THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама

На первой неделе жизни новорожденный теряет до 8% от массы тела при рождении, затем его вес начинает расти. Примерно на 7-й день отпадает пуповинный остаток. До 3-й недели малыш воспринимает только громкие звуки, так как уши закрыты эмбриональной жидкостью. До конца месяца его кожа постепенно светлеет и приобретает естественный цвет. Мышцы у грудничка находятся в тонусе, именуемом педиатрами физиологическим, поэтому ручки и ножки все время согнуты, а ладошки – зажаты в кулачки. Ребенок может видеть предметы на расстоянии до 30 см, поворачивает голову на свет. В этот период чаще всего бывают колики и срыгивания. Ребенка нужно выкладывать на животик, при этом он приподымает головку и удерживает по несколько секунд. В первый месяц жизни является обязательным еженедельное посещение грудничка педиатром. Чтобы сообщить родителям о своих потребностях, малыш плачет, и успокаивается, когда его возьмут на ручки. За раз съедает 80-120 мл грудного молока или его заменителя — смеси. Частота кормлений – приблизительно каждые 2 часа. Средняя прибавка в весе – 1 кг, в росте – 2 см.

  • 2 месяц

Малыш уже издает различимые звуки, мурлычет, агукает. Тональность его голоса меняется. При виде родителей улыбается, начинает различать голоса, прислушивается к разговорам. В этот период он впервые улыбается, хоть и бессознательно. Чтобы малыш уверенно держал голову, нужно чаще выкладывать его на животик. Это же упражнение укрепит мышцы брюшного пресса и поможет избавиться от колик. Держит погремушку в ручке, трясет ею, внимательно наблюдает за игрушками. Поворачивается на бочок и спит на нем. Лежа на спине, выпрямляет ручки и ножки. Тянет в рот ручки, при этом обильно выделяется слюна. Во время плача появляются слезы. Самое время для развития зрительных навыков присоединить на кроватку мобиль. Для здоровья ребенка очень важны ежедневные прогулки на свежем воздухе, а также следует уделить внимание выработке режима сна и бодрствования. За второй месяц жизни ребенок набирает около 800 г и вытягивается на пару сантиметров.

  • 3 месяц

Малыш уже способен осязать окружающую обстановку, видит все больше предметов. Ему нравится, когда его носят столбиком, чтобы больше рассматривать окружающую обстановку. Изучает ладошки, пальчики. Поворачивает голову в разные стороны в поисках источника звука, четко различает лица окружающих. Начинает различать запахи. С этого месяца родителям нужно пристальней следить за малышом, ведь он начинает переворачиваться со спинки на животик. Еще одно достижение – он уже уверенно держит головку, находясь в вертикальном положении на руках или лежа на животе. Сейчас малышу понравится яркий развивающий коврик, укачивающий центр. Если положить перед ним разноцветную игрушку, он попытается дотянуться до нее и самостоятельно схватить. Тянет в рот погремушки. Средняя прибавка в весе – 800 г, в росте – 2 см.

  • 4 месяц

Период колик постепенно проходит, теперь малыш может спать немного дольше и просыпаться на кормления реже. Лежа на животике, он пытается подняться, опираясь на ручки. Он узнает среди других людей маму, улыбается ей, разговаривает. Прислушивается к музыке. Особый интерес вызывает его отражение в зеркале. Дольше может акцентировать внимание на предметах или каком-то процессе. Переворачивается со спинки набок и на живот. Пытается переворачиваться на спинку. Тянется к игрушкам, берет игрушку двумя ручками. Отталкивается ножками и ручками от опоры. Лежа на спинке, приподымает голову и прижимает подбородок к груди. Если его подтянуть за ручки, пытается присесть. Берет игрушку и трясет ее одной рукой, радостно реагирует на ту музыку, которая ему нравится. Активно пытается участвовать в разговоре, лепечет отдельные слоги с разной силой. Прибавка в весе – 700-800 г, в росте – 1-2 см.

  • 5 месяц

Малыш умеет легко переворачиваться на бочок, с живота на спинку и наоборот. Лежа на спине, приподымает голову, чтобы больше видеть. Упирается ножками в кровать и пытается встать на «мостик». Лежа на животе, вытягивает прямо ручки и ножки, держит одной ручкой игрушку. Все больше окружающих предметов вызывают у малыша интерес, особенно цветных. Перекладывает игрушки из одной ручки в другую. Наблюдает за падающей на пол игрушкой. Теперь он не только берет их в ручки и бросает, но и пытается тянуть в рот. Это может свидетельствовать о скором появления зубов. Малыш значительно реже плачет, больше улыбается и смеется; он интересный и веселый. Появление чужого человека может вызвать отрицательную реакцию и даже плач. Переводит взгляд с одного присутствующего собеседника на другого. За месяц ребенок в среднем прибавляет в весе 700 г и 1-2 см.

  • 6 месяц

Малыш научился уверенно сидеть без поддержки, хотя сам еще не садится. Некоторые детки все же совершают попытки сесть самостоятельно. Лежа на животике, опирается на вытянутые ручки и приподымается. При поддержке опирается на ножки и пытается стоять. Делает попытки приподняться на четвереньки. Дотягивается до отдаленных предметов. Выбирает понравившуюся игрушку из нескольких, предложенных на выбор. Рассматривает ручки, пальчики. В это время пора вводить первый прикорм. Чаще всего его начинают с приготовленных на пару овощей. Качество стула меняется, кормления грудью становятся все реже. Вырабатываются вкусовые предпочтения. Пьет из чашки-непроливайки. Поворачивается, когда его называют по имени. Начинает произносить слоги «ма», «ба», «да». Днем спит 2-3 раза. В этот период начинают прорезываться зубы. Это может сопровождаться болью, повышением температуры, повышением слюноотделения, беспокойством. Прибавка в весе – 650 г, в росте – 1-2 см.

  • 7 месяц

Малыш любит большую часть времени проводить, лежа на животике. Начинает ползать, самостоятельно принимает сидячее положение и удерживает равновесие. Некоторые детки в этом возрасте уже уверенно садятся. Малыш тянет к маме ручки, просит, чтоб его взяли на руки. Он обращается к окружающим, зовет их. Ребенок уже не засыпает после еды, он проводит больше времени за играми. Сидит с прямой спинкой, во время кормления крутится в разные стороны, пытается увильнуть. Много лепечет, старается имитировать звуки, издаваемые взрослыми. Берет погремушку и стучит ею по поверхности. Держит бутылочку. Можно предложить ему пить из чашки и пробовать держать ложку. В это время прорезываются два нижних зубика. Это может доставлять дискомфорт при кормлении грудью. Он уже не так быстро набирает вес, так как изменился характер пищи и он стал больше двигаться. Прибавка в весе – 600 г, в росте – 1-2 см.

  • 8 месяц

Малыш совершенствует свои умения садиться, поворачиваться. Лежа на животике, свободно вертит головой. Его интересуют все окружающие предметы, он легко преодолевает препятствия. Много лепечет новых слогов, пытается просить те или иные предметы. Отталкивает ручками мяч. Захватывает мелкие предметы при помощи двух пальцев. Ему нравится бросать игрушки на пол, чтобы вы их подымали. Ребенок пытается вставать у опоры, стоять по несколько минут, держась за поручни кроватки. Танцует, повторяет смех взрослых. Не любит оставаться один, переживает, когда мама уходит. Сейчас для малыша важно чтобы с ним разговаривали, озвучивали действия. Он уже понимает запреты. Пьет из «взрослой» чашки. С заметным удовольствием кушает кашки, мясо, печень, молочные продукты, фрукты, овощи, печенье. За этот месяц малыш прибавил в весе 500-600 г и вырос на 2 см.

  • 9 месяц

Малыш уже может играть некоторое время самостоятельно, складывать игрушки в кучку. Сидя на полу, поворачивает в стороны корпус. Он пробует залезть на стул или диван, стоит несколько минут у стены или держась за мебель. Его положение еще неустойчиво и он смешно падает на попу. Если его придерживать за ручки, кроха будет ходить в течение нескольких минут. Также он уверенно топает у опоры. Выдвигает нижние ящики мебели, достает из них все предметы. Стучит предметом по предмету. Очень быстро ползает, быстро передвигается в ходунках, пританцовывает. У малыша теперь появляются любимые игрушки, которые он везде берет с собой. Начинает играть кубиками и сортерами. Его голос имеет более четкий эмоциональный окрас и различные интонации. Самостоятельно тянет в рот еду. Малыш набирает за месяц 500 г и подрастает на 1-1,5 см.

  • 10 месяц

Ребенок опирается на ручки в сидячем положении, ползает на животике. Перекладывает мелкие предметы с места на место. Старается стоять без поддержки рук. Некоторые крохи на этом этапе жизни делают первые шаги. Реагирует на запреты, выражает обиду. Удивляется, услышав незнакомые звуки. Пытается копировать выражение лица и мимику взрослых. Пытается произнести слова «мама», «дай» и другие. Проявляет любовь к родителям, обнимает ручками, пытается поцеловать. Малыш старается привлечь к себе внимание взрослых, чему несказанно радуется. Он четко осознает настроение взрослых, распознает их радость или неодобрение. Поэтому важно правильно реагировать на его поступки, чтобы малыш понимал, что хорошо, а что – плохо. Самостоятельно пережевывает пищу. Прибавка в весе составляет 450 г, рост увеличивается на 1,5 см.

  • 11 месяц

Малыш уже уверенно топает, держась за мамину ручку и у опоры. Может сделать самостоятельно несколько шагов. Пританцовывает в такт музыке. Может щипать и кусаться. Выполняет движения по просьбе, бросает мячик в указанном направлении. Ребенок исследует квартиру, находит новые незнакомые предметы, стучит ими о другие предметы с особой силой. Поэтому родителям следует позаботиться о безопасном нахождении малыша в комнате, убрать опасные вещи из зоны досягаемости. Играет в ладушки, «ку-ку». Машет ручкой при прощании, показывает жестами «дай» и «ну-ну». Повторяет некоторые слова с соответствующей интонацией: «мама», «баба», «папа», «дай». Показывает, где у игрушки находятся глазки. Он понимает отдельные, часто повторяемые фразы. Кушает печенье, яблоко, хлеб. По истечению 11-го месяца ребенок набирает в весе 400 г, в росте – 1-1,5 см.

  • 12 месяц

Спустя 12 месяцев малыш уже многое умеет и понимает: самостоятельно ходит, строит пирамиды из кубиков, много лепечет, повторяет отдельные слоги или даже слова за взрослыми. Он знает свое имя и его сокращенную форму, реагирует на него с радостью. В большинстве случаев в этом возрасте малыш не только очень быстро ползает, но и достаточно уверенно ходит. Достает предметы из коробки, запоминает их месторасположение. Ребенок просит кушать, имитирует это соответствующими звуками. Хлопает в ладоши, просится на ручки. Показывает ручкой, в каком направлении хочет идти. Смеется при виде животных. Повторяет звуки некоторых животных, машин. Рассматривает картинки в книжках. Радуется, когда его хвалят. Днем спит один раз. Пьет и ест самостоятельно. Постепенно переходит на взрослую пищу, тянет из маминой тарелки. К концу первого года ребенок должен утроить тот вес, с которым он родился, а за последний месяц набрать 300 г и подрасти еще на 1 см.

Грудной возраст считается сложным периодом. Существует таблица развития ребенка, где прописано, с какого времени нужно ждать те или иные признаки развития.

Малыш первые 40 дней после рождения считается новорожденным. Таблица средних параметрических значений в первый месяц и до 40 дня после рождения.

Грудничок до 40 дней около 20 часов в сутки спит. Когда малыш спит, то его ножки прижимаются к животику.

В первые недели у ребенка присутствуют необходимые для дальнейшего развития врожденные рефлексы.

Месячный ребенок уже реагирует на звук и яркий свет. Фиксировать свое внимание на ярком предмете ему удается только после третьей недели. К концу 4-й недели месячный малыш не только может удерживать головку, но и поворачивает ее.

В первые дни после выписки мам часто волнует вопрос, до какого времени пеленают детей. Пеленают обычно детей до 40 дней. Считается, что в это время они слабо контролируют свои движения и будят себя во время сна. После 40 дней пеленают только ножки.

Второй месяц развития ребенка

К 40 дню после рождения малыш начинает рассматривать игрушки, следит за их движением. В два месяца он уже может отличать ночь ото дня. Днем ребенок больше времени начинает бодрствовать.

Ребенок в два месяца, если положить его на бок, сможет повернуться на спинку. Когда мама разговаривает с ребенком, он в ответ начинает улыбаться.

Игры должны быть направлены на развитие внимания. Можно устроить небольшой кукольный спектакль. Вложить малышу в ручки игрушку, которая пищит, подвесить над кроваткой игрушки так, чтобы его ручки и ножки могли дотянуться до них.

Особенности третьего месяца жизни

Когда кто-то разговаривает, ребенок хмурит брови, если голос строгий и начинает улыбаться, если интонация ласковая. Когда начинают разговаривать с ним, он радостно произносит звуки, машет ручками и ножками (комплекс оживления). Если держать его за ручки, пытается ставить ножки на поверхности. Любит сидеть на руках взрослых, при этом он должен держать головку.

Комплекс оживления у детей до года возникает в ответ не только на мамину улыбку, но и при виде игрушки, звуках любимой музыки, после еды. К концу этого периода он уже может тереть ручками глазки, рассматривать пальчики.

Считается, что в этом возрасте можно ставить ребенка на ножки. Если у детей хорошее настроение, или с ребенком разговаривают, то он начинает гулять.

Проводят занятия на большом мячике (можно его перекатывать в различных направлениях), можно разложить перед малышом игрушки, чтобы ребенок проявил желание к ним потянуться, можно на его ручки и ножки надеть яркие носочки или подвесить колокольчики.

Особенности четвертого месяца жизни

В четыре месяца после рождения устанавливается два дневных сна. Режим дня включает в себя около 6 кормлений. Появляются первые попытки ребенка сидеть самостоятельно. К концу месяца он умеет сидеть с поддержкой. Когда малыша держат за ручки, то он уверенно может ставить ножки, переступает ими. Начинает учиться переворачиваться со спины на животик.

Во время игры рассматривает, ощупывает игрушки. Ребенок в четыре месяца начинает различать цвета и форму предметов. Занятия с малышом можно проводить, используя музыкальные игрушки. Предлагается бумага, которую можно рвать или разминать (развитие мелкой моторики).

Пятый месяц жизни

Грудничок должен хватать игрушки, которые висят над кроваткой, переворачиваться самостоятельно со спины на животик, проявлять желание сидеть. Когда его держат за ручки, уверенно начинает ставить ножки.

Занятия направлены на развитие моторики (можно дать мячи с различной поверхностью), детям нравятся игры в прятки («ку-ку»), нельзя забывать о массаже и стишках.

Особенности шестого месяца жизни ребенка

Малыш должен отчетливо произносит слоги. В этом возрасте сидеть у него получается лучше, но все еще с поддержкой. Ребенок может долго играть – его интересуют игрушки. Появляются любимые игрушки, книжки. Развивающие занятия могут включать в себя игры на открывание и закрывание предметов, ладушки, игрушки с нажатием каких-либо кнопочек.

Особенности седьмого месяца жизни

Опираясь на ладони и коленки, дети начинают хорошо ползать. Но не все дети проходят данный этап развития, некоторые сразу начинают ходить. Спокойно могут повернуться со спины на животик и обратно.

Любит игры в прятки, когда задают вопрос «Где?», малыш направляет взор в сторону найденного предмета. Грудничок 7 месяцев должен уметь захватывать игрушки, находясь в любом положении. Может переложить игрушку с одной руки в другую.

Занятия включают в себя игры с музыкальными инструментами (барабан, молоточек), игры с крупой, привлекут внимание книжки, кубики.

Развитие на восьмом месяце жизни

Малыш повторяет за взрослым изученные движения, умеет сидеть без поддержки, сам садится, встает, держась за опору, ходит по бортику.

Занятия включают в себя игры: собирание пирамидки, складывание кубиков, ребенок умеет выполнять обратные и прямые действия. Любимыми могут быть игры в «Ладушки», прятки, собирание матрешки. Ребенок может долго сидеть один, играя с игрушками. На вопрос «Где?» ребенок показывает пальчиком.

К этому времени малыш так привязывается к маме, что тяжело начинает переживать недолгую разлуку с ней, особенно если он на грудном вскармливании.

Девятый месяц жизни

Ребенок выделяет себя, знает свое имя и откликается на него, выполняет различные действия с предметами, может пить из кружки. Совершенствуется навык ходьбы, пока еще с опорой.

Когда на пути нет предмета, за который можно было бы держаться, малыш переходит на ползание.

10 месяц развития ребенка

В 10 месяцев малыш должен уметь повторять за взрослым движения, звуки, слоги. В это время ему удается твердо ставить ножки на пол, он может сделать несколько шагов. Считается, что ставить детей на ножки до 10 месяцев нельзя, так как у них не до конца сформирован позвоночник.

В 10 месяцев развивается мелкая моторика – малыш может держать предметы двумя пальчиками. Он собирает в ящик игрушки, вынимает их оттуда, учится собирать пирамидку правильно.

Одиннадцатый месяц жизни

В речи появляются слова-обозначения (ав-ав – собака, би-би – машина), малыш может показать, как укладывать куклу, находит у предложенного изображения глазки, носик, начинает самостоятельно ходить . Правильно ставить ножки ему еще не всегда удается, поэтому он часто падает.

Появляются первые игры с куклой. На ее образе проживаются все свои эмоции. Дети 10-11 месяцев на картинке в книжке легко находят знакомые изображения и обозначают их словом (кукла – ляля, утка – га-га). Узнают себя на фотографиях.

Двенадцатый месяц

Словарный запас малыша расширяется до 10 слов, он самостоятельно сидит, ходит, встает, должен уметь выполнять простые инструкции.

Существует такое понятие, как кризис детей первого года жизни или кризис самостоятельности.

Кризис одного года имеет следующие признаки:

  • ухудшается поведение: появляется упрямство, настырность, непослушание;
  • поведение характеризуется появлением новых способов решения той или иной ситуации;
  • поведение с противоречиями (просит одно, в итоге ему нужно другое).

С какого возраста начинают появляться навыки у детей до года, поможет разобраться таблица.

Возраст, мес. Главное достижение
1 Лежа на животе, поднимает подбородок
2 Лежа на животе, поднимает грудную клетку
3 Пытается захватить игрушку
4 Начинает сидеть с посторонней помощью
5 Любит сидеть, хватает предметы
6 Может сидеть за своим стульчиком
7 Садится сам
8 Стоит с посторонней помощью
9 Стоит, держась за опору
10 Хорошо ползает
11 Ходит с посторонней помощью
12 Первые шаги

Не менее важным является речевое развитие детей до года. Таблица показывает особенности его развития по месяцам.

Важные вопросы относительно годовалого возраста

Ребенок, который на грудном вскармливании, прибавляет в весе медленнее, чем малыш на искусственном вскармливании. В среднем разница будет около 400 грамм.

Таблица наглядно показывает, как происходит прибавка в весе и росте у детей до года.

Возраст, мес. Прибавка в росте, см Прибавка в весе, г
1 3-4 700
2 3,5 800
3 2-3 850
4 2-3 800
5 2-3 750
6 2-3 650
7 2-3 600
8 2-3 500
9 1-2 450
10 1-2 400
11 1-2 350
12 1-2 300

Особенностью является то, что ребенок прибавляет в росте и весе не медленно, а скачками. Эти периоды вызывают изменения в эмоциональной сфере малыша, меняется и его поведение. Он становится капризным, постоянно просится на ручки. Проблемы связаны с тем, что по мере роста начинают растягиваться мышцы и связки, и это причиняет ребенку дискомфорт.

Кризис, связанный со скачком роста и веса, приходятся на следующие периоды развития ребенка до года :

  • конец 3-й недели;
  • 6-8 недель;
  • конец 3-го, 6-го и 9-го месяцев.

Иногда родители испытывают трудности, связанные с воспитанием и уходом за грудничком . Особенно тяжело тем, чьи дети на грудном вскармливании. Няня для грудного ребенка поможет ухаживать и исключить проблемы, возникающие в первые месяцы.

В обязанности няни входит присмотр за малышом, когда нет рядом родителей, поход в поликлинику, прогулки на улице, приготовление пищи, поддержание чистоты тела ребенка.

Если ребенок на грудном вскармливании, то могут возникнуть проблемы с нехваткой молока. Лактационный кризис в первые месяцы при грудном вскармливании встречается у всех женщин. Чаще всего кризис при грудном вскармливании наступает в 3 недели, в 6 недель, в 3, 6 и 12 месяцев. Длится от 3 до 7 дней.

Признаки, определяющие кризис при грудном вскармливании: поведение ребенка становится нервным, он плачет и капризничает около груди, отсутствует ощущение наполнения груди.

Проблемы подобного плана при грудном вскармливании чаще всего связаны с тем, что когда малыш растет, ему требуется больше питательных веществ. Организму женщины нужно несколько дней (максимум неделя), чтобы молоко начало вырабатываться в достаточном количестве.

Параметры одежды

Разобраться в том, какие размеры одежды у детей, поможет таблица.

Размеры колготок для детей подбираются в соответствии с ростом ребенка. Разобраться, какие размеры колготок нужно подбирать, поможет следующая таблица.

Рост, см Размеры стопы, см
50-56 7
56-62 8
62-68 9
68-74 9-10
74-80 11-12 см
80-86 12-13

Размеры для шапочек снимаются с головки следующим образом: сантиметровая лента располагается по бровям, над ушками и по затылку.

Таблица наглядно поможет разобраться, какие размеры головных уборов подходят в тот или иной месяц развития детей.

Возраст, мес. Размеры головы, см
Мальчики Девочки
0 34-35 34
1 37 36
2 39 38
3 40 39
4 41-42 40-41
5 42-44 41-42
6 43-44 42-43
7 44-45 43-44
8 45 43-44
9 45-46 44-45
10 46 45
11 46-47 45-46
12 46-47 45-46

Правильный уход за ребенком обеспечит его гармоничное развитие.

1. РАЗВИТИЕ ГРУДНОГО РЕБЕНКА В 1 МЕСЯЦ ЖИЗНИ

В первые 2-3 месяца жизни маленький человек развивается стремительно . Еще совсем недавно кроха не мог держать свою головку,а уже спустя несколько месяцев маленький исследователь легко поднимает верхнюю часть туловища, опираясь на крепкие ручки!

Рассмотрим особенности зрения 1 месячного крохи:

Несколько дней с момента рождения крохе еще тяжело фокусировать и удерживать взгляд на объекте. Но уже спустя неделю грудничок владеет этими навыками перфектно, хотя предметы, расположенные слишком близко или далеко от его глаз, не имеют ясных очертаний. Новорожденный малыш хорошо видит объекты, находящиеся на расстоянии около 30 сантиметров от него. Если вы демонстрируете игрушку ,то старайтесь приблизить её на это расстояние. Улыбаясь, наклоняйтесь поближе к личику крохи, чтобы он мог видеть вашу радость и положительные эмоции.

А теперь рассмотрим развитие слуха у грудного ребенка:

Слуховой нерв развивается очень постепенно и говорить о хорошем слухе у ребенка до 1 года преждевременно. В первые недели жизни малыш слышит звуки и разговорную речь не очень отчетливо, немного приглушенно, как будто он находится в утробе. Старайтесь почаще общаться с ребенком, почаще включайте в его комнате спокойную, мелодичную музыку.

Перед сном напевайте колыбельные песенки. Вовсе не обязательно вести себя очень тихо в присутствии спящего малыша и создавать кромешную тишину - если он будет чутко реагировать на каждый стук, то его нервная система будет неустойчивой. Развивайте слух крохи, окружая его разнообразными звуками (не слишком громкими и не резкими).

Какой будет ребёнок уже в 1 месяц после рождения:



ВАЖНО!

Уход за малышом:

Обязательно придерживайте головку ребенка, когда он находится у вас на руках! Голова крохи не должна быть запрокинута назад;

В этом возрасте нельзя поднимать грудничка , взяв его за ручки;

В первый месяц жизни ребенка желательно удерживать следующим образом: тельце лежит на одной руке, головка при этом покоится в области локтя, а второй рукой вы придерживаете ножки;

Массаж. Очень полезно массировать грудку и спинку малыша подушками пальцев круговыми движениями. Кроме этого, массируйте ножки и ручки ребеночка, а также каждый пальчик по отдельности;

Так как движения ребенка в 1 месяц во многом ограничены, в некоторых складках кожи часто появляется пот, который раздражает кожный покров,вызывая потницу в виде мелкой сыпи . Старайтесь почаще протирать вспотевшие складочки, чтобы избежать появления потницы , а в худшем случае и гнойничков на коже;

Прочищать ушки и носик, мыть глазки, ручки и между пальцами желательно утром, когда малыш проснется, поест и отдохнет.

Почему грудной ребёнок плачет. 3 распространенные причины:

Дискомфорт и раздражение кожи от грубой нижней одежды или от швов распашонки. Вам следует поменять одежду на более мягкую и надевать распашку на тельце крохи швами наружу;

Малыш "сходил в туалет по большому ". Поменяйте ему подгузники и он успокоится;

Плачет, потому что хочет пить или пришло время кормления. Предложите маленькому попить и попробуйте его покормить.

2. ЧТО ДОЛЖЕН УМЕТЬ РЕБЕНОК В 1 МЕСЯЦ ЖИЗНИ

фокусирует взгляд на объекте, находящимся рядом, а к концу первого месяца - отслеживает медленно движущийся объект;

к концу первого месяца может поднять головку,лежа на животике;

умеет различать узоры и контрастные цвета;

должен уметь сосать грудь продолжительное время (сосательный рефлекс);

если вложить в ручку игрушку , спонтанно сожмет её, но практически сразу разожмет (хватательный рефлекс);

ближе к 2 месяцам уже умеет гулить;

умеет поворачивается в сторону услышанного звука или на поглаживание по щечке (по правой стороне-повернется вправо);

должен опираться всей поверхностью стопы, если поставить его на ножки, придерживая за бока;

если надавить на подушечку большого пальца малыша, то он приоткроет рот и слегка наклонит голову (через несколько месяцев этот рефлекс утратится).


3. РЕЖИМ БОДРСТВОВАНИЯ И СНА ДЛЯ ОДНОМЕСЯЧНОГО МАЛЫША

Примерный распорядок дня для грудного малыша в первый месяц с момента рождения:

Режим дня для ребенка в 1 месяц жизни состоит из двух самых важных составляющих - питание и сон, между которыми надо выдерживать соответствующие интервалы.

Сколько спит маленький ребенок в этом возрасте?

До 3 месячного возраста он спит в среднем 18 часов ежедневно - длинный сон ночью до 9 часов с перерывом на кормление и 4 коротких дневных сна.


Как понять, что ребенку уже пора спать?

Малышу пора отправляться ко сну, если он трёт глазки ручками. Глазки становятся красными;

Кроха начинает зевать, интенсивнее двигать ручками и ножками,хныкать;

У некоторых деток движения становятся вялыми,он начинает закрывать глазки и совершать сосательные движения губами.

Что можно предпринять,если грудной ребенок плохо спит:

Включите спокойную, негромкую музыку или записанные на носитель звуки журчащей воды, другие монотонные звуки природы;

Чтобы у малыша был крепкий сон, можно проветрить и увлажнить детскую комнату;

Перед сном младенца сделайте его постель теплее - на холодной простыне малышу засыпать не комфортно;

Купание в теплой водичке с фиксацией головки в специальном круге - отличный способ быстро уложить ребенка после процедуры. В ванночку можно добавить расслабляющие травы - боярышник, ромашку или мяту;

Не включайте в его комнате яркий свет. Лучший вариант - небольшой ночник;

Если ребёнок постоянно плохо спит и регулярно не высыпается,то попробуйте скорректировать свой рацион питания . Некоторые продукты вызывают колики и вздутие животика, когда попадают в желудок ребенка с материнским молоком. Повышенное газообразование мешает ему нормально спать;

Всегда укладывайте младенца спать в одно и то же время с одинаковым ритуалом отхода ко сну.

4. ИСКУССТВЕННОЕ И ЕСТЕСТВЕННОЕ ПИТАНИЕ 1 МЕСЯЧНОГО РЕБЕНКА

Естественное кормление младенца

Идеальное питание для одномесячного крохи - мамино молоко,содержащее сбалансированное количество полезных веществ и регулирующее заселение кишечника микрофлорой . Кроме того, грудное молоко поддерживает иммунитет в детском организме. Если вы испытываете проблемы с лактацией или ваше молоко недостаточно питательное, то придется включать в рацион питания детские смеси. В крайнем случае (если лактация полностью прекратилась) надо полностью переводить младенца на искусственное питание.

Чтобы проблемы с лактацией вас не коснулись, старайтесь как можно чаще прикладывать кроху к груди. Когда он сосет грудное молоко , то стимулируется вырабатывание фермента лактаза и молочко выделяется в нужном для кормления объеме. Иногда грудной малыш начинает засыпать в процессе кормления. В этом случае желательно разбудить малыша,чтобы он продолжил кушать.

Если во время кормления малыш часто срыгивает ,то скорее всего он неправильно захватывает ротиком сосок,заглатывая при этом воздух.

Искусственное кормление младенца

Если вам все же пришлось перевести ребенка на вскармливание адаптационными смесями, то обязательно придерживайтесь инструкции приготовления порции для кормления. Если неправильно приготовить питание, то можно расстроить работу желудочно-кишечного тракта младенца,что может привести к набору лишнего веса ,обильному срыгиванию или вздутию животика.

Температура смеси не должна превышать 36 C

В среднем 1 месячный малыш съедает около 730 мл,если его вес составляет 3600 гр.

В первые десять дней после рождения количество кормлений может доходить до 10. В среднем ребенок в 1 месяц жизни кушает 7-8 раз, включая ночное кормление.

Если младенец обильно срыгивает во время искусственного кормления , то скорее всего неправильно подобрана бутылочка для наполнения смесью.



Консистенция стула у грудного ребенка в первый месяц жизни:

В первые несколько дней стул ребенка - 3-4 раза в день выделение макония темно-зеленого цвета

Затем - стул с творожистой консистенцией горчичного цвета со сладковатым запахом 4-6 раз в день.

В кале младенца могут быть прожилки красного цвета. Этот признак может указывать на наличие микротрещины в толстой кишке. Обычно в этом нет ничего опасного для здоровья ребенка, но если вы не уверены, то обязательно обратитесь к специалисту за консультацией.

5. ВЕС И РОСТ ДЕТЕЙ В ПЕРВЫЙ МЕСЯЦ ЖИЗНИ

Известно,что грудные дети очень активно набирают вес в первый месяц жизни (за исключением 2-4 дней после рождения,когда кроха теряет около 7% собственного веса). Тем не менее,очень многие детки даже в этот период активного роста и развития прибавляют в весе очень медленно и эта характерная особенность обусловлена наследственностью - если и мама и папа не отличаются большими габаритами,то и малыш,как правило,не очень крупный с самого рождения. Но незначительная прибавка веса (или даже уменьшение) в 1 месяц жизни может говорить о том,что малыш не получает достаточное количество питательных веществ во время кормления или увеличение веса сдерживает какое-либо заболевание.

Норма веса 1 месячного мальчика - от 3,7 до 5,2 кг
Норма веса одномесячной девочки - от 3,5 до 4,8 кг


Рост мальчиков в этом возрасте составляет примерно 52-56,5 см
А рост девочек - 50-56 см

В среднем малыш набирает около 630 граммов собственного веса до 2 месяца жизни, а рост увеличивается на 3-4 см после рождения.

Обязательно обратитесь к педиатру,если вы обнаружили существенные отклонения от нормы увеличения веса и роста младенца.


6. ВИДЕО МАТЕРИАЛ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ: ДЕЛАЕМ МАССАЖ ГРУДНИЧКУ ПРАВИЛЬНО

Как правильно делать массаж ребенку в 1 месяц жизни? Наглядная демонстрация массажных движений для ручек,ножек,грудной клетки и спинки грудничка:

4 этапа выполнения комплексного массажа для новорожденного малыша в видео уроке:

Малыш считается новорожденным в первые 28 дней своей жизни. И, не смотря на весьма однообразный образ жизни, в этот период времени он очень уязвим и нуждается в постоянной заботе и непрерывном уходе. Весь основной уход складывается в кормлении и обеспечении гигиены маленького человечка. Однако не менее важными аспектами являются такие занятия, как прогулки, массаж, так и бережное, ласковое отношение.

Первый месяц жизни ребёнка

В течение первого месяца ребенок очень много спит, а просыпается лишь для того, чтобы покушать. Он только приспосабливается к новым жизненным условиям вне маминого животика. Мышцы деток настолько слабы, что они не могут держать головку, поэтому очень важно аккуратно поддерживать ее, беря на руки этот маленький комочек.

Как правило, у всех новорожденных наблюдается гипертонус мышц, который может сопровождаться подергиваниями конечностей. Но эта особенность проходит через 2-3 месяца. Также у ребенка кисти всегда зажаты в кулачки, а сами ручки и ножки прижаты к телу - так он стремится занимать то же положение, к которому привык за 9 месяцев.

Наблюдаются и другие важные врожденные рефлексы :

Сосательный;

Глотательный;

Хватательный.

Слух у малышей еще очень слабый, поэтому он не боится и шума и спокойно может засыпать во время ваших разговоров либо под звуки музыки или телевизора. Видят новорожденные так же слабо, лучше всего на расстоянии не более 30 см.

Кормление новорожденных

Для малыша нет ничего лучше, чем материнское молоко. Благодаря ему он получает все полезные витамины и микроэлементы; молоко помогает укреплять иммунитет, а само по себе присутствие материнской груди очень благотворно и успокаивающе действует на детскую психику. С пользой для ребенка врачи рекомендуют прикладывать его к груди по «первому требованию».

Во-первых , желудок новорожденного еще очень маленький и потому молока ему хватает не более, чем на 3 часа.

Во-вторых , с психологической точки зрения, это крайне важно для деток тем, что рядом с мамой они чувствуют уверенность и безопасность.

Очень важно : он должен захватывать как сам сосок, так и ореолу. При неправильном захвате весь процесс будет доставлять немало дискомфорта обоим. Также нужно позаботиться и об удобном месте для кормления.

Каждый раз после приема пищи детки срыгивают. Это происходит потому, что вместе с молоком в желудок малыша попал воздух. Но волноваться не стоит, со временем срыгивания станут реже, а потом и вовсе исчезнут. Главное, следить за тем, чтобы они не были слишком обильными (объем не должен превышать 1 столовой ложки), и после каждого прикладывания к груди нужно подержать ребеночка в вертикальном положении.

Сон новорожденного

В первое время кроха спит почти постоянно (не менее 16 часов в сутки), причем ему совершенно неважно ночь это или день. Поэтому в какой-то степени у мамы есть время для отдыха, но вместе с тем малыш может часто просыпаться и ночью, что является несколько неудобным для взрослых. Решить эту проблему врачи рекомендуют совместным с мамой сном. Многие женщины боятся, что есть вероятность задавить ребенка во сне, но, по словам тех же врачей, этот страх не оправдан. Ведь у молодой мамы очень развита связь с малышом, и даже пребывая во сне она обязательно почувствует своего ребенка.

Конечно же, если строго соблюдать условие: мама не находится в алкогольном или ином опьянении, и не находится под действием снотворного или успокоительных лекарств. Укладывая малыша спать важно позаботиться о том, чтобы он лежал на боку, чтобы избежать возможной асфиксии. Для того, чтобы малыш случайно не перевернулся на спинку, можно подложить небольшой валик (например, сложенную в несколько раз пеленку).

Психическое развитие

Новорожденный первый месяц своей жизни, как это упоминалось выше, либо бодрствует либо спит. Но и эти фазы бывают разными. Например, бодрствование может быть как спокойным, когда ребенок спокойно лежит и смотрит по сторонам, так и активным, когда он заинтересован собственными действиями и более активно машет ручками и ножками.

Ребенок еще слишком мал, чтобы уже произносить отдельные звуки, а свое недовольство он всегда показывает плачем. Так что если ребенок спокоен, значит, что он чувствует себя хорошо.

Для благоприятного психического и эмоционального развития берите свою кроху на руки чаще, ему сейчас очень нужно чувствовать присутствие любящих родителей, их тепло, нежные поцелуи.

Патронаж новорожденного

В первый месяц для наблюдения за развитием и общим состоянием ребенка на дом приходит врач и/или медсестра детской поликлиники. Они проверяют пупок новорожденного, осматривают кожные покровы, оценивают его физическое состояние, отвечают на вопросы родителей и могут дать важный совет.

Купание новорожденного и гигиена

Гигиена особенно важна в первые дни жизни маленького человечка. Его обязательно нужно подмывать после каждого испражнения. Для этого достаточно будет очистить кожу малыша обычной водой из под крана температурой не более 37 градусов. Возможно также использование влажных салфеток. Если не уделять гигиене должного внимания, то вполне вероятно появление пеленочного дерматита. Так же ребенка нужно умывать по утрам и перед сном. Для этого необходимо смочить ватный диск в кипяченой (и уже остывшей до комнатной температуры) водой и провести от внешнего уголка глаза к внутреннему. Очень важно для каждого глазика использовать чистый диск.

Купание в ванночке можно начинать уже в конце первой недели жизни ребенка, но просто необходимо делать это постепенно, чтобы не испугать его. Для этого лучше всего использовать обычную воду (желательно кипяченую) температурой не менее 37 градусов, а температура помещения должна быть не ниже 22 градусов. нужно начинать с того, чтобы легонько поливать тело малыша водичкой и при этом ласково с ним разговаривать - это подарит вашему чаду положительные эмоции от купания.

Затем нужно очень аккуратно омыть головку, не позволяя воде попасть на личико. Заранее необходимо подготовить теплую пеленку, распашонку, ползунки, шапочку, чтобы сразу вытереть и одеть новорожденного. Завершить процедуру нужно очищением ушек от случайного попадания в них воды. Для этих целей воспользуйтесь специальными детскими ватными палочками - они имеют утолщение, что препятствует слишком глубокому их введению. А пуповину обработайте зеленкой.

Пуповина новорожденного ребёнка

Находясь еще в роддоме, пуповину малышу обрабатывают медсестры, но дома за ней должна следить сама мама. Перед обработкой обязательно оцените ее состояние: ни в коем случае не должно быть выделений (ни кровянистых, ни гнойных), а при их обнаружении нужно срочно сообщить врачу. Непосредственно обработка начинается с того, что мама ватной палочкой, смоченной в 3% перекиси водорода, осторожно проводит по пупочку ребенка, а за тем уже новой палочкой, смоченной в зеленке, мажет пуповину. По истечении 2-3 недель остаток пуповины отпадет и зарубцуется.

Что должен уметь ребёнок до 1 месяц

Конечно, в первый месяц малыши умеют не так много, но родителям важно следить за всеми изменениями в поведении своего ребенка. Так, например, у новорожденных обязательно присутствует хватательный рефлекс: если что-то вложить ему в ладонь, он обязательно должен сжать ее. Что касается зрения, то оно еще не совсем четкое, однако, уже позволяет фокусироваться на лице родителей (особенно мамы) и на движущихся предметах.

У многих малышей в первый же месяц может появиться улыбка. Как правило, это «сытая» улыбка и проявляется она во сне. Осознано ребенок начнет улыбаться к 2-2,5 месяцам.

Режим дня в 0-1 месяц

Как неоднократно упоминалось, новорожденные спят очень много, а их сон несколько хаотичен. Но, тем не менее, уже можно приучать своего малыша к определенному распорядку. Например, утро начинать с умывания, принятия воздушных ванн и легкого массажа. Это поможет крохе проснуться и получить массу удовольствия. Днем в хорошую погоду пойти на прогулку или поиграть с ним дома. А купать малыша принято перед сном. Кормить все еще следует по первому требованию.

Развивающие занятия (игры) с малышом до 1 месяца

Чтобы с пользой провести время бодрствования малыша, существует несколько приемов. Каждый день на короткий промежуток времени нужно переворачивать ребенка на животик (лучше всего это делать на кровати). Такое упражнение помогает окрепнуть мышцам спины, ребенок учится держать головку. Если слегка подталкивать стопы, то проявится рефлекторное ползание. А если взять его под ручки и поставить ножками на кровать, то малыш рефлекторно начнет делать шажки.

Чтобы малыш скорее развивался, а мышцы становились крепче, необходимо проводить массаж ладоней, стоп, спинки и ножек: поглаживания, легкие нажатия пальцами, круговые движения. Все свои действия обязательно сопровождайте веселыми короткими стишками, песенками, можно негромко включить приятные мелодии, либо просто ласково разговаривать.

Прогулки с новорожденным

Гулять с новорожденным можно уже на 3 день его жизни. Для этого подойдет любая погода, главное помнить, что терморегуляция у малышей еще не совершенна и организм не умеет противостоять как холоду, так и жаре, поэтому очень важно серьезно подойти к выбору одежды для прогулок. Если гуляете зимой, то, соответственно, нужно хорошенько укутать крошку, накрыть теплым одеялом. Чтобы узнать не холодно ли ребенку, можно просто потрогать носик - если он холодный, значит ребенок замерз. Гуляя в жаркое время нужно позаботиться о том, чтобы спрятать малыша от прямых солнечных лучей, нанести на кожу специальный детский крем с высокой степенью защиты от ультрафиолетовых лучей.

Выходить на прогулку нужно обязательно, и желательно каждый день. Если вдруг нет такой возможности, то вполне допустимо побыть с ребенком на балконе. Гулять начинайте с 30 минут, каждый день увеличивая это время до 2 часов, можно разбивать время и гулять несколько раз.

Гуляя в первые дни после выписки из роддома, старайтесь избегать мест с большим скоплением людей, например, торговых центров, рынков, чтобы уберечь малыша от случайных инфекций.

Возможные проблемы

К сожалению, очень многие мамы сталкиваются с проблемами уже в первые недели после рождения ребенка.

Очень часто детки неправильно захватываю грудь, что приводит к болезненным ощущениям для мамы, а так же частыми срыгиваниями для самого малыша, из-за чего он рискует остаться голодным. Для предотвращения этой проблемы нужно, во-первых, найти удобное для кормления место и положение, а во-вторых, правильно вкладывать грудь, чтобы и сосок и ореола были у ребенка во рту. Если самостоятельно решить эту проблему не получается, то нужно связаться с консультантом по грудному вскармливанию.

Зачастую детки . Причин для этого несколько: возможно, неправильно захватывая грудь, малыш не наедается, и как следствие перестает ее сосать. Так же возможной причиной может быть плохое самочувствие: возможно у ребенка что-то болит, или у него заложен носик, либо он пребывает в стрессовом состоянии из-за испуга или перевозбуждения. Очень важно грамотно организовывать грудное вскармливание: в спокойной обстановке, в удобном для обоих положении, в хорошем расположении духа.

Поскольку вкус молока напрямую зависит от того, что есть мама, то не стоит употреблять в пищу такие продукты как чеснок, острые блюда. Неприятный привкус молока может не понравиться малышу и послужить одной из причин для отказа.

Еще одной проблемой многих деток и их родителей являются . Их появлению может способствовать не очень строгая диета кормящей мамы: на первое время следует исключить из рациона цельное молоко, сладости, капусту, бананы. При коликах ребенок плачет, кричит, выгибается, выпрямляет ножки, отказывается от груди. Чтобы помочь малышу справиться с болями, нужно чаще выкладывать на животик; приложите проглаженную теплую пеленку к его животику, либо слегка прижмите его к своему животу и походите по комнате. Можно сделать легкий массаж, теплой ладонью поглаживая животик по часовой стрелке, либо поочередно сгибать ножки и подтягивать их к груди.

"Charm Lady" напоминает: Не забывайте, что при частых проявлениях тех или иных проблем лучше обратиться за помощью к квалифицированным специалистам.

Новорожденный младенец воспринимает окружающий мир как поток быстро сменяющихся ощущений. Все чувства, звуки, образы для него незнакомы и не связаны между собой. У малыша нет чувства времени, ощущения и он не может отделить себя от окружающего мира. В его системе мышления отсутствуют причина и следствие. События происходят как бы сами по себе, независимо друг от друга. Ребенок испытывает голод и слышит собственный плач. Рождается ли этот крик внутри его существа или доносится откуда-то извне? Может быть, и плач, и чувство голода исчезают потому, что пришла мама? Ребенок не знает ответа и не может задать вопрос...

Масса и рост

За первый месяц жизни новорожденный (именно так называется малыш весь первый месяц жизни) набира­ет около 600 г, т.е. каждый новый день приносит кро­хе дополнительные 20 г веса. Это несколько меньше, чем в последующие месяцы, так как в течение самой первой недели жизни все новорожденные дети "худеют", у них отмечается феномен потери массы тела (в среднем малыш худеет на 5-8% от перво­начального веса). Причинами этого являются выделе­ние довольно большого количества первородного кала (мекония) и поступление сравнительно небольшого по объему количества питания (молока) в первые дни жизни при расходовании значительного количества энергии. Ин­тересно, что дети, родившиеся в срок (т.е. при доно­шенной беременности), но имеющие небольшую массу тела, могут за первый месяц набирать ее более интен­сивно, как бы догоняя своих изначально более упитанных сверстни­ков. А вот недоношенные дети массу набирают медлен­нее. Рост новорожденного за первый месяц увеличивается в сред­нем на з см.

Питание

Как уже было сказано, первый ме­сяц жизни в целом - адаптация новорожденного к "внеутробному" миру. Это касается и питания. У новорожденного, который питается грудным молоком, обычно отсутствует чет­кий режим приема пищи. Мамам рекомендуется как можно чаще предлагать ему грудь, чтобы у него была возможность есть так часто, как ему хочется. Это называется - система кормлений по требованию. За сутки ребенок первого месяца жизни прикла­дывается к груди в среднем 8-12 раз. Если новорожденный тре­бует грудь чаще, не стоит паниковать. Кроха пока еще вырабатывает свой, особый, режим кормлений, вполне возможно, они будут более упорядоченными через какое-то время. Следует помнить, что требуя грудь часто, ребенок не толь­ко получает капельки бесценного грудного молока, но и удовлетворяет свой сосательный рефлекс, что очень важно для его правильного неврологического развития.

Малыш, находящийся на искусственном вскармлива­нии, в первые 2 недели жизни должен получать адапти­рованную смесь 8 раз в сутки через равные промежутки времени. В возрасте старше 2 недель ребенку позволи­тельно (но не обязательно) делать ночной перерыв, т.е. частота кормлений составляет / раз в сутки при 6-часо- вом ночном отдыхе. Обычно таким детям между корм­лениями 1-2 раза в сутки предлагают еще небольшое количество воды в качестве питья.

Расчет необходимого суточного количества адапти­рованной смеси для малыша первых 7-10 дней жизни проводят по следующей формуле: 80хN или 70xN, где N - день жизни ребенка. Если масса малыша при рождении была более 3200 г, используют первый вариант формулы, если менее - второй. Полученное значение делят на ко­личество кормлений, рассчитывая таким образом необ­ходимый разовый объем смеси.

После 10-14 дней кроха съедает за сутки питание, рав­ное по объему 1/5 от его массы.

Умения первого месяца

Здоровому ребенку первого месяца жизни присущи все безусловные физиологические рефлексы, которые отно­сятся к «врожденным». Педиатр, проводя осмотр такого малыша, проверяет, насколько хорошо кроха хватается за палец, отталкивается стопами от ладони в положении лежа на животе, опирается на стопы при поддержке в вер­тикальном положении и другие рефлексы. В целом у ребен­ка еще отсутствует координация движений, они хаотичны.

К концу первого месяца здоровый малыш, лежа на жи­воте, способен непродолжительное время удерживать приподнятую голову. Кроме того, должна быть кратковре­менная фиксация взгляда на яркой игрушке. К этому вре­мени младенец может начать улыбаться при ласковом об­ращении к нему.

Развитие

Поскольку расстройство вызывает плач, а за плачем следует утешение, в сознании ребенка постепенно выстраивается связь между этими событиями. Он видит вас у своей кроватки и уже чувствует, что сейчас наступит ощущение комфорта и покоя. Спустя какое-то время малыш начнет интуитивно ощущать себя в безопасности, зная, что его желания будут удовлетворены. По мере того как возрастает доверие ребенка к вам, в вас крепнет уверенность в своих силах. Вы уже способны верно оценить его склонности, знаете его сильные стороны, можете приспособиться к темпу развития малыша и удовлетворить его потребности. Теперь вы становитесь самым важным человеком в его жизни, который понимает его нужды и характер.

В течение первых дней и недель крепнут узы любви между вами и малышом. Эти теплые и нежные отношения станут для него первым уроком любви. На протяжении всей своей жизни он будет черпать из них энергию и строить на их основе взаимоотношения с окружающим миром.

Развитие двигательных навыков у новорожденного

Новорожденный младенец не в состоянии самостоятельно принимать пищу или передвигаться, но он далеко не беспомощен. Он вступает в мир, имея в запасе достаточно большой набор способов поведения, основанных на безусловных рефлексах. Большинство из них жизненно важны для малыша. Например, если новорожденного ребенка погладить по щеке, он поворачивает головку и ищет губами соску. Если соску положить в рот, ребенок автоматически начнет сосать ее. Другой набор рефлексов защищает ребенка от физических повреждений. Если малышу прикрыть нос и рот, он будет вертеть головкой из стороны в сторону. Когда к его лицу приближается какой-либо предмет, он машинально моргает глазами.

Некоторые рефлексы новорожденного не имеют жизненно важного значения, но именно по ним можно определить уровень развития ребенка. Осматривая только что родившегося младенца, врач-педиатр держит его в разных положениях, неожиданно издает громкие звуки, проводит пальцем по ступне малыша. По тому, как ребенок реагирует на эти и другие действия, врач убеждается, что рефлексы новорожденного нормальны и нервная система в порядке.

В то время как большинство рефлексов, присущих новорожденному, исчезают в течение первого года жизни, часть из них становится основой для приобретенных форм поведения. Сначала ребенок сосет инстинктивно, но по мере приобретения опыта он приспосабливается и изменяет свои действия в зависимости от конкретных условий. То же самое можно сказать и о хватательном рефлексе. Новорожденный младенец каждый раз одинаково сжимает пальцы независимо от того, какой предмет положить ему на ладонь. Однако когда малышу исполнится четыре месяца, он уже научится контролировать свои движения. Сначала он сосредоточит внимание на предмете, затем протянет руку и схватит его.

Мы склонны считать, что все новорожденные начинают свое развитие с одинаковой исходной точки, однако они заметно отличаются друг от друга по уровню двигательной активности. Некоторые дети удивительно вялы и пассивны. Лежа на животе или на спине, они остаются почти неподвижными до тех пор, пока их не приподнимут и не переложат. Другие, наоборот, проявляют заметную активность. Если такого ребенка положить в кроватке лицом вниз, он будет медленно, но упорно двигаться к ее изголовью, пока не упрется в самый угол. Очень активные дети могут рефлекторно переворачиваться с живота на спину.

Еще одно важное различие у новорожденных - уровень мышечного тонуса. Некоторые дети выглядят очень напряженными: их коленки постоянно согнуты, руки плотно прижаты к телу, пальцы крепко сжаты в кулачки. Другие - более расслаблены, мышечный тонус конечностей у них не такой сильный.

Третье различие между новорожденными заключается в степени развития их сенсорно-двигательного аппарата. Некоторых детей, особенно маленьких или тех, которые родились преждевременно, очень легко вывести из состояния равновесия. При любом, даже самом незначительном шуме они вздрагивают всем своим существом, а их руки и ноги начинают беспорядочно двигаться. Иногда без всякой видимой причины по их тельцу пробегает дрожь. Другие малыши с самого рождения выглядят хорошо развитыми. Они как будто знают, как положить руку в рот или рядом со ртом, и часто делают это, чтобы успокоиться. Когда они шевелят ножками, их движения упорядочены и ритмичны.

Разные уровни развития двигательных навыков, мышечного тонуса и сенсорно-двигательного аппарата, которые наблюдаются у новорожденных, отражают особенности в организации нервной системы. Дети, которые активно ведут себя, хорошо развиты и имеют нормальный мышечный тонус, считаются у родителей легкими детьми. За пассивными, слаборазвитыми детьми с вялым или, наоборот, слишком напряженным мышечным тонусом, который наблюдается первые месяцы жизни, гораздо труднее ухаживать. К счастью, благодаря заботливому уходу и терпению родителей, большинство детей преодолевают эти трудности и в своем развитии быстро догоняют сверстников.

Развитие способностей видеть, слышать, чувствовать у новорожденного

Ребенок появляется на свет с врожденным репертуаром реакций, помогающих ему приспособиться к окружающему миру. Он щурит глаза, когда зажигается яркий свет или какой-нибудь предмет приближается к его лицу. На небольшом протяжении он может прослеживать взглядом двигающийся предмет или человеческое лицо.

Новорожденный ребенок обладает также врожденной способностью через свои ощущения получать новую информацию. Любопытно, что он даже проявляет определенные предпочтения среди того, что видит. Как правило, младенцы предпочитают конфигурации с выраженной точкой и их особенно привлекают движущиеся предметы и сочетания черного с белым. Задумайтесь над тем, какими удивительными свойствами обладает глаз человека. Трудно удержаться от вывода, что в ребенке изначально заложена уникальная способность устанавливать зрительный контакт со своими родителями.

Наряду с врожденными зрительными способностями, новорожденный обладает также замечательным слухом. Мы не только уверены в том, что малыш слышит с момента рождения, но есть все основания предположить, что он слышит, еще находясь в утробе матери. Новорожденный поворачивает головку в ту сторону, откуда доносится звук, особенно если это незнакомый ему звук, и, наоборот, отворачивается от повторяющихся, громких или непрерывных звуков. Еще более поражает тот факт, что ребенок в состоянии отличить человеческий голос от любого другого звука. Иными словами, кроме врожденной способности смотреть вам в глаза, в ребенке заложена также способность слышать ваш голос.

Однако, несмотря на то, что новорожденный в состоянии воспринимать звук и поворачиваться в ту сторону, откуда он доносится, его зрительная и слуховая системы недостаточно скоординированы. Если ребенок слышит шум, источник которого находится прямо перед ним, он не станет инстинктивно искать его взглядом. Для развития такой координации необходимо время. Давая ребенку возможность познакомиться с предметами, которые привлекают его внимание и своим видом, и своим звуком, родители закладывают в сознании малыша основу для способности связывать увиденное с услышанным.

До сих пор речь шла о способности ребенка видеть и слышать. Теперь настала пора поговорить о других ощущениях: о вкусовых, об обонянии и осязании. Дети любят сладкое и отказываются от соленой, кислой и горькой пищи. Кроме того, они отворачиваются от сильных и резких запахов.

Известно также, что новорожденные реагируют на разного рода прикосновения. В то время как энергичное растирание махровым полотенцем возбуждает малыша, ласковый массаж способен его усыпить. Проводя по тельцу кончиками пальцев или кусочком мягкой шелковой ткани, можно привести его в состояние спокойного бодрствования. Малышу особенно приятно ощущать прикосновение человеческой кожи. Многие мамы, кормящие детей грудью, рассказывают, что младенец начинает активнее сосать, если его рука лежит у матери на груди.

Мы описали несколько типичных способов того, как дети реагируют на разного рода стимулы, когда реакции ребенка на них проявляются по-разному, в зависимости от конкретных условий. Исследователи, изучающие новорожденных, отмечают, что у детей имеются разные уровни возбудимости. Этим уровнем возбудимости обусловливаются особенности поведения детей. Проснувшись, ребенок может находиться в спокойном бодрствовании или активном бодрствовании, а может кричать или плакать.

Каким образом новорожденный реагирует на происходящее в окружающем мире, больше всего зависит от степени его возбуждения. Ребенок, находящийся в состоянии спокойного бодрствования, услышав звонок, моментально остановит свои действия и попытается повернуться в сторону раздавшегося звука. Тот же малыш в возбужденном или раздраженном состоянии может просто не заметить звонка.

Развитие социального воспитания у новорожденного

Период младенчества - время, когда и ребенок и родители приспосабливаются друг к другу. Забота о малыше заставляет взрослых по-новому организовывать свой распорядок дня. Новорожденный как физически, так и психологически адаптируется к жизни вне материнского тела. Неотъемлемой частью этого процесса является саморегуляция ребенка. Он учится самостоятельно регулировать степень своей активности, так чтобы плавно переходить от состояния сна к бодрствованию и наоборот. В первые недели после рождения ребенка много сил у вас будет уходить на то, чтобы помочь малышу освоить эти переходные состояния.

Бодрствующий ребенок реагирует на звуки, пристально глядя на лица окружающих, и кажется, что у него внимательный и разумный взгляд. В такие моменты энергия малыша направлена на то, чтобы воспринимать информацию, и тогда у родителей появляется возможность заниматься и общаться с ним. Однако, слишком интенсивные упражнения могут утомить ребенка. Новорожденный не может сам выйти из состояния возбуждения. Поэтому особенно важно, чтобы родители вовремя почувствовали, что малышу необходим отдых. Если его ротик морщится, кулачки сжимаются и он нервно перебирает ножками, значит пришла пора отдохнуть.

Периоды активности и покоя в жизни ребенка должны перемежаться. Правильно составив распорядок дня, вы поможете своему малышу естественным способом переходить от одного состояния к другому. После кормления, например, можно подержать его в вертикальном положении, прислонив к плечу, или, взяв на руки, тихонько покачать.

Иногда ребенок может прийти в состояние покоя и после сильного крика. Если проснувшийся малыш начинает капризничать и видно, что он вот-вот расплачется, родители, как правило, всячески пытаются этого не допустить. Однако в некоторых случаях целесообразнее будет дать возможность покричать как следует. Видимо, плач снимает у ребенка напряжение и помогает ему перейти из одного состояния в другое. Даже если сразу после дремы он заплачет, пропустив состояние спокойного бодрствования, наплакавшись он может обрести его.

Однако, как правило, новорожденному бывает очень трудно выйти из состояния крика без посторонней помощи. Всем детям нужно помочь успокоиться. Однако при этом к каждому из них необходим индивидуальный подход.

Одни дети затихают, если родители заботливо берут их на руки или заворачивают в теплое мягкое одеяльце. Другие, наоборот, раздражаются при любом ограничении свободы и гораздо быстрее успокаиваются, когда их кладут на плоскую поверхность, не укрывая и не препятствуя их движениям. Большинству детей нравится, когда их носят или качают. Однако к каждому малышу необходимо иметь свой подход. Подумайте, какие из перечисленных способов лучше всего подходят вашему ребенку.

Как успокоить новорожденного:

  • Ходить по комнате, прижав малыша к плечу;
  • держать ребенка на весу, покачивая из стороны в сторону;
  • держать его у плеча и ритмично похлопывать по спинке;
  • положив ребенка себе на колени, ритмично двигать ими вверх и вниз или из стороны в сторону, или ласково похлопывать малыша по ягодицам;
  • сидя в кресле-качалке, положить ребенка лицом вниз себе на колени или, прижав к плечу, держать в вертикальном положении, медленно раскачиваясь;
  • быстро и ритмично раскачиваться в кресле-качалке;
  • положить ребенка в коляску и катать ее взад и вперед;
  • прогуляться, положив ребенка в коляску или в специальный рюкзачок, слинг;
  • положить ребенка в подвесной домашний гамак и тихонько покачать;
  • покатать ребенка в машине.

Звуки, так же как и движения, действуют на детей успокаивающе, но и здесь у малышей есть свои предпочтения. Некоторые быстрее успокаиваются, когда слышат непрерывные звуки тиканье часов, шум стиральной машины, звуки, имитирующие биение сердца, и т. д. Другие лучше реагируют на негромкий разговор, монотонное пение или тихий шепот. Есть и такие дети, которым нравится музыка -- колыбельные, записи классических произведений, мелодии из музыкальных шкатулок.

До сих пор мы говорили о том, как заботливые и любящие родители помогают новорожденным адаптироваться в жизни вне материнской утробы. В свою очередь ребенок также оказывает влияние на жизнь взрослых. Он помогает им приспособиться к их новой роли - родителей. С рождением ребенка они приобретают новый социальный статус, и между ними и малышом строятся очень тесные отношения.

Ребенок может сообщить о своем внутреннем состоянии только двумя способами - улыбаясь и плача. Процесс развития этих способов практически одинаков. В первые недели жизни малыша они возникают как бы сами собой, что отражает его реакцию на те физиологические процессы, которые происходят в его организме. Крик является признаком дискомфорта или боли, улыбка - свидетельством того, что ребенок находится в состоянии покоя и получает удовольствие. Постепенно баланс начинает смещаться. Плач и улыбки все больше регулируются внешними факторами, и в результате ребенок начинает, конечно, еще без слов, непосредственно общаться с родителями.

Особенно интересно наблюдать, как меняется улыбка в первые один-два месяца жизни ребенка. Первоначально блуждающая улыбка появляется на личике малыша во время сна. Затем в возрасте двух недель он начинает улыбаться, когда его глаза открыты, что обычно происходит после кормления. При этом улыбка, как правило, сопровождается стеклянным отсутствующим взглядом. К третьей-четвертой неделе в улыбке происходят качественные изменения. Ребенок реагирует на громкий голос родителей, с которыми у него устанавливается визуальный контакт, и, в конце концов, младенец награждает взрослых вполне осознанной улыбкой.

Ребенок, который большую часть времени доволен, спокоен и находится в контакте с окружением, вселяет в родителей уверенность и оптимизм. Нервный и капризный малыш, которого нелегко успокоить, несмотря на заботливое отношение взрослых, доставляет им гораздо больше проблем. Те родители, у которых появился первенец, нередко связывают раздражительность ребенка с тем, что они неопытны и не умеют правильно с ним обращаться. Как только они поймут, что повышенная возбудимость малыша зависит от внутренних физиологических процессов, происходящих в его организме, они вновь обретут уверенность в себе. Это поможет им пройти через испытания, которые ожидают их в первые недели жизни ребенка. Методом проб и ошибок родители приобретают опыт и находят собственный способ успокаивать своего малыша - пеленать, энергично укачивать или же просто дать возможность ему какое-то время как следует покричать, пока он не уснет. Очень важно, чтобы родители с самого начала понимали, что трудности, испытываемые ребенком в первый год жизни, никак не связаны с особенностями его поведения и характера в будущем.

В течение первого месяца жизни малыша большинство родителей испытывают подчас отрицательные эмоции. Молодая мать, страдающая от постоянного детского плача, измученная родами и бессонными ночами, может впасть в депрессию или стать раздражительной по отношению к другим членам семьи. Отцу, несмотря на его горделивую улыбку, может иногда казаться, что младенец не только ограничивает его свободу, но также лишает внимания и заботы жены. По мере того как дети взрослеют, их сон длится дольше, а родители приспосабливаются к другому распорядку дня. По окончании первого трудного периода, когда только складываются отношения между родителями и малышом, члены семьи в полной мере смогут вознаградить друг друга радостью общения.

Развитие ребенка до года по месяцам - Первый месяц - Как развивать новорожденного

Наиболее трудная задача, стоящая перед новорожденным ребенком в течение первого месяца его жизни, -- приспособиться к условиям вне материнского организма. Большую часть времени малыш спит. Проснувшись, он начинает вести себя в соответствии со своим внутренним физиологическим состоянием. Периоды активного бодрствования, когда ребенок готов воспринимать новую информацию, редки и кратковременны. Поэтому не стоит заранее планировать занятия с новорожденным, просто старайтесь использовать удобный случай. Такая возможность появляется, когда ребенок сыт и пребывает в хорошем настроении. Помните, что у детей разные пороги возбудимости, и если вы переутомите малыша, он может начать беспокоиться, кричать и плакать.

Практические советы:

  • Занимайтесь ребенком не больше, чем это нужно;
  • Ему необходимо человеческое тепло, и поэтому он любит, чтобы его брали на руки. Попробуйте узнать, как относится к этому ваш малыш. Некоторые дети нервничают и раздражаются, когда их держат на руках слишком долго. Бывает, что раскапризничавшийся малыш затихает, если его положить в удобный детский рюкзачок. Однако если ребенок очень редко бывает на руках, он может стать вялым и апатичным;
  • Меняйте положение ребенка;
  • Когда ребенок бодрствует, старайтесь разнообразить его позы. Пусть он какое-то время лежит на животе, затем на спине или на боку. Находясь в разных положениях, малыш научится двигать руками и ногами;
  • Рядом с пеленальным или туалетным столиком повесьте календарь и карандаш. В отдельную графу можно записывать каждое новое достижение вашего ребенка;
  • Наслаждайтесь временем, которое вы проводите с малышом;
  • Смейтесь и веселитесь вместе с ребенком. Иногда кажется, что он в состоянии выразить свою радость;
  • Не бойтесь избаловать ребенка;
  • Старайтесь быстро выполнять его желания. Если вы уделяете малышу достаточно внимания, когда он в нем нуждается, он не станет досаждать вам лишний раз;
  • Обращайтесь с малышом бережно.


Развитие ребенка до года по месяцам - Первый месяц - Игры

Развитие зрения у новорожденного

Прикрепите к детской кроватке двигающуюся музыкальную игрушку. В те моменты, когда малыш не спит и находится в хорошем настроении, он остановит взгляд на игрушке и будет следить за ее движениями. Это вызовет у ребенка интерес к окружающему миру за пределами кроватки. Движущиеся музыкальные игрушки особенно привлекают внимание малышей.

Перемещайте фонарик взад и вперед. Прикройте фонарик красным или желтым полиэтиленом. Медленно поводите им из стороны в сторону перед лежащим на спине ребенком. Сначала малыш задержит взгляд только на мгновение, но затем начнет следить за фонариком.

Покажите язык. Некоторые двух-трехнедельные малыши могут подражать взрослым, когда те высовывают язык. Попробуйте проделать это.

Развитие слуха у новорожденного

Повесьте колокольчик. Повесьте цветной колокольчик так, чтобы ребенок мог видеть, как он двигается, и слышать его звук. Это позволит малышу связывать красивое увиденное с приятным звуком. Если колокольчик повесить над кроваткой, то сначала некоторое время малыш будет смотреть на него, а затем уснет.

Танцуйте под музыку. Ваш ребенок обрадуется знакомому покачиванию и потряхиванию, к которым он уже привык. Слушайте музыку, держа ребенка на руках и тихонько пританцовывая.

Потрясите погремушкой рядом с малышом. Осторожно потрясите погремушкой справа и слева от ребенка. Сначала сделайте это тихо, а затем громче. Спустя какое-то время малыш поймет, что звук, который он слышит, доносится откуда-то извне. Он начнет искать глазами источник звука. (Если в жестяную банку из-под сока положить несколько сухих горошин, получится отличная погремушка.)

Развитие осязания у новорожденного

Положите ребенку на ладошку палец или погремушку. Положите ребенку на ладошку палец или погремушку. Малыш обхватит их пальчиками.

Развитие мышц ног у новорожденного

Положите малыша на жесткий матрас (матрасик из детской кроватки или манежа вполне подойдет). Позвольте малышу некоторое время подвигать ножками и ручками. Если он начнет плакать, попробуйте успокоить его, осторожно покачивая.

Уход за новорожденным

Время кормления у новорожденного

Сохраняйте хорошее настроение. Независимо от того, кормите вы ребенка грудью или из бутылочки, старайтесь делать это так, чтобы и ребенок и вы чувствовали себя спокойно и удобно. Помните, что малыш лучше вас знает, когда он уже насытился, поэтому не делайте попыток заставить его съесть еще немножко. Избегайте принуждения, чтобы не потерять доверие ребенка. Протяните руку и дотроньтесь. Пока малыш ест, ласково поглаживайте ему головку, плечи и пальцы рук, тогда кормление у него будет ассоциироваться с вашими нежными прикосновениями. Некоторые дети во время еды любят слушать пение, а другие, услышав мамин голос, перестают сосать. Если вашего ребенка легко отвлечь, отложите пение на время перерыва в еде или пока малыш будет срыгивать.

Первые ванночки новорожденного

Купайте малыша в детской ванночке. (Посоветуйтесь с доктором, прежде чем купать ребенка в первый раз.) Во время купания тихонько напевайте, ласково потирая его мягкой губкой или тряпочкой. Если ребенок скользит и ему нужна мягкая подстилка, положите на дно ванночки полотенце. После купания хорошо заняться массажем. Используя детский крем или растительное масло, осторожно помассируйте малышу плечи, руки, ноги, ступни, спину, живот и ягодицы. Продолжайте делать это, пока ваш ребенок находится в хорошем расположении духа.

Пеленание и одевание новорожденного

Меняя малышу пеленки, ласково поцелуйте ему животик, пальчики на руках и ногах. Эти нежные прикосновения помогают ребенку научиться осознавать части своего тела. При этом он не только ощущает свое тело, но и чувствует вашу любовь.

Не кутайте малыша. Если в комнате 20 -- 25 градусов, он будет хорошо себя чувствовать в легкой рубашечке и пеленке. Дети перегреваются, потеют и ощущают дискомфорт, если их одеть слишком тепло.

Стул и мочеиспускания новорожденного в первый месяц жизни

В первые дни жизни частота мочеиспусканий небольшая - от 1-2 в первые сутки до 8-15 на 5-е сутки. К концу первого месяца ребенок может мочиться 20-25 раз за сутки. Редкие мочеиспускания в первые дни жизни связаны с особенностями работы еще не совсем зрелых в функциональном отношении почек малыша. Да и количество потребляемой жидкости в пер­вые дни невелико.

Стул малыша первого месяца очень изменчив по частоте и характеру. В первые 1-2 дня вы­деляется густой первородный кал зеленовато- коричневого цвета, называемый меконием. За­тем отмечается довольно частый, до 6-8 раз в сутки, изменчивый по характеру (с зеленью, слизью, непереваренными комочками) переходный стул. После 7-10 дней жизни стул у грудничка желтый, ка­шицеобразный, имеет кислый запах. Ча­стота дефекации составляет от 3 до 5-8 раз в сутки. У детей-«искусственников» стул, как правило, более редкий - в среднем 3-4 раза в сутки. Если малыш получает материнское молоко, которое очень хорошо усваивается, в норме так­же могут отмечаться эпизоды задержки стула на 1-2 дня, не сопровождающиеся вздутием живота, срыгиванием или бес­покойством крохи. Подробнее о проблемах со стулом у грудничков вы можете в специальной статье на нашем сайте -

Прививки новорожденного в первый месяц жизни

Еще находясь в родильном доме, малыш успе­вает в норме получить 2 вакцины - против ге­патита В (в первые сутки жизни) и туберкулеза (на 3-7-е сутки). В поликлинике в возрасте i ме­сяца повторно против гепатита В вакцинируются только те малыши, которые относятся к группе особого риска (в случае если их мамы являются носителями вируса гепатита В, или больны ге­патитом В, или перенесли это заболевание не­задолго до родов). Также в первый месяц повторную дозу вакцины против гепатита В должны полу­чить дети, если в их домашнем окружении есть вирусоносители или больные острой или хрони­ческой формой гепатита В.

Обследования новорожденного в первый месяц жизни

В 1 месяц ребенок подлежит обязательному ультразвуковому обследованию на предмет выявления патологии тазобедренных суставов (их дисплазии, врожденного вывиха). Кроме того, проводится УЗИ головного мозга (нейро- сонография - НСГ) и УЗИ внутренних органов (чаще всего - органов брюшной полости, по­чек). Согласно действующим в настоящее время стандартам обследования,в месячном возрас­те каждому малышу необходимо сделать элек­трокардиограмму - ЭКГ (графическое отобра­жение биопотенциалов работающего сердца).

Врачи для новорожденного в первый месяц жизни

В 1 месяц ребенок в первый раз отправляет­ся на прием в детскую поликлинику. Кроме педиатра, согласно рекомендациям действу­ющего на сегодняшний день приказа, кроху должны осмотреть невролог, детский хирург и травматолог-ортопед. Но обход этих врачей, как правило, вам позволят растянуть до 3-х месячного возраста. Всё же не очень хорошая идея каждый день наведываться в больницу с новорожденным. Если есть показания, перечень специалистов, которые осматрива­ют ребенка в 1 месяц, может быть расширен. Например, малыша может проконсультиро­вать врач-офтальмолог или кардиолог.

Сон новорожденного

Время отдыха новорожденного

Сон новорожденного занимает около 18 часов в сутки. Условно говоря, ребенок этого возрас­та просыпается в основном лишь для того, чтобы поесть. Само бодрствование довольно непро­должительное, ограничено 15-20 минутами. Оно не столь активное, как в последующие месяцы жизни, и, как правило, предшествует кормлению. Для месячного грудничка характерно засыпание сразу после еды или даже во время кормления. Конечно, малыш может просыпаться и между кормлениями. Как правило, это случается при на­личии «весомой» причины - мокрый подгузник, неудобное положение, громкий звук, разбудив­ший кроху.

Укладывая малыша в кроватку, включите радио, магнитофон или заведите музыкальную шкатулку. Тихая музыка успокоит его. Но самый лучший и верный способ успокоить кроху - это спеть ему .

Вместо того чтобы покупать дорогостоящую игрушку, издающую звуки, запишите на пленку шум посудомоечной или стиральной машины. Монотонный гул, который слышит ребенок, поможет ему успокоиться и заснуть.

Если с самого раннего возраста в сознании ребенка связывать время сна с мягкой музыкальной игрушкой, она станет неотъемлемым элементом этого процесса.

Становясь старше, некоторые дети сопротивляются, когда их кладут в кроватку, а эта игрушка поможет им успокоиться и заснуть.

Перед сном дайте малышу пустышку. Дети, которые с раннего возраста привыкли к пустышке, умеют засыпать самостоятельно. Если ваш ребенок отказывается от соски, то сначала ее можно класть ему в рот только на несколько минут, пока он не привыкнет. Если малыш продолжает упорствовать, найдите другой способ.

Если погода позволяет, возьмите ребенка погулять, катая его в коляске. Постоянное движение поможет ему заснуть.

Ночью дети часто просыпаются. Оставьте гореть ночную лампу – мягкий свет позволит ребенку наблюдать за причудливыми очертаниями окружающих предметов.

За последние несколько месяцев утробного состояния ребенок привык спать в тесноте. Поэтому он будет хорошо себя чувствовать, если его запеленать или обложить подушками. Во многих магазинах продаются подвесные гамачки, которые можно укрепить внутри обычной детской кроватки. Некоторые из них снабжены специальным устройством, создающим у ребенка иллюзию биения материнского сердца. Ритмичные звуки напоминают малышу те, которые он слышал, находясь в утробе матери; это успокаивает его, и он засыпает.

Прогулки с новорожденным в первый месяц жизни

Продолжительность пребывания на свежем - воздухе определяется погодой. В летнее время с крохой начинают гулять практиче­ски со следующего дня после выписки из ро­дильного дома. Начинают прогулки с 20- 30 минут, их продолжительность постепен­но увеличивается, достигая примерно через неделю после выписки малыша 1,5-2 часов, т.е. прогулки могут занимать практически все время между кормлениями.

Оптимальным при хорошей погоде счита­ется пребывание на свежем воздухе не ме­нее двух раз в день. В холодное время года малышу дают адаптироваться в домашних условиях 2-3 дня, а затем его тоже «выво­дят в свет». Разумеется, обращая внимание на температуру воздуха (не ниже 0°С), от­сутствие резкого ветра. Начинают прогулки с 10 минут, постепенно увеличивая время пребывания на улице до 30-40 минут и даже 1 часа, в зависимости от погодных условий. Еще хороший совет тем, у кого есть балкон, желательно застекленный: в холодное время года прогулки с новорожденным можно начинать именно там. Можно это делать с первых дней пребывания дома. Так же, начиная с пребывания 10 минут, постепенно увеличивая до рекомендуемой нормы.

THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама