THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама

Игровая деятельность выступает не только как метод обучения, но и как свободная самостоятельная деятельность детей. Значение организации такого игрового часа состоит в том, что свободная игровая деятельность детей требует от каждого ребенка импровизации и творчества, что способствует развитию творческих качеств личности, способности решать инициативно любую задачу. Это очень важно для выполнения различных учебных задач, с которыми ребенок встретится в школе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МБДОУ «Детский сад № 24 г. Кызыла»

Семинар - по теме:

«Особенности игровой деятельности

детей подготовительной к школе группы »

Подготовила:

воспитатель подготовительной группы

Чыргал Дарый Дадар-ооловна

Кызыл 2015 г.

Игровая деятельность выступает не только как метод обучения, но и как свободная самостоятельная деятельность детей. Значение организации такого игрового часа состоит в том, что свободная игровая деятельность детей требует от каждого ребенка импровизации и творчества, что способствует развитию творческих качеств личности, способности решать инициативно любую задачу. Это очень важно для выполнения различных учебных задач, с которыми ребенок встретится в школе.

«Игра-ведущий вид деятельности дошкольника». С этим положением никто не спорит. Но как это реализуется в современной практике? С каждым новым поколением детей меняется игровое пространство детства. Социализация нынешних бабушек и дедушек проходила во дворах, где они целыми днями гоняли мяч, играли в «казаков-разбойников», прыгали на скакалках. Их дети были вовлечены в дворовую субкультуру уже не так сильно. Современное поколение и вовсе предпочитает коллективным дворовым играм – индивидуальные, компьютерные игры. Впрочем, это предпочтение во многом формируется вечно спешащими взрослыми: у много работающих мам и пап просто нет времени, бабушки и дедушки живут отдельно от внуков и тоже работают, ну а воспитатели усиленно готовят детей к школе.

Эта тенденция характерна не только для нашей страны, но и для всего мира. Учёные и педагоги всех стран говорят о необходимости вернуть детям право на игру. В ФГОСах к образовательным программам игра рассматривается как важное средство социализации ребёнка, его развития. Право играть зафиксировано в Конвенции о правах ребёнка (ст.31).Вместе с тем это право нарушается значительно чаще, чем другие права ребёнка.

Причины нарушений:

1) непонимание взрослыми важности игры;

2) отсутствие безопасного пространства для игры;

4) отсутствие соответствующей предметно–развивающей среды, поддерживающей игру;

5) давление образовательных задач и приоритет обучающих действий;

6) полное отсутствие игры в школе;

7) жёсткое программирование свободного времени детей.

Главная причина – право на игру декларативно признаётся, но не обеспечивается педагогами, родителями, чиновниками. Как обеспечить достаточное время для сюжетно-ролевой игры в течение дня? Как создать условия для оптимизации игровой активности дошкольников? Как поддержать игру, а не управлять действиями детей?

Утверждение, что в воспитании и развитии ребенка-дошкольника большая роль принадлежит игре, давно стало аксиомой для педагогов дошкольных учреждений. Зависимость между сформированной игровой деятельностью и успехами в школе определяется её влиянием на развитие учебной деятельности и просматривается на любом виде игр. Вместе с тем педагогу следует помнить, что игровая деятельность может изобретаться ребенком, если к этому есть определенные предпосылки: знания, которые становятся основой ее результативности, разнообразные умения играть (как использовать игрушки или предметы-заместители, как разыгрывать роль, изображать образ, выполнять условные действия, строить сюжет, подчиняться правилам, вступать во взаимодействия и т.д.). Всему этому детей надо учить.

Есть целая система обучения детей умению играть в различные игры:

1. творческие игры:

Сюжетно - ролевые (с элементами труда, с элементами художественно-творческой деятельности);

Театрализованная деятельность (режиссерские, игры – драматизации);

Конструкторские.

2. дидактические игры:

Игры с предметами;

Настольно - печатные;

Словесные.

3. развивающие игры.

4. подвижные игры.

Творческие игры имеют важнейшее значение для всестороннего развития ребенка. Через игровые действия дети стремятся удовлетворить активный интерес к окружающей жизни, перевоплощаются во взрослых героев художественных произведений. Создавая, таким образом, игровую жизнь, дети верят в её правду, искренне радуются, огорчаются, переживают.

В подготовительной к школе группе виды сюжетно – ролевых творческих игр самые разнообразные: бытовые сюжеты, транспорт, ряжение, семья, доктор, магазин, детский сад, моряки, почта, семья, школа, ателье, кафе, парикмахерская, зоопарк, библиотека, космонавты.

Не менее важное значение отдается театрализованным играм. Театрализованные игры:

1) режиссерская – ребёнок не действующее лицо, берет роль действующего персонажа (например: под запись сказки).

2) музыкальная драматизация (может быть сочетание видов театра).

3) импровизация - разыгрывание темы без предварительной подготовки.

Режиссёрская игра - это индивидуальная игра, в которой дети чувствуют себя свободно. Этот вид игры типичен для детей, ограниченных в контактах со сверстниками. Если ребёнок не имеет опыта действия с игрушкой - игра разваливается. В режиссёрской игре ребёнок как режиссёр. Он организовывает театрально – игровое поле, актёрами и исполнителями в котором являются куклы. В другом случае актёрами, сценаристами и режиссерами являются сами дети, которые во время игры договариваются о том, кто какую роль исполняет, что делает.

Игры - драматизации создаются по готовому сюжету из литературного произведения или театрального представления. План игры и последовательность действий определяется предварительно. Такая игра более сложна для детей, чем наследование того, что они видят в жизни, потому что нужно хорошо понимать и чувствовать образы героев, их поведение, помнить текст произведения (последовательность развертывания действий, реплик персонажей). Игры – драматизации помогают детям больше понимать идею произведения, чувствовать его художественную ценность, положительно влияют на развитие выразительности речи и движений. Это и является особенным значением таких игр. Чтобы дети могли передать соответствующий образ надо учить их ставить себя на место героев произведения, проникаться их чувствами, переживаниями, развивать их воображение. В процессе работы у детей формируются речь, интонация, мимика, двигательные навыки (жесты, походка, поза, движения). Дети учатся сочетать в роли движение и слово, развивают чувство партнёрства и творческие способности.

На занятиях и в повседневной жизни разыгрываются сценки из детского быта - например, с куклой или медвежонком, организовываем игры на темы литературных произведений: «Игрушки» А. Барто, потешек, колыбельных и т. д. У ребят появляется интерес к кукольным, плоскостным спектаклям, к литературным произведениям, в особенности к сказкам и потешкам.

Ещё один вид – конструкторские игры. Эти творческие игры направляют внимание ребёнка на разные виды строительства, содействуют приобретению конструкторских навыков организации, привлечению их к трудовой деятельности.

В конструкторских играх ярко проявляется интерес детей к свойствам предмета, и желанием учиться с ним работать. Материалом для этих игр могут быть конструкторы разные видов и размеров, природный материал (песок, глина, шишки и так далее), из которого дети создают различные вещи, по собственному замыслу или по заданию воспитателя.

В процессе конструкторских игр ребёнок активно и постоянно создаёт что-то новое. И видит результаты своего труда. У малышей должно быть достаточно строительного материала, различных конструкций и размеров. Материал для конструкторских игр:

Природный материал (листья, шишки, снег, глина, песок)

Искусственный материал (мозаика, бумага, модульные блоки, конструкторы различных видов и размеров)

Игры со строительным материалом развивают воображение ребенка, его конструктивные способности, мышление, приучают к сосредоточенной упорной деятельности. Они способствуют культуре движений, ориентировке в пространстве. Строительный материал знакомит с геометрическими формами, величиной, развивает чувство равновесия. Работу необходимо начинать с простых построек, постепенно усложняя их. Детей не активных в работе, объединять с теми, кто любит строить, и у кого получаются неплохие постройки. Необходимо устанавливать связи между строительными и сюжетно – ролевыми играми, для поддержания игровой установки, развития творческой мысли. Чтобы игры стали более увлекательными можно устраивать соревнования на скорость выполнения задания. В них могут участвовать и взрослые. В разное время года детей учат работать с природным материалом, показывая приёмы работы с ним и развивая их замысел и воображение.

Дидактические игры - это игры обучающие. Их основное назначение - способствовать усвоению и закреплению у детей знаний, умений, навыков, развитие умственных способностей. Каждая дидактическая игра имеет определенную дидактическую задачу, игровые действия. Дидактические игры, во-первых, являются методом обучения, во-вторых - самостоятельной игровой деятельностью. В процессе НОД надо учить детей, как надо играть, знакомить с правилами и игровыми действиями, а в самостоятельных играх детей воспитатель участвует в качестве партнера или арбитра.

Коллективные дидактические игры помогают развивать у играющих навыки сотрудничества, взаимодействия на основе общих интеллектуальных замыслов и познавательных интересов. Участвуя в играх, упрямые, эгоистичные дети постепенно осознают, что успешно решить игровую задачу, получить удовлетворение от игры можно только в бесконфликтном взаимодействии с партнером. Дидактическая игра представляет собой многоплановое, сложное педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего развития. Ценность этих игр в том, что с их помощью дети знакомятся со свойствами предметов и их признаками: цветом, величиной, формой, качеством. В них решаются задачи на сравнение, классификацию, установление последовательности в решении задач. По мере овладения детьми новыми знаниями о предметной среде задания в играх усложняются в определении предмета по этому признаку (цвету, форме, качеству, назначению и др.), что очень важно для развития отвлеченного, логического мышления.

Словесные игры построены на словах и действиях играющих. В таких играх дети учатся, опираясь на имеющиеся представления о предметах, углублять знания о них, так как в этих играх требуется использование приобретенных ранее знаний в новых связях, в новых обстоятельствах. Дети самостоятельно решают разнообразные мыслительные задачи; описывают предметы, выделяя их характерные признаки; отгадывают по описанию; находят признаки сходства и различия; группируют предметы по различным свойствам, признакам; находят алогизмы в суждениях и др.

Настольно - печатные игры – интересное занятие для детей. Они разнообразны по видам: парные картинки, лото.

Воспитатель каждую игру проигрывает сама. Играя с ребёнком, не опережайте ег‮††††ဠᨀ璃䠬䠬璄䠬⸮††††ဠᨀ璃䠬䠬璄䠬㩁㈄㠄䈄〄༄쀀нция.jpg芊銈趀ㅾ偊⁇ᴀ璃䠬䠳瑼䠬Ś㛩
杂＀࿿ 㨁㈄㠄䈄〄༄ нция2.jp芊銈趀㉾偊⁇㌀璃䠬䠴瑰䠬ű俇杂＀࿿㨁㈄㠄䈄〄༄нция3.jp芊銈趀㍾偊⁇帀璃䠬䠳獷䠬ƒꗤ杂＀࿿㨁㈄㠄䈄〄༄нция4.jp芊銈趀㑾偊⁇蠀璃䠬䠳珵䠬Ƹ潅杂＀࿿㨁㈄㠄䈄〄༄нция5.jp芊㤸䈵ㅾ偊⁇눀璃䠬䠳琛䠬Ǚ䗵

ное время, организовать удобную спокойную обстановку, подобрать игрушки.

Руководство детской игрой будет правильным лишь тогда, когда позволяет сохранить всю прелесть её творческого характера. Как педагог может организовать игру? Прежде всего, нужно спланировать тот вид игр, который будет предложен детям. Естественно, это проходит в доброжелательной и ненавязчивой форме: «А не поиграть ли нам всем вместе?», «Не хотите поиграть в …?», «Давайте обсудим, во что мы сегодня будем играть!» и т.п. Это прямой способ предложения детям игровой деятельности. Тема и содержание НОД могут стать предпосылками той или иной сюжетно-ролевой, театрализованной или режиссерской игры. Анализируя содержание НОД, нужно предвидеть его переход в игровую деятельность, обратить на это внимание детей. Например, в НОД дети узнали о своей стране, ее природе, разных городах и селах, можно предложить во время игры совершить путешествие на Север или Дальний Восток, принять гостей, которые живут на Урале или в Поволжье.

Игровой момент может быть ограничен по-разному. Например, одновременно в разные игры могут играть несколько групп. Очень важно учитывать индивидуальный интерес каждого ребенка к конкретному виду игр и на этой основе организовать играющие коллективы. На следующий игровой день игра может проходить по-другому: она начинается с общей сюжетно-ролевой игры на тему, предложенную педагогом или самими детьми.

При этом надо быть весьма внимательными к настроению детей: непедагогично прерывать игру, если дети активны и их интерес весьма глубок. В тоже же время не нужно искусственно продолжать игру, если она не вызывает интерес у играющего. .

Если в игровом уголке играет 4-6 человек, детям тяжело удержать единую линию сюжета. Удачная игра зависит от того, насколько сыграны пары детей: им легче удержать свой сюжет. Игра по группам легко распадается в силу ограниченности пространства: дети друг другу просто мешают, им часто нужны одни и те же игрушки, что и другим, или одну и ту же роль хотят играть несколько детей. Удержать линию сюжета и довести ее до конца очень непросто, именно в силу того, что все дети свободно ходят по комнате и часто просто вмешиваются в пару, играющую в другую игру. Тем не менее, и в такой ситуации детям удавалось разыгрывать полноценные игровые сюжеты. Начинали с обыгрывания потешек, песен. У детей появилась тяга к импровизации, интерес к драматизации и театрализованной деятельности, к движениям под музыку. В последние годы игра в детских садах стала носить прикладной, обучающий характер, постепенно утрачивая свою значимость, как вид творческой деятельности. Этому есть несколько причин.

Во-первых, как уже было сказано, игра стала средством обучения.

Во-вторых, большинство современных семей имеют по одному ребенку, что не способствует передаче игрового опыта от поколения к поколению – с одной стороны и развитию коммуникабельности дошкольника – с другой.

В-третьих, в настоящее время практически исчезли игрушки, дающие простор детскому воображению. Строгое зонирование игрового пространства групповых комнат лишает ребенка свободного выбора любимых игр

Ещё одной существенной причиной является неумение педагогов играть вместе с ребенком. И, наконец, последнее – снижение интереса к творческой игре детей объясняется, отчасти, стремлением педагогов детских садов выполнить «социальный заказ» родителей.

В результате больше времени уделяется обучению, а не самостоятельной творческой игре, которая проецирует дальнейшую успешность ребенка. Вопросы организации игровой деятельности дошкольников и подготовки воспитателей к педагогическому руководству игрой всегда занимали ведущее место в работе любого дошкольного учреждения.

Игра для ребенка вдвойне интересней, когда он чувствует заинтересованность самых родных и любимых людей –родителей. Однако, к сожалению, родители редко играют с детьми. Важно: создать у родителей представления об игре детей, как о ведущем виде деятельности в дошкольном возрасте. Надо дать понять родителям, что они такие же активные участники педагогического процесса, как и их дети, и педагоги. Зачастую родители не знают, что многие домашние дела можно легко превратить для детей в занимательные игры и при этом чему-то научить малышей. Ежегодное проведение дней открытых дверей позволяет сделать дошкольное учреждение более открытым, привлечь внимание родителей к проблеме игры. Не зря существует такое мнение: «Игра – вещь полезная, игра с взрослыми – вещь очень полезная, игра с родителями–вещь особо полезная!»

Все игры и пособия должны находиться под рукой у ребенка. Роль воспитателя совместно с ребенком разрабатывать планы и способы его деятельности, предоставлять ему такой набор пособий, который бы соответствовал его интересам, его возрасту и в то же время развивал, формировал его практический интеллект и положительные эмоции.

Может быть, каждый ребенок талантлив от рождения, но, не имея опоры развития, теряет и зарождающиеся искорки. Играя с детьми, мы стараемся помочь ребенку встать на ступеньку выше, поближе подойти к знаниям, так как помогаем ему сделать первые шаги в жизни. В игре дети живут, и следы этой жизни глубже остаются в них, чем следы действительности жизни, в которую они не могут еще войти по сложности ее явлений и интересов. В действительной жизни дети не более чем как дети, существа, не имеющие еще никакой самостоятельности, слепо и беззаботно увлекаемые течением жизни. В игре же они уже зреющие люди, пробуют свои силы и самостоятельно распоряжаются своими же созданиями.


САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДЕТЕЙ В СООТВЕТСТВИИ С ФГОС ДО.

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования одним из принципов дошкольного образования определяет поддержку детской инициативы в различных видах детской деятельности. Если провести анализ требований стандарта к психолого-педагогическим условиям реализации основной образовательной программы, то мы увидим, что поддержка самостоятельности ребенка является одним из важнейших условий.

В научной педагогической литературе существуют разные точки зрения на определение понятия «самостоятельность»:

1. Это умение не поддаваться влиянию различных факторов, действовать на основе своих взглядов и убеждений.

2. Это общая характеристика регуляции (управление) личностью своей деятельности, отношений и поведения.

3. Это постепенно развивающееся качество, высокая степень которого характеризуется стремлением к решению задач деятельности без помощи со стороны других людей.

В настоящее время самостоятельная деятельность является одним из компонентов образовательного процесса в детском саду.

Самостоятельная деятельность детей рассматривается как деятельность, которая выполняется без непосредственного участия воспитателя, при этом ребенок сознательно стремится достигнуть поставленной цели. Задача педагога вызвать у ребенка желание заниматься той или иной деятельностью.

Причем ребенок должен иметь возможность удовлетворить свои интересы и потребности в самостоятельной деятельности, а с другой стороны самостоятельную деятельность педагог организует также для решения образовательных задач программы. И здесь, важно придумать развивающую предметно-пространственную среду, которая будет активизировать, вызывать у ребенка интерес к деятельности. Найти такие дидактические материалы, которые с одной стороны мотивировали детей на деятельность, а с другой стороны позволяли бы решать задачи образовательного процесса.

Самостоятельная деятельность детей – одна из основных моделей организации образовательного процесса детей дошкольного возраста:

1) свободная деятельность воспитанников в условиях созданной педагогами предметно-развивающей образовательной среды, обеспечивающая выбор каждым ребенком деятельности по интересам и позволяющая ему взаимодействовать со сверстниками или действовать индивидуально;

2) организованная воспитателем деятельность воспитанников, направленная на решение задач, связанных с интересами других людей (эмоциональное благополучие других людей, помощь другим в быту и др.).

Схема развития любого вида деятельности в соответствии с концепцией Л. С. Выгодского такова: сначала она осуществляется совместной деятельностью с взрослыми, затем – в совместной деятельности со сверстниками и, наконец, становится самостоятельной деятельностью ребенка. При этом особая роль отводится воспитателю.

Для формирования детской самостоятельности педагог должен вы­страивать образовательную среду таким образом, чтобы дети могли:

  • учиться на собственном опыте, экспериментировать с различными объектами, в том числе с растениями;
  • находиться в течение дня, как в одновозрастных, так и в разновозрас­тных группах;
  • изменять или конструировать игровое пространство в соответствии с возникающими игровыми ситуациями;
  • быть автономными в своих действиях и принятии доступных им решений.

Основными видами детской деятельности дошкольного периода являются игровая и продуктивная.

Выделяют два вида самостоятельной деятельности детей в детском саду:
1.Игровая деятельность: режиссерская игра, ролевая игра, игры с правилами.
2.Продуктивная деятельность: конструирование, изобразительное творчество, ручной труд.

Основным критерием оценки самостоятельной игровой деятельности воспитанников должно быть игровое поведение, способы распространения игры, умение ребенка, в зависимости от собственного замысла, включать в игру условные действия с предметами, ролевые диалоги, комбинировать разнообразные события.

Игра - одно из наиболее ценных новообразований дошкольного воз­раста. Играя, ребенок свободно и с удовольствием осваивает мир во всей его полноте - со стороны смыслов и норм, учась понимать правила и творчески преобразовывать их.

Именно игра и должна преимущественно использоваться педагогами. Л.С.Выготский определил игру как ведущую деятельность в дошкольном возрасте. Л.И. Божович считает необходимым, чтобы ведущая деятельность составляла основное содержание жизни самих детей. Таким образом, игра является своеобразным центром, вокруг которого сосредоточиваются главные интересы и переживания детей. Театрализованная деятельность является разновидностью игры.

Театрализованная деятельность в детском саду организационно может пронизывать все режимные моменты: включаться во все занятия, в совместную деятельность детей и взрослых в свободное время, осуществляться в самостоятельной деятельности детей. Театрализованная деятельность может быть органично включена в работу различных студий и кружков; продукты театрализованной деятельности (инсценировки, драматизации, спектакли, концерты и др.) могут вноситься в содержание праздников, развлечений и досугов.

Театрализованная игра в самостоятельной деятельности детей: в самостоятельных детских играх отражаются персонажи и сюжеты, взволновавшие детей. Так, дети часто играют в Снегурочку и Деда Мороза, создавая в игровой комнате заново мир новогоднего праздника. Яркие сюжеты, игры, хороводы, усвоенные в совместной свободной деятельности детей и взрослых, в играх-занятиях, также способствуют возникновению самостоятельной театрализованной игры детей.

Театрализованная деятельность способствует тому, чтобы сделать жизнь детей в группе увлекательнее, разнообразнее.

Развитие свободной игровой деятельности требует поддержки со стороны взрослого. При этом роль педагога в игре может быть разной в зависимости от возраста детей, уровня развития игровой деятельности, характера ситуации и пр. Педагог может выступать в игре и в роли активного участника, и в роли внимательного наблюдателя.

С целью развития игровой деятельности необходимо:

Создавать в течение дня условия для свободной игры детей;

Определять игровые ситуации, в которых детям нужна косвенная помощь;

Наблюдать за играющими детьми и понимать, какие именно события дня отражаются в игре;

Отличать детей с развитой игровой деятельностью от тех, у кого игра развита слабо;

Косвенно руководить игрой, если игра носит стереотипный характер (например, предлагать новые идеи или способы реализации детских идей);

Знать детскую субкультуру: наиболее типичные роли и игры детей, понимать их значимость;

Устанавливать взаимосвязь между игрой и другими видами деятельности.

Продуктивной деятельностью в дошкольном образовании называют деятельность детей под руководством взрослого, в результате которой появляется определённый продукт.

Именно эта деятельность способствует развитию графического навыка у детей старшего дошкольного возраста, воспитывает настойчивость, создаёт педагогические условия для процесса социализации старших дошкольников и, наряду с игрой, имеет в этот период наибольшее значение для развития психики.

Занятия продуктивной деятельностью развивают творческое воображение ребёнка, способствуют развитию мускулатуры руки, координации движений, развивают свойства мышления (анализ, синтез, умение сравнивать).

При проведении занятий создаются благоприятные условия для формирования таких качеств, как пытливость, инициатива, любознательность и самостоятельность.

Продуктивная деятельность оказывает влияние на всестороннее воспитание дошкольника. Она тесно связана с сенсорным воспитанием. Формирование представлений о предметах требует усвоение знаний об их свойствах и качествах, форме, цвете, величине, положении в пространстве.

Самостоятельная продуктивная деятельность возникает по инициативе ребенка для удовлетворения его индивидуальных потребностей (сделать подарок маме, смастерить игрушку и пр.) Задача взрослого развивать самостоятельность, не нарушая замысла ребенка, используя подсказки, привлекая внимание к объекту, задавая вопросы.

Признаками проявления самостоятельности являются внимание и заинтересованность ребенка в определенной деятельности и умение переносить усвоенное в собственную новую деятельность.

Самостоятельная деятельность обладает большими возможностями в развитии личности ребенка:

  • развитие инициативы, активности,
  • закрепление имеющихся навыков, способов деятельности,
  • находят выход яркие впечатления, снижается напряжение, дела я внутренний мир ребенка комфортным,
  • поднимается самооценка, уверенность в себе, в своих возможностях.

Продуктивная деятельность в значительной мере связана с сюжетной игрой и несет в себе элементы практического экспериментирования с материалами. Столь же часто возникают действия по принципу, что получится, если.... При этом, в арсенале детей старшего дошкольного возраста присутствуют различные типы продуктивной деятельности: работы по готовым образцам и графическим схемам и работы с незавершенными продуктами и по словесным описаниям.

Развивающая предметно-пространственная среда в группе должна способствовать творческому движению в работе с выбранным материалом. Поэтому воспитатель предоставляет дошкольникам материалы, образцы возможной работы, заботиться о том, чтобы у детей был запас соответствующих материалов для всех желающих продолжить работу.

Следует всегда иметь под рукой бросовые и природные материалы, сочетая которые по собственному выбору, ребёнок может мастерить различные вещи - это кусочки картона, пенопласта, картонные коробочки разного размера, проволока, кусочки тканей и верёвочек, старые футляры от фломастеров, шишки, жёлуди, мелкие сухие веточки и т.п., размещённые в разных ёмкостях. Из всего многообразия имеющихся в детском саду материалов для свободного конструирования наибольшим успехом у дошкольников пользуется пластмассовый конструктор «ЛЕГО».

Необходимо иметь в группе набор строительного крупного материала, хотя его детали чаще используются не для конструирования как такового, а в сюжетной игре для обозначения условного игрового пространства. К материалам, стимулирующим самостоятельную продуктивную деятельность детей, мы относим также разнообразные мозаики - геометрические и традиционные.

Мозаика - отличный объект для познавательно - исследовательской деятельности (экспериментирования). Работа с ней содействует развитию ручной моторики ребёнка, анализу соотношений частей и целого, формирования пространственных представлений. Они обязательно предоставляются детям для свободной деятельности.

Неотъемлемым атрибутом жизни ребёнка стали картинки - головоломки - пазлы, состоящие из множества деталей. Сборку таких головоломок можно отнести также к продуктивной деятельности. Наборы для конструирования и разнообразные пазлы, мозаики и т.д. должны быть в свободном распоряжении детей.

Подготовить ребенка к школе - значит научить его действовать активно, творчески, осознанно. Этому во многом способствует правильно организованная работа в детском саду по развитию самостоятельной художественной деятельности: театрально-игровой, изобразительной, художественно-речевой и музыкальной.

В самостоятельной музыкальной деятельности дети по своей инициативе поют, водят хороводы, подбирают легкие мелодии на металлофоне, исполняют несложные пляски. Они могут сами организовать игры в «концерты», «театр», «спектакль» (с игрушками, с плоскостными фигурками, куклами).

Среди игр основное место занимают «музыкальные занятия» и «концерты», основанные на опыте, приобретенном детьми, главным образом на занятиях. Дети сочиняют попевки, песенки, используя знакомые движения, придумывают пляски, построения.

В самостоятельную деятельность дети часто включают музыкально-дидактические игры, которые развивают у ребят способность к восприятию, различению основных свойств музыкального звука: «Музыкальное лото», «Догадайся, кто поет», «Два барабана», «Тише - громче в бубен бей», «Назови песню по картинке» и др.

В самостоятельной деятельности дети часто применяют игру на детских музыкальных инструментах. Дети проявляют стремление к самостоятельной музыкальной деятельности, по собственной инициативе применяют свой музыкальный опыт в самых разнообразных видах музыкальной практики.

Самостоятельная музыкальная деятельность дошкольников носит инициативный, творческий характер, основывается на приобретенном опыте, отличается многообразием форм и является начальным проявлением самообучения.

Основные показатели самостоятельной деятельности - интерес к ней со стороны ребенка и проявление инициативы и самостоятельности в постановке задач и выборе способа реализации задуманного.

Организации самостоятельной деятельности детей в ДОУ педагог должен отводить большое количество времени в течение дня. И если в совместной деятельности с детьми педагог является равным партнером, то в самостоятельной деятельности педагог только наблюдатель.

Благодаря переходу на новую форму календарного планирования, организация самостоятельной деятельности чётко отражена и пересекается (интегрирует) с остальными формами работы в течение дня (прогулка, режимные моменты, групповая - подгрупповая, совместная деятельность).

Таким образом, самостоятельная работа детей в ДОУ – это такая работа, которая выполняется без непосредственного участия воспитателя, по его заданию, в специально предоставленное для этого время, при этом ребенок сознательно стремится достигнуть поставленной цели, употребляя свои усилия и выражая в той или иной форме результат умственных или физических действий.

Список литературы

1. Губанова Н.Ф. Игровая деятельность в детском саду.– М.: Мозаика-Синтез, 2006

2. Дыбина О.В.Образовательная среда и организация самостоятельной деятельности старшего дошкольного возраста: методические рекомендаци. - М.: центр педагогического образования, 2008

3. Зворыгина Е.В. Я играю!: условия для развития первых самодеятельных сюжетных игр малышей: пособие для воспитателей и родителей. – М.: Просвещение, 2007

4. Кононова И., Ежкова Н. Подготовка детей к самостоятельной деятельности. // Дошкольное воспитание, 1991, № 6.

5. Комарова Т.С. Детское художественное творчеств. - М.: Мозаика-Синтез, 2005

Обогащать детей художественными впечатлениями с тем, чтобы пробудить интерес, желание действовать самостоятельно, творчески. Создавать предметную среду, зоны по разным видам художественной деятельности, оборудовать их книгами, иллюстрациями, бумагой, картоном, красками, цветными карандашами, детскими музыкальными инструментами, дидактическими пособиями, художественными игрушками; использовать простейшие приемы и материалы декоративно-прикладного искусства.

По своей инициативе дети поют песни, водят хороводы, подбирают простейшие мелодии на детских музыкальных инструментах, маршируют, танцуют под музыку, исполняют современные и народные песни, слушают любимые произведения в грамзаписи, играют в музыкальные дидактические игры, рассказывают сказки, рассказы, придумывают их самостоятельно, читают наизусть стихи, обсуждают содержание знакомой книги, играют в словесные и настольно-печатные игры.

Дети рисуют, лепят, занимаются художественным трудом, где используют знания и навыки по аппликации, конструированию, проявляют инициативу в выборе разнообразных материалов (бумаги, ткани, ниток, тесьмы, природных и синтетических материалов), изготовляют из них различные полезные предметы: декоративные украшения, игрушки, включают их в свои настольные игры, а также используют в оформлении своего быта.

По своему желанию дети организуют игры «в концерт», «театр», «мастерскую художника», «наш дом», «кем быть» и т.п. с игрушками и в реальной обстановке, где дети выступают как певцы, дирижеры, чтецы, распределяя роли и украшая свои игры самостоятельно выполненными поделками (мебелью, ковриками, посудой, транспортом, костюмами и т. д.) или элементами украшения помещения (деталями оформления интерьера, костюмами детей и т.д.).

Дети знают, какие бывают зрелища, проявляют инициативу и самостоятельность при организации игр- драматизаций, кукольных, музыкальных спектаклей. В художественной самостоятельной деятельности дети повторяют отдельные «номера» из музыкально-поэтических программ праздников, выполняют работы, связанные с изобразительным оформлением помещений к знаменательным датам и развлечениям. В этих случаях дети могут объединяться в небольшие группы по интересам и способностям и обращаться за помощью и советом к воспитателю.

При организации художественной самостоятельной деятельности воспитатель или музыкальный руководитель может применять косвенные методы руководства ею, побуждать детей к непринужденному общению друг с другом, становиться участником их творческих игр. Необходимо разъяснять родителям важность создания благоприятной атмосферы и соответствующей обстановки для художественной деятельности детей дома.

Наталья Тимченко

Как известно, ведущим видом деятельности в период дошкольного детства является игра. Но зачастую, в подготовительной группе этому не уделяют должного внимания : " Нет времени",-жалуемся мы- воспитатели. Ведь грядёт школа , и столько нужно всего успеть. Но мы забываем о том, что детство- уникально и никогда уже его не вернуть. "Дайте детству надышаться",- говорит Зинаида Баева,"наиграться","насладиться","наслаждаться".

Вот и в моей группе выдалась свободная минутка. Чем же занимаются дети? Они разбрелись по своим укромным уголкам и, наконец-то, заняты любимыми делами.

Мальчишки всегда что- то конструируют : это и зоопарк для динозавров, с удобными вольерами для мам и детенышей ; это и корабли различной конфигурации- от обыкновенных до межпланетных; это и оружие, призванное защитить мирное население. Причём решения бывают настолько оригинальными, неординарными, что захватывает дух. Вот вам и развитие мелкой моторики, так востребованное потом в школе и творческий подход , инициатива, необходимые потом во взрослой жизни.

Но не все мальчишки относятся к "воинствующим рыцарям", есть среди них и люди спокойные, любящие заниматься домашними делами : и обед приготовят, и с малышом посидят, и даже с бутылочки его накормят- заботливые и хозяйственные!

Девчонки любят создавать красоту в любом виде. И я вижу, как на моих глазах происходит становление будущих модельеров, дизайнеров. И здесь уже нет предела разнообразию форм и воплощению идей : мастер- классы по оригами, дефиле в только что созданных нарядах, парикмахерские, салоны красоты, благоустройство детских комнат и многое другое.

Поэтому я считаю, что игры- необходимая и важная часть жизни дошкольника . В игре происходит не только формирование важных психических процессов, но и подготовка к жизни , становление личности. "Дайте детству состояться!"




Публикации по теме:

Тематическая неделя «Космос далёкий и близкий» в нашем дошкольном учреждении построена так, что позволяет не только проводить систематические.

Игровая деятельность детей старшей группы «Журналисты». Задачи игры: закрепить знания названий предметов, которые нужны для работы журналиста; воспитывать интерес к коллективной работе в.

Интегрированная непосредственно образовательная деятельность для детей подготовительной к школе группы «Оберег для друга» Цель: создать условия для развития умения понимать знаково - символическое обозначение оберегов. Задачи: Познакомить детей с понятием.

Консультация для воспитателей «Самостоятельная двигательная деятельность детей в условиях групповой комнаты» КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ «Самостоятельная двигательная деятельность детей в условиях групповой комнаты» Основные причины нервно –.

Непосредственная образовательная деятельность «Весна» для детей подготовительной к школе логопедической группы Цели: коррекционно-образовательные: Закреплять и систематизировать знания по лексической теме «Весна» Уточнять и активизировать словарь.

Организованная образовательная деятельность для детей подготовительной к школе группы «Путешествие в королевство Фитнеса» Цель: Сохранение и укрепление здоровья ребенка, повышение уровня двигательной активности, совершенствования физического развития. Образовательные.

Дошкольный возраст - уникальный период развития самостоятельности. Самостоятельная деятельность детей – одна из основных моделей организации.

Самостоятельная деятельность детей


  • Физическое развитие : самостоятельные подвижные игры, игры на свежем воздухе, спортивные игры;

  • Социально – коммуникативное развитие : индивидуальные игры, все виды самостоятельной деятельности, предполагающие общение со сверстниками;

  • Познавательно развитие : самостоятельное чтение, самостоятельные игры по мотивам художественных
произведений, самостоятельная деятельность в уголке книги, в уголке театра, сюжетно – ролевых игр, развивающие игры.

  • Художественно – эстетическое развитие: самостоятельное рисование, лепка, аппликация, рассматривание репродукций картин, музицирование(пение, танцы), игра на детских музыкальных инструментах, слушание музыки.

  • Речевое развитие – беседы, речевые ситуации, составление рассказов и сказок словесные и настольно-печатные игры с правилами, ситуативные разговоры, сюжетные, режиссерские игры, игры-драматизации, различные виды театра.
2.4.Взаимодействие с семьей, социумом.

Основные цели и задачи

Ведущая цель - создание необходимых условий для формирования ответственных взаимоотношений с семьями воспитанников и развития компетентности родителей (способности разрешать разные типы социальнo-педагогических ситуаций, связанных с воспитанием ребенка); обеспечение права родителей на уважение и понимание, на участие в жизни детского сада.

Родителям и воспитателям необходимо преодолеть субординацию, монологизм в отношениях друг с другом, отказаться от привычки критиковать друг друга, научиться видеть друг в друге не средство решения своих проблем, а полноправных партнеров, сотрудников.

Основные задачи взаимодействия детского сада с семьей:

Изучение отношения педагогов и родителей к различным вопросам воспитания, обучения, развития детей, условий организации разнообразной деятельности в детском саду и семье;

Знакомство педагогов и родителей с лучшим опытом воспитания в детском саду и семье, а также с трудностями, возникающими в семейном и общественном воспитании дошкольников;

Информирование друг друга об актуальных задачах воспитания и обучения детей и о возможностях детского сада и семьи в решении данных задач;

Создание в детском саду условий для разнообразного по содержанию и формам сотрудничества, способствующего развитию конструктивного взаимодействия педагогов и родителей с детьми;

Привлечение семей воспитанников к участию в совместных с педагогами мероприятиях, организуемых в районе (городе, области);

Поощрение родителей за внимательное отношение к разнообразным стремлениям и потребностям ребенка, создание необходимых условий для их удовлетворения в семье.

Основные направления и формы работы с семьей

Взаимопознание и взаимоинформирование. Успешное взаимодействие возможно лишь в том случае, если детский сад знаком с воспитательными возможностями семьи ребенка, а семья имеет представление о дошкольном учреждении, которому доверяет воспитание ребенка. Это позволяет оказывать друг другу необходимую поддержку в развитии ребенка, привлекать имеющиеся педагогические ресурсы для решения общих задач воспитания.

Прекрасную возможность для обоюдного познания воспитательного потенциала дают: специально организуемая социально-педагогическая диагностика с использованием бесед, анкетирования, сочинений; посещение педагогами семей воспитанников; организация дней открытых дверей в детском саду; разнообразные собрания-встречи, ориентированные на знакомство с достижениями и трудностями воспитывающих детей сторон.

Целью первых собраний-встреч является разностороннее знакомство педагогов с семьями и семей воспитанников между собой, знакомство семей с педагогами. Для снятия барьеров общения желательно использовать специальные методы, вызывающие у родителей позитивные эмоции, ориентированные на развитие доверительных отношений с педагогами («Выбери дистанцию», «Ассоциативный ряд», «Язык фотографий», «Разговор без умолку» и др.). Такие собрания целесообразно проводить регулярно в течение года, решая на каждой встрече свои задачи.

Необходимо, чтобы воспитывающие взрослые постоянно сообщали друг другу о разнообразных фактах из жизни детей в детском саду и семье, о состоянии каждого ребенка (его самочувствии, настроении), о развитии детско-взрослых (в том числе детско-родительских) отношений.

Такое информирование происходит при непосредственном общении (в ходе бесед, консультаций, на собраниях, конференциях) либо опосредованно, при получении информации из различных источников: стендов, газет, журналов (рукописных, электронных), семейных календарей, разнообразных буклетов, интернет-сайтов (детского сада, органов управления образованием), а также переписки (в том числе электронной).

Стенды. На стендах размещается стратегическая (многолетняя), тактическая (годичная) и оперативная информация. К стратегической относятся сведения о целях и задачах развития детского сада на дальнюю и среднюю перспективы, о реализуемой образовательной программе, об инновационных проектах дошкольного учреждения, а также о дополнительных образовательных услугах. К тактической информации относятся сведения о педагогах и графиках их работы, о режиме дня, о задачах и содержании воспитательно-образовательной работы в группе на год. Оперативная стендовая информация, предоставляющая наибольший интерес для воспитывающих взрослых, включает сведения об ожидаемых или уже прошедших событиях в группе (детском саду, районе): акциях, конкурсах, репетициях, выставках, встречах, совместных проектах, экскурсиях выходного дня и т. д. Поскольку данный вид информации быстро устаревает, ее необходимо постоянно обновлять.

Стендовая информация вызывает у родителей больше интереса, если они принимают участие в ее подготовке, а также если она отвечает информационным запросам семьи, хорошо структурирована и эстетически оформлена (используются фотографии и иллюстративный материал).

Для того чтобы информация (особенно оперативная) своевременно поступала к воспитывающим взрослым, важно дублировать ее на сайте детского сада, а также в семейных календарях.

Непрерывное образование воспитывающих взрослых

Под образованием родителей международным сообществом понимается обогащение знаний, установок и умений, необходимых для ухода за детьми и их воспитания, гармонизации семейных отношений; выполнения родительских ролей в семье и обществе. При этом образование родителей важно строить не на императивном принципе, диктующем, как надо воспитывать детей, а на принципе личностной центрированности.

Основными формами просвещения могут выступать: конференции (в том числе и онлайн-конференции), родительские собрания (общие детсадовские, районные,), родительские и педагогические чтения.

Родителям предоставляется право выбора форм и содержания взаимодействия с партнерами, обеспечивающими их образование (социальным педагогом, психологом, старшим воспитателем, группой родителей и пр.).

Основные формы обучения родителей: лекции, семинары, мастер-классы, тренинги, проекты, игры.

Совместная деятельность педагогов, родителей, детей

Определяющей целью разнообразной совместной деятельности в триаде «педагоги-родители-дети» является удовлетворение не только базисных стремлений и потребностей ребенка, но и стремлений и потребностей родителей и педагогов.

Семейные праздники. Традиционными для детского сада являются детские праздники, посвященные знаменательным событиям в жизни страны. Новой формой, актуализирующей сотворчество детей и воспитывающих взрослых, является семейный праздник в детском саду.

Семейный праздник в детском саду - это особый день, объединяющий педагогов и семьи воспитанников по случаю какого-либо события. Таким особым днем может стать День матери, День отца, Новый год, День Победы, Международный День семьи (15 мая), Всероссийский День семьи, любви и верности (8 июля).

«Физическая культура»:

Стимулирование двигательной активности ребенка совместными спортивными играми, прогулками.

Информирование родителей о факторах, влияющих на физическое здоровье ребенка (спокойное общение, питание, закаливание, движение).

«Социально-коммуникативное развитие»:

Знакомство родителей с опасными для здоровья ребенка ситуациями (дома, на даче, на дороге, в лесу, у водоема) и способами поведения в них;

Привлекать родителей к активному отдыху с детьми.

Заинтересовать родителей в развитии игровой деятельности детей, обеспечивающей успешную социализацию, усвоение гендерного поведения;

Сопровождать и поддерживать семью в реализации воспитательных воздействий.

Изучить традиции трудового воспитания в семьях воспитанников;

Проводить совместные с родителями конкурсы, акции по благоустройству и озеленению территории детского сада, ориентируясь на потребности и возможности детей и научно обоснованные принципы и нормативы.

Развивать у родителей навыки общения с ребенком;

Показывать значение доброго, теплого общения с ребенком.

«Познавательное развитие»:

Ориентировать родителей на развитие у ребенка потребности к познанию, общению со взрослыми и сверстниками;

«Речевое развитие»:

Доказывать родителям ценность домашнего чтения;

Показывать методы и приемы ознакомления ребенка с художественной литературой.

«Художественно-эстетическое развитие »:

Поддержать стремление родителей развивать художественную деятельность детей в детском саду и дома;

Привлекать родителей к активным формам совместной с детьми деятельности способствующим возникновению творческого вдохновения.

Раскрыть возможности музыки как средства благоприятного воздействия на психическое здоровье ребенка.

Основные направления и формы работы с семьей:


  • Взаимопознание и взаимоинформирование

  • разностороннее знакомство с семьями и семей воспитанников между собой, знакомство семей с педагогами.

  • Стенды.

  • Непрерывное образование воспитывающих взрослых

  • Совместная деятельность педагогов, родителей, детей: семейные художественные студии, семейные праздники, семейный театр, пособия для занятий с ребенком дома

План работы с родителями на 2016-2017у.г.


Мероприятия

Дата

Ответственные

Родительские собрания:

Общие родительские собрания:

1.Тема : « Основные направления образовательной деятельности и оздоровительной работы с детьми на новый учебный год».

2.Тема : «Безопасность детей в наших руках»

3.Тема : «Организация летней оздоровительной работы »

сентябрь
декабрь

Л.Н. Серко

Старший воспитатель

Родительские собрания в возрастных группах:

Тема: «Физиологические и психологические особенности детей 6-7 лет и основные задачи образовательной деятельности на новый учебный год»


Сентябрь

Е.В. Нестеренко

Тема: «Речевое развитие старших дошкольников»


Декабрь

Н.А. Аматуни

Тема: «Мы на год взрослее стали»


май

Воспитатели группы

Тема: На пути к школе»


Февраль

Воспитатели групп

Смотры – конкурсы


Смотр – конкурс: «Лучшая поделка с мамой и папой»
Смотр газет : «Моя дружная спортивная семья»

Февраль,

окябрь


Воспитатели групп

День открытых дверей.

Апрель

Воспитатели групп

Газета «Домовенок»:

Тема: «Безопасность дошкольников»


ноябрь

Воспитатели групп

Тема: «Способы речевого развития дошкольников»


апрель

Воспитатели групп

Папки-передвижки:


Воспитатели групп

Тема: «Умные ручки»


март

Воспитатели групп

Тема: «Развиваем логическое мышление и мелкую моторику будущих первоклассников»

ноябрь

Воспитатели групп

Тема: «Музыка в экологическом воспитании детей»


декабрь

Муз руководитель


апрель

Н.А. Аматуни

Тема: «Речевые игры и упражнения для старших дошкольников»


апрель

Н.А. Аматуни

Анкетирование:

Тема: «Изучение потребностей родителей»

Сентябрь

Воспитатели групп

Тема: «Оценка качества работы ДОУ»


май

Воспитатели групп

Консультации для родителей:

Тема: «Один дома»

октябрь


Воспитатели групп

Тема: «Дорожная азбука по ПДД»

сентябрь


Воспитатели групп

Тема: «Знакомим детей с основами безопасности «

ноябрь


Воспитатели групп

Тема: «Сказкотерапия, как метод коррекции тревожности у старших дошкольников»

февраль


Воспитатели групп

Тема: «Семья на пороге школьной жизни»

январь


Воспитатели групп

Тема: «Шпаргалки для родителей - детское любопытство»

февраль


Воспитатели групп

Тема: «Гиперактивный ребенок в детском саду и дома»

март


Воспитатели групп

Тема: «Кризис 7-ми лет»

апрель


Воспитатели групп

Тема: «Занимательные речевые игры для всей семьи»

май


Воспитатели групп

Консультации специалистов:


Воспитатели групп

Тема: «Роль семьи в сохранении здоровья ребенка»

октябрь


Ст.воспитатель

Тема: «Семейные традиции - это важно»

март


Ст.воспитатель

Тема: «Семейный отдых»

май


Ст.воспитатель

Тема: «Какую музыку слушать дома?»

январь


Муз руководитель

Тема: «Роль музыки в воспитании детей»

апрель


Муз руководитель

Тема: «Музыкальный сканворд»

ноябрь


Муз руководитель

Уголок для родителей « От изо деятельности к творчеству»

1 раз в 3 месяца


Воспитатели групп

Тема: «Как научить ребенка рисовать, если не умеешь рисовать сам»

ноябрь


Воспитатели групп

Тема: «Как подружить ребенка с изобразительным искусством»

март


Воспитатели групп

THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама