THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама

Мусаляева Н.О., воспитатель

МБДОУ детский сад № 391

г.Екатеринбурга

Организация продуктивной деятельности дошкольников.

Что такое продуктивная деятельность дошкольника?

Продуктивная деятельность дошкольника - деятельность ребенка с целью получения продукта (постройки, рисунка, аппликации, лепной поделки и т.п.), обладающего определенными заданными качествами. Основными ее видами являются конструктивная и изобразительная деятельность. Она формируется в дошкольном возрасте и, наряду с игрой, имеет в этот период наибольшее значение для развития психики ребенка, т.к. необходимость создания продукта теснейшим образом связана с развитием его когнитивных процессов, эмоционально-волевой сферы, умений и навыков. Развитие продуктивной деятельности дошкольника определяется наличием у ребенка умения добиваться нужного результата, как по заданному образцу, так и при создании и последовательном воплощении собственного замысла. Маленьких детей привлекает не столько результат, сколько сам процесс деятельности, однако, под влиянием обучения и воспитания постепенно формируется направленность на получение результата в ходе овладения собственной деятельностью. Продукты детской деятельности в значительной мере отражают представления ребенка об окружающем и его эмоциональное отношение к миру. Особенности процесса детской деятельности и ее продуктов могут быть использованы в диагностике развития умений, навыков ребенка, уровня развития его когнитивных процессов, сформированности умения планировать свою деятельность .

Процесс развития дошкольника многосторонен, и одни из важнейших ролей в нём играют продуктивные виды деятельности. Вместе с играми они сливаются в общий комплекс работы, посвященной дошкольному образованию взрослым поколением. Подобная деятельность приводит к появлению определённого продукта.

Специалисты всего мира проводили с различными категориями детей, ещё не пошедших в школу, многочисленные исследования, которые показали, насколько для этой возрастной категории продуктивная деятельность эффективна:

    Было установлено, что продуктивная деятельность благоприятно сказывается на развитии графических навыков, выработке целеустремлённости и настойчивости в процессе овладения разными умениями.

    Занятия именно продуктивной деятельностью способствуют развитию у ребёнка творческого воображения, развивает координацию движений, мускулатуру рук, механизмы мышления (синтез, анализ, умение сравнивать).

    Во время занятий создаются наиболее благоприятные условия для развития необходимых качеств инициативы, пытливости, самостоятельности и любознательности.

    В целом же, заметно всестороннее влияние продуктивной деятельности на воспитание дошкольников.

Под продуктивной деятельностью подразумеваются такие виды деятельности детей:

    изготовление всевозможных поделок;

    изготовление мозаики и аппликаций;

    лепка фигурок из пластилина и глины;

    сборка интересной конструкции всевозможными способами;

    сложные занятия с макетами;

    создание картин красками, карандашами, мелом.

Для детей необходимо создать систему занятий. Если педагог правильно распределит продуктивную деятельность, и все ее виды будут задействованы, результат будет следующим:

Дети будут развиты творчески;

В группе будет отличная психологическая обстановка;

Дошкольники хорошо подготовятся к школьным занятиям.

Чаще всего продуктивная деятельность связывает собой несколько областей, это творчество, социализация, познание, труд, коммуникация, безопасность дошкольников. Художественно-продуктивная деятельность и творчество позволяют развить речь ребенка. Детей необходимо учить говорить красиво, объяснять свои предпочтения более полно и качественно. Кроме этого, дети получают нравственное воспитание, закрепляют знания, полученные в процессе обучения, у них вырабатываются необходимые качества характера: активность, самостоятельность, наблюдательность, целеустремленность, терпение, желание доводить до конца начатое. Продуктивная деятельность улучшает и физическое состояние детей. Они становятся более жизнерадостными, настроение улучшается, повышается общий тонус, характер становится более раскрепощенным и активным. После занятий и на них ребенок активен. Важно сразу правильно формировать его осанку, походку, положение тела, ведь все эти качества в будущем пригодятся пока еще маленькому человечку. Продуктивная деятельность позволяет скоординировать движения, «настроить» вестибулярный аппарат, укрепить мускулатуру. Поэтому, этот вид деятельности невозможно «выбросить» из работы воспитателей, педагов.

Частное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 231 открытого акционерного общества «Российские железные дороги» станции Таксимо

ДОКЛАД

Тема: « Продуктивная деятельность -
как средство развития творческих способностей дошкольников»

Составитель: Заведующий

Детским садом № 231

ОАО «РЖД» ст.Таксимо

К.Д. Ушинский писал: «Основной закон детской природы можно выразить так: ребенок нуждается в деятельности непрестанно и утомляется не деятельностью, а ее однообразием или односторонностью».

Никого не удивляет, что основной деятельностью детей в дошкольный период является игровая, однако, есть ещё один важный вид деятельности – продуктивный. В условиях дошкольного образования продуктивной называют такую деятельность ребёнка под руководством воспитателя, результатом которой является появление какого-либо продукта.
Было проведено много исследований, которые доказали, что именно благодаря продуктивной деятельности у старших дошкольников формируется графический навык, воспитывается настойчивость и усидчивость, целенаправленность, умение планировать свою деятельность, достигать некоторого результата.

Анализ продуктивной детской деятельности- способ исследования детского развития, основанный на изучении результатов продуктивной деятельности детей: рисунков, поделок и т.п. Он применяется как в массовых исследованиях для определения общих закономерностей психического развития, кросс- культурных особенностей и т.п., так и при изучении развития отдельного ребенка в диагностических целях. Наиболее часто как в тех, так и в других целях используются детские рисунки.

Ребенка важно включать в разнообразные виды деятельности и позволять проявиться всем его задаткам и склонностям. Поэтому очень важно в процессе воспитания создавать такие условия, чтобы ребенок мог самореализоваться.
Основными видами детской деятельности дошкольного периода являются игровая и продуктивная. Продуктивной деятельностью в дошкольном образовании называют деятельность детей под руководством взрослого, в результате которой появляется определённый продукт.
В процессе деятельности затронута работа всех органов ощущения и восприятия. Важен фактор эмоциональной реакции на ту или иную деятельность, в которую погружается воспитанник. Заинтересовать дошкольника задача непростая, так как к незнакомым процессам интегрирования он отнесется с недоверием. Поэтому важно показать конечный результат, сделанный вашими руками.
Исследования последних лет показывают, что растёт число детей, имеющих отставание в речевом и личностном развитии. Как известно, речь детей впрямую зависит от тонкой моторики пальцев рук.

Занятия продуктивной деятельностью развивают творческое воображение ребёнка, способствуют развитию мускулатуры руки, координации движений, развивают свойства мышления (анализ, синтез, умение сравнивать).
Продуктивная деятельность как всякая познавательная деятельность имеет большое значение для умственного воспитания детей.
Продуктивные виды деятельности способствуют совершенствованию речи детей, формированию моральных качеств личности: как самостоятельность, инициатива, пытливость, организованность и ответственность при выполнении задания. Она тесно связана с сенсорным воспитанием. Формирование представлений о предметах требует усвоение знаний об их свойствах и качествах, форме, цвете, величине, положении в пространстве.

Все эти виды детской активности играют важную роль в развитии ребенка - дошкольника. Рисование способствует процессу интериоризации, а рисунок является материальной опорой для внутреннего плана деятельности, оно также способствует переходу от символа к знаку. Процесс рисования может являться средством психотерапии (вид арт-терапии). Все виды продуктивной деятельности могут использоваться в целях психодиагностики индивидуальных и возрастных особенностей психического развития детей. Продуктивная деятельность развивает когнитивные процессы ребенка. Рисование дает возможность выразить на плоскости цвет и форму предмета. Лепка позволяет воплотить объемную форму. Конструирование дает возможность для выражения соотношения элементов. Свойства предметов, которые выделяются в продуктивных видах деятельности, составляют содержание представлений ребенка о форме, цвете, величине, объеме, количестве и т.д., что является основой для оперирования ими в умственном плане, обеспечивающем анализ, сравнение, обобщение и классификацию. Одной из важных функций детского рисования, лепки и конструирования является экспрессивная, так как ребенок выражает свое отношение к окружающей.

функции продуктивной деятельности в дошкольном возрасте

В процессе продуктивной деятельности сочетается умственная и физическая активность. Для создания рисунка, лепки, аппликации необходимо применять определенные усилия, осуществлять трудовые действия, овладевать определенными умениями.
Дошкольники овладевают многими практическими навыками, которые позднее будут нужны для выполнения самых разных работ, приобретают умелость, которая позволяет им чувствовать себя самостоятельным.

На занятиях продуктивной деятельностью успешно реализуется интегрированный подход. Занятия позволяют снять перенапряжения, страхи детей.

Если будет состоять задача в целенаправленном создании условий для продуктивной деятельности, то ребенок не раз обратится за помощью и поддержкой к взрослому, так как способности проявляются и формируются лишь в деятельности.
Каждый возрастной период создает особые благоприятные условия для развития способностей. Способности облегчают усвоение знаний, формирование умений и навыков. В свою очередь, знания, умения и навыки приводят к дальнейшему развитию способностей.

Функции продуктивных видов деятельности в дошкольном возрасте

Продуктивная деятельность предполагает выполнение нескольких видов действий: перцептивные действия, действия по замысливанию образа, изобразительные действия и действия контроля и оценки. (таблица)

Таблица

Действия в структуре изобразительной деятельности

Вид действия

Характеристика действия

Перцептивные действия, т.е. действия восприятия

Выделение в предметах и явлениях внешних изобразительных признаков: формы, величины, цвета, расположения предметов в пространстве

Замысливание образа

Придумывание ребенком содержания при создании рисунка, в процессе лепки, конструирования, определения материалов, приемов, последовательности действий

Изобразительные действия

Учет основных форм, особенностей структуры, цвета, пропорциональных отношений в предметах и между ними, умение применять способы их изображения в рисунке, при лепке, создании аппликаций, конструировании

Действия контроля и оценки

Оценивание ребенком создаваемого образа в процессе исполнения и при окончании в соответствии с замыслом. Определение своеобразия, неповторимости и оригинальности образов

Перцептивные действия, т.е. действия восприятия, являются одними из главных, реализующих изобразительную деятельность, поскольку для создания образа необходима способность выделять в окружающих предметах и явлениях внешние изобразительные признаки: форму, величину, цвет, расположение предметов в пространстве. Восприятие в дошкольном возрасте становится более полным, точным и более расчлененным, аналитическим. К концу дошкольного возраста у ребенка формируется целостный способ обследования (порядок, структура), характерный для изобразительной деятельности.

Замысливание образа – специфический вид действия в изобразительной деятельности, суть которого состоит в придумывании ребенком содержания при создании рисунка, в процессе лепки, конструирования, определении материалов, приемов, последовательности действий. Замысел отличается от темы изображения, поскольку она является только названием, определением предмета изображения. На протяжении дошкольного возраста увеличивается устойчивость замысла. При систематическом обучении старший дошкольник способен к предварительному замысливанию образа, что обусловлено уровнем развития речи, воображения, произвольностью всех познавательных процессов, развитием мотивационно-потребностной сферы и самосознания. Для замысливания необходимы определенный опыт непосредственного восприятия изображаемых предметов, явлений, знание совокупности графических образов, представления о графических структурах, пластических образах и схемах. При отсутствии этого невозможно представить будущее изображение даже в общих чертах и рисунок выполняется посредством проб и ошибок.

Для овладения изобразительными действиями необходимо освоение дошкольниками совокупности знаний, умений и навыков. Среди них наиболее значимыми являются знание основных форм, структуры, цвета, величины, пропорциональных отношений в предметах и между ними, знание способов их изображения и умение использовать их в процессе рисования, лепки, при создании аппликаций, конструировании. На протяжении дошкольного возраста изобразительные действия становятся точнее, увереннее, самостоятельнее и разнообразнее, более обобщенными, творческими.

Изобразительная деятельность включает в себя действия контроля и оценки, формирующиеся при условии осознания детьми, что их работа предназначается для других. Действия контроля формируются на основе умения ребенка дать оценку создаваемому образу в процессе рисования и при его окончании в соответствии с замыслом. Одним из самых высоких уровней развития действий контроля и оценки является проявление способности чувствовать своеобразие, неповторимость, оригинальность образов. Данное действие к старшему дошкольному возрасту должно выполняться ребенком в основном самостоятельно: ребенок знает, за что надо оценивать художественную работу свою и товарищей и как это делать.

Для дошкольного возраста характерны следующие стадии изобразительной деятельности: стадия бесформенных изображений и стадия изобразительных схем. Стадия бесформенных изображений (три-четрые года) вначале очень близка к предыдущей – доизобразительной стадии в раннем возрасте, когда рисунки детей не передают ничего конкретного, на рисунках те же каракули и среди них с трудом обнаруживаются попытки нарисовать что-то реальное. Раздельно нарисованные предметы короткими прямыми или округлыми штрихами, совершенно самостоятельными, не примыкающими друг к другу и не связанными в единое целое части чего-либо (человека, животного, машины и т.д.), они не столько изображают, сколько что-то обозначают. Если ребенок замечает разорванность частей изображения (чаще после вопросов взрослых), например, машины, то быстро обводит все их общей круговой линией, показав таким образом сопряженность частей друг другу, отделив нарисованное от соседствующих рядом каракулей. Стадия схем (четыре-семь лет) характеризуется тем, что рисование детей проходит ряд ступеней: от упрощенных схем, где неопределенно по форме изображаются лишь некоторые части объектов, до постепенного их наполнения более существенными и узнаваемыми частями и деталями.

Продуктивная деятельность дошкольника направляется комплексом мотивов:

интерес к изобразительному материалу, особенно, если он новый, яркий;

подражание действиям сверстников и взрослых;

интерес к окружающим предметам и явлениям, которые ребенок хочет изобразить;

желание пережить значимые моменты личного опыта, вернуться к тем предметам, явлениям и ситуациям, которые вызывали позитивные эмоциональные состояния.

Наиболее отчетливо данные мотивы выражаются не столько в результате деятельности, сколько в процессе ее выполнения: дошкольник с помощью дополнительных средств (речь, игра и др.) легко и эмоционально передает это содержание. На протяжении всего дошкольного возраста меняется конкретное содержание изобразительной деятельности: предметы и действия с ними; человек, его действия и взаимоотношения с другими людьми; событие, значимое для ребенка, развитие которого он изображает в рисунке и лепке. Именно поэтому тематика рисунка, лепки и игры у одного и того же ребенка часто является похожей. Нарушается данное совпадение только изобразительной сложностью. Особенности отношения ребенка к миру в системах "ребенок – предмет" и "ребенок – взрослый" во многом обусловливают содержание не только игровой, но и изобразительной и конструктивной деятельности (тему, замысел и особенности его развития, форму проявления деятельности и др.).

В рисунке, лепке и конструировании ребенок часто использует игровые способы действия, если он не осознает необходимости создания изобразительного образа или не считает это главным. Дошкольник, наскоро нарисовав и создав схематичные изображения, может, основываясь на них, развертывать игровой сюжет, фиксируя его дальнейшее развитие на листе отдельными штрихами, линиями и др. Даже у старших дошкольников может быть не сформирован специфический мотив изобразительной деятельности: желание оказывать воздействие на других людей посредством своего художественного образа благодаря художественной форме и средствам, которые использовал художник. Ребенок чаще всего оценивает рисунок по тому, что он хотел изобразить, а не изобразил на самом деле, и ждет соответствующей оценки от взрослого. У некоторых дошкольников уже сформирован соответствующий мотив и наблюдается хорошее владение различными способами изображения. Если таким детям необходимо нарисовать понятный и интересный для других рисунок, у них это достаточно хорошо получается. Но если они рисуют только для себя, то процесс рисования может трансформироваться в игру-рисование и рисунок будет отличаться бедностью и схематичностью. Это обусловлено не наличием изобразительных умений, а доминированием игровых мотивов. В этом проявляется влияние ведущей деятельности на изобразительную, что целесообразно использовать для развития изобразительных действий детей.

Очень важно, чтобы воспитатель мог разработать или выбрать критериальный аппарат. В работе по анализу продуктов детской деятельности можно использовать данную схему (критерии анализа и оценки, созданных детьми изображений):

1. Содержание выполненного изображения (в соответствии с этим критерием дается краткое описание того, что изображено на рисунке, в лепке, ). Отметить его оригинальность, а также разнообразие, богатство или, наоборот, бедность содержания.

2. Передача формы (форма простая, сложная, передана точно, немного искажена или вовсе не удалась).

3. Строение предмета : части предмета расположены верно, их местоположение немного искажено; части предмета расположены неверно (строение предмета передано неверно).

4. Передача пропорций предмета в изображении.

5. Композиция : вытянутое построение, скученное изображение, нет единства; пропорциональность (непропорциональность) построения (отношение по величине разных изображений). Симметричное (несимметричное) построение. Ритмическое (неритмическое) изображение. Миниатюрное изображение или увеличенное. Расположение на листе отдельных изображений: по всему листу, на полосе листа (фризовое). Изображение нескольких моментов одного события на одном листе бумаги.

6. Передача движения . Статическое изображение. Передача начального момента изображения движения (движение какой-либо части предмета или группы). Неумело выраженное движение в целом. Передача сложного движения достаточно четко и определенно.

7. Цвет. Передача реальной окраски предметов. В изображении преобладают насыщенные (яркие) цвета или пастельные, бледные или холодные тона. Многоцветная раскраска, преобладание одного или двух цветов; отступление от реальной окраски. В декоративном рисовании соответствие колориту образца народной декоративной росписи или отступление от него.

8. Характер линий . Сильный, энергичный нажим, иногда продавливающий бумагу. Линия грубая, жесткая или линия слабая, легкая, слитная, плавная, дрожащая, прерывистая. Раскраска мелкими штрихами, мазками или крупными, размашистыми движениями. Регулирует или нет силу нажима, размах (закрашивает в пределах контура или ВЫХОДИТ за линии контура).

9. Материалы, использованные для создания изображения (при условии самостоятельного их выбора).

10. Уровень самостоятельности выполнения работы (рисунка, лепки, аппликаций): а) требовалась ли в ходе выполнения работы помощь педагога, в чем она заключалась; б) обращался ли ребенок с вопросами, просьбой о помощи к воспитателю; в) есть ли у ребенка потребность самостоятельно дополнить изображение подходящими по смыслу предметами, деталями.

11. Эмоционально-эстетическое отношение к процессу создания изображения: а) проявляет ли ребенок интерес к изобразительной деятельности, насколько устойчив этот интерес; б) насколько эмоционально относится ребенок к заданию, к процессу создания изображения, к готовому продукту деятельности своей и других детей; в) какие виды изобразительной деятельности (рисование, лепка, аппликация) и типы задания (предметное, сюжетное, декоративное) предпочитает, как объясняет свое предпочтение; г) как оценивает свои работы и работы других детей (эмоционально-эстетическая, нравственная оценка).

12. Использование ребенком специфических средств выразительности для создания образа.

13. Творчество . Отметить, что нового внёс ребенок в изображение. Оригинальность изображения. Стремление наиболее полно выразить задуманное.

Вопрос по использованию продуктивной деятельности в работе педагога в настоящее время активно разрабатывается в педагогике, является актуальным на сегодняшний день. Требуется многоаспектное изучение работы педагога ДОУ по использованию продуктивных видов деятельности старших дошкольников как средства гармоничного развития их личностной сферы.

Анализ продуктивной деятельности с точки зрения педагогической психологии

Архивный, или праксиметрический метод. Для данного психологического метода существует и другое название - архивный. Этот термин употребили в своей деятельности американские психологи. Они подразумевали под архивным методом изучение жизни человека через его продукты труда, творчества, записи дневников, архивные данные о нем. Его разновидностью есть биографический метод, который позволяет изучать жизненный путь отдельного человека или группы людей через их творческие или трудовые достижения. Так современное человечество получает знания о жизни, отношениях и личностных особенностях знаменитых людей из прошлого. В отечественной психологии более распространено название "анализ продуктов деятельности", или праксиметрический (от греч. "праксис" - "действие"). В нашем обществе этот метод широко используется в педагогической психологии для изучения развития детей.

Анализ продуктивной деятельности очень распространен в работе с детьми с самого маленького возраста, потому что позволяет в комфортных для малыша условиях (в игре) проявить себя. Маленькие дети еще не способны словесно описать свои переживания, они пока не знают, как называется то, что они в данный момент чувствуют. Но могут сделать это другим способом - изобразить на бумаге, проиграть с друзьями, придумать или сочинить рассказ. Все это может стать ценным материалом для психолога, который работает с ребенком. Анализ продуктов деятельности детей предполагает исследование таких данных: продукты деятельности, созданные в игре: фигурки из пластилина, конструкции из разных материалов, предметы для сюжетно-ролевых игр; продукты трудовой деятельности: заготовки, поделки на уроках труда; продуктивные материалы, творческие: рисунки, стихи, заметки, песни, сочинения, аппликации и прочее. Благодаря изучению этих материалов можно сделать выводы об уровне знаний, сформированности навыков, наличии способностей, направленности интересов, эмоциональном состоянии ребенка, его взаимоотношениях с другими людьми.

В каких случаях применяется метод? Метод психологического анализа продуктов деятельности - эффективный способ всестороннего изучения психики ребенка. Он позволяет выявить такие особенности, как:

психические процессы (мышление, внимание, память и др.);

психические состояния (настроение);

психические свойства (характер, способности - все, что делает ребенка индивидуальностью).

Таким образом, метод может применяться в самых различных ситуациях - для выявления причин неуспеваемости дошкольника, при трудностях в адаптации ребенка, для изучения его взаимоотношений со взрослыми и ровесниками, для определения интересов и склонностей ребенка к определенному виду деятельности. Этот список можно продолжать, ведь количество вопросов о благополучном развитии малыша увеличивается с его возрастом. Опытный психолог всегда поможет обеспокоенным родителям или педагогам, если в арсенале его методов работы есть анализ продуктов деятельности.

Какие условия должны быть соблюдены? Для того чтобы метод дал наиболее полные и точные результаты, психолог соблюдает ряд условий при проведении исследования: четко формулирует цель - что конкретно и для чего исследуется (например, проявление взаимоотношений ребенка 6 лет со значимыми взрослыми и сверстниками в рисунках); выбирает детей (если это группа) соответствующего возраста (в данном случае, 6 лет) и обладающих указанными навыками (например, рисования); для всех детей готовит одинаковые условия для деятельности (одинаковые материалы, место проведения); минимизирует собственное влияние на процесс работы детей, следит, чтобы малыши работали самостоятельно и были мотивированы; фиксирует эмоциональные реакции детей, что проявляются в процессе работы; если исследование подразумевает дальнейшую беседу с ребенком о продукте его творчества, заранее готовит вопросы; предусматривает критерии, по которым будет оцениваться конечный продукт (например, выбор цветовой гаммы, композиция). Каким образом проводится анализ? Данный метод предполагает анализ процессов и продуктов деятельности. Это значит, что не только конечный продукт работы ребенка может нести информацию о нем, но и сам процесс его создания. Например, когда дети играют в постановку сказки, можно наблюдать, насколько они вовлечены в процесс, насколько им нравится роль и как они ее обыгрывают, насколько соответствует текст роли, а также то новое, что вносит в процесс малыш.

Если анализируется более пассивное занятие, например, лепка или рисование, можно фиксировать эмоциональные реакции ребенка на происходящее, наблюдать, как он сам оценивает свое произведение, насколько полученный продукт соответствует изначальной идее. Конечный продукт деятельности оценивается по определенным критериям. Они зависят от того, какая цель была поставлена. Это может быть степень развития определенных психических функций ребенка, его эмоциональное состояние, наличие способностей к какой-то деятельности и прочее. Этапы проведения исследования Как и все психологические исследования, анализ продуктов деятельности подразумевает прохождение нескольких этапов: подготовительный - сбор первичных данных о ребенке, постановка гипотезы (что и почему происходит, с чем это может быть связано), подготовка материалов для анализа; непосредственно исследование - психологический анализ продуктов деятельности; при необходимости - дополнение его другими методами; заключительный этап - систематизация полученных данных, сопоставление их с гипотезой (подтвердилось ли предположение), составление рекомендаций по работе с ребенком для родителей и педагогов. Участие самого ребенка предполагается только на втором этапе. Все остальные шаги совершает психолог.

Достоинства метода. Метод анализа продуктов деятельности получил свое широкое распространение в западной и отечественной психологии благодаря ряду преимуществ, которыми он обладает: Возможность собрать достаточно обширный материал как у группы, так и у одного ребенка. Возможность прослеживания динамики психологического развития ребенка путем сравнения более старых и самых новых продуктов творчества. Например, увидеть, насколько усовершенствовалась мелкая моторика рук, как изменилось отношение ребенка к тому или иному аспекту его жизни и т.д. Это наиболее естественный для ребенка способ исследования его психики: в игровой форме работы малыш чувствует себя комфортно и раскрепощенно. Возможность выявить самые разнообразные психологические особенности ребенка - от степени развития внимания до характера. Недостатки анализирования продуктов деятельности. Любой метод исследования имеет свои недостатки, которые могут влиять на полученный результат.

Анализ изучения продуктов деятельности может подвергаться таким трудностям: Использование метода ограничено возрастными особенностями ребенка. Например, для того, чтобы изучить рисунок малыша, нужно чтобы он уже обладал навыками рисования. Обработка результатов может подвергаться субъективной оценке психолога (к примеру, оригинальность рисунка). Для этого необходимы четкие критерии оценивания, которые исключат необъективность исследователя. Для всестороннего изучения личности человека с помощью АПД необходимо достаточно много времени и ресурсов.

Разновидности методов исследования продуктов деятельности. Анализ продуктов деятельности имеет свои разновидности или может быть использован как часть других методов психологического исследования. К таким относятся проективные методики. Их суть - в проецировании (переноса, изображения) внутренних свойств, переживаний человека на продукт его творчества. Изучая его, можно получить данные о развитии этого человека. Отличается проективный метод от классического АПД тем, что он имеет стандартизированный материал, по которому проводится работа, и конкретную инструкцию. Например, испытуемый получает задание нарисовать рисунок на заданную тему, дополнить незаконченное предложение, составить рассказ по изображению и т. д. К таким наиболее известным методикам относятся "Пятна Роршаха", "Несуществующее животное", "Дом, дерево, человек" и другие. Проективные методы эффективны не только в работе с детьми, но и со взрослыми, а также людьми, которые имеют психические заболевания. Еще одной современной интерпретацией метода есть профессиография. Она использует АПД людей, которые принадлежат к определенному типу профессиональной деятельности. Благодаря сбору таких данных, выводятся требования, которые необходимы для успешного овладения той или иной профессией. Это психофизиологические, социально-психологические характеристики человека. Например, для того чтобы быть успешным педагогом, кроме теоретической подготовки, специалист должен быть тактичным, терпеливым, способным контролировать эмоции, достаточно гибким и изобретательным. Контент-анализ как смежный метод. Наиболее разработанной и распространенной разновидностью архивного метода есть контент-анализ. Он используется не только в психологии, но и других социальных науках, коммуникациях. Метод предполагает изучение единиц текста и их классификацию. К таким единицам относятся: отдельные слова; фразы (словосочетания); тема; сообщение в целом. Этот метод более точный, поскольку предполагает математические действия с полученным материалом. Все единицы исследования проходят подсчет с целью определения частоты их использования и систематизации. Это позволяет сделать выводы о психологических особенностях автора сообщения, о его взаимоотношениях с адресатом сообщения, а также о более глобальных социально-психологических процессах в больших группах людей. Потенциальными источниками для контент-анализа выступают книги, личные дневники, заметки в газетах, песни, стихи и т. д.

Анализ педагогической документации . Широкое применение в практике обучения и воспитания детей получила еще одна разновидность АПД. Это анализ педагогической документации. Современный педагог, психолог или социальный работник каждый день сталкивается с большим объемом данных, касающихся воспитанников. Это различная документация: характеристики; медицинские анамнезы; автобиографии; журналы оценивания знаний; протоколы собраний; мониторинг знаний и умений; приказы и распоряжения руководства. Все это после изучения и систематизации позволяет создать общую картину развития ребенка, обозначить проблемные моменты и наметить пути их решения.

Метод анализа продуктов деятельности в психологии - эффективный инструмент в работе специалиста. Для его использования недостаточно теоретической подготовки. Это постоянная практика, личная заинтересованность и желание все время развиваться. Но если родители доверят своего ребенка такому специалисту, они будут уверены, что получат исчерпывающую информацию о нем и квалифицированную помощь.

Занятия продуктивной деятельностью обладают следующими психотерапевтическими свойствами:

* повышают активность правого полушария мозга и уравновешивают работу обоих полушарий;

* повышают уровень интеллекта в целом;

* активизируют творческое мышление;

* повышают и стабилизируют на высоком уровне психоэмоциональное состояние;

* снижают тревожность и помогают легче адаптироваться к тяжелым ситуациям;

* улучшают двигательную активность рук, развивают моторику пальцев;

* развивает пространственное восприятие;

* совершенствует визуальное, наглядно-действенное и наглядно-образное виды мышления; улучшают память.

Вывод .

Что развивается у ребенка в продуктивной деятельности?

Развивается речь детей: усваиваются названия форм, цветов и их оттенков, пространственных обозначений, обогащается словарь. Педагог привлекает детей к объяснению заданий, последовательности их выполнения. В процессе анализа работ, в конце занятия, дети рассказывают о своих рисунках, лепке, высказывают суждения о работах других детей.

Формируются такие качества, как пытливость, инициатива, умственная активность, любознательность и самостоятельность.

Происходит всестороннее воспитание дошкольника.

Сенсорное развитие, формирование представлений о предметах требует усвоение знаний об их свойствах и качествах, форме, цвете, величине, положении в пространстве.

В процессе продуктивной деятельности сочетается умственная и физическая активность. Для создания рисунка, лепки, аппликации необходимо применить усилия, осуществлять трудовые действия, овладеть определенными умениями. У детей развивается мускулатура рук, пальцев. Дошкольники овладевают многими практическими навыками, которые позднее будут нужны для выполнения самых разных работ, приобретают умелость, которая позволяет им чувствовать себя самостоятельными.

Создаются свои впечатления об окружающем мире и выражается свое отношение к нему.

Используемая литература:

    Давыдова Г.Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду.

    Давыдова Г.Н. Пластилинография.

    ДороноваТ.Н. Материалы и оборудование для продуктивной деятельности.

    Дошкольное воспитание. -№11.- С.29 -39.

    Дьяченко О.М. Развитие воображения дошкольника. - М.: РАО, 2000.- 197 с.

    Короткова Н.Н. Продуктивная деятельность детей старшего дошкольного возраста

    Мухина B.C. Изобразительная деятельность как форма усвоения социального опыта. - М., 2000.

    Урунтаева Г.А. Дошкольная психология: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. -- 5-е изд., стереотип. - М.: Издательский центр «Академия», 2001. - 336 с.

Является игровая. Но, помимо этого, существует и продуктивная. Что это такое? Это значит, что в итоге занятий ребенок создает какой-то готовый продукт. Организация продуктивной деятельности дошкольников - задача каждого воспитателя. Занимаясь ей, ребенок социализируется, у него вырабатывается усидчивость, стремление довести начатое дело до конца, графический навык. Множественные исследования доказали, что это важнейшая деятельность детей старших групп детского сада, благодаря ей создаются благоприятные условия для педагогов, в том числе и будущих учителей, которые будут заниматься с ребенком в младших классах. Дело в том, что продуктивная деятельность дошкольников, совмещенная с игрой, готовит детскую психику к школе.

Что представляют собой продуктивные виды деятельности?

Так называют занятия, в результате которых ребенок создаст заданный продукт с указанными качествами. Какие же из них являются продуктивной деятельностью:

  • лепка фигурок и и глины;
  • сборка интересной конструкции всевозможными способами;
  • изготовление поделок из различных материалов (бумага, картон, бусинки, листва и прочие);
  • сложные занятия с макетами;
  • создание картин красками, карандашами, мелом;
  • изготовление аппликаций и мозаики.

Для развития детей важны все виды продуктивной деятельности. Дошкольников нужно заинтересовать, чтобы получить необходимый результат, но это уже работа педагогов. Во всех учреждениях, нацеленных на воспитание детей младшего возраста, включены эти занятия. Родители должны знать, на что направлена продуктивная деятельность дошкольника, почему это столь важно. Если вы занимаетесь дома со своим чадом самостоятельно или предпочитаете его не водить в детский сад, то эта публикация будет для вас полезна.

Необходимость продуктивной деятельности

Целью занятий является всестороннее развитие и воспитание ребенка дошкольной Развиваются дети многосторонне, поэтому важно включить в занятия все виды продуктивной деятельности дошкольников, не зацикливаясь лишь на рисовании или лепке. Занятия должны проводиться в игровой форме, а не "из-под палки", малыш должен осознавать, что это весело, кроме того, будет по окончании работы гордиться своим продуктом. В это же время он будет постепенно усваивать необходимость слушать внимательно педагога, и делать все, что необходимо для получения результата.

Во всем мире специалисты изучали продуктивную деятельность дошкольников, и пришли к выводу, что она способна развить в детях следующие качества:

  1. Хорошее творческое воображение, механизм мышления, то есть - умение логично мыслить, сравнивать, анализировать и синтезировать.
  2. Целеустремленность, усидчивость и настойчивость.
  3. Хорошие умственные способности, так как продуктивная деятельность дошкольников - это познавательные занятия.
  4. Мелкую моторику пальчиков и мускулатуру кистей рук.
  5. Методы продуктивной деятельности дошкольников направлены на донесение до детей необходимости самостоятельной работы.
  6. Любознательность, пытливость и инициативу.

Еще занятия положительно сказываются на дисциплине детей, педагогами отмечена хорошая связь продуктивной деятельности с сенсорным воспитанием. То есть, чтобы ребенок имел хорошее представление о предмете, он должен знать, как он выглядит, его цвет, пользу, величину и расположение в пространстве.

В процессе занятий проявляются все качества, в первую очередь умственные и физические и педагоги точно знают, с каким ребенком и чем необходимо больше заниматься, они дают дельные советы родителям.

Продуктивная дошкольников дает практику и навыки, которые потребуются для дальнейшего обучения и работы. Например, для создания аппликации требуется приложить определенные усилия, хорошо подумать о размещении предметов, правильно их расположить, а для этого нужны созидательные действия. В процессе занятий детки набираются опыта самостоятельной работы.

Хорошо реализуется в продуктивной деятельности дошкольников интегрированный подход. Помимо этого, малыши способны полностью расслабиться, а это избавление от всевозможных страхов перед социумом. Дети, самостоятельно создавая продукт, могут реализовать в модели свои представления о том или ином предмете, получают материальное воплощение воображаемой конструкции.

Направления

Предлагаем познакомиться с продуктивной деятельность ближе, чтобы иметь точное представление о ней.

  1. Самостоятельное создание различных предметов, которые годятся для игр, познавательной и исследовательской деятельности.
  2. Изготовление предметов, которые наполнят художественную галерею дошкольного учреждения.
  3. Умение создавать макеты.
  4. Оформление собственной книги группы, куда будут внесены рисунки, рассказы детей, их летопись. Также можно создать дневник природы, а дети оформят его картинками, гербарием.
  5. Изготовление декораций и украшений к праздникам. Например, гирлянды, афиши, плакаты, елочные украшения.
  6. Создание на праздник для родителей, поздравительных открыток для них, сувениров, которые раздадутся в конце представления.
  7. Разработка стенгазеты группы.
  8. Придумывание рассказа всей группой. Разнообразить занятия можно тем, что каждый раз создавать сказку или рассказ нужно будет так, чтобы каждое слово начиналось с одной буквы. Кстати, это очень хорошее занятие для развития устного творчества, логики, помощь в обучении чтению и письму.
  9. Создание собственного спектакля. Для него можно приготовить собственный сценарий, и дети должны помогать. Также коллективно создаются декорации, элементы костюмов.

Зачем все это нужно? Дело в том, что развитие продуктивных видов деятельности дошкольников - это не только интересно, но и очень полезно.

Результаты занятий

Для детей необходимо создать систему занятий. Если педагог правильно распределит продуктивную деятельность, и все ее виды будут задействованы, результат будет следующим:

  • дети будут развиты творчески;
  • в группе будет отличная психологическая обстановка;
  • дошкольники хорошо подготовятся к школьным занятиям.

Чаще всего продуктивная деятельность связывает собой несколько областей, это творчество, социализация, познание, труд, коммуникация, безопасность дошкольников. Художественно-продуктивная деятельность и творчество позволяют развить речь ребенка. В таком возрасте с ней имеется множество проблем, это скудность (бедный словарный запас), односложность, она состоит лишь из простых предложений, и слова далеки от красивых, литературных. Например: "чо", вместо "что", "красивый цветочек", вместо "мне нравится этот цветок, потому что...", ну а вместо "мне этого не хочется, потому что..." можно услышать и "отстань", и прочие выражения. Детей необходимо учить говорить красиво, объяснять свои предпочтения более полно и качественно.

Кроме этого, дети получают нравственное воспитание, закрепляют знания, полученные в процессе обучения, у них вырабатываются необходимые качества характера:

  • активность;
  • самостоятельность;
  • наблюдательность;
  • целеустремленность;
  • терпение;
  • желание доводить до конца начатое;
  • умение "раскладывать по полочкам" полученную информацию и ее усвоение.

Продуктивная деятельность улучшает и физическое состояние детей. Они становятся более жизнерадостными, настроение улучшается, повышается общий тонус, характер становится более раскрепощенным и активным. После занятий и на них ребенок активен. Важно сразу правильно формировать его осанку, походку, положение тела, ведь все эти качества в будущем пригодятся пока еще маленькому человечку. Продуктивная деятельность позволяет скоординировать движения, "настроить" вестибулярный аппарат, укрепить мускулатуру.

Теперь предлагаем познакомиться с основными видами продуктивной деятельности. И заодно отметим особенности каждого.

Продуктивная деятельность дошкольников: рисование

Особенно сильно малыши любят рисовать. Здесь у них - простор для воображения, изображается на бумаге все: герои сказок, космос, лес, отдельные предметы, узоры, сценки, пережитые в жизни - здесь ребенок полностью реализовывает свое мышление. Рисуя, дети еще раз переживают пережитые эмоции, раскрывают свои мысли. Обычно задание по рисованию дается на самостоятельные темы, то есть каждый сам решает, что, как и каким цветом изобразить. По рисункам можно судить и о характере малыша, и узнать его страхи, которые он держит в себе. Иногда рекомендуется посещение психолога, чтобы он разрешил проблему ребенка, скорректировал представление об окружающем мире.

Изобразительное искусство

Необходимо заниматься данной деятельность коллективно, рисовать по одной теме. Изобразительное искусство позволяет привить детям чувство прекрасного, эстетическое представление о мире, отдельных предметах. Развитие продуктивной деятельности дошкольников бесценно, ведь занятия учат видеть прекрасное во всем окружающем, а на это способен только гармоничный, развитый и умный человек. У детей формируется чувство эстетики, они меняют свое отношение к каждому жучку, травинке, стоит только правильно рассказать, что и как рисовать. Например: "Посмотрите, какие длинные усики у этого жучка, без них он не сможет жить, поэтому обязательно нарисуйте". Ну как после этого можно жуку эти усики поотрывать, поймав его в траве? Ребенок во всем учится видеть только хорошее, у него меняется поведение в лучшую сторону, формируются убеждения.

Граттаж (цап-царапки)

Нужно взять картон (белый), заштриховать его восковыми разноцветными мелками, а потом при помощи губки нанести толстый слой черной гуаши, а лучше туши, так как гуашь, даже высохшая, будет пачкать пальчики малыша и его одежду при соприкосновении. После этого детям выдаются перья или другие предметы с острым, но безопасным наконечником, и они должны выцарапывать рисунок на полученном материале. В итоге получится узор, или какой-либо предмет, созданный из тонких разноцветных полосочек на черном фоне. Радости детей не будет предела!

Лепка и аппликация

Особенность лепки в том, что ребенок может создать объемное изображение машинок, животных, фруктов и прочих любимых предметов. Тематика очень разнообразна. Лепка отменно сказывается на мелкой моторике, формирует воображение и чувство пространства, ведь после изготовления предметов их можно расположить дальше или ближе друг от друга, удовлетворяет потребности детей в познаниях и творчестве.

Создавая аппликации, дети учатся самостоятельно вырезать предметы, расставлять их на нужные места, наклеивать предметы и элементы на бумагу. Здесь, опять же, задействовано развитие моторики пальчиков, координация. Для создания аппликации необходимо усиленно думать, мыслить творчески, ведь в деталях редко бывают целые и четкие предметы, поэтому нужно правильно их сопоставить. Помимо этого, дошкольник знакомится с математикой, изучая простые геометрические фигуры. Также развивается представление о размещении предметов в пространстве (в углу, по центру, справа или слева) и о размерах деталей (большой треугольник или маленький).

Можно составлять мозаику не только из кусочков бумаги, но и из комочков. Это тоже довольно занимательно, не менее полезно для развития.

Конструирование

Это одна из самых любимых продуктивных деятельностей дошкольников. Кто не любил конструкторы "Лего"? Особенность занятий состоит в том, что ребята должны собрать предмет правильно, найти нужные детали и скрепить их. Конструирование развивает пространственную ориентацию, моторику, творческое и логическое мышление, эстетическое восприятие - ребенку нравится или нет свое творение. Помимо этого, ребенок знакомится с особенностями деталей (цвет, вес, материал, из которого они изготовлены, форма). Ребенку становятся понятны архитектурные формы в объеме, у него вырабатывается собственный вкус, мнение.

Конструировать можно не только из готовых деталей, но и из бумаги, коробок, камней, ракушек, песка, малыши учатся распознавать детали, совмещать их, синтезировать.

Формирование продуктивной деятельности дошкольника

Необходимо правильно разработать программу занятий. Нельзя, чтобы дети изо дня в день занимались одним и тем же. Если малыш любит рисовать, но не хочет конструировать или лепить, необходимо его заинтересовать. Попросите построить или слепить свой дом, а после того, как он будет готов, пусть расскажет о нем, о том, где он стоит, где ему нравится гулять.

Рассказывать о готовых продуктах, будь это рисунок или аппликация, нужно. В это время формируется речь, пополняется словарный запас. Например, ребенок нарисовал котенка. Пусть придумает ему кличку, расскажет о его характере, предпочтениях в еде и играх - это уже творческое мышление.

Продуктивная деятельность необходима не только дошкольникам, но и ученикам младших классов. Во многих школах созданы центры детского творчества, которые отлично помогают в обучении.

Ольга Черникова
Семинар-практикум «Развитие продуктивной деятельности»

Семинар – практикум «Развитие продуктивной деятельности детей »

Почему возникла эта проблема?

Актуальность проблемы

Развитие продуктивных способностей неотделимо от гармоничного развития всех сторон личности. Только при общем гармоничном развитии ребенка можно выявить задатки, склонности и уже на их основе развивать те или иные способности.

Природа щедро наделила каждого здорового ребенка возможностями развиваться . И каждый здоровый малыш может подняться на самые большие высоты творческой деятельности и высокий уровень эстетической культуры!

Что же такое эстетическое воспитание?

Эстетическое воспитание в педагогической науке понимается как органическая часть всестороннего воспитания, как целенаправленный процесс совместной деятельности педагогов и воспитанников, направленный на формирование эстетической культуры, эстетического сознания, эстетических вкусов, чувств и оценок с целью эстетического развития личности .

Именно в дошкольном возрасте у детей наблюдается свежесть и острота восприятия, способность удивляться, яркость воображения, умственная активность. Поэтому это наиболее благоприятный возраст для развития эстетических и творческих способностей у детей.

Что такое творчество?

У каждого человека есть потребность в творческой деятельности и творческие способности. К сожалению, часто они остаются нереализованными. В детстве человек ищет возможности реализовать свой творческий потенциал, но, иногда, наталкивается на сопротивление среды и ближайшего окружения. Если ребёнок не приобретает положительный опыт творческой деятельности , то в зрелом возрасте у него может сформироваться убеждение, что это направление развития ему не доступно . А ведь именно через творчество человек может раскрыться как личность.

Что дает творчество человеку - ребенку?

Творчество даёт переживание своей целостности. Оно отражает его внутренний мир, его стремления, желания, переживания. В момент творчества человек наиболее полно и глубоко переживает себя как личность, осознаёт свою индивидуальность.

«Творчество,- пишет психолог В. В. Давыдов, - является уделом всех, … оно обязательно должно являться нормальным и постоянным спутником детского развития ».

Что необходимо сделать, чтобы детское творчество развивалось ?

Как вы понимаете высказывание «. так как руки, глаз, чувства и мысли у каждого свои, ни похожи ни на кого другого, то и техника творчества не может не быть индивидуальной, если не вмешать в нее постороннего, обезличивающего».

А в каком виде деятельности можно сочетать два этих направления в развитии ребенка ? (продуктивная деятельность )

Что же такое продуктивная деятельность ?

Продуктивная деятельность – это специфическое образное познание действительности и как всякая познавательная деятельность имеет большое значение для умственного воспитания детей. Для того чтобы нарисовать, слепить, сделать постройку предварительно надо хорошо познакомиться с изображаемым предметом, запомнить его форму, величину, конструкцию, расположение частей, цвет. Для умственного развития детей большое значение имеет постепенно расширяющийся запас знаний на основе представлений о разнообразии форм и пространственного положения предметов окружающего мира, различных величинах, многообразии оттенков цветов.

Какова же цель педагога в этом направлении?

ЦЕЛЬ педагога : создание ситуации, стимулирующей активность детей, побуждающей их к развитию продуктивной деятельности и творческих способностей.

ЗАДАЧИ :

> Создание эмоционально-положительного настроения.

> Развитие интереса к занятиям по продуктивной деятельности .

> Формирование восприятия предметного мира и моделирование в различных видах продуктивной деятельности .

> Знакомство с сенсорными эталонами.

> Развитие мелкой моторики рук .

> Активизация словаря.

> Развитие умений по продуктивной деятельности .

> Воспитание у детей умения выполнять совместную деятельность .

Не задавить способность ребенка, а помочь ему в ее развитии

На какие два вида можно разделить продуктивную деятельность ?

Продуктивные виды деятельности дошкольника включают изобразительную и конструктивную. Они, как и игра, имеют моделирующий характер. В игре ребенок создает модель отношений между взрослыми. Продуктивная деятельность , моделируя предметы окружающего мира, приводит к созданию реального продукта , в котором представление о предмете, явлении, ситуации получает материальное воплощение в рисунке, конструкции, объемном изображении.

Что включает в себя изобразительная деятельность - рисование , лепка, аппликация.

Рисование - одно из любимых занятий детей, дающее большой простор для проявления их творческой активности. Тематика рисунков может быть разнообразной. Ребята рисуют все, что их интересует : отдельные предметы и сцены из окружающей жизни, литературных героев и декоративные узоры и т. д. Им доступно использование выразительных средств рисунка. Так, цвет применяется для передачи сходства с реальным предметом, для выражения отношения рисующего к объекту изображения и в декоративном плане. Овладевая приемами композиций, дети полнее и богаче начинают отображать свои замыслы в сюжетных работах.

Своеобразие лепки как одного из видов продуктивной деятельности заключается в объемном способе изображения. Дошкольникам доступно овладение приемами работы с мягкими пластическими материалами, легко поддающимися воздействию руки,- глиной и пластилином.

В процессе занятий аппликацией дети знакомятся с простыми и сложными формами различных предметов, части и силуэты которых они вырезывают и наклеивают. Создание силуэтных изображений требует большой работы мысли и воображения, так как в силуэте отсутствуют детали, являющиеся порой основными признаками предмета.

Конструирование из различных материалов больше других видов изобразительной деятельности связано с игрой . Игра часто сопровождает процесс конструирования, а выполненные детьми поделки обычно используются в играх.

В детском саду применяются такие виды конструирования : из строительного материала, наборов конструкторов, бумаги, природного и других материалов.

Основополагающим моментом в конструировании выступает аналитико-синтетическая деятельность по обследованию предметов. Она дает возможность установить структуру объекта и его частей, учесть логику их соединения. Так, башня, имеющая слишком узкое основание, рушится.

На основе аналитико-синтетической деятельности ребенок планирует ход конструирования, создает замысел. Успешность реализации замысла во многом определяется умением дошкольника планировать и контролировать его ход.

Что развивается у ребенка в продуктивной деятельности ?

развивается речь детей : усваиваются названия форм, цветов и их оттенков, пространственных обозначений, обогащается словарь. Педагог привлекает детей к объяснению заданий, последовательности их выполнения. В процессе анализа работ, в конце занятия, дети рассказывают о своих рисунках, лепке, высказывают суждения о работах других детей.

Формируются такие качества, как пытливость, инициатива, умственная активность, любознательность и самостоятельность.

Происходит всестороннее воспитание дошкольника.

Сенсорное развитие , формирование представлений о предметах требует усвоение знаний об их свойствах и качествах, форме, цвете, величине, положении в пространстве.

В процессе продуктивной деятельности сочетается умственная и физическая активность. Для создания рисунка, лепки, аппликации необходимо применить усилия, осуществлять трудовые действия, овладеть определенными умениями. У детей развивается мускулатура рук , пальцев. Дошкольники овладевают многими практическими навыками, которые позднее будут нужны для выполнения самых разных работ, приобретают умелость, которая позволяет им чувствовать себя самостоятельными.

Создаются свои впечатления об окружающем мире и выражается свое отношение к нему.

Таким образом, в детском саду продуктивная деятельность включает такие виды занятий, как рисование, лепка, аппликация и конструирование. Каждый из этих видов имеет свои возможности в отображении впечатлений ребенка об окружающем мире. Поэтому общие задачи, стоящие перед продуктивной деятельностью , конкретизируются в зависимости от особенностей каждого вида, своеобразия материала и приемов работы с ним.

Продуктивная деятельность являются важным средством всестороннего развития детей . Обучение рисованию, лепке, аппликации, конструированию способствует умственному, нравственному, эстетическому и физическому воспитанию дошкольников.

Продуктивная деятельность только тогда сможет приобрести творческий характер, когда у детей развиваются эстетическое восприятие, образное мышление, воображение и когда они овладевают необходимыми для создания изображения навыками и умениями. Изображение детьми предметов и явлений действительности – это вместе с тем и отражение их отношения к этим предметам и явлениям.

Какие способы и приемы вы знаете для активизации детей в продуктивной деятельности ?

Проектная деятельность

Игровые приемы

Наблюдение детьми за процессом создания объекта

Игровые упражнения

Образовательные ситуации

Экспериментирование и опыт и т. д.

Лариса Кунавина

Влияние продуктивной деятельности на развитие личности ребенка

Составитель : Кунавина Л. Ю. ,

воспитатель МКДОУ «Детский сад № 9»

комбинированного вида

Продуктивная детская деятельность - деятельность ребенка с целью получения продукта (постройки, рисунка, аппликации, лепной поделки и т. п., обладающего определенными заданными качествами (Н. И. Ганошенко) .

К продуктивным видам детской деятельности относятся конструирование, рисование, лепка, аппликация и создание разного рода поделок, макетов из природного и бросового материала.

Все эти виды детской активности играют важную роль в развитии ребенка - дошкольника .

Продуктивная детская деятельность формируется в дошкольном возрасте и, наряду с игрой, имеет в этот период наибольшее значение для развития психики ребенка , т. к. необходимость создания продукта теснейшим образом связана с развитием его познавательных процессов, эмоционально - волевой сферы, умений и навыков, нравственным, эстетическим и физическим воспитанием дошкольников.

Эти действия развивают не только образные формы мышления, но и такие качества как целенаправленность, умение планировать свою деятельность , достигать некоторого результата.

Социально-личностному развитию ребенка способствует возможность проявления им созидательной активности, инициативности при создании рисунка, лепки, поделки, которые можно использовать самому или показать и подарить другим.

В процессе изобразительной деятельности и конструирования у детей формируется способность к целенаправленной деятельности , волевой регуляции поведения.

Для художественно-эстетического развития ребенка важную роль играет моделирующий характер продуктивной деятельности , позволяющий ему по своему усмотрению отражать окружающую его действительность и создавать те или иные образы. И это положительно влияет на развитие воображения , образного мышления, творческой активности ребенка .

Важно у детей воспитывать эстетическое отношение к окружающему, умение видеть и чувствовать прекрасное, развивать художественный вкус и творческие способности. Дошкольника привлекает все яркое, звучащее, движущееся. В этом влечении сочетаются и познавательные интересы, и эстетическое отношение к объекту, что проявляется как в оценочных явлениях, так и в деятельности детей .

Продуктивная деятельность играет большую роль в воспитании эстетических чувств дошкольника. Специфика занятий рисованием дает широкие возможности для познания прекрасного, для развития у детей эмоционально-эстетического отношения к действительности. Продуктивная деятельность показывает человеку мир реально существующей красоты, формирует его убеждения, влияет на поведение , содействует развитию творческих способностей детей, которое возможно лишь в процессе усвоения дошкольниками и практического применения ими знаний, умений и навыков.

Продуктивная деятельность тесно связана с решением задач нравственного воспитания. Эта связь осуществляется через содержание детских работ, закрепляющих определенное отношение к окружающей действительности, и воспитание у детей наблюдательности, активности, самостоятельности, умения выслушивать и выполнять задание, доводить начатую работу до конца.

В процессе изображения закрепляется отношение к изображаемому, так как ребенок переживает те чувства, которые испытывал при восприятии этого явлении. Поэтому большое влияние на формирование личности ребенка оказывает содержание работы. Богатый материал для эстетических и этических переживаний дает природа : яркие сочетания цветов, разнообразие форм, величавая красота многих явлений (гроза, морской прибой, метель и др.) .

Занятия продуктивной деятельностью при правильной организации положительно влияют на физическое развитие ребенка , способствуют поднятию общего жизненного тонуса, созданию бодрого, жизнерадостного настроения. Во время занятий вырабатывается правильная учебная посадка, так как продуктивная деятельность почти всегда связана со статичным положением и определенной позой. Выполнение аппликативных изображений способствует развитию мускулатуры руки , координации движений.

В процессе систематических занятий конструированием, рисованием, лепкой, аппликацией развиваются познавательные процессы :

Уточняются и углубляются зрительные представления детей об окружающих предметах. Детский рисунок иногда говорит о неверном представлении ребенка о предмете , но по рисунку не всегда можно судить о правильности детских представлений. Замысел ребенка шире и богаче его изобразительных возможностей, так как развитие представлений опережает развитие изобразительных умений и навыков.

В процессе продуктивной деятельности активно формируется зрительная память ребенка . Как известно, развитая память служит необходимым условием успешного познания действительности, поскольку благодаря процессам памяти происходит запоминание, узнавание, воспроизведение познаваемых предметов и явлений, закрепление прошлого опыта. Изобразительное творчество немыслимо без оперирования образами памяти и представлений ребенка , полученными непосредственно в процессе рисования. Конечной целью для дошкольника является такое знание предмета, которое давало бы возможность владеть умением совершенно свободно, изображать его по представлению.

- Развитие наглядно-образного мышления происходит в процессе обучения. Исследования Н. П. Сакулиной показали, что успешное овладение приемами изображения и создание выразительного образа требуют не только ясных представлений об отдельных предметах, но и установления связей внешнего вида предмета с его назначением в ряду предметов или явлений. Поэтому перед началом изображения дети решают умственные задачи на основе сформировавшихся у них понятий, а затем ищут способы реализации этой задачи.

Основополагающим моментом в конструировании выступает аналитико-синтетическая деятельность по обследованию предметов. Она дает возможность установить структуру объекта и его частей, учесть логику их соединения. Так, башня, имеющая слишком узкое основание, рушится. На основе аналитико-синтетической деятельности ребенок планирует ход конструирования, создает замысел. Успешность реализации замысла во многом определяется умением дошкольника планировать и контролировать его ход.

На занятиях по рисованию, лепке, аппликации и конструированию развивается речь детей : усваиваются названия форм, цветов и их оттенков, пространственных обозначений, обогащается словарь. Педагог привлекает детей к объяснению заданий, последовательности их выполнения. В процессе анализа работ, в конце занятия, дети рассказывают о своих рисунках, лепке, высказывают суждения о работах других детей.

В процессе систематических занятий конструированием и аппликацией у детей интенсивно развиваются сенсорные и умственные способности. Формирование представлений о предметах требует усвоение знаний об их свойствах и качествах, форме, цвете, величине, положении в пространстве.

В процессе конструирования дошкольники приобретают специальные знания, навыки и умения. Конструируя из строительного материала, они знакомятся

С геометрическими объемными формами,

Получают представления о значении симметрии, равновесия, пропорций.

При конструировании из бумаги уточняются знания детей о геометрических плоскостных фигурах,

Понятия о стороне, углах, центре.

Ребята знакомятся с приемами видоизменения плоских форм путем сгибания, складывания, разрезания, склеивания бумаги, в результате чего появляется новая объемная форма.

В процессе продуктивной деятельности формируются такие важные качества личности , как умственная активность, любознательность, самостоятельность, инициатива, которые являются основными компонентами творческой деятельности . Ребенок приучается быть активным в наблюдении, выполнении работы, проявлять самостоятельность и инициативу в продумывании содержания , подборе материалов, использовании разнообразных средств художественной выразительности.

Не менее важно воспитание в процессе продуктивной деятельности

целеустремленности в работе, умении довести ее до конца,

аккуратности,

умения работать в коллективе,

трудолюбия,

пытливости.

По мнению педагогов и психологов, овладение ребенком видами продуктивной деятельности – является показателем высокого уровня его общего развития и подготовки к обучению в школе. Продуктивные виды деятельности в значительной мере способствуют овладению математикой, трудовыми навыками, письмом.

Процессы письма и рисования имеют внешнее сходство : в обоих случаях это графическая деятельность с орудиями , оставляющими на бумаге следы в виде линий. При этом требуется определенное положение корпуса и рук, навык правильного держания карандаша, ручки. Обучение рисованию создает необходимые предпосылки для успешного овладения письмом

На занятиях продуктивной деятельностью дети приучаются аккуратно пользоваться материалом, содержать его в чистоте и порядке, использовать только необходимые материалы в определенной последовательности. Все эти моменты способствуют успешной учебной деятельности на всех уроках .

Вывод. Продуктивная деятельность является важным средством всестороннего развития детей . Обучение рисованию, лепке, аппликации, конструированию способствует умственному, нравственному, эстетическому и физическому воспитанию дошкольников.

Используемая литература :

1. Давыдова Г. Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду.

2. Давыдова Г. Н. Пластилинография.

3. ДороноваТ. Н. Материалы и оборудование для продуктивной деятельности .

4. Дьяченко О. М. Развитие воображения дошкольника. - М.: РАО, 2000.- 197 с.

5. Мухина B.C. Изобразительная деятельность как форма усвоения социального опыта. - М., 2000.

6. Урунтаева Г. А. Дошкольная психология : Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. -- 5-е изд., стереотип. - М.: Издательский центр «Академия» , 2001. - 336 с.

THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама