THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама

Задумывались ли вы о том, откуда вы пришли и что будет после смерти? Хотелось ли вам знать, кем вы были в прошлых жизнях? Многие думают, что вспомнить прошлую жизнь очень сложно. А между тем вспомнить прошлую жизнь так же легко, как и вчерашний день. Часто наше подсознание само дает нам нужные подсказки. В этой статье я расскажу о 10 проверенных способах как вспомнить прошлую жизнь.

1. Спонтанные воспоминания прошлых жизней

Ключи к прошлым жизням есть в текущей жизни. Если вы внимательно приглядитесь к своим индивидуальным особенностям, талантам, увлечениям, чертам характера, особенностям семьи, в которой вы родились, то наверняка поймете что такой ”набор” есть только у вас и ни у кого другого.

Исследуйте ваши индивидуальные особенности по следующим темам:

  • Что вам нравилось делать в детстве, какие занятия или игры приносили радость, удовольствие
  • Выбранный вами род занятий, увлечения
  • Ваши черты характера и манера поведения
  • Ваши таланты, способности, наклонности
  • Что вас восхищает в других людях
  • Что вас раздражает в других людях, что вы не приемлете
  • Любимые книги и фильмы, любимые герои, которые вас восхищают
  • Страны и культуры, которые вам особенно нравятся
  • Историческая эпоха и события, которые привлекают ваше внимание
  • Страхи и фобии или пристрастия, которые у вас есть, возможно, с самого детства
  • Травмы, болезни, особенно неожиданные

Начните фокусировать внимание и размышлять почему вам это нравится или не нравится, или почему у вас есть эта черта или талант. Тогда, вполне возможно, это станет толчком к спонтанным воспоминаниям прошлых жизней.

2. Путешествия

Путешествия в другие страны могут вызвать спонтанные воспоминания прошлых жизней.

Как это происходит? Под воздействием новых впечатлений, которые задействуют все каналы восприятия информации. Ведь вы видите новые объекты, людей, архитектуру, слышите незнакомую речь, улавливаете запахи, пробуете местную кухню и т.д. Все вместе эти ощущения оставляют незабываемые впечатления. Но если ваша прошлая жизнь была как-то связана с данной обстановкой, то вполне вероятно у вас произойдет узнавание, вспоминание или сильные эмоции, связанные с этим местом.

Например, я не была в Италии в этой жизни, но я была гладиатором в прошлой жизни. Я это поняла задолго до того, как вспомнила свою жизнь гладиатора. А поняла я это, оказавшись на развалинах арены для боев гладиаторов в северной части Англии. Арена эта осталась после нашествий Римской Империи в 4-5 вв.н.э.

И вот я стою посредине этой арены. Незабываемые ощущения! Никогда не предполагала, что какая-то арена может вызвать такие сильные и непонятные ощущения, непередаваемое волнение. Удивительная смесь самых разных чувств. И внутри все переворачивается. Я была удивлена таким бурным чувствам, которые вызвало во мне пребывание в этом месте, потому что гладиаторами я никогда не интересовалась до этого. И только когда я научилась вспоминать свои прошлые жизни, я поняла, почему у меня была такая реакция.

3. Фильмы или книги

Фильмы и книги действуют так же, как и путешествия, потому что здесь также задействуются все каналы восприятия . Вы очень быстро втягиваетесь в сюжет и описание обстановки, действующих героев, описание деталей быта, обстановки и прочие детали и вам все кажется интересным. Вы как бы погружаетесь в ту обстановку, все кажется очень родным и знакомым.

У меня такое ”узнавание” произошло, когда мне в детстве попала книжка ”Последние дни Помпей”. Я прочитала книжку взахлеб, хотя для ребенка там были довольно сложные и скучные вещи, но я все читала с интересом. Все детали меня волновали – описания одежды людей, описания домов, где они жили, что они ели, чем занимались в течение дня. Даже описание местных распорядков и другие ”скучные” вещи, но меня все это живо волновало. Я все это узнавала, мне это было понятно.

Кроме того, когда вы смотрите фильм или читаете книгу, вы можете почувствовать симпатию к какому-то герою или ассоциировать себя с каким-то героем. При этом, в вашей текущей жизни похожих обстоятельств может и не быть, но вы точно знаете, как бы вы вели себя в подобных условиях. Это тоже может косвенно указывать на то, с чем была связана одна из ваших прошлых жизней.

4. Сновидения

Когда вы интенсивно обдумываете какую-то проблему, которую вам нужно решить, товаше подсознание работает над этой проблемой даже ночью, пока вы спите. Бывает, что ответы на эту задачу уже есть в прошлой жизни, тогда вы можете увидеть во сне отрывки из той прошлой жизни . Тем самым, подсознание как бы дает вам подсказку и напоминает о том, что с вами уже происходило.

При этом, просмотр прошлой жизни во сне сильно отличается от обычных сновидений. Отличие в том, что вы перепроживаете этот момент той жизни и он ощущается как очень реальный, как будто вы не спите, а живете в этом моменте.

Если вы сознательно сконцентрируете ваше внимание на запросе вспомнить конкретную прошлую жизньв момент перед самым засыпанием, то вполне вероятно, что именно ту жизнь вы и вспомните во сне. Пример запрос может быть таким: ”Хочу вспомнить мою прошлую жизнь, в которой я … :

  • решил такую-то проблему”
  • справился с такой-то ситуацией”
  • научился тому-то”
  • был сильным/добрым/лидером/писателем/художником/полководцем/священнослужителем/ясновидящим/…”
  • или создал себе такую-то проблему в текущей жизни”
  • другой вариант

5. Дежавю

«Дежавю» в переводе с французского означает «уже видел». Э то о щущение, что переживаемое в настоящий момент уже происходило с вами в прошлом и вы даже знаете, что произойдет в следующую секунду. При этом внутри у вас все замирает и чувствуется прикосновение к чему-то магическому, волшебному. При этом, дежавю длится не более 10 секунд…

Люди, которые переживали дежавю, обычно хорошо запоминают эти моменты и относятся к ним, как к чему-то необычному.

Медики утверждают, что дежавю – это необъяснимая, но довольно безвредная, ошибка памяти. При этом, одновременно включаются две зоны мозга – восприятие сигналов настоящего и долговременная память. Но вот почему эта ошибка возникает, ответа у них нет.

Психологи говорят, что дежавю – это работа подсознания . Во время дежавю вы вспоминаете варианты решения ситуаций, которые подсознание уже просчитало для вас.

Регрессологи говорят, что дежавю – это память прошлых жизней . Потому что в момент дежавю вы вспоминаете места или людей из прошлых жизней. Кроме того, ваша Душа перед воплощением составила план вашей жизни. Кусочек этого плана вы и вспомнили в момент дежавю. Следовательно,дежавю – это подсказки вашей Души о том, что вы движетесь по тому пути, который запланировали.

6. Сильные эмоции, страхи или привязанности

Сильные эмоции или страхи могут быть ключом к воспоминаниям прошлых жизней. Особенно это касается тех эмоций и страхов, у которых нет видимых причин в текущей жизни.

Например, вы боитесь собак, но вас никогда не кусала собака или не было неприятных ситуаций с собаками. Или вы чувствуете в себе сильную необъяснимую страсть к игровым автоматам и т.п. но в вашем роду ни у кого нет таких привычек и т.д. Или вы встретили в своей жизни мужчину, по отношению к которому испытываете такие сильные эмоции, которые никогда до этого не испытывали ни к одному другому мужчине и не понимаете, что происходит, ведь вам всегда удавалось держать голову ”холодной” даже в юности. Это лишь несколько примеров.

Такие вещи, которые как бы выбиваются из общего рисунка и на первый взгляд кажутся ”не свойственными” вам , обычно легко объясняются через просмотр прошлых жизней. Это своего рода напоминание вам о том, что вы уже это делали .

Еще пример из жизни

Однажды у меня включилась эмоция на снег, на снегопад. Я люблю снег, но вот однажды все поменялось. Эмоция была настолько сильной и неприятной, что я решила пойти на сеанс-погружение. Тогда вспомнилась прошлая жизнь, когда я была безумно влюблена в офицера-белогвардейца. Наша любовь закончилась трагически, но в момент драматической развязки шел снегопад и в тот момент я связала снегопад с обстоятельствами его гибели. Таким образом, снег для меня после той жизни стал не просто снег, белый и пушистый, а напоминание о смерти любимого человека. А это уже вызывает совсем другие эмоции. Когда я посмотрела ту жизнь и поняла с чем у меня ассоциировался снег, то эмоция по поводу снегопада исчезла.

Мы запоминаем на уровне Души то, чего не хотим повторить, то что было больно когда-то. А когда мы понимаем, что конкретно у нас стоит за этой эмоцией или страхом, то сразу становится легче и этот узел развязывается.

7. Карты Таро, астрология, гадания

Некоторые виды гаданий или гороскопов могут рассказать о том, что было в прошлых воплощениях. Например, из , видны проблемы и программы, которые возникли у человека еще в прошлых жизнях. Но при этом не понятно, при каких обстоятельствах.

Способы гаданий могут быть разными , хоть на кофейной гуще. Но здесь важна способность гадающего подключиться к информационным потокам, содержащим необходимые сведения. Следовательно, здесь важна способность гадающего правильно настраиваться на клиента.

При этом, вам кто-то рассказывает о вашей прошлой жизни, но вы сами не видите ее, не можете прочувствовать на себе те ощущения, которые сопутствовали вам в прошлой жизни.

Поэтому, вы не устраняете никаких блоков, обетов, клятв, зароков, проклятий, которые возможно давали в той прошлой жизни. Следовательно, они продолжают на вас влиять, даже если вы уже “знаете” свою прошлую жизнь.

8. Сеансы Рейки

В сеансах Рейки возникают спонтанные воспоминания прошлых жизней . Это отдельные ситуации, которые имеют отношение к возникновению конкретного заболевания, с которым работает целитель Рейки в сеансе. Исцеление данных ситуаций приводит к исцелению заболевания.

При этом исцеляемый не видит полностью всю свою прошлую жизнь, а лишь те моменты, которые имеют отношение к данному заболеванию. При этом он не понимает, что планировала Душа на то воплощение и выполнила она свои задачи тогда.

9. Расстановки по Хеллингеру

Работа происходит также, как и на семейных расстановках по методу Хеллингера. Начиная с индивидуальных родовых расстановок, постепенно можно перейти к работе над прошлыми воплощениями. Но этот метод требует большой настойчивости.

10. Реинкарнационика

– это наиболее доступный и универсальный способ вспомнить прошлую жизнь.

Техники Реинкарнационики очень просты и действенны, поэтому они позволяют активировать глубинные слои памяти. Тем самым, можно легко получить информацию о раннем детстве, о рождении, о прошлых жизнях. Кроме того, этот метод легко освоить и он доступен почти каждому.

Характеристики метода Реинкарнационика:

  • вы сами смотрите свои прошлые жизни и вам никто не рассказывает о ваших прошлых жизнях
  • у вас есть проводник-консультант, который ведет вас безопасными дорожками по вашей памяти
  • вы вспоминаете всю жизнь от начала до конца . Кроме этого, вы сможете вспомнить план Души на то воплощение и был ли он выполнен. А также какие вы воды были сделаны вами на уровне Души
  • кроме того, вы сможете вспомнить ваш опыт жизни между воплощениями
Как научиться вспоминать прошлые жизни с помощью метода Реинкарнационика:

1. На первом курсе Института Реинкарнационики вы можете научиться вспоминать прошлые жизни самостоятельно.

2. На с помощью опытного проводника-консультанта вы научитесь вспоминать свои прошлые жизни. Кроме того, просмотр прошлой жизни поможет вам устранить какую-то проблему в жизни. В дальнейшем вы сможете самостоятельно вспоминать прошлые жизни и общаться с вашими Духовными Наставниками.

Случалось ли вам положить ключи от квартиры на «самое видное место», а потом сутки искать их по всем закоулкам? Или же приготовить завтрак, упаковать его в красивую коробочку и… благополучно оставить на столе?
«Проклятая забывчивость совсем замучила, и ничего с этим не поделаешь…», – скажете вы. И ошибетесь. Специалисты полагают, что память прекрасно поддается «дрессировке».

Наш консультант
Юрий Машек, врач-психотерапевт
городской психоневрологической больницы № 2, заведующий Центром психотерапии и медицинской психологии, кандидат медицинских наук

«Чем лучше память, тем выше интеллект человека и тем медленнее наступает старость»

«Памяти мы обязаны всем, что имеем, кто мы есть. Наши идеи и представления – это ее работа. Наши повседневные восприятия, мышление и движения мы черпаем из ее источника. Память собирает бесчисленные явления нашего существования в единое целое. Подобно нашим телам, которые разлетелись бы в пыль, если бы составляющие их атомы не держались вместе благодаря притяжению материи, наше сознание разбилось бы на столько же фрагментов, сколько мы прожили секунд, если бы не связывающая и объединяющая сила памяти». Так говорил об уникальной способности головного мозга профессор-физиолог Эвальд Геринг.

Где живет память?
Люди давным-давно начали интересоваться, в какой именно части тела «записываются» прожитые нами дни. Древние ученые высказывали предположение, что этот своеобразный архив находится в печени. Потом эту версию навсегда отбросили и утвердились в мысли, что секрет кроется в голове. К примеру, древнегреческий мудрец Сократ полагал, что в человеческом мозге существует восковая табличка, на которой при запоминании появлялся след, как будто кто-то поставил печать. Чуть позже появилась еще одна версия: память «оседает» в костях черепа, откуда ее можно извлечь с помощью специальных приспособлений.

Только в ХХ веке ученые, занимающиеся «поисками» местожительства памяти, вплотную приблизились к разгадке тайны. Они пришли к выводу, что каждому виду памяти природа отвела определенное место. Во время Отечественной войны ученый Александр Лурия, наблюдая за ранеными, заключил, что кратковременная память хранится в коре головного мозга, а долговременная – в гипокампе (так называется участок в его середине).

Когда «включается» память?
Некоторые ученые считают, что память человека начинает работать через 20 недель после зачатия, и подтверждают свое мнение результатами исследований. Во время них плоду в материнской утробе посылался звуковой сигнал, а УЗИ-аппарат фиксировал реакцию ребенка на шум. В ответ на сигнал малыш начинал едва заметно двигаться, но после пятого раза реагировать на звук переставал. Когда ученые повторяли сигнал через 10 минут и даже через день, ребенок без труда узнавал знакомый звук.

Так возникла теория, что человек в состоянии вспомнить то, что с ним творилось в мамином животе. Но теория теорией, а что же на практике? Большинство людей припоминают (фрагментами) свое детство с 3-7 лет, а некоторые даже раньше. Например, Лев Толстой утверждал, что помнит, как мать кормила его грудью.

Память: виды и подвиды
Как мы уже сказали, память бывает кратковременная (или оперативная), и долговременная . Первая быстро хватает информацию, но долго ее не удерживает: та либо выветривается, либо перемещается в «отдел» долговременной памяти, где храниться всю жизнь. Кстати, это замечательное свойство нашей памяти может в нужный момент спасти нам жизнь. Известно, что в моменты смертельной опасности за считанные секунды перед глазами проходит вся жизнь человека. Люди науки полагают, что таким образом память дает нам отыскать в своем опыте подобную ситуацию, чтобы выжить.

Ну а для тех, кто умеет обращаться со своей памятью, совсем не проблема вытянуть из нее нужную информацию, какой бы «древней» она не была. Память можно разделить не только по принципу времени, но и по содержанию. Она может быть образной (зрительной), словесно-логической (слуховой), эмоциональной и кинестетической (движение, запах, вкус). Чаще всего у человека ведущим является какой-нибудь один вид, но бывают и комбинации: образно-эмоциональная память, образно-кинестетическая.

Что влияет на память?
Легко запоминается то, что вызвало неподдельный интерес. Общеизвестна стойкость памяти чувств: в состоянии эмоционального подъема в памяти иногда всплывают вещи, казалось бы, давным-давно забытые. Хотя порой сильные переживания могут сыграть злую шутку, «выбив» из головы нужные сведения. Очень важна мотивация. Человек, которому в повседневной жизни не удается запомнить даже пару иностранных слов, попав в чужой стране в стрессовую ситуацию, запросто выучивает язык.

Враги памяти
Плохие привычки:
курение, алкоголь, которые могут вызывать нечто похожее на временный паралич нервных клеток.
Травмы головы. Любые повреждения головного мозга (инсульт, сотрясения) могут сказаться на состоянии памяти. Если страдает кора мозга – нарушается кратковременная память, если серое вещество – долговременная.
Самогипноз или провалы в памяти
Это состояние знакомо многим: припомните, бывало ли, что вы, спеша на встречу, положили на самое видное место самую нужную вещь – и, хлоп, перед выходом протянули руку, чтобы ее взять – а ее там нет! И сколько ни кружи по квартире, сколько не ищи – все бесполезно. Так одна моя знакомая, спрятав перед отпуском заначку – 200 гривен – вот уже два года не может ее найти. Такое состояние специалисты называют самогипнозом. Временное отключение из реальности происходит из-за переизбытка информации, когда мозг защищает сам себя от перегрузок.

Феномен «дежавю»
Кто из нас не переживал это странное чувство «это со мной уже было»?.. Состояние дежавю. Некоторые психологи объясняют его появление влиянием «коллективного бессознательного». Информация, которой владели наши предки, не исчезает бесследно, а «переходит» к нам на подсознательном уровне. Иными словами, благодаря генетической памяти мы можем «вспомнить» то, что было с другими людьми, жившими до нас. О коллективной памяти заговорили после эксперимента над крысами. Нескольких представителей семейства грызунов пугали ярким светом, и их потомство с рождения боялось ярких лампочек, получив в наследство эмоции родителей.

Во всем нужна сноровка, старанье, тренировка…
Общепринятое мнение о том, что клетки мозга – нейроны – не делятся и постепенно отмирают, не соответствует действительности. Результаты современных исследований говорят о том, что нейроны не только делятся, но и возраст человека для их деления совсем не помеха. Возрастное же ослабление памяти связано с нарушением контактов между нейронами. А контакты можно тренировать, и пример тому - актеры, которым приходится учить новые роли всю жизнь, и которые и в старости справляются с длиннейшими текстами. Доказано, что у людей умственного труда память не слабеет вообще. Еще один факт: профессиональная память с возрастом страдает очень мало, поскольку человек использует ее изо дня в день.

А жалобы пожилых людей на плохую память связаны с тем, что по окончании активной работы они перестали ею полноценно пользоваться, и навык ее напрягать постепенно угас.

Как же можно тренировать память? Способов много. Например, римские ораторы при запоминании текста развешивали его тезисы на ветках деревьев, а во время выступления представляли себе, как они бродят от дерева к дереву и собирают листочки с записями. Этот принцип можно использовать и в современной жизни. Например, вы отправляетесь в магазин и сознательно, тренируя память, не составляете список покупок. Как его запомнить? Нужно мысленно развесить таблички с названиями продуктов на домашнюю мебель. Мысленно чертим на столе – «молоко», на кресле – «сыр», на диване – «сметана», на журнальном столике – «спички». А когда наступает ответственный момент покупки, просто представляешь себя дома, ходишь и мысленно читаешь таблички. Суть здесь в том, что связываешь то, что надо запомнить, с тем, что и так хорошо помнишь.

Еще один прием: отделение главного от второстепенного. Чтобы этому научиться, можно поиграть в простую игру: целый день внимательно наблюдайте за всем окружающим, выделяйте главные события, а вечером постарайтесь восстановить их в памяти.

Для тренировки памяти хорошо помогают: решение кроссвордов, учеба (в США стало модным учиться после выхода на пенсию: интересно, что бабушки и дедушки запоминают пройденный материал не хуже, чем молодежь), заучивание стихов. Исследования показали, что, выучив наизусть поэму А.С.Пушкина «Граф Нулин», вы увеличите объем своей памяти на 30 %. Но не нужно пытаться усилием воли заставить себя выучить целую поэму за один присест. Намного продуктивнее каждый день запоминать несколько строчек.

Интересно:
Возможности памяти огромные. Например, Александр Македонский помнил имена всех своих воинов, а их насчитывалось тысячи тысяч. Академик Абрам Иоффе знал наизусть всю таблицу логарифмов. Моцарт, единожды услышав многостраничное музыкальное произведение, мог записать его до последней ноты. Известен случай, когда он воспроизвел по памяти «Мизерере» Аллегри (в 9 частях), а ведь Ватикан хранил ее в большом секрете. Уинстон Черчилль знал наизусть почти всего Шекспира. Наш современник Билл Гейтс помнит сотни кодов созданного им программного продукта. Отсюда вывод: хочешь быть великим – развивай память.

Меню для памяти
Ученые заметили, что у пчеловодов память намного лучше, чем у людей других профессий. Стали искать причину – и оказалось, что во всем «виновато» маточковое молочко, которым пчелы выкармливают главную пчелу-королеву.

Внимание!
Специалисты полагают, что диеты, особенно те, в основе которых стоит принцип длительного однобокого питания, отнюдь не способствуют быстрой работе памяти.

Впечатление, повторение и ассоциация
Средний человек использует не больше десятой доли врожденных возможностей своей памяти. Остальные девяносто процентов пропадают, потому что мы не умеем пользоваться естественными законами запоминания. Этих законов всего три – впечатление, повторение и ассоциация.

Впечатление.
Зрительное впечатление самое прочное, поскольку нервы, ведущие от глаза к мозгу, в двадцать раз толще, чем нервы, ведущие от уха к мозгу. Марк Твен не мог запомнить последовательности пунктов своего выступления, когда читал их вслух, тогда он стал использовать рисунки. Не последнюю роль играют и запахи, которые помогают «фиксировать» в памяти нужные моменты.

Повторение.
Многие монахи цитируют на память огромные части из Библии. Они добиваются этого путем постоянных повторений.

Ассоциации.
Основной принцип науки эйдетики, изучающей развитие памяти, гласит: чтобы запомнить, нужно подключить воображение. Например, «записать» в памяти ничем не связанные слова «жираф», «очки», «вертолет» и «зима» можно, представив себе такую картину: жираф в очках летит на вертолете, а вокруг зима. Таким способом можно запомнить очень много слов. И не только слов, но и дат, имен и фамилий, исторических событий.

Интересно:
Специалисты считают, что самый лучший способ запомнить большой объем информации (студентам во время сессии) состоит из пяти стадий:
1. Предосмотр (быстро пробежаться глазами по тексту).
2. Разделить материал на части и к каждой поставить вопрос.
3. Внимательно прочесть и ответить на вопросы.
4. Пересказать.
5. Проверить себя.

Мини-тренинг
Через 5-10 минут после пробуждения как можно быстрее сосчитайте в обратном порядке от 100 до 1.
Поиграйте в игру: на каждую букву алфавита придумайте слово. Если вы забыли какую-то букву или не можете придумать слово, не останавливайтесь – главное быстрота.
Выберите любую букву алфавита и назовите двадцать слов, начинающихся с нее.
Назовите двадцать мужских имен и столько же женских.

На заметку
Центр психотерапии и медицинской психологии: тел. 543-90-46

Благодарим за помощь в подготовке материала психолога Центра детской и семейной психологии журнала «Мир семьи» Ларису ШКЛОВЦОВУ

---
Еще недавно я помнила события 10-летней давности в подробностях, запахах, цветах, а теперь с каждым годом воспоминания становятся все более расплывчатыми. Почему?
Это не значит, что сведения исчезают, просто каждодневный поток информации вытесняет какие-то детали в закрома долговременной памяти. Наша память сама регулирует нагрузку, готовится к приему новой информации, архивируя «старые» впечатления и сведения.

--
В каком возрасте человек лучше всего запоминает?
Как выяснили ученые, в 19 лет. Но это не значит, что потом возможности памяти постепенно уменьшаются. Специалисты считают, что память можно «накачать» точно так же, как мускулы.

--
У меня прекрасная память на лица, даты, особенно самые значимые в жизни. События всплывают в ярких картинках и образах. А вот пересказать «близко к тексту» что было, например, на родительском собрании, я не могу, остается только «картинка», общее впечатление. А вот муж – моя полная противоположность: мелочи он не помнит, лица новых людей вообще забывает. Зато прекрасно помнит всю последовательность событий, разговоры, фразы, выводы. Почему так происходит?
В психологии есть такой термин – модальность человека. Это способность воспринимать окружающий мир при помощи ведущих анализаторов - наших органов чувств. Поэтому существует разные виды памяти: зрительная, слуховая и кинестетическая. У некоторых людей несколько ведущих модальностей. Кроме того, психологи различают эмоциональную и словесно-логическую память. Первым видом памяти наделены чувствительные люди с тонкой душевной организацией, а второй вид присущ людям с аналитическим мышлением.

ТАТЬЯНА БИЛЕНКО
Журнал "Мир семьи" март 2006 года

Ситуация, при которой приходится долго искать вещь, которую положили в неизвестное место является вполне обыденной и распространенной. Еще пару минут назад вы были точно уверены, что положили эту вещь в строго определенное место, но ее там не оказалось. Особую пикантность этой легкой неприятности часто придают обстоятельства, при которых вы очень торопитесь, а потерянная вещь просто необходима в данный момент времени. Как быть в этом случае и как вспомнить, куда положили вещь?

Чтобы найти нужные вещи, психологи предлагают несколько простых способов.

  1. Возвратный. Если необходимый предмет Вы только что держали в руках, а сейчас не можете вспомнить, где же он, воспользуйтесь полезным советом: вернитесь на то место, где Вы видели нужную вещицу в последний раз и еще раз повторите все те действия, которые совершали до того, как взять нужный предмет. Благодаря точно такой же последовательности выполнения, Вы, вероятно, тут же припомните, куда положили или хотели положить столь необходимый предмет.

    Например, Вы не можете найти пульт от телевизора. В последний раз Вы брали его в руки, когда сидели в кресле и смотрели любимый сериал... До тех пор, пока кто-то не позвонил к Вам дверь. Таким образом, Ваш пульт, скорее всего, будет в коридоре.

  2. Логический. Допустим, Вам нужен некий конкретный гвоздь. И держать его удобно, и вытащили Вы его очень легко из старого стула. Давайте мыслить логически - куда же Вы могли его положить? Гвоздь - вещица маленькая, а значит, легко может потеряться. Чтобы гвоздик не упал и не укатился в неизвестном направлении, куда его можно положить? В ящик стола? В маленькую коробочку? Ищите там, где ему было бы лучше всего находиться.
  3. Повторяющий. Представьте, что нужная вещь у Вас в руках. Прямо сейчас Вы держите ее, ощущаете ее форму и вес. Куда бы вы положили ее, будь она у Вас сейчас, в этот самый момент? А теперь сходите и посмотрите, не поступили ли Вы ранее точно также?
  4. Поднимающий. Если вещь мелкая, а у Вас дома ремонт, дети устроили кавардак или предыдущие поиски не увенчались успехом, попробуй искать новым способом. Подумайте и вспомните о тех местах, куда вы обычно кладете нужный предмет. Вспомнили? А теперь осмотритесь - нет ли в этих местах газет, листов бумаги, платков или других вещей, которые могут прикрывать или загораживать Ваш объект поиска. Возможно, нужная вещь лежит на своем месте, просто прикрытая чем-нибудь другим.
  5. Забывающий. Несмотря на свое название, этот способ поиска потерянных вещей очень эффективен. Часто, когда мы ищем некую вещь, мы детально воспроизводим ее в памяти. Порой даже слишком детально. Дело в том, что, когда мы слишком сильно хотим найти какой-то предмет, то визуально обрисовываем его, а наш мозг из-за такой детализации думает, что предмет уже нашелся. Этим и обусловлен известный феномен, при котором объект поиска лежит просто перед глазами, но мы его не замечаем и ищем дальше. Поэтому отложите поиски на пару минут, прогуляйтесь, займитесь другим, пусть и минутным, делом. Вероятнее всего, что, вернувшись к поискам, Вы сразу обнаружите потерянную вещь.
  6. Древний. Еще наши предки заметили, что находить забытые вещи - занятие сложное. Так и возникла древняя примета. Если Вы не можете найти необходимую вещицу, возьмите ножницы и раскройте их, а затем в таком виде положите на стол. Говорят, что после такого все моментально находится. А знаете, почему? Наш мозг отвлекается от поисков и переключается на ножницы. А здесь уже вступает в силу пятый, забывающий способ.
Используя эти способы, Вы без труда вспомните, куда же положили необходимую вещь и с легкостью ее найдете.

Наш мозг помнит абсолютно всё!

Наверняка каждый сталкивался с ситуацией, когда нужно быстро что-то вспомнить, но никак не получается.

Нейропсихологи утверждают, что наш мозг помнит абсолютно все, что мы когда-либо видели. Даже когда вам кажется, что информация стёрта из памяти навсегда. Достаточно потянуть за нужные ниточки, и воспоминание всплывёт на поверхность во всех деталях.

Кажется невероятным, что мозг помнит всё, что было увидено глазами . Наука подтверждает этот факт. Так, в начале 1970-х годов был проведён известный эксперимент (Lionel Standing). Обычным людям показывали 10 000 картинок в быстром темпе. Скажем, на одной был изображен Мухаммед Али, на другой – гантели, потом отпечаток ноги Нила Армстронга на Луне, затем обложка книги Фридриха Ницше «Генеалогия морали», потом красная роза и т.д. И так целых десять тысяч картинок! (На проведение теста ушла целая неделя.)

Казалось бы, такой объём информации не уложится ни в одной голове. Однако самые обычные люди смогли запомнить более 80% изображений.

Трюк состоит в том, чтобы правильно доставать информацию из памяти

На этапе вспоминания картинки показывались парами: одну из них люди видели раньше, а другую нет. Скажем, слева была фотография Мухаммеда Али, а справа – шипящая таблетка Alka-Seltzer. Испытуемые должны были узнать картинку, которую уже видели. И большинство справилось с задачей без всяких затруднений.

В начале 2000-годов эксперимент повторили в более сложном варианте (Timothy F. Brady, Talia Konkle). Участникам надо было сделать выбор между двумя практически идентичными картинками: скажем, справа была фотография пачки пятидолларовых купюр, а слева – пачки долларовых; справа – зелёный вагон, а слева – красный вагон; справа – колокольчик с тонким языком, а слева – колокольчик с толстым языком.

Обнаружилось, что даже когда изображения различаются незначительными деталями, люди всё равно узнают почти 90% картинок.

Мы ничего не забываем, однако не всегда способны извлечь нужные данные из своих хранилищ. История нейропсихологии знает лишь один случай, когда человек имел прямой доступ к своей памяти. В начале XX века знаменитый советский нейропсихолог Александр Лурия наблюдал уникального человека по имени Соломон Шерешевский (впоследствии он написал о нём книгу «Маленькая книжка о большой памяти. Ум мнемониста»).

Шерешевский легко запоминал исписанную цифрами страницу, причём мог без запинки воспроизвести их как в прямом, так и в обратном порядке. Он запоминал одинаково хорошо как осмысленные слова, так и бессмысленные слоги, числа или звуки, произнесённые вслух или написанные на бумаге. Он мог запомнить сложные формулы, совершенно не разбираясь в математике и итальянские стихи, не зная итальянского. Шерешевский ничего не забывал даже спустя время (и чрезвычайно страдал от этого!). Даже спустя 16 лет он выдавал информацию с потрясающей точностью.

Особенность его памяти была в том, что он непроизвольно создавал зрительный образ для каждого услышанного слова или звука (а зрительные образы, как мы уже поняли, навсегда остаются с нами).

Так, каждый звук имел для него свой цвет , структуру и иногда даже вкус. Голос одного человека казался ему «жёлтым и рассыпчатым», а голос другого он описывал так: «как будто какое-то пламя с жилками надвигалось на меня».

Цифры имели для него лицо: например, «один» – это гордый стройный человек, «два» – весёлая женщина, «четыре» – человек, у которого распухла нога, «семь» – человек с усами, «восемь» – очень полная женщина, мешок на мешке и т.д. Когда он слышал «87», перед мысленным взором возникала полная женщина рядом с человеком, который крутит усы.

Шерешевский мог заглушить зубную боль: она представлялась ему как красная нитка, которая его беспокоит. Боль усиливалась – нитка становилась толще. Тогда же он представлял, как нитка делается всё тоньше и тоньше, а затем растворяется в воздухе, боль проходила.

Слова заполняли сознание Шерешевского ментальными образами без усилий с его стороны – мгновенно и автоматически. В этом и заключалась его феноменальность.

Обычному человеку нужно создавать такие образы сознательно – и тогда результат запоминания будет таким же хорошим, как у Шерешевского.

Как же Шерешевскому удавалось без труда доставать из своей памяти всё, что он желал? Ведь нелинейная ассоциативная природа нашего мозга делает совершенно невозможным сознательное извлечение из памяти воспоминаний в надлежащем порядке. Обычному человеку, чтобы вспомнить, например, чьё-то имя, нужна какая-нибудь ассоциация или хотя бы смутное ощущение: «вроде, начинается на «л», такое странное, что-то африканское…ах! её зовут Лиана!».

Память не следует законам линейной логики, поэтому мы не можем просматривать информацию последовательно.

В голове Шерешевского воспоминания были упорядочены, как карточки в каталоге. Дело в том, что он тщательно организовывал информацию, нанося её на карту знакомых мест в той последовательности, в которой её получил (опять же, он делал это непроизвольно, не отдавая себе в этом отчёта). Скажем, читая длинный ряд слов, он наглядно представлял каждое слово и расставлял эти образы вдоль улицы Горького в Москве или вокруг своего дома в Торжке. Первый – в дверях дома, второй – у уличного фонаря, третий – на заборе, четвертый – в саду, пятый – в витрине магазина. Чтобы вспомнить весь ряд, Шерешевский мысленно шёл по улице и смотрел по сторонам.

Невероятные способности Шерешевского дремлют внутри каждого из нас. Хотя кажется совершенно невероятным удерживать в памяти огромные объемы информации, но по сути, это просто хорошо развитая пространственная память, которая есть у всех и которую можно развивать .

Если вы окажетесь в Лондоне, обратите внимание на юношей на скутерах, у которых к рулю прикреплена карта города. Это не туристы, а будущие таксисты. Чтобы получить аккредитацию от города для управления общественным транспортом, они должны сдать сложный экзамен: найти кратчайший путь между двумя точками и назвать все достопримечательности, встречающиеся по пути. Чтобы подготовиться к тесту у молодых людей уходит от двух до четырех лет. В итоге они запоминают расположение и особенности дорожного движения на всех 25 000 улицах города. С такой впечатляющей картой в голове эти люди способны запомнить что угодно!

Наверняка каждый сталкивался с ситуацией, когда нужно быстро что-то вспомнить, но никак не получается.

Нейропсихологи утверждают, что наш мозг помнит абсолютно все, что мы когда-либо видели. Даже когда вам кажется, что информация стёрта из памяти навсегда. Достаточно потянуть за нужные ниточки, и воспоминание всплывёт на поверхность во всех деталях.

Кажется невероятным, что наша голова помнит всё, что было увидено глазами. Наука подтверждает этот факт. Так, в начале 1970-х годов был проведён известный эксперимент (Lionel Standing). Обычным людям показывали 10 000 картинок в быстром темпе. Скажем, на одной был изображен Мухаммед Али, на другой – гантели, потом отпечаток ноги Нила Армстронга на Луне, затем обложка книги Фридриха Ницше «Генеалогия морали», потом красная роза и т.д. И так целых десять тысяч картинок! (На проведение теста ушла целая неделя.)

Казалось бы, такой объём информации не уложится ни в одной голове. Однако самые обычные люди смогли запомнить более 80% изображений.

Трюк состоит в том, чтобы правильно доставать информацию из памяти

На этапе вспоминания картинки показывались парами: одну из них люди видели раньше, а другую нет. Скажем, слева была фотография Мухаммеда Али, а справа – шипящая таблетка Alka-Seltzer. Испытуемые должны были узнать картинку, которую уже видели. И большинство справилось с задачей без всяких затруднений.

Мы ничего не забываем, однако не всегда способны извлечь нужные данные из своих хранилищ. История нейропсихологии знает лишь один случай, когда человек имел прямой доступ к своей памяти. В начале XX века знаменитый советский нейропсихолог Александр Лурия наблюдал уникального человека по имени Соломон Шерешевский (впоследствии он написал о нём книгу «Маленькая книжка о большой памяти. Ум мнемониста»).

Шерешевский легко запоминал исписанную цифрами страницу, причём мог без запинки воспроизвести их как в прямом, так и в обратном порядке. Он запоминал одинаково хорошо как осмысленные слова, так и бессмысленные слоги, числа или звуки, произнесённые вслух или написанные на бумаге. Он мог запомнить сложные формулы, совершенно не разбираясь в математике и итальянские стихи, не зная итальянского. Шерешевский ничего не забывал даже спустя время (и чрезвычайно страдал от этого!). Даже спустя 16 лет он выдавал информацию с потрясающей точностью.

Особенность его памяти была в том, что он непроизвольно создавал зрительный образ для каждого услышанного слова или звука (а зрительные образы, как мы уже поняли, навсегда остаются с нами).

Так, каждый звук имел для него свой цвет, структуру и иногда даже вкус. Голос одного человека казался ему «жёлтым и рассыпчатым», а голос другого он описывал так: «как будто какое-то пламя с жилками надвигалось на меня».

Цифры имели для него лицо: например, «один» – это гордый стройный человек, «два» – весёлая женщина, «четыре» – человек, у которого распухла нога, «семь» – человек с усами, «восемь» – очень полная женщина, мешок на мешке и т.д. Когда он слышал «87», перед мысленным взором возникала полная женщина рядом с человеком, который крутит усы.

Шерешевский мог заглушить зубную боль: она представлялась ему как красная нитка, которая его беспокоит. Боль усиливалась – нитка становилась толще. Тогда же он представлял, как нитка делается всё тоньше и тоньше, а затем растворяется в воздухе, боль проходила.

Слова заполняли сознание Шерешевского ментальными образами без усилий с его стороны – мгновенно и автоматически. В этом и заключалась его феноменальность.

Обычному человеку нужно создавать такие образы сознательно – и тогда результат запоминания будет таким же хорошим, как у Шерешевского.

Как же Шерешевскому удавалось без труда доставать из своей памяти всё, что он желал? Ведь нелинейная ассоциативная природа нашего мозга делает совершенно невозможным сознательное извлечение из памяти воспоминаний в надлежащем порядке. Обычному человеку, чтобы вспомнить, например, чьё-то имя, нужна какая-нибудь ассоциация или хотя бы смутное ощущение: «вроде, начинается на «л», такое странное, что-то африканское…ах! её зовут Лиана!».

Память не следует законам линейной логики, поэтому мы не можем просматривать информацию последовательно.

В голове Шерешевского воспоминания были упорядочены, как карточки в каталоге. Дело в том, что он тщательно организовывал информацию, нанося её на карту знакомых мест в той последовательности, в которой её получил (опять же, он делал это непроизвольно, не отдавая себе в этом отчёта). Скажем, читая длинный ряд слов, он наглядно представлял каждое слово и расставлял эти образы вдоль улицы Горького в Москве или вокруг своего дома в Торжке. Первый – в дверях дома, второй – у уличного фонаря, третий – на заборе, четвертый – в саду, пятый – в витрине магазина. Чтобы вспомнить весь ряд, Шерешевский мысленно шёл по улице и смотрел по сторонам.

Невероятные способности Шерешевского дремлют внутри каждого из нас. Хотя кажется совершенно невероятным удерживать в памяти огромные объемы информации, но по сути, это просто хорошо развитая пространственная память, которая есть у всех и которую можно развивать.

Советы школьникам

1. Запоминайте сначала небольшое количество ключевых дат в истории. Например, в истории России, это могут отечественные войны, освобождение от крепостного права, строительство Петербурга или другие важные моменты. А все остальные события распределяйте в памяти относительно этих ключевых дат. Читая о каком-то отрезке истории, можно задавать себе вопросы: когда это было, до войны или после? Что происходило до или после изучаемого события? Постепенно разрозненные даты выстроятся в единую картину.

2. Числа, месяцы и годы превращайте в образы и складывайте про них истории. Цифры можно представить в виде персонажей или предметов с похожими очертаниями, а затем связать их в историю. 1812 год запоминается так: на колонне висят очки, рядом перпендикулярно закрепили метлу, на ней устроился гусь. Колонна и метла – это образы, похожие на единицу, а очки и гусь – это восьмерка и двойка.

3. Не повторяйте материал сразу, после первого прочтения учебника. Узнавание срабатывает раньше, чем припоминание. То есть вам кажется, что вы помните урок, потому что уже видели эту страницу учебника и узнали ее. На самом же деле текст вы не вспомнили, а просто посмотрели на него. Лучше повторить параграф через несколько часов или даже на следующий день.

1. Создайте свой язык для быстрой записи конспектов. Записывайте только самое главное. В некоторых случаях можно даже зарисовывать.

2. Обязательно задавайте вопросы во время лекции. Если преподаватель не дает такой возможности, то спрашивать можно самого себя. Например, зашла речь о зависимости между спросом и предложением – не нужно тратить время на запоминание кривой, ее расположения на оси координат. Лучше попробовать понять, как эти знания влияют на реальную жизнь. Спросите себя: "Как эта зависимость проявляется на рынке? Как я поведу себя, если цены на товары поднимутся?"

3. Дома, не открывая конспекта, запишите кратко пять-шесть главных тезисов из прошедших лекций. Времени на это нужно минимум, а в конце семестра у вас уже есть содержание курса, почти экзаменационные билеты.

1. Выйдя после совещания, запишите или проговорить про себя, какие договоренности были достигнуты. Формируйте итоги встречи в процессе переговоров – переспрашивайте. Когда начальник дает свои рекомендации, не стесняйтесь переспросить, сформулировав поставленную задачу своими словами.

2. Если вас все-таки что-то отвлекло, вернитесь к мыслям о работе, вспоминая события в обратном порядке. Начните с момента, когда вас что-то оторвало от дел, и, перебирая мысли и события, вернитесь к последнему воспоминанию о работе. Это позволит плавно и без напряжения внимания погрузиться обратно в процесс, а заодно поможет развить умение припоминать.

1. Не оправдывайте свою забывчивость возрастом. Если нет каких-либо клинических отклонений, то возраст приводит к снижению объема памяти всего на 7–10 процентов.

2. Начните писать свою автобиографию. Эта методика идеально подходит для тех, кто вышел на пенсию. Во-первых, она позволяет передать свой жизненный опыт, во-вторых, тренирует память. Кроме того, пожилые люди гораздо работоспособнее молодых, они более усидчивы. Поэтому им проще сесть и погрузиться в воспоминания, вникнуть в работу с текстом.

1. Тренируйте память и внимание в общественном транспорте, запоминая сидящих напротив пассажиров. Войдя в метро или автобус, посмотрите на людей вокруг себя. Потом закройте глаза и попытайтесь восстановить в голове их образ. Припомните, во что они были одеты, какие у них были характерные черты лица, что они делали. Чем больше деталей удастся восстановить – тем лучше.

2. Запоминая внешность малознакомых людей, обращайте внимание не на лицо в целом, а на отдельные, самые яркие черты. Создайте образ, где эти приметы гипертрофированы, зарисуйте его или свяжите со знакомым персонажем. Так вы легко узнаете человека, встретив его снова, даже после короткой встречи. По аналогии можно запоминать и имена, создавая ассоциации между внешностью знакомого и его именем.

3. Развивайте память, восстанавливая события, произошедшие с вами за день. Старайтесь уделять внимание деталям. Вспомните все обстоятельства своего пробуждения. В каком самочувствии вы проснулись? В хорошем, потому что легли рано, или, наоборот, не выспались? Из этого вы сможете восстановить, что делали дальше.

4. Умейте не только концентрировать, но и расфокусировать внимание, улавливая обстановку вокруг себя целиком. Наблюдайте за ситуацией, словно через толстое стекло, ничего не оценивайте, просто отмечайте факты. Метод расфокусированного наблюдения часто используется разведчиками во время слежки, но может быть полезен не только для этого. Он также позволяет защищаться от манипуляций с вашим вниманием. Мошенники и цыгане часто перегружают внимание своих жертв, заставляя их играть по своим правилам.

В подготовке материала использованы источники: www.econet.ru и www.m24.ru

THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама