THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама

Правильное воспитание ребенка - залог его счастливого будущего и гармонично развитой личности. Далеко не всегда удается найти общий язык и те психологические приемы, необходимые для воспитания маленького человека.

В этой статье вы найдете ответ на вопрос - как правильно воспитать ребенка? Для начала обратимся к психологии.

Существует ряд психологических принципов, нужных для успешного становления личности:

  • важно понимать, что ребенок ввиду своего возраста еще эмоционально не стабилен. Он реагирует на окружающие события и явления намного ярче, нежели взрослые. Незначительное событие для взрослого человека, может стать огромным потрясением для ребенка. Поэтому стоит обращать пристальное внимание на резкое изменение настроение чада, и в случае необходимости успокоить его;
  • в жизни малыша ведущее место занимают родители. В связи с этой огромной ролью следует внимательно следить не только за своим поведением, но и за своими словами. Дети часто копируют поведенческие черты своих родителей;
  • чем больше родители будут общаться с малышом, тем лучше. Следует принимать участие в его жизни, разговаривать с ним, давать советы. Центральное место взаимоотношений в семье должна занимать дружба между членами семьи;
  • также следует помнить, что совместные игры и занятия благотворно влияют на микроклимат в семье. Когда ребенок видит, что родители стремятся к совместному времяпровождению, ребенок чувствует себя нужным и важным.

Правила воспитания малыша от рождения до года

В период до года, в момент развития и взросления малыша, у него закладываются основные привычки, черты поведения. В этот период малыш эмоционально и физически связан с матерью и прежде всего нуждается в ее постоянной заботе. Как правильно воспитывать ребенка с рождения?

Итак, с 2-х недель жизни чада следует начинать его воспитание, которое имеет 4 периода:

  1. От рождения до трех месяцев. Необходимо разговаривать с малышом, улыбаться ему, петь ему песенки, рассказывать стихи. Голос в этот момент должен быть мягким и заботливым. Все это способствует речевому развитию и раннему становлению культуры общения;
  2. От трех до шести месяцев. В этот период активно развивается слух, сенсорное восприятие малыша и зрительное развитие. Ребенку нужно включать слушать музыку, детские песни, классику. Малыша также стоит знакомить с окружающим миром: показывать разные предметы, картинки;
  3. От шести до девяти месяцев. В это время познавательная активность у детей возрастает. Стоит позволять чаду самостоятельно ползать по квартире, изучать окружающую обстановку, разумеется, под присмотром родителей. В это время стоит также прививать правила гигиены: приучать к нагруднику, мыть ручки перед едой;
  4. От девяти месяцев до года. В этом возрасте малыш наиболее активен. На данном этапе нужно знакомить его со свойствами вещей: вода жидкая, мячик прыгает, машинку можно катать по полу. Нежелательные действия стоит пресекать мягким, но уверенным словом «нельзя». Для слаженного развития речи стоит как можно больше общаться с ребенком.

Как правильно воспитывать годовалого ребенка

В тот момент, когда возраст ребенка достигает 11-12 месяцев, его формирование, как психологическое, так и физическое начинает развиваться более ускоренно. В этом возрасте происходит важный этап в становлении будущей личности.

Ребенок в это время все еще эмоционально связан с матерью, но уже понемногу начинает осваивать окружающий мир.

Для успешного воспитания в этот временной период необходимо придерживаться следующих правил:

Многие родители сталкиваются с тем, что малыш становится более капризным и чувствительным в период годовалого возраста. Это связано с тем, что границы его интересов постепенно расширяются и он учится по-новому смотреть на мир.

Стоит понимать, что такая регрессия в поведении не постоянна и скоро пройдет.

Как правильно воспитывать ребенка в 2-3 года

Ведущей деятельностью в этом возрасте является игра. Авторитетом среди взрослых по-прежнему остаются родители. Ребенок в этот момент испытывает важный для него этап – становление личности.

Это проявляется через так называемый «кризис трех лет». Для правильного воспитания в этот период необходимо:

  • ограничить ребенка от большего количества запретов, давать ему возможность делать свой выбор. В ситуациях, когда малыш капризничает и не хочет что-то делать, не следует его заставлять. Его необходимо ставить в ситуацию выбора. Например, он голоден, но привередничает и отказывается есть. Ему стоит предложить на выбор два или более блюда. Скорее всего, малыш сделает свой выбор и успокоится, так как в этот момент ему позволили поступать как взрослому;
  • важно не терять самообладание и не поддаваться эмоциям в моменты, когда чадо устраивает истерики. Спокойным ровным тоном необходимо четко и аргументировано объяснять свою позицию;
  • следует разговаривать с малышом, как со взрослым. Не нужно использовать уменьшительно-ласкательные слова и искажать речь. Во-первых, это способствует речевому развитию чада, во-вторых, малыш будет чувствовать себя взрослым.

Воспитание в возрасте 4-5 лет

Поведение ребенка становится более осознанным, между тем его воспитание более сложным. В этом возрасте чадо уже является отдельной личностью и стоит относиться к его желаниям и интересам с пониманием. Важно продолжать активное взаимодействие с ним, а также придерживаться некоторых правил:

Влияние родителей в этот период на поведение детей немного уменьшается. Это связанно с тем, что родители теперь не единственные авторитетные люди в их окружении. Появляется такая социальная единица, как учителя и друзья.

И чем старше становится ребенок, тем менее авторитетными становятся родителя и учителя, а вектор авторитета смещается на друзей.

Пик этого достигается на этапе «переходного возраста», когда дружеские отношения стоят у подростка на первом месте.

Поэтому важно не пытаться сильно ограничивать свободу ребенка, давить на него и принуждать. Важно сохранять гармоничные и доверительные отношения. Доверие - ключевой момент в общении между ребенком и родителями в это время.

Учитывая все это, следует выполнять несколько простых правил для построения доверительных отношений:

  • почаще разговаривать с ребенком, спрашивать о его успехах и делах;
  • поддерживать в его стремлении к самостоятельности;
  • если у него что-то не получается, ни в коем случае не ругать его за это. Следует наоборот помочь разобраться в проблеме, посоветовать пути ее решения;
  • привлекать к совместным делам и занятиям.

Как воспитать личность

Личность и характер формируются у детей до 5-ти лет. Поэтому крайне важно заложить тот самый фундамент личностных качеств в раннем возрасте.

Прежде всего, стоит поддерживать ребенка. Особенно это касается ситуаций, когда у него что-то не получается.

Ведь нередко случается так, что негативное поведение родителей в такие моменты способствует тому, что ребенок замыкается в себе и перестает доверять родителям. Поэтому открытое общение внутри семьи имеет весомое значение.

Стоит также давать значительную свободу выбора. Не нужно забывать и о том, что у ребенка должны быть свои обязанности. Например, уборка своей комнаты и уход за комнатными растениями. Это воспитает ответственность и самостоятельность.

Для гармоничного развития личности не лишним будет записать ребенка в различные секции и кружки. Они могут быть как творческими, так и спортивными. Но здесь важно прислушаться к мнению ребенка, не давить на него и ни в коем случае не навязывать ему своего мнения.

Ключевыми компонентами взаимоотношений детей и родителей должны стать:

  1. Доверие;
  2. Совместное времяпровождение;
  3. Близкое дружественное общение;
  4. Личное пространство;
  5. Свобода выбора;
  6. Отсутствие физических наказаний и повышение голоса;
  7. Рассудительные беседы;
  8. Радость и похвала за достижения и успехи.

Как не надо воспитывать детей

Не всегда достаточно учитывать советы о том, как правильно воспитывать ребенка, иногда полезно узнать о тех вещах, которые в воспитании не приемлемы. Нередко многие люди даже не замечают тех ошибок, которые они совершают.

Все это происходит от незнания, общепринятых стереотипах и от того, как в детстве воспитывались сами родители. К примерам, как не надо воспитывать детей, относятся ситуации, когда родители:

Кроме того, родители не знают, что для формирования доверительных отношения между чадом и родителями, необходимо развивать эмоциональный интеллект детей.

Для этого взрослым в своей речи необходимо описывать свое эмоциональное состояние фразами, такими как «я рада за тебя», «мне весело», «я грущу».

Аналогичным образом стоит описывать и настроения ребёнка, используя фразы: «ты огорчен», «я вижу, что ты переживаешь», «ты очень хочешь гулять, но уже слишком поздно. Ты огорчаешься, что мы не отпускаем тебя на прогулку».

Удачи в воспитании детей!

И еще несколько советов по воспитанию малыша - в следующем видео.

Маленький человек как счет в банке: что вкладываешь, то и забираешь.

Как думаешь, в чем заключается уверенность ребенка в себе? В умении постоять за себя? Или чтоб дверь в кабинет директора ногой открывал? Уверенность в себе - это смелость в своих чувствах, мыслях и поступках.

В большинстве случаев неуверенный в себе ребенок - вина родителей. Да, так жестко. С детства его критикуют, им манипулируют, не считаются с ним. И фразы вроде: «Ты же обещал» - это тоже манипуляция!

Потом ребенок перетягивает эти шаблоны во взрослую жизнь. В отношения между мужчиной и женщиной и даже с работой.

Когда начинается?

3. Учи взаимодействовать с людьми. Да, прямо бери и рассказывай, как общаться в различных ситуациях со сверстниками, незнакомцами, взрослыми.

4. Хвали за достижения больше, чем ругаете за ошибки. Лучше 60/40, чтобы не переусердствовать. Многие родители привыкли воспринимать успехи детей как должное. И обязательно, что без них дети бы не справились.

5. Говори чаще, что любишь и всегда придешь на помощь. Я сейчас не о гиперопеке , а скорее . В любви тоже должен быть баланс.

Признаки уверенного в себе ребенка

Чтобы проанализировать шкалу уверенности, следи за социальным поведением вне дома. Понаблюдай за отпрыском со стороны. Ты заметишь, что:

  • он умеет говорить другим «нет»;
  • легко отстаивает свое мнение без «психов»;
  • без проблем общается с новыми людьми;
  • берется за новое дело с энтузиазмом.

Бинго! Малыш растет уверенным в своих силах.

За одобрением - ко взрослым

Для детей важно, чтобы мама и папа оценили - «Вот это круто. А вот здесь нужно доработать». Это одна из базовых детских потребностей. Если в ответ дети получают пренебрежение, насмешки или - они теряют уверенность.

Ребенок как яблоня. Если ее не окучивать, то вырастет дикая. У нее тоже случаются сладкие яблочки, но из них все равно варенья не сваришь.

Заметили сходство?

Искренне интересуйся делами или дочки, позволяй выговориться и учись говорить с детьми. Иначе во взрослой жизни им придется посещать не тренинги по развитию, а психиатра.

Кстати, агрессивность - это тоже неуверенность.

Если ребенок отлупил роутер за плохой вайфай , таким образом он выплескивает накопленные стрессовые

Если он нерешительный

Подбадривай. Маленькие, на ваш взгляд, проблемы для ребенка - целая вселенная.

Спрашивай. Позволь ему принимать решения самостоятельно. Начинай с «Чтобы ты хотел…?».

Не акцентируй внимание на его неуверенности или стеснительности. Особенно фразами «Он у нас такой стеснительный…».

Насмешки родителей воспринимают буквально и переводят в комплексы.

Если неуверенность и застенчивость в прогрессе - отведи ребенка в театральный кружок. Для начала идеально подойдет кукольный театр.

Кстати, многие звезды кино признавались, что именно так победили застенчивость и стали уверенными в себе.

Пусть ребенок играет с младшими детьми. Так он прокачает навыки ответственности и взросления. Иногда нужно поймать «среди овец я молодец».

Без самоутверждения

Соответственно, они ставят и достигают цели любого уровня. (Кстати, это касается и взрослых).

Обоим родителям как личностям, чтобы передать ребенку правильное отношение к успеху, и неудачам, к критике, к окружению. И говорите почаще, что любите.

Ксения Литвин,
психолог Фаза Роста.

Главным правилом как воспитать ребенка остается комбинация 2 действий: уважать и любить . Родители должны помнить, что в свете всех методик воспитания нет идеальных, но общие советы учитывать нужно.

При этом мамам и папам, бабушкам и дедушкам надо придерживаться рассудка и не забывать о своих интересах. Дети – цветы жизни, но нуждаются в выспавшихся и отдохнувших «садовниках» с крепкой нервной системой.

Воспитание: да здравствует система?

Перед появлением на свет ребенка воспитание уже начинается. Чувствуя ответственность перед будущим младенцем, женщина вносит в свою жизнь ограничения, делая акцент на малыше.

После родов начинается поиск ответов на вопрос, как воспитывать своего ребенка, чтобы он вырос… Каким? Здесь и кроется главная цель воспитания. Родители смотрят на то, какими они хотят видеть детей в будущем. Главное – вырастить счастливыми и воспитанными, чтобы сын или дочь были полноценными членами общества, духовно и физически развитыми личностями.

О воспитании детей споры никогда не закончатся. Но популярные методики, собирающие положительные и отрицательные отзывы, дают родителям выбор точек соприкосновения с их чадами.

1. Азиатская система.

Она предлагает до 3-5 лет позволять малышу все, приравнивая его к «царю», до 14-15 лет советует возлагать запреты, делая наследников «рабами», а после 15 лет дети становятся друзьями, происходит общение на равных. Также азиатская система предполагает тесный тактильный контакт как залог успешного и поистине близкого общения.

2. Методика Никитиных.

Развитие и воспитание по системе изначально прошли их 7 детей, затем –другие семьи СССР. Основные постулаты: кормление простой пищей, не отнимающей у родителей много времени на приготовление; активная физическая и интеллектуальная нагрузка, при которой дети если не хотят заниматься конкретным делом, заставлять не нужно, но можно вернуться потом; участие в воспитании старших братьев и сестер, а также помощь родителей в познании мира.

3. Методика Монтессори придерживается противоположной системы взглядов, без тактильного контакта, в центре – самостоятельная личность малыша.

Сын или дочь становятся главными, родители только помогают прислушиваться к себе. Акцент делается на зонирование помещения по интересам, развитие интеллектуальных способностей. Часто от бабушек можно услышать, что эта методика слишком прогрессивна, вырастают невоспитанные дети. Слов «плохо» или «хорошо» они не знают, поскольку учатся жить без критики.

4. Селф-мейд. Малыш должен сам ставить цели, понимать, что последствия действий зависят напрямую от его поступков.

Родители должны учить мотивации деятельности, поиску путей из конфликтных ситуаций. Эти формы воспитания детей нацелены на формирование лидерских качеств, не подходят пассивным малышам с задатками исполнителя.

5. Традиционная система базируется на развитии личности в семье, на воспитании трудом, авторитете родителей и послушании.

Методика использует и демократичные формы воспитания детей, но после 5-6 лет. Фраза, что ребенка нужно воспитывать, пока «лежит поперек лавки», уходит корнями именно в нее. Современные психологи и педагоги согласны: родительское воспитание необходимо до момента похода в школу. Потом роль мам и пап отходит на второй план.

Перед тем как воспитать послушного ребенка, важно учесть: даже самые непоседливые малыши могут быть воспитанными. Другое дело, что егоза не всегда удобен родителям. Но вины его в этом нет. Существует теория о гиперактивности, о поколении «зет», думающем и смотрящем на мир иначе, чем взрослые. Но нормы общественного поведения, послушания, уважения к другим им вполне могут быть привиты.

Разные системы воспитания детей дают мудрые советы, которые с легкостью заимствуются и внедряются. Если родителям сложно, можно насильно заставлять себя выполнять постулаты в течение 21 дня. Именно столько времени формируется привычка. Дальше и дети, и взрослые будут жить по установленным правилам.

  • Современное воспитание детей требует придерживаться определенного графика. Не поминутного, конечно. Но время ночного и дневного отдыха должно быть регламентированным. Полноценный сон – залог здоровья и нормального развития.
  • Обязательно проведение времени с родителями. Лучше заниматься с сыном или дочерью систематически. Пусть это будут 20 минут в день чтения любимой литературы (причем и маминой тоже, но с выражением), лепка из теста (пусть и приготовление вареников) или хенд-мейд, когда маленький внук, нехотя, порвал бабушкины бусы, и вместе с мамой собирает их заново.
  • Право выбора. Самостоятельно малышу не стоит давать планировать свой день, если ему 2 года. И выбор блюд и одежды для прогулки прохладным днем лучше не доводить до предела. Не хочет одеваться вообще? А если предложить ему на выбор теплую красную кофту или шерстяной синий свитер? Кроха почувствует себя самостоятельным, но в рамках, установленных мамой.
  • Секреты воспитания детей базируются на образе родителей. Можно повторять о том, что плохо смотреть телевизор во время еды, а самим приемы пищи сопровождать любимыми сериалами. Что выберет сын или дочь: совет мамы или пример?
  • Говорить детям правду. Не обманывать, не откладывать разговор, а говорить, как есть, но в щадящей форме. О появлении детей 5-летнему сыну можно сказать, что они рождаются у взрослой любящей пары после обмена физиологическими жидкостями. Но в 11 лет разговор должен быть более содержательным. Только без называния половых органов нецензурными или уменьшительно-ласкательными словами.
  • Говорить малышу, что его любят. Просто так, а не за красивую поделку или высокую оценку по математике.
  • Правила воспитания ребенка не мыслимы без общения. Родителям придется запастись терпением и стать живым «радио». Особенно сложно тем, кто работает в сфере общения с людьми, но ради своих наследников стоит это взять на заметку.

Нужно сопровождать все действия словами: почему на улице бывает темно или светло, птицы улетают на юг, деревья нужно обрезать, а собак выгуливать. Не нужно бояться брать малыша с собой везде – в магазин, на дачу, на генеральную уборку дома. Пусть растет и все видит сам, а не получает информацию только из гаджетов.

Не пряником едины

Метод кнута тоже должен быть в педагогике, как надо воспитывать детей отлично знают представители старшего поколения и Антона Макаренко. Но на сегодняшнее подрастающее поколение радикальные методы воспитания не действуют, даже наоборот.

Поднять руку на девочку – значит, сделать ее потенциальной грушей для битья будущими мужем. Но наказывать и ограничивать малышей и подростков стоит.

Доктор Комаровский утверждает, что дети должны знать слово «нет». Но оно должно быть категоричным, а не временным. Нет – значит, нет. Нельзя лезть в розетку бабушкиными спицами: ни сегодня, ни в пятницу, ни чуть-чуть, ни после ужина.

Этой системы обязаны придерживаться все члены семьи. Но таких «нет» должно быть немного, только в случае опасности для жизни наследника или кого-то еще. Драгоценные вещи, книги, документы просто убираются в замыкающийся шкаф, или переставляются наверх.

Главное в воспитании ребенка до 2-3 лет – переключение внимания. Нельзя что-то трогать, но оно явно бросается в глаза малышу? Тогда мама дает ему что-то, что представит для него живой интерес и заставит забыть о том, что нельзя.

Также особенности воспитания детей отражаются на речи родителей. Нельзя говорить «ты плохой». Наоборот: «Ты хороший, но поступок меня расстроил».

И тут же пора учить кроху, что другие дети тоже хорошие. Каждый – лучший для своих родителей, но других детей надо уважать, нельзя бить, забирать игрушки, брать без спроса. Смоделировать ситуацию можно во время игры с куклами, роботами, плюшевыми игрушками. Так, в возрасте до 4-5 лет, быстрее усваивается информация.

Воспитание детей даже младшего возраста может содержать наказание. Достаточно изъять на время любимую игрушку, гаджет, или посадить на стул для размышлений. Родители остынут, а маленький виновник придет к выводам, что так нельзя.

Важно! Перед тем как воспитать непослушного ребенка, задаться вопросом: Почему он так себя ведет? Старается привлечь внимание уставшей на работе мамы? Сказывается нарушение графика отдыха? Недостаток витаминов, в частности железа, или переходный возраст, кризис?

Нужно обнять, поговорить по душам, если сын или дочь маленькие, пронаблюдать за ними. Бунт на корабле часто связывают с внутренним недовольством малыша.

Когда начать, чтоб не было поздно

Советы по воспитанию детей потому и называются советами, что они носят рекомендательный характер. Не более. Но общая система взглядов на домашнюю педагогику должна быть: для того, чтобы семья жила спокойно и развивалась.

С самого начала родители должны учитывать: они – главные в воспитании. Бабушки и дедушки играют вторую скрипку, поэтому последнее слово всегда за матерью с отцом. Важно и воспитание обоих родителей. Если в семье нет мамы или папы, их роль пусть возьмут на себя бабушка или дедушка, тетя или дядя. Малыш должен видеть воспитание во всех гендерных аспектах.

Задумываясь, с какого возраста нужно воспитывать ребенка, родители сами себе ответят: с рождения.

1. До года это полное восприятие мира через маму, введение системы «можно – нельзя», привитие интереса к музыке и сказкам с добрыми сюжетами.

2. До 3-4 лет – это включение в игру с наследником, приобщение к домашним делам.

Если все идет правильно, ребенок приходит к таким родителям за советом и во взрослой жизни, умеет быть благодарным и счастливым. Но он всегда хочет видеть и маму с папой здоровыми и улыбающимися. Для этого помнят: надо уделять время и себе, своим примером показывая, что и как нужно делать.

А когда с непоседами совсем сложно и опускаются руки, нужно вспомнить фразу американской юмористки Эрмы Бомбек: дети больше всего нуждаются в любви, когда меньше всего на это заслуживают. После этого можно обнять ребенка и помолчать. Решение в ситуации родится само собой, ведь его начало – неоспоримые и вечное: родительская любовь.

  1. Не кричи на ребенка
    Старый и затертый совет, но невероятно полезный. Когда ты кричишь на свое дитя, всю агрессию он впитывает как губка и со временем просто выплеснет ее наружу.

    Успокойся, вдохни поглубже, и подумай о том, к чему ты так плохо относишься. Теперь мысленно подготовься к неприятной ситуации, а когда придет время, вырази недовольство обычным тоном. Это намного облегчает воспитание.

    Не получается сдерживать себя? Да, это сложно, бесспорно! Вот бесценная рекомендация, которая помогла уже многим взрослым совладать с собой. Во-первых, разберись, что именно вызывает у тебя раздражение и крик. Будь готов к такой ситуации всегда. Громкая музыка? Плохие оценки? Ты не раз уже проходил это и, по идее, должен быть готов к подобной неприятности. Из вас двоих взрослый именно ты!

    Посчитай до 10. Если ты проделаешь эту нехитрую манипуляцию, сорваться на крик будет уже просто стыдно!

  2. Не требуй слишком многого
    Твой ребенок обязательно будет для тебя лучшим, даже если он не завоевывает медали по плаванию или не учится лучше всех.

    Не стоит считать, что твой отпрыск должен быть похож на тебя в таком же возрасте, или перекладывать на него осуществление всех своих нереализованных амбиций. Просто ищи то, что у него получается лучше всего, и развивай это!

  3. Создавай хорошее впечатление
    Дети - зеркало родителей, и они будут оценивать всё, что вы делаете и даже повторять.

    Удивляй свое чадо неожиданными навыками, показывай свои знания, силу, характер. Таким образом можно не только завоевать авторитет, но и вложить в ребенка всё лучшее, что есть в тебе.

  4. Обсуждай, помогай, убеждай
    Между вами должно быть полное взаимопонимание. Обсуждай со своим ребенком повседневную жизнь, будь ему не только воспитателем, но и другом. Помоги почувствовать, что от тебя в любой момент можно дождаться помощи и совета, сделай так, чтобы семейный дом был для него крепостью, в которой его выслушают и помогут.

    Убеди своего отпрыска в том, что именно он - кузнец своей жизни, своих неудач и успехов. В атмосфере любви и взаимопонимания взрастают великие люди.

  5. Проводите больше времени вместе
    Даже если в твоем графике невозможно выкроить много времени на ребенка, используй его максимально эффективно. Чтение книг, походы в театр, отдых на природе - невероятно позитивно влияют на ваши отношения и приучают твое дитя к полезным занятиям.

    Если ребенку будет недостаточно внимания, он начнет искать его у других. И нет никаких гарантий, что в итоге всё будет хорошо.

  6. Не уклоняйся от вопросов
    Если даже ребенок задал вопрос на щекотливую тему, не пытайся избежать ответа. Некоторую информацию дети еще не готовы принять, но любая неуверенность в ответе исказит восприятие ребенка. Отвечай прямо, но лаконично, если тема тебе неприятна.

  7. Не оберегай от трудностей
    Твоя задача как родителя - подготовить неокрепшее и беззаботное детское сознание к взрослой жизни. Тщательно оберегая от всех проблем, сделать это не получится.

    Смерть родных, проблемы в семье, даже банальный отказ в покупке «той красивой игрушки» закаляют твое дитя, помогают личности сформироваться.

  8. Признавай свои ошибки
    Когда понимаешь, что в итоге был не прав, например, в дискуссии с сыном или дочкой, не бойся признаться в этом ребенку. Твой авторитет не упадет, наоборот, ты поднимешь его, восстановив справедливость или грамотно признав поражение.

Вопросом, как воспитывать детей, задаются и молодые родители, и даже те, у кого уже есть дети. Каждый ребёнок уникален, уже с самого раннего возраста он – личность со своим характером. Поэтому воспитывать детей - непростая задача, и поиск правильных ответов на вопросы о воспитании детей – это целое искусство. Но все трудности компенсируются, когда родители видят, что у них растёт здоровый, счастливый, всесторонне развитый ребёнок.

Даже тем, кто только задумывается о детях, будет полезно узнать о том, как воспитать ребенка правильно. Многие понятия важно обдумать, пропустить через себя, а в некоторых случаях – и провести работу над своим характером. Чтобы воспитывать ребенка, нужно самому быть взрослым – не только физически, но и психологически. Не бойтесь, что у вас не получится, однако уделите побольше внимания советам о воспитании детей.

Легче всего воспитать ребенка своим примером. Расхожая фраза – «воспитывай себя, а не ребенка, ведь он будет похож на тебя». И это правда: дети, как губка, впитывают всё, что видят вокруг. Они формируют свою модель поведения по тому, что видят от самых близких людей – от родителей.

Первое и основное, что видит ребёнок, - это его семья и дом. Какие отношения между членами семьи, какая обстановка в доме, как мама и папа относятся к посторонним – всё это накладывает отпечаток на его личность. Подрастая, ребёнок замечает и другие модели поведения, находит себе новых кумиров, но тем не менее, он перенимает черты родителей. Даже если сам этого не хочет.

Многие, собираясь воспитать ребенка, ждут, что он будет похож на них. При этом они ожидают, что ребенок впитает только самые лучшие черты и пойдёт по их стопам. Но стоит ребёнку обнаружить те же недостатки, что и у них, как они начинают негодовать. Порой даже с формулировкой – «и в кого ты такой пошёл!»

А в самом деле – в кого? Генетика – сложная наука, и ребёнок может оказаться похож на кого-то из бабушек или дедушек больше, чем на родителей. Но и здесь нужно понимать, что он видит всё происходящее вокруг и зачастую понимает лучше, чем полагают взрослые. Поэтому, когда требуете чего-то от сына или дочери, - сначала убедитесь, что сами соответствуете своим же требованиям.

Трудно ждать от ребенка, что он будет вежлив с окружающими, если он видит, как родственники грубят соседке или кассиру. Ребёнок, которого с детства приучили к чистоте, будет поддерживать свой дом в порядке и будучи взрослым. И конечно же, на требование не курить вполне может последовать резонный ответ: «Но ты же сам куришь, так почему мне нельзя?»

Поэтому, если хотите воспитать ребенка в определённой манере поведения – для начала убедитесь, что у него есть пример. Заложенное родителями всегда будет для ребенка ориентиром и главной моделью поведения.

Но если всё так просто, откуда тогда появляются гуманитарии в семьях математиков и дебоширы в благополучных семьях? Причины могут быть самыми разными, и далеко не всегда дело в ошибках воспитания. Где-то поработает генетика и индивидуальные особенности, где-то – внешние факторы


Как воспитывать ребенка правильно

Когда женщина впервые становится мамой, поначалу воспитать ребенка ей непросто. Она может столкнуться со шквалом критики со всех сторон – от своих собственных родителей до случайных прохожих. Все считают своим долгом сообщить ей, что она неправильно держит ребенка, неправильно кормит, одевает и занимается с ним. Порой эти советы могут быть действительно полезными. Но часто советчики противоречат друг другу, не видят всей картины, да и не всегда опираются на действительно полезный жизненный опыт.

Как быть и кого слушать?

В первую очередь запомните: совет хорош, когда его просили. Многие женщины жалуются на бесцеремонность посторонних людей и порой не знают, что с этим делать. Поэтому определите для себя узкий круг тех, кто будет авторитетом: врач-педиатр, кто-то из классиков воспитания детей. Многие полагаются на опыт своей мамы, сестры или подруги. Определите для себя того, чьё мнение будет иметь вес.

И в то же время помните: вы ответственны за здоровье своего ребенка, особенно когда он совсем маленький. Не руководствуйтесь непроверенными источниками. Прежде чем прийти к определённому мнению, просмотрите несколько авторитетных ресурсов. Перед тем, как попробовать новую методику или препарат, пообщайтесь с педиатром. А если общаетесь на форумах, обращайте внимание на то, насколько грамотно пишет пользователь и насколько ухоженными и счастливыми выглядят его дети, если он показывает их фото.

Советы посторонних людей тоже могут оказаться полезными. К примеру, если уже третий человек за прошедшие полчаса говорит, что вашему ребёнку жарко, задумайтесь: может быть, и в самом деле не стоило надевать на него шапку в +20? Утрированно, но случается и такое.

Не стесняйтесь попросить о помощи, если чего-то не понимаете или не успеваете. Помните: в первую очередь ребёнку нужны здоровые и спокойные родители.

А какие советы по воспитанию детей являются классикой на все времена и случаи? Каковы основные принципы? Что нужно учесть обязательно, чтобы не упустить самых важных моментов в развитии ребенка?

Чтобы ответить на этот вопрос, давайте сначала разберёмся: а в чём заключается правильное, полное воспитание?

В разных педагогических школах существуют разные подходы. Но есть кое-что неизменное, обязательное, какую бы методику ни задействовали.

Основные требования к воспитанию - это:

  • обязательность;
  • комплексность;
  • равнозначность.

Что всё это значит? Разберём подробнее.

Установленные правила не могут применяться от случая к случаю, когда это удобно. Их необходимо придерживаться её полностью. Сюда относится, например, соблюдение режима. Во время учебного года ребёнок ложится и встаёт в одно и то же время; на каникулах же часто наступает расслабление – играть допоздна и затем спать до полудня. В результате в конце лета будет трудно перестроиться на изначальный режим, и это оборачивается болезненностью, раздражительностью и ссорами. Так вот – даже если обстоятельства меняются – оставьте правила, принятые для ребенка, как можно более неизменными. Это пойдёт на пользу ему же: как раз в отсутствие стабильности дети становятся беспокойнее, а чётко установленные границы дают ощущение почвы под ногами.

Из принципов воспитания нельзя выбрать только то, что кажется правильным и лёгким. Любая методика работает, когда её применяют в комплексе, не упуская деталей. Если только ругать ребенка и считать, что он не заслужил похвалы, он будет расти запуганным; если же никогда не критиковать, он станет самоуверенным и будет более болезненно воспринимать удары – потому что не готов к ним.

А кроме того, никакие из принципов воспитания не являются менее важными, чем другими. Научить ребенка выражать эмоции так же важно, как и приучить помогать по дому, а деньги на карманные расходы для растущей личности не менее важны, чем одежда и питание. Не пренебрегайте и тем, что считает важным сам ребёнок.

Воспитывать ребенка – это нечто большее, чем просто кормить, одевать и включать мультфильмы. Воспитание задействует множеств сфер жизни. Остановимся на таких видах:

  • трудовое;
  • эмоциональное;
  • социальное.


Социальное воспитание ребенка

Дети в общественных местах – это обширная тема, которая многим даёт обоснованные поводы для недовольства. Чтобы ребёнок умел взаимодействовать с миром к обоюдному удовольствию, важно с самого раннего детства приучать его к правильному поведению. Безусловно, грудному малышу не объяснить, что его плач беспокоит других людей, но с ним можно отойти в сторону, укачать его; в конце концов, хотя бы спокойно и доброжелательно извиниться перед теми, кто вынужден находиться радом, - люди обычно понятливы к тем, кто так же относится к ним самим.

А по мере того, как ребёнок растёт, тем более важно присматривать за его поведением. Он живёт среди людей, поэтому ему важно понимать правила поведения в обществе. Объясните ему, что необходимая особенность взрослого человека – это умение ладить с людьми, находить компромиссы. И в то же время ребёнку важно иметь понимание своих собственных прав.

Расскажите ребёнку о том, что у каждого человека есть права на здоровье, на отдых, на уважительное отношение. У каждого – и у него в том числе. И его свобода делать всё то, что он хочет, ограничивается правами других людей.

Кроме этого, есть и другие моменты. Допустим, к примеру, что ребёнок стесняется посторонних – дома он подвижен и общителен, а на людях теряется. Вряд ли он справится с тем, чтобы быстро поладить с десятком незнакомых детей или стать звездой детских праздников. В таких случаях не ругайте его и не запугивайте тем, что ему будет сложно жить.

Но и быть в одиночестве – тоже не выход, ему необходимо социализироваться, поэтому приучайте его идти на контакт с другими людьми. Пусть он сам заплатит за покупку приветливой продавщице или пообщается со знакомыми семьи. Так или иначе, ему придётся многому научиться, чтобы чувствовать себя в обществе комфортно.

Детям учиться легче, чем взрослым. У них более гибкая психика, большая открытость и отзывчивость. Если с самого детства заложить в нём правильные задатки и развить природные данные, то во взрослой жизни у него будут и друзья, и успешная карьера.

И при этом не забывайте о безопасности ребенка. Нельзя разговаривать с чужими, нельзя никуда с ними уходить, открывать им дверь или садиться с ними в машину. Пусть ребёнок будет открыт миру, но помнит, что главным авторитетом для него остаются родители и их слова.


Как воспитывать детей: эмоциональное развитие

У детей обычно нет проблем с выражением своих эмоций. Но есть ещё и такое понятие, как эмоциональный интеллект – осознание своих эмоций и умение связывать их со своими желаниями и действиями. Если такого умения нет, то и во взрослом возрасте могут возникнуть проблемы с выражением и пониманием своих эмоций. Из этого возникает и неумение сказать о своих потребностях, и трудности с налаживанием контактов, и подобные внутренние конфликты.

Как этого избежать?

Ребёнок растёт, сталкиваясь с неизвестными ему сторонами мира и открывая с новой стороны свой собственный характер. Его границы постоянно расширяются, появляется всё больше непонятных событий. И, естественно, он не всегда знает, как себя вести и как реагировать. И свои эмоции он выплескивает теми способами, которые ему доступны.

У всех детей разный порог чувствительности. Кого-то может огорчить или рассердить чьё-то безобидное замечание. Не стоит над этим смеяться – покажите ребёнку, что он может приходить к вам со своими проблемами и получать понимание. Какими бы мелочами ни казались причины, для ребенка, с его крохотным жизненным опытом, они считаются огромными.

Не отрицайте его чувства – «это всё глупости», «хорошие девочки не плачут» - а покажите ребёнку, что вы его любите, даже если он бывает сердитым или капризным. Покажите, что понимаете его: «да, это обидно», «я вижу, что тебе грустно».

Научите ребенка выражать свои чувства словами. «Мне грустно, потому что ты отправляешь меня спать, а я ещё не дорисовал». «Мне было обидно, когда бабушка сказала, что у меня толстые щёки». Это умение поможет в будущем избегать конфликтов, недоговорённостей и непониманий.

Читая с ребёнком сказки или смотря мультики, почаще спрашивайте у него: «как ты думаешь, что чувствовал герой? А что бы ты чувствовал? Как бы ты поступил на его месте?» Это поможет ребёнку не только научиться справляться со своими эмоциями, но и считаться с чувствами других людей.

Важно дать ребёнку «выплеснуть», прочувствовать свою эмоцию. Злость или раздражение – это неприятно, но это часть психики, и подавлять их – значит подавлять личность. Кому-то захочется сделать ребенка «удобнее», но тогда непрожитые эмоции накапливаются, как снежный ком. Установите для ребенка границы и опору: свою злость он выражает только в своей комнате, но вы при этом обязательно будете рядом, чтобы услышать его.

Многие родители берегут детей от домашних обязанностей, считая, что любимое чадо ещё успеет наработаться в своей долгой жизни. Но именно в этом и дело: маленькому человеку рано или поздно придётся прикладывать усилия самому, и если он будет к этому готов – ему же самому будет легче.

Некоторые мамы испытывают удовольствие, говоря, что без них ребёнок ничего не делает: они в таких случаях ощущают себя важными и незаменимыми. Но в таких случаях имеет место самая настоящая зависимость ребенка от матери, когда он представляет из себя гораздо меньше, чем мог бы. Не развивайте в ребёнке зависимость от себя, не делайте так, чтобы без вас ему было плохо. Сделайте так, чтобы ему было хорошо с вами.

Развивайте в нём вместо зависимости привязанность. Это другой вид отношений – когда людям хорошо вместе, но и по отдельности они не становятся слабее и беспомощнее. Дайте ребёнку как можно больше навыков – и вы станете для него другом и авторитетом и заработаете его уважение.

Чем больше у ребенка умений, тем больше у него свободы, даже если эти умения никогда ему не пригодятся. К примеру, если он умеет готовить суп, у него есть выбор – говорить самому или пойти в кафе. Если же готовить он не умеет, то и выбора у него нет, и вместе самостоятельности он оказывается в зависимости от быта.

Важно учесть, что подобные навыки не вырастают за один день. Если всё детство прошло в «тепличных условиях», то взрослая жизнь окажется ударом. Разумеется, можно научиться готовить суп и в более взрослом возрасте. Но умение поработать для себя, помочь близкому человеку, освоить новый навык, - всё это оказывает огромную пользу на растущий характер, если исходит из детства.

Подключайте детей помогать по дому. Даже совсем маленьким мальчикам и девочкам под силу накрыть на стол, подать маме веник, а папе – отвёртку. Важно хвалить и поощрять даже такие простые действия, чтобы труд стал для ребенка увлекательным делом, а не скучной необходимостью.

Предоставьте ребёнку самостоятельность: пусть он сделает дольше, но сделает это сам. Не отбивайте у него активность попытками сделать что-то за него. Будьте рядом, чтобы помочь, если ему станет совсем трудно, но помните: личность развивается, когда начинает решать проблемы, которых раньше не приходилось решать. Ребёнку доставит огромную радость самому найти ответ на вопрос. Не лишайте его этой радости.

А если он встал в тупик? Предложите подумать. Задавайте наводящие вопросы. Но не бросайтесь делать всё за него, и тем более не ругайте. Дайте своему ребёнку расти самостоятельной личностью. А в конце обязательно отметьте его достижение, расскажите о своём подобном опыте. Сфотографируйте, похвастайтесь бабушкам и дедушкам.

Отслеживайте, к чему у ребенка есть склонности, а что ему не даётся. Наблюдение за его успехами поможет развить его сильные стороны – например, поступить в школу с физико-математическим уклоном. А учитывать недостатки тоже нужно – как для того, чтобы не требовать от него больше возможного, так и для того, чтобы смягчить их.

И здесь мы переходим к другой важной теме. То, чем ребёнок занимается исходя из своих способностей и интересов – или же интересов родителей. Речь пойдёт об увлечениях.

Когда ребёнок правильно развивается, он любопытен и хочет иметь занятие по душе. Как помочь ему в этом и как не навредить?

В дошкольном возрасте ребёнок не всегда может отчётливо сформулировать, что именно его интересует. Однако родители всегда могут определить, к чему он больше склонен. Играя и разговаривая с ним, легко заметить, какого рода занятия ему даются и к чему он тянется: легко запоминает стихи или с удовольствием рисует, выбирает машинки или конструктор. Исходя из этого и выбирают, куда его отвести: в театральную студию, на рисование, во что-то активное или творческое.

Некоторые родители хотят растить вундеркинда и водят дошкольника на английский, математику и подобные занятия из школьной программы. Однако для ребенка в этом возрасте самое главное - ладить с друзьями по группе, приходить на занятие с радостью и познавать мир – через игры, общение, прогулки в новые места. Бывают и такие дети, которым по душе складывать числа или узнавать новые иностранные слова. Но в приоритете должны быть развитие социальных навыков и подвижные игры.

Один из вариантов – до шести лет поводить ребенка на различные активные секции, чтобы увидеть, на какую из них стоит делать упор. Пробуйте разные виды занятий – футбол, конный спорт, плавание, кулинария. На каком-то из них ребёнок захочет задержаться.

Все занятия могут быть полезны – как те, которые связаны со склонностями ребенка, так и те, где он развивает общительность или усидчивость. Если он не хочет ходить на занятия, расспросите, что именно ему не нравится. Дело может быть в некомпетентном преподавателе, а может – в неумении ребенка наладить контакт с ровесниками. Таким образом увлечение может стать способом проработать важные навыки – социальное взаимодействие, умение идти на компромисс, отстаивать свою точку зрения.

Когда ребёнок подрастает, могут начаться конфликты интересов. Он становится самостоятельным и начинает сам выбирать себе занятие. И оно может коренным образом отличаться от того, чем он занимался раньше. Дети меняют интересы, находят новых друзей и открывают для себя новое, ищут себя – это нормальный процесс роста.

Важно учитывать и то, что хобби ребенка не всегда будет совпадать с увлечениями родителей. Огромная ошибка – делать своего ребенка воплощением своих несбывшихся стремлений и отводить его на футбол, когда ему по душе балет, - или наоборот.

Иногда в таких случаях бывают возможности найти компромисс. Например, если отец видит сына хоккеистом, а тот не приемлет грубых видов спорта и тянется к прекрасному, имеет смысл попробовать фигурное катание. Но ни в коем случае не следует попрекать сына тем, что он выбрал «не мужское» занятие. Если у него есть решимость отстаивать свою точку зрения – это уже огромный плюс в его пользу.

Кроме того, ошибочно делить занятия на те, что «не для девочек» или «не для мальчиков». Девочки тоже могут любить играть в конструктор или гонять мяч наравне с мальчиками, и в этом нет ничего дурного – это развивает творческое мышление и командный дух.

Не следует ругать ребенка, если кажется, что он занимается неподходящим занятием. Всё, что действительно необходимо от хобби – чтобы оно нравилось и помогало меняться в лучшую сторону. Лучший способ понять, нравится ли ребёнку занятие, - посмотреть, занимается ли он этим вне выделенного расписания. Если он ходит на музыку – играет ли он для себя? Или только на занятиях и в часы, выделенные для домашней работы?

От упражнений, которые выполняются «из-под палки», не будет пользы, какими бы полезными ни были они сами по себе. Несомненно, музыкальная грамотность - это ценное качество. Однако не менее ценной будет уверенность ребенка в том, что родители на его стороне.

Что бы ни выбрал ребёнок для своего развития и как бы вы к этому ни относились, покажите ему, что уважаете его выбор. Расспрашивайте, как идут у него дела, как он ладит с товарищами по команде или с преподавателем.


Мультфильмы и другие помощники в воспитании

В том, чтобы воспитывать детей правильно, у родителей всегда есть помощник – мультфильмы. Дети их любят – большинство родителей помнят это по себе. Это идеальный способ отвлечь ребенка, придать ему хорошее настроение и даже научить его многим полезным вещам. Но этот же помощник может обернуться и другой стороной, не такой радужной. Что это значит и как этого избежать?

Мультфильмы для ребенка – это наименее энергозатратный способ восприятия мира. Чтобы воспринимать книгу, нужно вслушиваться, задействовать воображение, представлять героев и действие; в мультфильмах же всё уже показано – остаётся только смотреть. Ребёнок задействует меньше умственных усилий и просто пассивно смотрит на экран. Даже если перед ним разворачивается увлекательный, продуманный, замысловатый сюжет, - не нужно прилагать усилий, чтобы его понять.

Кроме того, продолжительное сидение на одном месте и взгляд, сфокусированный в одной точке, не идут на пользу здоровью. Это вредит и взрослым, не говоря уже о том периоде, когда организм только формируется. Ребёнку необходимо развиваться физически – двигаться, играть с друзьями, быть на свежем воздухе. Если он смотрит мультик не один, а в компании – общение происходит тоже, но в первую очередь дети всё равно увлечены сюжетом.

Кроме того, страдает и формирующееся зрение. Многие окулисты против того, чтобы вообще давать смотреть мультфильмы детям до трёх лет. С этим можно не согласиться, поскольку эта тема не исследована до конца. Но кое-что остаётся обязательным: когда дети смотрят мультфильмы, важно соблюдать определённые правила.

Экран должен быть хорошо освещён – то есть включать ребёнку мультики нужно или в дневное время, или вечером при включённом свете. Яркий экран в тёмной комнате даёт слишком резкий контраст, и глаза испытывают дополнительное напряжение.

Долгая поездка в транспорте – большое искушение занять ребенка планшетом. Однако, если поездка происходит на неровной дороге, когда автобус или машину постоянно встряхивает, это тоже не идёт на пользу. Даже взрослым не рекомендуется читать в автобусе, потому что расстояние между глазами и книгой всё время колеблется, - что уж говорить про детские глазки. Поэтому, если предстоит долгая поездка – возьмите для ребенка игру, поиграйте с ним в слова, расскажите ему сказку или просто поговорите.

Делайте перерывы. Не позволяйте ребёнку-дошкольнику смотреть на экран дольше получаса – поставьте на паузу и позовите его выпить сока или сделать по дому что-то из того, что он любит. Установите правило: один мультфильм в день. А если речь идёт о длинном, полнометражном мультфильме – разбейте его на два дня.

Помимо физического здоровья, имеет место и психологический фактор. Что ребёнок вынесет из мультика? Не повлияет ли увиденное на его психику, не появится ли у него тревожность или агрессивность? Просматривайте мультфильмы, которые включаете ребёнку, и думайте: хотите ли вы, чтобы он уподоблял себя главным героям? Смотрите вместе с ним и обсуждайте. Прислушивайтесь, если он захочет рассказать о сюжете и героях, задавайте вопросы.

Существуют и образовательные мультфильмы: они учат английскому, правилам поведения, рассказывают о буквах и цифрах и ещё многих полезных вещах. Многие признают, что их дети с удовольствием смотрят такие мультики, действительно учатся и схватывают материал лучше, чем с ними. Это действительно удобное изобретение. И всё же это – не заменитель родителей. Обсуждайте с ребёнком то, чему он научился, давайте ему задачки на повторение. И соблюдайте те же правила гигиены, что и с обычными мультфильмами.

Когда дети становятся старше, мультики становятся для них ещё и средством социализации. Как он может не смотреть что-то, когда этим увлекаются все в его классе? При этом по мере того, как ребёнок растёт, его вкусы порой начинают резко не совпадать с убеждениями родителей. Родители начинают резко критиковать, запрещать смотреть – и это ещё никому не шло на пользу.

Поэтому, даже если вы терпеть не можете каких-нибудь зомби-кукол, найдите время, чтобы разобраться, что же это из себя представляет и какие мысли может почерпнуть оттуда ребёнок. Посмотрите одну серию вместе, понаблюдайте, как он реагирует. И не позволяйте предубеждённости стать между вами и ребёнком.

То же касается и фильмов. Дети могут смотреть нечто, по мнению родителей, совершенно ужасное – боевики, фильмы ужасов. Это часть процесса их роста, потребность в острых ощущениях, и, если у ребенка есть друзья и нет проблем с большей частью школьной программы – значит, он развивается нормально.

И ещё одна близкая тема. Что ребёнок читает?

Книги – ещё больший помощник в воспитании ребенка. Но среди них есть хорошие, есть и плохие. Как развить у ребенка вкус и любовь к чтению?

Ребёнок, который подружился с книгами в раннем возрасте, будет увлечён ими на всю жизнь. Поэтому, если хотите, чтобы ваш ребёнок рос образованным, эрудированным, был интересным собеседником, умел формулировать свои мысли – больше читайте вместе с ним.

И сами тоже читайте. В самом начале мы говорили: лучший способ научить ребенка – показать своим примером. К чтению это тоже относится.

Читайте ему на ночь и придумывайте свои альтернативные версии. Разговаривайте о персонажах: кто как поступил и почему он это сделал. Смотрите фильмы, снятые по книгам, и обсуждайте отличия.

Давайте ему книги разных жанров: приключенческие, исторические, о животных, о его ровесниках. Чем больше он прочтёт, тем лучше разовьётся его кругозор.

Со временем у ребенка появятся свои вкусы и предпочтения. Если вы всё сделали правильно, то он не принесёт в дом очевидную макулатуру. И даже если вам не понравится его выбор – постарайтесь понять, что же он в этом нашёл, найдите для него что-то подобной тематики. Покажите, что, даже если вам не нравится его выбор, - вы его примете.

А как насчёт таких вредных изобретений, как компьютерные игры и социальные сети? В этом тоже нет ничего ужасного, если в остальном ребёнок развивается нормально: имеет друзей, увлечения, ответственно относится к своим обязанностям. Договоритесь с ним о режиме: сидение за компьютером вредит осанке и зрению, поэтому подросток сидит за ним на определённых условиях: не больше установленного времени – полтора-два часа; каждые полчаса делает перерывы и встаёт.

И ещё одно важное условие в такой договорённости: пусть он включает компьютер только после того, как выполнены школьные задания и домашние обязанности. Таким образом ребёнок будет приучаться к ответственности и дисциплине и привыкать соблюдать важные для него правила.


Как избегать опасностей

Запретов должно быть минимальное число. Как ориентир – столько, сколько лет ребёнку. Слишком частое «нельзя» теряет свою весомость – оно должно касаться только того, что по-настоящему опасно и недопустимо.

Есть действия, не опасные для ребенка, но недопустимые - например, бегать по квартире в уличной обуви. Есть то, что может нанести ему серьёзный вред – горячий утюг или большой острый нож. И есть вещи, которые не допустимы ни в коем случае – выбегать на проезжую часть.

Если ребёнок пытается совершить что-то из третьей категории – реакция должна быть немедленной и ощутимой: резкий тон, строгий вид. Ребёнок должен осознать, что произошло нечто неправильное, и не повторять этого.

Всё остальное, чего ребёнок не должен трогать, нужно убрать из его поля зрения. Он изучает мир, исследует всё, что попадает в руки – и это нормально, это процесс его развития. Но если вещь может разбиться или поранить ребенка – просто уберите её подальше. Осуществить это труднее, чем каждый раз кричать ребёнку «нельзя!», но потянуться за вазочкой и выбежать под машину – это ситуации разной степени опасности, которые не должны стоять рядом в сознании ребенка. Поэтому проговаривайте с ребёнком все ситуации, которые не являются критичными, отвечайте на его вопросы, общайтесь с ним на равных. Это придаст ему доверия к вашим словам, и он будет твёрдо знать, что выбегать под машину нельзя, а ваш запрет – это действительно запрет.

Вместо того, чтобы запрещать, - нейтрализуйте вред. Нет ничего плохого, если ребёнок попрыгает в луже, - только пусть при этом он будет в резиновых сапожках, и прогулка кончится раньше обычного. Пусть он делает всё, что хочет, узнавая мир, если это не несёт для него существенной угрозы. Позвольте ему узнать, что такое «горячее» или «острое» - о таких вещах невозможно узнать иначе, чем на собственном опыте. Пусть он под вашим присмотром легонько прикоснётся кончиком пальца к горячей батарее или к кончику ножа – это даст ему осознание, какими бывают ощущения от опасных вещей. И такой, собственный, не вредный и не опасный опыт даст ему гораздо больше понимания, чем постоянные запреты.

Кроме того, важно, чтобы установки были позитивными – то есть без частицы «не». Даже взрослому не всегда легко продумать режим поведения, если ему сказали, как нельзя, но не объяснили, как можно. Вместо «нельзя трогать духовку!» скажите «надели рукавички – теперь достаём пирог».

Общайтесь с ребёнком. Объясняйте ему последствия поступков. Расскажите, что произойдёт или не произойдёт. «Если тянуть кота за хвост, ему будет больно. Если ему будет больно, он станет защищаться, и тогда больно будет тебе». Если так и произошло – посочувствуйте ребёнку. Но не говорите «а ведь тебя предупреждали!» - у ребенка будет больше уважения и доверия к вашим предупреждениям, если он будет знать, что вы на его стороне несмотря ни на что. И не наказывайте кота – он не виноват, и он показал ребёнку, что у всех действий могут быть последствия.

Не опекайте ребенка выше меры. Это стресс для любой мамы – видеть у любимого чада синяк или царапину. Но такие вещи – часть жизни, которые формируют у подрастающего человека жизненный опыт, умение преодолевать неудобства и понимать последствия своих поступков. Умение пережить мелкие неприятности формирует умение быть осмотрительным и не получить более крупные.

И ещё один очень важный момент. Не делайте ребенка «удобным», не подавляйте в нём личность. Позвольте ему действовать так, как он считает нужным, - если это не касается опасных для жизни вещей. Объясните ему, что умные люди учатся на чужих ошибках, но дайте ему проявлять его собственную волю. Дайте ему базовые правила приличия и безопасности – и на их основе позвольте принимать решения самому.

К ребёнку не выдают инструкцию по эксплуатации, иначе не было бы необходимости в советах и исследованиях, как воспитывать ребенка. Каждый случай индивидуален, и большинство из них не обходится без ошибок. Поэтому примите тот факт, что идеал недостижим, с ребёнком порой будут возникать трудности, и не всегда будет понятно, что с этим делать. Просто стремитесь делать для ребенка всё, что в ваших силах.

THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама