THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама

В этом возрасте любимая игрушка малыша – он сам. Младенец неустанно пытается понять, кто он такой, где находится и что чувствует. Ему нравится трогать свое личико, ощупывать пальцами нос, рот, волосы. К 4 месяцам многие дети могут уже соединять вместе обе руки и попеременно играть каждой из них.

Важной особенностью данного периода является интенсивное развитие эмоций. При виде мамы кроха выражает свою радость не только улыбкой – родители впервые слышат его смех. Ребенок становится более общительным, поэтому в квартире старайтесь повсюду брать его с собой. Для этого можно использовать переносной шезлонг или прогулочную коляску.

Теперь малыш исследует окружающий мир путем непосредственного взаимодействия с ним. Пусть сын или дочка «помогает» вам в домашних делах, присутствует на обедах или ужинах, «участвует» в разговорах. Кроха больше не ждет пассивно, когда с ним заговорят или ему улыбнутся. Он сам ищет лица, затем улыбается, лепечет и заставляет нас улыбаться в ответ.

Учимся понимать друг друга

К 4 месяцу у ребенка устанавливаются контакты с окружающими людьми. Маленький человечек готов улыбнуться каждому, но самые радостные улыбки предназначаются родителям. Он реагирует на их внимание, радуется играм и разговорам, активно подает голос и лепечет. Все это – признаки желания и готовности к общению.

Ошибочно полагать, что ребенок не понимает обращенную к нему речь. Всю «необходимую» информацию он черпает в ваших интонациях. В ответ на обращенные к нему слова кроха начинает «гулить» и улыбаться. Со стороны иногда даже трудно понять, кто – взрослый или малыш – более активен. В результате между ребенком и родителями устанавливается более тесная, чем когда бы то ни было, связь. В этот период происходит очень быстрое развитие речевых навыков. Малыш проводит много времени, тренируя свои новые способности.

К концу 4 месяца в речи ребенка легко различить гласные и согласные, среди которых наиболее часто встречаются грубым «м», «б», «п». Их появление в активной речи малыша одними из первых неслучайно: из-за того, что кроха сосет материнскую грудь, у него уже хорошо развиты мышцы губ, благодаря работе которых мы впоследствии и наслаждаемся первыми «ма-ма-ма». Теперь становится очевидным, почему в различных языках, слово «мама» имеет почти одинаковое звучание.

И хотя «разговоры» являются важным стимулом в развитии ребенка, это далеко не единственный способ общения с ним. И взрослым, и детям доступен язык мимики, жестов, различных действий. К примеру, малыш может всем своим видом демонстрировать нежелание укладываться спать.

Уже говорилось о том, что не стоит бояться «избаловать» младенца, постоянно укачивая его на руках. Не стоит беспокоиться по этому поводу и сейчас, однако трехмесячному человечку необходимо помочь научиться засыпать самостоятельно . Проявите фантазию и терпение. Чтобы делать ритуал отхода ко сну приятным и понятным для ребенка. Кладя малыша в кроватку, будьте спокойны, веселы и уверенны в себе, старайтесь говорить и улыбаться.

Двигательные навыки ребенка 4 месяцев

Ребенка 4 месяцев нередко называют «хватайкой» - его умения пользоваться руками становятся более совершенными. Он начинает щупать, брать, бросать предметы, пытается дотянуться до лежащей рядом игрушки. Большинство детей четвертого месяца жизни способны дотянуться и ударить по подвеске, прикрепленной к кроватке.

Их действия осуществляются в определенной последовательности: ребенок ударяет по подвеске, замирает, глядя на результат своего действия, оживленно вскрикивает, а затем с возрастающей силой возобновляет удары. В желании малыша увидеть что-то новое, необычное проявляется его способность вести себя более осознанно и целенаправленно.

По уровню развития двигательных навыков дети этого возраста заметно отличаются друг от друга. Кто-то уже может переворачиваться с живота на спину, некоторые же малыши все еще ограничены в своих движениях. Но не стоит торопить события и пытаться учить ребенка тому, до чего он еще не дорос в СВОЕМ развитии. Упорно тренируйте лишь то, что младенец умеет: поворачивать голову, приподниматься, лежа на животе и опираясь на предплечья, распрямлять ножки.

Вижу, слышу, ощущаю…

Кроме интереса к собственным рукам, у малыша заметно возрастает интерес к предметам, попавшим в них. Теперь он способен дольше держать предмет в руках и внимательно изучать его. Если крохе в руку положить погремушку, он сначала рассмотрит ее, а после этого поднесет ко рту. Когда вы держите какой-либо предмет перед малышом, он пытается схватит этот предмет обеими руками.

Младенец проявляет способность предугадывать события, которые должны произойти. К примеру, увидев мамину грудь, он тотчас замолкает. Очевидно, в сознании ребенка устанавливается связь, основанная на определенно стереотипе. Грудь, на которую он смотрит, - не просто зрительный образ, а то, что должно оказаться у него во рту и утолить чувство голода.

Наряду с тем, что ребенок начинает осознавать функции окружающих предметов, он приобретает способность реагировать на их исчезновение. Малыш будет следить за двигающейся погремушкой и пристально смотреть на то место, где он видел ее в последний раз. Кроха пытается восстановить в памяти траекторию движения погремушки, но еще не понимает, что с помощью взгляда нельзя вернуть ее назад.

В это же время в сознании ребенка устанавливается прочная связь между увиденным и услышанным. Он поворачивает голову на звук материнского голоса. Его внимание привлекает звон погремушки, и малыш может почти полностью повернуться, чтобы увидеть ее. Список любимых забав возглавляют музыкальные игрушки, радио, магнитофонные записи и даже стук метронома. Ребенок будет поворачиваться к любому источнику шума.

Кулачки младенца почти полностью разжались, и он начинает активно исследовать предметы руками. Чтобы продлить приятное ощущение, ребенок будет тереть большим пальцем край мягкого одеяльца, по которому скользят его ладошки. Теперь малыш не пассивно получает удовольствие. А сам активно ищет новые приятные ощущения.

Занятия с ребенком 4 месяцев

Разговаривайте с сынишкой или дочуркой, используя любую возможность. Рассказывая что-либо, изменяйте интонации, говорите громко и тихим голосом, быстро и медленно, смеясь или, наоборот, успокаивая малыша. Когда наступит его очередь что-то «сказать», подождите, пока он закончит «фразу» а затем повторите его «речь». Чем чаще вы будите разговаривать с ребенком, тем больше он будет «говорить» с вами. Старайтесь называть его по имени. Напевая песенку или читая стишок, заменяйте слова «детка, крошка» именем ребенка.

Младенцу нравится слушать музыку, особенно ритмичную. Дайте ему послушать мелодию, где есть четкий ритм. Попробуйте похлопать в ладоши в такт музыке или сделайте это с помощью деревянных ложек или бубна. Слушайте музыку быструю и медленную, громкую и тихую. Через некоторое время ребенок научится замечать изменения в ритме.

Наденьте любимому чаду на запястье манжетку с пришитым колокольчиком, и осторожно потрясите рукой ребенка, чтобы он посмотрел на нее и заметил колокольчик. Затем наденьте эту манжетку на другую руку и снова потрясите, на этот раз немного сильнее. Данное упражнение поможет малышу лучше узнать части своего тела и развить координацию глаз и рук.

Чтобы младенец чаще произносил различные звуки, пойте ему песенки, в которых доминирует какой-либо звук. Если вы не знаете таких, воспользуйтесь «Звукариком» А, Усачева и переложите коротенькие стишки из этой книги на любую мелодию. Выучите несколько песенок, которые заканчиваются неожиданным образом, и пойте их крохе. Послушав песню несколько раз, он будет знать, что в конце его ожидает сюрприз. Одной из таких песен является песня-игра «Ехали мы ехали…»

Продолжайте знакомить малыша с различными типами поверхностей. Смастерите пару матерчатых перчаток, используя для каждого пальца свой тип ткани. Наденьте перчатки на руки, и пусть сын или дочка прикоснется к каждому пальцу.

Физическое развитие ребенка

Теперь ребенок стремится как можно больше использовать свои физические возможности, поэтому ему особенно нравится ударять руками и ногами по разнообразным предметам. Прикрепите к детской кроватке подвеску с игрушками, которые после удара по ним начинают звенеть или качаться и вращаться. Устройте малыша так, чтобы он мог дотянуться до игрушек сначала руками, а затем ногами.

Возьмите ребенка за руки и осторожно потяните на себя, так чтобы он приподнял туловище, после чего бережно положите назад. Это упражнение укрепляет мышцы живота и одновременно дает возможность по-новому увидеть окружающий мир. Чтобы младенец скорее научился ползать, положите его на живот на твердую поверхность. Встаньте сзади и приложите свои ладони к ступням малыша. Ему будет удобно ползти, отталкиваясь ногами от ваших рук.

В период между 3 и 4 месяцем большинство детей начинают переворачиваться . Сначала они, как правило, перекатываются с живота на спину, затем со спины на бок и, наконец, со спины на живот. Помогите крохе развить эти новые для него навыки. Подложите руку малышу под плечи и осторожно покачивайте его из стороны в сторону. Когда ребенок лежит на боку, покачивая его, слегка подтолкните, и пусть он попробует перевернуться сам.

Четырехмесячный малыш становится более внимательным, активным и жизнерадостным. Он меняется физически и эмоционально, радуя родителей новыми навыками и достижениями. Чему научился младенец к 4 месяцам и как можно помочь развитию карапуза этого возраста?


Одной из самых больших радостей в этом возрасте является переворачивание

Физиологические изменения

  • У 4-месячного малыша значительно укрепляются мышцы спины и улучшается их координация, в результате чего ребенок учится переворачиваться. Тем не менее, сидеть кроха еще не может, поэтому усаживать его с поддержкой в виде подушек не рекомендуется.
  • Многие рефлексы, характерные для новорожденного, уже исчезли или начали угасать, например, рефлексы ползания и Моро. Гипертонус рук уже полностью пропал, а в ногах еще сохраняется.
  • Слезные железы ребенка начинают свою работу, поэтому при плаче у малютки уже появляются слезы.
  • Зрение малыша начинает воспринимать все больше цветов. Крохе по нраву чистые тона желтого, красного, синего и зеленого. Если у ребенка после родов присутствовало косоглазие из-за слабости глазных мышц, к 4 месяцам оно должно пройти, поскольку мышцы глаз укрепляются.
  • Слух ребенка также активно развивается. Услышав звуки, кроха поворачивается в их сторону. Малыш уже умеет отличать голоса близких от голосов незнакомцев. Слыша музыку, карапуз начинает покачивать головой в такт. Крохе больше нравятся ритмичные мелодии с низкими тонами, чем высокие тона.
  • Работа пищеварительной системы младенца уже наладилась и стала более стабильной, колики у большинства деток уже прошли.
  • У некоторых малышей усиливается образование слюны, однако это связано не с появлением первых зубов, а с постоянным нахождением рук и разных предметов во рту младенца, которые он изучает таким образом.
  • Волосы и ногти малыша 4 месяцев растут очень быстро.

В эмоциональном плане кроха этого возраста становится более развитым и сильно нуждается в общении со взрослыми. Среди всех людей малыш особенно выделяет маму и реагирует на ее настроение. Если мамочка грустит, младенец будет это чувствовать, а на мамину улыбку непременно ответит собственной очаровательной улыбкой.


Улыбка ребенка очаровывает родителей

Физическое развитие

Так как двигательная активность 4-месячного малыша еще невысокая, прибавка в массе в этом возрасте довольно большая и составляет около 750 грамм. Рост крохи становится больше на 2,5 см, а окружности головы и грудной клетки в этом возрасте становятся одинаковыми (к пятому месяцу грудная клетка становится больше обхвата головы).

Хотя все детки развиваются по-разному, средние показатели для большинства младенцев этого возраста и границы норм помогают выявить, нормально ли растет младенец и не следует ли обратить внимание педиатра на превышение или уменьшение какого-то из параметров физического развития. Нормы для 4-месячных малышей мы представили в таблице:

Что малыш умеет?

  • Лежа на животе, кроха уверенно удерживает свою голову и рассматривает все вокруг. Мало того, младенец уже может приподнимать вместе с головой всю верхнюю часть тела и опираться на ладошки.
  • К четырем месяцам младенец освоил перевороты на животик с положения на спине. Некоторые малыши даже научились переворачиваться обратно и пытаются ползать на животе, помогая себе ножками.
  • Лежа на спине, кроха научился приподнимать голову вместе с плечевым поясом. Это первые попытки младенца садиться.
  • Малютка уже неплохо управляет своими руками. Во время кормлений ручки ребенка часто обнимают грудь мамы или обхватывают бутылочку. Пребывая в кроватке, кроха уже уверенно ухватывает руками предметы, которые висят над ней (игрушки мобиля).
  • Во время игр ребенок улыбается и часто смеется. Ребенок в возрасте 4 месяцев очень эмоционален, он может как радоваться, так и огорчаться или обижаться.
  • Гуление четырехмесячного младенца довольно длительное. Вы услышите от малютки звуки «а», «о», «б», «п» и «м». Некоторые малыши даже научились их связывать в слоги.


Представленные показатели нормы являются лишь ориентиром

Отметим, что каждый младенец развивается в своем темпе и одни навыки у карапуза могут появиться раньше, а другие – чуть позже, чем у сверстников. Тем не менее, есть умения, отсутствие которых в 4-месячном возрасте должно насторожить родителей. Обратитесь к педиатру, если малыш:

  • Не хватает предметы и не удерживает их в ручке некоторое время.
  • Не приподнимается с опорой на руки, когда лежит на животе.
  • Не научился переворачиваться на живот.
  • При вертикальном положении (когда родитель поддерживает под мышки) не опирается ногами о поверхность.
  • Когда подтягивают за обе ручки, головка ребенка отклоняется назад.
  • Не проявляет каких-либо эмоций и не реагирует на общение с людьми.

О том, стоит ли беспокоиться, если есть отклонения от норм, смотрите в видео доктора Комаровского.

О том, что, согласно нормам, должен уметь ребенок в 4 месяца, смотрите в следующем видео Ларисы Свиридовой.

Занятия для развития

  • Подвешивайте над ребенком яркие игрушки так, чтобы кроха мог ухватить их ручками. Отлично, если такие игрушки будут иметь разную фактуру или издавать звуки.
  • Вкладывайте в ручки ребенка погремушки разного размера и разной формы. Предложите крохе потрогать не только погремушки, но и мягкую игрушку, небольшую куклу, музыкальную игрушку с кнопочками, резиновую пищалку и другие предметы.
  • Играйте с младенцем в «прятки». Спрячьте свое лицо за носовым платком, затем откройте лицо и скажите «ку-ку». Также можете закрывать своими руками свои глаза, а потом закрывать своими руками глазки малыша. Крохе непременно понравятся все варианты игры.
  • Поиграйте с младенцем в «сороку-ворону». Так как на ладошке есть центры, стимулирующие работу кишечника, такая игра будет полезна не только для мышц руки, но и для пищеварения.
  • Пускайте мыльные пузыри и пусть кроха наблюдает за их медленным полетом.
  • Наденьте на одну ножку младенца носочек яркого цвета, чтобы карапуз захотел его ухватить. Также можете привязать к ножке младенца колокольчик. Обязательно похвалите кроху, когда ребенок достанет носок или колокольчик.
  • Для лучшего физического развития и тренировки координации возьмите младенца за ручки, поднимайте их вверх, а затем опускайте вдоль тела вниз. После этого скрещивайте руки на груди и разводите их в стороны.
  • Во время гимнастики, массажа и любых других дел вместе с ребенком напейте песенки и проговаривайте детские стишки, а укладывая малютку спать, напевайте колыбельную или рассказывайте сказку.
  • Стройте с крохой «диалоги», чтобы малютка учился подражать вашей речи. Проговаривайте разные слова так, чтобы младенец видел вашу мимику. Также важно повторять за малюткой звуки, которые произносит ребенок.


Детям в 4 месяца в первую очередь необходима забота и любовь мамы

Попробуйте провести с ребенком занятие «Червячок», которое показывает Татьяна Лазарева в следующем видео.

Уход

Утро четырехмесячного ребенка, как и ранее, начинается с гигиенических процедур. Умывайте младенцу лицо и вытирайте глазки, очистку ушей и носика проводите при необходимости. Подстригать ногти в этом возрасте приходится достаточно часто, поскольку они быстро растут, а младенец постоянно засовывает ручки в рот.

Гулять с 4-месячным карапузом следует дважды в день, ориентируясь на погодные условия. В летний период длительность прогулок может составлять до 6 часов. Зимой советуют выходить на прогулку на 1-2 часа. Воздержаться от нее следует лишь при сильном морозе, ливне или порывистом ветре.

Гимнастику и легкий массаж рекомендуют делать ребенку дважды в день. Сначала уложите кроху на спинку, возьмите за ручки и сделайте ними круговые движения. Затем поверните младенца на один бок и на другой, после чего возьмите ножки карапуза и подвигайте ими. Далее кроху нужно повернуть на живот, и в этой позе сгибать и распрямлять его ножки.


Гимнастика и массаж помогут развитию вашего ребенка

В процессе массажа стоит использовать потешки.






Техника массажа в 4 месяца подробно показана Николаем Никоновым – ведущим врачом и массажистом России в следующем видео.

Для улучшения засыпания следует создать определенный ритуал, который будет настраивать младенца на ночной сон. В этот ритуал может входить купание, поглаживание тела ребенка, кормление, колыбельная или сказка. Повторяйте такой ритуал ежедневно, не пропуская его элементы.

Помните о правилах безопасности и не оставляйте кроху одного, ведь многие малыши в 4 месяца уже научились переворачиваться, а те, которым это еще не удалось, могут порадовать новым навыком в любой момент.

О том, что в первую очередь необходимо малышу в 4 месяца, смотрите в видео Ларисы Свиридовой.

Режим дня

Ребенок уже может бодрствовать больше 2 часов подряд и во время этих периодов ведет себя очень активно.

Четырехмесячный ребенок спит в сутки до 15 часов. Ночной сон в этом возрасте длится около 10 часов. Дневных снов у многих детей 4 месяцев становится три, а их общая длительность составляет около 5 часов. Оптимальным временем укладывания на ночной сон называют 19-21 час. Если вы начнете укладывание позже, то возможны трудности из-за переутомления младенца.

Малыш на грудном вскармливании продолжает получать исключительно грудное молоко. При этом кроха начал прикладываться к груди реже. Обычно это происходит в процессе засыпания, во время сна, а также сразу после пробуждения. В результате у ребенка имеется уже достаточно точный режим кормлений.


В 4 месяца достаточно легко можно наладить режим кормлений

У ребенка на искусственном вскармливании режим питания более строгий. Он предусматривает определенный объем смеси и 6 кормлений в сутки с промежутками примерно 3,5 часа. Количество смеси, в которой нуждается кроха-искусственник в сутки, определяют, разделив вес малыша на 7. Это общее количество распределяют поровну на 6 кормлений.

В среднем младенцы 4 месяцев съедают 900-1000 мл адаптированной смеси в сутки. За одно кормление малыш получает в среднем 150-170 мл смеси. Также в этом возрасте детям, получающим смесь, начинают вводить прикорм . Первым блюдом прикорма выбирают овощи или кашу. Новый продукт дают во второе кормление, увеличивая его количество до 100 г.

Не забывайте разнообразить день крохи различными потешками. Одна из них представлена Татьяной Лазаревой в следующем видео.

Рассчитайте свою таблицу введения прикорма

Жизнь маленького человека с трех месяцев — это переход от рефлекторной, неосознанной деятельности к волевой. Малыш учится распоряжаться своим телом. С четырех месяцев ребёнок проявляет инициативу, активно знакомясь с окружающим миром. Он пробует воздействовать на его части, наблюдая за реакцией. Это уже принципиально другая форма поведения. Родителям полезно знать, что должен уметь ребенок в 4 месяца, чтобы, опираясь на эту информацию, осуществлять правильный уход за карапузом.

Физические показатели

Я смотрю на ребенка и вижу, что:

  • малыш набрал за месяц 800 граммов;
  • длина тела увеличилась на 3 сантиметра;
  • окружность груди и головы стали одинаковыми. Ручки с ножками вытянулись в длину, фигура стала пропорциональнее;
  • изменяется цвет глаз, появляется прическа;
  • кроха стал спокойнее, а значит, ушли колики, пищеварительные органы адаптировались;
  • закончилось «цветение» малыша. С лица исчезли прыщики;
  • усилилось слюноотделение из-за постоянного нахождения во рту разных предметов.

Серьезных различий в развитии между мальчиком и девочкой ещё нет. Мальчик может быть только чуть крупнее.

Физические возможности

  • Хватательный рефлекс

Четвертый месяц жизни показателен тем, что многие детские рефлексы уходят. Их сменяют осознанные движения. Например, пропадает хватательный рефлекс. С рождения кроха зажимал в кулачок все, что касалось его ладони, абсолютно не осознавая этого. Теперь маленький человек может сделать собственный выбор. Он берет понравившийся предмет, наигравшись, отпускает его. Это связано с началом активного познавания мира вокруг. Кроха трясет погремушку, изучая свойства: её звук, цвет, размер, ощущение от прикосновения.

Хорошо иметь много разных подходящих по возрасту игрушек, чтобы малыш сравнивал их и выбирал любимые.

  • Перекаты

Этот возраст отличается формированием и развитием мышц спины и плечевого пояса. Эти области первыми выходят из спячки, помогают изменять свое положение в пространстве. Очень важный шаг для развития – научиться переворачиваться со спинки на живот.

Если малыш освоил перевороты, можно выкладывать его на пол. Появится простор для новых игр, не будет риска упасть.

Взрослому, который ухаживает за крохой, не стоит бояться переносить его на пол, ведь благодаря этому мир малыша увеличивается во много раз. Важно обеспечить условия для новой деятельности: создать комфортную температуру, подстелить игровой коврик, поддерживать чистоту.

  • Начало ползания

Развитие ребенка в 4 месяца позволяет ему уверенно держать голову, лежа на животе. Малыши, спокойно опирающиеся на локти, уже предпринимают попытки ползать, отталкиваясь ногами. Этим действиям полезно помогать, следующий шаг — активное ползание.

  • Движения на спине

Некоторые дети невысоко поднимают голову, плечи, лежа на спине. Со стороны это может казаться попыткой сесть. Но это проба детьми возможностей тела, разработка мышц.

Нельзя помогать ребенку садиться, пока он не начнет делать этого сам.

Главная опасность заключается в огромной нагрузке на позвоночник, что может привести к нежелательным последствиям. Малыш сам начнет подниматься в сидячее положение, придерживаясь руками. Это будет означать готовность его мышц и скелета к новым нагрузкам. Важно обеспечить нормальное развитие, уход за крохой.

Восприятие окружающего мира

  • Зрение

Четвёртый месяц приносит человеку возможность довольно далеко видеть. Зрение улучшается, позволяя ребенку различать предметы на расстоянии 3-3,5 метра. На прогулке можно брать младенца на руки, ходить с ним, рассказывая о происходящем вокруг. Такое знакомство нужно проводить и дома, чтобы малыш изучал обстановку. Упражнение поможет развивать зрение младенца.

Карапуз запомнил и различает лица мамы. Теперь он радуется и улыбается родителям, а не случайным добрым людям. Зная, что умеет ребенок в 4 месяца, можно лучше его понимать.

В 4 месяца развитие уже позволяет крохе слышать все звуки. Можно слушать музыку с малышом, рассказывать ему сказки, разговаривать, петь. Содержание пока будет ускользать от маленького человека, но эмоциональную окраску, интонации, тембр голоса он поймет, запомнит. Не стоит издавать слишком громкие, неприятные звуки рядом, ругаться между собой. Особенно это касается родителей, ведь голоса мамы с папой узнаваемы младенцем, он будет остро реагировать на их повышение, неприятные интонации.

Карапуз начинает связывать звуки в певучие фразы. Эти перлы ярко эмоционально окрашены, имеют характерную интонацию. Получаются простые слоги. Так происходит из-за подражания голосам взрослых, но ещё не относится к настоящему говорению.

Социальные навыки

Совсем недавно ребенок спокойно реагировал на то, что его берет на руки тётя, дедушка, подруга, теперь всё изменилось. Малыш начал показывать недовольство, беспокойство при общении с малознакомым человеком. Что происходит?

Маленький человек стал отличать близких ему, знакомых людей от тех, кого он видит редко или в первый раз. Теперь, чтобы взять кроху на руки без возможной негативной реакции, с ним надо познакомиться. Умение отличать «своего» от «чужого» — обязательный пункт из списка, что должен уметь малыш в этом возрасте.

Очень красочно выражен «комплекс оживления» у малыша. Это реакция на появление, голос близкого человека. Кроха начинает двигаться, радостно махать ручками, улыбаться, смеяться.

Эмоционально-психологическое развитие

Появляется реакция на окружающие события. Настроение изменяется в зависимости от поведения близкого взрослого. Малыш понимает, что мама расстроена, сам начинает капризничать.

Еще вчера настроение карапуза зависело от того, насколько ему комфортно. Он плакал, если ему было холодно, хотелось есть, что-то болело. Теперь же, согласно месячному календарю приобретаемых навыков, он может перенимать настроение окружающих.

Если что-то идет не по плану

Родителям очень важно понимать: любые нормативные показатели – среднее значение для тысяч детей. Понятие «норма» необходимо для врачей, чтобы опираться на него при проведении осмотра малышей.

Ребенок к четырем месяцам не начал ползать — не страшно. Погрешность в пределах двух месяцев абсолютно нормальна. Нельзя поддаваться на провокации подружек, дети которых в четыре месяца разговаривают или сидят. Первое, скорее всего, – враньё, со вторым эксперименты опасны — могут иметь серьезные последствия.

Нужно спокойно, объективно относиться к возможностям маленького человека. Если малыш ленится переворачиваться, это означает, что нужно больше тренировать с ним данное движение.

Если с ребенком что-то не так, то, скорее всего, родители уже об этом знают. Признаки отклонений слишком явные, чтобы их игнорировать. В вопросе, что должен уметь ребенок в 4 месяца, нужно обращать внимание на основные навыки, не зацикливаясь на деталях. Стоит подумать о новой стратегии, если:

  • ребенок не держит голову;
  • не реагирует на близких людей;
  • не обращает внимания на игрушки;
  • взгляд не фокусируется на движущемся ярком предмете, при этом направлен сквозь родителя;
  • ребенок совсем не проявляет эмоций.

Во всех ситуациях надо сохранять спокойствие, не поддаваясь панике: настроение родителей очень быстро передается малышу.

Если у ребенка будут выявлены отклонения, это потребует большего спокойствия и организованности от взрослых. Возможно, надо будет ввести дополнительные упражнения или лечебные процедуры. Важно слушать врача, выполнять все его рекомендации.

Изменение распорядка дня

Главное отличие в новом распорядке крохи – удлинение периодов бодрствования днём и ночного сна без пробуждений. Теперь кроха может познавать мир несколько часов подряд и спокойно спать ночью. Непрерывный сон растягивается на 8-9 часов. Это особенно важно для мам, уставших от постоянных пробуждений на кормление, от жизни «по будильнику».

Рекомендация для родителей в этот период – соблюдать режим. Купать, укладывать в одно время — тогда и просыпаться карапуз будет запланировано. Важно обеспечить крохе условия для изучения окружающего мира, побольше гулять.

Развитие в играх

  • Захват мяча

Это одна из самых полезных развивающих игр в 4 месяца. Она поможет разрабатывать «комплекс оживления», поспособствует тому, что должен уметь делать малыш. Это тренировка мышц плечевого пояса и ножек, а также приятный совместный досуг.

Для упражнения понадобится мячик среднего размера. Ребенок лежит на спинке. Мяч нужно поднести ближе к малышу, чтобы тот взял его ручками. Если при этом будут задействованы ножки – замечательно. Создается ощущение, что взрослый бросает мяч, а карапуз ловит.

  • Все такое разное! Мелкая моторика

Для этого упражнения понадобятся отличные на ощупь лоскуты. Лучше всего сделать коробочку, внутренность которой будет обклеена различными по фактуре тканями. Можно прикрепить туда связки бусин. Главное – чтобы ничего не оторвалось. Малыш будет ощупывать незнакомые предметы рукой, накапливая новый опыт. При этом хорошо развивается мелкая моторика.

  • Разговор

Упражнение направлено на развитие речи. Глядя на ребенка, взрослый говорит фразу, обращаясь к малышу. Дожидается, пока кроха выдаст ответ по-своему. Взрослый пытается повторить эту фразу. Карапуз выдает новую. Игра строится на имитации диалога. Важно, чтобы родитель проговаривал слова, слоги, ярко артикулируя. Ребенок учится говорить, пытаясь воспроизвести движения губ окружающих людей.

Не стоит недооценивать маленького человека. Даже с несовершенными умениями понимать окружающий мир, ребенок — уже маленькая личность. Это значит, что к нему надо обращаться, как к собеседнику.

С четвертым месяцем в жизни крохи наступают новые этапы развития: больше эмоциональных проявлений, новые физические умения, первые стремления и уже маленькие победы. Пик формирования системы пищеварения позади, мучительные все меньше одолевают ребенка, поэтому остается больше сил и настроения для изучения ещё такого неопознанного мира вокруг.

Физиологическое развитие на 4 месяце жизни

Рост и вес

Переступив рубеж четырех месяцев, чадо продолжает активно набирать вес. Несмотря на новые умения, физическая активность все также не велика, поэтому прибавка в весе может составить от 600 до 750 гр. Согласно стандартным параметрам вес должен приблизиться к границе 6-7 кг, а рост к отметке до 65 см.

Рефлексы

На фоне постоянного развития, старые навыки и рефлексы новорожденного постепенно сменяются новыми, более совершенными. Среди них:

  • Хватательный рефлекс Робинсона. Ранее он носил безусловный характер, но к 4-м месяцам малыш осознанно тянется к предметам в поле зрения, хватает их и старательно удерживает. От степени проявления этого рефлекса зависит дальнейшее развитие мелкой моторики у ребенка.
  • Ползание по рефлексу Бауэра. Раньше кроха пытался ползать, когда чувствовал опору у ножек. Но на момент исполнения 4-х месяцев эти стремления забываются: рефлекс или угасает вовсе, или малыш пытается ползти уже без чьей-либо помощи.
  • Автоматический рефлекс Моро. У большинства детей к этому возрасту данный рефлекс уже не проявляется. Ранее его можно было вызвать резким хлопком или ударом по поверхности. Выражался он в разведении ручек в сторону и разжимании кулачков, а затем возвратом в исходное положение.

В 4 месяца малыш должен полностью избавиться от двух рефлексов-раздражителей:

  • Рефлекс Переса, который при ведении по позвоночнику с легким нажатием пальцев вызывает у ребенка крик, разгибание туловища и конечностей.
  • Рефлекс Галанта, который при раздражении кожи по линии позвоночника провоцирует изгиб спины, а иногда и разгиб ноги на той стороне, где проводят пальцами.

Состояние этих рефлексов проверяет непосредственно педиатр и в случае их наличия направляет на консультацию к невропатологу.

Помимо отсутствия определенных рефлекторных реакций, признаками здорового развития малыша являются приобретенные способности. К ним относятся:

  • Перевороты тела как на живот, так уже с него обратно на бок и спинку.
  • Опора на ладошки в положении лежа на животе. При этом удержание головы должно быть уверенным и продолжительным (не менее 15 мин).
  • Стремительные толчки от твердой поверхности пальчиками на ногах, когда малыша держат за подмышки.
  • Отсутствие тонуса в ручках. На ножках он все еще может проявляться, ведь большая часть активности в этот период приходится именно на них.
  • Хватание и удерживание предметов 20-30 секунд. У крохи уже должно быть понимание, что при движении погремушки она будет издавать звуки.
  • Активное участие в кормлении: малыш стремится поддерживать бутылочку или держаться за грудь.
  • Первые умения управлять своими ручками: тянуться и трогать окружающие предметы, осознанно засовывать пальцы в рот.
  • Раскрытие ладошек и разжимание пальчиков.
  • Умение садиться, когда его приподнимают за ручки. На данном этапе развития усердствовать с высаживанием не стоит, так как позвоночник все ещё только укрепляется.

  • Ребенок становится все активней и более эмоционально реагирует на голос мамы: оживленно дергает ножками и ручками, радостно улыбается или даже смеется, по-своему с ней болтает. Такие проявления могут наблюдаться и как реакция на новые игрушки или людей.
  • Малыш начинает понимать как его зовут, поэтому следует почаще к нему обращаться в третьем лице. В ответ на разговоры с ним, ребенок должен отвечать первыми звуками: преимущественно протяжными гласными, но элементы твердых согласных также могут иметь место.
  • Кроха начинает запоминать очередность каждодневных действий, понимать, что будет после того или иного события. К примеру, терпеливо ждать после купания массажа; при одевании понимать, что планируется поход на улицу; при виде груди успокаиваться в преддверии кормления.
  • У него появляются первые чувства: ему бывает обидно, страшно, весело, грустно и даже интересно или скучно.
  • Малыш начинает испытывать любопытство к собственному телу. Так, он внимательно изучает свои ручки, трогает личико, ушки или голову, даже узнает себя в зеркале и с интересом наблюдает.
  • Он уже легко узнает своих близких, требует их внимания, особенно мамы. С ней у младенца по-прежнему сильная связь, поэтому ему необходим постоянный контакт: как в плане прикосновений и поглаживаний, так и в эмоциональном аспекте. Мама должна понимать, что и радость, и грусть ребенком моментально чувствуется — от этого зависит его настроение.
  • При виде ранее не знакомых людей, ребенок ведет себя довольно осторожно, внимательно изучая новые лица. Такая же реакция может наблюдаться, если кто-то из членов семьи будет в шапке, капюшоне или солнечных очках, ведь чадо в таком виде их не узнает. А сняв такую «маскировку», можно наблюдать яркие эмоции удивления в виде звуков, мимики и активных телодвижений.
  • В четыре месяца у малыша активно совершенствуется восприятие окружающего мира на зрение и слух. Теперь он не только пристально наблюдает за движущимися игрушками в поле его зрения, а ещё и запоминает их. А если показать чаду, как грохочет погремушка, а затем пошуметь ею в другой стороне – он будет поворачивать голову на слух в поисках знакомого звука.

Зрение

Помимо усиленной внимательности, ребенок начинает интересоваться цветами. Первыми он будет замечать красочные и сочные цвета, такие как солнечный желтый или сочный красный. Менее насыщенные оттенки (зеленые, голубые и синие тона) также приковывают его взор к себе, но в меньшей степени. Поэтому выбирать новые игрушки следует исходя из этих предпочтений: яркие, но не смешанные друг с другом цвета. Малыш лучше воспримет развлечение, если в составе игрушки будет не более 4 оттенков, а иначе он быстро утомится и потеряет интерес.

Слух

Настал тот период, когда ребенок усердно прислушивается к звукам вокруг него, различая голос папы и мамы, начиная вертеть головой в поиске их самих. Прислушиваясь к мелодии или песни, он уже проявляет свою симпатию или, наоборот, недовольство по поводу услышанного. Крохе в таком возрасте более приятны ритмичные темпы, чем высокие звучания, так как его слух воспринимает только пару тонов из всего возможного спектра. Четко слышимый ритм сыграет успокаивающий эффект и даст возможность добавить элемент игры в виде движений ручками и ножками под такт музыки.

В 4 месяца у младенца наступает этап, когда ему так необходимо постоянное общение. От этого зависит, когда наступит начало его будущих первых слов и предложений. Поэтому родителям необходимо стать более общительными: объяснять словами любое действие, рассказывать о совместных планах на сегодня, описывать происходящие вокруг ситуации. Эффективным будет чтение первых книжечек с большими картинками или использование карточек со словами и иллюстрациями к ним.

В свою очередь, кроха будет отвечать на услышанные речи своим языком. Чтобы он начал пробовать повторять за мамой, ему необходимо показать, как это делается: надо подождать пока он закончит «свое предложение», а затем воспроизвести его звуки. Таким образом у ребенка вырабатывается навык подражания речи, который поможет ему легче научиться говорить.

Отсутствие навыков: что должно насторожить

Каждый ребенок склонен к своему индивидуальному развитию. Поэтому у одних детей перечисленные способности возникают раньше, у других проявляются позднее. Это не всегда является поводом для беспокойства, но стоит знать отсутствие каких умений должно привлечь внимание. Тревожными знаками являются отсутствие:

  • Хватания и удержания даже самых легких предметов в ручке.
  • Попыток перевернуться на живот или неудачные стремления.
  • Начальных поднятий на ручках в положении лежа на животе.
  • Уверенного держания головы, когда малыша приподнимают за ручки.
  • Элементарных эмоций и реакций на внимание, разговоры и игры: удивления, восторженности, грусти, улыбок, смеха.
  • Уверенной стойки на пальчиках ног, если кроху придерживая поставить.

Режим кормления и сна

При грудном вскармливании

Детей на ГВ следует кормить по уже выработанному индивидуальному графику: . В этом возрасте уже нет необходимости тщательно отмерять количество съеденного или проверять жирность молока. Если малыш каждый день прибавляет в весе, то получаемой им еды вполне достаточно.

При правильном , ее молоко содержит все необходимое для крепкого здоровья ребенка, поэтому вводить прикорм нет необходимости. К дополнительной пище в виде фруктовых пюре и соков прибегают в отдельных случаях после рекомендации педиатров. Если в развитии и росте крохи нет никаких особенностей, то повышать риск аллергий и проблем с пищеварением из-за новой еды не стоит.

Для будущего прикорма лучше всего использовать овощные продукты в виде пюре. Микроэлементы и витамины, содержащиеся в них, нужнее детскому организму, чем во фруктовой пище. К тому же, многие малыши не принимают менее вкусные овощи после того, как распробуют сладкое пюре из фруктов.

При искусственном кормлении

Если рацион у малыша состоит из молочной смеси, то с 4-х месяцев можно ввести соки. Вводить этот новый для детского животика продукт следует постепенно, не более 30 гр в день в разбавленном виде.

Периодичность и количество потребляемой смеси зависит от динамики набираемого веса. В среднем, к четырем месяцам ребенок должен кушать 5-7 раз за день и съедать 150 гр за одно кормление.

Сон

Нормой для достаточного отдыха и полного восстановления детских сил считается сон, который длится не менее 13-15 часов. К 4-м месяцам количество ночных кормлений должно сократиться до 1-2 раз, а суммарный сон должен составлять 10 часов. Если малыш уже спит всю ночь и просыпается лишь под утро – это является естественным явлением и не считается отклонением от нормы. Остальные 3-5 часов припадают на дневной отдых и сон во время гуляния.

К этому возрасту пора приучить малыша к режиму дневного сна. Тогда он будет легче засыпать и лучше спать, что предотвратит его переутомление и сбои в ночном сне. Также важно оптимальное время для укладывания, которым считается период с 7 до 9 часов вечера.

В 4 месяца ребенок напрямую зависит от контакта с мамой. Это же касается и развития его новых умений и навыков. Поэтому так важно брать малыша с собой, а не оставлять в манеже или в кроватке. К примеру, взять его с собой на кухню в коляске или слинге и, делая домашние дела, рассказывать ему все детали. Использование для этих целей кенгуру не рекомендуется до 6 месяцев , когда спинка ребенка окрепнет.

Следует постоянно говорить с младенцем, активно вести диалог. Крохе очень важно понимать и чувствовать, что он не только услышан, а является одним из главных действующих лиц разговора. Поэтому ему будет очень интересно послушать, как используется тот или иной предмет, какого он цвета, что еще бывает такого цвета. Если предмет безопасен, то можно разрешить малышу его пощупать и попробовать на вкус. Он будет рад таким новым нестандартным игрушкам. Тем более такие предметы или самодельные игрушки из бечевок, завязанных в узелки, меха и гладких тканей хорошо развивают моторику и дарят радость новых ощущений.

Развивающие игры с ребенком

В привычный режим дня можно включить такие игры:

  • С элементом неожиданности в конце: всем известные «Коза рогатая» или «По кочкам, по кочкам». Они вырабатывают реакцию ребенка.
  • Для развития координации и ориентации: «Ку-ку». Лучше всего прятаться с одной, а появляться с другой стороны от малыша, чтоб он поворачивал голову на звук.
  • Для развития мышц ручек: «Ладушки». Надо показать крохе, как можно раскрывать ладошку во время хлопков, чтоб позже он сам тренировал разжимания.
  • Включающие легкий массаж: «Сорока-ворона». В процессе игры затрагиваются все точки на ладошке и пальчиках, а ведь каждая из них отвечает за определенный орган. Так, в центре находится точка кишечника, мизинец определяет сердце, на безымянный палец спроецирована точка нервной системы, средний отвечает за печень, указательный за желудок, а на большом пальце разместилась точка головного мозга.

Для полноценного развития малыша лучше использовать все методы в комплексе. Также стоит продолжать массаж после купания, добавлять новые упражнения, аккуратно закаливать маленький организм. Все это поможет ему быстрее и легче научиться новому и порадовать родителей.

Четвертый месяц считается переломным моментом в жизни малыша, поскольку это период завершения адаптации к окружающему миру. Развитие ребенка в 4 месяца очень многогранно, ведь в это время изменяются все системы организма, у малыша появляются свои привычки и особенности, именно из-за этого у молодых родителей могут появляться проблемы относительно собственного образа жизни и воспитания малыша.

Параметры тела в это время изменяются пропорционально. Вес малыша увеличивается примерно на 700-800 граммов – в отличие от предыдущих месяцев прирост массы не столь значителен, однако слишком маленький набор веса считается отклонением от нормы. Что касается увеличения объемов тела, то окружность головы может измениться на 10-15 мм, груди – на 15-20 мм.

Соответственные изменения касаются и внутренних органов – увеличивается объем легких, печени и поджелудочной. К 4 месяцу устанавливается правильный процесс пищеварения, это очень удобно для мамы, поскольку малыш уже не так часто требует ее внимания, а ночные кормления требуются не так часто, как раньше.

В это время важно придерживаться определенного режима, поскольку малейшие отклонения от установленного графика приведут к сбою дня и ночи. Четвертый месяц для грудничка может стать как моментом начала правильного режима дня, так и периодом несбалансированных суток. Вставая в одно и то же время, придерживаясь режима питания, укладывая ребенка спать в определенные часы, вы сможете легко наладить оптимальный для себя режим жизни семьи. Помните, что незначительные отклонения от уже установленного режима способны привести к сбою графика, что впоследствии сложно вернуть в норму.

Оптимальный режим сна для 4-месячного малыша – 3-4 раза дневного отдыха продолжительностью по 1,5-2 часа и ночью примерно 8-10 часов, возможно, с незначительными перерывами на кормление.

Что касается режима питания, то именно в 4 месяца многие малыши получают свой первый прикорм. Самым правильным для данного времени станет овощное пюре и незначительное количество фруктового сока. Лучшим выбором из растительных продуктов для данного периода станут:

  • зеленые и желтые яблоки;
  • вишни и черешни;
  • домашние сливы;
  • кабачок;
  • картофель;
  • морковь;
  • свекла;
  • капуста;
  • детские молочные продукты.

Разумеется, любой из представленных продуктов следует вводить в рацион постепенно, начиная с ½ чайной ложки за один прием. Придерживаясь такой методики, вы сможете предотвратить и полностью исключить активное развитие аллергических реакций на определенный компонент меню.

Наряду с прикормом для многих малышей незаменимым станет введение в рацион детской смеси или молочной (а может, безмолочной) каши. Обычно такие продукты назначают малышам, которые не набирают нужного для своего возраста веса. Вовсе не обязательно использовать покупные продукты, ведь домашние кашки и пюре намного вкуснее и полезнее магазинных. Для приготовления питания для малыша удобно использовать привычные для взрослого стола продукты, однако подавать их следует в измельченной форме, для чего подойдет миксер или блендер. Также поначалу стоит готовить блюда для ребенка отдельно, ведь кроха не станет есть пересоленное или слишком сладкое пюре, к тому же некоторые компоненты взрослого стола ему вовсе противопоказаны. Придерживаться правил кормления малыша стоит обязательно, поскольку в противном случае у крохи не получится набрать нужный вес, из-за чего могут возникнуть дополнительные проблемы с развитием организма.

В возрасте 4 месяцев у деток могут появляться первые зубки, поэтому частые капризы вовсе не означают начало заболевания или же расстройства психики. Первыми признаками прорезывания зубов станет чрезмерное слюноотделение, привычка тянуть все предметы в рот и незначительное повышение температуры. Заметив один или несколько признаков появления зубиков, помогите малышу, предложив ему резиновые прорезыватели или же смягчив процесс охлаждающим гелем.


Для 4 месяца характерно развитие у малыша навыков общения, ребенок активно общается с взрослыми людьми и детками посредством жестов и звуков, причем можно замечать одинаковую радость при появлении знакомых и незнакомых людей, ведь малыш еще не совсем четко различает лица и звуки.

Разговорные навыки в данный период только начинают развиваться, малыш может произносить разнообразные звуки, однако определенных слогов еще ждать рано. Зато слух совершенствуется изо дня в день, крохам в 4 месяца очень нравится музыка в любом ее проявлении, поэтому для данного периода оптимальным вариантом станут музыкальные игрушки, например, электронный мобиль, мини-азбука, музыкальные инструменты, разнообразные погремушки и пр. Помимо развлекательных предметов малышам не повредит прослушивание классической музыки, можно предложить малышам детские песенки и аудио-стишки, а также крохи по достоинству оценят ваши вокальные достижения.

Для развития памяти стоит как можно чаще разговаривать с ребенком, показывать ему определенные предметы и обязательно называть их. С 4-го месяца кроха уже способен реагировать на свое имя, при этом он улыбается и начинает агукать. Таким же образом малыш проявляет радость при появлении в комнате знакомых людей, например, мамы или папы.

Такой же эффект может быть заметен при появлении знакомых предметов: к примеру, если кроху привлекают машины, можете начинать учить его названиям автомобилей – грузовик, пожарная, милиция и пр. Многие груднички любят животных, в этом случае стоит рассказывать деткам о названиях зверей, так малыш быстро запомнит не только названия, но и станет подражать звукам, которые они производят.

Что касается активных игр, то для ребенка 4 месяцев оптимальным занятием станет рассматривание новых игрушек, стандартная гимнастика, массаж и долговременные прогулки на улице, если позволяет погода. Сейчас кроха стремится больше времени проводить на руках, поскольку сверху ему лучше и больше видно, однако идти на поводу у малыша не стоит, ведь его вес уже не маленький, к тому же впоследствии его трудно будет отучить от этой привычки. Лучше соорудите в коляске высокую спинку с мягкими подушками, на которой ребенок будет чувствовать себя комфортно и удобно. Для дома можно приобрести манеж или мягкий игровой коврик, на котором кроха сможет играть, а вы получите немного свободного времени.

THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама