THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама

Детская поликлиника – головное учреждение по оказанию лечебно-профилактической помощи детям.

Структура детской поликлиники: 2 входа (для здоровых и больных детей); фильтр с боксами, которые имеет отдельные входы изнутри и выходы наружу; вестибюль; регистратура; кабинеты врачей-специалистов; кабинеты врачей-педиатров; комната здорового ребенка

Особенности структуры детской поликлиники:

1) дополнительный вход к фильтру и боксу; имеются боксы для ОКИ и других инфекций, которые работают круглосуточно

2) в обязанности педиатра входит работа по ЗОЖ, в поликлинике имеется комната здорового ребенка, где обучают родителей правилам ухода, особенностям вскармливания, технике массажа, комплексам гимнастики

3) кабинет профпрививок или отделение иммунопрофилактики

4) социально-правовой кабинет

5) кабинет медицинской помощи организованным детям.

Задачи и разделы работы детской поликлиники:

– профилактическая работа (патронах, профосмотры, диспансеризация, формирование ЗОЖ)

– санитарно-противоэпидемическая работы (проведение прививок, своевременное выявление инфекционых заболеваний, проведение работы с контактами)

– лечебная помощь детям на дому и в поликлинике

– направление детей в стационары, санатории

– лечебно-профилактическая работа в детских учреждениях и школах

– отбор детей в специализированные дошкольные учреждения, санаторные школы-интернаты

– правовая защита ребенка в пределах установленной компетенции

– освоение и внедрение новых современных форм и методов работы, методик лечебно-диагностического процесса

Основные разделы работы участкового педиатра:

– постоянно связан с женской консультацией, преемственность в наблюдении за беременными женщинами (особенно из "групп риска");

– посещает на дому новорожденных в первые три дня после выписки из родильного дома и контролирует посещение их на дому участковой медицинской сестрой;

– проводит прием детей в поликлинике, назначает им режим, рациональное питание, специфическую и неспецифическую профилактику рахита, оценивает физическое и нервно-психическое развитие;

– осуществляет профилактическое наблюдение за детьми согласно методическим рекомендациям, направляет детей на консультации к другим врачам-специалистам и на необходимые лабораторные исследования;

– планирует (совместно с участковой медицинской сестрой) профилактические прививки, своевременно и обоснованно оформляет медицинские отводы от них;

– осуществляет динамическое наблюдение за детьми, взятыми на диспансерный учет, проводит их оздоровление совместно с другими врачами-специалистами и анализ эффективности диспансеризации;

– организует обследование, необходимые оздоровительные и профилактические мероприятия детям перед поступлением в детские дошкольные учреждения и школы;

– проводит учет и отбор детей, нуждающихся по состоянию здоровья в санаторном лечении;

– посещает больных детей на дому в день поступления вызова и оказывает им необходимую лечебную помощь с назначением, при показаниях, физиотерапевтических методов лечения, лечебной физкультуры, обеспечивает наблюдение за больным ребенком до выздоровления, госпитализации или разрешения посещать поликлинику, больного ребенка первого года жизни наблюдает ежедневно;

– в установленном порядке направляет ребенка на лечение в стационар, в необходимых случаях принимает все меры к необходимой госпитализации ребенка;

– информирует руководство поликлиники (отделения) о всех тяжелобольных детях на участке, не госпитализированным по каким-либо причинам;

– в установленном порядке извещает ЦГиЭ о выявлении инфекционных больных и подозрительных на инфекционное заболевание, проводит комплекс профилактических мероприятий, направленных на снижение инфекционных заболеваний;

– систематически повышает свою квалификацию и внедряет в практику работы новейшие методы лечения и предложения по научной организации труда;

– проводит санитарно-просветительную работу по вопросам развития и воспитания здорового ребенка и профилактики заболеваний;

– осуществляет контроль за работой участковой медицинской сестры;

– организует на своем участке санитарный актив из населения и привлекает его к проведению санитарно-профилактических мероприятий.

Особенности организации лечебно-профилактической помощи детям в поликлинике:

1. в поликлинике – 2 режима работы: а) для здоровых детей – вторник и четверг б) обычный

2. длительность приема – 3 часа, вызова на дом – 3 часа.

3. в профилактическом разделе выделяют:

А) антенатальная охрана плода – 2-х разовое посещение медицинской сестрой беременной женщины с постановкой на учет в период 34±2 недели

Б) наблюдение за ребенком до 1 мес – после выписки из роддома в течение 3-х дней и на 21 день, осуществляется врачом и медицинской сестрой на дому

В) наблюдение до 1 года – посещение врачом 1 раз в мес, медсестрой 2 раза в мес.

Г) наблюдение до 2 лет – посещение врачом и медсестрой 1 раз в 3 мес

Д) наблюдение до 3 лет – посещение врачом и медсестрой 1 раз в полгода

Связь детской поликлиники с другими ЛПУ:

1) преемственность в работе участкового врача и медсестры осуществляется на приеме и при записи педиатром назначений медсестре в специальный журнал, находящийся в регистратуре

2) связь детской поликлиники и женской консультации производится через передачу информации о беременных, взятых на учет в женской консультации, в регистратуру поликлиники. Особо передается информация о беременных из группы риска. Исходя из полученной информации, участковый педиатр или медсестра осуществляют дородовые патронажи.

3) связь с роддомом идет через "патронажный журнал", находящийся в регистратуре, в который вносится информация о новорожденных, поступающая из роддомов, в журнал, а затем – в журнал записи вызовов участка.

4) связь с детскими стационарами реализуется в:

– правильном оформлении направлений в стационар;

– передаче историй развития ребенка из поликлиники в стационар;

– передаче "активов" в поликлинику после выписки ребенка из стационара;

– передаче эпикризов из стационара в поликлинику.

5) связь с центром гигиены и эпидемиологии реализуется в:

– в подаче экстренных извещений при выявлении инфекционных заболеваний;

– проведении первичных противоэпидемических мероприятий при выявлении инфекций;

– рганизации наблюдения за очагом инфекционного заболевания (за "контактными") педиатром на основании информации, поступившей из ЦГиЭ

6) связь с детским консультативно-диагностическим центром реализуется в:

– в обследовании и правильном оформлении направления на консультацию ребенка;

7) связь со станцией скорой помощи реализуется в в передаче в поликлинику активов на вызова, выполненных накануне бригадой "скорой помощи".

При достижении ребенком 14-летнего возраста оформляется эпикриз, который передается во взрослую поликлинику.

Основная документация в детской поликлинике:

А) история развития ребенка ф.112/у

Б) контрольная карта диспансерного наблюдения больных детей ф.030/у

В) контрольная карта диспансерного наблюдения здоровых детей ф. 131/у

Г) карта профилактических прививок ф. 063/у

Д) журнал учета профилактических прививок ф. 064/у

Е) талон на прием к врачу ф. 025-4/у

Ж) книга записи вызовов врача на дом ф. 031/у

З) справка для получения путевки ф. 070/у

И) санаторно-курортная карта для детей и подростков ф. 076/у

К) статистический талон для регистрации заключительных (уточненных) диагнозов ф. 025-2/у

Л) направление на консультацию и во вспомогательные кабинеты ф. 028/у

М) экстренное извещение об инфекционном заболевании, пищевом, остром профессиональном отравлении, необычной реакции на прививку ф. 058/у

Н) журнал учета инфекционных заболеваний ф. 060/у

О) справка о временной нетрудоспособности студентов, учащихся профтехучилищ о болезни, карантине ребенка, посещающего школу, детские дошкольные учреждения ф. 095/у и др.

Показатели работы детской поликлиники :

1. Охват детей первого года жизни систематическим врачебным наблюдением:

2. Частота грудного вскармливания, %:

3. Частота расстройств питания у детей первого года жизни, %:

4. Частота активного рахита у детей первого года жизни, %:

6. Полнота охвата детей профилактическими осмотрами, %:

7. Полнота охвата детей профилактическими прививками, %.

Медицинское обслуживание населения представляет собой сложную систему как по видам оказываемых лечебно-профилактических услуг, так и по типам учреждений.

В «Основах законодательства об охране здоровья граждан Российской федерации » выделены три вида лечебно-профилактической помощи населению: первичная медико-санитарная (ПМСП), скорая медицинская и специализированная медицинская. Но есть и другие подходы к классификации видов медико-социальной помощи. Так, по уровню квалификации выделяют доврачебную, первую врачебную, квалифицированную, специализированную и узкоспециализированную помощь.

Лечебно-профилактическую помощь населению разделяют по следующим видам: внебольничная помощь (в основном амбулаторно-поликлиническая), больничная (стационарная, или госпитальная), скорая и неотложная помощь , реабилитационная и санаторно-курортная.

Медицинская помощь детям обеспечивается широкой сетью лечебно-профилактических учреждений к которым относятся: детские городские больницы, ведомственные детские больницы, детские областные (краевые) окружные больницы, специализированные детские больницы (инфекционные, психиатрические и др.), дневные стационары, детские консультативно-диагностические центры, центры перинатологии, диспансеры, детские городские поликлиники, детские стоматологические поликлиники, дома ребенка, детские бальнеологические и грязелечебницы, детские санатории, специализированные санаторные лагеря круглогодичного действия, детские отделения стационаров и поликлиник общего профиля, детские клиники НИИ, вузов и др.

Основной объем лечебно-профилактической помощи детям выполняют детские городские поликлиники. Массовость этого вида помощи определяется тем, что в поликлиниках проводится широкий комплекс мероприятий по предупреждению и раннему выявлению патологии, снижению заболеваемости и инвалидности.

Кроме того, только около 20 % всех больных, обращающихся за медицинской помощью, подлежат госпитализации, остальные начинают и заканчивают свое лечение в поликлиниках.

ДЕТСКАЯ ПОЛИКЛИНИКА.

ДЕТСКАЯ ПОЛИКЛИНИКА обеспечивает в районе своей деятельности лечебно-профилактическую помощь детям до 18 лет включительно.

Оказание медицинской помощи предусмотрено непосредственно в поликлинике, на дому, в детских дошкольных учреждениях и школах.

Городская детская поликлиника может быть самостоятельным учреждением, или на правах структурного подразделения входить в состав детской городской больницы или городской поликлиники

В структуре детской городской поликлиники предусматриваются следующие подразделения:

  • руководство поликлиникой
  • регистратура
  • фильтр с отдельным входом и изоляторы с боксами
  • кабинет по профилактической работе с детьми (кабинет здорового ребенка)
  • кабинеты педиатров и других врачей-специалистов (хирурга, невропатолога, ревматолога и пр.)
  • дошкольно-школьное отделение
  • отделение восстановительного лечения
  • параклинические службы (физиотерапевтический и рентгеновский кабинеты, лаборатории, кабинет функциональной диагностики)
  • дневной стационар и стационар на дому
  • административно-хозяйственная часть (в самостоятельных поликлиниках)

Основные функции и задачи детской городской поликлиники:

Детская поликлиника обеспечивает в районе своей деятельности:


  • организацию и проведение комплекса профилактических мероприятий (динамическое наблюдение за здоровыми детьми,профилактические осмотры и диспансеризация в установленном порядке, профилактические прививки в установленные сроки, обеспечение бесперебойной работы входящих в состав поликлиники молочных кухонь, проведение лекций и бесед для родителей, занятия в школе матерей и т.д.
  • лечебно-консультативную помощь на дому и в поликлинике, в том числе квалифицированную специализированную медицинскую помощь, направление детей на лечение в стационары больниц,на восстановительное лечение в санатории, отбор в специализированные детские ясли-сады,и др.
  • лечебно- профилактическую работу в дошкольных учреждениях и школах
  • противоэпидемические мероприятия (совместно с учреждением роспотребнадзора)
  • правовую защиту детей.

Детская поликлиника имеет в штате должности врачей участковых педиатров, врачей узких специальностей, а также должности врачей для работы в детских дошкольных учреждениях и школах.

Должности участковых медицинских сестер устанавливаются из расчета 1,5 должности на 1 участкового врача - педиатра.

Большую роль в правильной организации работы детской поликлиники играет регистратура, являющаяся очень важным звеном в ее структуре.

В регистратуре на каждого ребенка заводят “Историю развития ребенка” (ф.112), которую передают во все отделения и кабинеты.

Важную роль в организации работы детской поликлиники занимает отделение (кабинет) здорового ребенка , включающее кабинет здорового ребенка и прививочный кабинет, где выполняется основной объем профилактической работы. В этом отделении проводится профилактическая работа с детьми раннего возраста. В кабинете здорового ребенка работают фельдшер или медицинская сестра, прошедшие подготовку по профилактической и санитарно-просветительной работе

В кабинете здорового ребенка организуются занятия школ молодых матерей, отцов; проводятся индивидуальные и коллективные беседы с родителями детей раннего возраста, обучение родителей методике ухода за детьми, организации режима дня, возрастным комплексам массажа, гимнастики, проведению закаливающих процедур, технологии приготовления детского питания, правилам введения докорма и прикорма; работа по профилактике рахита у детей; индивидуальная подготовка детей к поступлению в детские дошкольные учреждения.

Педиатрическое отделение детской поликлиники осуществляет основной комплекс профилактических мероприятий, направленных на правильное развитие и воспитание детей, обеспечивает лечебные и противоэпидемические мероприятия

Специализированную медицинскую помощь в условиях детской поликлиники оказывают врачи - специалисты. Максимально приближена к детскому населению отоларингологическая, офтальмологическая, хирургическая и психоневрологическая помощь. Специализированную помощь детям оказывают также специализированные диспансеры.

Дошкольно-школьное отделение детской поликлиники организуется для оказания лечебно- профилактической помощи детям в детских дошкольных учреждениях и школах. Руководит работой врачей педиатров и медицинских сестер,обслуживающих дошкольные учреждения и школы заведующий дошкольно-школьным отделением, который осуществляет тесный контакт со всеми подразделениями детской поликлиники, с подростковым кабинетом городской поликлиники, учреждением

Отделение восстановительного лечения . Целью восстановительного лечения детей является возвращение больного в характерные для его возраста условия жизни, воспитания, учебы, занятий спортом, общения со сверстниками, а при отсутствии такой возможности - обеспечение стойкой компенсации нарушенных функций и адаптации к новым условиям. Проведение восстановительного лечения направлено на предупреждение и снижение инвалидности в детском возрасте.

Отделение восстановительного лечения создается в составе одной или нескольких крупных поликлиник для лечения последствий заболеваний органов дыхания, нервной системы, а также врожденных и приобретенных болезней опорно-двигательного аппарата. В состав отделения восстановительного лечения входят: кабинеты физиотерапии, лечебной физкультуры, массажа, иглорефлексотерапии, для сурдологопедических занятий и пр.

Основной задачей этого отделения является проведение комплекса лечебно- оздоровительных мероприятий восстановительного лечения с учетом характера, степени и тяжести заболевания, возраста и индивидуальных особенностей ребенка.

Детская поликлиника работает по территориально-участковому принципу. Это означает, что весь район обслуживания поликлиники разделен на участки с определенной численностью населения, за каждым из которых закреплены свой постоянный участковый педиатр и медицинская сестра. Территориальный педиатрический участок является основной структурной единицей поликлиники. На больного ребенка первого года жизни наблюдает ежедневно

Детская поликлиника организует проведение патронажей беременных совместно с женской консультацией с момента взятия беременной на учет, проводит занятие школы молодых матерей.

Наблюдение за детьми проводится с учетом возраста ребенка и состояния здоровья.

Значительное место в этой работе занимает патронаж. Согласно существующему положению фельдшер (акушерка) ФАПа посещает новорожденного в первые 3 дня после выписки из родильного дома; если в семье родился первый ребенок, то его посещают в первый же день после выписки, а в дальнейшем через 2-3 дня в течение первой недели и еженедельно в течение первого месяца жизни.

Кратность наблюдения детей первого года жизни фельдшером (акушеркой) ФАП:

1-й месяц - только на дому - 5 раз;

2-й месяц - на дому - 3 раза;

3-4-й месяцы - наблюдение на дому - 2 раза в месяц;

6-12-й месяцы - наблюдение на дому - 1 раз в месяц.

Кроме того, ребенка до 1 года должен осматривать на ФАП педиатр не менее 1 раза в месяц.

Таким образом, фельдшер (акушерка) должен видеть ребенка в течение первого года жизни 12 раз на профилактических приемах врача и 20 раз при патронаже на дому.

Уровень развития и состояния здоровья детей 2-го года жизни оценивают 4 раза в год (1 раз в квартал), на 3-ем году жизни - 2 раза в год (1 раз в 6 месяцев), затем 1 раз в год.

Врачи - специалисты (хирург, ортопед, отоларинголог, офтальмолог) осматривают детей на первом году жизни, в 3 и 5 лет, перед поступлением в школу, в 3-ем, 6-ом и 8 классах, невропатолог - на первом году жизни, перед поступлением в школу, и в 8 классе, прочие специалисты - по показаниям.

Все дети из двоен, недоношенные, родившиеся с крупной массой тела, получившие родовую травму, родившиеся у матерей с патологией беременности и родов, дети из неблагоприятных социально-бытовых условий относятся к группам риска и наблюдаются по индивидуальному плану.

Диспансеризация здоровых детей на первом году жизни , кроме ежемесячного профилактического осмотра, заключается в консультациях, ортопедов в 1, 6 и 9 мес, в консультации окулиста в 1 мес. В 3 или 6 мес следует сделать анализ крови для выявления анемии.

В 1 год ребенок осматривается окулистом, ортопедом, психоневрологом, следует сделать анализ крови, мочи.

Ежемесячно - антропометрия (измерение массы тела, роста, окружности груди и головы), отмечать психофизическое развитие.

Под особое диспансерное наблюдение должны быть взяты:

Дети с железо дефицитной анемией алиментарно-инфекционной этиологии осматриваются (с контролем анализа крови) 1 раз в 2 нед, в период ремиссии — 1 раз в 3 мес.

Наблюдаются дети с анемией в течение 1 —1/2 лет, с учета снимаются через год после нормализации анализов крови, проведенных с интервалами 1, 2, 3 мес после курса лечения. Профилактические прививки разрешаются через 6 мес после нормализации анализа крови.

Дети с гипопластической и гемолитической анемиями наблюдаются с контролем анализа крови 1 раз в месяц. С учета они не снимаются, профилактические прививки им противопоказаны. Если при микросфероцитарной анемии была сделана спленэктомия, то при отсутствии рецидива дети с учета снимаются через 2 года.

Дети с рахитом в разгар заболевания осматриваются 1 раз в 2 нед, в фазе реконвалесценции — 1 раз в месяц.

С учета дети с рахитом снимаются через 12 мес при отсутствии рецидивов.

Дети с хроническими расстройствами питания (гипотрофия и избыточная масса тела) осматриваются 1 раз в 2—3 нед.

Дети с аномалиями конституции (экссудативный и лимфатический диатезы) наблюдаются 1 раз в месяц, их следует консультировать со специалистами — дерматологом и аллергологом. Этим детям 2 раза в год производят анализы крови, мочи, копрологические исследования, следят за динамикой массы тела. При наблюдении за указанными детьми следят за состоянием кожи, слизистых оболочек, за лимфатическими узлами, увеличением вилочковой железы (по данным рентгенологического обследования — 1 раз в 6—8 мес). Дети с выраженными кожными проявлениями экссудативного диатеза и увеличенной вилочковой железой отводятся от профилактических прививок до 1/2—2 лет и снимаются с учета в зависимости от проявлений диатеза.

Дети, перенесшие острое респираторное заболевание до 3 мес , повторно болеющие ими и перенесшие пневмонию до 1 года, находятся на диспансерном наблюдении до 1 года. Осматриваются они в первом полугодии 2 раза в месяц, во втором — 1 раз в 2 мес. Критерием эффективности наблюдения является снижение частоты рецидивов и повторных заболеваний пневмонией и острыми респираторными инфекциями. Снятие с учета детей, перенесших пневмонию и повторно болеющих, проводится спустя 10—12 мес после клинического и рентгенологического выздоровления.

Дети, перенесшие острое кишечное заболевание , наблюдаются 1 раз в 2 — 3 нед с учетом стула, динамики нарастания массы тела. Проводятся исследования кала на кишечную флору, копрологическое исследование, анализ крови. С учета они снимаются при перенесенной дизентерии через 1 мес, при перенесении сальмонеллеза — через 3 мес при условии отрицательных бактериологических анализов.

Дети с внутричерепной родовой травмой в периоде новорожденности должны быть осмотрены невропатологом, по его назначению проводится лечение, при необходимости организуются консультаций окулиста, хирурга, оториноларинголога. В первом полугодии их осматривают 1 раз в 2 нед, во втором — 1 раз в 3 мес. Психоневролог осматривает детей 1 раз в 2 — 3 мес, окулист — 1 раз в 6 мес. Профилактические прививки и снятие с учета производятся только по заключению психоневролога.

Дети недоношенные и близнецы с весом 2—2,5 кг наблюдаются на 1-м месяце еженедельно, в возрасте 1—6 мес — 1 раз в 2 нед, во втором полугодии — 1 раз в месяц. На 1-м месяце жизни рекомендуются консультации хирурга, ортопеда, невропатолога, окулиста.

Критерием эффективности наблюдения за недоношенными и детьми из двойни является правильное психофизическое развитие ребенка, который по всем основным показателям должен догнать к 1 году своих сверстников.

Группы здоровья:

1- Здоровые дети, не имеющие отклонений по всем признакам здоровья, не болеющие за период наблюдения или имеющие незначительные единичные отклонения, не влияющие на состояние здоровья, не требующие коррекции.

2- Здоровые дети, с неблагоприятным генеалогическим анамнезом (IIА группа); с риском возникновения хронической патологии, склонные к повышенной заболеваемости, с наличием функциональных отклонений, обусловленных морфологической незрелостью органов и систем, отягощенным акушерским анамнезом, часто болеющие или перенесшие 1 тяжелое заболевание с неблагополучным течением реабилитационного периода и т.п. (IIБ группа).

3- Дети, страдающие каким-либо хроническим заболеванием или дефектом развития, но находящимся в состоянии полной компенсации.

4- Больные дети с состоянии субкомпенсации.

5- Больные дети с состоянии декомпенсации.

В статье рассмотрим структуру детской поликлиники, ее функции, задачи, основные и вспомогательные подразделения.

Родителям часто приходится сталкиваться с разными болезнями у своего ребенка, которые сопровождают его в период взросления, а потому частым и неизбежным событием является для них посещение специалистов медицинского учреждения. Организационная система и структура работы детской поликлиники не для всех понятна.

Поликлиника (от греческих слов polys - город, и clinica - искусство врачевания) - высокоспециализированное лечебно-профилактическое учреждение, предназначенное оказывать медицинскую помощь здоровым, больным детям и подросткам до совершеннолетия и осуществлять комплекс лечебно-профилактических мероприятий, направленных на лечение и предупреждение развития заболеваний и их осложнений.

Определение медицинского заведения

Что представляет собой детская поликлиника? Организационная структура детской поликлиники, задачи и особенности этого амбулаторного профилактического подразделения системы здравоохранения государства предполагают оказание медицинской помощи детям от рождения и до совершеннолетия. При этом главная работа должна быть направлена не на терапию ребенка, а на профилактику у него заболеваний и своевременную диспансеризацию.

Структура детской поликлиники не дает возможности осуществлять активные манипуляции с маленькими пациентами. Там по большей части предусмотрена консультационная и диагностическая помощь. В определенных случаях амбулаторная терапия в поликлинике также возможна, если схема, предписанная специалистом, позволяет оказывать медицинскую и прочие виды помощи при условии нахождения детей в дневном стационаре и не требует круглосуточного мониторинга за состоянием пациента.

Регулирует деятельность учреждения Приказ МЗ СР Российской Федерации № 56 от 23.01.2007 г. «Об утверждении примерного порядка организации деятельности и структуры детской поликлиники» (приказ с дополнениями).

Функции поликлиники

Главной функцией данного государственного учреждения является обслуживание детей, которые не нуждаются в срочной госпитализации. В этом случае оказание услуг медицинским персоналом осуществляется не только в условиях детских поликлиник. Структура и организация работы детской поликлинике гарантирует выезд патронажных медсестер и педиатров на дом.

Кроме того, в перечень основных функций входит осуществление профилактических мер, которые направлены на снижение заболеваемости среди маленьких пациентов. Добиться этого можно налаживанием организации плановых периодических осмотров детей всех возрастных категорий. При этом особенное внимание уделяется детям до года. Пропаганда здорового образа жизни, своевременные противоэпидемические процедуры сокращают риск заболеваемости среди детей. В обязательном порядке проводится массовая вакцинация от инфекционных заболеваний в соответствии со стандартами и предписаниями ВОЗ.

В структуру детской поликлиники входят также сотрудники профильных специальностей, которые способны оказать первичную диагностическую и консультативную помощь пациентам. В обязательном порядке этими врачами являются ортопед, хирург, невролог, офтальмолог и оториноларинголог. За крупными организациями 1-й и 2-й категории закреплены такие профильные специалисты как инфекционист, кардиолог, стоматолог, логопед, психолог и другие. Помимо этого, функциональные обязанности медперсонала, занятого в поликлиниках для детей, предполагают налаживание организации мероприятий, которые направлены на подготовку малышей к поступлению в детские сады и школы.

Задачи учреждения

Помимо непосредственной терапии больных и осуществления мероприятий по предупреждению развития заболеваний среди детей службы поликлиник проводят работу по даче экспертных и клинических заключений. Именно в данном учреждении проводятся экспертизы нетрудоспособности подростков и детей (стойкой и временной). Еще одной важной задачей является правильное оформление учетной, статистической и отчетной документации. На сегодняшний день за каждой поликлиникой закреплен конкретный жилой участок. Педиатры, которые отвечают за вверенную им территорию, должны отслеживать ситуацию с психическим и физическим развитием детей своего района, вести учет малышей, относящихся к группам риска.

Деление по категориям

Структура детской поликлиники, принципы работы и задачи каждого подобного учреждения напрямую зависят от того, какая категория ему приписана. Эти медучреждения разделяются на пять основных категорий. Подобное деление зависит от числа закрепленных за учреждением пациентов, которым конкретная поликлиника предоставляет свои услуги. В больших городах это поликлиники 1-й и 2-й категории, которые в день могут принять до 800 пациентов. При этом организация и структура поликлиники первой категории лежит на плечах около 70 врачей, а меньшая по посещаемости медорганизация может содержать в штате до 50 должностей. Данные поликлиники, как правило, хорошо оснащены и имеют в структуре второстепенные службы: ЛФК, клиническую лабораторию, стоматологический, рентгенологический, массажный, физиотерапевтический кабинеты, а также подразделение, которое работает по направлениям психологической реабилитации малышей.

Небольшие учреждения 4-й и 3-й категории могут в день принять до 500 детей, в их штате работает не более 40 врачей. Наименьшая нагрузка возложена на учреждения 5-й категории, куда приходит не более 150 человек. Это чаще всего поликлиники, которые находятся в населенных пунктах с малой численностью населения. Такие медицинские организации имеют небольшой штат, представленный в основном специалистами общей клинической практики (например, педиатр).

Продолжаем знакомство со структурой детской поликлиники.

Организация работы

  1. Руководство (главный врач). Ему подчиняется административная и хозяйственная часть организации.
  2. Информационное отделение, включающее в себя методкабинет и регистратуру.
  3. Педиатрическое отделение, которое занимается лечебной и профилактической работой (кабинет здорового ребенка, участковые педиатры, процедурная, прививочный кабинет).
  4. Отделение диагностики и консультирования (узкопрофильные специалисты, а также помещения, где детям проводятся физпроцедуры и диагностические мероприятия).
  5. Лаборатория.
  6. Кабинет по работе с дошкольными и школьными заведениями.
  7. Отделение скорой помощи.
  8. Дневной стационар.

Схема помещения поликлиники предполагает создание отдельных входов (минимум двух) в медучреждение для того, чтобы больные и здоровые дети друг с другом не контактировали.

Медицинский персонал

В основе детской поликлиники стоят врачи-педиатры. На одного специалиста, в соответствии с нормативами, приходится примерно 800 пациентов. На практике это количество бывает гораздо большим, поскольку квалифицированных специалистов всегда бывает недостаточно (особенно в поселках и небольших городах). В течение одного часа приема педиатру нужно осмотреть приблизительно 6 детей, то есть время, которое он способен каждому из них - не больше 15 минут. При выезде на дом он может потратить на одного ребенка максимум 30 минут.

При проведении профосмотра нагрузка специалиста возрастает. Таким образом, за час ему нужно провести прием у семерых пациентов. Согласно штатному расписанию, на ставку педиатра приходится полторы медсестринской ставки. Работники из числа среднего персонала ведут прием совместно с врачами, в манипуляционных кабинетах проводят назначенные процедуры. Патронажные медицинские сестры выезжают к новорожденным для оказания помощи, консультаций молодым мам и учета младенцев.

Задачи и структура детской поликлиники направлены на оказание услуг детям на первом году жизни. До наступления данного возраста к малышу еженедельно приходит медсестра и педиатр (поочередно). Подобные меры помогают существенно уменьшить уровень заболеваемости и смертности среди грудничков.

Что еще предполагает структура городской детской поликлиники?

Профильная помощь

Количество специалистов узких специализаций напрямую зависит от категории конкретной поликлиники. В возрасте одного месяца ребенок подлежит осмотру следующих врачей: невролога, хирурга, ортопеда и офтальмолога. Эти узкопрофильные специалисты помогают выявить в раннем возрасте возможные проблемы у детей со здоровьем, в том числе отставание в физическом и психическом развитии.

Кроме того, педиатр может направить ребенка на осмотр к кардиологу, гематологу, инфекционисту, дерматологу, гастроэнтерологу или эндокринологу. Прежде чем начать проведение обследования у данных специалистов, необходимо будет осуществить комплексную диагностику, и направление на нее родители получают у участкового педиатра. Оно должно включать в себя анализы крови, кала, мочи, рентген, нейросонографию и УЗИ брюшной полости (последние три исследования осуществляются только в случае необходимости). Не всегда функции поликлиники позволяют провести все эти процедуры на базе одного медучреждения, поэтому педиатр может дать направление в городскую или районную больницу.

Вакцинация детей

Массовая вакцинация детей от некоторых инфекционных заболеваний является одной из основных задач медицинских организаций. Процедура осуществления прививок абсолютно проста. Первоначально педиатр осматривает своего пациента и делает заключение о его состоянии здоровья. Здоровым детям, для которых нет причин отсрочки вакцинации, прививка делается согласно определенному времени и возрасту. Манипуляция проводится в специальном помещении.

Структура прививочного кабинета детской поликлиники представляет собой обособленную службу в связи с тем, что здесь организована деятельность по хранению, поставкам и использованию подотчетных медикаментов. В данном помещении поддерживается определенная температура воздуха, а также здесь предусмотрено применение специального оборудования.

Работают в кабинете медсестры, обученные технике осуществления прививок, приемам первой медицинской помощи при возможных осложнениях, для чего в кабинетах имеется набор определенных медикаментов. Документация прививочного кабинета:

  • журнал переписи населения (до 18 лет) в соответствии с участками;
  • годовой план прививок;
  • месячный план прививок (пофамильно) на всех участках с отметками о проведении прививки;
  • журнал особого учета (с виражом туберкулиновых проб, не привитых детей, а также тех, кто имеет противопоказания к вакцинации);
  • журнал учета бактерийных медикаментов;
  • экстренные извещения о возникновении острого инфекционного заболевания, отравления, необычной реакции и т.п.;
  • карты учета прививок на каждого ребенка.

Дневной стационар и манипуляции

В условиях детских поликлиник пациентам доступна не только диагностическая и консультативная помощь, но и проведение некоторых терапевтических мероприятий, реабилитационных процедур, в перечень которых входят:

  • бальнеотерапия;
  • водные процедуры;
  • грязетерапия;
  • лечебный массаж, ЛФК;
  • УВЧ, ингаляции, тубус;
  • прогревание парафином и т. п.

Все эти лечебные процедуры проводятся лишь после назначения лечащего специалиста. Средний и младший медицинский персонал не может осуществлять манипуляции с ребенком, основываясь на собственном решении.

Работа на дому

Организация и структура детских поликлиник допускает посещение малышей в домашних условиях. Выезд педиатра производится в соответствии с графиком: каждый специалист на своем участке. Вызов педиатра на дом следует делать по телефону, связавшись с регистратурой. При этом дома врач может осматривать ребенка не только на первоначальных стадиях заболевания. Повторные обращения возможны, если состояние ребенка не улучшается или усугубляется.

Оформление документов (направление на анализы, выписка рецепта, рентгенография или УЗИ, обращение к специалисту) также возможно в домашних условиях.

Возраст пациентов поликлиники

Обращаться в поликлинику можно детям с рождения и до 18 лет. При этом здесь оказывают помощь и беременным женщинам, у которых диагностированы осложнения внутриутробного развития плода. Посещение педиатра запланировано и для будущих мам здоровых малышей. Врач должен провести с женщиной разъяснительную работу о процедурах ухода за новорожденным, проконсультировать ее о естественном вскармливании. По достижении пациента совершеннолетия педиатр переводит его терапевту, оформляет всю требуемую медицинскую документацию.

Мы рассмотрели структуру и функции детской поликлиники.

Лечебная работа участкового педиатра имеет свои особенности и подразделяется на:

Оказание медицинской помощи остро заболевшим детям на дому;

Долечивание детей-реконвалесцентов;

Лечение диспансерных больных.

Детский контингент, определяющий основную лечебную нагрузку на участке, включает: детей с заболеваниями органов дыхания, детей с инфекционными заболеваниями (так называемыми детскими инфекци­ями), детей с острыми кишечными заболеваниями.

Все дети, заболевшие острыми заболеваниями, должны быть осмот­рены участковым педиатром на дому. На дому обслуживаются также все дети, бывшие в контакте с инфекционными больными на протяже­нии периода карантина; дети-инвалиды; дети, выписанные из стациона­ра (на первый-второй день после выписки); дети, имеющие отклонения в состоянии здоровья, в результате которых они не могут посещать по­ликлинику. Вызовы, поступающие в детскую поликлинику по телефо­ну, лично от родителей, со станций «Скорой помощи», стационаров ре­гистрируются в журнале вызовов участка, и на каждого ребенка сразу же оформляется статистический талон.


Участковый педиатр посещает больных на дому в день поступления вызова. В первую очередь обслуживаются дети раннего возраста, затем высоко лихорадящие и далее - дети с менее срочными поводами для вызова на дом. Во время первого посещения больного ребенка на дому врач должен оценить тяжесть состояния. Далее, при отсутствии показа­ний для неотложных мероприятий, врач должен поставить предвари­тельный диагноз, решить вопрос о возможности амбулаторного лечения или необходимости экстренной госпитализации, наметить тактику ве­дения больного, назначить необходимые лечебно-диагностические ме­роприятия, провести экспертизу временной нетрудоспособности.

Необходимо особо подчеркнуть необходимость соблюдения деонто-логических принципов в работе участкового врача при обслуживании вызовов на дому. Внимательное, неторопливое отношение к больному ребенку и его близким, доброжелательный контакт с ними позволяют избежать недоверия родителей не только к участковому врачу, но и ме­дицинскому персоналу последующих этапов лечения, предупреждают возможные конфликтные ситуации. Большое значение для репутации врача имеет и культура его поведения.

При лечении больного ребенка на дому очень важно организовать за ним непрерывное наблюдение. Это достигается системой первичных, повторных и активных посещений участковым врачом. Kpai ность и ин­тервалы посещений регулируются врачом в зависимости от возраста, тяжести состояния и характера заболевания наблюдаемого ребенка.

Дети грудного возраста при лечении на дому осмафииаются ежед­невно. Дети старше 1 года осматриваются в зависимости or тяжести сос­тояния. Как правило, при лечении на дому участконому педиатру при­ходится выполнять активные посещения к детям с ОРВИ, гриппом, ан­гиной, бронхитом 2-3 раза, с детскими инфекциями 4-6 раз, с пневмо­нией 6-8 раз. Больным, оставленным дома, назначают лечение, необхо­димое обследование. Консультации специалистов (оториноларинголо­га, невропатолога, хирурга, ревматолога) на дому необходимы в тех слу­чаях, когда участковый педиатр затрудняется поставить диагноз и ре­шить вопрос о дальнейшем лечении больного.

По мере выздоровления активное динамическое наблюдение на до­му можно заменить приглашением ребенка в поликлинику. Обязатель­ными условиями приглашения реконвалесцентов в поликлинику слу­жат:

Стойкая положительная динамика в клинической картине заболе­
вания;

Возможность визита в поликлинику без риска ухудшения состоя­
ния;


Отсутствие риска заражения посетителей поликлиники выздорав­
ливающим ребенком;

Необходимость в реабилитационных мероприятиях, возможных
только в условиях поликлиники (физиотерапия, ЛФК и др.).

Схема 2. Вызов на дом к больному ребенку участкового врача (запись в форме № 112/у)

Характер вызова (первичный, повторный, активное посещение)

День болезни


Данные измере­ния температуры тела, числа дыха­ний, пульса


Жалобы и их детализация. Крат­кий анамнез болезни (длитель­ность заболевания, с чем связано начало заболевания, динамика ос­новных симптомов, проведенное лечение и его.эффективность, на­личие фоновой патологии). Оцен­ка степени тяжести состояния и ее обоснование Объективный статус (с акцентом на выявлен­ные патологические изменения по органам и системам, локаль­ный статус, оценка степени выра­женности функциональных расстройств) Диагноз (при пер­вичном осмотре предварительный диашоз, в течение трех дней пос­ле первичного осмотра оконча­тельный развернутый клиничес­кий диашоз). При выдаче листа временной нетрудоспособности по уходу за больным ребенком указать: кому выдан больничный лист; фамилия, имя, отчество ли­ца, осуществляющего уход, воз­раст в годах, место работы, дату выдачи больничного листа


Назначения режим, диета, медикаментоз­ное лечение (с указа­нием формы лекар­ственного препарата, дозы, кратности прие­ма, способа введения), немедикаментозное лечение, физиолече­ние Обследование и консультации специа­листов. Дальнейшая тактика ведения боль­ного (активные посе­щения, явка к врачу, направление в стацио­нар)


При оформлении активного посещения больного ребенка на дому запись должна содержать сведения о динамике жалоб, объективного статуса, назначенного лечения.

Помимо лечения детей на дому, лечебная работа врача-педиатра включает проведение приема в поликлинике. Лечение детей в поликли­нике должно стать логическим продолжением лечения, начатого дома или в стационаре.

Согласно перечню групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия ме­дицинского назначения отпускаются по рецептам врача бесплатно (приказ МЗ и МП РФ от 23.08.94 № 180, дополнения к приказу МЗ и СР РФ № 296 от 02.12.04 и № 321 от 24.12.04), все лекарственные сред­ства бесплатно получают дети первого года жизни, дети из многодетных семей до 6 лет жизни, дети-инвалиды в возрасте до 18 лет, все дети и подростки, состоящие на учете как «Дети-чернобыльцы».

Независимо от статуса «Ребенок-инвалид» бесплатно получают:

Дети с виражом туберкулиновой пробы и с локальными формами
туберкулеза - противотуберкулезные препараты;

Дети с муковисцидозом - ферменты;

Дети с бронхиальной астмой - средства для лечения данного забо­
левания;

Дети с ревматизмом и коллагенозами - глюкокортикоидные препа­
раты, цитостатики, препараты коллоидного золота, нестероидные про­
тивовоспалительные препараты, антибиотики, антигистаминные препа­
раты, коронаролитики, мочегонные, антагонисты кальция, препараты
калия, хондропротекторы;

Дети с гематологическими заболеваниями - цитостатики, иммуно-
депрессанты, иммунокорректоры, глюкокортикоидные и нестероидные
гормоны, антибиотики и другие препараты для лечения данных заболе­
ваний и коррекции осложнений, их лечения;

Дети с судорожным синдромом - противосудорожные препараты;

Дети с сахарным диабетом - все противодиабетические средства,
этанол, шприцы, средства диагностики;

Дети с онкологическими заболеваниями - все необходимые им ле­
карственные средства;

Дети с эндокринными заболеваниями - гормональные препараты;

Дети с гельминтозами - все препараты по назначению врача-гель­
минтолога.

Учетно-отчетной формой для выписки рецепта на бесплатные меди­каменты является форма № 148-1/у-04 (Приказ МЗиСР РФ № 257 от 22.11.04 в дополнение к приказу № 328 от 23.08.99). Согласно этому же


приказу введена учетная форма № 305/у-1 «Журнал учета рецептурных бланков». По выписанному лечащим врачом рецепту (с записью копии рецепта в истории развития ребенка) лекарства выдаются прикреплен­ной аптекой или старшими медсестрами ЛПУ. После отпуска лекарства рецепт изымается. Рецепт выписывается по общим правилам выписки рецептов, обязательно в 2 экземплярах, второй экземпляр хранится в поликлинике.

Контроль оказания первичной медико-санитарной помощи гражда­нам, имеющим право на получение набора социальных услуг, в лечебно-профилактических учреждениях призваны осуществлять организаци­онно-методические кабинеты. В случае отсутствия в «Перечне лекар­ственных препаратов для граждан, имеющих право на получение набо­ра социальных услуг» необходимых ребенку из данной категории ле­карств, они назначаются ему решением клинико-экспертной комиссии и утверждаются руководителем лечебно-профилактического учрежде­ния первичного звена.

Дети раннего возраста с различными соматическими заболеваниями - анемией, рахитом, гипотрофией и другими направляются на общий прием. Для приема детей, находящихся на диспансерном учете по пово­ду хронической патологии, в поликлиниках выделяется отдельный день приема

При решении вопроса о госпитализации учитывается тяжесть и ха­рактер заболевания, возраст ребенка, особенности его реакции на лече­ние, социальные и бытовые условия. При экстренной госпитализации врач вызывает машину станции «Скорой помощи» для транспортиров­ки и передает больного «с рук на руки».

Направление на стационарное лечение выдается участковым врачом по поводу острого или хронического заболевания, требующего стационарного лечения или наблюдения как в плановом, так и в экстренном порядке.

К показаниям для экстренной госпитализации относят:

Острые хирургические ситуации (аппендицит или подозрение на
аппендицит, синдром острого живота, ущемление грыжи, травмы и т.д.);

Отравления (пищевые, медикаментозные, бытовые);

Тяжело протекающие заболевания, сопровождающиеся нарушени­
ями деятельности жизненно важных органов (дыхательная и сердечно­
сосудистая недостаточность, гипертермия, судорожный синдром и др.);

Острые заболевания у детей в периоде новорожденности;

Инфекционные заболевания, требующие госпитализации в инфек­
ционные отделения по тяжести состояния.

Дети, госпитализируемые экстренно, как правило, требуют срочного оказания помощи уже на догоспитальном этапе, что важно для предсто-


ящей транспортировки больного. Сведения о проведенных неотложных мероприятиях (объем, время проведения и др.) должны отражаться в направлении на госпитализацию

В плановом порядке направляются на госпитализацию дети с хрони­чески протекающими заболеваниями для обследования и лечения при невозможности проведения лечебно-диагностических мероприятий в амбулаторных условиях. При направлении на плановую госпитализа­цию в сопроводительных документах указывают контакты с инфекци­онным больным для предупреждения возникновения внутрибольнич-ных инфекций. Дети, в плановом порядке направляемые на госпитали­зацию, должны быть максимально полно обследованы в поликлиничес­ких условиях. В направлении на госпитализацию (или в прилагаемой выписке из истории развития ребенка) указывают данные анамнеза, особенности течения заболевания, фоновых заболеваний (в том числе проявления медикаментозной, пищевой аллергии), резулыаты прове­денного амбулаторного обследования, характер и результаты амбула­торного лечения. Обязательной госпитализации по поводу любого ост­рого или обострения хронического заболевания подлежат дети V груп­пы риска из социально неблагополучных семей, особенно дети раннего возраста.

В направлении на госпитализацию указывается время вызова и при­бытия машины «скорой помощи». Врач «скорой помощи» оформляет на госпитализированного ребенка отрывной талон, дубликат которого передает в детскую поликлинику.

При госпитализации врач должен:

Определить показания (экстренная, плановая госпитализация);

Определить профиль стационара в соответствии с характером и тя­
жестью заболевания, его осложнениями (отделение соматическое, ин­
фекционное, реанимационное, специализированное),

Определить вид транспортировки, ее риск, необходимость сопро­
вождения больного медицинским персоналом;

Оформить направление, указав место госпитализации (больница,
отделение), паспортные данные пациента, диагноз, эпидокружение.

Кроме того, в направлении необходимо прос гавить номер страхово­го полиса, дату направления и подпись врача.

В обязанности участкового педиатра входит и контроль госпитали­зации, который должен быть осуществлен в течение первых суток пос­ле направления в больницу. На детей раннего возраста, выписанных из стационара или ушедших самовольно, в детскую поликлинику переда­ют «активы» для наблюдения и долечивания их участковым педиатром до полного выздоровления.


В настоящее время альтернативой стационарного лечения детей являются дневные стационары при детских больницах или стациона­ры кратковременного пребывания при детских поликлиниках и диаг­ностических центрах. Койки дневного стационара в муниципальных учреждениях здравоохранения организуются для госпитализации больных с острыми и хроническими заболеваниями, состояние кото­рых не требует круглосуточного наблюдения и лечения, но которым показана лечебно-диагностическая помощь в дневное время. Такие подразделения работают в системе обязательного медицинского стра­хования. Руководство дневным стационаром осуществляет главный врач, непосредственную организацию и контроль качества диагнос­тики и лечения проводят заместитель главного врача по медицинской части, старшие медсестры, заведующие отделениями, в структуре ко­торых развернуты койки дневного стационара. Численность медици­нского персонала определяют по действующим штатным нормати­вам, предусмотренным для соответствующего профиля отделения. Дневной стационар работает в одну смену, шесть дней в неделю. От­бор больных на обследование и лечение в стационар дневного пребы­вания проводится участковыми врачами, специалистами городских специализированных служб и заведующими отделениями больницы. Противопоказаниями к направлению в дневной стационар являются острые заболевания, требующие круглосуточного медицинского наб­людения.

При ухудшении течения заболевания, необходимости круглосуточ­ного медицинского наблюдения больной, находящийся в дневном ста­ционаре немедленно переводится в соответствующие отделения боль­ницы на круглосуточное пребывание. На больного, нуждающегося в ле­чении в условиях дневного стационара, заводится история болезни с за­несенными в нее сведениями из анамнеза, истории заболевания и про­водимого ранее обследования и лечения. История болезни имеет осо­бую маркировку. Работающим (учащимся) больным, находящимся на лечении в дневном стационаре выдаются листки нетрудоспособности (справки) на общих основаниях. При выписке больного из дневного стационара все сведения передают врачу, который направил больного на лечение, с необходимыми рекомендациями.

Помимо профилактической работы, врачи-специалисты по графику ведут прием больных детей, осуществляют диспансеризацию, консуль­тативную помощь (в поликлинике и на дому), проводят анализ заболе­ваемости, разрабатывают мероприятия по ее снижению, проводят повы­шение квалификации медперсонала поликлиник и санитарное просве­щение населения.


Качество и эффективность специализированной помощи зависят от уровня оснащенности учреждения аппаратурой и от квалификации спе­циалистов. В последние годы большую помощь в обследовании детей оказывают краевые и городские диагностические центры, оснащенные современной аппаратурой.

При лечении ребенка на дому участковому врачу необходимо пом­нить несколько правил

Режим, диета и уход за больным ребенком чаще всего становятся
ключевыми факторами, способствующими выздоровлению.

Роль семьи в деле лечения и выхаживания ребенка приоритетна.

Медикаментозное лечение должно быть обоснованным и рацио­
нальным.

Осторожность в назначениях врача должна распространяться не
только на сильнодействующие средства, но и рутинные лекарства (ан­
типиретики, антибиотики)

Следует строго избегать приблизительных дозировок

Pa6oia с рецептурными справочниками, даже на виду у пациента и
его родственников, должна стать нормой.

Период пребывания ребенка в «режиме болезни» должен распрост­
раняться и на период реконвалесценции.

Срок периода реабилитации не может быть короче периода бо­
лезни.

Переболевшие дети допускаются в детские коллективы только со справкой о том, что они здоровы, которая выдается участковым врачом Переболевшим детям, посещающим дек кое дошкольное учреждение, школу, выдается «Справка о временной нетрудоспособности студентов, учащихся профтехучилищ о болезнях, карантине ребенка, посещающе­го детское дошкольное учреждение, школу».

Для детей, посещающих дошкольные учреждения, справки выдают­ся не только после перенесенных заболеваний, но и при отсутствии ре­бенка в детском саду более 3 дней по социальным причинам. В справке указывают диагноз, длительность заболевания, сведения об отсутствии контактов с инфекционными больными, данные о проведенном лече­нии, рекомендации по индивидуальному режиму ребенка-реконвалес-цента на первые 10-14 дней

Для переболевших острым заболеванием школьников в справку вно­сят рекомендации по ограничению физических нагрузок на занятиях физкультурой, мероприятия по социальной реабилитации детей (ре­жим школьных занятий, освобождение от определенных видов деятель­ности и т.д.). В детских учреждения справки о перенесенных детьми за­болеваниях подшивают в медицинскую документацию ребенка Даль-


нейшие реабилитационные мероприятия проводят врачи детских уч­реждений с учетом рекомендаций участковых педиатров.

Профилактические приемы наиболее рационально проводить в кабинете здорового ребенка,

Педиатрический кабинет. Предназначен для приема детей врачом-педиатром. Помещение должно быть хорошо осве­щенным, с температурой не ниже 20-22 °С. Его оборудова­ние включает: стол для врача, пеленальный стол, кушетку для осмотра старших детей, ростомеры, детские весы, столик для медицинских инструментов. Наличие умывальника с холод-ион и горячей водой, мыла, полотенца обязательно. В каби­нете должны быть сантиметровая лента, шпатели, аппарат для измерения артериального давления, легкомоющиеся иг­рушки. В нем обычно находится картотека истории развития ребенка 1-го года жизни, а также детей, получающих бес­ила гное питание, пострадавших от ЧАЭС и детей-инвалидов.

№52. Содержание профилактической работы участкового врача-педиатра. Патронаж новорожденных. Кабинет здорового ребенка детской поликлиники, содержание работы. Профилактические осмотры.

Особенностью обслуживания детей в возрасте до 5 лет является активный патронаж, Который начинается с антенатального периода. Сведения о беременных поступают в детскую поликлинику с 6-7 месяцев беременности. Патронаж беременной осуществляется участковой медицинской сестрой детской поликлиники. При первом посещении она знакомится с бытовыми условиями, разъясняет режим и характер питания беременной; при втором - готовит ее к кормлению новорожденного, дает рекомендации по приобретению предметов ухода за младенцем.

Патронажное наблюдение за новорожденным начинается после его выписки из родильного дома. Первое патронажное посещение проводится врачом совместно с медицинской сестрой в первые 3 дня. Второе посещение ребенка на первом месяце жизни врач осуществляет на 20-й день жизни, медицинская сестра обязана посетить его еще как минимум 2 раза. На первом году жизни осуществляется ежемесячное наблюдение за ребенком в поликлинике, а также посредством патронажных ежемесячных посещений медицинской сестрой на дому. В возрасте 1 года участковый врач-педиатр проводит полное обследование ребенка: обобщает ежемесячно проводившиеся измерения массы тела, роста, окружности группой клетки, анализирует результаты осмотров специалистами (регламентирован осмотр хирурга, невропатолога, окулиста) и составляет краткий эпикриз состояния его здоровья.

Детям в возрасте 1-3 лет проводится патронаж 1 раз в квартал, а старше 3 лет o- 1 раз в год.

Перед поступлением ребенка в детское дошкольное учреждение или школу проводится углубленный медицинский осмотр с привлечением необходимых специалистов.

Главной фигурой в системе педиатрического обслуживания является участковый педиатр, работающий по участковому принципу. Это дает возможность хорошо знать свой контингент и учитывать не только индивидуальные особенности детей, но и особенности организации их жизни в семье, а также осуществлять наблюдение не только за больными, но и за здоровыми детьми. Под наблюдением врача-педиатра находятся все дети, проживающие на территории участка, независимо от их возраста. В соответствии с Положением об участковом враче-педиатре детской городской поликлиники его основной задачей является проведение лечебно-профилактических мероприятий, способствующих правильному физическому и нервно-психическому развитию детей, проживающих на территории участка.

Участковый врач-педиатр ведет прежде всего большую профилактическую работу со здоровыми детьми, заключающуюся в проведении дородового патронажа беременных, проживающих в районе обслуживания, осуществлении активного динамического наблюдения за детьми в зависимости от возраста и наличия факторов риска, организации комплексных профилактических осмотров врачами-специалистами, проведении противоэпидемических мероприятий и санитарного просвещения.

Дети с хроническими заболеваниями находятся под диспансерным наблюдением участкового педиатра или врачей специалистов узкого профиля. Диспансеризация детей включает в себя все основные элементы диспансерного метода:

· активное выявление и взятие на учет контингентов, подлежащих диспансерному наблюдению;

· активное систематическое наблюдение за контингентами, взятыми на учет, и своевременное оказание всех необходимых видов медицинской и социальной помощи;

· меры общественной профилактики.

По результатам профилактических осмотров педиатр дает комплексную оценку состояния здоровья ребенка. При этом учитываются следующие данные: функциональное состояние органов и систем, резистентность и реактивность организма, уровень и тармоничность физического и нервно-психического развития, наличие хроническод патологии. Предусматривающая следующие группы здоровья:

первая группа-здоровые дети, не имеющие отклонений по всем признакам здоровья, не болевшие в период наблюдения или имеющие незначительные отклонения, не требующие коррекции;

вторая групп а-«угрожаемые» дети, склонные к повышенной заболеваемости, с риском возникновения хронической патологии. В эту группу включаются дети с наличием функциональных отклонений, дети первого года жизни с отягощенным акушерским или генеалогическим анамнезом, часто болеющие или перенесшие тяжелое заболевание с неблагополучным течением реабилитационного периода и т.п.

третья, четвертая и пятая группы- больные дети с хронической патологией в состоянии компенсации, субкомпенсации и декомпенсации.

Лечебная работа в детских поликлиниках занимает наибольший удельный вес, составляя до 60% от всех посещений. Она осуществляется на дому и в поликлинике и находится в прямой зависимости от уровня заболеваемости детского населения, которая увеличивается в осенне-зимний период и снижается в летнее время.

В медицинской помощи детям раннего возраста, оказываемой детской поликлиникой, значительное место занимает профилактическая работа, особенно с детьми первых трех лет жизни. Для планомерного проведения профилактической работы с детьми раннего возраста и устранения контактов с детьми более старших возрастов в детских поликлиниках выделяется один или два полных дня в неделю для приема детей первых трех лет жизни. Иногда эти профилактические приемы называют закрытыми, так как часы приема не указываются на общей доске расписаний, а отмечены в памятке, выдаваемой матери при первичном патронаже новорожденного после выписки из родильного дома.

Для надлежащей организации профилактических приемов в детской поликлинике необходимо не только рационально составленное расписание, но и рациональная организация самого приема. Первое условие-отсутствие перегрузки приема, .поэтому участковая медицинская сестра не должна приглашать на профилактический прием более 5 детей (на 1 ч приема).

Следует помнить, что качественный прием даже 1 ребенка в течение 12 мин может быть обеспечен только очень четкой его организацией.

Профилактические приемы наиболее рационально проводить в кабинете здорового ребенка, который должен быть специально оборудован для детей первого и второго года жизни. В кабинете должны быть весы, ростомеры, наглядные пособия, стол для массажа. В числе наглядных пособий должны быть красочно оформленные режимы дня, наборы одежды, игрушек, предметы ухода в зависимости от возрастных периодов детей.

В детских поликлиниках должны быть помещения для проведения контрольного кормления.

Основными задачами профилактического приема являются следующие:

1) контроль за правильностью физического и психомоторного развития ребенка;

2) регулирование изменений режима жизни и питания ребенка соответственно возрасту;

3) осуществление мероприятий по профилактике и лечению рахита;

4) обучение матерей массажу и комплексам гимнастики, соответствующим возрасту ребенка;

6) осмотр детей перед профилактическими прививками;

В обязанности участковой медицинской сестры входит подготовка кабинета к приему детей. Она состоит в проверке санитарного состояния кабинета, исправности приборов, наличии чистых халатов, мыла, полотенца для рук, чистых шпателей, направлений на лабораторное исследование.

Систематичность наблюдения педиатра и участковой медицинской сестры за детьми первых лет жизни является одним из основных условий воспитания здорового ребенка и характеризует качество работы детской поликлиники.

Прием здоровых детей первого года жизни можно проводить в КЗР. Кабинет обес-

печивает консультационно-методическую помощь роди гелям, участковым сестрам, педиатрам по вопросам развития, вос­питания и охраны здоровья детей. Особое внимание сестра КЗР уделяет мерам, направленным на сохранение грудного вскармливания, консультирует родителей по организации ре­жима дня, физическому воспитанию детей, привитию им ги­гиенических навыков, обучает методикам физического воспи­тания, технологии приготовления и введения детского пита­ния, профилактике и устранению вредных привычек, гигиене полости рта, участвует в подготовке детей к поступлению в дошкольные учреждения. Проводит массаж и гимнастику, оценивает нервно-психическое развитие и выявляет особен­ности поведения детей. Консультирует участковых сестер по методике проведения массажа и гимнастики, закаливающих процедур, информирует их о выявленных нарушениях в раз­витии ребенка и ошибках родителей в уходе за детьми. Про­водит работу по оформлению холла и КЗР, обеспечивает ро­дителей методическими материалами по уходу за ребенком (памятки, брошюры), осуществляет связь с Домом санитарно­го просвещения. В некоторых поликлиниках функции сестры КЗР переданы участковым медсестрам.

Сестра КЗР ведет документацию: план работы на год и ме­сяц, карту-вкладыш к форме № 112, журнал учета сашпарно-просветительной работы (ф. № 038-0/у), дневник работы среднего медицинского персонала поликлиники (ф. № 039/у).

№53. Содержание противоэпидемической работы участкового врача-педиатра. Прививочный кабинет детской поликлиники, его задачи, организация работы. Связь в работе с центром гигиены и эпидемиологии.

Противоэпидемическая работа педиатра:

1) профилактика инфекционных заболеваний:

Раннее выявление инфекционных больных (при приеме или посещении на дому по любому поводу)

Их изоляция (на месте или госпитализация)

Срочное оповещение о случае заболевания

Проведение мероприятий по предупреждению новых случаев болезни в эпид очаге и на участке (изоляция, разрыв путей передачи, снижение восприимчивости к болезни окружающих)

Наблюдение за выздоровевшими

2) иммунопрофилактика

Врач координирует действия по профилактике инф. Заболеваний, совместно работая с родителями, работниками поликлиники, детских учреждений, районного ЦГЭ, органами местной власти, администрацией организаций и учреждений, представителями общественных организаций, расположенных на обслуживаемой территории.

THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама