THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама

Сводный опыт теоретиков и практиков цвета дает нам четыре основных направления в сочетаниях цветов:

    Контрастные сочетания

    Родственные сочетания

    Родственно-контрастные сочетания

    Нейтральные сочетания

Контрастные сочетания:

    Контраст по цвету

    Контраст по площади цветовых пятен

    Контраст светлого и темного

    Контраст теплого и холодного

    Контраст по насыщенности

    Контраст дополнительных цветов

    Симультанный контраст

ЦВЕТОВОЙ КРУГ

Цветовой круг и знание законов составления цветовых комбинаций на его основе, позволяют безошибочно работать с различными палитрами цветов и составлять те или иные цветовые сочетания для достижения определенного эмоционального состояния. Чтобы было проще разобраться в этой схеме взаимоотношений цветов, необходимо иметь перед глазами основной цветовой круг. Чем дальше, тем больше возможных комбинаций, поэтому лучше возвращаться к рисунку и просматривать каждый раз схему. Нужно еще иметь ввиду, что цветопередача дисплеев далека от идеала. Поэтому для особо чувствительных к цветам людям советую делать поправку на сей печальный факт. Но в любом случае, если будет ясна общая схема работы, то проблем в дальнейшем при выборе необходимой цветовой гаммы не возникнет.

красно-оранжевый (шафранный), желто-оранжевый (янтарный), желто-зеленый (цитрусовый), сине-зеленый (бирюзовый), сине-фиолетовый (сиреневый) и красно-фиолетовый (пурпурный) оттенки.

Ниже представлены десять типов цветовых комбинаций, это:

Ахроматические

Здесь используются только оттенки серого, от белого до черного. Как уже говорилось, ахроматические цвета - это цвета, отсутствующие в спектре. Чистые ахроматические цвета (без примесей оттенков цвета) в природе практически не существуют. Всегда черный (или серый) будет иметь тот или иной оттенок.

К черному стремится любой цвет при снижении яркости (например, при уменьшении освещенности до полной темноты). При увеличении яркости любой цвет стремится к белому.

Использование только одних ахроматических цветов дает возможность создать невероятно оригинальный интерьер. Здесь как нигде в других случаях может быть выражена сама фактура используемого материала: блеск, матовость, прозрачность, бархатистость, структура поверхности необычных видов.

Если добавить к ахроматическим цветам один яркий цвет, часто это красный, то получается очень стильное помещение. Такие сочетания могут быть использованы в минимализме с намеком на японский стиль.

Если добавить нежные, еле заметные оттенки, то такое сочетание можно использовать как основу под дизайн в таких современных стилях, как хай-тек.

Основные

Главные, основные, цвета на цветовом круге: красный, желтый, синий. На то они и основные, что составляют основу цветового круга. Имея в руках краски только этих цветов плюс белый и черный, опытный художник создаст все остальные цвета (при условии, что три основных цвета будут радужной чистоты, без примесей).

Составные

Цвета второго порядка: зеленый, фиолетовый, оранжевый. Получаются путем смешивания попарно трех основных цветов: красного, желтого и синего. Например, при смешении желтого и синего - получается зеленый. Составных цветов всего три: оранжевый, зеленый и фиолетовый.

Сложные

Сложные цвета получаются путем смешивания трех составных цветов с рядом лежащими основными. Например: оранжевый плюс желтый: получается желто-оранжевый. Таких цветов уже шесть. Триада сложных цветов может быть одной из этих комбинаций: красно-оранжевый, желто-зеленый и сине-фиолетовый; сине-зеленый, желто-оранжевый и красно-фиолетовый. На цветовом круге все они находятся на одинаковом расстоянии друг от друга, занимая промежуточное положение между составными цветами. Затемняя или осветляя эти цвета в той или иной степени, мы получаем всю возможную гамму цветов. На основном цветовом круге сложные цвета представлены (насколько это возможно) без осветления или затемнения, путем смешивания цветов в равной пропорции. Если же пропорции цветов для смешивания менять по своему усмотрению и дополнительно еще и осветлять либо затемнять цвета, то в итоге мы получим всю градацию цветов, представленную на полном цветовом круге и даже более того. Как пример некоторых сложных цветов:

До сих пор мы рассматривали цвета по принципам их получения путем смешивания трех основных цветов, затем сложных и составных. В итоге можно получить все возможные чистые хроматические цвета. Палитру можно значительно расширить, добавляя в хроматические цвета - ахроматические. Но это лишь начало игры в цвета. Теперь перейдем к типам взаимоотношений между цветами, рассматривая их расположение на цветовом круге. Это уже - руководство к действию. От расположения комбинации выбранных цветов на цветовом круге зависит их влияние на наше восприятие. В зависимости от того, выбрали ли мы рядом стоящие цвета или противоположно расположенные цвета на цветовом круге - будет меняться и воздействие этой комбинации цветов на наше восприятие. Теперь есть смысл обратиться к полному цветовому кругу.

Контрастные

Контрастными по отношению друг к другу считаются два цвета, между которыми на цветовом круге
находятся три промежуточных цвета (эти пары выборок часто путают с дополнительными цветами).

Таких пар цветов шесть, по количеству пар цветов в основном цветовом круге.

Подобные пары цветов очень часто использовались в одежде скоморохов, эти сочетания максимально броски и навязчивы.

Надо помнить, что использование насыщенных контрастных цветов - это очень жесткое сочетание, его нельзя использовать в равных по объему плоскостях и массах в интерьере. Но, используя контрастный цвет как небольшой акцент, например, голубые тарелки и полотенца в желтой кухне, мы достигнем ярких, эффектных сочетаний. Они будоражат и повышают жизненный тонус.

Использование контрастных точек и штрихов в интерьере способно придать жизнь и шарм скучному помещению, наподобие тому, как капля перца способна изменить вкус пресного блюда. Но надо помнить, что стоит только переборщить с перцем, и блюдо становится несъедобным.

Совсем иное впечатление возникнет при использовании разбеленных контрастных сочетаний (с добавлением ахроматических цветов), например, таких как кремово-желтый и серо-голубой. Чем более разбелены контрастные цвета, тем меньше ограничений в их использовании в одном пространстве.

Вообще ахроматические цвета способны спасти любую выборку цветов, даже контрастную. Об этом речь пойдет далее.

Дополнительные

Прямо противоположные цвета на цветовом круге называются дополнительными. С дополнительными цветами можно провести один любопытный фокус.

Если мы разделим спектр на две части, например - на красно-оранжево-жёлтую и зелёно-сине-фиолетовую, и соберем каждую из этих групп специальной линзой, то в результате получим два смешанных цвета, смесь которых в свою очередь также даст нам белый цвет.

Если мы удалим из спектра один цвет, например, зеленый, и посредством линзы соберем оставшиеся цвета - красный, оранжевый, желтый, синий и фиолетовый, - то полученный нами смешанный цвет окажется красным, то есть цветом, дополнительным по отношению к удаленному нами зеленому. Если мы удалим желтый цвет, - то оставшиеся цвета - красный, оранжевый, зеленый, синий и фиолетовый - дадут нам фиолетовый цвет, то есть цвет, дополнительный к желтому.

Два цвета, объединение которых дает белый цвет, называются дополнительными цветами. Фактически, идеально чистые дополнительные друг к другу цвета "убивают" друг друга. Каждый цвет является дополнительным по отношению к смеси всех остальных цветов спектра. В смешанном цвете мы не можем увидеть отдельные его составляющие. В этом отношении глаз отличается от уха с хорошим музыкальным слухом, которое может выделить любой из звуков аккорда.

Пример дополнительных цветов:

Это сочетание, используемое в интерьере, так же очень броское, хоть и не такое навязчивое, как контрастные цвета. Оно воспринимается немного мягче, и если использовать один или оба цвета разбеленными, то можно получить неплохие в итоге сочетания.

Но - необходимо быть очень осторожными с дополнительными цветами. Особенно это касается освещения. Об этом - в другой статье.

Монохроматические

Монохроматические цвета - это комбинации яркости и насыщенности в пределах одного и того же цвета.

Такое сочетание называют еще нюансным. В оформлении комнаты используются оттенки одного цвета (составляющие одного и того же сегмента круга). Такая ком­позиция способствует поддер­жанию атмосферы спокойст­вия и отдыха, если для нее выбираются цвета из холодной части круга, и атмосферы мягкой открытости, способствующей общению и активности, если используются цвета из теплой части круга.

Родственные

Любые три следующих друг за другом цвета или их оттенки на цветовом круге называются родственными. Выбирайте любой цвет на круге и добавляйте к нему оба соседних цвета на боковых сегментах. Такая выборка цвета еще называется в некоторых изданиях гармоничной.

Всего может быть 12 троек главных родственных (гармоничных) сочетаний.

Какие бы тройки гармоничных цветов вы не выбрали, интерьер, выполненный с помощью этих цветов, будет смотреться очень хорошо, при этом иметь различный по восприятию характер для каждого из 12 возможных вариантов, в зависимости от того, выбрана палитра из теплых или из холодных цветов. Пример выборки цветов по родственному типу:

Эти 12 вариантов главных троек могут быть расширены за счет использования разной светлоты (разбеленные и затемненные эти же цвета) выбранного цвета (расширяем за счет монохроматических цветов, см. далее) на расширенном цветовом круге. При этом по светлоте каждый из трех цветов может быть аналогичным другому или значительно отличаться друг от друга, один может быть очень осветлен и использован на больших поверхностях: стенах, потолке, другие - затемнены и использованы в качестве отдельных небольших элементов: подушек, декоративных ваз, рамок для картин.

Можно использовать иной, противоположный вариант, когда одна или часть стен выполняется в темном цвете, а мебель, пол и мелкие предметы - в осветленных вариантах гармоничных ему цветов.

Нейтральные

Если взять два рядом расположенных цвета в пределах двух полос цветов на цветовом круге, сгладить один из них добавлением родственных оттенков или "разбавить" ахроматическим (белым или черным), то в итоге мы получим нейтральные цвета. Пример нейтральных цветов:

Родственно-контрастные

Цвета с оттенками, расположенными на круге непосредственно слева и справа от цвета, дополнительного ему на цветовом круге. Пример таких цветов:

Немного о теории цвета.

По данным учёных человеческий глаз способен различать до семи миллионов различных оттенков цвета. Психологами доказано: первое впечатление складывается на основе колористической композиции, которую составляет общий колорит помещения, . Цветовая гамма сохраняется в памяти намного дольше, чем детали или пропорции. Каждый цвет занимает определенное положение на стандартном цветовом круге, который представляет собой непрерывность цветовых переходов. Сектора круга окрашены в различные цветовые тона, размещенные в порядке расположения спектральных цветов. Цветовой спектр. Первичные (основные) цвета - это красный, жёлтый и синий. Первичными они называются потому, что путём их смешивания можно получить все остальные цвета спектра цветового круга, а путём их смешивания с добавлением чёрного и белого цветов – все видимые человеком оттенки цвета. При этом первичные цвета невозможно получить в результате смешивания других цветов. Вторичные (составные) цвета получаются путем попарного смешивания первичных цветов: оранжевый, зелёный и фиолетовый. Третичные цвета получаются путем попарного смешивания первичного и вторичного цветов в равных долях. Хроматические цвета. Все цвета, кроме белого, черного и серого. Ахроматические цвета. Чёрный, серый и белый цвета носят название ахроматических (в буквальном переводе с греческого – бесцветных). Они относятся также к нейтральной цветовой гамме. Это означает, что они могут быть использованы дизайнером-оформителем в работе с минимальным риском нарушения цветового баланса художественного оформления. Ахроматическая (или тоновая) шкала. Шкала серого цвета (от 100% чёрного до 100% белого) – называется ахроматической (бесцветной) или тоновой шкалой. Тёплые и холодные цвета. Цвета делятся на тёплые и холодные. В составе тёплых красок больше жёлтого и красного, в составе холодных велика концентрация синего (к холодным цветам относятся фиолетовый, голубой и некоторые оттенки зелёного). Чёрный и белый цвета – это оттенки одного цвета: серого , который получается путём смешивании чёрного и белого цветов. В этом смысле 100% белый цвет – это серый цвет, в котором составляющая чёрного равна нулю, а 100% чёрный – это серый без добавления белого. Дополнительные (или комплиментарные) цвета. Цвета, расположенные напротив друг друга на цветовом круге. Смежные дополнительные цвета. Цвета, расположенные в углах основания равнобедренного треугольника, вписанного в цветовой круг. Цвета являются смежными дополнительными (или смежными комплиментарными) для цвета, представленного в сегменте круга, на который указывает вершина этого треугольника. Цвета диады. Два цвета, находящихся через один сегмент друг от друга на цветовом круге. Пример: красный и оранжевый. Цвета триады. Вершины равностороннего треугольника указывают на три сегмента цветового круга, цвета на которых равноудалены друг от друга. Эти цвета называются цветами триады. (Пример самой контрастной, яркой триады -первичные цвета: красный, жёлтый и синий.) Цвета тетрады. Цвета тех сегментов, на которые указывают углы вписанных в круг прямоугольника и квадрата, называются цветами тетрады. Тетрады - это сочетания цветов четырёх сегментов, равноудалённых (квадратная «тетрада») или практически равноудалённых (прямоугольная «тетрада») на цветовом круге.

Советы: Контрастные сочетания. Цветовые сочетания двух дополнительных. Цветов, цвета с его смежными дополнительными, триадных, а также тетрадных цветов являются контрастными. Особенно яркими и эффектными являются цветовые композиции с использованием сочетаний спектральных цветов. Сочетания помягче получаются с применением оттенков тех же самых цветов. красный – зеленый оранжевый – цвет морской волны яичный желтый – синий желтый – сиреневый лайм – фиолетовый салатовый – розовый и т.д.

Сочетания дополнительных цветов. Использованные в сочетании друг с другом, дополнительные цвета взаимно усиливаются, кажутся более интенсивными и насыщенными. Особенно эффективным является контраст сочетания первичного цвета и дополнительного к нему вторичного. Использование таких сочетаний возможно. Оно может быть очень выразительно, но требует особого умения. Вообще, сочетание дополнительных цветов, даже в форме оттенков – всегда достаточно контрастное. красный - синий оранжевый - голубой желтый - зеленый зеленый - голубой голубой - желтый, оранжевый синий - оранжевый, зеленый фиолетовый - желтый Сочетание цвета со смежными дополнительными цветами. Колористические схемы с использованием смежных дополнительных цветов - достаточно контрастные. Необходимо заметить, правда, что по сравнению с сочетаниями дополнительных цветов в таких сочетаниях цветовой контраст немного сглаживается. Сочетания цветов триады. Нужно сказать, что успешное использование одновременно трёх цветов триады – редкость. Такое сочетание рискует оказаться перенасыщенным цветовыми контрастами, несбалансированным. Сочетания цветов тетрады. Колористические схемы с использованием тетрад довольно контрастны. Глядя на цветовой круг, нетрудно заметить, что в тетрадах сочетаются цвета, являющиеся попарно дополнительными. Контрастность одной из пар при этом гасится контрастностью другой, но всё же использование тетрад потребует достаточно изощрённого чувства цветового баланса. В то же время успешное использование цветов тетрады сделает декор богатым по цвету, насыщенным цветными акцентами Применение контрастных сочетаний требует умения и такта. Тут важно не «переборщить», необходимо искусно сбалансировать цвета. Но всё же, если цветовая композиция получается достаточно гармоничной, но при этом кажется Вам чересчур яркой - нет необходимости обязательно заменять яркие цвета приглушёнными. Можно «разбавить» такую композицию, добавив к ней ахроматические цвета – белый, серый или чёрный, или кремовый цвет, который часто используется как нейтральный. Помимо названных выше типов цветовых сочетаний, возможны смешанные варианты. Допустим, оформление в основном строится на оттенках одного цвета, а акценты выбираются контрастные, с противоположной стороны цветового круга. Гармоничные сочетания.

Другим принципом подбора цветовых сочетаний является принцип гармоничных сочетаний. Аналогичные цвета. Цвета сегментов, расположенных по соседству друг с другом, называемые аналогичными цветами. Если, например, основным цветом у Вас является синий, то палитра оформления может включать и бирюзовый, расположенный по одну сторону от синего, и/или фиолетовый – по другую. Посмотрев на цветовой круг, Вы увидите, что некоторые гармоничные комбинации могут быть мягкими и спокойными, как жёлтый с весенне-зелёным. Другие, например, розовый с оранжевым, весьма эффектны. Каков бы ни был Ваш выбор, результат может получиться интереснее, чем если бы вы использовали оттенки только одного цвета. Сочетания цветов диады. Сочетания цветов, представленных в сегментах, находящихся через один сегмент друг от друга, являются также скорее гармоничными, чем контрастными. Тональные (нюансные) сочетания. Ещё одним принципом подбора цвета является тональный принцип, когда для оформления работы подбирают оттенки одного цвета, представленные в одном сегменте цветового круга. Монохроматические цвета . Эти оттенки называются монохроматическими цветами. К примеру, если для работы Вы выбираете жёлтый, палитра может варьироваться от бледно-жёлтого до тёмно-золотистого цвета. Создаётся цельная уравновешенная цветовая композиция. Еще несколько советов: Освещение заметно влияет на восприятие цветов. Они кажутся теплее и ярче в помещениях с окнами на юг, где больше солнца, в то время как в комнатах на северной стороне освещение обычно холодное, оно приглушает цвета, придавая им сероватый и прохладный «налёт». Электрический свет тоже изменяет цвета. Люминесцентные лампы обычно излучают холодный синеватый свет, а лампы накаливания делают цвета более тёплыми: жёлтый при таком освещении практически теряется, фиолетовый кажется коричневым, а терракотовый – оранжевым. При использовании холодных цветов для оформления изображений необходимо учитывать их способность как бы «отодвигать» изображение вглубь от зрителя, в то время как тёплые цвета изображение к зрителю приближают. Как упоминалось выше, белый, серый и чёрный, а также множество оттенков кремового цвета являются нейтральными. Они могут служить отличным противовесом ярким и сочным цветам, их хорошо включать в контрастную цветовую гармонию – чтобы уравновесить слишком яркие сочетания. В комбинации с различными оттенками коричневого нейтральные цвета создают очень спокойную и приятную, так называемую экологическую гамму.

Теория цвета

Хроматические цвета

Если для ахроматических цветов главным и единственным свойством является способность изменяться по светлоте, то для хроматических цветов главным свойством является способность изменяться по цветовому тону. Два других их свойства, таких, как насыщенность и светлота регулируется с помощью ахроматических цветов.

Насыщенность цвета
уменьшается с изменением светлоты цвета (темнее - светлее).

Одно из ключевых понятий в цветоведении. У нас постоянная потребность высветлять или затенять цвет. В обоих случаях цвет теряет свою яркость (насыщенность). Он, либо выбеливается, либо "чернится". Объект гасится, уводится от нашего внимания. Все внимание остается на самом ярком цвете! Кроме управления нашим вниманием, уровень насыщенности может создавать общую цветовую гамму, колорит работы (в приглушенных тонах, в ярких тонах, в серебристых и т.п.).

Основные цвета

Все разнообразие спектра белого света основано на взаимодействии - красного, желтого, синего и зеленого . Это основные цвета для красок, и они не содержат в себе посторонних оттенков цвета.

Оптическое смешение позволяет получать любой другой цвет, используя только три основных цвета - красный, желтый и синий .

Двухцветная юла (цвета на концах диагонали цветового круга) при вращении становится белой.

Дополнительные цвета

Каждая пара из четырех основных цветов в сумме образует белый цвет, поэтому их называют дополнительными. В круге они расположены друг против друга, красный напротив зеленого, а желтый напротив синего. Основные цвета не содержат примесей других цветов.

Любой другой промежуточный цвет так же является дополнительным к цвету, расположенному на противоположной стороне круга.

Зачем это знать? Если вы любите предельно яркие, звенящие работы, создавайте в каждом ее кусочке цветовой контраст, то есть, рядом с выбранным вами цветом помещайте дополнительный к нему цвет. Эти пары легко найти в цветовом круге (они на концах любой его диагонали).
Контрастные цвета , это и есть те самые пары из дополняющих друг друга цветов.

Родственные цвета

Все сочетания цветов, выбранных в пределах одной четверти цветового круга, представляют группу родственных цветов.

Кровное родство здесь подменяется родством по цвету. Оранжевая гамма в своих смесях содержит в разных пропорциях два основных цвета - красный и жёлтый, салатовая гамма содержит - жёлтый и зелёный, и т. д.

Смотрим, как меняется рисунок в кружках, в зависимости от выбора той или иной группы родственных цветов. Какую бы группу вы не выбрали, цветовая гамма будет мягкой и дружелюбной. Для детей, это самый понятный вид сочетания цветов.

Родственно-контрастные сочетания цвета

Данный принцип гармонизации цветов очень часто встречается в практике художников. Он напоминает действие цветного фильтра (или источника света), который своим цветом объединяет все, что сквозь него видно.

Родственно-контрастными отношениями связаны те цвета, которые находятся в двух соседних четвертях цветового круга.
Если взять любой основной цвет, то его соседние четверти можно использовать для получения родственно-контрастных сочетаний. Основные цвета (красный, желтый, зеленый, синий) не входят в эти сочетания. Почему? Они все чистые, без примеси других оттенков.

Группы родственные, так как в их составе присутствует один, общий для всех основной цвет, тот, что разделяет соседние четверти. Но группы и контрастные, так как одна из них содержит примесь, контрастную по цвету примеси другой группы промежуточных цветов.

Данные сочетания цветов привлекательны своей веселой, но не броской контрастностью.

И так, родственные сочетания принадлежат одной четверти цветового круга, а родственно-контрастные , двум соседним четвертям.

Холодные сочетания цвета

синий цвет и его оттенки, вызывает ощущения холода.

Как подобрать сочетание холодных цветов, не зная, где они находятся! Все знают о существовании теплых и холодных цветов. Какая в том польза? Художник постоянно говорит себе, это надо сделать теплее, а это холоднее, то же он часто повторяет и детям, или спрашивает их об этом. А еще говорят о теплой и холодной гамме (сочетании цветов).

Тёплые сочетания цвета

Половина цветового круга, которая содержит желтый цвет и его оттенки, вызывает ощущения теплоты солнечного света.

Обычно, такого объяснения детям достаточно. Тёплые и холодные, родственные, это те сочетания, которые не вызывают вопросов.

Ахроматические цвета

Если из цветов белого спектра исключить цветовую составляющую, то на их месте останутся только бесцветные серые тона, относящиеся к “ахроматическим цветам”. Черный и белый тона образуют промежуточную градацию серых оттенков.

Ахроматические цвета могут изменяться только по светлоте. Это единственное их свойство играет ключевую роль в изменении свойств хроматических цветов (насыщенность и светлота цветового тона).

Контраст тона

Явление контраста характеризуется взаимным усилением двух соприкоснувшихся противоположностей. Добро и зло, свет и тьма, жизнь и смерть, все эти, и многие другие, крайности не могут обойтись друг без друга. Но это, именно, крайности. Их место на предельных границах какого-либо явления. И чем ближе случается им соприкоснуться друг с другом, тем заметнее нам их противоборство. Стремление к взаимному отторжению, аналогично взаимодействию магнитных полюсов с противоположными знаками. По мере их сближения, силы отталкивания возрастают.

Контраст можно ослабить или усилить.
Наибольший контраст возникает по линии соприкосновения тонов. Его называют краевым .

Размывание границ пятна или уменьшение его тонового различия с фоном ослабляет контраст .

Иллюзия

В искусстве все относительно. То, что на черном фоне смотрится белым, на белом фоне оказывается серым.

Требуется достаточный опыт, чтобы уверенно сказать, какой из представленного ряда серых квадратов, находится на черном фоне.

Корректирующее влияние мозга на зрительное восприятие с наибольшей очевидностью проявляется в том, как мы ощущаем контрастные цветовые и светлотные сочетания.

Требуется усилить то, что невозможно усилить, например белый цвет. Поместите его на черный фон и цель достигнута, белое станет казаться еще белее.

Сочетания родственно-контрастных цветов представляют, пожалуй, самый обширный вид цветовых гармоний. В системе цветовых кругов родственно-контрастные цвета располагаются в смежных четвертях. Это теплые желто-красные и желто-зеленые цвета, холодные сине-зеленые и сине-красные цвета, теплые желто-зеленые и холодные сине-зеленые цвета, теплые желто-красные и холодные сине-красные цвета. Всего, как нетрудно убедиться, мы имеем четыре группы родственно-контрастных цветов.

Рассмотрим несколько подробнее цвета первой группы – желто-красные и желто-зеленые. С одной стороны, они несут в себе признак родственности, поскольку и в тех, и в других имеется некоторое количество общего чистого желтого цвета: все они в какой-то мере желтоваты по сравнению с другими цветами. Одновременно с этим в желто-красных цветах в разных количествах присутствует чистый красный, а в группе желто-зеленых – чистый цвет, контрастный и дополнительный красному цвету. Таким образом, эти цвета в известной мере несут признак контрастности.

Гармонические сочетания родственно-контрастных цветов различных групп характеризуются повышенной цветовой активностью и сложностью.

Далеко не все сочетания родственно-контрастных цветов в одинаковой степени гармоничны. Особенной гармоничностью обладают сочетания цветов, которые располагаются в цветовом круге на концах вертикальных и горизонтальных хорд (на рис. 22 несколько таких хорд показаны пунктирными линиями; обозначения цветов в цветовом круге те же, что и на рис. 20, 21). Это объясняется тем, что между такими парами родственно-контрастных цветов существует двойная связь: они состоят из одинакового количества объединяющего главного цвета и одинаковых количеств контрастирующих цветов.

Рис. 22. Схема гармоничных родственно-контрастных сочетаний цветов
(по хорде)

Художественная практика свидетельствует о том, что родственно-контрастные цвета даже в чистом виде, без примесей к ним ахроматических цветов, гармонично соединяются один с другим при условии, когда количество объединяющего главного цвета и количество контрастирующих главных цветов в двух сочетаемых цветах одинаковы. Но художник чаще имеет дело с цветами более сложных оттенков, разбеленными или затемненными. Ощущение эмоциональной выразительности родственно-контрастных цветов, естественно, меняется в зависимости от того, из какого цветового круга выбраны цвета для сочетаний.

Здесь возникает вопрос, можно ли один из цветов для сочетания взять из одного цветового круга, а другой из другого?

Рассмотрим в качестве примера сочетание желто-зеленого цвета 22 из главного круга и 4 из круга 1 (см. рис. 20, 21, 22). Оранжевый затемненный цвет содержит меньше чистого желтого цвета по сравнению с желто-зеленым из главного круга. Согласно принятому ранее условию, чтобы создать наиболее гармоничное равновесие в сочетаемых цветах, нужно желто-зеленый цвет 22 несколько разбелить, что уменьшит количество чистого желтого и чистого зеленого в нем, ослабит его насыщенность. Однако при этом следует учесть, что уравновешенность цвета таким способом будет связана с увеличением его светлоты. Если этот факт в композиции нежелателен, можно к чрезмерно высветленному желто-зеленому цвету добавить такое количество черного, чтобы визуально цвета были гармонично уравновешены.

Заметим, что в практике художественного творчества сравнительно редко приходится сталкиваться с композициями, которые содержат всего два цвета. Это и понятно: два цвета не могут составить пропорциональное отношение. Простейшее гармоническое сочетание двух родственно-контрастных цветов значительно обогащается при добавлении к ним одного ахроматического цвета, особенно белого или черного. Аналогично приведенному другое решение, когда к сочетанию двух родственно-контрастных цветов добавляются цвета из теневых рядов этих цветов.

В последнем случае мы имеем один из видов гармонических сочетаний двух теневых рядов родственно-контрастных цветов. В целом эти гармонические сочетания подразделяют следующим образом:

два чистых родственно-контрастных цвета, которые дополняются цветами теневого ряда одного из сочетаемых цветов;

два чистых родственно-контрастных цвета, дополняемых цветами из обоих теневых рядов;

один чистый и остальные из теневых рядов родственно-контрастных цветов.

При этом целесообразно чистый цвет окружить цветами теневого ряда данного цвета, а остальные брать из теневого ряда другого цвета и располагать их на некотором отдалении;

Все родственно-контрастные цвета или затемненные, или разбеленные (гармония приобретает более сдержанный колорит, поскольку полярные свойства цветов смягчены).

Подчеркнем: только три, минимум три цвета позволяют в полной мере судить о сочетаниях и отношениях цветов в орнаментальной композиции. В этой связи назовем некоторые другие гармонические связи 3–4 цветов.

Цветовая гармония может образовываться сочетанием цветов, расположенных в вершинах вписанного в цветовой круг равностороннего треугольника. У этого треугольника одна из сторон параллельна горизонтальному или вертикальному диаметру; в противостоящей указанной стороне вершине расположен главный цвет, контрастно-дополнительный тому главному цвету, который входит в состав пары родственно-контрастных цветов (рис. 23). В цветовом круге мы имеем четыре таких равносторонних треугольника, в системе пяти кругов – 20.

Рис. 23. Схема гармоничных родственно-контрастных сочетаний цветов
(по равностороннему треугольнику)

У каждой триады цветов два родственно-контрастных цвета уравновешены двойной связью объединяющих и контрастирующих главных цветов. Третий главный цвет лучше затемнить или разбелить.

Другой вид гармонических сочетаний трех цветов: два родственно-контрастных цвета и третий цвет – главный – объединяет первых два цвета. Для примера на рис. 24 показано несколько соответствующих треугольников.

Рис. 24. Схема гармоничных родственно-контрастных сочетаний цветов
(по равнобедренному треугольнику)

Чтобы придать большую гармоничность сочетанию цветов данной триады, можно уменьшить количество чистого главного цвета его затемнением или высветлением.

Еще один вид гармонических триад образуют цвета, расположенные в вершинах прямоугольных треугольников, при условии, что два катета соединяют пары родственно-контрастных цветов (катеты параллельны горизонтальному и вертикальному диаметрам цветового круга). На рис. 25 показаны два таких прямоугольных треугольника. В каждом из них цвет, который расположен в вершине, противолежащей гипотенузе, является родственно-контрастным по отношению к двум другим цветам, а последние, в свою очередь, связаны между собой контрастными отношениями. Всего таких треугольников в одном цветовом круге можно построить четыре, в системе из пяти кругов – 20.

Рис. 25. Схема гармоничных родственно-контрастных сочетаний цветов
(по прямоугольному треугольнику)

Сочетания четырех родственно-контрастных цветов образуют на базе прямоугольника, каждая из сторон которого связывает два родственно-контрастных цвета (рис. 26).

Рис. 26. Схема гармоничных родственно-контрастных сочетаний цветов
(на базе квадрата и прямоугольника)

Наиболее тесные и активные связи возникают между цветами, когда прямоугольник заменяется квадратом. Цвета, расположенные по диагонали прямоугольника или квадрата, являются контрастно-дополнительными (другие пары цветов – родственно-контрастны).

Гармонические связи родственно-контрастных цветов из трех и четырех компонентов главного цветового круга на практике применяются сравнительно редко. Художники отдают предпочтение сочетаниям родственно-контрастных цветов из системы цветовых кругов. Во-первых, все рассмотренные выше виды гармонических сочетаний остаются в силе для любого затемненного или высветленного цветового круга. Во-вторых, любые три или четыре родственно-контрастных цвета могут быть сочетаемы с цветами теневых рядов любого из этих родственно-контрастных цветов.

Завершая этот параграф, отметим, что именно в сочетаниях родственно-контрастных цветов со всей полнотой и наглядностью проявляются два основных принципа построения цветовых гармоний: принцип одинаковости и тождественности цветов и принцип противопоставления цветовых тонов.

Здравствуйте! Сегодня мы постараемся разобраться как правильно подбирать и сочетать цвета при работе над разворотами фотокниг. В том числе, и при создании элементов для скрап-наборов.

В нашей повседневной жизни нам очень часто приходится сталкиваться с проблемой сочетания цветов. По большому счету, мы эту проблему решаем ежедневно: выбирая, какой комплект одежды надеть, как правильно нанести макияж, какие аксессуары подобрать, какие шторки повесить в спальню или какого цвета подушку положить на диван:). Это же касается и фотографий (на каком фоне лучше встать в зеленом платье), или оформления разворотов фотокниг (сочетание элементов в кластере, подбор подходящего к фотографиям фона и т.д.).

Для того чтобы достаточно грамотно сочетать цвета так, чтобы наш образ, фотографии и фотокниги смотрелись гармонично, очень полезно использовать ЦВЕТОВОЙ КРУГ. В этой статье мы рассмотрим основные правила чтения цветового круга.

Вот один из примеров цветового круга.

Как же им пользоваться?

Существует 3 основных цвета: красный, синий, жёлтый. При смешивании этих цветов в разных вариантах получаются вторичные цвета: зелёный (синий + жёлтый), оранжевый (жёлтый + красный) и фиолетовый (синий + красный). Все это помнят еще с детства.

Какие же цвета сочетаются друг с другом?

Два противоположных цвета на цветовом круге

А точнее, это вторичный цвет и тот основной цвет, который не содержится в составе этого вторичного.

Чтобы проще было запомнить, приведу такие примеры.

  • Зеленый (вторичный) = желтый (основной) +синий (основной)

Красного в составе нет, следовательно, зеленый и красный образуют контраст.

  • Оранжевый (вторичный) = желтый (основной) + красный (основной)

Синего в составе нет, поэтому оранжевый и синий образуют контраст.

  • Фиолетовый (вторичный) = красный (основной) + синий (основной)

Желтого в составе нет, а значит фиолетовый и желтый контрастны.

Итак, это пары противоположных цветов, сочетания которых высоко контрастны и дают очень интересный эффект.

— красный и зеленый;

— синий и оранжевый;

— желтый и фиолетовый.

Пример: красный и зеленый.

Пример: синий и оранжевый.

Пример: желтый и фиолетовый.

Три цвета на цветовом круге, которые образуют треугольник.

Пример: зеленый + фиолетовый + оранжевый. На этой страничке зелено-фиолетовый кластер на бледно-оранжевом фоне.


Два цвета родственных и один контрастный.

Пример: зеленый + розовый + желтый. Здесь (в бордюрах) зеленый и желтый родственные цвета, а розовый – контрастный, то есть стоит в цветовом круге напротив них.


Три цвета родственных и один контрастный.

Пример: желтый + оранжевый + красный + синий (контрастный)

Три родственных цвета.

Пример: Зеленый + синий + голубой цвета в кластере.

Также цвета делятся на теплые и холодные.

Теплые: красный, оранжевый, желтый.

Холодные: зеленый, синий, фиолетовый.

Дизайнеры и фотографы очень часто используют это разделение в своих работах, чтобы усилить восприятие пространства. Например, чтобы маленькая комната визуально выглядела больше, они используют холодные цвета. И наоборот, теплые цвета визуально уменьшают пространство.

Что касается фотографии, то более выгодно смотрятся фото, где на переднем плане выступают теплые цвета, а на заднем холодные. Если же наоборот, то картинка будет очень неприглядной.

Это, конечно же, касается и наших фотокниг. Прежде чем подбирать фон для разворота, необходимо определить, что же будет у нас на странице, какого цвета кластеры, рамочки, фотографии. Поэтому фон лучше всего подбирать в последнюю очередь.

Если мы хотим получить более контрастный разворот, то фон должен быть в холодных тонах, а остальные элементы – в теплых тонах контрастного цвета. Если нам хочется чего-то более спокойного, то лучше подбирать родственные цвета.

Пример: в кластерах превалирует теплый цвет (красный) + фон холодного цвета (синего) .

Пример более спокойного разворота, оформленного в родственных цветах (оттенки синего и зеленого)

Вопрос сочетания цветов очень интересный, в рамках марафона изучить досконально этот вопрос не представляется возможным. По этому вопросу написаны десятки книг и трудов. Мы лишь затронули верхушку этой интересной и очень нужной темы. Дальше вы можете продолжить изучение этого вопроса самостоятельно. Кроме прочтения книг, вам полезно будет заглянуть сюда))) Это ресурс Adobe Kuler, где вы можете не только найти огромное количество цветовых схем, но и создать свои.

Урок подготовлен командой сайта «Фотокниги для души». Исполнитель — Юлия.

В этот раз как такого задания вы не получите. Я бы советовала вам проанализировать данный материал, если для вас осталось что-то непонятным, найти еще материал в интернете. Уже в следующем уроке вы сможете применить эти знания на практике.

Участницы марафона и читатели сайта, не забывайте комментировать статьи, высказывать свое мнение, мысли и т.д. Нам интересно ваше мнение!

И не забывайте нажимать на соц. кнопочки, расположенные чуть ниже, если вам интересно участвовать в марафоне.

Правила сочетания цветов в одежде

При выборе платья можно ошибиться не только с фасоном, но и с цветом. У каждой из нас есть свои любимые цвета, но проблема в том, что цвета и краски, которые нравятся нам, не всегда совпадают с теми, которые нам реально подходят и делают нас более привлекательными.

Итак, чтобы эффект соответствовал нашим ожиданиям, необходимо соблюдать законы колористики, учитывать сочетаемость цветов между собой и с элементами окружения, нашим типажом, с ароматами, которыми мы пользуемся. В умелых руках цвет становится эффективным инструментом осознанного формирования индивидуального имиджа.

Для начала расмотрим главные характеристики цвета, так как это основа правильного его использования.

Все цвета делятся на хроматические , содержащие в себе красный, синий или другие цвета, и ахроматические —оттенки серого в диапазоне от белого к черному.


Из-за изменений яркости и насыщенности появляются оттенки цвета. Например, если к насыщенному красному добавить белый, получится бледный розовый, а если к отражаемому свету добавить черный, получится коричневый—все это изменения яркости и насыщенности цвета. Оттенки очень важны для гармонии в сочетании цветов.

3 характеристики цвета:

Яркость — указывает на то, светлый цвет или темный. Цвет с самой высокой явкостью—белый, это самый светлый цвет. Цвет с самой низкой яркостью—черный, это самый темный цвет. Среди хроматических цветов цвет с самой высокой яркостью—желтый.

Насыщенность — указывает на насыщенность или бледность. Два оттенка одного и того же тона могут отличаться степенью блеклости. Например, при уменьшении насыщенности синий цвет приближается к серому.

Цветовой тон — указывает на различия оттенков красного, синего, желтого.
Указывает на оттенки спектральных цветов. Оттенки, плавно преходящие друг в друга от красного к фиолетовому, как в радуге, и замкнутые в кольцо, называют цветовым кругом . В этом круге показаны все цвета, которые можем увидеть в повседневной жизни, исключая ахроматические—белый и черный.

Цветовым кругом называют красный, оранжевый, желтый, зеленый, синий, фиолетовый цвета (цвета радуги), замкнутые в кольцо. Цвета спектра, плавно переходящие друг в друга, образуют огромное количество других цветов. Благодаря представлениям о цветовом круге, нам будет легче подбирать сочетания цветов.


Родственные цвета — это цвета, расположенные на цветовом круге в пределах 30 градусов от того или иного цвета, становящегося основой для подбора цветов (ключевого цвета). При подборе цвета используется изменение яркости и насыщенности. Если в цветовом круге из 12 цветов в качестве ключевого цвета взять желтый, родственным цветом будет, собственно, желтый.

Контрастные цвета — это цвета, находящиеся в пределах 90 градусов от цвета, находящегося напротив цвета, являющегося основой подбора цветов (ключевого цвета). Подчеркнутые различия тонов дают эффект поддержки друг друга. Ели в качестве ключевого цвета взять желтый, контрастными цветами будут синий, сине-фиолетовый и фиолетовый. Цвет, находящийся напротив ключевого, также называют дополнительным, для желтого дополнительным цветом является синий.


Родственно-контрастные цвета — это цвета, расположенные на цветовом круге в пределах 90 градусов, включая цвет, становящийся основой подбора цветов (ключевой цвет). Совмещение похожих цветов дает гармонию. Если в качестве ключевого цвета взять желтый, родственно контрастными цветами будут желто-зеленый, зеленый, желто-оранжевый и красно-оранжевый.


1. Родственно-контрастные цвета 2. Дополнительныц цвет

Теплые цвета: красный, оранжевый, желтый. Они дают заряд бодрости, вызывают положительные эмоции.

Холодные цвета: зелено-синий, синий, фиолетовый. Они навевают меланхолию, тихое, задумчивое настроение.

Выбирая свой цвет, мы, сознательно или нет, учитываем свой тип внешности. Типов, как известно, четыре - Зима, Весна, Лето, Осень. Рекомендуют использовать максимум три цвета. Один из них будет преобладать в образе, второй — подчеркивать его и оттенять, а третий — расставлять акценты, в зависимости от того, что мы хотим подчеркнуть. Однако, бывают очень кстати и другие сочетания красок.

1. Монохроматическое сочетание

Используется только один цвет, но со всем многообразием тонов, от самых светлых до самых темных.

Очень важна так называемая созвучность оттенков. Они должны быть в одном цветовом ряду.

2. Ахроматическое. Используем черный, серый и белый. И расставляем яркие цветные акценты с помощью аксессуаров - броши, браслетов, шарфика. Самое приятное здесь то, что эти цвета гармонируют абсолютно с любым цветом. Для классического варианта хватит белого и черного.

3. Комплиментарное

Такое сочетание особенно нравится творческим людям, ведь оно позволяет сочетать контрастные цвета.
Творческие люди, как показывает практика и опросы, предпочитают в одежде три основные пары цветов: оранжевый и синий, фиолетовый и желтый, красный и зеленый. Объединяя такие контрастные цвета, вы придаете образу динамику, привлекаете внимание к себе. Однако, многие, считают, что соединение красного и зеленого в одежде смотрится слишком безвкусно. Но в данном случае важно правильно подбирать оттенки.

4. Гармоничное. Такое сочетание цветов всегда строго выдержанно и радует глаз. Цвета уместно дополняют друг друга, создают баланс и гармонию в образе.

6 законов цветовых сочетаний в одежде, которые не следует нарушать

1 закон: Сочетание не более 4-х цветов
В образе должно быть использовано от 2-х до 4-х цветов. В случае использования только 1-го цвета создаётся ощущение скучности и бледности. Используя более 4-х цветов, можно стать похожи на попугая. При виде такого образа взгляд людей перескакивает с одного цвета на другой, не зная, где остановиться. Бессознательно это повышает тревожность людей и заставляет называть вашу одежду «наляпистой».

2 закон: Соотношение цветов не в равной степени: 1 или 2 основных цвета + дополнительные цвета.
В одежде обязательно должен быть основной цвет, которого больше по площади и какие-то дополнительные цвета, которых меньше.
Например, синее платье до колена, голубой шарф и чёрные туфли (синий — главный).
Имейте в виду, что большую роль играет не только цвет одежды, но и цвет колготок, волос, сумки, даже пакетов, которые держим в руках. Т.е. всего того, что в данный момент с нами или на нас.

3 закон: Чёрное, белое, серое сочетаются со всеми цветами.
Универсальные цвета, которые могут дополнять любой другой цвет-это серый, чёрный, белый. Имейте в виду, что визуально белый цвет расширяет, чёрный сужает.
Эти цвета лучше всего использовать для базовых вещей, которые потом будут дополнять яркие аксессуары или цветные вещи. Выбирая между красными, синими и чёрными туфлями, лучше выбрать чёрные. Они будут сочетаться со всеми вещами в гардеробе.

4 закон: Все пастельные тона сочетаются между собой независимо от оттенка.
Пастельные цвета- это бежевый, персиковый, розовый, светло-голубой и т.п. Т.е. все цвета, в добавлении которых очень много белого. Такие цвета можно комбинировать между собой в любом порядке. Будьте осторожны с розовым- единственный цвет, который полнит.

5 закон: Низ должен быть на 1-3 тона темнее верха (белый цвет-исключение) .
Важно правило, которое позволяет визуально сделать фигуру лёгкой и более стройной. Основание (низ) должен быть прочнее, устойчивее, а значит темнее. Верх должен быть легче, прозрачнее, светлее. Как, например, в природе: дерево, которое имеет коричневый ствол и светло-зелёные листья. Нарушая это правило, вы выглядите как перевернутый треугольник с широкими тяжёлыми плечами и узким тазом.

6 закон: Сочетаются родственные или контрастные цвета.
Между собой можно сочетать либо родственные, либо контрастные цвета. Все остальные варианты- негармоничные.

Родственные -это цвета, которые отличаются друг от друга по оттенку (красный, розовый, тёмно-красный)

Хорошо сочетаются между собой бежевые оттенки разной светлоты, кремовый, оттенки какао и кофе, насыщенные оттенки коричневого (шоколадным, каштановым).

Выбрать свой цвет, принт, фактуру и правильно сочетать цвета поможет таблица сочетания цветов.

Бежевый





Глухой желтый



THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама