THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама

«Все мы родом из детства»

Вступительное слово: Здравствуйте ребята, здравствуйте уважаемые коллеги, гости нашего мероприятия. Сегодня мы собрались здесь, чтобы еще раз вернуться в самую удивительную, неповторимую пору своей жизни – в детство. Все мы разные: и по характеру, и по возрасту, и по образу жизни, но всех нас объединяет одно – «Все мы родом из детства».

Мне бы очень хотелось, чтобы сегодня каждый, хоть на одно мгновение, но вновь почувствовал себя ребенком. Вспомнил, как прекрасно бежать босиком по лужам, радоваться лучам солнца, играть и не о чем не думать – беззаботная пора детство, она уходит неслышно, уже другие дети играют в твоем дворе, а ты, словно зритель, лицезреешь чужое счастье, ведь обратного билета в свое детство не купить…

Звучит песня «Куда уходит детство».

Перелистайте известные страницы многих русских книг, и вы убедитесь, что многие из них о самой удивительной и прекрасной поре жизни – детстве.

Русские писатели, склонные к постижению человеческого бытия, чутко уловили, что русский человек в глубине души до конца своих дней остаётся ребёнком, простодушно и безоглядно любящим, безрассудно грешащим и искренне раскаивающимся. И потому детские воспоминания, казалось бы, сгладившиеся, затерявшиеся где-то в потёмках памяти, в одно мгновение способны изменить и его душу, и его жизнь.

Там, в детстве было что-то приятное, с чем можно было бы жить, если бы оно вернулось. Как мы томимся, став взрослыми, по ясности и чистоте первых лет нашего бытия. Безгрешная детская душа вся как бы растворена в огромном мире, и верует она легко и радостно, не смущаемая никакими помыслами и сомнениями. Она доверчива и открыта всему.

Чистая, хорошая, по особому духовитая пора раннего детства, когда у ребёнка ещё нет представлений о времени и пространстве, а есть лишь их глубинное внутреннее постижение. Для него нет ещё сегодня, завтра, сейчас, а есть лишь ощущение мгновений, мимолётных и одновременно вечных.

«Детство»

Огромные глаза, как у нарядной куклы,
Раскрыты широко. Под стрелами ресниц,
Доверчиво-ясны и правильно округлы,
Мерцают ободки младенческих зениц.
На что она глядит? И чем необычаен
И сельский этот дом, и сад, и огород,
Где, наклонясь к кустам, хлопочет их хозяин,
И что-то, вяжет там, и режет, и поет?
Два тощих петуха дерутся на заборе,
Шершавый хмель ползет по столбику крыльца.
А девочка глядит. И в этом чистом взоре
Отображен весь мир до самого конца.
Он, этот дивный мир, поистине впервые
Очаровал ее, как чудо из чудес,
И в глубь души ее, как спутники живые,
Вошли и этот дом, и этот сад, и лес.
И много минет дней. И боль сердечной смуты
И счастье к ней придет. Но и жена, и мать,
Она блаженный смысл короткой той минут
Вплоть до седых волос всё будет вспоминать.

Николай Заболоцкий

Чтец 1.

Для детского сердца нет богатых и бедных, нет знатных и незнатных, а есть лишь любящие и равнодушные, добрые и злые. Оно безошибочно угадывает в любом человеке его душу и тянется к той, в которой ещё не угас святой огонёк, видимый лишь чуткому внутреннему оку.

И в эту благословенную пору, когда ещё ничем не замутилась божественная ясность души, когда она чувствует сокровенное и ищет его, когда вера чиста и искренна, она нуждается в духовном покровительстве и наставничестве. И как же хорошо, если ребёнок находит такого наставника среди самых близких, самых дорогих для него людей – матери и отца.

Первое слово, которое произносит малыш, – мама. Она помогает ребёнку увидеть красоту природы, она вкладывает в его уста родной язык, вобравший богатство мысли и разума народа, она приобщает его к человечеству. По отношению к матери определяют, каков человек. Люди не уважают того, кто обидел мать, забыл о ней. А материнство на Руси всегда было синонимом святости.

Чтец 2.

По ночам звучит надрывный кашель,

Старенькая женщина слегла.

Много лет она в квартире нашей

Одиноко в комнате жила.

Письма были, только очень редко.

И тогда, не замечая нас,

Все ходила и шептала: "Детки!

Вам ко мне собраться бы хоть раз!

Ваша мать согнулась, постарела.

Что же делать, старость подошла.

Как бы хорошо мы посидели

Рядышком у нашего стола.

Вы под этот стол пешком ходили,

В праздник пели песни до зари,

А потом разъехались, уплыли,

Улетели - вот теперь попробуй собери!"

Заболела мать, и той же ночью

Телеграф не уставал кричать:

«Дети, срочно, только очень срочно

Приезжайте. Заболела мать».

Из Одессы, Таллина, Игарки,

Отложив до времени дела,

Дети собрались, да только жалко –

У постели, а не у стола.

Гладили морщинистые руки,

Гладкую серебряную прядь.

Как же дали вы такой разлуке

Так надолго между вами встать?

Мать ждала вас в дождь и в непогоду,

В тягостной бессонице ночей.

Разве горя дожидаться надо,

Чтоб приехать к матери своей?

Неужели только телеграммы

Привели вас к скорым поездам?

Слушайте, пока у вас есть мамы,

Приезжайте к ним без телеграмм.

«Нет драгоценнее воспоминаний у человека, как от первого детства его в доме родительском». Как не согласиться со словами великого психолога, знатока детских душ, сердец, Ф.М.Достоевским.

Родительский дом, отчий дом – эти понятия дали названия многим песням. Каждый из нас произносит эти слова с трепетом в душе, с огромной любовью. Ведь проходит время, меняются даты, события, люди, но память вновь возвращает нас в мир детства, в дом, который является настоящим гнездом, бережно охраняющим от всяких бед и невзгод. Сюда хочется вернуться вновь и вновь, ведь тебя здесь ждут всегда: каких бы высот ты не добился, или каких бы жестоких ударов судьбы ты не испытал.

Песня «Домик окнами в сад».

Чтец 3.

Идут года неспешно, чередою.

Сменяются картины за окном.

Но каждый раз цветущею весною

Мне хочется вернуться в отчий дом.

Туда, где проводила в детстве лето,

Где каждый уголочек был знаком,

была любовью, нежностью согрета,

И где меня поили молоком.

Крылечко покосилось, дверь закрыта,

Поленницы рядами во дворе,

А у забора старое корыто

грустит о той счастливейшей поре...

Кровать в террасе пологом прикрыта,

В сенях - сундук, коса под потолком,

На керосинке варится варенье,

И кот свернулся у двери клубком.

Откроешь дверь - огромная светлица.

А в центре - стол, широкая скамья.

В углу - с горящею лампадою божница,

Большое зеркало - в нем отражаюсь я.

Но там я - босоногая девчонка,

Сижу с бабулями за праздничным столом.

Все чинно - чай из самовара

С поколотым щипцами сахарком.

Цветы в огромных кадках, пахнет медом,

И с пылу, с жару русские блины.

А на кровати белые подзоры,

Расшитые узорами видны.

Присяду на скамью, глаза закрою,

Спиною прислонюсь к стене,

И в детство окунусь я с головою,

Пусть ненадолго, пусть в прекрасном сне.

Хоть родилась совсем в другом я месте.

Забвенью счастье предавать я не хочу.

И каждый раз цветущею весною

Я мысленно в свой отчий дом лечу.

«Знаете, что ничего нет выше и сильнее, и здоровее. И полезнее впредь для жизни, как хорошее какое-нибудь воспоминание из родительского дома. Нам часто говорят про воспитание наше, а вот какое-нибудь этакое прекрасное, святое воспоминание, сохранённое с детства, может быть самое лучшее воспитание и есть. Если много набрать таких воспоминаний с собою в жизнь, то спасён человек на всю жизнь. Может быть, именно это воспоминание от великого зла удержит». (Ф.М.Достоевский)

«Счастливая, счастливая, невозвратимая пора детства! – говорил Л.Н.Толстой. – Как не любить. Не лелеять воспоминаний о ней? Воспоминания эти освежают, возвышают мою душу и служат источником лучших наслаждений».

Но воспоминания о детстве не всегда радостные, счастливые. Порой они связаны с бомбёжками, с потерей близких и родных людей, потому что в истории нашего народа была война. В этом году вся страна отмечала юбилейную дату -70- летие Победы.

Дети и война – нет более ужасного сближения вещей на свете. Казалось бы, что эти слова не могут, не должны стоять рядом. Однако целое поколение мы называем детьми войны. У этого поколения военное лихолетье пыталось отобрать детство, вырвать из рук книги, тетрадки, учебники. На его долю выпали тяготы, испытания, невзгоды.

Стихотворение Анатолия Брагина «Отца забрали на войну»

Чтец 4.

Отца забрали на войну.

Мальчишка – шпингалет,

но враз прибавила ему

война так много лет.

«Так что же, мать?

Так, значит, мать?

Я в доме голова?

Ты начинай белье стирать,

А я колоть дрова!

Ты говоришь:

Дровец чуток

Осталось.

Так и быть,

Продай слона,

Продай свисток!

Без них ведь можно жить!

Продай матроску, говорю!

Теперь не до тряпья,

Ты только, мама,

Не горюй!

Не брошу я тебя!»

Дети во время войны работали на оборонных заводах наравне со взрослыми, выстаивая за станками по 12-14 часов, поддерживая свои силы скудным пайком. Многие не дотягивались до станка, подставляли к нему ящики. Дети были лишены самых простых радостей.

Чтец 5.

Зачем ты, война, у мальчишек их детство украла -

И синее небо, и запах простого цветка?

Пришли на заводы работать мальчишки Урала,

Подставили ящики, чтобы достать до станка.

И вот неподкупной зимою военного года,

Когда занимался над Камой холодный рассвет,

Собрал самых лучших рабочих директор завода,

А было рабочим всего по четырнадцать лет.

В усталые лица глядело суровое время,

Но каждый в себе довоенное детство нашёл,

Как только рабочую премию - банку варенья -

Пред ними, мальчишками, кто-то поставил на стол.

И вот над заводом, над лесом, в снегу задремавшим,

Среди подступившей внезапно к сердцам тишины,

Повеяло чем-то давно позабытым, домашним,

Как будто бы не было больше на свете войны.

Ах, банка варенья, простое и верное средство

Напомнить о том, что, как жизнь у людей ни горька,

Но будут ещё у мальчишек и солнце, и детство,

И синее небо, и запах простого цветка!

В.Радкевич

Дети гибли в оккупированных фашистами городах. Легенды ходят о мужественных защитниках Ленинграда. Находясь в блокадном кольце, в голоде и холоде, жители умирали, но не сдавались. О страшной трагедии тех дней рассказывают странички из дневника 11-летней школьницы Тани Савичевой.

Но война обладает странным свойством – не только отнимать, ранить и убивать. Война заставляет крепче любить.

Чтец 6.

Баллада о черством куске

По безлюдным проспектам оглушительно-звонко

Громыхала на дьявольской смеси трехтонка.

Леденистый брезент прикрывал ее кузов -

Драгоценные тонны замечательных грузов.

Молчаливый водитель, примерзший к баранке,

Вез на фронт концентраты, хлеба вез он буханки,

Вез он сало и масло, вез консервы и водку,

И махорку он вез, проклиная погодку.

Рядом с ним лейтенант прятал нос в рукавицу

Был он худ, был похож на голодную птицу.

И казалось ему, что водителя нету,

Что забрел грузовик на другую планету.

Вдруг навстречу лучам - синим, трепетным фарам -

Дом из мрака шагнул, покорежен пожаром.

А сквозь эти лучи снег летел, как сквозь сито,

Стоп! - сказал лейтенант. - Погодите, водитель.

Я,- сказал лейтенант,- здешний все-таки житель. -

И шофер осадил перед домом машину,

И пронзительный ветер ворвался в кабину.

И взбежал лейтенант по знакомым ступеням.

И вошел... И сынишка прижался к коленям

Воробьиные ребрышки... Бледные губки...

Старичок семилетний в потрепанной шубке.

Как живешь, мальчуган? Отвечай без обмана!.. -

И достал лейтенант свой паек из кармана.

Хлеба черствый кусок дал он сыну: - Пожуй-ка, -

И шагнул он туда, где дымила буржуйка.

Там, поверх одеяла - распухшие руки.

Там жену он увидел после долгой разлуки.

Там, боясь разрыдаться, взял за бедные плечи

И в глаза заглянул, что мерцали, как свечи.

Но не знал лейтенант семилетнего сына:

Был мальчишка в отца - настоящий мужчина!

И когда замигал догоревший огарок,

Маме в руку вложил он отцовский подарок

А когда лейтенант вновь садился в трехтонку

Приезжай! - закричал ему мальчик вдогонку

И опять сквозь лучи снег летел, как сквозь сито,

Снег летел, как мука, - плавно, медленно, сыто...

Грузовик отмахал уже многие версты.

Освещали ракеты неба черного купол.

Тот же самый кусок - ненадкушенный, черствый -

Лейтенант в том же самом кармане нащупал.

Потому что жена не могла быть иною

И кусок этот снова ему подложила.

Потому, что была настоящей женою,

Потому, что ждала, потому, что любила.

Владимир Лифшиц

Какая бы пора не была за окном: гремят ли пушки, разрываются ли снаряды, либо же просто мирно светит солнце – люди всегда любили и будут любить своих детей. В них родители видят смысл своей жизни, подчиняют всю свою жизнь им, они жертвуют во имя этой святой, неугасимой любви.

«Родить детей и иметь их – самое главное и серьёзное дело в мире. Было и не переставало быть. Так говорил великий классик – Л.Н.Толстой. И любить их, добавлял он в другом месте. Ведь если уже перестанем детей любить, то кого же после того мы сможем полюбить и что станется с нами самими».

Чтец 7.

Двадцатый век, сороковые. Подставив раненую грудь,

Непокоренная Россия фашисту заступает путь.

И, утеряв рассудок здравый, конец предчувствует палач,

А под пятой его кровавой – расстрелы, пытки, детский плач.

На трупах трупы, в небо глядя. И вдруг у ямы на краю –

«Не убивайте меня, дядя, а я Вам песенку спою!»

И вот дрожа и заикаясь, у груды неостывших тел,

Ребенок над сестрой и мамой зверью про зайчика запел.

Восьмидесятые. Народы страну прославили трудом,

Но все полнее с каждым годом недетским горем детский дом.

За что мальцу в четыре года дают за совесть, не за страх

Беду великого народа нести на тоненьких плечах?

Проснувшись, плачет он ночами, и – рвется пониманья нить!-

«Не отдавайте меня маме, мне страшно, мама будет бить!»

Очнитесь, люди, плачут дети! Скажи, великий мой народ,

За тех сирот – война в ответе, а кто за нынешних сирот?

Владимир Лебедев

Ответ на этот вопрос может быть разным: иногда виновата судьба: погибли родители, нет близких родственников – и вот ребенок сирота; а иногда причина этому безответственность, бездушие, отсутствие материнского начала и правильной модели построения семьи перед глазами. Сегодняшние родители – это вчерашние сироты, дети из неблагополучных и неполных семей. Материнство стало ранним: мамами становятся подростки, еще не успевшие понять и осознать, что ребенок – это целый мир, который требует внимания и постоянного участия в жизни того, кому ты дал жизнь. Их место в жизни порой не определено, так как они не имеют образования, работы, достатка, а следствием является агрессия, направленная, порою, против своего ребенка. В этих семьях детство – это не счастливая пора, а страх, боязнь самого близкого человека, психологические травмы и, как следствие, зачастую, неустроенная жизнь. Вот одна из причин сиротства нынешних дней. И как бы это не хотелось умолчать, не говорить об этом, но статистика ужасающая.

Эта тема затронута неслучайно, ведь рядом с нами находятся те, кто уже испытал счастье материнства – это юные мамы. Вы можете увидеть их в наших коридорах с детьми на руках, и как важно, чтобы их дети вступили в юность с чистой и ясной душой, верующей и любящей, и чтобы память сердца не омрачалась тягостными воспоминаниями и хранила те, которые благодатно отзовутся на всей их последующей судьбе.

Чтец 8.

Берегите своих детей,

Их за шалости не ругайте.

Зло своих неудачных дней

Никогда на них не срывайте.

Не сердитесь на них всерьез,

Даже если они провинились,

Ничего нет дороже слез,

Что с ресничек родных скатились.

Если валит усталость с ног

Совладать с нею нету мочи,

Ну а к Вам подойдет сынок

Или руки протянет дочка.

Обнимите покрепче их,

Детской ласкою дорожите

Это счастье? короткий миг,

Быть счастливыми поспешите.

Ведь растают как снег весной,

Промелькнут дни златые эти

И покинут очаг родной

Повзрослевшие Ваши дети.

Перелистывая альбом

С фотографиями детства,

С грустью вспомните о былом

О тех днях, когда были вместе.

Как же будете Вы хотеть

В это время опять вернуться

Чтоб им маленьким песню спеть,

Щечки нежной губами коснуться.

И пока в доме детский смех,

От игрушек некуда деться,

Вы на свете счастливей всех,

Берегите ж, пожалуйста, детство!

Преподаватели – это не только учителя, но это тоже вчерашние дети. Судьба каждого из нас уже сложилась, все мы чего-то достигли, но фундамент этого был заложен в детстве, детстве, наполненном любовью и заботой, бесконечным вниманием и участием и, конечно же, родительским теплом. Счастливые мгновения той драгоценной поры запечатлела не только наша память, но и пожелтевший с годами снимок.

Песня, видеофильм.

Мне хочется снова дрожаний качели,

В той липовой роще, в деревне родной,

Где утром фиалки во мгле голубели,

Где мысли робели так странно весной.

Мне хочется снова быть кротким и нежным,

Быть снова ребенком, хотя бы в другом,

Но только б упиться бездонным, безбрежным,

В раю белоснежном, в раю голубом.

И, если любил я безумные ласки,

Я к ним остываю, совсем навсегда,

Мне нравится вечер, и детские глазки,

И тихие сказки, и снова звезда.

К.Бальмонт

Заключительное слово: наше мероприятие подходит к своему концу, и я надеюсь, что каждому из нас хоть на одно мгновение, но удалось вернуться в детство и понять, что оно может быть разным, овеянным любовью и заботой и наполненным страхом и криками о помощи, но детство – это та пора, которую вернуть нельзя. И я желаю, чтобы ваше детство, детство ваших детей и внуков было наполнено только радостью, заливистым смехом и любовью…

Тот, кто живет только прошлым, лишает себя будущего. Жить, постоянно оглядываясь назад, жить надеждой когда-нибудь исправить ошибки прошлого, а может быть, даже переписать всю свою жизнь на чистовик - значит жить, расходуя свою жизненную энергию на холостом ходу.

Глядя назад, нельзя идти вперед. Именно это и происходит с нами, когда мы вновь и вновь проживаем свои детские обиды, застреваем своими мыслями исключительно на прошлом, ищем виноватых, виним самих себя.

Вся наша жизнь превращается в один огромный упрек неповзрослевшего ребенка, смотрящего на мир заплаканными глазами, ожидающего, что когда-нибудь случится чудо и он получит все то, чем был обделен в детстве.

Мы ждем, что когда-нибудь нам вернут то, что в прошлом не додала нам мама: любовь, заботу, ласку, чувство защищенности, признание того, что ты самый лучший, что ты хороший мальчик или девочка.

Будучи лишены всего этого, мы порой не способны адекватно выстраивать отношения внутри себя и с окружающими снаружи. Страдаем от низкой самооценки, доходящей порой до ненависти к себе, не можем принять себя, не способны любить ни себя, ни других. Идем по жизни тяжелой поступью, сгибаясь под тяжестью прошлого, которое приходит к нам в воспоминаниях и снах. Мы гоним его от себя, но оно все равно приходит.

Тренинг «Системно-векторная психология» Юрия Бурлана детально разбирает подобный жизненный сценарий, который закладывается только у определенного типа людей, и объясняет причины его формирования. Через осознание своего жизненного сценария происходит освобождение от всех его негативных следствий во взрослой жизни.

Ошибки прошлого нельзя исправить, потому что прошлого уже не существует: состояния приходят и уходят, сменяя друг друга. Необходимо работать с настоящим состоянием, а не пытаться реконструировать давно минувшие, отжившие. Познавая себя, осознавая свои психологические особенности, мы меняемся - меняются наши ощущения, меняется наше отношение, происходят изменения в настоящем.

Фундаментальная наша ошибка во мнении, что причины наших неприятностей - во внешнем: родители плохие, не так воспитали, дети плохие, неблагодарные, муж/жена недостаточно любит, не понимает, думает только о себе… В то время как искать следует во внутреннем, в самом себе.

Отношения с родителями

Детство - особенное время нашей жизни. Это время, когда мы делаем первые шаги в познании самих себя и мира вокруг нас. В детстве в нас закладываются представления о самих себе, формируется самооценка. Это время, когда мы научаемся взаимодействовать с окружающими определенным образом. И особенную роль во всех этих процессах играют наши отношения с родителями. То, как происходит наше взаимодействие с ними в детстве, определяет сценарий всей нашей последующий жизни. Мы принимаем или не принимаем себя. Реализуем свой врожденный потенциал или идем ошибочным путем, пытаясь следовать желаниям родителей, которые, как всегда, желая нам добра, стремятся реализовать в нас то, что сами не получили в своем детстве: «Еще скажешь мне спасибо, скажешь, мама была права!»

Отношения с мамой играют важную роль в психологическом развитии любого ребенка. Природой так устроено, что первую часть своей жизни каждый из нас привязан к маме природной любовью. В этот период (от рождения до полового созревания) мы полны бессознательного страха перед окружающим миром в силу своей крайней беспомощности и бессознательно понимаем, что наше выживание полностью зависит от мамы.

Поэтому для каждого малыша его мама - самый важный человек, она самая умная, самая-самая. По мере взросления пелена детства спадает с нас, возникают конфликты «отцов и детей», что также запрограммировано природой. Обрывание связей с родителями является гарантом продолжения рода. Мы шагаем во взрослую жизнь, создаем свои семьи, теряем животную связь с мамой, хотя у нас и остаются культурные надстройки: забота о родителях, долг родителям, уважение к родителям и прочее. И все-таки навыки самостоятельной жизни и разрыв с родителями необходимы для построения своей взрослой жизни.

Важность связи с родителями для анального и анально-зрительного ребенка

Для ребенка с анальным вектором отношения с родителями в детстве, да и в последующей взрослой жизни тоже, имеют особо важное значение. Именно у данного типа людей из-за проблемных отношений с мамой могут возникать трудности с адекватной самооценкой, с принятием себя, своей индивидуальности, могут закладываться такие личностные черты как инфантилизм, а также жестокость и садистические наклонности.

Человеку с анальным вектором тяжело самостоятельно разобраться со всеми этими проблемами в силу специфики психологических особенностей анального вектора. Именно этот тип людей склонен жить прошлым, прошлыми состояниями, чувствами. Такие люди смотрят на жизнь исключительно через призму первого опыта, перенося его с одного человека на всех людей, с одной ситуации на все последующие ситуации в жизни.

Получая негативный опыт, они застревают в обидах. Это тяжелые негативные состояния анального вектора, которые лишают полноты жизни, вхолостую расходуют жизненную энергию.

Анально-зрительный ребенок вдвойне психологически зависим от мамы. Именно у данного типа детей при неблагоприятно складывающихся отношениях с мамой, на их основе может возникать в дальнейшем тот или иной негативный сценарий.

Анальный ребенок отличается крайней врожденной несамостоятельностью, он не способен самостоятельно начать движение, принять решение, сделать выбор. Он нуждается в маминых подсказках. «Машенька, иди прибери комнату», – говорит мама, и Машенька радостно бежит убираться. Наше психическое устроено так, что все обеспечено обратной связью, поэтому анальный ребенок очень послушный, он легко следует чужим советам и поручениям, готов выполнять любые указания и поручения мамы и делает это без какого-либо внутреннего сопротивления, с удовольствием.

Страх оказаться без родителя (без опеки) определяет повышенную потребность анального ребенка в родительской любви, в ее подтверждении. Анальному малышу жизненно необходима уверенность в том, что он все делает правильно, он нуждается в похвале: «Какой ты у меня золотой ребенок, какая умница!».

Воспитываемый кожной мамой, анальный ребенок, как правило, не получает жизненно необходимой для него связи с мамой и переживает колоссальный стресс вследствие подсознательного страха не выжить.

Общение с кожной мамой для анального ребенка становится настоящей пыткой. Анальные дети по своей природе медлительны. Они все делают не торопясь, последовательно, чтобы ничего не забыть, чтобы все разложить по полочкам. Для них важно довести любое дело до точки, достигнуть состояния перфекта, идеального порядка и совершенства.

У кожной мамы другой врожденный ритм, другие ценности. Для кожной мамы важно не качество, а скорость, в отличие от своего анального ребенка, она с легкостью может делать 10 дел одновременно. Когда такая мама начинает подгонять своего ребенка, у него все валится из рук, ребенок переживает состояние стресса. И к этому добавляется недовольство кожной мамы: «Что же ты недотепа, какой неумеха»…

Жизнь с кожной мамой превращается для неторопливого анального ребенка в вечную спешку: «Ну чего ты копаешься, давай быстрее, раз, два и готово»... Конечно, в такой атмосфере между кожной мамой и анальным малышом не может быть ни любви, ни взаимопонимания. У кожной мамы совершенно другие врожденные желания, другие системы ценностей. Она скупа на эмоции и похвалу, сдержанность для нее высшая добродетель: «Нечего детей баловать, из них из-за этого вырастает непонятно что».

Послушный анальный ребенок изо всех сил старается быть хорошим мальчиком или девочкой, то есть таким, каким хочет видеть его мама. Конечно же, у него ничего не получается, и он замыкается в себе, обижается на маму, приобретает заниженную самооценку, начинает ненавидеть себя. Так получается, что вместо того чтобы подсказывать направление для реализации особенной анальной сущности своего ребенка, кожная мама пытается его переделать, сделать из него кожного, давая в итоге своему ребенку неверные ориентиры в жизни, чуждые ему ценности, ошибочные мысли.

Обида из детства управляет жизненным сценарием

Анальная обида, зафиксировавшаяся в детстве и позже вытесненная, в дальнейшем всю жизнь управляет анальным человеком, создает его жизненный сценарий, ограничивает любое позитивное движение. Мы навсегда застреваем в ступоре, боимся ситуаций, когда надо принимать решения или делать выбор. Боимся жить, потому что жизнь - это движение.

Замыкаемся на прошлом, на своих обидах, становимся инфантильными, отказываемся брать на себя ответственность за свою жизнь, боимся ситуаций, когда надо принимать решения, растем крайне беспомощными. У такого анального малыша закладываются различные негативные сценарии, формирующие в нем жестокость и садистические тенденции, вгоняющие его в ступор, развивая вместо «воли к победе» упертость и упрямство.

У анально-зрительных малышей состояние обиды усугубляется, так как добавляется еще и нереализованная колоссальная потребность в эмоциональной связи, душевности, тепле, разделении эмоций, впечатлений. В случае анально-зрительного сочетания обида доходит до своего эмоционального максимума.

В отношениях анально-зрительного ребенка с кожно-зрительной мамой может сформироваться противоположный сценарий, когда мама, бессознательно понимая психологическую особенность своего ребенка, начинает манипулировать его любовью, формируя в нем комплекс «хорошего мальчика/девочки». Зрительная или кожно-зрительная мама удачно использует потребность анального ребенка в любви, и похвала превращается в инструмент манипуляции: "Ты мой мальчичек золотой, мой любименький, самый послушный ребеночек на свете, самый лучший, как твоей мамочке повезло, что ты лучше всех на свете завязываешь шнурки..."

Так возникает бессознательный сговор: одна сторона - «я, беззащитный малыш, нуждаюсь в маминой опеке, советах, подтверждении постоянства и любви», другая – «я, твоя мамочка, очень довольная твоим послушанием, начинаю манипулировать тобой через похвалу и подтверждение любви». Таких хороших мальчиков и девочек всегда легко увидеть - они постоянно заглядывают в глаза в ожидании похвалы, они никому и никогда не могут отказать, сказать «нет», готовы на все, лишь бы услышать в ответ: «Какой ты умница, какой ты молодец».

Анально-зрительная девочка рядом с кожно-зрительной мамой может переживать трудности с принятием себя как женщины. Она может приобретать различные комплексы относительно своей внешности. У них с мамой совершенно иной метаболизм, строение фигуры. Рядом со своей стройной, грациозной, безупречно выглядящей кожно-зрительной мамой анально-зрительная девочка может ощущать себя чрезмерно неуклюжей, слишком толстой, непривлекательной.

Кожно-зрительная мама в определенном состоянии бессознательно оценивает свою дочь как конкурентку, она переключает на себя внимание всех дочкиных ухажеров. Кожно-зрительная мама - особый тип женщины, которая бессознательно неспособна ощущать себя матерью, так как по своей природной сути она - самка нерожающая, боевая подруга на охоте и войне.

Такая мама неспособна на всепоглощающую любовь и заботу о собственном ребенке, хотя при этом с чужими детьми легко и быстро устанавливает эмоциональную связь, вокруг нее всегда толпа детишек, смотрящих на нее влюбленными глазами. Кожно-зрительные женщины - это именно те мамы, которые всегда стоят перед выбором: семья или карьера. Чаще они склоняются в сторону второго, а если и выбирают по тем или иным причинам семью, то потом всю жизнь оплакивают себя: «Вы понимаете, что я ради вас пожертвовала собой!» Выбравшие карьеру кожно-зрительные женщины уделяют своему ребенку мало внимания, чаще передавая его на руки родственников и нянь.

Понимание векторальных особенностей детей, полученное на базе тренинга «Системно-векторной психология», дает возможность сделать отношения в семье гармоничными, раскрывающими индивидуальные особенности ребенка, а не подавляющими его природную сущность. Это уникальный инструмент воспитания, который дает четкое понимание того, что все мы разные: то, что для одного – бальзам на душу, для другого будет просто катастрофа.

Это невдомек родителям, ведь мы всегда желаем другим того, чего бы мы сами себе хотели. Когда мы научаемся векторально видеть своих детей, мы сами находим ответы на все вопросы, связанные с их воспитанием, подбираем верную систему поощрения и наказания, не травмирующую ребенка, а задающую ему верное движение в жизни.

Осознание своих психологических особенностей во взрослом состоянии помогает решить множество проблем с самооценкой, приходит естественное, идущее изнутри принятие себя таким, какой ты есть, приходит понимание жизненного сценария и закономерно приходит прощение своей мамы, уходят обиды, освобождается место для настоящего и будущего.

Обида - это запрещенное природой состояние, так как она означает торможение развития. Нельзя жить прошлым. Чувство благодарности, уважение, понимание, какие-то другие позитивные ощущения должны оставаться и служить стимулом и мотивом для движения в следующее состояния, в будущее.

Застревание в прошлых состояниях лишает нас развития. Сами того не осознавая, мы топчемся на одном месте, нанося себе тем самым непоправимый вред. На тренингах «Системно-векторная психология» Юрия Бурлана, начиная осознавать себя и понимать других, люди получают новое качество жизни. Слезы, которые вдруг начинают литься у человека после пары занятий - это снятие закрепленных состояний в анальном векторе, это очищение.

Осознание себя и понимание других, которое дает тренинг «Системно-векторная психология», снимает негативные состояния, приобретенные в детстве. Сбившийся с пути человек обретает свое настоящее «Я», осознает свои настоящие желания, понимает, какими свойствами для их реализации он обладает, начинает жить полноценной жизнью здесь и сейчас, без постоянных оглядок назад с поиском виноватых. Понять - значит простить. Настоящее прощение приходит тогда, когда мы понимаем, что у наших родителей не было выбора, они проживали свою жизнь по сценарию, в свою очередь полученному ими от их родителей. Мы живем нашими желаниями. Осознавая их с помощью Системно-векторной психологии, мы берем управление жизнью в свои руки, а не идем на ощупь вслепую, не имея другой опоры кроме прошлого опыта.

Корректор: Зифа Ахатова

Статья написана по материалам тренинга «Системно-векторная психология »

ЭССЕ
на тему: «Мы все родом из детства»

Выполнила:
педагог – психолог Квадрициус М.К.

Г.Оренбург

Мать и отец, папа и мама –
это первые два авторитета,
на которых для ребенка зиждется мир,
зиждется вера в жизнь,
в человека, во все честное,
доброе и святое.

Г. Медынский

Написать это эссе для меня было сложной задачей, я постоянно металась от одной темы к другой. Войдя в кабинет, в один из обычных, будних дней, после проведённого занятия - я поняла, я напишу о чувствах, о своих собственных, о чужих, о детях, которые только учатся выражению этих чувств.
Вспоминая о себе в детстве, перед моими глазами всегда всплывает одна и та-же картина – мама перед гробом отца и её слова: «Ты так любил нежные и ласковые слова, а я никогда не говорила их, я стыдилась выставлять свои чувства на показ, теперь слушай – ты моя кровиночка, моя любовь, мой смысл жизни, я задыхаюсь от страха одиночества, от любви к тебе, ты самый красивый (смерть отца была страшной и 86% ожогов оставили мало красоты на его лице), самый любимый, самый родной…..». Стресс от пережитого, сыграл свою роль – теперь я психолог и каждый день происходят события, которые радуют или огорчают меня, но из детства я вынесла одну простую истину, всё дело в воспитании, в том, как нас воспитали, там, где должны были вложить в нас умение чувствовать и выражать свои чувства. Мы все родом из детства.
Детство бывает разным у каждого из нас, и всегда оставляет отпечаток на настоящем мгновении. Ведь, вспоминая детство, мы поддаемся доброй ностальгии, которая манит назад, своей любовью и заботой окружающих тебя взрослых людей. И когда ты незаметно повзрослел, набрался опыта, научился мыслить по-другому, чувствовать, осознавать окружающий тебя мир, начинаешь понимать, каким оно было коротким… Твое детство…
Проходят дни. Настоящее становится прошлым. А любовь, к людям, которые с детства были рядом, ты проносишь через всю свою жизнь…Воспитатели…Учителя… Родители…Это те, люди, которые о нас знают все: индивидуальные особенности характера каждого из нас, слабые и сильные стороны, таланты, умение трудиться. Любят и верят в нас несмотря ни на что. Это ценно и хранимо в наших сердцах. И мы благодарны им за это воспитание чувств и за эту любовь. Они подарили нам надежду на будущее, поэтому у нас есть сила в настоящем. Воспитание трудолюбия, сострадания, моральных качеств, привычек поведения в социуме, отношение к миру, дому, к людям; отношение к природе, философский подход к решению проблем - это, то, что было заложено в нас с детства. Как много для нашей души, нашего внутреннего мира значат люди, ставшие для нас примером, в ситуациях межличностных взаимоотношений. Эти люди раскрыли в маленьком человечке творческий потенциал, самостоятельность, умение защитить свою точку зрения. Мы живем их любовью, их энергией заботы. В детстве закладывается фундамент личности человека, который, став взрослым, принимает решения, ставит перед собой задачи, выполняет условия той «игры», которую сам и придумает, и нравственные правила, которые выведет для себя и сделает своим жизненным принципом. Очень важно, чтобы в семье царила атмосфера взаимопонимания, и уважения. Человек, выросший в заботливом окружении любящих и внимательных родителей, всегда сможет найти в себе точку опоры, став взрослым.
Родители пытаются быть всегда тактичны, когда общаются с детьми, чтобы не обидеть, и не оскорбить чувства их ребенка. Они толерантны, к ошибкам и эгоизму их взрослеющего чада. Своим поведением, учителя, и родители показывают то, как нужно себя вести, как правильно относиться к ситуациям, как с честью и достоинством нести себя по жизни. Воспитывают высоконравственную, духовную личность.
Я думаю, что на самом деле условия современного быта порой не позволяют родителям и детям поддерживать крепкие эмоциональные отношения друг с другом. И отсюда вытекает непонимание. И бывает, что родители плачутся: "Что нам делать с сыном? Не понимает доброго слова. Учишь его - это хорошо, а это плохо; это можно, а это нельзя - а он как будто и не слышит... Равнодушие к слову - большая беда в воспитании. Утратив надежду на то, что можно воспитывать словом, родители пускают в ход тумаки и ремень... Как же предупредить беду? Как добиться того, чтобы слово воспитывало, чтобы на скрипке детской души были струны, а не веревки? В раннем детстве человек должен пройти великую школу тонких, сердечных, человеческих взаимоотношений. Эти отношения - самое главное, что мы можем взять для себя из детства.
Детство – прекрасная пора…Пора развития художественно-эстетического вкуса, целенаправленности, и веры в себя. Здесь нужно обязательно провести тонкую границу между обретением материальных ценностей, и духовного мира так, чтобы все друг с другом совмещалось гармонично, и развивалось с помощью высокоморального отношения к данному процессу самовоспитания, когда ребенок мыслит уже, как взрослый индивид.
Есть такое мудрое изречение: «Я уважаю ваши мысли, ибо они станут вашими словами. Я уважаю ваши слова, ибо они станут вашими делами. Я уважаю ваши дела, ибо они станут вашим характером. Я уважаю ваш характер, ибо это суть – ваша судьба.»
…И все, начинается с мысли, которую воспитывают наши родители, наши воспитатели, наши учителя в нас - своих детях, воспитанниках и своих учениках…
Второй год я работаю педагогом-психологом в детском саду и в этом, впрочем, как и в прошлом году наступает праздник «День матери», день того родного человечка, который подтолкнул меня к мысли, что жизнь быстротечна и не предсказуема, что мы вершители своей судьбы и только мы можем решить какими нам быть – искренними или лживыми, злыми или добрыми, откровенными или скрытными. В этот день хочется сказать все самые добрые слова ей, той благодаря кому я психолог.
Итак, новый день, очередное занятие – дети, сегодня мы с вами учимся говорить ласковые слова своим мамам. Какими ласковыми словами вы называете своих мам? Как бы вы позвали ласково свою маму и обратились к ней? Какие самые добрые и нежные слова вам хотелось бы сказать ей? Представьте её сейчас перед собой и обратитесь к ней…. В ответ – тишина. Кто-то не совсем понимает, что конкретно от него хотят услышать, кто-то просто не услышал, возможно, кто-то не понял моих вопросов, а кто-то знает эти слова, но боится произносить их в слух. Почему так происходит? Почему дети испытывают чувство страха или стыда произнося, что-то хорошее, светлое и доброе? Всегда ли уставшим мамам хватает времени на то, чтобы в разговоре не просто назвать своё чадо по имени, а обратиться к нему нежным и ласковым словом. Выбрав данную профессию мне хочется научить маленьких «будущих взрослых» тому, на что не хватает времени у родителей, и на занятиях, дети говоря добрые, хорошие и ласковые слова друг-другу, раскрывают умения выражать свои чувства словами и воспринимать, сочувствовать и сопереживать чувства других детей. Я уверена, что придя домой и обратившись к маме ласковым словом, мама, оторвётся от своих постоянных забот и услышит своё дитя, и ответит ему взаимностью.

Ведь все взрослые сначала были детьми,

только мало кто из них об этом помнит»

А. де Сент-Экзюпери.

«Все мы родом из детства..» - писал Антуан де Сент-Экзюпери. Впечатления детства откладываются в нашем подсознании на всю жизнь. Иногда, некоторые детские переживания проносится с нами в течение колоссального промежутка времени и определяют наши поступки и наши отношения с людьми уже во взрослой жизни. Конфликты детского возраста определяют конфликты взрослой жизни. Тревоги во взрослой жизни, депрессивное настроение и аффекты являются следствием, эхом переживаний в детстве.

Я - педагог – психолог. В своей практической работе я сталкиваюсь с проявлением агрессивности, тревожности, неуверенности у детей. Сегодня на ребёнка обрушивается огромный поток информации. Стремление родителей улучшить финансовое благополучие семьи и, как следствие, отсутствие их внимания к своим детям. Поэтому у детей возникает трудность в усвоении норм современного мира. А в силу своего возраста они выбирают в качестве психологической защиты те эмоциональные и поведенческие реакции, которые уже усвоили и которые способны обратить на них внимание: агрессия, замкнутость, капризы, страхи.

Дети всегда с нетерпением ждут, когда за ними придут родители, радостно бегут им навстречу.

Выходя из детского сада, я обращаю внимание на родителей с детьми. Чаще дети бегут за родителями, что-то объясняя, доказывая, плача, а мама или папа идут, не обращая на ребенка внимание или на ходу, с раздражением реагируя на его просьбы или желания.

Я часто беседую с детьми, чем они занимаются дома, с кем общаются, что и кого любят. И, увы, ответы, как правило, одни: смотрю мультфильмы, играю в компьютер. В фильме «Влияние иностранных мультфильмов на сознание ребенка» четко показаны грубость, резкость, раздражительность, искаженные образы непонятно какого пола… Все мелькает, кружится, взрывается… Что может уяснить для себя ребенок? Чему научится? Где ласковое слово мамы, заботливый жест папы?

  • -целуйте ребенка;

  • -обнимайте своего ребенка 50 раз в сутки;

  • -целуйте ребенка;

  • -поглаживайте по голове, приговаривая «Какой (ая) ты у меня умница, молодец…!»

  • -шепчите на ушко ласковые слова «мое солнышко», «мой (я) любимый (ая)», «счастье мое», «мое сокровище»…;

  • -общайтесь с ребенком «глаза в глаза»;

  • -живите интересами ребенка.

Любите детей, не скупитесь. В старости вам вернется это сторицей.

Систематизация и связи

Фразу эту не знает разве что только лесной отшельник, не повторяет ее только застенчивый или ленивый. А уж любитель красного словца или риторических фигур дедуктивного красноречия охотно произнесет ее на публике, справедливо рассчитывая, минимум, на внимание, а, максимум - на симпатию и почет…

Между тем, сосредоточившись на ее значении, как правило, мало кто отдает себе отчет в том, а каков же у нее смысл? Так каков же он?

Буквально-то речь о том, что «мы» и «детство» – это вещи, так сказать, совсем-совсем однородные. Взрослые и дети, оказывается, суть одна и та же категория. Просто-напросто одна РОДНЯ.

Подумаешь! Что за тривиальность! – наверняка скажет кто-нибудь. Тоже мне, Америку открыли.

…Такой «разоблачитель тривиальностей», однако, живет по правилу: то, что мне знакомо, то мной и понято! При этом отчаянно и злонамеренно путая «понятия» и «слова». Однако, как учил величайший разоблачитель пресловутой «житейской мудрости» Г.Гегель (1770-1831), «не все известное и знакомое является понятым». Ибо нельзя путать понятия и «представления»! Особенно людям, получающим образование…

Между тем, если такие вещи как «мы» и «дети» принадлежат логически одному роду, то вот «слова» и «понятия» - это совершенно разные роды вещей.

К слову сказать, сегодня миллионы дедушек и бабушек, мерзнущих, заброшенных и голодающих в различных точках России, подняв глаза в поисках своих неизвестных мучителей, вдруг (неожиданно!) обнаружат среди них своих вчерашних… «сыночков», «внучиков» и «унучек», которых совсем-совсем недавно они кормили из собственных рук, гладили по детской головке и утирали им слезы и носы. Видя, что у детишек-то все хорошо, детишки сделали карьеру, «неперспективные» старики впадают в дополнительное оцепенение, не находя ответа на вопрос: если это вчерашние и благополучные наши дети, то кто же сегодняшние наши мучители?! И от невероятной Правды единственно возможного ответа им становится еще горше, еще холодней…

Итак, перед лицом теории познания, наша одно-родность с Детством означает, что все те, кто именуются словами «взрослые» или «мы», видят себя в детстве как… в зеркале. Причем отражение свое в нем мы обнаруживаем как отражение истинное, беспристрастное, правдивое, а не какое-либо еще. Даже и тогда, когда оно обрушивается на нас со всей своей беспощадно разоблачающей беспристрастностью.

Настоящая научная педагогика вскрыла это обстоятельство довольно давно. И вот почему сегодня она решительно утверждает: ВЗРОСЛЫЕ – это ДУРНЫЕ ДЕТИ!

Кстати, человек, читающий Евангелие, обнаружит там знаменитые слова его главного персонажа: «Будьте как дети, ибо их есть Царствие Небесное». То есть, если ты кичишься своей «взрослостью» перед детством, то небесного царства Истины не видать тебе, как своих ушей…

С полнейшим пониманием всего этого академическая, научная, педагогическая и родительская общественность страны ответственно и продуктивно поработала в составе секции «Софиология детства» на II Российском философском конгрессе “XXI век: будущее России в философском измерении», который состоялся в июне 1999 г. в Екатеринбурге. Ее непосредственный результат – РЕЗОЛЮЦИЯ философского конгресса (см.: «НАУКА УРАЛА», декабрь 1999,№ 23), посредством которой все наше общество, а особенно Средний Урал и его высшая школа, получили академическое задание, которое можно так и назвать: Софиология ДЕТСТВА.

…На ум приходит одна из, пожалуй, самых глубокомысленных басен Эзопа под названием «Прометей и люди»:

«Прометей по повелению Зевса вылепил из глины людей и животных. Но увидел Зевс, что неразумных животных получилось гораздо больше, и велел ему часть животных уничтожить и перелепить в людей. Тот повиновался; но получилось так, что люди, переделанные из животных, получили облик человеческий, но душу под ним сохранили зверообразную».

С тех пор, как басня была рассказана, человечество много веков подряд переоткрывало эту истину вновь и вновь. И собственными боками, и горестной участью, а порой, и своей головой. Пересказ же басни Эзопа мыслящею головою, предстает перед нами в виде 25 веков истории мировой философии, где раз за разом ее Гении и Герои – Сократ, Платон и В.Соловьев; Достоевский, И.Кант и В.Кожинов; Шеллинг, П.Чаадаев и Г.В.Плеханов; Аристотель и Ф.Энгельс; Спиноза, Фихте и Э.Ильенков; Ленин, Гегель и Гераклит; А.Потемкин и И.Дицген; М.Горький и Диоген-собака; И.Ильин, Плотин и Алексей Лосев – все они раз за разом неустанно предупреждали людей: не путайте «вид» и сущность. Ибо за обликом Человека порой скрывается… социальное животное. Очень даже легко его можно и проглядеть!

Эта вездесущая и зловредная «животина» каждому из нас хорошо известна в виде так называемого «бюрократа». Проницательной педагогике она известна под видом «взрослых». Мыслящая общественность знает ее в качестве «карьериста». А подлинной науке и настоящему Образованию они известны под названием «тупого доцента» и «ученого дурака».

О первом из них сказал русский поэт XVIII века:

Наукой ум на то печемся мы питать

Из глупого скота, чтоб человеком стать.

А ты на то провел в ней лучшие дни века,

Чтоб сделаться тебе скотом из человека.

А о втором – Гете:

…Коль недочет в понятиях случится,

Их можно словом заменить…

Плохо ли это, хорошо ли, но жизнь устроена так, что за лень нашу в обнаружении «божественных недоделок», нас ждет наказание. А именно: если ты не отличаешь человека от социального животного, то сколько уважения, послушания и любви ты отдал, например, бюрократу, столько же ты отнял у друзей и родных, у детей и святых, у мудреца и ученого, наконец, у самого себя…

Что же жалуешься, когда эта кичливая орда, это «социальное стадо» разом бросается на тебя, превращая жизнь твою в кошмар? Ведь твой жребий ты выбрал сам: быть палачом и мучителем самого себя.

Такую жизненную ошибку мировая философия давным-давно определила как софистику. А Резолюция философского конгресса определила ее для нашего времени как «социологизм».

«Пора избавиться от пут социологизма и избавить от псевдообществознания новые молодые поколения России.

И девиз живой академической мысли таков: ОТ ЗАСИЛЬЯ СОЦИОЛОГИИ – К ТОРЖЕСТВУ СОФИОЛОГИИ!»- сказано в ней.

Кстати сказать, живой отклик на эту Резолюцию уральцы получили… в Кавказских минеральных водах в 2001 году. Так в программе философско-педагогических Чтений (общество «ЗНАНИЕ» г. Ессентуки) буквально сказано следующее: РЕАБИЛИТИРОВАТЬ ДРЕВНИЙ ГРЕЧЕСКИЙ ЯЗЫК В АКАДЕМИЧЕСКОЙ ЖИЗНИ СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ – значит ПРЕКРАТИТЬ РЕПРЕССИЮ ПРОТИВ ДЕТСТВА! И сказано-то не случайно. Проще говоря, чтобы сформировать гармонию в душе ребенка, педагог, родитель и вообще взрослый, прежде всего, обязаны навести должный порядок в собственной голове. Иначе вольный или невольный хаос взрослой души зловещей тенью упадет на маленького человечка. Выдавая эту «тень» за «проблемы детства», требуя к себе незаслуженного уважения, внимания, «помощи» и… бюджетных средств.

…София по-гречески, значит мудрость. Если разобраться коротко и по существу, то однокоренные с ним термины «фило-софия» означает, как известно, любовь к мудрости. А слово «софистика» – зло-употребление ею. Если любовь эта избежит злоупотреблений и сумеет стать взаимной, то она и рождает «софио-логию».

Так что, софиология – это состоявшаяся (т.е. качественная, избежавшая любой софистики!) философия, проще говоря.

Скажем еще иначе: любовь человека к софии – дает философию. Любовь к мудрости человека зрелого – дает софиологию. А любовь к ней не-зрелого человека порождает софистику…

Так, в постоянных колебаниях между тем и другим, философия и живет, раз за разом отстаивая себя.

Резолюция конгресса открыла нам следующее: если в истории мировой философии (т.е. живой академической традиции) философия выбор свой сделала верно, то вот на так называемой «кафедре» дело, увы, обстоит как раз наоборот…

Социологизм (и его всевозможные вариации) как современная форма софистики, разоблачаемый в свете греческого языка, совершенно невидны, незаметны, необнаружимы и неразоблачаемы в зеркале общераспространенного «птичьего языка» современных социальных животных: бюрократов, карьеристов и «дурных детей»…

Все они, слившись в экстазе взаимного «щебетания», соучаствуют в организации репрессий против детства современной России. Против Истины и ее живого академического самовыражения, иначе говоря. В этих целях ими мобилизована и специфическая форма педагогики: без-детной, без-людной, без-полой… С «ученым видом знатока» она совершает целый ряд софиститческих фальсификаций, делая это на глазах у нас у всех.

А именно: образование подменяет… «социализацией»; обучение… «просвещением»; воспитание… «адаптацией».

Общественное бытие подменяется… «окружающей средой»; смысл – «значением»; знание – «информацией»; Логика – «логистикой»; психология – «психо-гогией»; социология – «социо-доксией»; место человека в Жизни подменяет… «материальным положением», а софио-генез личности подменяет… социо-, сомато- и психо-генезом.

Коронный номер этой «софистики-социологизма» является тотальная подмена зрелости – «взрослостью», в благотворности которой она триумфально убедила буквально всех.

Дело в том, что Истина – это то, отрицание чего ее же и утверждает. Или иначе: обманщик – это тот, кто неизбежно должен быть обманут. Причем обмануть-то он должен себя… сам!

…Каждый знает, что ребенок жаждет стать взрослым. На сем стоит всякая состоявшаяся педагогика, каждый успешный родитель и успешный педагог. На самом деле ребенок имеет в виду одно, а говорит другое: хочу стать зрелым, но говорю – «взрослым». Что же, ему позволительно и это – не беда.

Однако, социальные животные тут как тут. Не состоявшись как л ю д и, они ищут паспортизации своей «человечности»… у детей: да, да! – кудахчут они. Стремитесь к взрослости, станьте «социальными», шарахайтесь от зрелости, будьте как мы! Ведь взрослость – это хорошо!

А детство… Плохо?!

Так в строй врагов детства становится и сам ребенок. И заговор против детства (т.е. человеческой сущности в ее Истине!) становится тотальным. Со всеми вытекающими отсюда последствиями, кстати говоря.

Вот одно из них.

… В 1995-96 годах в Орджоникидзевском районе г. Екатеринбурга до 30-40% младших школьников собирались в «особые» классы с диагнозом «ЗПР». Задержка психического развития – это диагноз, который педагоги-взрослые ставят детям-школьникам. Тем самым выводя их за пределы нормальной (обычной) школы, за границу нормальных, «обычных» (т.е. успешных по жизни) детей.

Так считается…

Однако, на самом-то деле все обстоит как раз наоборот!

На самом деле картина такова. Ребенка зовут в школу. Вы позвали меня для образования? - спрашивает он, вступив в 1-й класс. Да, да!- дружно отвечают ему. Так, что трудно и усомниться. Однако, очень скоро младший школьник обнаруживает, что позвали его, якобы, для образования, а на деле предлагают… социализацию. Словом, подмена! Проще говоря, обман…

И дети России этот обман взрослых дерзнули отвергнуть решительно, массово и всерьез.

Раз не хотите заменить социализацию на образование по-хорошему, то заставим вас сделать это по-плохому! – говорят они.

Однако, «по-плохому» дети вынуждены отстоять правду, истину и справедливость, увы, лишь за счет самих же себя. Другой возможности, знаем мы, им не дано.

Резолюция философского конгресса ясно дает нам понять: такое массовое поведение нынешних российских детей есть вовсе не то, чем его именуют. В самом точном научном смысле этого слова – оно есть ни что иное, как ДЕТСКАЯ СОФИОЛОГИЧЕСКА Я РЕВОЛЮЦИЯ. То есть, та беззаветная борьба за Истину, которую самоотверженно (и пока безнадежно) дети ведут за нас, без нас и вместо нас.

За то, что школа изгнала детство из пределов образования, дети в ответ оставляют школу (эту институцию мира взрослых) за границами детства. Миллионы детей (по разным данным от 2 до 5 млн. чел.) оказались беспризорными, проще говоря.

Официальный диагноз «ЗПР» – это месть, к которой в бессильной ярости прибегает разнообразный и сплоченный мир современных «социальных животных», маскирующих себя под вывеской «взрослый мир». Аморальную «легальность» которого, дети России беспощадно обнажили ценой собственной беззащитной души и беспощадной судьбы.

… Не надо, однако, думать, что перед судом софиологической революции современного детства не оказалась будто бы высшая школа. Высшая школа – это разновидность школы как таковой. Взятая со стороны софиогенеза человеческой личности (т.е. софиологии образования, а не института «взрослости»!) она подчинена закону: образование должно быть не высшим, а… полным. И, как авторитетно свидетельствует Резолюция конгресса, ее священный долг перед «системой духовного производства Истины и Человека» ее главнейшая обязанность - «логическая реставрация» народного образования и академической жизни Урала – так до сих пор абсолютно и не решена.

Валерий МОЛЧАНОВ, ученый секретарь УО Философского общества СССР, АН СССР.

Тезисы доклада на научной конференции «Россия в III-м тысячелетии: прогнозы культурного развития. Проблемы творчества»

© Политучеба. Екатеринбург, 2007.

При полном или частичном использовании

THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама