THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама

Человек начал испытывать экологические трудности еще в прошлые эпохи развития человеческого общества, особенно недостаток такого уникального природного объекта, как вода. Особенности расселения и формирования городов имеют четкую географическую привязку - наличие пресноводных объектов. Это в свою очередь сыграло с человечеством весьма злую шутку. Так, рост крупных поселений, привел к тому, что уже в средние века вода во многих районах Европы стала непригодной для питья (опустошительные средневековые эпидемии чумы во многом были связаны с загрязнением водных источников), причем человечество не могло уже воспользоваться новыми ресурсами. Рост промышленности в эпоху индустриального общества с капиталистическим способом производства привел к введению такого термина в экологическую научную терминологию, как «антропогенный фактор», который отражает нарушение экологического равновесия, сложившегося в процессе эволюции, под действием человеческой деятельности. С этого периода времени отходы промышленности начинают угрожать не только существованию флоры и фауны, по и человека как биологического вида. Экологическую ситуацию в различных районах Земли многие ученые характеризуют как кризисную. В.И. Вернадский отмечал в своем учении, что биосфера обладает мощными экологическими резервами и высокой адаптационной способностью, например самоочищение воды при прекращении антропогенного воздействия на водный объект. Но человечество, зная это, не только не сокращает прессинг на природу, по и увеличивает его, что приводит к тому, что экологические системы уже не могут справиться с этим воздействием. К такого рода воздействиям следует отнести загрязнение природной среды химическими соединениями, не свойственными природе (их называют ксенобиотиками); нарушение геохимических циклов; нерациональную, экстенсивную эксплуатацию природных ресурсов, подрывающую способность природы к воспроизводству возобновимых ресурсов и приводящую к быстрому истощению невозобновимых ресурсов.

Вред, наносимый природе, не является неизбежным следствием развития человечества. Весьма часто ухудшение состояния окружающей среды происходит в результате ошибок в технической и экологической политике и связано с «недостаточным уровнем технического развития, слабой изученностью возможных эффектов антропогенного воздействия, широким использованием природной среды в качестве средства снижения интенсивности воздействия вредных отходов производств и других действующих факторов (например, использование природной среды в качестве рассеивателя вредных веществ)...» (1, с. 183].

К сожалению, человек далеко не всегда понимает, какие изменения природной среды дадут полезные результаты, а какие - отрицательные (2]. Дело не только в неопределенности реакций биологических систем на воздействие. Одной группе людей некоторое воздействие па природу может казаться весьма желательным, а другой - наоборот. Яркими примерами являются многолетнее загрязнение Байкала, эпопея с поворотом северных рек. Как много имеется примеров нерационального, варварского отношения к природе со стороны государственных организаций, ставящих ведомственные интересы выше общегосударственных (рекорд в этой области принадлежит, вероятно, Минводхозу).

В условиях сильного антропогенного воздействия на биосферу оптимальная техническая и экологическая политика должна основываться па совмещении интересов человечества и природы. По выражению академика С.С. Шварца, «человек не должен брать функции биосферы на себя, он должен облегчить ее работу. Объединение усилий человека и природы может способствовать формированию стабильных биогеоценозов в измененной человеком среде...... Значение химии в решении экологических проблем необычайно велико: совершенствование аппаратуры, препятствующей загрязнению воздуха и воды; разработка новых, малоотходных процессов и схем получения веществ; создание экологически менее опасных видов топлива, средств защиты растений; опреснение воды; решение проблем, связанных с радиоактивными отходами. Особая роль принадлежит аналитической химии. Определение загрязнителей, измерение концентраций загрязняющих веществ в сложных, многокомпонентных природных смесях - важная составная часть мониторинга антропогенных изменений окружающей природной среды.

Успешное преодоление экологических затруднений возможно лишь в результате совместных усилий представителей различных отраслей знания - естественнонаучных, технических, социальных. Такой объединяющей формой различных отраслей знаний является исследовательская работа, в том числе и в природоохранной области.

В настоящее время необходимо отметить, что в школах фактически не проводится исследовательская работа с учениками в данном направлении, хотя ее важность является очевидной. Данная форма организации деятельности учащихся с одной стороны способствует сближению обучения и жизни, а с другой - формирует экологическую культуру. В ходе исследовательской работы школьники получают возможность проводить эксперименты, в том числе и с использованием методик исследований компонентов природной среды с помощью аналитической химии, изучать данные литературных источников, проводить наблюдения за изменением состояния окружающей среды. Все это в итоге приводит к выработке активной жизненной позиции в области охраны окружающей среды, отказу от безразличного созерцания изменений природы под воздействием антропогенного фактора.

Все это говорит о необходимости введения экологической исследовательской деятельности в учебный процесс только после того, как учащиеся смогут ориентироваться в определенной системе знаний, то есть после изучения основ физики, химии, биологии, что будет значительно повышать самостоятельность в проведении данного вида деятельности школьниками.

При планировании исследовательской работы главный акцент необходимо делать на анализ учебного материала и материала, необходимого для проведения экологических исследований. При этом необходимо соблюдать следующие условия, обеспечивающие высокую эффективность работы учащихся:

  • а) вновь полученная информация должна дополнять базовые знания;
  • б) выбранная информация должна быль значимой для учащихся, так как только в этом случае они будут мотивированы к проведению исследований и в получении новых знаний;
  • в) выделенная информация должна обязательно содержать проблему, так как исследовательская работа должна быть ориентирована на ее решение.

Другим важным моментом является выявление уровня знаний и умений учащихся, что необходимо для определения степени участия учителя в исследовательской работе школьников. Безусловно, роль учителя в данном виде работ является ведущей, так как именно он должен помогать ученикам определять объект исследования в свете рассматриваемой экологической проблемы, помогать с выбором методики исследования и проведения эксперимента, с оценкой результатов анализа и с помощью такого метода как синтез - давать заключение о качестве состояния природного объекта, выявлять уровень ошибки исследования, что делает полученные результаты наиболее значимыми.

Таким образом, можно констатировать тот факт, что в курсе химии заложены большие возможности, связанные с формированием экологической культуры у школьников, экологического воспитания и познавательной деятельностью, основанной на проведении исследовательской работы, направленной на выявление уровня антропогенного воздействия на окружающую среду, на сохранение биоразно образия на нашей планете. Круг экологических проблем, решаемый с помощью курса химии, достаточно широк, начиная от определения качества воды, воздуха, почвы, уровня деградации почв в зависимости от вторичного засоления до определения качества продуктов питания и выявления уровня воздействия на человека электромагнитного излучения от ЛЭП, установления причин смертности.

Литература

  • 1. Никитин Д.П., Новиков Ю.В. Окружающая среда и человек. - М.: Высшая школа, 2006. - 415 с.
  • 2. Нифантьев Э.Е. и др. Кружковая работа со школьниками на тему «Химия и охрана окружающей среды» // Химия в школе- 1980. -№ 5. - С. 64-66.

Цель: активизировать деятельность педагогов; способствовать приобретению ими опыта коллективной работы; совершенствовать практические навыки профессиональной деятельности.

Деловая игра состоит из 4 частей. Каждый этап ее регламентирован, в конце подводится общий итог. В игре участвуют педагоги всех возрастных групп.

Игра «Имена». Участники по очереди называют свое имя и дают себе характеристику по первой букве своего имени или, по договоренности, на все буквы.

Игра «Фауна». Каждый участник выбирает, какое животное, птицу, рыбу или растение он попытается изобразить с помощью жестов, мимики, движений. Остальные участники угадывают, какое животное было изображено.

Вступительное слово:

Экологическое воспитание становится в наше время важнейшим направлением педагогики детства. Почему? Во-первых, экологически грамотное поведение человека - залог выживания человечества в общем для всех нас доме - на планете Земля. Во-вторых, в процессе познания природы у детей вырабатывается способность творчески мыслить, обостряется восприятие, воображение, появляется желание приобретать новые знания. Любознательность и познавательный интерес являются ценными качествами личности и выражают отношение к окружающей жизни, природе. Основное условие их развития - широкое ознакомление детей с явлениями окружающего мира, природой и воспитание активного, заинтересованного отношения к ним. Экология - наука об отношении растительных и животных организмов друг к другу и к окружающей их среде.

Воспитание экологической культуры - долгий путь формирования правильных способов взаимодействия детей с природой. Его результатом должно быть не только не только овладение определенными знаниями и умениями, а развитие эмоциональной отзывчивости, умения и желания активно защищать, улучшать, облагораживать природу. Человек, невидящий красоту природы, хуже, чем слепой: у него слепота души. А от того, у кого слепа душа, не жди доброты или честности, преданности или мужества.

Чтобы ребенок научился понимать природу, чувствовать ее красоту, читать ее язык, беречь ее богатство, нужно прививать ему эти чувства с самого раннего детства - в тот период, когда интерес к окружающей флоре и фауне велик. Надо стараться пробудить в детях, прежде всего. Интерес к природе, побуждать их к наблюдениям за явлениями природы, учить сравнивать, делать выводы. Великий педагог В.А. Сухомлинский точно заметил: «Наблюдения необходимы ребенку как солнце, воздух и вода необходимы растению, и для того, чтобы ребенок научился видеть в одуванчике солнышко на ладони, в белой березе - девицу в белом сарафане, - для этого надо бывать на природе, останавливаться, присматриваться, чтобы увидеть».

1 часть. Разминка .

§ Что означает термин “экология”?

§ Каковы основные проблемы экологии во всем мире и в нашем городе?

§ В чем основная сущность экологического воспитания детей? Почему им надо заниматься с дошкольного возраста?

§ Каково влияние экологии на здоровье детей?

§ В чем вы видите причины небрежного, порой безжалостного отношения детей к природе? В чем конкретно берете вину на себя как воспитатель?

§ Какова основная роль педагога в экологическом воспитании дошкольников?

§ В какой совместной деятельности с детьми вы можете практически способствовать охране природы?

§ Какая, на ваш взгляд, должна проводиться работа с родителями в ДОУ.

§ Перечислите классиков русской и зарубежной литературы, воспевавших природу в своих произведениях.

§ Перечислите известные вам пословицы и поговорки о природе.

§ Вспомните и кратко перечислите народные приметы о природе.

2 часть. Презентация дидактических игр (воспитатели представляют 1 дидактическую игру по экологии своей возрастной группы).

3 часть. Игра «Эти забавные животные»

Ø Книга рекордов природы.

§ Самый длинный язык у….(хамелеона)

§ Самые умные животные … (дельфины)

§ Самое сильное обоняние у …(бабочки)

§ Больше всего глаз у … (мухи, стрекозы)

§ Лучше всех слышит … (сова)

§ Быстрее всех летает … (стриж)

§ Самый зоркий … (беркут)

§ Чемпионы по долгожительству … (черепахи)

§ Самые зубастые … (акулы)

§ Чемпион по глотанию… (удав)

§ Чемпионы по нырянию… (кит, черепаха)

Ø Кто это такие? Очень часто под необычными названиями скрываются знакомые животные.

§ Финвал - сельдяной кит

§ Фенек - пустынная лиса

§ Калан - камчатский бобер

§ Сервал - кошка из Африки

§ Кожан - летучая мышь

§ Игрунка - маленькая обезьянка

§ Бородавочник - кабан

§ Кабарга - олень

§ Афалина - дельфин

§ Пищуха - заяц

Ø Попробуйте объяснить названия известных животных, птиц, насекомых.

§ Пескарь - живет в песке

§ Линь - линяет, меняет цвет с желтого на розовый

§ Синица - поет «зинь - зинь»

§ Кулик - кричит «куик»

§ Стрекоза - стрекочет

§ Щегол - денди, щеголь

§ Козодой - так и вьется вкруг пасущихся стад

§ Слепень - кусает так больно, что в глазах темно, слепнешь.

§ Волк - тащит добычу волоком

§ Насекомое - насечки на туловище

4 часть. Решение кроссворда «Растения рядом с нами».

В детском саду много внимания уделяется развивающей среде - то есть тому, что окружает ребенка каждый момент в детском саду и что на него влияет - развивает, обогащает мыслительную, игровую и трудовую деятельность. Много внимания уделяется и среде, которая образует экологическое пространство. В этом кроссворде записаны названия растений, которые есть в детском саду и по программе должны быть в групповых уголках природы. Все они вам знакомы, только будьте повнимательнее, и вы их легко отгадаете. В выделенных клеточках появится слово, если будут отгаданы все названия правильно.

1. В слове ФОКУС букву О

Замени в мгновение -

И узнаешь ты его.

Назови растение (Фикус)

2. Хотели детишки от мамы удрать,

Но мама сумела их удержать.

Вот так и висят те пучки - малолетки.

На нитях зеленых растения - детки (Хлорофитум).

3. Среди листьев огоньки -

Ваньки мокрого цветки.

Так прозвал его народ.

Много он водички пьет.

А как правильно назвать -

Постарайся угадать (Бальзамин).

4. У меня растет лиана

В кадке около дивана.

Листья у нее резные,

В них окошечки сквозные (Монстера).

5. Из листка - на удивленье -

Можно вырастить растение.

Я сорву цветок - не жалко,

Будет новая … (фиалка).

6. Весь в колючках, некрасивый,

Но однажды всем на диво

Летом начал он цвести -

Так, что глаз не отвести (Кактус).

7. В нашей комнате растет,

Никогда он не цветет.

Листья у него как перья,

А в народе есть поверье -

Где в лесу он зацветет,

Человек там клад найдет (Папоротник).

8. Стебли древовидные,

Листья мечевидные.

Может он живет сто лет?

Что вы скажите в ответ? (Алоэ).

9. Пахнут стебли и цветочки,

Опушенные листочки.

Ты пораньше утром встань

И полей свою … (герань).

Эти все растения комнатные, за ними можно организовать наблюдения и уход в условиях детского сада.

5 часть. Решение педагогических ситуаций.

Ситуации задаются всему коллективу.

1 . На лесной поляне играют четверо детей от пяти до семи лет. Самый маленький кричит: “Давайте поймаем бабочку и подожжем ей крылья!”. Мужчина, идущий мимо и слышавший этот призыв, останавливает мальчика и спрашивает: “Зачем же вам поджигать бабочке крылышки?” Тот отвечает “Просто так…”

Чем можно объяснить такую жестокость детей? Каковы методы и приемы воспитания у дошкольников бережного отношения к природе?

2 . Ира шла домой из детского сада через парк, засаженный кустами смородины, и громко рассказывала маме, как они всей группой поливали их здесь. Но мать была занята собственными мыслями.

Почему ты меня не слушаешь? - спросила Ира и вырвала руку.

Это что еще за капризы?! - вспыхнула мать, сломав молодую ветку смородины, хлестнула ей девочку. А потом зло бросила: - Кому нужны твои хлопоты, это же просто детская игра! Без тебя хватит охранников природы.

Какие негативные последствия могут быть у поступка матери?

3. Вы идете на работу. На дорожке мирно беседуют две мамы. В это время их дети неподалеку ломают ветки молодого деревца. У обеих в руках уже по большой охапке.

Как вы думаете, дети просто непослушны или им никто не говорил о том, что нельзя приносить вред растениям? Вы молча пройдете мимо, в душе осуждая матерей (детей), или остановитесь и поговорите с матерями (детьми)?

4. Вы вышли с ребенком на улицу. После ярких солнечных дней стало пасмурно и ветрено. «Опять погода испортилась», - подумаете вы. А что скажите ребенку? О чем вы будете с ним разговаривать?

5. Сынишка подходит к матери, которая стирает белье:

Мамочка, поехали сегодня в лес, там птичкам есть нечего. Мы им корм отвезем.

Займись чем-нибудь, сынок, ты видишь, я занята, - отвечает она.

Как бы вы поступили в данной ситуации?

6. Прогулка по лугу дарит возможность увидеть множество полевых цветов, порою очень редких. Вам повстречались синеглазые колокольчики. Их так много, что луг, будто тихонечко звенит от их покачивающихся головок. Рука ребенка тянется сорвать цветок, другой. Какими будут ваши действия?

7. Находясь на прогулке в лесу, пятилетний Павлик увидел красивую бабочку с оранжевыми крылышками. Мама не знала, как она называется, но предложила сыну внимательно рассмотреть ее и запомнить внешний вид: «Дома мы посмотрим в книге и узнаем ее название».

Правильно ли поступила мама? Следует ли всегда сразу отвечать на все вопросы ребенка? Чему способствовала мама постановкой такой задачи?

8. Пока мама разговаривала со своей знакомой, двухлетний малыш сорвал на клумбе цветы. Мама возмущена и «выдает» ребенку порцию шлепков. Малыш плачет. Проанализируйте поведение ребенка и матери. Каковы могли быть причины описанного поступка двухлетнего малыша?

6 часть. Экспресс-вопросы.

Вопросы быстро задаются по очереди каждому педагогу, ответы должны быть также моментальными:

§ Зачем белке длинный и пушистый хвост?

§ Какая ветка не растет на дереве?

§ Почему лиса всю зиму бегает, а медведь спит?

§ На каких полях трава не растет?

§ Каким гребнем голову не расчешешь?

§ Дышит ли цыпленок в яйце?

§ Может ли страус назвать себя птицей?

§ Чем заканчивается день и ночь?

§ Когда небо ниже земли бывает?

§ Сороке через три года, что бывает?

§ Что ест зимой жаба?

§ У кого уши на ногах?

Подведение итогов игры.

От правильного построенных взаимоотношений человека с природой зависит многое, в том числе и благополучие самого человека. Бережное отношение к природе должно стать нормой поведения людей. Ребенку надо с детских лет внушать, что любить природу - значит творить добро, и заставить его задуматься над тем, что можно сделать, чтобы наша земля стала краше, зеленей, богаче.

Чувством любви к природе наделяется далеко не каждый, как и музыкальным слухом. Поэтому оно нуждается в развитии. Мы, воспитатели ДОУ вместе с родителями являемся первыми проводниками детей в природу.

Таким образом, формируя у детей систему знаний об особенностях приспособления разных видов к среде обитания, приобщая их природоохранной деятельности, проводя праздники, утренники, игры экологической направленности и привлекая к работе родителей, воспитатель способствует экологическому воспитанию ребенка, развитию активного и ответственного отношения к природе. А это в свою очередь способствует развитию у детей познавательного интереса, любознательности.

Игра - конкурс «ЗЕЛЕНЫЙ КОЛЛЕДЖ»

Природа способна увлечь любого человека. Особенно велика тяга к природе у подростков. Их пленит загадочность и таинствен­ность леса, спокойствие и размеренность водной глади. Любые про­гулки и экскурсии в при­роду, рыбалки, походы воспринимаются подрос­тками как праздник, ко­торый, к сожалению, очень редок в нынешней учебно-воспитательной работе. Потребности студентов в общении с природой не могут быть удовлетворены за счет учебного процесса. Предлагае­мая игра, поможет разрешить эту проблему, а также систематизировать у подростков разо­бщенные знания о взаимоотношениях человека и природы.

Особенности и педагогические возможности игры

Это командное состязание, составленное из игровых конкурсов экологической тематики. В игре принимают участие 2-4 команды из студентов 1 курса. Конкурсы требуют от играющих особой собранности, быстрой реакции, артистичности, коллекти­вного сотрудничества и творчества, индивидуальной изо­бретательности и оригинальности.

В игре недостаточно владеть элементарными экологичес­кими знаниями. Очень важно уметь ориентироваться в определенных экологических ситуациях, аргументировано отстаивать свою точку зрения, убеждать других.

Игра носит познавательный и диагностический характер. С ее помощью преподавтель может получить информацию об уровне сформированности экологической культуры под­ростков и спроецировать ее дальнейшее развитие.

Игра положительно влияет на формирование целостного восприятия природы как исторически сложившейся слож­ной экосистемы, развитие которой ставится во все большую зависимость от человека. Игра позволяет студентам сосредоточиться на осознании необходимости чуткого, бе­режного и ответственного отношения ко всем природным комплексам - воде, воздуху, почве, видовому разнообразию живых организмов, в том числе и человеку. Она развивает чувство эмоциональной отзывчивости на состояние природной среды как среды жизни, чувство личной причастности и заинтересованности в ее чистоте, что позволяет пересмотреть потребительскую позицию человека в отношениях с живой природой. Игра направлена на пробуждение и поддержание интереса к познанию природы, к усвоению закономерностей ее построения и развития. Студенты, включенные в игру, выступают в роли проводников экологических знаний по отношению к зрителям.

Подготовка к игре

Начинается игра с разработки организатором игры пакета заданий-конкурсов, организует деятельность вспомогательных служб, например пресс-центра «Эко» и т.п., помогает формировать игровые команды, составляет сценарий игры, продумывает технику подведения результатов соревнований, оговаривает состав жюри.

Команды, готовясь к игре, оформляют эмблемы и отличительные знаки в соответствии с выбранным назва­нием. Кроме того, каждая команда по правилам игры должна представить «экзаменационную работу» - экологический плакат.

Игровой материал

Для игры потребуются:

    пакеты с заданиями для коллективной работы. В каждом пакете должны находиться: кроссворд, набор пословиц, рисунки с изображениями растений, рассказ-небылица, тест, карточки для конкурсов, чистый лист бумаги для записей.

    «табель успеваемости» - табло дл выставления оценок, на котором расчертить 5 квадратов-«курсов» с указанием номеров.

    столы для работы команд и аттестационной комиссии, места для зрителей и экоцентра.

План мероприятия.

Цель урока: получить информацию об уровне сформированности экологической культуры студентов и спроецировать ее дальнейшее развитие, сформировать у студентов знания о природе как исторически сложившейся слож­ной экосистемы, развитие которой ставится во все большую зависимость от человека.

Задачи:

Образовательные:

а) студенты должны знать:

Основные экологические понятия и определения;

Взаимосвязи между живыми организмами;

Значение природы и ее компонентов в жизни человека;

Основные мероприятия, направленные на сохранение биологического разнообразия, среды обитания живых организмов.

б) иметь представление о влиянии деятельности человека на процессы, происходящие в природе.

Развивающие:

а) уметь ориентироваться в определенных экологических ситуациях, аргументировано отстаивать свою точку зрения, убеждать других;

б) развитие собранности, быстрой реакции, артистичности, коллекти­вного сотрудничества и творчества, индивидуальной изо­бретательности и оригинальности.

Воспитывающие:

а) осознание необходимости чуткого, бе­режного и ответственного отношения ко всем природным комплексам - воде, воздуху, почве, видовому разнообразию живых организмов, в том числе и человеку.

б) развитие чувства эмоциональной отзывчивости на состояние природной среды как среды жизни, чувства личной причастности и заинтересованности в ее чистоте, что позволяет пересмотреть потребительскую позицию человека в отношениях с живой природой;

в) пробуждение и поддержание интереса к познанию природы, к усвоению закономерностей ее построения и развития.

Оборудование:

1. кодоскоп

2. табло оценок – табель успеваемости

3. пакеты с заданиями для коллективной работы. В каждом пакете должны находиться: кроссворд, набор пословиц, рисунки с изображениями растений, рассказ-небылица, тест «Воздействие человека на окружающую среду», карточка для конкурса «Найти пару», чистый лист бумаги для записей.

4. сообщения для экоцентра

5. столы для работы команд, жюри, места для зрителей и экоцентра.

1. Организационный момент:

Приветствие

Сообщение правил игры

Представление жюри

Правила игры

В результате игры студенты заканчивают экологический колледж, выполняя задания каждого конкурса, они переходят с курса на курс. Каждый курс содержит по 2 конкурса – задания.

В программу первого курса входит знакомство с экологией. В программе второго курса - «народная экология». На третьем курсе играющим предстоит «разго­вор» о многообра­зии жизненных форм природы и взаимоотношений между ними. Вопросы практической экологии заложены в про­грамму четвертого курса. Пятый курс колледжа - выпускной. По окончании колледжа подрост­кам предстоит сдать экзамен - представить и защитить плакат экологического содержания.

На каждый конкурс отводиться 3 – 5 минут.

Оценки выставляются жюри по пятибалльной системе. Они заносятся членами аттестационной комиссии в «табель успеваемости» после окончания каждого курса колледжа. По общим результатам «обучения» называется команда, которая показала самый высокий уровень знаний.

2. Поэтапное проведение игры

По приглашению ведущего игры (он же является ор­ганизатором всех конкурсов) в подготовленную аудиторию при­глашаются играющие, зрители, члены аттестационной комиссии и экоцентра и занимают отведенные им места. Ведущий знакомит присутствующих с правилами игры и представляет ее участников. Игра начинается.

1 курс.

1 конкурс. «Азбука экологии»

Командам предлагается разгадать кроссворд и ключевое слово.

1

5. Воздушная оболочка Земли.

2 конкурс. «Уход за огородными культурами».

Каждому из нас приходиться в жизни встречаться с природными закономерностями, которые изучает экология. Это и уход за комнатными растениями и за огородными культурами.

Командам предлагается рассказ – небылица барона Мюнхгаузена, в котором необходимо исправит ошибки.

«Летом я жил в деревне у своего дяди. На его большом огороде работы хватало всем. Утром набрать воду, в обед полить грядки, вечером прополоть. Дядя часто приговаривал: «Лучше один раз полить, чем два раза почву рыхлить». Каждый день приходилось обрывать цветки пустоцветы у огурцов, окучивать лук, пасынковать морковь, подвязывать усы у земляники, прореживать помидоры».

Информация экоцентра. Термин «экология» (перевод наука о доме) впервые был введен в науку в 1866 году Эрнстом Геккелем. Долгое время она развивалась, как составная часть биологической науки. В настоящее время в эпоху нарастающего экологического кризиса экология развивается все нарастающими темпами, превращаясь в самостоятельную науку. Современная экология развивается по следующим направлениям: биоэкология, экология ландшафтов, экология человека, социальная экология, практическая экология: охрана природы, рациональное природопользование.

2 курс.

3 конкурс. «Народная экология»

Народная экология сложилась благодаря длительным наблюдениям человека за взаимоотношениями растений животных и условий их жизни. Появились многочисленные экологические пословицы и поговорки. Вот, например, такая: «Что посеешь, то и пожнешь».

Командам предлагается взять из своего пакета народные изречения, разбитые на две смысловые части, каждая из которых написании на отдельном листе. Команды соревнуются на скорость сбора карточек в строго отведенное для этого время.

Народные изречения:

Много снега – много хлеба.

4 конкурс. «Зеленая аптека».

Человек часто при лечении болезней обращается к народной медицине, к лекарственным растениям. Командам предлагается задание: в наборе рисунков растений выбрать лекарственные и рассказать об их целебных свойствах.

Ромашка

Черемуха – вяжущее действие.

Подорожник

Мать-и-мачеха

Брусника

Облепиха

Информация экоцентра. Лечение травами человек использует с давних пор. Оно называется фитотерапией. Человечеству известно более 3000 видов лекарственных растений. Встречаются такие растения и на Кольском полуострове. Это калган, родиола розовая (золотой корень), береза (почки и листья), мать-и-мачеха, брусника, толокнянка (медвежье ушко), черника, тысячелистник, пижма и другие.

3 курс.

5 конкурс. «Найти пару».

Для каждого типа экологических взаимоотношений между живыми организмами подобрать пару.

1. Комменсализм (нахлебничество)

2. Комменсализм (квартиранство)

3. Аменсализм

5. Мутуализм (симбиоз)

6. Протокооперация.

7. Конкуренция

8. Хищничество.

А) Пчелы - луговые травы.

Б) Акула - рыбы-прилипалы.

В) Волк - олень.

Г) Человек - бактерии кишечной палочки

Д) Бобовые растения - клубеньковые азотфиксирующие бактерии.

Е) Лианы - деревья, растущие в тропическом лесу.

Ж) Пенициллиновые плесневые грибы - бактерии.

З) Волки в стае.

6 конкурс. «Человек и окружающая среда»

Человек своей деятельностью часто губительно воздействует на природу. Заводы, фабрики, транспорт, города являются причинами обострившихся экологических проблем.

Командам предлагается выполнить тест «Воздействие человека на окружающую среду».

1. Основным источником возникновения парникового эффекта является:

А) топливная промышленность

В) химическая промышленность

Г) сельское хозяйство.

2. Причиной разрушения озонового является увеличение концентрации в атмосфере:

Б) сернистого газа Г) метана

3. Причиной возникновения кислотных осадков является увеличение концентрации в атмосфере:

А) углекислого газа В) фреонов

Б) сернистого газа Г) метана

4. Одним из последствий загрязнения водоема нефтью и нефтепродуктами является:

А) заболачивание водоема

Б) нарушение газообмена

В) затруднение проникновения солнечного света

Г) рост сине-зеленых водорослей.

5. Причиной возникновения парникового эффекта является увеличение концентрации в атмосфере: А) углекислого газа В) фреонов

Б) сернистого газа Г) метана

6. Впервые озоновая дыра была замечена над:

А) Антарктидой В) Европой

Б) Африкой Г) Северным Ледовитым океаном.

7. Причиной закисления водоема является:

А) нефтяное загрязнение

Б) промышленные выбросы, содержащие сернистый газ

В) промышленные выбросы, содержащие углекислый газ

Г) смыв с полей минеральных удобрений.

8. Основным источником образования кислотных дождей является:

А) топливная промышленность

Б) металлургическая промышленность

В) лесные пожары

Г) сельское хозяйство.

9. Причиной снижения прозрачности воздуха является увеличение концентрации в атмосфере:

А) углекислого газа В) фреонов

Б) сернистого газа Г) пыли

10. Смыв с полей минеральных удобрений приводит к:

А) заболачиванию водоема

Б) затруднению фотосинтеза водных растений

В) закислению водоема

Г) загрязнению ионами тяжелых металлов.

Информация экоцентра. О чистоте воды, воздуха, почв можно судить с помощью живых организмов – экологических индикаторов. Массовое размножение мотыля, личинок комаров, красных дафний указывает на сильное загрязнение водоема. Если в водоеме пропали раки, значит происходит закисление водоема. Индикаторами чистоты водоема из растений являются кувшинки, кубышки, ольхи черная и ива.

Индикаторами чистоты воздуха являются эпифитные лишайники, которые растут только в экологически чистых условиях. При концентрации сернистого газа в воздухе близкой к ПДК у хвойных растений наблюдается пожелтение хвои.

Индикаторами кислых почв являются хвощи, мокрица.

4 курс.

7 конкурс. «Охрана природы»

Какой бы вы хотели видеть окружающую вас природную среду? Вероятно, чистый воздух и чистая вода, плодородная земля, богатый животный и растительный мир, отсутствие опасных загрязняющих веществ. А какова реальная ситуация? Как ее изменить?

Командам предлагается задание: назвать основные мероприятия по охране растений и животных. Команды начинают называть мероприятия по очереди. Побеждает та команда, которая назвала больше мероприятий.

Информация экоцентра . Для охраны растений и животных создаются особо охраняемые природные территории, такие как заповедники, заказники, национальные парки, памятники природы. В Мурманской области организовано 3 заповедника:

Лапландский государственный биосферный заповедник. Он был организован в 1930 году для сохранения популяции северного оленя и расположен в центре Кольского полуострова.

Кандалакшский государственный заповедник. Он был организован в 1932 году для сохранения популяции птицы гаги. Его территория охватывает Баренцево и Белое

Заповедник «Пасвик». Он был организован в 1992 году для сохранения водно-болотных угодий реки Паз, водоплавающих птиц, а так же популяции лося на северном пределе ареала.

8 конкурс. «Человек и его здоровье»

По оценкам ученых, здоровье человека на 10% зависит от развития медицины, на 20% от наследственности, на 20% от состояния окружающей среды и на 50% от индивидуального образа жизни. Командам было заранее предложено творческое задание – написать письмо курильщику.

5 курс.

9 конкурс. «Защита экологического плаката».

Игрокам предстоит состязание – конкурс плаката. Студенты поясняют свой творческий замысел, дают обоснование выбранной темы, подчеркивают ее актуальность и практическое значение.

3. Подведение итогов игры. По общим результатам «обучения» называется команда, которая показала самый высокий уровень знаний.

Ответы

Конкурс «Азбука экологии»

2 Г

К

3 Б

О

4 А

Л

5 А

О

7 А

И

8 П

Я

1. Сообщество живых организмов и среды их обитания, составляющее единое целое на основе устойчивого взаимодействия между элементами живой и неживой природы.

2. Ученый, который впервые ввел в науку определение экологии.

3. Оболочка земли, где существуют живые организмы.

4. Территория, занимаемая особями одного вида.

5. Воздушная оболочка Земли.

6. Живые организмы, обитающие в воде.

7. Способность организмов приспосабливаться к новым условиям окружающей среды.

8. Совокупность особей одного вида, занимающих определенное пространство

Конкурс «Уход за огородными культурами».

Командам предлагается рассказ – небылица барона Мюнхгаузена, в котором необходимо исправит ошибки.

«Летом я жил в деревне у своего дяди. На его большом огороде работы хватало всем. Набрать воду вечером или утром , полить грядки вечером или утром , прополоть вечером или утром . Дядя часто приговаривал: «Лучше один раз рыхлить , чем два раза полить почву». Каждый день приходилось окучивать картошку , пасынковать помидоры , подвязывать огурцы , прореживать морковь ».

Конкурс «Народная экология»

Народные изречения:

Первый туман лета – верная грибная примета.

Май холодный – год плодородный.

Весной пролежишь – зимой с сумой побежишь.

Весенний день – год кормит.

Много снега – много хлеба.

Коль в мае дождь – будет и рожь.

Конкурс «Зеленая аптека».

Командам предложены лекарственные растения:

Ромашка – антисептическое, противовоспалительное, вяжущее, желчегонное, потогонное, обезболивающее, противоаллергическое, успокоительное средство.

Черемуха – вяжущее действие.

Подорожник – ранозаживляющее, противовоспалительное, отхаркивающее действие.

Мать - и –мачеха - потогонное, смягчающее, дезинфицирующее, противовоспалительное средство. Применяют для укрепления волос и удаления перхоти.

Брусника – вяжущее, желчегонное, дезинфицирующее действие. Ценный диетический продукт. Применяют при гастрите, диабете, воспалении почек, мочевого пузыря.

Облепиха – дезинфицирующее и ранозаживляющее средство. Применяют при лечении ожогов, различных ран и язв.

Конкурс «Найти пару».

Елена Владимировна Бахарева

Вед : Ты вспоминаешь не страну большую,

Какую ты изъездил и узнал.

Ты вспоминаешь Родину – такую,

Какой её ты в детстве увидал!

Наших детей надо учить любить природу. Наша природа – таинственная книга

1 конкурс. Всё о животных.

1. Назовите животных, которые так или иначе связаны с производством лекарства. (барсук – жир; медведь – желчь; пчёлы – мёд, прополис; змея – яд; коза – молоко и т. д.)

2. Назовите всех домашних животных и объясните, почему их одомашнили.

(Кошка, собака, корова, свинья, лошадь, кролик, буйвол, як, овца, верблюд и т. д. Дают шерсть, мясо, молоко; используют для охраны; как транспортное средство)

2 конкурс. Педагогические задачи.

Задачи для каждого участника, например :

1) Все мы знаем, что дети любят ловить майских жуков : сажают их в коробку,

привязывают к ногам нитки, отрывают крылья.

О чём нужно говорить с детьми?

2) Девочка принесла в д\с котёнка. Воспитатель в ответ : «Зачем принесла такого доходягу? Выбрось его сейчас же!» Девочка плачет, умоляет оставить котёнка.

Ваши действия?

3) В детском саду произошёл случай : группа детей увидели кузнечика, кричали

«саранча» , прыгали, играли с ним . Один ребёнок раздавил ногой кузнечика

на глазах у остальных. Дети в недоумении.

Ваша реакция на действия детей?

4) Ира шла домой из детского сада через парк, засаженный кустарниками смородины и громко рассказывала маме, как они всей группой поливали их здесь. Но мать была занята собственными мыслями.

Почему ты меня не слушаешь? – спросила Ира и вырвала руку.

Это еще что за капризы! –вспыхнула мать и, сломав молодую ветку смородины, хлестнула ею девочку. А потом зло бросила :

Кому нужны твои хлопоты, это же просто детская игра ! Без тебя хватит охранников природы.

Какие негативные последствия могут быть у поступка матери?

5) Вы идете на работу. На дорожке мирно беседуют две мамы. В это время их дети неподалеку ломают ветки молодого деревца. У обеих в руках уже по большой охапке.

Как вы думаете, дети просто непослушны или им никто не говорил о том, что нельзя приносить вред растениям? Вы молча пройдете мимо, в душе осуждая матерей (детей, или остановитесь и поговорите с матерями (детьми?

6) Саша, помогая бабушке ухаживать за земляникой в саду заинтересовался тем, как из цветков получаются ягоды. Бабушка предложила мальчику наблюдать за образованием плодов земляники. Она обратила внимание внука на то, как появились завязи, как они стали расти, меняться по форме и окраске. Данные наблюдения, направляемые бабушкой, обогатили знания ребенка о росте и развитии земляники. Опираясь на эти знания, Саша смог объяснить процесс образования из цветков ягод смородины, плодов огурцов.

Нужно ли предлагать маленьким детям наблюдения и уход за растениями сада и огорода?. Что это дает?. Как вы считаете, если ребенок будет принимать участие в трудовой деятельности вместе со взрослыми на огороде и цветнике, сможет ли он проявлять жестокость по отношению к растениям и животным, людям?

Вед : Почему капель звенит,

Или в небе гром гремит?

Сколько ног у паука,

Домик, где у червяка?

Ведь на все вопросы эти

Ждут ответа наши дети.

3 конкурс. Викторина «Мы любим природу» .

Набор вопросов для каждого участника, за 3 минуты ответить на большее количество вопросов :

1. Почему муравьи передвигаются не врассыпную, а по тропинке? (по запаху)

2. Какие насекомые муравьи? (хищные)

3. Чем питаются муравьи? Как их за это называют? (насекомыми; санитарами)

= 4. Кто пьёт кровь : комары - самки или комары – самцы? (самки)

5. Чем питаются комары – самцы? (нектаром)

6. Кого вы знаете из пресмыкающихся? (ящерицы, змеи)

7. Кто из змей безопасен для человека? (уж)

8. Вскармливают ли родители-ужи своих детёнышей-ужат? (нет)

9. Какая самая ядовитая змея в мире? (кобра)

10. Какая ядовитая змея живёт в наших лесах? (гадюка)

11. У кого из зверей самый длинный прыжок? (кенгуру, олень, заяц, лошадь)

12. Как называется заповедник, где выращивают и разводят

зубров? (Беловежская пуща, Кавказский заповедник)

13. Где гнездятся скворцы, кроме скворечников? (в дупле)

14. Каких животных защищает цвет? (белка, заяц)

15. Кто видит ушами? (полевая мышь)

16. Где у кузнечика уши? (на ногах)

17. Есть ли у змеи уши? (нет)

18. Почему Красную Книгу называют красной, а не зелёной? (Красный цвет – сигнал опасности.)

Вед : Хоть хвалиться не привычно,

Но, должны мы вам сказать

Что умеем на отлично

Мы трудиться и играть .

4 конкурс. «Найди и покажи»

Одной команде предлагается конверт с «портретами» 20 птиц, среди которых надо найти соловья.

Другой команде предлагается конверт с «портретами» 20 животных, среди которых надо найти горностая.

Вед : Занимался Петя в пятом,

Он считал себя юннатом.

Он читал друзьям доклады

О значении рассады.

Но ошибся он всерьёз

На экскурсии в колхоз :

На потеху всем ребятам

Он лопух назвал салатом.

5 конкурс. «Найди и назови» .

По предложенным листьям определить названия лекарственных растений, рассказать о их применении; перечислить ядовитые растения.

Малина – потогонное, вит. С;

Шиповник – желчегонное, печень;

Подорожник – раны, кишечник;

Одуванчик – печень, ожоги, пищеварение;

Смородина – ревматизм, потогонное, вит. С;

Белена, Дурман, Волчьи ягоды.

Вед : Жить без пищи можно сутки,

Можно больше, но порой

Не прожить без прибаутки,

Шутки самой немудрой.

Не прожить как без махорки,

Без хорошей поговорки

Или присказки какой!

6 конкурс. «Сделай сам»

За 10 минут сделать поделку из природного материала.



7 конкурс. «Домашнее задание»

Выставка дидактических игр по экологическому воспитанию в ДОУ .

Считаю, что педагогический коллектив ДОУ должен вести углублённую разнообразную по содержанию работу по воспитанию нравственности у дошкольников и понимания основ экологического сознания . Для решения задач экологического воспитания необходимо интегрировать различные виды деятельности в режимных моментах пребывания детей в детском саду.

Деловая игра

«Экологическая гостиная»

Цели:

* дать практическую направленность экологическим знаниям участников;

* развивать творческий потенциал педагогов, их компетентность в сфере экологии;

* совершенствовать работу в ДОУ по формированию у дошкольников основ экологической культуры.

повысить профессиональное мастерство педагогов и эффективность их процессуальной деятельности,

установить тесное сотрудничество между педагогами садов.

Ход мероприятия:

Добрый день, уважаемые коллеги! Сегодня мы с Вами проводим деловую игру "Экологическая гостиная".

Само слово «экология» образовано от греческих «экое» - «дом» и «логос» - наука.. То есть экология в широком смысле - наука о Доме, в котором мы живем. В более узком смысле экологией называют науку «об отношениях растительных и животных организмов и образуемых ими сообществ между собой и окружающей средой».

Охранять природу - значит охранять Родину.

М. Пришвин

Мир, окружающий ребенка, - это прежде всего мир природы с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой.

Здесь, в природе, вечный источник детского разума.

В. Сухомлинский

Экологическое образование и воспитание дошкольников становится в настоящее время одним из приоритетных направлений. Чем раньше начинается формирование основ экологической культуры, тем выше в дальнейшем ее уровень. Научить видеть и понимать красоту родной природы, бережно относиться ко всему живому, передать определенные знания в области экологии - главные задачи экологической работы в ДОУ.

Дошкольное детство - один из важнейших этапов формирования личности, ее ценностной ориентации в окружающем мире. В этот период закладывается позитивное отношение к природе, предметному миру, к себе и другим людям. Давайте вспомним цели экологического воспитания в ДОУ.

    Цель Э.В. дошкольника - формирование начал экологической культуры.

    Цель Э.В. дошкольника – научить детей правильно строить взаимоотношения с окружающим его большим миром.

    Целью Э.В. дошкольников является «формирование осознанно правильного отношения к явлениям, объектам живой и неживой природы, которые составляют их непосредственное окружение в этот период жизни».

    Цель. Э.В. дошкольника – изучение детьми объектов живой и неживой природы, то, что раньше называли ознакомлением с окружающим миром.

    Цель. Э.В. дошкольника – это познание живого во взаимосвязи со средой обитания, и выработка на этой основе правильных форм взаимодействия с ним.

Таким образом, в процессе экологического образования детей воспитатель решает следующие задачи:

    формирование системы элементарных экологических знаний и представлений;

    воспитание гуманного, бережного, эмоционально-положительного отношения к природе;

    развитие эстетических чувств по отношению к окружающему миру (осознание красоты природы, желание ее сохранить);

    формирование элементарных навыков рационального природопользования

РАЗМИНКА А сейчас предлагаю немножко размяться. Предлагаю вам конверты с карточками. В каждом из них предложены слова на экологическую тему. Вам нужно собрать слова из карточек одного цвета. (Наблюдение, Лаборатория, Насекомые, Растения).

Хорошо, в разминкой справились все.

Следующее задание: методическое обеспечение для решения задач экологического воспитания.

I Предлагаю назвать известные вам методические пособия по развитию экологического воспитания с учетом ФГОС ДО.

(Методическое обеспечение в ДОУ: для решения задач экологического воспитания педагоги опираются на следующие программы: ООП ДОУ разработанной на основе «Примерной общеобразовательной программы дошкольного образования» под редакцией Н.Е. Веракса, Т.С. Комаровой, М.А.Васильевой (М., Мозаика-синтез, 2010) и парциальных программ эколого- оздоровительной направленности «Юный эколог» С. Н. Николаевой (М, Мозаика-синтез, 2002), «Наш дом – природа» Н. А. Рыжовой (М, Линка-пресс, 1997))

С этим справились, а теперь давайте вспомним, какие методы используются в ДОУ для воспитания и образования детей.

Наглядные методы. В их число входит наблюдение, просмотр познавательных фильмов, картинок, демонстрация различных моделей. Данная группа методов позволяет сформировать в сознании ребенка определенные яркие и устойчивые образы. Практика работы с дошкольниками показывает, что они легко становятся узнаваемыми и формируют у детей вполне конкретные представления об окружающей природе.

Практические методы. К ним по праву относят игру, моделирование и проведение самых элементарных опытов и экспериментов. Эта группа методов позволяет закрепить имеющиеся знания и обогатиться новыми, во время игры дети учатся строить простые логические цепочки. Кроме того, практические методы позволяют активно формировать ценностные ориентиры дошкольника.

Словесные методы. Конечно же, это рассказы воспитателя, беседы с детьми, чтение литературы с экологическим подтекстом, рассказы самих детей. Использование данных методов позволяет формировать гуманное и эмоционально положительное отношение к природе, систематизировать полученные знания.

II А теперь следующее задание: с использованием метода моделирования определить, что находится в коробке. (карточки с моделями КИВИ и БАКЛАЖАН)

III Хорошо. Теперь давайте вспомним формы экологической работы с детьми, используемых в ДОУ.

( Экологические занятия; Экологические экскурсии Уроки доброты Уроки мышления Экологические кружки Экологические конкурсы КВНы, аукционы, марафоны, викторины, «Поле чудес» с экологической тематикой; Экологические акции Обсуждение и проигрывание экологических ситуаций Трудовой десант«Зеленый патруль» Клуб исследователей природы Лаборатория юного эколога Ведение «Панорамы добрых дел»Ведение фенологических календарей природы Коллекционирование природных объектов Экологические выставки и экспозиции Экологические музеи Дни (Недели) экологического творчества Экологические праздники и фестивали Экологические игры (дидактические, имитационные, мо делирование экосистем, соревновательные, игры-путешествия и т. д.) Экологические сказки Экологические тренинги Инсценировки, театрализации и т. д. на экологические темы)

IV А сейчас одну из форм нам продемонстрирует Бобрышева Елена Борисовна и представит нам Экологическую зарядку. (Зарядка, проводит Бобрышева Е. Б.)

V А сейчас будет творческий конкурс. Каждой команде будет дана пословица, вы должны её нарисовать и представить другой команде, но чтобы она её угадала. (Весна красна цветами, а осень пирогами. Готовь сани летом, а телегу зимой.)

VI Угадали, молодцы. Сейчас подумайте и назовите элементы предметно - развивающей среды в ДОУ, используемые для экологического воспитания дошкольников). (Уголок природы, модели и схемы, наглядный материал, календарь природы, картотеки труда, наблюдений и экспериментов, лаборатория, учебное панно, методическая, энциклопедиче6ская и учебная литература, экологическая тропа, мини-огороды в групповых помещениях и огороды на участках ДОУ, экологические коллекции и мини-музеи, зимний сад, паспорта растений и т. п.)

VII А теперь поговорим о животных Сначала назовите тех, кто связан с производством лекарств (барсук – жир; медведь – желчь; пчёлы – мёд, прополис; змея – яд; коза – молоко и т. д.).

А теперь тех животных, которых одомашнил человек и зачем (Кошка, собака, корова, свинья, лошадь, кролик, буйвол, як, овца, верблюд и т. д. Дают шерсть, мясо, молоко; используют для охраны; как транспортное средство)

IX Следующее задание: "Экологическое лукошко". Быстрый ответ.

Вед: Почему капель звенит,

Или в небе гром гремит?

Сколько ног у паука,

Домик, где у червяка?

Ведь на все вопросы эти

Ждут ответа наши дети.

* У какой птицы самый длинный язык? (У дятла)

* Наука о животных. (Зоология)

* Кто такой ихтиолог? (Учёный, изучающий рыб)

* Что ест зимой жаба? (Ничего не ест, она спит)

* Какое дерево называют прадедом прадедов? (Дуб)

* Какая нить в природе самая тонкая? (Паутина)

* Какую траву любят кошки? (Валериана)

* Самая высока трава? (Бамбук)

* Лесной петух. (Глухарь)

* Что означает «плач» берёзы весной? (Сокодвижение)

* Наука о растениях. (Ботаника)

* Почему лиственницу называют «добрым деревом»? (Не колется)

* Трава от 99 болезней. (Зверобой)

* Пингвин птица или животное? (Птица)

* Какое дерево самое толстое на земле? (Баобаб)

* Какая охота разрешена в лесу в любое время года? (Фотоохота)

* Писатель и художник, творчество которого посвящено природе. (Е. Чарушин.)

* Какая ягода заменяет лимон? (Клюква.)

X Музыкальная пауза.("Облака, белогривые лошадки", "Кабы не было зимы", "Кузнечик", "Улыбка" . "Вместе весело шагать" "Во поле березка стояла")

XI А теперь кроссворд.

Приложение №2 (педагоги выполняют задание)

А сейчас Вашему вниманию предлагается отгадать кроссворд на тему «С днем рождения, земля»

1.кто-то утром не спеша надувает красный шар, а как выпустит из рук – станет все светло вокруг. (солнце)

2. я прозрачный, я и твердый, ходят, ездят по мне. Не тону я в воде, не горю в огне. (лед)

3. ночью по небу гуляла, тускло землю освещала. «Скучно, скучно мне одной, а зовут меня …» (луна)

4. бежит по снегу, а следу нету. (поземка)

5. пол – лепешки над домами, не достать его руками. (месяц)

6. утром бусы засверкали, всю траву собой заслали, а пошли искать их днем – ищем – ищем, не найдем. (роса)

7. на зов ответит зовом, на слово – тем же словом. На смех – ответит смехом, оно зовется… (эхо)

8. чистый, солнечный, грибной, теплый, звонкий. Озорной. Тянет к небу травы, рожь. Работяга – летний… (дождь)

9. мы любим ее все, когда она шумит, журчит, плескается, а кот ее не любит – он лапой умывается. (вода)

10. сколько по ней не иди – все будет бежать впереди. (тень)

11.каждый, кто проходит – подойдет, напьется и опять в дорогу силы наберется. (родник)

12. все лето на ветке сижу, а осенью бабочкой желтой кружу (листок)

13. поле черно-белым стало, падает то дождь, то снег. А еще прохладно стало, льдом сковало воды рек. Меркнет в поле озимь ржи, что за месяц, подскажи. (ноябрь)

14. когда все укрыто седыми снегами и солнышко рано прощается с нами? (зима)

15. несу я урожаи, поля вновь засеваю, птиц к югу отправляю, деревья раздеваю, но не касаюсь елочек и сосен. Я… (осень)

16.белый, словно молоко, все кругом заволокло. (туман)

17. колос золотиться, речка серебрится. Расцвела природа! Что за время года? (лето)

18. опустел наш шоколадный сад, паутинки вдаль летят. И на южный край Земли потянулись журавли. Распахнулись двери школ, что за месяц к нам пришел? (сентябрь)

XII Оригами " Голубь мира"

Итог: От правильного построенных взаимоотношений человека с природой зависит многое, в том числе и благополучие самого человека. Бережное отношение к природе должно стать нормой поведения людей. Ребенку надо с детских лет внушать, что любить природу – значит творить добро, и заставить его задуматься над тем, что можно сделать, чтобы наша земля стала краше, зеленей, богаче.

Чувством любви к природе наделяется далеко не каждый, как и музыкальным слухом. Поэтому оно нуждается в развитии. Мы, воспитатели ДОУ вместе с родителями являемся первыми проводниками детей в природу.

Таким образом, формируя у детей систему знаний об особенностях приспособления разных видов к среде обитания, приобщая их природоохранной деятельности, проводя праздники, утренники, игры экологической направленности и привлекая к работе родителей, воспитатель способствует экологическому воспитанию ребенка, развитию активного и ответственного отношения к природе. А это в свою очередь способствует развитию у детей познавательного интереса, любознательности.

Давайте, друзья, в любую погоду

Будем беречь родную ПРИРОДУ!

И от любви заботливой нашей.

Станет земля и богаче, и краше!

Помните, взрослые, помните, дети!

Помните - что, красота на планете,

Будет зависеть только от нас.

Не забывайте об этом сейчас.

Планету живую сберечь для народа.

И пусть восхваляет гимн жизни

ПРИРОДА!

THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама