THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама

Воспитание ребенка - это довольно не простое дело. Правда не надо забывать что все трудности, которые возникали в связи с воспитание, бывали и у других. Также есть такая как психология - которая как раз с разных сторон подходит к этим трудностям.

Виды проблем, их причины и способы решения я опишу ниже. А сейчас хочу уделить внимание одному важному моменту. Прежде, чем эти способы применить, необходимо узнать о двух путях.

Первый - это обратиться к психологу, который разделяет психическое устройство людей на 8 мер. Системно-векторный психолог способен увидеть, как устроен ваш ребенок и как следует поступить, чтобы решить ту или иную психологическую проблему. Такой психолог легко ответит вам на любой вопрос, в том числе и из тех, что я озвучил выше.

Этот способ удобен тем, что достаточно описать ситуацию психологу, ответить на все его вопросы по этой ситуации и в результате получить точную работающую инструкцию. Выполнив ее, проблема будет решена.

Но у данного пути есть свои недостатки:

  • При возникновении новых психологических проблем у ребенка вам придется снова обращаться к психологу.
  • Не ощущая сути проблемы, вы не сможете более творчески применить инструкцию, если возникнет такая необходимость.
  • Инструкция может оказаться не столь эффективной при изменении ситуации по сравнению с той, что вы описали психологу.

Виды детских психологических проблем

Для объяснения причин психологических проблем у детей я буду использовать терминологию системно-векторной психологии.

Ложь

Причины лжи зависят от того, каким является ребенок.

У ребенка с оральным вектором ложь является следствием того, что его не слушают, не дают ему говорить. Придумывая небылицы, он тем самым находит такие темы, которые вызовут ваш интерес. Не хотите слушать правду - будете слушать неправду; все просто...

Хотите, чтобы ваш оральный ребенок не врал - слушайте его, задавайте вопросы и направляйте его разговор в нужное русло. Необходимость врать отпадет.

Ребенок с кожным вектором врет ради своей выгоды. Когда хочет избежать наказания или получить поощрение. Дайте ему понять, что выгоднее говорить правду - и он начнет это делать.

Воровство

Ребенок с кожным вектором начинает воровать в том случае, когда его бьют. Таким образом он снимает стресс. Чем больше бить такого ребенка, тем больше он будет воровать. Родители же часто за воровство наказывают битьем - вот и получается замкнутый круг.

Перестаньте наказывать ребенка физически. Для кожных детей существуют свои способы наказания, которые не нанесут ему травму и не приведут к другим, более серьезным психологическим проблемам.

Проблемы с питанием

Ребенок мало ест? Тогда запомните раз и навсегда: самые большие психологические травмы, которые можно нанести ребенку - это травмы от насильственного кормления.

Во-первых, исходя их векториального набора ребенка, у него есть определенные предпочтения к пище. И кормить его следует той едой, которая ему подходит (естественно, я не говорю о том, что если ребенок хочет есть только конфеты, его нужно кормить конфетами).

Во-вторых, ребенок сам должен испытать голод и захотеть есть. Исключением является ребенок с обонятельным вектором, которого все же необходимо слегка подталкивать к питанию.

Гиперактивность детей

Гиперактивными можно назвать как уретральных детей, так и некоторых кожных. В зависимости от этого необходимо предпринимать разные действия. Кожного ребенка следует приучать к дисциплине. Уретрального - никогда; его следует направлять особым образом, не таким как всех остальных детей.

Помните, что гиперактивность - это не болезнь! Назначение лекарств с большой вероятностью приведет к изменению психического химизма головного мозга ребенка, в результате чего он уже лишиться возможность быть счастливым.

Садизм

Садизм может проявляться только у анальных детей. Причина кроется в несоответствующем такому ребенку воспитании. Его дергают, не дают завершить дела, не благодарят и не хвалят за достижения.

Начните воспитывать его так, как нужно воспитывать анального ребенка и проблема исчезнет.

Страхи

Если ваш ребенок боится темноты и одиночества, то у вас ребенок со зрительным вектором.

Он рождается с внутренним страхом, который при правильном воспитании легко сменить на сострадание и любовь.

Неконтактность, стремление к одиночеству

Эта психологическая проблема у детей чаще всего связана с тем, что у ребенка присутствует звуковой вектор. И вдобавок к этому ребенка дома дергают, не дают побыть в тишине, сосредоточится.

Если такого ребенка продолжать постоянно дергать («душить» вниманием, каждые пятнадцать минут звать кушать, громко разговаривать или ругаться при нем, включать музыку), то он будет все больше и больше замыкаться в себе, в плоть до потери способности к обучению, аутизма, шизофрении, моральной дегенерации, депрессий и постоянных суицидных мыслей.

Если он действительно звуковик - воспитывайте его соответствующим образом и в результате вырастите из него будущего гения.

Ухудшение зрения

Существует огромное заблуждение, что зрение у детей ухудшается от просмотра телевизора, чрезмерного чтения книг при слабом освещении и так далее. Все эти причины влияют на зрение несущественно.

В подавляющем большинстве случаев причина ухудшения (а иногда и полной потери) зрения у ребенка со зрительным вектором является разрыв эмоциональной связи. Это может быть оставленный в трамвае любимый плюшевый мишка, или умерший хомячок, или уход из семьи одного из родителей, или несчастная любовь... Все эти (а также многие другие) случаи разрыва эмоциональной связи приводят к разной степени ухудшения зрения либо сразу после того, как ситуация произошла, либо в период пубертата.

Не допускайте обрыва эмоциональной связи - и зрение у вашего ребенка останется хорошим, сколько бы он не читал книг.

Другие психологические проблемы у детей

  • Побеги из дома
  • Склонность к ипохондрии
  • Трудности в обучении
  • Непослушание
  • Нарушения сна
  • Различные виды заиканий
  • И любые другие


Многие родители дошкольников очень трепетно относятся к тем «симптомам» в поведении своего чада, которые могут быть признаками психологических проблем ребенка. Это приводит к тому, что подозрение вызывают даже вполне допустимые поведенческие реакции, такие как привязанность к маме у полугодовалого малыша и нежелание делиться игрушками с незнакомыми детьми у трехлетки. С другой стороны, часто складывается и противоположная ситуация: карапуз демонстрирует очевидные признаки психологических проблем (до паники боится пустых комнат, к примеру), но папа и мама не обращают на это особого внимания, считая это поведением избалованного ребенка.

Какое же поведение детей дошкольного возраста можно считать вариантом нормы, а какие признаки должны стать для родителей сигналом явных проблем? Во многом это определяется возрастом ребенка и, соответственно, особенностями его развития.

От рождения до года

Жалобы родителей: чрезмерная возбудимость ребенка, беспокойство, привязанность к маме

Варианты нормы : в этом возрасте значительная часть поведенческих симптомов, столь беспокоящих родителей (если они не связаны с серьезным неврологическим расстройством или с проблемами внутриутробного развития, тяжело протекающими родами и т.д.), обусловлены особенностями темперамента ребенка. Такие черты, как возбудимость, тревожность, считаются вариантом нормы. Другое дело, что неправильное поведение родителей, в первую очередь мамы (например, игнорирование плача, попытки , агрессия) может привести к настоящим нервным расстройствам у малыша.

Как вести себя с ребенком в этом возрасте : специально корректировать их не нужно, но снять остроту проявлений поможет правильный подход к : максимум тактильного контакта мамы и ребенка, удовлетворение .

Что реально должно вызвать беспокойство родителей : если ребенок не проявляет интереса к окружающей среде, если его развитие сильно замедлено по сравнению со сверстниками, если он неуравновешен и не успокаивается даже у мамы на руках.

Между 1-4 годами

Жалобы: агрессивность, жадность, страхи, нежелание ребенка контактировать со сверстниками

Варианты нормы : как правило, все эти признаки в этом возрасте проявляются у всех детей в той или иной степени.

Агрессия и - нормальная форма выражения ребенком своих желаний, вступающих в противоречие с требованиями окружающих или с собственными возможностями. Чем раньше ребенок с помощью родителей овладеет навыками самоконтроля, тем быстрее эти проявления пойдут на убыль.

Жадность связана с процессом формирования самосознания. Ведь ребенок создает образ своего «я», не только идентифицируя себя с определенными качествами и переживаниями; большую роль в развитии личности на первых порах играет также «присвоение» себе определенных объектов («я — мальчик, меня зовут Ваня, мне три года, я добрый, у меня есть папа, мама, три машинки и железная дорога» — вот совершенно нормальная форма самоидентификации малыша). Если не требовать у него целенаправленного отказа от дорогих ему вещей (чтобы он обязательно делился с другими детьми и т.д.), он быстро перерастет эту стадию.

Страхи - результат активного развития разнообразных психических функций и приобретения ребенком нового опыта. При должной поддержке со стороны родителей редко перерастают в фобии и навязчивые состояния. В то же время повторяющиеся пугающие образы, постоянные кошмары однозначно говорят о том, что не удовлетворяется (плюс есть какие-то объективные проблемы, которые тяготят малыша), и нужно обратить на ситуацию особое внимание.

Застенчивость и нежелание общаться могут быть проявлением природной осторожности и недостаточного (в силу возраста) развития коммуникативных навыков. «Лечатся» расширением «сети контактов», возможно, стоит пересмотреть образ жизни ребенка и всей семьи (сложно предположить, что малыш научится общаться, если он весь день сидит с бабушкой дома и смотрит телевизор).

: в подавляющем большинстве случаев проблемы в поведении у детей этого возраста - реакция на неблагоприятную ситуацию в семье, на неправильные воспитательные методы. Так, агрессивность и жадность могут быть связаны с тем, что ребенку в семье уделяется очень мало внимания и эти качества вырабатываются у него с установкой на то, чтобы «брать силой» то, что ему не дает окружение. Тревожность и чрезмерная застенчивость, с другой стороны, бывают результатом агрессивности родителей. Проанализируйте ситуацию в семье, при необходимости обратитесь за консультацией к .

Тревогу стоит бить в том случае, если проявления этих качеств заметно тормозит разные аспекты развития и социализации ребенка. К примеру, он отбирает игрушки у всех детей без разбору, постоянно дерется и неспособен наладить контакт социально допустимыми способами, если из-за страхов ребенок просыпается и плачет каждую ночь (а не эпизодически). Также ваше внимание обязательно должны привлечь следующие «симптомы»: ребенок не реагирует на родителей (проблема в формировании к взрослому); круг его интересов предельно «сужен» (например, его интересуют только мультики или машинки).

От 3-4 до 7 лет

Жалобы: ребенок обманывает, вредничает, делает все назло, болезненно застенчив или, наоборот, чересчур самоуверен, ничем не интересуется, «залипает» на мультики (фильмы, компьютер)

Варианты нормы : у ребенка активно идет процесс , и значительная часть проблем может быть связана с этим.

Нарочитое непослушание : малыш пытается определить границы своего «я», и все, что он считает посягательством на эти границы, воспринимается им «в штыки».

Проблемы, связанные с неверно сформированной самооценкой ребенка. С юда могут относиться и проявления завышенной самооценки (высокомерие) и заниженной (неуверенность, застенчивость). Естественно, самооценка возникает не из ниоткуда — ее формирует окружение, в первую очередь родители. Проанализируйте, насколько корректно вы общаетесь со своим чадом, не сравниваете ли его постоянно с другими детьми.

Зависимости (от мультиков, телевизора, компьютерных игр). П роблема, опять, же, в первую очередь самих родителей, а не детей: дурные привычки являются результатом неправильно выстроенного . Корректируются изменением образа жизни карапуза (прогулки, занятия в развивающей школе и т.д.)

Детская лживость - отдельная и очень сложная тема. Причинами ее может быть как чрезмерно развитое воображение ребенка (есть малыши, которые достаточно долго не умеют отделять фантазию от реальности), так и недоверие к родителям, страх перед ними, опять же, проблемы с самооценкой (если ребенок с низкой самооценкой хочет заработать «социальный капитал» и рассказывает небылицы о себе сверстникам, чтобы самоутвердиться).

Как вести себя с ребенком в этом возрасте : привыкайте относиться к своему ребенку не только с любовью и заботой, но и с уважением. Уважайте его достоинства и недостатки, точку зрения - все, что и составляет понятие «индивидуальность». С вниманием относитесь к тому, как строится его общение: его поведение может стать индикатором психологических проблем (к примеру, если он пытается любыми средствами заслужить их расположение, это может быть показателем того, что вы дарите ему недостаточно любви). Многие проблемы достаточно просто решить сейчас (самим или с участием специалиста), а не ждать, когда они в более опасной форме и с удвоенной силой проявятся в подростковом возрасте.

Что на самом деле должно вызвать беспокойство : опять же, отдаление ребенка от родителей, болезненная застенчивость, постоянное и нарочитое вредительство (ребенок знает, что ломать папин телефон нельзя, но продолжает это делать), жестокость и агрессивность.

Консультация психолога показывает, что психологические проблемы детей и подростков типичны и повторяются. Практикующий психолог нередко сталкивается на консультации с очень похожими проявлениями психологических проблем и конфликтов.

Этот объёмный текст не следует воспринимать, ни как рекомендации психолога по воспитанию детей и подростков, ни как учебник по психологии. Этот текст – попытка расширить кругозор родителей в психологии и заранее предупредить о возможных опасностях, подстерегающих детей и взрослых. По сути, перед вами неполный список типичных психологических проблем, с которыми обращаются родители и выросшие дети к психологу, описание типичных причин возникновения этих психологических проблем и размышления психолога о том, как этих проблем можно было бы попробовать избежать.

Консультация психолога: психологические проблемы детей и подростков

1. Тревожность, неуверенность в себе, повышенный уровень невротизма

О тревожности и детских неврозах написаны тома и гигабайты. В норме тревожность – следствие инстинкта самосохранения, адаптивный механизм, помогающий избегнуть опасности и ненужных проблем в жизни. Нормально выраженная тревожность служит выживанию и адаптации человека и не нуждается коррекции со стороны психолога. Но если тревожность гипертрофирована, возникают симптомы и признаки тревожного расстройства, невротического расстройства, невроза. И вот тогда может потребоваться .

В самом общем виде, психологи определяют тревожность, как склонность к частому или постоянному предчувствию чего-то плохого. Тревожность может сопровождаться целым комплексом дискомфортных психологических переживаний и физиологических проявлений. Список этот огромен, проявления того или иного признака повышенного уровня тревожности индивидуальны. Разобраться во всем этом трудно даже опытному психологу, поэтому выбор хорошего психолога очень важен.

Правильно диагностировать тревожность, ее причины, вид тревожности и способ эффективной психологической помощи бывает непросто даже опытному психологу. Т.е. любому психологу обычно понятно, что перед ним ребенок с повышенным уровнем тревожности, но вариативность проявлений и видов тревожности настолько высока, что запутаться в диагностике тревожности очень легко. Диагностические проблемы усугубляются еще и тем, что иногда тревожность – это только признак еще более серьезного психологического неблагополучия, психического расстройства или телесной болезни, например: болезнь системы пищеварения у ребенка, посттравматическое стрессовое расстройство, болезнь сердечно-сосудистой системы, астения нервной системы, депрессия, шизофрения и т.д. Для точной диагностики мы рекомендуем пройти полное психодиагностическое обследование (батарею тестовых методик), хотя иногда нам удается сэкономить деньги и время клиента, и поставить точный психологический диагноз без тестов. Здесь всё зависит от компетентности и честности психолога. Это еще одна причина, почему важно обращаться к психологу, которому вы доверяете.

В зависимости от возраста, тревожность у детей и подростков проявляется по-разному. Родителям и психологу следует понимать, что в поведении ребенка и в психологии всё логично. Если есть проявление чего-либо, значит есть и причина. Задача психолога – найти эту причину и объяснить ее родителям, чтобы родители скорректировали ситуацию. Ведь родители находятся с ребёнком и влияют на него несоизмеримо больше, чем психолог, и никакой самый гениальный детский психолог или психотерапевт не сможет заменить ребенку любящих и разумных родителей.

А) Маленькие дети часто тревожатся по физиологическим причинам (например, из-за проблем с пищеварением). Обычно это проявляется в частом плаче, беспокойном прерывистом сне, неестественной или неадекватной двигательной активности. Причинами, как правило, являются неправильное кормление (в том числе, неправильный рацион питания кормящей матери), нарушение гигиены пеленок или одежды, раздражающие стимулы (свет, шум, запахи и т.п.), нарушение режима сна, воздействие от пьющих или даже просто громко говорящих родителей.

Испытав подобные стимулы (несильные систематически или разово очень сильные), ребенок запоминает этот дискомфорт и начинает ожидать его в будущем. У ребенка возникает то самое предчувствие плохого, которое психологи и называют тревожностью. И теперь ребенок начинает тревожиться (капризничать, плакать, плохо спать, испытывать психосоматические расстройства и т.п.) заранее.

Родителям часто кажется, что актуальное поведение ребенка не имеет причины. А на самом деле причина есть – сформированная в результате поведения родителей причинно-следственная связь, условно-рефлекторная цепочка: дискомфортные условия для маленького ребенка – ожидание ребенком повторения дискомфорта – повышенный уровень тревожности у ребенка – предпосылки для возникновения детского невроза – психологические и телесные проблемы.

В самом общем виде можно сказать, что у грамотных, адекватных, в меру и правильно заботливых родителей маленькие дети очень редко бывают гипертрофированно тревожны. Исключения, конечно, бывают. Например, врожденная патология нервной системы, родовые травмы, астения, – эти и многие другие причины могут привести к повышенному уровню тревожности у маленького ребенка. Так что, часто, но не всегда виноваты неадекватные родители или недосмотревший детский психолог. Поэтому анализ причин и правильная диагностика у хорошего психолога очень важны. После этого, в большинстве случаев, помощь психолога сводится к формированию у родителей привычки адекватно заботиться о своём маленьком ребенке.

Б) Дети среднего возраста и подростки тревожатся, как правило, по психологическим причинам. Для этого возраста доминирующая причина возникновения повышенного уровня тревожности – это непоследовательное (с точки зрения ребенка) поведение родителей. Т.е. взрослый человек может считать свое поведение вполне последовательным, разумным и адекватным (например, естественные перепады эмоционального состояния и настроения, болезни и недомогания, переживания по поводу собственных родителей, проблемы на работе, семейные перипетии, ПМС у женщин, вспышки раздражения, усталость, невнимательность), но глазами ребенка всё выглядит иначе.

Для маленького несамостоятельного организма родители – главный источник благ и гарантия выживания. Ребенок – это такой продвинутый потребитель, но потребитель вынужденный – качество его жизни и выживание в целом зависит от заботы родителей и от безопасности, обеспечиваемой родителями. В силу упрощенного детского восприятия, гарантом выживания, безопасности и будущего благополучия служит безусловная родительская любовь. Ребенок воспринимает ситуацию примерно следующим образом: если мама с папой меня любят (либо просто так без всяких условий, либо у меня есть способы заслужить эту любовь), значит я выживу и буду жить хорошо. Как только у ребенка возникают сомнения в любви родителей, тут же повышается уровень тревожности.

Сомнения в родительской любви и, следовательно, в собственной безопасности возникают у ребенка на основании наблюдения за поведением родителей. Подобно избалованной женщине, ребенок искренне считает, что мир крутится вокруг него и любое поведение родителей трактует на свой счет. Словно видеокамера, ребенок “пишет” поведение родителей в память и, словно кривая призма, преломляет его и трактует своим детским восприятием. Поэтому любые естественные для взрослого человека перепады эмоционального состояния и настроения ребенок относит на свой счет и связывает с перспективами своего выживания. А далее у ребенка формируется логическая цепочка: родители чем-то недовольны и как-то странно себя ведут – я ничего не могу с этим сделать – родители меня не любят – это опасно для моей жизни – повышение уровня тревожности – детский невроз, протестные реакции, защитная агрессия, психосоматические расстройства.

2. Агрессивность, конфликтность

Несомненно, встречаются случаи врожденной патологии агрессивности у детей, а также приобретенные психические расстройства, сопровождающиеся агрессивностью (это может быть связано с гормональными изменениями). Кроме того, встречаются случаи патологии нервной системы ребенка, проявляющиеся в повышенной импульсивности и агрессивности. Но консультация психолога показывает, что в целом, подобных случаев меньшинство.

В абсолютном большинстве случаев, агрессивность ребенка или подростка носит защитный характер. Защитная агрессия – биологическая норма и один из инструментов выживания, как у животных, так и у человека. В большинстве случаев, если ребенок демонстрирует защитную агрессию, значит он не уверен в собственной безопасности. Уверенность в собственной безопасности ребенку и подростку дают либо родители, либо собственные внутренние психологические качества, сформированные родителями (либо формированием занимается детский психолог). А уж почему именно ребенок или подросток не чувствует себя в безопасности, зависит от множества конкретных причин и ситуаций: непоследовательные или невнимательные родители, случаи внутрисемейной агрессии членов семьи друг на друга, незащищенность ребенка в социуме со стороны родителей, несформированная родителями адекватная способность ребенка противостоять сложностям жизни и т.п. Словно кривая призма, ребенок трансформирует свои ощущения от жизни в неосознанный страх за своё существование, следствием которого может быть защитная агрессия. И вот тогда детский психолог начинает разгребать последствия ошибок родителей.

Подобные психологические механизмы работают и в случае повышенного уровня конфликтности у ребенка или подростка. Принято считать, что конфликтность и протестность подростков связаны с возрастными гормональными изменениями. Да это так, но нельзя считать гормональные изменения единственной причиной. Более того, далеко не всегда гормональные изменения доминируют. Очень часто конфликтность и протестность подростка – это попытка отстоять себя в субъективно ощущаемых условиях опасности. Почему именно в подростковом возрасте? Потому что именно в этом возрасте происходит ранняя социализация – ребенок расширяет круг своего общения и резко сталкивается с большим количеством новых взаимодействий и ситуаций.

Консультация психолога показывает, что конфликтность и протестность подростка далеко не всегда связаны с гормональными причинами, а очень часто с психологическими! И опять задача психолога на консультации диагностировать истинные причины агрессивности и конфликтности и, либо оказать психологическую помощь и поддержку ребенку, либо, что значительно чаще, заняться воспитанием его родителей. Потому что ни один детский психолог или психотерапевт не может пожизненно полноценно выполнять функцию родителей ребенка, которого привели ему на консультацию психолога.

3. Пониженная коммуникабельность, замкнутость

Консультация психолога наглядно демонстрирует, что в значительно меньшем количестве случаев пониженная коммуникабельность и замкнутость ребенка связаны с нервными расстройствами и психическими заболеваниями (например, с проявлением аутизма). На самом деле, большинство детей нервно и психически здоровы, и у них огромный запас пластичности и адаптивности, в том числе в сфере коммуникации с внешним миром.

В большинстве случаев пониженная коммуникабельность и замкнутость ребенка связаны либо с запугиванием со стороны родителей опасностями окружающего мира, либо с отсутствием навыка взаимодействовать и общаться с посторонними людьми. Особенно это относится к девочкам-подросткам.

Естественное желание родителей уберечь неподготовленного ребенка от опасностей внешнего мира (а себя от проблем с ребенком) частенько приводит к формированию родителями у ребенка негативной картины опасного, угрожающего мира. Понятно, что родители не это имели в виду, но у ребенка создается впечатление, что мир ужасен, опасен, угрожающ, негативен, и только дома, только с родными и близкими людьми он находится в безопасности.

В пункте 1 мы уже описывали повышенный уровень тревожности у ребенка, возникающий в результате субъективного ощущения незащищенности со стороны родителей. А теперь в этом пункте 3 мы сталкиваемся с полярным случаем – ощущение защищенности исключительно в родительском доме от близких людей, парадоксальным образом тоже приводит к тревожности, но другого вида – к социальной тревожности, замкнутости, пониженной коммуникабельности, возможным следствиям в виде социофобии, последующей боязни больших скоплений людей, общественного транспорта, публичного выступления и т.п.

Сформированная в детстве когнитивная картина мира (мир – негативен, опасен, ужасен, всё хорошее – только дома!) закономерно приводит ребенка к замкнутости, к общению только с узким кругом самых близких людей, к уходу в мир фантазий, к широкому ухудшению социальной адаптации и позже к проявлению инфантилизма во взрослом возрасте. Такие дети, став взрослыми, часто становятся постоянными посетителями консультации психолога, постоянными клиентами психотерапевта, завсегдатаями психологических тренингов. Заложенная в детстве негативная когнитивная картина мира, отпечатывается на всю жизнь, и крайне тяжело поддается коррекции даже с помощью очень хорошего психолога. Спокойствие родителей и безопасность ребенка покупаются ценой последующей социальной дезадаптации, пожизненной враждебностью, несформированной активной жизненной позицией, ригидностью и консервативностью представлений о жизни, низкими темпами развития адекватной взрослой личности.

4. Шизоидность

Повышенный уровень шизоидности – чрезвычайно опасный тренд в личности и характере ребенка. Совсем недавно мы опубликовали статью “Консультация психолога: шизогенная и шизофреногенная мать”. В ней мы подробно описали эту психологическую проблему и причины ее возникновения.

По нашим практическим наблюдениям психологов, шизогенная мать – это доминантная, внутренне эмоционально отчужденная по отношению к ребёнку женщина, которая использует ребёнка, как социальный проект для достижения своих целей, и при этом в своем поведении демонстрирует ребёнку непоследовательность по отношению к нему: от чрезмерного контроля до агрессии (хотя бы только вербальной). Таких матерей мы называем шизогенными, а их дети (как подростки, так и взрослые) при нашем психодиагностическом обследовании чрезвычайно часто показывают высокие показатели шизоидности (на уровне акцентуации или даже психопатии). Несомненно, шизогенная мать не может являться единственной или главной причиной возникновения и развития шизофрении у ребенка (впоследствии взрослого), но спровоцировать высокую шизоидность, последующие драматичные психологические проблемы и тяжёлую социальную дезадаптацию – запросто! Таковы наши нестрогие наблюдения в практике психолога.

Несомненно, шизогенная мать не делает целенаправленных осознанных усилий по формированию высокого уровня шизоидности у своего ребенка (который впоследствии испытывает закономерные последствия шизоидности во взрослой жизни). Шизогенная мать отдает приоритеты своим жизненным целям и идет на поводу у свойств своего характера (личности). Она не контролирует своё поведение по отношению к ребёнку (в силу незнания клинической детской психологии или по причине эмоциональной распущенности), а уж шизоидный ребёнок у нее получается просто и логично, как следствие её поведения. Шизогенная мать вполне может любить своего ребёнка, но себя, свою личность и свои жизненные цели она любит значительно больше. Меняться для целей воспитания психологически благополучного и социально адаптивного ребенка или, по крайней мере, контролировать свои эмоции и поведение, шизогенная мать не может или не хочет.

В результате вырастает подросток, а потом взрослый человек с высоким уровнем шизоидности (на уровне акцентуации или психопатии), что и подтверждается психологическими тестами. Чтобы не перегружать данный текст подробным описанием, что такое шизоидность, как она проявляется и к каким последствиям приводит, мы отсылаем читателя к нашей публикации: , а также к очень важной для понимания происходящего нашей статье .

Естественно, в психологии из любой статистической закономерности бывают исключения. Высокий уровень шизоидности у подростка может быть вызван не семейной ситуацией в родительской семье, а неблагоприятной наследственностью или психофизиологическими (гормональными) причинами, например в период пубертата и позже. Собственно, консультация психолога для того и нужна, чтобы проанализировать ситуацию, отделить причины от следствий, поставить точный психологический диагноз и дать рекомендации. К сожалению, несмотря на большое количество клинических психологов в стране, клиническая компетенция нечасто встречается у психологов. Как обычно, выбор психолога, которому можно доверять и в плане компетенции, и в плане честности – непростая задача для растерянных родителей, нуждающихся в консультации психолога для своего ребенка.

5. Депрессивность

Депрессивные дети (также как и депрессивные взрослые) – типичная проблема современной российской действительности. Диагноз эндогенная депрессия часто ставят психиатры. Им вторят психологи. Еще бы, эндогенную депрессию нужно лечить медикаментами и длительными курсами психотерапии у психолога или психотерапевта. А это означает возможность заработать деньги на родителях ребенка. Но всегда ли диагноз эндогенная депрессия честный, т.е. соответствует действительности? На наш взгляд, далеко не всегда.

Несомненно эндогенная депрессия существует, это серьезное заболевание и реальная беда. Но значительно чаще у детей и подростков встречается реактивное состояние псевдодепрессии. Реактивное, потому это состояние – реакция на неподходящие физиологические и (или) психологические условия жизни. Псевдодепрессия, потому что это не истинная депрессия, а хроническая эмоциональная реакция по депрессивному типу, т.е. плохое настроение, вызванное дискомфортом и переживаниями. Достаточно проконсультироваться с компетентным (а главное, честным!) психологом, который не будет запугивать родителей и придумывать несуществующие диагнозы, чтобы психолог мог любой ценой заработать. Но при этом психолог должен быть внимателен, чтобы не пропустить рисков реальной депрессии. При этом желательно, чтобы психолог мог при необходимости направить к хорошему правильному психиатру. Вот тогда всё будет хорошо. Если психолог видит, что у ребенка (подростка) есть признаки истинной депрессии, тогда необходимы лечение, психокоррекция, психотерапия. Если психолог видит, что у ребенка постоянное плохое настроение по причинам неправильного с ним обращения или собственного неадекватного восприятия действительности, тогда нужно инструктировать и воспитывать родителей.

Как мы уже писали, восприятие ребенка субъективно и незрело. При столкновении с неблагоприятными физиологическими или психологическими условиями жизни, психика каждого ребенка реагирует индивидуально. У кого-то развивается тревожность, у кого-то – псевдодепрессия.

Призывать ребенка к здравому смыслу, а тем более прессовать бесполезно и даже опасно. Почему? Потому что депрессивное состояние (даже реактивное) почти всегда сопровождается подавленными агрессивными или аутоагрессивными (агрессия на себя) тенденциями в психике. Вы хотите, чтобы эти подавленные тенденции неожиданно и часто неконтролируемо вышли наружу? Хотите, чтобы ваш ребенок внезапно стал агрессивным или склонным к суициду? Нормальные родители этого не хотят.

Правильный подход к воспитанию ребенка с депрессивными состояниями заключается в том, чтобы сначала убрать опасность и риски, а потом уже научить ребенка адекватно реагировать на столкновения со сложностями жизни. Чтобы не наделать ошибок, необходимо точно знать, у вашего ребенка истинная эндогенная депрессия или реактивное плохое настроение по депрессивному типу (и в том и в другом случае это сопровождается агрессивными и аутоагрессивными тенденциями – этим и опасно!) А потом нужно соблюсти непростой баланс между тем, чтобы перестать обращаться с ребенком ненадлежащим образом, но при этом не вырастить капризного неженку, манипулятора и эгоцентрика, не готового к столкновениям со сложностями взрослой жизни. И вот для решения этих вопросов от родителей потребуется любовь к ребенку, мудрость взрослых людей и обращение к правильному психологу.

6. Демонстративность и манипуляции

Как мы уже писали, у родителей есть риск вырастить ребенка – капризного неженку, эгоцентрика и манипулятора. Это неудобно для родителей и часто фатально сказывается на адаптации, умении строить партнерские отношения и добиваться социального успеха этого ребенка, когда он станет взрослым. Почему ребенок становится манипулятором? По единственной причине – он искренне считает, что так выгоднее. А уж почему ребенок выбрал именно такой способ взаимодействия со своим окружением, тут вариантов может быть много.

Прежде всего, родителям есть смысл понаблюдать за своим ребенком и при необходимости обратиться к психологу. Существует вероятность, что у ребенка формируется истероидный (демонстративный) тип личности (характера). (Рекомендуем почитать нашу публикацию .)

Если упрощенно, истероидный тип личности (характера) у ребенка может начать формироваться в двух случаях. Первое, если в ближайшем окружении ребенка есть значимый для него человек с ярко выраженной истероидностью. Дети, как и животные, учатся в основном подражанием. Второе, если родители не наблюдательны к поведению ребенка и невнимательны к его вербальным сигналам. Тогда ребенок закономерно начинает пробовать другие “языки”, чтобы сообщить родителям о своих желаниях, неблагополучии, недовольстве. Начинает формироваться поведение маленького актера в театре, где главными зрителями становятся родные и близкие. Постепенно эпизодическое поведение формируется в тип личности и характера – истероидный.

Истероидность опасна тем, что со временем порождает многочисленные психосоматические заболевания и расстройства (читайте ). Так же истероидность опасна тем, что в погоне за внешним театральным эффектом человек делает множество разных ошибок в жизни: от раннего подросткового секса до попыток демонстративного суицида. Вряд ли это то, что вы хотите получить от своего ребенка, поэтому есть смысл проконсультироваться с психологом на предмет, не растите ли вы, сами того не желая, истероидного ребенка. К счастью, истероидность легко корректируется работой психолога и правильным поведением родителей.

Как мы уже писали, истероидность – это не единственная причина, почему в семье может расти маленький демонстративный манипулятор. Но в любом случае, с этими качествами не рождаются, это результат научения. Либо родители и близкие сами могут проанализировать и скорректировать поведение ребенка, либо, если не получается, нужно обратиться к психологу. Понятно, что самим дольше, дешевле, но с рисками ошибок, а к психологу – быстрее, дороже и с большими шансами на успех.

7. Гиперактивность, невнимательность

О гиперактивности и детской невнимательности, как и о тревожности, также написаны тома и гигабайты. Наиболее типичны два случая: быстрый лабильный тип нервной системы и несформированный у ребенка навык к усидчивости и самоконтролю. В большинстве случаев, оба варианта присутствуют одновременно.

Нужно понимать, что тип нервной системы – врожденная характеристика. Нервную систему ребенка можно и нужно укреплять, но кардинально ее изменить вы вряд ли сможете даже с помощью очень хорошего психолога. Поэтому, укрепляя нервную систему ребенка, необходимо формировать у него навык к усидчивости и самоконтролю. Тут как со спортом, где тоже необходимо одновременно укреплять, как здоровье, так и навыки – всё очень подобно.

Большинство обычных людей не могут себе позволить оплачивать ежедневно приходящего к ребенку психолога, который, подобно тренеру, будет формировать у ребенка отсутствующие навыки. Но к счастью, большинство психологов не делают секрета из своего ремесла. Хороший психолог всегда может научить родителей, как укрепить нервную систему ребенка, и как сформировать усидчивость и самоконтроль.

К сожалению, бывают неприятные исключения, например, расстройства или даже патология нервной системы ребенка. В этом случае понадобится помощь невролога и, возможно, медикаментозная помощь. И опять мы сталкиваемся с вопросом компетенции и честности психолога. Почему именно психолога? Потому что часто психолог – это специалист первого уровня, наподобие домашнего врача общего профиля. Именно хороший психолог выступает первичным аналитиком и координатором дальнейших действий родителей и близких ребенка.

© Авторы Игорь и Лариса Ширяевы. Авторы консультируют по вопросам личной жизни и социальной адаптации (успеха в обществе). Об особенностях аналитической консультации Игоря и Ларисы Ширяевых «Успешные мозги» можно прочитать на странице .

2018-02-27

Аналитическая консультация Игоря и Ларисы Ширяевых. Задать вопросы и записаться на консультацию можно по телефону: +7 495 998 63 16 или +7 985 998 63 16. E-mail: Будем рады помочь Вам!

Также вы можете связаться со мной, Игорем Ширяевым, в социальных сетях, мессенджерах и скайпе. Мой профиль в социальных сетях является личным, а не деловым, но в свободное время я могу с вами пообщаться в социальных сетях неформально. Кроме того, возможно, кому-то из вас важно предварительно составить своё представление обо мне не только, как о специалисте, но и как о человеке.

Распространенные психологические проблемы детей дошкольного возраста

(Представление себя, разделение ответственности - Я могу многое, но не все.

Я не могу сделать так, чтобы поведение ребенка волшебным образом изменилось, но я могу помочь понять, почему он ведет себя тем или иным образом, и вместе с вами поискать пути изменения нежелательного поведения. Я не знаю, как правильно воспитать именно вашего ребенка, но я могу помочь вам и вашему ребенку справиться с затруднениями)

Многие родители дошкольников очень трепетно относятся к тем “симптомам” в поведении своего чада, которые могут быть признаками психологических проблем ребенка. Это приводит к тому, что подозрение вызывают даже вполне допустимые с поведенческие реакции, такие, как привязанность к маме у полугодовалого малыша и нежелание делиться игрушками с незнакомыми детьми у трехлетки. С другой стороны, часто складывается и противоположная ситуация: ребенок демонстрирует очевидные признаки психологических проблем (до паники боится пустых комнат, к примеру), но папа и мама не обращают на это особого внимания, считая это поведением избалованного ребенка.

Какое же поведение детей дошкольного возраста можно считать вариантом нормы, а какие признаки должны стать для родителей сигналом явных проблем? Во-многом это определяется возрастом ребенка и, соответственно, особенностями его развития.

От рождения до года

Жалобы родителей: чрезмерная возбудимость ребенка, беспокойство, привязанность к маме

Варианты нормы : в этом возрасте значительная часть поведенческих симптомов, столь беспокоящих родителей (если они не связаны с серьезным неврологическим расстройство или с проблемами внутриутробного развития, тяжело протекающими родами, и т.д.), обусловлены особенностями темперамента ребенка. Такие черты, как возбудимость, тревожность считаются вариантом нормы. Другое дело, что неправильное поведение родителей, в первую очередь, мамы (например, игнорирование плача, попытки “, агрессия) может привести к настоящим нервным расстройствам у малыша.

Как вести себя с ребенком в этом возрасте : специально корректировать их не нужно, но снять остроту проявлений поможет правильный подход к : максимум тактильного контакта мамы и ребенка, удовлетворение .

Что реально должно вызвать беспокойство родителей : если ребенок не проявляет интереса к окружающей среде, если его развитие сильно замедлено по сравнению со сверстниками, если он неуравновешен и не успокаивается даже у мамы на руках.

Между 1-4 годами

Жалобы: агрессивность, жадность, страхи, нежелание ребенка контактировать со сверстниками

Варианты нормы : как правило, все эти признаки в определенной «дозировке» в этом возрасте проявляются у всех детей в той или иной степени.

Агрессия и - нормальная форма выражения ребенком своих желаний, вступающих в противоречие с требованиями окружающих или с собственными возможностями. Чем раньше ребенок с помощью родителей овладеет навыками самоконтроля, тем быстрее эти проявления пойдут на убыль.

Жадность связана с процессом формирования самосознания. Ведь ребенок создает образ своего “я” не только идентифицируя себя с определенными качествами и переживаниями; большую роль в развитии личности на первых порах играет также “присвоение” себе определенных объектов (“я – мальчик, меня зовут Ваня, мне три года, я добрый, у меня есть папа, мама, три машинки и железная дорога” – вот совершенно нормальная форма самоидентификации малыша). Если не требовать у него целенаправленного отказа от дорогих ему вещей (чтобы он обязательно делился с другими детьми и т.д.), он быстро перерастет эту стадию.

Страхи - результат активного развития разнообразных психических функций и приобретения ребенком нового опыта. При должной поддержке со стороны родителей редко перерастают в фобии и навязчивые состояния. В то же время повторяющиеся пугающие образы, постоянные кошмары однозначно говорят о том, что не удовлетворяется (плюс есть какие-то объективные проблемы, которые тяготят малыша) и нужно обратить на ситуацию особое внимание.

Застенчивость и нежелание общаться может быть проявлением природной осторожности и недостаточного (в силу возраста) развития коммуникативных навыков. “Лечится” расширением “сети контактов”, возможно, стоит пересмотреть образ жизни ребенка и всей семьи (сложно предположить, что малыш научится общаться, если он весь день сидит с бабушкой дома и смотрит телевизор).

: в подавляющем большинстве случаев проблемы в поведении у детей этого возраста - реакция на неблагоприятную ситуацию в семье, на неправильные воспитательные методы. Так, агрессивность и жадность могут быть связаны с тем, что ребенку в семье уделяется очень мало внимания, и эти качества вырабатываются у него с установкой на то, чтобы «брать силой» то, что ему не дает окружение. Тревожность и чрезмерная застенчивость, с другой стороны, бывает результатом агрессивности родителей. Проанализируйте ситуацию в семье, при необходимости обратитесь за консультацией к .

Тревогу стоит бить в том случае, если проявления этих качеств заметно тормозят разные аспекты развития и социализации ребенка - к примеру, он отбирает игрушки у всех детей без разбору, постоянно дерется и неспособен наладить контакт социально допустимыми способами, если из-за страхов ребенок просыпается и плачет каждую ночь (а не эпизодически). Также ваше внимание обязательно должны привлечь следующие “симптомы”: ребенок не реагирует на родителей (проблема в формировании к взрослому); круг его интересов предельно “сужен” (например, его интересуют только мультики или машинки).

От 3-4 до 7 лет

Жалобы: ребенок обманывает, вредничает, делает все назло, болезненно застенчив или, наоборот, чересчур самоуверен, ничем не интересуется, «залипает» на мультики (фильмы, компьютер)

Варианты нормы : у ребенка активно идет процесс формирования личности , и значительная часть проблем может быть связана с этим.

Нарочитое непослушание : малыш пытается определить границы своего «я», и все, что он считает посягательством на эти границы, воспринимается им «в штыки».

Проблемы, связанные с неверно сформированной самооценкой ребенка - сюда могут относится и проявления завышенной самооценки (высокомерие), и заниженной (неуверенность, застенчивость). Естественно, самооценка возникает не из ниоткуда – ее формирует окружение, в первую очередь, родители. Проанализируйте, насколько корректно вы общаетесь со своим чадом, не сравниваете ли его постоянно с другими детьми?

Зависимости (от мультиков, телевизора, компьютерных игр) : проблема, опять, же, в первую очередь самих родителей, а не детей: дурные привычки являются результатом неправильно выстроенного режима дня ребенка . Корректируются изменением образа жизни карапуза (прогулки, занятия в развивающей школе и т.д.)

Детская лживость - отдельная и очень сложная тема. Причинами ее может быть как чрезмерно развитое воображение ребенка (есть малыши, которые достаточно долго не умеют отделять фантазию от реальности), так и недоверие к родителям, страх перед ними, опять же, проблемы с самооценкой (если ребенок с низкой самооценкой хочет заработать «социальный капитал» и рассказывает небылицы о себе сверстникам, чтобы самоутвердится).

Как вести себя с ребенком в этом возрасте : привыкайте относиться к своему ребенку не только с любовью и заботой, но и с уважением. Уважайте его достоинства и недостатки, точку зрения - все, что и составляет понятие «индивидуальность». С вниманием относитесь к тому, как строится его общение - его поведение может стать индикатором его психологических проблем (к примеру, если он пытается он любыми средствами заслужить их расположение, это может быть показателем того, что вы дарите ему недостаточно любви). Многие проблемы достаточно просто решить сейчас (самим или с участием специалиста), а не ждать, когда они в более опасной форме и с удвоенной силой проявятся в подростковом возрасте.

Что на самом деле должно вызвать беспокойство : опять же, отдаление ребенка от родителей, болезненная застенчивость, постоянное и нарочитое вредительство (ребенок знает, что ломать папин телефон нельзя, но продолжает это делать), жестокость и агрессивность

Вредные привычки у детей

Что же касается вредных привычек, с которыми обращаются за помощью к психологу, а именно сосания пальца, языка, губы, тканей (воротничка, рукава пижамки, уголка пододеяльника, наволочки и т.д.), верчения волос, качания головкой из стороны в сторону или биения ею о подушку перед засыпанием и во сне, онанизма, то причины и механизмы их возникновения достаточно сложны. Чаще всего вышеперечисленные привычки возникают у ребенка, которого с младенчества воспитывали жестко, его надолго оставляли одного в постельке, он рано отлучался от материнской груди, но ему еще и отказывали в соске.

До года сосание соски и укачивание, физиологичны и необходимы.

Ласковые прикосновения материнских рук, губ и тела предусмотрены природой в сложных механизмах психофизиологического созревания ребенка.


Если вредная привычка имеет место, родители не начинают борьбу с малышом, а борются с его привычкой. На отказе от нее не настаивают, прямолинейная атака только раздражает, приводит к разладу с ребенком и его невротизации. Бесперспективна, например, попытка отучить сосать палец, смазав его горчицей. У ребенка с вредной привычкой не требуют честного слова в том, что он откажется от нее. Он дает честное слово, но вынужден нарушать его, так как не в силах отказаться от привычки. Приходит вторая вредная привычка - нарушать честное слово. Ребенка не наказывают за вредную привычку. Он не виноват в ней. Наказание только усугубляет ситуацию. Малыш начнет прибегать к вредной привычке, чтобы утешить себя после наказания, и еще более замыкается в себе, страдая от непонимания его переживаний, испытывая чувство вины и еще большую неуверенность.

Вредную привычку устраняют терпеливо, затрачивая на ее преодоление столько же времени, сколько она закреплялась.

Есть и частные рекомендации. При грызении ногтей их коротко обрезают. Разрешают грызть кончик ручки, которой ребенок пишет, или предмет, находящийся в его руках, но обязательно чистый. Советуют потереть ладонь о ладонь, когда возникает импульс к грызению ногтей. Его ободряют, говоря: "Ты с этим обязательно справишься, не огорчайся". При сосании пальца, вещей - рекомендации те же, но так как к подобному чаще прибегают перед сном, то, как и при качании перед засыпанием и во сне, незадолго до сна рекомендуются ритмические игры, танцы, прыжки со скакалкой (в искоренении других вредных привычек скакалка в течении 10-15 минут перед сном обязательна). Полезно, прикрепив к притолоке или косяку двери качели, покачать ребенка несколько раз в день по 10-15 минут; следует приобрести для него лошадку-качалку. При засыпании ребенка рекомендуется включать тихую ритмичную музыку.

Вредные привычки часты у детей, имеющих сниженный фон настроения, склонных к депрессии, и поэтому все, что вызывает хорошее настроение, способствует и устранению вредных привычек.

Выберите наиболее приятный для Вас цвет……

Сейчас узнаем, что может рассказать Ваш любимый цвет…

И так, любитель.

Синего цвета: человек честный и правдивый. Искренний и внимательный,

Вы отличный друг. У вас мирная душа.

Любители Зеленого цвета: это любители природы.

Вам нравиться все, связанное с природой. Вы много времени проводите на открытом воздухе. Вы – везунчик. Спокойный, креативный и отлично понимаете жизнь. Обладатель целительной души.

Любители Розового цвета: добрые и заботливые

Любящий, красивый, чувствительный и очень щедрый человек. Цвет больше присущ женской половине, поэтому люди, чей любимый цвет – розовый, сильно связаны с женственной натурой.

Вы зачастую пренебрегаете своими потребностями, если вам есть о ком заботиться. Чтобы осознать свои желания, вам нужно время. У вас добрая душа.

Красный: уверенный и несдержанный

Энергия в вас бьет ключом.

Ваша красота говорит за вас. Другие люди считают вас отличным другом/приятелем. У вас увлеченная душа.

Коричневый: приземленный.

Вы солидный и стабильный человек, твердо стоящий на земле. Надежны и очень организованы. Вы стараетесь не выделяться из толпы.

У вас практичная душа.

Желтый: вся жизнь в борьбе.

Вы очень активный и деятельный человек, полны интереса к жизни.

Вы оптимист, и у вас много друзей. У вас игривая душа.

Черный: серьезный и таинственный.

Вы очень глубокий, задумчивый и погруженный в себя человек. Вы таинственны, ваша сущность тесно связана с вашей проницательной душой.

Вы работаете, чтобы сразу же решить возникающие проблемные вопросы. Чтобы справиться с самыми сокровенными желаниями, вам нужно их осознать и принять. У вас душа искателя.

Оранжевый: теплый и энергичный.

Вы энергичный и оптимистичный человек. Сердечность и дружелюбность помогают вам легко приобретать новых друзей. Ваша сильная и уверенная личность предпочитает соревнования.

Вы прилагаете максимум усилий, чтобы успешно добиваться поставленных целей, испытывая жизнь на прочность. В вас живет дух соперничества.

Белый: высокодуховный.

Вы замкнутый, духовный и чистый душой человек, умеющий хорошо хранить свои или чужие секреты. Вы верите в высшую силу, и собственные представления о ней. Вы искренне любите и других людей. Ваша мудрость и чистота являются вдохновением для каждого. В вас живет дух познания.

Уважаемые родители!

Не смотря на то, что говорят нам: знаки зодиака, значение любимых цветов, различные диагностики…Мы сами строители своих судеб…. И только благодаря нашим совместным усилиям мы можем чего-то добиться.

Поэтому, родители, приглашаю Вас к сотрудничеству в деле воспитания наших детей.


Ни для кого не секрет, что современные дети отличаются от своих предшественников. Стремительно развивающиеся информационные технологии, огромное количество постоянно меняющейся информации и развитие СМИ - все это в своей совокупности оказывает сильное влияние на развитие ребенка и формирование его психики. Проблемы детей в современной России формируются, в основном, благодаря стремительно развивающимся технологиям и мощному информационному потоку.

Психологические проблемы у детей

Психика ребенка неустойчива и лабильна, то есть подвержена влиянию со стороны окружающего общества и обстоятельств. Наиболее распространенные психологические проблемы детей в современном мире:

  • Хроническая усталость. Отмечается тогда, когда родители, пытаясь развивать свое чадо во всех направлениях, чересчур нагружают его всевозможными кружками и спортивными секциями, при этом, не учитывая тот факт, что ребенок еще должен заниматься в школе и дома. Молодой организм и психика не в состоянии справиться с такой нагрузкой - это необходимо учитывать, выбирая занятия по интересам для своего ребенка.
  • Большой выбор. Эта проблема имеет косвенную связь с технологическим прогрессом. Раньше дети самостоятельно придумывали себе игры на свежем воздухе или дома. Не каждый малыш сможет рассказать, что представляет собой игра «Казаки-разбойники». Огромный выбор игрушек и развлекательных наборов, аттракционы и компьютерные игры, всевозможные секции, кружки, кинотеатры и огромное количество мультфильмов - при разумном использовании это может положительно отразиться на формировании личности. Однако современные родители предоставляют своему чаду неограниченный доступ, что приводит к не самым благоприятным последствиям. Ребенок просто не сможет придумать себе , если лишить его современных средств развлечения.

  • Чрезмерный поток информации. Опять-таки заслуга принадлежит информационной сети Интернет. Компьютерные игры с элементами жестокости, видеоролики сомнительного содержания, передачи «для взрослых» - все это приводит к неправильному формированию личности.
  • Недостаток родительского внимания. Взрослые частенько любят сплавить своего ребенка бабушкам или другим родственникам, нагрузить малыша всевозможными занятиями и кружками. Все это необходимо для того, чтобы родители смогли спокойно работать на трех работах - ведь они зарабатывают деньги. Да, здесь можно понять родителей, однако лишняя пара кроссовок не заменит трех часов, проведенных в лесу со всей семьей .
  • Полная противоположность предыдущему пункту - чрезмерная опека. Мамочки, которые решили посвятить всю свою жизнь воспитанию детей, зачастую слишком оберегают их, стараясь уберечь от всего плохого. В результате дети вырастают инфантильными и неспособными самостоятельно принимать решения.

  • Депрессия. Возникает чаще всего на фоне сильной загруженности ребенка и является следствием хронической усталости.
  • Проблемы в социализации. Интернет прочно обосновался в каждой семье, и очень часто маленький ребенок умеет пользоваться компьютером лучше, чем взрослый. Общение в социальных сетях стало привычным и нормальным явлением, однако при личном диалоге всё красноречие иссякает.

Общаясь в сети Интернет, ребенок не развивает свои социальные навыки, что может привести к трудностям во взрослой жизни.

Это еще далеко не полный перечень психологических проблем детей в современном обществе.


Признаки психологических проблем у детей

Признаки психологических проблем у детей могут быть незаметны для многих родителей, но это не значит, что они полностью отсутствуют. На что должны обратить родители первоочередное внимание?

  • Физические признаки (нарушение сна или болезненные ощущения);
  • Эмоциональные симптомы (чувство страха, подавленность, ощущение тревоги или печаль);
  • Нетипичное поведение (агрессия и жестокость, неспособность выполнять ежедневные обязанности, протесты);
  • Когнитивные признаки (нарушения памяти, невнимательность, переспрашивание и трудности абстрактного мышления);
  • Снижение любознательности и воображения у школьников;
  • Снижение активной деятельности и «экранная» зависимость;
  • Снижение социальной активности и неспособность самостоятельно принимать решения;
  • Индивидуализация (характерна для подросткового возраста).

Родители должны обращать внимание на все вышеперечисленные симптомы, а также попытаться разобраться в причинах их появления. В настоящее время семейные, культурные, эмоциональные и общественные ценности отходят на задний план. На первом месте стоит материальный достаток, что, в свою очередь, провоцирует соперничество среди подростков (например, у кого лучше телефон).

Для правильного развития детей необходимо создать правильную обстановку в семье . В доме необходимо создать уютную атмосферу , что положительно повлияет на состояние ребенка.

Как помочь ребенку

Современное экономическое положение обострило ситуацию в семье. Постоянно растущая материальная неудовлетворенность, а также нагнетание социальной и политической напряженности приводит к тому, что семейные конфликты выходят за пределы ячейки общества, затрагивая при этом педагогов в школах, воспитателей в детских садах, коллег по работе и т.д. В результате возрастает количество детей, у которых отмечаются какие-либо признаки психологических проблем, возникшие на фоне неблагоприятной психоэмоциональной обстановки в семье.
Помочь ребенку значит создать благоприятный психологический климат, что возможно со стороны взрослых. Следует помнить о том, что помощь квалифицированного специалиста нужна, однако следует попробовать самостоятельно справиться с проблемами ребенка.

Для того, чтобы улучшить «погоду» в доме, необходимо:

  • Проблемы ребенка в современном обществе частично можно решить ограничив информационный поток (минимизировать время, проведенное у компьютера или телевизора);
  • Увеличить количество физических нагрузок (совместные занятия спортом, прогулки на свежем воздухе, работа на приусадебном участке);
  • Участие подростка в различных секциях, кружках и творческие занятия;
  • Благоприятная обстановка в семье (доброжелательность, спокойствие и взаимопонимание);
  • Отсутствие конфликтов, происходящих на глазах у ребенка;
  • Предоставление ребенку возможности самостоятельно принимать решение или делать выбор.

Все это в своей совокупности поможет установить психологическое равновесие в семье, а также создать все, что необходимо для правильного формирования детской психики. Чтобы добиться наилучшего результата, можно обратиться за помощью к детскому или семейному психологу.

THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама