THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама

Природоведческие экскурсии – посвящены анализу характерных особенностей биосферы города, района, области.

Основная задача природоведческих экскурсий заключается в том, чтобы, показывая объекты природы, расширить знания об окружающей природе, воспитать бережное отношение к природным богатствам, обогатить знаниями о природных явлениях, животном и растительном мире.

Природоведческая экскурсия проводится в естественной природной среде, ее объектами являются предметы и явления природы: лес с его растительным и животным миром, реки, озера, море и другие водоемы; формы земной поверхности: горы, равнины, холмы и овраги, растения и животные в среде их обитания; явления природы: восход и заход солнца, облачность, полярное сияние, сезонные явления природы и т.д.

Природоведческие экскурсии бывают тематические и обзорные.

Тематические – это ботанические, геологические, астрономические, почвенные, зоогеографические, ландшафтные, экскурсии по уникальным памятникам природы и другие.

Ботанические экскурсии раскрывают мир растений, его неповторимое своеобразие и особенности.

Зоологические экскурсии имеют большое образовательное значение, т.к. дают возможность более близко и конкретно ознакомиться с живым миром и понаблюдать животных как в природе, в естественной обстановке, так и в домашнем хозяйстве.

41 Контакт экскурсовода с группой

Успех экскурсии во многом зависит от установления должного контакта экскурсовода с экскурсионной группой, от благоприятного психологического климата взаимного понимания и доброжелательности, формирование которого является профессиональным делом экскурсовода. Если оратор говорит об одном, а слушатели думают о другом, то, следовательно, контакт отсутствует. Установление контакта должно начинаться уже с первого появления экскурсовода перед группой. Все начинается с внешнего вида экскурсовода. Его одежда должна быть опрятной и аккуратной, макияж - не бросаться в глаза, руки - ухоженными. Важную роль в процессе установления контакта с аудиторией играет вступительное слово экскурсовода. Оно должна быть ярким, содержательным, образным, несколько рекламным, чтобы в короткие первые минуты убедить экскурсантов, что они правильно поступили, придя на данную экскурсию. Экскурсовод с первых минут обязан быть активным. Активный оратор всегда сильнее привлекает внимание слушателей, чем оратор-флегматик. Конечно же, основой возникновения устойчивого контакта между экскурсоводом и группой являются рассказ и речь экскурсовода. Только содержательный, обязательно насыщенный новыми сведениями, проблемный рассказ и высокая культура речи экскурсовода привлекут внимание слушателей. Для поддержания постоянного контакта необходимо учитывать особенности состава экскурсионной группы. Экскурсовод во время экскурсии должен видеть всю группу. Но наличие зрительного контакта вовсе не означает, что оратор постоянно видит всех и каждого. Это невозможно. Однако впечатление контакта с каждым слушателем создается, если экскурсовод во время речи переводит взгляд от одной части группы к другой, не оставляя без внимания ни одного из присутствующих. Неправильно, когда экскурсовод обращается к одному-двум экскурсантам, почему-либо выделив именно их в группе, проверяя таким образом доходчивость излагаемого материала по их реакции. Хороший контакт, установившийся между экскурсоводом и группой, создает благоприятный фон для успешной работы экскурсовода. Когда он видит, что его внимательно слушают, адекватно реагируют на сказанное им, экскурсовод начинает говорить все с большим и большим вдохновением, излагать материал более убежденно и страстно, голос его звучит увереннее. Он как бы выпрямляется, вырастает в собственных глазах и глазах слушателей. Напротив, слабый контакт с аудиторией отрицательно действует на выступающего. Он начинает теряться, путаться в тексте, совершать ошибки. Установление контакта, овладение вниманием аудитории обеспечивают успех экскурсии, являются необходимым условием для передачи информации, оказания желаемого воздействия на слушателей, закрепления у них определенных знаний и убеждений.



42 Разработка экскурсионной услуги

Исследования технологического процесса разработки и проведения экскурсий позволили выделить 3 этапа и на каждом из них определить объекты или процессы, определяющие качество экскурсионной услуги.

Первый этап - творческий, он охватывает период от зарождения идеи новой экскурсии до разработки и утверждения ее текста, включая выбор маршрута, изучение объекта (объектов) показа, сбор и обработку информации по объекту (объектам), составление индивидуального текста экскурсии, формирование экскурсионного пакета, утверждение маршрута, подготовку контрольного текста экскурсии и «портфеля экскурсовода», методическую разработку проведения экскурсии, подготовку технологической карты, проведение контрольного «прогона экскурсии». Результатом этого этапа является утвержденный руководителем фирмы текст новой экскурсии, а ее качество во многом определяется выбранным объектом показа, текстом экскурсии и полнотой подбора информации в портфеле экскурсовода.

Второй этап - организационный. Он включает заключение договоров с партнерами (музеями, транспортными предприятиями и т.д.), расчет стоимости экскурсии, определение мероприятий по продвижению и продаже экскурсии. Результатом второго этапа является определение стоимости экскурсии и формирование экскурсионной группы. При этом на качество экскурсионной услуги влияют определение маршрута экскурсии, транспортных средств и мероприятий по продвижению экскурсии.

Третий этап - контактно-информационный, включает назначение экскурсовода с учетом категории экскурсантов, его знакомство с группой, адаптацию текста для сформированной экскурсионной группы, ознакомление группы с техникой безопасности на маршруте, передачу информации - аудивизуальную часть экскурсии, т.е. озвучивание текста и показ экскурсионных объектов.

Выводы. Экскурсия как услуга представляет собой сложный процесс по формированию текста новой экскурсии, ее организации и проведения для конкретной группы экскурсантов.

43 Разработка экскурсионной услуги

Экскурсионная услуга - туристская услуга по удовлетворению познавательных интересов туристов (экскурсантов), включая разработку и внедрение программ экскурсионного обслуживания или отдельных экскурсий, организацию и проведение экскурсий

Производитель выходит на рынок с предложением своего продукта; покупатель, знакомясь с товаром, оценивает его потребительские свойства, полезность и принимает решение о покупке, которое зависит от потребности в данном товаре и наличия для покупки денежных средств.

В туризме продуктом является любая услуга, удовлетворяющая те или иные потребности экскурсантов. Это - экскурсионные, транспортные, переводческие, бытовые, посреднические и другие услуги.

Основным продуктом в практической экскурсионной деятельности является комплексное обслуживание - стандартный набор услуг, продаваемых потребителям в одном «пакете» и являющихся главным предметом деятельности экскурсионной фирмы. Кроме того, необходимо создавать и развивать производство и отдельных дополнительных услуг, не входящих в «пакет услуг» и предоставляемых экскурсанту по его желанию за дополнительную плату.

Если основные услуги включаются в комплекс обслуживания и являются стандартизированными, то деятельность по специфическому обслуживанию содержит возможность предоставления оригинальных услуг и создает индивидуальный, неповторимый имидж экскурсионной фирмы.

Например:
В экскурсионном обслуживании - это дополнительные экскурсии в составе группы; индивидуальное обслуживание; прогулки в сопровождении инструктора; экскурсии к частным лицам; дополнительные экскурсии нового типа, в том числе с использованием аудио- и видеотехники и с организацией питания; циклы экскурсий, объединенных общей тематикой; специализированные детские экскурсии; посещение спортивно-зрелищных или театрализованных представлений, а также прогулки и экскурсии по любительским интересам.

В услугах развлечений - приобретение и доставка билетов на спортивные, театральные и музейные шоу-представления; организация обслуживания взрослого и детского досуга, встреч с интересными людьми, выставок, ярмарок, аукционов и т. д., а также использование экзотических средств передвижения.

При создании комплексного продукта (экскурсионной программы) необходимо знать, для кого он предназначен. Это могут быть: экскурсанты из других городов, туристы (российские или иностранные), для которых фирма предоставляет экскурсионную программу, местное население.

43 этапы разработки экскурсии

Этапы разработки экскурсии:

1. Определение цели и задач экскурсии.

2. Выбор темы.

3. Отбор литературы и составление библиографии.

4. Определение источников экскурсионного материала. Знакомство с экспозициями и фондами музеев по теме.

5. Отбор и изучение экскурсионных объектов.

6. Составление маршрута экскурсии.

7. Объезд или обход маршрута.

8. Подготовка контрольного текста экскурсии.

9. Комплектование «портфеля экскурсовода».

10. Определение методических приемов проведения экскурсии.

11. Определение техники проведения экскурсии.

12. Составление методической разработки.

13. Составление индивидуального текста.

14. Прием (сдача) экскурсии на маршруте.

15. Утверждение экскурсии в качестве турпродукта туристской фирмы.

К разработке каждого этапа предъявляются определенные требования. Работа считается завершенной, когда будут подго­товлены все необходимые документы.

44 Повышение мастерства экскурсоводов

Важным участком работы любого экскурсионного учреждения является постоянное совершенствование профессионального мастерства экскурсоводов. Для достижения этой цели могут быть рекомендованы различные пути:

1) улучшение организации методической работы всех ее звеньев: методиста, менеджеров методического отдела, методической секции экскурсоводов, методического кабинета и методического совета;

2) подготовка качественной методической документации, своевременное внесение необходимых дополнений и изменений в контрольный текст экскурсии, корректирование экскурсионного маршрута;

3) разработка технологии методических приемов рассказа и показа с учетом особенностей экскурсионных тем;

4) отработка техники ведения экскурсии и организационных вопросов;

5) установление и сохранение контактов между экскурсоводом и экскурсантами на всем протяжении экскурсии, что определяется владением основами психологии, педагогики и логики.

Вся работа по повышению профессионального мастерства носит плановый и организованный характер. Большую помощь экскурсоводам (особенно начинающим) может оказать специальная методическая литература.

Основой высокого мастерства экскурсовода являются знания, умения, навыки, личные качества, гордость совей профессией. Подлинное мастерство невозможно без любви к своему делу, уважения к избранной профессии.

Процесс совершенствования профессионального мастерства экскурсовода безграничен. Важное место в нем занимают работа экскурсовода по изучению экскурсионной теории, более глубокому пониманию сущности экскурсии; развитие интуиции; обогащение языка и усвоение навыков его использования.

45 Особенности экскурсионной деятельности

Экскурсанты - временный посетитель, который находится менее 24 часов в стране или на объекте посещения.
Экскурсионная деятельность - деятельность по организации путешествий, которые не превышают 24 часов, в сопровождении специалиста-экскурсовода по заранее составленным маршрутам, с целью ознакомления с памятниками истории, культуры, природы, музеями, с выдающимися местами т.д.
По способу передвижения экскурсии делятся на пешеходные, с использованием транспортных средств и комбинированные.
Продолжительность экскурсии составляет от 1 часа до 1 суток.
По форме проведения экскурсии делятся на обычные, учебные, рекламные, экскурсии-лекции, экскурсии-прогулки, экскурсии-концерты.
Выбор темы экскурсии зависит от потенциального спроса или конкретного заказа. Тема экскурсии должна объединять все объекты посещения в единое целое.

Объектами экскурсий могут быть:
места, связанные с историческими событиями; природные объекты и заповедники; здания и сооружения; мемориальные памятники и комплексы; объекты, связанные с жизнью и творчеством выдающихся личностей; памятники искусства; экспозиции музеев, картинных галерей, выставок, технические экспонаты; археологические памятники.

При большом количестве таких объектов необходимо обратить внимание на их правильный отбор с учетом познавательной ценности, важности. Экскурсия не должна быть перегружена большим количеством посещаемых объектов, потому что это увеличивает ее длительность и уменьшает интерес туристов. Оптимальная продолжительность экскурсии по городу составляет 2-3 часа, при этом с интересом воспринимается не более 15-20 экскурсионных объектов.
Процесс создания экскурсии также включает в себя разработку экскурсионного маршрута, текста экскурсии, методики проведения, разработку и изготовление демонстрационного материала (фото, видео, плакаты), рекламу экскурсионного маршрута.
При пробном обходе или объезд маршрута экскурсовод обязан ознакомиться с планом расположения улиц и площадей, определить места стоянок транспортных средств, местонахождение объекта и площадки для наилучшего показа, провести хронометраж маршрута и др.

46 Прием зрительной реконструкции

Использование приема зрительной реконструкции предполагает наличие у экскурсовода обширных знаний об объекте, который подвергается мысленному восста­новлению или изменению. И не только знаний - объект должен четко представляться экскурсоводу зрительно в своем первозданном виде. Экскурсовод еще до выхода на свою первую экскурсию должен в ходе подготовки к ней провести зрительную реконструкцию зданий, памят­ников, местности. Тогда он сумеет убедительно исполь­зовать данный прием в ходе экскурсий и поможет экс­курсантам увидеть в нужном виде то, что ясно видит сам.

Это относится и к восстановлению памятника мате­риальной культуры в первоначальном виде, и к зри­тельному воссозданию исторического события, связан­ного с этим памятником. Для того чтобы дать своей группе представление о конкретном событии, экскурсо­вод прежде всего сам должен четко представить его зрительно. Большое значение в этом имеют конкретные, хорошо запоминающиеся детали. Например, представле­ние о времени события дает возможность восстановить картину раннего утра, дня, вечера, т. е. времени, когда оно происходило. Задача экскурсовода - помочь экс­курсантам увидеть, как это происходило: картину Кули­ковской битвы в 1380 г., подвиг 28 гвардейцев-панфиловцев под Москвой в 1941 г., танковое сражение под Прохоровкой в дни Курской битвы в 1943 г.

Используются различные способы воспроизведения картин исторического прошлого. Для более убедительно­го изложения материала необходимо, чтобы каждый экскурсовод имел карту-схему с обозначением наиболее важных подробностей исторического события. Напри­мер, на Бородинском поле.

В тех случаях, когда здания и сооружения, раскры­вающие тему, превратились в руины (следы войны, землетрясений, просто времени), экскурсовод произво­дит зрительную реконструкцию, опираясь на их уцелев­шие части, детали, фрагменты. Успешно используется этот прием при показе мест, где происходили бои в дни Великой Отечественной войны 1941 -1945 гг. Помогают восстановить картину событий такие объекты, как око­пы, доты, землянки, противотанковые рвы, воронки от авиабомб, сохранившиеся до наших дней, деревья и здания, израненные осколками снарядов и мин.

47 Экскурсионные фирмы на рынке туристических услуг

В зависимости от характера операций и специализации экскурсионной фирмы (или экскурсионного отдела в туристско-экскурсионной фирме) ее управленческая структура принимает соответствующие формы.
На рынке туристских услуг функционируют 4 вида организаций:
1. производящие собственную продукцию (экскурсионные организации);

2. посреднические (при организации туров с фирмами-партнерами);

3. поставщики (музеи, точки питания, транспортные хозяйства и т. д.);

4. торговые (турагентства, бюро реализации продукта и услуг и др.).

На рынке услуг, фирм, выполняющих какую-то одну из перечисленных выше функций, почти не существует.
Многие организации совмещают две или три функциональные роли по организации обслуживания экскурсантов.
Организации, занимающиеся созданием и предоставлением экскурсионных услуг, называются экскурсионными фирмами.
В крупных туристскоэкскурсионных организациях данные функции выполняют разные отделы, в том числе экскурсионные и методические.
В малых и средних организациях может функционировать один отдел - экскурсионно-методический - или эта деятельность осуществляется группой методистов.
Существуют и самостоятельные экскурсионные фирмы, деятельность которых направлена на создание и проведение экскурсий, а также на предоставление других туристско-экскурсионных услуг. Направленность деятельности туристско-экскурсионного учреждения определяется характером туризма, который бывает:

  • внутренним активным (прием и обслуживание туристов и экскурсантов, а также местного населения);
  • въездным активным (прием и обслуживание иностранных туристов и экскурсантов);
  • внутренним пассивным (отправка экскурсантов на обслуживание в другие туристско-экскурсионные фирмы);
  • выездным пассивным (отправка экскурсантов на обслуживание за пределы государства).

Для принимающих фирм характерна связь с организациями туристской индустрии, которые являются исполнителями услуг для приезжающих туристов и экскурсантов (музеи, транспортные компании, точки питания и др.), и с турфирмами - поставщиками туристов и экскурсантов. Для принимающих турфирм также характерно предоставление туристско-экскурсионных услуг местным жителям.
Основная цель направляющих фирм - привлечение местного населения для выездных (загородных) экскурсий и связи с туристско-экскурсионными фирмами-партнерами или другими специализированными предприятиями (музеями, театрально-зрелищными учреждениями и т. д.).

48 Особенности проведения исторических и историко-революционных экскурсий

В настоящее время историко-революционные экскурсии практически не находят места в экскурсионной практике, хотя подтемы на историко-революционную тематику сохранились в ряде обзорных экскурсий. Но в классификацию тематических экскурсий сегодня следует добавить группу экскурсий на религиозные темы, которые получают все большее распространение в туристско-экскурсионных организациях с начала 90-х гг.
Каждая из перечисленных тематических групп, в свою очередь, подразделяется по содержанию на определенные подгруппы.
Исторические экскурсии могут быть разделены на подгруппы, в которых освещается конкретный период истории края. Кроме того, они подразделяются на историко-краеведческие, археологические и этнографические.
Военно-исторические экскурсии подразделяются на следующие подгруппы: по памятным местам, где происходили военные события, с показом военно-инженерных сооружений – крепостей, башен, мостов, рвов, земляных валов и др.; по местам, связанным с подвигами народных героев; в военно-исторические и мемориальные музеи.

Экскурсии на военно-историческую тему могут посвящаться как истории войны или отдельной военной компании, так и конкретному историческому событию или подвигу.

Цель всех этих экскурсий - воспитание любви к Родине, патриотизма, уважение к прошлому, истории страны.

Принцип построения военно-исторических экскурсий - хронолого-тематический. Все экскурсии строятся на показе конкретных событий, которые произошли в данной местности. Именно для того, чтобы увидеть историческое место, узнать о тех событиях, которые здесь проходили, приезжают экскурсанты.

Среди методических приемов показа чаще всего используется прием реконструкции. Места сражений спустя много лет стали совершенно иными, поэтому перед экскурсоводом стоит задача зрительно воссоздать памятное место таким, каким оно было в годы военных действий и, ориентируясь на какой-нибудь сохранившийся след дерево, ров, траншею, а затем воссоздать и само событие.

49 Организация методической работы в туристско-экскурсионной фирме

Одним из звеньев работы туристско-экскурсионного предприятия является экскурсионно-методический отдел, деятельность которого представляет собой комплекс постоянно проводимых мероприятий, направленных на выполнение конкретных задач: разработку новых экскурсий, обеспечение их глубоким содержанием, совершенствование методики и техники их проведения, подго­товку экскурсионных кадров.
Структура экскурсионно-методического отдела состоит из самого отдела в I составе старшего методиста (менеджера), методистов, методических секций экскурсоводов и общественного совещательного органа - методического совета и методического кабинета. Каждый имеет определенные задачи.
Методисты отдела разрабатывают методическую документацию, занимаются подготовкой и повышением квалификации экскурсоводов, обобщают и рас­пространяют опыт лучших работников, осуществляют контроль за работой экскурсоводов, работают в составе методического совета, руководят работой методического совета.
Важную роль в работе отдела играют экскурсоводы, реализующие туристско-экскурсионный продукт.
Работа экскурсовода состоит из нескольких частей. Первая - проведение экскурсии и путевой экскурсионной информации. Вторая - самостоятель­ная подготовка к экскурсиям и повышение квалификации. Третья - работа в методической секции экскурсоводов, участие в разработке новых экскурсион­ных тем, переработке уже действующих; повышение квалификации.
Основным организационным звеном в работе экскурсоводов является мето­дическая секция, которая создается по тематическому принципу (историчес­кая, искусствоведческая, литературная). Если число экскурсоводов невелико, то создается одна секция (краеведческая).
Работа секции строится согласно годовому плану и включает основные направления деятельности (разработку новых тем экскурсий, совершенство­вание содержания экскурсий).
Содействует повышению теоретического уровня экскурсий, совершенство­ванию методической работы - методический совет, который является обще­ственным совещательным органом. Он принимает участие в подготовке и про­ведении конференций, семинаров, совещаний.
Справочно-консультативную помощь в деятельности экскурсионно-мето­дического отдела оказывает методический кабинет.

50 Этапы развития экскурсионного дела в РБ

51 Прием локализации событий в экскурсиях

Использование приема зрительной реконструкции предполагает наличие знаний, профессионального ма­стерства (например, умения «нарисовать» картину преж­него вида здания).Кроме того, экскурсовод должен проявить определенную настойчивость, что находит от­ражение в его рекомендациях: «Представьте себе, что на этом место сто лет назад возвышалось здание» или «Уберите мысленно весь третий этаж, который был достроен позднее».

В ходе зрительной реконструкции некоторых объек­тов экскурсанты получают 5-6 таких указаний, которые подкрепляются наглядными пособиями из «портфеля экскурсовода», ссылками на ранее виденные ими объек­ты, чтением письменных источников (описаний объектов в их первоначальном виде) и т. д.

Прием зрительного монтажа является одним из вари­антов методического приема реконструкции (воссозда­ния). Экскурсовод, используя прием зрительного монта­жа, составляет нужный образ, суммируя внешний облик нескольких зданий или нескольких памятников, а также их отдельных элементов, частей. Эти составные могут быть «заимствованы» из тех объектов, которые в дан­ный момент служат предметом наблюдения для экскур­сантов. В зрительном монтаже могут быть также ис­пользованы фотографии, чертежи, рисунки из «портфеля экскурсовода». В отдельных случаях частью воссозда­ваемого образа становятся здания, сооружения, хорошо известные большинству экскурсантов.

Прием локализации событий. Успех экскурсии во многом зависит от того, насколько конкретен показ, по­лучат ли экскурсанты ясное представление о том, где и как происходило событие, о котором идет речь. Важную роль в подобной конкретизации событий играет методи­ческий прием локализации.

Данный прием получил свое название от термина «локализация», который означает связь события с конк­ретным местом, ограничение действия, явления сравни­тельно небольшим пространством. «Локальный» означа­ет: местный, свойственный определенному месту. Этот прием дает возможность ограничить внимание участни­ков экскурсии известными рамками, приковать их взгля­ды к данной конкретной территории, именно к тому месту, где произошло событие. При изложении материа­ла этот прием предусматривает переход от общего к частному.

52 Рецензирование экскурсионных текстов и методологических разработок

К формам контроля за работой экскурсовода относятся знакомство методистов и руководителей секции с индивидуальными текстами и оценка их содержания, а также проведение пробных экскурсий и оценка их качества.

В экскурсионных организациях проводится рецензирование методических документов, которые являются основой экскурсии. Рецензирование контрольных и индивидуальных текстов, методических разработок способствует повышению качества методической документации. К рецензированию привлекаются квалифицированные специалисты, методический совет. Прослушивание рецензии дает возможность более подробно остановиться на содержании экскурсии, методике ее проведения. Рецензия является более подробной и серьезной формой анализа экскурсии. Обычно ее размер составляет четыре-пять страниц машинописного текста. Организаторами работы по контролю за качеством проведения экскурсий являются менеджеры методических или экскурсионных отделов, а там, где их нет, - руководители методических секций экскурсоводов, старшие методисты и методисты экскурсионных организаций.

Контроль качества предоставления услуг. Закон РФ «О защите прав потребителей» от 9 января 1996 г. и условия сертификации предусматривают ответственность за качество и количество предоставляемых экскурсанту услуг, за безопасность его жизни, здоровья и за сохранность имущества во время туристско-экскурсионного обслуживания. Поэтому определенная степень ответственности должна лежать на экскурсионной фирме, занимающейся обслуживанием приезжающих и местных экскурсантов.

53 особенности подготовки и проведения экскурсии в православных храмах

Подготовка экскурсии по храму, как и любой другой экс­курсии, начинается с определения цели. Цель - это то, к чему стремится экскурсовод при проведении экскурсии, иде­альное, мысленное предвосхищение результатов его просве­тительской деятельности. Цель определяет выбор экскурси­онных объектов, маршрут экскурсии, подбор литературных источников и текстов для цитирования. Четко сформулиро­ванная цель оказывает определяющее влияние на все содер­жание экскурсии.
Объекты в православном храме

Экскурсия по православному храму включает в себя мно­жество объектов показа, в том числе колокольню, захороне­ния в церковной ограде, святые источники, если таковые имеются.

Основные объекты показа - это иконы, представляющие собой живописные изображения, как правило, на дереве Иису­са Христа, Богоматери и святых. Иконописный канон уста­навливает черты святых, детали сюжета и атрибуты мучени­ческой кончины. Помимо писанных красками, бывают ико­ны резные и отлитые из металлов.

Иконостас, Распятие Мощевик Гроб Господень Плащаница Потир (Святая Чаша)
Престол Антиминс Хоругвь Купель Фреска Солея, Панихидный стол

Экскурсоводу необходимо хорошо знать предназначение всех вышеперечисленных церковных предметов, а также та­ких атрибутов, как паникадило, рака, дароносица, дарохра­нительница и ряда других, упоминания которых постоянно присутствуют в экскурсиях по храмам.

54 Организация автобусных экскурсий

Транспортные (автобусные) экскурсии – состоят из нескольких тематических частей: анализа экскурсионных объектов на остановках с выходом группы из автобуса и путевой информацией, связанной с характеристикой памятников истории и культуры, мимо которых продвигается группа. Транспортная (автобусная) экскурсия позволяет комплексно осветить ресурсы, находящиеся на значительном расстоянии друг от друга, выбрать нужный для осмотра ракурс, подъехать к объекту, осмотреть его, не покидая транспортное средство.

В советское время существовала традиция использования для проведения экскурсий и других транспортных средств: троллейбусов, трамваев, речных теплоходов, железнодорожные поездов, самолетов. При наличии подобных экскурсии и сейчас, наиболее удобным и распространенным транспортным средством продолжает оставаться автобус.

Общими признаками для всех экскурсий являются:

1. Протяженность по времени проведения от одного академического часа (45 мин) до одних суток.

2. Наличие экскурсантов (группы или индивидуалов).

3. Наличие экскурсовода, проводящего экскурсию.

4. Наглядность, зрительное восприятие, показ экскурсионных объектов на месте их расположения.

5. Передвижение участников экскурсии по заранее составленному маршруту.

6. Целенаправленность показа объектов, наличие определенной темы.

7. Активная деятельность участников (наблюдение, изучение, исследование объектов).

Отсутствие хотя бы одного из названных выше семи признаков лишает права называть проводимое мероприятие экскурсией.

Помимо этих общих признаков у каждого вида экскурсий есть свои специфические признаки.

У автобусных - обязательный выход из автобуса для осмотра памятников;

55 Организация работы методического кабинета в экскурсионной фирме

Руководство методическим кабинетом экскурсионной фирмы возлагается на одного из работников методического отдела. Задача методического кабинета - проведение справочно-консультативной работы, оказание помощи экскурсоводам, методистам и другим работникам в подготовке и проведении экскурсий. Его работа направлена на улучшение содержания экскурсий. Кабинет подбирает методические материалы (контрольные и индивидуальные тексты экскурсий и путевой экскурсионной информации, методические разработки, рефераты, доклады экскурсоводов, инструктивно-методические письма и рекомендации и др.); комплектует библиотеку краеведческой, экскурсионно-методической, педагогической, справочной и другой литературой. В кабинете находятся учебные программы и планы подготовки и повышения квалификации экскурсоводов, тур-агентов и руководителей туристско-экскурсионных групп, комплекты материалов для тематических экскурсий, наглядные пособия (географические карты, коллекции, диаграммы, таблицы о развитии города, области, края, диафильмы, диапозитивы, буклеты, проспекты, «портфели экскурсоводов»), методические и справочно-информационные материалы по темам экскурсий, картотеки (паспорта) на памятники истории и культуры, а также на природные объекты и памятные места.
Методический кабинет выпускает бюллетени с обобщением опыта работы экскурсоводов, турагентов, организует выставки методических материалов, составляет каталоги литературы. Функции кабинета не сводятся к сбору, систематизации и хранению материалов. Здесь организуются лекции, встречи с ветеранами труда и войны, деятелями науки и культуры, устные журналы, читательские конференции, библиографические обзоры, групповые и индивидуальные консультации для экскурсоводов, турагентов. В кабинете создаются условия для самостоятельной работы экскурсоводов и методистов. Кабинет оборудуется столами для чтения и конспектирования, стеллажами для хранения литературы и справочно-методического материала.
В деятельности методического кабинета используются наглядные формы справочно-консультационной работы: стенды, отражающие маршруты экскурсий и экскурсионные возможности края, а также стенды в помощь экскурсоводам («Это полезно знать», «Календарь знаменательных дат»).

56 Демонстрация наглядных средств во время экскурсии

В экскурсии используется прием демонстрации наглядных пособий, включенных в "портфель экскурсовода". Наиболее широкое распространение получил иллюстрационный прием. Например, рассказ экскурсовода о флоре и фауне данного края сопровождается показом фотографий растений и животных.

Эффективен и комментирующий прием. В этом случае показ экспоната предшествует рассказу. Рассказ является лишь пояснением к экспонату из "портфеля". Например, показ изображения корабля в разрезе сопровождает рассказ об его устройстве; при показе здания демонстрируется фотография его внутреннего убранства с последующими комментариями экскурсовода и др.

Применяется прием контраста, когда фотография (или рисунок) показывается для того, чтобы убедить экскурсантов в том, как изменилось историческое место (площадь, улица, здание), которое они в данный момент осматривают. Фотография и рисунок контрастируют с наблюдаемым объектом. Прием построен на сравнении зрительно воспринимаемой информации.

Важным резервом повышения действенности экскурсии является использование технических средств пропаганды - эпидиаскопа, фильмоскопа, магнитофона, киноаппаратуры и др. С их помощью глубже раскрывается тема, усиливается зрительный ряд экскурсий. Для показа несохранившихся зданий, сооружений, памятников используются диапозитивы и диафильмы. Эпидиаскоп также позволяет проецировать на небольшой экран, установленный в передней части салона автобуса (на кабине водителя), карты-схемы, копии документов, рукописей, фотографий, художественные открытки. В экскурсионных учреждениях разработана определенная методика технических помощников.

Могут быть прослушаны выступления участников событий в магнитофонной записи. При следовании группы по местам, где жили и творили выдающиеся писатели, поэты, композиторы, в экскурсию включают исполнение их произведений в звукозаписи. Такие музыкальные и литературные записи не должны быть длительными. Они являются частью экскурсии, подчинены ее теме и не представляют собой самостоятельного мероприятия.

57 Методики проведения экскурсий для иностранных граждан

ЗНАНИЕ ЯЗЫКА!

Важное условие успешного проведения экскурсии – владение экскурсоводом искусством слова, свободное изложение материала. Это предъявляет определенные требования к культуре речи экскурсовода: во-первых, речь должна быть построена грамотно, логично; во-вторых, чтобы дать наиболее полное представление об объектах, исторических событиях, конкретных лицах, речь должна быть точной и в то же время образной, что достигается умелым использованием сравнений, цитат, ярких эпитетов, метафор, пословиц, поговорок. Речь должна быть экономной. Экскурсоводу следует заранее тщательно продумать свою речь, найти нужные слова и точные формулировки для анализа экскурсионных объектов и рассказа о связанных с ними событиях.

Экскурсовод должен тщательно отбирать специальные термины и иностранные слова и в совершенстве владеть техникой речи: четкостью дикции, правильным произношением звуков. Следует избегать монотонности рассказа, так как эмоциональное изложение материала содействует повышению внимания экскурсантов, более глубокому восприятию темы в целом.

Методика проведения экскурсий направлена на то, чтобы помочь экскурсантам легче усвоить содержание экскурсий. Делается это с помощью методических приемов, которые делятся на две группы - приемы показа и приемы рассказа, но практика требует применения еще более сложной классификации методических приемов: по их назначению, времени и месту использования и т. д.

Задача методических приемов - обеспечить наилучшую действенность экскурсионного метода сообщения знаний аудитории. Методические приемы могут быть рассмотрены в нескольких аспектах: как оптимальный способ выполнения определенных действий, как средство превращения пассивного осмотра в активное наблюдение объекта экскурсантами; как основа процесса трансформации устной информации в зрительную; как основа анализа и синтеза на экскурсии и т. д.

58 Прием панорманого показа в экскурсии

Прием панорамного показа дает возможность экскурсантам наблюдать (например, с панорамной площадки Воробьевых гор в Москве) вид местности. Для панорамного показа могут быть использованы башни, колокольни, крепостные стены, мосты и другие высокие точки, откуда открывается панорама города, поля сражения, долины, реки. Для активизации восприятия экскурсантами широкой картины, открывающейся перед ними, необходимо в наблюдаемой панораме выявить композиционный центр и обратить на него внимание группы. Другая особенность панорамного показа состоит в том, что в поле зрения экскурсантов попадает много объектов. Экскурсовод должен показать те объекты, которые раскрывают тему, перейдя от общего показа панорамы к частному.

59 техника знакомства экскурсовода с группой

Знакомство экскурсовода с группой. Экскурсовод, войдя в автобус, знакомится с группой. Он здоровается с присутствующими, называет свою фамилию, имя, отчество, экскурсионное учреждение, которое представляет, знакомит экскурсантов с водителем автобуса, т. е. начинает экскурсию вступлением.

Важно, чтобы с самого начала экскурсовод подчинил свои действия установившимся правилам общения с группой. Он не сразу начинает говорить. Возникает пауза, которая длится десять-двадцать секунд. Происходит первое знакомство, от него во многом зависят дальнейшие контакты экскурсовода с группой. Экскурсанты постепенно замолкают, поудобнее рассаживаются, их внимание переключается на экскурсовода. Экскурсанты прикидывают, на что способен экскурсовод, что интересного им расскажет, а экскурсовод думает о том, как заинтересовать этих людей, как приковать их внимание к теме.

При правильной организации экскурсионной работы подготовка к ней должна происходить заранее. Делают это организаторы экскурсии или турагенты.

Сюжет экскурсии должен быть заранее известен экскурсанту. Экскурсант должен знать тему экскурсии. Чрезвычайно важно, чтобы рекламная деятельность и покупка экскурсионной путевки были отделены от экскурсии одним-двумя днями. Это существенно в том отношении, что за этот промежуток времени произойдет известная психологическая установка экскурсанта. Он успеет вдуматься и вжиться в сюжет экскурсии.

У каждой темы свое вступление. Если состав группы различен (например, местное население и приезжие туристы, взрослые и дети), у одной и той же экскурсии будут разные вступления. Экскурсовод особое внимание обращает на подготовку и исполнение вступления, которое дает конкретную установку экскурсантам, позволяет установить с ними контакт.

60 техника расстановки группы возле объекта

Расстановка группы у объекта. При разработке экскурсии, как правило, определяется несколько вариантов размещения группы для наблюдения экскурсионного объекта. Делается это на тот случай, когда место, определенное методической разработкой, занято другой группой или когда солнечные лучи светят в глаза, мешая осматривать объект. Бывают и другие причины, мешающие использовать рекомендованное место.

В жаркое время используются возможности для расположения групп в тени. На случай дождя предусматривается вариант размещения экскурсантов под крышей, под кроной деревьев. В отдельных случаях методика требует, чтобы для осмотра объекта было выбрано несколько точек. Все зависит от содержания экскурсии. Например, дальняя точка выбирается тогда, когда объект показывается вместе с окружающей средой. Ближняя – если анализируются отдельные детали здания, сооружения, объектов природы. Эти особенности отражаются в графе «Организационные указания» методической разработки.

Наиболее удобное расположение группы у объекта – полукольцом. Экскурсовод становится у одного из краев полукольца вполоборота к экскурсантам. Чтобы экскурсанты расположились подобным образом, экскурсовод деликатно рекомендует им это сделать, показывая жестом, где и как стать. В практике проведения экскурсий экскурсовод нередко становится в центре полукруга. В этом случае его рассказ лучше слышан всем экскурсантам, не требуется сильно напрягать голос, но при подобной расстановке экскурсовод стоит спиной к объекту, что затрудняет показ, и указывающие жесты экскурсовода не всегда могут быть целенаправленны и точны.

Если у одного объекта одновременно располагается несколько групп, следует сохранить такое расстояние между ними, чтобы экскурсоводы своими рассказами не мешали друг другу, а группы не мешали наблюдению объекта.

Расположение группы у объектов показа, прежде всего, должно обеспечивать безопасность экскурсантов. Особенно это касается тех мест, где рядом ведутся строительные работы, происходит интенсивное движение транспорта, а также в работающих цехах на производственных экскурсиях.

Сообщение на тему «Экологическое воспитание детей дошкольного возраста на целевых прогулках и экскурсиях»

Подготовила воспитатель: Джумагалиева А.Ж.

Экскурсии – один из основных видов занятий и особая форма организации работы по экологическому воспитанию, одна из очень трудоемких и сложных форм обучения.
Проводятся экскурсии вне дошкольного учреждения . Преимущество экскурсий в том, что они позволяют в естественной обстановке познакомить детей с объектами и явлениями природы.
Организация и методика проведения экскурсий
Экскурсии, как форма занятий, проводятся в средней, старшей и подготовительной к школе группах не реже 1 раза в месяц.
По содержанию экскурсии делятся на 2 вида:

    природоведческие (познавательные) экскурсии – в парк, лес, к озеру,

    экскурсии с целью ознакомления с трудом взрослых. (школа, библиотека).

Природоведческие экскурсии целесообразно проводить в одни и те же места в разные времена года, с тем, чтобы показать детям сезонные изменения, которые происходят в природе.
Экскурсию провести значительно труднее, чем занятие в группе, поэтому ее успех зависит от тщательной подготовки воспитателя и детей.
Подготовка воспитателя заключается прежде всего в определении цели экскурсии и отборе программного содержания. Намечает воспитатель экскурсию, исходя из требований программы и особенностей окружающей местности.
Определяя место экскурсии, воспитатель выбирает наилучший путь к нему – не утомительный, не отвлекающий детей от намеченной цели. При определении расстояния до места экскурсии следует исходить из физических возможностей детей. Продолжительность пути до выбранного места (в одну сторону) не должна превышать в средней группе 30 минут, в старшей и подготовительной группах – 40-50 минут. При этом следует учитывать особенности дороги, состояние погоды.
Как бы ни было знакомо воспитателю место экскурсии, необходимо за день, за два до неё осмотреть его. Побывав на месте будущей экскурсии, воспитатель уточняет маршрут, находит нужные объекты, намечает содержание и объем тех знаний, которые должны получить дети о данном круге явлений, последовательность проведения отдельных частей экскурсии, устанавливает места для коллективных и самостоятельных наблюдений, для отдыха детей.
Для того, чтобы экскурсия была интересной, воспитателю надо подготовить стихи, загадки, пословицы, игровые приемы.
Подготовка детей начинается с сообщения воспитателем цели экскурсии. Ребята должны знать, куда пойдут, зачем, что узнают, что нужно собрать. Педагог напоминает детям о правилах поведения на улице, в лесу, в общественных местах. При подготовке к экскурсии нужно обратить внимание на одежду детей. Дети должны быть одеты удобно, в соответствии с погодой и сезоном. В системе подготовительной работы активно используются игры-тренинги, предполагающие включение элементов психогимнастики в различные виды детской деятельности и направленные на формирование адекватной самооценки и навыков конструктивного общения с миром природы, воспитание ценностного отношения к тому, что окружает ребенка.
К экскурсии воспитателю следует подготовить экскурсионное снаряжение и оборудование для размещения собранного материала в уголке природы. Хорошо привлечь к его подготовке детей. Это способствует возбуждению у них интереса к предстоящей экскурсии.
Всё оборудование должно находиться в определенном месте. Перед экскурсией воспитателю необходимо тщательно продумать, какой материал собрать для дальнейшей работы в группе и какое оборудование в связи с этим нужно взять с собой.
Методика проведения природоведческих познавательных экскурсий.
Природоведческая экскурсия включает в себя вводную беседу, коллективное наблюдение, индивидуальное самостоятельное наблюдение детей, сбор природоведческого материала, игры детей с собранным материалом. Порядок частей варьируется в зависимости от цели экскурсии, сезона. Приведя детей к месту экскурсии, следует в краткой беседе напомнить о ее цели, дать детям осмотреться. Основной частью экскурсии является коллективное наблюдение, с помощью которого решаются все основные задачи экскурсии. Воспитатель должен помочь детям подметить и осознать характерные признаки предметов и явлений. Для этого можно использовать различные приемы: вопросы, загадки, сравнения, обследовательские действия, игры, рассказы, пояснения. Уровню познавательной активности способствуют элементы бесед и логические задачи, предлагаемые воспитателями. В качестве примера можно привести вопрос: "Чем береза в парке похожа на березу на вашем участке? " и т. д. Целесообразно использовать именно те из них, которые стимулируют проявление эмоций и чувств детей. Можно спросить у воспитанников, какие добрые слова можно подарить цветам на клумбах парка, с какими пожеланиями обратиться к пернатым друзьям и т. д. Необходимо обращать внимание не только на отдельные природные объекты, но и на экологические сообщества, рассматривая "этажи" парка и водоема, определяя обусловленное взаимодействие между ними, строить логические цепочки связей и зависимостей.
Дидактические игры, проводимые во время экскурсий, необходимо ориентировать на предоставление дошкольникам возможности проявить активную, экологически грамотную позицию по отношению к объектам природы. Темы могут быть следующие: "Помоги дереву", "Осторожно, муравей", "Птицы любят тишину", "Доброе утро" и др.
Небольшие экологические акции расширяют опыт природоохранной деятельности, поддерживают стремление активно и самостоятельно оказывать помощь природным объектам, позволяют испытать чувство гордости от выполненной работы. Во время экскурсий в сквер, парк, к водоему дети совместно со взрослыми могут развешивать кормушки для птиц, высаживать выращенную рассаду на клумбы и цветники, сажать деревья и пр. Самым значимым является то, что во время этих акций дошкольники накапливают эмоционально-положительный опыт общения с природой.
Важное место отводится на экскурсиях вопросам-заданиям, заставляющим детей рассматривать предмет, сравнивать его с другими предметами, находить отличие и сходство, устанавливать связь между различными явлениями природы. При рассматривании объектов следует учитывать, что знания детей будут прочны только в том случае, если они получены в результате активной работы всех органов чувств.
По окончании основной части детям дается возможность удовлетворить их любознательность в индивидуальных самостоятельных наблюдениях и сборе природоведческого материала. Однако при этом не следует забывать об охране природы, сбор материала должен быть строго ограничен и проводиться под руководством или при непосредственном участии педагога.
Во время отдыха детей проводятся игры и игровые упражнения. Дети закрепляют знания о характерных особенностях предмета, выражают словами мнение о качестве предмета, запоминают название растений («Угадай по запаху», «Узнай по описанию», «Ветка, ветка, где твоя детка?», «Раз, два, три, к березе беги!»)
В заключительной части экскурсии воспитатель еще раз обращает внимание детей на общую картину природы.
Главная цель заключительного этапа - подведение итогов экскурсионной работы. Творческие задания позволят ребенку выразить свои впечатления, показать отношение к миру природы. Можно предложить детям совместно с педагогом составить книги сказок. Например, дошкольники могут сочинить рассказ о парке, предположить, какие сказки могла бы поведать им старая ель. Через поступки персонажей, вводимых в эти литературные произведения, можно выразить отношение к различным экологическим ситуациям. Как вариант творческих заданий, воспитатель предлагает составление коллективных коллажей, изображающих надводных и подводных обитателей водоемов, любимых аллей парка и пр.
Конструирование макетов экосистем из природного и бросового материалов поможет детям лучше понять цепочку взаимосвязей и взаимозависимостей, существующих в природе. После каждой экскурсии макет может дополняться, преобразовываться. На основе конкретизированной информации дети выстраивают пищевые цепочки, добавляют новые природные объекты и т. д.
Таким образом, экскурсии помогают расширить представления воспитанников об экологических системах (парков, водоемов), сформировать представления об их "жизни" в течение года, понаблюдать, какие изменения происходят с каждым природным объектом в зависимости от сезона, научиться любить и оберегать окружающую среду.
Начиная со второй младшей группы проводятся целевые прогулки по участку с выходом за его пределы. Учитывая природное окружение д/с, наиболее яркие сезонные явления природы, возможности детей, проведенную с ними работу, воспитатель решает, куда пойти и что посмотреть. Целевые прогулки в отличие от экскурсий кратковременны, и на них решается небольшой объем задач. Дети знакомятся с яркими природными явлениями того или иного сезона: гнездованием птиц, ледоходом. Проводятся целевые прогулки к водоему, на луг. Можно выбрать какой-то один объект для наблюдения и на участке д/с, например, березку и совершать целевые прогулки в разные сезоны, наблюдая и отмечая при этом произошедшие изменения.

Советы по подготовке и проведению прогулок по маршруту:
- прогулка-поход проводится только после тщательного изучения маршрута;
- тщательно продумывается содержание маршрута, похода;
- взрослый вместе с детьми готовит необходимое оборудование, оснащение;
- продумывается одежда детей – удобная и соответствующая погоде;
- о времени проведения похода дети и их родители извещаются заранее;
- желательно уточнить прогноз погоды;
- накануне с детьми проводится беседа о правилах поведения во время движения и в процессе общения с объектами природы;
- взрослые должны хорошо знать ягоды, грибы, растения, растущие в данной местности; должны знать содержание аптечки и правила пользования ею;
- взрослые должны хорошо знать и учитывать индивидуальные и физические возможности детей (движение должно быть в определенном ритме, равнении на самого слабого участника, ходьба не должна быть однообразной);
- план и маршрут согласовывают с медработником, заведующей, заместителем заведующей;
- взрослые должны хорошо знать и соблюдать правила дорожного движения.

Памятка для воспитателей по организации экскурсий и целевых прогулок
Пешеходные прогулки должны быть рассчитаны на 30 минут ходьбы в одну сторону. В таком походе крепнут силы детей, развивается выносливость, способность преодолевать трудности, упражняется воля и настойчивость. Воспитатель заранее намечает маршрут, на котором ровная дорога чередуется с разнообразными естественными препятствиями: склоны, бревна, пеньки, канавки, мостик и т.д. места для привалов и место для разбивки лагеря.

В таких походах принимают участие музыкальный руководитель, мед.сестра. Составляется конспект. В нем указывается: с какой группой проводится поход и на какое расстояние, место и время отправления, путь следования.

Во время пешеходных прогулок надо так организовать детей, чтобы они могли идти не только в парах, но и свободно, группами по 3-4 человека. На дороге должны встречаться препятствия: поваленное дерево, низко нависшие ветки, ручей и т. д.

Природное окружение всегда можно использовать для упражнения в прыжках: спрыгивать с плоских камней, с пеньков (не выше 50 см.). Для прыжков в длину использовать ширину тропинок, канавки. Прыгать в высоту можно через прутик, положенный на два соседних пенька, через невысокие пеньки. Для перелезания использовать бревна, поваленные деревья, низко нависшие ветки для подлезания.

Надо стремиться на каждой прогулке, упражнять детей во всех видах основных движений, используя для этого сочетание естественных условий со специальными пособиями. Например: идти между двумя линиями, подбрасывать мяч вверх и ловля его руками, дойдя до камня, положить мяч возле него, встать на камень, спрыгнуть, пройти на четвереньках до обруча (сплетен из веток), пролезть в него, подбежать к ветке с подвешенным колокольчиком, подпрыгнуть и позвонить.

Во время пешеходной прогулки организовать с детьми сбор природного материала, который можно использовать на занятиях по конструированию в трудовой деятельности.

После такой прогулки детям предлагают сделать зарисовки, проводятся беседы об увиденном.

При разбивке лагеря желательно предусмотреть телефонную связь, а площадь лагеря ограничить гирляндами из флажков, цветов и т.д. При организации малого туризма предусмотреть меры, обеспечивающие охрану жизни и здоровья детей.
ПРИМЕЧАНИЕ: Длительность маршрута увеличивать постепенно, придав ему игровую форму – “Туристический поход”. Составить свою небольшую туристическую песню.
Перед выходом в поход провести инструктаж – как вести себя в походе. На привалах организовывать отдых детей: песни, хороводы, соревнования, чтение и рассматривание книг и др.
Туристическое снаряжение :
Головной убор (шляпа, шапка, панама), спортивный костюм, кеды или кроссовки. Необходим рюкзак, посуда, игрушки, спортивный инвентарь (мяч, кегли, скакалки и др.); обязательно возьмите с собой аптечку и питьевую воду. Можно взять с собой музыкальные инструменты

ЛИТЕРАТУРА:

    Богина Т.Л.: «Режим дня в детском саду» - М.: «Просвещение», 1987г.

    Каменева Л.А.:«Как знакомить дошкольников с природой» - М.: «Просвещение», 1983г.

    Каменева Л.А.:«Методика ознакомления детей с природой в детском саду» - М.: «Просвещение», 1991г.

    Лучич М.В.: «Прогулки с детьми в природу» - М.: «Просвещение», 1969г.

    Мазурина А.Ф.:«Наблюдения и труд детей в природе» - М.: «Просвещение», 1976г.

    Фролов В.Г.: «Физкультурные занятия, игры и упражнения на прогулке» - М.,«Просвещение», 1986г.

    Фролов В.Г.: «Физкультурные занятия на воздухе с детьмидошкольного возраста» - М.,«Просвещение», 1983г.

    Слайд 2

    Педагогически организованная форма активного отдыха детей на свежем воздухе, с целью укрепления здоровья детей, развития его умственных и физических способностей. - элемент режима, дающий возможность детям удовлетворить свои потребности в движениях через подвижные игры, трудовые процессы и разнообразные физические упражнения. Прогулка

    Слайд 3

    Виды прогулок

    Слайд 4

    Слайд 5

    Кратность проведения выходов за пределы ДОУ

  • Слайд 6

    Длительность Для пребывания детей на свежем воздухе отводится примерно до двух-трех часов в день. Летом это время увеличивается до трех-четырех часов. Режим дня детского сада предусматривает проведение дневной прогулки после занятий и вечерней - после полдника. Летом приём детей осуществляется на улице. Время, отведенное на прогулки, должно строго соблюдаться.

    Слайд 7

    Организация И проведение Целевых прогулок Основная форма организации детей, имеющая небольшой объём задач, для ознакомления детей с ярким природным явлением сезона. Это - та же прогулка, но с определенной целевой установкой.

    Слайд 8

    Слайд 9

    Организация

    Проводят в определённые часы, по заранее составленному в соответствии с программой плану. Методы: наблюдение натуральных объектов, труда взрослых, дидактические игры, работа с картинами, чтение художественных произведений, рассказы, беседы и т.д. Игры:с естественным материалом – песок, листья, снег, вода, ветер. Объекты: ближайшие места (парки, пруды, скверы, бульвары) В старшей группе – школа.

    Слайд 10

    Подготовка и проведение

    Заранее посетить место, определить объект, материал для сбора, переноса растений, как одеться. - Организация детей: всё ли взяли и правила поведения. - На месте: подвигаться, побегать, посидеть. -Дать почувствовать природу. - Наблюдение – центральное место. - Следить за правилами сбора растений. Перед возвращением отдохнуть 5-10 мин. Спокойная игра или разбор собранного материала

    Слайд 11

    Тематика

    Шишки для поделок, Цветы для гербария, Гнездование грачей, Красивые цветы на нашей клумбе Наш огород Осеннее дерево Листопад Скворцы прилетели Ёлочка, ёлка Снегопад Чей след Подкормим птиц Какими стали деревья Пришла весна Наши птицы Капель Что подарит нам весна Солнышко на травке Белые кораблики Гуляем, но деревья не ломаем Что за птица Сосульки Игры детей зимой

    Слайд 12

    Организация И проведение экскурсий Экскурсия – организованный, сопровождаемый объяснениями показ чего-либо Это вид занятий, при котором обучение проводится на натуральном естественном или производственном объекте. Экскурсии выдвигают не один предмет, а явления живой действительности в их неизбежном взаимоотношении.

    Слайд 13

    Значение

    Возникновение эстетических чувств. Физическое развитие. Возникновение интереса. Обогащение словаря Развитие грамматического строя речи. Формируется культура речевого общения.

    Слайд 16

    Длительность

    Слайд 17

    Перспективный план

    Тема Объект Программное содержание Календарный план Тема Объект Оборудование и материал План – конспект Оформление результатов

    Слайд 18

    Схема написания заявления

    Дата Группа Количество детей Количество сопровождающих Время ухода Время возвращения подпись Прикладывается маршрутный лист

    Слайд 19

    Подготовка

    Ознакомление с объектом Определение экскурсовода Тщательный подбор методов и приёмов, материала, экскурсионного снаряжения Определение и изучение маршрута Проведение предварительной беседы с детьми Накануне: Осмотр места накануне Одежда детей Всё ли взяли Правила поведения Написание заявления

    Слайд 20

    Проведение природоведческих экскурсий

    Вводная беседа, Коллективное наблюдение, Индивидуальное, самостоятельное наблюдение, Сбор природоведческого материала, Игры с собранным материалом Можно развесить кормушки, высадить цветы на клумбу, посадить деревья Дидактические игры Вопросы – задания Подведение итогов

    Слайд 22

    Подведение итогов

    После возвращения с экскурсии собранный материал помещают в уголке природы. Через 2-3 дня воспитатель проводит занятие с использованием собранного материала, рисование, лепку, дидактические игры с природным материалом, читает художественную литературу, заслушивает рассказы детей о том, где были и что делали. В заключении проводится обобщающая беседа, в ходе которой, воспитатель задаёт вопросы детям так, чтобы восстановить весь ход событий. Можно сочинить рассказ. Составить книгу сказок, составление коллажей, конструирование макетов экосистем

    Слайд 23

    отдых

    Игры и игровые упражнения: «Угадай по запаху», «Узнай по описанию», «Раз, два, три к берёзе беги!», «Ветка, ветка, где твоя детка?»

    Слайд 24

    Темы экскурсий в помещении ДОУ

    Для детей 3-4 лет. Наша спальня, для чего она служит, что в ней находится; кроватка, оборудование кровати, номенклатура принадлежностей, назначение каждой вещи, уход за кроватью и т. п. Для детей 5-6 л е т. То же в более глубокой проработке с добавлением. Живой материал в нашем детском саду; назначение каждой комнаты и их взаимное расположение; куда выходят окна комнат, сравнение комнат по величине и другим признакам; наше паровое отопление, батареи, их расположение, значение, время топки (упражнение термического чувства) и другие, обусловленные особенностями помещения. Для детей 6-7 лет. Рояль. Телефон. Телевизор. Плита (обыкновенная и газовая). Что украшает детский сад. Выбирая тему для экскурсии, педагог не должен забывать, что все, с чем ребенок знакомится сам, связано с запросами окружающей его жизни и его развивающейся личности. Выдвигая тот или другой предмет или явление для наблюдения с детьми, педагог должен отдавать себе отчет, чем этот выбор обусловлен, как он связан с общей жизнью и интересами детей. Другими словами: зная, какие возможны объекты для экскурсии, нужно выбрать тему, что согласовывается с местными условиями.

«Организация и проведение целевых прогулок и экскурсий в летний период».

Замечательным отдыхом в летний период, а также способом познания окружающего мира и себя в нём станут для детей прогулки - походы, экскурсии, целевые прогулки. Естественные природные условия подарят дошкольникам массу впечатлений и будут способствовать совершенствованию движения.

Каждой прогулке-походу, целевой прогулке и экскурсии предшествует предварительная работа с дошкольниками. Так, воспитатель не только проводит цикл бесед, игр, занятий, на которых дети получают необходимую информацию, овладевают специальными терминами, но и активизирует знание правил дорожного движения на случай, если маршрут прогулки-похода пересекает автомобильные дороги.

Медицинская сестра дошкольного учреждения формирует группы детей на основе состояния их здоровья и уровня физического развития, комплектует специальную походную аптечку, проводит совместно с воспитателем беседы о правилах безопасного поведения в природных условиях, способах оказания первой медицинской помощи.

Перед проведением прогулки-похода, экскурсии, целевой прогулки дошкольникам сообщается цель предстоящей деятельности, с тем, чтобы вызвать у них интерес. Дети должны знать, куда пойдут, зачем, что увидят.

При подготовке прогулки-похода, экскурсии, целевой прогулки нужно обратить внимание на одежду детей. Она должна быть легкой дети должны одеваться с учетом погоды и сезона. Содержание прогулок-походов, целевых прогулок, экскурсий зависит от выбранной тематики. Если позволяет погода, воспитатель может организовать наблюдения за насекомыми, птицами, сбор природного материала.

В июне пышно цветут травы: колокольчики, ромашки, гвоздики, клевер и другие растения. Чтобы познакомить с их разнообразием, красотой организуются 3-4 целевые прогулки. Детям нужно показать подорожник, вьюнки, гусиную лапчатку. Рассказать почему мы их так называем. Колокольчики привлекают внимание детей. Интересно наблюдать как на ночь и перед дождём колокольчики смыкают лепестки. На целевых прогулках внимание детей обращают на красоту окружающей природы. Дети с наслаждением ощущают разнообразие запахов, форм, цвета листьев и цветков растений. После таких целевых прогулок на луг хорошо прочесть книги: «На лугу» Г. Ганейзер; «Наши цветы» Е. Серовой.

В течение лета проводят несколько целевых прогулок в лес. Во время прогулки в лес дети собирают ягоды, находят кустарники и травянистые растения: кипрей, иван-да-марья. Здесь же надо обязательно рассказать о ядовитых растениях: вороний глаз, бузина, волчье лыко и др. Знание детей о растениях леса можно уточнить и расширить при чтении книги «Цветы леса» М.М. Соколова-Микитова. Начиная со второй младшей группы, проводят целевые прогулки, с выходом за пределы участка детского сада: к водоёму, на луг и т.д. На этих прогулках малышей знакомят с яркими природными явлениями. На прогулках воспитатель может ознакомить ребят с теми явлениями природы, представление о которых складывается длительное время.

Один из видов занятий по ознакомлению детей с природой - экскурсия. Во время экскурсии ребенок может в естественной обстановке наблюдать явление природы, сезонные изменения, увидеть, как человек преобразует природу в соответствии с требованиями жизни и как природа служит людям.

Экскурсии делятся на природоведческие и сельскохозяйственные. Природоведческая включает вводную беседу, коллективное наблюдение индивидуальные самостоятельные детские исследования и сбор природного материала, игры детей с собранным во время отдыха материалом, заключительную часть, где воспитатель, подводя итог, обращает внимание детей на общую картину природы.

Основная часть экскурсии - коллективное наблюдение. Здесь решаются основные задачи. Воспитатель помогает детям подметить и осознать характерные признаки предметов и явлений. Это достигается использованием различных приёмов (вопросы, загадки, стихи, обследовательские действия, игровые приёмы). Воспитатель дополняет наблюдения своим рассказом и пояснением.

Полезно в процессе наблюдения использовать детскую художественную литературу. По окончанию основной части надо дать детям возможность удовлетворить любознательность в индивидуальных и самостоятельных наблюдениях и сборе природоведческого материала. Однако, давая задание собрать материал, следует строго ограничивать его количество, с тем чтобы сосредоточить внимание ребят только на определённых растениях или животных, кроме того, решать задачи бережного отношения к природе.

Во время отдыха собранный материал сортируют, раскладывают, используют для игр и упражнений. В играх: «узнай по запаху», «узнай по описанию», «найди растение по листу», «ветка, ветка, где твоя детка?» - дети закрепляют знания о характерных особенностях предметов, выражают словами их качество, запоминают название растений и их частей.

Сельскохозяйственные экскурсии разнообразны: в поле, на луг, в сад, на огород, в оранжерею и т.д. Такие экскурсии дают возможность наглядно показать, как человек воздействует на природу , как выращивает растения и животных. Своеобразие этих экскурсий состоит в том, что ребенок может наблюдать и деятельность человека, и природу, на которую он воздействует.

Экскурсии на сельскохозяйственные объекты начинается с предварительной беседы. В заключение экскурсии обобщаются впечатления о работе на донном объекте.

При проведении прогулок-походов, экскурсий, целевых прогулок с детьми педагоги должны соблюдать определенные правила безопасности.

Во-первых, предстоящий маршрут тщательно изучается и утверждается у заведующей ДОУ.

Во-вторых, четко планируется содержание мероприятия и подбирается соответствующее оборудование. В набор необходимого снаряжения входит легкие индивидуальные рюкзачки, свежая питьевая вода, одноразовые стаканчики по количеству детей и взрослых, мыло, салфетки, атрибуты для организации дидактических игр, самостоятельной деятельности дошкольников. На случай, если придётся очистить место стоянки, стоит взять с собой маленькие грабли, лопатки и пакеты для мусора.

В-третьих, обязательно наличие аптечки. Каждый взрослый, сопровождающий группу детей, должен хорошо знать её содержимое и уметь им пользоваться.

В-четвертых, одежда и обувь всех участников должна соответствовать сезону и погодным условиям.

Данные формы работы позволяют формировать у детей навыки поведения на природе, развивать способности удивляться и удивлять, воспитывать заинтересованное и бережное отношение к окружающей среде, знакомить с достопримечательностями родного города.

2. Начиная со второй младшей группы проводятся целевые прогулки по участку и с выходом за его пределы. Учитывая природное окружение детского сада, наиболее яркие сезонные явления природы, возможности детей, проведенную с ними работу, воспитатель решает, куда пойти и что посмотреть. На такой прогулке выделяется основная задача - ознакомление детей с явлением или объектом природы для расширения и уточнения детских впечатлений.

Целевые прогулки кратковременны, и на них решается небольшой объем задач. Дети знакомятся с яркими природными явлениями того или иного сезона, например гнездованием грачей, ледоходом. Проводятся целевые прогулки к водоему, на луг, на пастбище и т.д. Кроме того, организуются прогулки, познавательное содержание которых ограничено (сбор ягод, цветов).

Целевые прогулки могут носить познавательный характер, например прогулка к месту гнездования грачей и др.

Планируя целевую прогулку за пределы дошкольного учреждения, оба взрослых должны хорошо узнать место, где будут останавливаться дети, предусмотреть все необходимое в пути, чтобы ничто не угрожало жизни малышей. Младший воспитатель сопровождает детей в целевых прогулках, может подключиться и старший методист дошкольного учреждения.

Основной целью прогулок может быть и организация детской деятельности в природе, например сбор ягод в лесу (средняя группа), сбор цветов на лугу (с малышами).

Следует помнить, что при организации целевых прогулок с маленькими детьми важной является эмоциональная сторона.

На прогулках к наблюдениям могут привлекаться не все дети в зависимости от воспитательных задач; наблюдения по инициативе детей всемерно поощряются. В старшей и подготовительной к школе группах все большее значение приобретают длительные и систематические наблюдения природы.

Экскурсия - один из видов занятий по ознакомлению детей с природой. Во время экскурсии ребенок может в естественной обстановке наблюдать явления природы, сезонные изменения, увидеть, как люди преобразуют природу в соответствии с требованиями жизни и как природа служит им.
Преимущества экскурсий-занятий и в том, что здесь дети имеют возможность видеть растения и животных в среде их обитания. Экскурсия помогает формировать у ребят первичные мировоззренческие представления о взаимосвязях, существующих в природе, материалистическое миропонимание.
По содержанию экскурсии условно делят на два вида: природоведческие - в парк, в лес, на реку, на луг и т. д. , а также в зоопарк, ботанический сад (они проводятся в разные сезоны) ; экскурсии на сельскохозяйственные объекты - в поле, на птицефабрику, в сад, огород и т. д. в целях ознакомления с трудом взрослых.
Организация экскурсий.
Экскурсию как форму занятия используют в средней, старшей и подготовительной группах. Для каждой экскурсии определяют программное содержание, обязательное для усвоения всеми детьми.
Подготовка воспитателя к экскурсии.
Воспитатель, планируя экскурсию, точно определяет тему и цель экскурсии, конкретизирует программное содержание, намечает объект экскурсии. Важно выбрать дорогу до места, которая не была бы утомительной, не отвлекала детей от намеченной цели. Определяя место экскурсии, надо учитывать физические возможности детей (пешеходные экскурсии для маленьких детей допустимы только на близкое расстояние) , а также сезон, особенности дороги, состояние погоды. Заранее побывав на месте будущей экскурсии, воспитатель уточняет маршрут, находит нужные объекты. После этого намечает последовательность наблюдений, содержание и объем тех знаний, которые должны получить дети о данном круге явлений; устанавливает, где они могут самостоятельно вести наблюдение и отдыхать.
Предварительное ознакомление с местом будущей экскурсии дает возможность не только уточнить и конкретизировать план, но и продумать приемы ее проведения. Чтобы экскурсия была интересной, воспитатель заранее подбирает стихи, загадки, пословицы, которые затем использует в работе.
Подготовка детей к экскурсии.
За несколько дней до экскурсии воспитатель проводит с детьми небольшую беседу, с тем чтобы вызвать у них интерес к предстоящему занятию, оживить впечатления и представления, которые могут быть полезными в ходе экскурсии, сообщает ее цель. Дети должны знать, куда пойдут, зачем, что увидят, что нужно собрать.
При подготовке к экскурсии нужно обратить внимание на одежду детей. Они должны одеваться с учетом погоды и сезона. Хорошо привлечь детей к подготовке вместе с воспитателем экскурсионного снаряжения и оборудования для размещения собранного материала к уголке природы и на участке детского сада. Эта работа повышает их интерес к предстоящему занятию.

THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама