THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама

– изменение конфигурации скелета стопы, связанное с уплощением ее сводов и приводящее к нарушению механики ходьбы. Плоскостопие у детей проявляется утомляемостью, болями в ногах при движении и статической нагрузке, отечностью и деформацией стопы, изменением походки, затруднением ходьбы. Диагноз плоскостопия у детей устанавливается на основании клинического осмотра, данных плантографии, подометрии и рентгенографии стоп. Для лечения плоскостопия у детей используются консервативные методы (массаж, лечебная гимнастика, физиотерапия, наложение гипсовых повязок и ортезов); оперативное вмешательство проводится в крайних случаях.

Общие сведения

Плоскостопие у детей – самая распространенная ортопедическая патология в педиатрии , проявляющаяся снижением высоты сводов стопы. Плоскостопие может выявляться у ребенка с самого рождения (в 3% случаев); к 2 - 4 годам оно наблюдается у 24-32% детей, к 7 годам – у 40%, к 12 годам – у 50% подростков.

Активное формирование элементов свода стопы у детей происходит постепенно, с появлением и возрастанием нагрузки на ноги. Критическим моментом в развитии плоскостопия является возрастной период с 8 месяцев до 1,5 лет, когда ребенок начинает вставать и учиться ходить. В раннем возрасте у всех детей отмечается физиологическая плоская стопа, обусловленная возрастными анатомо-функциональными особенностями: хрящевой структурой костей, более эластичными и растяжимыми связками, слабыми мышцами. При правильном развитии с повышением силы и выносливости мышц это состояние у детей самостоятельно нормализуется к 5-6 годам. При определенных нарушениях у детей развивается плоскостопие, приводящее к резкому снижению амортизационного потенциала стопы, возрастанию нагрузки на другие элементы опорно-двигательного аппарата с повреждением коленных и бедренных суставов, деформацией позвоночника, нарушением работы внутренних органов.

Классификация плоскостопия у детей

Стопа имеет продольный и поперечный своды, поддерживающие мышцы и связки, обеспечивающие равновесие тела, распределение и смягчение ударной нагрузки во время ходьбы, бега и прыжков, а также повышающие выносливость к осевой нагрузке. По анатомическому признаку в ортопедии различают продольное, поперечное и комбинированное плоскостопие. У детей чаще встречается продольное плоскостопие с уплощением продольного свода и удлинением стопы, соприкасающейся с полом всей поверхностью подошвы. При поперечном плоскостопии у детей длина стопы уменьшается, ее передний отдел опирается на головки всех плюсневых костей.

Плоскостопие у детей может быть врожденным и при­обретенным. Врожденная форма встречается достаточно редко и связана с пороками развития костных структур и мышечно-связочного аппарата стопы. Приобретенное плоскостопие у детей в зависимости от происхождения может быть статическим, травматическим, рахитическим, паралитическим. Самое распространенное статическое плоскостопие чаще встречается у детей школьного возраста при несоответствии между статической и динамической нагрузкой на стопу и тонусом мышц.

Причины плоскостопия у детей

Плоскостопие у детей может развиваться по различным причинам. Врожденное плоскостопие у детей наблюдается при внутриутробном недоразвитии костей, мышц, связок и сухожилий голени и стоп. Приобретенное плоскостопие у детей также развивается на фоне врожденной недостаточности соединительной ткани и может сочетаться с добавочной хордой в сердце, перегибом желчного пузыря, близорукостью и др. В формировании плоскостопия у детей большое значение имеет наследственный фактор - наличие этой патологии у близких родственников.

Плоскостопие у детей может быть вызвано слабостью мышечно-связочного аппара­та стопы, не выдерживающего большие нагрузки; поражением костно-мышечной системы при рахите; неправильно сросшимися переломами лодыжек, плюсневых, пяточной и таранной костей; параличом или парезом мышц голени и стопы (в т.ч. после полиомиелита); неврологической патологией (энцефалопатией).

Возникновению статического плоскостопия у детей способствуют ношение неправильно подобранной обуви (тесной, разношенной, на толстой подошве), избыточный вес и ожирение , длительная непрерывная ходьба или стояние. Часто плоскостопие развивается у детей с плосковальгусной деформацией стоп .

Симптомы плоскостопия у детей

В большинстве случаев врожденного плоскостопия у детей поражается одна стопа, которая имеет вид качалки или «пресс-папье» с выпуклой подошвой и уплощенной, даже вог­нутой тыльной стороной. Отмечается пяточная установка стопы, резкая пронация с отведением пальцев кнаружи. С появлением статической нагрузки врожденное плоскостопие усугубляется и закрепляется.

У детей 6-7 летнего возраста плоскостопие проявляется быстрой утом­ляемостью при ходьбе и стоянии, стаптыванием обуви по внутреннему краю подошвы и каблука. Клиническими симптомами приобретенного плоскостопия у детей являются ноющие боли в области стопы, усиливающиеся после длительного пребывания на ногах; отечность стоп к вечеру, утомляемость при ходьбе.

Выделяют три степени продольного плоскостопия у детей, определяющиеся по степени деформации стопы. При I степени высота свода стопы составляет 25-35 мм, видимая деформация стопы отсутствует. При II степени - высота свода от 25 до 17 мм, уплощение стопы видно невооруженным глазом; плоскостопие у детей проявляется нарастанием болей в стопе, голеностопном суставе и икроножных мышцах, затруднением ходьбы. Изменяется форма стопы – увеличивается ее длина, расширяется средняя часть, походка становиться тяжелой и неуклюжей; у детей отмечается быстрая общая утомляемость. Плоскостопие III степени характеризуется резко выраженной деформацией стопы, снижением высоты свода менее 17 мм, постоянными болями в ногах и пояснице, головными болями, невозможностью ходьбы в обычной обуви.

Плоскостопие служит причиной искривления пальцев стопы, появления мозолей , формирования у ребенка нарушений осанки (сколиоза) и болезней позвоночника (остеохондроза , грыжи межпозвонковых дисков), развития деформирующих артрозов , воспаления менисков и т. д.

Диагностика плоскостопия у детей

Установить плоскостопие у детей до 5-6 летнего возраста довольно проблематично. Диагноз выраженных случаев плоскостопия у детей может быть поставлен детским ортопедом при клиническом осмотре, позволяющем выявить изменения длины, ширины и объема движений стопы, нарушение состояния ее сводов, особенности износа обуви.

Объективными методами оценки плоскостопия у детей старшего возраста являются плантография – получение отпечатка следа ноги на бумаге и подометрия – измерение «подометрического индекса» свода стопы. Уточнить диагноз плоскостопия у детей помогаю результаты рентгенографии стоп с нагрузкой, выполненной в 2-х проекциях.

Лечение плоскостопия у детей

Плоскостопие у детей – прогрессирующее заболевание, и чем раньше начато его лечение, тем эффективнее результаты. Лечение врожденного плоскостопия начинают с первых недель жизни ребенка, что позволяет устранить все компоненты деформации стопы. При врожденном плоскостопии у детей проводится специальная лечебная гимнастика, массаж мышц стопы и голени; осуществляется удержание стопы в правильном положении с помощью бинтования, наложения этапных гипсовых повязок , ночных ортезов (с 6 месячного возраста). При усугублении проявлений плоскостопия у детей выполняют операцию подтаранного артроэреза.

Лечение статического плоскостопия у детей, направленное на укрепление мышечно-связочного аппарата стопы, включает массаж , физиотерапию и ЛФК . У детей младшего возраста исключаются мягкая обувь (валенки, резиновые сапоги, чешки); рекомендуется ношение ботинок с твердой подошвой и небольшим каблучком, хорошо фиксирующих голеностопные суставы. При плоскостопии у детей старшего возраста показано ношение ортопедической обуви со стелькой–супинатором, приподнимающим опущенный свод и возвращающим стопу в правильное положение.

деформации стопы , суставов и позвоночника.

Профилак­тикой плоскостопия у детей являются ношение правильно подобранной обуви; занятия физкультурой, игровыми видами спорта (баскетбол, футбол) и плаванием; ходьба босиком по неровной земле, песку, гальке; нормализация кальциево-фосфорного обмена; контроль массы тела.

Все чаще совсем маленьким детям, до 5 лет, ставят диагноз – плоскостопие. Деформация костных сводов стопы, может быть врожденной или приобретенной. В любом случае, если плоскостопие у ребенка есть, нужно принимать меры, поскольку такая патология способна вызвать необратимые процессы в организме маленького человечка. Поговорим о детском плоскостопии и методах его профилактики.

Норма или патология? Что называется плоскостопием?

Первоначально разберемся, что принято считать нормой в развитии стопы ребенка? Сразу заметим – все детки рождаются "слегка косолапыми". У новорожденных ножка ровненькая, из-за жировой "подушечки", которая прячет кости стопы. С возрастом, до 5–6 лет, формируется правильная стопа.

Согласно физиологии, правильным считается, когда стопа упирается на 3 точки:

  • в районе мизинца;
  • в области большого пальца;
  • на пятку.

Эти точки между собой связаны при помощи связок, мышечных тканей и сухожилий, которые соединяются в своды. При развитии плоскостопия, своды уплощаются, что делает точкой опоры среднюю часть площади подошвы.

У ребенка диагноз плоскостопие, возможно поставить лишь после трехлетнего возраста. Так как до этого, у детей костная часть стопы спрятана под жировой прослойкой, что зрительно не дает увидеть патологию. Дело в том, что к годовалому возрасту, эта прослойка выполняет "рессорную" функцию, поскольку еще неокрепшие косточки стопы еще не готовы к большим нагрузкам. К трем годам начинается процесс формирования сводов, именно тогда начинают быть заметны возможные признаки патологических отклонений.

Почему появляется болезнь?

Причин развития плоскостопия у детей не так уж и много.

  1. Наследственность. Переданные гены – один из главных факторов появления плоскостопия у детей.
  2. Рахит в грудном возрасти. Нехватка витамина D, неблагоприятно сказывается на формировании опорно-двигательного аппарата. Про симптомы и проявление рахита, читайте в статье: .
  3. Неправильная обувь. К таковой относится обувь, у которой полностью отсутствует каблук. Для детей необходимо выбирать обувь с наличием супинатора.
  4. Заболевание ДЦП и полиомиелит. При их течении развивается паралич мышечных тканей стопы и голени. Чтобы уменьшить риск возможности заболеть полиомиелитом, необходимо вакцинировать малыша. Подробней про вакцинацию в статье: .
  5. Наличие у ребенка гипермобильности суставов (суставы излишне гибкие).
  6. Травмирование нижней части конечности.

Какие дети попадают в зону риска?

Следует отметить, что есть определенный процент маленьких детей, которые автоматически могут попасть в зону риска развития плоскостопия. К таким, можно отнести:

  • ребенка, у которого хоть у одного из родителей есть плоскостопие;
  • ребенка, начавшего рано ходить (8–10 месяцев);
  • грудничка с лишним весом;
  • ребенка, страдающего ДЦП или перенесшего полиомиелит, травмы ног, рахит в раннем возрасте.

Если ваш ребенок попадает в зону риска, то не нужно дожидаться пятилетнего возраста для подтверждения диагноза. Займитесь профилактикой болезни и тогда шансы к полному развитию стопы забыть про плоскостопие.

Какие последствия могут быть при плоскостопии у ребенка?

Зачастую молодые родители не придают внимания такому заболеванию, как плоскостопие. Списывая его на наследственность, ведь с таким диагнозом живет почти половина человечества. Действительно, что особенного в такой патологии? Плоскостопие негативно влияет на развитие ребенка и приводит к печальным последствиям:

  • деформации еще не сформированных костей на стопе;
  • быстрому уставанию при ходьбе, болевым ощущениям в нижней части ноги;
  • выпирают косточки, об этом подробнее в статье: ;
  • нарушается осанка, что влечет появление сколиоза, кифоза и других патологий спины, происходят необратимые изменения структуры таза и опорно-двигательного аппарата;
  • нарушению «рессорной» функции, ударная нагрузка переходит на тазобедренную область, что приводит к артрозам.

Как определяется наличие плоскостопия у ребенка?

Оптимальным для определения наличия плоскостопия у ребенка считается пятилетний возраст. Стопа полностью сформировывается и жировая прослойка рассасывается. Для диагностики используют обычные краски для рисования или растительное масло.

Маме необходимо смазать всю стопу ребенка художественными красками или растительным маслом. После поставить кроху на чистый лист бумаги и привлечь чем-то его внимание, дабы зафиксировался след. Вам могут помочь .

Полученный отпечаток расскажет, есть ли проблема плоскостопия у ребенка.

А – все в норме, поскольку самая узкая часть отпечатка имеет соотношение к самой широкой 1:4;

В – есть развитие уплощения, если соотношение 2:4.

С – ярко выраженное плоскостопие при соотношении 3:4.

Измерить соотношение, можно с помощью обычной линейки. В случаях, если вы получили отпечаток схожий с В и С, то незамедлительно идите к ортопеду и начинайте лечение.

Какие различают виды плоскостопия?

В медицине принято разделять данную патологию по видам и степеням.

1. Поперечное плоскостопие – идет выравнивание поперечного свода.

2. Продольный вид заболевания – продольный свод утолщается, что приводит к прикасанию всей площади подошвы с полом.

3. Сочетанное плоскостопие, когда присутствуют два выше приведенных вида

Профилактика плоскостопия у самых маленьких детей

Как уже упоминалось раньше, у самых маленьких деток поставить диагноз плоскостопие невозможно. Поэтому, дабы предупредить развитие патологии, необходимо проводить профилактические действия и соблюдать некоторые правила.

1. Не допускайте развития рахита у детей. Проконсультируйтесь с детским врачом по поводу необходимости приема витамина D.

2. Не ставьте ребенка раньше времени на ножки. Он сам должен встать у опоры. Не поощряйте ранее хождение.

3. Приобретите специальный ортопедический коврик, с бугорками разного размера. Его вполне можно смастерить своими руками. Для этого пришить на полотно пуговицы разного размера. Ежедневно проводите зарядки или другие мероприятия с ребенком на босую ногу на этом коврике.

4. После того как ребенок научится ходить, показывайте ему:

  • как "ходит медведь" – на крае стопы;
  • как "ходит уточка" – на внутренней части, сведя коленки;
  • как собирать пальчиками ног разные предметы.

5. Что касается обуви, то она должна быть жесткой. Задник — тугим и длинным. Наличие небольшого каблучка обязательно. Скажите, нет обуви на плоском ходу.

6. Пусть ребенок бегает босиком по квартире. Если есть возможность, то в летний период отпускайте его походить по песочку, травке, камушкам.

7. Обогатите рацион кальцием, фосфором и витаминами. Костная ткань ног при формировании должна получать полноценное количество микроэлементов.

Какая терапия поможет избавиться от плоскостопия у ребенка?

Если все же в 5–6 летнем возрасте вы столкнулись с диагнозом плоскостопие у ребенка, то не отчаивайтесь, ведь до 16–18 лет эта патология поддается лечению. Для этого используются консервативные методы лечения, в виде специально разработанных комплексов терапевтических мероприятий. В разработке индивидуальной терапии поможет ортопед исходя из возрастной категории и степени плоскостопия. Главная цель таких методик: улучшение кровообращение, организация притока крови, дабы воспрепятствовать деформированию костей и укрепить связки.

Лечение массажем и гимнастикой для ног

Делать массаж нужно по всей ножке, а также в поясничном отделе. Делают его дважды в день по 15 минут. Деткам до года мама делает массаж, разминая, поглаживая и постукивая по коже. После годика можно дополнительно использовать специальные массажеры. Это могут быть специальные коврики, мячи, валики и др. После массажа желательно заняться гимнастикой для ног.

Специальная ортопедическая обувь

Деткам с плоскостопием необходимо ходить в специальной ортопедической обуви. Ее выписывает врач. В специализированных магазинах, согласно рецепта, данного врачом, можно приобрести ортопедическую обувь, подходящую именно вашему ребенку. Также существуют специальные стельки, которые подходят для обыкновенной, стандартной обуви.

Народные рецепты

Помимо консервативных методов лечения, в комплексе довольно часто используют народные методы:

1. Ванночки с применением:

  • морской соли;
  • отвара из мяты;
  • отвары из травы шалфея.

2. Гидромассаж с изменением интенсивности напора.

3. Контрастные ванночки: 1–2 минуты держать ножки в горячей воде, после опустить ступни в прохладную на 15–20 секунд.

4. К подошве ноги привязывать бинтом листья полыни.

Автор публикации: Эдуард Белоусов

Говорят, что с фактами не спорят. Факт: плоскостопие в той или иной степени отмечается у 80% всего населения земного шара. Мы ничего не можем сделать с этими 80%. Но мы можем сделать все возможное, чтобы наши дети попали в заветные 20% людей, у которых нет плоскостопия.

Плоскостопие — что это такое? Разговор об этом заболевании надо начинать с рассказа о том, что вообще представляет из себя стопа.

Итак, стопа — это опора нашего организма. Да-да, все 50-100 кг тела взрослого человека удерживаются двумя маленькими платформами по 20-40 см! И не просто удерживаются, но еще и ходят, бегают и прыгают. Для этого у стопы есть два свода: продольный и поперечный. Благодаря сводчатому строению стопа амортизирует каждое движение, и если эти самые своды уплощаются, то опорно-двигательный аппарат "изнашивается" быстрее.

Отсюда два вывода:

  1. плоскостопие никогда не пройдет "само по себе". Более того, без лечения оно будет только прогрессировать;
  2. при болят не только ноги — это еще и нарушение осанки, ранний остеохондроз и частые головные боли.

Опасный возраст

Профилактика

Подавляющее большинство детей рождается со здоровыми ногами. Задача родителей — сохранить это здоровье, следуя нескольким нехитрым правилам.

1. Регулярное посещение ортопеда

Пока ребенку не исполнится год, родители послушно ходят к ортопеду. Надо посмотреть, как малыш встает на ноги, как учится ходить, обсудить выбор ботиночек на первые шаги...

К сожалению, после года на профилактические осмотры детей водят нечасто, и плоскостопие замечают уже ближе к 7 годам, во время оформления медицинской карты в школу. А ведь если бы врача посещали как положено (т.е. в 2, 3 и 5 лет), то проблема была бы замечена сразу и решилась бы просто подбором подходящей обуви. Кстати: ортопед не только оценит стопы ребенка, но и проследит за его и походкой.

2. Выбор правильной обуви

Как правило, на первые шаги малышу покупают хорошие ортопедические ботиночки. Но чем старше ребенок, тем больше он просит купить не полезную, а модную обувку! Шлепанцы. Туфельки на каблуках-гвоздиках для маленьких модниц. Тапочки на совершенно плоской подошве или ботинки на платформе. Носки либо тупые, как коробка, либо зауженные, как морда крокодила. Это не обувь, а настоящие убийцы стопы!

Не подходят для постоянного ношения и современные кроссовки. Они предназначены для занятий спортом, но никак не для обычных прогулок по улице. Дело в том, что их "пружинящие свойства" полностью избавляют ноги от необходимости амортизировать каждый шаг, и стопа начинает "лениться". Без нагрузки ослабевают мышцы, поддерживающие свод стопы, в результате чего ступня уплощается и через какое-то время комфортное передвижение становится возможным только... в кроссовках!

Правильная обувь для ребенка должна отвечать следующим требованиям:

  • подходить по размеру. Не болтаться на ноге и не давить на пальцы;
  • иметь стельку с небольшим супинатором, чтобы стопа могла отдыхать;
  • иметь небольшой широкий устойчивый каблук (1/14 длины стопы); жесткий задник должен фиксировать пятку.

Нельзя предлагать ребенку донашивать обувь за кем-то. Разношенная обувь — это отпечаток ноги своего хозяина. На другой ноге такие ботинки будут неправильно распределять нагрузку. А неудобные модные туфельки можно надевать по праздникам. Ведь цель их приобретения — не ходить по улицам ежедневно, а любоваться и хвастаться.

Кто виноват?
У моей дочки (2 года 8 месяцев) довольно плоская стопа. Конечно, мы посещаем ортопеда, но пока особенного улучшения я не вижу. Кроме того, я заметила, что во время ходьбы правая нога дочки косолапит — только этого не хватало! Моя мама считает, что в проблемах ребенка виновата я — потому что якобы покупаю неправильную обувь. Дома дочь ходит в тапочках, по улице зимой — в сапогах-дутиках, а летом в свободных шлепках. Ей удобно и хорошо — это ведь главное или я действительно что-то делаю не так?
Елена, 28 лет Ваша бабушка права! Причиной проблем с ногами действительно может быть неправильная обувь. Так как же ее выбирать? Если вы меряете в магазине сапожки или туфельки, обязательно попросите малыша походить по залу — когда ребенок стоит, его стопа немного увеличивается, поэтому проверять соразмерность ботинка лучше именно в "ходячем" положении. Детям нужно выбирать обувь из натуральных материалов: кожи, войлока или текстиля, — в отличие от синтетики, они отлично адаптируются к стопе. Подошва у детских ботинок должна быть эластичной, гибкой и с небольшим каблучком, задник — цельным, жестким и закругленным сверху, а носок — широким, чтобы малышу было одинаково комфортно и бегать, и ходить, и болтать ногами. Легкой вам походки!
Светлана Фролова, модельер-конструктор ТМ "Котофей"

3. Правильное питание

Стопа — это не только кости. Мышцы и связки также поддерживают свод стопы, поэтому чем они слабее, тем выше вероятность плоскостопия. Избыточный вес тоже ведет к уплощению стопы: попробуй сохранить форму арки, если сверху на тебя давит масса, вдвое больше положенной по возрасту!

Правильное, здоровое питание, с достаточным количеством белка, кальция, фосфора и витаминов, необходимо для профилактики плоскостопия. Ребенок обязательно должен ежедневно есть фрукты, овощи, мясо или рыбу, молоко и молочные продукты — и не злоупотреблять кашами, выпечкой, хлебом и макаронами.

4. Босая жизнь

Ходить босиком по линолеуму или паркету не вредно. Но плоскостопия это не предотвращает. Необходимо, чтобы ноги напрягались, а тяжесть тела то и дело переносилась с пятки на носок и обратно. Гуляйте босиком по камешкам, гальке, песку, травке, просто по земле — это и закаливание, и профилактика плоскостопия. Осенью и зимой, когда нет возможности бегать по улице без обуви, можно постелить в ванной массажный коврик и предложить ребенку чистить зубы и умываться, стоя на нем без обуви.

5.Занятия спортом

Любые занятия спортом укрепляют связки и мышцы, а значит, это отличная профилактика плоскостопия. Если возможности посещать спортивные кружки и секции нет, то необходимо поставить дома маленький физкультурный комплекс. Канат и шведская стенка помогут сохранить здоровье ног.

6. Избегать длительного ношения тяжестей и следить за осанкой ребенка

Под завязку нагруженные рюкзачки, которые сейчас носят не только школьники, но и дошколята, — еще один шаг к проблемам со стопой. Формирующаяся нога просто не приспособлена к тому, чтобы ребенок носил тяжести. Связь плохой осанки с плоскостопием напоминает старую загадку "Что появилось раньше — курица или яйцо?", потому что порой невозможно сказать, какое из этих заболеваний было первым, а какое лишь является его следствием. Известно только, что нарушение осанки приводит к плоскостопию, и наоборот — плоскостопие вызывает нарушение осанки.

Как поставить диагноз

Из диагностических методов шире всего известна плантография — именно так называется метод оценки плоскостопия по отпечаткам стопы на бумаге. Хотя метод очень прост в исполнении (нужно всего лишь смочить ноги ребенка водой и попросить постоять смирно на листе бумаги), проводить плантографию в домашних условиях бессмысленно, ведь правильно истолковать полученные результаты может только врач-ортопед, знающий особенности детской стопы. Самостоятельно поставленный неправильный диагноз и последующее неверное лечение могут принести много вреда (например, использование лечебных стелек без необходимости). Так что без специалиста ни обследовать, ни лечить ребенка не стоит.

Что должно насторожить родителей и заставить их нанести внеочередной визит в поликлинику?

  • Жалобы малыша на боль в ножках менее чем через 30 минут после начала прогулки.
  • Быстрая и неравномерная деформация обуви, при которой за 1-2 месяца стесывается внутренний (или наружный) край каблука, часть голенища загибается внутрь или стаптывается внутренний край подошвы.
  • Нарушение осанки. Постоянно приподнятое одно плечо или лопатка, с одной стороны торчащая больше, чем с другой.

Как лечить

Основные направления лечения плоскостопия у дошкольников — это физиотерапия, массаж и лечебная гимнастика. Физиотерапия (парафиноозокеритовые аппликации, электрофорез и т.д.) назначается курсами по 10-15 дней (2-3 раза в год). Эта процедура часто сопровождается массажем стопы и голени. Учтите, лечебный массаж должен делать профессионал, Самомассажем в данном случае обойтись нельзя! Гимнастикой же можно и нужно заниматься дома. Собирать пальцами ног карандаши, ходить по специальным массажным коврикам, катать ступнями скалку по полу — в этом нет ничего сложного, главное — делать упражнения регулярно. Хороший результат дает сочетание гимнастики с ножными ваннами. Для этого на дно тазика кладут пригоршню гальки и наливают теплую воду, в которую можно добавить хвойный экстракт. Ребенок ставит ноги в таз и начинает перекатывать стопами камешки по дну. В результате улучшается кровообращение и нормализуется тонус мышц.

Сделанные на заказ стельки и специальную обувь для лечения плоскостопия у детей до 5 лет используют крайне редко. Еще реже у дошкольников используются такие методы лечения, как наложение на ноги гипсовых повязок-шин или операция. Это связано с тем, что начинающееся плоскостопие у растущих детей вылечить относительно легко. Справиться же с запущенной болезнью у школьника-подростка гораздо сложнее. В отношении плоскостопия как никогда справедливо старое замечание: "Предупредить — дешевле и проще, чем лечить"!

Суламифь Вольфсон, врач-педиатр,
сотрудник Клиники питания НИИ питания РАМН

В эмбриональном периоде с 1-й по 8-ю неделю гестации происходят следующие изменения:

  • 3-я неделя - появление выростов нижних конечностей;
  • 6-я неделя - появление изгиба стопы и подошвенной поверхности;
  • 7-я неделя - параллельная установка осей нижних конечностей;
  • 8-я неделя - поворот стоп друг к другу своей подошвенной поверхностью.
  • В фетальном периоде, начиная с 9-й недели, происходят следующие изменения:
  • 9-я неделя - появление голеностопных суставов;
  • 10-я неделя - разворот бедер и голеней вокруг продольной оси;
  • 11-я неделя - супинация заднего отдела стопы;
  • 12-я неделя - супинация таранной кости;
  • 28-я неделя - расширение и смещение в латеральном направлении таранной кости и ротация костей голени;
  • 29-я неделя - увеличение ширины пяточной кости в заднем отделе;
  • 36-я неделя - поворот стоп вокруг оси. Во внутриутробном периоде существует следующий порядок оссификации костей:
  • 9-я неделя - 5-я плюсневая;
  • 11-я неделя - дистальная фаланга 1-го пальца;
  • 12-я неделя - проксимальные и дистальные фаланги всех пальцев;
  • 17-я неделя - средняя фаланга 2-го пальца;
  • 18-я неделя - средняя фаланга 3-го и 4-го пальцев; 21-я неделя - средняя фаланга 5 пальца; между 22-й и 25-й неделями - начало оссификации пяточной кости;
  • между 25-й и 31-й неделями - начало оссификации таранной кости;
  • после 37-й недели - начало оссификации кубовидной кости.

Процесс оссификации протекает эксцентрично по отношению к хрящевому зачатку кости. Окостенение таранной кости начинается в ее шейке и продолжается в проксимальном направлении. Оссификация пяточной кости начинается в дистальной части и продолжается проксимально к области фасеток. Окостенение кубовидной кости происходит из ее центральной части и распространяется равномерно во все стороны. Оссификация ладьевидной кости начинается в центральной части, а затем переходит на ее дистальную часть.

В фетальном периоде происходит ряд изменений формы костей и соотношений между костями. Большеберцовый-во-пяточный угол в возрасте 12 недель составляет 36° и у новорождённого он уменьшается до 22°. Угол шейки таранной кости имеет большой разброс на протяжении внутриутробного развития: от 30 до-65°. У новорожденного он составляет 22°. Супинация стопы и поворот стоп подошвенной поверхностью друг к другу сильнее всего выражены на 7-м месяце, после чего супинация уменьшается к моменту рождения. Разгибание стопы к тылу в голеностопном суставе возрастает на фоне ротации костей нижней конечности вокруг продольной оси и увеличения сгибания в коленном и тазобедренном суставах. Антеверсия бедра у новорожденного колеблется в пределах Эв-40°. Торсия костей голени начинается во внутриутробном периоде с 5-го месяца. К моменту родов угол наружной тор-сии составляет 15-209. Торсия пяточной кости уменьшается на протяжении всего внутриутробного периода. У новорожденного она составляет 22°. Положение переднего отдела стопы относительно заднего ровное. У новорожденного ось стопы, проведенная через центр пятки, проходит между 2-м и 3-м пальцами. Во внутриутробном состоянии длина стопы самая большая по отношению к длине нижней конечности. У новорожденного длина стопы достигает 7,5 см.

Свод стопы ребенка

Стопа ребенка является универсальной опорной структурой, строение и функция которой соответствуют задачам опоры и движения на данном этапе развития организма. Для стопы первохода, совершающего первые шаги, характерным является низкий свод, обширный слой подкожной жировой клетчатки, избыточная подвижность суставов, вальгус заднего отдела стопы, большая эверсия пятки. В норме в стопе имеются 3 свода, расположенные в двух плоскостях. В сагиттальной плоскости есть наружный и внутренний продольные своды. В состав наружного свода входит пяточная, кубовидная, 4-я и 5-я плюсневые кости. В состав внутреннего свода входят пяточная, таранная, ладьевидная, 1-я, 2-я и 3-я клиновидные, 1-я, 2-я и 3-я плюсневые кости. Вершиной внутреннего свода считают либо таранно-ладьевидный сустав, либо бугристость ладьевидной кости. Высота свода представляет собой расстояние от поверхности опоры до вершины свода. Во фронтальной плоскости поперечный свод стопы ребенка расположен на уровне предплюсны. Клиновидные кости в среднем отделе имеют более широкую тыльную часть и более узкую подошвенную часть, благодаря чему, сложенные вместе, они образуют дугообразную фигуру свода стопы. Кости, составляющие свод, находятся под действием активных мышечных сил. Задняя большеберцовая мышца осуществляет супинацию стопы. Передняя большеберцовая мышца осуществляет тракцию среднего отдела стопы кверху. У новорожденного свод стопы отсутствует. На первом году жизни свод стопы низкий, что связано с отсутствием вертикальной нагрузки на ноги и небольшой активностью мышц дистального отдела конечности. До 2 лет пяточная кость расположена относительно горизонтально. По мере роста происходит подъем переднего отдела пяточной кости над горизонтальной плоскостью и увеличение высоты костного свода. Свод стопы формируется в годовалом возрасте, когда становится заметным сужение отпечатка стопы в ее среднем отделе. По сравнению с более старшим возрастом он остается низким, что, по классификации Стахели, является возрастным физиологическим плоскостопием.

Физиологическое, или инфантильное, плоскостопие представляет собой сочетание низкого костного свода, вальгуса заднего отдела стопы, который в возрасте от 3 месяцев до 3 лет колеблемся в пределах 5-10°. Физиологическое плоскостопие является нормальным состоянием для маленьких детей. Это этап в развитии детского организма, который проходит с ростом и заканчивается в 3-4 года. Сочетание низкого свода и вальгуса соответствует особенностям анатомии и функции конечности, которые имеются у маленького ребенка:

  • максимальная конгруэнтность подтаранного сустава;
  • адаптация к физиологическим изменениям в вышележащих отделах конечности, компенсация возрастного варуса и вальгуса голени и коленного сустава;
  • облегчение переката через поперечную ось переднего отдела стопы и ограничение переката через косую ось;
  • увеличение нагрузки на медиальный край стопы и большой палец, роль которого возрастает по мере взросления;
  • увеличение площади опоры и придание телу устойчивости при ходьбе;
  • соответствие большой ширине шага у первохода;
  • облегчение переноса веса тела с одной ноги на другую во фронтальной плоскости;
  • плавность прислоения и отталкивания стопы при ходьбе в период опоры.

У маленького ребенка при низком костном своде стопы имеется обилие мягких тканей на подошвенной поверхности стопы. У новорожденного толщина жирового слоя под пяточным бугром колеблется в пределах от 3 до 8 мм, в среднем составляя 4 мм. В раннем детском возрасте подкожная жировая клетчатка на подошвенной поверхности имеет большую толщину. Основная масса жира расположена по медиальному краю стопы под внутренним костным сводом и под пяточной костью. Жировая масса имеет ячеистое строение и пронизана густой сетью фиброзных волокон, идущих от пяточного бугра к подошвенной фасции, в основном по внутреннему краю стопы. Объем жировой клетчатки коррелирует с весом тела. Большой объем подкожного жира сохраняется до 3-летнего возраста, после чего начинает постепенно уменьшаться и снижается до минимума в возрасте 7-10 лет. Избыток мягких тканей имеет значение для ходьбы ребенка. Во-первых, подкожная жировая клетчатка увеличивает площадь опоры стопы, обеспечивает нагрузку на внутренний край стопы в соответствии с вальгусом пятки и большой шириной шага. Во-вторых, мягкие ткани выполняют роль амортизатора при ходьбе. В фазу переднего толчка реакции опоры происходит компрессия и смещение мягких тканей под пяточной костью, что обеспечивает уменьшение ударной нагрузки на конечность и способствует торможению движения. В фазу заднего толчка большая подвижность мягких тканей соответствует относительно пассивному отрыву стопы от опоры.

По мере роста происходит увеличение высоты свода стопы, что связано с ростом костей и увеличением силы мышц стопы и голени, которые осуществляют тракцию костей стопы. Самое значительное увеличение свода имеет место в возрасте от 3 до 6 лет и, менее выраженное, от 7 до 10 лет. По данным С. Ф. Годунова, окончательное формирование стопы происходит в возрасте 7-9 лет, а по мнению М. Пфайффер - в-10 лет. На фоне увеличения высоты костного свода происходит уменьшение вальгуса заднего отдела стопы с 5-10° в возрасте 3 лет до 3-8° в 4 года, до 1-6° в 5 лет, до 0-5° в 6 лет, до 0-2° в 7 лет; по данным М. Пфайффер с 6,4° в 3 года до 4,5° в 6 лет. С возрастом физиологическое увеличение высоты свода, уменьшение вальгуса заднего отдела стопы и уменьшение объема жировой клетчатки являются причиной уменьшения частоты плоскостопия: с 98% в 2 года до 4,3% в 9 лет; с 70% в 3-4 года до 40% в 5-8 лет; с 57% в 2-3 года до 40% в 5-6 лет; с 54% в 3 года до 24% в 6 лет; с 14% в 6 лет до 9% в 7 лет.

Максимальная высота продольного свода по внутреннему краю стопы имеется на расстоянии 40% длины от края пятки и приходится приблизительно на середину ладьевидной кости. Максимальная высота продольного свода по наружному краю стопы соответствует пяточно-кубовидному сочленению. Наиболее высокая часть свода приходится по линии таранно-ладьевидного и пяточно-кубовидного суставов. Локализация самой высокой точки свода изменяется с возрастом. По мере развития темпы роста переднего отдела стопы опережают темпы роста заднего отдела, что приводит к удлинению переднего отдела и смешению вершины свода по стопе спереди назад, особенно заметное у подростков. Отношение длины переднего отдела к длине заднего отдела в возрасте 10 лет составляет 73% и 27%, в возрасте 11-16 лет - 76% и 24%, и у взрослого - 80% и 20%. Изменение соотношения длины переднего и заднего отделов стопы отражается на ходьбе. В раннем Детском возрасте относительно большая длина заднего рычага стопы способствует быстрому подошвенному сгибанию и прислоению всей стопы к опоре во время переднего толчка, что придает устойчивость ходьбе. С удлинением переднего отдела стопы увеличивается длина рычага, который осуществляет отталкивание от опоры, что сопровождается повышением массы и силы задней группы мышц голени. В результате перераспределения длины переднего и заднего отделов стопы происходит увеличение сгибательного момента голеностопного сустава и рост эффективности ходьбы.

Форма продольного свода удерживается благодаря действию пассивного и активного стабилизаторов. Основным пассивным стабилизатором являются таранно-ладьевидная, пяточно-кубовидная и пяточно-ладьевидная связки, а также подошвенный апоневроз. У детей пяточно-ладьевидная связка имеет меньшее значение, чем у взрослых. Поперечный свод стабилизируют связки межклиновидных суставов. Основным активным стабилизатором, удерживающим продольные и поперечный своды, является задняя большеберцовая мышца, которая прикрепляется к бугристости ладьевидной кости. Она осуществляет инверсию стопы в подтаранном суставе, приведение переднего отдела и супинацию всей стопы. При сокращении мышцы кости стопы образуют дугу свода. По мере формирования стопы происходит уменьшение объема мягких тканей на подошве и возрастание роли костного свода в функции стопы. Костный свод начинает амортизировать реакцию опоры ноги и распределять нагрузку по костям стопы. Во время ходьбы и стояния свод выполняет рессорную функцию, что вызывает изменение его высоты. Под действием веса тела медиальный продольный свод опускается на 3,5 мм, что составляет 1/3 его высоты, а при уменьшении нагрузки происходит подъем свода.

У ребенка оценку состояния сводов стопы начинают с определения силы мышц голени, которые поддерживают свод. Исследуют все движения в голеностопном и подтаранном суставах. Отмечают степень сопротивления движениям, силу отдельных мышечных групп и баланс мышц, которые двигают стопой. Делают максимально возможную пассивную пронацию стопы в состоянии разгибания. При сочетании низкого свода с вальгусом среднего отдела ладьевидная кость и головка таранной кости выступают в медиальном направлении до контура внутренней лодыжки. Определяют степень натяжения подошвенной фасции. В норме на подошвенной поверхности стопы наблюдают натяжение подошвенного апоневроза, который контурируется под кожей. При плоскостопии во время движений в плюснефаланговых суставах стопы не происходит натяжения подошвенной фасции, не наблюдается увеличения углубления свода стопы и подошвенный апоневроз остается в расслабленном, вялом состоянии. Ребенка обследуют на зеркальном плантографе. В норме в положении стоя видна опора на наружный край стопы, отсутствие опоры на под сводную часть стопы и углубление свода при подъеме на носки. При плоскостопии имеется опора на под сводную часть стопы, а также отсутствие изменений высоты свода, когда ребенок встает на носки. Вальгус заднего отдела стопы определяют во фронтальной плоскости по величине угла между вертикальной осью голени и осью пятки в положении ребенка стоя. В литературе описана разная величина нормального угла вальгуса заднего отдела стопы у ребенка от 4° до 15°.

Степень плоскостопия определяют по отпечатку подошвенной поверхности стопы, который получают с помощью зеркального или чернильного плантографа, плантоскопа с видеокамерой, сенсорного педографа и т. д. Отпечаток стопы оценивают визуальцым методом, обсчитывают с помощью ручных способов и программных средств.

Визуальная классификация плоскостопия на зеркальном плантографе по Пфайфферу:

  • нормальная стопа - свод понижен, но различим;
  • плоскостопие средней степени - свод стопы отсутствует;
  • выраженное плоскостопие - мягкие ткани на подошвенной поверхности стопы выступают из-под свода вовнутрь.

У детей младшего возраста расчет состояния свода затруднен в связи с наличием толстого слоя подкожной жировой клетчатки. У детей в возрасте до 2-3 лет применяют расчет степени плоскостопия по Деннису.

Проводят две касательные к наружному и внутреннему краям отпечатка, расстояние между касательными разделяют центральной линией на две равные части.

Качественная классификация плоскостопия по Деннису:

  • 1-я степень - отпечаток среднего отдела стопы не заходит за центральную линию;
  • 2-я степень - ширина отпечатков среднего и переднего отделов стопы одинакова;
  • 3-я степень - отпечаток среднего отдела стопы шире, чем переднего.

В более старшем возрасте применяют метод расчета по перпендикуляру к касательной. Касательную разделяют на две равные части и в ее центре восстанавливают перпендикуляр, который проходит через

среднюю часть отпечатка. Перпендикуляр от касательной до наружного края отпечатка разделяют на три равных отрезка и определяют соотношение отрезков с внутренним краем отпечатка. В возрасте до 3 лет граница внутреннего края отпечатка расположена в середине центрального отрезка. С возрастом граница смещается по направлению к наружному краю стопы.

Для определения степени плоскостопия используют количественные параметры обсчета отпечатка стопы.

Индекс ширины стопы . Частное от деления ширины отпечатка в подсводной части на ширину переднего отдела стопы в области плюснефаланговых суставов. Уплощение 1-й степени - 0,5; 2-й степени - 1,0; 3-й степени - больше 1,0.

Индекс соответствия . Частное от деления ширины в области плюснефаланговых суставов на длину стопы, умноженное на 100.

Возрастной коэффициент плоскостопия . Частное от деления ширины отпечатка в подсводной части на ширину в пяточной части. Коэффициент в возрасте до 6 месяцев составляет 1,3, а затем снижается и в возрасте 4 лет достигает 0,75.

Рефлексы со стопы ребенка

Стопа является обширным рецептивным полем. Раздражение нервов на подошвенной поверхности стопы вызывает рефлекторную реакцию мышц ноги, которая влияет на положение тела в пространстве.

Для младенческого возраста характерны примитивные рефлексы. Это автоматические моторные ответы, интегрированные на уровне спинного мозга и обусловленные недостаточной миелинизацией НС. Во время роста и развития примитивные рефлексу сохраняются до определенного времени. Их наличие у взрослого является признаком патологии. Наиболее распространенным клиническим тестом для исследования примитивных реакций со стопы является рефлекс Бабинского. Рефлекс считается положительным, если при штриховом раздражении кожи подошвенной поверхности стопы в наружном отделе от пятки к пальцам происходит либо изолированное разгибание 1-го пальца, либо одновременное разгибание большого пальца и разведение 2-го, 3-го, 4-го, 5-го пальцев во все стороны. Реакяцю рассматривают либо как общий защитный укорачивающий рефлекс, либо как составную часть процесса локомоции, обеспечивающую перекат стопы. Симптом Россолимо представляет собой сгибание стопы при ударе по подошвенной поверхности ногтевой фаланги пальцев. Симптом Бехтерева-Мари-Фуа, или тройного укорочения, заключается в сгибании в тазобедренном, коленном суставах и разгибании в голеностопном суставе при пассивном сгибании пальцев стопы, Для примитивных симптомов характерна большая вариативность. При вызывании у новорожденного подошвенного ответа он носит разгибательный характер от 74% до 90%, сомнительный характер от 7% до 17% и сгибательный характер от 3% до 9%. Подошвенный ответ у новорожденного чаще носит симметричный и реже асимметричный характер, что снижает его клиническую ценность. На фоне уменьшения частоты разгибательного ответа и увеличения частоты сгибательного ответа соотношение симметричных и асимметричных ответов на протяжении роста приблизительно одинаково.

На протяжении первого года жизни происходит уменьшение частоты разгибательного подошвенного ответа.

По мере роста и созревания НС разгибательный ответ у нормального ребенка превращается в сгибательный. Трансформация подошвенного ответа в большинстве случаев происходит в возрасте 6 месяцев. У 9-месячного ребенка подошвенный ответ носит сгибательный характер в 69%, и у 11-месячных - в 86% случаев. По данным литературы, сроки полного исчезновения рефлекса Бабинского колеблются в пределах от 4 месяцев до 2 лет. В возрасте старше 3 лет положительный симптом Бабинского рассматривают как признак патологии.

У младенца имеются постуральные тонические рефлексы с кожных покровов стопы. Это дистантно расположенные триггерные механизмы. Опора на стопу запускает каскад рефлексов в виде координированного действия нескольких мышц, направленных -йа поддержание вертикального положения тела. Скорость и интенсивность рефлекторной реакции зависят от зрелости НС, плотности контакта стопы с опорой, степени растяжения мышц и связок нижней конечности. Основными тоническими рефлексами со стопы в порядке продолжительности их существования по мере роста являются разгибательный, эверсионный, инверсионный и хватательный.Разгибательный рефлекс возникает при раздражении кожи в центре пяточной области.

  1. Эверсионный рефлекс возникает при раздражении кожи в области 5-го плюснефалангового сустава и 5-го пальца.
  2. Инверсионный рефлекс возникает при раздражении кожи в области 1-го плюснефалангового сустава и большого пальца.
  3. Хватательный рефлекс возникает при раздражении кожи в области 2-3-го плюснефаланговых суставов.

Что важно знать родителям о формировании стопы малыша?
Комментирует Баранов Федор Алексеевич, врач травматолог, кандидат медицинских наук, ортопед второй категории Детского поликлинического центра « КОСМА»

Правильное формирование стопы у ребенка имеет исключительное значение. Ведь в опорно-двигательной системе человека стопа обеспечивает выполнение ряда важнейших функций: опорной, амортизирующей, ходьбы, а в целом передвижение в пространстве и сохранение равновесия.

СТРОЕНИЕ СТОПЫ РЕБЕНКА

Стопа как орган имеет сложное анатомическое строение, в ее состав входит 26 костей, 42 мышцы и множество связок. Соединяясь между собой, анатомические элементы стопы образуют две дуги, которые называются сводами стопы: продольный (по внутреннему краю стопы) и поперечный (между основаниями пальцев). Благодаря наличию этих сводов, стопа опирается не всей поверхностью, а тремя основными точками: пяточная кость и основания 1 и 5 пальцев стопы. При уплощении сводов, стопа опирается всей своей поверхностью, что приводит к ухудшению амортизирующих свойств.

КАК РАСТЕТ СТОПА

На фоне интенсивного роста ребенка развиваются и его стопы. Так у новорожденного длина стопы составляет приблизительно 7,5 сантиметров, однако маленькие стопы растут быстро. На втором и третьем году жизни стопы ребенка вырастают на 2-3 размера в год. Даже в школьном возрасте стопа может расти со скоростью 1-2 размера в год. Рост стопы обычно завершается только в подростковом возрасте. При этом ноги девочек прекращают расти между 11 и 14 годами, у мальчиков позже, к 18 годам. Такой активный рост стопы отражается и на анатомо-функциональном состоянии стоп. У младенцев до 3-х лет стопа очень мягкая и гибкая. Это связано с повышенной эластичностью связок, недостаточно развитыми мышцами, наличием жировой подушки, содержанием в костной ткани содержится мало минеральных веществ, которые придают костям прочность. По этим же причинам продольный свод стопы у детей в этом возрасте плоский, что является нормальным физиологическим состоянием.

УЧИМСЯ СОХРАНЯТЬ РАВНОВЕСИЕ

Когда дети начинают вставать на ножки (в 7-9 месяцев) и самостоятельно ходить (в 10-12 месяцев), функцию амортизатора берет на себя «жировая подушечка», которая располагается на подошве, под кожей. При весьма малой опорной поверхности стоп и высоком расположении центра тяжести тела ребёнок должен, прежде всего, научиться сохранять равновесие при стоянии и передвижениях. С ростом ребёнка соответствующим образом меняется позиционная установка стоп, форма и индивидуальные изгибы сводов стоп. Установка стоп претерпевает естественные физиологические изменения. В 2-3 года кости набирают достаточное количество минеральных веществ, суставные поверхности приобретают нормальные очертания, связки становятся более прочными, а сила мышц позволяет дольше находиться «на ногах». Процесс формирования костей стопы продолжается примерно до 5-6 летнего возраста.

ЗАБОЛЕВАНИЯ СТОПЫ - ПРИЧИНЫ РАЗВИТИЯ

К сожалению, иногда встречаются как врожденные, так и развивающиеся в процессе роста ребенка (приобретенные) заболевания стоп.К первой группе заболеваний относятся врожденная косолапость, врожденная плоско-вальгусная деформация стоп (стопа-качалка), а также различные аномалии развития стоп, такие как, сращение пальцев, добавочные пальцы и др. Причиной врожденной патологии стоп являются пороки развития во внутриутробном периоде. Данные заболевания выявляют, как правило, в роддоме с дальнейшим направлением маленьких пациентов в специализированные детские ортопедические стационары.

ПЛОСКОСТОПИЕ У ДЕТЕЙ

Наиболее распространенным заболеванием, которое развивается в процессе роста ребенка, является плоскостопие, может сочетаться с вальгусной установкой стопы. Большинство детей рождаются с мнимым или физиологическим плоскостопием, что объясняется обилием подкожной жировой клетчатки подошвенной поверхности стопы. С ростом ребенка и развитием ходьбы, бега развивается и мышечно-связочный аппарат. Стопа ребенка принимает привычные очертания. Полноценное формирование сводов стопы завершается к 5 годам. В связи с этим, плоская стопа у детей до 4-5 лет не может быть отнесена к истинному плоскостопию. На развитие плоскостопия влияют следующие факторы: избыточный вес, передний тип постуры, ношение неудобной обуви, нерациональные нагрузки, травмы стопы и голеностопного сустава, тяжелые инфекции (полиомиелит) и их осложнения, перенесенный рахит, заболевания желудочно-кишечного тракта, гипотонус в мышцах голени и стоп, гипермобильность в суставах, наследственность.

«ПОЛЕЗНАЯ» ОБУВЬ

Важным мероприятием по профилактике плоскостопия является ношение правильной анатомической обуви. Критериями «полезной для стопы» обуви являются: широкая носовая часть обуви, жесткий задник, гибкая подошва, супинатор, небольшой каблучок, разумный запас размера (около 0,5см).

НА ЧТО ВЛИЯЕТ ПЛОСКОСТОПИЕ?

У детей с плоскостопием нарушается важная функция стопы - амортизация. В результате этого, вибрация тела во время ходьбы и бега передается на голень, коленные, тазобедренные суставы, позвоночник. В дальнейшем, в более старшем возрасте это может привести к стойкому болевому синдрому в ногах и спине, нарушению осанки, артрозу в суставах нижних конечностей, остеохондрозу позвоночника.При подтверждении диагноза плоскостопия нужно немедленно приступать к лечению. К сожалению, рассчитывать на полное избавление от плоскостопия, особенно при далеко зашедшей патологии, не приходится. Но лечиться надо тщательно, регулярно и добросовестно. Чем раньше выявлены признаки заболевания, тем меньше деформация стопы, тем более благоприятны условия для остановки прогрессирования плоскостопия и его коррекции. Лечение состоит из специальной физкультуры для укрепления мышц голени и стопы, массажа, физиопроцедур и ношения ортопедических стелек или ортопедической обуви. Среди современных направлений медицины в настоящее время проблемой плоскостопия занимается остеопатия, мануальная терапия. В редких случаях при тяжелой степени плоскостопия показано оперативное лечение.

ПРОФИЛАКТИКА ПЛОСКОСТОПИЯ

В возрасте до 5 лет важно с ребенком заниматься профилактикой плоскостопия. А именно: хождение босиком по неровной поверхности (песок, трава, галька, массажные коврики, и др.); выполнение упражнений для укрепления мышц голени и стоп - хождение на носках, на пятках, на внешнем крае стопы, перекаты стоп, захват мелких предметов пальцами стоп и др.

СВОЕВРЕМЕННАЯ ДИАГНОСТИКА ЗАБОЛЕВАНИЙ СТОПЫ

THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама