THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама

Приложение 2

Опека/попечительство;

Возмездная опека.

2. Назовите причины, почему вы выбрали данную форму принятия ребёнка в семью:

Выплаты на ребёнка помогут нам его лучше обеспечивать;

Хотим обеспечить ребёнку более стабильную жизнь;

Так проще оформить документы;

Решили избежать судебной процедуры;

Хотим передать ребёнку наследственные права;

3. Как появилось желание принять ребёнка в семью:

Возникло внезапно;

Под влиянием телепередачи, статьи в газете, интернете;

Посетили конференцию приёмных родителей и задумались;

После длительного раздумья;

Подсказали родные;

По примеру знакомых, родственников;

Увидели ребёнка в больнице, детском учреждении;

Увидели фотографию в газете, интернете;

Другое__________________________________________________.

4. Кто был инициатором принятия ребёнка в семью:

Супруг/супруга;

Родители;

Ребёнок;

Другое__________________________________________________.

5. Какими характеристиками вы руководствовались при выборе желаемого ребёнка, в какую очередь (расставьте приоритеты):

Пол: мальчик, девочка;

Возраст:___ лет;

Цвет волос;

Здоровье;

Национальность;

Похожий на (укажите на кого)______________________________;

Особенности внешности ___________________________________;

Другое__________________________________________________.

6. Будете ли вы рассказывать ребёнку о том, что он приёмный?

Ещё не решено;

Не буду.

7. Из кого состоит Ваша семья (проживают вместе с вами)?______________

__________________________________________________________________

8. Ваши родители: отец мать

возраст: __________________________, __________________________,

образование: _____________________,

они живут вместе с вами:

9. Как ваши родные отнеслись к идее появления приёмного ребёнка:

Поддержали;

Одобрили;

Были против;

Нейтрально;

Другое _________________________________________________.

10. Ваш возраст (полных лет) ________.

11. Ваше семейное положение:

Женат/за мужем;

Холост/ не замужем;

В разводе.

12. Есть ли у вас кровные дети:

Если да, то сколько их и какого они возраста _____________________

13. Укажите Ваше образование (учебное заведение и специальность _______ _______________________________________________________________

14. Укажите Ваше место работы и должность ___________________________ _______________________________________________________________

15. Укажите место Вашего проживания

Поселок;

Другое__________________________________________________.

16. Как бы Вы оценили уровень Вашего материального достатка?

Высокий достаток;

Средний достаток;

Достаток ниже среднего.

Вопросы и задания для самостоятельной работы :

Задание 1 . Вашему вниманию предлагаются вопросы для самостоятельной рефлексии. Ответы на вопросы могут быть представлены в форме рефлексивного отчета по следующей форме:

№ вопроса

Собственные рассуждения с опорой на нормативно-правовые документы

1. Какими законодательными документами нужно руководствоваться при принятии ребёнка в семью?

2. Какие права ребёнка закреплены в Конституции РФ, Конвенции ООН о правах ребенка, Семейном кодексе РФ?

3. Какой правовой статус имеют замещающие родители? Какие гарантии дает этот статус? Какие обязанности должны выполнять родители, имеющие такой статус?

4. Какой правовой статус имеют несовершеннолетние дети? Какие гарантии дает этот статус? Какие обязанности должны выполнять дети, имеющие такой статус в разных возрастных периодах?

5. Каковы формы семейного устройства детей, оставшихся без попечения родителей? В чём их отличия и в чём их возможности для замещающих родителей?

6. Какие пособия и выплаты имеют замещающие родители в различных формах семейного устройства детей?

Какие генетические заболевания наиболее часто встречаются у приемных детей? Каковы должны быть действия родителей, имеющих ребёнка с генетическими заболеваниями? Каковы особенности состояния здоровья в Домах ребенка и детей, изъятых из неблагополучных семей? Имеются ли у Вас материальные и эмоциональные ресурсы сопровождать детей, имеющих такое состояние здоровья? Какими мотивами руководствуются родители при выборе ребёнка? Осознаете ли Вы свои собственные мотивы выбора? Считаете ли Вы эти мотивы конструктивными, позволяющими принять ребёнка? Какие основания позволяют Вам так считать? В чём проявляются особенности личности и поведения ребёнка-сироты?

11. В чём состоит подготовка семьи (родных детей, дедушек и бабушек) к принятию нового ребёнка? Какой алгоритм действий подготовки собственной семьи к принятию нового ребёнка вы можете определить?

12. В чём проявляется динамика возрастного развития приёмных детей на разных возрастных этапах? Что нового появляется на каждом возрастном этапе? В общение с кем важно быть включенным ребёнку для своего нормального возрастного развития? Какой вид деятельности необходим ребенку для его нормального возрастного развития?

13. Какие индивидуальные особенности ребёнка необходимо учитывать при его воспитании и при построении отношений с ним? Какая стратегия воспитания должна быть использована в зависимости от индивидуальности ребёнка?

14. Какие подарки могут сделать родители при первой встрече с ребёнком? Какие подарки могут нарушать эмоциональное самочувствие ребёнка? С чем это может быть связано?

15. В чем заключаются особенности воспитания приёмных детей? Какие правила должны соблюдать родители при наказании и поощрении детей? Какой стиль семейного воспитания Вы бы избрали для себя в качестве основного? Почему именно это стиль?

Задание 2. Особенности форм семейного устройства детей.

Инструкция: На основе анализа известных Вам форм семейного устройства детей, укажите их особенности по определённым параметрам, заполнив таблицу

Тип семьи

Семья
усыновителей

Опекунская семья (опека – ребёнок от 0 до 14 лет; попечительство – от 14 до 18 лет)

Новый статус взрослых, при создании замещающей семьи

Статус детей в замещающей семье

Нормативный документ

Организация, осуществляющая контроль за воспитанием и условиями проживания в замещающей семье

Государственная поддержка

Задание 3. Психологические основы конструктивного взаимодействия родителей и детей.

Инструкция: Вашему вниманию предложены проблемные ситуации, часто встречающиеся в семейной жизни. Познакомьтесь с каждой из ситуаций и выберите из ответов родителей тот, который больше всего отвечает «Я-высказыванию».

Ситуация 1. Вы который раз зовёте дочь садиться за стол. Она отвечает: «Сейчас», – и продолжает заниматься своими делами. Вы начали сердиться.

Ваши слова:

1. Да сколько же раз тебе надо говорить!

2. Я начинаю сердиться, когда нужно повторять одно и то же.

3. Меня сердит, когда ты не слушаешься.

Ситуация 2. У вас важный разговор с другом. Ребёнок то и дело его прерывает. Ваши слова:

1. Мне трудно беседовать, когда меня прерывают.

2. Не мешай разговаривать.

3. Ты не можешь заняться чем-нибудь, пока я разговариваю?

Ситуация 3. Вы приходите домой усталая. У вашего сына-подростка друзья; музыка и веселье. На столе – следы их чаепития. Вы испытываете смешанное чувство раздражения и обиды («Хоть бы обо мне подумал!»).

Ваши слова:

1. Тебе не приходит в голову, что я могу быть усталой?!

2. Уберите за собой посуду.

3. Меня обижает и сердит, когда я прихожу усталая и застаю дома беспорядок.

Уважаемый кандидат!

Вы уже очень близки к завершению обучения. Остался решающий момент Вашей работы, который определит уровень Вашей подготовленности как кандидата в замещающие родители.

Вам предлагается ответить на 22 вопроса итогового теста, отражающих содержание всех разделов программы обучения . Удачи Вам!

Итоговый тест

Инструкция: Вашему вниманию предлагается 22 вопроса по содержанию изученного Вами учебного материала, структурированного по трём разделам. Вам необходимо, отвечая на каждый вопрос, выбрать 1 ответ из предложенных ниже.

1. Имеют ли право замещающие родители на получение государственного сертификата на материнский (семейный) капитал:

а) имеют, при любой форме семейного устройства ребёнка;

б) мать/отец при усыновлении/удочерении;

в) не имеют.

2. Кому предоставляется преимущество при оформлении опеки / попечительства над несовершеннолетним ребёнком:

а) сожителю матери/сожительнице отца;

б) родной тете ребёнка (сестре отца/матери);

в) бабушке/дедушке, совершеннолетнему брату/сестре несовершеннолетнего ребёнка.

3. Законным представителем несовершеннолетнего ребёнка в замещающей семье является:

а) кровный родитель;

б) опекун (попечитель);

в) специалист органа опеки и попечительства.

4. Приёмный ребёнок, находящийся под опекой (попечительством), на общение с кровными родственниками:

а) имеет право;

б) имеет, но по решению суда;

в) не имеет.

5. Основанием возникновения отношений между опекуном/попечителем и подопечным является:

а) договор между опекуном/попечителем и специалистом органа опеки и попечительства;

б) решение суда о назначении опекуна/попечителя;

в) акт органа опеки и попечительства о назначении опекуна или попечителя.

6. Замещающий родитель получает оплату за воспитание ребёнка и ему может учитываться трудовой стаж при следующей форме семейного устройства:

а) возмездная опека/попечительство;

б) удочерение/усыновление;

в) опека/попечительство.

7. На воспитание в приёмную семью, включая родных и усыновлённых, может быть принято следующее количество детей:

а) не более трёх детей;

б) не более пяти детей;

в) не более восьми детей.

8. Возраст, с которого учитывается согласие самого ребёнка на передачу его в замещающую семью:

9. Контроль за условиями жизни и воспитанием приёмных детей осуществляют:

а) специалисты детского дома;

б) специалисты органа опеки и попечительства;

в) специалисты центра психолого-медико-социального сопровождения.

10. Новым в развитии ребёнка раннего возраста (1-3 года) является:

а) наличие первых представлений о самом себе, о частях своего тела, появление местоимения «я» в речи, уяснение собственной половой принадлежности;

б) включение в игровую деятельность, освоение разных социальных ролей;

11. Новым в развитии ребёнка дошкольного возраста (3-6/7 лет) является:

в) появление суждений о собственной социальной значимости, способности подчинять намерение интеллектуальной цели, способности к самостоятельной оценке себя;

г) проявление повышенного интереса к своей внешности, к своей сексуальности, стремление задать оппозицию ценностям взрослых.

12. Новым в развитии ребёнка младшего школьного возраста (7-10 лет) является:

а) наличие первых представлений о самом себе, о частях своего тела, появление местоимения «я» в речи, уяснение собственной половой принадлежности;

б) включение в игровую деятельность, освоение разных социальных ролей, самостоятельное разворачивание сюжета игры;

в) проявление повышенного интереса к своей внешности, к своей сексуальности, стремление задать оппозицию ценностям взрослых;

г) появление суждений о собственной социальной значимости, способности подчинять намерение интеллектуальной цели, способности к самостоятельной оценке себя.

13. Новым в развитии подростка (11-14лет) является:

а) наличие первых представлений о самом себе, о частях своего тела, появление местоимения «я» в речи, уяснение собственной половой принадлежности;

б) включение в игровую деятельность, освоение разных социальных ролей, самостоятельное разворачивание сюжета игры;

в) появление суждений о собственной социальной значимости, способности подчинять намерение интеллектуальной цели, способности к самостоятельной оценке себя;

г) проявление повышенного интереса к своей внешности, к своей сексуальности, стремление задать оппозицию ценностям взрослых.

14. Важнейшее значение для развития детей раннего возраста имеет:

а) игровая деятельность;

б) предметная деятельность, действия с предметами;

г) общение со сверстниками.

15. Важнейшее значение для развития детей дошкольного возраста имеет:

б) игровая деятельность;

в) учебная деятельность;

г) общение со сверстниками.

16. Важнейшее значение для развития детей младшего школьного возраста имеет:

а) предметная деятельность, действия с предметами;

б) игровая деятельность;

в) учебная деятельность;

г) общение со сверстниками.

17. Важнейшее значение для развития подростков имеет:

а) предметная деятельность, действия с предметами;

б) игровая деятельность;

в) учебная деятельность;

г) общение со сверстниками.

18. Ребёнок имеет право быть принятым на работу в свободное от учёбы время в возрасте:

19. Несовершеннолетний имеет право отмены усыновления в возрасте:

20. Какой из стилей воспитания проявляется в постоянных запретах и манипулировании ребёнком?

а) эмоциональное отвержение;

г) потворствующее невмешательство.

21. Какой из диагнозов, указанных в медицинской карте ребёнка указывает на наличие у него сосудистых повреждений головного мозга?

а) перинатальная энцефалопатия;

б) синдром дефицита внимания и гиперактивности;

в) церебрастенический синдром;

22. В каком возрасте ребёнку должна быть проведена ревакцинация кори, краснухи, паротита?

Обработка результатов:

Успешно прошедшим подготовку считается кандидат, представивший рефлексивный отчет к контрольному заданию 1 (не менее 8 ответов из 15 предложенных для самостоятельной работы) и выполнивший правильно минимум 50 % заданий промежуточной аттестации. Например, в контрольном задании 2 при заполнении таблицы, допущено 4 ошибки.

При выполнении итогового теста (из 22 вопросов), за каждый совпавший правильный ответ, присваивается 1 балл.

Таким образом, если совпадения составили 11 баллов (что составляет
50 %), считается, что Вы успешно прошли обучение и получаете документ установленного образца (сертификат/справка).

Итоговая анкета

Уважаемые кандидаты!

Мы надеемся, что «Академия замещающей семьи» будет активно развиваться, для этого нам важно узнать Ваше мнение о проведенных занятиях. Мы будем признательны, если Вы ответите на нижеприведенные вопросы и отразите свою точку зрения по поводу качества нашей работы.

1. На Ваш взгляд, какой раздел (социально-правовой, психолого-педагоги-ческий, медико-дефектологический):

Был самый интересный _____________________________________________

Был самый полезный _______________________________________________

Требует сокращения ________________________________________________

Требует большего раскрытия ________________________________________

2. Что Вам понравилось в организации и проведении занятий?

Оформление «Педагогического портфеля для родителей»;

Доступность контрольных заданий;

Возможность выполнять задания в удобных условиях;

Доброжелательность и консультации специалистов;

Другое ________________________________________________

3. Что Вам не понравилось в организации и проведении занятий? _____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

4. Какие моменты в подготовке кандидатов, на Ваш взгляд, следует изменить и каким образом? ___________________________________________ ______________________________________________________________________________________________________________________________

5. По какому разделу Вам больше всего потребуется дальнейшая поддержка?

Социально-правовому;

Психолого-педагогическому;

Другому ______________________________________.

6. Пожалуйста, расставьте приоритеты – каким образом Вам удобнее получать поддержку:

Консультация по телефону;

Приглашение специалиста на дом;

Выезд на консультацию к нескольким специалистам одновременно;

Консультация у опытных принимающих родителей.

7. Испытываете ли Вы необходимость в получении дополнительных материалов по подписке?

Другое_____________________________________________________

9. Ваши пожелания ________________________________________________ _______________________________________________________________

Опять появилась и уже нависла в виде законопроекта идея обязательного тестирования приемных родителей . Впрочем, самого текста законопроекта там нет, нам предлагается за 2 недели обсудить смутную идею.

Что ж, давайте обсудим идею.

1. Всегда хочется иметь способ отделить агнцев от козлищ, и чтобы научно и наверняка. Тестирование кажется крайне заманчивой идеей. Мало смыслящим в психодиагностике людям всегда кажется, что у психологов есть такие волшебные тесты, которые узнают о тебе все что нужно.

Это заблуждение. По-настоящему валидных, верифицированных на больших выборках тестовых методик существует не так много. И выявляют они обычно с большой достоверностью только очень явные, яркие проявления и отклонения, которые при длительном неформальном общении и так видны. Эти тесты довольно достоверно выявили бы депрессию, психопатию и шизофрению. Если бы люди с этими состояниями рвались в приемные родители. Но я такого не припомню.

Это не говоря о том, что кандидаты в приемные родители в обязательном порядке получают заключение психиатра. Если у него возникнут сомнения, он может использовать все имеющиеся психодиагностические методы, включая тесты.

2. Отдельный вопрос, какие из этих методик могут быть применены для тестирования приемных родителей. Что мы хотим узнать? Вот выявили мы личностный профиль – и что? Какие черты характера помогают, а какие мешают хорошо растить приемного ребенка? Или мы будем мерять дисфункцию семьи? Но где тут критерии? Что будет основанием для позитивного или негативного прогноза? Предъявите исследования, которые устанавливают значимую корреляцию между теми или иными характеристиками личности или семьи и способностью растить приемного ребенка. Если мы по результатам теста будем лишать взрослых права стать приемными родителями, у нас должны быть очень серьезные основания для этого, не так ли? Они есть? Где они опубликованы?

3. Как вы понимаете, этим вопросом задавались давно и многие. И проводились длительные с довольно широким охватом исследования на эту тему, в Европе, в США, в Израиле. Простите, я не беру в расчет кандидатскую диссертацию, защищенную в российском областном центре на примере 17 семей и 3 авторских методик, сочиненных самим автором. Я про реальные серьезные исследования. Насколько я знаю (не могу сказать, что все знаю, но интересовалась) во всех этих исследования корреляция результатов предварительного тестирования кандидатов в приемные родители и катамнеза (как потом у них получилось с приемным ребенком) нулевая. В пределах статистической погрешности.

Если бы это было не так, все социальные службы развитых стран давно бы использовали стандартизированные тестовые методики. Но их не используют нигде. Могут быть глубинные интервью – там, где детей-сирот мало и можно себе позволить возиться по два года с каждым кандидатом в усыновители. Обязательных на уровне закона стандартизированных тестов нет нигде. Случайно, что ли?

4. Ладно, оставим в покое личностные качества. Может быть, мы будем пытаться отсеять тех, кто берет детей лишь ради денег? Тех, кто будет с ними плохо обращаться? Или, упаси боже, педофилов? Боюсь, и из этого ничего не выйдет. Жулики и циники ответят на все вопросы в лучшем виде, хоть в рамку вешай как образец. Педофилы тоже, если уж они выбрали такую хитрую и рискованную форму реализации своей преступной склонности. Если честно, в нашей реальности педофилу намного проще сойтись с женщиной с детьми или совратить безнадзорного ребенка, и без всякого контроля творить что угодно, а не ввязываться в отношения с опекой, контроль и т.д. Но если все же – подготовиться к заранее известному тесту ради денег или преступных удовольствий – не так уж и сложно.

5. Может быть, будем мерять стрессоустойчивость? Это может и было бы полезно, длительные стрессы у приемных родителей дело нередкое, иногда именно это становится причиной возврата или жесткого обращения. Но тот же вопрос: где будем ставить порог? Где серьезные исследования, показывающие, что ниже такого-то уровня – нельзя, а выше – можно? А если он у жены низкий, а у мужа высокий, или наоборот? Помню, в одном регионе мне замминистра с воодушевлением говорила, что они используют тест для отбора в спецназ. Научный подход 90 левела. Пользуются тем, что у нас народ не любит в суды ходить и наказывать чиновников за противоправные и незаконные инициативы.

Хорошо, предположим на минуту, что каким-то чудом какие-то приемлемые методики есть.

Немедленно возникают новые вопросы:

1. Что будет означать их применение в человеко-часах? Какой процент психологов, работающих в социальных службах, способен его проводить, а также проводить обработку и интерпретацию результатов? Или его будут проводить какие-то другие специалисты, которые есть только в крупных городах и кандидатам в приемные родители придется к ним ездить?

2. Любой способ оценить пригодность человека к той или иной деятельности должен содержать в себе возможность изменений к лучшему. Выпускник плохо сдал ЕГЭ, его не берут в желаемый вуз – он может подготовиться и пересдать. Как можно будет пересдать психологический тест? Или его результаты будут приговором на всю жизнь?

3. Россия – многонациональная страна. Для многих кандидатов в приемные родители русский язык не является родным. Психологический тест – это же не заявление в пенсионный фонд по образцу, для него недостаточно знать язык «как государственный». Авторы законопроекта представляют себе длительность и стоимость валидизации тестовой методики для каждого языка народов РФ? Или они предлагают ввести дискриминацию на основании родного языка кандидата?

4. Как отразится обязательное тестирование (довольно утомительная и унизительная процедура, надо сказать) на состоянии кандидата в процессе подготовки? Когда я обучаю тренеров Школы приемного родителя, мы говорим о том, что главный результат их работы – не знания в головах участников, а доверие и готовность обратиться за помощью, когда с ребенком станет трудно. Это и есть основная профилактика неблагополучной истории приемного родительства. Если тех, кто проводит подготовку, обяжут проводить тестирование, отношения с кандидатами изменятся необратимо. Психологи службы устройства превратятся для них из помогающих специалистов в контролеров. Это снизит в разы обращение за помощью, и, соответственно, в разы повысит риски возврата ребенка или жестокого обращения с ним со стороны «дошедшего до ручки» родителя.

Наконец, кто и как считал экономику этого нововведения? Сколько это будет стоить? И не лучше ли эти средства использовать для развития служб сопровождения, для того, чтобы везде, а не только в городах-миллионниках были неформальные, полезные ШПР? 40 часов неформального общения в тренинговой группе – что такого могут показать тесты, что не будет и так видно на нормальной ШПР? И не лучше ли сделать, наконец, грамотную процедуру оценки совместно с кандидатов рисков и ресурсов его приемного родительства?

И главное – кто и как считал, сколько детей могут в результате остаться в детских домах? SWOT-анализ делался? Где он опубликован?

Речь идет о судьбах семей и судьбах детей. Все это выглядит совершенно непродуманной и безответственной затеей.

Да, проблем много, мы сейчас пожинаем плоды кампанейщины, которой сопровождалось сначала массовое создание приемных семей, без подготовки и сопровождения, а потом семейное устройство напоказ после закона Димы Яковлева. Мы пожинаем плоды непродуманной политики финансового стимулирования и непродуманной законодательной базы. Плоды того, что все эти годы так и не развивались системным образом ни нормальные технологии сопровождения принимающих семей, ни подготовка помогающих специалистов.

Вы хотите еще одного простого решения?

Я прошу коллег, прежде всего юристов и психологов, а также приемных родителей активно высказаться по поводу идеи с тестированием в прессе и собственно на странице обсуждения законопроекта.

Школа приемных родителей. Эксзамены

Автор: Копылова Наталья Николаевна, педагог-психолог, МКОУ детский дом «Ласточкино гнездышко», пос. Нововосточный.
Описание: данный тест предназначен для кандидатов в замещающие родители,проводится по окончанию изучения курса "Школа приемных родителей".
Цель : проверка усвоения материала.
Задачи:
1. проверить знания у кандидатов в замещающие семьи;
2. развивать память, мышление, речь;
3. прививать чувство ответственности, честности.

Экзаменационный тест .

Инструкция: выберите правильный ответ, допишите или дополните предложения

Ф.И.О., дата _____________________________________________________________

1.Приёмный ребёнок, находящийся под опекой (попечительством), на общение с кровными родственниками:
а) имеет право;
б) не имеет права.

2.Какой из этапов адаптации считается самым критическим?
а) «Медовый месяц»
б) «Уже не гость»
в) «Вживание»
г) «Стабилизация отношений»

3.Напишите основные причины, по которым несовершеннолетние дети могут остаться без попечения родителей.

4.Должны ли данные факты быть подтверждены официальными документами?
a)да;
б)нет.

5.Какие семейные формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей, существуют в РФ? Напишите.

6.Перечислите основные потребностей ребёнка, которые родители должны удовлетворять до 16 лет ребенка.

7.Для второго этапа адаптации характерен кризис взаимоотношений. Приемным родителям может показаться, что хорошего и милого ребенка вдруг словно подменили. Он перестает слушаться, ведет себя не так, как хочется взрослым. В такой момент приемные родители могут испугаться, не совершили ли они ошибку? Правильно ли сделали, что взяли этого ребенка в семью? Здесь нужно отметить, что подобные ситуации - закономерный процесс. Причем в большинстве случаев он свидетельствует о том, что отношения в семье развиваются правильно.
Почему кризис необходим приемной семье?

8.Проверка жилищно-бытовых условий проводится по формальным признакам и фактическому состоянию. Какие признаки относятся к формальным, а какие к фактическим?
a)количество зарегистрированных на данной жилплощади людей и кто является владельцем какой доли жилья или ответственным квартиросъемщиком;
б)обследовании жилищно-бытовых условий кандидатов;
в)документы, подтверждающие права собственности на жильё, в которых указаны основные параметры квартиры/дома;
г)выписка из домовой книги.

9.По каким признакам Вы поймете, что у Вашего приемного ребенка формируется привязанность к Вам?

10. Укажите основные способы поиска ребенка для усыновления, установления опеки, принятия в приемную семью.

11.С какого периода начинается половое развитие ребенка?

A)ранний дошкольный возраст;
б)подростковый возраст;
в)младенческий возраст;
г)младший школьный возраст.

12.Что относится к правовым критериям подбора семьи, а что к психологическим?

А) Приемными родителями могут быть совершеннолетние лица обоего пола, за исключением:
-лиц, признанных судом недееспособными или ограниченно дееспособными;
-лиц, в судебном порядке лишенных родительских прав или ограниченных в родительских правах;
-отстраненных от обязанностей опекуна, попечителя за ненадлежащее выполнение обязанностей, возложенных на них законом; бывших усыновителей, если усыновление отменено судом по их вине;
-лиц, которые по состоянию здоровья не могут осуществлять права и обязанности по воспитанию ребенка;
б) личностные качества родителей;
в) наличие у нее постоянного места жительства и жилого помещения, отвечающего санитарным и техническим требованиям;
г) внутрисемейные взаимоотношения;
д) отсутствие у кандидатов в приемные родители судимости за умышленное преступление;
е) мотивы.

13.Какова, по вашему мнению, роль игры в развитии личности ребенка дошкольного возраста?

14.К какому виду насилия относится преднамеренная социальная изоляция ребенка:
a) физическое насилие
б) сексуальное насилие
в) психологическое насилие
г) пренебрежение нуждами ребенка

15.На каком из этапов переживания горя и потери ребенок бессознательно не воспринимает потерю (разлуку) матери как реальную?
a) депрессия и вина;
б) стадия гнева;
в) шок и отрицание;
г) принятие.

16.Соотнесите.
Физическое насилие
Сексуальное насилие (развращение)
Психическое (эмоциональное) насилие
Пренебрежение нуждами ребенка

А) - открытое неприятие и постоянная критика ребенка;
- угрозы в адрес ребенка, проявляющиеся в словесной форме;
- замечания, высказанные в оскорбительной форме, унижающие достоинство ребенка;
- ложь и невыполнение взрослыми своих обещаний;
- однократное грубое психическое воздействие, вызывающее у ребенка психическую травму;
- унижение и насмешки, вызывающие у ребенка негативные чувства по отношению к себе;
- угрозы бросить ребенка, манипуляции: «Не любишь меня - уходи к другой маме», «Ты мне такой не нужен»;
- игра на чувствах ребенка.
б) преднамеренное нанесение физических повреждений ребенку.
в) - отсутствие элементарной заботы о ребенке, в результате чего нарушается его эмоциональное состояние и появляется угроза его здоровью или развитию;
-отсутствие должного внимания и заботы, в результате чего ребенок может стать жертвой несчастного случая;
- отсутствие адекватного возрасту и потребностям ребенка питания, одежды, жилья, образования, медицинской помощи;
г) вовлечение ребенка с его согласия и без такового в сексуальные действия со взрослыми с целью получения последними удовлетворения или выгоды.

17. Вспомните основные сферы развития человека. Дополните предложения:
На каждом возрастном этапе, ребенок развивается сразу в нескольких сферах одновременно – малыш учится двигаться (_________________ сфера),
изучает собственное тело (_____________________сфера),
изучает окружающую среду (_________________________ сфера),
учится общаться с людьми (__________________________ сфера),
выражает чувство протеста (_______________________ сфера),
видит осуждение взрослого за свой проступок (_______________________сфера).

18. Допишите ведущий вид деятельности к каждому возрастному периоду.
а) период новорожденности___________________________
б) раннее детство_________________________
в) дошкольное детство______________________
г) младший школьный возраст (отрочество)______________________
д) подростковый возраст (юность)____________________

19. Перечислите признаки нарушения привязанности в поведении ребенка.

20.В чем, по вашему мнению, заключается обеспечение безопасного воспитания ребенка?

Ключ.
1.а
2.б
3.Причины: алкоголизм, наркомания, длительное отсутствие, смерть родителей, лишение их родительских прав, признание родителей недееспособными.
4.а
5.Приемная семья, опека и попечительство, усыновление/удочерение, патронатное воспитание.
6.Потребность в любви, быть своего возраста,в защите, в научении, быть самим собой.
7.Кризис на втором этапе помогает выявить проблемы у ребенка, невозможно без него перейти на следующий этап адаптации.
8.Формальные - а,в,г. Фактические - б.
9.Ребенок смотри в глаза, улыбается, доверяет, идет за помощью, старается ве свободное время проводить с новыми родителями.
10.Банк данных, опека, детские дома, интернет, детские медицинские учреждения.
11.а
12.Правовые - а,в,д. Психологические - б,г.
13.С помощью игры у ребенка развиваются все стороны. Память, мышление, речь и так далее.
14.в
15.в
16.Физическое - б. Сексуальное - г. Психологическое - а. Пренебрежение нуждами - в.
17.Физическая - сексуальная - интеллектуальная - социальная - эмоциональная - нравственная.
18.а - эмоциональное общение, б - предметно-манипулятивная деятельность, в - игра, г - учение, д- трудовая деятельность, общение.
19.Агрессия, аутоагрессия, непослушание, отказ выходить на контакт.
20.Обеспечение безопасности - это объяснение и научение правилами поведения дома, что можно, что нельзя (бытовая техника,электроприборы,окна,балконы, кому можно открывать дверь, кому нельзя, и так далее). Научить как вести себя если завел разговор не знакомый человек и так далее.

Выкладываю сканы моих ответов тестового задания. Там очень интересная система оценки. Учитываются только правильные ответы, неправильные не учитываются. Разумеется, очевидным решением будет поставить галки везде. Но тут уже "члены комиссии" могут засовмневаться в "знаниях" кандидата. при этом количество неправильных галок для таких "сомнений" нигде не прописано, но правило "сомневаешься - ставь" я всёже советую применять. Вопросы составлены с ловушками и зачастую весьма расплывчато. По этому бланку работают все ШПР Москвы, к нему есть ключ, по которому старятся правильные ответы. Проверяющие ШПР в первую очередь смотрят эти бланки и насколько их проверка соответствует ключу (который, бггг, первоначально сам был неверный, потом исправили)
Адекватность вопросов прошу не обсуждать - это вопрос к адекватности составителей. Занятия в той ШПР, где я был вообще никак не коррелировали с вопросами бланка. Это были скорее некие общие курсы родительской компетенции с начальными знаниями по психологии. Все занятия вела одна и та же сотрудница детдома из "социальной службы", только на первые занятия один раз пришёл сотрудник из местной опеки и ещё на одно - врач из присоединённого дома ребёнка, больше иных тренеров не было.
Лист 1

Разумеется, без знаний что такое "семейная система" воспитание ребёнка невозможно! А вы знаете, что это?
Про "семейные правила и традиции" долго пытался угадать социально желательный ответ, и мне это удалось:)
Просьба и предупреждение - ДЕСТРУКТИВНЫЕ методы воспитания, помните!
А депривация можнет быть материнской, но не может быть отцовской, такая вот дискриминация депривации:)
Лист 2!


RAD - как суслик. Ты видишь его? Нет. А он - ЕСТЬ! Так и здесь. Размытой привязанности, оказывается, не существует.
Трудное поведение в процессе адаптации? Нет такого, если верить тесту. Правда, непонятно про что тут половина постов...
Вопрос 7 - это как раз вопрос-ловушка. Я проверяльщиков я просил уточнить формулировку. Вроде бы, очевиден ответ, который я поставил, однако это НЕПРАВИЛЬНО! Надо было ставить не только "вся семья", но и поставить галки напротив всех остальных ответов про детей и родителей, хотя они, в общем-то не являются правильными, т. к. они неполные. Но в ключе они "в совокупности" стоят как правильные. Конечно, не будь в бланке полного ответа, конечно я бы их отметил, но имея исчёрпывающий вариант ответа, мне и в голову не пришло отмечать ответы неполные.
Лист 3


Оставим аопрос, зачем знать про контроль над усыновлёнными, допустим, опекунам, тут фишка в том, что контроль "в зависимости от ситуации" тоже верный, несмотря на то, что противоречит федеральному закону! В формулировке вопроса не указано, что опека может только "купить" право этого контроля, если усыновители согласятся на это, согласившись на усыновительские выплаты. Кандидат должен после обучения демонстрировать готовность на все виды контроля, независимо от формулировок!
12 вопрос, каюсь, не угадал. Но по-моему, это настолько ничтожная вещь - ведь если не собираешься бежать, всё равно скажешь опеке, когда и куда переезжаешь, не так ли? Это же не одного дня дело.
Лист 4


Не знаю, если ли в 17 и 18 ещё правильные ответы. Но мне кажется, что сами ситуации - когда малыш плачет неделями и школьник не аттестован по бОльшей части предметов - уже вызывают вопросы к педагогическим и родительским компетенциям принимающего родителя вообще, как такое в принципе возможно.
И последний лист


в 19 всё правильно сделал - НЕ отметил самые бредовые варианты.
Ну а в последнем ещё один правильный ответ - звонить в ментовку. Далее КДН, опека и так далее. До утра ждать, как это всегда делали - НЕЛЬЗЯ! Это тот случай, когда официальная наука не разрешает воспитывать детей так, как это требуется. Я уже молчу, что в общем-то прийти домой после 22.00 это скорее норма для подростка, тем более летом.
Вот такой вот тест! Надеюсь вам понравилось! Те, кто сейчас в московских ШПР - имейте в виду, запомните правильные и неправильные ответы. Иногда так бывает, что в конце занятий тренер просто диктует правильные ответы (учитывая бредовость опросника, я скорее ЗА это), но у нас это было только на юридическом блоке, я не записывал - был уверен, что тут-то проблем не будет, а вот как оказалось, не знаю в какой срок надо о переезде сообщать! 10 лет на одном месте живу и не знаю!
Если не сдал - мир не рухнет, хоть и пересдать нельзя. Надо ЕЩЁ РАЗ отсидеть весь курс, хоть в той же ШПР, хоть в другой. Число попыток не ограничено:)
И ещё. Корочка ШПР - отнюдь не пропуск в мир приёмного родительства. Опека на этапе выдаче заключения может запросить детдом, где проходили ШПР, на предмет "оценки личности кандидата". Если тренеры ШПР "за вас" - наверное, проблем не будет. А если у вас отношения не очень, или формальны - то "мы обязаны сообщить". Так что на всякий случай фильтруйте базар на тренингах и рефлексии.

Расписание групповых практических занятий Группа № 87 Дата время Тема занятия Кол-во часов Ответственный 18.11.2015 Среда 17.00 Содержание и цели программы подготовки кандидатов в замещающие родители.Введение в программу подготовки кандидатов в приемные родители.Возрастные особенности развития ребенка, оставшегося без попечения родителей.Половое воспитание ребенка. 0,5 3,5 Дунюшкина Наталья Юрьевна –зав. отделения Елена Рафаиловна –…

Школа приемных родителей Расписание групповых практических занятий Группа № 78 Датавремя Тема занятия Кол-во часов Ответственный 29.06.2015 Понедельник 17.00 Содержание и цели программы…

Тест №1. (Ответы на тест присылайте на ящик, заполнив бланк) Тест №1. Темы для изучения: Введение в программу подготовки кандидатов в приемные родители. Мотивация. Потребности развития приемного ребенка. Родительские и профессиональные роли замещающей семьи. 1. Какая форма устройства ребенка наиболее предпочтительна? a) Усыновление; b) Приемная семья; c) Детский дом.…

Тест № 3. (Ответы на тест присылайте на ящик, заполнив бланк) Темы для изучения: Трудное поведение. Навыки управления трудным поведением. Адаптация ребенка. Стили семейного воспитания. 1. Дефицит какой потребности испытывает ребенок при частом проявлении агрессии в возрасте 13 лет: a) потребность во внимании; b) потребность в самоутверждении; c) потребность…

Тест № 3. (Ответы на тест присылайте на ящик, заполнив Бланк) . Темы для изучения: Трудное поведение. Навыки управления трудным поведением. Адаптация ребенка. Стили семейного воспитания. 1. Дефицит какой потребности испытывает ребенок при частом проявлении агрессии в возрасте 13 лет: потребность во внимании; потребность в самоутверждении; потребность в свободе;…

Тест № 2. (Ответы на тест присылайте на ящик, заполнив Бланк) Темы для изучения: Возрастные особенности ребенка. Жестокое обращение с ребенком. Травмы и потери. 1. Как проявляется комплекс оживления? замирание улыбка; плач; крик; двигательное оживление. 2. Какие последствия может вызывать бедная стимульная депривация? торможение умственного развития; ранняя сексуализация; вялость…

Тест №1. (Ответы на тест присылайте на ящик, заполнив Бланк) Темы для изучения: Введение в программу подготовки кандидатов в приемные родители. Мотивация. Потребности развития приемного ребенка. Родительские и профессиональные роли замещающей семьи. 1. Какая форма устройства ребенка наиболее предпочтительна? усыновление; приемная семья; детский дом. 2. На основании чего ребенок…

План: Введение Процесс полового развития ребенка Признаки нормального сексуального поведения у детей Памятки и советы родителям I. Введение Семья – главный воспитатель нравственно-полового поведения ребенка. А родитель может дать ребенку правильное представление об отношении полов только в том случае, если и сами не заблуждаемся на этот счет. Это значит, что…

План: Этапы адаптации ребенка в семье Тайна усыновления I. Этапы адаптации ребенка в приемной семье В адаптации детей к приемной семье можно выделить следующие этапы: «Медовый месяц»; «Уже не гость»; «Вживание»; «Стабилизация отношений». Ведущий обращает внимание участников на плакат «Этапы адаптации», который в течение всего занятия должен находиться на видном…

План лекции: Семья как социальный институт, малая группа, система. Основные функции семьи. Структура и основные параметры семейной системы. Уровни и элементы семейной системы. Понятие и типы родительского отношения. Понятие и типы семейного воспитания. Факторы нарушения эмоционально-личностного развития ребенка. Психологическая поддержка ребенка. I. Семья как социальный институт, малая группа, система Роль…

Общие особенности развития ребенка, оставшегося без попечения родителей. Причины возникновения, проявления и последствия эмоциональной депривации у ребенка, оставшегося без попечения родителей. Типы «нарушенной привязанности». Понятие «горя и потери» в жизни ребенка, оставшегося без попечения родителей. I. Общие особенности развития ребенка, оставшегося без попечения родителей. Особенности психического развития детей, воспитывающихся вне семьи,…

Виды жестокого обращения (пренебрежение нуждами ребенка, физическое, психологическое и сексуальное насилие). Последствия жестокого обращения для физического, эмоционального, интеллектуального, социального и сексуального развития ребенка. Мозаичность развития. Понятия «умственная отсталость» и «задержка психического развития», их отличие. Дихотомия «жертва-агрессор». Понятие синдрома посттравматических стрессовых нарушений. «Фрагментарность» как специфика посттравматического сознания. I. Виды жестокого обращения…

Психическое развитие ребенка в соответствии с возрастной периодизацией развития детей. Понятие социальной ситуации развития ребенка, ведущего вида деятельности, возрастных новообразований, кризисных периодов развития ребенка. Основные сферы развития ребенка (физическое, эмоциональное, интеллектуальное, социальное, сексуальное развитие), их взаимосвязь. Общая характеристика основных возрастных периодов развития ребенка (младенчество, ранний возраст, дошкольный возраст, младший школьный…

Проблема подбора семьи и ребенка (чувства кандидатов в замещающие родители и детей, оставшихся без попечения родителей, в процессе ожидания устройства и подбора семьи). Процедура выявления ребенка, оставшегося без попечения родителей, его устройства в организацию для детей-сирот и знакомства с потенциальной приемной семьей. Потребности развития ребенка. Знания, умения и компетенции кандидатов…

Содержание и цели программы подготовки кандидатов в замещающие родители. Понятие обучающе-психологического тренинга. Приемы, используемые в процессе проведения тренинга. Содержание обучающе-психологического тренига. «Школа приемных родителей» — это курсы компетенции для будущих приемных родителей, усыновителей и опекунов. I. Содержание и цели программы подготовки кандидатов в замещающие родители. Цель школы: помочь участникам разобраться…

THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама