THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама

"Начинаю играть, а дочке все равно", "Она только балуется", "Мой сын все время отвлекается", "Ребенок ошибается, а я не знаю, как это исправить, не критикуя" Такие фразы мы слышим как от начинающих, так и от "продвинутых" в раннем развитии мам. Конечно, каждый малыш уникален, да и у мам разный стиль общения и темперамент, поэтому сложно говорить о строгих указаниях. Подходы педагогов к построению игры тоже отличаются. В этой статье мы хотим рассказать Вам о 10 простых правилах игры по методике Тепляковой . Ольга Николаевна сформулировала эти правила, опираясь и на собственный многолетний опыт развивающих игр и на научные исследования раннего возраста. Попробуйте следовать этим рекомендациям,и Ваша игра с ребенком станет увлекательнее и более комфортной для Вас обоих.


Правило №1. Подготовьте пространство для игры.

К примеру, если собрались потанцевать - освободите некоторую площадь пола от игрушек, или выйдите в другую комнату! А если речь идет о рисовании, отодвиньте подальше все, что лежит на столе: Вашу записную книжку, ручку, зубочистки, крем, телефон. Это не только поможет не отвлекаться, но и предотвратит Ваши крики: «Ой, ай!» и /или запреты: «Не бери! Положи!»


Правило №2. Начинайте игру вовремя.

Выберите удобное время, когда малыш сыт и доволен! Особенно важно это для младенцев, ведь они обладают небольшим запасом внимания и энергии на игру.


Правило №3. Играйте сами.

Очень важно играть самому взрослому. Это необходимо хотя бы потому, что маленький ребенок может и не знать, как играть. Первые способы игры ему показывают мама и папа. Кроме того, малыши очень хорошо считывают эмоции и отношение взрослых, и с легкостью копируют поведение близких. Поэтому если Вы хотите, чтобы малыш играл, начинайте играть сами! Крайне важно это в играх с младенцами, дети младенческого возраста играют недолго и однообразно. Показывайте, как играть и получайте удовольствием от игры сами.


Правило №4. Позвольте ребенку наблюдать.

Наблюдает ребенок не только за действиями, но и за эмоциями взрослого! И это особенно важно при взаимодействии с самыми маленькими. Есть также такой интересный психологический механизм: отсроченное воспроизведение. Совершенно необязательно ребенок повторит Ваше действие сразу, а вот через несколько дней Вы можете быть поражены: повторяет! А может быть, в итоге, игра и не заинтересует ребенка: ничего страшного! Зато мы его не заставляли повторять прямо сейчас, и у него нет негативных эмоций по этому поводу.

Правило №5. Начинайте с простых игр и повторяйте любимые.

Начинать надо всегда с самых простых игр, тем более, если дело касается младенцев. Малыши любят повторы, Вы легко можете повторить одно и то же действие несколько раз во время одной игры. Да и сами игры можно проводить повторно через несколько дней, знакомая игровая ситуация дарит малышу чувство комфорта и контроля.

Правило №6. Разговаривайте с ребенком во время игры.

Обсуждайте с малышом то, что видите и делаете во время игры. Старайтесь разговаривать с ним на равных, по-взрослому. Это не значит, что мы совсем против сюсюканья и смешных звуков, нет. Разговаривайте ласково и разнообразно, даже если играете с очень маленьким ребенком!

Правило №7. Больше хвалите.

Уверены, Вашего ребенка есть за что похвалить! За то, что кинул мяч, за то, что стучит сам ложкой по коробке, за то, что нарисовал травинки. При этом мы рекомендуем избегать оценок личности малыша. Все таки, Вы - мамы и родные, наверняка любите малыша просто так, за то, что он есть в Вашей семье. Одобряйте его действия. Кстати, по нашему опыту, бесполезно и даже вредно критиковать за неправильные действия. Обращайте внимание ребенка на корректный способ действия и хвалите! Это работает.

Правило №8. Импровизируйте.

В любой игре есть, конечно, правила и границы! Но постарайтесь их расширить, сообразно с особенностями Вашего малыша! Например, если ребенок пока не умеет ходить, взявшись за руки, возьмем его на руки, он на маме чудесно будет водить хоровод! Или если малыш не хочет играть в теремок, а хочет сыграть в магазин мороженого- пожалуйста!




Прави
ло №9. Заканчи вайте вовремя.

Постарайтесь не затягивать игру. Чтобы ребенок и дальше хотел играть со взрослым, игры должны быть очень короткими! Игра, продолжительная по времени, не увлекает, а утомляет малыша!

Правило №10. Не путайте игру и обучение.

Взрослые часто путают игру и обучением. Особенно это опасно с самыми маленькими. Игра должна приносить Вам и малышу удовольствие, быть легкой! Не ставьте для ребенка никаких целей, воздерживайтесь от критики во время игры. Не стоит играть в плохом настроении, или когда Вы куда-то торопитесь. Учить мы еще могли бы и в дурном настроении и торопливо, а вот играть - не получится!

Конечно, если Вы только начинаете заниматься с малышом, не так-то просто все сходу организовать правильно. Поэтому в каждой игре на нашем сайте есть рекомендации: на что маме стоит обратить внимание, как подготовиться к игре, развивать сюжет, правильно хвалить малыша . Также мы ждем Вас на наших вебинарах и в онлайн-тренингах . Главное — это Ваше желание гармонично развивать с малышом, а остальное со временем приложится!

Ольга Теплякова, Полина Теплякова.

В этом возрасте дети быстро устают и начинают отвлекаться, поэтому занятия нужно подбирать короткие и разнообразные. Существует множество интересных игр, которые вы можете проводить дома с пользой для малыша и приятным общением для вас обоих!

Игры с ватными шариками

Слепить из нескольких маленьких шариков один большой шар
- Пересчитывать их
- Удерживать их на разных частях тела: голове, на плече, на носу
- Ходить, зажав шарики между пальцами ног
- Положив их на стол, стараться их сдуть
- Придумать, что еще можно с ними делать

Изучаем цвета

Выберите любой цвет, например красный, и сложите в емкость несколько вещей такого цвета. Назовите цвет игрушки, когда просите передать вам ту или иную вещь. Например: «Дай мне, пожалуйста, красный мячик».

Если ребенок протягивает вам красную машинку, скажите: «Спасибо большое за красную машинку, давай поищем красный мячик. А вот и он». Когда ребенок научиться распознавать один цвет, то положите в емкость предметы двух цветов. И продолжайте играть.
Эта игра позволяет малышу научиться распознавать цвета.

Учим распознавать звуки

Прислушайтесь к тиканью часов, попытайтесь им подражать; ходите по квартире и прислушивайтесь к различным звукам. Сами можете стать их источником – открывайте, закрывайте двери, стучите друг об друга деревянными ложками, наливайте в стакан воду.

Поиграйте с ребенком в игру: «Что за звук?». Приготовьте несколько предметов, которые звучат, и попросите малыша отгадывать их по звуку, который они издают. Потом поменяйтесь ролями, чтобы все было честно:)

Помоги мне, пожалуйста!

Помочь маме на кухне, собрав ложки (развивает ловкость и сноровку пальцев)
- Сложить кастрюли одну в одну, закрыть их подходящими по размеру крышками
- Помыть стол
- Почистить банан, или разложить салфетки около приборов
- Развернуть пачку маргарина и т. д.

В чем бы ни помогал ребенок, обязательно попросите его: «Помоги мне, пожалуйста». Пока вы занимаетесь приготовлением обеда, дайте ребенку различные баночки и крышки - подбирать их по размеру и закручивать очень занимательно и полезно.

Учимся различать формы

Походите по квартире и ищите только одну форму. Также можно открыть журнал и поискать там, например круги. В эту игру можно играть где угодно. Малыши от нее приходят в неописуемый восторг.

Пальчиковая гимнастика

Указательным пальцем одной руки по очереди дотрагивайтесь до пальцев другой. Начинайте с мизинца:

Этот маленький котенок потерял свой свитерок.
Этой маленький котенок теплый потерял носок.
Этот маленький котенок мерзнет в стужу и в мороз.
Этот маленький котенок отморозил себе нос.
Этот маленький котенок заболел: «апхчи», «апчхи».
«Лучше посижу я дома и свяжу себе носки».
(Спрячьте большой палец в кулачок).

Поощряйте малыша повторять за вами те же действия.

Вспомним русские народные потешки, прибаутки:

Раз, два, три, четыре, пять!
Вышли пальчики гулять!
Этот пальчик – гриб нашел,
Этот пальчик чистил стол,
Этот резал,
Этот ел
Ну, а этот – лишь глядел!

Сорока –ворона кашу варила…

Ладушки, ладушки где были? У бабушки…

Еще одно занятие на координацию

Возьмите веревку и положите ее на пол. Возьмите ребенка за руку и шагайте с ним вдоль нее, распевая при этом этот стишок:

Идем с тобой по ниточке, по ниточке
Идем с тобой по ниточке
Давай еще разок.
Мы прыгаем по ниточке…
Ползем по ниточке…
На цыпочках по ниточке…

В детях сконцентрировано такое количество энергии, о котором взрослым остаётся только мечтать. Стараясь быть хорошими родителями, мы изо всех сил пытаемся не отставать от неугомонных малышей, но иногда желание лечь и не вставать становится непреодолимым. Специально для таких случаев существуют игры, позволяющие развлечь ребёнка лёжа на любимом диване.

Уровень «Новичок»

Потребуется совсем чуть-чуть усилий и минимум воображения.

Давай почитаем

Это самое очевидное, но практически всегда беспроигрышное решение.

Молчанка

Кто дольше всех просидит молча? Разумеется, вы, но чтобы не отбить желание играть в эту прекрасную игру, можно поддаться.

Походи по моей спине

Отличный выход из положения, если дети ещё маленькие. Они учатся держать равновесие, а вы получаете бесплатный спины.

Буквы на спине

Один из вас чертит пальцем буквы на спине, а другой пытается их угадать. Заодно и алфавит выучите.

Уровень «Опытный родитель»

Придётся немного напрячь фантазию, но возможность полежать подольше того стоит.

Поход

Отличие от предыдущих игр заключается только в том, что посреди комнаты ставится палатка. А в ней уже можно читать, ходить по спине, угадывать буквы - разумеется, лёжа.

Игра в больницу / ресторан / ясли

Возьмите на себя роль пациента, посетителя ресторана или малыша ясельного возраста, и пусть ваш ребёнок вас лечит, обслуживает или развлекает.

Парикмахерская / салон красоты

Ради драгоценных минут покоя можно выдать отпрыску лак для ногтей, расчёски, заколки и резинки и отдать себя на растерзание юному мастеру. Главное - не давайте ребёнку настоящие ножницы.

Уровень «Эксперт»

Эти игры - высший пилотаж.

Диванный монстр

В эту игру лучше всего играть с двумя или более детьми. Отодвиньте диван от стены, лягте на него, а дети пусть бегают кругами вокруг дивана. Время от времени рычите, выхватывайте одного из детей и щекочите его.

Принеси мне…

Это гениальная двухсерийная игра. Сядьте на диван и попросите ребёнка принести вам что-нибудь: например, что-то синее, что-нибудь треугольное или что-то, похожее на коровью лепёшку. Будьте уверены: что бы вы ни загадали, вам точно что-нибудь принесут. Но это ещё не всё. После того как ребёнок притащит вам несколько неожиданных предметов, дайте ему задание разложить их на те же самые места, откуда он их взял.

Тренировка ниндзя

Лягте, закройте глаза и попросите детей беззвучно прокрасться мимо вас. Кто издаст хоть какой-то шум, возвращается на исходную позицию и начинает сначала.

Ноги-дороги

Пусть дети покатают по вашим ногам небольшие машинки. Это, кстати, довольно приятно.

Что у меня на попе?

Лягте на живот, и пусть ребёнок кладёт вам на пятую точку различные предметы, которые вы должны угадать. Детей очень веселит слово «попа», поэтому поваляться на диване получится дольше, чем если бы речь шла о спине.

Как и во что играть с маленькими детьми? Этим вопросом задается большинство мам и пап, когда дело касается детского досуга. Известно, что игра должна приносить не только радость, но и способствовать умственному и физическому развитию ребенка. Однако часто случается так, что «полезная» игра превращается для малыша в обязанность, которая не приносит удовлетворения ни ему, ни вам. Давайте попробуем вместе разобраться в правилах выбора детских игр.

Итак, первое, на что стоит обратить внимание - это интересы ребенка. Выясните, что нравится вашему малышу, что чаще всего привлекает его внимание, к чему он тянется, и в соответствии с этим выбирайте ему игрушки, организовывайте досуг, проводите совместные игрища.

Игры с детьми должны быть интересными в первую очередь для них самих, не пресекайте детских попыток познать новое, даже если их интерес доставляет вам некоторые хлопоты. Исключением являются лишь небезопасные и не совсем детские игры, например с вашим утюгом, розеткой, газовой плитой, и т.д.

Многие дети могут часами проводить время на кухне, «помогая» родителям лепить вареники, стряпать булочки и просто месить тесто, копаясь в муке. Зачастую подобное желание присоединиться к готовке пресекается недовольством взрослых, мол, чадо испачкается, да и кухню всю уделает. Однако, как раз это занятие может поспособствовать умственному развитию малыша. Во время таких игр ребенок знакомится с различными консистенциями, видит результат их совмещения, учится создавать разнообразные фигурки, что очень хорошо развивает воображение. В замесе теста также имеется польза – это идеальное упражнение для развития мелкой моторики. В момент такого совместного времяпровождения, не забывайте уделять внимание малышу – покажите какие фигурки можно изготовить из теста, например, слепите снеговика, змею, черепаху. Затем придумайте про них сказку и разыграйте ее с малышом!

Существуют и другие развивающие игры для маленьких детей, например рисование пальчиковыми красками! Естественно у ребенка не сразу получиться нарисовать картину, для этого придется немного подождать - пока малыш повзрослеет и возьмет в руки кисточку. А пока хорошо было бы устроить для него представление цвета. Для начала дайте ребенку одну баночку с краской, и огромный лист чистой бумаги, пусть он ознакомится с консистенцией вещества и увидит, как краска ложится на бумагу. Через несколько дней добавьте еще несколько цветов и покажите, что с ними происходит, когда они смешиваются. Не принуждайте ребенка выполнять какие-либо действия, позвольте ему самостоятельно руководить процессом. Рисование является хорошим уроком по цветовосприятию, развитию воображения, внимания, творческих способностей, социальной адаптации и упражнением по координации движений рук.

Помимо всего вышеперечисленного, это занятие принесет вашему чаду истинное удовольствие, и научит снимать отрицательные эмоции при помощи рисования. А вы в свою очередь сможете заглянуть во внутренний мир ребенка благодаря краскам и цветам, которые он выбирает. Что касается самих красок, то их можно использовать не только на бумаге, а и на картоне, стекле и даже теле. Они легко смываются с большинства поверхностей не оставляя после себя следов.

Логические игры для детей

Логические игры для малышей – неотъемлемая часть детского развития. Логические игры могут быть самыми разными, однако необходимо что бы вы обязательно принимали в них участие вместе с ребенком. Ваша задача помочь ребенку решить ту или иную задачу, то есть выиграть игру! Вот несколько примеров подобных игр:

Остров сокровищ

Вы должны спрятать сокровища в квартире, и нарисовать карту, по которой малыш должен будет их разыскать. Сокровища могут быть самыми разными, возьмите, к примеру, шоколадное яйцо «Киндер-сюрприз», новую игрушку, или сундучок со сладостями. На карте необходимо оставить несколько подсказок. Вы также можете загадать малышу загадку, ответ на которую будет местонахождение клада.

Пазлы

Собирание пазлов развивает не только логическое мышление ребенка, но и улучшает координацию его движений. Начинайте собирать пазлы состоящие из двух-трех частей. Как только ребенок поймет и усвоит задачу, предложите ему собрать более сложную картинку.

Помните, что играть необходимо только в интересные игры для ребенка, иначе они не принесут пользы. Если малыш отказывается играть во что-то, лучше оставить его в покое. Всегда интересуйтесь мнением своего чада, и считайтесь с ним. Кроме того, детские игры для ума должны соответствовать возрасту игрока. Не стоит перегружать ребенка информацией и заставлять делать то, в чем он ничего не смыслит.

Подвижные игры представляют собой веселую игру, в которой участвует ваш ребенок и вы либо его сверстник.

Самая распространенная детская игра – догонялки. В случае если вы сами играете с малышом, вам придется немного поддаваться. Делать это необходимо реалистично, иначе ребенок усомнится в своих способностях и перестанет вам доверять.

Также очень полезно разыгрывать с ребенком различные ролевые игры, в которых он может быть супергероем, спасающим вас, например, из кладовки или свою игрушку, запертую в стиральной машине.

Одна из самых любимых детских игр – прохождение через препятствия. Вам необходимо придумать и соорудить преграды. Например, диван через который необходимо будет перелезть, дорожка с «горящими углями» по которой нужно пробежать очень быстро, что бы ни обжечься и т.д. Когда малыш благополучно преодолеет препятствия, он выиграет ценный приз – конфету!

Купите для ребенка мяч и играйте с ним в футбол, баскетбол, волейбол и прочие спортивные игры. Когда малыш подрастет, запишите его в спортивную секцию, это даст ему возможность научиться коллективной игре.

Игры для непосед

Если ваш ребенок обладает чрезмерной активностью, ему сложно успокоиться и сконцентрироваться на чем-то одном, предложите ему игру «Золушка». Возьмите немного белой и цветной фасоли и смешайте ее в одной посудине. Затем разделите на две равные кучки (одна для вас, другая для чада) и строго по команде начинайте перебирать. Кто быстрее переберет фасоль – тот и выиграл! Придумайте поощрительный приз, это придаст ребенку азарта.

Игры для непосед также включают в себя всевозможные занятия, вроде: «Найди 10 отличий», «Лабиринты», «Найди тень» и т.д. Ребенку может понравиться и игра «Последний штрих». Дня ее проведения вам понадобится чистый лист бумаги и карандаш. В нее могут одновременно играть все члены семьи, задача – нарисовать картину. Кто-то один рисует дом, второй дерево, третий собаку и так далее, до тех пор, пока картина не приобретет целостный вид. Игра развивает воображение, фантазию и способствует концентрации ребенка.

В последнее время стали очень популярны компьютерные игры для детей. Это всевозможные бродилки, обучалки, собиралки, стрелялки и т.д. Зачастую они приходятся детям по душе, а порой даже заменяют обычные увлечения. В компьютерных играх есть польза – они являются идеальным вариантом для детей, которым не сидится на месте, к тому же многие игры являются познавательными. Например, некоторые из них могут в игровой, ненавязчивой форме передать малышу знания о литературе, истории, географии и т.д.

Однако в таких играх есть и вред – они затягивают и увлекают маленького игрока, поэтому очень важно с самого начала, поставить ограничения на время пребывания ребенка за компьютером. Разрешайте чаду поиграть, но не дольше сорока минут в день! Оставшееся время разумнее провести на свежем воздухе, за игрой в мяч.

Помните, что компьютерные игры для маленьких детей не должны передавать агрессии, демонстрировать жестоких сцен и содержать ненормативную и грубую речь.

Плюс всех игр, представленных ниже в том, что они не требуют никакого дополнительного материала или инвентаря: достаточно людей и стандартно обставленной квартиры. И еще. Для игр достаточно уже двух игроков

Подвижные

Они всегда, во все времена и у всех народов остаются на первом месте в рейтинге лучших игр с точки зрения самого ребенка. Что делать – дети любят беситься! Но это тоже можно грамотно оформить. Весьма полезны и для взрослых, потому что лишние физические упражнения никому не повредят. Перед подвижной игрой рекомендуем проветрить комнату и одеть максимально облегченную одежду. И, разумеется – будьте осторожны!

Борьба на диване

Можно ее производить и на ковре, и на других мягких поверхностях. Играть могут двое – взрослый и ребенок или взрослый и два ребенка. Цель такая же, как во многих видах борьбы: уложить противника на лопатки. Конечно, детям придется поддаваться (но не когда их двое!), но, поверьте бешеной радости от процесса у всех участников, при любом результате, будет всегда через край.

Веселая потасовка

Это тоже разновидность борьбы, но с предметами. Для нее подойдут различные предметы: подушки, мягкие мячи, коврики. Подушками, как всем известно, можно как кидаться, так и драться. Мячами – кидаться, а ковриками, свернув их в дугу, фехтовать. Поскольку такие игры могут быть травмоопасными, разумно не оставлять детей одних, а участвовать всем вместе.

Акробатические этюды

В 20-30-е годы прошлого века акробатический этюд был непременной частью революционно-показательных концертов, а потом в его аналог, прямо дома, с папами, играли, маленькими, наверное, почти все. Напоминаем, если кто позабыл. Играют на мягкой поверхности. Взрослый ложиться на спину, сгибает колени, дает руки ребенку и тот залезает к нему на колени ногами. Что делать дальше зависит от вашей фантазии и физической подготовки. Известны семьи с двумя разновозрастными детьми, где на папу взгромождались сразу двое. Другой известный вариант, встав на одно колено, поставить ребенка на другое и, поддерживая его, помочь сделать ласточку. Или – для самых рисковых и сильных, вообще поставить малыша себе на плечи. Игра хороша тем, что участвовать могут дети и взрослые разного возраста и разной физической подготовки. Но хоть один сильный участник должен быть. А также, полученный результат можно показать, например, не участвовавшей маме, заслужив аплодисменты.

Бег с препятствиями

Игра для детей, которые уже способны бегать и немного прыгать. Неплохо, конечно, для нее иметь квартиру попросторнее… Сначала расчищается пространство (можно на территории всей квартиры, включая коридор, но без замкнутых пространств): все хрупкие предметы прячутся или сдвигаются к стенам. Расставляются «препятствия»: перевернутые стулья, табуретки, столики, кресла и т. п. Далее следует гонка за участником, которому дают небольшую фору. Препятствия необходимо перелезать (или перепрыгивать), обходить нельзя. Внимание! Игра может быть травмоопасна, как для играющих, так и для обстановки.

Интеллектуальные

В отличие от подвижных игр, здесь игрокам требуется смекалка, внимательность и, порой, терпение. Играть можно и вдвоем, и компанией побольше. Физических сил в этих играх не требуется, поэтому ими можно разнообразить досуг и во время простуды, например.

Найди предмет

Трудно найти человека не знакомого с правилами этой не теряющей популярности игры, но все же… Играют от двух до нескольких человек. Ведущий прячет предмет в комнате или на территории всей квартиры, пока другие отворачиваются. Затем все ищут предмет, ориентируясь на подсказки ведущего: «холодно - горячо». Другой вариант игры. Ведущий прячет несколько одинаковых предметов по всей квартире. Рядом с предметом записка, с ориентиром поиска следующего. Подходит для детей постарше. В некоторых семьях, бывает, целые карты рисуют, в субботу папа прячет, в воскресенье мама с ребенком ищут.

Сколько и какие?

Хороша как для самых маленьких, так и для младших школьников. Нужно предложить малышу назвать все вещи, например, красного цвета, которые есть в комнате или в доме. Или – для детей постарше - все треугольные, круглые, квадратные. Если ребенок умеет считать, можно предложить разыскать его 5 красных вещей, 6 круглых и 2 в клеточку.

Раздели хлеб свой

Игра, кроме удовольствия (и чувства некоторой сытости) учит ребенку щедрости. И расчетливости! Для игры нужен кусок хлеба, конфета, пирожное, яблоко или что-то в этом роде. Играют двое, по очереди откусывая по кусочку. Кому достанется последний кусок, то и проиграл. Так что последние укусы приходиться тщательно рассчитывать, чтобы товарищу осталось побольше.

Что пропало?

Можно играть с несколькими участниками. Понадобится несколько разных и небольших предметов. Например: яблоко, карандаш, мячик, ложка, кубик. Ребенок должен назвать все предметы и запомнив их, закрыть глаза. Взрослому необходимо спрятать один из предметов. А, когда малыш глаза откроет, попросить его вспомнить, что пропало со стола. Чтобы игра не теряла интерес, можно увеличивать количество предметов.

Играем, используя предметы, подобные тем, что используются и в предыдущей игре. Ведущий отбирает предметы, не показывая их игроку и кладет в тряпичный мешочек (можно использовать шапку). Второй, с завязанными глазами, залезает в мешок, достает предметы по одному и, ощупывая их, пытается отгадать, что у него в руках.

THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама