста растений.

Опыты «С водой и без воды», «На свету и в темноте».

Работа с семьёй

Сентябрь

Привлечение родителей к созданию уголка «Юные исследователи»: оборудовать уголок полочками, ёмкостями для опытов, собрать природный материал.

Создание и оборудование уголка «Юные исследователи».

Консультация для родителей на тему «Организация детского экспериментирования в домашних условиях».

Газета для любознательных родителей.

Открытый показ образовательной деятельности «Волшебное царство трёх ветров»

Подготовка фотографий детей во время экспериментирования, познавательно-исследовательской деятельности.

Фотовыставка «Юные исследователи».

Самореализация

Сентябрь-май

Сбор информации для создания картотеки опытов и экспериментов.

Картотека опытов и экспериментов для детей 5-6 лет.

Консультация для педагогов ДО «Значение поисково-исследовательской деятельности в развитии ребенка».

Консультация для педагогов.

Доклад и презентация по теме «Опыт работы с родителями по развитию интереса ребенка к познавательно-исследовательской деятельности».

Выступление на педсовете.

Отчёт о проделанной работе по теме самообразования на итоговом педсовете.

Выступление на педсовете.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад «Золотой петушок»

План по самообразованию

Тема: «Формирование начал экологической культуры у детей дошкольного возраста»

Выполнил:

воспитатель высшей категории

Макеева Е. В.

г. Нижняя тура

2015г.

Актуальность темы: Так как проблемы экологии в последние годы выдвигаются на первый план, то необходимо углублять знания детей в этой области. Приобщение детей к экологической культуре необходимо начинать с детства, так как в этом возрасте легче всего приобщить детей к природе, научить любить и охранять природу. Дети учатся наблюдать за изменениями, происходящими в природе и делать выводы.

Основным содержанием моей работы по экологическому воспитанию является формирование осознанно-правильного отношения к явлениям и объектам природы, которые окружают ребенка и с которыми он знакомится в дошкольном детстве.

Цель: Обучение детей любви и пониманию природы, формирование начал экологической культуры.

  • Задачи: формировать представления о простейших взаимосвязях в живой и неживой природе, знакомить с правилами поведения в природе;
  • расширять представления об условиях, необходимых для жизни людей, животных, растений;
  • продолжать формировать представления о том, что человек - часть природы и что он должен беречь, охранять и защищать её;
  • закреплять умения устанавливать причинно-следственные связи между природными явлениями;
  • подвести к пониманию того, что жизнь человека на Земле зависит от состояния окружающей среды.

Мною был составлен перспективный план по «Формированию начал экологической культуры у детей дошкольного возраста» и намечен план взаимодействия с родителями.

В перспективе пополнить дидактический материал играми, научной и художественной литературой; расширить центр природы новыми цветущими комнатными растениями; пополнить мини-лабораторию для познавательно-исследовательской деятельности.

Перспективный план

Срок реализации 2015-2016 учебный год

Теоретический этап

Сроки выполнения

Примечания

В течение года

Изучение статей в журналах:

«Воспитатель ДОУ»,

«Дошкольное воспитание»,

«Ребенок в детском саду»,

«Обруч»

В течение года

Практический этап

Выставка-конкурс поделок «Осенний сундучок»

Сентябрь

Творческая работа детей с родителями

Составление плана работы

Октябрь

Перспективный план работы

Консультации для родителей

В течение года

Папки – передвижки на тему: «Ребенок и природа», стенд «Теперь мы знаем…»

Разработка занятий по экологии

Ноябрь

Составление конспектов с использованием ИКТ

Разработка проекта по экологическому воспитанию для детей дошкольного возраста. Тема: «Экология души» и перспективный план работы с детьми дошкольного возраста

Декабрь

Долгосрочный проект, участие родителей

Создание экологического уголка.

Подготовка и организация выставки: «Дары природы» (использование природного и бросового материала)

Январь

Выставка: «Дары природы»

Пополнение предметно-развивающей среды. Изучение условий организации экспериментальной деятельности детей в группе, обновление мини лаборатории с объектами неживой природы.

Февраль

Консультация для родителей на тему: «Создание условий для проведения поисково-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста».

Круглый стол «Люби и охраняй окружающую природу»

Март

Выступление с докладом за круглым столом.

Самоанализ проделанной работы.

Проведение открытого мероприятия для анализа со стороны коллег на тему «Лучше нет родного края»

Апрель

Май

Консультация для родителей

«Прогулки и их значение для укрепления здоровья ребёнка!»

Отчет о проделанной работе

Май

Обобщение результатов на заседании педагогического совета ДОУ.

Срок реализации 2016-2017учебный год

Сроки выполнения

Форма отчётности

В течение года

Приобретение пособий.

Изучение статей в журналах:

«Воспитатель ДОУ»,

«Дошкольное воспитание»,

«Ребенок в детском саду», «Обруч»

В течение года

Подписка на печатные издания.

Практический этап

Разработать перспективный план работы по экологическому воспитанию.

Сентябрь

Календарно – тематическое планирование

Привлечь родителей к нравственному воспитанию детей, совместному труду.

Акция «Наши меньшие друзья!»

Семинар практикум «Юный эколог»

Октябрь

Выступление на семинаре-практикуме для воспитателей дошкольного образовательного учреждения, проведенного на базе Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Золотой петушок»

Изготовление демонстрационного и раздаточного материала для образовательной деятельности.

В течение года

Демонстрационный и раздаточный материал.

Показ открытого занятия для педагогов по ознакомлению с окружающим миром.

Ноябрь

Конспект образовательной деятельности

Организация выставки «Добро пожаловать, пернатые друзья!»

Декабрь

Привлечение родителей к выполнению кормушек для выставки.

«Природа и люди в русских волшебных сказках»

Январь

Консультация для родителей.

Экологическое мероприятие совместно с родителями «Профессия-эколог»

Февраль

Оформление фотоколлажа. Фотоотчёт.

Проект « Животные на земле»- природоохранная деятельность (краткосрочный).

Март

Творческая работа детей совместно с родителями.

Проведение викторины «Что? Где? Когда?»

Апрель

Интеллектуальная игра для детей старшего дошкольного возраста.

Оформить зону наблюдений за растениями «Мини огород».

Май

Создание в группе огорода на подоконнике.

Отчет о проделанной работе.

Май

Самоанализ и подведение итогов.

Срок реализации 2017-2018 учебный год

Теоретический этап

Сроки выполнения

Примечания

(заполняется в процессе реализации плана)

Изучение методической литературы по данной проблеме

В течение года

Приобретение пособий и дидактического материала.

Изучение статей в журналах:

«Воспитатель ДОУ»,

«Дошкольное воспитание»,

В течение года

Подписка на печатные издания.

Практический этап

Консультация «Занимательная прогулка с ребёнком»

Сентябрь

Беседа с родителями, памятка.

Игры и упражнения для экологического развития детей раннего возраста

Картотека игр и упражнений.

«Люби и охраняй родную природу».

Октябрь

Оформление папки-передвижки.

Работа по составлению рассказов по сюжетным картинкам

Ноябрь

Развлечение «Мой осенний сад»

В течение года

Наглядный материал

Консультация для педагогов на тему «Экологическое воспитание как развитие познавательных способностей и нравственных качеств личности»

Декабрь

Наглядный материал

Взаимодействие с родителями.

Январь

Конкурс «Самая красивая кормушка»

Консультация «Дидактическая игра как средство экологического воспитания дошкольников»

Февраль

Выступление с сообщением на родительском собрании.

Акция «Необычное семечко».

Март

Подготовка семян и высадка рассады.

Проведение образовательной деятельности на тему: «Маленький цветочек»

Апрель

Конспект образовательной деятельности, самоанализ.

Отчет о проделанной работе за год.

Май

Обобщение результатов на заседании педагогического совета ДОУ

Срок реализации 2018-2019 учебный год

Теоретический этап

Сроки выполнения

Примечания

(заполняется в процессе реализации плана)

Изучение методической литературы по данной проблеме.

В течение года

Приобретение пособий.

Изучение статей в журналах:

«Воспитатель ДОУ»,

«Дошкольное воспитание»,

«Ребенок в детском саду», «Обруч».

В течение года

Подписка на печатные издания.

Практический этап

Проведения родительского собрания

Сентябрь

Тема: «О взаимоотношениях ребенка и родителей»

Выступление на педсовете

Октябрь

Тема: «Организация и проведение мониторинга развития интегративных качеств дошкольника»

Беседы: «Обитатели скотного двора»; «Кто где живет?»; «Забавные истории о добрых животных»

Ноябрь

Изготовление альбомов, макетов совместно с родителями.

Конкурс рисунков «Красота зимней природы».

Декабрь

Совместное творчество детей и родителей.

Викторина «Наши друзья-пернатые», загадывание загадок. Беседы: «Какие бывают птицы?», «Куда улетают птицы?»

Январь

Изготовление кормушек, Выставка детских рисунков. Наблюдение за птицами.

Участие во Всероссийских и областных конкурсах.

Февраль

Сертификаты, дипломы

Совместная работа с детьми «Сбережём планету».

Март

Коллективная творческая работа.

Дид.игра «Живая и неживая природа», беседы о цветах: «Кто живет на подоконнике?», «Комнатные растения»

Апрель

Выставка детских рисунков. Консультации.

Отчет о проделанной работе

Май

Обобщение результатов на педсовете ДОУ.

Срок реализации 2019-2020 учебный год

Теоретический этап

Сроки выполнения

Примечания

(заполняется в процессе реализации плана)

Изучение методической литературы по данной проблеме

В течение года

Приобретение пособий.

Изучение статей в журналах:

«Воспитатель ДОУ»,

«Дошкольное воспитание»,

«Ребенок в детском саду»,«Обруч».

В течение года

Подписка на печатные издания.

Практический этап

Консультация для родителей

Сентябрь

Тема: «Экологические игры для дошкольников

Подготовить и провести экологический праздник для детей с участием родителей.

О ктябрь

«Осень золотая»

Обработка результатов мониторинга по образовательной области «Ознакомление с окружающим миром».

Ноябрь

Индивидуальная работа с детьми

«Растения – фитотерапевты: какие они?»

Декабрь

Подготовка наглядного материала.

Семинар-практикум для воспитателей

Январь

Тема: «Интегрированный подход

в экологическом воспитании дошкольников»

Участие во всероссийских конкурсах в интернете.

Февраль

Всероссийский конкурс профессионального мастерства «Ярмарка педагогических идей»

Обобщение опыта работы на заседании экологического клуба в ДОУ.

Март

Тема: «Влияние экологических игр на развитие начал экологической культуры детей дошкольного возраста»

Изготовление лепбука на тему «Живая и неживая природа»

Апрель-май

Творческая работа, показ мастер-класса на педсовете педагогов в ДОУ.

Фотоколлаж на тему «Отдыхаем, не навредя!»

Май

Выставка семейных фотографий.

Список использованной литературы

Э. Э. Баранникова «Я познаю мир»

А. Н. Бондаренко «Дидактические игры в детском саду»

Н. Е. Веракса, Т. С. Комарова, М. А.Васильева «От рождения до школы»

С. А. Веретенникова «Ознакомление дошкольников с природой»

Воспитатель в ДОУ

Т. Н. Вострухина «Знакомим с окружающим миром детей»

Дошкольное воспитание

Т. С. Комарова «Изо в детском саду»

О. М. Масленникова, А. А. Филиппенко «Экологические проекты в детском саду»

С. Н. Николаева «Юный эколог»

С. Н. Николаева «Создание условий для экологического воспитания» детей

С. Н. Николаева «Экологическое воспитание дошкольников»

С. Н. Николаева «Народная педагогика в экологическом воспитании дошкольников

С. Н. Николаева «Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве»

Обруч

Ребёнок в детском саду

Н. А. Рыжова «Экологическое образование в детском саду »

П. Г. Сумарокова «Как знакомить детей с природой?»

П. Г. Сумарокова «Мир природы и ребенок»

О. А. Соломенникова «Ознакомление с природой в детском саду»

(ФГОС) Федеральный государственный образовательный стандарт

Юный эколог


THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама