Цель: обогащение представления о влиянии техники на окружающую среду.
Образовательные:
1. Формировать представление о том, какое негативное воздействие оказывает техника на воздух.
Развивающие:
1. Способствовать развитию умения анализировать и делать выводы.
Воспитательные:
1. Воспитывать желание охранять природу, заботиться о ней; учить работать в микрогруппах.
Оборудование: сотовый телефон, магнитная доска, магниты, картинки (завод, автомобиль, самолет, цветы, деревья, трубы с очистными устройствами), 2 листа формата А5, цветные карандаши, восковые мелки, 5 картинок с изобажением техники, 5 картинок с изображением цветов, поднос.
Предварительная работа:
На прогулке проводится наблюдение за движением транспорта и за состоянием снега на территории детского сада и возле проезжей части.
Ход занятия:
Дети свободно перемещаются по группе, воспитатель неожиданно обращает их внимание на себя.
— Ребята, представляете, мне пришло голосовое сообщение на телефон. Давайте его прослушаем (Здравствуйте ребята,! Меня зовут Алиса. Я путешествию по разным планетам. И сейчас, я нахожусь на планете Роботов. Называется она так, потому что на ней живут лишь одни роботы. А все потому, что на этой планете пропал чистый воздух. Помогите мне разобраться, почему это произошло и что же можно сделать, чтобы воздух снова стал чистым. Жду ответа)
— От кого пришло сообщение? (От девочки Алисы).
Что девочка Алиса нам рассказала? (На планете Роботов пропал чистый воздух)
— Ребята, а для чего нам нужен воздух? (Чтобы им дышать).
А скажите, грязный воздух он какой? (В нем много пыли, грязи).
А как вы думаете, хорошо ли дышать грязным воздухом? (Нет)
— Давайте подумаем, почему чистый воздух мог исчезнуть с этой планеты? Что загрязняет воздух? (Машины, заводы, самолет)(На магнитной доске при каждом правильном ответе ребенка выставляется подходящая картинка соответствующая его ответу)
— Конечно, и автомобили и заводы очень облегчают жизнь человека. Но они наносят большой вред природе и воздуху, которым все мы дышим. Автомобили выделяют выхлопные газы, заводы из своих больших труб выпускают очень грязный и вредный дым, в котором много пыли и сажи. Самолеты из своих турбин выбрасывают много сажи и углекислого газа, которым человек дышать не может. Все это очень загрязняет воздух, в нем появляются различные вредные газы.
Также интересное экологическое занятие для детей:
— Ребята, какие вы молодцы, вы разобрались в том, почему воздух на другой планете стал грязным. А может ли в нашем городе случиться такое? (Да). Конечно, ведь у нас тоже имеются заводы, котельные, большое количество машин. И у нас воздух может стать грязным. Помните, на прогулке мы смотрели на снег, лежащий возле дороги? Какой он? (грязный, черный). Конечно, потому что на наш белый снег осядает сажа и выхлопные газы машин, которые витают в нашем воздухе. И мы вот этим дышим.
— Ребята, а теперь давайте подумаем, что же необходимо сделать, чтобы воздух оставался чистым? (Сажать цветы, деревья, не вырубать леса, ставить на трубы заводов и котельных специальные очистные устройства) (На каждый правильный ответ ребенка на магнитной доске выставляется соответствующая картинка). Цветы поглощают вредные газы и выделяют тот газ, которым мы с вами дышим. Как он называется? (кислород) . Деревья – это хранилище вредных газов. Они накапливают их и хранят в себе сотни лет. Поэтому нужно сохранять и увеличивать количество лесов. Очистные устройства, которые ставят на трубы заводов, помогают не попасть в воздух пыли и саже.
— Ребята, а вам не кажется, что нам уже пора передохнуть?
Физкультминутка «Нам пора передохнуть»
Нам пора передохнуть, Потянуться и вздохнуть. (Глубокий вдох и выдох)
Покрутили головой, И усталость вся долой!
Раз- два- три- четыре- пять шею надо разминать.
(Вращения головой)
Встали ровно. Наклонились. Раз – вперед, а два – назад.
Потянулись. Распрямились. Повторяем всё подряд.
(Наклоны вперед и назад)
А потом мы приседаем. Это важно, сами знаем.
Мы колени разминаем, наши ноги упражняем.
(Приседания)
Наклоняемся легко,
Достаем руками пол. (наклоны вперед)
Потянули плечи, спинки
А теперь конец разминке. (дети садятся на места)
— Ребята, но ведь Алиса попросила нас отправить ей ответ, почему пропал чистый воздух и как сделать так, чтобы воздух снова стал чистым. Как же нам ответить Алисе? (Позвонить, нарисовать)
— Позвонить Алисе мы не сможем, потому что она передала сообщение с неопределенного номера, а вот нарисовать ответ мы сможем и отправить по почте в космос Алисе. Что мы можем нарисовать на рисунке, где будем изображать, почему пропал чистый воздух? (Заводы, машины, вырубку лесов).
— А что мы можем нарисовать на рисунке, на котором будем изображать, как сделать так, чтобы воздух снова стал чистым? (Цветы, леса)
— Сколько мы должны нарисовать рисунков? (Два). Значит нам нужно разделиться на две группы. Как мы можем это сделать? (Посчитаться, разделиться кто с кем хочет) А я хочу предложить вам попробовать разделиться с помощью картинок. Каждый подходите ко мне и возьмите одну картинку. (Дети берут картинки). А сейчас, попробуйте найти свою группу. (Разделяются на группы). Почему вы объединились в группу? (Потому что на всех картинках изображена техника). А почему вы объединились в группу? (Потому что на картинках изображены цветы)
— А теперь проходите за столы так, как вы объединились, давайте рисовать наши ответы. Группа «Техника» рисует ответ, почему воздух стал грязным, а группа «Цветы» рисует ответ, что можно сделать, чтобы воздух стал чистым (Дети проходят за столы, рисуют ответы)
— Молодцы, ребята, у вас очень хорошо получилось! Я обязательно отправлю наши рисунки Алисе, но вначале пусть они повисят немного в нашей группе. Расскажем папам и мамам, как нужно сохранять воздух чистым. А теперь давайте приберемся на столах, чтобы и наша группа тоже оставалась чистой.
Название: Конспект экологического занятия в старшей группе «Почему пропал чистый воздух?»
Номинация: Детский сад, Конспекты занятий, НОД, экология, Старшая группа
Должность: воспитатель
Место работы: МБДОУ «Детский сад №29 «Золотой ключик»
Месторасположение: город Лесосибирск, Красноярский край
Конспект занятия по экологическому воспитанию «Путешествие муравья»
Киселева Евдокия Ивановна, воспитатель МКДОУ «Детский сад №4» г. Лиски, Воронежская область.Описание: Данное занятие может быть использовано воспитателями и учителями для проведения занятий с дошкольниками и детьми школьного возраста. Дети получают удовольствие от таких занятий, сами придумывают новые сюжеты, различные истории с животными и растениями, что помогает развивать фантазию и речь ребенка.
Цель: развитие представлений о приспособлении живых существ, к среде обитания, бережное обращение к природе.
Задачи:
1. Обобщить представление детей о многообразии насекомых, уточнить знания о пользе насекомых.
2. Формировать связную речь, сообразительность, фантазию в процессе отгадывания загадок, развитие творческого воображения.
3. Воспитывать у детей желание заботиться о природе, правильно вести себя в природе, не разрушать условия жизни лесных обитателей.
4. Учить находить решение проблемно - поисковых задач.
Ход занятия
Дети сидят на стульчиках полукругом.
Воспитатель.
Расскажу я вам, ребята, интересную историю.
Когда я была такой же, как вы, мы гуляли с папой в лесу и увидели странное зрелище. Около трех березок, муравьями был сооружен муравейник, по которому прыгала большая птица. Я хотела спугнуть ее, но папа не разрешил. Птица сидела, вытянув в стороны свои крылья, и не шевелилась минут несколько. Оказывается, муравьи быстро «вычесывают» все, что накопилось под крыльями. Многие птицы принимают такие ванны. Я стала наблюдать за муравьями. Как вы думаете и что же они делали? (Ответ детей).
Мне понравился один муравей, но вдруг поднялся сильный ветер и сорвал моего муравьишку с листочка и куда - то унес его. Я стала волноваться за него, а хотите посмотреть каким он был?
(Воспитатель предлагает детям подойти к столу, организует дидактическую игру «Собери картинку». Дети собирают картинку «Муравей»).
Воспитатель. Хотелось бы вам вернуть муравьишку в его домик и понаблюдать за ним? (Ответ детей).
Воспитатель. Тогда обозначьте каждый своего муравья цветной точкой (любого цвета), сложите в нашу волшебную коробку, и посмотрим, какой муравей у нас получиться. Закройте глаза, вспомните что - нибудь смешное и посмейтесь. (Дети выполняют).
(Воспитатель достает из коробки игрушечного муравья с множеством разноцветных точек).
- Как мы назовем нашего друга? (Дети называют).
- Я предлагаю нести муравья к себе в домик всем по очереди.
(Дети шагают по тропинке, впереди речка)
Воспитатель. А вот и речка! Но вот беда, наш герой плавать не умеет. Как же нам переправить его на другой берег?
Дети. Нужно посадить его на листок или на дощечку, и он переплывет. А еще можно набросать много камешков или сделать мостик, связав много веток, и он перейдет.
Физкультминутка (дети имитируют)
К речке быстро мы спустились,
Наклонились и умылись.
Раз, два, три, четыре
Вот так славно освежились.
А теперь поплыли дружно,
Вместе раз - это брасс,
Один, другой - это кроль.
Все как один -
Плывем, как дельфин.
Вышли на берег крутой,
Отведем муравьишку домой.
Воспитатель.
Ребята, а вот лужайка, на ней красивые цветы. Ах, какой запах!
Почувствуйте его. (Дети присели, можно лечь на пол, вдыхают носом воздух).
- Отгадайте загадки, кого можно увидеть здесь?
Шевелились у цветка,
Все четыре лепестка.
Я сорвать его хотел,
Он вспорхнул и улетел. (Бабочка)
Имя взял у кузнеца,
Цвет у огурца,
Крылья у морошки,
Ножки у блошки. (Кузнечик)
Скачет зверушка,
Не рот, а ловушка.
Попадут в ловушку,
И комар и мошка. (Лягушка)
Многорукий царь Гордей,
Наплел ловушек и сетей.
Как расставит он ловушки,
Побыстрей ловитесь
Букашки да мошки.(Паук)
Воспитатель. Ребята, скажите кто в загадках лишний? Почему?
- На земле великое множество насекомых. На брюшке у них поперечные насечки, полоски. Вот откуда и название «насекомые» - от слова «насекать». У насекомых три части тела и шесть ног. Все насекомые обжоры, они едят все: зелень, личинки, мелких насекомых, тлю. Насекомые бывают мелкие и большие, одни летают, другие прыгают, одни живут несколько лет, другие один день. Иногда людей сравнивают с насекомыми. Узнайте, про кого так говорят: трудолюбивый как…(пчела, муравей), назойливый как…(муха).
Этюд «Божья коровка»
Воспитатель. Представьте себе, что вам на руку сел маленький жучок. Голова черненькая, крылья красные на них точки - пятнышки. Он иногда умеет притворяться мертвым, сложит свои ножки, спрячет усики и ждет, чтобы его отпустили. О ком я говорю?Дети. Это божья коровка.
Воспитатель. Покажите, как ползает жучок по вашей руке, щекочет лапками ладонь, пальчики.
- Наш муравей, пока мы играли, куда - то пропал, не случилась ли с ним беда? Поищите его. (Дети находят муравья запутанного в паутину).
Воспитатель. Муравей попал в сети паука, как его освободить и паутину не повредить?
Дети. Отогнать паука веткой или дать пауку другой корм. Можно попросить паука освободить муравья.
Воспитатель. Так мы и сделаем. Ну, а теперь нам нужно найти муравейник. Как мы это будем делать?
Дети. Можно забраться на дерево и посмотреть кругом. Спросить у птиц, может они видели. Понаблюдать за другими муравьями, они нас приведут к муравейнику.
(Дети встречают жука, он рассказывает детям, что муравейник разрушен).
Воспитатель. Кто же это сделал?
Дети. Нехорошие люди сломали. Может медведь наступил лапой. Ветер сильный дул и сломал.
Воспитатель. Это очень плохо, в лесу, нужно быть очень аккуратным, чтобы не нарушать природу. Давайте построим новый муравейник. (Дети выполняют).
- Теперь нам нужно придумать какое - нибудь фантастическое животное для охраны муравейника. Давайте возьмем различные части насекомых и соединим их вместе.
1 ребенок - Жало от осы.
2 ребенок - Большие глаза от стрекозы.
3 ребенок - Крылья от бабочки.
4 ребенок - Рога от жука.
5 ребенок - Туловище от пчелы.
Воспитатель. Что же у нас получилось? Что это насекомое должно делать?
Давайте придумаем ему название. (Дети называют).
Воспитатель предлагает детям нарисовать волшебное насекомое.
Дети выполняют задание.
В конце занятия подводится итог.
Владимирова Ирина Эдуардовна
Воспитатель, МДОУ детский сад №9 "Малыш", г. Павловский-Посад Московская обл.
Владимирова И.Э. Конспект занятия по экологии в подготовительной группе // Совушка. 2017. N2(8)..02.2019).
Заказ № 25643
Конспект непосредственной образовательной деятельности по познавательному развитию (экология) н а тему: «Защитники природы» для детей подготовительной группы
Интеграция образовательных областей: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие.
Цель: Формирование у детей основ экологической культуры.
Задачи:
Обучающие:
Познакомить детей с историей возникновения «Красной книги», с какой целью она создана, с растениями и животными, занесенными в неё.
Учить устанавливать причинно-следственные связи: к чему ведет небрежное отношение к природе, почему необходимо беречь природу.
Развивающие:
Закрепить представлений детей о единстве и взаимосвязи человека и природы, о том, что в природе всё взаимосвязано.
Воспитательные:
Воспитывать гуманное и ответственное отношения ко всему живому; чувство милосердия; интерес к природе, проблемам ее охраны; правильное поведение в природной среде.
Оборудование:
Импровизированный «Воздушный шар»
-«Берёзка», «речка», «мусор» на импровизированной полянке в группе
Телевизор для просмотра видео-материала по теме занятия
Магнитофон с аудио-записями к некоторым фрагментам занятия
Знаки по правилам поведения на природе
Иллюстрации по правилам поведения на природе
Эмблема года экологии
-«Подарки для берёзки» (листочки, птицы)
Фотографии животных и растений
-«Красная книга»-изготовленная заранее воспитателем
Цветной картон (страницы для красной книги)
Клей-карандаш, тряпочка, клеёнка на каждого ребёнка
Шапочки с изображением-животных, птиц, воды, воздуха
Эмблемы-медали: «Защитники природы»
Предварительная работа:
- Наблюдения в природе
- Разучивание стихотворений
- Чтение экологических сказок
- Беседы с детьми о загрязнении окружающей среды
- Рассматривание и беседы с детьми по иллюстрациям и картинам о природе
- Просмотр видеоматериала по экологии
Организация: в ситуации участвуют: 10-12 детей.
Ход НОД
Воспитатель: Ребята, какое прекрасное время года наступило, вся природа просыпается после долгой и холодной зимы. Наша земля такая красивая! Вот бы взглянуть на неё сверху! Как это можно сделать?
(предположения детей: можно на самолёте, вертолёте, на воздушном шаре…)
Ну что же, тогда отправимся в путешествие на большом воздушном шаре. Занимайте места.
Дети рассаживаются в импровизированном «воздушном шаре»
(дети просматривают видео-о красоте нашей земли; затем раздается радио сигнал SOS(аудиозапись))
Воспитатель: вы слышите, ребята, этот сигнал SOS. Такой сигнал подают с тонущего корабля, и всякий услышавший его, где бы он не жил и на каком бы языке не говорил, всякий знает: где-то гибнут люди, они просят помощи. Но сейчас этот сигнал подают не люди. А я знаю откуда слышится этот сигнал. Ребята, отгадайте загадку, и вы тоже поймёте.
«Богатырь стоит, богат; угощает всех ребят
Ваню - земляникой, Таню - ежевикой,
Машеньку - орешком, толю - сыроежкой.
Катеньку - малиной, Васю - хворостиной.
Догадались, что это за чудо - богатырь?»
Дети: (лес)
Да, ребята -это лес. Давай те спустимся и посмотрим, что же с ним случилось?
Дети выходят на импровизированную лесную поляну, на которой стоят несколько пеньков, раскиданный «мусор», одна берёзка со сломанными ветками, порезанным стволом, рядом «речка», с «мусором».
Воспитатель: Что же здесь произошло ребята? Что случилось? И кто нам сигнал посылал о помощи?
(предположения детей: кто-то намусорил, сломал ветки у берёзки, набросал мусор в реку…)
Воспитатель: Да ребята, наверное, здесь до нас побывали другие путешественники. Хотела вам предложить присесть здесь на полянке, вот только как - то не очень приятно сидеть среди мусора. Что же делать?
(Предложения детей: надо всё убрать …)
Дети убирают мусор в мешки. Очищают «речку». Перевязывают ветку у берёзки.
Воспитатель: Молодцы ребята, вы всё правильно сделали, собрали весь мусор, очистили речку, и даже берёзке веточку перевязали.
А куда можно деть этот мусор?
(предложения детей: отнести мешки с мусором в специальные контейнеры в помойку)
Воспитатель: Вот теперь можно присесть на пенёчки и поговорить о том, что здесь случилось.
(Воспитатель прислушивается и наклоняется к березке).
Воспитатель: Вы слышите, что говорит эта березка?
- Ребята, это не воспитанные люди так обидели её? Она старалась порадовать их: в жаркий день спрятать всех в тени, от солнца, напоить березовым соком.
Её березовые листочки и почки лечили людей от многих болезней. А белый ствол и кружевные листочки - радовали глаза своей красотой. За что же люди обломали ветки, изрезали ствол?
(Предположения детей: они ломали ветки для костра…)
Воспитатель: Ребята, ведь мы друзья и защитники природы. Мы сможем помочь деревьям - мы научим всех - и малышей и взрослых беречь деревья, охранять лес - ведь это чистый воздух и наше здоровье.
Дети рассказывают по иллюстрациям о правилах поведения на природе и прикрепляют соответствующий знак к доске.
Воспитатель: Смотрите, а берёзка то наша всё ещё грустит. Может подарим ей наши подарки. Давайте сначала, подарим ей весенний наряд. А потом и птиц.
Дети вешают на берёзку- «листочки», прикрепляют «птиц».
Раздаётся пение птиц (аудиозапись) Детям предлагается лечь и отдохнуть, послушать пение птиц. Релаксация.
Воспитатель: Ну что же, вижу вы хорошо знаете, как себя вести на природе. А я тоже хочу прикрепить знаки на нашу доску.
Воспитатель прикрепляет знаки - загрязнение воды и воздуха -выбросами из труб заводов и фабрик, автомобилей.
Воспитатель: Ребята, а кто знает, что же делать? Ведь и мы с вами и растения, и животные не хотят дышать грязным воздухом. Не хотим мы купаться в грязных речках, а звери и птицы не хотят пить грязную воду?
(Предложения детей: надо ставить очистительные фильтры на заводах, на машинах, нельзя мыть машины в речках …)
Воспитатель: Да ребята, люди придумали-специальные очистительные фильтры, чтобы не загрязнять воду и воздух. И если такие фильтры будут стоять везде: и на заводах и фабриках и на автомобилях, тогда воздух наш будет чистым и свежим. И реки наши будут чистыми, а леса и поля полны цветов.
Хочу показать вам ещё вот такой знак (показ эмблемы- «год экологии») 2017 год в нашей стране объявлен -годом экологии. Мы с вами уже говорили о том, что такое -экология и чем занимаются люди-экологи. Кто-нибудь может рассказать?
Дети:(экология -это наука, а экологи изучают жизнь -человека, животных, растений и как на них влияет окружающая среда)
Воспитатель: - Да, ребята -экология -это наука, которая изучает взаимоотношения между человеком и животными, растениями и окружающей средой. И ещё экологи ищут причины ухудшения состояния природы и пытаются найти методы чтобы исправить это. Обратите внимание на эмблему-года экологии-что там изображено?
Дети: (наша земля-из голубых, зелёных линий, как будто-это реки, леса…)
Воспитатель: -Да действительно, здесь изображена наша земля, на которой-чистые голубые реки и зелёные леса, которые мы с вами должны охранять и беречь.
Смотрите, ка и на нашей полянке-появились первые весенние цветы. Но рвать их не стоит. А вот почему -нам об этом расскажут наши друзья, которые тоже, как и мы отправятся на прогулку в весенний лес. Давайте посмотрим и внимательно послушаем.
(Просмотр детьми видео)
Ну что ребята, теперь вы знаете почему нельзя рвать подснежники и что такое- «Красная книга»
Кто-нибудь может рассказать -что он запомнил из посмотренной передачи?
Зачем люди создали - «Красную книгу»?
(Ответы детей: несколько лет назад люди создали красную книгу, чтобы занести в неё, исчезающие виды животных и растений. С тех пор -они охраняются -законом. И никому нельзя уничтожать их.)
Воспитатель: Ребята давайте сегодня с вами, в нашей группе создадим свою «Красную книгу». Посмотрите -я приготовила -саму книгу-вот она (показ книги)
Почему она красного цвета?
Дети: (красный цвет-цвет -опасности, тревоги)
Воспитатель: -Давайте поместим в нашу «Красную книгу» -животных и растения, которые встречаются в нашем крае в Подмосковье. Возьмите фотографии этих животных и растений и приклейте на цветные картонные странички.
Что обозначают страницы -красного цвета?
Дети:(На красных страницах - те животные и растения, которых почти не осталось на земле и их надо охранять и беречь)
Воспитатель: -Посмотрите ребята у кого -какие животные или растения на красных страницах, назовите их (можно прочитать-названия)
Дети:(Сапсан, белка-летяга, подснежники, ландыши…)
Воспитатель: - А, что обозначают жёлтые страницы?
Дети:(-На жёлтых страницах -те растения и животные -количество которых быстро снижается)
Воспитатель: -Дети, у кого есть -жёлтые страницы-покажите и назовите этих животных и растения.
Дети:(речная выдра, белый журавль, колокольчики, жаба…)
Воспитатель: - А, белые страницы есть? Что они обозначают?
Дети:(На белых страницах -животные и растения, численность которых всегда была невелика.)
(Филин, сова…)
Воспитатель: -К сожалению, есть в книге страницы-чёрного цвета. Кто знает, что они обозначают?
Дети:(Это самые печальные страницы-на них те растения и животные, которые навсегда исчезли с лица земли.)
Воспитатель: -Покажите и назовите их.
Дети:(Карликовая берёзка)
Воспитатель: -Есть ли зелёные страницы? Что они обозначают?
Дети:(Это самые радостные страницы книги-на них, те растения и животные, которых удалось восстановить, спасти от вымирания)
Воспитатель: -Давайте назовём их. Кого удалось спасти?
Дети:(Прибайкальский шмель)
Воспитатель: -Вот сколько животных и растений находятся под охраной. В каждой области, в каждой стране есть такие «Красные книги». И наша с вами задача, защищать, беречь природу. И тогда зелёных страниц в «Красной книге будет становится больше, чем других.
Воспитатель читает стихотворение:
«Охраняется Красною книгой
Столько разных животных и птиц,
Чтобы выжил простор многоликий
Ради света грядущих зарниц.
Чтоб пустыни нагрянуть не смели,
Чтобы души не стали пусты,
Охраняются звери на нашей планете,
Охраняются даже цветы.»
Воспитатель: - А, сейчас я предлагаю вам превратится в разных зверей, птиц, насекомых и поиграть. Надевайте шапочки.
(Дети надевают -шапочки и садятся на ковёр)
Воспитатель: -Те, кто услышит в моём стихотворении-говорится -о нём -выходит в круг и берётся за руки со следующим вышедшим.
Воспитатель читает стихотворение, а дети в соответствующих тексту шапочках выходят в круг и берутся за руки.
«Все на свете, всем нужны!
И рыбы не меньше нужны, чем слоны
Нельзя обойтись без лягушек нелепых
И даже без хищников злых и свирепых.
Нужны все на свете, нужны все подряд,
Кто делает мед, и кто делает яд,
Нам птицы нужны и нужны пауки
Нельзя обойтись никому без воды!
И солнце, и воздух нужны и земля.
Ещё без растений никак нам нельзя.
Да, если мы с кем-то не очень дружны-
Мы все-таки очень друг другу нужны!
А если нам кто-то лишним покажется,
То это, конечно, ошибкой окажется.»
Воспитатель: -Видите ребята, как крепко связаны все живущие на нашей земле: и люди, птицы, животные, растения, вода и воздух. Мы не можем выжить друг без друга и поэтому должны научится дружить с природой, охранять её и беречь.
В память о нашем сегодняшнем занятии и в связи с тем, что 2017 год объявлен в нашей стране-годом-экологии, я приготовила для вас вот такие эмблемы- медали- «защитники природы». Я надеюсь, что вы будите настоящими друзьями природы и её защитниками.
Воспитатель вручает детям -медали-эмблемы- «Защитники природы».
Воспитатель: А, в завершении, давайте ещё раз пролетим над нашей красивой землёй и полюбуемся на её красоты.
Просмотр видео-песня о защитниках природы.
Окружающий мир выступает разнообразным источником знаний для ребёнка. Жизненно необходимо учить детей с раннего возраста бережно и внимательно относится к природе. Ребёнок должен понимать, что жизнь бесценна, и даже маленькая травинка - это важная часть окружающего мира. Гуманное отношение к природе закладывается в семье и в детском саду, а взрослые выступают проводниками малышей в удивительный мир экологии.
Задачи экологического воспитания в старшей группе ДОУ
Личность ребёнка - это кристалл, различные грани которого соответствуют разным чертам характера. И шлифовать его нужно с первых лет жизни. Воспитатель в детском саду должен помочь маленькому человеку узнать ценность природы и увидеть себя как её неотделимую часть. Цель эта сложная и требует значительных временных затрат. Только постоянная и кропотливая работа поможет в этом.
Понимание природы, гуманное, бережное отношение к ней - один из элементов нравственности, частица мировоззрения
К. Паустовский
Главные задачи, соответствующие экологическому воспитанию в ДОУ:
- научить детей видеть красоту и неповторимость мира;
- сформировать систему экологических знаний, представления о законах природы;
- обеспечить понимание дошкольниками, что нельзя уничтожать то, что не можем воспроизвести;
- учить заботиться о природе: то, что берётся человеком у природы, надо использовать бережно и стремиться вернуть (например, вода, энергия в быту);
- развивать эстетические чувства по отношению к природе.
Перечисленные задачи реализуются в особой среде, где взрослые своим примером демонстрируют дошкольникам правильное отношение к окружающему миру и заботятся о природе.
Экологическое воспитание в детском саду включает нравственную, интеллектуальную и эстетическую составляющую
Готовим занятие по экологии для детей 5–6 лет
Начинать экологическое воспитание в ДОУ можно в любой группе воспитанников, даже в ясельной. Задача педагога - заложить первые ориентиры дошкольников в окружающем мире.
Мотивирующее начало занятия
Природа интересна маленькому человеку. Увлечь дошкольников темой занятия можно, позволяя им активно участвовать в процессе. Рассмотрим некоторые приёмы вводной части мероприятий:
Экологическая сказка в доступной форме знакомит детей с основами природоохранного поведения
Таблица: примеры мотивирующего начала занятия в ДОУ
Тема занятия | Вводная часть |
«В гостях у курочки Рябы» (знакомство с домашними животными) | Воспитатель начинает с элемента неожиданности: «Дети, а кто это к нам в гости зашёл? Умницы, узнали. Это курочка Ряба. Мы же читали такую сказку? Наша гостья хочет рассказать нам, как она живёт в деревне с бабушкой и дедушкой, и какие ещё животные обитают у них на скотном дворе. Мальчики и девочки, я сейчас превращусь в ту бабушку из сказки, и мы вместе посмотрим, как же живётся домашним животным». Воспитатель надевает реквизит и в роли бабушки показывает вместе с героиней сказки макет сарая с домашними животными и дальше ведёт занятие. |
«Прогулка в лес» | Данная тема сама по себе очень привлекательна для детей. Используя это как мотивацию, можно провести предварительные занятия:
|
«Как вести себя в лесу» | Воспитатель предлагает детям перед тем, как пойти в лес на прогулку, повторить, как правильно себя вести в лесу. Педагог задаёт вопросы, а дети отвечают, правильно или неправильно так делать.
|
Виды занятий по экологическому воспитанию
Организовать занятие по экологическому воспитанию можно по-разному:
- Экскурсия. Зависит от возможностей и расположения самого учреждения образования, и, конечно, воспитатель нуждается в поддержке родителей.
- Комплексное занятие. Состоит из нескольких этапов, связанных тематически и предполагающих смену деятельности дошкольников. Например, на комплексном занятии с названием «Как Солнышко в гости ходило», солнышко будет основным персонажем на всех этапах: беседа Солнышка о том, как правильно загорать; спортивный - эстафета «Кто быстрее?»; музыкальный - исполнение песен про лето, математический - задание «Сколько лепестков?», творческий - «Нарисуй лето» и т. п. Выбрав такой вид занятия с детьми, можно подобрать задания, соответствующие поставленной цели.
- Интегрированное занятие. Этот вид занятия также состоит из нескольких этапов, объединённых общей темой. Отличие от комплексного в том, что каждый этап не только соответствует разному виду деятельности, но и раскрывает тему занятия с новой стороны. Для нашего персонажа могут быть этапы: беседа «Почему сменяются времена года», подвижная игра «Солнечная система», рисование радуги, опыт «Солнечный зайчик», разгадывание загадок о солнце. Здесь важно, чтобы прослеживалась связь между подачей разных кусочков информации.
- Опыты. Проведение наблюдений и экспериментов хорошо мотивирует детей в направлении исследования окружающего мира. Эту деятельность можно построить на изучении растений, их строения, размножения, условий жизни. Наблюдения организуются либо в группе, либо на площадке и обычно являются частью долгосрочного проекта. Интересны детям и опыты с их активным участием: взвешивание, измерение, использование пробирок, магнитов и т. д.
- Организация экологической тропы на территории ДОУ предоставляет возможность для проведения занятий по экологии разной направленности со всеми возрастными группами.
- Экологический КВН или викторина поможет закрепить знания дошкольников об окружающем мире.
- В экологических праздниках принимает участие каждый ребёнок. Как правило, это театрализованное действие с подготовкой костюмов, разучиванием ролей, репетициями и выступление перед родителями (например, праздник в старшей группе «Как дети землю спасали»).
Театрализованный экологический праздник оказывает сильное эмоциональное воздействие на маленького человека и даёт возможность получить хороший воспитательный эффект.
Таблица: картотека подходящих тем по экологии
Таблица: пример конспекта экологического занятия в старшей группе
Автор | Головнёва М.А., педагог |
Название | «Берегите воду» |
Цель | Систематизировать и уточнить представления детей о роли воды в природе. |
Задачи |
|
Методические приёмы |
|
Материалы |
|
Ход занятия | Организационный момент. В.: Наш общий дом - это планета Земля. И люди живут на ней много-много лет. Но свой дом нужно беречь, заботиться о нём. Посмотрите, что у меня в руках? Воспитатель ставит на стол глобус. В.: А зачем он нужен? Посмотрите, вот это наш город. (Желательно звуковое сопровождение и слайды родного края). В.: Посмотрите, какими красками раскрашен глобус? Что обозначает коричневый цвет? Почему есть светлый и тёмно-коричневый? А что раскрашено голубым, синим цветом? А почему же на глобусе больше синего и голубого цвета? Давайте посмотрим, кто же в природе нуждается в воде? (Дети рассматривают схему). На нашей планете нет ни единого даже самого маленького организма, которому не нужна была вода. Мы с вами без воды можем выдержать только 7 дней. Как мы дома можем использовать воду? (Рассматривают схему). Откуда в доме появляется вода? Рассмотрим вот этот рисунок. (Дети рассматривают). Воспитатель рассказывает и показывает на схеме, как вода попадает в дом, для чего нужны насосы, водонапорная башня, система очистки воды. В.: Вот какой длинный путь проходит вода. Нужно найти источник воды, построить очистительную систему, проложить водопровод. И за всем этим нужно следить, вовремя ремонтировать. А есть страны, где воды в природе очень мало, её привозят в бочках и продают. Нужно бережно относиться к воде. Не расходовать зря, смотреть, чтобы не текли краны, использовать современные стиральные машины, которые берут немного воды. А сейчас у нас загадки.
Физкультминутка.
Но чтобы мы все были здоровыми, какая должна быть вода? Чистая! Чистая вода должна быть и в озёрах и реках, в прудах и океанах. Иначе жизнь в воде исчезнет.
Воспитатель: Ребята, вы все согласны с такими словами? Будем поступать правильно и беречь природу? |
Фотогалерея: материалы к занятию «Берегите воду»
Вода нужна всем живым существам на нашей планете Вода требуется для многих бытовых нужд человека Многие дети не представляют, как в доме появляется вода Участие дошкольников в экологических экспериментах воспитывает будущих исследователей
Проектная деятельность по экологии у старших дошкольников
Тема проектной деятельности актуальна, поскольку в рамках её реализации решение задачи рассматривается с разных сторон. Можно запланировать проведение определённого количества занятий соответствующей направленности, различных тематических мероприятий и придерживаться этого плана. А можно начать работу с дошкольниками над собственными проектами (например, ребята самостоятельно выращивают растения или проводят опыты). Все занятия, включённые в проект, направлены на выполнение единой цели. В проекте обязательно присутствие исследовательской составляющей. Занятия планируются так, что во время работы ребёнок получает основы анализа и синтеза информации, навыки самостоятельной деятельности.
Проекты классифицируют по длительности. Если время реализации проекта от недели до месяца - это краткосрочный проект, от нескольких месяцев до года - долгосрочный.
Экологический проект включает в себя следующие этапы:
- Подготовительный. Выбор темы проекта, постановка цели, определение задач. Обычно цель - это получение детьми знаний по какой-то теме, формирование и развитие навыков, воспитание чувства сопереживания к миру природы.
- Организационный. Подбирается литература, выбираются методы работы. Проводится подробное планирование деятельности.
- Содержательный. Выполнение проекта, всех запланированных занятий и мероприятий.
- Результативный. Отчёт о результатах деятельности, презентация результатов, выставка и т. д.
По доминирующей деятельности проекты бывают:
- исследовательские («Растения нашего двора», «Птицы родного края»);
- практико-ориентированные («Выращиваем урожай», «Земля - наш дом родной»);
- творческие («Цветы для мамы», «Экологический след»);
- познавательно-игровые («Весёлая столовая», «Школа добрых волшебников»).
Примеры проектов по экологии в ДОУ:
- краткосрочный познавательно-игровой проект «Береги планету эту, ведь другой на свете нету!» (автор О.В. Яблонская);
- краткосрочный исследовательский проект «Деревья нашего участка» (автор М.Ф. Сахаутдинова);
- долгосрочный практико-ориентированный проект «От семени к урожаю» (автор Н. Малаева).
Таблица: пример экологического проекта в старшей группе
Название | «Цветы для мамы» |
Участники проекта |
|
Вид проекта | Долгосрочный: с августа по март. |
Подготовка |
|
Задачи |
|
Ход проекта | Связующая часть проекта - выращивание тюльпанов к празднику. Если посмотреть методики такой деятельности, начинать работу с луковицами нужно в сентябре. В августе проводим подготовительную работу: знакомим детей и родителей с проектом, разрабатываем задания по приобретению посадочного материала, контейнера для земли, почвы. Вместе с детьми готовим каждому журнал наблюдений, в котором дети будут еженедельно зарисовывать вид ростков и записывать их рост. С середины сентября воспитатель вместе с детьми производит высадку луковиц, а затем и выращивание цветов, регулируя рост саженцев так, чтобы цветы распустились к празднику. Кроме трудовой составляющей, в проект входят и другие занятия:
Для заключительной части проекта готовим праздник. В центре программы - букет тюльпанов, выращенный детьми к празднику. Дети читают стихи. |
Отдел образования, физической культуры и спорта Осакаровского района
КГКП «Дошкольная организация «Балдырган»
Конспект открытое занятие по экологи в старшей группе
Тема: « Юные знатоки природы»
Подготовила: Зимина Е. В
Осакаровка 2014
Задачи:
Дать представление о неразрывной связи человека с природой (человек- часть природы) .Расширять представления детей о правилах поведения в природе, учить оценивать свои поступки и поступки окружающих, воспитывать культуру поведения в природе.
Формировать элементарные представления о кризисном состоянии природы Земли,необходимости чистого воздуха, воды, почвы для растений, животных, человека, о Красной книге. Расширять представления детей о многообразии форм охраны природы. Воспитывать ответственное и бережное отношение к родной природе.
Учить отвечать на вопросы разного уровня сложности. Продолжать учить сравнивать объекты по различным признакам. Формировать умения детей самостоятельно составлять 2-3 строчки загадки по моделям. Развивать речь, внимание, умение давать полный ответ, слушать высказывания других, обогащать словарь; Воспитывать доброжелательное общение со сверстниками. Обогащать словарный запас детей, используя полилигвальный компонент.
Полилигвальный компонент: табиғат-природа; жансыз табиғат; -неживая природа; жанды табиғат-живая природа; red wolf-красный волк, red book- красная книга, nature-природа,bird- птица, арқар-архар, flowers-цветы
Реализация образовательных областей:
Познание, коммуникация, социум, творчество.
Оборудование: чёрные шапки с кисточками на каждого ребёнка, схема живой и неживой природы, телеграмма, маски к сценки, системный экран с картинками развития птицы, картинки развития человека, дерева. Красная книга, схема для загадывания загадки, картинки животных, растений, птиц, занесённых в Красную книгу РК, картинки « Правила поведения в природе», глобус.
Воспитатель:
Быстро строим мы кружок, становись и ты, дружок. Дружно за руки возьмёмся, и друг другу улыбнёмся.
Ребята, я хочу сегодня пригласить вас в путешествие по удивительной стране, а как она называется, отгадайте:
Загадка:
Посмотри, мой юный друг, что находится вокруг:
Небо светло- голубое, солнце светит золотое,
Ветер листьями играет, тучка в небе проплывает,
Поле, речка и трава, гора, туманы и роса,
Человек и время года - это всё вокруг… (природа)
А как на казахском языке природа?(табиғат )
В.- Почему вы так решили?
Дети : - Природа-это окружающий нас мир: леса, поля, солнце, облака и т.д.
Молодцы, вы все назвали правильно. (приносят телеграмму)
Воспитатель: Ой, ребята, нам телеграмма (читает) : «Приглашаем юных знатоков природы на ученый совет, который состоится сегодня в 9.30 часов». Нам срочно нужно идти на ученый совет. (приглашаю детей пройти за столы и надеть шляпы)
Игра «Ученое сообщение»
Воспитатель: Вы все и наши юные ученые. Расскажите всем о живой природе
(дети делают сообщение)
1 ребёнок: Мир живой природы - это растения, животные, насекомые, птицы, рыбы (показывает картинки) . И человек, и все живые организмы не могут жить без воздуха, без воды, без солнца, без питания. Живая природа - это все, что растет, дышит, питается, развивается (показывает схему)
Как на казахском языке живая природа?
2 ребёнок: Неживая природа - это все то, что не дышит, не растет, не развивается. Это все, что нас окружает - звезды, луна, планеты, солнце, горы, вода, камни, воздух и др. (показывает картинки) . И человек, и все живые организмы не могут жить без неживой природы.
Как на казахском языке неживая природа?( жансыз табиғат)
Воспитатель: Спасибо юным ученым за сообщения.
Я предлагаю сейчас отправится в небольшой лесок и понаблюдать что же там происходит.(дети одевают маски животных)
Сценка « Как зверюшки лес спасли»
Лесная фея: Лесные зверюшки, скорее сюда!
Лесная фея: Случилась беда!
В лес пришел мальчишка,
Злой разбойник Гришка!
Он деревья обижает,
Птичьи гнезда разрушает!
Звери: Надо Гришку испугать,
С Гришкой в «Эхо» поиграть!
Нужно проучить мальчишку,
Злого хулигана Гришку.
Фея: слышу: Он идет сюда!
Прячьтесь, звери. Кто куда! (выходит Гришка, напевая песню)
Гришка: Я люблю в лесу гулять,
Всех пугать и все ломать!
Я цветы срываю,
Гнезда разрушаю!
Вот я смелый какой!
Звери (вторят, словно эхо): Ой-ой-ой!!!
Гришка: Кто там прячется в кустах?
Звери: Тах! Тах! Тах!
Гришка: На меня наводит страх…
Звери: Ах – ах – ах!
Гришка: Мне не страшно! Я не трус!
Звери: Трус! Трус! Трус!
Гришка : И тебя я не боюсь.
Звери: Юсь – юсь – юсь.
Гришка: Ой- ей – ей!
Ай –яй – яй!
Мама, мама, выручай!
Я больше не буду
Цветочки срывать
Я больше не буду
Лес обижать! (убегает)
Звери: Ура!
Вопросы- Правильно ли поступил Гришка?
А вы знаете правила поведения в лесу?
(показываю картинки, дети называют правила поведения в лесу)
Игра «Как растет все живое»
Воспитатель: Посмотрите (показывает картинку) - мы говорили о том, как растет и развивается ребенок(маленький ребенок, дошкольник, школьник, юноша, мужчина, старик) . Для этого нужно...(тепло + питание + вода + воздух + любовь) - на доске выкладывается схема - Так развивается и растет человек. Посмотрите, какими вы были, какими стали и какими будете. Здесь на картинке показано как растет и развивается птица.
А вот перед вами системный экран
Он может об объекте много рассказать нам
Если мы рассмотрим что- то,
Это что-то для чего-то,
Это что- то часть чего-то,
Чем-то было это что-то,
Что- то будет с этим что-то,
Что- то,ты, сейчас возьми на экране рассмотри
Загадываю загадку:
Рук нет, а строить умеет (птица)
(ребенок по системному оператору рассказывает: мама птица высиживает яйцо, потом в яйце развивается зародыш, из яйца вылупляется птенец, он растет, становится молодой птицей, потом взрослой птицей)
Воспитатель: А что нужно, чтобы росла и развивалась птица?
Воспитатель: Оказывается для роста и развития птицы нужно то же, что и человеку:
Дети: тепло + питание + вода + воздух +забота
Воспитатель: Как видим, всем живым организмам для роста и развития нужно одно и то же: тепло, питание, вода, воздух, забота.
Воспитатель: А как же растут и развиваются растения? Растения - это...(травы, деревья, кусты, цветы) . Ребята, а растения живые или неживые? (растения живые)
Почему вы говорите, что растения живые? (растут, питаются, дышат, живут, размножаются, погибают...)
В лесу, где много деревьев, цветов, травы, воздух чище - там больше кислорода в воздухе. А что делать нам в посёлке, городе, чтобы воздух был таким, как в лесу? (сажать деревья, цветы, газоны, ухаживать за растениями, не рвать их)
Игра «Посадим дерево» (на доске)
Сначала возьмем... (зернышко) и посадим его в...(землю) .
Чтобы зерно взошло, надо его... (полить) .
Еще растению нужно... (солнце)
Пройдет время и появится... (росток)
Со временем, если все хорошо и есть все условия, тонкий ствол молодого деревца будет крепнуть и станет более могучим, крона дерева станет гуще.
Посмотрите на схему, как дерево растет
(семя - росток - деревце - взрослое дерево)
Воспитатель: Зачем нужны растения? (очищают воздух, позволяют легко дышать) .
В .-А теперь,ребята выйдем на нашу полянку и сделаем разминку.
Физкультминутка с музыкальным сопровождением:
1.Природу надо охранять: («рисуют» руками круг)
Зверей и птиц не обижать, (грозят пальцем)
Цветы напрасно не срывать, (приседают)
В лесу костры не разжигать. (топают ногами)
С природой будем дружно жить. (берут друг друга за руки)
Живое на Земле любить. (прижимают руку к груди)
Вот Земля, наш общий дом.(«рисуют» руками круг)
Много есть соседей в нём.
И пушистые козлята, (показывают рожки)
И весёлые котята, (прыжки)
И извилистые речки, (изобразить сложенными ладонями речку)
И кудрявые овечки.(крутят кудряшки)
Травка, птички и цветы,
И, конечно, я и ты. (показывают на себя и детей)
В этом славном доме нужно (руки друг другу на плечи)
Жить со всеми очень дружно.
В.- А вы знаете, ребята, что некоторые люди не умеют дружить с природой? Ведь чего только не делали люди со своим маленьким и хрупким домом- планетой Земля! Её взрывали и бомбили, её посыпали ядами. Рубили леса, защищавшие от зноя. Осушали озёра, поившие её влагой. Более 100 видов разных зверей и птиц уничтожили люди.На одних слишком усердно охотились, другим не оставили даже клочка земли, где они могли бы жить. Немало исчезло и растений из-за вырубки леса, строительства дорог, городов, распашки земель и выпаса животных.
Учёные заметили,что после исчезновения одного вида растений автоматически вымирает до 30 видов животных,тесно связанных с ним. В конце концов, люди поняли: если не помочь природе, растений и животных будет гибнуть всё больше и больше.
Чтобы этого не случилось, учёные решили издать Красную книгу, чтобы знать, каких животных и растения нужно спасать.
Вот Красная книга или red book
В ней птицы- кұстар или э bird
Тут же цветы это flowers, гулдер
Здесь есть қарақал , red wolf и арқар
Всё это nature -природа.жанды таби ғат
Помните , люди природу надо охранять
И всё живовое защищать.
Ребята, а почему именно Красная книга?
Д.- Потому что красный цвет – это сигнал тревоги, опасности, предупреждения. Он говорит: «Внимание! Это животное может исчезнуть!»
Давайте с вами вспомним, какие животные, птицы, растения занесены в Красную книгу РК. (дети, смотря на картинку называют объекты, занесённые в Красную Книгу Казахстана)
Что вы можете мне сказать об этих животных, растениях, птицах? Что их объединяет?
Д .-Они все из Красной книги.
Ребята, я вам предлагаю об одном из животных составить загадку.(дети по схеме составляют 2загадки)
В.- Я хочу вам предложить об одном из них составить загадку.
В: Что вы знаете об Архаре?
Архар-красивое стройное животное. Его отличительная особенность –рога, загнутые в спираль. Живёт он высоко в горах, на скалах, питается растительной пищей в основном это клевер, шиповник смородина. Боится хищников и человека. В мае рождаются ягнята. Обычно по 1 или 2 ягнёнка.
Д.- В.- А теперь давайте составим об архаре загадку, по нашей схеме.
Д.- Какой? и Кто такой же?
Какой? | Кто такой же? |
1Стройный. 2.Рогатый. 3. быстрый | 1.Жираф,дерево.Косуля. 3.Лось. Олень. Коза.. Кенгуру. Гепард. Заяц |
Молодцы! А сейчас я хочу объявить конкурс «Знатоки природы». У нас будет две команды: команда детей и команда гостей. Гости, вы согласны поучаствовать в нашем конкурсе? Итак, отвечаем по очереди, за каждый правильный ответ команда получает 1 балл.
Д. – Какой кустарник-родственник розы? (шиповник)
Г. – У какого животного самая длинная шея? (жираф)
Д. – Какая птица любит сало?(синица)
Г. – Какая птица любит рябину? (снегирь)
Д. – Зверьки-строят дом среди реки(бобры)
Г. – У сосны шишки, а у берёзы…(серёжки)
Д. – Кого называют «лесным доктором»? (дятел)
Г. – Какое животное сбрасывает рога? (лось)
Д. – Самая маленькая птичка? (колибри)
Г. – Как называют кусочки льда, падающие с неба? (град)
Д . – Снег состоит из снежинок, а дождь …(из капель)
Г. – Кого называют «царём зверей»? (льва)
Воспитатель: Подвожу итоги конкурса.
Воспитатель: Ребята, сегодня у нас состоялся ученый совет юных экологов. О чем мы говорили (о живой и неживой природе, как растет все живое, как растет зернышко) . Вам понравилось? - Наш общий дом (показывает глобус) - это планета Земля, которая вращается вокруг Солнца. Есть и другие планеты - Венера. Юпитер. Марс и др. , но жизни на этих планетах нет, потому что там нет воздуха и воды. Земля - это общий чудесный дом для всех людей, птиц, рыб, насекомых, растений. Мы должны беречь свою планету и природу Земли, чтобы были чистыми воздух, вода, а растения и животные росли, и в этом взрослым помогают юные экологи.
(дети читают стихи о планете Земля)
Есть на земле огромный дом
Под крышей голубой,
Живут в нем солнце, дождь и гром,
Лес и морской прибой.
Живут в нем птицы и цветы,
Веселый звон ручья.
Живешь в том светлом доме ты
И все твои друзья.
Куда б дороги не вели,
Всегда ты будешь в нем.
Природою родной земли
Зовется этот дом. (стихи Л. Дайнеко)
Сегодня вы были юными знатоками природы, а это значит что? (ответы детей). А значит вы награждаетесь медалями « Знатоки природы»(каждый ребёнок получает медаль)