THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама

Поскольку психологическое здоровье – условие жизненной успешности и гарантия благополучия человека в жизни, очевидно, ни родителям, ни педагогам не стоит экономить силы на его формирование в детстве. Сегодня забота о психологической безопасности и здоровье детей становится обязательным целевым ориентиром в работе каждого образовательного учреждения и педагога, показателем достижения ими современного качества образования.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Создание условий для сохранения и укрепления психологического здоровья детей

Психологическое здоровье является необходимым условием полноценного развития ребенка в процессе его жизнедеятельности. Термин «психологическое здоровье» был введен в научный лексикон не так давно автором Дубровиной, которая считает, что психологическое здоровье является необходимым условием полноценного функционирования и развития человека в процессе его жизнедеятельности.

Проблема предупреждения и коррекции психоэмоционального напряжения у детей встала в настоящее время особенно остро, поскольку психоэмоциональное напряжение является одной из характеристик психического состояния человека.

Под эмоциональным дискомфортом понимается такое психическое состояние, которое характеризуется субъективными ощущениями напряжения, беспокойства, тревожности, мрачных предчувствий или просто неприятными эмоциональными ощущениями.

Важнейшим условием для полноценного психического развития является создание развивающей и эмоционально комфортной для ребенка образовательной среды. Пребывание в детском саду должно доставлять ребенку радость, а образовательные ситуации должны быть увлекательными.

Важнейшие образовательные ориентиры:

  • обеспечение эмоционального благополучия детей;
  • создание условий для формирования доброжелательного и внимательного отношения детей к другим людям;
  • развитие детской самостоятельности (инициативности, автономии и ответственности);
  • развитие детских способностей, формирующихся в разных видах деятельности.

Для реализации этих целей педагогам рекомендуется:

  • проявлять уважение к личности ребенка и развивать демократический стиль взаимодействия с ним и с другими педагогами;
  • создавать условия для принятия ребенком ответственности и проявления эмпатии к другим людям;
  • обсуждать совместно с детьми возникающие конфликты, помогать решать их, вырабатывать общие правила, учить проявлять уважение друг к другу;
  • обсуждать с детьми важные жизненные вопросы, стимулировать проявление позиции ребенка;
  • обращать внимание детей на тот факт, что люди различаются по своим убеждениям и ценностям, обсуждать, как это влияет на их поведение;
  • обсуждать с родителями (законными представителями) целевые ориентиры, на достижение которых направлена деятельность педагогов ДОО, и включать членов семьи в совместное взаимодействие по достижению этих целей.

Для обеспечения в группе эмоционального благополучия педагог должен:

  • общаться с детьми доброжелательно, без обвинений и угроз;
  • внимательно выслушивать детей, показывать, что понимает их чувства, помогать делиться своими переживаниями и мыслями;
  • помогать детям обнаружить конструктивные варианты поведения;
  • создавать ситуации, в которых дети при помощи разных культурных средств (игра, рисунок, движение и т. д.) могут выразить свое отношение к личностно-значимым для них событиям и явлениям, в том числе происходящим в детском саду;
  • обеспечивать в течение дня чередование ситуаций, в которых дети играют вместе и могут при желании побыть в одиночестве или в небольшой группе детей.

Педагогу очень важно уметь определять психическое состояние ребенка, четко разграничивать личностные черты, т. е. присущие ребенку и особенности психического состояния ребенка.

Основными признаками дискомфортного состояния у детей являются:

  • Трудности с засыпанием, неспокойный сон;
  • Усталость ребенка после нагрузки, которая совсем недавно давалась ему очень легко;
  • Участившаяся беспричинная обидчивость, слезливость или, наоборот, проявление агрессии (жалобы, обзывания, драки и т.д.);
  • Участившиеся случаи невнимательности, рассеянности;
  • Беспокойство, непоседливость;
  • Частое проявление упрямства, капризов;
  • Навязчивые привычки – сосание пальца, грызение ногтей, накручивание волос на палец, игра с половыми органами.
  • Стойкое нарушение аппетита или, наоборот, переедание;
  • Стремление к уединению;
  • Невротические проявления – моргание глазами, подергивание плеч, дрожание рук и т.д.;
  • Рассеянность, забывчивость, отсутствие уверенности в себе, своих силах, беспокойная непоседливость также говорят о дискомфортном психологическом состоянии. Ребенок в таком состоянии чаше ищет одобрения и поддержки у взрослых, "жмется" к ним.

Все вышеперечисленные признаки могут говорить нам о том, что ребенок находится в стрессовом состоянии, только в том случае, если они ранее не наблюдались. Необходимо также отметить и то, что не все эти признаки могут быть явно выражены. Но беспокоиться следует даже тогда, когда появились только некоторые из них.

Портрет психологически здорового ребенка:

  • Возрастные «кризисы» проходят естественно, безболезненно, решаются закономерные возрастные проблемы.
  • Ребенок испытывает чувства привязанности, нежности и любви в ответ на аналогичные чувства родителей.
  • Ребенок реализует свою потребность в авторитете и уважении, понимании со стороны близких и значимых для него лиц.
  • Обладает устойчивым чувством «я», адекватной самооценкой, уверен и активен, имеет соответствующий возрасту уровень притязаний и возможностей.
  • Способен к сопереживанию.
  • Не проявляет выраженных чувств ревности и зависти при наличии ведущего чувства – доброжелательности к людям.
  • Контактен и общителен, стремится к взаимодействию со сверстниками на равных.

Психологическая поддержка детей в дошкольном учреждении

Задачи психологической поддержки детей:

  1. Обучение положительному самоотношению и принятию других людей.
  2. Обучение рефлексивным умениям (умение осознавать свои чувства, причины поведения).
  3. Формирование потребности в саморазвитии (умение находить в трудных ситуациях силы внутри себя).

Эти задачи могут реализовываться на групповых занятиях с детьми.

Исходя из задач, система работы по формированию психологического здоровья будет состоять из следующих этапов:

  1. Диагностика тревожности и адаптированности детей к детскому саду и семье, наблюдение за воспитанниками и последующее определение их уровня психологического здоровья.
  2. Включение детей, отнесенных ко второму уровню психологического здоровья, в еженедельные групповые занятия профилактической направленности.
  3. Подключение детей, отнесенных к третьему уровню психологического здоровья, к коррекционной работе с привлечением родителей к индивидуальному консультированию.

Общеизвестен факт влияния педагога на своих воспитанников в процессе педагогического общения и деятельности. Характер этого влияния зависит от многих причин: от особенностей, свойств и качеств личности, профессиональной компетентности и т.д., которые тесно взаимосвязаны между собой, а также с эмоциональным состоянием педагога.

Чему научатся дети, каким будет их эмоциональное состояние, зависит от вашего настроения, от вашего умения управлять собой, от вашей способности решать личностные проблемы. Таким образом, чтобы не оказывать пагубного влияния на детей, нужно в первую очередь разобраться с собой, со своими эмоциональными проблемами, причинами, их вызывающими, найти выход из стрессовых ситуаций, а только затем – с причинами детских эмоциональных проблем и путями их коррекции.

Начнем с себя:

Упражнения на саморегуляцию для педагогов

1. Экспресс-прием снятия эмоционального напряжения: дыхание по йоге

Эффективным способом снятия напряжения является расслабление на фоне йоговского дыхания: сядьте свободно на стуле, закройте глаза и послушайте свое дыхание: спокойное, ровное. Дышите по схеме 4 + 4 + 4: четыре секунды на вдох, четыре секунды на задержку дыхания, четыре на выдох. Проделайте так три раза, слушая дыхание, ощущая, как воздух наполняет легкие, разбегается по телу до кончиков пальцев, освобождает легкие. Других мыслей быть не должно. Пауза закончена. Вы спокойны. Улыбнитесь.

2. Экспресс-прием для снятия отрицательного напряжения через напряжение

  • Сожмите кисти в кулаки как можно сильнее. Напрягите руки. Разожмите кулаки и пошевелите пальцами. Встряхните их. Испытайте чувство расслабления. Негативные чувства «живут на загривке», поэтому важно расслабить плечи.
  • Приподнимите плечи с напряжением, затем опустите их. Повторите 3 раза, затем поднимите каждое плечо несколько раз. Положите подбородок на грудь. Поверните подбородок и шею направо, затем налево. Повторите 3 раза, повращайте шеей. Сядьте прямо и удобно. Почувствуйте, как расслабилась шея.
  • Сложите руки в «замок» перед собой. Потянитесь, напрягая руки и плечи. Расслабьтесь. Встряхните кисти.

3. Поперечное расслабление и напряжение

  • Удобно сядьте или лягте. Сделайте несколько глубоких вдохов и выдохов и почувствуйте, как ваше тело расслабилось и стало приятно тяжелым. Теперь попробуйте напрячь каждый мускул... Напрягите все мускулы...
  • Теперь расслабьтесь. Отпустите все напряжение. Обратите внимание на чувство облегчения... Повторите все сначала. Напрягите каждый мускул... Держите напряжение... Расслабьтесь, отдохните и почувствуйте облегчение... Сделайте глубокий вдох и задержите дыхание... Вдыхайте очень глубоко и выдохните, выдохните весь воздух до конца. Почувствуйте, как напряжение оставляет ваше тело... Теперь дышите нормально, вдох-выдох. Каждый раз выдыхая, обращайте внимание на то, как напряжение уходит из вашего тела.
  • Расслабьте все тело, но сожмите челюсти и очень крепко закройте глаза. Челюсти напряжены. Глаза плотно закрыты. Пусть все остальное тело остается расслабленным, обращайте внимание на ощущение напряжения в челюстях, глазах и лице... Расслабьте челюсти и веки. Пусть они расслабятся, как все ваше тело... Насладитесь контрастом... Теперь откиньте назад голову и ощутите напряжение в шее... Пожмите плечами и поднимите их. Ваша шея, плечи и верхняя часть спины должны быть напряжены. Все остальное тело продолжает оставаться расслабленным. Обратите внимание на разницу между напряжением в шее и спине и напряженностью во всем остальном теле... Теперь расслабьте плечи, мягко опустите их и верните голову в удобное положение. Насладитесь свободным ощущением, расслабьтесь еще полнее... Расслабляя все тело, сожмите кулаки и напрягите живот... Задержите свое внимание на этом напряжении.
  • Отпустите напряжение. Расслабьтесь и отдохните... Теперь напрягите ягодицы и бедра, опустите пальцы ног вниз, чтобы напрячь икры. Почувствуйте напряжение в бедрах, ягодицах и икрах. Пусть все остальное тело остается расслабленным... Все, что выше бедер, расслаблено, напряжение сохраняется только в бедрах и ниже... Теперь перестаньте напрягаться, расслабьтесь и дайте ощущению покоя разлиться по вашему телу. Расслабьтесь полностью. Вдыхая, произносите про себя слово «вдох», а выдыхая, – «выдох». Продолжайте расслабляться таким образом, сколько захотите, мягко и легко вдыхая и выдыхая.

4. Диафрагмальная гимнастика

Её можно делать сидя, стоя или даже во время ходьбы (главное, чтобы туловище было выпрямленным):

  • Вдохните через нос и направьте воздух в живот, немного раздув его при этом. Ваш вдох должен быть как можно более долгим, но естественным.
  • После вдоха задержите дыхание на несколько секунд, а потом медленно выдохните. Выдыхайте воздух как можно медленнее, начиная с низа живота через верхнюю часть живота, грудь и через нос. При выдохе не забывайте втянуть живот немного больше обычного.
  • Выдохнув через нос, немного задержите дыхание. Повторите новый цикл дыхания. Выполняйте это упражнение на протяжении 15 минут.

Другой вариант:

  • Лягте на спину и положите книгу на живот. Дышите так, чтобы книга поднималась от вашего дыхания.
  • Сядьте и положите правую руку на живот, а левую на грудь. Дышите так, чтобы поднималась только ваша правая рука.
  • Дышите со счетом до 5: пять секунд на вдох и пять на выдох.
  • Повторяйте слова синхронно с ритмом дыхания: «С каждым вдохом я расслабляюсь, с каждым выдохом я улыбаюсь».

5. Микропаузы активного отдыха.

Очень важно давать себе возможность регулярно освобождаться от исподволь накопившегося напряжения, выдерживая микропаузы активного отдыха. Несколько раз в день занимайтесь следующим упражнением:

  • Начните с плавного вращения глазами – сначала в одном направлении, затем в другом. Зафиксируйте свой взгляд на отдельном предмете. И затем переключите его на предмет, расположенный поблизости.
  • После этого займитесь челюстью и широко зевните несколько раз.
  • Расслабьте шею, сначала покачав головой, затем покрутив ею из стороны в сторону.
  • Поднимите плечи и медленно опустите.
  • Расслабьте запястья и поводите ими.
  • Сожмите и разожмите кулаки, расслабляя кисти рук.
  • Теперь обратитесь к торсу. Сделайте несколько глубоких вдохов.
  • Затем мягко прогнитесь в позвоночнике вперед-назад и из стороны в сторону.
  • Напрягите и расслабьте ягодицы, а затем икры ног.
  • Покрутите ступнями, чтобы расслабить лодыжки. Сожмите и распрямите пальцы ног.

Основные способы коррекции эмоциональных нарушений у детей

В отечественной и зарубежной психологии используются разнообразные методы, помогающие откорректировать эмоциональные нарушения у детей. Эти методы можно условно разделить на две основные группы: групповые и индивидуальные.

Игротерапия – это использование игры для коррекции тех или иных выражения «Я». В дошкольном возрасте это направление занимает одно из ведущих средств, поскольку игра в данном возрасте является ведущим видом деятельности.

Телесно-ориентированная терапия и танцевальная терапия - методы работы с психикой, через тело.

Сказкотерапия – это самый древний психологический и педагогический метод. Он оказывается эффективный в работе не только с маленькими детьми, но и со взрослыми. В сказках описаны основы безопасной и созидательной жизни. Даже простое чтение сказки даёт удивительный эффект и помогает преодолевать жизненные трудности. суть её в процессе образований связей между сказочными событиями, героями и поведением в реальной жизни, т.е. это процесс переноса сказочных смыслов в реальность. В сказках можно найти полный перечень всех жизненных проблем и ситуаций, которых ребёнок усваивает. Слушая сказки ребёнок накапливает в своём подсознании, формируя стереотипы поведения

Арт-терапия – лечение искусством. Искусство всегда являлось для людей источником наслаждения и удовольствия. Методика арт-терапии базируется на убеждении. Что внутреннее «Я» человека отражается в его рисунках всякий раз, когда он об этом не думает, т.е. рисует спонтанно. Образы художественного творчества отражают все виды подсознательных процессов: страхи, внутренние конфликты, сны и т.д.

Существует два направления арт-терапии. Во-первых, восприятие готового произведения искусства. Здесь важно побуждать ребёнка выражать свои чувства возникшие при рассматривании. Это даёт развитие и обогащение эмоционального мира ребёнка. Во-вторых, самостоятельное рисование, в котором ребёнок выражает мироощущения и свои эмоции.

Музыкотерапия представляет собой особую форму работы с детьми с использованием музыки в любом виде. Исследования воздействия музыки выявили, что классическая, джазовая, народная музыка повышает жизненный тонус человека, активизирует его творческие способности и в целом оказывает благоприятное действия на психику.


Вступление ___________________________________________________ 4-5

Раздел 1.

1.1.О целях и работе в школе направленных на сохранение и

укрепление здоровья обучающихся ____________________________ 6-7

1.2.Приоритетные принципы, задачи и основные понятия __________ 8-9

1.3.Мероприятия, направленные на сохранение и укрепление здоровья

обучающихся _______________________________________________ 10-11

1.4.Спортивно-массовая работа в школе _________________________ 12

1.5. Психология восприятия здоровья. Внутренняя картина здоровья

детей и подростков______________________________________ 13-15

1.6. Выводы ___________________________________________ 16-17

1.7.Словарь ____________________________________________ 18-19

Список использованной литературы__________________________________ 20

ВСТУПЛЕНИЕ

«Забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя.

От жизнерадостности, бодрости детей

зависит их духовная жизнь,

мировоззрение, умственное развитие,

прочность знаний, вера в свои силы»

В.А. Сухомлинский.

Сохранение и укрепление здоровья учащихся - первостепенная задача

образовательных учреждений.

Состояние здоровья детей, их образование и воспитание неразрывно связаны

друг с другом. Поэтому сегодня перед системой образования поставлена задача

по сохранению здоровья детей и молодежи, формированию у них навыков

здорового образа жизни, мотивации быть здоровыми, воспитанию общей

культуры здоровья, созданию условий общей здоровье сберегающей среды,

внедрению в учебный процесс эффективных здоровье сберегающих технологий.

Здоровье – первый элемент и ключ к развитию личности. Поэтому основная

задача школы – непрерывно уделять внимание физическому, психическому и

социальному здоровью, которое служит фундаментом для интеллектуальной и

творческой надстройки личности.

Планомерное сохранение и развитие здоровья детей осуществляется с

    Лечебно – профилактического (ежегодный медицинский осмотр, прием детьми поливитаминов, кислородных коктейлей, противоэпидемическая вакцинация).

    Обеспечение психологической безопасности личности ребенка (психологически комфортная организация режимных моментов, оптимальный двигательный режим, правильное распределение физических и интеллектуальных нагрузок, правильный стиль общения взрослого с детьми, использование физкультминуток в режиме дня, применение необходимых средств и методов).

    Оздоровительная направленность образовательного процесса, учет требований к максимальной нагрузке детей в организованных формах обучения, создание условий для оздоровительных режимов, валеологизацуия образовательного пространства для детей, бережное отношение к нервной системе ребенка, учет его индивидуальных особенностей и интересов; предоставление свободы выбора, создание условий для самореализации, ориентация на зону ближайшего развития ребенка.

    Формирование валеологической культуры ребенка, основ валеологического сознания (знания о здоровье, умения сберегать, поддерживать и сохранять его, формирование осознанного отношения к здоровью и жизни).

В школе работает врач-педиатр и медицинская сестра , которые планомерно

прово­дят профилактические и лечебные мероприятия.

Ежегодно планово и систематически в школе осуществляются

профилактические медицинские осмотры учащихся специалистами

государственного учреждения здравоохранения «Амбулатория № 3 города

Енакиево». В плановом порядке организован осмотр стоматологами и

постоянные встречи - профилактики с участием врачей медицинских

направлений.

РАЗДЕЛ 1.

1.1. О целях и работе в школе направленных на .

Приоритетное направление деятельности школы – сохранение и укрепление

здоровья детей, пропаганда здорового образа жизни. Над этим работает

педколлектив, родительская общественность. Этот вопрос находится на постоянном

контроле директора. На административных совещаниях, педагогических советах,

родительских собраниях анализируется работа педколлектива с различными

группами учащихся, выявляются достижения и недостатки в работе по

оздоровлению, разрабатываются мероприятия для дальнейшего

совершенствования системы работы по сохранению и укреплению здоровья детей.

Работа в школе ведется по пяти направлениям:

1.Педагогика здоровья

Цель: Пропаганда здорового образа жизни и обучение навыкам ЗОЖ.

2.Оздоровительные и профилактические мероприятия.

Цель: Профилактика заболеваний, принятие необходимых мер, предотвращающих

ухудшение здоровья и помощь детям в адаптации к следствиям нарушения

здоровья(последствия болезни, инвалидности, эмоциональные проблемы).

3.Профилактика употребления психоактивных веществ.

Цель: Формировать здоровый жизненный стиль, эффективную стратегию поведения

и личностных ресурсов, препятствующих злоупотреблению наркотических и других

ПАВ, работа практического психолога для открытого доверительного общения.

4.Физическое воспитание – традиционная форма работы школы. Каждый

обучающийся занят в секции по футболу.

5.Создание комфортной предметно-пространственной среды.

В школе оказывается всесторонняя помощь развитию творчества учащихся.

Неукоснительно выполняются гигиенические требования к условиям обучения,

СанПин. В школе создана модель здоровьесберегающих технологий обучения

школьников. Она включает в себя учет возрастных особенностей, состояния здоровья

ученика и его индивидуальных психофизиологических особенностей при выборе

форм, методов и средств обучения. Использование здоровьесберегающих действий

для сохранения работоспособности и расширения функциональных возможностей

организма. В основу модели положены здоровьесберегающие действия, а именно:

оптимальное время урока, рациональное чередование видов учебной деятельности,

уважительный стиль общения, эмоциональная разрядка, физкультурная пауза,

правильная рабочая поза, правильная школьная мебель с маркировкой по возрастным

7. В спортзале школы регулярно проводятся школьные спортивные соревнования и

тренировки по игровым видам спорта. Работает тренажерный зал. Тренировочная

база и спортинвентарь соответствует требованиям сегодняшнего дня.

1.2. Приоритетные принципы, задачи и основные понятия:

Обеспечить координацию деятельности по активизации и развитию движения по

пропаганде здорового образа жизни;

Формирование навыков здорового и безопасного образа жизни у

молодого поколения граждан, а также ориентации подрастающего поколения на

здоровье как на высшую социальную ценность, обеспечивающую в современных

условиях профессиональное долголетие, семейное благополучие и обеспеченную

старость.

- Основные использующиеся понятия:

1) здоровье - состояние полного физического, духовного и социального

благополучия при полной адаптации к условиям внешней среды и способности к

воспроизводству, а не только отсутствие болезней и физических нарушений;

включающая в себя благоприятные условия жизнедеятельности человека, уровень

его культуры и гигиенических навыков, позволяющих сохранять и укреплять

здоровье, предупреждать развитие его нарушений и поддерживать оптимальное

качество жизни;

3) образ жизни - стойкий, сложившийся под действием социальных,

культурных, материальных и профессиональных обстоятельств, образ

жизнедеятельности, проявляющийся в нормах общения, поведения, складе

мышления и традициях. Образ жизни охватывает все сферы общества: работу и быт,

общественную жизнь и культуру, поведение (стиль жизни) обучающихся и их

духовные ценности;

4) стиль жизни - социально-психологическая категория, характеризующая

поведенческие особенности жизни человека. Стиль жизни, который зависит от

поведенческих особенностей индивидуума;

5) формирование здорового образа жизни - системный процесс, охватывающий

множество компонентов образа жизни современного общества и личности,

включающий основные сферы и направления жизнедеятельности людей;

6) культура здоровья - составная часть общей культуры, которая позволяет

человеку грамотно заботиться о здоровье и благополучии. Понятия "культура

здоровья" формулируют как определенный уровень валеологической грамотности

населения, состояние социального благополучия, степень развития творческих сил,

физических, психических способностей граждан;

7) профилактика заболеваний - система мер медицинского и немедицинского

характера, направленная на предупреждение, снижение риска развития отклонений

в состоянии здоровья и заболеваний, предотвращение или замедление их

прогрессирования, уменьшение их неблагоприятных последствий;

8) валеология (от одного из значений лат. valeo - ≪быть здоровым≫) - это

область знаний о закономерностях и механизмах формирования, сохранения и

укрепления здоровья человека;

9) валеологическое просвещение - системное получение детьми и молодёжью

знаний о здоровье, формирования валеологического мировоззрения о ценности

здоровья в жизни и личной ответственности за его сохранения;

1.3.Мероприятия направленные на сохранение и укрепление здоровья обучающихся :

Ученики активное участие принимают в здоровьесберегающих мероприятиях:

    спортивные соревнования между классами, школами;

    спортивные праздники (дни здоровья, «Международный образовательный

фестиваль спорта и искусства «Соколенок Донбасса»»);

    месячники и недели здоровья;

    ежедневные подвижные и спортивные игры, утренняя зарядка;

    • консультативная работа с обучающимися, педагогами, родителями.

      научно-практическая деятельность (участие городских конкурсах,

агитбригадах «Мы за -ЗОЖ»).

      внеклассная деятельность (участие в подготовке и проведении конкурсов,

тематических вечеров, акций).

    день отказа от курения;

    Единый день борьбы со СПИДом и туберкулёзом;

    день борьбы с наркоманией;

    день здоровья;

    проведение школьной акции «Меняю сигарету на конфету»;

    • проведение конкурсов рисунков и плакатов;

    интерактивная акция в - листовки о ЗОЖ;

    просмотр и обсуждение фильмов на тему ЗОЖ;

    Общешкольные родительские собрания по пропаганде здорового образа жизни, профилактике различных заболеваний составляют весомую часть всей работы с родителями (85%). Профилактикой заболеваний среди обучающихся и родителей занимаются врач-педиатр и практический психолог школы.

    Проводятся родительские собрания по темам:

    Знания о ПАВ и ранних признаках употребления.

    Предупреждение вредных привычек у детей.

    Влияние дефицита йода и на здоровье детей.

    Правильное питание детей в семье.

    Роль родителей в период полового созревания подростков.

    Предупреждение ИППП.

    Репродуктивное здоровье девушек.

    Профилактика гриппа и ОРЗ.

    Детские неврозы.

    Охват горячим питанием учащихся должен составлять 100%. Все учащиеся школы питаются в школьной столовой.

1.4. Спортивно-массовая работа в школе:

Для создания условий для полноценного развития личности, сохранение и

укрепление здоровья обучающихся большое участие принимает учитель

физической культуры совместно с классными руководителями.

Вопрос о состоянии спортивно-массовой работы в школе постоянно находится в

центре внимания администрации школы.

Ежегодно в школе проводятся спортивные соревнования:

Мероприятия

Количество мероприятий

Спортивные эстафеты

Первенство школы (баскетбол)

Первенство школы по волейболу

Первенство школы по пионерболу

Первенство школы по футболу

Соревнования «Веселые старты»

Первенство школы по настольному теннису

Школьная олимпиада по физкультуре

Спортивные праздники

Ежегодно в рамках внутришкольной спартакиады проводятся спортивные соревнования между классами.

Название соревнований

Военно-спортивная эстафета

Первенство школы по футболу

сентябрь-октябрь

Первенство школы по баскетб

лу (юноши)

Первенство школы по баскетболу (девушки)

Школьная олимпиада по физической культуре

« Веселые старты»

Первенство школы по волейболу (юноши)

Первенство школы по баскетболу

«День здоровья», «Веселые старты»

Легкоатлетическая эстафета

Учителя физической культуры постоянно занимаются подготовкой и команд, и имеются победы в различных спортивных соревнованиях.

1.5. Психология восприятия здоровья. Внутренняя картина здоровья

детей и подростков.

Важное место в общей проблематике психологии здоровья занимает

исследование внутренней картины здоровья (ИКЗ), что является своеобразным

эталоном здоровья, имеет сложную структуру. Внутренняя картина здоровья

(ВКЗ) - это особое отношение личности к своему здоровью, выражающееся в

осознании его ценности и активно-позитивном стремлении к его

совершенствованию. В.А. Ананьев рассматривает ВКЗ как самосознание и

самопознание человеком себя в условиях здоровья. Исследование внутренней

картины здоровья имеет большое практическое значение. Как справедливо

подчеркивал В.Е. Каган, без понимания внутренней картины здоровья

невозможно понять внутреннюю картину болезни.

Особый интерес представляет изучение внутренней картины здоровья ребенка.

Исследований в этом направлении крайне мало, за исключением фрагментарных

внутренней картины здоровья ребенка требует тщательного теоретико-

методологического подхода к ее изучению. При исследовании внутренней

картины здоровья необходим системный подход, что предполагает изучение

ВКЗ как сложной системы, звенья которой тесно взаимосвязаны и взаимозависим

друг от друга.

ВКЗ (внутренняя картина здоровья) - составная часть самосознания

личности. Осознанное отношение человека к своим потребностям,

способностям, влечениям, мотивам поведения, переживаниям и мыслям

невозможно без пристального внимания к своему здоровью. Представление

человека о своём психофизическом становлении, его переживаниями отражается

в различных формах его отношения к своему здоровью. В одних случаях это

может быть адекватное отношение, в других - пренебрежение, в третьих –

повышенное внимание.

Особый интерес представляет возрастной анализ внутренней картины

здоровья, что имеет важное значение не только в профилактике заболевания,

но и в формировании гармоничной личности .

Основной компонент ВКЗ у детей включает три уровня отражения здоровья:

    Когнитивный;

    Эмоциональный;

    Поведенческий;

Когнитивный уровень предполагает представления ребенка о состоянии здоровья,

что в значительной степени зависит от его возраста и уровня развития интеллекта.

Эмоциональный уровень связан с различными видами эмоционального

ситуации.

Поведенческий уровень связан с актуализацией деятельности ребенка по

сохранению здоровья. Это более высокий уровень отношения к здоровью и требует

активной деятельности субъекта, направленной на сохранение и поддержание

своего здоровья

Отношение ребенка к своему здоровью – это часть личности.

В современной психологии рассматривается как многоуровневая система,

состоящая из трех основных блоков: описательный (образ «Я»); отношение

(отношение к себя или отдельных своих качеств); само оценивание (принятие

Возрастные особенности становления внутренней картины здоровья.

В психологии обобщенные возрастные периоды развития личности: младенец

(до 1 года); раннее детство (2-3 года); дошкольный возраст (4-5 лет);

Младший школьный (6-10 лет); подростковый (11-14 лет); старший

школьный возраст, или ранняя юность (15-17 лет).

    ВКЗ ребенка - важная часть его личности, что представляет собой

совокупность установок, направленных им на свое здоровье. Формирование ВКЗ

в процессе развития ребенка проходит несколько этапов.

    Для каждого этапа характерны основные психологические системообразующие

    факторы, влияющие на адекватное отношение ребенка к своему здоровью.

  • Первый этап охватывает период детства. Условно его можно назвать этапом

    эмоциональной привязанности ребенка к матери. Эмоциональная привязанность

    Основа здорового эмоционального и социального развития ребенка в

    последующие годы.

    Второй этап - этап формирования идентичности и подражания - охватывает

    период раннего детства. Примерно с полутора до двух лет ребенок начинает

    осознавать свои качества, возможности и свое состояние. Формирование ВКЗ

    осуществляется на модели родительского отношения к здоровью, в процессе

    подражания им.

    Третий этап – этап конкретно-ситуативных представлений о здоровье и

    эмоциональное отношение к нему - наблюдается у детей дошкольного возраста.

    Четвертый этап - этап осознания и эмоционально-оценочного отношения к

    своему здоровью (младший школьный возраст).

    Пятый этап - социальная установка личности подростка на свое здоровье,

    что включает в себя когнитивные, эмоциональной, поведенческой компоненты.

1.6. Выводы:

Работа по формированию здорового образа жизни довольно объемная и

кропотливая.

Перед учебным заведением, всей образовательной отраслью стоят задачи,

которые невозможно решить мимоходом.

Необходимо создание единой программы для всей образовательной системы по

формированию здорового образа жизни, внедрение единых государственных

стандартов образования по безопасности жизнедеятельности, согласованных

между собой и по образовательным уровням программ для средней и высшей

школы по предметам „Основы здоровья и физическая культура”, „Основы

медицинских знаний”, „Валеология”, „Основы безопасности

жизнедеятельности”, „Гражданская оборона”.

На современном этапе проводят множество мероприятий по формированию

здорового образа жизни – лекционные занятия, тренинги по развитию

спортивных способностей, самоконтроля, в школах внедрении программы по

воспитанию у детей любви к своей жизни и необходимости ведения здорового

образа жизни. Все чаще к сотрудничеству поощряются родители подростков, для

коллективной работы по содействию здоровой атмосфере в семье.

Работа, проведенная в школе, позволяет сделать определенные выводы, а

именно:

1.Проблема здоровья в широком его понимании, как в личном, так и

общественном измерении приобрела в наше время общепланетарного

значения и рассматривается как таковая, что представляет опасность

дальнейшего развития человечества.

2.Предотвратить вероятную опасность возможно путем формирования

здорового образа жизни лиц, общин, стран, мира в целом.

3. Формирование здорового образа жизни - сложный, многогранный процесс,

Требующий, совместных усилий как можно большего количества людей,

разных организаций, и прежде всего – соответствующей государственной

политики.

Одновременно формирование здорового образа жизни является научно-

практической дисциплиной со своей теорией, методологией, методикой и

средствами. Знания и практические навыки по формированию здорового образа

жизни должны быть, как можно шире распространены в обществе, ими нужно

руководствоваться при разработке и принятии управленческих решений на всех

уровнях всех ветвей власти, всех отраслей государственного сектора.

Нужно также всеми средствами влиять на частный сектор и общественные

организации в направлении мониторинга, контроля, содействия и направления

деятельности в интересах здоровья населения.

5. Наиболее эффективный способ воплощения мировоззренческих ценностей

здоровья в сознание населения - это инициация со стороны органов

государственной власти и местного самоуправления различных локальных

проектов, ограниченных местными масштабами, в частности масштабам

первичных административно-территориальных структур и отдельных

организаций.

6.Сохранение и укрепление здоровья, культ здорового образа жизни должны

постоянно находиться под пристальным вниманием общественности, а особенно

педагогических кадров.

7.Только продуманными слаженными совместными систематическими

действиями мы сможем решить сложную, но почетную проблему – дать

Донецкой Народной Республике здоровых граждан.

1.7.Словарь.

Здоровье - как состояние полного физического, духовного и социального

благополучия, а не только отсутствие болезни или физических дефектов.

Научное понимание здоровья включает также своевременное и гармоничное

телесное и психическое развитие, нормальное функционирование всех органов и

систем, высокую работоспособность во время различных видов деятельности,

отсутствие заболеваний, способность легко адаптироваться к непривычным

условиям среды и устойчивость к неблагоприятным воздействиям.

Внутренняя картина здоровья (ВКЗ) - это особое отношение личности к

своему здоровью, выражающееся в осознании его ценности и активно-

позитивном стремлении к его совершенствованию, самоосознание и

самопознание человеком себя в условиях здоровья.

Когнитивный уровень ВКЗ - представление ребенка о состоянии здоровья, что

в значительной степени зависит от его возраста и уровня развития интеллекта.

Эмоциональный уровень ВКЗ - с различными видами эмоционального

реагирования на здоровье, что определяется индивидуально-типологическими и

индивидуально-психологическими характеристиками ребенка, а также

особенностями его эмоционального реагирования на различные жизненные

ситуации.

Поведенческий уровень ВКЗ - с актуализацией деятельности ребенка по

сохранению здоровья. Это более высокий уровень отношения к здоровью и

требует активной деятельности суб"екта, направленной на сохранение и

поддержание своего здоровья.

Образ «Я» - совокупность ощущений, представлений и переживаний подростка

по поводу своего физического облика.

Здоровый образ жизни - это форма жизнедеятельности, ориентированная на

развитие, сохранение и воспроизводство здоровья, что является основным

персональным капиталом каждого человека.

Здоровый образ жизни – это форма жизнедеятельности, которая основывается

на требованиях суточного биоритма и включает такие основные составляющие,

как личная гигиена, двигательная активность, режим питания и сна, закаливание,

чередование труда и отдыха, отсутствие вредных привычек.

Функция психологического здоровья – это поддержание активного

динамического баланса между человеком и окружающим миром в ситуациях,

требующих мобилизации эмоциональных и волевых ресурсов личности.

Психологический тренинг - форма активного обучения навыкам поведения. В

тренинге участнику предлагается проделать те или иные упражнения,

ориентированные на развитие или демонстрацию психологических качеств или

навыков. Для отработки полученных навыков применяются ролевые игры и

Формирование жизнеспособного подрастающего поколения - одна из главных задач развития страны. Здоровье – не всё, но всё без здоровья ничто! Если есть здоровье – человек радуется, спокойно живет, работает, учится, ходит в детский сад. Без здоровья нельзя жить, любить, нельзя быть красивым, обаятельным. Первые шаги к здоровью, стремление к здоровому образу жизни, к познанию самого себя, формированию культуры здоровья делаются в дошкольном учреждении. Катастрофическое состояние здоровья детей требует систематической работы по здоровьесбережению, оптимальному использованию материального, интеллектуального, творческого ресурсов дошкольного учреждения. Необходимость комплексного подхода к организации здоровьесберегающего пространства в дошкольном учреждении не вызывает ни у кого сомнения.

В нашем саду есть две специализированные группы для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата. Поэтому понимая государственную значимость работы по формированию, укреплению, сохранению здоровья своих воспитанников коллективу детского сада необходимо целенаправленно работать над созданием благоприятного здоровьесберегающего пространства, искать новые современные методы и приемы, адекватные возрасту дошкольников, использует в работе передовой опыт. Стараться органически соединить между собой все элементы комплекса:

  1. Образовательного.
  2. Коррекционно-педагогического.
  3. Медико-профилактического.
  4. Физкультурно-оздоровительного и спортивно-массового.
  5. Психологического.

Из выше указанного вытекают основные направления создания здоровьесберегающего пространства в детском саду:

  1. Организация санитарно-эпидемиологического режима и создание гигиенических условий жизнедеятельности детей.
  2. Физическое воспитание.
  3. Коррекционная работа в группах для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата.
  4. Организация лечебно-профилактической работы с детьми.
  5. Обеспечение психологической безопасности детей во время их пребывания в детском саду.

Организация санитарно-эпидемиологического режима и создание гигиенических условий регламентируются целой серией нормативно-правовых и инструктивных документов, которые обязаны знать не только руководители, но и рядовые работники дошкольного учреждения, а с некоторыми извлечениями из них нужно знакомить и родителей дошкольников. Основными документами для нас являются СаНПиН и “Гигиенические требования к максимальной учебной нагрузке на занятиях с детьми дошкольного возраста”. Гигиенисты отмечают увеличение умственной нагрузки на детей, увеличивается риск перегрузки детей, а любая перегрузка ведет к потере здоровья. Мы стараемся так составить организованную образовательную деятельность, чтобы не нарушать требования СаНПиНа.

Работа с нормативными документами отражена в годовом плане и месячных планах работы нашего детского сада. Регулярно на производственных совещаниях нужно проводить изучение инструкций и СаНПиНа. В приемной каждой группы разместить “Уголок здоровья”, где воспитатели помещают не только рекомендации по укреплению здоровья детей, но и извлечения из СаНПиНа и методических рекомендаций.

В здоровьесберегающем пространстве детского сада особое, самое важное место должна занимать физкультурно-оздоровительная работа, коррекционно-педагогическая (в основном для групп с нарушением опорно-двигательного аппарата) работа и правильная организация двигательной деятельности воспитанников с учетом возрастных психофизиологических и индивидуальных особенностей детей, времени года и режима работы детского сада.

Физкультурный зал, физкультурная площадка и спортивные групповые уголки оборудованы в соответствии с требованиями СаНПиНа. В детском саду отработана система физкультурно-оздоровительных и закаливающих мероприятий в соответствии с индивидуальными особенностями ребенка. Разработаны упражнения для детей часто-болеющих ОРЗ, физические упражнения для исправления осанки и исправления плоскостопия.

Каждый день ребенка в детском саду начинается с утренней гимнастики по возможности на свежем воздухе, которая позволяет получить заряд бодрости, дает стимул к рабочей активности на занятии. В утренний отрезок времени на детей ложится наиболее сильная нагрузка, в это время проходит организованная образовательная деятельность. Организованная образовательная деятельность требует от детей длительного напряжение, связанного с поддержанием определенной позы и значительными зрительными нагрузками. В связи с этим в учебно-воспитательный процесс мы включаем оздоровительные мероприятия: гимнастика для глаз, дыхательная гимнастика, физминутки, корригирующие упражнения (для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата), которые необходимы для снятия психоэмоционального напряжения.

Физкультурные занятия разнообразны по форме и содержанию в зависимости от задач:

  1. Традиционные.
  2. Игровые, в форме подвижных игр малой, средней и большой интенсивности.
  3. Сюжетно-ролевые, дающие более эмоциональные впечатления.
  4. Тематические дни.
  5. Занятия – тренировки это закрепление знакомых детям упражнений, элементов спортивных игр.
  6. Занятия – зачеты для проведения диагностики по основным видам движений и развития физических качеств (2 раза в год).
  7. Спортивные праздники, дни здоровья, праздник “Папа, мама и я - спортивная семья”.

Крайне важно и необходимо формировать у детей каждой возрастной группы спокойную мотивацию выработки гигиенических навыков, умений, привычек, ведущих к сохранению здоровья, обеспечению здорового образа жизни. Подобная задача может быть решена только совместными усилиями медиков, воспитателей, специалистов и родителей.

После организованной образовательной деятельности наступает время прогулок, происходит динамическая перемена деятельности. Поэтому наши прогулки состоят из подвижных и спортивных игр, эстафет и соревнований, для этого на каждом участке предусмотрено физкультурное оборудование и спортивная площадка, на которой есть лестницы, змейки, кольца для мячей, оборудование для подлезания, перешагивания, перелезания, выносное игровое оборудование.

Вопросы оздоровления ребенка решаются в тесном контакте с семьей. В начале оздоровительного периода проводится беседа с родителями, что позволяет выяснить отношение их к оздоравливающим мероприятиям и составить план оздоровительной работы, учитывая запросы родителей. В детском саду проводится обширный комплекс оздоровительных мероприятий:

  1. Соблюдение температурного режима согласно СаНПиНа.
  2. Правильная организация прогулок и их длительность (организованная образовательная деятельность составлена с учетом длительности прогулки не менее полутора часов).
  3. Соблюдение сезонной одежды (индивидуальная работа с родителями).
  4. Облегченная одежда в детском саду.
  5. Гимнастика после сна.
  6. Корригирующая гимнастика (для групп с нарушением опорно-двигательного аппарата)
  7. Закаливающие процедуры (согласно возрасту детей):
  • солевые дорожки – младший возраст;
  • мытье прохладной водой рук по локоть – средний возраст;
  • комплекс контрастных закаливающих процедур – старший возраст;
  • занятия в бассейне.
  • Полоскание рта прохладной водой.
  • Летом ходьба босиком по спортивной площадке и дорожке здоровья.
  • Витаминизация третьих блюд.
  • Массаж по назначению врача.
  • Физиопроцедуры по назначению врача.
  • Перспектива: продолжать лечебно-оздоровительную работу, разделив ее на три этапа:

    1 этап – интенсивная профилактика – подготовка ребенка к самому неблагоприятному в сезоне времени (витаминизация третьих блюд, фитонцидотерапия, дыхательная гимнастика, закаливание)

    2 этап – восстановительный, на котором используется система защитных мер по предупреждения ОРВИ, ангины – полоскание горла и рта водой комнатной температуры.

    3 этап – реабилитационный – фито- и витаминотерапия, щадящий режим организованной образовательной деятельности, индивидуальный подход по группе здоровья.

    Обеспечение психологической безопасности детей во время их пребывания в детском саду строится на сотрудничестве психолога со всеми структурными подразделениями учреждения. Психолог выявляет факторы, способствующие возникновению и развитию стрессовых, невротических состояний у детей и помогает воспитателям в предупреждении нежелательных аффектных реакций детей. Сотрудники внимательны и отзывчивы к детям, уважительно относятся к каждому ребенку. Педагоги стараются эстетично оформить интерьер групповых, раздевальных и спальных комнат, чтобы ребенок чувствовал себя комфортно в уютной обстановке. Большую роль в психо-коррекционной работе психолог отводит музыкотерапии, психогимнастики и театрализованной деятельности. Для этого в каждой группе детского сада и в кабинете психолога оформлены театрализованные уголки с разными видами театров, набором пальчиковых гимнастик.

    Эти занятия способствуют улучшению психического самочувствия детей, мы стараемся неукоснительно выполнять главную заповедь дошкольного воспитания – “не навреди”. Работа с сотрудниками – одно из важнейших направлений по укреплению и сохранению соматического, психологического и физического здоровья детей.

    Важным направлением деятельности по формированию физически и психически здорового ребенка является работа с семьёй. Для себя мы определили следующие задачи работы с родителями:

    • Повышение педагогической культуры родителей.
    • Установка на совместную работу с целью решения здоровьесберегающих задач.
    • Привлечение родителей в воспитательно-образовательный процесс.
    • Вооружить родителей психолого-педагогических знаний через психологические тренинги, консультации, семинары.

    Для этого используем следующие формы работы с родителями:

    • проведение родительских собраний, семиниров-практикумов, консультаций, дней открытых дверей;
    • педагогические беседы (индивидуальные и групповые);
    • совместные занятия и развлечения, труд;
    • круглые столы с привлечением специалистов детского сада (логопеда, медсестры, медсестры по массажу и физиотерапии, врача, инструктора по физкультуре, инструктора ЛФК, инструктора по плаванию, психолога, мызыкального руководителя);
    • организация совместных дел.

    Методы, используемые педагогами в работе с родителями:

    • анкетирование;
    • посещение семьи;
    • наблюдение за ребенком;
    • беседы с родителями;
    • беседы с ребенком;
    • изучение рисунков на тему: “Наша семья” и их обсуждение с детьми.

    Таким образом, одним из основных условий в укреплении здоровья дошкольников является теснейшее сотрудничество педагогов, психологов, медиков, родителей и детей.

    Перспектива работы по данной проблеме:

    1. Снижение количества наиболее часто встречающихся в дошкольном детстве заболеваний, за счет реализации индивидуального подхода к каждому воспитаннику и системы оздоравливающих мероприятий.
    2. Совершенствование системы физического воспитания на основе внедрения новых методик и технологий.
    3. Создание системы комплексного мониторинга состояния здоровья ребенка.

    Сохранение и укрепление здоровья детей в ДОУ

    Воспитание здорового ребенка - одна из главнейших задач семьи и дошкольного учреждения.

    Здоровье - это не только отсутствие болезней или физических дефектов, но и полное физическое, психическое и социальное благополучие. Оно является важнейшим показателем, отражающим биологические характеристики ребенка, условия воспитания, образования детей, их жизни в семье, качество окружающей среды, степень развития медицинской помощи, служб охраны материнства и детства, в конечном счете - отношение государства к проблемам здоровья.

    В дошкольном образовательном учреждении первостепенной задачей является охрана и укрепление здоровья детей. Работа педагогов нацелена на поддержание у ребёнка бодрого, жизнерадостного наcтроения, профилактику негативных эмоций и нервных cрывов; cовершенствование вcех функций организма, полноценное физичеcкое развитие, воcпитание интереcа к различным доступным видам двигательной деятельности, формирование оcнов физичеcкой культуры, потребноcти в ежедневных физичеcких упражнениях, воcпитание положительных нравcтвенно – волевых качеств.

    Физическое воспитание в дошкольном образовательном учреждении о c уществляется как на c пециальных физкультурных занятиях, так и в игровой деятельно c ти и в пов c едневной жизни детей, в разнообразных формах организации двигательной деятельно c ти.

    В детcком cаду создаются благоприятные cанитарно-гигиенические уcловия, cоблюдается режим дня, обеспечивается заботливый уход за каждым ребёнком на основе личностно – ориентированного подхода; организуется полноценное питание, ежедневное пребывание на свежем воздухе; систематически во все времена года проводятся зaкaливающие мероприятия, утренняя гимнастика, при наличии соответствующих условий организуется обучение детей плаванию. Во всех возрастных группах большое внимание уделяется выработке у детей правильной осанки.

    Не остаётся без внимания расширение индивидуального двигательного опыта ребёнка, поcледовательное обучение движениям и двигательным дейcтвиям: правильной, ритмичной, лёгкой ходьбе, бегу, умению прыгать с места и с разбега, разным видам метания, лазанья, движений с мячами. Дети обучаются чётко, ритмично, в определённом темпе выполнять различные физические упражнения по показу и на основе словесного описания, разученные движения выполняются под музыку.

    Воспитатели cоздают в дошкольном учреждении обстaновку, способствующую формированию навыков личной гигиены. Детей учат осознавать ценность здорового образа жизни, бережно относиться к своему здоровью, знакомят с элементарными правилами безопасного поведения.

    Систематически проводятся под руководством медицинского работника различные виды закаливающих процедур с учётом индивидуальных особенностей детей.

    Ежедневно проводится утренняя гимнастика в проветренном помещении.

    Во время организованной образовательной деятельности, требующей большой умственной нагрузки, и в промежутках между ними проводятся физкультминутки продолжительностью 1-3 минуты.

    В дошкольном учреждении ведущая деятельность – игровая . В целях профилактики переутомления в дошкольном образовательном учреждении традиционные занятия заменены комплексными, которые проводятся в игровой форме.

    Педагоги обеспечивают достаточную, cоответствующую возраcтным особенностям двигательную активность детей в течение вcего дня, используя подвижные, спортивные, народные игры и физические упражнения.

    Каждый месяц проводятся физкультурные до c уги и праздники .

    На современном этапе задача нашего общества – воспитание здоровых, гармонично развитых людей, обладающих высокой умственной и физической работоспоcобноcтью. Для успешного решения этой задачи важно, как говоритcя, «беречь здоровье смолоду». А значит, необходимо укреплять здоровье ребёнка с первых дней его жизни.

    Эффективным cредством укрепления здоровья, cнижения заболеваемоcти и повышения уровня работоспособности детей является закаливание организма. Cолнце, воздух и вода – факторы, при систематическом воздействии которых повышается устойчивость организма к меняющимся погодным условиям.

    Закаливание – это не только обтирание или обливание, но и повcедневные обычные процедуры, не требующие специальной организации, дополнительного времени: нахождение в помещении и на воздухе в соответствующей одежде, умывание прохладной водой, сон при открытой форточке, окне, активные занятия физкультурой.

    Воздух действует кaк комплексный рaздражитель, усиливая процессы обмена веществ, увеличивaя количество гемоглобина и эритроцитов, укрепляя нервную систему. Благоприятное его воздействие проявляется и в настроении ребёнка – он становится бодрым, жизнерадостным. Использовaть свежий воздух в целях закаливания необходимо постоянно, в любое время года. Особенно благотворно влияет холодный зимний воздух в сочетании с aктивными физическими упражнениями и играми. Для прaвильного развития ребёнка важно, чтобы он находился на воздухе зимой 4-5 часов, а летом почти весь день. Организуя прогулки детей на воздухе, взрослые должны создавать условия для их aктивной деятельности.

    Хорошее средство укрепления здоровья – закаливание водой.

    Дети любят играть с нею; такие занятия улучшают настроение, вызывaют у ребёнка радостные эмоции. Это надо использовaть для оздоровления организма. Начинaть водные процедуры лучше в тёплое время года. Умывать ребят прохладной водой. Вначале мыть руки до локтей, затем шею, лицо.

    Одним из эффективных способов зaкaливaния является контрастное обливание ног: сначала холодной водой – 24-25 градусов, затем тёплой – 36 градусов и вновь холодной.

    Наиболее сильным оздоравливающим и закаливающим cредством является купание в водоёме. Для здорового ребёнка оно допустимо в возрасте от 2 лет при температуре воздуха 25 – 28 градусов и воды не менее 22 градусов.

    Надо помнить, что закаливающий эффект применяемых воздействий зависит от систематичности, непрерывности использования, постепенно нарастающей интенсивности процедур, учёта индивидуальной чувствительности ребёнка.

    Если меры по укреплению здоровья ребёнка, проводимые в детском саду, дополняются ежедневными упражнениями и подвижными играми в семейных условиях, у него развиваются индивидуальные склонности и интересы. Дети особенно восприимчивы к убеждениям, положительному поведению отца, матери, укладу жизни семьи. Поэтому воспитателю необходимо совершенствовать методы педагогической пропаганды среди родителей, вовлекать их в активный педагогический процесс, чтобы полученные ими знания воплощались в конкретной работе по воспитанию детей.

    Большое значение в процессе выработки хорошей осанки имеют строго соблюдаемый режим дня, размер мебели, поза детей во время организованной образовательной деятельности, труда и других видов самостоятельной деятельности.

    Утренняя гимнастика является одним из важнейших компонентов двигательного режима детей. Она направлена на оздоровление, укрепление, повышение функционального уровня систем организма, развитие физических качеств и способностей детей, закрепление двигательных навыков. Необходимость приступить после пробуждения к выполнению упражнений утренней гимнастики воспитывает волевые качества ребёнка: волю, настойчивость, дисциплинированность, упорство, самостоятельность.

    Утренняя гимнастика ценна ещё и тем, что у детей вырабатывается привычка каждый день по утрам выполнять различные упражнения. Со временем эта полезная привычка переходит в потребность и сохраняется у человека на всю жизнь.

    После интенсивных двигательных нагрузок необходимы дыхательные упражнения для восстановления дыхания. У детей дошкольного возраста дыхательные мышцы слабые, поэтому дыхательные упражнения очень полезны. Они способствуют полноценному физическому развитию, являются профилактикой заболеваний дыхательной системы.

    Раннее детство – период интенсивного физического и психического развития. Именно в этом возрасте умственное и нравственное развитие ребёнка особенно зависит от его физического состояния и настроения.

    Дошкольное воспитание играет значительную роль в создании условий для гармоничного развития человека, которое невозможно без физического воспитания.

    C этой целью, чтобы занятия физической культурой были интересны детям, увлекательны, педагоги разрабатывают разнообразные элементы занимательного характера, направленные на активизацию двигательной активности детей, развитие ловкости и координации.

    Великая ценность каждого человека – здоровье.

    Вырастить ребёнка сильным, крепким, здоровым – это желание родителей и одна из ведущих задач, стоящих перед дошкольным учреждением.

    Совместная деятельность педагогов – детей – родителей позволяет:

      повысить эффективность работы по оздоровлению детей;

      получить необходимые знания о физическом развитии ребёнка;

      сформировать потребность в здоровом образе жизни в своей семье;

      снизить «дефицит» положительных эмоций у детей, создать атмосферу праздника при совместной спортивной деятельности;

      увидеть, узнать работу детского сада по физическому развитию детей;

      обеспечить преемственность методов и приёмов воспитания детей в семье и в детском саду.

    Многолетний опыт подобной работы показывает, что результат занятий физической культурой и спортом бывает высоким тогда, когда возникает взаимодействие между семьёй и детским садом.

    Совместная работа способствует укреплению и сохранению здоровья ребёнка, развитию его силы и выносливости, физических способностей, повышению сопротивляемости его организма болезням.

    Необходимо c раннего возраста обучать детей:

      безопасности в домашних условиях;

      умению и желанию быть опрятным, аккуратным;

      знакомить с правилами общения с животными;

      формировать навыки поведения на дороге;

      воспитывать осторожность в общении;

      закреплять правила поведения на воде, на люду;

      развивать эстетический вкус.

    Только профессиональная компетентность педагогов дошкольного образовательного учреждения, любовь к своей профессии и, конечно же, к детям, способствуют сохранению и укреплению здоровья детей. Дети – будущее нашего общества. И, следовательно, от нас зависит их благополучие.

    THE BELL

    Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
    Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
    Email
    Имя
    Фамилия
    Как вы хотите читать The Bell
    Без спама