THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама

Россия - многогранная уникальная страна, история которой насчитывает сотни красивейших обрядов, сопровождающих, в том числе, и свадебное торжество. До сегодняшнего дня сохранились некоторые традиции, исполнение которых скорее дань истории и дополнительная забава для гостей. Собираясь организовать бракосочетание, не лишним будет изучить свадебные обычаи России и найти в них много общего с современными ритуалами.

Благословение молодых

Обязательной традицией, предшествующей таинству брака, было благословение родителей, которое соблюдалось неукоснительно. Дети обращались к родичам со словами: «Благословите батюшка, матушка!». В ответ мать с отцом, держа в руках икону, отвечали — «Бог благословит!» В стародавние времена практически все люди были крещенные. В настоящее же время, получающие благословение с иконой некрещенные молодые, скорее следуют моде, так как божьего благословения как такового они не получают.

Обряды

Наряду с высокой степенью религиозности русской нации народ свято верил и в потусторонние силы. На бракосочетании необходимым было присутствие колдуна, чародея, который оберегал бы молодых от сглаза, отвлекал от них веселыми шутками и игрищами сатанинское зло. На современной свадьбе в России колдуна легко узнать в облике разудалого тамады. Организатор церемонии создает праздничную атмосферу на торжестве, веселит и развлекает гостей.

Сватовство

По старорусским заветам хлопоты со сватовством целиком и полностью лежали на родителях. За ними оставалось решающее слово — быть свадьбе или нет. Именно родители определяли размер приданого, контролировали расходы на торжество. Свадебные традиции России сегодня позволяют детям самим делать выбор, а также решать вопросы, связанные с организацией торжества. Но по-прежнему визит к родителям невесты для официального разрешения на брак считается знаком приличия, уважения.

Выкуп

В русских свадебных традициях было естественным для жениха и его родителей заплатить за свое счастье, то есть осуществить выкуп. На сегодняшний день ритуал выкупа — это веселая забава для молодых, друзей и всех участников празднества. Нетерпеливому новобрачному веселящиеся гости подкидывают задания, придумывают препятствия по дороге к любимой. Обычно жених откупается мелкими суммами денег или сладостями.

Сговор

На Руси после сватовства проходил обычай сговора. Так именовали долгие беседы о совместных вложениях в бюджет свадьбы. Обговаривались размеры приданого невесты, семейного капитала и выкупа. Такое мероприятие напоминает юридическое оформление брачного контракта, которое регламентирует расходы членов семьи и наследство в случае развода.

Застолье

На Руси юным молодым перед торжественным обедом выносили свадебный каравай с солонкой соли. Отведав ритуального хлеба, новобрачные кланялись в пояс гостям, а те в свою очередь символически благословляли их, осыпая зерном, символом достатка и благоденствия. Сейчас при выходе из Дворца бракосочетания жениху и невесте устраивают фейерверк из лепестков прекрасных роз. А в процессе праздника происходит вкушение ритуального каравая.

Обычай кричать «Горько!» раньше происходил несколько иначе. Невеста по очереди подходила к каждому гостю с праздничной стопкой на подносе. Выпив, приглашенный кричал «Горько!», демонстрируя таким образом, что ему поднесли хмельной праздничный напиток. А взамен было принято класть на поднос денежные суммы и подарки.

Современные свадебные традиции России, связанные с застольем, обросли новыми интересными моментами, уже прочно укоренившимися среди населения. Так, свидетели скрепляют две бутылки шампанского для молодой семьи. Первую бутылку игристого напитка новобрачные берегут до первой годовщины свадьбы, вторую полагается открыть в честь рождения первого ребенка.

По свадебным обычаям танцевальный вечер открывают молодые своим первым танцем. Затем плясать выходят все желающие, а следом, как правило, начинается развлекательная часть торжества.

Венчание

Обряд венчания в настоящее время проводится не всегда или откладывается на другое время. После регистрации и посещения церкви новобрачные совершают увеселительную прогулку по городу. Во время такой поездки нередко происходят нововведенные обряды современных свадеб. Например, на мостах вдвоем закрывают замочек на ключ, что символизирует нерушимость брака. Или повязывают голубям на лапки ленточки розового и голубого цвета и отпускают их для определения пола ребенка. С какой лентой голубь взлетит выше, тот и ознаменует пол будущего малыша.

Девичник и мальчишник

Девичьи посиделки перед бракосочетанием — давняя свадебная традиция России. Подружки ходили в баню, тщательно вымывали косу невесты, делились байками про несчастливые браки, чтобы отвести дурной глаз. Мальчишник на Руси проводить было не принято, молодой парень просто приводил себя в порядок: мылся в бане, стригся.

Свадебные кольца

Нанизывать друг другу на пальцы золотые и серебряные кольца — традиция всемирная. Прародителями этого события считаются древние египтяне, которые первыми внедрили красивый и романтический обычай. Сегодня ни одна свадьба в мире не обходится без обмена кольцами.

Букет невесты

Прообразом кидания букета в толпу девушек на церемонии служит старый обряд передачи венка с головы невесты близкой подруге. Этот ритуал определяет будущую новобрачную. На современной свадьбе России к традиции добавился пикантный нюанс. Невеста снимает подвязку с чулка и бросает холостым мужчинам, чтобы узнать, кто из них следующий потенциальный жених.

Похищение невесты

Конечно сейчас счастливую девушку никто не похищает, разве что если жених русской невесты — мусульманин. На Руси новобрачную из простой крестьянской семьи иногда мог похитить деспотичный помещик. И чтобы уберечь любимую, жениху приходилось щедро откупаться.

Туфелька невесты

Свадебная традиция России, похищать друзьями жениха туфельку невесты на второй день ради шуточного откупа, проходила в древности иначе. Юная новобрачная сама предлагала примерить свадебную обувку своим подружкам. Девушка, которой туфелька была впору, с полным правом требовала выкуп с молодца.

Рушник

Полотенце или рушник на Руси — особый ритуальный предмет бракосочетания, на котором выносили свадебный каравай, а в церкви молодым полагалось стоять во время венчания. Вышитым праздничным полотенцем в некоторых поселениях обвязывали руки новобрачным. Красивый этнический рушник невеста дарила суженому на сватовство, несколько видов полотенец должно было иметься в приданом.

Свадебный каравай

Знаком богатства и благоденствия у русских людей традиционно считался хлеб. Поэтому молодым полагалось вкусить данное лакомство, чтобы их жизнь была без нужды, голода и лишений. Современная интерпретация ритуала преобразовалась в шуточную форму. Откусывая от каравая, жених с невестой норовят отхватить ломтик побольше, чтобы занять лидирующую позицию в паре. В стародавние времена гадать о главе семьи никому бы и в голову не пришло. На Руси правил строгий и порой жестокий патриархат.

Брачная ночь

Предсвадебные хлопоты позади, закончено застолье, и наступает самая таинственная и прекрасная ночь в жизни влюбленных — первая брачная. Свадебная традиция, внести молодую жену в новый дом на руках, также имеет магическую подоплеку. В древние времена жених таким образом отводил глаза нечистой силе, делая вид, что несет дитя.

Обычай проводить первую свадебную ночь вне родных стен призывает молодых людей скрыться от злых чар, спрятаться в другом месте. Часто ночлег новобрачным предоставляли родственники, или в качестве экзотического варианта молодых людей отправляли на сеновал, оборудованный сарайчик. Современные молодожены также жаждут приключений и для этого бронируют номер в гостинице, арендуют апартаменты.

В отличие от славянских традиций, второй день банкета стал необязательным. Вместо него юные влюбленные предпочитают свадебное путешествие, медовый месяц в каком-нибудь курортном месте.

Несмотря на то, что культура постоянно меняется и многие традиции утрачивают свою актуальность, свадебное торжество навсегда останется самым великолепным и запоминающимся событием в жизни. А чтобы свадьба стала настоящим праздником любви и веселья, необходимо приложить все усилия и как следует подготовиться.

О свадьбах языческой Руси известно крайне мало. По мнению русского историка Н.М. Карамзина, древние славяне обычно покупали себе жен и как такового свадебного обряда не знали. От невесты требовалось лишь доказательство ее девственной непорочности.

Статус жены приравнивался к статусу рабыни: на нее было возложены все заботы по хозяйству и воспитанию детей. При этом женщина не могла ни жаловаться на мужа, ни противоречить ему, высказывая полную покорность и послушание. После смерти мужа славянка обычно сжигала себя на костре вместе с его трупом. Живая вдова бесчестила все семейство.

Летописец Нестор оставил свидетельства того, что нравы и обычаи древних славян разнились от племени к племени. Так, поляне отличались кротким и тихим нравом, уважали священные узы брака, который считали святой обязанностью между супругами. В семьях полян господствовали мир и целомудрие. Напротив, радимичи, вятичи, северяне и особенно древляне обладали диким нравом, жестокостью и необузданностью страстями. Они не знали браков, основанных на взаимном согласии родителей и супругов. Древляне просто уводили или похищали приглянувшихся девиц. У радимичей, вятичей и северян вместо свадеб существовали "игры межи селы" ("игры между полей"), во время которых мужчины выбирали себе невест и безо всяких обрядов начинали с ними жить. Кроме всего прочего, среди древних славян было широко распространено многоженство.
Со временем обрядовая жизнь языческих славян усложнилась, обросла многочисленными верованиями и ритуалами, вокруг которых строился их каждодневный быт.

Пантеон славянских богов постоянно расширялся, включая все новые и новые самобытные и заимствованные божества.
Особым уважением среди молодых людей пользовался бог веселья, любви, согласия и всякого благополучия — Ладо (Лада).

Во время игрищ и плясок у воды, посвященных этому божеству, было распространено умыкание невест, которое, как правило, происходило по предварительному сговору. Новобрачные приносили жертвенные дары богу любви.
Помимо добровольного умыкания невест, у славян периода разложения первобытнообщинного строя появились такие брачные обряды, как плескание водой, вождение вокруг дуба, покупка жен и др.

До самого начала нашего столетия в свадебном обряде русских ясно прослеживались две резко различавшиеся части: церковный обряд "венчания" и собственно свадьба, "веселье" — семейный обряд, уходящий своими корнями в далекое прошлое. Иерархи православной церкви в своих посланиях и в XVI в., и в первой половине XVII в. продолжали порицать все элементы народного свадебного обряда как "волхования", не имеющие ничего общего с христианской религией, но, по-видимому, не только не запрещали, а даже предписывали священникам принимать ближайшее участие во внецерковной части обряда.

Сами высшие церковные иерархи занимали важные места в свадебном поезде и за пиршественным столом. Даже в церкви наряду с обрядами предписываемыми правилами православного богослужения, совершались в присутствии духовных лиц действия, этими правилами не предусмотренные. Например, новобрачный пил вино из стеклянного стакана, который затем разбивал, а осколки растаптывал.

В церкви после совершения православного обряда, когда руки новобрачных уже были соединены над алторем, невеста падала жениху в ноги, прикасаясь головой к его обуви, а тот накрывал ее полой кафтана. Из церкви жених и невеста уезжали порознь — каждый к своим родителям. Здесь их осыпали житом, и празненство как бы начиналось сызнова: невеста пировала со своими родичами, а жених со своими.

Вечером невесту привозили в дом отца жениха, но и там она не снимала покрывала и не разговаривала с женихом в течение всего свадебного пира, который длился три дня. Только по прошествии трех дней молодые супруги уезжали в свой собственный дом, где давали общий заключительный пир.

В обрядах русской свадьбы причудливо переплетались действия, связанные с языческими верованиями и христианской религией. К ним можно отнести, например, множество действий оберегающих участников свадьбы от враждебных сил. Эти действия должны способствовать благополучию брачущихся, деторождению, приумножению достатка в хозяйстве, приплоду скота. Желая сохранить невесту от сглаза, оборачивали ее рыболовной сетью, втыкали в ее одежду иголки без ушек, чтобы нечистая сила запуталась в сетях и напоролась на иголки. Чтобы обмануть темные силы во время сватовства изменяли путь, ехали окольными дорогами, подменяли невесту и.т.д. От порчи и злых духов уберегались с помощью воздержания от произнесения слов и от еды. Были обряды, обеспечивающие молодым многодетность и богатство. К ним относили осыпание молодых зерном или хмелем, сажание на шубу выветренную вверх мехом. Для укрепления связи молодых друг с другом смешивали вина из стаканов молодых, совместные еду и питье, протягивали нити от дома невесты к дому жениха, связывали руки жениха и невесты платком.

Свадебный обряд сложился как развернутое драматизированное действо, включающее песни, плачи, приговоры и присказки, заговоры игры и танцы. В форме причетов невеста прощалась с родным домом, своим девичьем головным убором и девичьей косой. Как во всяком драматическом произведении в свадебном обряде был свой постоянный состав действующих лиц — "чинов", исполнявших определенные традицией роли. Центральными фигурами были жених и невеста. Невеста должна была выражать благодарность родителям за то, что они ее "вспоили и вскормили". А с момента сватовства до отъезда в церковь невеста горько оплакивала свою девичью жизнь. Активными участниками свадьбы были родители жениха и невесты, ближайшие родственники, крестные родители, а также сваты, тысяцкий, брат невесты, дружка, девушки-подружки невесты и др.

Дружка (дружко) — представитель жениха — главный распорядитель на свадьбе, следил за тем, чтобы обычай соблюдался так, как его понимала община. Он должен был уметь балагурить и веселить участников свадьбы. В помощь дружке избирали подружье, в помощь тысяцкому — старшего боярина. В южнорусском обряде назначались каравайници готовившие обрядовый каравай. Каждый персонаж свадьбы отличался своей одеждой или каким-то дополнительным ритуальным элементом ее. Обычно это были полотенца, ленты, платки, венки.

Невеста в дни предшествующие свадьбе и в дни самой свадьбы, несколько раз меняла одежду и головной убор, что означало перемены в ее состоянии: сговоренка, т.е. просватанная, княгиня молодая — до венца, молодуха после венца и брачной ночи. Жених также именовался князем молодым, а за тем просто молодым. Он не менял одежды, но имел свои символы — цветок или букетик на головном уборе или на груди, платок полотенце на плечах. В день свадьбы жених и невеста одевались нарядно и по возможности во все новое.

Тема брака постоянно присутствовала в жизни подрастающего поколения. Например, вся добрачная жизнь девушки была подготовкой к замужеству. Поэтому ее приучали к заботам будущей матери и хозяйки. Буквально с рождения мать начинала готовить ей приданное. К 16-17 годам девушка становилась невестой. Важным моментом в предбрачной обрядности были общественные "смотры" ("смотрины") невест. Они помогали найти подходящую невесту, выяснить экономическое положение ее семьи, узнать о поведении и характере. Родители старались подобрать "ровню". Смотрины устраивались в весенне-летние гуляния и на святки, обычно приурочивая их к престольным праздникам, а также на Крещенье.

Обычно недели через две или через месяц после смотров мать жениха, взяв с собой сестру или замужнюю дочь, отправлялась сватать ту девушку которая, которую облюбовала на общественных смотринах.

Важное место в предбрачной жизни молодежи занимали девичьи гадания о замужестве, апогей которых приходился на святки. Задумав женить сына, родители начинали искать ему невесту, узнавали, у кого есть "девушка на выданье". Желание сына учитывалось, но не всегда было решающим, т.к. девушка должна была отвечать требованию родителей. Засидевшихся девушек, (обычно в возрасте 23-25 лет) считали "перестарками", "вековухами" и женихи избегали их, думая, что они с пороком. Такое же недоверие и подозрение вызывали засидевшиеся в холостых молодые люди (бобыли, перестарки).
Первые браки обычно заключали с соблюдением всех обычаев и обрядов свадебного ритуала. Так же праздновались свадьбы вдовых мужчин с девушками, ранее не состоявшими в браке. Браки же вдовых и холостых мужчин с вдовами не сопровождались свадебными обрядами.

Время свадеб определялось земледельческим календарем — обычно свадьбы играли в свободные от сельскохозяйственных работ период. Существенное значение имел церковный календарь, т.к. в посты свадеб "не играли". Большинство браков приходилось на осень, от Покрова (1 октября) и до Филилипова заговенья (14 ноября), а так же на зиму от Крещения до Масленницы. В некоторых местах все же сохранялась древняя традиция играть свадьбы весной, на Красную горку, после Пасхи.
Традиционный русский свадебный цикл как бы разделялся на три основных периода: предсвадебный, собственно свадьбу и послесвадебный.
Первый период начинался негласным семейным советом — "сходом" в доме жениха. В нем участвовали родители и родственники жениха. Сам жених в сходе участия не принимал. На сходе обсуждали имущественное положение невесты, ее поведение и здоровье, родословную.

Начальный период свадьбы состоял из сватовства, сговора, осмотра хозяйства жениха, смотрин невесты, богомолья, рукобитья и запоя. Существовало несколько способов сватовства, например, родители жениха ехали в дом невесты и начинали переговоры. В других случаях в дом невесты засылали сваху или свата, и они спрашивали разрешения приехать с женихом и его родителями. Обычно сватами были духовные родители жениха — крестный отец или мать, или же кто-нибудь из родственников.

Иногда прибегали к помощи профессиональных свах. Для сватовства выбирали легкие дни, избегая постных: понедельника, среды и пятницы. Во многих местах свахи брали с собой палку, кочергу или сковородник с целью "выгрести девку". Посещение сватов повторялось 2-3 раза, а то и более. Первое посещение рассматривалось как "разведка". Родители невесты накрывали на стол: ставили хлеб, соль, зажигали лампады и свечи.

После согласия на замужество дочери определялась величина кладки, т.е. количества денег, даваемых родными жениха на покупку нарядов для невесты и на свадебные расходы, а так же размеры приданного (личного имущества невесты состоящего из одежды и обуви — его называли еще сундуком или корабьем).

Через два — три дня, после выказанного общими сторонами согласия породниться, но еще до окончательного решения, родители и родственники невесты осматривали хозяйство жениха. От того насколько оно понравиться зависело продолжение или прекращение "дела". Если осмотр хозяйства жениха заканчивался благополучно, то через несколько дней "сторону жениха" приглашали на смотрины невесты, где она показывалась во всех своих платьях и проявляла наличие всех своих трудовых навыков — пряла, шила и.т.д. Невеста на этом этапе имела право отказаться от жениха. Чаще всего смотрины заканчивались пиром. После пира подружки невесты провожали жениха до дома. Он приглашал их к себе и щедро угощал.
Заключительным этапом первых переговоров был сговор, проходящий в доме невесты через два — три дня после смотрин. Невеста после сговора называлась "сговоренкой".

Успешные переговоры на сговоре заканчивались, как правило, рукобитьем. Отец жениха и отец невесты, как при торговых сделках подавали друг другу руки, обернутые в платки или полы кафтана. После рукобитья и пира, который нередко продолжался всю ночь, утром отворяли ворота, чтобы каждый мог зайти и посмотреть на жениха и невесту.
Богомолью придавалось особое значение — "Богу помолись, значит, дело сватовства закончено". После благословения жених и невеста трижды целовались и обменивались кольцами — обручались. Достигнутое на сговоре согласие сторон обычно заканчивалось совместным пиршеством — запоем.

После сговора начинали период подготовки к свадьбе. Он мог длиться от одной — трех недель до месяца и более. У сговоренки менялся образ жизни и внешний вид. Она почти не выходила из дома (в отличие от жениха) и причитала. Считалось, чем невеста больше плачет, тем легче ей будет жить в семье мужа.

Последний день перед свадьбой именовался девичником, где невеста порывала со своей девичьей жизнью, свободой и своим родом. Как правило, девичник состоял из целого комплекса обрядовых действий: изготовление красоты (ударение на О), расплетание косы, мытье в бане, прощание с красотой (волей) и передача ее подругам, угощение участников обряда женихом. В некоторых местностях в последний день в доме жениха устраивался молодешник, на котором жених прощался со своими товарищами и с холостой жизнью. В этот же вечер родню жениха отправляли с подарками в дом невесты. Если жених ехал сам, его сборы сопровождались особыми ритуалами и наставлениями. Вслед за женихом уезжали его гости. Невесту тоже наряжали, нарядившись, невеста умывалась водкой (вином) и садилась с подругами ждать жениха. Вскоре (к часам 9-10 вечера) приезжали сваты. На девичник жених привозил корзину с туалетными принадлежностями, а иногда и подвенечное платье, а подругам дарил ленты. По окончании стола, перед уходом жениха невесту прятали. Жених искал ее среди подруг, ему подсовывали старух, пока он не давал подругам выкуп.
К свадьбе пекли специальный обрядовый хлеб — каравай. В русской свадьбе хлеб олицетворял жизнь, достаток, благополучие и счастливую долю. Приготовление свадебного хлеба и его раздача занимали важное место в свадебном обряде.

День свадьбы был кульминацией всего свадебного действа. В этот день в домах жениха и невесты совершались ритуалы, подготавливавшие их к бракосочетанию и выражавшие согласие и благословение семьи на этот брак. После венчания, уже в доме новобрачных, исполнялись обряды, приобщающие молодую к новому хозяйству и положению замужней женщины.
Утро проходило в хлопотах и приготовлениях к венцу. Невесту одевали, возможно наряднее. Когда жених приезжал, с него требовали выкуп, за право проехать и войти в дом невесты. Затем родители благословляли дочь и отпускали в церковь, вслед за этим в дом жениха обычно привозили приданное.

Существовало несколько вариантов поездки к венцу. По одним — невеста и жених ехали в церковь вместе, по другим — врозь. Благословив своих детей, родители передавали в распоряжение дружки и свахи (сами родители в церковь не ездили). Дружко выйдя во двор с женихом (если жених ехал из своего дома) и поезжанами (другими участниками свадьбы) ходил по двору с иконой, а сваха, стоя на повозке рассеивала хмель. Обойдя три раза с иконой вокруг, дружко испрашивал у всех присутствующих благословение жениху на брак. После этого отправлялись в церковь. На прощание желали: "Дай Бог под злат венец стать, дом нажить, детей водить". Жених ехал торжественно, привесив к дуге колокольчики, лошадей жениха покрывали белыми полотенцами. Невеста же приезжала в церковь без особого шума, с одним повоздником ("плаксой"). Перед венчанием они сходились, в чьей нибудь избе и здесь жених брал невесту за руку, обводил ее три раза вокруг себя, слегка дергал косу, как бы показывая, что невеста лишается своей воли и должна подчиниться воле мужа. Обычно свадебный поезд выезжал нечетом, т.е. нечетным количеством лошадей.
В среднерусских губерниях, напротив, дружки с буйством разгоняли встречных. Выезжая со двора, поезжане поздравляли друг друга с "молодецким выездом".
Погода в день венчания имела особое значение. Считалось, если "снег и дождь на свадебный поезд — богато жить", "дождь на молодых — счастье", "вихрь с пылью на встречу поезду — не к добру", "красный день свадьбы — жить красно, да бедно", "метель на свадебный поезд — богатство выдут".

Обряд венчания состоял из обручения и возложения брачных венцов — собственно венчание совершаемое священником. Во время обручения священник спрашивал у жениха и невесты об их обоюдном и добровольном согласии вступить в брак и надевал кольца.
Церковное венчание давало юридическую силу. Однако брак с венчанием, но без свадьбы не поощрялся.

Венчание сопровождалось множеством магических обрядов: было принято перед женихом и невестой разметать дорогу по церкви веником, под ноги брачущихся расстилали платок или полотно и бросали деньги, чтобы избежать "голой жизни". Жених и невеста старались наступить друг другу на ногу, и тот, кто успевал это сделать первым, имел "верх" в семейной жизни. Строго следили, чтобы между женихом и невестой никто не прошел (дабы никто из них не нарушил супружеской верности). Стоя перед венцом, невеста крестилась "покрытой" т.е. не голой рукой (чтобы богато жить). Много поверий было связано с венчальной атрибутикой: кольцом, свечами, венцами. Считалось, что уронить во время венчания обручальное кольцо "не к доброму житью". А тот, кто под венцом свечу выше держал, "за тем и большина" (главенство в семье).

Венчальные свечи старались задувать разом, чтобы жить вместе и умереть вместе. Подвенечную свечу берегли и зажигали при первых родах.

После венчания в церковной сторожке или ближайшем доме, невесте заплетали две косы и укладывали вокруг головы — "окручивали молодую по бабьи". Свахи жениха невесты, заплетавшие косы плели на перегонки, — чья сваха первая заплетет косу, такого пола будет первенец. После этого молодой надевали женский головной убор — повойник. Этот обряд знаменовался переходом невесты в группу замужних женщин.
В доме молодого новобрачных ждали. Женщины — односельчанки выходили встречать свадебный поезд к околице, завидев его, начинали петь песни. Встречающие у дома, родственники и гости стреляли вверх из ружья, молодых обсыпали хмелем и зерном, у ворот раскладывали огонь и переводили их через него. Родители благословляли новобрачных — отец иконой, мать хлебом и солью. В некоторых местностях хлеб разламывали над головами молодых и каждый и каждый из них должен был хранить его до конца жизни. После благословения молодые кланялись в ноги, стараясь сделать это одновременно, чтобы жить дружно. Их усаживали за стол, на лавки, покрытые шубами, приговаривая: "шуба тепла и мохната, — жить вам тепло и богато". Обычно свекровь или кто-то из родни жениха с помощью ухвата, сковородника раскрывали молодую невесту, т.е. снимали с нее покрывало (позднее фату). Затем здоровались с ней и подносили подарки.

Первый стол обычно назывался "свадебным". Молодые, хотя и сидели за ним, но ничего не ели. В честь молодых произносили поздравления и пожелания. Вскоре их уводили в другое помещение и кормили ужином. Затем молодые снова возвращались к поезжанам. К этому времени накрывали второй стол, называемый "горным". На этот стол приезжали родственники новобрачной. Их встречали у крыльца, подавая каждому по рюмке водки.
Приехавшие рассаживались за столом по старшинству — мужчины с одной стороны, женщины с другой. За горным столом молодая одаривала родственников мужа, кланялась им, обнимала их и целовала. Тогда же она должна была назвать свекра — батюшкой, а свекровь — матушкой. Во время пира девушки пели песни. По окончании стола молодые, выйдя, падали родителям в ноги, чтобы те благословили их на брачное ложе.

Его устраивали в каком нибудь не отаплиевом помещении: в хлеву или конюшне, в бане, в отдельной избе. Брачную постель стелили с особым тщанием. Иногда рядом с брачной постелью клали какие-нибудь орудия крестьянского или ремесленного труда с тем, чтобы у новобрачных рождались сыновья и были хорошими работниками. Молодых обычно провожали дружка и сваха. Проводы сопровождались музыкой и шумом, вероятно, такое оформление имело значение оберега. Сваха и дружка осматривали постель и помещение, чтобы не было каких-нибудь предметов, способных навести "порчу" на молодых, и, дав последние советы и наставления, желали им счастья и благополучия. Молодых угощали вином. Спустя час или два, а в некоторых местах и ночь, приходили будить и поднимать молодых.

Обычно этот обряд совершали те же, кто и провожал их на брачную постель, и вели новобрачных в избу, где продолжался пир. Молодые принимали поздравления. Во многих местностях было принято демонстрировать окровавленную рубашку новобрачной. Если молодая оказывалась непорочной, ей и ее родне оказывали большие почести, если же нет, то подвергали всяческому поруганию.

Во многих местностях обряды, связанные с "бужением" сопровождались баней. Ее топили подружье, свахи, дружки, крестные. Проводы в баню проходили с шумом, песнями и музыкой. Перед молодыми разметали дорогу вениками. Впереди процессии шел дружка и нес разукрашенный и покрытый платком веник. Со временем обряд второго дня постепенно стал заменяться обливанием водой, валянием молодых в снегу, даже просто посещения нетопленой бани. После бани молодые катались по селу, заезжая в дома родственников и приглашая их на следующее застолье.
Застолье второго дня называлось — "сырный стол". Во время сырного стола совершалось разрезание сыров. Дружко по старшинству вызывал сначала родственников молодой, затем молодого и просил их принять угощение от молодых — водку и закуску, и положить что-нибудь "на сыры".
Наиболее распространенным обрядом второго и третьего дня было первое посещение новобрачной источника или колодца, во время которого молодая обычно кидала в воду деньги, кольцо, краюшку хлеба отрезанную от венчального каравая или пояс.
Другим, не менее распространенным обрядом, были пояски ярки. Родственники молодой приходили в дом ее мужа и заявляли о пропаже девушки. Начинались поиски. К ним выводили новобрачную. Они признавали ее за свою, но после осмотра находили много изменений и отказывались от своих прав.

Продолжающиеся свадебные гуляния старались разнообразить всякого рода играми и забавами. Распространенным обычаем второго дня было ряженье. Ряженые одевались в вывернутые шкуры. Рядились в разных зверей, цыганами, солдатами. Иногда мужчины одевались в женскую одежду, а женщины в мужскую.
Третий день обычно был заключительным. Нередко в этот день устраивали испытания молодой. Заставляли ее разжигать печь, готовить, мести пол, но при этом всячески мешали, — разливали воду, опрокидывали тесто, испытывая ее терпение. Избавить молодую от всех испытаний мог только муж, угостив всех водкой.

Одним из ответственных и достаточно распространенных обрядов было посещение зятем тещи ("хлебины"). Молодого теща угощала блинами и яичницей. Нередко в этот приезд зять демонстрировал свое отношение к ней, зависевшее от того сумела ли она воспитать дочь, и сохранить ее целомудрие или нет. После угощения зять разбивал посуду о пол. Во многих деревнях посещение тещи заканчивалось подачей разгонного пирога, означавшего коней свадебного гуляния.

Обычно свадебные торжества продолжались три дня, у богатых длились дольше. Специальных обрядов в эти дни не совершали, как правило, повторялись различные развлечения, шли застолья с угощением, то в доме молодой, то в доме мужа.
Крестьянский свадебный обряд послужил основой городского.

В условиях города он значительно изменился, как в целом, так и в деталях. К середине XIX в. в ритуалах горожан наблюдались общие и специфические черты, отличающие их от крестьянской традиции: ослабление магии элементов, усиление роли профессиональных свах, большее распространение брачных контрактов, изменения в ритуальной пище и порядке застолий, замена плясок танцами, а фольклорного репертуара городскими песнями. Это позволяет говорить об уже сложившихся городских формах свадебной обрядности.
Примерно с 80-х годов XIX в. под воздействием нарастающей демократизацией общественной и культурной жизни России произошли изменения в социальных и бытовых отношениях горожан, что так же сказалось и на свадебном обряде.

Октябрьский переворот 1917 г. и последующее за ним объявление войны религии подвергли нападкам, осмеянию и запретам традиционный свадебный обряд. В течение всего советского периода существовали как бы две основные формы свадебного обряда: официальная (государственная) и традиционная.

Скоро свадьба. Эти слова вызывают в душе разные чувства. Тебя переполняет радость от того, что скоро ты навсегда свяжешь свою судьбу с любимым человеком. Но как сделать так, чтобы твой брак оказался по-настоящему крепким и счастливым?

О том, какие существуют магические и старинные свадебные обряды и как они проходят читайте и смотрите в нашей статье.

Конечно, ни одна свадьба не обойдётся без традиционных свадебных ритуалов. Это и встреча молодых с караваем, и бросание букета невесты, и свадебный торт. Эти обряды известны всем, однако есть еще десяток-другой обычаев, которые часто упускаются молодыми из виду. Но именно они помогут вас сделать вашу свадьбу душевной и незабываемой.

Всех за один раз перечислить просто невозможно, поэтому предлагаем вам выбрать из тех, которые являются самыми распространёнными, значимыми и красивыми.

По старинной английской примете невеста обязательно должна надеть на свадьбу что-то старое, новое, голубое и взятое взаймы («something old andsomething new, something borrowed and something blue»).

Расшифровывается это так: новая вещь символизирует удачу для невесты в её новой семейной жизни. Старое (обычно это семейная драгоценность) символизирует связь с родной семьёй невесты, приносит ей душевный покой. Взятое взаймы гарантирует, что у невесты всегда рядом будут верные друзья. А что-то голубое принесёт невесте любовь и верность.

Сейчас стало модным, когда молодожёны вешают на мосты замок со своими именами. Но этот старинный русский обряд проводился несколько по иному. Перед тем, как молодые соберутся выходить из дома под порог дома кладется замок. После того, как молодые переступят через замок, его закрывают, а ключ выкидывают в глубокий водоём. Замок должен храниться в семье, как символ любви.

Запуск голубей уже стал традиционным. Этот обычай пришёл из Италии, где невеста выпускала на волю голубку в знак того, что она покидает свой дом. Сейчас молодожёны при запуске голубей загадывают желание и, если голуби полетели рядом, то желание обязательно исполнится.

Совсем новый обычай – невеста выпускает в небо небесный фонарик или воздушный шар с написанной на нем своей девичьей фамилией в знак того, что она с ней прощается.

При встрече молодожёнов после обряда с караваем бьют бокалы, бросая их через спину. Бокалы бьют в знак того, что молодые оставили все свое зло позади. А по осколкам разбитых тарелок смотрят, насколько счастливы будут молодожёны – чем больше осколков, тем больше счастья.

Перед началом свадебного банкета (а иногда и перед отъездом молодых домой) проводится церемония зажжения семейного очага. Мамы молодых при помощи свечей передают тепло родительского семейного очага своим детям. Молодожены двумя свечами зажигают одну большую. Эта большая свеча и будет символизировать их семейный очаг.

Свадебный танец, который на Руси появился в эпоху Петра I, в наше время сильно изменился. Все популярнее становится танец постановочный, когда молодые готовят свой красивый свадебный танец задолго до свадьбы.

Красивый обычай – танец отца и дочери. Обычно после трогательного танца отец подводит дочь к ее избраннику и передаёт дочку в надёжные руки молодого мужа, но встречаются и весьма веселые воплощения этого действа в жизнь.

Обряд прощания с фатой все больше входит в моду. Существует несколько его вариаций.

По одному сценарию во второй половине свадьбы невеста переодевается из свадебного платья в бальное, а свою фату дарит незамужней подруге, мечтающей найти своего суженого.

Однако чаще всего фату снимает свекровь, покрывая сразу же голову невесты платком или шалью. Это символизирует, что свекровь принимает невесту в свой дом, как дочь, как продолжательницу рода. Саму же фату следует хранить дома, ее нельзя отдавать чужим людям. Наши бабушки говорили, что молодая мама может укрывать кроватку младенца, если он спит беспокойно.

В западной Украине проводится «растанцовка» фаты. Невеста танцует с незмужними подругами и держит фату у нее над головой. Таким образом невеста «натанцовывает» подруге мужа.

На свадьбе невеста может подарить коробочку от свадебных колец той девушке, которой она желает быстрого замужества.

Молодым дарят связанные бутылки с шампанским, одну из которых они выпивают на годовщину свадьбы, а вторую на рождение первенца.

Современных свадебных ритуалов и обрядов существует очень много: постоянно появляются новые, а иногда просто возвращаются хорошо забытые старые свадебные обряды. Выбирайте, какие вам по душе, какие будут красиво смотреться на вашей свадьбе, и те, которые несут смысл. Вполне возможно, что на вашей свадьбе будут обряды, которые подскажет вам бабушка или кто-то из знакомых.

Но не забывайте, что к проведению обрядов стоит подходить осторожно, чтобы их не было слишком много, и каждый обряд стал ярким и запомнился не только вам, но и вашим гостям.

Свадебные приметы, традиции и обычаи

Свадьба относится к наиболее важным событиям в жизни не только невесты и жениха, но и их семей, родственников и близких друзей, которые приглашены на это знаменательное событие. Разумеется оно окружено рекордным количеством суеверий, некоторые из которых пришли к нам из глубины веков и насчитывают не одно тысячелетие своей истории, а другие рождаются прямо на наших глазах, но всё же прочно занимают место в сознании тех, кому еще предстоит сыграть этот удивительный обряд.

Если ретроспективно анализировать с древних времен до настоящего времени брачно-семейные отношения на Руси, можно заметить, что они подверглись существенным изменениям. Однако основой их по-прежнему остаются отношения между мужем и женой, которые после свадьбы отделяются от родителей и начинают жить «своим домом», что опять-таки восходит ко временам позднего каменного века, неолитического общества, когда наблюдался распад общинных отношений и единицей общества уже считалась семья, жившая отдельно.

Вот только некоторые приметы, связанные со свадебной поездкой. Еще с тех времен, когда основным средством передвижения была лошадь, пошел обычай ехать в разных каретах (телегах, повозках) как жениху, так и невесте. В наше время, разумеется, для этих целей используются машины, но все равно смысл остался неизменным — жених и невеста добираются до загса в разных автомобилях, причем невеста едет со своими подругами, а жених — со своими друзьями.

Еще до того как невеста окажется в свадебной машине, жених, согласно опять-таки существующему обычаю, несет ее на руках до самой машины, хотя в последнее время этот ритуал соблюдается всё реже и реже, преимущественно в Западной Европе и Соединенных Штатах. Согласно тем же обычаям путь до машин жениху и невесте устилают лепестками роз, чтобы совместная жизнь у них была такой же яркой, красивой и романтичной как лепестки этих цветков.

Откуда же пришел к нам обычай украшать свадебные машины лентами и цветами и что он означает? Родом из Западной Европы, этот обычай представляет собой несколько измененную, очень древнюю традицию так называемых «невестиных бантов», получившую в нынешнем виде наибольшее распространение в XVII-XIX веках. Красавица-невеста отправлялась в церковь на венчание в сопровождении нескольких мальчиков, которые несли веточки цветущего розмарина, считавшегося цветком невесты, и узенькие полоски ленты, так называемые «невестины банты», которые завязывались на руках и считались гарантией счастливой семейной жизни. В начале XX века этот обычай стал постепенно забываться, но практика украшать предметы, относящиеся к свадьбе, осталась, правда сами банты перекочевали сначала на свадебные экипажи, а затем и на автомобили.

На Руси издавна существовала традиция устраивать свадебные сговоры и справлять свадьбы с праздника Покрова (14 октября) до Кузьмина дня (14 ноября). Вымаливая себе «вторую половину», девушки и парни в эти дни вспоминали все известные любовные заговоры, которые на Покров имеют особую силу. Считалось, что обряд свадьбы непосредственно связан с поклонением огню как животворящему началу и Солнцу — как образу небесного огня, пробуждающего землю. В последний день девичества невеста плакала у пылающего очага. Входя в дом мужа, невеста направлялась прежде всего к очагу, специально разжигаемому в этот день.

С днем свадьбы связаны и многие другие обряды и поверья. Хотя этот праздник и считался радостным и торжественным, невеста с момента появления свахи в доме до самого венчания в церкви, по обычаю, должна была не переставая плакать и сокрушаться о своей судьбе, выказывая тем самым почтение к родителям и благодарность за годы жизни, проведенные под отчим кровом. В день сватовства назначается день следующей встречи, когда жених должен явиться за ответом. Окончательный сговор и назначение дня свадьбы отмечали застольем в доме невесты. По старинной традиции, невесту символически «пропивали»: сваты и родители невесты пили за договор о будущей свадьбе, в залог нерушимости которого жених перед уходом брал у невесты платок и кольцо.

А вот как воспринимали обычай бить посуду на свадьбе наши предки. Первый бокал с шампанским молодожены разбивают на счастье. Обычай бить посуду на счастье во время свадьбы можно назвать интернациональным. На второй день свадьбы в русских деревнях начинали бить глиняные горшки. К тому же разбившийся горшок считался доказательством целомудренности невесты, а вот если горшок оставался целым, туго приходилось бедной девушке. Ведь разубедить окружающих, что она честная, было очень сложно. Да и вообще считалось: чем больше осколков, тем больше счастья.

Кое-где в Европе существовал обычай, по которому родители невесты после венчания выбрасывали из верхнего окна дома блюдо с пирогами. Хорошим знаком считалось, если блюдо разбивалось на большое количество осколков.

Обычай разбивать посуду на счастье существовал не только в России. Так, в Йоркшире (Англия) до сих пор существует традиция разбивать блюдо. Само блюдо дают в руки жениху, на нем находятся кусочки свадебной лепешки. Жених должен через голову невесты бросить это блюдо на дорогу. В это время детишки должны проворно расхватать кусочки пирога. В том случае если блюдо не раскололось на мелкие кусочки, дружок жениха должен растоптать его ногой. Чем больше насчитывалось разбитых кусочков блюда, тем больше счастья, как предполагалось, можно было ожидать у молодых.

Отец и мать невесты встречают молодых хлебом-солью, ведут к столу и усаживают на шубу, вывернутую шерстью вверх. Считается, что это приносит богатство и достаток в дом. Во время всего пира новобрачные не должны пить и есть, а дружок и подружка жениха и невесты следят за тем, чтобы молодые сидели, тесно прижавшись друг к другу («так, что кошка между ними не пробежит»). Гости пируют до позднего вечера, бьют посуду на счастье, славят молодых. Традиционный возглас «Горько!» связан с обычаем подносить каждому из гостей стопку водки, выпив которую, он должен подтвердить, что это была действительно водка, крикнув: «Горько!

А вот и некоторые приметы, связанные с обрядами бракосочетания и свадебными торжествами.

Свадебные приметы

■ Когда молодожены садятся за свадебный стол, необходимо, чтобы они сидели на одной скамье — тогда семья будет крепкой и слаженной, иначе брак может оказаться неудачным.

■ Новобрачных за столом, по древним обычаям, надо посадить на шубу, вывернутую вверх шерстью, чтобы жили богато и с достатком.

■ Жених и невеста всегда должны находиться рядом друг с другом и не позволять, чтобы между ними кто-нибудь вставал, иначе разойдутся. Человек, который появлялся между ними, являлся провозвестником несчастья в семейной жизни. А кроме того считалось, что тот, кто станет между молодоженами, и будет причиной их расставания.

■ Не пригласить всех родственников — к выяснению отношений. В принципе к этой примете можно отнестись с известной долей юмора и не принимать ее всерьез, но задуматься над ней на досуге всё же не помешает.

■ Та девушка, которая поймает букет, брошенный невестой, следующая выйдет замуж, причем в следующем году. Особенно эта примета популярна в последние десятилетия, под влиянием американских фильмов.

■ Подруги не должны мыть посуду после свадьбы, а то быть ссоре с молодоженами.

■ Много гостей на свадьбе — к хлопотам. К этой примете тоже можно отнестись как к шуточной, фольклорной. Вероятно она исходит от пословицы «Бедному жениться — ночь коротка».

■ Хорошее угощение на свадьбе — к частым гостям в доме.

■ Жених и невеста не должны фотографироваться порознь на свадьбе — иначе они расстанутся.

■ Монеты, положенные во время свадьбы в рюмки жениху и невесте, нужно хранить дома под скатертью, тогда семья будет жить богато.

■ Если, возвращаясь из загса, первой в дом заходит невеста — она будет руководить в семье, если жених — он будет хозяином.

■ Если на свадьбе связать лентой две бутылки шампанского и не пить их, а оставить — молодожены обязательно отпразднуют годовщину свадьбы и рождение первого ребенка.

■ Если во время свадьбы с невесты упало украшение — дурное предзнаменование.

■ Если дарят столовые принадлежности (особенно с ножами), отдайте монетку — иначе быть раздорам.

■ Жених не должен видеть свадебного платья до дня свадьбы и не должен накануне свадьбы видеться с невестой.

■ Неудача поджидает невесту, если до свадьбы она увидит себя в зеркале в полном свадебном наряде.

■ Если у невесты на свадьбе порвалось платье, то свекровь будет злая.

■ Дождь или снег в день свадьбы — к счастью.

Существует множество примет, касающихся венчальных свечей. Вот например, считается, что тот из молодоженов, у которого венчальная свеча догорит раньше, умрет первым, а если она выпадает из рук, то это уж совсем считалось не к добру. Также не предвещало ничего хорошего неровное горение венчальной свечи, которая таким образом «волновалась» о старших в доме.

Если в день свадьбы шел дождь, то это считалось отличным предзнаменованием, но плохо если свадьбу играли зимой и разыгрывалась метель — согласно приметам, из молодой семьи выдувалось всё богатство.

Если после обряда венчания свадебный кортеж поехал по другой дороге, то это считалось отличным предзнаменованием, так как теперь муж и жена будут жить новой жизнью и не вернутся к прежней.

А что можно было предпринять, если девушка не хотела выходить замуж за того, кого ей прочили в мужья? Предприимчивые сваты старались во что бы то ни стало завладеть старой обувью и веником девушки, так как в этом случае она все равно должна была выйти замуж, даже помимо своего желания, за нелюбимого человека.

Некоторые приметы, связанные с проведением обряда венчания, насчитывают несколько столетий, и в нынешнем веке их также стараются соблюдать, свято веря в их действенность.

■ Перед венчанием невеста должна чуть-чуть поплакать — брак будет счастливым. Лучше всего, если эти слезы будут от напутственных слов родителей, а не из-за каких-то накладок или проблем.

■ Когда невеста отправляется в церковь/загс, мать передает дочери семейную реликвию: кольцо, крестик, брошь, браслет и пр., чтобы эта вещь находилась с ней при венчании, оберегая ее.

■ Венчальные свечи жених и невеста должны задуть одновременно — к долгой совместной жизни.

■ После венчания молодые должны посмотреться в одно зеркало — к удаче, к дружной и счастливой жизни.

Сейчас модно брать кредиты на проведение свадебных торжеств, да это и понятно — все-таки отличный повод повеселиться с размахом, да и запоминается это событие у одних надолго, а у других — и на всю жизнь. В общем, хочется, чтобы торжества прошли на самом лучшем уровне, вот и приходится деньги одалживать, брать кредиты... А вот в старину это считалось дурным признаком, так как по поверьям, семья, справившая свадьбу на одолженные деньги, всю жизнь будет отдавать долги и не иметь своих собственных денег.

Перед тем как сесть за свадебный стол, молодые должны разбить тарелку и вместе переступить через осколки, чтобы не ссориться в браке.

Свадебный торт разрезает невеста, жених поддерживает нож. Кусок торта с основным рисунком жених кладет на тарелку своей суженой, следующий кусок невеста преподносит жениху, а потом уже — гостям. Эта примета к взаимному согласию и помощи друг другу.

Если три года подряд в годовщину бракосочетания свадебной скатертью застилать стол, то молодые вместе проживут до старости.

Ну и конечно же, редкая свадьба даже в наше время обходится без традиционного свадебного каравая, о котором тоже сложено немало поверий и суеверий. Символ семейного счастья — свадебный каравай выпекают несколько женщин под руководством крестной матери жениха или невесты. Никогда не приглашают участвовать в этом ритуале вдов, разведенных или бездетных женщин: считалось, что их несчастливая судьба может повлиять на будущее молодой семьи.

В общем, примет о свадьбах существует великое множество, не все из них предвещают добро, но ведь и не все из них обязательно сбываются. Если верить в силу любви и не обращать внимание на мелкие неурядицы во время свадьбы, то ничего плохого и не случится. Главное — всегда верить в доброе и на всё смотреть с юмором.

В последнее время наблюдается увеличение интереса к африканской культуре и традициям. Некоторые фирмы, специализирующиеся на организации свадеб, даже предлагают услуги проведения свадьбы в африканском стиле. Экзотично, не правда ли? Но пожалуй стоит заранее узнать о некоторых приметах и обычаях свадьбы в Африке. Их — множество, и мы предлагаем вам некоторые из них.

Для начала важно, чтобы перед предстоящей свадьбой в дом, где будут жить молодые, вползла змея, — это считается хорошим предзнаменованием, знаком благосостояния и счастья в семейной жизни. Хозяйка дома в этом случае предлагает змее миску с парным молоком и просит остаться. И уж совсем отличным знаком считается, если змея попробовала угощение, — быть счастью в доме.

Также существует достаточно распространенный запрет на внутриплеменные любовные взаимоотношения; согласно поверьям многих племен, это несет беду и несчастья всему племени и разумеется тем мужчине и женщине, которые вопреки традициям полюбили друг друга.

Во время проведения самой свадебной церемонии хозяева дома, в котором разыгрывается это действо, читают заклинания и молитвы о благополучии дома, призывают духов предков быть благосклонными к ним, а также просят о достатке, благополучии и здоровье для всех. Примечательно, что аналогично традициям европейской церемониальной магии, африканцы в конце каждой молитвы-заклинания произносят хором «Да будет так».

Обычай перепрыгивать на свадьбе через метлу распространен не только на свадьбах древних и современных язычников, это непременный атрибут свадебных церемоний многих африканских племен. Жених с невестой во время свадьбы должны перепрыгнуть через метлу, что символизирует начало создания собственного домашнего очага.

В настоящее время свадьба не содержит в себе многих сложных обрядов, которые обязательно выполнялись в прошлом. Свадьба - это важное событие, являющееся для молодых людей переломным событием в жизни, переходом к новому периоду жизни, связанным с заботой о семейном очаге.

Поэтому существует большое количество традиций, обычаев и примет при проведении свадебного обряда. Они содержали в себе для наших предков глубокий смысл и значение. Тщательное их соблюдение гарантировало, согласно традиции, долгую, счастливую семейную жизнь.

Время и мода вносят свои изменения и коррективы в представление о церемонии бракосочетания. Тем не менее, многие свадебные традиции все же сохранились, хотя и в немного модернизированном виде. Современные сценарии свадеб обязательно содержат в себе элементы культурных традиций русского народа в адаптированном к современности виде.

Современные русские свадьбы содержат в себе чудесное переплетение старинных обрядов и современных нововведений.

Рассмотрим некоторые из них...

Обычай знакомиться родителям (будущим сватам) перед свадьбой дошел до наших дней. Затем, если выбор парня и девушки пришелся им по душе (смотрины и сватовство), за празднично сервированным столом обсуждаются детали проведения церемонии, и ее материальная сторона.

Сейчас принято, чтобы сторона жениха приобретала обручальные кольца, свадебное платье и туфли для невесты, а родители невесты готовят ей приданое для семейной жизни, что включает в себя постельное белье, полотенца, посуду, мебель, технику и т.д. Жильем, по традиции обеспечивает будущую семью жених. Но в наше время это конечно условность, потому, что материальное положение не должно становиться помехой для соединения влюбленных. Так видеть невесту в подвенечном платье до свадьбы - плохая примета, девушка может взять на себя затраты на него. В старые времена невеста покупала на свои сбережения свадебные туфли, что являлось признаком её хозяйственности и бережливости.

Белый цвет подвенечного платья стал обязательным для свадьбы сравнительно недавно около двухсот лет назад, по указу Екатерины. Раньше оно было красным. Но современные невесты заказывают платья самых разных цветов и оттенком, хотя традиционным остается белый цвет. На голову невесты надевается фата, которая по старинным поверьям, не только знак чистоты и непорочности, но и оберег от от злых чар. Поднять фату имеет право только жених.

Накануне свадьбы невеста проводит девичник- прощальный вечер с близкими подругами, который символизирует расставание с прежней свободной девичьей жизнью.

Жених также организует прощальный вечер с друзьями - мальчишник. Мальчишник и девичник не проводятся в одном месте.

Раньше на Руси существовала, на первый взгляд дикая, традиция кражи невест. Сейчас ее отголоски сохранились в виде шуточного и веселого обряда. Красть невесту, конечно, не принято, но обычай выкупать сохранился. Исторически он имеет экономическую подоплеку, так как девушка уходила в другое хозяйство. Жениху в этом обряде предстоит преодолеть ряд испытаний, показать свои интеллект, силу и находчивость, чтобы получить право обладать невестой. Прежде чем его пропустят к невесте, он должен выполнить несколько придуманных подружками новобрачной заданий, или с помощью друзей силой прорваться к любимой. Подружки, взяв у жениха символическую сумму, пропускают его.

Сейчас повсеместно возвращается обычай венчания в церкви. Церковный обряд венчания сохранился практически без изменений. В старину после венчания молодоженов осыпали зерном. Это являлось пожеланием достатка, прочности брака. Вместо зерна сейчас часто используют рис, изюм, конфеты, мелочь, лепестки роз.

Обычай обмена кольцами имеет многовековую историю и символизирует бесконечное счастье и любовь между мужем и женой.

После регистрации брака в ЗАГСЕ, молодожены с друзьями совершают свадебную прогулку по своему городу. Хотя иногда работников ЗАГСА приглашают на свадебный вечер.

После этого молодоженов по сложившейся традиции родители жениха (свёкор и свекровь) встречают у порога дома или у входа в кафе хлебом и солью, подносимыми на вышитом полотенце которое должно быть длинным, символизируя долгую и счастливую супружескую жизнь. Свекровь поздравляет молодых и предлагает отведать каравай. По шутливой примете - кто из них больше откусит, тот и будет хозяином в семье.

А еще сегодня молодожены любят отпускать в небо двух голубей, на лапы которых привязываю розовую и голубую ленточки. Голубей жених и невеста выпускают перед домом или кафе.

Голуби также предсказывают пол первого ребёнка. Если вперёд вырвется голубь с розовой ленточкой на лапке - первой родится девочка, если с голубой - мальчик. Если голуби полетят рядом, это говорит о том, что в молодой семье всегда будет лад.

Существует один обычай, сохранившийся до наших дней - когда невеста, повернувшись спиной к подругам, бросает им свой свадебный букет. Считается, что у той, которая поймает букет, скоро тоже будет свадьба. Также и жених, сняв с ножки невесты подвязку, бросает ее холостым друзьям. Кто поймает ее, скоро женится.

Поцелуй новобрачных при гостях заключает в себе особый смысл объединения душ молодых в единое целое. Поцелуй жениха и невесты извещает присутствующих при этом действие о своем объединении в одну семью.

Есть сохранившаяся традиция бить посуду на свадебном торжестве. Обычно это делается на счастье. Сегодня бьют бокал жениха или невеста, обычно это тарелки, но чаще разбивают фужеры невесты и жениха. Если крупных осколков больше - первым родится парень, если много мелких - девица.

Свидетели молодых берут две бутылки с шампанским, связывают их вместе и передают новобрачным на хранение. Одна бутылка на годовщину супружеской жизни, вторая - >на рождение первого ребенка.

Существует еще один современный свадебный обряд, когда невеста в полночь, стоя среди танцующих подруг с завязанными глазами, надевает свою фату на голову одной из них. Девушке посчастливится в скоро выйти замуж.

Очень красивая и романтичная традиция, которую соблюдают почти все молодожены, - это традиция вносить невесту в дом на руках. Наши предки считали, что так жених защищает молодую невесту от порчи и злых духов.

Существует много и других новых свадебных обычаев: вешание замков с именами жениха и невесты на дерево или перила моста, которые они сами скрепить и закрыть, битье бутылки шампанского на мосту, чистка картошки на скорость или символическое подметание пола молодыми на свадебном банкете.

Еще одной интересной и веселой традицией на свадьбах являются подарки молодоженам. Родители, свидетели и гости дарят, как правило, необходимые в новой семье вещи, сопровождая это интересными прибаутками, шутками и пожеланиями.

По традиции молодожены после свадьбы отправляются в свадебное путешествие, чтобы провести медовый месяц в романтической обстановке, в местах где они оба всегда мечтали побывать.

Несмотря на общепринятые обряды и обычаи, исключительно молодожены вправе решать следовать им или нет на своей свадьбе. Главное, чтобы свадьба сохранила свою важную, сакральную роль - символа перехода молодых людей от свободной холостой жизни к семейным узам, со своими радостями и трудностями.

THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама