THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама

В прошлом году я писала несколько публикаций , надеюсь никто из читателей не записал меня в лагерь его противников;-), потому что это не так. Все дело в том, что развитие ребенка это очень тонкая работа и для успешных результатов необходимо пользоваться качественными развивающими материалами (заданиями, упражнениями, наработками, методиками, программами), разработкой которых занимались люди глубоко понимающие процессы развития.
Содержание

Для чего я пишу о раннем развитии

Начну с того, что целенаправленное ранее развитие — это вмешательство в естественный ход развития, продуманный и сбалансированный до мелочей природой и нашими предками. Людям свойственно хотеть большего, но нам пора уже привыкнуть, что за каждый неверный шаг мы будем расплачиваться.

Зачастую дети амбициозных родителей в результате их усилий теряют интерес к обучению еще до школы, а в годы раннего развития достижения этих детей являются предметом зависти знакомых. Любой школьный психолог при выявлении причин отсутствия интереса к обучению обязательно поинтересуется не занимались ли с ребенком ранним развитием и при утвердительном ответе вынесет вердикт — «перезанимались».

Честно признаться читать статьи на темы вреда раннего развития мне неприятно, но я сама не смогла пройти мимо этой темы, так как слишком много мамы делают ошибок. Раньше (когда не было интернета, возможности прочитать научные исследования, результаты, проблемы успеваемости) можно было повторять чужие ошибки бесконечно долго, но сейчас у нас с вами есть прекрасная возможность пользоваться чужим опытом и мы её просто обязаны использовать!

Я не предлагаю отказаться от идей раннего развития, я предлагаю проанализировать то, что нам предлагает современная педагогика и выбрать лучшее — теории, методики, упражнения, занятия, все то от чего нет побочных эффектов!

Cовременные тенденции и заблуждения

Первое на что я хочу обратить внимание — это то, что в развитии как и во всем остальном в нашей жизни необходимо соблюдать дозировку . Тут, как и в питании помаленьку можно всё. Делая упор за занятиях одного типа, будьте готовы к дисбалансу — только в компьютерной игре если у вашего персонажа прокачан навык силы, то обладая одним этим навыком Вы можете пройти игру. В жизни все иначе — у человеческого мозга определенная последовательность созревания мозговых структур и максимально прокачивая один навык малыша, Вы навсегда лишаете ребенка максимального потенциала развития другого навыка!

Рассмотрим наиболее популярные подходы к развитию малышей (более подробно об этом читайте )

  1. В большинстве «развивашек» дают предметные знания об окружающем мире — цвета, формы, другие понятия окружающего мира + логика + мелкая моторика+подвижные игры. При условии небольшой дозировки, на мой взгляд, это наиболее привлекательный из популярных подходов к развитию. Всё это лучше давать малышу в таком количестве, сколько он хочет и не больше (это соответствует методике Монтессори).
  2. Детям более амбициозных родителей повезло меньше — в дополнение ко всему перечню пункта 1, их с пеленок учат читать и считать, нарушая последовательность созревания мозговых структур и обрекая на тоску и потерю интереса к учебе в начальной школе.
  3. Мамы стремящиеся вложить в ребенка максимальное количество знаний и умений стандартными способами (регулярные тематические занятия в большой дозировке, обучение чтению, счету, плаванию, танцам и т.п.) чаще всего обречены на провал, так как они совершают глубокое вмешательство в процесс развития, а это чревато. Правильней сказать, что у их детей остается меньше всего шансов раскрыть свой потенциал (вырасти самостоятельными творческими личностями).

Еще из ошибок современных тенденций я бы выделила обилие информации оторванной от реальности предлагаемой для запоминания . Доминирующий тип памяти у детей — образный (ассоциативный). Предлагая ребенку энциклопедию с картинками, мы по сути предлагаем ему составить образы на каждую картинку. Но образ, в памяти ребенка это далеко не одно изображение, это целая система! У каждого образа должен быть ряд понятных ребенку характеристик и если изображение ничем не подкреплено, кроме непонятных слов, то оно просто будет захламлять память.
Я частенько задумывалась при изучении с Яной о многих вопросах: «Зачем я ей показываю слона? Что у неё в голове связано со слоном кроме пластиковой фигурки и непонятного словосочетания «он живет в Африке и Индии и т.п.»? » Теперь я убеждена, что я создавала всего лишь информационный шум в её голове на радость себе и бабушкам, которые счастливы от великолепной «эрудиции» любимой внучки. Сейчас я виню себя за то, что действовала «как все» и забила голову ребенка несвоевременной оторванной от реальности информацией.
Да, я считаю что нечего делать слонам, жирафам, пожарным машинам и т.п. в голове ребенка как минимум до года! Время слонов придет когда по возрасту начнут подходить сказки и мультфильмы про них, а также при походе в зоопарк и других случаях когда ребенку предоставляется возможность раскрыть наиболее полноценно образ этих животных. И даже если вы найдете сказки для самых маленьких про слона и обвините меня в ограничении знаний для ребенка, то про гепарда, носорога, овцебыка и многих других навряд ли;-). Всем кто с этим хочет поспорить, обязательно читать статью до конца.

Объем энциклопедических знаний

Мне очень хочется аргументировать нецелесообразность несвоевременного накачивания энциклопедическими знаниями, чем продвинутые мамы поголовно злоупотребляют. Еще год назад я так же как и другие считала, чем больше информации вложишь в ребенка тем лучше. Последнее время я считаю это современным заблуждением.

Когда Яна выучила 12 цветов, я задалась вопросом «А сколько цветов должен знать ребенок?». 12 в полтора года — это много или мало? У дочки цвета «пошли» прекрасно и при дальнейшем обучении легко можно было в память поместить еще несколько десятков. В этих размышлениях я наткнулась на пост одной мамы, о том как её дочка в возрасте двух лет слепила кобальтового червя (сразу оговорюсь, я не в курсе подходов к развитию этой мамы, возможно при подробном рассмотрении всё очень гармонично, просто меня её конкретный пост навел на весьма продуктивные размышления). Т.е. девочка различает и знает названия многих оттенков. После прочтения этого поста мне стало грустно, ведь я сама не знаю кобальтовый цвет и еще больше меня терзали сомнения а нужен ли он и десятки других названий оттенков Яне. Признаюсь, очень хочется чтобы Яна «всё знала». И тут мне в голову пришел простой вопрос, на который любой из вас сможет ответить: «зависит ли уровень художественного мастерства, от количества названий оттенков которые держит в памяти художник?» И следующий вопрос: «чему надо учить ребенка для воспитания художественного вкуса и интереса к рисованию?» Разумеется надо: рассматривать и обсуждать прекрасные картины, с помощью палитры подбирать похожие/непохожие цвета, в более старшем возрасте добиваться определенных оттенков при помощи смешивания и еще многое другое, что заставляет работать мыслительный аппарат, а не нагружать память пустыми образами.

На мой взгляд, объем знаний должен быть оптимальным для его качественной обработки и основные усилия должны быть направленны на развитие мышления, а не накачку памяти. Наверно, многие сталкивались с ситуацией когда у компьютера не хватает мощности процессора и он не в состоянии обработать массивы данных. Эту же ситуацию большинство создают для своих малышей, только мало кто это осознает. К сожалению на данный момент я занимаюсь с Яной многим тем же чем и другие, но без особого фанатизма, понимая неправильность современных подходов. Поняв механизмы развития мышления, я думаю Вы как и я ощутите нехватку материалов.

Развитие мышления — мои гипотезы

Надеюсь, мне удалось вам доказать, что для правильного развития мы должны сместить акцент с простой накачки знаниями об окружающем мире на развитие мышления.

Теперь вспомните какие способы развития мышления в раннем возрасте вам известны. Из наиболее популярных мне приходят на ум только развивающие пособия, игрушки и собственно все! Скромный список получился, не так ли. Думаю те кто читает этот пост им не смогут ограничиться 🙂 .

Что ж думаю пришла пора написать теоретическую основу своих гипотез развития мышления:

1. Для совершения мыслительных операций на первом этапе необходимо загружать в память малыша качественные образы со связями . Особенно важно учитывать качество книжных образов в самом младшем возрасте — животных на картинках можно продублировать в пластиковых фигурках и оживить простыми и атмосферными историями о них. При прочтении различных книжек про одних и тех же персонажей возвращаться и соотносить. Когда ребенок научится воспринимать книги, он начнет сам соотносить объекты реальной жизни и книжные образы. На мой взгляд, образы без связей в памяти малыша — это мусорное явление, которое просто занимает место, все равно что одежда, которая нам не по размеру и стилю висит в шкафу. Зачем мы её покупаем и вешаем в свой шкаф? Выбросить это немедленно! И обзавестись теми образами, которые могут активно использоваться! В конце-концов одежду можно подогнать по фигуре, а образы дополнить информацией о них. Только не забываем, что образ — это очень многогранное понятие и для его раскрытия нужно использовать как можно больше средств (увлекательные истории, красивые иллюстрации, мелодии, новые вкусы, ароматы, фактуры, места и т.п.).

2. Возможности и разнообразие мыслительных операций больше зависят от количества взаимосвязей и качества образов, а не от количестве самих образов . Логика заключается в том, что чем больше полноценных образов, которыми мозг манипулирует, тем больше практики и следовательно выше результаты. Если образы неполноценные (без связей друг с другом или с минимумом связей) то мозг ими не оперирует, такие образы захламляют мозг.
Связи между образами могут быть как прямые, так и ассоциативные. Прямые связи — по признаку (цвет, форма, тип и т.п.) Ассоциативные связи между образами — это случайные связи несвязанных объектов. Например, был сильный снегопад и ребенок впервые увидел грузовик. Скорей всего в мозгу ребенка будет создана связь снег-грузовик. Таким образом подмечая различные моменты в реальности и книгах мама может помогать малышу создавать ассоциативные связи тем самым делая образы в голове малыша более четкими и качественными.

3. На третьем этапе необходимо работать над расширением спектра мыслительных операций . Одним из моментов увеличения количества операций будет являеться оптимальное количество образов. Если будет чересчур много однообразных образов, то мозг может начать выполнять однотипные операции со всем множеством. Тут можно привести в пример всеми любимые сериалы. В большинстве своем они однотипны, но мозг воспринимает каждый сериал за отдельную систему образов и прорабатывает их заново. Вот вам и пример жвачки для мозгов, которая при злоупотреблении напрямую ведет к деградации мыслительного аппарата. Самые полезные сюжетные игры включают простейший набор игрушек и других мелочей, которые ребенок начинает комбинировать всевозможными способами. Если же ребенку предоставить разнообразие качественных и красивых игрушек, то комбинирование в таком случае уже выполнил производитель — сделал набор еды для того чтобы ребенок кормил куклу и вашему ребенку остается просто выполнять машинальные действия с минимумом комбинаций — раскладывать еду в тарелки и подносить ко рту кукол.

4. Совершенствуем качество мыслительных операций . Мыслительная операция наиболее высокого уровня создает самостоятельную систему образов, которая в свою очередь ведет к расширению спектра операций! Это уже начало творческого мышления. Самая простейшая операция по созданию образов — прогнозирование результата. Над этой операцией целеустремленно начинаем работать с первого года жизни. Элементарные прогнозы первого года жизни — «упал, будет больно», «опустил в воду, станет мокрым» и т.п. Все это для закрепления разбавляем образами:
— «упал мишка — подняли все в порядке»=образ не изменился;
— «упала кружка — разбилась»=новый образ «разбитая кружка»;
— «упала башня/пирамидка развалилась — надо заново собирать» =новый образ «сломанная башня»;
— «упал малыш — больно/вавка» = новый образ «плачущий малыш».
Также, как одним из самых эффективных инструментов развития мышления является рисование (сюда же можно отнести лепку). Оно уже к концу второго года жизни позволяет материализовать систему образов из мыслей в рисунки и оперировать с ними на новом уровне, создавая бесконечный цикл:
— генерация новых образов;
— совершение операций с ними;
— генерация новых образов полученных в результате операций с предыдущими;
— и так далее пока мама не позовет кушать или не потребуется смена деятельности.

5. При развитии мышления за счет образов и связей между ними, память неизбежно начнет сама совершенствоваться! Это основано на механизмах описанных в теории мнемотехники, которая признана официальной наукой, как самая эффективная методика по развитию памяти.

Вот такая идеальная теория развития мышления в двух словах. Собственно эта теория является пазлом раннего развития, который я собирала в своей голове больше года. Разумеется встает вопрос о практической стороне её применения. Отдельными частями практику можно встретить в наследии предков и правополушарных методиках развития. На этом я более подробно остановлюсь в следующем посте о раннем развитии. Далее я хочу обозначить еще один важный момент, который если вы мама малыша, не должны упустить, особенно учитывая простоту его реализации.

Монтеccори — развитие без негативных последствий

Именно из-за опасности загубить потенциал малыша самые авторитетные для меня специалисты настойчиво всем рекомендуют методику Марии Монтессори. Я об этой методике подробно не писала (и зря, обещаю исправиться), потому что её азы доступны и логичны для большинства мам и без знакомства с ней.

В основе этой методике лежит система запросов-предложений. Если ребенок хочет рисовать, по методике Монтессори считается, что пришел оптимальный период для повышения уровня навыков рисования, ребенок хочет петь — необходимо ловить момент и создавать благоприятные для этого условия и т.д.

Помимо этого Монтессори уделяет много внимание совместному выполнению с родителями бытовой работы и предоставлению ребенку необходимых для развития средств и инструментов. Ведь если на виду у ребенка нет красок и он не знает где они лежат, то маловероятно, что он захочет когда-либо рисовать красками.

Я рассматриваю основы методики Монтессори, как структурированное описание достаточно очевидных вещей, про которые можно просто случайно забыть, поэтому порой почитать книги об этой методике очень полезно.

В любой авторской методике есть интересные акценты. Мария Монтессори очень много уделяет внимания материалу на развитие логики (рамки-вкладыши, счетный материал разнообразных форм). Последнее время я этим очень прониклась. Просто предоставляем ребенку всё это добро и максимально сдерживаем себя и окружающих от подсказок, таким образом получаем максимально быстрый для вашего малыша естественный ход развития мышления ! Не надо тратить на это большие суммы, выбирайте недорогие и аккуратные материалы (обратите внимание на и другие головоломки). После изучения одного вводите новое. Изученные материалы прячьте на месяц-другой-полгода. На столько, чтобы ребенок успел забыть решение и материалы были для него как новые. Ведь через некоторое время они будут восприняты уже на другом уровне. Еще вариант меняться ими со знакомыми сверстниками.

Не обошлось в методике и без крайностей — в некоторых источниках указывается, что для занятий обязательны столы, стулья и куча другого серьезного недешевого оборудования, специальные стеллажи для хранения и т.п. На самом деле я вижу методику Монтессори, как самую практичную и легкореализуемую. В будущем обязательно опишу, как мы ее применяем.

Вместо заключения

В этом посте я постаралась изложить суть, от которой отталкиваюсь при выборе занятий для Яны. В дальнейшем я запланировала еще целый ряд постов на эту тему, в том числе обзор доступной практики, а также совместные поиск/наработки и раздачу правильных материалов для развития мышления.

Update: Мои дальнейшие поиски правильного подхода к развитию и воспитанию детей привели меня к изучению (профессор, академик, психолог, доктор биологических наук, глава Института возрастной физиологии Российской Академии Образования) . На мой взгляд, М.М. Безруких — человек мнению которого в области развития детей надо доверять и прислушиваться в первую очередь. Мы не должны идти на поводу у производителей детских товаров и услуг, необоснованно форсируя естественный ход развития. Опережение сверстников в «умелках» очень льстит самолюбию родителей, но может привести к негативным последствиям. Необходимо ставить правильные цели развития ребенка.

Удивительно, но отражение своей теории «загрузки образов» я обнаружила . Именно эту книгу рекомендует М.М. Безруких, как руководство по правильному развитию детей.

Кстати, недавно я выбрала программу для обучения в начальной школе для Яны (напомню, ей сейчас 1,10) и она отлично сочетается с моим видением развития малышей. Возможно мамы у которых есть детки постарше догадаются какую;-), но об этом тоже в отдельном посте.

И еще, я не знаю насколько вы — мои читатели готовы к подобным статьям. Хотелось бы узнать ваше мнение, так как материал сложный для восприятия. Если Вам интересны публикации на эту тему прошу отметиться в комментах фразой «Пиши еще» 😀 .

Если Вам понравился материал, напишите об этом на своем любимом форуме о малышах и добавьте в свой пост ссылку на эту страницу или сделайте репост этой записи в соцсети:

  • (обзор пазлов от 2-х до 60-ти элементов)
  • (выбор правильных ориентиров раннего развития);
  • (побочные эффекты развивающих методик и список того, что требуется малышу для гармоничного развития от 1 до 2 лет);
  • (большой / маленький и т.п.).

Об авторе Мама зануда

В недалеком прошлом инженер-программист. Любимые платформы ASP.NET, MS SQL. Стаж в области программирования 14 лет. В блогинге с 2013 (год рождения Яны). В 2018 превратила хобби в любимую работу. Теперь я - блогер!

Навигация по записям

Раннее развитие — формируем индивидуальный подход : 34 комментария

  1. Елена

    Очень странно, что автор, прочитав столько материала о раннем развитии, делает свой вывод о вреде раннего чтения. Вот интересно на каком основании?
    Я тоже не за крайности, но вот что интересно: известно, что уже боле 3 000 лет в иудейской педагогике детей обучают чтению с самого зачатия и в 3 года дети у них уже читают, а у кого нобелевских лауреатов больше чем у других?
    По уровню развития наши дети отстают от их детей на старте на 7 лет, а по гуманитарным наукам на все 17. Эти исследования сделаны нашим ученым, педагогом, автором системы раннего развития П.В. Тюленевым «МИР ребенка». Они были сделаны после открытия, когда по авторским методикам ребенок ползунок еще не умея ходить стал складывать из букв слова.
    Очень советую почитать его статьи и книги. Возможно, Вы посмотрите на все совершенно по-другому.

    1. Автор записи

      Елена, я телепатией не обладаю. Если пишите про крайности, будьте добры, уточнить что конкретно вы под ними имеете ввиду.

      Что касается возраста обучения чтению, то мне кажется это Вы уходите в крайности, когда пишите про чтение с момента зачатие))). Ну вот хоть закритикуйте меня, что я закостенелый советский консерватор, но я предпочитаю выбирать в первую очередь занятия для своего ребенка те, которые он может максимально эффективно воспринять и качественно . Т.е. ориентироваться не на усредненный рекомендуемый возраст (4, 6,7 лет …), а учиться понимать уровень развития своего ребенка — это значит не учить читать с пеленок, но в то же время не тянуть до 7 лет с чтением, а искать золотую середину.

      Ну и еще: очень очень прошу понимать мои статьи не так как вам хочется, а так как я их писала. Поверьте, когда я писала эту статью, я совсем не планировала рекомендовать всем отложить обучение чтению до школы. Мне очень жаль, что люди не замечают крайностей за собой, но с легкостью находят их у других, не вникая в общий смысл написанного и при этом делают выводы по вырванным из контекста словам. Вы пишите про чтение с зачатия и упрекаете меня в крайностях!? Задумайтесь над этим)).

      П.С. Между тем Яне через месяц исполниться 5 лет, а именно сегодня я отметила очередную важную точку в её развитии. У Яны на данный момент уже сформировался неплохой механизм чтения — сегодня она по своей инициативе прочла книжку в 20 страниц со стишками 4-6 строк на каждой странице.

      1. Елена

        Молодец Яна! 🙂 Я понимаю вас как маму, которая не зная способности и возможности детей раннего возраста, идет на ощупь…
        Наука о раннем развитии создана в России в период с 1959 по 1988 год, когда были созданы и проверены на практике методики: «Читать, печатать, считать, знать ноты, предпринимать, и даже руководить (учить быть лидером) … — раньше, чем ходить», 1988 г., — автор П.В. Тюленев, президент АОСЭР —
        РНАН. Вы можете посмотреть в Интернете, тексты и видео, где малыши 2—3-х лет печатают ещё на электрической пишущей машинке, ну и на ноутбуках — в 1,5 года… (2016 г.).
        Я специально перечисляю некоторые из работающих 30 лет методик, чтобы было представление, как далеко ушла наука от нашего обыденного сознания.
        В книге «Одаренность детей и разгадка тайны пирамиды управления ….» автор пишет, что то, что в иудейских семьях считается нормой «воспитание с самого зачатия» уже 3 тыс. Ну, а у нас до сих пор раннее чтение для наших семей считается крайностью.
        Американцы отличаются от нас тем, что во всем стремятся быть лидерами. Но именно у них я наблюдаю крайности.
        Например.
        Крайностью, по-моему, является показывать ребенку по «программам Г. Домана» по 14 раз в день листы бумаги с десятками, сотнями и тысячью точек, считая что ребенок все это запомнит и ему это будет полезно… — в этом же возрасте П.В, Тюленев учит ребенка не только считать правильно на пальцах, но и печатать все цифры и числа от 1 до нескольких сотен — на пишущей машинке (1989 г.!).
        Так же крайностью я считаю показывать младенцу по-Доману десятки, сотни слов, чтобы он их запоминал, не зная ни букв, ни слогов, ни как уметь читать — это не методика, а примитивизм какой-то, антиметодика и крайность. В это же время и ещё раньше дети по российской методике Тюленева не только читают свободно всё подряд в 1 год 4 мес, но и печатают слова и фразы: как под диктовку, так и самими собой придуманные, то есть сочиненные ребенком с 1989 года фразы и тексты, которые можно найти на странице http://www.tyulenev.ru/recordmir.htm .
        В программе «Каждой семье — одаренных и талантливых детей нормой считается знакомство детей с пятью (5) иностранными языками — до 3-х лет
        Я читала дневник мамы Беллы Девяткиной, девочки из программы «Лучше всех», которая в 4 года знает 7 языков. Она знакомила свою малышку с иностранными языками с месячного возраста и не верила, что ребенок может это все воспринять и усвоить. И, поистине, чудом для неё оказалось nj, что для ребенка это просто.
        То, что для нас, взрослых, кажется таким серьезным подходом и трудным в обучении — для маленьких детей — просто игра 🙂
        Вот что пишет П.В. Тюленев (30 лет опыта и практики):
        «… Воспитание вундеркинда — скорее норма, чем исключение, если родители будут знать, как создать развивающую обстановку в семье для детей от 0 до 10 лет.
        Без каких — либо сложных специальных занятий, дети могут начинать читать одновременно с “хождением” и “говорением” в возрасте 1 — 2 года.
        Вы узнаете, как помочь малышу формировать способности еще до года, как стать музыкальным гением, полиглотом, президентом, бизнесменом, художником …
        Известно, что легче всего закладываются математические способности в дошкольный период, который можно сделать чрезвычайно эффективным временем для развития талантов ваших детей в непринужденной игровой форме, путем создания развивающей среды в доме. Прочтя книгу, вам удастся, предотвратить многие будущие проблемы ребенка, связанные с учебой в школе, социальной адаптацией. Каких-либо специальных знаний вам не понадобится. …»
        Ещё в 1996 году автор пришел к выводу, что дети становятся феноменально одаренными и в несколько раз превосходят по своему интеллекту всех своих школьных учителей: «рано читающие дети» в 7 лет осваивают программу основной школы, в 8 — 9 лет — программу средней школы и поступают в свой первый вуз в возрасте 9 — 10 лет!

        В 2006 году такие дети к возрасту 17 — 18 лет уже получили по четыре диплома степени бакалавр по экономике, педагогике и психологии, юриспруденции и филологии со знанием 3-х иностранных языков. Тут уж, за 4 диплома о в.о. экономия получается … в 10 — 15 лет! Вот такие возможности имеются у Вас и Вашего ребенка — Вы можете, наверное, открыть и реализовать их, если вступите в программу «Каждой семье — шестерых одаренных и талантливых детей эры Человека Развитого»…

        Вот это — не крайности, а доказанные наукой возможности современных детей, которые я, как понимаю, родители и дети раскрывают в этой самой системе «МИР ребенка».
        С 1988 года у П.В. Тюленева появилось масса последователей, которые почти ничего не понимают в настоящем раннем развитии детей — не попадитесь к ним! — иначе Вашему ребенку придется учиться в школе 12 лет, как всем. Тут Вы никак не сможете выиграть 6 — 7 лет, как по книге «Читать, считать … — раньше, чем ходить».
        К тому же все пишут, что после «обучения» в школе, ребенок перестает быть одаренными и талантливым. Многие дети оказываются нездоровы и подхватывают вредные привычки. 🙁
        Все сейчас пишут, что в школах навязали ужасные американские учебники, которые писали кто-попало, часто люди, далёкие от практической педагогики.
        После этих учебников ребенок вообще перестает что-либо соображать. Не то, что в советских учебниках, которые разрабатывали ученые, проверенные авторские коллективы.

  2. Лилия

    Очень интересно какую программу обучения для школы вы выбрали☺Поделитесь пожалуйста?)

  3. Светлана

    Хорошая статья. Много полезного я узнала,. Спасибо.

  4. Аноним

    пишите еще, Екатерина!

  5. Аноним

    Пиши еще, мама-зануда! 🙂

  6. Татьяна
  7. Ирина

    Нашла вас недавно и читаю взахлёб! Все очень отзывается и импонирует!))) нам пока 1,2 и очень интересно ваше мнение по поводу сети развивашек Бэби-клуб. Там совмещены несколько методик, и мантессори и кубики Зайцева, и много ещё. Вроде там подход мягкий, занятия короткие чередуются с двигательной активностью в развлекательной зоне. Почитав вас про вред раннего обучения буквам и цифрам, заинтересовалась, как будет воспринимать кубики Зайцева моя дочь, как буквы или как картинки.. благодарю!)))

  8. Sun

    Читаю вас взахлеб, пишите еще! Подскажите, как вы относитесь к распечаткам черно-белых геометрических фигур для самых маленьких 0+ и в последствии уже цветных картинок с очертаними животных, деревьев и тп? Без букв и слов, лишь картинки. Их советуют для развития зрения. С Вашей точки зрения стоит ли их показывать, сколько раз в день, чтобы не переусердствовать?
    Сыну 4 месяца, мы лишь Моцарта слушаем, рассматриваем мобиль, интересуемся погремушками и на этом все. Что нужно делать для детишек этого возраста? Искала у Вас, но не нашла.
    Также крайне интересно Ваше мнение по поводу разных приложений в телефоне, там крутятся геометрические фигурки, разные животные издают звуки и тп. Сын просто в восторге от подобных приложений, но я опасаюсь за его зрение(вдруг испорчу телефоном) и вдруг будет умственное перенапряжение. С какого возраста можно включать телефон в процесс?

  9. татьяна

    отличная статья! пишите еще =)

  10. Мария
  11. Елена

    Екатерина, спасибо за статью. Я благодаря изучению методики Монтессори узнала про Гордона Ньюфелда, психолога развития. Его изложение теории развития ребенка полностью изменило мое понимание того, что нужно моему ребенку для нормального развития, развития его (в моем случае ее:-) человеческого потенциала. Если вам будет интересно, есть русскоязычный блог «Заботливая альфа», ну и официальный сайт, конечно же. С уважением:-)

  12. Софья

    Здравствуйте! Моему малышу скоро 10 месяцев ваш сайт нашла случайно,но как говорится случайностей не бывает просто так.Пыталась найти гармонию в методиках раннего развития но анализировать одной труднее чем делать это вместе.Труд ваш очень нужен нам.Пишите еще,жду всегда с нетерпением ваши статьи и всегда в них есть главная продуманная мысль,а самое важное очень понятная и доступная. Желаю вам и вашей дочке счастья и здоровья.

  13. Екатерина

    Пиши еще!
    Для меня — мамы почти полуторогодовалого ребенка очень актуальная и животрепещущая тема. Не могу сказать, что очень много читала литературы по развитию малыша, но интуитивным образом чувствовала некую абсурдность процесса, когда начинаешь называть и комментировать изображения, объясняя ребенку неизвестные вещи неизвестными словами. А кроме слов ничего…. Пару недель рассматрия таким образом книги с животными, появилось стойкое желание свозить дочурку в зоопарк. Что с успехом и было реализовано. И кто думает, что в год детям в зоопарке нечего делать, вы ошибаетесь. Буря эмоций и восторг (хотя наш папа очень сомневался в своевременности этого мероприятия). Надеюсь, что теперь для нее, по крайней мере, некоторые картинки оживают))). Поэтому хотелось бы почитать об опыте, идеях реализации указанных в посте этапах развития. И жду с нетерпением развивающих материалов!

  14. Альфия

    Екатерина, очень хотела бы узнать ваше мнение по поводу книги Масару Ибука «После трех уже поздно». В ней, кстати, автор пишет, что мозг ребенка не способен перегружаться информацией: «Только не надо бояться «перекормить» или перевозбудить его: детский мозг, как губка, быстро впитывает знания, но когда чувствует, что переполнен, отключается и перестает воспринимать новую информацию. Нас должно беспокоить не то, что мы даем ребенку слишком много информации, а то, что ее зачастую слишком мало, чтобы полноценно развивать ребенка».

  15. Елена

    Конечно, пиши еще!!!))) Очень интересно на самом деле! У меня малышке пока полгодика всего, но я регулярно просматриваю статьи о развитии и принципах познавания мира. На подсознательном уровне как только начали интересовать игрушки старалась и стараюсь предоставить выбор для маленькой, вопреки оханьям и аханьям бабушки, которая сама выбирает с чем ее любимая внученька будет играть в мое отсутствие. Почему-то мой подход ее не устраивает(((Как меня вырастили и воспитали у меня, конечно, претензий нет, но это было давно и своего ребенка мне хочется воспитывать и развивать, основываясь на собственных принципах, и такие люди как Вы, очень меня в этом вдохновляют!!! Спасибо Вам большое за Ваши статьи!!!

  16. Екатерина

    Конечно, надо ещё! 🙂 Я мама и практикующий детский психолог: многие выводы мне показались именно теми, что ведут именно к гармоничному развитию. В отношении технологии М. Монтессори я, и в том числе, пришла на собственном опыте к тому, что она одна из самых «естественных» для детей. В детском саду часто концентрировались именно на том, что она дорога. Но, если вникнуть в наши системы сертификации, то такой подход, хоть и не оправдан, но понятен. А вот дома, да, очень многое доступно. 🙂 Я всегда в группах раннего возраста обращала внимание родителей именно на эту систему.
    Идти за ребёнком — это главное, на мой взгляд. Ещё мне нравится принцип: «не доминировать, а направлять». Это когда предлагаешь что — то ребёнку, а потом смотришь: нравится или не нравится, стоит ли ещё в этом покопаться или отложить на время, а потом попробовать когда — нибудь ещё раз. Я в домашних условиях всегда после таких вот тематических дней, игр, даже если они, на мой взгляд, не произвели необходимого желанного действа, оставляю материал, игры и т.п. в зоне доступа ребёнка, чтобы Маринка могла самостоятельно попробовать — и ведь работает! Да порой так, что мне и в голову не приходило!
    Интересно, очень интересно преподнесена информация про информацию. :)) Я тоже над этим часто думаю и размышляю. Работая в системе, мы вообще с этим сталкиваемся ежедневно: что желательно для маленьких детей, а что доступно для более старших возрастов. Читаю в сети и часто, что многие мамы сетую на программу детских садов, мол, у нас дома круче. А круче должно быть в основном ввиду принципа индивидуального подхода, что в детском саду, конечно, не всегда имеет место быть из — за количества детей. А вот тематика подобрана, на мой взгляд в таких программах весьма оптимально. Ведь не рассказывать же малышам в обязательном порядке о древнем мире? Посмеялись бы, а потом, ужаснулись, осознав… Другое дело, когда малыш сам интересуется -за ребёнком…
    И ведь этот принцип важен и с другой стороны. У кого — то в год дети знают много цветов и даже оттенки, а я долго, очень долго играла с малышкой, чтобы ей запомнились основные четыре… Зато она в 3,5 года после первого показала завязывала узлы, потрясающее выполняла алгоритмы аппликации, а стадию рисования человека — головастика прошла за одну неделю, самостоятельно поняв, что руки и ноги к голове не крепятся… Детки разные, надо к ним прислушиваться. Дошкольное детство тем и важно, и удивительно, что знания и представления тем ценнее, если они приобретаются самостоятельно. А установленные ориентиры — это то, что ребёнок в принципе может, но не обязан делать — для этого его мозг сам сориентируется. 🙂
    И очень хорошо описан сам принцип преподнесения: безусловно, любая теория — это разностороннее, увлекающее подкрепление практикой: театр, игры, опытно — экспериментальная деятельность, а для детей постарше это метод проектов, когда информацию сам ищешь, дополняешь, находишь точки соприкосновения с действительностью… Это относится и к предметно — развивающей среде (это почему — то мне запал в душу слон 🙂): если образ возник на иллюстрации, то должен быть подкреплен и в других разнообразных ипостасях реальности. Безусловно, вот всё — всё воспроизвести часто и не получится, но прикладывать усилия по созданию вот таких вот «баз» стоит. Это помогает классифицировать действительность в детском сознании: анализировать, синтезировать и обобщать.

    Да, ждем с нетерпением!

  17. Ольга

    Идея понятна. Пиши еще 🙂 Моей пока год и у нас нет какой-то системности в занятиях, все хаотично и скачками. Первые «ласточки» — отдачи — только только начинают появлятся, и мне сложно поддержиавать свой интерес к занятиям — не могу понять, что идет, а что нет. То есть что-то делаем, вроде не заинтересовалась. Но, смотрю, через какое-то время активно повторяет. Значит, запомнила. Особенно «эффективен» старший ребенок. Если что-то при ней сделал — 100% эффект. Эта статья у Вас очень хорошая и глубокая, она уже такая эссенция, над которой можно поразмышлять.

Повторенье мать ученья – слышал каждый. Но педагоги забывают, что повторенье – это мать скуки, если ребенок с первого раза не понял, что от него требуется.

Развивать или не развивать? Вот в чем вопрос

О развитии своего первенца я стала задумываться, когда он еще не родился. Мне, как и всем современным мамочкам, хотелось, чтобы мой малыш был не только самым здоровым и красивым, но и самым умным. В третьем триместре беременности я читала ему вслух детские сказки, пела песенки и много рисовала. А когда сын появился на свет, в моем арсенале появились разноцветные флажки над кроваткой, музыкальные погремушки, книжки-малышки и развивающие коврики.

Мама Беллы Девяткиной: "Ребенка нельзя перегрузить тем, что он делает с удовольствием"

Четырехлетняя девочка свободно говорит на семи языках – русском, английском, французском, китайском, испанском, немецком и арабском. О том, как добиться такого результата, какие методики родители использовали в обучении Беллы и остается ли у девочки время на игры – «Материнству» рассказала мама самого знаменитого ребенка-полиглота России – Юлия Девяткина.

Раннее развитие в ДОУ как модель оболванивания детей

То, что к 7 годам ребёнок уже может на уровне ученика 2 класса читать, писать, считать, играть на музыкальном инструменте и знает основы иностранного языка, не сделает его гением, наоборот, – перегрузит нервную систему и затормозит дальнейшее развитие, потому что всему своё время. Более того, если заменять игры учёбой в возрасте 3-7 лет, то эта потребность даст о себе знать в более позднем возрасте, например, в подростковый период...

Творческий полет. Поделки к Дню космонавтики для малышей

Прежде чем приступать к изготовлению поделок, необходимо подумать, как рассказать малышу, что такое Космос, ракета, планеты Солнечной системы, луноход, космонавт, скафандр. Иначе как делать то, о чем не имеешь никакого представления? С детьми 4-5 лет уже можно посетить Музей космонавтики.

«После трех уже поздно» - ошибочные выводы 60-х годов

В 60-х годах ряд научных деятелей сделали ошибочные выводы о том, что у человеческого мозга после 4-6 лет закрываются определенные возможности в развитии. Согласно этой теории для максимального развития потенциала ребенка рекомендовалось с рождения до трех лет обеспечивать непрерывный поток разнообразной информации в больших объемах. В том числе рекомендовалась подача несвоевременной информации, которую ребенок не в силах осмыслить...

Когда и как научить малыша читать?

Обычно происходит так: рождается ребёнок, с года ему начинают показывать буквы. Продолжают в 2 года, не прекращают в 3 года. В 4-5 лет – первые попытки родителей усадить ребёнка складывать скучные слоги, к 6 годам многие дети и буквы уже ненавидят, и чтение – позади 5 лет мучений.

Рождение сына стало отправной точкой для освоения методики раннего развития детей. Елене было интересно всестороннее общение с ребенком: они много читали, с младенчества занимались гимнастикой и совместно привыкали к любознательности.

Второй ребенок дал стимул исправить недочеты в воспитательной методике и открыл новые таланты. Лена Данилова анализировала, чего не хватает дочке, и старалась своими силами это восполнить. Например, для развития мелкой моторики она шила особенные игрушки, для интеллектуального и творческого роста с ранних лет приучала детей к ярким картинкам и плакатам.

Дальнейшее развитие детей Лена Данилова сопровождала объемным чтением, изучением английского языка и освоением музыкальной грамоты. В то же время она постоянно обращалась к передовым методикам и изучала новые веяния в воспитании. Набравшись опыта, Лена начала издавать статьи о детях, проводить тренинги для родителей и разрабатывать книги, игрушки и пособия для полноценного детского развития.

Сегодня Лена Данилова является специалистом в вопросах воспитания детей и правильного развития с первых дней жизни. Она делится опытом на своем сайте, в блоге, а также на родительском форуме. Здесь можно найти советы профессиональных педиатров, детских психологов и опытных родителей.

Лена Данилова помогает молодым мамам и папам освоить правила ухода за малышом, а затем дать ему возможность быть творческой личностью с желанием созидания. Как автор развивающих игр, она тщательно исследует потребности детей, и генерирует идеи для правильных игрушек и спортивных комплексов.

Проблема интенсификации развития вызывает множество споров в среде педагогов, педиатров и психологов. Некоторые эксперты убеждены: чем раньше начнутся занятия с ребёнком, тем скорее он приобретёт полезные для дальнейшей жизни навыки и возможности.

Другие же эксперты уверены, что раннее обучение – всего лишь инструментарий для удовлетворения маминых или папиных амбиций и выкачивания денежных средств. Некоторые медики и вовсе считают, что некоторые методы вредны для детского здоровья.

Какие методики раннего развития пользуются популярностью на сегодняшний день? Ниже подобрана информация о достоинствах и недостатках таких программ. Всё это позволит родителям составить собственное суждение о каждой из них.

3 типа детского развития

Под термином «раннее развитие» понимаются самые разнообразные явления. Для некоторых раннее обучение является синонимом преждевременного и неадекватного вмешательства в естественный ход развития маленького человечка.

По мнению специалистов, раннее развитие – это применение активных воспитательных методов в возрастном периоде от 0 месяцев до 2 — 3 лет.

Однако подобное воспитание нередко вступает в противоречие с традиционными образовательными системами, в которые обучение ребёнка начинают с 6 или 7 лет.

Психологическая литература традиционно разделяет раннее психическое развитие малыша на три типа по степени адекватности возрастным особенностям ребёнка:

  • преждевременное. Приведём простейший пример: новорождённого нельзя научить сидеть, стоять и тем более ходить. В целом же при преждевременном развитии ребёнок не способен воспринять информацию по причине психологического и физического «несовершенства»;
  • позднее. Не секрет, что в детском возрасте имеются так называемые сенситивные периоды развития, когда ребёнок наилучшим образом воспринимает определённую информацию: зрительную, речевую и т.д. В случае запоздавшего развития процесс усвоения навыков и знаний становится менее продуктивным. Например, поздно учить ребёнка кататься на коньках в 12 лет, если вы хотите воспитать великого фигуриста;
  • своевременное. Это традиционный вариант развития детей, при котором выдаваемая информация максимально соответствует их возрастным и психологическим особенностям.

Последний вариант многим кажется самым адекватным и правильным. Однако в реальной жизни встречаются все три разновидности детского развития.

В данном случае нас больше интересует раннее обучение. Всегда ли оно соответствует преждевременному воспитанию? Нет. При правильном оценивании своих и детских возможностей, а также следовании методике и здравому смыслу скорее можно говорить об опережающем развитии.

Развитие детей раннего возраста подразумевает создание условий, которые бы способствовали максимально эффективному усвоению навыков и знаний в младенчестве.

Под условиями понимают:

  • организацию развивающей среды – наполнение уголков различными предметами и игровыми пособиями, которые расширяют двигательную активность, развивают сенсорику, зрение и слух детей и т.д.;
  • знакомство малыша с музыкальными, художественными и литературными произведениями;
  • активизацию общения с ребёнком как со стороны мамы, так и со стороны прочих домочадцев. Это означает стимулирование детской речи, проговаривание своих действий взрослыми;
  • приобретение или изготовление специальных обучающих материалов, пособий (особенно это касается методик Монтессори и Домана).

Раннее обучение – не просто подготовка к детсадовскому или школьному образованию, а создание условий для гармоничного и всестороннего развития, тренировки памяти, внимательности, воображения, логического мышления, процессов анализа и синтеза информации.

Ниже представлены проверенные временем и современные методики раннего развития ребёнка, которые чаще всего применяются родителями в домашних условиях или специалистами в образовательных центрах.

Сделаем одну важную оговорку – идеальной развивающей программы, учитывающей все стороны детской личности, попросту не существует. Каждый ребёнок – яркая индивидуальность, поэтому то, что подойдёт одному, окажется ненужным другому.

Вот почему родителям при выборе оптимальной методики раннего воспитания следует знать о сильных и слабых сторонах предпочитаемой системы, об её достоинствах и недостатках. Это поможет обратить внимание на «западающие» направления.

Самые популярные методики раннего развития детей от 0 до 3 лет

Если вы решили целенаправленно и регулярно заниматься с младенцем по определённой развивающей методике, необходимо понимать, что подготовительные работы и непосредственно занятия займут у вас огромное количество времени, а результат может быть оценён лишь через пару лет.

Не следует забывать об естественных нуждах грудничка. Например, в 6-месячном возрасте ребёнку намного важнее учиться сидеть или ползать, чем изучать буквы и слова или плавать. Здравый смысл только усилит эффективность от применяемых методик.

Главный принцип этой всемирно популярной образовательной системы состоит в том, чтобы помогать ребёнку проявлять навыки самостоятельности при обучении в специально созданных для этого условиях.

Обучающая программа, разработанная автором ещё в начале XX века, берёт за основу индивидуальный подход к личности ребёнка уже с момента его рождения. Это необходимо для раскрытия имеющихся у каждого малыша задатков и интеллектуального потенциала.

Методика включает 3 основные части: ребёнок, педагог и организованная среда. Центральную область занимает малыш, вокруг которого создаётся особая среда, предполагающая самостоятельное изучение.

Педагог лишь помогает детям, не вмешиваясь особо в естественный ход развития.

Основное положение программы – наблюдение за ребёнком и отказ от вмешательства в его дела, за исключением тех ситуаций, когда малыш сам попросит о поддержке или помощи.

  • сенсорная;
  • математическая;
  • речевая;
  • практической жизни;
  • космическая.

Выделенную территорию заполняют различными дидактическими материалами (Монтессори избегала слова «игрушки»), которые соответствуют возрасту ребёнка: книги, сортеры, пирамидки, ёмкости, щётки и совочки и пр.

В классическом варианте методика предполагает начало занятий в 3 года, однако некоторые упражнения заинтересуют детей старшего годовалого возраста.

Монтессори-группы всегда разновозрастные: в одних классах находятся малыши от 1 до 6 лет, в других – ребятишки с 7 до 12 лет. Подобное деление обладает определёнными преимуществами, поскольку старшие дети заботятся о малышах, а те, в свою очередь, учатся у более взрослых товарищей.

Плюсы и минусы

У данной методики имеются как положительные, так и отрицательные моменты, о которых следует рассказать подробнее.

Достоинства:

  • стимулирование психических процессов при помощи особых дидактических материалов с учётом сенситивных периодов детского развития;
  • огромный выбор пособий и развивающих материалов;
  • совершенствование навыков самообслуживания;
  • формирование самодисциплины.

Недостатки:

  • многие занятия всё равно требуют участия педагога или родителя, поскольку им необходимо будет объяснить ребёнку правила взаимодействия с конкретным пособием;
  • очень дорогие Монтессори-материалы (правда, их можно изготовить своими руками);
  • для строгого следования всем заветам Монтессори ребёнка необходимо водить в специальный центр. Причём важно убедиться, что педагоги действительно работают целиком по этой методике, а не используют отдельные элементы;
  • большинство упражнений направлено на интеллект, сенсорику, логическое мышление. Однако творческая, эмоциональная и игровая сферы развиваются в меньшей степени;
  • традиционная методика отказывается от сюжетно-ролевых игр, чтения сказок, считая эти обучающие приёмы несущественными.

В целом методика итальянского доктора пользуется популярностью у российских и зарубежных родителей. Однако в авторском варианте систему используют крайне редко, скорее, мамы и папы берут из неё некоторые наиболее удачные моменты, разбавляя их занятиями и упражнениями из других образовательных программ.

Эта образовательная и воспитательная программа выдвигает следующий постулат – максимальное развитие возможностей каждого ребёнка и его уверенности в собственных силах.

В отличие от многих других развивающих систем, данная методика отказывается от предоставления ребёнку любых типов интеллектуальных заданий, если ему ещё не исполнилось 7 лет.

Так, ребятишки только в третьем классе приступают к обучению чтению. До поступления в школу детям дают игрушки, изготовленные из натуральных материалов (соломы, шишек и пр.).

Ещё один акцент педагоги Вальдорфской школы делают на комфортности образовательного процесса. На уроках не ставятся оценки, отсутствуют соревновательные «нотки», классы комплектуются малым количеством учеников – не более 20 детей.

Приоритетом в программе является художественная и театральная деятельность ребятишек, совершенствование воображения. С этой же целью методика запрещает детям пользоваться такими современными гаджетами, как мобильник, компьютер и телевизор.

Обучающие принципы строятся с учётом возрастного фактора:

  • ребёнок младше 7 лет учится через подражание взрослым;
  • дети в возрасте 7 — 14 лет подключают к процессу усвоения знаний эмоциональную составляющую;
  • с 14-летнего возраста подключается логика и интеллект.

Достоинства:

  • основное внимание уделяется воображению и творчеству;
  • комфортность образовательного процесса;
  • развитие независимой личности.

Недостатки:

  • слишком позднее развитие интеллектуальных функций;
  • отсутствие подготовительных занятий к школьному обучению;
  • слабая приспособленность к современным реалиям (телефон для ребёнка на сегодня необходимая вещь).

Данная методика отличается своеобразием, поэтому многие родители относятся к ней настороженно. В сети можно встретить самые разные комментарии по поводу Вальдорфской школы: как положительные, так и отрицательные. Стоит ли заниматься по этой программе? Решать родителям.

Американский учёный Доман, изучая особенности психики и обучения детей с поражением головного мозга, установил следующую закономерность – развивающие занятия эффективны исключительно в период наибольшей активности коры больших полушарий, то есть в возрасте до 7 лет.

Более подробную информацию о том, какие занятия предлагает автор и в чём заключаются основные принципы этой образовательной программы, можно узнать, прочитав статью детского психолога.

Основная задача родителей – максимально реализовать огромнейший потенциал новорождённого ребёнка.

Методика Глена Домана состоит из четырёх главных составляющих:

  • физическое развитие;
  • счёт;
  • чтение;
  • энциклопедические знания.

Американский доктор был убеждён, что нервная система ребенка до года настолько уникальна и совершенна, что даже в таком возрасте малыш способен заучивать и проводить систематизацию различные факты и информацию.

Наверняка многие мамы знакомы с таким термином, как «карточки Домана». Этот дидактический материал представляет собой картонные карты определённого размера, на которых имеются слова, точки, математические действия, фотографии растений, птиц, зверей, известных людей и т.д.

Количество информации поражает. Для лучшей систематизации и удобства эксплуатации карточки нужно разделить на группы. На протяжении дня родитель демонстрирует эти карты на несколько секунд, регулярно вводя «в обращение» всё новые и новые изображения.

Достоинства:

  • интенсификация детского развития;
  • активное вовлечение родителей в занятия с детьми;
  • расширение детских возможностей за счёт предоставления ребёнку большого информативного потока;
  • развитие детского внимания.

Недостатки:

  • потребуется просто огромное количество дидактического материала;
  • мало внимания уделяется мелкой моторике, сенсорному развитию и предметной деятельности;
  • карточки Домана не развивают у ребёнка логического мышления, способности к анализу и систематизации фактов;
  • методика не уделяет должного внимания творчеству, игровой деятельности;
  • возможна перегрузка детской нервной система из-за слишком большого объёма информации, в результате чего у ребёнка возникают тик, энурез и прочие проблемы.

Система Домана – типичный образец интеллектуальных методик. Ребёнка не учат, а, скорее, дрессируют с помощью карточек. По крайней мере, так считают многие мамочки и неврологи. Однако другие родители хвалят данную обучающую программу за возможность развития с пелёнок.

Петербургский педагог Николай Зайцев несколько десятилетий назад разработал уникальную развивающую систему, которая включает комплект пособий по обучению ребёнка грамоте, математическим навыкам и английскому языку.

Зайцевская программа основывается на ведущей деятельности ребёнка раннего и дошкольного возраста – игре. А это позволяет развивать и физическую, и эмоциональную сторону детской личности.

Информация подаётся в системе, но одновременно в игровой форме, именно поэтому ребёнок с радостью включается в занятие. Причём не так важно, проходит ли оно наедине с родителем (педагогом) или с детским коллективом.

Раскованная обстановка – важное условие зайцевской системы обучения. Во время занятия детям разрешается шуметь, смеяться, хлопать в ладони и топать ножками, менять игровой материал, переходя от кубиков к табличкам или доске.

Однако подобная раскрепощённость не означает, что занятия являются развлечением. Именно в процессе такой игры дети не только получают знания, но и осуществляют самостоятельный выбор предпочитаемой деятельности.

Преимущества:

  • широкий возрастной диапазон – от 1 годика до 7 лет;
  • можно заниматься как в домашних условиях, так и в детском саду;
  • ускоренный курс обучения чтению в игре;
  • выработка навыков грамотного письма.

Недостатки:

  • при домашнем обучении родителю придётся самому сначала научиться данной методике, поскольку она отличается от традиционных методов обучения;
  • специалисты указывают, что ребёнок, обучившийся читать по зайцевской методике, «глотает» окончания, путается при делении слова на слоги, поскольку прежде он делил его на склады;
  • первый класс – важная веха в жизни каждого ребёнка, именно в этот момент у детей, учившихся по данной методике, начинаются трудности, поскольку наблюдается несоответствие в цветовом обозначении гласных и согласных звуков.

По мнению многих родителей, кубики Зайцева – лучшие в своём роде пособия по обучению чтения. Ребёнок может научиться читать уже в 3 года, и это умение остаётся с ним на всю дальнейшую жизнь. Кроме того, в копилку плюсов мамы относят и игровые приёмы, делающие занятие весёлым и непосредственным.

Разработать собственную методику бельгийскую актрису Сесиль Лупан заставила неудовлетворённость системой Глена Домана, которая и была взята за основу.

Данную обучающую программу сложно назвать научной, разработанный метод скорее является комплексом занятий, которые учитывают детскую индивидуальность, интересы и склонности каждого ребёнка.

Автор методики в своих книгах советует общаться с грудничком буквально с первых секунд его жизни, и не нужно переживать, что он чего-то не поймёт. Лупан убеждена, что чем раньше ребёнок узнает что-то, тем скорее поймёт определённые закономерности и связи.

Ребёнок в первые месяцы только привыкает к родительской речи, а затем, казалось бы, бессмысленные звуки начинают наполняться смыслом. Как только он начнёт выговаривать первые слова, следует переходить к чтению (обычно это годовалый возраст).

Главная идея, предлагаемая Сесиль Лупан, состоит в следующем: ребёнку не нужно внимание-опека, ему необходимо внимание-интерес, который способен предоставить только любящий родитель.

Преимущества:

  • возможность заниматься с 3-месячного возраста и до 7 лет;
  • много внимания уделяется раннему физического развитию;
  • методика подойдёт для домашних занятий;
  • упражнения затрагивают интеллектуальную и эмоциональную сферу, сенсорику;
  • очень тесное общение матери и ребёнка;
  • стимуляция познавательного интереса малыша.

Недостатки:

  • требует от родителя полной самоотдачи;
  • множество дидактических материалов, которые нужно будет изготовить маме;
  • своеобразное обучение .

Поскольку автор не является педагогом, нельзя сказать, что её подход полностью научен. Однако некоторые моменты мамы могут взять на вооружение, например, создание самодельных книжек о своём ребёнке, в которые можно вписывать авторские сказки и вставлять его фотоснимки.

Фамилия авторов прогремела ещё во времена Советского Союза. Супружеская пара стала воспитывать детей по собственной программе, которая могла поразить неподготовленного человека необычными приёмами и воспитательными методами.

Никитины не рекомендовали ограничивать экспериментаторскую натуру ребёнка приспособлениями, поэтому негативно относились к любым коляскам (в том числе и прогулочным) и манежам, называя их тюрьмами.

Следовали принципу детской самостоятельности супруги и в выборе занятий ребёнком. Они отказались от специальных тренировок, занятий. Малыши могли заниматься тем, что им ближе, без ограничений. Родители только помогали разбираться со сложностями.

Система Никитиных включает закаливание и приёмы физического воспитания. Для этого в доме необходимо создать специальную среду, включающую спортивные снаряды и тренажёры. Эти приспособления не должны выделять, они настолько же естественны, как, например, мебель.

Авторы убеждены, что ребёнок не должен быть «заорганизованным» или заброшенным. Мамам и папам нельзя относиться равнодушно к детскому развитию и времяпрепровождению, однако, участвуя в детских играх, не следует вставать в позицию надзирателя и контролёра.

Основным принципом системы является вариант сенситивных периодов по Монтессори – угасание возможности ребёнка эффективно развиваться по мере взросления. Проще говоря, если не развивать вовремя определённые способности, то они не достигнут оптимального уровня.

Преимущества:

  • используется с самого рождения до школьного возраста;
  • детская самостоятельность;
  • хорошо развивается интеллект ребёнка;
  • совершенствование логического мышления и воображения;
  • игра как обучающий приём;
  • особое внимание уделяется физическому развитию;
  • изобретение специальных дидактических игрушек – например, кубиков Никитиных, уникуба.

Недостатки:

  • неусидчивость малыша из-за того, что он сам выбирает себе занятия;
  • такой образ жизни больше подходит для сельской местности;
  • закаливание считают достаточно экстремальным типом воспитания;
  • из-за опережающего развития детям может быть неинтересно заниматься в школе.

У данной системы имеются как ярые сторонники, так и не менее категоричные противники. Однако некоторые моменты не утратили своей актуальности и в сегодняшнее время, другие же приёмы являются сомнительными.

Данная программа, под названием «метод интеллектуального развития ребёнка» была разработана П. В. Тюленевым – педагогом и социологом. Занимаясь по МИРРу, можно научить малыша грамоте, математике, развить музыкальные, спортивные способности.

Автор системы убеждён, что ребёнка нужно развивать с первых дней жизни. Самое важное в этот момент – предоставить ему разнообразных тактильных раздражителей, чтобы кора больших полушарий смогла активно формироваться.

Выбор занятий зависит от возраста ребёнка:

  • в первые два месяца малышу показывают изображённые на бумажном листе треугольники, квадратики и прочие геометрические фигурки;
  • от 2 до 4 месяцев детям демонстрируют рисунки зверей, растений, букв, цифр;
  • в 4-месячном возрасте играют в «Игрушкобол», когда грудничок сбрасывает с кроватки кубики и прочие игровые аксессуары;
  • с 5 месяцев возле малыша кладут музыкальные инструменты. Кроха, прикасаясь к ним, пробует извлекать звуки и развивать музыкальные задатки;
  • с полугодовалого возраста осваивают буквы, разглядывая особую магнитную азбуку. В 8 месяцев ребёнка просят принести букву, в 10 месяцев – показать букву, а потом – назвать букву или целое слово;
  • с полуторагодовалого возраста с малышом играют в шахматы;
  • с 2 лет малыш не просто складывает из буковок слова, но пробует их печатать на компьютерной клавиатуре;
  • с трёх лет дети пробуют вести дневник на ноутбуке или компьютере.

Преимущества:

  • разностороннее развитие малыша;
  • упражнения не потребуют от взрослых много времени;
  • упражнения подойдут каждому ребёнку;
  • хорошая подготовка к школьному обучению;
  • раскрытие всех задатков малыша.

Недостатки:

  • непросто найти пособия;
  • сложно говорить об эффективности упражнений;
  • слишком строгие ограничения от автора;
  • не всегда учитываются возрастные особенности малыша;
  • ограничение познавательной свободы ребёнка;
  • превалирование интеллектуальной составляющей над всеми остальными.

Неоднозначная методика, которая не по нраву многим специалистам. Однако и в ней можно отыскать интересные моменты, которые можно реализовать на практике. Важно лишь следить за реакцией ребёнка на внедряемые инновации.

Другие авторские развивающие методики

Кроме вышеописанных, существует и другие развивающие или образовательные системы. Их применение позволяет ребёнку удачнее овладеть дошкольной или школьной программой, развить определённые способности или просто вырасти разносторонней личностью.

В число самых популярных входят следующие обучающие методики:

  1. «После трёх уже поздно». Японский предприниматель и просто заботливый отец написал это литературное произведение, в котором описал важность раннего развития малыша в первые годы жизни.
  2. Динамическая гимнастика. М. Трунов и Л. Китаев, собрав воедино древнерусские гимнастические упражнения, предлагают родителям эффективные методы для развития физической сферы, а также для коррекции повышенного или пониженного мышечного тонуса, косолапости, кривошеи и пр.
  3. Методика Гмошинской. Лучший метод привить малышу художественные навыки – рисовать с младенчества. Ребёнок ещё до 1 года успевает создавать «полотна» с помощью ладоней, пальцев, мягких фломастеров.
  4. Музыкальная программа Виноградова. Создатель методики убеждён, что даже ребёнок в один годик уже понимает сложнейшие классические произведения. Не нужно подробно пояснять крохе смысл музыки, пусть он сам определится со своими эмоциями и впечатлениями.
  5. Музыка Железновых. Это ещё одна музыкальная методика для маленьких детей. Диски содержат колыбельные, потешки, музыку для пальчиковых и подвижных игр, инсценировок, массажа, сказочных историй, изучения алфавита, обучения счёту и чтению и пр.

Конечно, этот перечень не совсем полный. Однако и представленных методик достаточно для того, чтобы понять, насколько они разнообразны и интересны. При их разработке авторы учитывали свой опыт или брали за основу педагогическое наследие.

Любопытно, что эти системы можно совмещать друг с другом, используя самые удачные отдельные элементы. Эксперименты только приветствуются.

За и против раннего развития

Мамы и папы убеждены, что сами принимают решение, каким образом воспитывать ребёнка. Однако такое мнение не совсем верное, поскольку на процесс воспитания всё чаще влияют общественные начинания и различные стереотипы.

Один из самых спорных вопросов – раннее развитие детей до 1 года. Обычно специалисты и мамы занимают две крайние позиции: одни выступают за использование развивающих методик, другие относятся крайне негативно по отношению к любому вмешательству. Рассмотрим их аргументы.

Аргументы «за»

  1. Современный мир предъявляет более высокие требования к человеку. Чтобы ребёнок смог успеть освоить нужные и важные навыки, развивать его способности приходится с младенческого возраста.
  2. Ребятишки, которые занимаются в соответствии с подобными методиками, обычно отличаются более высоким уровнем развития по сравнению со сверстниками. Дети раньше овладевают всевозможными навыками: чтением, письмом, счётом.
  3. Комплексные образовательные системы, охватывающие развитие сразу несколько сторон личности, помогают выявлять у ребёнка задатки, склонности к определённым занятиям. Это позволяет в дальнейшем записать малыша на конкретные курсы.
  4. Если кроха обучается в развивающем центре в компании ровесников, это позволяет ему раньше социализироваться, привыкнуть к жизни в детском коллективе.

Аргументы «против»

  1. Здоровый и нормально развивающийся ребёнок способен сам освоить основные навыки, когда придёт время. Вот почему не следует «издеваться» над детской психикой.
  2. Интенсивные занятия способны навредить малышу, если родитель или педагог не будет учитывать возрастные особенности детского организма, его темперамент и адаптационные возможности.
  3. Многие популярные методики основной упор делают на интеллект и «физику», а вот эмоциональное и социальное развитие незаслуженно забываются. Это может нарушить адаптацию в детском обществе.
  4. Крайне непросто ежедневно заниматься с малышом, выполняя все требования и условия методики. Если же соблюдать все правила, то у мамы не остаётся времени ни на что другое. Если же выполнять задания от случая к случаю, все знания очень быстро испарятся», и результативность будет очень невеликой.
  5. Многие специалисты обращают внимание на несвоевременность получения некоторых навыков. К примеру, шестимесячному малышу нужно учиться присаживаться или ползать, поскольку это его важнейшее «задание», а вот чтение или счёт в этом возрасте совершенно не нужны. Скорее всего, до школы он уже совершенно забудет все свои умения и сравняется со сверстниками.
  6. Завышенные требования к ребёнку и желание воспитать гения могут негативно сказаться на всей дальнейшей детской жизни. Из малышей, чьи родители пичкают их ненужной информацией, часто вырастают неврастеники, перфекционисты. Следовательно, нельзя исключить проблемы с социализацией.

Таким образом, у каждой стороны имеются весомые доводы, вот почему родителям придётся самим выбирать, применять ли методики или следовать естественному ходу детского развития.

В первые 12 месяцев развитие ребёнка идёт ускоренными темпами. В это время малыш успевает познать мир, набрать неплохой словарный запас, выстроить начальные и элементарные логические цепочки.

Многие специалисты убеждены, что если с малышом не заниматься в первые годик-два, то затем ребёнок не сможет компенсировать недополученные знания и умения.

Однако чрезмерная фанатичность и следование буквально всем догматам развивающих методик может, наоборот, не принести пользу, а навредить детскому развитию.

Если вы решили взять в работу упоминавшиеся выше методики развития детей, необходимо соблюдать определённые правила. Они помогут избежать негативных последствий и сделают обучение более естественным:

  • внимательно наблюдайте за реакцией малыша. Если ему не нравится занятие, он выражает протест в виде слёз или отбрасывания предложенных игрушек, нужно остановиться и занять его чем-то другим;
  • не следует отрывать младенца от занятия, которым он увлечён в данный момент, ради развития. Если кроха предпочитает играть в кубики, а не рассматривать картинки, дождитесь, когда он закончит игру;
  • все упражнения и задания, включённые в выбранную вами образовательную систему, обязаны быть понятными и вызывающими доверие. Также следует отрепетировать все занятия, прежде чем подходить с ними к ребёнку;
  • обучение малыша должно быть комплексным. Ни в коем случае нельзя развивать только физическую либо познавательную сферу. Необходимо уделять внимание всем сторонам личности ребёнка, в том числе эмоциональной и социальной;
  • не нужно превращать процесс получения знаний и навыков в автоматическое действие. Важно стимулировать у ребёнка интерес к самому процессу, формировать любопытство, любознательность и наблюдательность.

Рассмотрев все основные нюансы каждой методики, можно сделать предварительный выбор наиболее предпочтительной обучающей системы. Однако ориентироваться стоит не на мнения других родителей, а прежде всего на особенности ребёнка. Ведь его развитие – ответственное дело!

Комплексная развивающая авторская программа «По дороге к чудесам»
с 6 месяцев до 3 лет

Эмоциональный контакт с мамой - самое главное для ребёнка.

Малышу нужно не раннее, а гармоничное и бережное развитие, поэтому «Страна Чудес» помогает создать для этого благоприятную среду. Раннее развитие ребенка очень важно. Как развивать ребенка? Этот вопрос задают многие мамы, особенно, если ребенок первый.

Во время занятий родители погружаются в мир своего малыша, смотрят на мир глазами ребёнка, заново удивляясь происходящему.

Данная программа раннего развития включает в себя методы научной педагогики М.Монтессори, работы вальдорфских педагогов, программы Е.Ларечиной, Е.Поплянской, Т.Ермолиной, Орф-подход к музыкальному воспитанию и пр.

Ждем Вас и малышей в наших центрах детского развития "Страна чудес".
Ранее развитие Московский район и ранее развитие Черная речка

Занятия на программе "Мама и малыш" строятся с учетом возрастных особенностей и возможностей малышей, носят комплексный характер. Во время занятия происходит динамическая смена различных видов деятельности, что позволяет маленькому ребенку не утомляться, оставаться в контакте с педагогом и родителем.

Каждое развивающее занятие имеет свой ритм и последовательность сменяющихся заданий и игр. Переход от одного вида деятельности к другому осуществляется через специальные связки – песенки, стишки. За счет многократного повторения игр, песен, движений, сказок у ребенка создаются предпосылки для развития волевых качеств, памяти, речи.


Принципы реализации программы:

Бережное отношение к раннему возрасту. Мы помогаем малышу восполнить его основные потребности раннего возраста – потребность в игре и эмоциональным контактом с родителями (в первую очередь с мамой).

Вовлеченность родителей в течение всего занятия. Родитель играет и занимается со своим ребенком, наблюдает за ним, выстраивает эффективное общение с малышом. Совместные развивающие занятия с ребенком являются основой программы "Мама и малыш.

Помощь родителям в вопросах развития ребенка. Педагог оказывает помощь родителям в разрешении их актуальных вопросов, рассказывая об особенностях развития ребенка в раннем возрасте, о способах справляться с возникающими задачами.

Пример и подражание. На занятиях педагог и родители вместе с малышами выполняют все задания, играют во все игры и участвуют во всех видах деятельности.


Элементы авторской методики:

· пальчиковые игры;

· игровые массажи;

· элементы бейби-йоги;

· потешки и попевки;

· игры на коленях;

· танцы с мамой под музыку разных народов мира;

· слушание и элементарное музицирование под классическую, народную и современную музыку.

На занятиях дети дарят родителям второе детство: учат радоваться мыльным пузырям, ползать и смеяться. Развивающие занятия для детей оказывают очень положительное влияние на бережное развитие ребенка. Опытные психологи консультируют родителей, а преподаватели помогают подобрать занятия для дома, выбрать игрушки и учат, как сделать "умные" игрушки своими руками из простых вещей.

Комплексное развитие для детей «Академия детства» с 2 до 3 лет и с 3 до 4 лет

Для развития детей этого возраста, «Страна Чудес» разработала авторскую программу «Академия детства».

В рамках программы дети двигаются под музыку, поют песни, считают, рисуют, лепят, артистично читают стихотворения, участвовать в спектаклях. Как развивать ребенка? Этот вопрос очень важен в разном возрасте. Раннее развитие детей вопрос очень сложный и деликатный.

В результате, дети сохраняют жизнерадостность и любознательность, становятся более внимательными, познают азы культуры поведения, учатся ладить со сверстниками, самостоятельно играть дома не с планшетом, а с братишками, сестрёнками, соседями и игрушками.

Занятия проводятся в игровой форме и включают четыре блока, которые входят в каждое занятие:

· логоритмика;

· изобразительная деятельность: рисование, лепка, аппликация и прочее;

· ритмопластика с элементами ЛФК;

· сказкотерапия - воспринимается детьми, как сказочное путешествие в страну игр.

Играя, мы учимся!

Здоровье.

Каждое занятие развивает правильное дыхание, формирует осанку, предусматривает профилактику плоскостопия, развитие мышц и укрепление опорно-двигательного аппарата.

Развитие.

Расширяются знания об окружающем мире, развивается зрительная, слуховая и двигательная память, тренируется умение анализировать информацию и отвечать на вопросы, правильно и чётко говорить.

Воспитание.

Формируется представление о нравственных ориентирах: «что такое хорошо и что такое плохо», тренируются воля и умение договариваться. Увлечённость и усидчивость, желание довести начатое дело до конца увеличивает работоспособность детей.




Оставьте заявку

Чтобы попробовать день в одном из наших детских садов бесплатно!

THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама