THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама

Читайте в этой статье:

Детский сад или домашнее воспитание?

Предыдущему поколению родителей было отчасти легче: перед ними не стояло выбора, отдавать или нет ребёнка в детский сад. Практически все дети, кроме редких исключений, остававшихся под надзором бабушек, посещали детские сады и даже ясли. Это было суровой необходимостью, так как декретный отпуск длиной в три года появился относительно недавно. В чём-то ситуация в прошлом была хуже, ведь наличие выбора – всегда хорошо, а в чём-то лучше, поскольку родители не ломали себе голову над неразрешимой задачей, что же будет всё-таки лучше для ребёнка, ходить в детский сад или воспитываться дома.

Родители, отдававшие своих детей в садик, не могли выбирать учреждение с той или иной программой, с изучением иностранных языков, со специальной подготовкой к школе или воспитанию по особой педагогической теории. Все садики были однотипны, детей распределяли по прописке, и никаких других вариантов у большинства людей не существовало.

Сейчас ситуация иная. Существует множество разных садиков , отличающихся буквально всем друг от друга. Родители испытывают необходимость раздумывать, какую именно программу предпочесть, чтобы наилучшим образом развить способности маленького человека. Со стандартными государственными садиками ныне конкурируют учреждения, следующие, например, вальдорфской педагогике, системе Монтессори, а также разнообразные образовательно-развивающие центры, сады с углублённым изучением иностранного языка или иного предмета. Даже государственные детские сады стараются не выбиваться из общего течения и следуют моде, делая упор на развитие какого-либо качества характера или знаний детей.

Как только в семье появляется младенец, молодые родители уже раздумывают, какой детский сад больше подойдёт его характеру , где будут его уважать и внимательно приглядывать за ним, а также учить его полезным вещам и развивать. Что важнее, развитие художественных способностей и эстетического чувства или физкультура, спорт, здоровье? Что можно сделать, чтобы ребёнок хотел каждый день идти в садик, не капризничал и не устраивал истерик, где ему будет особенно интересно?

И не раздута ли проблема вокруг выбора детского сада? Для большинства родителей детский сад является необходимостью , так как матери и отцу нужно работать. Даже просвещённые и начитанные родители, разбирающиеся в психологии и мечтающие воспитать юного гения, зачастую не могут оплачивать множество кружков, репетиторов, нянь, индивидуальных занятий с ребёнком, секций, школ раннего развития. Это, конечно, вовсе не означает, что ребёнок, не занимающийся в кружках и индивидуально, непременно вырастет глупым и ограниченным.

Как помочь ребенку адаптироваться к детскому саду

Посещение детского сада необходимо ребёнку, но ни в коем случае нельзя игнорировать особенности психики каждого конкретного малыша, его реакции на новую среду, нельзя пристраивать ребёнка в первый попавшийся детский сад. В случае с детьми неверен постулат о том, что нужно только привыкнуть и всё будет отлично. Психология и реакции маленьких детей существенно отличаются от психологии взрослых. Итак, чтобы выбрать нужный и подходящий сад, который поможет маленькому человеку гармонично влиться в окружающий мир и освоить новые знания, прежде всего нужно чётко понять, для чего Вы отдаёте ребёнка в сад, какие есть достоинства и недостатки этого решения. Необходимо морально подготовить себя к большой работе, которой не избежать, - помощи ребёнку в адаптации к новым условиям.

Вашей целью должно быть не только отсутствие жалоб и капризов у ребёнка при посещении сада, но поиск таких условий, в которых малышу будет комфортнее всего учиться и расти . Даже в нынешней нестабильной экономической ситуации не самые богатые родители вполне могут подыскать подходящий детский садик, если подойдут к выбору ответственно и не пустят решение этого вопроса на самотёк.

Нужно проявлять гибкость и быть готовым идти навстречу нуждам ребёнка, менять в разумных пределах его режим или образ жизни, если эти перемены могут помочь ему в процессе адаптации и налаживания общения в детском саду со сверстниками и воспитателями. Не опускайте руки, не сдавайтесь на полпути и не торопитесь, ожидая мгновенного привыкания со стороны ребенка, ищите и пробуйте разные подходы, при необходимости меняя садик.

Что положительного может дать детский сад? Давно считается, что ребёнок, не ходивший в детский садик, потом с большим трудом, чем остальные дети, привыкает к школе и нахождению в коллективе сверстников. Но частенько эти трудности обусловлены теми фактами, что детей, посещавших детский сад, во-первых, большинство, а большинство задаёт общепринятые нормы поведения и общения, и во-вторых, раньше дети целыми группами из детского сада шли в один класс одной школы по месту прописки и изгоняли из своего коллектива случайно затесавшегося новичка.

Но в наши дни картина поменялась. Очень большое количество детей , по сравнению с прошлыми десятилетиями, не посещает детского сада . В школу почти никогда не переходят группами из сада, коллектив складывается более разношерстный. Разнообразие вызвано ещё и тем, что дети получали совершенно разное образование: кто-то учился дома с родителями, кто-то ходил в обычный государственный садик, кого-то обучали наёмные педагоги, кто-то успел посетить уже несколько секций и центров раннего развития.

И на фоне наступившего разнообразия стало заметно, что «домашние » дети ничуть не хуже «садиковых» . Если родители соответствующим образом занимались с ребенком, то он может проявлять ничуть не меньше самостоятельности, коммуникабельности и инициативности, чем дети, которые усвоили первичные социальные нормы в детском саду.

Детский сад: плюсы и минусы

Что может дать ребёнку детский сад ? Самое первое и основное – включенность в коллектив, общение с ровесниками. Начиная с трехлетнего возраста малыш испытывает потребность в общении с другими детьми его возраста. Поэтому сколь бы замкнутыми и необщительными ни были сами родители, они обязательно должны предоставить возможность ребёнку общаться с другими детьми.

Общение детей в детском саду с воспитателями помогает им научиться устанавливать контакт с другими взрослыми , и в будущем такие дети легче находят общий язык со школьными педагогами. Ребёнок в детском саду начинает понимать, что не все взрослые похожи на его родителей, что общаются они по-разному, что слушаться нужно не только родителей. Ребёнок начинает осваивать множество разных поведенческих моделей.

Также в детском саду ребёнок учится строже следовать установленным правилам поведения и режиму . Это дисциплинирует и помогает научить ребёнка чувству ответственности за свои поступки и слова.

Детский сад не может обеспечить нужный уровень развития интеллекта и физической подготовки ребёнка. Родители должны с ним заниматься и сами. Но если они не имеют возможности этого делать, и дома ребёнок предоставлен сам себе и сомнительным развлечениям, то посещение детского сада ему строго необходимо. Даже обычный государственный детский сад научит ребёнка рисовать, лепить, собирать конструктор, решать головоломки, тренировать речь и память, слушать музыку и петь, бегать и делать зарядку.

Серьёзно настроенные молодые родители могут обеспечить полноценное развитие в домашней обстановке физических и умственных способностей ребёнка, регулярно занимаясь с ним спортом и правильно подобранными упражнениями, разучивая с малышом стихи и песни, помогая ему собирать конструктор, рисовать и раскрашивать. Но социальное развитие и тренировку умения взаимодействия с коллективом обеспечивать значительно сложнее. Родителям, желающим самостоятельно заменить ребёнку посещение детского сада, нужно хорошенько распланировать, как и каким образом они будут учить ребёнка правилам поведения в коллективе с детьми и взрослыми.

Ребёнок, не посещающий детский сад, должен значительно больше времени проводить на детских площадках в играх и общении с другими детьми его возраста. Необходимо, чтобы он мог выбрать себе нескольких постоянных друзей из числа ровесников, посещающих ту же детскую площадку. «Домашнего» ребёнка необходимо почаще водить в гости к другим детям и приглашать его друзей с их родителями к себе домой.

Матери, воспитывающие своего ребёнка дома до самой школы, обычно не доверяют своё драгоценное чадо другим взрослым, даже бабушкам, дедушкам, подругам и прочим близким людям. Они боятся, что другие будут «неправильно» воспитывать малыша и навредят ему. Но эти молодые мамы рискуют сами навредить ребёнку, так как у него не выработается навык общения с другими взрослыми , он избалуется и не освоит достаточное число поведенческих моделей. Тем родителям, которые считают, что никто, кроме них самих, не сможет правильно общаться с ребёнком и правильно воспитать его, нужно в первую очередь поработать над собой и изменить эту точку зрения. Никакие родители никогда не смогут заменить малышу целый мир со всем его многообразием. Ребёнку лучше с малых лет познакомиться с другими взрослыми, так как в течение своей жизни он будет общаться не только с родителями.

Если детский сад, тем не менее, вызывает стойкое предубеждение, обязательно подберите ребёнку кружок по интересам или секцию. Иногда оставляйте малыша на денёк у друзей. Если Вы дружите с другими молодыми родителями, непременно ходите друг к другу в гости хотя бы два раза в неделю . Даже пара часов такого регулярного общения с другими людьми очень много может дать ребенку. Дети научатся находить общий язык друг с другом и осознают, что необходимо слушаться не только своих родителей.

Обязательно наблюдайте за тем, как Ваш малыш общается в гостях или играя на детской площадке. Не трудно ли ему заводить новые знакомства? Учится ли он следовать правилам, не нарушает ли очередь, не отбирает ли у других детей их игрушки, не обижает ли их и не позволяет ли обижать себя? Если до пяти лет ребенок так и не усвоил правил социального поведения, то надо посетить детского психолога и попросить его найти альтернативу детскому саду: центр развития, кружок, секцию.

Когда отдавать ребенка в детский сад?

Самый подходящий возраст для погружения ребёнка в социальную среду – четыре года . Постулат о том, лучше раньше, чтобы раньше привык, - ошибочен и в корне неверен. Маленький ребёнок одного года от роду будет очень страдать от того, что его маму заменяет незнакомая тетя, а понять необходимость перемен он ещё не сможет в силу возраста. Он будет часто болеть, сильно переживать, и этот стресс отразится на дальнейшей жизни и мировосприятии человека. В возрасте полутора лет начинает ослабевать сепарационная тревога, то есть беспокойство ребенка, связанное с возможной потерей матери (которой в данный момент нет рядом). Но и в полтора года ребёнка ещё слишком рано отдавать в ясли, так как он слишком болезненно реагирует на чужих людей, только начиная к ним относиться спокойнее. Самое важное в жизни полуторогодовалого ребенка – его мама, он стремится всегда быть рядом и никуда её не отпускать.

К яслям быстро привыкают лишь дети из так называемых неблагополучных семей. Они обычно прячутся от пришедших за ними родителями и не откликаются, когда те зовут их, но вовсе не потому, что не хотят оставлять увлекшую их игру.

В три года дети начинают интересоваться сверстниками. При этом сначала детей увлекает общество старших товарищей, затем – младших и только потом их ровесников.

Подводя промежуточные итоги, необходимо отметить, что отдавать ребёнка в ясли в возрасте полутора лет не стоит . Лучше поищите работу на дому или скооперируйтесь с другими молодыми родителями для «дежурства» по очереди. Переберите все возможные варианты, чтобы избежать посещения яслей.

В два года детям уже проще адаптироваться в яслях. Конечно, ребёнок ребёнку рознь, и в целом возраст ещё довольно мал для погружения в социум, но многим общительным детям уже может понравиться детский сад и игры с ровесниками. В данном случае очень многое зависит от воспитателей и их подходу к детям. Если ребёнок умеет самостоятельно ходить на горшок, орудовать ложкой и если в ваш пробный с ним приход в ясли он откровенно заинтересовался окружающей обстановкой и никого не испугался, то смело отдавайте его в ясли.

Не теряя бдительности, следите за здоровьем, настроением ребёнка в первые недели привыкания к яслям. Если ему становится морально тяжело, он часто плачет и не хочет никуда идти, не упорствуйте в желании приучить двухлетнего ребёнка к яслям. Потерпите год или два, тогда процесс адаптации пройдёт значительно проще. Иначе у него может на долгие годы остаться впечатление, что посещение яслей и садика связано с принуждением и негативными эмоциями. К тому же постоянные болезни детей всё равно не дадут родителям возможности регулярно ходить на работу. Да и как можно жертвовать здоровьем ребёнка ради работы, оставляя ему психологическую травму на всю жизнь? Подготовка к детскому саду может занять много времени, её невозможно в ускоренном темпе пройти за неделю, и торопиться незачем и некуда.

Итак, одно из главных правил – ни в коем случае не торопитесь сдать ребёнка в детский сад . Как следует занимайтесь с ним дома и обеспечьте ему общение на детских площадках и в гостях с другими детьми и взрослыми. Есть желание – попробуйте, но не настаивайте на посещении яслей, если ребёнок ещё к этому не готов.

Ясли: польза или вред?

Детский сад и ясли – разные вещи и они оставляют совершенно разный отпечаток на личности ребёнка. Бывает, родители хотят поскорее отдать малыша в ясли ради выработки навыков самообслуживания (умение ребёнка самостоятельно одеваться и раздеваться, ходить в туалет, есть). Конечно, дома ребёнок будет учиться этому медленнее, а в яслях у него просто не будет выхода, так как на пятнадцать-двадцать таких же детей приходится только один воспитатель, который даже при желании не сможет в одиночку каждого накормить кашей с ложечки.

Дети, посещавшие ясли, в будущем менее инициативны и самостоятельны в принятии решений. Дело в том, что эмоциональность и активность как черты характера закладываются у ребёнка в первые годы жизни.

Детский сад в большей степени принесёт ребёнку пользу, чем ясли, которые чаще вредят неокрепшей психике маленького человека.

Как смягчить стресс от посещения детского сада?

Если ребёнок испытывает сильный стресс от посещения детского сада, то вовсе не обязательно он будет устраивать скандалы и истерики. Многое зависит от склада характера малыша, распространена и пассивная форма неприятия и сопротивления – это частые простуды.

Также необходимо пристально следить за сном, аппетитом ребёнка, его поведением и настроением вечером после возвращения из сада. Относительно нормальная реакция – это плач, долгое засыпание, отсутствие аппетита, капризы, но лишь в первое время после начала посещения дошкольного учреждения. Если миновало уже три или четыре недели , а ребёнок всё так же себя ведёт, то это означает, что он плохо адаптируется к садику .

Тогда крайне желательно оставить ребёнка дома ещё на целый год. Если это совершенно невозможно, нужно постараться смягчить стресс: свести пребывание в детском саду к половине дня вместо целого, в среду стараться оставлять его дома, перевести в другой сад, где на одного воспитателя приходится меньшее количество детей.

Если Вам кажется, что всё это совершенно невозможно, то как следует задумайтесь. Выход найти можно из любой ситуации, а здоровье ребёнка всегда важнее карьерных ценностей – помните об этом постоянно.

Оптимальный возраст для детского сада

Четыре года – самый оптимальный возраст для начала посещения детского сада. Однако вполне допустимо отдавать ребёнка в садик в три года. Именно в три года ребёнок начинает тянуться к другим детям, его уже не пугает отсутствие матери, он в какой-то мере самостоятелен и умеет сам есть. Время самых захватывающих игр с ровесниками наступит только в четыре года, но и в три можно начать ходить в детский сад.

Можно выбрать соломоново решение и показать ребёнку детский сад в три с половиной года. Поначалу ходите вместе на прогулки с группой из детского садика, затем оставляйте ребёнка в саду на полдня, так процесс привыкания к новой обстановке будет максимально плавным и постепенным. Если малыш радуется и ему всё нравится – начинайте оставлять его в саду на полный день. Если ребёнок сдержанно реагирует на подобные новшества в его жизни, то следуйте этому облегчённому режиму посещения детского сада до четырёх лет. Не переживайте, что ребёнок не успеет чему-то научиться или «пройти», как в школе, какой-то материал. Помните, что это ещё не школа и никакой строгой программы для таких маленьких детей нет.

Обязательно после третьего дня рождения ребёнка сделайте всё возможное, чтобы границы знакомого ему мира расширились и он познакомился с другими взрослыми и, конечно же, детьми.

Как не упустить место в детском саду?

Будьте готовы к тому, что схема идеального, плавного и постепенного приучения ребёнка к детскому саду может измениться под воздействием внешних обстоятельств. Теория и планы – это хорошо, но жизнь очень часто вносит свои поправки. В полной мере обеспечить идеальные условия могут только весьма состоятельные родители, которых меньшинство.

Самое первое, что изменит Ваши планы, - очередь в детские сады . Около десяти лет назад отмечался спад рождаемости, детские сады пустовали и готовы были принять всех, независимо от места проживания. В те годы закрылись многие учреждения дошкольного образования. Сейчас рождаемость выросла, но количество детских садов осталось тем же. Поэтому самым верным решением будет встать в очередь на детский сад в первый год жизни ребёнка .

Если ребёнку требуется ещё год посидеть дома после пробных посещений детских садов, а очередь пропускать рискованно, так как тогда можно больше не увидеть детский сад вовсе, то постарайтесь договориться с заведующей садика на оплату всех квитанций с бронированием места за Вами. Возможно, подобная услуга потребует от Вас дипломатических способностей и дополнительных вложений, но постарайтесь всё же достичь необходимой договорённости, так как детский сад ребёнку, раньше или позже, но нужен.

Познакомьтесь с молодыми мамами Вашего района, соберите сведения о детских садах и наличии в них мест, займитесь этим сразу же после рождения ребёнка. В данном вопросе Вам придётся полагаться, главным образом, на собственную активность и энергичность. Почитайте отзывы о детских садах в интернете , задавайте вопросы, уточняя детали – чем больше информации, тем лучше!

«Несадиковые» дети: как помочь адаптации

Есть такое определение – «несадиковые» дети. Так врачи, родители, воспитатели, психологи называют детей, которые, как следует из названия, не созданы для посещения детских садов. Однако очень большие сомнения вызывает подобная категоричность. Существуют ли действительно дети, не созданные для посещения детских садов, или это результат недостаточной работы родителей и воспитателей? Проблема заключается в степени оправданности усилий, необходимых для адаптации ребёнка к детскому саду. С кем-то из детей нужно работать меньше, с кем-то больше. Иногда это «больше» требует столько сил, что все плюсы от посещения детского сада сходят в итоге на нет.

Три основных типа реакции на привыкание к детскому саду:

1) Нервные срывы, истерики, капризы, частые болезни. Реакция – бурная и ярко-выраженная;

2) Частые болезни на фоне тихого поведения ребёнка;

3) Отсутствие признаков стресса.

У половины детей нет признаков стресса. И только вторая половина демонстрирует первый или второй тип реакций. Но это вовсе не означает, что 50% детей должны воспитываться исключительно дома до самой школы.

Такая высокая распространённость первого и второго типа реакций вызвана тем, что многие родители не проводят предварительно с ребёнком вовсе никакой подготовки к детскому саду . Они помещают его в новую, непривычную окружающую среду, никак не подготовив к этому своё чадо. Для взрослых попадание в новый коллектив – давно привычное дело. Необходимо абстрагироваться от своей точки зрения и понять, что у ребёнка, идущего в детский сад, – это первый подобный опыт. Ему надо помогать, тренировать и постараться по возможности облегчить процесс адаптации.

Как может проявляться процесс адаптации ? Помимо капризов, нежелания идти в сад и болезней, это сильное эмоциональное потрясение, нежелание общаться, которое может проявиться даже у активного доселе ребёнка. У детей даже могут появиться проблемы с артикуляцией и речью, которых до этого не наблюдалось, они могут «забыть» от перенесённого стресса, как самостоятельно выполнять те или иные действия по самообслуживанию, могут полюбить долгое время сидеть не двигаясь, плохо спать, есть.

Как быть, если ребенок не может адаптироваться к детскому саду?

Что делать и каковы причины , если даже хорошо спланированная и проведенная работа не помогла ребёнку адаптироваться в детском саду?

Ответьте для себя на следующие вопросы . Ребёнок достиг подходящего возраста для посещения детского сада? У него не было в прошлом негативного опыта посещения яслей? Даже если он не помнит, как ходил в ясли, какой-то отпечаток обстановки на уровне эмоций и переживания у ребёнка всё же остался, и если впечатления были негативные, то ожидать быстрой адаптации в детском саду не стоит. В таком случае перенесите начало посещений садика ещё на полгода или год, продолжая гулять вместе с детсадовской группой или дружить с детьми из группы в остальное время.

Проанализируйте характер и привычки своего ребёнка – какой у него тип темперамента от рождения? Проще и быстрее всего привыкают к детскому саду сангвиники, но у холериков и флегматиков обычно есть проблемы. Холерики чаще всего ведут себя слишком активно, они всё время бегают, кричат, проказничают, ссорятся, дерутся. Флегматики же наоборот очень спокойны и сдержанны, они зачастую отстают от остальных детей, так как делают всё медленнее сверстников. Если Ваш ребёнок холерик или флегматик, то поговорите с воспитателем об этом. Узнайте, как малыш ведёт себя в группе на протяжении дня, и поясните воспитателю особенности его темперамента. Не стесняйтесь это делать, так как воспитатель может в силу разных причин этого не заметить и слишком давить на Вашего ребёнка, пытаясь заставить его вести себя так, как ему было бы особенно тяжело. Флегматика нельзя торопить угрозами и страхом наказания, в результате давления он замкнётся в себе и будет делать всё ещё медленнее. Его природная медлительность при хорошем и терпеливом общении с малышом постепенно сгладится и станет менее заметной. У всех людей разный характер и привычки, и проявляется это уже в раннем детстве: кто-то предпочитает носиться вихрем и делать всё мгновенно, а кто-то медленно, неторопливо идёт к своей цели, спокойно и уверенно. Поэтому непременно проведите с воспитателями серьёзную беседу и аргументированно докажите свою точку зрения: флегматика нельзя торопить и нервно дёргать.

Что касается маленьких холериков , то тут воспитателю нужно объяснить , что ребёнок ведёт себя подобным образом не потому, что хочет навредить и разозлить всех, а также не потому, что родители не занимались его воспитанием, а просто-напросто у него такой характер. В будущем холерики учатся в какой-то степени сдерживать себя, но дети непосредственны и ещё не усвоили норм социального поведения. Обязательно посоветуйте воспитателям, не ожидая, пока они путём проб и ошибок дойдут до этого сами, занимать Вашего гиперактивного ребёнка такими делами, которые потребуют особенно много сил и энергии. Холерик не сможет долго и усидчиво сидеть на одном месте, но если он будет выполнять упражнения или долго танцевать, то его разрушительная деятельность в другое время будет сведена к минимуму. Ребёнок любит превращать комнату в настоящий хаос, раскидывая вокруг себя игрушки? Пусть именно он собирает их – скорее всего, это будет сделано столь же быстро, при этом его энергия будет направлена в созидательное русло. Главное – попросить его об этом, а не заставлять под страхом наказания.

В случае если воспитатели не пойдут Вам навстречу, имеет смысл поискать другой садик или перевестись в другую группу к другому воспитателю.

Подумайте о себе и своём характере, насколько Вы сами быстро и легко привыкаете к изменениям? Насколько Вы уверенно себя ведёте среди малознакомых людей? Как быстро осваиваетесь? Помните о наследственности. Если Вы сами замкнутый человек и любите одиночество, то весьма вероятно, что Ваш ребёнок будет вести себя так же. Замкнутому ребёнку будет некомфортно среди большой шумной группы детей, но лишать его садика и оставлять дома тоже неправильно. Ему лучше всего подобрать немногочисленную группу по интересам, в которой он будет проводить не весь день, как в детском саду.

Кого нельзя отдавать в детский сад?

Не отдавайте в детский сад Вашего ребёнка, если он с самого младенчества часто и много болеет . В детском саду он будет болеть ещё больше, посещать его нормально не сможет и ещё больше подорвёт собственное здоровье. Не нужно отправлять в обычный детский сад детей с неустойчивой нервной системой. В данном случае это принесёт больше вреда, чем пользы. Поинтересуйтесь оздоровительными детскими садами , но подходите к решению определить туда ребёнка с осторожностью: если садик переполнен, оздоровительного эффекта ждать не следует. В подобных детских садах регулярно проводят разнообразные оздоровительные и укрепляющие процедуры (всевозможные виды массажа, закаливания, кислородные коктейли).

В данном случае родителям лучше всего самостоятельно заняться здоровьем ребёнка : выбирать только здоровую и полезную пищу, много гулять с ребёнком, установить режим дня (ни в коем случае не меняйте его резко, сдвигайте постепенно, не более 10 минут за день), потихоньку заниматься закаливанием, если детский врач одобрит подобное начинание. Постарайтесь подыскать какое-либо дошкольное учреждение, кружок, центр или группу для Вашего ребёнка, которое он мог бы посещать пару раз в неделю, ходите с ним почаще в гости, чтобы показать ему других людей и потихоньку учить малыша с ними общаться.

Подготовка ребенка к детскому саду

Итак, «в вину» детскому саду обычно вменяются: частые болезни ребёнка, асоциальное поведение (воровство, ругань, обман, агрессия). Стоит помнить, что болезни – следствие адаптации ребёнка к детскому саду, а не неподобающего ухода воспитателей, как думают многие. Если адаптация проходит быстро и безболезненно, ребёнок перестаёт болеть. Что касается асоциального поведения, которое ребёнок с интересом «испытывает» на родителях, то малышу необходимо доходчиво объяснить, почему так себя вести или говорить такие слова нельзя, но не нужно излишне эмоционально акцентировать данный факт или устраивать по поводу каждого прозвучавшего нелитературного слова «концерт». Следите за тем, чтобы ребёнок не стал прибегать к шокирующему поведению для привлечения Вашего внимания.

Помните, что, чем сильнее ребёнок привязан к матери и своей семье, тем тяжелее и дольше он будет привыкать к детскому садику. Не забывайте, что наличие самого периода адаптации является нормой. Хуже к детскому саду привыкают единственные в семье дети, избалованные дети, не приученные к самостоятельности дети, неуравновешенные дети, испытывающие страхи (темноты, одиночества и пр.), дети, которые перенесли сильную психологическую травму, привыкшие быть в центре внимания дети, неуверенные и сильно отличающиеся от других дети, а также дети, родители которых очень сильно нервничают из-за предстоящего посещения их ребёнком детского сада.

Поговорите с ребёнком перед тем, как отправить его в детский сад. Настройте его на позитив, рассказывайте только хорошее, что может дать садик, не запугивайте и постарайтесь добиться того, чтобы он сам захотел проведать это чудесное место. Можно рассказать ему истории из своего детства и собственного посещения детского сада (обязательно хорошие и позитивные). Заранее скорректируйте режим дня ребёнка под режим детского сада, чтобы не создавать ему дополнительных стрессов. Удостоверьтесь, что в садик вместе с ним пойдут знакомые ему по детским площадкам дети, если нет – постарайтесь познакомить его с кем-то из детей и с воспитателями заранее.

Играйте с ребёнком, отправляя вместе в детский сад мишку или иную игрушку, а потом разговаривайте с ней, расспрашивая о том, что было днём. Так Вы сможете вовремя отследить и в случае надобности откорректировать ожидания Вашего ребёнка, заметить, что его страшит.

Обязательно обратите внимание на атмосферу, царящую в выбранном дошкольном учреждении, и обстановку. Насколько там чисто, прибрано, работает ли охранник. В некоторых детских садиках существуют специальные программы адаптации детишек, призванные помочь ребёнку скорее освоиться. Например, практикуются занятия в выходные дни – специально на несколько часов ребёнка оставляют в садике по выходным, чтобы он поскорее привык.

Будьте терпеливы, любящи и мудры, думайте в первую очередь о пользе для ребёнка, и у Вас всё получится .

Современное общество предъявляет достаточно высокие требования к родителям в плане воспитания и образования детей. Если раньше ребенок получал первые знания в школе, то теперь в первый класс приходит уже подготовленный ученик, умеющий не просто складывать слоги в слова, но и достаточно бегло читать. Всему этому обучаются теперь в детском саду. Вот родители и волнуются, в каком же возрасте отдавать ребенка в садик, чтобы он не отстал от сверстников, но при этом не получил психологическую травму от слишком раннего расставания с мамой.

Содержание:

От полутора до двух лет

Дошкольные учреждения принимают детей в большинстве своем с 1,5 лет, однако существуют и такие (в основном частные), которые готовы взять чуть ли не с рождения. К ясельным группам предъявляют повышенные требования. Например, меньшее, по сравнению с другими возрастными группами, количество детей позволяет воспитателям уделить внимание каждому.

И все же психологи сходятся во мнении, что таких малышей отдавать в садик рано. Дело в том, что в этом возрасте привязанность ребенка к маме слишком сильна, он нуждается в повышенном внимании, опеке и заботе. Можно заметить, как дети этого возраста боятся не то что остаться без матери на несколько часов, а даже просто упустить ее из вида. Такой период длится до 2,5-3 лет .

Некоторые родители стремятся раньше отвести ребенка в садик, обосновывая это тем, что там, общаясь со сверстниками, он развивается быстрее. Действительно, программа дошкольных образовательных учреждений нацелена на раннее развитие, но не следует забывать и то, что до 2,5 лет малыши не стремятся к коллективным играм. Как выражаются педагоги и психологи, они играют не вместе, а рядом.

Источником общения, которого полуторагодовалому ребенку более чем достаточно, выступают его родные. Именно от них он получает сведения и приобретает навыки, необходимые для его возраста. Поэтому, если есть возможность, лучше не отдавать ребенка в садик слишком рано.

Видео: Зачем ребенку детский сад: мнения мам

Двухлетние малыши

Первый раз отвести ребенка в садик можно попробовать в 2 года , если в этом есть необходимость. Следует учесть, что он будет привыкать к коллективу не только психологически, но и физиологически. Пребывание в незнакомой обстановке, разлука с мамой, общение со множеством чужих людей – это серьезный стресс, способный привести к частым болезням, обострению уже имеющихся, а в более тяжелых случаях – к появлению новых.

Это так называемая адаптация, и у каждого она проходит по-разному. Поэтому необходимо готовить к посещению дошкольного учреждения не только психологически (познакомить с воспитателем и территорией детсада, будущей группой), но и физически (закаливать, больше гулять, начать принимать витамины за 1-2 месяца).

Неплохим решением станет посещение группы кратковременного пребывания (по 2-3 часа в день) или развивающие занятия, которые проводятся 2-3 раза в неделю. На таких занятиях, как правило, мама присутствует с крохой и даже выполняет вместе с ним некоторые задания. Малыш постепенно привыкает, что ему может быть интересно и без родителей, в кругу его сверстников. При посещении садика он будет чувствовать себя более комфортно.

Если же, несмотря на все меры подготовки, ребенок тяжело адаптируется, постоянно плачет , наблюдаются нервные расстройства, обострение заболеваний и другие неприятные проявления, то лучше еще на год оставить его дома. Чрезмерные психологические нагрузки грозят в будущем серьезными проблемами.

Видео: Советы психолога о возрасте, в котором ребенка следует вести в садик

Дети от 3 до 4 лет

По мнению психологов, это оптимальный возраст, когда нужно отдавать ребенка в садик. На это есть ряд обоснований:

  1. Возрастные кризисы (2 и 3 лет) позади, до очередного кризиса (7 лет) еще далеко, а значит, ребенок психологически более стабилен, не подвержен перепадам настроения. С трех-, четырехлетним ребенком легче найти общий язык, чем, например, с двухлетним, который во что бы то ни стало стремиться настоять на своем.
  2. Ребенок уже социально адаптирован, умеет следовать правилам, понимает, что от него требуют взрослые, выполняет поручения.
  3. Речь ребенка хорошо развита, понятна и логична, окружающие без труда понимают его.
  4. В возрасте от 3 лет ребенку необходимо общение со сверстниками, ему становится мало окружения родителей. Он способен подолгу играть со сверстниками, обучаясь во время игры.
  5. Развиты социально-бытовые навыки: самостоятельно ест, убирает за собой, моет руки, умывается, умеет одеваться и раздеваться, аккуратно складывать вещи.
  6. Физиологические потребности дети после 3 лет способны контролировать даже во сне, просыпаясь, если захотят в туалет.

Конечно, все эти навыки должны прививаться родителями. Некоторые малыши в 2-3 года умеют делать все перечисленное, другие и в 5 лет с трудом одеваются. На самом деле, это не только облегчает работу воспитателей, но и делает пребывание ребенка в дошкольном учреждении комфортным. Он уже самодостаточен, многое может выполнить сам, поэтому не испытывает психологического дискомфорта.

На самом деле, возраст, в котором маме следует отдавать ребенка в детский сад, не так важен, как наличие тех или иных навыков, показателей готовности малыша остаться без родителей на длительное время. Прежде всего, обращается внимание на то, как он строит общение с окружающими, как он воспринимает отсутствие матери, насколько развиты его социально-бытовые навыки.


Многие современные мамы спешат выйти на работу и детский сад для их малышей является неизбежностью. В тех же семьях, где присматривать за ребенком есть кому, вопрос с дошкольным учреждением решается по-разному. Некоторые взрослые помнят собственный негативный опыт и отказываются оформлять своего сына или дочь в детсад, другие же напротив считают, что социализация необходима, а жизнь в коллективе наилучшим образом подготовит малыша к школе.

Какая позиция верна? Надо ли водить ребенка в садик? Стоит разобраться в этих вопросах подробнее. Мы рассмотрим плюсы и минусы обычного детского сада, вопрос подготовки к школе, а также приведем мнения специалистов.

Если у мамы или другого родственника есть возможность быть дома с ребенком, то вопрос садика решается по-разному

Плюсы посещения дошкольного учреждения

Есть множество аргументов, которые обычно приводят приверженцы садика. Мы перечислим основные из них:

  • Главный и самый очевидный плюс посещения дошкольного учреждения – возможность общения со сверстниками. Ребенок в коллективе учиться общаться, оттачивает свою коммуникабельность. Уже в два года малыши начинают интересоваться сверстниками и учатся играть вместе. Споры и ссоры воспитывают в детях умение идти на компромисс, признавать свою вину и находить настоящих друзей.
  • В коллективе иммунитет малыша подвергается мощной атаке, что тренирует его и делает крепче. Малыши 2-5 лет часто заражают друг друга инфекционными болезнями. Педиатры считают, что лучше в детстве переболеть инфекционными заболеваниями, чтобы заработать к ним иммунитет. Ветрянка, паротит и краснуха гораздо легче переносятся в дошкольном возрасте и редко дают осложнения.
  • Любое учреждение для детей должно соответствовать основным параметрам: иметь достаточно места для игр, в нем должна быть комната, оборудованная для сна. Дети учатся, танцуют и поют, с ними занимаются педагоги, логопеды, есть штатный психолог. К тому же есть и программа подготовки к школе, в которой учтены все нюансы.
  • Сад помогает своему воспитаннику стать автономным. Часто именно здесь, вдали от мамы, приходиться учиться самому одеваться, вовремя ходить на горшок, кушать ложкой и пользоваться полотенцем (рекомендуем прочитать: ). Воспитатель всего один и ждать от него опеки сродни той, что малыш видит дома, не приходится. Слово «хочу» или «дай» уже не так часто звучит из уст маминого любимчика. Значит, нужно учиться делать многие вещи самостоятельно.

В садике ребенок становится частью коллектива, учится дружить и общаться

Что еще является несомненным преимуществом?

Эта статья рассказывает о типовых способах решения Ваших вопросов, но каждый случай уникален! Если Вы хотите узнать у меня, как решить именно Вашу проблему - задайте свой вопрос. Это быстро и бесплатно !

Ваш вопрос:

Ваш вопрос направлен эксперту. Запомните эту страницу в соцсетях, чтобы следить за ответами эксперта в комментариях:

Выше мы перечислили самые очевидные плюсы стандартного детского сада. Есть еще и менее заметные вещи, которые может осознать любой родитель «садиковского» ребенка:

  • Дети привыкают к режиму, что хорошо сказывается на здоровье и общем развитии. Кроме того, педагоги требуют от малышей придерживаться правил поведения в коллективе. Благодаря режиму и постоянному примеру одногруппников, дети в окружении сверстников лучше кушают и спят, а также быстрее одеваются на прогулку. Обычно детсадовский ребенок более дисциплинирован, чем тот, что растет под присмотром мамы или приходящей няни.
  • Современные дети уже в 2-3-летнем возрасте много времени проводят в виртуальном мире или за просмотром мультфильмов. Именно в коллективе сверстников под присмотром воспитателя маленький человек надежно огражден от компьютеров, планшетов, смартфонов. Весь день дети проводят по расписанию: вместо мультфильмов – рисование или лепка из пластилина, вместо компьютерных игр или интернета – подготовка к утреннику.
  • Хорошее дошкольное учреждение для сына или дочери позволит матери выйти на работу и повысить свое материальное благополучие. Кроме этого некоторым женщинам требуется реализовывать себя в коллективе, двигаться по карьерной лестнице, что дает возможность чувствовать свою нужность не только дома, но и на работе. Финансово обеспеченная, уверенная в своих способностях мама не будет раздражаться по пустякам, а сполна сможет одарить малыша своей любовью.

В садике ребенок точно не будет проводить свои дни за компьютером или планшетом - для него найдется много увлекательных занятий

Минусы детского сада

Некоторые мамы твердят: «Не хочу отдавать ребенка в детский сад, боюсь, что там ему не будет уделено достаточно внимания!». Отчасти это так, каждодневное посещение подобного учреждения сопряжено с рядом сложностей и многие видят в нем множество минусов. Мы приведем здесь несколько самых очевидных:

  • Коллектив сверстников – не всегда лучшее окружение для маленького человека. Умение общаться, находить компромиссы и даже дружить вполне можно оттачивать дома с взрослыми, на детской площадке. К тому же ребенок может посещать различные детские занятия – кружки или секции. В саду же зачастую возможно некоторое давление со стороны воспитателей, требования «быть как все», наличие в коллективе лидеров. Если же малыш будет воспитываться дома, он избежит стресса, который непременно возникнет в новой обстановке, среди незнакомых детей и строгих воспитателей. Он многому научится, наблюдая и участвуя в текущих событиях своей семьи, вместо того чтобы заменять реальные ситуации игровыми.
  • Даже самое прогрессивное дошкольное учреждение отрывает ребенка от семьи, учит не испытывать слишком глубокую привязанность к родителям. Сегодня многие мамы и папы не умеют общаться со своим ребенком и проводить время с семьей. Всему виной стойкое убеждение, что детей надо постоянно отвлекать, искать им развлечения. Любой ребенок сможет довольно продолжительный период играть самостоятельно, находясь около мамы. Иногда достаточно недолго поиграть с малышом, чтобы на следующие полчаса он нашел себе занятие, полностью удовлетворенный общением с мамой.
  • Самостоятельность в условиях детского учреждения весьма условна. Воспитанники подчиняются строгим правилам, которые не дают им проявить себя. Для воспитателя главным достоинством каждого малыша является умение подчиняться и действовать в очерченных рамках. Мама же готовит свою дочь или сына к взрослой жизни, чутко реагируя на его достижения, с каждым разом давая ему все больше свободы.

Возможность провести время с родителями для ребенка бесценна, а посещение садика сокращает эти часы и минуты

Забота о психическом и физиологическом здоровье – задача родителей

Отдавая дочку или сына в сад, многие не задумываются о том, как это скажется на его здоровье. Здесь речь идет как о физическом, так и психологическом аспектах. Хочется отметить, что минусы значительно перевешивают возможные плюсы:

  • Знаменитый педиатр доктор Комаровский считает, что у ребенка будут здоровые дыхательная и сердечнососудистая системы, если он достаточно времени проводит на свежем воздухе. При этом совсем не обязательно проходить этап череды заболеваний. Частые простуды и инфекционные болезни, которые неизбежны в большом детском коллективе, не всегда благоприятно сказываются на иммунитете и общем состоянии дошкольника. Каждое заболевание чревато осложнениями, а регулярные выпадения из жизни коллектива не позволяют ребенку с комфортом адаптироваться в своей группе.
  • В детском учреждении дисциплина - превыше всего. Разным воспитанникам трудно подстроиться под заведенный порядок для всех. Активные малыши с трудом могут уснуть в отведенное время, поскольку не успевают успокоиться перед сном. Им трудно проснуться «по звонку». В итоге они лишены полноценного отдыха. Каждый малыш имеет собственные биоритмы, согласно которым лучше всего организовывать занятия, сон или активные игры. Эти несовпадения могут оказать негативное влияние на общее состояние.
  • Иногда воспитатели бывают довольно грубыми и требуют от детей мгновенного выполнения своих требований. Не очень хороший педагог, не желая разбираться в детских конфликтах, часто наказывает всех, кто не слушается. Впечатлительный малыш может испытать стресс и даже получить психологическую травму, если будет несправедливо наказан.
  • Дети склонны перенимать поведение окружающих, и не только взрослых. В коллективе можно получить плохой пример поведения, научиться драться или сквернословить - среди сверстников возможны ссоры, драки. Ни одна мама или воспитатель не сможет оградить послушного ребенка от влияния агрессивных детей, если только они не нарушают дисциплину слишком грубо.

Подготовка к школе – обязательная часть программы?

Что считается грамотной подготовкой к школе? Умение дошкольника читать, писать печатными буквами и считать на палочках? Оказывается, при поступлении в школу эти навыки не будут лишними, однако они не обязательны. Главное на что ориентируются школьные учителя - это умение учиться: слушать, усваивать информацию, а также иметь развитое логическое мышление.

Необходимо задуматься, надо ли водить дошкольника в садик ради качественной подготовки к школе:

  • В саду нет специальной программы, которая призвана направить развитие будущего ученика в нужное русло. Для того чтобы развить логику, необходимо решать с ребенком специальные задачи, просить аргументировать то или иное свое решение. Также желательно развивать его общий кругозор и поощрять стремление познать мир – все это лучше делать в индивидуальном порядке.
  • Особенно коллективная дошкольная подготовка не подходит детям с ярко выраженной индивидуальностью. Воспитатели прививают воспитанникам мысль о том, что нужно быть как все и не выделяться. Во время творческих занятий детям предписывается делать аппликации или лепить фигурки по шаблону, рисовать на заявленную тему. Если ребенок любит фантазировать и придумывать собственные игры, необычные способы создания картин, аппликаций, ему в подобных условиях будет непросто. Для него результат занятий может оказаться нулевым.
  • Зачастую в детском государственном учреждении программа подготовки к школе несколько устаревшая. С каждым годом требования к поступающим в первый класс меняются, лучше готовить будущего ученика в соответствии с новыми запросами педагогов.

Как видите, посещать сад исключительно для подготовки к школе нет нужды. Мама может сама заниматься со своим дошкольником, либо отводить его на занятия пару раз в неделю. В дошкольном учреждении урокам уделяют совсем немного времени и не практикуют индивидуальный подход к каждому дошкольнику.


Чтобы ребенок без проблем влился в ряды школьников, подготовка должна учитывать его индивидуальные особенности

Что говорят специалисты?

Родители должны самостоятельно решить, нужен ли детский сад для их сына или дочери - так считает педагог и психолог Безингер Анна. Чтобы решение было взвешенным, желательно здраво оценить все преимущества и недостатки дошкольного учреждения. Тем, кто решил оформлять своего малыша в сад, важно подумать, как облегчить ребенку период адаптации к новым условиям. Прекрасно, если малыш умеет самостоятельно есть, пользоваться горшком, одеваться, может общаться со сверстниками (рекомендуем прочитать: ). Тем семьям, которые переживают развод, недавно переехали, пополнились новорожденным братиком или сестричкой, лучше повременить с детским садом. Ребенок в этот момент переживает период адаптации к новым условиям и садик станет еще одним фактором, который может вызвать стресс.

По мнению известного семейного психолога, писателя, члена Ассоциации семейного устройства «Семья для ребенка» - Людмилы Петрановской, желательно сразу определить для себя статус детского сада. Если воспринимать его всего лишь как место, где можно безбоязненно оставить ребенка, пока родители на работе, сад превращается в нужную, удобную и недорогую услугу. Если же предъявлять к этому учреждению завышенные требования и рассчитывать, что в нем ребенка качественно подготовят к школе и уделят массу внимания его развитию, можно получить негативный результат. Те родители, которым нужно освободить время для работы, в детском саду вполне могут оставить малыша, не беспокоясь о его безопасности и развлечениях. Мамы и папы, готовые быть со своим ребенком, общаться с ним, играть – без детского сада вполне могут обойтись.

Иной позиции придерживается психолог и психотерапевт, кандидат психологических наук Ирина Млодик. У каждого взрослого, который посещал сад в детстве, остались воспоминания о нем – у кого-то приятные, веселые, у кого-то – не очень, считает Ирина. Несмотря на такие противоположные мнения, детский сад – обязательно хороший - необходим ребенку, который достиг 3 лет.

Идеальный вариант - полностью абстрагироваться от впечатлений, которые детский сад оставил у родителей в их детстве. Следует также принимать во внимание склад личности ребенка, его увлечения и наклонности.

Решение – за вами

Как видите, не все специалисты придерживаются единой точки зрения. Некоторые считают, что домашнее воспитание более равномерное, спокойное и при правильном подходе позволяет выявить и взрастить в ребенке индивидуальность, умение выразить свое мысли. Другие же настоятельно рекомендуют родителям подумать о социализации малыша и обязательно подыскать ему хорошего воспитателя.

Дать четкий и однозначный ответ на вопрос, нужен ли вашему ребенку детский сад, невозможно. Все родители разные и каждый из них имеет собственный опыт посещения сада. Этот опыт обязательно станет одним из весомых аргументов в пользу принятия решения «за» или «против». Однако иногда стоит отказаться от собственных впечатлений, чтобы принять взвешенное решение. В реальности сад – это хороший способ устроить ребенка на то время, пока мама занята. Пока малыш посещает группу, можно не беспокоиться о его досуге, регулярном питании и сне. Если же родители могут присматривать за ребенком своими силами, организовать ему творческие и развивающие занятия можно и дома. Любящие родители способны дать своему малышу достойное воспитание, а также обеспечить ему полноценное и регулярное общение со сверстниками.

Пришло время идти в детский сад? Похоже, в вашей семье начинается период больших испытаний. Но нужно ли отдавать ребенка в детский сад, согласно правилам? Ответ современных специалистов неоднозначен.

6 154199

Фотогалерея: Стоит ли отдавать ребенка в детский садик

Родственники хором вопрошают: «Вы уже подготовили ребенка к детскому садику? Пора уже! Ему нужно общаться и раз­виваться!». Мамочки малы­шей-одногодок наперебой делятся результатами «кастингов» окрестных детских садов. Старшие товарищи, которым «не впервой», под­робно описывают, как зака­лить ребенка («Хотя, ты же понимаешь, первые пару месяцев из соплей мы все равно не вылезали»), как приучить его спать по детса­довскому расписанию («Ну вы мою красотулю знаете - спать не хочет, так хоть полежит днем»). А главное - как пережить сам факт «отдавания» чада в детское учреждение («Он рыдает взахлеб, я, конечно, тоже белугой реву, а что де­лать?..»). А вы сами, мо­рально и материально гото­вясь к эпохальному собы­тию, то и дело ловите себя на мысли: «А может, не пойдем?..». Так ли уж незаменимы преимущества дет­ского коллектива?

Камера хранения

Нет сомнения в том, что детский сад - замечатель­ное изобретение человече­ства, подарок для совре­менных родителей и тому подобное. Но если обра­титься к изначальной идее, лежащей в основе таких заведений, станет понятно: детский сад - это своеоб­разная «камера хранения», куда можно «сдать» малы­ша, если дома некому за ним присмотреть. Недаром сады и ясли стали повсе­местно появляться лишь после Октябрьской рево­люции, когда мам и бабу­шек активно привлекали к строительству «светлого будущего». Они были просто вынуждены отдавать ребенка в детский сад.

Конечно, пребывание ма­лыша в детском саду слож­но сравнить с положением «картины, корзины и кар­тонки» в багаже - здесь гораздо комфортнее, есть друзья, занятия и прогул­ки... Но иногда на другой чаше весов - частые болезни и стрессы привы­кания, конфликты ребенка с «коллегами» или воспита­телем, семейные сложно­сти и прочие причины, из-за которых конкретный малыш может не посещать детский сад. Навредит ли это его развитию?

Борьба за социализацию

«А как же общение со сверст­никами?!» - разволнуются любящие родители. Нам с младых ногтей внушают, что только в саду ребенок может получить «полноценный» опыт общения. Разберемся, так ли это на самом деле? Во-первых, в детском саду малыш не выбирает, с кем общаться, а с кем - нет, ведь он проводит все время в замкнутом коллективе. Во-вторых, группы форми­руются по признаку возра­ста. А разве мы общаемся только с ровесниками? В-третьих, общение ребен­ку необходимо - но в таких ли количествах, как в дет­ском саду? Увы, для нервной системы многих деток это серьезное испытание. Ведь и у взрослых рабочий день даже в дружном коллективе вызывает усталость. Шум, невозможность уединиться и отдохнуть от общения, поменять занятие - все это может подорвать здоровье малыша с уязвимой нервной системой.

Сторонники детских садов считают, что здесь ребенок вынужден находить общий язык со сверстниками, ут­верждать себя в коллективе. И ключевое слово - «вынуж­ден». Деваться-то некуда! Но нужно ли это конкретно вашему крохе сейчас? Ведь дети совершенно разные! Один уже в 4 года готов повести товарищей хоть в арктический поход. А другой лишь к 6-7-ми годам проявит желание общаться с детьми, и насильно подстегивать такого малыша - только навредить ему.

Дисциплина: за и против

«Чему должен научить дет­ский сад, так это дисципли­не!» - скажут «традицион­ные» родители. И конечно, будут правы. В среднестати­стическом детском саду от ребенка требуют строгого соблюдения распорядка дня, подчинения указаниям взрос­лых. Но... нужно ли отдавать ребенка в сад ради этого? Как правило, под дисципли­ной мы понимаем «преодо­ление» ребенком себя, своих желаний, а зачастую - и физиологических потребно­стей. Не хочешь кашу? Давай «через не могу»! Не хочешь читать, хочешь побегать? Вот все пойдут гулять, и ты побегаешь. Не хочешь спать? Лежи, терпи. Внимание, вопрос: полезен ли для здоровья ребенка такой процесс «перебарывания себя» (кушать, когда организм не готов принять пищу; сидеть неподвижно, когда хочется побегать), не говоря уже о моральном благополучии? А пресловутый авторитет воспитателя? Разве разумным является аргумент «Я права, потому что я стар­ше!»? Может, более пра­вильно развивать у крохи просто чувство уважения к другим - но уж никак не беспрекословного подчине­ния, граничащего со стра­хом наказания?.. Если заглянуть «в корень», то почти армейская дисциплина большинства советских дет­ских садов служила общей идеологии выращивания «винтиков» общества, кото­рые готовы к унижениям и не умеют заботиться о себе, а также беспрекословно - и бездумно! - подчиняются авторитету. Такие люди удоб­ны для тоталитарного обще­ства. Но актуально ли это сейчас? Может, лучше приу­чать ребенка к организован­ности и ответственности за свои поступки? И разве родители своим примером не способны научить малыша убирать игрушки, накрывать на стол, застилать кровать?

С пользой дома

Итак, если вы пришли к выводу, что походы в детский сад - мероприятие не для вас, обязательно проду­майте, как сделать так, чтобы ваш ребенок разви­вался гармонично.

1. Общение

Многих родителей пуга­ет перспектива предстояще­го похода в школу - мол, как же наш ребенок без опыта общения? Но отсут­ствие в жизни малыша дет­ского сада не означает, что его нужно запереть дома наедине с мамой или бабуш­кой. Ходите с крохой гулять туда, где много детей, при­глашайте гостей, посещайте кружки и секции - 1-2 часа общения в день достаточно для того, чтобы ваш ребе­нок стал полноценным чле­ном детского общества.

2. Интеллектуальное развитие

До определенного (школьно­го) возраста познавательные потребности малыша вполне способны удовлетворить члены семьи ребенка. Вовсе не обязательно сажать кроху за маленькую парту - даже лучше, если знания и навыки он будет приобретать в играх и общении. Например, когда вы готовите обед - разве сложно посчитать с крохой морковки и картофелины и рассказать, каких они цветов и форм? Если хочется чего-нибудь «специального», к вашим услугам множество разви­вающих занятий для деток с пеленок и до школы. Здесь и общение со сверстниками и старшими, и интеллектуаль­ное, и творческое развитие. Если в вашем городе нет детских развивающих цен­тров, не беда! Возможно, вы скооперируетесь с двумя-тремя мамами дошкольников и пару раз в неделю сможете устраивать развивающие дни на дому. Наверняка одна из вас умеет играть на пианино и петь детские песни, другая - покажет, как посчитать палочки и яблочки, а дедушка или тетя обладает даром в увлека­тельной игре рассказать о географии или биологии, научит читать или рисо­вать... Хотя идея «репети­торства» может прийтись по душе не только вашим друзьям, но и студентам местного педвуза. Увидите, с финансовой стороны это будет совсем не удручающе!

3. Самооценка и уверенность в себе

Чтобы вырасти психологиче­ски благополучным, вашему ребенку обязательно нужно быть уверенным в том, что он любимый и способный. То, что он проводит время преимущественно со взрос­лыми, может помешать ему сформировать адекватную самооценку - но лишь в том случае, если общение строит­ся либо на принципах «куми­ра семьи», гиперопеки, либо на постоянном давлении и контроле (уж если малыш с нами, то мы ка-а-а-ак воспитаем да ка-а-а-ак разовьем его!). Позвольте ребенку быть... просто ребенком! Пусть делает, что ему хочется, пусть развивается, согласно своему возрасту. Безусловно, домашнее вос­питание малыша может по­казаться куда сложнее, чем привычное «сдал-принял» в детском саду. Приходится искать много информации о раннем развитии, брать на себя ответственность за ребенка, в конце концов - постоянно отстаивать свое право не быть, как все... Но это благодарный труд - ваши усилия принесут свои плоды, и вы точно будете знать, что развитие ребен­ка - в ваших руках. Конечно, для многих из нас, родителей, выросших в Со­ветском Союзе, мысль о том, что посещение детско­го сада - это вовсе не обя­зательное мероприятие, мо­жет показаться абсурдной и даже дикой. Безусловно, есть замечательные детские сады с талантливыми и чут­кими педагогами. Есть дети, которые обожают ходить в садик и с радостью проводят там время. В конце кон­цов, есть родители, у кото­рых просто нет другого выхода, кроме как отдавать ребенка в детский сад... Но если этот выбор - идти или не идти - у вас все-таки есть, сделайте его сознатель­но, взвесив все «за» и «про­тив», прислушавшись к свое­му сердцу и малышу. А не просто потому, что нужно отдавать ребенка детскому саду.

А как же развитие?

Немаловажным аргумен­том в пользу детских садов является обязательное обучение, наличие специ­альных занятий и так далее. Но если посчитать, окажется, что в реальности на «уроки» в детском саду ребенок тратит 1-3 часа в день - как правило, это рисование, чтение, музы­ка, логика/математика и иностранный язык. А насколько экономически оправданы ваши затраты на эти занятия? В группе из 15-25 детишек у воспи­тателя нет ни времени, ни возможности, ни зачастую особого желания адаптиро­вать учебную программу под каждого конкретного малыша.

Вот и получается, что инте­ресно и полезно учиться по такой «усредненной» программе будет только ребенку «стандартному». Таких большинство, но если ваш малыш «из меньшинства»? А вот крохе-вундеркинду, умеющему в пять лет читать и писать, или малы­шу-копуше, которому нужно долго собираться с мыслями, прежде чем что-то сделать, это «расписа­ние» может и не подойти. Так что хорошо подумайте прежде чем решить, нужно ли отдавать ребенка – с детским садом иногда стоит и повременить.

В этой статье мы поговорим о том, стоит ли отдавать малыша в дошкольное учреждение, взвесим все «за» и «против», узнаем, может ли мама самостоятельно подготовить карапуза к школе.

Положительные стороны посещения

Многие родители сомневаются, можно ли отдать свою кроху в детский сад, ведь там не будет маминой заботы и пристального взгляда. Их сомнения могут развеяться за счёт ряда преимуществ посещения дошкольного заведения:

  1. Распорядок. Именно в детском саду малыш начинает жить строго по часам, что является очень полезным. Весь день у карапуза распланирован, кушает он по часам, что благоприятно влияет на процесс пищеварения. Конечно, рекомендуется приучать ребёнка к режиму задолго до попадания в дошкольное учреждение, ведь так малышу будет привычнее адаптироваться к новой обстановке, хоть далеко не всегда суточный распорядок, придуманный мамой, совпадает с тем, что в садике. Однако таким деткам всё равно легче адаптироваться, чем тем, кто привык всё получать по первому требованию.
  2. Правила и дисциплина. Малыш привыкает, что нужно всё делать правильно, вместе с остальными карапузами, слушаться старших. Происходит воспитание ребёнка.
  3. Малыш учится быть самостоятельным. Теперь он не один карапуз у мамы, вокруг много сверстников, и каждый учится совершать элементарные действия без чьей либо помощи, например, убирать за собой игрушки, самостоятельно кушать с ложечки.
  4. Расширение круга общения. Вокруг малыша теперь не только родственники. Каждый день он находится в коллективе, в котором присутствуют, как его сверстники, так и взрослые люди (воспитатели, нянечка). Ребёнок осознаёт, что существуют и другие взрослые, которых нужно слушаться.
  5. Повышение иммунитета. Это достигается путём частых вирусов и инфекций, возможных в детском коллективе. Малыш переболел – организм выработал антитела. К тому же именно благодаря садику у ребёнка появляется возможность переболеть инфекциями типа краснухи, ветрянки или паротита в столь юном возрасте. Дети до семи лет значительно легче и без осложнений переносят эти болезни, чем в старшем или взрослом возрасте.
  6. В дошкольном заведении с ребёнком ежедневно занимаются творчеством, ближе к школе начинается подготовка интеллектуального уровня, приучают делать по утрам зарядку. Таким образом, при посещении детского сада ребёнок развивается физически и умственно.

Что плохого в детском саду

Из-за достаточно серьёзных минусов многие родители не решаются отдать своего малыша в дошкольное учреждение. Давайте их рассмотрим:

  1. Малыш переживает сильнейший стресс. Всю свою сознательную жизнь он был рядом с мамой, а теперь её нет рядом. К тому же он привык, что находится под постоянной опекой, о нём заботятся, любят, а тут чужие тёти, у которых таких, как он, ещё полно.
  2. Ребёнку хочется побыть одному, как раньше. А тут постоянно вокруг полно детей, они шумят, верещат. Это может серьёзно переутомлять малыша.
  3. В группе может найтись ребёнок, который будет себя неправильно вести, не слушаться, обижать других малышей. Он может навредить вашему карапузу или показать плохой пример своими действиями.
  4. Многие дети, попадая в сад, начинают часто болеть. У некоторых всё нормализуется за пару недель, а другие – не вылезают с больничного, и вынуждены переставать посещать детский сад.
  5. В садике нет возможности уделять внимание каждому малышу индивидуально. За счёт этого ребёнок не может правильно развиваться с учётом всех индивидуальных особенностей.
  6. В группе много детей, воспитатель не способен, даже на пару с нянечкой, на все 100% следить за малышами. Из-за этого возникает риск, что ваш карапуз упадёт или травмируется другим способом.

  1. Многим карапузам бывает скучно в дошкольном учреждении. Хорошо, если вам достался толковый воспитатель, и он действительно занимается с детьми. А бывают случаи, когда детей выводят во двор и предоставляют самим себе. Кто-то обязательно найдёт себе занятие, а кто-то будет просто сидеть на скамейке.
  2. Малышу может не подойти тип питания и пища, которой его будут пичкать в саду.

Заботимся о психологическом здоровье

Нужно понимать, что малыш, который попадает в детский сад, может по-разному реагировать на смену обстановки. По варианту адаптивных процессов различают три типа детей:

Для ребёнка, который постоянно общался только с родственниками, был единственным малышом в семье, теперь сложнее всего влиться в детский коллектив без стресса. Кроме того, что вокруг много таких же малышей, как он, так ещё и мама куда-то пропала. Поэтому важно проводить с крохой подготовительный этап. Вы должны водить его на детские площадки. Объяснять, что нужно делиться своими игрушками с другими. Неплохо было бы оставлять малютку на день с бабушкой или папой, а потом можно с подругой, чтоб карапуз понял, что мама не всегда должна быть рядом с ним.

Вам необходимо знать, что ребёнок, попадая в детский сад, может начать кого-то копировать, чаще всего он берёт пример не с хороших деток.

Также в коллективе обязательно найдётся агрессивный малыш, хулиган, который будет обижать других карапузов. Нужно учитывать и это, когда ведёте ребёнка в дошкольное учреждение.

Подходящий возраст

Тут, в некотором смысле, всё зависит от индивидуальных особенностей малыша. Некоторые детки раньше взрослеют, раньше обучаются быть самостоятельными, спокойно переносят разлуку с мамой, а поэтому вполне готовы посещать дошкольное учреждение.

Однако большинство специалистов склоняется к мысли, что оптимальным возрастом для посещения сада будет четвёртый год жизни. После трёх лет дети уже много чего понимают и умеют делать. Как показывает практика, дети такого возраста, попадая в детский сад, значительно реже болеют и проходят период адаптации без лишнего стресса.

Также нужно учитывать, в каком бы возрасте вы не отвели малыша впервые в дошкольное учреждение, не оставляйте его там сразу на весь день. Пусть первую неделю идёт адаптация и знакомство с новым местом. Приводите кроху буквально на час – два, а потом забирайте домой. Потом попробуйте оставить его до обеда, забирайте его в такое время также в течение нескольких дней. А потом и на весь день можно будет оставить. Смотрите по ощущениям малыша.

Посещение дошкольного учреждения в последний год перед школой не только интеллектуально подготовит вашего малыша, также это позволит приучить ребёнка к дисциплине, к слушанию старшего в виде воспитателя, научит усидчивости и групповой работе. Эти навыки помогут малышу легче адаптироваться к школе.

Если вы не хотите, чтоб малыш посещал дошкольное учреждение, позаботьтесь о том, что потребуется много сил и терпения, и работа по интеллектуальной подготовке упадёт на ваши плечи. На самом деле, это будет очень ответственный момент. Но вам обязательно нужно отдать малыша на какой-то кружок перед школой. Там он сможет влиться в коллектив и получить общение с педагогом. Это могут быть, как секции по творчеству, например, кружок изобразительного искусства, так и специальные кружки по подготовке к школе. Также не забывайте посещать с карапузом детские площадки, рассказывать малышу, что плохо, а что хорошо, объяснять, что с другими детками нужно делиться.

THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама