THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама

Подписаться на сайт

Ребята, мы вкладываем душу в сайт. Cпасибо за то,
что открываете эту красоту. Спасибо за вдохновение и мурашки.
Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте

Самый последний день перед Великим постом получил название Прощеное воскресенье. Все православные верующие любят этот праздник за то, что в этот день можно облегчить свою душу и попросить прощения у родственников и друзей. При этом следует знать, как правильно просить прощения в Прощенное воскресенье и что следует при этом говорить.

Зачем просить прощения

Чтобы начать соблюдать пост, следует освободить себя от обид и печальных мыслей. Каждый верующий должен сконцентрировать свое внимание на духовной жизни и своем внутреннем мире.

Накануне Великого поста в церквях проходит вечерня. После этого мероприятия священнослужитель первый просит прощения у всех присутствующих.


После этого прихожане, которые пришли в храм, должны немедленно подойти к священнику и попросить прощения у него. Затем по традиции верующим нужно облегчить душу и повиниться друг перед другом в своих грехах.

Согласно священному писанию в этот светлый день все прихожане должны сделать все возможное, чтобы примириться со своим окружением.


История праздника

Священная традиция, согласно которой верующие просят прощения перед Великим постом, имеет египетские корни. Священнослужители из Египта уходили на всё время поста в пустыню. Там они молились в течение сорока дней в полном одиночестве. Это было тяжелое испытание для служителей церкви.

Перед выходом в этот долгий путь мало кто из священников был уверен, что он вернется в родной город. Поэтому незадолго до ухода в пустыню, как перед смертью, они должны были очистить свой дух. Считалось, что они были грешны, даже если не делали дурных поступков.


Перед отправлением в жаркую пустыню каждый служитель церкви должен был попросить прощения перед всеми. Ведь он не мог позволить себе отправиться на небеса с тяжелой ношей на душе.

В России до 1917 года цари обязательно просили прощения у всех русских людей. В этот день монарх непременно посещал военные казармы и монастыри. Он просил прощения у священнослужителей и монахов, а также у простых русских солдат, которые рисковали жизнью.


Как вести себя в Прощеное воскресенье

В наши дни этот светлый день – хорошая причина для встречи со своими родными. Всем известно, что мы обижаем тех, кого больше всего любим.

Порой это обида наносится случайно. Мы можем даже не заметить, что обидели кого-то из семьи своим равнодушием и невниманием.


Прощеное воскресенье – это день, когда верующему надо подвести черту под чередой своих грехов. В этот день не стоит никуда торопиться. Вам нужно поставить жизнь на паузу и внимательно посмотреть вокруг.

Православным верующим следует заново переосмыслить суть своих отношений с семьей и друзьями. Короткое общение в праздники и выходные – это лишь малая толика того, что мы можем им дать. Постарайтесь пообещать себе встречаться с близкими людьми как можно чаще.


Библия и Прощеное воскресенье

С точки зрения психологии этот день дает человеку полезный опыт заглянуть внутрь себя и понять свою суть.

Известно, что очень просто обидеть друга, обидеться самому – еще проще. Но прощать других достаточно сложно. Это требует больших душевных затрат.


Священное Писание говорит, что самый сложный подвиг – то истинное покаяние. Согласно православной традиции прощенное воскресенье имеет также другое название. Оно называется «Адамово Изгнание из Рая».

Верующие считают, что это грустное событие является источником всех бед человечества. Поэтому в этот день священнослужитель обязательно вспоминает историю об Адаме и Еве.


В этот день каждый должен найти в Священном Писании эту главу. Человек меняется на протяжении всей жизни. Поэтому библейские истории по мере взросления воспринимаются нами совсем по-другому.

Утром составьте список всех тех, у кого вы хотели бы попросить прощения за какие-то конкретные вещи. Это действие станет первым шагом на пути очищения перед постом.


Как просить прощения у семьи

После прочтения Библии обязательно попросите прощения у своей семьи. Сделайте так, чтобы они больше не держали на вас обиды.

В момент своей исповеди будьте предельно искренне. Если вы не знаете, как просить прощения, представьте себя на месте того, кого вы обидели.


В этот момент вы осознаете всю боль, которую причинили. Пропустите ее через себя, а потом искренне раскайтесь в плохом поступке. После того, как вы представите себя на месте своего друга, слова прощения сами вылетят из ваших уст. Обычно они звучат так: «Простите меня за все».

Затем можно конкретизировать свое признание, упомянув, что вам стыдно за какие-то определенные слова и поступки. В ответ близкий человек отвечает: «И ты меня прости».


Как просить прощения у усопших

После того, вы как облегчили душу перед своими родственниками и знакомыми, обязательно съездите на кладбище. Чтобы ваш дух стал светлым, вы должны сказать слова покаяния тем, кого вы уже больше никогда не увидите на этом свете.

В жизни нередки ситуации, когда мы обижаем кого-то, но потом не успеваем попросить прощения перед их внезапной смертью. Поэтому человек несет этот груз с собой в течение всей жизни.


В прощенное воскресенье выделите свободный час и отправляйтесь на место захоронения тех, кого вы обидели. Дотроньтесь до могильной плиты, закройте глаза и чистосердечно покайтесь в своих грехах.

Если вы не хотите говорить эти слова вслух, можете проговорить их мысленно. Мертвые вас обязательно услышат.


Как просить прощения в ответ

Хорошей традицией этого дня считается произношение слов покаяния в ответ на чужие слова прощения.

Если кто-то попросил у вас прощения и сделал это от всего сердца, посмотрите на этого человека другими глазами. А в ответ обязательно произнесите важные слова: «Бог простит, и я прощаю». Скажите их, даже если вы не можете принять слова покаяния другого человека.


Помните, что Иисус Христос прощает все наши грехи. И также мы должны принимать все злые поступки своих родных и близких и отпускать свои обиды.

Если вы попросили прощения и услышали в ответ слова покаяния, значит, ваша душа очистилась. Вы подготовились к Великому посту и теперь можете с уверенностью заявить, что никто не держит на вас зла.

После посещения кладбища обязательно сходите в храм. Послушайте историю об Адаме и Еве, которую по традиции читают в церкви в этот светлый праздник.


Всегда помните о том, что для того, чтобы оставаться счастливым человеком, каждому следует наполнить свое сердце любовью и прощением.

Видео

После которой начинается Великий пост, предшествующий Пасхе. Следуя православным канонам, в этот день следует посетить церковь для исповедования, а также попросить прощения у своих родных, близких, друзей, соседей и коллег за вольно или невольно причиненные обиды. В давние времена, когда в народе свято чтились традиции, каждый верующий знал, как правильно вести себя в Прощенное воскресенье, как отвечать на «прости». Сегодня, в попытке возвратиться к духовным истокам, нам приходится открывать для себя утраченные знания заново.

Как появилась традиция взаимного покаяния?

Согласно религиозным писаниям, в старину существовал обычай, повинуясь которому, монахи с началом Великого поста поодиночке уходили в пустынь на долгие сорок дней. В это время они не только соблюдали ограничения в пище, но и предавались молитвам, готовясь ко Дню Воскресения Христова. Возвратиться в свою обитель было суждено не каждому - кто-то погибал от холода и голода, кто-то становился жертвой диких зверей. Осознавая это, святые отцы, перед тем как отправиться в странствие, просили прощения друг у друга за возможные прегрешения.

Их слова были тихими и искренними, ровно такими, как если бы это было последним предсмертным покаянием. С течением времени в христианстве возникла традиция особым образом отмечать Прощенное воскресенье. Как отвечать на «прости», каждый может решить для себя самостоятельно. Главное, чтобы слова шли из глубины души, произносились от чистого сердца. Обычный ответ, прописанный в церковных уставах, звучит так: «Бог простит, и ты меня прости».

Масленичные гуляния - дань языческим обычаям

Когда произошло слияние языческой Масленицы и христианской Сыропустной недели, доподлинно неизвестно. Но церковь неодобрительно относится к широким гуляниям с песнями и плясками, сжиганию чучел, прыжкам через разведенные костры. Нередко в последний день Масленицы звучат устные и стихотворные пожелания здоровья, благоденствия, сытной жизни. Как ответить на поздравление? Прощенное воскресенье хоть и совпадает с кульминационным днем языческой Масленицы, но не имеет к ней никакого отношения. Поэтому можно вежливо пожелать поздравившему вас человеку всех благ и попросить у него прощения.

При этом не важно, насколько близко вы с ним знакомы, в каких отношениях состоите. Каяться перед родными и близкими легко, как гласят христианские заветы, преклонить голову перед врагом - акт смирения, угодный Богу.

Как отмечается Прощеное воскресенье церковью

На всем протяжении Сыропустной седмицы христиане должны готовиться к Великому посту, постепенно отрешаясь от житейских радостей и развлечений. В этот период рекомендуется вести себя достойно, прося прощение и отпуская обиды своим ближним. Лишь очистив душу от страстей, жажды мести, злобы в отношении других людей можно приступать к таинствам Великого поста.

В последний день Сыропустной недели в храмах свершаются специальные литургии, а затем священнослужитель сходит с возвышения, чтобы попросить прощения у своих прихожан. Люди, пришедшие на службу, приносят покаяние батюшке и друг другу, с верой в благодать Божью, надеждой на искоренение всякой вражды. Когда к вам обращаются с просьбой отпущения обид, как правильно отвечать? На Прощенное воскресенье дозволительно произносить любые фразы, подсказанные сердцем. Главное здесь - искренность, открытость и дружелюбие.

Как совершался обряд примирения в старину

Очевидно, что в основе этого обычая лежит предписываемая церковью необходимость духовного очищения в преддверии Великого поста. Часто можно слышать вопрос: в Прощенное воскресенье как ответить на прощение? Чтобы дать исчерпывающий ответ, обратимся к старинным источникам.

В литературе XVIII-XIX веков можно встретить описание этой доброй христианской традиции. До угасания вечерней зари в русских деревнях люди ходили от дома к дому, испрашивая прощения у недругов своих или тех, кого они особенно часто обижали. Войдя в горницу, гость смиренно хозяевам и со смирением в душе тихим голосом произносил слова покаяния.

Происходило это действо в вечернюю пору на Прощенное воскресенье. Как отвечать на просьбу, хозяин решал сам, обычно же произносились слова: «Бог простит, и ты меня прости». После этого примирившиеся недруги целовали друг друга в уста, кланялись и осеняли себя крестом в знак взаимного отпущения обид.

Как провести последний день перед Великим постом?

Церковь не рекомендует устраивать на Прощеное воскресенье широких застолий, а тем более употреблять спиртные напитки. Гостей в этот день встречают пирогами или блинами с творогом, медом, вареньем, сметаной. Мясные блюда уже под запретом, как и во всю масленичную неделю. С заходом солнца вся убирается со стола, начинается так называемое заговенье.

Люди верующие обычно ходят в церковь, где во время вечерней службы читаются главы Евангелия и свершается традиционный обряд примирения и покаяния. Злиться, скандалить, вести себя грубо и напыщенно - эти действия, разумеется, недопустимы в любой день, а тем более в Прощенное воскресенье. Как отвечать на «прости», мы уже знаем. Можно также произнести слова: «Бог простит, и я прощаю».

Очищение души и тела

По народным обычаям в последний масленичный день было принято ходить в баню, чтобы, очистившись от нравственных грехов, смыть с себя и грязь телесную. Гоните от себя негативные мысли, дурные воспоминания, не вступайте в конфликты, простите все обиды и оскорбления, которые тревожат вашу душу. Таковы основные правила поведения на Прощенное воскресенье. Как отвечать на «прости» - подскажет доброе сердце и светлый разум. В Евангелии от Матфея говорится: «…если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец наш Небесный не простит вам грехов ваших».

Прощеное воскресенье в 2016 году выпало на 13 марта. Это будет последнее воскресенье перед Великим постом и седьмым воскресеньем перед Пасхой.

На литургии в церквях будут читать Евангелие, в частности Нагорную Проповедь Иисуса Христа. В ней говорится о том, что надо прощать ближних и не очень. Прощать надо всех, кто вольно или невольно нанес вам обиду.

Прощать мы не любим… А надо. Не простив обидчиков своих, мы не сможем сами получить прощения своих грехов от Бога.

В Нагорной проповеди также говорится о посте и собирании небесных сокровищ.

Обычай просить друг у друга прощения в этот день у христиан идет с незапамятных времен. Просили прощения все при встрече друг с другом и принимали все возможные меры, чтобы примириться с врагами своими.

Именно поэтому это воскресенье называют прощеным.

Прощеное воскресенье - это первый шаг к Великому посту. В это воскресенье заканчивается возможность употреблять в пищу молочные продукты. Пост - это в первую очередь, воздержание. Воздержание от запретной пищи, от зла, раздражения, зависти и других пороков. Церковь напоминает людям о том, как изгнали Адама и Еву из Рая за их непослушание Богу и невоздержание. Захотелось Еве съесть яблоко, не выдержала и съела. Сама не послушалась Бога, да еще и Адама соблазнила попробовать запретный плод.

Потому были изгнаны из Рая. Как говорят священники, отсюда все наши беды . Сами, мол, виноваты.

Мы должны понять, как опасны для человека чувственные греховные удовольствия, плотоугодие и страсть себялюбия.

По словам иерея Максима Первозванского нельзя начинать пост, если нет мира в душе.

Поэтому надо помириться с теми, с кем есть сложности в отношениях.

Как оказалось, не все понимают, как это правильно делать.

Сейчас мы пользуемся двумя словами, чтобы попросить прощения - извини и прости. Казалось бы, какая разница. Можно сказать и так, и так. Но разница есть - и большая.

Когда мы говорим - извини, это означает - выведи меня из вины, сделай меня невиновным, другими словами, давай будем считать, что я перед тобой не виноват, я на самом деле не виноват, нечаянно получилось.

А когда говорим прости, то это означает, что мы признаем свою вину, но просим отпустить нам ее, просим принять нас такими, какие мы есть. Говоря, прости, мы как бы обещаем исправиться.

Поэтому и у Бога надо просить простить, а не извинить. Простить - это значит принять. Принять человека таким, каков он есть.

К тому же, у слова «прости» есть фонетическая и смысловая общность со словом «просто».

Вы замечали, когда между людьми портятся отношения, говорят - усложняются. Теряется простота и ясность. Когда люди в ссоре, они не могут просто посмотреть друг другу в глаза, не могут просто поговорить, просто улыбнуться.

А когда мы говорим - прости, то признаем свою вину, обещаем исправиться. Предлагаем устранить сложности, предлагаем сделать так, чтобы опять могли смотреть друг другу в глаза.

Когда мы просим прощения у человека или у Бога, мы просим упростить наши отношения, при этом признавая свою вину и простив ближнего своего.

Прощеное воскресенье: как же правильно просить прощения?

Еще один вопрос, интересующий многих: за что просить прощения.

Просить прощения, конечно, надо в первую очередь у тех, кого вы обидели или сделали больно, с кем у вас сложности в отношениях.

Просить прощения надо у всех людей, так как мы все являемся Телом Христовым, и соответственно, согрешивший один из нас, «заражает» грехом всех остальных. Чтобы было понятно: если болит один орган тела - страдает все тело. Точно так же и с людьми. Все мы - едины, потому и страдаем за грехи друг друга.

Есть у нас у всех еще один общий грех - мы не любим друг друга по-настоящему. Мы интересны только самим себе. Общаемся только с теми, кто нам приятен, а с остальными… лучше не вспоминать. А призваны любить друг друга. Вот в прощеное воскресенье мы должны осознать и этот момент.

Конечно, не надо падать в ноги. Надо просто понять это и раскаяться. Хотя попросить прощения в Бога за то, что не можешь всех любить по-настоящему.

Прощеное воскресенье: как же правильно просить прощения?

Часто можно услышать, как говорят, что не могут простить какого-то человека. Говоря так, человек подразумевает, что, не может забыть боль, которую ему нанес другой человек. Но простить, это не значит забыть. Боль человек будет помнить, но, простив, он просто не будет держать зла на человека, причинившего эту боль, не будет мстить, принимает человека таким, какой он есть и теперь сможет смотреть ему в глаза.

Но если человек, обидевший вас, и не собирается каяться в содеянном, что тогда делать. Далее ответ иерея Максима Первозванского:

- Но если обидчик и не думает признавать свою вину и идти на мировую?

- Тогда, конечно, мириться тяжело. Но Господь призывает нас простить даже врагов и Сам подает нам в этом пример. Такое всепрощение кажется чем-то фантастическим, неисполнимым, однако в Боге, во Христе это возможно.

Учась прощать, нужно помнить еще и вот какой момент: часто люди, причиняющие нам боль, поступают так по попущению Господа. Не в том смысле, что они не виноваты, а в том смысле, что эта обида пойдет нам во благо.

К примеру, если мы просим у Бога такое качество, как смирение, неверно будет ожидать, что оно само собой вдруг свалится на нас с неба. Скорее нужно ждать, что Бог пошлет человека, который нас обидит, заденет, может быть, даже несправедливо. Претерпев такую обиду, найдя в себе силы простить - может быть, только на 3-й, на 10-й, на 20-й раз - мы потихоньку и будем учиться смирению.

Так что нужно понимать, что ничего случайного не бывает и Бог все творит для нашей пользы.

– Отец Максим, как же определить, простил я по-настоящему или нет? На словах можно простить, хоть это тоже нелегко, в то время как на деле обида может и остаться…

- Дело в том, что прощение - это не одномоментный процесс. Бывает, что мы, вроде бы, все простили и забыли, а через какое-то время в нас опять вспыхивает негодование и злость на нашего обидчика.

В чем тут дело? А дело в том, что непрощение - это страсть. А страсть, однажды в нас поселившаяся, может со временем плотно укорениться в душе и, кроме того, способна затаиться, до поры до времени не подавая «признаков жизни». Особенно часто так бывает, когда нанесенная обида была действительно крайне болезненной и серьезной.

А кому выгодно, чтоб эта рана кровоточила вновь и вновь? Конечно, лукавому! Он без устали, всеми силами пытается сбить человека с пути, и если у нас есть какое-то «больное место» - то, из-за чего мы теряем равновесие, досадуем, гневаемся - он обязательно будет на него давить. Есть обида - этот «рогач» будет ее напоминать, освежать в нашей памяти неприятные поступки или слова, сказанные в наш адрес.

Этот шрам зарубцовывается долго - нужно время, однако необходимо и самому прикладывать усилия, чтобы он зарубцевался.

Надо себе напоминать, что с Богом возможно все. Христос, испытывая на кресте муки, которые нам страшно и представить, простил своих мучителей и нам даст силу простить наших обидчиков.

http://www.pravmir.ru/prostit-znachit-prinyat/#ixzz2ucJzjn1D

Наш мозг верит, что мы всегда правы. Признание собственной ошибки создаётWhy It’s Hard to Admit to Being Wrong когнитивный диссонанс. Нам кажется, что мы будем выглядеть слабыми, наша самооценка страдаетRefusing to apologize can have psychological benefits (and we issue no mea culpa for this research finding) . И мы пытаемся оправдаться во что бы то ни стало.

В числе наименее важных - объяснение причины, так как зачастую оно больше похоже на обычное оправдание.

Просите прощения при встрече наедине. Выберите спокойное место, где вас никто не потревожит.

Только не торопитесьBetter Late Than Early: The Influence of Timing on Apology Effectiveness . Если просить прощения во время конфликта или сразу после него, извинения покажутся неискренними: слишком сильны эмоции. Подождите, пока все успокоятся и обдумают случившееся.

Соблюдайте правила

Сухого, небрежно брошенного «прости» недостаточно. Но и слишком усердствовать не нужно. К тому же никаких гарантий, что вас простят, нет. Поэтому подготовьтесь и соблюдайте простые правила.

  1. Будьте искренни . Покажите, что на самом деле о случившемся.
  2. Не оправдывайтесь . Вы виноваты. Точка. Не стоит злить собеседника, пытаясь перекинуть ответственность.
  3. Не используйте никаких но . Они автоматически превратят ваше извинение в оправдание или даже критику собеседника.
  4. Фокусируйтесь на том, что сделали вы . «Прости, что мои слова тебя задели!» - не очень-то похоже на искреннее извинение, не так ли? Просите прощения за свои поступки, а не за то, как человек их воспринял. Например: «Прости, что сгоряча назвал тебя плохим специалистом. Мне жаль. Больше это не повторится».
  5. Не перекидывайте вину на других . Если обидчиков несколько, не делайте на этом акцент.
  6. Не жалейте себя . В первую очередь вы должны думать о чувствах обиженного, а не о своих. Выразите сожаление, но не расписывайте свои страдания.
  7. Не ждите мгновенного прощения и не давите . Фразу «Ну я же извинился уже 15 раз!» забудьте. Иногда пострадавшему нужно время.
  8. Подтверждайте слова действиями . Исправьте ошибку, если пообещали, и не повторяйте её. В противном случае в ваших извинениях нет смысла.

Позаботьтесь о себе

Запомните, что признание ошибки и просьба о прощении не делает вас слабым. Чтобы переступить через себя и принять ответственность за причинённый вред, вы должны обладать мужеством. Возможно, вы даже сможете извлечь выгоду из этого - научитесь обдумывать поступки.

Если грех – огонь, то прощение – огнетушитель. Эта статья не нравоучительное предложение и увещевание кота Леопольда о дружбе. Нет, это разговор о внутренней сути прощения.

Объектом, на который направлено прощение, является грех. Грех – это вирус. Мы все, в той или иной мере больны этим вирусом. Человек может умирать от него в одиночестве, в своем внутреннем обезбоженном мире, а может чихать им наружу, заражая окружающих. Когда человек грешит против других людей, оскорбляя, обижая, осуждая, поступая с ними несправедливо, то он передает им свой вирус и усиливает активность их собственных греховных болезней. У окружающих возникает чувство обиды, злости, ненависти, зложелательства. Это вызывает негативный эмоциональный поток чувств, которые сами по себе уже являются разрушительными не только для души, но и для тела.

Как жить в цивилизации, где всех подряд косит насмерть эпидемия греха? Первое – научиться не чихать, а второе – иметь противовирусный иммунитет на чихание других носителей греха. Как научиться прощать и просить прощения? Начнем с первого.

Как прощать?

Прощать вовсе не значит процедить сквозь зубы «прощаю» или внушать себе, что я не помню обиды, в то время когда сердце ею переполнено. Прощение – это не формальный акт, не сухая констатация факта, это, прежде всего, сложный и трудный внутренний процесс.

Он состоит из нескольких этапов.

1-й этап — Понять.

Ситуации могут быть самые разные, их невозможно систематизировать. Но независимо от того, как и чем обидел вас человек, независимо от степени обиды, нужно постараться посмотреть на него не глазами жертвы, не взыскующим взглядом судьи, а с позиции адвоката. Нужно стать на место своего обидчика и попытаться понять мотивацию – почему так произошло?

А здесь может быть очень много факторов, на которые мы в своей обиде вообще не обращаем внимания. Все мы разные люди. У каждого своя наследственность, характер, образование, мировоззрение. Наши поведенческие установки часто зависят от самых разных и независящих от нас обстоятельств. Мы все находимся в несвободе от самих себя.

Только как-то странно получается у нас. Самих себя мы готовы оправдывать и прощать, ссылаясь на все вышеперечисленное, а других – ну никак! Нужно постараться понять другого, а поняв еще суметь и пожалеть.

Ходит человек с колючим шлемом на голове и вас только уколол слегка одной из иголок. А как ему, бедному, с этой болванкой на голове жить? Ведь он только зацепил вас кусочком собственного внутреннего ада, а он в нем живет все время. Этот ад в его чувствах, желаниях, намерениях и прочь. Жалости достоин этот человек, а не наказания.

2-й этап — Оправдать.

Второй этап начинается тогда, когда будет найдено понимание и объяснение происшедшего. Нет, речь идет не об амнистии, которая далеко не всегда возможна, и не об окончательном решении судебной инстанции. Потому что бывают разные ситуации. Высшая судебная инстанция у нас одна – Бог. «Мне отмщение, Я воздам », – говорит Он. И Ему принимать судебные решения. Для нас важно, чтобы на этом суде мы выступали не на стороне обвинения, а на стороне защиты. Если мы сможем в своем внутреннем суде оправдать человека, то есть надежда, что и Бог поступит с ним не по справедливости, а по любви.

Зачем нам это нужно? А вот зачем. Есть Договор, закрепленный неизменным и вечным Божиим Словом. Если мы сможем на Страшном Суде Бога быть не обвинителями, а защитниками, то Он обещает что и Сам будет нас не обвинять, а оправдывать за наши грехи. «Как вы прощаете, так и вам простится, какою мерою мерите, такою и вам будут мерить».

Если мы сможем понять мотивацию нашего обидчика, оправдать его, понимая, что он сам в большей степени жертва, чем палач, тогда можно подойти к третьему, завершающему этапу.

3-й этап — Прощение.

Прощение может стать действенным и результативным не от произнесенный фразы «прощаю», а от внутреннего убеждения и понимания, что на самом деле вины нет. Есть личная трагедия человека, который доставил вам обиду. Но это повод для жалости к нему, а не для осуждения. Есть факторы, которые сыграли в этом деле плохую роль, есть, в конце концов, Промысл Божий, который мог, таким образом, испытывать христианские качества вашей души, но нет вины другого. На самом деле, другой послужил или оружием, или жертвой, но не палачом. Потому что носитель зла сам уже наказал себя этим злом. Человек, объятый огнем, может зацепить и обжечь вас, но он-то весь в огне. Помолитесь о нем и станьте его адвокатом. Он нуждается в вашем прощении не меньше, чем вы в том, чтобы его простить.

Как просить прощения?

Можно сказать все то же самое, только с обратным знаком. Нельзя себя ни в коем случае ни в чем оправдывать . Наша самость, саможаление и эгоизм будут визжать и говорить все, что угодно, лишь бы нас разжалобить. Дирижировать ими будет гордыня. Но если их не слушать, то в душу придет смирение – наш самый лучший и верный друг. С ним всегда ходят мир и тишина.

Нельзя давать даже малейшего повода самого себя оправдать. Нужно понять: если на выходе получилось зло, то что бы мы ни делали, какими бы благими намерениями не руководствовались, мы получили результат угодный не Богу, а дьяволу. Значит – виновен.

В Прощенное воскресенье есть обычай просить в храме прощения у тех прихожан, которые друг с другом даже не знакомы. В этом, довольно странном действии, есть своя логика и смысл. Конечно, просить прощения у человека, которого ты не знаешь и никогда с ним не общался, глупо. Но это, если речь идет о личной обиде или оскорблении.

А если о другом? Все мы – часть единого целого. Мы связаны друг с другом как клеточки одного организма. Кто-то находится дальше, кто-то ближе друг к другу, но, так или иначе, мы едины. Если в человеческом теле воспаляется меленький нервный корешок зуба, то болит и содрогается все тело. Каждая его клетка, так или иначе, реагирует на эту боль.

Так же и любой наш грех резонирует болью во всем всечеловеческом теле Христа. Каждый выброс греха – это капелька крови, капающей со страждущего чела Спасителя на Кресте. Мы все виновны и подсудны. Мы все нуждаемся в прощении и оправдании. Но не от самих себя, а от людей и Бога. Прощение, как Дар, может быть удержано только сердцем сокрушенным и смиренным. Гордый никогда не сможет понести такую огромную ношу .

Протоиерей Игорь Рябко
Православная Жизнь

Просмотрено (3915) раз

THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама