THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама

Метод "незаконченных предложений" применяется в экспериментально-психологической практике давно.
Вариант этого метода, разработанный Саксом и Леви, включает 60 незаконченных предложений, которые могут быть разделены на 15 групп, характеризующих в той или иной степени систему отношений обследуемого к семье, к представителям своего или противоположного пола, к сексуальным отношениям, к вышестоящим по служебному положению и подчиненным. Некоторые группы предложений имеют отношение к испытываемым человеком страхам и опасениям, к имеющемуся у него чувству осознания собственной вины, свидетельствуют о его отношении к прошлому и будущему, затрагивают взаимоотношения с родителями и друзьями, собственные жизненные цели.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Незаконченные предложения

Ф., И., О_______________________________________

Пол___________________________________________

Возраст________________________________________

Дата исследования_______________________________

ИНСТРУКЦИЯ

  1. Думаю, что мой отец редко
  2. Если все против меня, то
  3. Я всегда хотел (хотела)
  4. Если бы я занимал (занимала) руководящий пост
  5. Будущее кажется мне
  6. Моё начальство
  7. Знаю, что глупо, но боюсь
  8. Думаю, что настоящий друг
  9. Когда я был (была) ребенком
  10. Идеалом женщины (мужчины) для меня является
  11. Когда я вижу женщину вместе с мужчиной
  12. По сравнению с большинством других семей моя семья
  13. Лучше всего мне работается с
  14. Моя мать
  15. Сделал (сделала) бы всё, чтобы забыть
  16. Если бы мой отец только захотел
  17. Думаю, что я достаточно способен (способна), чтобы
  18. Я мог (могла) бы быть очень счастливым (счастливой), если бы
  19. Если кто-нибудь работает под моим руководством
  20. Надеюсь на
  21. В школе мои учителя
  22. Большинство моих товарищей не знает, что я боюсь
  23. Не люблю людей, которые
  24. Когда-то я
  25. Считаю, что большинство девушек (юношей)
  26. Супружеская жизнь кажется мне
  27. Моя семья обращается со мной, как
  28. Люди, с которыми я работаю
  29. Моя мать и я
  30. Моей самой большой ошибкой было
  31. Я хотел (хотела) бы, чтобы мой отец
  32. Моя наибольшая слабость заключается в том,
  33. Моим скрытым стремлением в жизни
  34. Мои подчиненные
  35. Наступит тот день, когда
  36. Когда ко мне приближается мой начальник
  37. Хотелось бы мне перестать бояться
  38. Больше всех люблю людей, которые
  39. Если бы я снова стал (стала) молодым (молодой),
  40. Считаю, что большинство мужчин (женщин)
  41. Если бы у меня была нормальная половая жизнь
  42. Большинство известных мне семей
  43. Люблю работать с людьми, которые
  44. Считаю, что большинство матерей
  45. Когда я был (была) моложе, то чувствовал (чувствовала) себя виноватым (виноватой), если
  46. Думаю, что мой отец
  47. Когда мне начинает не везти, я
  48. Больше всего я хотел (хотела) бы в жизни
  49. Когда я даю другим поручение
  50. Когда я буду старым (старой)
  51. Люди, превосходство которых над собой я признаю,
  52. Мои опасения не раз заставляли меня
  53. Когда меня нет, мои друзья
  54. Мне очень не нравится, когда мужчины (женщины)
  55. Моим самым живым воспоминанием детства является
  56. Моя половая жизнь
  57. Когда я был (была) ребенком, моя семья
  58. Люди, которые работают со мной,
  59. Я люблю свою мать, но

60. Самое худшее, что мне случалось совершить, это

КЛЮЧ

(1) Отношение к отцу

  1. Думаю, что мой отец редко

16. Если бы мой отец только захотел

31. Я хотел (хотела) бы, чтобы мой отец

46. Думаю, что мой отец

Конфликтность

(2) Отношение к себе

2. Если все против меня, то

17. Думаю, что я достаточно способен (способна), чтобы

32. Моя наибольшая слабость заключается в том,

47. Когда мне начинает не везти, я

Конфликтность

(3) Жизненные цели

3. Я всегда хотел (хотела)

18. Я мог (могла) бы быть очень счастливым (счастливой),если бы

33. Моим скрытым стремлением в жизни

48. Больше всего я хотел (хотела) бы в жизни

Конфликтность

(4) Отношения к подчиненным

4. Если бы я занимал (занимала) руководящий пост

19. Если кто-нибудь работает под моим руководством

34. Мои подчиненные

49. Когда я даю другим поручения

Конфликтность

(5) Отношение к будущему

5. Будущее кажется мне

20. Надеюсь на

35. Наступит тот день, когда

50. Когда я буду старым (старой)

Конфликтность

(6) Отношение к вышестоящим лицам на работе и в школе к учителям

6. Моё начальство

21. В школе мои учителя

36. Когда ко мне приближается мой начальник

51. Люди, превосходство которых над собой я признаю

Конфликтность

(7) Страхи и опасения

7. Знаю, что глупо, но боюсь

22. Большинство моих товарищей не знает, что я боюсь

37. Хотелось бы мне перестать бояться

52. Мои опасения не раз заставляли меня

Конфликтность

(8) Отношение к друзьям и знакомым

8. Думаю, что настоящий друг

23. Не люблю людей, которые

38. Больше всего люблю людей, которые

53. Когда меня нет, мои друзья

Конфликтность

(9) Отношение к прошлому

9. Когда я был (была) ребенком

24. Когда-то я

39. Если бы я снова стал молодым (стала молодой)

55. Моим самым живым воспоминанием детства является

Конфликтность

(10) Отношение к мужчинам (женщинам)

10. Идеалом женщины (мужчины) для меня является

25. Считаю, что большинство девушек (юношей)

40. Считаю, что большинство мужчин (женщин)

54. Мне очень не нравится, когда мужчины (женщины)

Конфликтность

(11) Отношение к половой жизни

11. Когда я вижу женщину вместе с мужчиной

26. Супружеская жизнь кажется мне

41. Если бы у меня была нормальная половая жизнь

56. Моя половая жизнь

Конфликтность

(12) Отношение к семье

12. по сравнению с большинством других семей моя семья

27. Моя семья обращается со мной как

42. Большинство известных мне семей

57. Когда я был (была) ребенком, моя семья

Конфликтность

(13) Отношение к сотрудникам

13. Лучше всего мне работается с

28. Люди, с которыми я работаю

43. Люблю работать с людьми, которые

58. Люди, которые работают со мной

Конфликтность

(14) Отношение к матери

14. Моя мать

29. Моя мать и я

44. Считаю, что большинство матерей

59. Я люблю свою мать, но

Конфликтность

(15) Сознание вины

15. Сделал (сделала) бы все, чтобы забыть

30. Моей самой большой ошибкой было

45. Когда я был (была) моложе, то чувствовал (чувствовала) себя виноватым (виноватой), если

  1. Самое худшее, что мне пришлось совершить, это

Конфликтность

Отношение к отцу

Отношение к себе

Жизненные цели

Отношения к подчиненным

Отношение к будущему

Отношение к вышестоящим лицам на работе и в школе к учителям

Страхи и опасения

Отношение к друзьям и знакомым

Отношение к прошлому

Отношение к мужчинам

Отношение к женщинам

Отношение к половой жизни

Отношение к семье

Отношение к сотрудникам

Отношение к матери

Сознание вины


Тест «Незаконченные предложения» в психологии практикуется тогда, когда возникает необходимость выявить и изучить определённые установки человека, причём не только осознаваемые им. Данная методика способна помочь понять, что индивид испытывает по отношению к себе, своим родителям, семье, обществу, жизненным целям. Она эффективна, но имеет кое-какую специфику.

Принципы методики

В основе теста «Незаконченные предложения» лежит концепция свободных ассоциаций. Именно она позволяет выявить проблемы межличностного и индивидуального характера, определить внутренние переживания человека, его склонности к болезням, имеющим отношения к нервным расстройствам. А тест сам по себе не представляет никакой сложности. С ним справится даже ребёнок дошкольного возраста. Его можно даже назвать интересным.

Как его проводят? Респонденту выдают бланк с незаконченными предложениями. Стандартно их 60, но может быть и другое количество, если тест составляется индивидуально для какой-либо группы людей или одного человека.

Все незаконченные предложения связаны с определёнными жизненными аспектами, которых всего 15. Это отношение к себе, к прошлому, будущему, подчинённым, друзьям, отцу, матери, семье, вышестоящим лицам, коллегам и представителям противоположного пола. Также к аспектам относится чувство вины, тревоги (страхи), цели, а также интимные отношения.

Если брать стандартный тест, то на каждую «категорию» приходится по четыре незаконченных предложения. И человек, которому предлагается его пройти, должен дополнить начатые фразы в свободной форме и максимально быстро, почти не задумываясь и ориентируясь лишь на свои эмоции и чувства.

Примеры

Понять, что представляет собой тест «Незаконченные предложения», можно после ознакомления с несколькими примерами, взятыми из него же.

Вот две фразы: «Если все против меня, то…» и «Когда мне не везёт, я…». Они отвечают за отношение респондента к самому себе. Фраза «Сделал бы все, чтобы забыть…» имеет отсылку к чувству вины. А вот предложение «Мои опасения не раз заставляли меня…» имеет отношение к страхам и тревогам.

В принципе, оригинальный тест можно провести среди подростков. Только лучше опустить незаконченные предложения сексуального характера, поскольку там есть то, что касается интима («Моя половая жизнь…») и супружества в целом. Фразы, затрагивающие тему вышестоящих лиц, можно преобразовать. В предложении «Когда ко мне приближается мой начальник…» последнее слово вполне гармонично заменяется на «педагог». В остальном тест не представляет ничего особенного, так что его можно проводить среди респондентов любых возрастов.

Выявление суицидальных намерений

Чаще всего именно с этой целью задействуется методика «Незаконченные предложения» среди подростков. К сожалению, в наше время она актуальна.

Чтобы выявить суицидальные намерения у школьников столь нестабильного возраста, необходимо преобразовать стандартный тест и уменьшить количество вопросов. Их может быть 28, среди которых лишь 4 будут тематическими, но завуалированными. Вот, как они могут звучать: «Завтра я…», «Наступит день, когда…», «Я хочу жить, потому что…», «Когда я закончу школу…».

Конечно, вряд ли кто-то перечеркнёт третий вопрос из перечисленных и напишет об отсутствии смысла существования как такового. Но даже по совершенно обычному ответу можно определить, всё ли в порядке у подростка. Он может написать: «Наступит день, когда я, наконец, стану счастливым». И это станет «звоночком». Если он так сформулировал продолжение фразы, то, скорее всего, его что-то беспокоит. И это нельзя оставить без внимания.

Вариант теста для школы

Как уже говорилось ранее, стандартный вариант может быть изменён. Незаконченные предложения для младших школьников должны звучать максимально упрощённо. Вот пример, какими они могут быть: «В учёбе я вижу…», «В школе я…», «Наш класс…», «Мои одноклассники…». Эти незаконченные предложения для школьников понятны и просты. Но, исходя из их ответов, можно понять личностную специфику каждого.

Допустим, школьник продолжил указанные выше фразы так: «В учёбе я вижу возможность получить новые знания. В школе я слушаю учителя и стараюсь делать задания. Наш класс не очень хороший. Мои одноклассники надо мной любят смеяться». Что ж, эти ответы позволяют понять - ребёнку нравится ходить на учёбу, так как он видит в этом возможность самосовершенствования и развития своих способностей. Но характером сложившихся с одноклассниками отношений он не доволен. Возможен и чувство неполноценности.

Что делать с результатами?

Их обработкой и интерпретацией занимается квалифицированный специалист, которому прекрасно знаком тест «Незаконченные предложения». Человеку, впервые столкнувшемуся с данной методикой, будет сделать это несложно, но времени уйдёт немало.

А принцип простой. Для каждой категории предложений разработана характеристика, которая определяет рассматриваемую систему отношений как нейтральную, положительную или же отрицательную. Если в продолжении респондента просматривается позитивное настроение, то напротив ответа ставится ноль. Видно больше нейтральности? Тогда это единица. А вот продолжения с отрицательным характером помечаются двойкой.

Важно отметить, что методика «Незаконченные предложения» (для подростков и не только) подразумевает интерпретацию ответов по группам. Пусть фразы и перемешаны в бланке, но обрабатывают их по четыре, объединив в единую категорию.

Интерпретация

В качестве примера можно взять категорию предложений, продолжение которых призвано понять отношение респондента к своим собственным способностям. Допустим, подросток ответил так: «Когда обстоятельства против меня, я начинаю трудиться, не покладая рук. Я считаю себя способным на всё, если мне того захочется. Моя самая большая слабость - бесконечная тяга к новым знаниям. Когда мне не везёт, я упорно добиваюсь желаемого, несмотря ни на что». Такие ответы считаются хорошими. Если подросток дал подобные продолжения предложенным фразам, значит, он уверен в себе, и он способен преодолевать препятствия.

Стоит привести и пример отрицательной интерпретации. Можно обратиться к группе предложений о целях. Допустим, подросток дал им такое продолжение: «Мне всегда хотелось кого-нибудь убить. Я бы обрёл счастье, став абсолютно одиноким. Моя мечта - уехать на необитаемый остров. Больше всего от жизни я хочу, чтобы меня никто не трогал». И в данном случае даже метод незаконченных предложений не нужен, чтобы понять враждебную и пессимистичную сущность респондента. Невооруженным глазом видно, что он - нереалистично мыслящий глубокий интроверт, отвергающий общество.

Что можно выяснить?

Методика «Незаконченные предложения» для подростков и людей других возрастов является способом проявить свою сущность. Главное, чтобы респондент изначально был на это настроен, поскольку доверие и расположенность к тесту - это важно.

По итогам интерпретации результатов удаётся выяснить сферы, в которых преобладают отрицательные, нейтральные и положительные установки.

Также в практике были известны случаи, когда тест помогал выявить наличие у респондента психического заболевания. Это ситуации специфического характера, так как в них подключаются психиатры. В первую очередь выявляются основные области расстройства и конфликта. Затем определяются взаимосвязи между личностными установками человека. И после этого определяется так называемая структура личности. Выясняется, какова его степень реагирования, эмоциональная адаптация, зрелость, уровень реальности, конфликтность.

Особенность методики

Всё перечисленное действительно помогает выяснить тест. Почему? Потому что в нём нет заготовленных вариантов и верных или неправильных ответов. Человек отвечает как на духу. Не задумывается и не анализирует, как бы ему ответить, чтобы скрыть какой-то аспект своей личности. Он становится открытым, и это позволяет психологу понять его сущность. Именно поэтому тест «Незаконченные предложения» для подростков стоит проводить регулярно. Ведь в школе, в столь сложном возрасте, крайне важно следить за внутренним развитием детей.

Тест незаконченных предложения Сакса-Сиднея (SSCT) был разработан Джозефом М. Саксом в 1950 году. Создание теста осуществлялась следующим образом: 20 клинических психологов попросили предложить на рассмотрение по три пункта на завершение предложений, имеющих целью выявить значимые установки по каждой из указанных категорий. К ним были добавлены пункты, отобранные из литературы по завершению предложений. Таким образом, было получено 280 пунктов. Их распределили в количестве от 14 до 28 на категорию. Например, 19 пунктов относились к категории установки к матери, 22 - к категории установки к отцу и так далее. Затем 20 психологов попросили выбрать в каждой категории четыре пункта, которые, на их взгляд, лучше всего подходят для выявления значимых установок в этой категории. Пункты, выбираемые наиболее часто, вошли в тест.

Методика "незаконченных предложений" является вариацией техники словесных ассоциаций. SSCT добился того, что он уменьшает количество ассоциаций, вызываемых отдельным словом, дает возможность лучше определять контекст, проникать в тон, качество установок и специфические объекты или области внимания, он предоставляет большую свободу индивиду и большую вариативность ответов и отражает большую площадь поведенческого мира респондента.

Проективная психологическая методика включает 60 незаконченных предложений, которые разделяются на 15 групп, характеризующих в той или иной степени систему отношений обследуемого к семье, к представителям своего или противоположного пола, к сексуальным отношениям, к вышестоящим по служебному положению и подчиненным. Некоторые группы предложений имеют отношение к испытываемым человеком страхам и опасениям, к имеющемуся у него чувству осознания собственной вины, свидетельствуют о его отношении к прошлому и будущему, затрагивают взаимоотношения с родителями и друзьями, собственные жизненные цели.

Для каждой группы предложений выводится характеристика, определяющая данную систему отношений как положительную, отрицательную или безразличную. Такая количественная оценка облегчает выявление у обследуемого дисгармоничной системы отношений. Но более важно, конечно, качественное изучение дополнительных предложений.

В советской патопсихологии методика апробирована Г.Г. Румянцевым (1969), показавшим ее значение для проведения реабилитационных мероприятий.

Процедура проведения

Исследованию методом "незаконченные предложения" должно предшествовать установление контакта с обследуемым для получения искренних, естественных ответов. Но даже если тестируемый рассматривает исследование как нежелательную процедуру и, стремясь скрыть мир своих глубоких переживаний, дает формальные, условные ответы, опытный психолог может извлечь массу информации, отражающей систему личностных отношений.

Методика может применяться индивидуально и в группах, а также в устной и письменной формах. При проведении методики в письменной форме начальные части предложений могут предъявляться либо на специальных бланках, либо на отдельных карточках. При письменном варианте испытуемый получает лист бумаги и ручку или готовый бланк с незавершенными предложениями. При использовании карточного или устного варианта предъявления начала предложений испытуемый записывает на листе бумаги только завершающую часть предложения - свой ответ; при использовании бланка - ответ пишется прямо на бланке под соответствующим началом предложения.

При устном варианте исследования ответы испытуемого фиксируются либо письменно экспериментатором, либо с помощью магнитофона.

Тестирование (без обработки) занимает от 20 минут до нескольких часов (в зависимости от личности испытуемого).

Инструкция

Прочитайте внимательно эти незаконченные предложения, дополнив их первой пришедшей Вам в голову мыслью. Делайте это как можно быстрее. Если Вы не можете закончить какое-нибудь предложение, оставьте его, обведя кружком номер, и вернитесь к нему позже. Будьте правдивы. Ваши ответы никому, кроме врача, не будут известны.

1. Думаю, что мой отец редко ________________________________

2. Если все против меня, то __________________________________

3. Я всегда хотел ___________________________________________

4. Если бы я занимал руководящий пост _______________________

5. Будущее кажется мне _____________________________________

6. Если бы не болезнь _______________________________________

7. Моё начальство __________________________________________

8. Знаю, что глупо, но боюсь_________________________________

9. Думаю, настоящий друг___________________________________

10. Когда я был ребёнком___________________________________

11. Идеалом женщины (мужчины) для меня является____________

12. Когда я вижу женщину вместе с мужчиной_________________

13. По сравнению с большинством других семей, моя семья______

14. Лучше всего мне работается с_____________________________

15. Моя мать и я___________________________________________

16. Всё-таки здоровые люди_________________________________

17. Сделал бы всё, чтобы забыть_____________________________

18. Если бы только мой отец захотел__________________________

19. Думаю, что я достаточно свободен, чтобы__________________

20. Я мог бы быть очень счастливым, если бы__________________

21. Если кто-нибудь работает под моим руководством___________

22. Надеюсь на_____________________________________________

23. В школе мои учителя____________________________________

24. Большинство моих товарищей не знают, что я боюсь_________

25. Не люблю людей, которые_______________________________

26. До войны я____________________________________________

27. Считаю, что юношей (девушек)___________________________

28. Супружеская жизнь кажется мне__________________________

29. Моя семья обращается со мной, как с______________________

30. Люди, с которыми я работаю_____________________________

31. Моя мать______________________________________________

32. Моей самой большой ошибкой было_______________________

33. Я хотел бы, чтобы мой отец_______________________________

34. Моя наибольшая слабость заключается в том________________

35. Моя болезнь____________________________________________

36. Моим скрытым желанием в жизни_________________________

37. Мои подчинённые ______________________________________

38. Наступит тот день, когда_________________________________

39. Когда ко мне приближается мой начальник_________________

40. Хотелось бы мне перестать бояться________________________

41. Больше всего люблю тех людей, которые___________________

42. Если бы я снова стал молодым____________________________

43. Считаю, что большинство женщин (мужчин)________________

44. Если бы у меня была нормальная половая жизнь_____________

45. Большинство известных мне семей_________________________

46. Люблю работать с людьми, которые________________________

47. Считаю, что большинство матерей_________________________

48. Когда я был молодым, то чувствовал себя виноватым, если____

49. Думаю, что мой отец_____________________________________

50. Когда мне начинает не везти, я____________________________

51. Когда я даю другим поручение____________________________

52. Больше всего я хотел бы в жизни__________________________

53. Когда я буду старым_____________________________________

54. Люди, превосходство которых над собой я признаю__________

55. Мои опасения не раз заставляли меня______________________

56. Когда меня нет, мои друзья_______________________________

57. Из-за болезни___________________________________________

58. Моим самым живым воспоминанием детства является________

59. Мне очень не нравится, когда женщины (мужчины)__________

60. Моя половая жизнь______________________________________

61. Когда я был ребёнком, моя семья__________________________

62. Люди, которые работают со мной__________________________

63. Я люблю свою мать, но___________________________________

64. Самое худшее, что мне случилось совершить, это____________

При затруднении пациенту необходимо повторить задание и предложить пример ответа: «Я думаю, что мой отец бывает не прав». Учитывается качество ответа (смысл законченного предложения), латентный период (время, затраченное на обдумывание ответа) и эмоциональная реакция пациента. Ответы испытуемого группируются в соответствии с ключом.

Ключ к методике незаконченных предложений Сакса–Сиднея

Группы предложений

NN заданий

Отношение к отцу

Отношение к себе

Нереализованные возможности

Отношение к подчиненным

Отношение к будущему

Отношение к вышестоящим лицам

Страхи и опасения

Отношение к друзьям

Отношение к своему прошлому

Отношение к лицам противоположного пола

Сексуальные отношение

Отношения к семье

Отношение к сотрудникам

Отношение к матери

Чувство вины

Каждый ответ (система отношений) оценивается по 3-балльной системе (0, 1, 2): 0 баллов ставится в том случае, если адаптация не нарушена, конфликт не выявлен; 1 – если конфликт на субклиническом уровне, испытуемый сам видит пути разрешения конфликта; 2 – когда адаптация нарушена, требуется психотерапевтическая коррекция.

Анализируя ответы испытуемого, удаётся выявить его отношение к себе, своему прошлому, настоящему, будущему, окружающей среде и т.д.

Часть ответов бывает формального характера, соответствуя по содержанию началу фразы. Эмоционально значимые предложения даже при формальном соответствии ответа сопровождаются задержкой (удлинением латентного периода), мимико-вегетативной реакцией.

У пациентов с истерической акцентуацией, как правило, выявляется множество конфликтов, выражена демонстративность, вычурность ответов.

У пациентов со страхами и болезненными переживаниями выявляется неуверенность в будущем.

Методика помогает сориентироваться в многообразной системе отношений личности пациента, выявить нарушения этих отношений, определить точки приложения психотерапевтической коррекции и реабилитации пациентов.

Включение четырех дополнительных предложений (№ 6, 16, 35, 57) позволяет оценить степень выраженности психотравмирующего воздействия на соматическое заболевание.

Отношений проблемы - этот термин используется для обозначения трудностей в отношениях, которые являются достаточно серьезными, чтобы стать объектом внимания психолога-консультанта.

НАЗНАЧЕНИЕ
Предложенная В. Михалом последовательность из 24 предложений является модификацией теста Сакса SSCT для детей. Тест относится к методикам дополнения и отчасти к ассоциативным методикам и направлен на диагностику отношения ребенка к родителям, братьям, сестрам, к детской неформальной и формальной группам, учителям, школе, своим собственным способностям, а также на выявление целей, ценностей, конфликтов и значимых переживаний. Все ответы ребенка следует записывать дословно.

Представленный здесь вариант теста незначительно изменен в сравнении с русским переводом оригинала. В нашей редакции устранены стилистические погрешности перевода и изменен порядок предложений.

Инструкция
- Я могу предложить тебе вот какую игру. Я буду называть тебе начало предложения, а ты - заканчивать его.
- Теперь - внимание! Отвечать нужно быстро и каждый раз то, что придет в голову первым, но так, чтобы получалось законченное по смыслу предложение. Прежде чем начнем игру, можно немного потренироваться. Например, я говорю начало предложения:
- Каждое утро...

Похвалите ребенка, скажите, что он все правильно понял, а если показалось, что он сказал не первое окончание предложения, которое пришло ему в голову, напомните ему инструкцию еще раз.

Можно предложить еще один пример:
- Многое отдал бы за то, чтобы я...

При необходимости объясните правило еще раз. Многие авторы, в том числе Михал, рекомендуют фиксировать время реакции с помощью секундомера. На наш взгляд, это может внести излишнюю нервозность в общение с психологом и отвлекать ребенка. Поэтому лучше пользоваться часами с секундной стрелкой, делая это незаметно, пока ребенок обдумывает ответ, отсчитывать про себя 3 секунды и ставить в протоколе точку после каждого такого интервала. Тест необходимо проводить индивидуально и только в устной форме.

В представленном списке предложения сгруппированы по диагностической направленности на изучение отношения ребенка к разным лицам и разным проблемам - к матери, отцу, братьям, сестрам, сверстникам; к школе, учителям; видам на будущее и т. д. Порядковый номер перед началом каждого предложения соответствует его месту списке, предлагаемом нами для диагностического применения. Порядок можно менять, но так, чтобы предложении на одну тему распределялись равномерно, а не группировав лись вместе.

НЕЗАКОНЧЕННЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ
1. Я думаю, что людей больше...
2. Ребенок в семье...
3. Мы любим маму, а...
4. Бываем среди детей, но...
5. Мой брат (сестра)...
6. Я достаточно ловкий, чтобы... 7. Отцы иногда... ^ Дети, с которыми я играю...
9. Чтобы наш папа...
10. Мои близкие думают обо мне, что я...
11. Если бы мой брат (сестра)...
12. Мои друзья меня часто...
13. Я хочу, чтобы у меня не было...
14. Больной ребенок...
15. Я думал, что мама чаще всего...
16. Если бы не было школы...
17. Я весь трясусь, когда...
18. Когда думаю о школе, то...
19. Если бы все ребята знали, как я боюсь...
20. Был бы очень счастлив, если.бы я...
21. Я самый слабый...
22. Мой учитель (учительница, учителя)...
23. Всегда мечтаю...

ИНТЕРПРЕТАЦИЯ ТЕСТА
Основу интерпретации составляют содержательный анализ ответов, частота дополнительной части предложения, время ответа, а также высказывания ребенка по поводу того, насколько предложенные фразы соответствуют реальности (дети говорят об этом довольно часто).

«Наш материал, - пишет автор проективного интервью В. Михал, - представляет собой многократно модифицированный тест Сакса и Леви - SSCT. Тест ориентирован на определение социальной позиции и самопонимание». Социальную позицию ребенка исследуют предложения, направленные на изучение его отношения к группе сверстников, учителям, родителям и членам семьи. Следует отметить, что случаи, когда во всех окончаниях фраз этой группы имеются признаки напряженности, конфликта, должны привлекать особое внимание психолога-практика, поскольку дезадаптация во всех сферах межличностных отношений является симптомом аномального развития личности. Автор методики вслед за Саксом рекомендует ставить баллы по ответам (2 балла - серьезные нарушения, требующие психотерапии, 1 балл - умеренные нарушения).

Самопонимание ребенка изучается с помощью предложен ний, направленных на исследование значимых переживаний ребенка, оценку своих возможностей, а также рефлексивную сомооценку, формирующуюся к началу подросткового возраста. Так, ответ 12-летнего ребенка: «Я не знаю, что думаю о себе» на предложение: «Мои близкие думают обо мне, что я...» указывает на запаздывание формирования рефлексивной оценки, но может быть и проявлением психологической защиты. В этом случае предложения о членах семьи будут иметь нейтральную эмоциональную окраску или содержать признаки конфликта. Приведенный пример показывает, как, во-первых, один и тот же ответ в различном контексте может означать разные особенности личности ребенка и, во-вторых, как предложение может быть подтверждено или опровергнуто на основе данных того же теста незаконченных предложений.

Для интерпретации отдельных предложений они сгруппированы последующим категориям:
а) отношение к матери - 3, 15,
б) отношение к отцу - 7, 9,
в) отношение к братьям, сестрам - 5, 11,
г) отношение к семье - 2, 10,
д) отношение к ровесникам - 4, 8,12,
е) отношение к учителям и школе - 23, 16, 18,
ж) отношение к людям в целом - 1,
з) отношение к собственным способностям - 6, 21,
и) негативные переживания, страхи - 13, 17, 19, к) отношение к болезни - 14,
л) мечты и планы на будущее - 20, 22, 24.

Когда-то тест Джозефа Сакса впечатлил меня способностью структурировать мои хаотичные представления об окружающем мире, о себе и других.

Методика включает 60 незаконченных предложений, условно разделенных на 15 групп, которые характеризуют Ваше отношение к:

Друзьям;

Представителям своего и противоположного пола;

Сексуальным отношениям;

Власти и подчинению;

Прошлому и будущему.

Некоторые группы предложений также затрагивают страхи и опасения, которые влияют на Вашу жизнь, указывают на непрожитую вину, а также проливают свет на жизненные цели.

Без обработки тестирование занимает от 20 минут и более.

Инструкция: На бланке теста необходимо закончить предложения одним или несколькими словами.

Бланк теста

1. Думаю, что мой отец редко…

2. Если все против меня, то…

3. Я всегда хотел/хотела…

4. Если бы я занимал руководящий пост…

5. Будущее кажется мне…

6. Мое начальство…

7. Знаю, что глупо, но боюсь…

8. Думаю, что настоящий друг…

9. Когда я был/была ребенком…

10. Идеалом женщины (мужчины) для меня является…

11. Когда я вижу женщину рядом с мужчиной…

12. По сравнению с большинством других семей моя семья…

13. Лучше всего мне работается с…

14. Моя мать и я…

15. Сделал/сделала бы все, чтобы забыть…

16. Если бы мой отец только захотел…

17. Думаю, что я достаточно способен/способна, чтобы…

18. Я мог/могла бы быть очень счастливым/счастливой, если бы…

19. Если кто-нибудь работает под моим руководством…

20. Надеюсь на…

21. В школе мои учителя…

22. Большинство моих друзей не знают, что я боюсь…

23. Не люблю людей, которые…

24. Когда-то…

25. Считаю, что большинство юношей (девушек)…

26. Супружеская жизнь кажется мне…

27. Моя семья обращается со мной, как с…

28. Люди, с которыми я работаю…

29. Моя мать…

30. Моей самой большой ошибкой было…

31. Я хотел/хотела бы, чтобы мой отец…

32. Моя наибольшая слабость заключается в том…

33. Моим скрытым желанием в жизни…

34. Мои подчиненные…

35. Наступит тот день, когда…

36. Когда ко мне приближается мой начальник…

37. Хотелось бы мне перестать бояться…

38. Больше всех люблю тех людей, которые…

39. Если бы я снова стал/стала молодым…

40. Считаю, что большинство женщин (мужчин)…

41. Если бы у меня была нормальная половая жизнь…

42. Большинство известных мне семей…

43. Люблю работать с людьми, которые…

44.Считаю, что большинство матерей…

45. Когда я был/была молодым/молодой, то чувствовал/чувствовала вину, если…

46. Думаю, что мой отец…

47. Когда мне не везет, я…

48. Больше всего в жизни я хотел/хотела бы…

49. Когда я даю другим поручение…

50. Когда буду старым/старой…

51. Люди, превосходство которых над собой я признаю…

52. Мои опасения не раз заставляли меня…

53. Когда меня нет, мои друзья…

54. Моим самым живым воспоминанием детства является…

55. Мне очень не нравится, когда женщины (мужчины)…

56. Моя половая жизнь…

57. Когда я был/была ребенком, моя семья…

58. Люди, которые работают со мной…

59. Я люблю свою мать, но…

60. Самое худшее, что мне случилось совершить, это…

Обработка и интерпретация результатов

Для каждой группы предложений выводится характеристика, определяющая данную систему отношений как положительную(1), отрицательную (2) или безразличную (0).

Например, Будущее кажется мне:

1) мрачным, плохим, странным (2)

2) интересным, интригующим (1)

3) неясным, неизвестным (0)

Такая количественная оценка облегчает выявление дисгармоничной системы отношений. Но более важно, конечно, качественное изучение завершенных предложений.

Ключ

1 группа . Отношение к отцу 1, 16, 31, 46.
2 группа . Отношение к себе 2, 17, 32, 47.
3 группа . Нереализованные возможности 3, 18, 33, 48.
4 группа . Отношение к подчиненным 4, 19, 34, 49.
5 группа . Отношение к будущему 5, 20, 35, 50.
6 группа . Отношение к вышестоящим лицам 6, 21, 36, 51.
7 группа . Страхи и опасения 7, 22, 37, 52.
8 группа . Отношение к друзьям 8, 23, 38, 53.
9 группа . Отношение к своему прошлому 9, 24, 39, 54.
10 группа . Отношение к лицам противоположного пола 10, 25, 40, 55.
11 группа . Сексуальные отношение 11, 26, 41, 56.
12 группа . Отношения к семье 12, 27, 42, 57.
13 группа . Отношение к сотрудникам 13, 28, 43, 58.
14 группа. Отношение к матери 14, 29, 44, 59.
15 группа. Чувство вины 15, 30, 45, 60.

Методика «Неоконченных предложений» применяется в экспериментально-психологической практике давно. Однако, доступен он не только профессионалам. Этот тест можно использовать, как отправную точку в изучении себя и своего отношения к другим и миру в целом. Если результаты Вас расстроили, не спешите впадать в уныние: обсудите их с психологом или человеком, которому Вы доверяете. Так или иначе, каждая группа теста требует отдельного обсуждения и осознавания, а также дополнительного подтверждения другими методиками.

THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама