THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама
1

Кузнецова А.Я. 1

1 Новосибирский государственный педагогический университет

1. Кузнецова А.Я. Философский анализ гуманистических идей образования в контексте современного научного мировоззрения // Фундаментальные исследования. – 2006. – № 7. – С. 61- 62.

2. Гессен С.И. Основы педагогики. Введение в прикладную философию. – М., – 1995. – 448с.

3. Мертон Р. К. Социальная теория и социальная структура. - М., 2006. - 873 с.

4. Кузнецова А.Я. Образование как становление духовного человека // Фундаментальные исследования. – 2012. – № 11– 2. – С. 478 - 482.

5. Кузнецова А.Я.Инновационный потенциал когнитивной теории личности в философии образования // Фундаментальные исследования. – 2009. – № 2. – С. 77 - 78.

6. Кузнецова А.Я. Интеллект, интеллектуальный капитал и самопознание // Международный журнал экспериментального образования. – 2013. – № 1.– С. 142 - 143.

7. Кузнецова А.Я. Функциональные основания современной философии образования // Современные наукоемкие технологии. – 2010. – № 8.– С. 85 - 86.

Образование человека это его культура. Она формируется одновременно с процессом, в котором человек становится человеком. Культура цивилизации включает в себя науку наряду с другими составляющими, такими как искусство, народное хозяйство и др. Ценности науки как и другие ценности культуры, полученные в результате духовной творческой деятельности человека сохраняются, накапливаются и утверждаются как ценности образования . В данной работе мы ставим вопрос о соотношении категорий образование, наука, культура, цели и ценности науки и образования. Анализ этих соотношений позволяет сделать следующий вывод.

Идею ценностей образования как ценностей культуры разработал С.И. Гессен в начале XX в. Его работы легли в основу новой отечественной философии образования. Им же заложены основные положения психологии личности, получившие утверждение уже в середине XX в. как новый важный раздел психологии и философии психологии .

Ценности науки стали наиболее осознанными ценностями образования в XX в. В этих аксиологических границах образование человека проявляется как его культура. Такое соотношение сохраняется при условии, что в процессе образования ставятся познавательные творческие цели. С античных времён стремление к истине в процессе познания, преданность истине признаны в науке фундаментальной целью и ценностью. Такие ценности как универсализм, коллективизм, бескорыстность, организованный скептицизм (Р. К. Мертон) заявлены в связи с утверждением безличностного характера добываемой истины .

Это утверждение игнорирует ценность индивида, добывающего истину, в то время как сам индивид в процессе рефлексивного познавательного продвижения к истине личностно развивается, всё более становится человеком . Сама мыслительная способность человека имеет статус главнейшей способности личности, в связи с чем, и возникает дидактическая задача: развитие интеллекта как ценности образования, т. е. воспитание дисциплинированности и подвижности ума, внимания, памяти, воображения, проницательности или способности выделять главное, способности к собиранию знаний, анализу, синтезу или обобщению и др. Природный интеллект человека, его познавательная деятельность, правила и методы этой деятельности, методологические познавательные умения и навыки, общие для всех наук - это ценности науки и ценности образования .

Такое отношение к интеллекту необходимо для утверждения личности как ценности науки и ценности образования . Личность - это «дело рук самого человека», продукт его самовоспитания. Богатство или бедность личности задается качеством поставленных ею целей. Личность достигает своих целей в результате волевых напряжений. Личность - это творческий процесс. Она всегда созидается. Достижение научных целей невозможно без творческих и волевых напряжений личности .

Ценности науки и образования не существуют без личностного участия человека. Культура - явление историческое. Образование представляет собою необходимое связующее звено процесса трансляции культуры от поколения к поколению. Индивид, природный интеллект индивида, его волевое личностное начало выполняют функцию многомерного элемента трансляции культуры. Та часть науки, которая подлежит трансляции, становится культурой. Цели такой трансляции достигаются посредством образования. Если цели науки становятся целями образования, то образование обретает функцию формирования нового человека .

Библиографическая ссылка

Кузнецова А.Я. ЦЕННОСТИ НАУКИ И ЦЕННОСТИ ОБРАЗОВАНИЯ // Международный журнал экспериментального образования. – 2014. – № 5-1. – С. 132-132;
URL: http://expeducation.ru/ru/article/view?id=5644 (дата обращения: 19.06.2019). Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

УЧРЕЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ

«БАРАНОВИЧСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

по дисциплине «ЛОГИКА И МЕТОДОЛОГИЯ НАУКИ»

на тему «НАУКА В СИСТЕМЕ СОЦИАЛЬНЫХ ЦЕННОСТЕЙ»

Выполнил: студент группы

БАздс-21 дистанционной формы получения образования

специальности Бухгалтерский учет, анализ и аудит

Пытляк Татьяна Владимировна

Барановичи 2015

ВВЕДЕНИЕ

1. АКСИОЛОГИЧЕСКИЙ СТАТУС НАУКИ

2.СЦИЕНТИЗМ И АНТИСЦИЕНТИЗМ

3. СОЦИАЛЬНЫЕ ЦЕННОСТИ И НОРМЫ НАУЧНОГО ЭТНОСА

4. СВОБОДА И СОЦИАЛЬНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ УЧЕНОГО

5. ЗАКЛЮЧЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

Ценность вообще и социологическая, в частности, в отечественной социологической науке исследована недостаточно. Вместе с тем проблема актуальна, социально и гносеологически значима как для социологии, так и для целого ряда социально-гуманитарных наук - истории, антропологии, социальной философии, социальной психологии, государствоведения, философской аксиологии и ряда других.

Актуальность темы представляется в следующих основных положениях:

Понимание ценностей как совокупности идеалов, принципов, нравственных норм, представляющих приоритетное знание в жизни людей, имеют, как для отдельного социума, скажем, для российского общества, так и общечеловеческого уровня вполне конкретное гуманитарное значение. А поэтому проблема заслуживает всестороннего изучения.

Ценности объединяют людей на основе их общезначимости, знание закономерностей их интегративного и консолидирующего характера вполне оправдано и продуктивно.

Социальные ценности, включающиеся в предметное поле проблем социологии, такие как моральные ценности, идеологические ценности, религиозные ценности, экономические ценности, национально - этические и др., имеют важнейшее значение для изучения и учёта ещё и потому, что они выступают мерилом социальных оценок и критериальных характеристик.

Выяснение роли социальных ценностей значимо также и для нас, студентов, будущих специалистов, осуществляющих в будущем социальные роли в социальной реальности - в трудовом коллективе, городе, регионе и т. д.

Социологическая ценность как понятие и категория изучается как отечественными учёными, так и зарубежными. Если обратиться к истории социальных учений, то мы обнаружим, что уже Платон рассматривал ценность как благо, в Новое время зародилась традиция рассматривать ценность как стоимость, которая в середине девятнадцатого столетия будет переосмыслена К. Марксом, в двадцатом веке ценность на Западе исследовалась Лотце, Клгеном, Шелером, Риккертом, Гартманом, Бретано и некоторыми другими авторами. В отечественной философии и социальной теории, а также в социологии ценности изучались В. С. Соловьевым, Н. А. Бердяевым, П. Флоренским, В. П. Тугариновым, О. Г. Дробницким, И. С. Нарским. Социологическая ценность практически однозначна социальной ценности. Ведь социальная ценность, изучаемая социологией, есть ни что иное, как компонент социальной системы, наделяемый особым значением в индивидуальном или общественном сознании. В таком её значении ценностью может обладать любой объект, прежде всего, социально значимый. Это и социальное отношение, и социальная норма, и социальное взаимодействие, и функционирование различных сфер осциальности - права, морали, религии, искусства, науки, культуры.

Социальные ценности - порождение способа производства материальной жизни, который обусловливает собственно социальный, политический, духовный процесс жизни, они всегда выступают регуляторами человеческого общежития, стремлений людей и их поступков. Ценности непременно выстраиваются в определённую иерархическую систему, которая всегда наливается конкретно - историческим смыслом и содержанием. Вот почему шкала ценностей и основанных на них оценок содержит направленность не только от минимума до максимума, но и от положительного значения до отрицательного.

В данном работе используется материал, который опирается на отечественную, прежде всего - учебную и энциклопедическую литературу, нет возможности и необходимости всесторонне исследовать проблему социологических ценностей и их форматной ретроспективы на мировую и российскую действительность. В работе предоставлено понимание проблемы и её современное значение.

АКСИОЛОГИЧЕСКИЙ СТАТУС НАУКИ

Возникновение науки как специфической формы познавательной деятельности и ее институционализация в новоевропейской культуре были связаны с обоснованием особого аксиологического статуса научного знания. Наука считается автономной, беспристрастной и нейтральной, свободной от ценностей. Вместе с тем наука является сложным социокультурным феноменом, находится в совокупности разнообразных отношений с обществом. Она, с одной стороны, зависит от различных общественных факторов, с другой, она сама в значительной степени определяет общественную жизнь.

Наука как социокультурный феномен вплетена во все сферы человеческих отношений, все формы деятельности, связанные с производством, обменом, распределением и потреблением вещей, внедряется в различные отношения самих людей. В современном обществе наука выступает причинным фактором как позитивных, так и негативных процессов, проходящих в рамках современной цивилизации. Таким образом, в современной культуре наука не только приобретает статус формально значимого для жизни человека социального фактора, но и становится безусловной ценностью, способной реализовывать себя как в позитивном, так и в негативном смысле.

Под ценностью в общем смысле понимается качество отношения субъекта деятельности к результату своей деятельности.

Говоря о науке как о ценности, выделяют два основных ее аксиологических измерения:

1) Мировоззренческая ценность науки - наука с определенного времени выполняет важнейшие функции в формировании современного мировоззрения. Такие вопросы, как устройство и эволюция Вселенной, возникновение и сущность жизни, природа человеческого мышления, способность биосферы к изменениям и т.д., обладают безусловным мировоззренческим статусом. По мере того, как обосновывалась ценность науки в качестве авторитетной культурно-мировоззренческой инстанции, в общественном сознании утверждалось представление о ней как своеобразном эталоне рационального отношения человека к действительности (особенно в эпоху Просвещения - позднее вопросы по этому поводу).

2) Инструментальная ценность науки - заключается в том, что наука создает предпосылки для удовлетворения возрастающих потребностей человека, выражает его стремление к господству над объектами природы и социальной действительности. Наука, соединившаяся с технологиями, стала могучей производительной силой, способной не только удовлетворять существующие человеческие потребности, но и порождать принципиально новые типы целей и мотивов человеческой деятельности. Наука вносит значительный вклад в обеспечение потребностей человека в безопасном существовании и в создание для него комфортных условий жизнедеятельности.

При этом фундаментальная наука ориентирована на такой вид познавательной и исследовательской деятельности, который не содержит в себе никаких внешних оправданий и преследует лишь одну цель - достижение истинного знания об исследуемой реальности. В этом смысле теоретическое познание выглядит самодостаточным и самоценным. Инструментальный эффект полученного нового знания, как правило, не является предметом специального осмысления в рамках фундаментальных научных исследований. В прикладной науке этот эффект преднамеренно планируется и достигается благодаря внедрению теоретических знаний в различные сферы жизни общества и обслуживающие их технологии.

СЦИЕНТИЗМ И АНТИСЦИЕНТИЗМ

Неоднозначность науки как социокультурного феномена достаточно отчетливо обнаруживает себя в двойственной мировоззренческой оценке самой науки, а также ее социальных последствий. Выделяют два вида такой оценки: сциентизм и антисциентизм.

Сциентизм - философско-мировоззренческая позиция в оценке науки, исходящая из абсолютизации ее позитивной роли в решении актуальных проблем познания и преобразования реальности. Сциентизм связан с такими направлениями философской мыли, которые опираются на принципы рационализма, прогрессизма, обосновывают приоритетность ценностей научных инноваций и социальных модернизаций, видят только положительные стороны НТП. Основные представители сциентизма в философии науки: Г. Спенсер, Дж. Гэлбрейт, Д. Белл. Как правило, представители сциентизма в качестве эталона науки рассматривают естественнонаучные и технические дисциплины и полагают, что только они способны обеспечить человеку успешное разрешение важнейших проблем его индивидуального и социального бытия. Для сциентизма характерна инструментальная трактовка науки как универсального средства решения социальных проблем в противовес ценностным формам культуры (философия, религия, искусство, мораль). На практике сциентизм обычно сочетается с технократизмом.

В рамках сциентистской ориентации выделяют два ее типа:

Аксиологический сциентизм (наука - высшая культурная ценность, ее прогресс является необходимой предпосылкой прогрессивного изменения общества в целом);

Методологический сциентизм (методы математических и естественных наук являются универсальными и могут обеспечить рациональное познание не только объектов природы, но и социокультурных феноменов.

Антисциентизм - философско-мировоззренческая позиция в оценке науки, которая приуменьшает (либо полностью отрицает) позитивную роль науки в развитии общества и культуры. Представители антисциентизма подчеркивают факт невозможности свести реальность к научно-рациональным моделям и интерпретациям, настаивают на нерациональности подлинной реальности и принципиальной ограниченности науки в делах познания мира и человека. Основные представители: М. Хайдеггер, Г. Маркузе, Э. Фромм, П. Фейерабенд.

Основные формы антисциентизма:

1) антропологический антисциентизм: обосновывается мысль о принципиальной невозможности при помощи науки постичь феномен человека и выразить особенности его бытия в мире средствами научно-рационального познания. Тайна человеческого существования может быть только предметом философских, художественных размышлений.

2) гуманистический антисциентизм: Прогресс в научном постижении мира не обеспечивает нравственно совершенствования человека. Начало положил Ж.-Ж. Руссо. Г. Маркузе: подавление природного, а затем и индивидуального в человеке сводит многообразие всех его проявлений лишь к одному технократическому параметру. Те перегрузки и перенапряжения, которые выпадают на долю современного человека, говорят о ненормальности самого общества. В рамках данного направления разрабатываются различные проекты «гуманизированной науки».

3) иррационалистический антисциентизм: полное отрицание определяющей роли науки в познании мира. Науке противопоставляются мифологические, религиозные, философские системы традиционалистского характера, романтические утопии как якобы более адекватные пути постижения мира.

Современная социокультурная ситуация, в которой проявилась внутренняя противоречивость науки и ее последствий, порождает дилемму сциентизма и антисциентизма. С одной стороны, стандарты жизни, основанные на постоянном развитии науки и высоких технологий - без науки и технологий нельзя обеспечить достойное качество жизни и комфортные условия обитания человека в природной и социальной реальности; с другой, обострение глобальных проблем, в немалой степени связанное с развитием науки.

СОЦИАЛЬНЫЕ ЦЕННОСТИ И НОРМЫ НАУЧНОГО ЭТНОСА

Одной из актуальных проблем ценностного измерения науки является вопрос о взаимосвязи внутринаучных (когнитивных) ценностей, разделяемых научным сообществом, и социальных ценностей, задающих фундаментальные приоритеты и цели развития общества на конкретном историческом этапе его существования.

Внутринаучные ценности представляют собой совокупность нормативных предписаний, которые выполняют функции организационной интеграции различных научных сообществ и регулируют характерные для них формы исследовательской деятельности.

К ним относятся: методологические нормы и процедуры научного поиска; модели объяснения и обоснования научного знания; стандарты организации и структурного оформления научного знания; оценки результатов научной деятельности и идеалы научного исследования; этические императивы научного сообщества. Внутринаучные ценности выступают основанием консолидации ученых в научном сообществе.

Та или иная совокупность внутринаучных ценностей предписывает ученому определенную модель профессионального поведения и профессиональной ответственности за достоверность и качество научных результатов. Эти ценности составляют основу этоса науки. Этос науки - это комплекс нормативных правил и предписаний, свободно принимаемых научным сообществом в качестве обязательных условий их совместной деятельности в сфере науки. Эти правила гарантируют стабильное функционирование науки как социального института, несмотря на то, что ученые рассредоточены в пространстве и во времени и включены в различные социокультурные системы.

Впервые понятие «этос науки» употребил американский социолог Р. Мертон. По его мнению, научный этос включает в себя четыре основополагающих «институциональных императива»:

Универсализм (независимость результатов научной деятельности от субъективных факторов, поскольку наука ориентирована на формирование объективного знания);

Коллективизм (предписывает ученому незамедлительно передавать результаты своих трудов в общее пользование, знакомить с ними всех членов научного сообщества без каких-либо предпочтений; научные открытия образуют общее достояние и принадлежат исследовательскому коллективу; ученый как автор открытия может претендовать только на право приоритета, но не собственности, что гарантирует ему лишь профессиональное признание и уважение);

Бескорыстность (в профессиональном поведении ученому не следует учитывать никакие интересы, кроме достижения истины - запрет на любые действия, направленные на приобретение признания за пределами научного сообщества (успех, власть, слава, популярность);

Организованный скептицизм (требование детальной и всесторонней проверки любого нового научного результата). Согласно Р. Мертону, эта комбинация норм обеспечивает функциональную цель науки - формирование нового объективного и его дальнейшее развитие.

В данном подходе органично соединены когнитивные и коммуникационно-деятельностные аспекты научного творчества. Однако она многого не учитывает. За ее пределами остаются такие мотивы, как гуманистическая направленность исследования, его актуальность, получение нового знания с ориентацией на его возможные практические приложения и т.д. Объективность и обоснованность.

Однако здесь не учтено в должной мере влияние тех ценностных установок и социокультурных факторов, которые определяют отношение к науке за пределами научного сообщества и задают видение и оценку науки с позиций доминирующих в обществе социальных ценностей и приоритетов развития.

Социальные ценности укоренены в культуре общества и определяют важнейшие императивы социальной жизни. Свои нормативно-регулирующие функции они реализуют в форме политических, религиозных, правовых, моральных взглядов и убеждений, в том числе членов научного сообщества. Социальные институты оказывают поддержку тем видам деятельности, которые базируются на приемлемых для данной структуры ценностях. Социальные ценности претендуют на то, чтобы быть общезначимыми, они обеспечивают стереотипность поведения. Система социальных ценностей закреплена в праве, традициях, нормах общежития и делового общения. Нередко наука, включенная в социальный процесс, вынуждена отвечать на идеологические запросы общества. Она предстает как инструмент политики.

Соотношение внутринаучных и социальных ценностей.

Возникает вопрос: почему ученый поступает именно таким образом, в чем причина соблюдения им указанных норм профессионального поведения? Р. Мертон считает, что основополагающей мотивацией в данном случае является стремление ученого к профессиональному признанию в научном сообществе. Следовательно, действенность норм научного этоса основана на предположении о полной рациональности поведения ученого. Однако впоследствии сам Р. Мертон отказался от этого идеализированного представления о реальной практике научных исследований. Он анализирует такие явления в жизни науки, как конкуренция, подозрительность, зависть, скрытый плагиат и т.д. В результате обосновывается вывод о противоречивости мотивов и профессионального поведения ученых.

СВОБОДА И СОЦИАЛЬНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ УЧЕНОГО

Наука, существующая как базисный компонент в структуре техногенной цивилизации, на протяжении последних четырех веков оценивалась по-разному. В эпоху Просвещения она рассматривалась как безусловное благо, гарант прогресса и социальной справедливости. Позднее все более популярной становится идея ценностной нейтральности науки как чисто академической сферы деятельности, преследующей лишь цели постижения истины. Со второй половины ХХ в. выделяются два основных принципа в рамках социальной оценки науки:

Свобода научного исследования как безусловный гарант конструктивно-творческих возможностей науки и условие формирования ею интеллектуальных и технологических новаций, необходимых для развития общества;

Социальная ответственность научного сообщества не только за непосредственный результат исследовательского поиска, но и за практическое его использование в различных сферах жизни общества.

Направленность на оценку науки в соответствии с принципом ее социальной ответственности становится особо заметной тогда, когда она обретает вид Большой науки. В такой период наука не только оказывает существенное влияние на разработку средств человеческой деятельности, но и определяет наиболее актуальные и приоритетные ее цели. В это время ряд представителей научного сообщества заявили о необходимости эффективного социального контроля за наукой с тем, чтобы снизить риски, инициированные НТП и скорректировать фундаментальные цели социального развития, сориентировав его, прежде всего, на гармоничный диалог человека и природы, на обеспечение перспектив выживания человечества в условиях постоянного роста знаний.

Интерес к проблемам социальной ответственности науки стимулировал развитие этики науки. Обширный класс этических проблем обусловлен тем, что современная техника задает необходимость новых форм приспособления к окружающей действительности. Значительное расширение технических возможностей общества сопровождается тем, что в ряде исследований объектом воздействия становится сам человек, что создает определенную угрозу его жизни и здоровью (с этим первоначально столкнулись физики, затем медики, генетики).

Этические проблемы внутринаучного характера. Среди проблем этики науки важными являются проблемы авторства научных открытий, плагиата, компетентности и фальсификации научных открытий. Этос науки направлен также на ее защиту от пара-, лже-, псевдо-, анти- и квазинауки. В научном сообществе установлены достаточно жесткие санкции за совершение фальсификаций и плагиата (разрыв научных контактов, байкот). Для исследований, претендующих на научный статус, обязателен институт ссылок, благодаря которому фиксируется авторство тех или иных идей. Проблема одержимости ученого. Проблема преувеличения ученым своего личного вклада по сравнению с деятельностью коллег.

Этические проблемы социального характера. Проблема использования военных разработок.

Экологическая проблема. Проблема клонирования. Проблемы генной инженерии. Вопрос о возможностях манипуляции над психикой человека.

Особые проблемы: связь науки и бизнеса, науки и власти.

Необходимость запрета и ограничения на некоторые научные исследования. Для этого необходим социальный контроль за наукой. Прежде всего, требуется демократический контроль над теми силами и институтами, которые определяют развитие науки, руководят процессами использования и применения научных знаний. Стало очевидно, что целью науки является не просто истина, а истина, согласованная с определенными моральными требованиями. Этическая экспертиза планируемых научных исследований.

Соотношение свободы и социальной ответственности ученого.

наука ценность социальный мировоззренческий

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Таким образом, мы рассмотрели вопросы, связанные с социальными ценностями, их форматную проекцию на социальную реальность современном мире. Определено понятие сущности социологических ценностей, их структура, взаимодействие между различными ценностями и оценками, роль тех или иных ценностей в конкретных исторических условиях, как в прошлом, так и в современности. Также рассмотрели моральные ценности. Выяснили, что среди таковых наиболее значимыми являются: жизнь и достоинство человека, его нравственные качества, нравственные характеристики деятельности и поступков человека, содержание различных форм морального сознания - норм, принципов, идеалов, этических понятий (добра, зла, справедливости, счастья), нравственные характеристики социальных институтов, групп, коллективов, классов, общественных движений и тому подобных социальных сегментов.

Среди социологического рассмотрения ценностей важное место принадлежит также религиозным ценностям. Вера в Бога, стремление к абсолюту, дисциплина как добропорядочность, высокие духовные качества, культивируемые религиями настолько социологически значимы, что эти положения не оспариваются ни одним социологическим учением.

Рассмотренные идеи и ценности (гуманизм, права и свободы человека, экологическая идея, идея социального прогресса и единства общечеловеческой цивилизации) выступают в качестве ориентиров в формировании государственной идеологии, которая становится неотъемлемым звеном постиндустриального общества. Синтез традиционных ценностей, достояния советского строя и ценностей постиндустриального общества является реальной предпосылкой формирования своеобразной матрицы интегративной государственной идеологии страны.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Гаджинский, А.М. Логистика: Учебник для высших и средних специальных заведений / А.М. Гаджинский. - М., 1999.

2. Гаджинский, А.М. Практикум по логистике / А. М. Гаджинский. - М., 1999.

3. Гаджинский, А.М. Основы логистики / А.М. Гаджинский. - М.,1995.

4. Залманова, М. Е. Логистика: Учеб. пособие для студ. эконом. спец. вузов / М.Е. Залманова.- Саратов, 1995.

5. Логистика: практикум для студентов экономических специальностей/ авт.- сост. О.В. Павловская. - Барановичи: УО БарГУ, 2006.

Логистика: Учебник / Под ред. Б.А. Аникина. - М.,2004.

6. Неруш, Ю.М. Коммерческая логистика / Ю.М. Неруш. - М.,1997.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Основные цели науки как технологии научного творчества. Средства логического анализа систем научного знания. Изучение логических структур научных теорий, дедуктивных и индуктивных выводов, применяемых в естественных, социальных и технических науках.

    реферат , добавлен 29.01.2011

    Характеристика науки как общественного явления, социального института и отрасли культуры. Структура, классификация и функции науки в современном обществе. Понятие, виды, формы и методы научного познания. Этапы и типовая схема научного исследования.

    реферат , добавлен 25.01.2011

    Практическая этика как часть прикладного философского знания. Обзор моральных ценностей социальных процессов и их динамики. Характеристика культурного и этического потенциала личности. Анализ требований к учету социокультурных детерминант научного поиска.

    контрольная работа , добавлен 05.08.2013

    Понятие науки, специфика и структура научного познания, его эмпирический, теоретический и метатеоретический уровни. Понятие метода и методологии. Наука в системе социальных ценностей. Этические принципы развития науки и социальная ответственность ученого.

    контрольная работа , добавлен 26.12.2012

    Становление личности и ее формы. Ценности и их виды. Выделение физической, социальной личности. Расширение обогащения социальных связей активности человека. Сущность феномена свободы. Природа духовного капитала человечества. Смысл этических норм.

    реферат , добавлен 27.07.2017

    Изучение философии свободы человека. Сущность проблемы ценности и оценки мира вещей. Рассмотрение ответственности как социального явления, а также юридической ответственности. Анализ современного состояние вопроса свободы и ответственности личности.

    реферат , добавлен 25.12.2015

    Философский образ современной науки. Методологии и мировоззренческие итоги научного развития. Проблематика оригинальных текстов современных эпистемологов. Структура и динамика научного знания. Проблемы переосмысления соотношения науки и эзотеризма.

    учебное пособие , добавлен 12.01.2015

    Общее понятие ценности человека. Категория жизненного смысла. Общая черта ценностей гуманизма. Область ценностей. Жизнь как ценность. Биологическая, психическая и интеллектуальная стороны жизни. Ценности на границах жизни. Ценностные функции смерти.

    реферат , добавлен 14.11.2008

    Фундаментальные представления, понятия и принципы науки как ее основание. Компоненты научного знания, его систематический и последовательный характер. Общие, частные и рабочие гипотезы. Основные типы научных теорий. Проблема как форма научного знания.

    реферат , добавлен 06.09.2011

    Процессы дифференциации и интеграции научного знания. Научная революция как закономерность развития науки. Философское изучение науки как социальной системы. Структура науки в контексте философского анализа. Элементы логической структуры науки.

Возникновение "общества глобальной компетентности" изменяет как глобальную экономику, так и статус всей системы образования. В настоящее время обучение рассматривается как процесс приращения индивидуального и социокультурного опыта личности в целях обеспечения устойчивого развития.

На рис. 8.2 представлены миссии и функции поддерживающего (воспроизводящего) и инновационного (развивающего) типов обучения.

Образование как социальный институт преследует много целей, среди которых – обеспечение условий для развития индивидуального потенциала обучающихся, а также вклад в социальные преобразования. Каждое поколение решает проблему, чему учить следующее поколение.

Образование в интересах устойчивого развития (англ. Education for Sustainable Development , ESD ) – это видение образования, дающего людям возможность взять на себя ответственность за создание устойчивого будущего. Оно направлено на улучшение доступа к качественному базовому образованию, переориентацию учебных программ, обучение и повышение осведомленности общественности, помощь в развитии знаний, компетенций и отношений, необходимых в настоящее время и в будущем.

Характеристики образования для устойчивого развития:

  • базируется на принципах и ценностях, которые лежат в основе устойчивого развития;
  • направлено на обеспечение благополучия всех трех сферах устойчивого развития – окружающей среды, общества и экономики;
  • использует различные образовательные технологии, которые содействуют обучению и развитию мышления;
  • поощряет обучение на протяжении всей жизни;
  • локально релевантно и культурно имманентно;
  • ориентировано на локальные потребности и условия, но признает, что удовлетворение локальных потребностей часто имеет глобальные эффекты и последствия;
  • охватывает формальное, неформальное и информальное образование;
  • учитывает эволюционный характер устойчивого развития;
  • содержание обучения ориентировано на контекст, глобальные проблемы и локальные приоритеты;
  • создает потенциал общества для общественного участия в принятии решений, социальной толерантности, охраны окружающей среды, адаптации трудовых ресурсов, обеспечения высокого уровня жизни;
  • является междисциплинарным;

Эксперты Юнеско сформулировали пять столпов образования , обеспечивающих качество образования и содействующих устойчивому развитию личности и общества:

  1. учиться познавать;
  2. учиться делать;
  3. учиться жить вместе;
  4. учиться жить;
  5. учиться изменять себя и общество.

Учиться познавать подразумевает, что каждый обучающийся строит свое личностное знание , комбинируя явные и неявные знания. Для поиска новых знаний и мудрости необходимо:

  • научиться учиться;
  • приобрести вкус к обучению на протяжении всей жизни;
  • развивать критическое мышление;
  • овладеть инструментарием понимания мира;
  • понимать концепции и проблемы устойчивого развития.

Учиться делать фокусируется на способности использовать изученное на практике. Это знания, ценности и практические навыки, используемые для продуктивной работы и отдыха:

  • мыслить и действовать;
  • понимать и действовать в интересах глобального и локального устойчивого развития;
  • приобретать профессиональное образование, осваивать технологии;
  • применять полученные знания в повседневной жизни;
  • быть в состоянии действовать в своем окружении творчески и ответственно.

Учиться жить вместе охватывает критические навыки, которые жизненно необходимы для создания среды равных возможностей саморазвития личности и обеспечения благосостояния семей и сообществ. Это знания, ценности, социальные навыки и социальный капитал для межнационального, межкультурного и общественного взаимодействия на основе сотрудничества и поддержания мира:

  • участвовать и сотрудничать с другими в целях обеспечения плюрализма в мультикультурном обществе;
  • развивать понимание других людей и их истории, традиций, верований, ценностей и культуры;
  • терпеть, уважать, принимать, воспринимать культурные различия и многообразие людей;
  • конструктивно реагировать на культурное многообразие и экономическое неравенство в мире;
  • быть в состоянии справиться с ситуациями напряжения, отчуждения, конфликтов, насилия и терроризма.

Учиться жить подразумевает, что каждый индивид имеет возможности для развития и реализации своего потенциала. Образование – не только инструмент развития государства и нации, ответа на проблемы глобализации или развития мышления; оно позволяет людям учиться и искать, создавать и использовать знания для решения широкого спектра проблем: от сиюминутных до глобальных. Это касается знаний, ценностей, навыков, достоинств личности, обеспечивающих личностное и семейное благополучие:

  • видеть себя главным действующим лицом в достижении положительных результатов в будущем;
  • поощрять открытия и экспериментирование;
  • разделять общечеловеческие ценности;
  • развивать свою личность, самосознание, самопознание, стремиться к самореализации;
  • быть в состоянии действовать автономно, на основании собственных суждений, нести личную ответственность.

Учиться изменять себя и общество признает, что индивиды, работая отдельно и сообща, могут менять мир, и что качественное образование предоставляет инструментарии трансформации социума, путем вооружения людей знаниями, ценностями и навыками трансформации убеждений и стиля жизни. Это отражает синергию когнитивных, практических, персональных и социальных навыков в обеспечении устойчивого развития:

  • прилагать усилия к исчезновению гендерного неравенства и дискриминации в обществе;
  • развивать способности и волю к реализации устойчивого развития себя и других;
  • способствовать действиями и поведением минимизации экологического вреда миру вокруг нас, с уважением относиться к Земле и жизни во всем ее многообразии;
  • действовать в интересах достижения общественной солидарности;
  • развивать мирное демократическое общество.

8.3. Образование как ценность

Образование как ценность рассматривается в следующих аспектах:

  • ценность образования для отдельной личности;
  • ценность образования для семьи;
  • ценность образования для отдельного сообщества;
  • ценность образования социума в целом.


Рис. 8.3.

Образовательные преимущества (англ. educational benefits) – индивидуальные выгоды, получаемые от достижения конкретного уровня образования.

На рис. 8.4 представлена модель, иллюстрирующая взаимосвязь ценности образования для отдельной личности и социума в целом.


Рис. 8.4.

Человеческий капитал (англ. human capital ) – принадлежащие индивидам здоровье, интеллект , знания и компетенции, которые позволяют им эффективно функционировать в экономической и социальной жизни. Человеческий капитал включает атрибуты человека, являющиеся источниками его продуктивности (самооценка, внутренняя мотивация, гибкость, навыки принятия решений , решения проблем и др.) и часто соотносится с достигнутым уровнем образования; образование в этом случае рассматривается как инвестиция, которая возвращается в виде заработной платы, премий и других выплат.

Социальный капитал (англ. social capital ) – социальные связи, взаимодействия, нормы и доверие , которые позволяют участникам действовать сообща более эффективно для реализации общих целей. В образовании социальный капитал рассматривается как идентифицируемые социальные взаимоотношения между участниками образовательного процесса ("обучающийся – преподаватель", "обучающийся – обучающийся" и др.), влияющие на формирование и развитие норм, ценностей, установок, учебной мотивации, приобретение знаний и компетенций.

  • высшее образование предоставляет финансовые и нефинансовые выгоды для человека, который получает высшее образование, и общества в целом;
  • высшие учебные заведения все больше фокусируются на создании знаний, выступая источниками ключевых исследований и развития инноваций.

  • Рис. 8.6.

    Основные отрасли педагогики.

    Связь педагогики с психологией.

    Связь педагогики с другими науками о человеке.

    Понятийно - терминологический аппарат педагогики.

    Объект и предмет педагогики.

    Объект науки – та сторона действительности, на изучение которой направлена данная наука.

    Предмет науки – та сторона или стороны, какими объект науки в ней представлен.

    Объект педагогики – явления действительности, которые обуславливают развитие человека в процессе целенаправленной деятельности общества.

    Предмет педагогики – образование как реальный целостный педагогический процесс, целенаправленно организованный в специальных социальных институтах (образовательных и культурно-воспитательных учреждениях).

    Педагогика – наука, изучающая сущность, закономерности, тенденции и перспективы развития педагогического процесса (образования) как фактора и средства развития человека на протяжении всей его жизни.

    Подходы к определению понятия «образование»:

    Образование – это «процесс педагогически организованной социализации, осуществляемой в интересах личности и общества». (Б.М. Бим-Бад, А.В. Петровский)

    Образование – «это общественно организуемый нормируемый процесс постоянной передачи предшествующими поколениями социально значимого опыта, представляющий собой в онтогенетическом плане процесс становления личности в соответствии с генетической и социальной программами». (В.Л. Леднев)

    О – это система приобретенных в процессе обучения знаний, умений, навыков, способов мышления (И.П. Подласый).

    О – это специально организованная в обществе система необходимых для развития человека условий (В.С. Безрукова).

    Образование – это процесс развития и саморазвития личности, связанный с овладением социально значимых опытом человечества, воплощеннным знанием, умением, творческой деятельности и эмоционально-ценностном отношении к миру (БЭС).

    1. Образование как ценность может рассматриваться на 3-х уровнях: на государственном уровне, на общественном, на личностном. В 90х годах прошлого века ценность образования явно девальвировала. Утечка мозгов.

    Образование как сфера духовной жизни общества является объективной общественной ценностью, которая располагает возможностями формирования личности человека как субъекта культуры и морали. Отражая цели демократического общества, его нравственный, интеллектуальный, научно-технический, духовно-культурный и экономический потенциал, образование способно соучаствовать в созидании системы общечеловеческих ценностей, в создании условий для присвоения этих ценностей личностью.



    На государственно и общественном уровне. В современном обществе образование стало одной из самых обширных сфер человеческой деятельности. В ней занято более миллиарда учащихся и почти 50 млн. педагогов. Заметно повысилась социальная роль образования: от его направленности и эффективности сегодня во многом зависят перспективы развития человечества.

    В последнее десятилетие мир изменяет свое отношение ко всем видам образования. Образование, особенно высшее, рассматривается как главный, ведущий фактор социального и экономического прогресса. Причина такого внимания заключается в понимании того, что наиважнейшей ценностью и основным капиталом современного общества является человек, способный к поиску и освоению новых знаний и принятию нестандартных решений.

    Рассматривая личностную ценность образования, можно выделить следующие культурно-гуманистические функции образования:

    · развитие духовных сил, способностей и умений, позволяющих человеку преодолевать жизненные препятствия;

    · формирование характера и моральной ответственности в ситуациях адаптирования к социальной и природной сферам;

    · обеспечение возможностей для личностного и профессионального роста и для осуществления самореализации;

    · овладение средствами, необходимыми для достижения интеллектуально-нравственной свободы, личной автономии и счастья;

    · создание условий для саморазвития творческой индивидуальности и раскрытия духовных потенций.

    2. Образование как система: системный подход является одним из важнейших в научном исследовании. Он предполагает решение 2 задач – выделить структурные компоненты изучаемого явления. Определить характер взаимосвязи между ними. В педагогике системный подход одной из первых начала развивать Н.В. Кузьмина (В Москве – Беспалько). Н.В. Кузьмина, анализируя педагогические элементы выделяет 5 базовых компонентов: цель образования, содержание образования, субъект образования, объект образования, средство педагогической коммуникации (СПК – формы, методы, средства обучения).

    Они все взаимосвязаны и влияют друг на друга. Систему образования можно представить иерархизированную систему систем. Можно рассматривать отдельный учебный предмет. На уровне класса есть много предметов, и у каждого предмета своя система. Интегрируя системы каждого предмета можно рассматривать в общем объекты, цели всех предметов и т.д. Затем можно смотреть на уровне школы, района, города, края и т.д.

    THE BELL

    Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
    Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
    Email
    Имя
    Фамилия
    Как вы хотите читать The Bell
    Без спама