THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама

Уважительное отношение к старшим является одним из древнейших обычаев кабардинцев и балкарцев, соблюдаемых и по сей день.

Еще в 1784 г.П.С. Потемкин писал о кабардинцах: "Старость лет между ними, так, как и у Спартак, в крайнем почтении, и никакой молодой человек перед стариком пи малейшей невежливости сделать не дерзает".

Немецкий естествоиспытатель Карл Кох. побывавший у адыгов в 30-х годах XIX в., писал по этому поводу: "В то время как у нас государство очень редко берет под защиту стариков, и они полностью зависят от молодого поколения, у черкесов старики пользуются всеобщим почтением. Тот, К то оскорбил старика или пожилую женщину, подвергается не только всеобщему презрению, но его поступок обсуждается народным собранием, и он песет за это кару в зависимости от величины проступка".

Все авторы (иностранные, русские и местные) XVI - начала XX в. были единодушны в том, что у кабардинцев и балкарцев молодое поколение воспитывалось в духе уважительного отношения к старшим. Это объяснялось не только их возрастом, не только тем, что они родили этих молодых, воспитали, вложили в них огромный труд, свою душу и жизнь, но и тем, что они прошли огромный жизненный путь, обладают большим умом и мудростью, хорошо знают обычаи и традиции своего народа, являются хранителями коллективного опыта общины и рода, имеют большой опыт, связанный с земледелием и скотоводством, являются хранителями культа предков.

И совершенно не случайно в период средневековья важнейшие вопросы рода и племени решал совет старейшин, некоторые культовые религиозные функции выполняли старшие, старшие заседали в судебных органах, в качестве медиаторов (посредников в решении тяжебных дел) избирались уважаемые мудрые старики. Старшие были главой семьи, и в своем большинстве они принимали мудрые и справедливые решения. Они своим личным примером: поведением в семье, в обществе, отношением к работе, требовательностью и справедливостью к младшим, заботливостью, внимательностью и деликатностью, терпеливостью и выдержанностью к ним снискали почет и уважение. Этому и учила народная педагогика кабардинцев и балкарце.

Влияние старших па младших определялось их нравственным авторитетом. Старший не мог допустить по отношению к членам семьи, односельчанам малейшего злоупотребления своей властью, своим влиянием, своим правом. От него требовались величайшая осторожность и осмотрительность. Злоупотребление ими вызвало бы падение его авторитета.

У кабардинцев и балкарцев до мелочей был разработан этикет почитания младшими старших. Он включал в себя следующие нормы поведения: сын не садился в присутствии отца, так поступал и младший брат при старшем: они не вступали в разговор в присутствии посторонних лиц; молодые люди в присутствии старших не говорили громко, не ругались, не сквернословили, тем более не дрались, они также громко не смеялись; если старшие обращались к ним с вопросом, то отвечали скромно и почтительно; долгом младших являлось быть всегда скромным, не допускать хвастовства, бахвальства и, вообще, не распространяться о своей персоне - все это считалось грубым нарушением этикета.

Молодой человек своим видом должен был выражать внимание и уважение к старшему, готовность выполнить любое его поручение.

При этом недопустимо было держать руки в карманах, стоять полусогнутым, сидеть, развалившись, ерзать на стуле, поворачиваться к другим спиной, чесать затылок, копаться в носу, жевать, быть одетым небрежно, подпирать щеку или лоб рукой, курить. Считалось недопустимым пренебречь мнением, советом старшего, отказать ему в просьбе, услуге. Старший в окружении младших говорил почти с полной уверенностью, что его слова будут выслушаны со вниманием и почтением, а также будут извлечены из них определенные уроки.

По обычаю кабардинцев и балкарцев, возраст ставился выше звания и положения. Поэтому молодой человек самого высокого происхождения обязан был вставать перед каждым старшим и стоя почтительно приветствовать его, не спрашивая его имени, уступать ему место, не садиться без его позволения, молчать перед ним, кротко и почтительно отвечать на его вопросы. "Каждая услуга, оказанная седине, - писал офицер русской армии Ф. Торнау в J836-183S гг., - ставится молодому человеку в честь. Даже старый невольник не совсем исключен из этого правила".

По обычаям кабардинцев и балкарцев, полагалось вставать, когда старшие пили воду, чихали, когда в их отсутствие произносили их имя, в особенности, если их уже не было в живых.

В любом доме старший имел свое особое место, на котором он сидел, свою кровать. Это почетное место располагалось у стены, напротив входа в помещение. На место старшего никто не садился, на его кровать не полагалось класть даже чужую шапку. Только сам тхамада мог посадить на свое место приехавшего уважаемого и близкого гостя.

Молодой человек, идущий по дороге, должен был держаться левой стороны, символически уступая правую, почетную, сторону старшему.

Если они шли втроем, то посередине шел старший, следующий по возрасту держался левой стороны старшего, а младший его правой стороны. Если молодой человек встречал в поле, в дороге старшего, то он обязан был после приветствия попросить разрешения быть его спутником, получив его, повернуться и сопровождать старшего до конца его пути. Он мог продолжать свой путь только по разрешению старшего. В таких и других случаях младший не мог пользоваться словами: "Мне некогда", "Я очень спешу", "Сейчас, сегодня не могу" и т.д. Если встреченный в пути старший был пешим, то всадник обязан был спешиться и пешком провожать его.

Нарушением этикета считалось обогнать старшего в пути, пересечь ему дорогу, окликать его. Старшего надо было догнать, при этом извиниться, попросить разрешение и обратиться по имеющемуся делу.

Молодое поколение кабардинцев и балкарцев воспитывалось так, чтобы они в комнате не стремились занимать почетное место, помнили, что может прийти более старший, которому надо уступить это место. Поэтому-то в народе говорили: "Адыгэл1 жьант1а-к1уэкъым" (Адыгский мужчина не лезет на почетное место). Это связано с тем, что у кабардинцев существовал строго соблюдаемый порядок рассаживания за столом. Каждый должен был занимать место, соответствующее его возрасту и рангу. Нарушение этого принципа могло вызвать неудовольствие присутствующих, даже обиду. Поэтому каждый убеждал другого, что данное место должен занять не он, а другой. Этот обычай настолько строго соблюдался, что с появлением новых приглашенных приходилось пересаживаться несколько раз, уступая место более старшему и достойному.

Не случайно говорят, что "Адыгэм т1ысын дымыухыурэ к1уэжыгъуэр къос" (Мы, адыги, не успели рассесться, наступает время расходиться). Тем не менее, это желание уступить свое место более старшему и достойному являлось свидетельством воспитанности, вежливости и скромности. С другой стороны, эти примеры подчеркивали, что если тебя пригласили в гости, то не следует опаздывать.

Уважительное отношение к старшим, как показано выше, ярко присутствует и в обычаях избегания.

Уважительное отношение к старшим воспитывалось у подрастающего поколения кабардинцев и балкарцев как высший принцип, соблюдением которого можно достичь успехов в жизни и уважения односельчан. Об этом свидетельствует ряд кабардинских пословиц: "Нэхъыжь зимы1эм, нэхъыщ1и и1экъым" (У кого нет старших, у того нет и младших); "Нэхъыжьым пщ1э хуэпщ1мэ, уэри пщ1э бгъуэтыжынщ" (Если почитаешь старшего, почтенным будешь и сам); "Зи нэхъыжь еда1уэ и 1уэхур мэк1уатэ" (Кто старшему прислушивается, у него дела двигаются); "Нэхъыжьым жьант1эр ейщ" (Старшему принадлежит почетное место) и т.д.

МОУ «Нижнепенская средняя общеобразовательная школа»

Классный час

подготовила

учитель начальных классов

Наджафова Е.Н.

Цель: воспитывать заботливое, уважительное отношение к членам семьи, ответственность перед семьёй, гордость за свой род; дать понятие, кто такие люди старшего поколения и почему мы должны их уважать; разъяснить содержание и необходимость моральных норм уважения к старшим; убедить в том, что дети несут моральную ответственность к людям старшего поколения.

Ход урока

1. Организация класса

Прочитайте высказывание Л.Н.Толстого. Как вы понимаете эти слова?

«Счастлив тот, кто счастлив у себя дома» Л.Н.Толстой

Как вы понимаете это выражение?

В мире есть отцы и дети. Выши отец и мать – дети своих отцов и матерей – ваших дедушек и бабушек. Род человеческий состоит из поколений. Одновременно живут в мире несколько поколений – уходящее, находящееся в полном расцвете творческих сил, восходящее и только что появившееся на свет. Вы в поколении восходящем. Перед вами мир, полный радужных надежд. Тем, чем вы стали и чем станете в будущем, вы обязаны старшим поколениям. Сегодня мы поговорим с вами о том, как же нужно относится к людям старшего поколения, как мы можем выразить своё отношение к ним.

Составление графов Эйлера-Венна «Дети – старшее поколение».

Вывод: у старшего поколения больше опыта, знаний, они мудрее.

4. Изучение нового материала

Кто из старшего поколения для нас с вами самый близкий и родной человек? Конечно, это мама.

Я вам сейчас прочитаю сказку. Послушайте её и скажите, чему учит эта сказка..

В. А. Сухомлинский «Сказка о желтой гусыне»..

меня, мама»! А еще помните про волшебные слова, которые нужно чаще говорить. Давайте вспомним их, отгадав загадки:

Растает даже ледяная глыба

От слова теплого… (спасибо).

Зазеленеет даже пень,

Когда услышит… (добрый день).

Если больше есть не в силах,

Скажем маме мы …(спасибо).

Когда бранят за шалости,

Мы говорим…(прости, пожалуйста).

Особое место в вашей жизни занимает ещё один человек – это отец. Отец продолжает, развивает себя в своём сыне или дочери. Ваши отцы – защитники Родины. Они будут защищать вас, маму, бабушку, дедушку, всю вашу семью и весь народ. Помните, что в годы ВОв погибли миллионы отцов, защищая Отечество. Быть храбрым, мужественным защитником – долг каждого мужчины. Быть достойным своего отца – твоя личная честь. Честь и достоинство отца надо умножать и оберегать.

Украинская народная мудрость гласит:

.

Как вы понимаете это выражение?

Старость неотвратима, смерть неумолима. Перед этими несчастьями никто не может закрыть дверь своего дома. От плохих детей дом можно уберечь. Это зависит не только от родителей, но и от самих детей.

Как же не допустить, чтобы ваши родители были несчастны? Что значит быть хорошим сыном или дочерью?

(обсуждение данного вопроса в группах с последующей презентацией ответов).

Но вы же не только сыновья или дочери. Вы ещё и внуки. Ваше отношение к своим дедушкам и бабушкам может творить чудеса. Сейчас я докажу вам это на одном примере.

Когда пришёл смертный час Митиной бабушке, она улыбнулась и сказала:

Прощай Митя. Ты дал мне 4 года жизни. Спасибо тебе. Помни, что самое дорогое в жизни – это человек. Это великая мудрость- уметь оставить себя в другом человеке.

Как вы понимаете эти слова бабушки?

Дедушки и бабушки вкладывают в вас свой ум, свою любовь, своё сердце, свою верность. Бессмертен тот, кто оставил себя в другом человеке.

Последними словами Митиной бабушки были слова: «Митина душа – это моя великая радость».

Как вы думаете, почему она так сказала?

1)Придумать и записать правила для ученика по отношению к старшим.

2)Составьте пословицы об уважительном отношении к старшему поколению.

.

Презентация групп.

6.Итог урока.

С древних времен люди беспокоились об отношении молодежи к более старшему поколению. В Нравоучениях от священного писания говорится: «Благослови отца или матерь», «Заступи в старости отца твоего, и не опечали его», «Почитай старших, благослови».

Скачать:


Предварительный просмотр:

МОУ «Нижнепенская средняя общеобразовательная школа»

Классный час

Тема: Уважительное отношение к старшим

подготовила

учитель начальных классов

Наджафова Е.Н.

2014

Цель: воспитывать заботливое, уважительное отношение к членам семьи, ответственность перед семьёй, гордость за свой род; дать понятие, кто такие люди старшего поколения и почему мы должны их уважать; разъяснить содержание и необходимость моральных норм уважения к старшим; убедить в том, что дети несут моральную ответственность к людям старшего поколения.

Ход урока

1. Организация класса

2. Мотивация учебной деятельности

Прочитайте высказывание Л.Н.Толстого. Как вы понимаете эти слова?

«Счастлив тот, кто счастлив у себя дома» Л.Н.Толстой

Как вы понимаете это выражение?

3. Сообщение темы и задач урока

В мире есть отцы и дети. Выши отец и мать – дети своих отцов и матерей – ваших дедушек и бабушек. Род человеческий состоит из поколений. Одновременно живут в мире несколько поколений – уходящее, находящееся в полном расцвете творческих сил, восходящее и только что появившееся на свет. Вы в поколении восходящем. Перед вами мир, полный радужных надежд. Тем, чем вы стали и чем станете в будущем, вы обязаны старшим поколениям. Сегодня мы поговорим с вами о том, как же нужно относится к людям старшего поколения, как мы можем выразить своё отношение к ним.

Составление графов Эйлера-Венна «Дети – старшее поколение».

Вывод: у старшего поколения больше опыта, знаний, они мудрее.

4. Изучение нового материала

Кто из старшего поколения для нас с вами самый близкий и родной человек? Конечно, это мама.

Я вам сейчас прочитаю сказку. Послушайте её и скажите, чему учит эта сказка..

В. А. Сухомлинский «Сказка о желтой гусыне»..

«…В жаркий весенний день вывела Гусыня своих маленьких желтеньких гусят на прогулку. Она впервые показывала своим деткам большой мир. Этот мир был ярким, зеленым, радостным: перед гусятами раскинулся огромный луг. Гусята были счастливы.

Они забыли о матери и стали расходиться по огромному зеленому лугу. Когда жизнь счастливая, когда на душе мир и покой, мать часто оказывается забытой. Тревожным голосом Гусыня стала созывать детей, но не все они слушались.

Вдруг надвинулись темные тучи, и на землю упали первые крупные капли дождя. Гусята подумали: мир не такой уж уютный и добрый. И как только они об этом подумали, каждому из них вспомнилась мама. И вдруг каждому из них она стала нужна, ой, как нужна: они подняли свои маленькие головки и бросились к ней.

А тем временем с неба посыпались крупные градины. Гусята еле успели прибежать к матери, она подняла крылья и прикрыла своих детей. Крылья существуют прежде всего для того, чтобы прикрывать детей, - об этом известно каждой матери, - а потом уж для того, чтобы летать.

Под крыльями было тепло и безопасно… Им и в голову не приходило, что крыло имеет две стороны: внутри тепло и сухо, а снаружи холодно и опасно.

Гусята слышали как будто издалека доносившийся грохот грома, вой ветра и стук градин. Им даже стало весело: за материнскими крыльями творится что-то страшное, а они в тепле и уюте.

Потом все утихло. Гусятам хотелось скорее на зеленый луг, но мать не поднимала крыльев. Маленькие дети Гусыни требовательно запищали: выпускай нас, мама. Да, они не просили, а требовали.

Мать тихо подняла крылья. Гусята выбежали на траву. Они увидели, что у матери изранены крылья, вырваны многие перья. Гусыня тяжело дышала. Она пыталась расправить крылья, но не могла этого сделать. Гусята все это видели, но мир снова был радостным и добрым, солнышко сияло ярко и ласково, пчелы, жуки, шмели пели так красиво, что гусятам и в голову не пришло спросить: «Мама, что с тобой?» И только один, самый маленький, подошел к матери и спросил: «Что с тобой, мама? Почему у тебя изранены крылья?»

Гусыня тихо ответила: «Все хорошо, сынок!». Гусята рассыпались по траве, они были счастливы…»

Что вы можете сказать о матери-гусыне? А о её детях?

Как часто слова любви и благодарности мы говорим своим мамам слишком поздно. Давайте говорить маме добрые и нежные слова. Пусть слова прощения за ошибки, которые мы совершаем, мамы услышат вовремя, а не тогда, когда это, к сожалению, поздно. И не забывайте говорить «прости меня, мама»! А еще помните про волшебные слова, которые нужно чаще говорить. Давайте вспомним их, отгадав загадки:

Растает даже ледяная глыба

От слова теплого… (спасибо).

Зазеленеет даже пень,

Когда услышит… (добрый день).

Если больше есть не в силах,

Скажем маме мы …(спасибо).

Когда бранят за шалости,

Мы говорим…(прости, пожалуйста).

Особое место в вашей жизни занимает ещё один человек – это отец. Отец продолжает, развивает себя в своём сыне или дочери. Ваши отцы – защитники Родины. Они будут защищать вас, маму, бабушку, дедушку, всю вашу семью и весь народ. Помните, что в годы ВОв погибли миллионы отцов, защищая Отечество. Быть храбрым, мужественным защитником – долг каждого мужчины. Быть достойным своего отца – твоя личная честь. Честь и достоинство отца надо умножать и оберегать.

Украинская народная мудрость гласит:

Три несчастья есть у человека: смерть, старость и плохие дети .

Как вы понимаете это выражение?

Старость неотвратима, смерть неумолима. Перед этими несчастьями никто не может закрыть дверь своего дома. От плохих детей дом можно уберечь. Это зависит не только от родителей, но и от самих детей.

Как же не допустить, чтобы ваши родители были несчастны? Что значит быть хорошим сыном или дочерью?

(обсуждение данного вопроса в группах с последующей презентацией ответов).

Но вы же не только сыновья или дочери. Вы ещё и внуки. Ваше отношение к своим дедушкам и бабушкам может творить чудеса. Сейчас я докажу вам это на одном примере.

Когда пришёл смертный час Митиной бабушке, она улыбнулась и сказала:

Прощай Митя. Ты дал мне 4 года жизни. Спасибо тебе. Помни, что самое дорогое в жизни – это человек. Это великая мудрость- уметь оставить себя в другом человеке.

Как вы понимаете эти слова бабушки?

Дедушки и бабушки вкладывают в вас свой ум, свою любовь, своё сердце, свою верность. Бессмертен тот, кто оставил себя в другом человеке.

Последними словами Митиной бабушки были слова: «Митина душа – это моя великая радость».

Как вы думаете, почему она так сказала?

5.Творческое задание. (работа в группах)

1)Придумать и записать правила для ученика по отношению к старшим.

2)Составьте пословицы об уважительном отношении к старшему поколению.

Старик - да лучше семерых молодых, Молодой работает, старый - ум дает. Молодой красив, старый умен. Старый умен, хотя и не силен .

Презентация групп.

6.Итог урока.

С древних времен люди беспокоились об отношении молодежи к более старшему поколению. В Нравоучениях от священного писания говорится: «Благослови отца или матерь», «Заступи в старости отца твоего, и не опечали его», «Почитай старших, благослови ».


Каким человеком станет ребенок, зависит от родителей. Время, которое вы тратите на воспитание сына или дочери, терпимость к малышу, а затем к подростку, ваше поведение и отношение к окружающим – это те факторы, которые научат вашего ребенка проявлять уважение к старшему поколению.

Многие родители, бабушки и дедушки недоумевают: мы столько вкладываем средств в свое чадо, ни в чем ему не отказываем, а он (она) проявляет , дерзит. Поможем старшему поколению разобраться в таком важном вопросе: как научить ребенка уважать взрослых?

Естественное желание родителей – обеспечить свою дочь или сына материально, дать ей (ему) все самое лучшее: дорогую игрушку, престижное образование, модную одежду и т.д. Но часто это приводит к тому, что взрослые сосредотачиваются на приобретении этих благ, а времени на общение с ребенком остается крайне мало. Какие детские воспоминания хранит ваша память? Большинство взрослых вспоминают о часах, проведенных с отцом, любовь и забота матери, истории, рассказанные бабушками и дедушками. Так что же нужно в первую очередь вашему ребенку? Да, время, которое вы ему посвящаете, ваши беседы, совместные игры, прогулки, общие интересы, близость и доверие.

И помните, ребенок не уважает родителей только потому, что его этому никто не учит. Ниже мы дадим несколько рекомендаций, как привить уважение к старшим.

  1. Подавайте личный пример уважения к старшим. Жизнь ребенка с самого первого дня складывается под воздействием семейной атмосферы. Все, что с ним происходит, что он видит и слышит, – формирует их эмоциональное достояние, отношение к окружающим. Поэтому первый важный совет родителям: учите детей на собственном примере. Демонстрируйте свое уважительное отношение к своим старшим родственникам: звоните чаще родителям, бабушкам и дедушкам, интересуйтесь их делами, регулярно навещайте их. Пройдет время – и ваш ребенок обязательно будет поступать так же с вами.
  2. Поощряйте детей к добрым делам. Чтобы научить ребенка уважать взрослых, давайте ему подсказки: пусть он спросит, как здоровье бабушки, сделает чай деду, пожелает отцу хорошего дня и т.д. Любые проявления заботы и любви вашего чада не оставляйте незамеченными.
  3. Учите детей оказывать уважение к старшим через этикет. Напоминайте ребенку, что в обществе старших он должен вести себя не так, как с ровесниками. Обучайте его основным правилам этикета:
  • не перебивать старших;
  • обращаться к ним только на «Вы»;
  • не разговаривать при взрослых громко;
  • в транспорте старшим уступать место;
  • использовать в общении «золотые» слова, например, «спасибо», «пожалуйста», «будьте добры», «извините»;
  • за обеденный стол садиться со всеми, желать всем приятного аппетита и т.д.

Уважительное отношение к старшим, конечно, не ограничивается перечисленными формами поведения, но это поможет ребенку относиться к взрослым по-особенному.

  • Поощряйте детей помогать вам. Еще один совет, как научить ребенка себя уважать, – это просить его о помощи. Часто взрослые допускают ошибку, когда пресекают желание ребенка или внука понести сумку, подать вам пальто или зонтик и т.д. Лучше, наоборот, принимайте его помощь и благодарите за проявленную к вам заботу, скажите, насколько его поступок вас порадовал. Ведь только помогая взрослым, ребенок научится проявлять к ним уважение и внимание.
  • Беседуйте с ребенком о его старших родственниках. Во время общения с сыном или дочерью достаньте старые фотографии и расскажите, сколько трудностей пришлось пережить его бабушке и дедушке. Объясните ему, насколько сложно быть пожилым, как непросто бороться с болезнями, жить с ограниченными физическими возможностями. Такие беседы помогут вашему ребенку глубже понять, почему надо уважать старших.
  • Смотрите вместе мультфильмы и читайте сказки. Заботиться о старших учат известные произведения: «Красная шапочка», «Золушка», «Три дочери» и т.д. Чтобы развивать у ребенка необходимые качества, нужно после просмотра или прочтения сказки обсудить с ним сюжет и поступки персонажей.
  • В статье мы попытались объяснить, почему часто дети не уважают родителей, и дали несколько советов, что нужно делать, чтобы ребенок не вырос бессердечным человеком. Не правильно задавать вопрос: как заставить ребенка уважать родителей? Заставить уважать кого-либо невозможно. Воспитывайте дочь или сына с любовью и терпением.

    Что такое уважение – у каждого человека есть свое понятие данного социокультурного феномена. В уважении нуждаются как младенцы, так и люди почтенного возраста, эта базовая потребность дает человеку ощущение нужности и значимости себя в своей семье, профессии, социуме.

    Что такое уважение – определение

    Признание прав, достоинств, умение видеть и учитывать границы, личные особенности другого человека, – вот что значит уважение. Поступки достойные уважения влияют на социум и всегда поощряются, создавая положительную репутацию. Уважение к себе и другим начинается в семье, поэтому важно взращивать это чувство с самого раннего возраста, от этого зависит гармоничное развитие личности.

    Как проявляется уважение?

    Как завоевать уважение – частый вопрос тех, кто только начинает свою карьеру, бизнес или семейные отношения. Проявление уважения многоаспектно, и складывается как из малозаметных каждодневных поступков, действий так и имеющих огромное значение. Быть уважаемым человеком и уважать других, является неотъемлемой частью счастья и подтверждением признания достоинств другого. Как проявляет себя уважение со стороны людей:

    • выражение благодарности – простое действие, обладающее мощной силой и не отнимающее много времени;
    • комплименты и выражение восхищения;
    • умение ставить себя на место другого;
    • выполнение данных обещаний;
    • умение выслушать до конца, не перебивая;
    • если имеет место критика , она не направлена на унижение личности, а лишь на конкретные промахи в деле или поступке.

    Что такое уважение к старшим?

    Уважение к старшим перекликается с почитанием родителей. Глубокое уважение к пожилым людям, как прошедшим через тяжелые испытания в жизни, у людей прошлого это было в порядке вещей. В чем проявляется почитание старших:

    • вежливое отношение;
    • тактичное поведение;
    • проявление заботы и внимания (перевести через дорогу, донести тяжелую сумку, уступить место в транспорте);
    • оказание помощи нуждающимся.


    Что такое уважение в отношениях?

    Что такое уважение к человеку? На этот вопрос, каждый видит свой ответ, но в целом – это видеть в другом индивидуальность, личность со своими особенностями и многогранностью и пониманием, что бог или природа любят разнообразие, поэтому люди все разные. Отношения дружеские, партнерские, семейные имеют свои особенности, но уважение в них строится исходя из общих принципов:

    • соблюдение личных границ, пространства и невторжение;
    • мнение друга, партнера, супруга может быть отличным от собственного – важно отнестись к этому с принятием и гибкостью;
    • видение в другом автономной личности;
    • оказание поддержки и помощи в сложные периоды, ситуации.

    Что такое уважение к природе?

    Уважение к природе тесно связано с состраданием всему живым существам и заботой об окружающем мире. Обстановка на планете такова, что люди в большинстве своем тратят ресурсы: выкачивают нефть – кровь земли, в результате которых образуются пустоты, захламляют отходами природу, убивают животных в крупных масштабах – все это происходит от неуважения и непочитания. «После нас хоть потоп!» - так говорил французский король Луи XV, сегодня человечество сталкивается с последствиями такого отношения.

    Что такое уважение к природе:

    • восполнение использованных ресурсов;
    • забота о животных и птицах в зимнее время;
    • мероприятия, направленные на улучшение экологической обстановки;
    • взятие под защиту редких видов животных, птиц, растений;
    • внедрение экологических видов топлива, не загрязняющих атмосферу.

    Что такое уважение к труду?

    Впервые, ребенок сталкивается с миром профессий в школе и уважение к учителю, становится базовым, определяющим. В современных школах к учителям чаще отношение пренебрежительное и обесценивающее их тяжелый труд. Задача родителей и учителей формировать ценность к любого вида профессии, маленькому ребенку важно показать и объяснить это на примере, что если бы дворник не чистил снег, люди бы завязли в сугробах, а без учителей, человек был бы безграмотным, не умел бы писать и читать, не было бы сделано много великих открытий, великолепные книги не были бы написанными.


    Что такое уважение к родителям?

    Уважение к родителям формируется в детстве. То, как мать и отец относятся к друг другу – закладывает в детях основу уважения к себе, родителям и другим людям. Ни для кого не открытие, что дети считывают с родителей паттерны поведения и присваивают их себе. Если родители оскорбляют друг друга, ребенок вынужден перейти на сторону кого-то одного из них, и по отношению к другому будет чувствовать себя предателем, и защитная реакция будет выглядеть как проявление неуважения к тому, кого ребенок «предает».

    Что такое благодарность и уважение к родителям, как это проявляется:

    • отсутствие упреков к родителям (мало дали, плохо воспитали, квартиру не купили), самое ценное, что родители дали – это жизнь;
    • почитание родителей как старших, даже если они не правы, не вступать из-за этого в конфликт ;
    • уделение времени и внимания своим родителям (звонки, визиты, разговоры, помощь).

    Как добиться уважения?

    Уважение – понятие обоюдное: без признания и уважения других, нельзя рассчитывать на уважение в свою сторону. Каждого человека, есть за что уважать, но не все это понимают. Как добиться уважения в коллективе:

    • искренне говорить комплименты:
    • радоваться успехам других, отмечать это;
    • сопереживать неудачам;
    • быть открытым и доброжелательным;
    • не допускать насмешек в свой адрес;
    • взращивать профессионализм.


    Уважение к самому себе

    Потребность в уважении одна из самых важных базовых потребностей, так человек идентифицирует себя: «Я есть!», «Я значим!». Уважение к себе формируется к себе и входит в «Я-концепцию» личности, которая формируется на основе оценки человека значимыми людьми, далее в общественных институтах. Что такое уважение к себе – здесь нет какого-то одного характерного параметра, это все составляющие чувства собственного достоинства:

    • знание своих сильных и слабых сторон;
    • стремление к самосовершенствованию и личностному росту;
    • честность с самим собой;
    • работа с недостатками;
    • признание своих заслуг и вклада как личности в общество;
    • ценность себя как личности;
    • осознание своей божественной сущности;

    Уважение в семье

    Что такое взаимопонимание и уважение в семье? Берт Хеллингер, немецкий психотерапевт, в свое время сказал, что уважение – это сосуд, форма, а любовь – то, что наполняет этот сосуд, если нет уважения в семье, о любви не может быть и речи. Уважение к мужчине как к главе рода всегда было традицией у многих народов, дети воспитываясь в такой семье видели значимость и авторитетность. Для сыновей видеть отношение матери к их отцу, основанное на уважении. Мужчина, делающий свой выбор супруги также должен понимать, что если нет уважения к жене, то это неуважение к себе.

    Что значит проявлять любовь и уважение супругов друг к другу:

    • моральная поддержка и уместное сочувствие ;
    • отсутствие оскорблений, рукоприкладства;
    • доверие;
    • учет мнений и компромисс при возникших разногласиях;
    • теплые и добрые слова;
    • совместное принятие решений важных для семьи;
    • забота о каждом члене семьи;
    • совместный вклад в воспитание детей и обустройство быта;
    • конструктивная критика.

    Воспитание уважения к старшим

    Воспитание - великое дело: им решается участь человека.

    Белинский В. Г.

    В какой атмосфере будет жить ребёнок, как будут чувствовать (а не говорить) его родители или те, кто рядом, таким и будет ребёнок.

    Уважение к взрослым никто не привьёт - ни школа, ни садик, ни соседи, только семейная атмосфера. -Сухомлинский В. А.

    Только то в человеке прочно и надежно, что всосалось в природу его в его первую пору жизни - Коменский Я.

    Если вы уступите ребенку, он сделается вашим повелителем; и для того, чтобы заставить его повиноваться, вам придется ежеминутно договариваться с ним. - Руссо Ж.-Ж.

    Если люди говорят плохое о твоих детях - это значит, они говорят плохое о тебе. - Сухомлинский В. А.

    Уважение к. людям является общечеловеческой ценностью и входит в структуру личности как одно из ведущих нравственных качеств. Уважение к представителям старшего поколения, как это рассматривает этика, включает в себя благодарность и признательность нового поколения за те социальные блага, которыми оно пользуется. С точки зрения воспитания уважение к людям предполагает необходимость в поступках, действиях и высказываниях исходить не столько из собственных интересов и амбиций, сколько из стремления не затронуть сферу интересов и претензий другого человека. Уважительное отношение к близким людям, в число которых входят не только родители, но и другие члены семьи, кровные и сводные родственники, проживающие и не проживающие совместно с ребенком, - важное свойство нравственно совершенной личности. В семье, под руководством родителей, младший школьник должен научиться учитывать интересы окружающих его людей, проявлять посильную заботу о них. В.Е. Каган утверждает, что для мальчиков характерен процесс научения. Девочки же с возрастом, наоборот, "разучиваются" - начинают более спокойно относиться к переживаниям других людей. Что же касается уважительного и заботливого отношения к близким, в особенности к родителям, то оно включает в себя следующие признаки: послушание, помощь, сопереживание состояния близкого человека (эмпатия), доброжелательность.

    В старое доброе время уважение к старшим воспитывалось очень последовательно, решительно и грамотно. Одна пожилая женщина рассказывала о том, как ее воспитывал отец:

    Папочка, а можно, я в церковь пойду? – спрашивала она, тогда шестилетняя дочка.

    Нет, доченька, нельзя.

    А почему, папочка?

    А ты сегодня по улице шла?

    Шла, папочка.

    Старушку видела?

    Видела.

    А ты ей в пояс поклонилась?

    Нет, папочка.

    А почему? Она перед тобой уже свою жизнь прожила, она тебе дорожку проложила, а ты ей не поклонилась. Нет, доченька, в церковь ты сегодня не заслужила пойти.

    Обратите внимание, как мягко, доброжелательно и, вместе с тем, строго ей отвечает отец, и с каким почтением, не помышляя "качать права", говорит с ним его доченька. Вот так вот строго и одухотворенно воспитывали детей в крестьянских семьях, какое мы здесь видим удивительно уважительное и бережное отношение к ребенку!

    Из других воспоминаний мы знаем, что отец мог и выпороть сына за то, что тот не поклонился старику. Авторитет старших поддерживался, но и сами старшие были такими, что их нельзя было не слушать и не уважать: это были люди с огромным жизненным, духовным и практическим опытом.

    Сейчас семья разрушается, семья как основа народа уничтожена практически полностью. В городах - деградация.

    Когда я был мальчишкой, было вполне естественно поднести пожилому человеку сумку, а сами пожилые люди обращались к молодым людям ласково: «сынок» или «доченька». Мы переживаем страшное разрушение нравственных устоев народной жизни, которое происходит из-за изменения миропонимания, утраты нравственных ценостей, потому что мы воспринимаем любую ерунду, вещаемую средствами массовой информации, поэтому нами так легко бывает управлять.

    Возможно ли сейчас так воспитывать детей? С трудом представляется, что современные дети смогут так же осмысленно обсудить с родителями причину того, что им не разрешают пойти в храм…

    К сожаланию, такое воспитание – прошлый век. Чтобы правильно воспитывать детей, нужно начать с воспитания взрослых. Сегодня часто можно увидеть, как ребеночек замахивается на мамочку. Это недопустимо, это нужно решительно и быстро пресечь! Не прекратив это, мать копит своему ребенку гнев на день гнева. В Священном Писании сказано не только «Чти отца и матерь и благо тебе будет», но и «Злословящий отца и матерь смертию да умрет». Если мамочка не пресекает такое поведение сразу, потому что у нее «такой ребеночек», значит, она сама подрывает свой авторитет в глазах ребенка, и не только свой, но и авторитет всех старших. Ребенок не виноват, он пока не понимает, что можно, а что нет, но родители должны сразу же твердо определить, что можно и что нельзя. Ребенка за такое нужно, образно говоря, в бараний рог скрутить, сделать так, чтобы он больше никогда такого не повторил.

    - «Скрутить в бараний рог» значит, что ребенка надо отшлепать за такое поведение?

    Нет, совсем не обязательно. Вспомните знаменитое произведение Астрид Линдгрен «Малыш и Карлсон»: когда Карлсон прогонял грабителей, он приговаривал: «Я привидение дикое, но симпатичное! Сейчас я вас настигну, и нам всем будет весело!». Так и воспитатель должен себя вести, он должен быть добрым, веселым, но при этом он может быть и очень строгим. Ты ребеночка любишь всегда, даже когда сердишься, но такого поведения ты не допустишь. Твори, выдумывай, пробуй, добивайся, чтобы ребенок это уяснил.

    Воспитание основано на постоянном повторении. Ребенок может не воспринять, может не запомнить, забыть, может устать – ничего страшного – нужно снова и снова повторить, стараясь это повторение сделать максимально эффективным. Может быть, талантливому педагогу и одного раза хватит, но нам надо быть готовыми, что повторять придется неоднократно.

    Если хамский и грубый тон допустим в семье, то, значит, такая грубость – норма и для общества, поэтому и вырастает поколение людей, которое не имеет представления о том, как правильно и как неправильно себя вести. В какой-то мере это их беда, их так воспитали. Это хамство пронизывает всю нашу жизнь. Всем нам известна фраза «Я начальник, ты дурак». Ее произносят иногда серьезно, иногда в шутку. Эти слова демонстрируют пренебрежение элементарными правилами человеческого общения. Ведь в нормальном обществе, начальник должен тебя внимательно выслушать и, если ты прав, согласиться. Например, в русской армии военный совет начинали с младших офицеров, чтобы каждый, невзирая на мнение старших, мог свободно выразить свое мнение, а начальник говорил последним, выслушав всех, и его решение все воспринимали как окончательное. Великий русский юрист и правовед, Анатолий Федорович Кони, писал, что глупый от умного отличается не интеллектом, а несокрушимой уверенностью в своей правоте. Если некто, занимая какой-то пост, искренне считает, что он всегда прав, то он не начальник, а просто самодур.

    Взаимоотношения со старшими братьями и сестрами ведь тоже закладывают основы отношения к старшим?

    Безусловно. Младшие должны помогать старшим, а пока они еще маленькие, слушаться старших братьев или сестер. И в нашей семье мы стараемся поступать по Лермонтову. Помните, в «Песни… про купца Калашникова» есть такие строки: «Ты нам старший брат, нам второй отец». Старшего брата, надо слушать в отсутствие отца: при папе воспитывать его детей совершенно недопустимо! Безусловно, это относится и к матери.

    Конечно, не надо старших братьев и сестер идеализировать, нам в семье, например, приходилось очень решительно бороться против дедовщины. Но авторитет старших детей, если он направлен в нужное русло, конечно, надо поддерживать.

    Ребенок растет, становится подростком. Меняются жизненные ориентиры, меняется отношение к родителям. Неизбежна ли переоценка ценностей в подростковом возрасте?

    Это совсем не обязательно, в нашей семье не все через это проходили, у девочек этот период более незаметный, чем у мальчиков. Многое зависит от характера и воспитания. Если родители с самого начала растили детей в разумной строгости, интересно, разносторонне, то, скорее всего, в трудный переходный возраст ребенок не будет обособляться, мнение родителей и их авторитет будут значительными, несмотря на такую серьезную мировоззренческую, и физическую перестройку, происходящую в ребенке.

    Жизнь ребенка должна быть наполненной и трудной: если ему легко учиться, можно перевести в более сильную школу, отдать в кружок, в спортивную секцию. Многие сложности и беды, связанные с воспитанием детей начинаются, когда ребенок не может заставить себя заниматься чем-то серьезным, занимается ерундой, становится неуправляемым. Если найти то, что ему самому интересно, если ребенка увлечь, если детей учить чему-то важному и содержательному, то дети будут это воспринимать. Но для этого взрослые должны проводить сами над собой сложную напряженную работу, советоваться, читать книги о воспитании, искать то, чем можно увлечь ребенка.

    Если время воспитания упущено, то нужно помнить: нет ничего непоправимого. Если человека испортили неправильным воспитанием, то воспитанием же его можно и исправить. Но если родители не научили своего ребенка почтительно относиться к старшим, значит, они позволяли себе не уважать окружающих и самих себя. Значит, начинать нужно с того, что внимательно и критически посмотреть на свой стереотип поведения и понять свои же ошибки. Если требовать от самих себя глубокого уважения к окружающим, то на примере родителей и дети будут учиться такому отношению, постепенно перестраивая свое привычное поведение.

    Среди распространенных недостатков - излишняя мягкотелость. Воспитатель должен быть твердым, добрым, веселым, но в то же время спокойным, упорным, твердым. Можно привести классическое сравнение: у воспитателя должна быть железная рука в бархатной перчатке. Для этого ты должен твердо знать, чего хочешь, что хорошо, а что плохо. Зло нужно побеждать добром. Если подросток ведет себя по-хамски, нужно побеждать такое поведение активным мудрым добром. Различать добро и зло – плод духовных усилий. Если ты этого не знаешь – воспитателя из тебя не получится.

    Батюшка, а к чему же может привести такое неуважение к старшим, которые мы сегодня видим повсеместно?

    Оно уже привело к тому, что современная молодежь стала источником агрессии: страшно вечером и выйти на улицу. Утрачена чистота нравов, человек сам себе господин и хозяин, он живет, относясь к жизни потребительски. Почтительным уважением к старшим, причем не только к родителям, мы воздаем долг благодарности их жизненному подвигу, их труду и заботе о настому, Но, если мы считаем, что заслужили это как некий дар, который можно принять готовым, то это означает проявить неблагодарность. Значит, и к нам в свое время будут относиться неблагодарно. Неблагодарность - это такой негативный заряд, который приводит к тому, что от жизни будет уже нечего ждать, и зло умножится, а доброе будет теряться перед таким напором зла.

    Приведу такой пример: в Государственном историческом музее есть один интересный экспонат: модель железнодорожной станции, которую сделали ученики реального училища в подарок Государю Императору Николаю II ко дню коронации. Представьте себе: реальное училище – это современное ПТУ. Могут ли современные учащиеся ПТУ сделать не просто удивительной красоты модель, но такую тонкую, филигранную музейную работу? Утрата нравственных ценностей сказывается на всем, даже на мастерстве.

    Отец Александр, а верно ли, что забвение, небрежность и невнимание к истории во многом способствует развитию такого хамски-циничного отношения к старшим? Знакомые рассказывали леденящую кровь историю, о том, как ветерана Великой Отечественной войны обокрали: поскольку брать в доме было нечего, воры унесли только парадный пиджак старика, на котором были прикреплены все его боевые награды. Как он пережил это – не знаю, знаем только, что на Парад Победы на 9 мая он не пошел: стыдно перед однополчанами было без боевых наград появиться. Это уже не просто неуважение, это словно надругательство над всей нашей историей…

    Связь здесь прямая: историческая память выбита прочно, а этот провал не заполнен ничем. Недавно на лекциях в военном училище я спросил первокурсников, кто были современниками: Александр Невский, Батый или Дмитрий Донской. Один курсант робко ответил, что, наверное, Батый и Дмитрий Донской. Остальные промолчали. Это говорит о качестве образования в нашей средней школе, ведь первокурсники – это вчерашние школьники. Школа должна прививать гордость за свою историю, а сейчас в головах у школьников черная дыра, в которой витают отдельные разрозненные мифы.

    Воспитание же на примерах исторических, на примерах доблести и отваги прошлого способно сформировать твердый характер и почтение к старшим.

    А что значит «отцы, не раздражайте детей ваших!»?

    Это значит, что каждый человек – личность, поэтому в человеке, независимо от его возраста, нужно уважать личность. Ты можешь быть строгим, но если ты относишься с уважением, то ты не будешь провоцировать воспитанника, будешь стараться всеми силами его не раздражать, ведь и самые неприятные вещи можно говорить с уважением.

    В первую очередь надо уважать своего ребенка, а то как же он узнает что такое уважение. Только личным примером. Уважайте своих детей и они будут уважать вас. Развивайте в них Эмоциональный интеллект.

    А ведь уважение к детям - краеугольный камень воспитания вообще. Если дети не видели уважения к себе, то они не могут понять что такое уважение вообще и вместо уважения они впитывают страх, который передают своим детям. А ведь уважение к детям - это единственное уважение, которое должно быть безусловным. Детей надо уважать просто потому, что они дети.

    Во-первых они ещё не успели совершить заслуживающих уважения дел, а во-вторых если дети не заслуживают уважения, то надо неуважать их родителей и воспитателей - значит их так воспитали - не поняв, не полюбив, не уважая.


    THE BELL

    Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
    Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
    Email
    Имя
    Фамилия
    Как вы хотите читать The Bell
    Без спама