THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама

Российское общество переживает в настоящее время духовно-нравственный кризис, которому более всего подвержено молодое поколение россиян. Наиболее существенными стали проблемы культурно-нравственного воспитания - это рост негативных тенденций среди молодых людей, увеличение количества наркоманов, юных алкоголиков, беспризорников, это отклонение от норм в поведении - девиантное поведение, и появиться оно может у каждого второго молодого жителя нашей страны. Если не работать с молодым человеком, девиантное поведение может поспособствовать появлению какой-нибудь деструктивной группы, представляющей криминогенный характер и угрозу для всего общего. Агрессивное поведение у подростков стремительно растет: даже девочки сейчас дерутся и снимают проявления совей агрессии и ненависти друг к другу на камеру, выкладывая видео в Интернете. Резко возросло число несовершеннолетних матерей, число абортов в настоящее время составляет на 3 не рожденных ребенка 2 аборта. Наша страна занимает первые места по количеству абортов. Утеряны ценностные ориентиры молодежи, уважение к позитивному опыту старших, их отношению к труду, семье, близким и неблизким людям. Сложившееся положение является отражением перемен, произошедших в общественном сознании и государственной политике. К сожалению, наше государство лишилось официальной идеологии, общество - морали и нравственных идеалов. Сведенными к минимуму оказались духовно-нравственные обучающие и воспитательные функции действующей системы образования. Следствием этого стало то, что совокупность ценностных установок, присущих массовому сознанию, а в первую очередь - детскому и молодежному, во многом деструктивна и разрушительна с точки зрения развития личности, семьи и государства.

В 2006 году в своих социологических исследованиях Антонова Л. И. и Цветкова Н. А. сделали следующий вывод: «Это, безусловно, связано с тем, что в 52% семей родители и представители более старших поколений либо совсем не придерживаются народных традиций и обычаев (более 5%), либо следуют традициям непостоянно (47%). Всё это приводит к тому, что большинство школьников (58,3%) убеждены, что в своей будущей семейной жизни им не обязательно следовать обычаям и традициям своего народа». А почему все это происходит у нас в стране? А потому все происходит, что Россия вступила в период духовно-нравственного кризиса, нет одной общей идеологии, поэтому молодежь между собой разобщена, каждый пытается что-то доказать, но ничего не выходит. В современной молодежи не посеяно зерно старых православных традиций, которые должны выходить из традиций семейного воспитания, все это стерто и только сейчас начинает зарождаться по-новому. Поэтому и нужно нашей молодежи прививать чувство уважения к родителям и их предкам, почитая и возрождая их традиции для того, чтобы они стали «нашими», современными.

Духовно-нравственный кризис порождает опасные с точки зрения морали явления в политике, экономике и социальной сфере страны. Оставлять без изменения духовно-нравственное состояния общества более невозможно, если речь идет о продуктивном осуществлении социально-экономических реформ.

На наш взгляд, в преодолении социального и духовного кризиса для России может стать восстановление и распространение традиционной нравственной культуры. С этой целью необходимо возрождать самобытную российскую цивилизации на традиционных ценностях отечественной культуры.

Если затронуть сравнить механизм воспитания в стиле народных России и, к примеру, Китая, то можно сказать, что сегодня Китай - это страна, соединившее в себе старое и новое, древность и современность, молодое и отжившее. В настоящее время очень сильно проявляется интерес к традициям и обычаям этого государства.

Традиции прошлого и современность наиболее контрастно проявляются в жизни китайской семьи, особенно в отдаленных сельских районах. Согласно старым суеверным взглядам китайцев, чтобы обеспечить себе спокойное существование, глава семьи должен заботится о непрерывности своего рода. Ему необходимо иметь сына, желательно при жизни видеть его женатым и даже имеющим своих детей, а если возможно, то и правнуков. .

Эта традиция в почете молодых людей и сейчас, отчетливо видно, что молодежь Китая ценит традиции предков и поныне. Видно, что система воспитания молодого поколения в Китае сегодня является эффективной и пользуется авторитетом предков молодых китайцев.

Если провести прямую параллель от современной молодежи Китая и российской молодежи, то можно сказать, что наша молодежь совсем не помнит, и может быть даже не знает и не хочет знать историю исконно русских народных традиций, и более того, смеется над тем, что знают. Об этом нам постоянно нужно разговаривать с молодыми людьми, мотивируя их на почитание русских традициях и связывая их с жизнью.

Под духовно-нравственным воспитанием, понимается процесс содействия духовно-нравственному становлению человека, формированию у него таких качеств:

В России воспитание традиционно содействовало духовному становлению человека на основе православной культуры во всех формах ее проявления как религиозной, идеологической, так и научной, художественной, бытовой. Это давало русскому человеку возможность более полного и объемного восприятия мира и своего места в нем.

Проблемы духовного и нравственного развития молодежи не могут быть решены вне общего процесса духовного и нравственного развития россиян. Утеря престижа страны как мировой державы, утрата преимущества в ряде областей науки, техники, искусства, разрушение культурных и исторических ценностей народа России продолжали неблагоприятно сказываться на патриотических ориентациях молодежи. Но период широкого распространения в молодежной среде негативного отношения к своей стране, ее историческому прошлому, пренебрежения патриотическими ценностями и чувствами завершается. Среди молодых россиян постепенно формируется более взвешенный подход к оценке, как прошлого России, так и ее перспектив. Большинство молодежи связывает свое будущее с Родиной, не намерено эмигрировать .

Спасением в преодолении кризиса для России может стать восстановление и распространение традиционной нравственной культуры. Вполне возможно, что традиционный жизненный уклад может быть противопоставлен агрессивному влиянию современной культуры и экспортированной с запада цивилизованной модели. Пожалуй, для России не нашелся еще другой способ, с помощью которого можно выйти из кризиса в духовно-нравственной сфере кроме возрождения самобытной российской цивилизации на традиционных ценностях отечественной культуры

Создание системы духовно-нравственного воспитания детей и молодежи необходимо для духовного возрождения России, возвращения поколению XXI века православной веры, свободы, семьи, родины, которые в бесплодном сомнении и заблуждении пытается отвергнуть современный мир.

Под духовно-нравственным воспитанием, понимается процесс содействия духовно-нравственному становлению человека, формированию у него:

Нравственных чувств (совести, долга, веры, ответственности, гражданственности, патриотизма);

Нравственного облика (терпения, милосердия, кротости);

Нравственной позиции (способности различению добра от зла, проявлению самоотверженной любви, готовности к преодолению жизненных испытаний);

Нравственного поведения (готовности служения людям и Отечеству, проявления духовной рассудительности, послушания, доброй воли).

В России воспитание традиционно содействовало духовно-нравственному становлению человека на основе православной культуры во всех формах ее проявления (религиозной, идеологической, научной, художественной, бытовой). Это давало и дает русскому человеку возможность более полного и объемного восприятия мира, своего места в нем.

На сегодняшний день можно назвать немало препятствий в реализации духовно-нравственного воспитания на традиционной православной основе. Пожалуй, главнейшими являются:

1. Отсутствие в стране системы общественного духовно-нравственного воспитания, а также четко структурологического учебного курса.

2. Неподготовленность, как мотивационная, эмоциональная, так и интеллектуальная, большей части населения современной России к восприятию духовного содержания традиционной культуры.

3. Разрушение и кризис в семье. Крайне низкий уровень духовно-нравственной культуры большинства современных родителей. Некомпетентность семьи в вопросах духовного становления и воспитания ребенка. Утрата семейной функции передачи детям значимых культурных и жизненных ценностей. Как следствие - необходимость массового просвещения родителей и педагогического сопровождения семьи в вопросах духовно-нравственного воспитания детей.

4. Отсутствие согласованности влияния на духовно- нравственное воспитание детей и молодежи различных социальных институтов: семьи, образовательных учреждений, православной церкви, государственных и общественных структур.

5. Кадровая проблема. Недостаточный уровень культуры и профессиональной компетентности педагогов в вопросах содержания и методики духовно-нравственного воспитания на традиционной основе.

6. Экономическая проблема. В то время как огромные деньги тратятся на внедрение различных программ либерального характера, нет средств на разработку и создание учебно-методической и информационной продукции по традиционному духовно-нравственному воспитанию.

7. Управленческая проблема. До сих пор нет цельной программы по духовно-нравственному воспитанию в масштабах страны или региона, не сформулированы четкие цели и задачи, не обозначены приоритеты, отсутствуют соответствующие органы управления.

«Образованию ума всегда должно

предшествовать воспитание сердца»

святитель Иннокентий (Вениаминов),

Митрополит Московский и Коломенский

Духовно – нравственное воспитание молодежи в школе

В числе важнейших проблем воспитания серьезную тревогу вызывают вопросы духовного и нравственного воспитания молодежи. Чему учить и как воспитывать, как научить ребенка любить Отечество, свою национальную культуру, самобытность, традиции своего народа? Этот вопрос не раз задавал себе каждый из нас.

В вечном поиске положительного и доброго мы, как правило, выходим на блистательный образец – общечеловеческие идеалы и ценности. Примером может служить наследие В.А. Сухомлинского, который отмечал: «Особая сфера воспитательной работы - ограждение детей, подростков, юношества от одной из самых больших бед – пустоты души, бездуховности… Настоящий человек начинается там, где есть святыни души..»

Детство - это удивительная страна. Её впечатления остаются на всю жизнь. Человек как храм закладывается в детстве. В сегодняшней жестокой действительности ребёнку необходимо введение в традиционную духовную культуру. Ведь культура – это организованная человеком среда обитания, это совокупность связей и отношений человека и природы, искусства и человека, человека и общества, человека и Бога. Духовно – нравственное воспитание на основе православных традиций формировало ядро личности, благотворно влияя на все стороны и формы взаимоотношений человека с миром: на его этическое м эстетическое развитие, мировоззрение и формирование гражданской позиции, патриотическую и семейную ориентацию, интеллектуальный потенциал, эмоциональное состояние и общее физическое и психическое развитие.

Становление духовного человека невозможно без правильного воспитания. «Воспитать» - значит способствовать формированию духовно – зрячего, сердечного и цельного человека с крепким характером. А для этого надо зажечь и раскалить в нём как можно раньше духовной «уголь», чуткость ко всему Божественному, волю к совершенству, радость любви и вкус к доброте. «Конечная цель разумного воспитания детей заключается в постепенном образовании в ребёнке ясного понимания вещей окружающего мира. Затем результатом понимания должно стать возведение добрых инстинктов детской натуры в сознательное стремление к идеалам добра и правды и, наконец, постепенное образование твердой и свободной воли» - писал Н.И. Пирогов.

Обращение к опыту православной педагогики в настоящее время, когда идёт духовное возрождение страны, особенно актуально, так как общество и государство остро нуждаются в образовательных моделях, обеспечивающих духовно – нравственные компоненты в содержании образования. Поэтому именно духовно – нравственное воспитание детей и молодежи, основанное на приобщение их к православным традициям, является приоритетным направлением работы образовательных учреждений. Успех в области духовно – нравственного воспитания школьников зависит в первую очередь от профессионализма педагогов, работающих с молодёжью: преподавателей предметов гуманитарно – эстетического цикла, учителей ОРКСЭ.

Духовно – нравственное воспитание осуществляется как целенаправленная деятельность, одной из основных форм которой является повышение культуры учащихся через участие в творческих конкурсах православной направленности. Духовно – нравственное воспитание на основе православных традиций благотворно влияет на все стороны и формы взаимоотношений человека с миром. Это доказывает особую значимость и актуальность разработки программы по духовно – нравственному образованию и воспитанию детей. Воспитание духовной личности возможно только совместными усилиями всех педагогов школы.

    формирование в подрастающем поколении осознания необходимости нравственности и духовности в семейных и общественных отношениях, традициях и обычаях;

    развитие у молодежи патриотических чувств, гражданского самосознания, как важнейших духовно – нравственных и социальных ценностей;

    формирование твердых навыков противостояния злу и всему нечистому;

    формирование активной жизненной позиции, воспитание добросовестного отношения к работе, учебе, дисциплинированности, ответственного отношения к судьбе страны, готовности служить ей;

    профилактика пагубных привычек у школьников и молодежи;

    изучение истории Крыма, понимание особенностей нравов, обычаев, верований и традиций народов, населяющих Крым;

    осмысление христианского вклада в культуру, науку, человеческую жизнь, искусство.

Целью духовно – нравственного воспитания в школе является сохранение духовно – нравственного здоровья детей. Для реализации данной цели педагоги ставят перед собой следующие задачи:

    воспитание уважения к нравственным формам христианской морали, уметь различать такие понятия, как добро и зло;

    формировать чувство любви к Родине на основе изучения национальных культурных традиций;

    развивать музыкальную культуру, приобщать детей к классической, духовной и народной музыке;

    развивать способность воспринимать, анализировать литературные произведения, обогащать словарный запас, умение выражать свои чувства;

    осуществлять целенаправленную работу по физическому воспитанию;

    прививать трудовые навыки, обучать основам ручного труда, продуктивной деятельности.

Педагоги нашей школы осуществляют работу по следующим направлениям:

    духовно – образовательное;

    воспитательно – оздоровительное;

    культурно – познавательное;

    нравственно – трудовое;

    развитие творческих способностей учащихся.

Для реализации данного направления работы учителя используют следующие формы работы с детьми:

    факультативные, индивидуально – групповые занятия, беседы, игры нравственного и духовного содержания;

    лекции, семинары, практикумы (в старших классах);

    творческая художественная деятельность детей: рукоделие, рисование, создание предметов декоративно - прикладного творчества, развитие способностей сольного и хорового пения, музыкально – сценического движения;

    проведение праздников и мероприятий;

    исследовательская деятельность учащихся;

    экскурсии;

    организация выставок;

    тематические и творческие вечера;

    участие в конкурсах, фестивалях, концертах.

Для работы с родителями педагоги нашей школы используют следующие формы работы:

    родительские собрания на духовно – нравственные темы;

    лекторий для родителей;

    вечера вопросов и ответов;

    выставки, конкурсы;

    анкетирование родителей с целью выявления ошибок и коррекции процесса духовно – нравственного воспитания в семье;

    информационные стенды для родителей, выставки детских работ;

    совместно организованные с родителями праздники.

Предполагаемый результат:

    усвоение ребенком добродетели, направленность и открытость его к добру;

    формирование позитивного отношения к окружающему миру, к другим людям;

    способность к сопереживанию;

    воспитание чувства патриотизма, потребности в самоотверженном служении на благо Отечества;

    формирование истинных ценностей: любовь, долг, честь, Родина, вера;

    приобщение к опыту православной культуры;

    ответственность за свои поступки и действия.

В течение нескольких лет в школе проходят ежегодные Рождественские и Пасхальные выставки декоративно – прикладного творчества учащихся. Наши учащиеся принимают участие в школьных конкурсах: «Красота Божьего мира», «Светлый праздник Рождества», «Святые заступники Руси» и другие. Каждая работа ребёнка есть результат погружения в эпоху, изучение культурных традиций и мастерства предыдущих поколений. Так происходит овладение опытом предков, их нравственными и духовными ценностями, формирование собственной картины мира.

Реализация работы по духовно – нравственному воспитанию осуществляется через интеграцию предметов гуманитарно – эстетического цикла.

Занятия в начальной школе (уроки ИЗО, технологии, чтение, музыка, внеурочная деятельность открывают учащимся путь к нравственной стороне познания окружающего мира. Мир прекрасен своей гармонией, и познание его маленьким человеком так же должно быть гармоничным. Понятие о нравственности, воспитание эмоциональной отзывчивости, любви к окружающему миру, приобщение к духовной культуре формирует личность с позитивным взглядом на мир и способствует развитию творческих способностей ребенка. Реализация данных задач осуществляется через различные виды деятельности:

    чтение, рисование, художественный труд;

    слушание музыки и размышления о ней.

На уроках русского языка и литературы духовно – нравственное воспитание осуществляется посредством слова. Учителя русского языка и литературы ставят перед учениками следующие задачи:

    учащиеся должны увидеть, что русский язык – это не только средство общения между людьми, он впитал в себя богатейший духовный, исторический и нравственный опыт народа;

    воспитать у детей любовь к своему родному языку, уважительно относиться к языкам других народов;

    выработать у учащихся элементарные навыки общения, обогатить их лексический запас, научить грамотно излагать свои мысли;

    пробудить интерес к старославянскому языку;

    Пробудить интерес к изучению духовной поэзии.

На уроках истории и МХК происходит знакомство с деятельностью интересных и великих людей, культурными и историческими памятниками. Невозможно понять специфику древнерусской истории и древнерусской культуры без знания имен и работ Иоанна Дамаскина, Иоанна Златоуста, Иоаана Лествичника, Василия Великого….

На уроках музыкального искусства происходит постепенное введение учащихся в художественные образы духовной музыки. Интересен опыт интегрированных уроков: «Музыка и литература», «Музыка и изобразительное искусство», «Колокольные звоны», уроки английского языка, посвященные празднику Рождества.

Особое место в реализации духовно – нравственного воспитания занимает взаимодействие учителей ОРКСЭ, православной культуры Крыма, изобразительного искусства и технологии. Результатом плодотворного сотрудничества педагогов является участие учащихся в выставках, развитие творческой деятельности. Работы ребят, выполненные в различных видах техники, представлены на выставках в школе. Педагоги школы организуют и проводят мероприятия военно – патриотической и антинаркотической направленности, а также мероприятия по духовному воспитанию учащихся (также при участии родителей): «Жизнь, зачем ты мне дана!» (10 – 11 классы), «Поиграем у нарядной елки» (1 – 4 классы), «Святой помощник Николай» (1 – 4 классы) и другие.

Мы проводили анкетирование среди родителей и детей после преподавания предметов духовной направленности. Нам было интересно, какой результат это приносит. Мы не ожидали, что будут такие ответы. На вопрос родителям: «Ваше вероисповедание» - 82 % ответили – православие. «Влияют ли каким – либо образом на Вас занятия ваших детей в области духовно – нравственного воспитания?» (то есть, воспитывают ли Вас ваши дети?) - 53 % ответили - «да». «Считаете ли Вы нужным преподавание Основ православной культуры Крыма в школах?» - 80 % родителей высказались – «за». В пожеланиях и родители, и учащиеся старших классов, среди которых проводилось анкетирование, высказались однозначно, что этот курс помогает им. Отрицательные отзывы были крайне редки, в основном по той причине, что не хотят увеличивать нагрузку на детей.

Старшеклассники на вопрос «Что дало вам изучение Основ православной культуры?» - в основном положительная оценка. «Хочется желать людям счастья, добра, любви, выполнять заповеди; лучше ориентируюсь в жизни; стал (а) терпимее; понял(а), что надо помогать людям; прежде думаю, чем говорю; стала осознавать, что такое грех; стала лучше понимать людей, выслушивать их» - вот некоторые мнения. 75 % учеников высказались за дальнейшее проведение таких уроков, 10 % - против.

Возрождение Родины – это не только решение политических, экономических, социальных проблем нашего общества, но, прежде всего, духовно – нравственное воспитание подрастающего поколения, т.е. воспитание будущих граждан нашего Отечества, формирование у них высоких духовно – нравственных и гражданско – патриотических качеств и национального самосознания. Духовно – нравственное и патриотическое воспитание – это очень важная, сложная, кропотливая работа, в которой заинтересовано и государство, и общество. Она должна быть многоплановой, систематической и целенаправленной. В этой работе должны быть скоординированы деятельность и государственных органов и школ по формированию у молодежи высокого патриотического сознания, возвышенного чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга, важнейших конституционных обязанностей по защите интересов Родины.

Дети - наше будущее. Но они и наше настоящее, наше сегодня. От того, какими вырастут наши дети, зависит и здоровье нашего общества, а,следовательно, и их благополучие. На нас, родителях и педагогах, лежит огромная, поистине вселенская ответственность за их воспитание.. Каждый человек, пусть самый маленький – уникален, неповторим, это целая вселенная, для которой Творец предначертал свой путь, свое предназначение в жизни. И как же осторожно мы должны подходить к участию в формировании мировоззрения личности! Вот как сказал наш замечательный педагог А.С. Макаренко: «Воспитывает все: люди, вещи, явления, но, прежде всего, и больше всего – люди..» И наша задача -развивать все благое, все хорошее, изначально заложенное в человеке, опираясь на заповеди Божии. История нашего Отечества неразрывно связана с Православием, поэтому воспитывая гражданина своего Отечества, человека культуры, надо дать ему основы православной культуры.

«Сегодня российское общество испытывает явный дефицит духовных скреп: милосердия, сострадания друг к другу, поддержки, взаимопомощи - дефицит того, что всегда, во все времена исторические делало нас крепче, сильнее, чем мы всегда гордились. Эти проблемы обозначил российский президент В. В. Путин в послании Федеральному собранию в 2012 году. Для целей настоящего Федерального закона «Об образовании» применяется одно из главных понятий -образование. Каждый ребенок должен приобрести знания, умения, навыки, ценностные установки в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов.

Человек не рождается с врожденной нравственностью. Нравственность это продукт воспитания - основа личности человека, роль ее огромна, и поэтому столь важно, как можно раньше ознакомить человека с нравственными ценностями. Недостаток нравственного воспитания подрастающего поколения составляет одно из величайших зол нашего времени, с которым необходимо бороться, иначе человечество дойдет до окончательной гибели и нравственного разложения.

Сегодня важно, что здравомыслящая часть общества ясно осознает наличие в стране духовно-нравственного кризиса. Это проявляется в легковерном отношении к семейным ценностям, к распространению насилия, террора, вандализма, правового нигилизма, коррупции и других негативных явлений.

Духовность и нравственность - это два понятия, которые очень тесно взаимосвязаны между собой. В словаре В. Даля Духовный - бесплотный, нетелесный, из одного духа и души состоящий, все относящееся к Богу, церкви, вере, все относимое к душе человека, все умственные и нравственные силы его, ум, воля. Нравственность определяется как синоним морали, которое в обобщенном виде выражено в «золотом правиле»: «поступай по отношению к другим так, как ты хотел бы, чтобы они поступали по отношению к тебе». Такое золотое правило дал нам Господь более 2000 лет назад. Об этом мы читаем в 7 гл. Евангелия от Матфея.

Что мы видим сейчас в современном обществе?

Традиционные основы воспитания и образования подменяются “более современными”, западными:

· христианские добродетели – общечеловеческими ценностями гуманизма;

· педагогика уважения старших и совместного труда – развитием творческой эгоистической личности;

· целомудрие, воздержание, самоограничение – вседозволенностью и удовлетворением своих потребностей;

· любовь и самопожертвование – западной психологией самоутверждения;

· интерес к отечественной культуре – исключительным интересом к иностранным языкам и иностранным традициям.

Актуальность проблемы нравственного воспитания связана, по крайней мере, с четырьмя положениями:

1. Во-первых, наше общество нуждается в подготовке широко образованных, высоко нравственных людей, обладающих не только знаниями, но и прекрасными чертами личности.

2. Во-вторых, в современном мире маленький человек живет и развивается, окруженный множеством разнообразных источников сильного воздействия на него как позитивного, так и негативного характера, которые ежедневно обрушиваются на неокрепший интеллект и чувства ребенка, на еще только формирующуюся сферу нравственности.

3. В-третьих, само по себе образование не гарантирует высокого уровня нравственной воспитанности, ибо воспитанность - это качество личности, определяющее в повседневном поведении человека его отношение к другим людям на основе уважения и доброжелательности к каждому человеку.

4. В-четвертых, вооружение нравственными знаниями важно и потому, что они не только информируют ребенка о нормах поведения, утверждаемых в современном обществе, но и дают представления о последствиях нарушения норм или последствиях данного поступка для окружающих людей.

Не имея жизненных перспектив, вынужденные вести борьбу за выживание, многие молодые парни и девушки становятся частью криминального мира. Социальная необеспеченность семей, необходимость поисков заработка сказываются на культуре и образовании молодежи: они отдаляются от учебы, духовных идеалов

Низкие жизненные условия, неблагополучность, отсутствие возможности реализации толкает молодых людей к опробованию спиртного и наркотиков. Проблема алкоголизма среди молодежи обладает чудовищными масштабами. Что и говорить: уже каждый второй старшеклассник употребляет спиртные напитки дважды в неделю. Проблема наркомании среди молодежи также является актуальной. Кстати, такая зависимость возникает не только у ребят из малообеспеченных семей: многие наркоманы – дети состоятельных родителей.

Немалы размеры проблемы курения среди молодежи. Каждый третий старшеклассник курит постоянно.

Для России нет другого пути выхода из кризиса в духовно- нравственной сфере, кроме возрождения самобытной цивилизации на традиционных ценностях отечественной культуры.

Приступив к работе в качестве классного руководителя в группе 2б, заметила, что с 2002 по 2011 год произошли серьезные изменения в нравственном облике людей и не в лучшую сторону. Сквернословие исходит из уст большинства девушек, некоторые имеют солидный стаж курильщицы. Пиво для большинства является безобидным напитком, который может служить для лечения некоторых болезненных недугов, для просветления мозгов. Пирсинг - это очень безобидно и красиво. Жить гражданским браком разрешают родители. Вот такие приходят студенты со своими взглядами, нормами и установками. Поэтому, реализацию духовно-нравственного воспитания вижу в нравственно-эстетическом аспекте:

  • формирование нравственных чувств (совести, долга, веры, ответственности, гражданственности, патриотизма),
  • нравственного облика (терпения, милосердия, кротости, незлобивости),
  • нравственной позиции (способности к различению добра и зла, проявлению самоотверженной любви, готовности к преодолению жизненных испытаний),
  • нравственного поведения (готовности служения людям и Отечеству, проявления духовной рассудительности, послушания, доброй воли)

Необходимым условием эффективной организации воспитательного процесса по духовно -нравственному воспитанию студентов является сотрудничество. Для этого устанавливается благоприятный климат в группе, расширяются горизонты сотрудничества, что позволяет взаимодействие с преподавателями – предметниками, родителями, психологом, педагогами дополнительного образования, медицинским работником.

Использую разные формы работы: беседы, дискуссии, общественно-полезный и творческий труд, подготовка и проведение открытых классных часов, участие в спортивных мероприятиях, индивидуальную работу со студентами, работу с родителями.

Каждую неделю в группе проводились тематические классные часы: «Что в имене тебе моем», «О скверне и слове», «Прощение или месть», «Обмен комплиментами», «Правила общения», «Приветливость всем открывает сердца», «Отчизны верные сыны», «Дети войны», «Классическая музыка и ее влияние на душу человека», «Культура речи молодежи», «Вирус сквернословия», «Стыдно ли трудиться», «Нравственность в молодежной среде» «Деньги- плохой хозяин или хороший слуга», «Закон и совесть», «Представления о красоте», «Подари мне жизнь», и др. Неоднакратно проводятся беседы о вреде курения с демонстрацией роликов, организуем диспуты о вреде наркотиков, алкоголя. На втором курсе студенты сами готовили и классные часы. Совместно с классным руководителем студентка выступила в роли ведущей на внеклассном мероприятии «Мы хотим жить, мечтать, любить», для ребят 1 АФ группы.

Особое внимание уделяю проблеме женского алкоголизма. Девушка несет огромную ответственность за здоровье своих будущих детей. Как известно, если обеспечить студента работой, времени и сил на выполнение глупостей не хватит. Большинство студентов посещают кружки и секции: Изостудия Колорит, фитнес, волейбол, теннис, «Народный хор», «Человек и его здоровье». Студенческое самоуправление дает возможность проявить себя. Студенты состоят в педагогическом отряде «Колибри».

В мае прошли спортивные соревнования по легкой атлетике, в котором участвовали 15 студентов группы. К 26 апреля была оформлена выставка «Радиация и здоровье» в рамках проведения предметной недели. Танцевальная группа девушек участвовали в «Студенческой весне», а также в представлении, посвященном Дню Победы 9 мая.

Участие в общеколледжных мероприятих. Уборка территории, уход за комнатными цветами. При высокой внутренней дисциплине эти маленькие росточки в виде различных дел превратятся в плоды знаний и умений, которые необходимы при работе с детьми. Девочки, живущие в общежитии посещают занятия о. Василия священнослужителя Свято- Успенского храма г. Усмани. Ездят по святым местам.

И все -таки вредные привычки - это формирование устойчивых связей в коре больших полушарий. И чтобы добиться угасания таких условных рефлексов необходимо длительное время и упорная работа над собой.

Но только ли мы, педагоги несем ответственность за поведение студентов в обществе? Конечно же, нет. Воспитательная работа начинается в семье. Современное состояние российской семьи является результатом нерешенных проблем подготовки молодежи к жизни. Этому не уделялось достаточно внимания, и многие современные проблемы - распад семьи, низкий уровень рождаемости, аборты, брошенные дети - результат такого подхода.

Большая часть того, что молодежь слышит и видит в семье, в средствах массовой информации и др. источниках не только не готовит их к семье, а наоборот делает их безответственными по отношению к семье и ко всему обществу. Дети живут по примеру своих родителей. Важно, чтобы студентки это четко осозновали и вступали в семейную жизнь не с пороками а с добродетялими.

В заключении выступления хочется отметить, что в современное время, когда в соседней стране властью признается фашизм и активизируются националисты, необходимо продолжать работу по духовно- нравственному воспитанию нашей молодежи, опираясь на культурное достояние России, на ее традиционные ценности, включая религиозные.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Проблемы нравственного воспитания молодежи в современном мире.

«Сегодня российское общество испытывает явный дефицит духовных скреп: милосердия, сострадания друг к другу, поддержки, взаимопомощи - дефицит того, что всегда, во все времена исторические делало нас крепче, сильнее, чем мы всегда гордились. Эти проблемы обозначил российский президент В. В. Путин в послании Федеральному собранию в 2012 году. Для целей настоящего Федерального закона «Об образовании» применяется одно из главных понятий -образование. Каждый ребенок должен приобрести знания, умения, навыки, ценностные установки в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов.

Человек не рождается с врожденной нравственностью. Нравственность это продукт воспитания - основа личности человека, роль ее огромна, и поэтому столь важно, как можно раньше ознакомить человека с нравственными ценностями. Недостаток нравственного воспитания подрастающего поколения составляет одно из величайших зол нашего времени, с которым необходимо бороться, иначе человечество дойдет до окончательной гибели и нравственного разложения.

Сегодня важно, что здравомыслящая часть общества ясно осознает наличие в стране духовно-нравственного кризиса. Это проявляется в легковерном отношении к семейным ценностям, к распространению насилия, террора, вандализма, правового нигилизма, коррупции и других негативных явлений.

Духовность и нравственность - это два понятия, которые очень тесно взаимосвязаны между собой. В словаре В. Даля Духовный - бесплотный, нетелесный, из одного духа и души состоящий, все относящееся к Богу, церкви, вере, все относимое к душе человека, все умственные и нравственные силы его, ум, воля. Нравственность определяется как синоним морали, которое в обобщенном виде выражено в «золотом правиле»: «поступай по отношению к другим так, как ты хотел бы, чтобы они поступали по отношению к тебе». Такое золотое правило дал нам Господь более 2000 лет назад. Об этом мы читаем в 7 гл. Евангелия от Матфея.

Что мы видим сейчас в современном обществе?

Традиционные основы воспитания и образования подменяются “более современными”, западными:

  • христианские добродетели – общечеловеческими ценностями гуманизма;
  • педагогика уважения старших и совместного труда – развитием творческой эгоистической личности;
  • целомудрие, воздержание, самоограничение – вседозволенностью и удовлетворением своих потребностей;
  • любовь и самопожертвование – западной психологией самоутверждения;
  • интерес к отечественной культуре – исключительным интересом к иностранным языкам и иностранным традициям.

Актуальность проблемы нравственного воспитания связана, по крайней мере, с четырьмя положениями:

  1. Во-первых, наше общество нуждается в подготовке широко образованных, высоко нравственных людей, обладающих не только знаниями, но и прекрасными чертами личности.
  2. Во-вторых, в современном мире маленький человек живет и развивается, окруженный множеством разнообразных источников сильного воздействия на него как позитивного, так и негативного характера, которые ежедневно обрушиваются на неокрепший интеллект и чувства ребенка, на еще только формирующуюся сферу нравственности.
  3. В-третьих, само по себе образование не гарантирует высокого уровня нравственной воспитанности, ибо воспитанность - это качество личности, определяющее в повседневном поведении человека его отношение к другим людям на основе уважения и доброжелательности к каждому человеку.
  4. В-четвертых, вооружение нравственными знаниями важно и потому, что они не только информируют ребенка о нормах поведения, утверждаемых в современном обществе, но и дают представления о последствиях нарушения норм или последствиях данного поступка для окружающих людей.

Не имея жизненных перспектив, вынужденные вести борьбу за выживание, многие молодые парни и девушки становятся частью криминального мира. Социальная необеспеченность семей, необходимость поисков заработка сказываются на культуре и образовании молодежи: они отдаляются от учебы, духовных идеалов

Низкие жизненные условия, неблагополучность, отсутствие возможности реализации толкает молодых людей к опробованию спиртного и наркотиков. Проблема алкоголизма среди молодежи обладает чудовищными масштабами. Что и говорить: уже каждый второй старшеклассник употребляет спиртные напитки дважды в неделю. Проблема наркомании среди молодежи также является актуальной. Кстати, такая зависимость возникает не только у ребят из малообеспеченных семей: многие наркоманы – дети состоятельных родителей.

Немалы размеры проблемы курения среди молодежи. Каждый третий старшеклассник курит постоянно.

Для России нет другого пути выхода из кризиса в духовно- нравственной сфере, кроме возрождения самобытной цивилизации на традиционных ценностях отечественной культуры.

Приступив к работе в качестве классного руководителя в группе 2б, заметила, что с 2002 по 2011 год произошли серьезные изменения в нравственном облике людей и не в лучшую сторону. Сквернословие исходит из уст большинства девушек, некоторые имеют солидный стаж курильщицы. Пиво для большинства является безобидным напитком, который может служить для лечения некоторых болезненных недугов, для просветления мозгов. Пирсинг - это очень безобидно и красиво. Жить гражданским браком разрешают родители. Вот такие приходят студенты со своими взглядами, нормами и установками. Поэтому, реализацию духовно-нравственного воспитания вижу в нравственно-эстетическом аспекте:

  • формирование нравственных чувств (совести, долга, веры, ответственности, гражданственности, патриотизма),
  • нравственного облика (терпения, милосердия, кротости, незлобивости),
  • нравственной позиции (способности к различению добра и зла, проявлению самоотверженной любви, готовности к преодолению жизненных испытаний),
  • нравственного поведения (готовности служения людям и Отечеству, проявления духовной рассудительности, послушания, доброй воли)

Необходимым условием эффективной организации воспитательного процесса по духовно -нравственному воспитанию студентов является сотрудничество. Для этого устанавливается благоприятный климат в группе, расширяются горизонты сотрудничества, что позволяет взаимодействие с преподавателями – предметниками, родителями, психологом, педагогами дополнительного образования, медицинским работником.

Использую разные формы работы: беседы, дискуссии, общественно-полезный и творческий труд, подготовка и проведение открытых классных часов, участие в спортивных мероприятиях, индивидуальную работу со студентами, работу с родителями.

Каждую неделю в группе проводились тематические классные часы: «Что в имене тебе моем», «О скверне и слове», «Прощение или месть», «Обмен комплиментами», «Правила общения», «Приветливость всем открывает сердца», «Отчизны верные сыны», «Дети войны», «Классическая музыка и ее влияние на душу человека», «Культура речи молодежи», «Вирус сквернословия», «Стыдно ли трудиться», «Нравственность в молодежной среде» «Деньги- плохой хозяин или хороший слуга», «Закон и совесть», «Представления о красоте», «Подари мне жизнь», и др. Неоднакратно проводятся беседы о вреде курения с демонстрацией роликов, организуем диспуты о вреде наркотиков, алкоголя. На втором курсе студенты сами готовили и классные часы. Совместно с классным руководителем студентка Брыкина К. выступила в роли ведущей на внеклассном мероприятии «Мы хотим жить, мечтать, любить», для ребят 1 АФ группы.

Особое внимание уделяю проблеме женского алкоголизма. Девушка несет огромную ответственность за здоровье своих будущих детей. Как известно, если обеспечить студента работой, времени и сил на выполнение глупостей не хватит. Большинство студентов посещают кружки и секции: Изостудия Колорит, фитнес, волейбол, теннис, «Народный хор», «Человек и его здоровье». Студенческое самоуправление дает возможность проявить себя. Топчиева Н., Жовчак В. состоят в педагогическом отряде «Колибри».

В мае прошли спортивные соревнования по легкой атлетике, в котором участвовали 15 студентов группы. К 26 апреля была оформлена выставка «Радиация и здоровье» в рамках проведения предметной недели. Танцевальная группа девушек участвовали в «Студенческой весне», а также в представлении, посвященном Дню Победы 9 мая.

Участие в общеколледжных мероприятих. Уборка территории, уход за комнатными цветами. При высокой внутренней дисциплине эти маленькие росточки в виде различных дел превратятся в плоды знаний и умений, которые необходимы при работе с детьми. Девочки, живущие в общежитии посещают занятия о. Василия священнослужителя Свято- Успенского храма г. Усмани. Ездят по святым местам.

И все -таки вредные привычки - это формирование устойчивых связей в коре больших полушарий. И чтобы добиться угасания таких условных рефлексов необходимо длительное время и упорная работа над собой.

Но только ли мы, педагоги несем ответственность за поведение студентов в обществе? Конечно же, нет. Воспитательная работа начинается в семье. Современное состояние российской семьи является результатом нерешенных проблем подготовки молодежи к жизни. Этому не уделялось достаточно внимания, и многие современные проблемы - распад семьи, низкий уровень рождаемости, аборты, брошенные дети - результат такого подхода.

Большая часть того, что молодежь слышит и видит в семье, в средствах массовой информации и др. источниках не только не готовит их к семье, а наоборот делает их безответственными по отношению к семье и ко всему обществу. Дети живут по примеру своих родителей. Важно, чтобы студентки это четко осозновали и вступали в семейную жизнь не с пороками а с добродетялими.

В заключении выступления хочется отметить, что в современное время, когда в соседней стране властью признается фашизм и активизируются националисты, необходимо продолжать работу по духовно- нравственному воспитанию нашей молодежи, опираясь на культурное достояние России, на ее традиционные ценности, включая религиозные.


Зыбрева В.Н.
ФГБОУ ВПО «ОмГПУ»
Научный руководитель: Чухин Степан Геннадьевич, кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры педагогики ФГБОУ ВПО «ОмГПУ»

В мире испокон веков существует одна простая истина: «за молодежью будущее человечества», а поскольку молодежь это люди от 16 до 30 лет это значит, что проблемы молодого поколения это общечеловеческие проблемы. Многие представления современной молодежи в некоторых вещах и вопросах удивляют и шокируют старшее поколение. Это касается, прежде всего, уровня культуры, правил поведения в обществе, правил этикета, отсюда возникает вопрос и старшего поколения, почему неизвестны такие простые истины и как можно этого не знать?

Души современной молодежи разорены, опустошены и извращены. Как же можно объяснить столь стремительную деградацию духовной сферы человека, особенно в последние десятилетие.

Сегодня актуальной является проблема духовно-нравственного воспитания молодежи, так как в современном мире человек живет и развивается, окруженный множеством разнообразных источников сильного воздействия на него как позитивного, так и негативного характера (это в первую очередь средства массовой коммуникации и информации, неорганизованные события окружающей среды), которые ежедневно обрушиваются на неокрепший интеллект и чувства молодого человека, на его формирующуюся сферу нравственности.

Духовность, нравственность — базовая характеристика личности, проявляющаяся в деятельности и поведении.

Какова же сущность основных понятий и факторы развития духовно-нравственного воспитания.

Очень часто в повседневной жизни мы используем многие сочетания со словами «душа», «дух», «духовность», которые отличаются неясностью и случайностью в содержании, однако в современном научно-педагогическом знании эти понятия игнорируются или относятся только к религиозным воззрениям. Ключевым понятием для поиска новых идей в духовно-нравственном воспитании является понятие «духовность» .

В педагогических источниках под «духовностью» понимается состояние человеческого самосознания, которое находит свое выражение в мыслях, словах и действиях. Она определяет степень овладения людьми различными видами духовной культуры: философией, искусством, религией, комплексом изучаемых в вузе предметов и т.д.

В школьном учебнике по основам обществознания духовность трактуется как: «внутренний мир человека, проявляющийся в широте миропонимания, изяществе души, высоком сознании справедливости, милосердии и доброте к окружающим» .

Духовность проявляется в уважении общечеловеческих ценностей, стремлении к полезным делам. Человек, уважающий нормы нравственности, придерживается определенных духовных ценностей и целей. В его действиях наблюдаются честность, доброжелательность, милосердие.

Духовность приходит к человеку через литературу, искусство, народную мудрость, обычаи, культурные традиции, науку и образование. Духовно богатый человек всегда выделяется даже в повседневной жизни. Стремление к духовным ценностям помогает любому человеку легко преодолеть жизненные преграды, жить в гармонии с обществом и природой.

Культура как совокупность и единство различных ценностей ведет людей к духовной свободе. Духовные ценности наполняют смыслом жизни каждого, открывают дорогу в будущее. Общество, которое ценит духовность, ожидает большое будущее.

Нравственный облик общества определяется уровнем духовности всех его членов. Эта истина была известна еще в древности и не утратила своей актуальности и в настоящее время.

Духовная культура человека проявляется в его отношениях с другими людьми, воспитании, в поведении. Высокие нравственные качества человека - основа духовности. Духовное развитие отдельного человека тесно связано с сознанием народа, политической активностью. С развитием общества изменяются социальный состав различных групп, сферы их деятельности. Культурный человек может сформироваться только в таком обществе, где есть источники духовности. Только человек с богатым духовным миром может внести вклад в развитие культуры.

Язык - духовное богатство, требующее наиболее внимательного отношения. Роль языка в культуре очень велика. Современная молодежь всегда должна помнить об этом. Долг каждого человека - в совершенстве знать родной язык, уважительно относиться к другим языкам .

Если судить о понятии «нравственность», то по «Словарю русского языка» С.И. Ожегова, она представляет собой «внутренние, духовные качества, которыми руководствуется человек, этические нормы, правила поведения, определяемые этими качествами» . Как видно, в этом определении понятия «духовность» и «нравственность» во многом перекликаются. Кроме того, в научных источниках понятия «нравственность» и «мораль» часто раскрываются как тождественные, но нравственность отражает общечеловеческие ценности, а мораль зависит от конкретных условий жизни различных слоев общества.

В. И. Слободчиков и Е. И. Исаев связывают духовность и нравственность. «Говоря о духовности, - пишут исследователи, - мы имеем ввиду, прежде всего, его нравственный строй, способность руководствоваться в своем поведении высшими ценностями социальной, общественной жизни, следование идеалам истины, добра и красоты... Духовная жизнь человека всегда обращена к другому, к обществу, к роду человеческому. Человек духовен в той мере, в какой он действует согласно высшим нравственным ценностям человеческого сообщества, способен поступать в соответствии с ними. Нравственность есть одно из измерений духовности человека» .

Воспитание и развитие у современной молодежи нравственности и высокой культуры является самой важной задачей в процессе становления личности. «…Духовное единство народа и объединяющие нас моральные ценности - это такой же важный фактор развития, как политическая и экономическая стабильность. Общество лишь тогда способно ставить и решать масштабные национальные задачи, когда у него есть общая система нравственных ориентиров», - Альберт Лиханов.

Интеллигентность как показатель нравственной и социальной зрелости человека проявляется в его образовании и культуре, честности и порядочности, неравнодушии к боли и страданиям окружающих. Подлинную российскую интеллигенцию всегда отличало высокое сознание гражданского долга и гражданского достоинства, ответственности перед народом и высокая личная культура человека.

Молодежь – уже не дети, но еще и не совсем взрослые люди. Обычно этот возраст ограничивают 16-20 годами. Духовно-нравственное воспитание молодежи осуществляется в семье, в учебных заведениях и общественных организациях. От успешности такого воспитания зависит ближайшее будущее каждой страны.

Нравственные аспекты в воспитании

Духовность и нравственность – те понятия, которые имеют непосредственное отношение к повседневной жизни. Нравственные устои общества отражают его традиции и идеалы. Законодательно подобные вещи невозможно регулировать, поэтому для поддержания морального уровня нации используется духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения.

Духовность в современном обществе не связана с религиозностью, но опирается на традиционные ценности. Что это за ценности? Каких людей принято считать высоконравственными? В первую очередь речь идет о людях наделенных чувством справедливости, совестью, гуманностью. Поступки этих личностей отражают их внутренний мир. Лживость, завистливость, жестокость находятся на противоположном полюсе. Духовно-нравственное воспитание молодежи призвано усиливать в подрастающем поколении уважение к традиционным ценностям.

Духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения

Духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения начинается с самых ранних лет. Еще малышей детсадовского возраста обучают не жадничать, не врать, не трусить. Когда дети вырастают, тогда основа их нравственности уже должна быть достаточно прочной. По-настоящему, определяющим фактором является личный пример родителей и других близких родственников. На раннем этапе роль семьи считается первостепенной.

Духовно-нравственное воспитание студентов и школьников является задачей не только семьи, но и всего государства. В программах учебных заведений присутствуют часы, которые специально отведены для данного направления. В том случае, если это время расходуется правильно, то молодежь и вся нация получают большую пользу. Меньше всего эффективны беседы и лекции о нравственности. Особенно в том случае, если педагог и сам не до конца верит в то, что говорит.

Духовно-нравственное воспитание молодежи лучше организовать в виде активной деятельности. Благоустройство своего района, помощь детям и старикам, участие в исторических играх-реконструкциях позволят молодым людям почувствовать свою причастность к высоким нравственным идеалам.

Кроме семьи и учебных учреждений, молодежь воспитывает та культурная среда, в которой мы существуем. Фильмы, телепередачи, печатные издания, книги, интернет-ресурсы несут массу позитивной и негативной информации.

Духовно-нравственное воспитание молодежи в рамках государственных программ осуществляется и за счет этих источников. Поддержка авторов, чье творчество выражает традиционные ценности, становится на этом фоне первостепенной задачей. В последние годы в нашей стране сделано немало в этом направлении.

Ограничительные меры часто оказываются не слишком эффективными. Запрещая какие-то произведения, этим цензура часто подогревает общественный интерес к ним. Однако, ограничение рекламы алкоголя , табачной продукции, пропаганды нездоровых явлений в современном мире можно считать достаточно действенными.

Духовно-нравственное воспитание молодежи включает в себя и пропаганду здорового образа жизни. Курение, алкоголизм, наркомания разрушают не только физическое, но и духовное здоровье человека. Выбирая спорт, активный отдых, защищенный секс молодежь встает на правильный путь ответственного отношения к себе и окружающим.

Организация духовно-нравственного воспитания студентов и школьников

Каждый учебный год в образовательных учреждениях должен приносить учащимся не только новые теоретические и практические навыки, но и укреплять их нравственность. Духовно-нравственное воспитание молодежи желательно планировать заранее. Педагоги могут организовать работу кружков и клубов с подходящей тематикой. Особое место занимает пропаганда здорового образа жизни и физической культуры.

В течение учебного года в ВУЗе или школе может состояться несколько больших мероприятий, способствующих укреплению нравственных устоев. Это могут быть концерты, спортивные праздники, соревнования, интеллектуальные викторины, приуроченные к каким-либо датам или событиям. Духовно-нравственное воспитание студентов и школьников в рамках таких мероприятий должно охватывать почти весь коллектив.

Кроме того, ежедневная работа образовательного учреждения должна способствовать развитию нравственности в учащихся. Этому способствует и личный пример педагогов, и акценты в учебной программе на духовные ценности, и общая атмосфера в коллективе.

Духовно-нравственное воспитание молодежи должно проводиться со всей возможной искренностью. Если мероприятия организуются только "для галочки", то от них бывает больше вреда, чем пользы.

THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама