THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама

Одним из самых отличительных и самых удивительных свойств семьи является гибкость и динамичность форм ее структурной организации. Благодаря универсальной способ­ности адаптироваться к особенностям «всех времен и наро­дов», семья создала огромное многообразие типов семей­ных структур, порой видоизменяя свое лицо до неузнавае­мости, но сохраняя при этом неизменной свою сущность как социального института, социальной общности и малой группы.

Исходя из результатов многочис­ленных исследований, прежде всего исследований Льюиса Моргана, большинство ученых сегодня придерживаются точки зрения, что семья в своем развитии прошла через следующие фазы: промискуитет, кровнородственная семья, пунальальная семья, синдиасмическая семья и моногамная семья 10 . Общей характеристикой этого развития является сужение круга половых партнеров и укрепление связей, объединяющих членов семьи.

Промискуитет характерен для низшей («дикой») ступе­ни человечества. Это такая форма совместной жизни, когда отсутствовали отдельные, обособленные семейные группы и семейная жизнь была идентична общественной. На основе этнологических данных и знаний о низком уровне развития примитивного человека на низшей ступени дикости заклю­чают, что существовали неограниченные половые отношения между всеми членами общества. Примитивному человеку было неведомо понятие родства в смысле его, человека, кров­нородственной связи с отдельными членами группы, а по­нятно лишь родство в смысле его принадлежности и связи с целой группой.

Кровнородственная семья характеризуется групповым браком, а половое общение в ней разрешено лишь между теми, кто принадлежит к одному поколению. Все те, кто при­надлежит к одному поколению, т.е. братья и сестры, независимо от степени их родства, образуют одну семью. Такая семья является эндогамной общностью, ибо включает лю­дей одного поколения, принадлежащих лишь к одному роду или племени. В современном обществе этого типа семьи не существует. Сужение круга половых партнеров в рамках такой семьи произошло под влиянием развития общества и привело к возникновению более развитой формы семьи – пуналуальной.

В пуналуальной семье из полового общения исключают­ся сперва ближайшие кровные родственники по женской линии, а позже этот запрет распространяется и на осталь­ных, более дальних родственников того же поколения. Это­му типу семьи все еще присущ групповой брак, однако прин­цип эндогамии заменяется экзогамией, так что можно ска­зать, что это – брак между людьми, принадлежащими к одному поколению, но к разным родам. Пуналуальная се­мья, таким образом, представляет собой такую форму брач­ных отношений, когда брачными партнерами являются группа сестер из одного рода и группа братьев из другого рода. В рамках такого типа семьи все более частыми ока­зываются устойчивые и продолжительные связи между од­ним мужчиной и одной женщиной. Это – первый шаг к по­явлению парного брака.

Переходным историческим типом выступает синдиасми­ческая семья, которая появляется на рубеже дикости и вар­варства и в которой один мужчина живет с одной женщи­ной, а полигамия (т.е. многобрачие, или, в данном случае, многоженство) остается исключительным правом мужчины. Брачные узы легко расторгаются, и тогда дети остаются с матерью. Регулируя половые отношения определенного мужчины и определенной женщины, синдиасмическая семья делала известным действительного биологического отца и создавала условия для создания моногамной семьи, возник­шей во времена разложения родового строя, появления ча­стной собственности и классов.

Моногамная семья отличается тесной связью между мужчиной и женщиной, причем данная связь может быть расторгнута не по воле какой-либо из сторон, но только по воле мужа. Непосредственной причиной возникновения моногамной семьи было появление частной собственности и стремление ее защитить, т. е. обеспечить бесспорность от­цовства и право потомства на владение семейным имуще­ством. Одновременно с укреплением моногамной семьи шел и процесс разложения старого родового строя и возникно­вения новых форм человеческих общностей.

Таким образом, исторически развитие семьи шло от нерегулируемых по­ловых отношений к их ограничению в рамках моногамной семьи. По сути, в процессе развития человека как мысля­щего существа он все больше стремился найти в своем по­ловом партнере личность, а не только объект для полового удовлетворения и продолжения рода.

Семьи различаются в зависимости от формы брака.

Брак – это исторически обусловленная форма отноше­ний между мужчиной и женщиной, устанавливающая их вза­имные права и обязанности.

В этой связи различают семьи полигамные и моногамные.

Полигамный (групповой) брак – самая распространен­ная в мире форма брака, встречается в 5 раз чаще, чем моногамный брак (брак одного мужчины с одной женщи­ной). Полигамия бывает двух видов: полиандрия и полиги­ния .

Полиандрия – это семья, в которой женщина имеет нескольких супругов.

Имеет место во многих частях света: юго-восточная Индия, Тибет, Цейлон, Новая Зеландия, Га­вайские острова.

Полигиния – брак одного мужчины с двумя или более женами. Он зависит от способности супруга содержать большую семью и является более характерным для зажиточных классов.

Имеет место в Китае, Турции, Иране, странах Ближнего и Среднего Востока.

В зависимости от состава различают семьи нуклеарные и сложные .

Нуклеарная (простая) семья может быть как полной, так и неполной. Полной нуклеарной семьей считается семья, в которой есть муж, жена и дети. Неполной – семья без одного из супругов: обычно мать с ребенком, реже отец с ребенком.

Сложная семья характеризуется тем, что состоит из представителей нескольких поколений.

Семьи различаются:

По количеству имеющихся в них детей: бездетные, однодетные, малодетные, многодетные (от 3-х и более де­тей);

По стажу семейной жизни: молодожены, молодая семья, семья среднего супружеского возраста, пожилая суп­ружеская пара;

По географическому признаку: сельская и городская семья.

Представляет интерес и деление семьи по иным крите­риям:

- детоцентристские семьи. В таких семьях центром всех забот, основой семейной жизни является ребенок. Повы­шение материальных и духовных забот о детях - явление положительное. Однако гипертрофия долга по отношению к ним приводит к неблагоприятным социальным и нравствен­ным последствиям;

- супружеская семья . По словам социолога С.И. Голо­да, в последние десятилетия появляется новый тип семьи, который условно назван супружеским. В этой семье основная ось отношений определяется не родительством и родством, а супружеством, т.е. личностными взаимоотно­шениями партнеров.

Семьи различаются также по особым условиям семейной жизни.

Дистантная семья . Жизнь в ней весьма специфична из-за частого отсутствия одного из супругов, связанного с особенностью профессии. Это в основном семьи воен­ных, моряков и т.д. В последнее время к таким семьям стали относить семьи, где один из супругов (чаще всего муж) проживает отдельно от семьи по различным моти­вам.

Студенческая семья . Большое количество браков в наше время заключается среди студентов. Высокая мотивация на брак у студенческой молодежи существует уже на первом курсе. 70% опрошенных первокурсников считают возмож­ным вступление в брак в студенческие годы; 27% пред­почитают сначала получить образование, а затем создавать семью; 3% уже состоят в браке. Взгляд студентов на функциональную нагрузку современной семьи отражает ори­ентацию на психологизацию семьи: психологическая функция занимает в ней доминирующее место (около

По характеру распределения семейных обязанностей, по тому, как решается в семье вопрос о лидерстве, социо­логи выделяют на сегодняшний день три основных типа семьи (Арутюнян М.Ю. Распределение обязанностей в семье и отношения между супругами// Семья и социальная структура. М., 1987).

Традиционная (или патриархальная) семья. Такой тип организации семьи предполагает существование под од­ной крышей минимум трех поколений, и роль лидера отводится старшему мужчине. Для традиционной семь» характерны:

а) экономическая зависимость женщины от супруга;

б) функционально четкое разделение сфер се­мейной жизни и закрепление мужских и женских обя­занностей (муж-кормилец, жена-хозяйка);

в) признание безусловного приоритета мужчины в вопросах семейного главенства.

Патриархальный тип семьи необычайно устойчивый тип семейных отношений, его отдельные черты сохранялись в нашей стране до середины 60-х годов. Это, как правило, авторитарные семьи, представляющие собой маленькое аб­солютистское государство с авторитарным стилем правле­ния. Авторитет главы семьи непререкаем: решение всех вопросов жизни семьи (хозяйственно-экономических, пра­вовых, политических, воспитательных) находилось только в его руках. Глава авторитарной семьи разбирает внутри-семейные ссоры, является ответственным за поведение чле­нов семьи перед общиной, представляет семью вовне. Се­мейные отношения строятся на принципах иерархизма и неравенства членов семьи, на принципах принудительного коллективизма и централизма: индивидуальные интересы от­дельных членов семьи полностью подчиняются интересам семьи.

Неотрадиционная семья. В ней сохраняются традицион­ные установки на мужское лидерство и разграничение мужских и женских семейных обязанностей, но в отли­чие от семей первого типа без достаточных на то объек­тивных экономических оснований. Такой тип семьи со­циологи называют эксплуататорским, поскольку наряду с правом на равное с мужчиной участие в общественном труде женщина получает «исключительное» право на домашний труд.

Эгалитарная семья (семья равных). Для семьи такого типа характерны:

а) справедливое, пропорциональное разделение домашних обязанностей между членами се­мьи, взаимозаменяемость супругов в решении бытовых проблем (так называемая «ролевая симметрия»);

б) об­суждение основных проблем и совместное принятие важных для семьи решений;

в) эмоциональная насы­щенность отношений.

Эгалитарная семья – это семья, основанная на демок­ратических отношениях, равенстве мужчины и женщины, отношениях партнерства, отмене всякой дискриминации. За время индустриальной цивилизации произошли коренные изменения в семье: на смену патриархальной семье пришла биархатная, эгалитарная семья. К началу 30-х годов, когда началась индустриализация, в России преобладала патриар­хальная семья (80%). Но уже в 1960-1970 гг. патриархаль­ных семей насчитывалось не более 10%, эгалитарных – уже более 50% и семей переходного типа – 40% 11 . В такой семье признаются права личности ребенка, его права на свободу, автономию и инициативу. Здесь царят гуманные методы воспитания, основанные на доверии к личности ре­бенка, его индивидуальности, воспитании чувства собствен­ного достоинства, самостоятельного мышления, проявления инициативы, предприимчивости. Экономической основой эга­литарной семьи стала новая система формирования семей­ных доходов: высокая занятость женщины в народном хо­зяйстве, стипендия или заработки детей служат экономичес­кой базой независимости и самостоятельности. Изменились социальные функции семьи. Если в патриархальной семье основной функцией была хозяйственно-экономическая, то в эгалитарной - удовлетворение потребности в общении, воспитание творческой индивидуальности.

Нельзя утверждать, что такой тип семьи в нашем общес­тве стал преобладающим, в его становлении много труднос­тей и противоречий. Вместе с тем можно отметить, что демократический тип семьи становится основой, предпосыл­кой и условием демократических преобразований в общес­тве, воспитания и развития личности нового типа, обладаю­щей развитым чувством собственного достоинства, самосто­ятельным критическим мышлением, способной к проявлению инициативы и творчества.

Существуют и переходные типы семей, в которых ролевые установки мужчин носят более традиционный характер, нежели их фактическое поведение, либо, наоборот, при демократи­ческих ролевых установках мужчины мало участвуют в веде­нии домашнего хозяйства.

В настоящее время используются все возможные формы педагогического взаимодействия с родителями, как традиционные, так и новаторские.

Формы взаимодействия – это способы организации совместной деятельности и общения.

К традиционным относятся:

- посещение семьи ребенка – много дает для ее изучения, установления контакта с ребенком, его родителями, выяснения условий воспитания, если не превращается в формальное мероприятие. Педагогу необходимо заранее согласовать с родителями удобное для них время посещения, а также определить цель своего визита. Прийти к ребенку домой - это прийти в гости. Значит, надо быть в хорошем настроении, приветливым, доброжелательным. Следует забыть о жалобах, замечаниях, не допускать критики в адрес родителей, их семейного хозяйства, уклада жизни, советы (единичные) давать тактично, ненавязчиво.

- Наглядная пропаганда. Осуществляя педагогическую пропаганду, можно использовать сочетание различных видов наглядности. Это позволяет не только знакомить родителей с вопросами через материалы стендов, тематических выставок и др., но и непосредственно показать им воспитательно-образовательный процесс, передовые методы работы, доступно и убедительно давать родителям нужную педагогическую информацию. Можно постоянно оформлять групповые стенды типа «Для вас, родители», содержащие информацию по разделам: повседневная жизнь, различного рода объявления, режим, текущая работа по воспитанию детей и т.д.

День открытых дверей , являясь достаточно распространенной формой работы, дает возможность познакомить родителей с учреждением, его традициями, правилами, особенностями воспитательно-образовательной работы.

Беседы проводятся как индивидуальные, так и групповые. И в том и в другом случае четко определяется цель: что необходимо выяснить, чем можем помочь. Содержание беседы лаконичное, значимое для родителей, преподносится таким образом, чтобы побудить собеседников к высказыванию. Педагог должен уметь не только говорить, но и слушать родителей, выражать свою заинтересованность, доброжелательность.

Консультации. Обычно составляется система консультаций, которые проводятся индивидуально или для подгруппы родителей. На групповые консультации можно приглашать родителей разных групп, имеющих одинаковые проблемы или, наоборот, успехи в воспитании (капризные дети; дети с ярко выраженными способностями к рисованию, музыке). Целями консультации являются усвоение родителями определенных знаний, умений; помощь им в разрешении проблемных вопросов.

Групповые собрания проводятся 4-5 раз в год. На обсуждение выносят 2-3 вопроса (один вопрос готовит воспитатель, по другим можно предложить выступить кому-то из специалистов или родителям). Ежегодно одно собрание целесообразно посвящать обсуждению семейного опыта воспитания детей. Выбирается тема, злободневная для данной группы, например, «Почему наши дети не любят трудиться?», «Как воспитать у детей интерес к книге», «Телевизор - друг или враг в воспитании детей?».


Родительские конференции. Основная цель конференции - обмен опытом семейного воспитания. Родители заранее готовят сообщение, педагог при необходимости оказывает помощь в выборе темы, оформлении выступления. На конференции может выступить специалист. Его выступление дается, чтобы вызвать обсуждение, а если получится, то и дискуссию. Конференция может проходить в рамках одного дошкольного учреждения, но практикуются и более масштабные мероприятия. Важно определить актуальную тему конференции

Формы работы с родителями постоянно меняются. Традиционные формы работы, в которых главное место отводилось сообщениям, докладам, утратили свое значение из-за малой их эффективности, из-за недостаточной обратной связи. Все шире используются новые, активные формы работы с родителями, позволяющие вовлечь родителей в процесс обучения, развития и познания собственного ребенка. Расширить диапазон методов взаимодействия в рамках тех же традиционных форм, позволяет использование интерактивных методов.

Интерактивные методы обозначают общение через участие и взаимодействие.

В настоящее время практикой накоплено многообразие нетрадиционных форм. Схему классификации нетрадиционных форм предлагает Т. В. Кротова и выделяет следующие нетрадиционные формы: информационно-аналитические, досуговые, познавательные, наглядно-информационные.

Познавательные Ознакомление родителей с возрастными и психологическими особенностями детей дошкольного возраста. Формирование у родителей практических навыков воспитания детей Семинар-практикум, педагоги-ческий брифинг, педагогическая гостиная, проведение собраний, консультаций в нетрадиционной форме, устные педагогические журналы, игры с педагогическим содержанием, педагогическая библиотека для родителей
Наглядно-инфор-мационные: информационно-ознакомительные; информационно-просветительские Ознакомление родителей с работой дошкольного уч-реждения, особенностями воспитания детей. Формирование у родителей знаний о воспитании и развитии детей Информационные проспекты для родителей, организация дней/не-дель открытых дверей, открытых просмотров занятий и других видов деятельности детей. Выпуск газет, организация мини-библиотек

«Круглый стол» с родителями. Цель таких мероприятий: в нетрадиционной обстановке с обязательным участием специалистов обсудить с родителями актуальные проблемы воспитания. На заседание «круглого стола» приглашаются родители, письменно или устно выразившие желание участвовать в обсуждении той или другой темы со специалистами.

Семейная гостиная – это альтернатива родительскому собранию, в которой педагогические задачи решаются в форме свободного общения семей воспитанников и педагогов. Могут заканчиваться чаепитием и включают досуговые моменты.

Семейные клубы – это неформальные объединения родителей, созданные для решения практических задач воспитания. Обычно они организуются группой энтузиастов: педагогов и родителей. Деятельность семейных клубов основана на добровольных началах. В семейных клубах критически настроенным родителям становятся видны не только недостатки, но и достоинства собственных детей, дети же приобретают ценный опыт общения с людьми разных характеров.

Вечера вопросов и ответов. Вечера вопросов и ответов представляют собой концентрированную педагогическую информацию по самым разнообразным вопросам, которые зачастую носят дискуссионный характер, и ответы на них нередко переходят в горячее, заинтересованное обсуждение. Роль вечеров вопросов и ответов в вооружении родителей педагогическими знаниями состоит не только в самих ответах, что само по себе очень важно, но также и в форме проведения этих вечеров. Они должны проходить как непринужденное, равноправное общение родителей и педагогов, как уроки педагогических раздумий.

Семинары для родителей . Основная цель и содержание семинаров для родителей – согласование между родителями и педагогами целей и стратегий развития ребенка (того что хотят для ребенка родители, и того какими средствами, совместными действиями можно достичь поставленной цели), формирование у родителей представления о целях и содержании подготовки; оздоровление и питание, содействие приобретению родителями уверенности в своих силах; развитие толерантности всех членов группы (и родителей в том числе) в ситуации многонациональности и различных социальных возможностей.

Становясь активными участниками «общественной» жизни и процесса обучения своих детей, мамы и папы чувствуют себя «хорошими родителями», поскольку вносят свой вклад в обучение и приобретают новые педагогические умения. Практика, ориентированная на семью, не определяется как набор форм и процедур. Скорее, она требует желания придерживаться ценностей связанных с уважительным отношением к семьям, с необходимостью прислушиваться к родителям, сотрудничать с ними.

К настоящему времени появились такие семьи, описание которых в историческом контексте не соответствует традиционным представлениям. Американский психотерапевт В. Сатир называет такие семьи нетрадиционными и приводит их описание 1

В наше время многие дети воспитываются не теми взрослыми, которым они обязаны своим появлением на свет. Это те семьи, где родители развелись, умерли, никогда не вступали в брак или по какой-либо причине не могут больше заботиться о детях.

Когда в семье есть только один родитель - она называется неполной . К неполным семьям предъявляются особые требования. Можно выделить три типа таких семей:

1 первый тип - это когда один родитель ушел, а оставшийся не вступил в повторный брак;

2 второй тип - одинокий человек официально усыновил ребенка;

3 третий тип - незамужняя женщина воспитывает сына или дочь одна.

Чаще всего семьи с одним родителем состоят из женщины-матери и ее детей. Проблема состоит в том, сможет ли семья, состоящая только из одного взрослого, создать условия для личностного роста детей и взрослого?

Возрастает число детей, которых воспитывают главным образом женщины. Когда в таких ситуациях создаются новые семьи- В. Сатир называет такие вновь созданные семьи смешанными . По ее мнению, все смешанные семьи похожи друг на друга тем, что они объединяют части ранее существовавших. Она выделяет три типа таких семей:

1. Женщина с детьми выходит замуж за мужчину без детей.

2. Мужчина с детьми женится на женщине без детей.

3. Оба - и мужчина, и женщина - имеют детей от предыдущих партнеров.

В. Сатир включает в состав таких семей бывших супругов, что нехарактерно для отечественной семейной практики. Сатир исходит из того, что, хотя эти люди, скорее всего, не могут жить все вместе под одной крышей, они в той или иной степени присутствуют в жизни друг друга. Смешанная семья живет и развивается благополучно при условии, если каждый ее член важен и нужен.

Другой вариант смешанной семьи возникает, когда два человека вступают в повторный брак после смерти одного или обоих первых супругов.

Семья, берущая ребенка на воспитание , - другая форма смешанной семьи . Она может включать только одного приемного ребенка; одного приемного ребенка и нескольких родных детей; одного родного ребенка и нескольких приемных. От структуры семьи зависит то, с какими проблемами столкнутся ее члены.

ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ АЛЬТЕРНАТИВНЫХ ФОРМ БРАЧНО-СЕМЕЙНЫХ ОТНОШЕНИЙ

В настоящее время в цивилизованном обществе все больше людей предпочитает не вступать в брак в самом начале своих отношений или вовсе не оформлять официальных отношений, возрастает количество молодых людей, стремящихся к альтернативным формам устройства собственной жизни; происходит не только эволюция форм брака, но и отношение к браку суще
ственно трансформируется. Подобные изменения в значитель
ной мере имеют отношение к трансформации социокультурного
характера феномена «молодежи».

ссмотрим эти альтернативные формы подробнее, но не в плане их пропаганды, т.к. наша задача понять эти точки зрения в полном объеме, ведь они уже существуют (нравится нам это или нет).
1.1. Одиночество . Эту категорию составляют люди, которые никогда не состояли в браке, т.е. существующие в моноварианте.
В настоящее время у молодых людей в целом установка на брак сохраняется, но число людей, думающих иначе, растет. По данным Р. Зидера, проведенный в 1978 г. в ФРГ опрос показал, что примерно восемнадцати процентам всех неженатых лиц кажется привлекательным остаться "в принципе самостоятельными и независимыми". 57% российских девушек и лишь 5% шведских считают, что замужество необходимо для женщины. Предположительно, главным образом скепсис порожден опытом молодых, вынесенным из родных семей, отношений к ним родителей и наблюдений за супружескими проблемами и конфликтами на протяжении всего детства.
Одинокие люди приняли решение жить в моноварианте по различным причинам, среди которых выделяют:
-рост образования женщины;
-преобладающее число женщин в брачном возрасте;
-распространенная точка зрения, что легче прожить одному.
Исследователи установили, что женщины переносят одиночество значительно легче, чем мужчины: образовательный уровень, профессиональная карьера, психическое здоровье, домашний быт одиноких женщин выше (лучше), чем у одиноких мужчин. Следует добавить, что жизнь в моноварианте, установка на одиночество может быть и не пожизненной. Замечено, что у женщин она может измениться в 30-35 лет, у мужчин в 40-45 лет, когда предпринимаются лихорадочные попытки "добыть" партнера и обрести спутника/спутницу жизни.
1.2.Незарегистрированное сожительство . Эта форма неформальных брачно-семейных отношений получила распространение в России под наименованием "гражданский брак". Доводы "за", которые обычно приводят сторонники незарегистрированного сожительства:
-такая форма отношений представляет собой "тренинг" определенного типа ("пробный брак");
-в случаях незарегистрированного сожительства происходит апробация сил и совместимости;
-в таких вариантах сожительства более свободные отношения, отсутствует принуждение, исчезает "эффект собственника";
-незарегистрированное сожительство обеспечивает больше духовности и удовлетворенности в отношениях.
Исследования показывают, что такого рода опыт совместной жизни на среднестатистическом уровне влияния на успешность последующего брака не оказывает, т.е. можно и "тренироваться" и "совмещаться", но никакой гарантии на будущее нет. Если уж искать форму "тренинга" к браку, то следует обратиться к родительской семье. Именно в семье, где человек вырос, происходит подготовка человека к браку. Собственно же "тренировка" заключается в построении отношений с братьями и сестрами, - вот почему их наличие в семье и характер взаимоотношений с ними рассматривается как один из прогностических критериев успешности последующего брака. Именно с сестрой мальчик постигает мир женских историй, привычек, ему приходится прилаживаться к ее болтовне по телефону, нарядам и косметическим притязаниям, с ней он учится быть терпеливым, нежным, заботливым. То же самое с девочкой: ей становится доступным и понятным мир мужских запахов, увлечений, беспорядка, привычек, с ним ей приходится решать - наябедничать о нем родителям или пока подождать, она возмущается им и гордится, заботится о нем и уважает. Если отношения между сестрой и братом выстроились гармонично, они научились достигать взаимопонимания и сотрудничества, если соперничество не переросло во вражду, а сменилось уважением к возможностям и успехам другого, то шанс построить эффективные брачно-семейные отношения у каждого выше. Кстати, одна из причин возникновения "пробных браков" связана с малодетностью европейской семьи, в которой могут отсутствовать дети противоположного пола, или вообще с тем, что ребенок был единственным в семье.
2.0. Сознательно бездетный брак, когда здоровые молодые люди могут, но не хотят иметь детей. 10% женщин в индустриально развитых странах не хотят иметь детей, в России до 1%. Повсеместно в таких странах растет добровольная стерилизация. Для России же более характерна массовая абортизация. По данным О. Здравомысловой, лишь 24% россиянок и 1% шведок согласны с тем, что быть хорошей женой и матерью - главное предназначение женщины.
Потребность иметь детей - социально-психологическая, моральная по своей сути. Рождение ребенка - акт принятия родителями всей ответственности за его судьбу перед своей совестью и перед обществом. Добавим, что не всякая супружеская пара психологически готова к рождению и воспитанию детей.
Представим отличия женщин, не желающих иметь детей:
-поздний возраст вступления в брак;
-среди таких женщин выше процент разведенных, т.е. переживших неудачу в предыдущем браке;
-высокий уровень образования;
-чаще это старшие или единственные дети в семье;
-более психически здоровы (неуравновешенная, тревожная женщина, имеющая ряд сложных непроработанных психологических проблем, пытается избавиться от них, "обзаводясь" ребенком);
-более андрогенные женщины (андрогены - мужские половые гормоны);
-часто имеющие хорошую, высокооплачиваемую и интересную работу.
Идеология бездетных семей базируется на такой аргументации:
-дети мешают супружеским отношениям;-
-дети мешают социальной активности.
3.0. Повторные браки. Достаточно распространенная альтернатива традиционным брачно-семейным отношениям. Как правило, в результате развода ребенок остается с матерью, и в случае создания новой семьи возникает проблема отчимов. Другой тип семей, где отцы являются единственными родителями, становится все более распространенным.
4.1. Открытый брак. Главной его особенностью является негласный или озвученный договор о личной жизни. Основной конфликт современного брака состоит в невозможности сочетания близости и свободного личностного роста. Целью открытого брака является увеличение открытости, самовыражения и аутентичности (подлинности, равнозначности) отношений, увеличение толерантности (терпимости к чужим мнениям, поведению) партнеров друг к другу.
Принципы открытого брака:
-строить жизнь на основе настоящего и исходя из реалистических желаний;
-относиться с уважением к личной жизни партнера;
-открытость общения: свободно, открыто выражать чувства;
-подвижность и гибкость ролевого общения;
-открытое партнерство: иметь право на свои интересы, свой круг друзей;
-равноправие: справедливое разделение ответственности и благ;
-аутентичность: знать себе цену и не позволять принижать свое достоинство;
-доверие: сочетание "статистического" доверия с "динамическим" доверием.
Этот брак является исторически новым феноменом, т.к. для традиционных представлений он фактически узаконивает право на измену.
5.1., 5.3. Внебрачный секс и интимная дружба. В обоих случаях речь идет о наличии внебрачных связей интимного характера. Однако первая предполагает некоторое участие в совместном ведении хозяйства, возможно появление внебрачных детей. Такую связь мужчины с незамужней женщиной, имеющей от него детей, называют конкубинатом. Интимная дружба редко угрожает стабильности первичного брака, длиться может долго, вместе с тем, при ее наличии, очень высокий уровень близости и доверия в первичной паре.
5.2. Свингерство. Свингерством называют обмен брачными партнерами. В данном случае две супружеские пары образуют так называемую "шведскую" семью. Инициаторами таких отношений выступают обычно мужчины, отмечается высокая самооценка браков в паре.
6.0. Гомосексуальные пары. В основе таких брачно-семейных отношений лежит однополая любовь, проявляющаяся в сексуальном влечении к лицам своего же пола. Гомосексуальные пары в случае однополой любви сталкиваются с теми же проблемами, что и гетеросексуальные: измены, ревность, обиды, доминирование, непонимание, отсутствие доверия, несоответствие ролевых установок и ролевой согласованности.
7.0. Групповой брак, жилые сообщества, коллективная семья. Изначально групповой брак носил радикальный и часто политический характер, его связывали с наркотическими оргиями, групповым сексом и терроризмом. С тех пор групповой брак трансформировался в жилые сообщества и коммуны. С точки зрения структуры отношений выделяют: жилые сообщества из нескольких малых семей, жилые сообщества из нескольких пар, жилые сообщества из нескольких лиц, не связанных друг с другом парными отношениями, а также смешанные формы.

Узнав, что наше государство определило, что есть традиционные семейные ценности, я заинтересовалась, что же теперь считается традиционной семьей.

Проанализировав проект Концепции государственной политики РФ на период до 2025 года, я выделила несколько признаков традиционных семей.
Выдержки из Концепции приводить не буду в силу их объема и затруднительности для понимания. Ограничусь ссылкой на пункты. Если кто любит изучать подобные тексты – найдете без труда.

Итак, согласно концепции, традиционная семья должна отвечать следующим основным признакам:
1. Союз мужчины и женщины (п. 4)
2. Союз зарегистрирован государством или церковью (п. 4)
3. Заключается с целью продолжения своего рода, рождения и совместного воспитания трех и более детей (п. 4)
4. Многопоколенная (п. 4, п. 6)
5. Дети рождаются непременно в браке (п. 4)
6. Полная (п. 4, п. 5)
7. Близка церкви (п. 20)

А потом началось самое интересное для любого юриста – сопоставление текста государственного акта и окружающей реальности.

Сразу оговорюсь. Я считаю, что мне очень повезло – в моем окружении есть немало семей, в которых растут здоровые, умные и счастливые дети. Всех этих детей я знаю лично и неоднократно могла убедиться в том, что они умны, здоровы (в т.ч. психически), счастливы, и обладают прочими важными для них самих, их родителей и окружающего общества качествами.

Давайте я вас познакомлю с семьями, в которых растут эти дети.

Нетрадиционная семья № 1
Две девушки, живут вместе несколько лет, воспитывают приемного ребенка. Девочки, православные, работают в одной из самых общественно-полезных и богоугодных сфер, которые вообще можно себе представить. Ребенок из детского дома.

Несоответствия : однополые, союз не зарегистрирован, заключена не с целью продолжения рода (ребенок-то усыновлен), не многопоколенная, ребенок рожден не в браке (усыновление же!), неполная (если считать, что полнота обеспечивается только наличием мужчины), планируется меньше 3х детей.

Нетрадиционная семья № 2
Две девушки, живут вместе несколько лет, воспитывают ребенка одной из них от первого брака, планируют еще нескольких детей с помощью донорских систем.

Несоответствия : однополые, союз не зарегистрирован, заключается с целью продолжения не только своего рода (доноры же…), не многопоколенная, первый ребенок рожден не в этом браке, последующие – не в браке, неполная, не близка церкви.

Нетрадиционная семья № 3.1, 3.2, …… (немало их в моем окружении, и, смею думать, не только в силу моей семейной ситуации).
Женщина, живущая после развода с одним ребенком, насчет увеличения семьи – не уверена.
Несоответствия : не планирует трех и более детей, немногопоколенная, неполная, не близка церкви.

Нетрадиционная семья № 4
Мужчина и женщина, живущие в гражданском браке, с одним ребенком, насчет увеличения семьи – не уверены.
Несоответствия : союз не зарегистрирован, не планируют трех и более детей, не многопоколенная, ребенок рожден не в браке, не близка церкви.

Нетрадиционная семья № 5.1, 5.2 … (тоже много их)
Мужчина и женщина, живущие в зарегистрированном браке, с одним ребенком, насчет увеличения семьи далее второго ребенка – не уверены.
Несоответствия

Нетрадиционная семья № 6
Мужчина и женщина, живущие в зарегистрированном браке, с одним ребенком, насчет увеличения семьи далее второго ребенка – не уверены, православные христиане.
Несоответствия : не планируют трех и более детей, не многопоколенная.

Нетрадиционная семья № 7.1, 7.2 и т.п. (поменьше, чем 3-их и 5-х, но тоже немало)
Мужчина и женщина, живущие в зарегистрированном браке, с двумя детьми.
Несоответствия : не планируют трех и более детей, немногопоколенная, не близка церкви.

После семьи №7 я растерялась, и стала пытаться намеренно вспомнить хоть одну традиционную семью. Подумала было о семье моей московской френдессы: полная, трое детей, младший ребенок усыновлен… Но помешал изначально установленный принцип писать только о тех, кого знаешь лично – а семью я знаю только виртуально. Да и с многопоколенностью и религией там не особо, плюс ребенок усыновлен – а как же продолжение именно своего рода?

Но тут я вспомнила! Есть прекрасная многодетная семья, за которой я со смесью уважения, ужаса и восторга наблюдаю уже больше 10ти лет. Но по зрелом размышлении в список попала и она. Итак, встречаем.

Нетрадиционная семья № 8
Мужчина и женщина, в зарегистрированном браке, растят четырех собственных запланированных детей, живут со старшим поколением, обладают социально полезными профессиями, много времени и внимания уделяют петербургской молодежи и поддержке деторождения в собственном круге общения…

Несоответствия : не полностью многопоколенная (живет с родителями только одного из супругов), не близка церкви, первый ребенок родился не в браке.

Я понимаю, что тут просится какое-то заключительное слово, но у меня, видимо, слишком много эмоций, и я пока не готова что-то говорить далее. Напишу пока sapienti sat и пойду заниматься своей семьей, какая бы она ни была.

Сохранено

THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама