THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама

Между традициями, обычаями и обрядами много общего. Все они представляют собой особые формы передачи новым поколениям социального и культурного опыта. Традиции и обычаи могут включать в себя обрядовые элементы, но это еще не обряды.

«Традиция — ...особая форма закрепления общественных отношений, выражающаяся в исторически сложившихся, устойчивых и наиболее общих действиях, нормах и принципах общественного поведения, передаваемых из поколения в поколение и сохраняемых, как правило, силой общественного мнения» Следовательно, традиция возникает в результате определенных исторических условий.

Так, на Руси с возникновением христианства возникла традиция крещения новорожденных. Крещение — одно из христианских таинств, которое знаменует принятие человека в лоно церкви. По утверждению духовенства человек в результате крещения умирает для жизни плотской, греховной и возрождается к жизни святой, духовной. По христианским представлениям люди рождаются запятнанными первородным грехом, а крещение призвано «смыть» этот грех, открыть перед человеком перспективу спасения.

Обычай — это повторяющийся, привычный способ поведения людей в определенной ситуации. К обычаям относятся общепринятые приемы труда, распространенные в данном обществе формы взаимоотношений людей в быту и семье, дипломатические и религиозные ритуалы и другие повторяющиеся действия, отражающие особенности жизни племени, класса, народа.. Обычаи формируются исторически.

В обычае находят свое проявление нравы общества, на их возникновение и характер влияют особенности истории народа, его хозяйственной жизни, природно-климатические условия, социальное положение людей, религиозные воззрения и т. п.

В православной религии обычай крещения связан с погружением новорожденного в наполненную водой купель. В католической религии этот обычай заклю-. чается в окроплении новорожденного водой. В старообрядчестве, имевшем распространение в Поволжье с XVII века, существовал обычай самокрещения, или «бабушкино согласие». Последователи этого направления религии отрицали таинство священства и считали возможным совершение обряда мирянами. Название «согласие» объясняется тем, что взрослые крестили сами себя, а детей крестили повивальные бабки.

«Под обрядом понимается устойчивая совокупность отношений и действий, принятая данной социальной группой для наиболее значимых ситуаций» Обряд дает как бы готовое русло для проявления чувств и избавляет человека от необходимости искать в минуту сильных эмоций путь для их проявления. Приблизительно так трактовал смысловую функцию обряда известный писатель В. В. Вересаев.

В настоящее время обряды принято делить на до-религиозные, религиозные и безрелигиозные (гражданские).

К дорелигиозным обрядам относятся, например, инициации, о которых шла речь в предыдущем разделе.

Ярким примером религиозного обряда является крещение. Обряд состоит из нескольких последовательно сменяемых действий — ритуалов. Крестная мать и крестный отец, которые после родителей являются хранительницами и наставниками ребенка, читают молитвы «Верую», затем происходит миропомазание. В ритуал входит смазывание лба (чтобы разум был чистый), рук (чтобы ребенок был творцом и созидателем), груди (чтобы сердце было добрым, чистым, миролюбивым), ног (чтобы ребенок шел по правильному пути).

Этот ритуал является пережитком языческих представлений, колядовских обрядов, основанных на поверье, будто смазывание маслом тела человека отпугивает злых духов. Христианство заимствовало обряд, придав ему новый смысл, связав с принципами своей веры, наделив своими таинствами.

После миропомазания ребенка трижды окунают в купель. Первое опускание сопровождается молитвой «Во имя отца», второе опускание — «Во имя сына», третье — «И святого духа». Затем крестные родители с младенцем на руках (мальчика несет крестный отец, а девочку — крестная мать) обходят купель и дают обещание оказывать родителям помощь в воспитании ребенка, быть всегда рядом, как в трудные, так и в радостные минуты его жизни, в заключение матери и младенцу читают очистительную молитву.

Каждый обряд имеет свой характерный ритуал, свои детали, эмблемы, песни, свой нравственный смысл, вызывает соответствующие ему настроения и эмоции. В структуру обряда входит ряд ритуальных действий, одни из которых закрепляются и становятся обычаями, другие отмирают, взамен им появляются новые элементы. Но это не значит, что только обряды порождают обычаи. Многие обычаи возникают вне обрядовой формы на основе тех или иных традиционных форм "бытия, целесообразности применения каждого обычая в каждой конкретной ситуации. Чаще всего уже существующий обычай включается в обрядовую форму и становится ее устойчивым элементом. Устойчивость переходит в традицию, а традиция «задает» содержание форме, в данном случае обрядовой. Изменение традиций меняет обрядовую форму, ее структуру, содержание, назначение.

Основное назначение религиозных обрядов заключается в том, что они являются важным средством идейного и эмоционального воздействия на верующих, и тем самым формируют систему привычных религиозных представлений в сознании людей и культовых стереотипов в их поведении. Многократное повторение ритуальных действий превращается в привычку и становится потребностью верующего. В настоящее время перед церковью стоит проблема приспособления архаических по своему происхождению обрядов к современности. Не случайно сейчас во время службы в католической церкви нередко используют современную музыку или же пение под гитару. В поисках новых форм выражения церковь обращается к различным школам-светской философии, к мистическим учениям, что, конечно, найдет свое отражение в изменении традиционных форм обрядности. После Великой Октябрьской социалистической революции стали активно входить в жизнь гражданские обряды. Надо сказать, что гражданские обряды не есть порождение революции, они существовали на протяжении всей истории классового общества. Еще в Древней Греции и в Древнем Риме были приняты воинские обряды — чествование победителей, спортивные состязания.

В феодальном обществе мальчики должны были овладеть семью рыцарскими добродетелями: ездой верхом, плаванием, владением копьем, мечом и щитом, фехтованием, охотой, игрой в шахматы, умением слагать и петь стихи. Торжественный обряд «Вручение меча» проходил в то время, когда мальчику исполнялось 14 лет, а в 21 год его посвящали в рыцари. В эпоху средневековья в Западной Европе официальным церковным обрядам противопоставляли разнообразные обрядово-зрелищные формы: празднества карнавального типа, различные массовые сатирические действа.

В эпоху капитализма число гражданских обрядов значительно увеличилось. Появились государственные обряды — выборы президента, политические — похороны павших революционеров, профессиональные — сбор урожая, семейные — сватовство. Эти обряды носят светский характер, хотя и не исключают отдельных религиозных элементов.

Сугубо гражданскими обрядами были маскарады и балы. Вот как в 1851 году проходил костюмирован ный бал у графа Н.В.Орлова. «Графиня Н.Алексеева, — пишет очевидец в одной из газет, — в наряде русской боярыни встречала гостей. Открыл бал молодой красивый щеголь-повеса Карнавал, ведя за руку прекрасную спутницу. За Карнавалом летело Безумие, за ним шествовали четыре стихии: Огонь, Вода, Воздух, Земля. Землю сопровождал черноокий царь Гномов. За стихиями «летели» времена года. За Карнавалом стремились парами Пьеро, Арлекин, резвый Танец, древняя Комедия, Каприз и фантастическая Химера со своим победителем Беллерофоном. Это была живая веселая поэма в лицах с причудами самой роскошной фантазии.

Потом отворились двери гостиной, насекомые ввезли корзину с живыми цветами (в костюме Букашки был граф Л. Н. Толстой). Впереди шли четыре Подсолнечника, тащилась преуморительная длинноногая Стрекоза, трещала большими крыльями и задевала по носам неосторожных мужчин ночная Бабочка, Пчела грозила своим жалом. Весь этот крылатый и жужжащий рой окружал пышную корзину, где в очаровательной неге покоились живые Цветы — цвет и прелесть нашего общества. До солнца длился сон волшебной ночи. Это пир самого разумного и богатого угощения, за который московское общество, конечно, благодарит от души добрых, истинно русских его хозяев». Бурный рост гражданских обрядов связан в нашей стране с 23 января 1918 года, когда Совет Народных Комиссаров принял декрет «Об отделении церкви от государства и школы от церкви». С этого дня начали входить в жизнь новые гражданские обряды: имянаречение, совершеннолетие, первая зарплата, серебряная и золотая свадьбы. Что же является почвой совершаемых гражданских обрядов? Прежде всего фольклор — неотъемлемый элемент народного быта. В фольклоре очень много жанров: сказки, частушки, хороводные песни, причитания, загадки, пословицы и поговорки, песни (календарно-обрядовые, игровые, семейно-обрядовые). У них не только разное назначение, но и разные художественные средства, разный материал, из которого они создаются: разные сочетания слов, темпа-ритма, мелодии, хореографии, жестикуляции, мимики, интонации. По своему назначению фольклорные жанры довольно отчетливо распадаются на две основные группы: прикладные и эстетические.

Прялку делали для того, чтобы прясть, горшок — чтобы щи варить, сарафан шили, чтобы он был одеждой. Но каждая из этих вещей могла стать и художественным произведением— форма, орнамент, техника выполнения делали ее такой. Колыбельную пели для того, чтобы малыш поскорее уснул, но песня переходила от поколения к поколению как высокохудожественное произведение. Однако в этой группе фольклорных жанров практическая функция доминировала.

Старый фольклор знал и такие жанры, которые создавались как чисто художественные, развлекательные или дидактические (поучительные). Это сказки, лирические и плясовые песни, частушки. Их исполнение не имело практических целей, в них преобладала эстетическая функция.

Фольклор органично вплетался в обряды, и порой трудно различить границу между рациональным (практическим) и обрядовым действием-. Так, обрядовое очищение рыболовных сетей дымом совершали с практической целью, чтобы отбить запах человека, способный отпугнуть рыбу. Крестьяне не путали практические действия с обрядовыми и полагали их одинаково обязательными и взаимодополняющими. Начиная сеять, крестьянин произносил заговор, который должен был помочь вырастить богатый урожай, однако он никогда не думал, что может обойтись одним заговором без семян.

Что же еще взяли современные гражданские обряды у прошлого? В старом крестьянском быту, впрочем, как и в сегодняшнем, жизнь человека развивалась циклично: рождение, детство, отрочество, юность, свадьба и т. д. То же наблюдалось и в ежегодной повторяемости времен года и соответственно в сезонных сельскохозяйственных работах. Каждое значительное событие и новый цикл жизни человека и окружающей его природы вызывали необходимость действий, которые в связи с их регулярной повторяемостью совершались в привычном традиционном порядке. Цикличная повторяемость практических и обрядовых действий, способов их сочетания, взаимопроникновение создавали устойчивость обрядовых форм и закрепляли несхожесть каждого обряда: крестины непохожи на свадьбу, рождественские обряды — на купальские. Этот принцип построения старинных русских обрядов и современных создает торжественную и вместе с тем праздничную обстановку. Надо признать: мы долгие годы боролись с религиозными обрядами, гражданские, так и не нашли своего места в повседневной жизни человека, а неудовлетворенная потребность в празднике осталась. Может ли семья в наш быстротечный и «автоматизированный» век решить эту проблему? Конечно, да. В семье могут быть свои обряды, традиции, ритуалы, вещи-символы, которые передаются из поколения в поколение, умножая силу и мощь рода.

Обряды, обычаи и традиции русского народа уходят корнями в далёкие старинные времена. Многие из них значительно видоизменились со временем и потеряли свой сакральный смысл. Но есть и такие, которые до сих пор имеют место быть. Рассмотрим некоторые из них.

Календарные обряды русского народа уходят корнями еще во времена древних славян. В то время люди возделывали землю и растили скот, поклонялись языческим идолам.

Вот некоторые из обрядов:

  1. Жертвенные обряды богу Велесу. Он покровительствовал скотоводам и земледельцам. Перед посевом урожая люди выходили в поле, надев чистые наряды. Украшали головы венками, в руках держали цветы. Самый старый житель деревни начинал сеять и бросал первое зерно в землю
  2. Сбор урожая тоже был приурочен к празднеству. Абсолютно все жители деревень собирались у поля и приносили в жертву Велесу самое крупное животное. Мужчины начинали вспахивать первую полосу земли, а женщины в это время собирали зерно и собирали его в снопы. В конце сбора урожая накрывали стол с щедрым угощением, украшали его цветами и лентами
  3. Масленица - календарный обряд, который дошел и до наших дней. Древние славяне обращались к богу солнца Ярилу с просьбой послать богатый урожай. Пекли блины, водили хороводы, сжигали знаменитое масленичное чучело
  4. Прощеное Воскресенье - самый важный день масленицы. В этот день люди просили прощения у близких и родственников, а также сами прощали все обиды. После этого дня начинался Великий пост.

Несмотря на то, что Масленица потеряла свой религиозный смысл, люди до сих пор с удовольствием принимают участие в массовых празднествах, пекут блины и радуются наступившей весне.

Святочные традиции

Невозможно не сказать о святочных ритуалах, которые остаются актуальными и по сей день. Они традиционно проводятся с 7 января по 19 января в период с Рождества до Крещения.

Святочные обряды следующие:

  1. Коляда. Молодежь и дети ходят по домам ряженые, а жильцы угощают их сладостями. Сейчас колядуют редко, но традиция пока еще не изжила себя
  2. Святочные гадания. Молодые девушки и женщины собираются группами и устраивают гадания. Чаще всего это ритуалы, которые позволяют узнать, кто станет суженым, сколько родится детей в браке и прочее
  3. А 6 января перед Рождеством на Руси варили компот с рисом, стряпали вкусную выпечку и забивали скот. Считалось, что эта традиция помогает привлечь богатый урожай весной и обеспечить семью материальным благосостоянием

Сейчас святочные обряды утратили свое магическое таинство и используются в основном для развлечения. Лишний повод повеселиться в компании подруг и друзей - устроить групповое гадание на суженого, нарядиться и поколядовать в праздники.

Семейные обряды на Руси

Семейным обрядам уделялось большое значение. Для сватовства, проведения свадьбы или крещения новорожденных использовались специальные ритуалы, которые свято чтили и соблюдали.

Свадьбы, как правило, назначали на время после успешного сбора урожая или крещения. Также благоприятным временем для обряда считалась неделя, наступающая после светлого праздника Пасхи. Молодожёнов женили в несколько этапов:

  • Сватовство. Для того, чтобы сосватать невесту жениху, все близкие родственники с обеих сторон собирались вместе. Обсуждали приданое, где будет жить молодая пара, договаривались о подарках на свадьбу
  • После того, как благословение родителей было получено, начиналась подготовка к торжеству. Невеста с подружками собирались каждый вечер и готовили приданое: шили, вязали и ткали одежду, постельное белье, скатерти и прочий домашний текстиль. Пели грустные песни
  • В первый день свадьбы невеста прощалась с девичеством. Подружки пели грустные обрядовые песни русского народа, прощальные плачи - ведь девушка с этого момента оказывалась в полном подчинении мужа, никто не знал, как сложится ее семейная жизнь
  • Согласно обычаю, во второй день свадьбы новоиспеченный муж вместе с друзьями отправлялся к теще на блины. Устраивали бурное застолье, заходили в гости ко всем новым родственникам

Когда в новой семье появлялся ребенок, его следовало обязательно крестить. Обряд крещения проводили сразу после рождения. Требовалось выбрать надежного крестного - этот человек нес большую ответственность, практически наравне с родителями, за судьбу младенца.

А когда малышу исполнялся год, у него на темечке выстригали крест. Считалось, что этот обряд дает ребенку защиту от нечистой силы и сглаза.

Когда ребенок подрастал, он был обязан ежегодно в Сочельник навещать крестных с угощением. А те, в свою очередь, одаривали его презентами, угощали сладостями.

Смотрите видео про обряды и обычаи русского народа:

Смешанные обряды

Отдельно стоит рассказать о таких интересных обрядах:

  • Празднование Ивана Купалы. Считалось, что только с этого дня можно было купаться. Также в этот день цвел папоротник - тот, кто отыщет цветущее растение, откроет все сокровенные тайны. Люди разводили костры и прыгали через них: считалось, что пара, перепрыгнувшая, держась за руки, через огонь, будет вместе до самой смерти
  • С языческих времен дошел и обычай поминать покойников. За поминальным столом обязательно должно было стоять богатое угощение и вино

Следовать древним традициям или нет - дело каждого. Но можно не возводить их в культ, а отдавать дань уважения предкам, их культуре, истории своей страны. Это касается религиозных обычаев. Что касается развлекательных мероприятий, типа Масленицы или празднования Ивана Купалы - это лишний повод повеселиться в компании друзей и второй половинки.

Погадайте на сегодняшний день c помощью расклада Таро "Карта дня"!

Для правильного гадания: сосредоточьтесь на подсознании и ни о чем не думайте хотябы 1-2 минуты.

Как будете готовы - тяните карту:

Этим нейтральным словом называли половую связь между свекром и снохой. Не то, чтобы это одобрялось, но считалось совсем небольшим грехом. Часто отцы женили своих сыновей в 12-13 лет на девушках 16-17 лет. А пока ребята догоняли в развитии своих молодых жен, батя отрабатывал за них супружескую повинность. Совсем беспроигрышным вариантом было отправить сына на заработки на полгода или еще лучше в армию лет на 20. Тогда сноха, оставаясь в семье мужа, практически не имела шансов отказать свекру. Если же сопротивлялась, то выполняла самую тяжелую и грязную работу и мирилась с постоянными придирками «старшака» (так называли главу семейства). Сейчас со старшаком разговаривали бы правоохранительные органы, а тогда жаловаться было некуда.

Свальный грех

Сейчас такое можно увидеть только в специальных кинофильмах, преимущественно немецкого производства. А раньше этим занимались в русских деревнях на Ивана Купалу. Этот праздник совместил в себе языческие и христианские традиции. Так вот, после танцев у костра пары шли искать цветки папоротника в лесу. Чтобы вы понимали, папоротник не цветет, он размножается спорами. Это только повод для молодежи, чтобы уйти в лес и предаться плотским утехам. Причем такие связи ни к чему не обязывали ни парней, ни девушек.

Гаски

Этот обычай, который тоже можно назвать свальным грехом, описывает итальянский путешественник Рокколини. Вся молодежь деревни собиралась в большом доме. Пели и плясали при свете лучины. А когда лучина гасла, предавались любовным утехам вслепую с тем, кто оказался рядом. Затем лучину зажигали, и веселье с плясками продолжалось снова. И так до рассвета. В ту ночь, когда на «Гаски» попал Рокколини, лучина гасла и зажигалась раз 5. Участвовал ли сам путешественник в русском народном обряде, история умалчивает.

Перепекание

Этот обряд не имеет отношения к сексу, можете расслабиться. Недоношенного или слабого ребенка принято было "перепекать" в печи. Не в шашлык, конечно, а скорее в хлеб. Считалось, что если малыш не “сготовился” в утробе матери, то надо его перепечь самостоятельно. Сил, чтобы набрался, окреп. Младенца заворачивали в специальное ржаное тесто, приготовленное на воде. Оставляли только ноздри, чтобы дышать. Привязывали к хлебной лопате и, приговаривая секретные слова, отправляли в печь на какое-то время. Конечно, печь была не горячая, а теплая. Подавать к столу ребенка никто не собирался. Таким обрядом старались сжечь болезни. Помогало ли это - история умалчивает.

Пугание беременных

К родам наши предки относились с особым трепетом. Считалось, что этот момент ребенок переходит из мира мертвых в мир живых. Сам процесс и так нелегкий для женщины, а бабки-повитухи старались сделать его совсем уж невыносимым. Специально обученная бабка пристраивалась между ног роженицы и уговаривала тазовые кости раздвинуться. Если это не помогало, то будущую маму начинали пугать, греметь кастрюлями, могли жахнуть около нее из ружья. Еще очень любили вызывать рвоту у роженицы. Считалось, что когда ее рвет, ребенок идет охотнее. Для этого в рот пихали ее же косу или засовывали пальцы.

Солонование

Этот дикий обряд применяли не только в некоторых районах Руси, но и во Франции, Армении и других странах. Считалось, что новорожденному малышу надо подпитаться силой от соли. Это, видимо, была альтернатива перепеканию. Ребенка обмазывали мелкой солью, включая уши и глаза. Наверное, чтобы хорошо слышал и видел после этого. Потом заворачивали в тряпки и держали так пару часов, не обращая внимания на нечеловеческие крики.

Те, кто был побогаче буквально закапывали ребенка в соль. Описываются случаи, когда после такой оздоровительной процедуры с малыша слезала вся кожа. Но это ничего, зато потом здоровенький будет.

Обряд мертвеца

Этот страшный обряд - ничто иное как свадьба. Те наряды невесты, которые мы сейчас считаем торжественными, наши предки называли погребальными. Белое одеяние, фата, которой прикрывали лицо мертвеца, чтобы он случайно не открыл глаза и не посмотрел на кого-то из живых. Весь обряд женитьбы воспринимался как новое рождение девушки. А для того, чтобы родиться, надо сначала умереть. На голову молодой надевали белый куколь (головной убор как у монашек). В нем обычно и хоронили. Оттуда же идет обычай оплакивать невесту, который до сих пор практикуется в некоторых деревнях в глубинке. Но сейчас плачут, что девчонка из дома уходит, а раньше рыдали по поводу ее “смерти”.

Обряд выкупа тоже не просто так возник. Этим самым жених старается найти невесту в мире мертвых и вывести на белый свет. Подружки невесты в этом случае воспринимались как стражи загробного мира. Поэтому, если вас вдруг пригласят торговаться с женихом на заплеванной лестнице в подъезде, помните, откуда идет эта традиция и не соглашайтесь.

История русского народа продолжается уже более 1500 лет. И все это время в мире слагаются легенды о загадочной русской душе и непостижимом характере русской культуры, где тесно сплетаются современные тенденции с наследием далеких предков.

В России свято чтят национальные традиции, передавая их из поколения в поколение на протяжении целых столетий. Какие-то обычаи появились только после Революции 1917 г., а некоторые берут свое начало еще со времен Древней Руси, что, как ни странно, не мешает им присутствовать в жизни современного русского человека.

Обычаи древних славян, дошедшие до наших дней

Наши давние предки дали нам возможность носить не только фамилию и имя, но и отчество .

Во времена славянских племен человек не воспринимался как отдельная личность, а был частью своего рода. При знакомстве каждый должен был назвать имя своего родителя и прародителя. Оттого, какая слава, репутация была у отца, деда и прадеда, зависело отношение окружающих к их отпрыску. Человека оценивали по делам целого семейства, отчего он и сам чувствовал большую ответственность за свой род.

Выходцу из порядочной семьи не было причины скрывать имя родителя, наоборот, было почетно называть его при каждой возможности. Именно поэтому люди звались, к примеру, вот так: Горислав сын Драгомира, Людмила дочь Мечислава. Или даже вот так, с упоминанием не только отца, но и деда: Пересвет сын Некраса сына Владимира. В дальнейшем подобные формы постепенно трансформировались в современные отчества.

Сегодня же, обращаясь к человеку по имени и отчеству, мы выказываем ему свое особое уважение. Пожилых, статусных, авторитетных людей называть просто по имени считается дурным тоном и верхом неблаговоспитанности.

Еще одну удивительную традицию подарили нам славяне – это хлестать себя веником в бане . В старину от простуды люди лечились тем, что прикладывали к груди и спине листья растений. Особо целебными казались листья березы и дуба. Для удобства их собирали вместе с молодыми ветками, которые связывались в веники.

Чтобы получить наибольший эффект, веник нужно было приложить к телу горячим. А где его проще всего разогреть? Конечно же, в бане. Чтобы не обжечься, ветки то прикладывали, то отводили в сторону, как бы себя похлопывая. При этом еще и создавался эффект массажа. До сегодняшнего дня без этой уникальной процедуры, которая считается истинно русской забавой, не возможен настоящий банный день любителя попариться.

Еще один обычай, пришедший из древности, — это задабривание домового . По славянским поверьям в каждом жилище существует незримый покровитель, дух, охраняющий дом и его жителей. Для того чтобы вдруг не оказаться у домового в немилости, хозяева разговаривали с ним, просили о защите и помощи, подкармливали. Молоко с подсоленной краюшкой хлеба ставили за печку или опускали в погреб. Считалось, что именно эти места и выбирал дух-доможил для своего отдыха. Когда же съезжали из старой хаты, хозяева звали с собой доброго дедушку-домового отправиться с ними в новое обиталище.

До сих пор существует поверье, что через порог нельзя здороваться за руку, целоваться, передавать что-либо. А все потому, что за порогом защита домового заканчивалась. Дальше он уже не мог оградить своих подопечных от дурного воздействия. Получалось, что в дом не могли проникнуть нечистые силы, тогда как на пороге у плохого человека была возможность оказать негативное влияние на хозяина, навести на него порчу или приворот, передать заколдованную вещь.

Традиции Средневековья

После крещения Руси в Средние века произошло тесное сплетение языческих и христианских обычаев. В канун больших христианских праздников, таких как Рождество, Крещение, Благовещение, Покров стали происходить гадания , колядования , ряжения . Все эти обряды и на сегодняшний день мало изменились.

Гадали крестьяне обычно вечерами, собираясь группами. И старому и малому хотелось знать свое будущее, сулит ли оно любовь, достаток, рождение детей. В ритуалах использовали различные предметы: зеркала, посуду, украшения, одежду, обувь и многое другое.

Компаниями в деревнях обходили дома, пели под окнами песни-колядки с хорошими пожеланиями хозяевам, за что ожидали награду в виде бражки, пряника или монетки.

На гуляньях, свадьбах и ярмарках желающие развлечь народ рядились в маски, костюмы животных и птиц, цепляли на себя бубенцы и колокольчики, создавая вокруг себя шум и изображая безумные пляски.

Кроме того, существовала традиция посевать в домах на Рождество и Васильев день. Группы молодых людей или детей входили, не спрашиваясь, в хаты, бросали зерно на пол, пели песни. Обряд сулил хозяевам домов хороший урожай, достаток и счастье, а посевающих благодарили, угощали или одаривали монетками.

Перед Великим постом в последний день масленичной недели на народных гуляниях жгли соломенное чучело зимы , тем самым провожая холода до следующего года.

Обычаи царской России

Российская монархия подарила нам традицию празднования первого дня Нового года.

До правления Петра I Новый год в России наступал 1 сентября, но царь своим указом утвердил новую дату ухода старого и прихода Нового года, то есть 1 января. Кроме того, Петр I распорядился в этот день украшать ворота домов и церквей хвойными ветками, а наступление Нового года ознаменовать пушечным салютом. Прохожие должны были поздравлять друг друга, желать счастья, здоровья и благополучия.

Во времена царствования Екатерины II при дворе проводились первые новогодние маскарады, сопровождающиеся музыкой, танцами и поздравительными речами. В отличие от крестьянских ряженых, задача которых была пугать или смешить, придворная знать носила красивые маски, костюмы и украшения, стремясь выделиться и удивить других.

После войны с Наполеоном русская знать познакомилась с таким французским напитком, как шампанское. Именно его и предпочитали пить на всех светских мероприятиях, в том числе и на новогодних балах-маскарадах.

Получается, что еще со времен царской России и до сих пор русские люди по своему обыкновению отмечают Новый год с поздравлениями, елками, шампанским, фейерверками, музыкой и костюмированными мероприятиями.

Традиция встречать Старый Новый год

Даже название праздника удивляет, говорит о его необычности. Конечно, традицию отмечать этот день нельзя назвать вековой, но она уже совсем близка к своему столетию.

Началось все с того, что после Революции 1917 года новая власть осуществила переход с юлианского календаря на григорианский, между которыми существовала тринадцатидневная разница.

Однако люди не перестали отмечать Новый год по привычному старому стилю, что со временем привело к образованию отдельного праздника Старого Нового года. Теперь этот день любим очень многими. Он не предполагает большой суеты и чаще всего отмечается в кругу самых близких.

В заключение хочется отметить, что мы не знаем, какие традиции привнесет в нашу жизнь новое время, суждена ли им будет долгая жизнь, или они вскоре позабудутся. Но в том, что обычаи наших далеких предков просуществуют еще ни одно столетие, можно не сомневаться. Таков уж наш русский менталитет. В нем сила народной памяти и великого патриотизма.

Интересно, зачем на свадьбе бьют посуду и почему новобрачную принято вносить в дом на руках?

Оказывается большинство современных лет 200 назад делались вовсе не ради красивого эффекта - в их основе старинные свадебные обряды, дошедшие до нас из глубины языческих времен.

1. История свадебных обрядов.

Если бы с помощью машины времени мы попали на крестьянскую свадьбу (например, века 17-го), то, во-первых, вряд ли развеселились, а во-вторых, не поняли бы и половины из происходящего - какое-то бессмысленное смешение песен, плача и таинственных «телодвижений». Тем не менее, всё, до мельчайших деталей, на русских свадьбах - имело свой смысл, значение и было строго регламентировано.

Старинные свадебные обряды - это система последовательных и четко обыгрываемых ритуалов (многие из которых «живут» до сих пор, только в несколько облегченном варианте).

Последовательность была такая: сначала - сватовство, затем - смотрины, «рукобитие» (сегодня - «помолвка») и, наконец, «вытие» (от «выть», «плакать»). Обязательно устраивали девичник - для подготовки и плача невесты, ее подружек и родственников и «молодешник» - для жениха и его друзей. Важнейший элемент - выкуп, после него шло венчание. Обвенчавшись, молодые отправлялись на гуляние и затем - на свадебный пир. Не правда ли, очень знакомые моменты?

2. Обряд сватовства и обручения.

Сегодня сватовство и обручение - необязательны или носят символический светский характер, тогда как в старину именно в день «рукобития» - договаривались о дне свадьбы и публично признавали молодых людей женихом и невестой. Тогда-то и делался первый подарок невесте - кольцо, которое было своего рода «задатком». Вместе с кольцом преподносили и другие ценные презенты - знак того, что пути назад уже нет.

В этот же момент молодые получали от своих родителей официальное благословение, то есть одновременно согласие и напутствие на дружную совместную жизнь. Обручение обязательно происходило при свидетелях, для которых устраивался небольшой пир.

3. Предсвадебная "неделя" и девичник

Обычно за обручением шла «неделя» (впрочем, это могло продолжаться и недели полторы - две), во время которой шла подготовка к свадьбе. Весь этот период невеста не показывалась на людях и все время причитала и плакала, потому что она должна была символически умереть для своей семьи и рода, а после возродиться для новой жизни в семье своего супруга. А кому ж охота умирать? Отсюда и вытие (с ударением на «Ы»).

Родители встречали новобрачных хлебом-солью (делают это и сегодня). Молодожены откусывали от каравая, который затем разламывали у них над головами. Этот хлеб супруги должны были хранить всю оставшуюся жизнь, ведь он испокон века символизировал семейный достаток, плодородие земли и скота. И, хотя в наш век все уже не так серьезно, каравайный момент обязательно присутствует.

Чтобы в дому новобрачных водилась не только скотинка и хлеб, но и детки, молодых усаживали на вывернутую мехом вверх звериную шкуру или шубу. Скорее всего, это были символы животной плодовитости.

Немного подробнее о славянской свадьбе можно прочитать в статье «Славянская свадьба»

(для скачивания-кликнуть файл)

8. Традиции свадебного пира.

Свадебные празднества продолжались до трех дней: первый - в доме жениха, второй - в доме невесты, на третий снова возвращались к жениху. Причем, новобрачные в первый день свадебного пира ничего не ели. Между первым и вторым днями осуществлялся обряд «укладывания и бужения» молодых. С точки зрения наших предков, такой контроль над первой брачной ночью был залогом здорового потомства. Частенько, в знак плодовитости брачное ложе молодой пары обкладывали разными орудиями труда.

Во время пиров (на второй и третий день) новобрачной устраивали «проверки». Например, заставляли ее разжигать печь, готовить, мести пол, при этом всячески ей мешали, испытывая терпение и усердие молодой хозяйки. (В наше время - это традиции 2-го дня свадьбы). Конец этим притязаниям мог положить новоиспеченный супруг, переключив внимание гостей на водку и угощения.

Способствовал «породнению» семей и началу их общения такой обычай: рядом с невестой садились родители жениха, а рядом с женихом - родители невесты. И еще на русских свадьбах пировали и пели величальные, то есть хвалебные, песни супругам, их родителям и дружке, было место и различным забавам.

Современные свадьбы не так строго «обременены» условностями - они более веселые, музыкальные и зрелищные. И все-таки особый русский колорит им придают именно старинные свадебные обряды, которые составляют основную канву программы свадебного торжества и вносят в него трогательные и проникновенные нотки, или, наоборот, дают повод для их шуточного обыгрывания.

Понимание истоков русских свадебных традиций дает возможность пользоваться ими осознанно, бережно и свободно.

Правильное включение старинных обрядов в современный свадебный сценарий - становится украшением праздника, а сама свадьба с ними - настоящим радостным событием и хорошим началом для долгой и счастливой семейной жизни новобрачных!

THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама