THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама

«От того, как прошло детство, кто вёл ребенка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира –
от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш».

В. А. Сухомлинский

Семья и детский сад – два общественных института, которые стоят у истоков нашего будущего. Но всегда ли детскому саду и семье хватает взаимопонимания, такта, терпения, чтобы услышать и понять друг друга.

Как заинтересовать родителей в работе детского сада, помочь осознать важность единых требований семьи и детского сада?

Не секрет, что многие родители интересуются только питанием ребенка, тем, как одели ребенка. Считают, что детский сад – место, где присматривают за детьми, пока родители на работе. А цель детского сада: воспитание физически и психически здорового, эмоционально благополучного и всесторонне развитого ребенка. Поэтому важно быстрее сблизиться с родителями, добиться взаимопонимания. Познакомить родителей не только с организацией педагогической работы с детьми, но, главное, показать воспитательные цели, традиции группы и детского сада.
В работе с родителями необходимо использовать много разных форм, которые сближают педагога и родителей, приближают семью к саду, помогают определить оптимальные пути воздействия в воспитательном влиянии на ребенка.

Ключевой темой в период адаптации ребенка является согласование режима дня дома – в детском саду – дома. Не менее важной темой является поддержка и укрепление здоровья детей дома и в детском саду. Необходима согласованность не только позиций каждой семьи и педагогов, но и согласование этих позиций с родителями детей всей группы. Так складывается родительское сообщество и формируется общность взглядов педагогов и родителей детей.

В нашей группе, работающей по программе Марии Монтессори, работе с родителями мы уделяем самое большое внимание.

Еще до того, как родители решат отдать ребенка в нашу группу, они знакомятся с жизнью группы, приходят на занятия, знакомятся с нашими правилами, посещают наши досуги и праздники. Мы проводим с родителями беседы, показываем презентацию о системе Марии Монтессори. Приглашаем их приходить с малышами на наши прогулки.

Перед тем, как принять ребенка, мы просим родителей заполнить подробную анкету, в которой, помимо обычных данных, мы просим написать обо всех особенностях в здоровье, привычках и поведении ребенка, о которых нам необходимо знать. Так бывает легче понять и принять малыша со всеми его особенностями.

Проводим родительское собрание, где подробно рассказываем о своих планах на новый год, объясняем, что только вместе с семьей мы сможем сделать жизнь ребенка в группе интересной, комфортной, спокойной. Если родители не будут полностью доверять нашему профессионализму, адаптация ребенка будет трудной. А, чтобы родители могли проникнуться к нам доверием, двери нашей группы всегда открыты.

Мы не только приглашаем, мы настаиваем, чтобы первые дни пребывания ребенка в группе кто-то из родителей был рядом с ним. Родители, наблюдая изнутри жизнь в группе, успокаиваясь сами, без опасений начинают оставлять детей в группе, постепенно увеличивая время их самостоятельного пребывания. Таким образом, адаптация проходит легко и быстро. К тому же, глядя на то, как другие родители с удовольствием и увлечением участвуют во всех наших делах и начинаниях, они понимают, насколько естественна наша совместная деятельность и легко вливаются в наш коллектив.

В течение учебного года проводим регулярные встречи с родителями для обсуждения не только организационных вопросов функционирования группы, но и вопросов содержания образовательного процесса и ухода за детьми. Для установления партнерских отношений с родителями, совместно обсуждаем особенности текущего процесса, анализируем и оцениваем успехи и трудности, возникающие в работе группы и, исходя из них, планируем тактику поведения как со стороны педагогов в группе, так и со стороны родителей в семье.

Этот год не был исключением. Как всегда мы стараемся находиться в тесном контакте с родителями, информируем их обо всех процессах, идущих в группе, привлекаем их к активному участию в жизни детей, к участию в различных мероприятиях и делах группы.

Участие родителей в развлечениях и досугах имеет огромное значение для детей.

В рамках проведения недели «игры и игрушки» мы предложили родителям поучаствовать в досуге «Играем в народные игры».

К Рождеству традиционно проводим «Святки – колядки», но в этом году участвовали и родители, которые также приготовили для детей угощение.

Уже стало традицией к празднику «День Защитника Отечества» проводить литературно-спортивное развлечение – «Мой папа – защитник», где папы развлекаются с не меньшим удовольствием, чем дети.

Семейный театр – конструктивная форма взаимодействия ДОУ с родителями. В процессе театральной деятельности (участие в изготовлении костюмов, оформление зала, подготовка к театральным представлениям и т.д.) устанавливаются тесные отношения между родителями и педагогами, что является хорошим примером для детей.

Для взрослых театральная деятельность – источник новых знаний, эмоциональных переживаний. Она способствует развитию адекватного восприятия действий ребёнка, даёт опыт совместных переживаний, изменяет характер поведения, намерений, действий.

Ежегодно наши родители готовят для детей спектакль, который показывают не только нашей группе, но и другим воспитанникам детского сада.

Мамы и бабушки проводили с детьми занятия: делали коллективные аппликации в нетрадиционной технике по теме «Новый взгляд на осень», изготавливали кукол из ткани.

К празднику «День Российской Армии» папы и дедушки рассказали детям о своей военной службе. Дети с интересом слушали, рассматривали фотографии, примеряли форму.

Мы хотим, чтобы дети интересовались также увлечениями своих родителей, поэтому пригласили в гости мам, которые захотели рассказать о своих увлечениях.

А старшие дети принесли мамины работы и сами с гордостью показывали и рассказывали о них.

Также, родители рассказывали детям о своих профессиях.

Мы используем и другие формы взаимодействия с семьей. По нашей рекомендации, родители многое делают с детьми дома: готовят фотоотчеты о лете, семейные древа, ленты времени (фото ребенка от рождения до настоящего дня), стенгазеты «Я и моя семья», самодельные игрушки к Новому году, к выставке «Город мастеров», книжки-малышки по творчеству Б.Заходера, рисунки и работы к различным конкурсам и выставкам: «Русская зима», «Космические путешествия», «Рождественские фантазии», «Там, где живет кенгуру» и др.

В течение года в группе проводятся различные выставки, на которые экспонаты предоставляют родители.

Наши дети с родителями активно участвуют в ежегодных конкурсах проектов «Детский сад – Наукоград».

Традиционно родители принимают участие в соревнованиях и развлечениях ДОО, района и округа.

В этом году дети с родителями принимали участие в спортивном досуге «Олимпийское будущее России», а также активно участвовали в субботнике.

Родителям необходимо давать не только педагогические знания, но и осуществлять их практическую подготовку в вопросах воспитания детей. Современные молодые родители нуждаются в помощи со стороны воспитателей и детского сада потому, что любить надо уметь и любить надо учить. Очень часто приходится наблюдать, что любящие родители не умеют любить своих детей.

«Семейная гостиная», которую мы открыли в этом году, оказалась очень интересной и полезной для родителей. Тема, которую мы выбрали – «детские капризы», оказалась очень актуальной. По отзывам родителей, очень много полезного для себя вынесли все участники гостиной.

Считаем также важным в информировании родителей:

1. Доски объявлений:

– объявления о собраниях;
– объявления о предстоящих мероприятиях;
– информация о деятельности в группе: какая в данный момент идет тема,
– ежедневные расписания;
– благодарности родителям.

2. Брошюры:

Помогают родителям ознакомиться с программой. Они могут содержать краткое изложение программы, общую информацию о ней.

3. Бюллетени:

Могут рассылаться раз или два раза в месяц, (цели могут быть разными):

– информация о различных специальных мероприятиях: собраниях, вечерах, экскурсиях, спектаклях и т.д.;
– описание событий, происходящих в детском саду;
– описание видов занятий, проводящихся в группе, а так же мер, по поддержке этих занятий дома;
– изложение идей, позволяющих лучше преподнести тему, которая проходит в группе (“Осень”, “Моя семья”, “Домашние животные” и т.д.);
– благодарности добровольным помощникам;
– просьба принести какие-либо материалы или оказать какую-либо помощь.

4. Индивидуальные папки:

В папки складываются работы детей в течение полугода.

5. Портфолио детей , в которые помещаются:

– короткие сообщения о достижениях ребенка;
– извещение об особых событиях;
– о здоровье ребенка;
– личный рост.

6. Закрытые ящики , в которые каждый родитель в удобное для себя время может внести предложения, замечания. анонимные записки, где родитель может выразить свое отношение к группе, идеи по оформлению, советы, предложения и т.д. На основании этих записей можно корректировать свою работу, делать выводы о вопросах, беспокоящих родителей.

7. Индивидуальные встречи-беседы педагогов группы с семьей, которые проводятся не менее двух раз в год. Хорошо, если на такую встречу приходят все члены семьи, которые живут в доме с ребенком и естественным образом влияют на организацию его жизнедеятельности.

На них педагоги и родители говорят с глазу на глаз только об их ребенке, советуются, обсуждают успехи и проблемы, вырабатывают единую тактику поведения, единый подход.

Родители – это союзники воспитателя в образовании и развитии детей, а воспитатели должны помочь родителям осознать, что они способны изменить жизнь своего ребенка к лучшему.

Важное место в работе с родителями занимают родительские собрания. Важно тщательно готовиться к ним. Успех собрания во многом обеспечивается его подготовкой. Подбираем музыку, готовим пригласительные билеты. Создаем в группе уют и теплоту. В практику вошел такой опыт – проводить собрания за кружечкой чая, это сближает родителей. Родители с радостью идут на родительские собрания, так как знают, что будет что-то интересное, игровое: услышат и увидят своих детей на занятиях, в играх, в спектаклях. К информации о ходе учебно-воспитательной работы услышат магнитофонную запись ответов детей, их высказывания, мнения. С интересом относятся родители к текстовым материалам, рекомендациям, советам. Как правило, они небольшого объема и носят характер краткой памятки.

Родители знают, что не услышат упреков и неудовольствия воспитателей. Наоборот, вместе мы находим ответы на волнующие темы, обсуждаем педагогические ситуации, на что надо обратить внимание и каким образом помочь ребенку.

Активность родителей может быть повышена, если воспитатель своевременно попросит отдельных родителей рассказать о своем опыте в данном направлении, о возникающих трудностях и путях их разрешения.

Родительские собрания сближают педагога и родителей, приближают семью к саду, помогают определить оптимальные пути воздействия в воспитательном влиянии на ребенка.

Стараемся не превращать родительское собрание в формальное информирование. Наоборот, вместе мы находим ответы. Такая система проведения собраний приносит пользу и родителям и воспитателям. Родители видят в воспитателе помощника. Родители хорошо знают друг друга, активно предлагают свою помощь. И нет такого, чтобы все взваливалось на одних и тех же людей, все выполняют что-то посильное для себя. В конце года на последнем собрании можно с родительским комитетом отметить благодарственными письмами активных родителей. Такое внимание воспринимается родителями как высокая дорогая награда за сотрудничество и творчество.

Как в каждой группе, у нас есть родительский комитет , состоящий из пяти человек. Этот комитет работает согласованно, он является центром инициативы, творчества и организации всех дел. Члены комитета выполняют как традиционные, так и новые обязанности. Мы вместе сочиняем сценарии, придумываем конкурсы, для чего иногда собираемся в группе, у кого-нибудь дома. В группе есть и фотокорреспондент из родительского комитета. Они делают фотографии праздников, спектаклей, и мы оформляем приемную, группу, стенды , альбомы .

Выбор форм и методов взаимодействия – это всегда попытка помочь выполнению семьей функции воспитания.

Все вместе сказанное позволяет нам вместе с родителями помочь ребенку не только прожить дошкольное детство радостно и содержательно, но и отлично подготовиться к школе в естественной доброжелательной обстановке.

Наше взаимодействие с семьей помогает родителям лучше понимать и принимать своих детей, а детям понимать и любить своих родителей.

И еще об одном моменте в системе работы с родителями хотелось бы сказать. Каждый человек, сделав какую-нибудь работу, нуждается в оценке своего труда. И в этом нуждаются наши родители. “Похвала полезна хотя бы потому, что укрепляет нас в добродетельных намерениях”, – писал Ф. Ларошфуко. Думаю, это точно сказано, и мы стараемся не забывать об этом.

Рузалия Муллануровна
Работа с родителями в ДОУ

КОНСУЛЬТАЦИЯ

ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ :

«РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ

подготовила :

старший воспитатель МБДОУ № 56

Р. М. Хусаинова

Все родители с рождения ребенка – воспитатели. Им нужны педагогические знания. Воспитатели – профессионалы, они готовы помочь в воспитании детей. Важно ориентироваться на потребности семьи, запросы родителей .

Родители , Родителей , Родителям…

Можно сколько угодно склонять это слово, но действенным оно не станет без творческого подхода, без сближения с родителями .

Педагоги придумывают все новые формы вовлечения мам, пап в обучение и воспитание их собственных детей – собрания, консультативные пункты, информационные стенды, но откликаются на них только малая часть родителей . Почему так происходит? Не хотят? Заняты своими проблемами? не понимают значимости? Всего понемногу. Просто не испытывают потребности. Не доходит до их сознания значимость совместной работы с семьей .

Педагоги идут к родителям с готовыми рецептами, предлагают «кусочки» готовых знаний – что-то из детской психологии, что-то из методик оздоровления, что-то из практики обучения.

Какие бы стенды не оформили, собрания не проводили, если все идет формально, то, на мой взгляд, следовало бы начать со сближения души и разума людей, сопричастных к жизни ребенка. Что может служить основой для такого сближения? Только сам ребенок. Рассказывая о ребенке, о том, что происходило с ним в течение дня, какие стороны личности проявил малыш, какие достижения или трудности принес ему день – воспитатель формирует у родителей понимание того , что рядом с детьми – внимательный, заинтересованный человек, обладающий такой информацией об их ребенке, которой нет и не может быть у самих мам и пап. По той простой причине, что их нет рядом.

Искать пути налаживания взаимоотношений с семьями должны именно сотрудники ДОУ, педагоги, т. к. они получили для этого специальное образование и делают все, что нужно для ребенка, в отсутствие родителей .

Принципы дошкольной практики ориентированные на семью таковы :

2. Стимулировать, поддерживать и уважать решения, принимаемые семьей. Родителей надо рассматривать , как главных людей, отвечающих за принятие общих решений, относительно образования ребенка. Если первые 6 лет родители будут вместе принимать решения, обсуждать программы, активно участвовать в жизни д/сада, группы, то в последующие годы их участие в образовании сына или дочери будет весьма велико. Проявлять гибкость, чуткость, предоставлять всеобъемлющие услуги, призванные улучшить жизнь ребенка в семье. Гибкие, чуткие, реагирующие на различные нужды семьи, формы работы с детьми , повышают способность родителей должным образом заботиться о своих детях.

На что надо опираться в работе с родителями :

1. Использование навыков положительного общения.

1) Мы больше спрашиваем и слушаем родителей ребенка , чем указываем и даем советы.

2)Часто сообщаем родителям о прогрессе достижениях в развитии их ребенка :

используем индивидуальные формы направления информации семьям и получения сведения о них.

даем родителям понять , что мы готовы обсуждать с ними очень важные темы, касающиеся их ребенка.

прежде чем сообщать родителям цели и задачи образовательной программы, спрашиваем, чего хотят они.

своевременно и положительно реагируем на предложения, идеи, просьбы родителей .

стараемся разрешать проблемы во время совместного принятия решений, касающихся их детей и их самих.

сообщаем родителям о сильных сторонах , достижениях и положительных чертах характера ребенка, в ходе бесед, телефонных разговоров.

помогаем родителям понять , что они могут оказать существенное положительное влияние на жизнь своего ребенка.

2. Создание дружелюбного партнерства

между детским садом и семьей.

Представляем всем членам семьи возможность для активного участия в групповой деятельности, делаем все, чтобы родители при этом чувствовали себя комфортно;

Даем родителям возможность участвовать в принятии решений, касающихся проведения мероприятий в группе;

Привлекаем родителей к обучению детей , используя при этом такие формы, которые позволят им чувствовать себя легко и комфортно;

Готовы принимать родителей в группе в любое время, на протяжении всего дня.

Помогаем родителям определяться с платными образовательными услугами (кружками, в открытии способностей, талантов детей.

Заключаем договор о сотрудничестве, взаимопомощи.

Формы работы с семьей .

1. Презентация дошкольного учреждения.

Цель : познакомить родителей с д/садом , его Уставом, программой развития и коллективом педагогов. Показать все виды деятельности по развитию личности каждого ребенка.

В результате такой формы работы , родители получают полезную информацию о содержании работы с детьми , платных, бесплатных услугах, оказываемых специалистами.

Очень своевременно будет составить небольшой справочник по своей группе. В содержание справочника могут быть включены сведения о группе, о специалистах (возраст, сколько детей, сведения о персонале – Ф. И. О., образование, стаж, категория, программа, по которой работает группа , информация о занятиях, о платных кружках и их руководителях, режим дня, календарь общих мероприятий, правила для родителей и т . д.).

Групповые родительские собрания .

Об этом нужно поговорить поподробнее.

Разнообразные формы организации таких мероприятий :

«Круглый стол» с родителями в нетрадиционной форме, обстановке, с обязательным участием специалистов, старшего воспитателя, на котором обсудить с родителями актуальные проблемы воспитания. Участники свободно общаются друг с другом. Можно определить тематику, например «Развитие памяти у детей» , «Готовность детей к школе» и др. Такие заседания можно проводить в каждой возрастной группе. Здесь же можно показать родителям открытое занятие с детьми, организовать выставку литературы, пособий.

Консультации для родителей . Они близки к беседам. Воспитатель стремиться дать родителям квалифицированный совет. Консультации могут быть плановыми, неплановыми, индивидуальными, групповыми, 3-4 раза в каждой возрастной группе. Продолжительность 30-40 минут. Консультация требует подготовки для наиболее содержательных ответов педагога родителям . Какие консультации интересуют родителей , можно определить их заранее, опросив родителей или провести анкетирование.

Открытые занятия с детьми.

Цель : познакомить родителей со структурой и спецификой проведения занятий в ДОУ.

Родители видят поведение ребенка, его знания, в сравнении с другими детьми. Видят, что в д/саду не только, как выражаются родители , «выгуливают» детей, но и дают им определенные знания, готовят их к школе.

Поэтому в средних, старших и подготовительных группах рекомендуется 2-3 раза в год проводить открытые мероприятия для родителей .

Посещение на дому. Воспитатель каждой возрастной группы должен посетить семьи своих воспитанников. Каждое посещение имеет свою цель.

первое посещение семьи – это выяснить общие условия семейного воспитания. Повторные посещения планируются по мере необходимости и предусматривают более частные задачи, такие посещения сближают родителей и воспитателей , делают сопричастных в воспитании. И ребенок видит, что между воспитателем и его родителями есть что-то общее , сближающее. Воспитатель видит, чем занимается ребенок дома, что его больше интересует, какие игрушки и книги имеются, есть ли свой уголок и пытается понять индивидуальные особенности своего воспитанника.

Дни, недели открытых дверей. Это и просмотр занятий, консультации специалистов, праздники, знакомство с питанием детей, т. е. с жизнью всего детского сада : работа узких специалистов , а также работа кружков и консультации врача. Поэтому очень важно активное посещение родителями д/сада , наблюдения, участие в мероприятиях. К этим мероприятиям необходимо готовиться. Надо вручить каждому родителю приглашение . Например :

В детский сад Вас приглашаем,

И к сотрудничеству призываем.

Чтобы знали мы всегда

Чтобы знали мамы, папы

Чем мы занимаемся,

Помогали, поддержали,

ведь проблем не перечесть,

Но важней всего одна-

Детский сад, дом – одна семья.

Очень важно, чтобы родители сами оставляли свои отзывы о работе ДОУ в специальном журнале.

Наглядная информация. В виде стендов, уголков универсальна и имеет огромные возможности по освещению педагогического процесса. Информационные уголки желательно менять ежегодно. Надо менять сюжет. Он бывает разным – это и по сказке, по названию группы, в виде леса, цветочной поляны, водного царства, звездного неба, игрушки и т. д. В оформлении используются разнообразные материалы : соломка, керамика, резьба, выжигание, береста, лоза, дерево, семена, шишки и т. д.

Традиционные стенды и плакаты заменяются необычными формами, соответствующими сюжету : в цветке, на короне, фартуке, в клубничках, вагонах поезда и т. д. Материалы текстов помещены в специальные кармашки разных форм. Информация дается крупным печатным шрифтом на светлом тоне, так чтобы можно было прочитать с расстояния 2-3 метров. Тема выделяется цветом и размером шрифта.

Прочность и безопасность – одно из требований к оформлению наглядной информации. Все материалы основательно прикрепляются к деревянной основе. Не рекомендуется приклеивание листов бумаги к стене, использование кнопок, скрепок, булавок и других острых предметов.

Обновляется не реже 1 раза в месяц.

Опись информационной тематики :

Тематическая информация по педагогическому просвещению.

Уголок краткой информации.

Для чтения дома.

Музыкально-поэтический уголок.

Медицинский уголок «О здоровье ребенка» .

Объявления.

Благодарим.

Рады сообщить Вам.

Вести с занятий.

Уголок творчества детей.

Фотоуголок настроения.

Режим, сетка занятий.

Выставка «Сделайте вместе с детьми» .

Поздравляем.

Здравствуй! или «Доброе утро, малыш!»

Уголок забытых вещей. и др.

Эффективной формой одновременного взаимодействия с коллективом родителей всей группы является групповое родительское собрание . Но часто можно наблюдать такую картину, на собрании присутствуют до 10 родителей в лучшем случае , с тревожно-отсутствующим взглядом, которые обреченно ждут своей участи, а воспитатель с удовольствием констатирует негативные факты из жизни детского коллектива или все собрание сводится на сбор денег или объявления. Это приводит к тому, что родители перестают посещать родительские собрания .

Подготовка родительского собрания проводится в несколько этапов :

определяется повестка дня и форма проведения собрания.

Как сделать, чтобы родителям было интересно и полезно, носило познавательный и просветительский характер?

Собрания могут быть организаторскими, обычно в начале учебного года, где воспитатель знакомит детей с годовыми задачами, возрастными особенностями детей, режимом дня совей группы, напоминает правила д/сада и выбирают родительский комитет группы . Остальные 3 плановые собрания надо продумывать очень тщательно. Можно провести собрание в виде круглого стола, деловой игры, дискуссии, тематическое собрание, например : «О здоровье, всерьез» , «Ребенок учится тому, что видит у себя дома» , «Влияние родительских установок на развитие детей» , «Игры ваших детей» , «Подготовка детей к школе» и т. д. Необходимо привлекать на такие собрания специалистов, так как родители ценят их мнение , это новое, а новое им интересно.

Очень подтягивает родителей тема , созвучна с их потребностями, например : «Подготовка к школе» -встреча с учителями, или это первые дни посещения д/сада. Они бросают все и посещают собрание (пример- компенсационные выплаты) .

Хорошая посещаемость, когда собрания проходят с участием детей : это показ концерта, открытого занятия, игры-драматизации, КВН, спортивные соревнования и др. мероприятия.

После того, как определились с повесткой и формой проведения собрания, необходимо продумать индивидуальные приглашения. Это также влияет на активную посещаемость родителей . Необходимо в приглашении обращаться конкретно по имени, отчеству.

Например :

Уважаемая Татьяна Ивановна!

Родительское собрание на тему : «О здоровье всерьез» состоится___

Предлагаем :

1. Круглый стол вопросов и ответов, полезные советы дает врач-педиатр___

практикум проводит мед. сестра___

2. Справочное бюро здоровья.

3. Обмен опытом по использованию народных средств в лечении простудных заболеваний у детей.

4. Анкета для родителей .

Будем рады Вас видеть.

Воспитатели группы.

Очень важно заблаговременно пригласить родителей , разослать им именные приглашения, подготовить выставку : альбомы, метод. литературу, детские работы , благодарственные письма родителям . Завершают организационную часть, оформление помещения, где будет проходить собрание. Очень сильно меняется настрой родителей , когда они видят празднично одетых детей, подтянутых воспитателей на родительских собраниях . Не следует брать на собрание несколько тем, надо продумывать и время, чтобы укладываться примерно в 1час 15-20 минут. В первую очередь необходимо провести теоретическую часть, т. к. родители в конце воспринимают без внимания, менять теорию с практикой. Нельзя, чтобы собрание состояло из одних докладов и выступлений. Надо разнообразить. С интересом родители воспринимают самих родителей , которые делятся опытом воспитания, больше примеров из жизни коллектива. Не следует останавливаться на отрицательных моментах, надо больше показывать удачные примеры, т. к. родители очень быстро реагируют на это.

Не следует воспитателю и выступающим все читать с листа, и тем более с книги. Надо для себя подготовить вопросник, тезисы и развивать мысль. Чтение без поднимания глаз не воспринимается слушателями. На теоретическую часть использовать не более половины времени собрания. Не следует бубнить под нос, а конкретно, четко излагать свою мысль, а для этого необходимо очень хорошо самой изучить данную тему и несколько раз перечитать. Каждую тему следует переносить на жизнь детей в группе. Если это тема «Игра» , то, а как в нашей группе поставлена игра, какие игрушки, что надо сделать, чтобы игра приносила пользу. И дать советы родителям , для организации игр детей дома. Если это о здоровье, то, а какая заболеваемость в нашей группе, почему дети болеют? Что надо делать, чтобы меньше болели? (из опыта родителей ) .

«О питании» -использование таблиц.

О предупреждении травматизма – выступления детей.

Ежеквартальный отчет об использовании финансов в группе. Это очень важно. Привлекать актив, родительский комитет , секретарь (для ведения протокола, обязательно) . Проект решения собрания, сроки исполнения, исполнители.

Советы к проведению собрания!.

Перед началом собрания лучше оставить за дверью плохое настроение. И оба воспитателя ответственны.

Не следует затягивать собрание дольше 1час 15 минут.

Самый приятный звук для человека – его имя. Положите перед собой списки с именами и отчествами родителей .

Перед началом объявите повестку дня, вопросы для обсуждения.

не забудьте золотое правило пед. анализа : говорите сначала об успехах, затем о негативном, завершите, над чем надо поработать , с задачами на будущее.

Предупредите родителей , что не вся информация может стать достоянием детей.

Поблагодарите всех, кто нашел время прийти (особенно отцов) .

Родитель должен уйти с собрания с ощущением, что он может помочь своему ребенку.

Собрание должно проходить в доброжелательном тоне. Не стоит давать на собрании негативную оценку поведению ребенка.

Будьте корректны и тактичны.

Новые формы Традиционные формы
Памятка для родителей Дни открытых дверей
Школа молодых родителей Анкетирование
Родительский клуб Родительские собрания
Университет для родителей Консультации
Конкурсы для родителей Информационный стенд
Показ открытых занятий Консультации специалистов
Проведение игровых тренингов Совместные досуги
Чаепитие, совместные Индивидуальные беседы
праздники (гостиные…) Посещение семьи
Дискуссионные клубы
(только для отцов, только для
бабушек и.т.д.)
Круглый стол
Педагогическая гостиная
Неформальные беседы
Мастер-классы
Творческие мастерские
Копилки идей

Как мы видим, родители-первые помощники и активные участники педагогического процесса. В ДОУ создаются и успешно работают Попечительский совет, родительский комитет, их работа опирается на следующие документы: «Договор между МА ДОУ (Муниципальным автономным дошкольным образовательным учреждением)», «Детский сад комбинированного вида и родителями ребенка»; «Положение о родительском комитете МА ДОУ Детский сад N32 Чайка», «Положение о родительском собрании, утвержденным заведующим ДОУ.»

Далеко не все семьи в полной мере реализируют весь комплекс возможностей воздействия на ребенка. Причины разные: одни семьи не хотят воспитывать ребенка, другие - не умеют это делать, третьи-не понимают, зачем это нужно. Во всех случаях необходима квалифицированная помощь дошкольного учреждения.
В настоящее время актуальными задачами продолжают оставаться индивидуальная работа с семьей, дифференцированный подход к семьям разного типа, забота о том, чтобы не упустить из поля зрения и влияния специалистов не только трудные, но и не совсем благополучные в каких-то конкретных, но важных вопросах семьи.
Посещение семьи ребенка много дает для её изучения, установления контакта с ребенком, его родителями, выяснения условий воспитания, если не превращается в формальное мероприятие. Педагогу необходимо заранее согласовать с родителями удобное для них время посещения, а также определить цель своего визита. Прийти к ребенку домой-то прийти в гости. Значит, надо быть в хорошем настроении, приветливым, доброжелательным. Следует забыть о жалобах, замечаниях, не допускать критики в адрес родителей, их семейного хозяйства, уклада жизни, советы(единичные!) давать тактично, ненавязчиво. Поведение и настроение ребенка(радостный, раскованный, притихший, смущенный, приветливый) также помогут понять психологический климат семьи (31,с.401).
День открытых дверей, являясь достаточно распространенной формой работы, дает возможность познакомить родителей с дошкольным учреждением , его традициями, правилами, особенностями воспитательно-образовательной работы, заинтересовать ею и привлечь к участию. Проводится как экскурсия по дошкольному учреждению с посещением группы, где воспитываются дети пришедших родителей. Можно показать фрагмент работы дошкольного учреждения(коллективный труд детей, сборы на прогулку и др.).После экскурсии и просмотра заведующая иди методист беседует с родителями, выясняют их впечатления, отвечают на возникшие вопросы.
Беседы проводятся как индивидуальные, так и групповые. И в том и в другом случае четко определяется цель: что необходимо выяснить, чем можем помочь. Содержание беседы лаконичные, значимое для родителей, преподносится таким образом, чтобы побудить собеседников к высказыванию. Педагог должен уметь не только говорить, но и слушать родителей, выражать свою заинтересованность, доброжелательность.
Консультации. Обычно составляется система консультаций, которые проводятся индивидуально или для подгруппы родителей. На групповые консультации можно приглашать родителей разных групп, имеющих одинаковые проблемы или, наоборот, успехи в воспитании(капризные дети; дети с ярко выраженными способностями к рисованию, музыке). Целями консультации являются усвоение родителями определенных знаний, умений; помощь им в разрешении проблемных вопросов. Формы проведения консультаций различны(квалифицированное сообщение специалиста с последующим обсуждением; обсуждение статьи, заранее прочитанной всеми приглашенными на консультацию; практическое занятие, например, на тему «Как учить с детьми стихотворение».
Родители, особенно молодые, нуждаются в приобретении практических навыков воспитания детей. Их целесообразно приглашать на семинары-практикумы. Эта форма работы дает возможность рассказать о способах и приемах обучения и показать их: как читать книгу, рассматривать иллюстрации, беседовать о прочитанном, как готовить руку ребенка к письму, как упражнять артикуляционный аппарат и др.
Общие родительские собрания организуются 2-3 раза в год. На них обсуждают задачи на новый учебный год, результаты образовательной работы,вопросы физического воспитания и проблемы летного оздоровительного периода и др.На общее собрание можно пригласить врача, юриста, детского писателя. Предусматриваются выступление родителей.
Групповые собрания проводится раз в 2-3 месяца. На обсуждение выносят 2-3 вопроса(один вопрос готовит воспитатель , по другим можно предложить выступить родителям или кому –то из специалистов).Ежегодно одно собрание целесообразно посвящать обсуждению семейного опыта воспитания детей. Выбирается тема, злободневная для данной группы, например, «Почему наши дети не любят трудиться?», «Как воспитать у детей интерес к книге?», «Телевизор-друг или враг в воспитании детей?».
Родительские конференции. Основная цель конференции – обмен опытом семейного воспитания. Родители заранее готовят сообщение, педагог при необходимости оказывает помощь в выборе темы, оформлении выступления. На конференции может выступить специалист. Его выступление дается «для затравки», чтобы вызвать обсуждение, а если получится, то и дискуссию. Конференция может проходить в рамках одного дошкольного учреждения, но практикуется и конференции городского, районного масштабов. Важно определить актуальную тему конференции(«Забота о здоровье детей», «Приобщение детей к национальной культуре», «Роль семьи в воспитании ребенка»). К конференции готовятся выставка детских работ, педагогической литературы, материалов, отражающих работу дошкольных учреждений, и т.п. Завершить конференцию можно совместным концертом детей, сотрудников дошкольного учреждения, членов семей.
В настоящее время, в связи с перестройкой системы дошкольного воспитания, практические работники ДОУ ищут новые, нетрадиционные формы работы с родителями, основанные на сотрудничестве и взаимодействии педагогов и родителей. Приведем примеры некоторых из них.
Семейные клубы. В отличие от родительских собраний, в основе которых назидательно-поучительная форма общения, клуб строит отношения с семьей на принципах добровольности , личной заинтересованности. В таком клубе людей объединяет общая проблема и совместные поиски оптимальных форм помощи ребенку. Тематика встреч формулируется и запрашивается родителями. Семейные клубы – динамичные структуры. Он могут сливаться в один большой клуб или дробиться на более мелкие, - все зависит от тематики встречи и замысла устроителей.
Значительным подспорьем в работе клубов является библиотека специальной литературы по проблемам воспитания, обучения и развитие детей. Педагоги следят за своевременным обменом,подбором необходимых книг,составляют аннотации новинок.
Учитывая занятость родителей,используются и такие нетрадиционные формы общения с семьей.как « Родительская почта»и «Телефон доверия».Любой член семьи имеет возможность в короткой записке высказать сомнения по поводу методов воспитания своего ребенка,обратиться за помощью к конкретному специалисту и т.п.Телефон доверия помогает родителям анонимно выяснить какие- либо значимые для них проблемы, предупредить педагогов о замеченных необычных проявлениях детей.
Нетрадиционной формой взаимодействия с семьей является и библиотека игр. Поскольку игры требуют участия взрослого, это вынуждает родителей общаться с ребенком. Если традиция совместных домашних игр прививается, в библиотеке появляются новые игры, придуманные взрослыми вместе с детьми.
Бабушек привлекает кружок «Очумелые ручки».Современная суета и спешка, а также теснота или, наоборот,излишняя роскошь современных квартир почти исключили из жизни ребенка возможность заниматься рукоделием, изготовлением поделок.В помещении , где работает кружок, дети и взрослые могут найти все необходимое для художественного творчества: бумагу, картон, бросовые материалы и др.
Сотрудничество психолога, воспитателей и семьи помогает не только выявить проблему, ставшую причиной сложных взаимоотношений родителей с ребенком, но и показать возможности ее решения. При этом необходимо стремиться к установлению равноправных отношений между педагогом- психологом, воспитателем и родителями. Они характеризуются тем,что у родителей формируется установка на контакт, полного согласия, оставляя право на собственную точку зрения.Взаимоотношения протекают в духе равноправия партнеров. Родители не пассивно выслушивают рекомендации специалистов,а сами участвуют в составлении плана работы с ребенком дома.

1.3 Принципы взаимодействия детского сада и семьи .

Работа с родителями результативна, если строится поэтапно, исходя из таких принципов, как:
- доверительность отношений - этот принцип предполагает обеспечение веры родителей в профессиональную компетентность, тактичность и доброжелательность педагогов, их умение понять и помочь решить проблемы семейного воспитания;
-личностная заинтересованность родителей – определяя этот принцип, мы исходим из постулата педагогической деятельности, согласно которому «никого ничему нельзя заставить научиться человек должен сам захотеть именно этому и именно у меня научиться», т.е. в своем педагогическом образовании (просвещении) родители должны увидеть личностный смысл, который поможет им правильно строить общение и совместную деятельность с ребенком, сделать педагогическую позицию адекватной, гибкой, подвижной и прогностичной;
- подход к родителям не как к объектам воспитания, а как к активным субъектам процесса взаимодействия – во – первых, определяя содержание, формы работы с родителями, необходимо исходить из того факта , что именно родители для нас являются социальными заказчиками, во – вторых, они для нас не ученики, а партнеры, и мы им помогаем, а не учим воспитывать их собственных детей и то, что мы им предлагаем должно быть интересно и полезно;
- утверждение их самоценности – только уважающие себя родители могут воспитать здоровую и свободную личность – этот принцип, во – первых, предполагает проявление предельного уважения к каждому родителю, признание его индивидуальности и неповторимости, права на ошибки и заблуждения, во - -вторых, отказ от судейской позиции по отношению к ним, оказание им поддержки; в – третьих, создание условий, при которых родители смогут наиболее максимально и плодотворно проявить свои положительные качества и способности;
- эмансипация родителей – этот принцип предполагает во - первых, освобождение родителей от прежних взглядов, установок на воспитание и самого ребенка как на несмышленого малыша, которому надо постоянно подсказывать, помогать, поведением которого надо руководить, во – вторых, пробуждение их желания лучше познать самих себя, что в конечном итоге поможет им лучше понять своих детей.

1.4. Условие оптимизации взаимодействия д / с и семьи

Кроме поэтапной работы педагогов с родителями, опирающейся на определенные принципы, построение партнерских отношений детского сада с семьей также требует соблюдения следующих условий:
1.Сотрудничество с семьей требует от педагога обязательног7о выполнения на всех этапах работы правил, необходимых для оптимального педагогического общения:
- обращение к родителям своих воспитанников только по имени;
-проявление искреннего интереса к родителям своих воспитанников
- умение выслушать родителей, как конкретное проявление интереса к людям вообще;
- проявление доброжелательности в отношении к родителям, улыбка в общении с ними;
- беседы с родителями о том, что интересует их и что они ценят превыше всего.
Умение дать почувствовать родителям их значительность, уважение к их мнению исключительно важно для завоевания авторитета в педагогическом общении.
2. Позаботиться о гуманизации и демократизации взаимоотношений педагога с родителями. Гуманизировать- значит признать ценность каждого родителя как личности, его права на собственную позицию, а также ошибки. В этой связи с родителями нужно и личностные отношения. Гармонизации и демократизации взаимоотношений будут способствовать :
- замена обезличенных объявлений о предстоящих родительских собраниях индивидуальными именными приглашениями, сделанными совместно с детьми;
- оборудование в дошкольном учреждении комнаты(консультпункта) для родителей, в которой есть небольшая библиотечка, программы воспитания, детская художественная литература, образцы детских работ, фотографии детей, игрушки, некоторый дидактический материал, который родители, а также и дети, могут взять домой на время;
- наличие в дошкольном учреждении телефона доверия(который может работать один раз в неделю или месяц в определенные часы).
3.Необходим отказ от формального общения от монолога в пользу диалога.
4.Отдавать предпочтение не коллективным, а индивидуальным формам работы с родителями. Это, в свою очередь, предусматривает необходимость овладения педагога наукой и искусством общения.
5.Признать недостаточно эффективным средством воздействия на семью слово, не подкрепленное наглядностью. Поэтому следует реже прибегать к готовым оценочным суждениям о воспитаннике, полезно предоставить членам семьи возможность время от времени самим наблюдать за собственным ребенком, сравнивать его со сверстниками, открывать в нем новые, а может быть незнакомые черты. В качестве наглядности могут выступать:
- «домашние задания»(например «Понаблюдайте и опишите какое отношение проявляет ваш ребенок к домашнему труду», «Чем ваш ребенок больше всего любит заниматься дома самостоятельно» и т.д.);
- включение родителей в ролевые педагогические игры или тренинговые упражнения;
- фотографии детей;
- выставки детских работ;
- микровыступления родителей;
- участие родителей в работе кружков, в проведении игр, занятий и экскурсий с детьми.
6.Обновлять содержание работы с семьей следует путем расширения круга проблем, связанных не сформированием у дошкольников ЗУМов, а черт ребенка, условий и возможности развития их индивидуальности.
7.Не следует при обсуждении педагогических проблем давать родителям готовые ответы, необходимо строить обсуждение таким образом, чтобы способствовать развитию их «педагогической рефлексии», - умению родителей анализировать собственную воспитательную деятельность, критически её оценивать, находить причины своих педагогических ошибок, неэффективности, используемых методов, осуществлять выбор методов воздействия на ребенка, адекватных его особенностям в конкретной ситуации. От сформированности этого умения зависит характер взаимоотношений родителей и ребенка.

«Организация работы с родителями

в современном ДОУ»

Воспитывает ребенка все: люди, вещи, явления,

но прежде всего и дольше всего - люди.

Из них на первом месте – родители и педагоги.

А. С. Макаренко

Семья и детский сад – два общественных института, которые стоят у истоков нашего будущего, но зачастую не всегда им хватает взаимопонимания, такта, терпения, чтобы услышать и понять друг друга. Непонимание между семьёй и детским садом всей тяжестью ложится на ребенка. Не секрет, что многие родители интересуются только питанием ребенка, считают, что детский сад – место, где только присматривают за детьми, пока родители на работе. И мы, педагоги, очень часто испытываем большие трудности в общении с родителями по этой причине.

«От того, как прошло детство,

кто вёл ребенка за руку в детские годы,

что вошло в его разум и сердце из окружающего мира –

от этого в решающей степени зависит,

каким человеком станет сегодняшний малыш» .
В.А. Сухомлинский

Федеральный закон «Об утверждении федеральной программы развития образования» (2000 г.) обязывает работников дошкольного образования развивать разнообразные формы взаимодействия с семьями воспитанников, так как система образования должна быть ориентирована не только на задания со стороны государства, но и на общественный образовательный спрос, на реальные потребности потребителей образовательных услуг («Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года»).

Федеральный закон «Об образовании» от 29.12.2012 г. обязывает педагогов и родителей стать не только равноправными, но и равноответственными участниками образовательного процесса.

В условиях, когда большинство семей озабочено решением проблем экономического, а порой физического выживания, усилилась тенденция самоустранения многих родителей от решения вопросов воспитания и личностного развития ребёнка. Родители, не владея в достаточной мере знанием возрастных и индивидуальных особенностей развития ребёнка, порой осуществляют воспитание вслепую, интуитивно. Всё это, как правило, не приносит позитивных результатов.

В статье 44 Федерального закона «Об образовании» говорится:«Родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся имеют преимущественное право на обучение и воспитание детей перед всеми другими лицами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка». Родители являются первыми педагогами с самого раннего возраста детей и поэтому одной из задач педагогического коллектива МБДОУ детский сад комбинированного вида № 15 «Катюша» - работа над проблемой взаимодействия детского сада и семьи по теме «Организация работы с родителями в современном ДОУ».

  1. Как сложно бывает достучаться до пап и мам!
  2. Как нелегко порой объяснить родителям, что ребенка надо не только накормить и красиво одеть, но и общаться с ним, научить его думать, размышлять.
  3. Как изменить такое положение?
  4. Как заинтересовать родителей в совместной работе?
  5. Как создать единое пространство развития ребенка в семье и ДОУ, сделать родителей участниками воспитательного процесса?

Эти и другие вопросы должны решаться совместно на педагогических советах, на родительских собраниях, в индивидуальных беседах и консультациях с родителями, использоваться в планировании деятельности детского сада с семьями воспитанников. Необходим переход ДОУ на позицию партнёрства с родителями, создание условий для активного участия родителей не только в решении организационных и хозяйственных вопросов ДОУ, но и в управление детским садом, необходимо определение основной и ведущей роли родителей в воспитании и развитии ребёнка. В связи с этим в МБДОУ детский сад комбинированного вида № 15 «Катюша» разработана система по организации работы с родителями. В основе разработки системы - положения современной нормативно-правовой базы (федеральные и региональные документы). Соответствующие содержательные разделы системы включают методические материалы из опыта работы многих авторов, педагогических творческих групп.

ЦЕЛЬ СИСТЕМЫ:

Создание условий для формирования позиции сотрудничества педагогов и родителей воспитанников с целью эффективного развития и образования каждого ребенка.

СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЕ РАЗДЕЛЫ:

1. Информационно-аналитическая и диагностическая деятельность

2.П росветительская деятельность

3. Организация деятельности. Вовлечение родителей в педагогический процесс. 4.Реализация образовательного процесса детского сада.
ЗАДАЧИ:

1) Создать систему изучения, анализа информации о семье и ребенке в ДОУ.

2) Организовать взаимодействие ДОУ и социума в вопросах сбора и применения информации о семье и ребенке для эффективного осуществления индивидуального и дифференцированного подхода к семье.

1) Создать педагогическую культуру родителей:

  • обеспечивать родителей психолого-педагогической информацией
  • защитить права детей и родителей на удовлетворение их потребностей
  • формировать ответственную и активную позицию родителей в воспитании и развитии детей

2) разнообразить формы работы с семьей, переходить от общелекционных к дифференцированно-проблемным и действенно-поисковым.

1) создать сообщество единомышленников - родителей, педагогов для совместной работы по развитию и воспитанию детей, социальной адаптации их в обществе.

2) осуществлять совместную деятельность (родителей и детей, педагогов и родителей) с использованием различной мотивации.

1) привлекать к участию родителей в реализации образовательного процесса.

2) разнообразить формы и методы включения родителей в поддержку и развитие учреждения.

3) привлекать родителей в создание и работу общественной организации - родительский комитет.

СИСТЕМА ПРЕДПОЛАГАЕТ ПЛАНОВО-ПРОГНОСТИЧЕСКУЮ И КОНТРОЛЬНО-ОЦЕНОЧНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ:

  • определение стратегии развития детского сада и модели взаимодействия с семьями воспитанников;
  • прогнозирование и планирование работы учреждения по данному направлению (планирование работы с семьями воспитанников - перспективное, календарное, планирование методической работы с сотрудниками детского сада;
  • проекты работы с семьями в рамках реализации программы развития ДОУ и годового плана;
  • конторольно-оценочная деятельность по результатам работы;
  • проведение совместного анализа деятельности коллектива детского сада.

СИСТЕМА РАБОТЫ ПРЕДПОЛАГАЕТ деятельность участников по определенным этапам. В каждом этапе определены цели и основные направления деятельности по ее реализации.

Четыре направления работы по вовлечению родителей в совместную деятельность ДОУ.

  1. I. Информационно – аналитическое направление.

С целью изучения семьи, выяснения образовательных потребностей родителей, установления контакта с её членами, для согласования воспитательных воздействий на ребенка работа педагогического состава начинается с анкетирования «Давайте познакомимся». Получив реальную картину, на основе собранных данных, происходит анализ особенностей структуры родственных связей каждого ребенка, специфика семьи и семейного воспитания дошкольника, вырабатывается тактика общения с каждым родителем. Это поможет лучше ориентироваться в педагогических потребностях каждой семьи, учесть ее индивидуальные особенности. Целью информационно – аналитической и диагностической деятельности является сСоздание системы изучения, анализа и прогнозирования дальнейшей деятельности с семьями воспитанников в детском саду для реализации потребностей родителей в получении образовательных и оздоровительных услуг; стратегии развития учреждения.

В городе

В детском саду

1. Сбор информации о семьях, имеющих детей:

  • контакты с женскими консультациями, поликлиниками (списки, выход в семью).

2.Распространение информации о работе детского сада:

  • сайт;
  • публикации в печати.

3. Изучение опыта работы близлежащих ДОУ, общеобразовательных школ, ЦДТ во взаимодействии с родителями.

4. Анализ информации.

1. Сбор информации:

о ребенке :

  • состояние здоровья: анамнез (медицинская карта), психологическая диагностика;
  • протекание адаптации к д/с (адаптационный лист);
  • индивидуальные особенности ребёнка (личностные, поведенческие, общения);
  • ежегодное выявление и развитие способностей детей, усвоение программы;
  • выявление одаренных детей;
  • выявление детей, требующих повышенного внимания.

о семье :

  • состав семьи;
  • определение социального статуса семьи (социальная анкета);
  • выявление семей группы «риска»;
  • материально-бытовые условия;
  • психологический микроклимат, стиль воспитания;
  • семейные традиции, увлечения членов семьи;
  • заказ на образовательные и оздоровительные услуги.

о потребностях педагогических кадров :

  • проблемы и потребности в работе с семьями воспитанников;
  • выявление стратегии взаимодействия с семьями.

2. Анализ информации.

II. Просветительская деятельность.

Целью этого направления является повышение педагогической культуры родителей, а также повышение профессионализма педагогических кадров. Познавательное направление – это обогащение родителей знаниями в вопросах воспитания детей дошкольного возраста. Для этого в детском саду необходимо обеспечить педагогическое сопровождение семьи необходимой информацией, сопровождать семьи на всех этапах дошкольного детства. Работа по реализации образовательной программы должна вестись совместно со всеми специалистами ДОУ (логопед, педагог – психолог, социальный педагог, воспитатель, музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре, старшая медицинская сестра).

Кадры

1. Просветительская деятельность:
  • вопросы возрастных психологических и индивидуальных особенностей детей;
  • вопросы воспитания детей дошкольного возраста;
  • формы, методы, содержание работы с семьей в современных условиях.
2. Организационно-педагогическая деятельность:
  • обмен опытом по вопросам работы с семьей (формы, методы, проведение родительских собраний и т.д.);
  • тренинги по обучению родителей общению.

Формы: консультации, педагогические советы, тренинги, самообразование, семинары, творческие группы и др.

Родители

1. Ознакомление родителей вновь принятых детей с нормативно-правовыми документами ДОУ.

2. Просветительская деятельность через наглядную информацию:

  • информационные стенды;
  • родительские уголки;
  • методическая литература.

3. Просветительская деятельность через обучающую деятельность:

  • беседы;
  • консультации;
  • круглые столы;
  • родительские собрания.

4. Ознакомление родителей с правилами безопасности детей во время проведения летне-зимнего отдыха.

Дети

1. Социально-нравственное и познавательное развитие:

  • семья;
  • родословная;
  • семейные традиции;
  • гендерное воспитание;
  • формирование духовных ценностей.

III. Организационно-методическая деятельность.

В результате повышения уровня воспитательно-образовательной деятельности родителей необходимо способствовать развитию их творческой инициативы, создавать в саду все условия для организации единого пространства развития и воспитания ребенка, делать родителей действительно равноответственными участниками образовательного процесса.

Кадры

1. Организация культурно-массовых мероприятий.

2. Внедрение форм работы с семьей и социумом по расширению контингента детей и организации платных услуг (кружковая работа).

3. Организация деятельности музея «Светлица»:

  • создание положения об открытии музея «Светлица»;
  • сбор экспонатов;
  • оформление экспозиций.

4. Разработка критериев оценки конкурсов, оформление наградного материала.

5. Выход в семью.

Родители

Вовлечение родителей в педагогический процесс:
  • совместное проведение спортивных праздников «Наша дружная семья»;
  • планирование и совместная работа на родительских собраниях;
  • помощь в организации досуговой деятельности;
  • совместная деятельность с детьми (игры, экскурсии, конкурсы, досуги);
  • оформление группы и д/с;
  • создание семейных Гербов и родословных Древ;
  • участие в творческих выставках детско-родительских работ («Осенняя фантазия», «Моя милая мама», «Новый год у ворот»);
  • благоустройство прогулочных площадок (высадка цветов, кустарников, деревьев; изготовление фигур из снега;
  • привлечение родителей к оформлению музея русской культуры «Светлица»;
  • пополнение музея выставочными экспонатами.
  • участие родителей в субботниках по озеленению территорий д.с.

Дети

Вовлечение детей в творческий процесс:
  • участие в культурно-массовых мероприятиях;
  • участие в выставках детско- родительских творческих работ (рисунки, поделки);
  • совместное участие с родителями в семейных концертах;
  • совместное оформление с родителями и создание семейных Гербов и родословных Древ;
  • участие в мероприятиях на базе музея «Светлица».

IV. Реализация образовательного процесса детского сада.

Целью этого направления является проявление у родителей осознанного отношения к воспитанию и развитию ребёнка (понимание потребностей ребёнка); готовность родителей к сотрудничеству с педагогами, повышение их помощи по хозяйственным вопросам.

Система предполагает следующие результаты:

  • реализация единой стратегии развития ребенка педагогами и родителями;
  • изменение характера вопросов родителей к педагогам с организационно-бытовых на познавательные, касающиеся воспитания и развития ребёнка;
  • рост посещаемости родителями, другими членами семьи, участвующими в воспитании ребёнка, мероприятий по педагогическому просвещению;
  • проявление у родителей осознанного отношения к воспитанию и развитию ребёнка (понимание потребностей ребёнка, анализ его достижений и недостатков, обращения к педагогам как квалифицированным помощникам, осознание своей ведущей роли в воспитании и развитии ребёнка);
  • готовность родителей к сотрудничеству с педагогами, повышение их активности не только по хозяйственным вопросам, но и в педагогическом процессе;
  • положительные изменения в неблагополучных семьях;
  • выражение родителями обоснованного мнения о развитии ребёнка в детском саду, наличие конструктивных предложений к педагогам и администрации ДОУ.

Ирина Бочкарева
Формы работы ДОУ с родителями.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение – детский сад комбинированного типа № 554

г. Екатеринбурга

Методическая разработка семинара на тему :

Родительские собрания в детском саду»

Воспитатель МБДОУ № 554 Бочкарева И. Л.

1. Формы работы ДОУ с родителями .

Цель взаимодействия ДОУ и родителей :

Включение родителей в воспитательно – образовательный процесс ДОУ.

Объединение усилий по воспитанию и обучению детей дошкольного возраста.

Психолого - педагогическое просвещение родителей .

Основные блоки по работе с родителями

Психолого – педагогическое просвещение

Задача :

Повышение педагогической грамотности родителей .

Включение родителей в воспитательно – образовательный процесс ДОУ

Задача :

Создание условий для включения родителей в планирование , организацию и контроль за деятельностью ДОУ

Традиционные формы

Родительское собрание - форма работы группы людей объединенных для совместного с ДОУ решения задач адаптации, воспитания, обучения и развития детей.

Лекция – форма взаимодействия с родителями , позволяющая предоставлять большой объем информации , эффективная в начале встречи и в большой аудитории.

Педагогическая беседа – обмен мнениями по вопросам воспитания и достижение единой точки зрения по этим вопросам, оказание родителям своевременной помощи.

Тематическая консультация – (индивидуальная или групповая) – обсуждение различных аспектов воспитания и обучения детей, получение от родителей необходимой информации о ребенке .

Информационный стенд – сведения об администрации, направлениях деятельности ДОУ, достижения коллектива, мероприятия на месяц, режим дня, расписание занятий.

Тематические выставки – отражают направления работы ДОУ

Открытые занятия и дни открытых дверей – ознакомление родителей с жизнью детей в ДОУ.

Субботники – объединение усилий ДОУ и родителей для создания пространственной среды, способствующей развитию детей, охране их жизни и здоровья.

Праздники и развлечения – привлечение родителей к активному участию в воспитательно – образовательном процессе.

Анкетирование родителей – выяснение знаний о методах воспитания детей, об удовлетворенности деятельностью ДОУ, об индивидуальных особенностях детей и т. п.

Фотовыставки – знакомство родителей с мероприятиями проводимыми в ДОУ.

Нетрадиционные формы

Проекты – привлечение родителей к активному участию в педагогическом процессе.

Конференции – обобщение, систематизация и пропаганда психолого – педагогических знаний.

Дневник – обеспечение постоянного общения между педагогом и родителями .

Информационный листок – содержит полезную информацию на каждый день .

Газета – рассматривает широкий круг проблем воспитания, знакомит родителей с темами деятельности ДОУ, содержит статьи по организации детского досуга и т. п.

Экскурсии и туристические походы – способствуют объединению усилий ДОУ и родителей в воспитании детей , формировании у них духовно – нравственных начал, ценностных ориентиров, экологическому воспитанию, привитию любви к Родине .

2. Родительские собрания

Главными воспитателями детей являются их родители , но, к сожалению, многие из них не владеют знаниями по педагогике и психологии. В связи с этим у многих родителей возникают проблемы в воспитании ребенка, которые не способствуют развитию малыша. Наша задача помочь родителям обрести необходимые для воспитания детей знания. Каким образом мы это можем сделать! Существует достаточное количество форм работы с родителями . Сегодня мы поговорим о родительских собраниях .

Родительское собрание – форма работы группы людей (родителей , объединенных для совместного с ДОУ решения задач адаптации, воспитания, обучения и развития детей.

Родительское собрание – это наиболее распространенная форма работы с родителями по педагогическому просвещению семьи. Но как сделать, чтобы родители не искали причин не явиться на собрание, а наоборот ждали их с нетерпением и приходили задолго до их начала?

Прежде всего комфортная, непринужденная обстановку, уютная атмосфера, улыбка педагога, творческий подход к выбору темы и формы проведения собрания .

Родительское собрание начинается с подготовки. И дети являются главными в этом звене. Можно предложить ребятам приготовить пригласительные для родителей в виде открыток , конструкций, поделок, аппликаций и т. п.

Подготовка грамот, награждений, маленьких призов самым активным родителям – с помощью детей , благодарственные письма от администрации ДОУ.

Подготовка выставок детских работ , проведение заседания родительского комитета – все это предшествует собранию.

В силу ряда причин не все родители посещают собрания , поэтому важно создать условия, чтобы привлечь родителей , т. е. провести процесс подготовки к собранию таким образом, чтобы родителям захотелось быть на собрании.

Родители должны принимать активное участие в разработке и отборе тематики собраний. При этом соблюдаются такие принципы как значимость (выбраны актуальные темы, оптимальность (темы требуют объединения усилий и совместного принятия решений, активность (следование желаниям родителей ) .

Необходимо заранее оповестить родителей о времени и повестке собрания : вывесить объявление, выдать на руки письменное приглашение, позвонить по телефону.

Заранее продумывается наглядный материал, который будет сопровождать выступление. Непосредственно перед собранием необходимо подготовить мебель, ручки, листы, продумать, как и кто обеспечит присмотр за детьми, обязательно проветрить помещение.

При необходимости можно провести анкетирование родителей , узнать какие темы волнуют, о чем бы они хотели узнать на собрании.

Пригласить на собрание администрацию ДОУ, обсудить проблемы группы и ДОУ.

В процессе родительского собрания реализуется несколько возможностей : организация родительского коллектива , управление воспитательно – образовательным процессом, решение наиболее важных, насущных проблем.

Возможные темы обсуждения на собрании :

1. Итоги воспитания, обучения и развития детей за определенный период.

2. Дальнейшие планы и стратегии работы .

3. Планирование совместных действий.

Как правило, собрание состоит из 3 частей? Вводной, основной и разное.

Вводная часть призвана организовать родителей , создать атмосферу доброжелательности и доверия, сконцентрировать внимание, замотивировать на совместное решение проблем. Это можно сделать путем небольших игр и заданий, анкет, необычной формы собрания .

Основная часть может быть разделена на 2 – 3 этапа. Как правило, это выступление воспитателя группы, специалистов ДОУ, которые освещают теоретические аспекты рассматриваемого вопроса. Для иллюстрации своих слов можно использовать видео, аудио записи, компьютерные презентации, фотоальбомы, графи и схемы. Все это будет способствовать лучшему восприятию информации .

В процессе ведения собрания важно не затягивать выступления по темам, они должны быть эмоциональными, с интересными примерами из жизни ребят группы. Выносить на собрание не больше 2-3 тем, можно провести фрагмент занятия, или целое занятие. Интересным моментом может прозвучать магнитофонная запись с занятия или из беседы с детьми.

Если выносятся какие – либо негативные показатели, то это необходимо делать после положительного и не называя имен и фамилий детей.

В ходе собрания необходимо избегать предъявление претензий к родителям и детям , обсуждение личности конкретного ребенка, не следует констатировать неудачи детей. Главное – выработать пути решения обсуждаемых проблем.

В третей части обсуждаются вопросы содержания ребенка в детском саду, проведение праздников, экскурсий, организация совместных мероприятий ДОУ и семьи. Необходимо заранее продумать несколько вариантов, которые будут предложены родителям для обсуждения , договориться с теми, кто может помочь. Часть вопросов решается заранее с родительским комитетом .

Если во время собрания кто-либо из родителей поднимает вопрос , выходящий за рамки компетенции педагога, ему следует отложить обсуждение и пригласить на следующую встречу того сотрудника ДОУ, в чьей компетенции находится этот вопрос.

Для обратной связи можно использовать «блицтурнир» по вопросам темы или неоконченную фразу «На этом собрании я….»

В конце собрания родители должны принять решение и записать его в протокол. По окончании собрания нужно подвести итог встречи, перечислив принятые решения по каждому из обсуждаемых вопросов, зафиксированные в протоколе.

Для привлечения родителей так же можно использовать нетрадиционную форму проведения собрания . Это может быть собрание – досуг. Например по темам профилактики различных заболеваний, одежды детей в различные периоды, о капризах и т. п. К проведению таких собраний привлекаются специалисты ДОУ – медик, психолог. Родителям даются задания , схожие с заданиями для ребят, участвует сказочный герой, разыгрываются сценки из детской жизни (с помощью родителей ) . Такие мероприятия привлекут родителей к активному участию , поднимут престиж педагога, будут способствовать усвоению родителями педагогических знаний.

Чаще используйте на родительских собраниях выступления самих родителей , они поделятся своим опытом, расскажут о проблемах. Такие выступления способствуют формированию у родителей правильного подхода к детям, сплачивают родительский коллектив , формируют устойчивый интерес к участию в воспитательно – образовательном процессе.

Примерные темы родительских собраний .

«Движение и речь»

Общение с детьми в семье»

«Программа воспитания и обучения на данную группу»

«Изобразительная деятельность, как средство развития мелкой моторики рук»

«Творческие игры»

«Отец и ребенок»

«Интересы, возрастные возможности и способности детей»

«О детской самостоятельности»

Упрямство и капризы детей»

«О трудностях в обучении, коррекции поведения, усвоении знаний»

«Физическое развитие»

«О развитии речи детей»

«Детский коллектив – конфликты, контакты»

«Культура поведения за столом, в обществе»

«Игра – ведущая деятельность дошкольного периода детства»

«Проблемы воспитания детей в семье»

«Готовность ребенка к школьному обучению»

«Стоит ли наказывать детей?»

«Концентрация внимания на занятиях»

«Воспитание дисциплины»

«Поэзия в жизни ребенка»

THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама