THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама

В постановлениях, документах общеобразовательной школы особенно подчеркивается значение нравственного воспитания в становлении нового человека, указывая на необходимость формировать высокую воспитанность и культуру поведения детей и подростков.

Решение этой задачи необходимо начинать с первых дней жизни ребенка, формируя в нем нравственные чувства и привычки, моральное сознание и нравственное поведение – все, что является основой воспитанности.

Воспитанность человека – в его духовности и гармонии нравственных чувств, душевной тонкости и способности к самоконтролю, а также в его ответственности и чувстве долга перед обществом, проявляющихся в труде, общении с людьми, культуре поведения.

Все родители хотят видеть своего ребенка хорошо воспитанным. Но воспитанность не формируется сама по себе, как полагают иные родители. Само определение «воспитанность» говорит о том, что это результат долгой и упорной шлифовки человека, результат его воспитания в самом широком смысле слова. К сожалению, некоторые родители считают, что культура поведения и общения, вежливость, сдержанность – это удел взрослых и потому говорят: «Все придет с возрастом, а пока что с него спросить, ведь ребенок!»

Не считают нужным знакомить его с элементарными нормами приличия. Им кажется естественным, что ребенок, встретившись в дверях со взрослым, отталкивает его и старается проскочить вперед, не умеет вести себя за столом, в транспорте. Все эти и подобные им признаки невоспитанности почему-то не тревожат некоторых родителей. Действительно, как бы ни был ребенок развит, смышлен и внешне привлекателен, но если он вмешивается в разговор взрослых, не умеет вежливо обратиться с вопросом, не знает, как приветствовать старших, не в меру многоречив, то такой ребенок производит неприятное впечатление. О нем говорят: «невоспитан». А как часто приходится краснеть за поведение детей повзрослевших, но так и не научившись вести себя как требуют того обстоятельства. Причина?

Не знают элементарных законов общежития: не умеют отличить непринужденность от развязанности; не знакомы с существующим этикетом человеческих отношений…

Уже в дошкольном возрасте следует вырабатывать такие навыки и привычки, которые бы положили начало дальнейшему совершенствованию личности, общему развитию и воспитанности. В этой связи нельзя забывать и о природе взрослых, ибо формы поведения маленький ребенок начинает усваивать, подражая близким людям. Не зря говорят: дети – зеркало родителей. Их привычки, жесты, способы общения ребенок начинает перенимать тогда, когда он еще не способен оценивать насколько они красивы и нравственны. Вот почему так важно взрослым обращать придирчивый взгляд на самих себя: чему учит ребенка наш пример.

«Шестилетний Антон, увидев соседей по подъезду, приветливо улыбается им и четко произносит: «Здравствуйте». По его лицу видно, что это ему доставляет удовольствие. Так он поступает по примеру папы и мамы. К тому же он знает, что означает это приветствие, ему объяснил папа:

Сказать «Здравствуйте»- значит пожелать здоровья. Это, как ты понимаешь, хорошее пожелание, значит и произносить его надо доброжелательно, вежливо. Встретившись возле подъезда со взрослыми Антон старается пропустить их вперед себя. Так он поступает тоже по примеру папы.

К сожалению, дети видят и другие примеры. Как-то довелось быть свидетелем такой сценки. В автобус вошел молодой папа с сыном. Мальчику на вид не больше шести. Они сели на свободные места для пассажиров с детьми, и папа, положив руку на спину мальчика, тут же задремал. По примеру отца и сын тоже зажмурил глаза. Однако из-под щелочек глаз продолжал наблюдать за дорожными событиями.

Вот на ближайшей остановке вошла женщина и остановилась рядом. Мальчуган попытался было освободиться из-под папиной руки, чтобы встать, но рука властно прижала сына к сиденью:

Сиди!- приказал он, не открывая глаз.

Так я чтобы уступить…

А я сказал – сиди!- повторил отец.

Мальчик покорно сел, и, посмотрев в бесстрастное лицо дремлющего папы, громко сказал:

А в детском саду Ирина Петровна говорит, чтобы мальчики…

Ты помолчать можешь?!- прервал его отец.

А вот и остановка, которая заставила молодого папу и сына подняться…

Направляясь к выходу он наклонился к сыну и хохотнул:

У нас женщины имеют одинаковые права с мужчинами. Так-то вот!

Умение вести себя хорошо следует рассматривать в тесной взаимозависимости с развитием нравственной основы личности, с формированием нравственных понятий: нельзя научить ребенка поступать правильно без моральной оценки собственных поступков. Но нравственное развитие происходит правильно лишь тогда, когда взрослые принимают во внимание возрастные возможности детей, когда их требования не отступают от развития ребенка.

Уже в раннем детстве ребенок способен усваивать простейшие правила общения с окружающими. Так, в два-три года малыш способен проявить элементарные чувства отзывчивости, доброжелательности, уважения ко всем членам семьи, к сверстникам.

В три – четыре года ребенку доступны некоторые несложные формы организованного поведения не мешать окружающим криком и шумом, в общественных местах не кричать, не разговаривать громко, не толкать прохожих. Дети этого возраста уже могут дружно играть со сверстником, а по необходимости уступать ему, делиться игрушками, проявлять о нем заботу.

Шестилетки: дети способны оценивать свои и чужие поступки, поэтому особенно важно формировать в них восприимчивость к положительным примерам и отрицательное отношение к плохим. У них появляются оценочные суждения о собственном поведении: «Я вел себя хорошо» или «своим поступком я огорчил бабушку!»

Малыш испытывает стыд за то, что плохо себя вел, обидел товарища или подвел маму, не выполнив своего обещания и т.д. У него развиваются коллективистические навыки, он тянется к совместной деятельности с детьми, умеет уважать общий замысел игры и подчиняться ее правилам. Задача взрослых – уделять особое внимание дальнейшему воспитанию уважения, приветливости, сдержанности по отношению к близким и окружающим.

Важно добиться, чтобы вежливость детей основывалась на искренности, доброжелательности, уважении к окружающим, иначе она перестает быть признаком нравственного воспитания. Нельзя считать ребенка вежливым только потому, что он говорит «спасибо» при выходе из-за стола, а обращаясь к взрослому произносит обязательное «пожалуйста». Этого мало. Попробуйте уронить какой-нибудь предмет – носовой платок, записную книжку, карандаш – и посмотреть, как прореагирует ваш ребенок, поднимет и подаст вам или «не заметит». Как это сделает – с готовностью или лишь отметит вслух: «Это уронили». А может быть, услужит с расчетом на похвалу?

Иногда терпимо относимся к допустимой ребенком бесцеремонности, ненавязчивости. Как, например, можно расценивать такие проявления?

…. Кто бы ни пришел в дом, бежит к двери, бросает своё занятие. Выжидательно смотрит в руки пришедшему и после небольшой паузы спрашивает:

«А что вы мне принесли?»

Затем тянет гостя в комнату, стараясь всецело завладеть его вниманием:»Поиграйте со мной», «Хотите, я расскажу стихотворение?». Как вы поступаете в подобных случаях? Объясняете ли ребенку, как надо вести себя, говорите ли, что ласка к посторонним неуместна. «Так можно вести себя с близкими людьми -мамой, папой, бабушкой. А с посторонними лучше быть приветливым, вежливым, гостеприимным». Попутно раскрываете ли, что необходимо быть сдержанным: не проявлять любопытства, задавая гостю вопросы: «кто он? Откуда пришел? Зачем пришел? Когда уйдет? и т.п.; не завязывать разговоров, если гость не расположен их поддерживать.

Стараетесь ли воспитывать в ребенке чуткость? Это моральное качество проявляется в заботе о людях, умении сопереживать, помочь, утешить. Способен ли на это ваш сын, дочь? Например, проявлять сочувствие, если в доме неприятности или кто-то болеет? Учите ли вы ребенка проявлять чуткость к близким людям – папе, маме, бабушке, дедушке, не огорчать их своим поведением, предлагать им свою помощь, замечать их настроение и физическое состояние, справляться об их самочувствии, считаться с их делами, не нарушать их отдых?

Уже старшему дошкольнику должно быть присуще элементарное чувство такта.

… Лена, возвратившись из школы и увидев, что папа ужинает, отодвинута от него тарелку и положила перед ним книгу: «Я тебе сейчас почитаю!» А когда отец возразил, сказав, что он выслушает несколько позже, дочь надувшись отошла в сторону: «Не буду играть с тобой!»

В подобных случаях ребенку объясняют, что так вести себя не полагается: «Папа пришел с работы, он устал, должен отдохнуть и поесть. А ты мешаешь ему… тот, кто любит своего папу, так не поступает».

Немаловажно, чтобы родители при всей их родственной близости с ребенком умели сохранять некоторую дистанцию.

А.С.Макаренко говорил, что между взрослым и ребенком нужна не только близость, но и некоторое расстояние. Нельзя, чтобы ребенок допуская панибратство в отношении с родителями; иначе признаки воспитателя и воспитуемого стираются, и ребенку трудно определить границы дозволенного. Учите ли быть ребенка предупредительными? Добиваясь от детей предупредительности, мы хотим, чтобы она проявлялась у них из добрых побуждений: оказать внимание, помочь близким или окружающим людям.

Вы пришли с работы. Как встретит вас ребенок – поспешит ли освободить ваши руки от ноши, подаст ли домашнюю обувь? А когда станете готовиться к ужину, то предложит ли помочь накрыть на стол? Или первым сядет и будет ждать, когда ему подадут? Воспитываете ли вы в ребенке скромность? Эта нравственная черта характеризует подлинную воспитанность. Скромный человек не старается казаться оригинальным, не выпячивает свое «я», ведет себя просто, естественно, с достоинством.

Скромности сопутствует уважение и чуткость к людям и в то же время высокая требовательность к самому себе. Учите ли детей не хвастать своими успехами, например, удачно выполненным заданием, красивым платьем или игрушкой? Не рассуждать о том, о чем он мало смыслит? Не захваливаете ли ребенка, создавая в нем чувство исключительности?

Как часто произносите: «Ты такой же, как все», «Не только ты умеешь, но и другие тоже!»

К сожалению, часто можно наблюдать, как иные родители восторгаются своим ребенком: и развит не по годам, и остроумен, и рисует лучше, чем другие, и стихов много знает, и костюм у него наряднее, чем у сверстников. Стараются выдвинуть его в вожаки в детских затеях, наставляя: «Не уступай другим, пусть тебе уступают. Не будь разиней!» Побуждают на людях декламировать или петь, заранее отрекомендовав своего ребенка как необыкновенно талантливого (в его присутствии!)

Из отдельных случайных поступков складывается черта характера – преувеличенное самомнение, стремление ставить свое «Я» на первый план.

А отсюда и соответствующее поведение, характерное для эгоиста. Со скромностью это несовместимо. Последнее время многие родители хотят, чтобы их ребенок вел себя раскованно (заметьте раскованно, а не непринужденно).

Но, увы, они не всегда могут определить границы, где кончается раскованность и начинается развязанность. Одна мать, которая старалась, чтобы ребенок вел себя раскованно и потому не стеснялся посторонних, наставляя его: «Не обращай ни на кого внимания, веди себя так, будто на тебя никто не смотрит».

Позже, когда сын стал школьником, она пожаловалась: «Сын ни капельки не считается с нами, делает то, что хочет. Так надерзил мне при посторонних, что мы с отцом от стыда готовы были сквозь землю провалиться! Сделали ему замечание, а он в ответ: «А что я особенного сказал! Подумаешь!

Конкретные представления о том, как следует вести себя, растущий человек усваивает вместе с накапливанием нравственных привычек, развитием морального сознания и поведения. Что в этой связи рекомендует «Программа воспитания и обучения» на каждой возрастной ступени? Об этом полезно знать вам родителям, чтобы ориентироваться в семейной педагогике.

Когда родители умны

И добродетельно скромны,

То благонравны и сыны.
Себастьян Брант

На протяжении всей истории человечества людей всегда беспокоил и волновал один вопрос, который остается актуальным и поныне: как воспитать ребенка?

Для того чтобы найти ответ на этот вопрос до сих пор пишутся тысячи книг о нравственности, даются рекомендации. Каждый ученый по-разному рассматривает важнейшие аспекты детского воспитания, но у всех у них есть общая точка зрения. Она состоит в том, что самую важную роль в воспитании ребенка играет личность самого родителя. Пример собственного поведения родителей - самый мощный способ воздействия на ребенка. В этом случае, был уверен И.Г.Песталоцци, даже наказание воспринимается ребенком как справедливость.

Определяющим условием развития личности являются отношения, которые складываются во взаимодействии детей и родителей, отражающиеся в семейном укладе. Жизнь взрослых членов семьи накладывает свои отпечатки в сознании детей гораздо раньше, чем они начинают отдавать себе отчет, что у них уже сложились привычки, потребности, вкусы, готовые представления и т. д.

Личный пример родителей имеет огромное значение для ребенка, так как влияет на формирование характера, жизненных позиций, уровень самооценки, на его поведение, отношение к людям, в целом на формирование его личности.

Благодаря эмоциональной связи любящих и понимающих свои обязанности родители с малых лет формируют у ребенка нормы и стиль поведения, объясняют ему мир человеческих ценностей, внушают, что можно, а что не следует делать. Ребенок в процессе развития усваивает эти наказы, запреты, взгляды так, что они становятся его собственными убеждениями.

Родители – это зеркало, однако такое зеркало, которое может изменять или сделать себе подобным того, кто смотрит в него или пытается научиться чему-то у него. С первых дней жизни ребенок усваивает социальный опыт, как бы запечатлевая его. Это похоже на фотографию. Увидел – сфотографировал. Окружающий мир, явления и события, поступки людей. Дети, скорее всего, будут поступать не так, как родители учат, а так, как они живут.

По мнению Эрика Бёрна, детский опыт является базовым для формирования жизненного плана или сценария человека.

Отношения с близкими людьми в детский период жизни является источником формирования системы отношений во взрослом возрасте. Глядя на родителей и бессознательно подражая им, ребенок усваивает семейные образцы поведения. Если муж с женой не уважают друг друга, ругаются и кричат, а потом учат ребенка быть вежливым, дают советы как ему нужно жить в его семье, то эти слова сложно воспринять за «правду», т.к. личный пример родителей говорит о другом. Иногда в таких семьях дети не принимают программу родителей, отвергают ее и строят иную семейную стратегию. Значит, их в глубине души не устраивают отношения родителей, эти отношения не пример для них.


Для того, чтобы вы стали для ребенка личным примером, можно взять за основу такой рецепт воспитания: «Основной закон воспитания детей в семье» - взять принятие, добавить к нему признание, смешать с определенным количеством любви и доступности, добавить собственной ответственности, приправленной любящим отцовским и материнским авторитетом и личным примером.

Принять ребенка – это означает любить его за факт его существования, а не за отметку в дневнике. Это безграничная вера в то, что ребенок, которому вы подарили жизнь, оправдает ваши ожидания. Это и терпение родителей. Терпение заключается не в том, чтобы терпеть проступки ребенка и закрыть глаза, а в том, чтобы он имел время прочувствовать и осознать совершенное им.

Доступность в рецепте по воспитанию, это очень актуально для нашего 21 века, т. К. мы очень заняты, много работаем, а быть доступным - это значит найти в себе силы, отложить дела, работу и пообщаться с ребенком. Родители должны помнить, что проводить время с собственным ребенком, это не значит читать ему мораль или проверять уроки, быть доступным – это значит прочитать вопрос в глазах ребенка, и ответить ему, доверить ему свои переживания, и помочь пережить ему его. Чтобы наши дети, особенно в подростковом возрасте, не сказали бы что мы живем с родителями в разных измерениях, мы не понимаем друг друга, и не находим времени друг для друга.

Признание формирует у детей чувство собственной значимости и необходимости в своей семье, это одобрение, похвала (за что-то), положительная реакция семьи на даже незначительные усилия ребенка, особенно если у него что-то не получается в учебной деятельности.

Огромное значение в жизни ребенка имеет формирование у него ответственности. Ежедневно родители должны демонстрировать своим детям собственное проявление ответственности перед ними. Мудрость и ответственность состоит в том, чтобы они выполняли все, что обещают. А если по какой-то причине это не произошло, пытаются исправить это. Воспитывать у ребенка ответственность это значит использовать в воспитании метод ограничений, научиться говорить «нет», «нельзя». Нет ничего страшнее в семейном воспитании, когда один родитель говорит «нет», а другой разрешает.

Практически все хотят гордиться своим ребенком. Основой успеха в этом может стать внутренняя гармония каждого из родителей и мир между ними. И если вы хотите научить чему-нибудь своего ребенка, научитесь вначале сами. Если вы, например, не всегда умеете владеть собственными эмоциями, то вам будет тяжело научить этому ребенка. И самое главное, это знать что самое важное в жизни, это интересы ребенка, любовь и забота.

Родительское требование к себе, родительское уважение к своей семье, родительский контроль над каждым своим шагом - вот первый и самый главный метод воспитания!

Личный пример приобретает воспитательное значение лишь при признании авторитета родителей детьми. В поведении родителей, включая всю отцовскую и материнскую жизнь - работу, мысль, привычки, чувства, стремления, находятся корни авторитета, который должен заключаться в самих родителях, независимо от их отношения к детям.

Толковый словарь Ожегова дает такое определение этому слову:
Авторитет - 1) общепризнанное значение, влияние, 2) лицо, пользующееся влиянием, признанием. Авторитет родителей заключается в их умении растить и воспитывать детей, не принижая их достоинства и не превознося его, это постоянная работа над собой по самосовершенствованию и самовоспитанию.

В качестве подсказки предлагается родителям несколько основных принципов воспитания силой личного примера:

Единство слова и дела. Основополагающий принцип – если родители будут требовать от своего ребенка правдивости и честности, а на деле не будут подкреплять эти требования своим поведением, то эффекта от такого внушения не будет. Расхождение между словом и делом приносит огромный вред в воспитании.

· Разумная любовь и уважение к детям. Самые действенные средства в воспитании – любовь и ласка. С их помощью несложно вызвать в ребенке добрые чувства, воспитать хорошие привычки и приучить к порядку, труду и послушанию.

· Единство требований и воспитательных воздействий на детей со стороны родителей и других взрослых. Несогласованность и противоречивость сведут на нет все «совместные» усилия по лепке из ребенка «идеала».

Правила (ограничение, требование, запрет) обязательно должны быть в жизни каждого ребенка. Их не должно быть слишком много, и они должны быть гибкими и не очень резко категорическими. Родительские требования не должны вступать в явное противоречие с важнейшими потребностями ребенка. Например, очень подвижный ребенок не может 2 часа находиться без движения по родительскому приказу. Правила должны быть согласованы взрослыми между собой.

· Тон, в котором сообщается требование или запрет, должен быть скорее дружественно-разъяснительным, чем повелительным.

· Поддержать базисные стремления ребенка (я хороший, я любим, я могу, я – есть!).

Это можно сделать следующими методами:

· никогда не говорим, что «ты плохой», а только «ты плохо сделал»;

· совместная деятельность;

· не вмешиваться, когда справляется сам; помогать, если просит;

· поддерживать успехи;

· делиться своими чувствами;

· конструктивно решать конфликты;

· приветливо разговаривать;

Учащиеся в одной из школ предложили свой вариант Кодекса истинно­го родителя:

Ø Если родители требуют от ребенка, чтобы он много и с удо­вольствием читал, они читают сами много и с удовольствием, несмотря на недостаток времени.

Ø Если родители требуют, чтобы ребенок не лгал, они не лгут ни себе, ни другим, ни собственному ребенку.

Ø Если родители требуют от ребенка проявления трудолюбия, они сами его проявляют и создают условия для формирования у ребенка умения трудиться.

Ø Если родители хотят, чтобы их ребенок не пристрастился с раннего детства к спиртным напиткам, они сами не должны создавать культ спиртных напитков в своей семье. Культ спиртных напитков может проявляться в том, что даже в детские праздники родители не могут обойтись без них.

Ø Если родители хотят, чтобы их ребенок бережно и уважительно относился к дедушкам и бабушкам, они начинают с себя и сами уважительно и бережно относятся к своим родителям.

Ø Если родители хотят, чтобы ребенок не относился к школе и учению с предубеждением, они сами вспоминают о школьных днях с удовольствием и с самыми теплыми чувствами.

А. С. Макаренко писал, обращаясь к родителям : «Ваше собственное поведение – самая решающая вещь. Не думайте, что вы воспитываете ребенка только тогда,когда с ним разговариваете, или поучаете его, или приказываете ему. Вы воспитываете его в каждый момент вашей жизни, даже тогда, когда вас нет дома.Как вы одеваетесь, как вы разговариваете с другими людьми и о других людях, как вы радуетесь или печалитесь, как вы обращаетесь с друзьями и с врагами, как вы смеетесь, читаете газету – все это имеет для ребенка большое значение. Малейшие изменения в тоне ребенок видит или чувствует, все повороты вашей мысли доходят до него невидимыми путями, вы их не замечаете. А если дома вы грубы, или хвастливы, или пьянствуете, а еще хуже, если вы оскорбляете мать, вам уже не нужно думать о воспитании: вы уже воспитываете ваших детей и воспитываете плохо, и никакие самые лучшие советы и методы вам не помогут».

· Проведите небольшой эксперимент.

Первое тестовое задание.

Запишите на листе бумаги правила, исполнения которых вы требуете от ребенка. А теперь честно и откровенно признайтесь себе, какие из этих требований вы в своей жизни не выполняете. Зачеркните их. Еще раз проверьте то, что осталось. Если вы можете показать ребенку пример в «незачеркнутых» правилах, то можете смело, с чистой совестью, требовать их выполнения.

Поступки говорят больше, чем слова.
Английская пословица.

Дети естественным образом наблюдают и повторяют то, что делают другие люди, в особенности их родители. По сути дела, именно сильно развитая способность подражать чужим действиям учит их, как поступать в той или иной ситуации. Дети воспроизводят типы поведения и , которые видят в повседневной жизни. Для успеха воспитания огромное значение имеет положительный пример. Если родители хотят видеть своих детей наделенными определенными личностными качествами и добродетелями, то самый эффективный путь — развить эти черты в самих себе в качестве образцов для подражания. Дети непроизвольно стараются во всем походить на своих родителей, даже если последние не всегда желали бы этого. Всем нам свойственно ошибаться, но нужно стремиться самим поступать в соответствии с теми принципами, которые мы хотим преподать своим детям.

Если родители хотят видеть своих детей наделенными определенными личностными качествами и добродетелями, то самый эффективный путь — развить эти черты в самих себе в качестве образцов для подражания

Если родители неизменно вежливы и добры по отношению к детям и друг к другу, в любой момент готовы прийти на помощь своим близким, то дети, как правило, учатся вести себя точно так же. Находясь в атмосфере взаимной любви, они учатся любить. Если старшие имеют обыкновение благодарить друг друга и выражать признательность за самые обычные вещи, дети тоже приобретают умение ценить простую доброту и уважение. Всегда внимательно выслушивайте своих детей и помогайте им разрешать возникающие проблемы: этим вы увеличите вероятность того, что и они, в свою очередь, с таким же вниманием и участием отнесутся к вам в тот момент, когда вы будете чем-либо расстроены.

Позволяя себе повышать голос и идти на конфронтацию, вы научите ваших детей вести себя аналогично. Если вы недостаточно терпеливы и постоянно кричите на них, вместо того чтобы общаться уважительно, то они, вероятнее всего, также будут склонны терять терпение и стараться добиться своего при помощи крика, легко проявляя неуважение к окружающим. Конечно, сдерживать свой гнев получается далеко не всегда, но те родители, которые позволяют себе кричать ежедневно или много раз в неделю, добиваются в конечном итоге того, что дети перестают подчиняться окрикам, а вместе с этим перенимают у родителей привычку раздражаться.

Всегда внимательно выслушивайте своих детей и помогайте им разрешать возникающие проблемы: этим вы увеличите вероятность того, что и они, в свою очередь, с таким же вниманием и участием отнесутся к вам в тот момент, когда вы будете чем-либо расстроены

В повседневной жизни родители должны всегда поступать честно, а не только призывать к этому на словах. Привычка говорить неправду с целью избежать неприятностей или сгладить напряженную ситуацию обычно приводит к тому, что дети тоже начинают вести себя нечестно. Попросив своего ребенка сказать кому-либо по телефону, что вас нет дома, вы убеждаете его в том, что лгать не только можно, но и полезно . Будьте щепетильны в отношении денег, никогда не приносите домой вещей, которые вам не принадлежат. Найдя потерянную ценность или любой другой предмет, всегда честно пытайтесь отыскать его владельца. Не нарушайте правил и не жульничайте в играх и состязаниях. Несоблюдение этих простых установок может научить вашего ребенка обманывать и присваивать себе чужое.

Привычка говорить неправду с целью избежать неприятностей или сгладить напряженную ситуацию обычно приводит к тому, что дети тоже начинают вести себя нечестно

Сделайте одним из основных жизненных принципов необходимость всегда держать свое слово и выполнять обещания. Нарушая данное вами слово, вы подаете ребенку пример безответственности и даже непорядочности по отношению к людям. Понятия честности и благородства включают также умение признавать свои ошибки. Просите прощения всякий раз, когда вы проявили излишнюю грубость, чересчур строго выговорили своему ребенку за что-либо, поступили несправедливо или кого-нибудь обидели — ребенок только почувствует к вам уважение и поймет, насколько важно уметь отвечать за каждую свою ошибку.

Если вы не хотите, чтобы ваши дети пристрастились к алкоголю или сигаретам, прежде всего сами избавьтесь от своих вредных привычек. Все остальное — требования, угрозы, просьбы, уговоры — влияет на выбор детей гораздо меньше. Если вы не отказываетесь от своих пристрастий, помимо привычки слепо подражать вам дети приобретут искаженное понимание об этих пагубных пристрастиях и их месте в жизни. Например, позволяя себе принимать чрезмерные дозы спиртного и на следующий день страдать от похмелья, вы приучаете своих детей к мысли о том, что подобные злоупотребления являются своеобразной формой разрядки и дозволенным развлечением, которое свойственно жизни взрослого.

Если вы не хотите, чтобы ваши дети пристрастились к алкоголю или сигаретам, прежде всего сами избавьтесь от своих вредных привычек. Все остальное — требования, угрозы, просьбы, уговоры — влияет на выбор детей гораздо меньше

Сознательное отношение родителей к своим домашним обязанностям помогает привить его и их детям. Людям, которые пренебрегают работой по дому или ссорятся из-за ее распределения, гораздо труднее приучить к ней своих детей, чем тем, кто изо дня в день выполняет ее спокойно и радостно, не делая из этого проблемы.

«Родители - пример для детей»

Важным средством воспитания является пример родителей, потому что ребенок подражает всему, что видит вокруг себя. Если взрослые между собой резки, грубы, если они не сдержанны в обращении с ребенком, дети это легко перенимают. Это обязывает родителей следить за своим поведением. Родителям следует также помнить, что дети до трехлетнего возраста еще очень плохо понимают шутки и юмор. Поэтому такие приемы, как шутливое запугивание, поддразнивание ребенка, недопустимы. Шутливые утверждения, вроде: «я не люблю тебя», «ты не мой сын» или «у нас нехорошая мама» вызывают у ребенка слезы.

Самое главное - это собственный пример родителей. Нужно учить детей прекрасному, хорошему и самим родителям идти по этому пути. Ни в коем случае не лицемерить, не обманывать, не лгать, уважать родителей и друг друга, иначе и дети вырастут такими.

Известно, что дети не родятся ни добрыми, ни злыми, ни грубыми, ни вежливыми . Эти качества формируются в процессе их развития, целиком определяются теми условиями, в которых они живут. Если дети видят, что родители относятся к людям с уважением, особенно к пожилым, если отец и мать воспитывают и детей в духе уважения к старшим , обычно из них вырастают вежливые и чуткие люди.
Пример поведения старших обладает для детей огромной притягательной силой. Если родители, скажем, не почитают дедушку и бабушку, то трудно надеяться, что и дети будут почитать своих родителей.

Сильнейшее влияние на детей оказывают поступки не только родителей, но и старших братьев и сестер. Если старшие братья и сестры непочтительны к родителям, бабушке и дедушке, то обычно и младшие усваивают по отношению к ним грубый, дерзкий тон.

Маленькие детишки подражают старшим братьям и сестрам и в худшем, и в хорошем. Старший брат или сестра грубо отвечает бабушке, ругается, и младшие начинают язык бабушке показывать и ругаться. Старшая сестренка капризничает, плачет из-за всякого пустяка, и младшие капризничают, рев по всей квартире идет. Старшие любят читать, обертывать книжки в бумагу, берегут их, и младшие начинают книжками интересоваться, не рвут их, не пачкают, делают вид, что книжку читают.

Незыблемым условием, от которого в значительной мере зависит воспитание у детей уважения к взрослым, является бережное отношение отца к матери. В семье, где отец считается с матерью, чутко относится к ее мнению, проявляет различные признаки внимания к ней, там и дети растут вежливые, воспитанные. И, наоборот, если отец с матерью груб, не считается с ней, оскорбляет ее достоинство, это нередко порождает грубость, распущенность и в поведении детей.
Для того, чтобы дети уважали взрослых, нужно, чтобы и взрослые уважали детей. На родительскую ласку, даже если она сочетается с разумной требовательностью, дети отвечают обычно самым сердечным отношением к отцу и матери. Для формирования доверия к взрослым очень существенно, чтобы обещания, которые даются ребятам, безусловно, выполнялись. Нередко, желая отвязаться от настойчивых просьб ребенка что-то купить или сделать, дают обещание, а потом забывают. Нет нужды подробно говорить о том, что такие родители скоро выходят из доверия, и навряд ли их уважают. Но скверно и другое - удовлетворять без разбора любые ребячьи требования. Уважать потребности детей - вовсе не значит потакать их капризам.

Малыш часто совершает те или иные поступки только потому, что «так сказала мама» или «так сказал папа». Он еще не помышляет о том, чтобы у него спросили его собственное мнение. Другое дело школьники. К 11 -12 годам у ребенка уже складываются свои взгляды по некоторым вопросам, и он болезненно переживает, когда с ним не считаются. Малышу можно сказать: «Надень калоши, а то ноги промочишь». Обращаясь к малышу в форме распоряжения, мы его не обидим.

Другое дело - подросток. Он, например, считает, что на улице совсем не мокро и что калоши вовсе не нужны. У него есть уже свое мнение, почему же его не выслушать, не посчитаться с ним или не объяснить ему, что он не прав?

Если ребенок воспитывается таким образом, что с ним не считаются, то обычно и он усваивает такой же стиль неуважения к другим.

Дети не только должны быть свидетелями благородных поступков других, но и сами приучаться к культурному поведению.
Некоторые родители, плохо понимая, как происходит процесс формирования ребенка, иногда невольно поощряют грубости маленьких детей.

Обидевшись на дедушку, трехлетний Алеша сказал; «Дед балян»,- и все присутствующие рассмеялись. Ребенок почувствовал одобрение и, к общему удовольствию, повторил грубость еще несколько раз. Или такой случай. Алеша поднял с пола туфлю и запустил в бабушку, отдыхавшую на диване. «Ты что делаешь, оголец?» - смеясь, сказала бабушка, и мальчик тоже расхохотался. Сейчас малышу все прощается. Более того, такие «забавы» вызывают умиление. А пройдет год-два, и родители за то же самое начнут наказывать ребенка, и он будет страдать, плакать: ему трудно будет понять, почему раньше это поощрялось, а теперь пресекается.
Требовать от ребят почтительного отношения к взрослым -обязательно. Приучать к этому детей необходимо. Но и уважать ребят, даже самых маленьких - одно из исходных положений воспитания. Воспитание детей - большое и ответственное дело. Нужны знания, терпение, настойчивость.

Педагог-психолог

Затрагивая тему воспитания детей, необходимо говорить о целом комплексе факторов, которые оказывают влияние на поведение ребенка. В первую очередь следует заметить, что родители играют ключевую роль в формировании мировоззрения ребенка, поведения и его отношения к жизни в целом, являясь для него примером с самого детства. Только появившись на свет, ребенок видит рядом с собой папу и маму, считая их центром вселенной. Он запоминает их голоса, привыкает к их мимике, а позже, став немного взрослее, ребенок начинает подражать родителям, пытаясь быть похожим на отца или мать.

Недаром говорят, что родители – это пример для детей . Если вы хотите, чтобы ваш ребенок вырос достойным человеком, получил необходимые знания и смог правильно их использовать в жизни, станьте для него примером в этом. С малых лет дети должны видеть правильное поведение родителей в семье, добрые, искренние отношения. Именно от родителей ребенок получает ту базу ценностей, которая и остается с ним до конца жизни. Разумеется, не только родители оказывают влияние на мировоззрение ребенка. Это и воспитатели в детском саду, и школа, откуда ребенок черпает много новых знаний, знакомится с новыми людьми, вступает в новый коллектив. И здесь очень важно, чтобы ребенок не пошел по неверному пути, попав в неправильную компанию. Именно поэтому родители должны с самого детства прививать ребенку ключевые понятия того, что есть правильно и неправильно.

Некоторые родители считают, что не стоит проявлять видимой любви к ребенку, иначе он станет избалованным. Однако на самом деле, когда ребенок чувствует настоящую любовь родителей, он растет незакомплексованным. Родительская любовь – это тот фундамент, на котором и строится характер ребенка, его личность. Если ее нет, это ведет к замкнутости, агрессии, депрессивному состоянию. К тому же, чувствуя с детства любовь родителей, ребенок вырастет с твердым ощущением того, что у него в семье тоже должны быть такие теплые отношения.

Психологи утверждают, что самое важное в воспитании ребенка – это глубокий психологический контакт с ним. Это подразумевает в первую очередь общение с ребенком. Диалог – вот что является самым важным в отношении между родителями и детьми, как подчеркивают психологи. Чтобы диалог получился, его необходимо строить на общем видении ситуации, общей направленности. Ребенок не должен жить своей отдельной жизнью, сидя в уголке и играя в игрушки. К сожалению, именно так происходит во многих случаях. Некоторые родители полагают, что, купив ребенку новую игрушку, они могут больше не обращать на него внимания. Этот отнюдь не та забота, о которой идет речь, а просто отмахивание от родительских обязанностей, выраженное материально.

Если вы хотите, чтобы ваш ребенок стал достойной личностью, обратите внимание прежде всего на себя и свое отношение к жизни. Именно родители являются примером для детей . Поступки, манера поведения дома и в обществе, система ценностей – все это ребенок видит в первую очередь дома. Если вы хотите, чтобы ваш ребенок уважал вас и считался с вашим мнением, станьте для него авторитетом. Только начинать нужно с детства, иначе потом может быть уже поздно. Если поведение родителей оставляет желать лучшего, ребенок может со временем ступить на ту же тропу. Не будьте отрицательным примером для ваших детей, и тогда у вас будет повод для гордости и надежная опора в старости.

THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама