THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама

Небольшая информационная солянка, освещающая вопросы выбора, покупки и работы с пастелью.
Вопросы начала работы с пастелью весьма интересны, очень разнообразны и ответы на них далеко не очевидны. Проблема заключается даже не в том, как рисовать пастелью, а хотя бы понять, что надо приобрести для начала работы с пастелью, какие материалы и инструменты существуют и насколько они доступны. С поиском ответов на эти вопросы столкнулся сам, уверен, что ими же озадачиваются и другие люди. Может быть нижеприведённые данные кому-то помогут.
Пополняется по мере сил и желания.

О производителях пастели
http://www.delo-st.ru/?lang=en&option=content&task=view&id=999&Itemid=131

На нашем рынке доступна для покупки (как практически, так и теоретически) пастель следующих производителей

ЗАО "Подольск Арт-Центр" (Россия), торговая марка за границей "Yarka" http://www.podolsk-artc.ru/articles/detail.html?id=21995

ЗХК "Невская палитра" (Россия), пастель "Сонет" http://www.nevskayapalitra.ru/catalog.php?cat=8&subcat=5

Cretacolor (ТМ Koh-I-Noor Hardtmuth, Австрия)

Talens (Нидерланды)

Conte (Франция)

Schminke (Германия)

Lyra (Германия)

Faber-Castell (Германия)

Stabilo (Германия)

LeFranc&Bourgeois (Франция)

Daler Rowney (Англия)

Caran d’
Ache (Швейцария)

Apa-Ferrario (Италия)

Maimeri (Италия)

Bruynzeel (Голландия)

Bosung (Китай)

Derwent (Англия)

Pentel (Япония)

Titi (Корея)

Adel (Турция)

Jolly (Австрия)

Это неполный список, конечно, в особенности это касается иностранных производителей.

Сообщества художников-пастелистов:
- "Икусство пастели" в LiveJournal;

Обзоры о пастели
* http://demiart.ru/forum/index.php?showtopic=49179&refresh=62264
* http://goods-for-art.livejournal.com/273788.html - свежее сравнение от 2015 года

Пастельные карандаши, какие бывают, какие выбрать? Мнения из разных источников в Интернете
--
Я слышала что очень хорошие карандаши Van Gogh фирмы Talens....они издают пастельные мелки под брендом Rembrandt...странно почему бы карандаши Рембрандами не назвать)))))
--

Пастель, какая бывает, какую выбрать? Мнения о пастели из разных источников в Интернете
* http://www.artlib.ru/index.php?id=26&idr=24&idt=9338
Пастель фирмы Mungyo.
...Из пастелей я пользовалась Conté и Ferrario, но говорят Mungyo не только дешёвые, но и качественные пастели. У них есть 3 вида Soft(мягкие), Extra Soft(экстра-мягкие) и Semi-Hard(полу-жёсткие).
--
* http://kraski-kisti.ru/faq.html?a=3&b=131
Сухая пастель "Сонет" средней жёсткости
* http://community.livejournal.com/pastel_art/18357.html
--
Наборы "Олки" доступны везде, большой выбор палитр. Сухая пастель хрупкая и ломкая, эмоций и страстной работы не терпит
--
Кохинор нравится. Ленинградская (Сонет) очень крошится
--
Кохиноровская тоже крошится
--
* http://demiart.ru/forum/index.php?showtopic=49179&refresh=62264
--
...Начал с пастели фирмы "Гамма" (ассорти и земельные тона). Суховата показалась. Не очень хорошо смешивается и затирается. (плюс, что дешевая)
Петербургская OLKI. Поинтереснее чем гамма, но оттенки в палитре мрачноваты. Не очень хорошо ложится на бумагу, жестковата, как будто мелки покрывали лаком, чтобы руки не пачкать. (аналогично цена приятная)
Faber castell набор из 48 пастелей не впечатлил. 750 р за очень маленькие палочки, также показалась очень сухой. Но белый цвет очень хорошо кроет другие.
И что самое удивительное, моя любимая марка ЗАО "Подольск-Арт-Центр". В деревянном пенале 30 цветов, взял на пробу, теперь ищу где заказать набор на 268 цветов. Самое что приятное, она как бы слегка маслянистая и бархатистая, сразу на бумагу ложится, и отлично смешивается и затирается.
--
Я сейчас тоже рисую OLKI - она в одном наборе, то мягкая, то как камень, то нормальная, причем мне кажется, что от цветов это не зависит, у меня один набор с землянными оттенками и там один темно коричневый супер, а второй сильно похожий по оттенку. то бишь тож коричневый - камень
--
Пробовал Koh-i-noor-овскую пастель, тонкую, палочками. Цена приемлемая, пастель по сравнению с нашими вышеперечисленными марками очень приятная.
--
....Купил Виндзор ньютон. Пейзажный комплект.
Был еще набор на 70 с лишним мелков, но стоит 3200 р.. Супер пастель. Но скажу что подольская не отстает. По тому как она ложится можно сказать что подольская и виндзоры по структуре одинаковы. НО цвета у виндзоров яркие и четкие, подольская лучше для полутонов и мягких оттенков. Если буду выбирать между комплектом виндзоров и подольской лучше возьму чемодан на 268 пастелей подольской. Он и стоит 2 000 рублей.
Еще показалось что Виндзоры лучше смешиваются.
...
-- А я недавно купила пастель Mungyo. Все мелки одинаково мягкие, оч.понравилась. Перед покупкой прочитала здесь в каком то из уроков, что выбирая пастель надо ее пробовать на палец, что б она не царапала руку и мягко ложилась, поэтому в магазине все мелки перемацала и тем самым выбрала на мой взгляд самую подходящую. А перед этим купила Olki на пробу 4 мелка, как будто бы тоже ничего они, но не понравилось, что уж слишком они пластмассовые на вид и когда в руках держишь не чувствуешь, что ты держишь пастель. А еще они жестковатые, поэтому использую их только для контура.
--
...Ну пастель от фабер касл вообще в руках остается. Взял мелок, считай испачкался. Если по этому правилу брать пастель, то фабер касл лучшая получается, но не ложится она на бумагу. Как будто пересушена и мелок рассыпается. В бумагу не вотрешь. Чуть вздохнул - все слетает сразу.
Лично мне нравится чуть маслянистая как бы пастель. Вот тут виндзоры и подольская пастели мои любимые.
--
По моему-Schmincke самих классных пастелях,я рисую с них более 8 лет,когда появились на болгарском пазаре,здесь один незакончен портрет,которой сделала месяц назад-толкько сос "Schmincke"пастелях.Извините мне для ошибки,будте снизходительни на мои русскьи язьик.
--
...268 цветов подольска покупать не рекомендую,
имею такой набор, в нем на самом деле те же 185 цветов, что и в предыдущем наборе,
но многих цветов по 2, а белых вообще штук 6.
Кроме того в этом наборе диаметр мелков больше, ящик тяжелый, в результате получается совсем неподъемная штука.
Покупал на фабрике пол года назад, стоил вроде 1400р.
Любителям рекомендую посетить фабрику, т.к. это редкий уцелевший островок СССР
в Подмосковье. Правда после этого у вас может пропасть желание рисовать.
Из отечественных пастелей подольск - лучшие, хотя проблема с цветами и тушуются НАМНОГО хуже хороших импортных. Больше сыпятся, чем растираются.
Самый оптимальный набор из имеющихся на рынке - это 90 цветов Рембрандта в половинчатом формате. Прекрасная пастель, хороший набор цветов, очень удобная коробка - лучшая из тех, что у меня есть. И рисовать половинками очень удобно.
Покупал в детском мире примерно за 3000р.
Еще имею несколько наборов кохинора + россыпь, в общем почти весь их цветовой ряд, как круглых, так и квадратных + пастельные карандаши. Накупил по случаю в Праге,
если кто будет ехать - могу скинуть адрес магазина.
Качество у Кохинора Рембрандту не уступает, зато есть явная проблема со светлыми и темными тонами - их просто нет.
И упаковка не очень. Зато цена хороша.
--
...Пол года назад купил маленький набор итальянской масляной пастели Classico фирмы Maimeri 12 штук. Сразу же приступил к работе, при чем работы получились неплохие как для меня совершенно начинающего в живописи. Единственно что масляная пастель плоховато растирается по бумаге. Зато когда накладываешь верхние слои эффект будто масляными красками и даже объем получается.
А вот недавно купил набор из 48 штук чешской сухой мягкой пастели фирмы KOH-I-NOOR. Еще не делал работы, но пробовал просто рисовать мелками. Ложатся очень мягко, цвета насыщенные, пигмент растирается отлично. Так что тоже отличная пастель.
--
Не могу сказать, что перепробовала очень много, но по крайней мере несколько из названных в первых сообщениях темы:
1. Faber Castell очень мягкая яркая пастель, но маленькая, я покупала набор 72шт. за 700р., дорого, хотя и картины получаются довольно выразительные. Однако я хочу сказать, что не смотря на свою яркость, фиксатив все равно "съедает" и затемняет их, многое почти сливается, если нарисовано много деталей темными цветами.
А вот масляная пастель лучше. Впрочем, никого отговаривать покупать такой набор не хочу, может кому-то он и правда в самый раз.
2. Пастель Петербургская средней мягкости. Кстати первый набор, который я приобрела (72)- очень нежные цвета, работать легко, только мой совет следить за ценой, например в небольших канцелярских отделах и просто в худ. салонах где-нибудь в Подмосковье такой набор стоит чуть ли не в 2 раза дороже, чем в том же гостинном дворе в Питере, где как многим известно, тоже есть неплохой салон. Там такую пастель можно приобрести за 200 с чем-то. Приобретаю так же наборы по 16 цветов- хорошие подборки, 1 такой набор вполне годиться чтобы нарисовать шедевр. Другие наборы петербургской (36/48цв.): если в вышеуказанном наборе (72) нет чисто красного цвета, то в этом имеется. И там более лаконичные цвета. Таких наборов продается 2, но они не сильно различаются (в основном за счет количества желтовато-коричневых оттенков).
3.Гамма. Согласна с теми, кто утверждает, что пастель сильно мажется. Когда я делала наброски обычных ворон на пленере, меня одолела фраза о том, что страшнее "пастельной Гаммы" наверное ничего в салонах не найти))). Мелки именно создают впечатления порошка в палочках в то время как с качественной пастелью такого быть не должно. Крошится. Цвета вот правда неплохие. И так же неплохая подборка в наборах серых и землистых цветов.
4. Подольск. Для меня- лидер. Просто отличная продукция! Действительно очень мягкая приятная пастель. Те, кто желает приобрести максимальное количество цветов- вы правильно поступаете) Я так же хочу добавить, что в этих самых деревянных коробках она хорошо упакована, правда тяжеловата.
--
А вот у меня 30 мелков Подольской (больше у себя в городе не нашла, да и то спасибо и на этом)) и ещё маленький набор кох-и-нор - 6 цветов. И та и та пастели классные, но всё-таки на мой взгляд кох-и-норовская лучше (по-крайней мере я в следующий раз буду покупать именно её).Подольские цвета именно пастельные, т.е. не сильно яркие, а вот кох-и-нор -как раз именно яркие. Так что для меня это оптимальный вариант)) Все цвета есть)) И основные тона (кох-и-нор) и промежуточные (Подольск)
--
Мне очень нравится Подольская пастель. Она легко ложится на бумагу и легко растирается. Правда в наборе нет ярких цветов, но я думаю, что их можно где-нибудь докупить. Больше всего мне нравится то, что в отделе сбыта "Подольск АРТ-Центра" можно заказать несколько мелков пастели одного цвета.
Еще я пробовала пастель olki, но там хороший только белый и черный цвет.
--
И все-таки защищаю "Спектр". Хорошие цвета. По бумаге для пастели хорошо пишут. Я понимаю, что есть пастели замечательные, фирменные, но исходя из имеющихся на Руси-матушке возможностей, получается покупать то, что есть. Спектр - это первая моя пастель и я рада, что нашла бумагу, по которой эта пастель пишет. Что касается "Оlki". У них цветовая гамма идет по темам: "Зима", "Весна", "Вода", ну и т.д. Я как-то увидела несколько таких тем в магазине. Мне понравилось. Сыплется, правда. Но оттенок положить можно. Мне кажется, не являясь профи, для любительских работ вполне подойдет
--
Масляная пастель немного напоминает восковые детские мелки, но состав другой. Пахнет масляной краской. Красочный слой слегка поблескивает. Однако ее тоже можно растушевывать (пальцем), и смешивать цвета (опять же втирается пальцем, а уж как вы это будете делать определяется вашей манерой работать с этим материалом). У меня если пока только 3 работы в этой технике, осваиваю, так что особо много рассказать не могу. Но на собственном опыте убедилась, что масляной можно создавать (почти) фотореалистичные картины (если цветов достаточно), а можно не растушевывать - получится графика. Можно процарапывать красочный слой. Пастель впитывается немного в бумагу (но кстати обычным мягким ластиком можно ее стирать, особенно, если это еще штрихи, и она не успела пропитать бумагу), когда процарапываете, становится виден цвет бумаги или первоначального слоя.
Марки... ну у меня 2ух марок. Sennelier и Louvre. Первая - классная и дорогая. Очень мягкая. Вторая попроще но тоже хорошая. Можно например купить Лувр и дополнительно белый мелок Sennelier. Белый, как вы знаете, расходуется быстрее всего, а смешивать будет удобнее.
--
Начинала со спектра, потом купила faber castell, это небо и земля. спектр весь с белилами, насыщенности не добиться.
faber castell дорогие конечно спору нет, но как зато ими рисовать приятно, одно удовольствие.
--
тут ругают спектр, а я нашла способ с ними справиться))
ребенок мой утащил без моего ведома всю коробку в ванну, я потом выуживала из нее мокрые стержни. Так вот, после легкой сушки они стали отлично писать.
мягко и красочно.
--
Подарили мне на др Подольскую пастель 140 цв, я в восторге, ложится на бумагу супер, яркие цвета и мягенькая. До этого пользовалась питерской (не очень понравилась жестковата, я ее затачиваю и использую для мелких деталей)--
По мягкости MUNGYO ну может самую малость уступает кохинору. Мне понравилась эта пастель очень. Цена тоже довольно-таки приятная: набор 64 цвета (правда, мелки половинчатые - размер - 27х8х8 мм) + 2 длинных бруска черного и белого цвета (наверное, для набросков) стоит 10 долларов. Цвета яркие и хорошо растираются, смешиваются. В общем, сделала для себя вывод: если собираюсь рисовать просто для себя, а не на продажу, то MUNGYO - совершенно нормальный выбор. Производитель - Корея, но качество далеко не ширпотребовский Китай. Мелки ввиду своей мягкости пачкаются, но и элементарно протираются марлевой тряпочкой.
--
Из книги Сьюзен Сарбек "Рисуем маслом и пастелью"
Самые твёрдые сорта пастели "Nu-Pastel" и "Goldfaber"
Средняя твёрдость, самая распространённая и оптимальный выбор для начинающих "Rembrandt" и "Windsor & Newton"
Самая мягкая "Unison", "Sennelier", "Grumbacher" и "Great merican"

О бумаге для пастели
* http://demiart.ru/forum/index.php?s=32d9fa1f66168bdb2134d5e0589de452&showtopic=58608&st=0#
--
1-нужно выбрать бумагу,которая не перекликается с цветом модели,а контрастирует с ним.
2-цвет бумаги делает более выразительными родственные оттенки:так голубая бумага подчёркивает все оттенки голубого,а красная выделяет всю гамму оттенков красного.
3-независимо от цвета,выбираем бумагу нейтрального тона,на которой одинаково хорошо смотрятся как тёмные,так и светлые оттенки.
4-распространённой ошибкой является выбор белой бумаги(кроме тех случаев,когда белый цвет основы чрезвычайно важен для воплощения замысла художника).Закрашивание пастелью белых фрагментов требует много времени и труда,а результат всё равно будет хуже,чем если бы мы рисовали на цветной основе...
--
Созрел еще один пастельный совет для начинающих. При фиксации работ цвета изменяются. На светлой бумаге изменения настолько незначительны, что ими можно пренебречь, но, чем темнее бумага, тем сильнее меняется рисунок. Предлагаю перед началом работы сделать палитру на обрезке той же бумаги, закрыть половину ее целлофаном или картоном (не бумагой - промокает она от лака) и зафиксировать. Как-то так:
--
...для натюрмортов я бы посоветовала бумагу темно-бордовую и темно-коричневую, для пейзажа (например зеленого леса) - темно-синяя.
Я... пользуюсь бумагой fabrianо, очень довольна. Акварельная тоже можно использовать, в особенности с акварельным подмалевком. Я использовала fabriano акварельную, в общем терпимо..
--

Рекомендую к чтению книги о технике рисунка пастелью:
Серия "Школа рисования" Книга "Пастель. Подробный практический курс"
Серия "Начинающему художнику" Книга "Как рисовать пастелью"
Сьюзен Сарбек "Рисуем маслом и пастелью"

Обсуждение вопросов использвания маслянной пастели
http://arttower.ru/forum/index.php?s=7033df208f039db7e0d77faac9a02c7c&showtopic=552&st=15
Отдельно выделяю этот раздел везде масляная пастель отмечается как материал ученический или для детского рисования. Считаю это мнение заблуждением и начинаю собирать информацию об этом художественном материале.

Пожалуйста, делитесь своим мнением и информацией _

Без оправы, имеющих форму брусков с круглым или квадратным сечением.

Разновидности

Пастель бывает трёх типов - «сухая», масляная и восковая. Масляная пастель производится из пигмента с льняным маслом путём прессовки. Аналогично производится «сухая» пастель, за тем исключением, что не используется масло. Основу замеса восковой пастели составляют воск высшего качества и пигменты. Масляная пастель считается материалом учебным, в то время как её сухой аналог используется как в учебных целях, так и в чисто художественных. В технике «сухой» пастели широко используется приём «растушёвки», что придаёт эффект мягких переходов и нежности цвета.

Существует два основных вида сухой пастели: твёрдая и мягкая. Мягкие пастели состоят в основном из чистого пигмента, с небольшим количеством связующего вещества. Подходят для широких насыщенных штрихов. Твердые пастели реже ломаются, так как содержат большее количество связующего вещества. И прекрасно подходят для рисунка, ведь сторону палочки можно использовать для тона, а кончик для тонких линий и проработки деталей.

Для рисования пастелью нужна фактурная поверхность, которая будет удерживать пигмент. Рисунки пастелью обычно выполняются на цветной бумаге. Тон бумаги подбирается индивидуально, учитывая задачи рисунка. Белая бумага мешает оценить насыщенность главных цветов.

Есть три типа бумаги для пастели: наждачная бумага - предназначена для художественных работ, продаётся в листах большого формата; пастельная доска - выполняется из крошечных частиц пробки; бархатная бумага - имеет бархатистую поверхность. Бархатная бумага позволяет использовать в работе минимальное количество фиксажа. Также можно использовать бумагу для акварели, при необходимости тонируя её с помощью чая или кофе.

Исправления обычно вносят на ранних стадиях рисунка. Для удаления большого количества цвета используют широкие кисти из щетины. При этом планшет с рисунком надо держать вертикально, это позволит лишним частичкам падать вниз и не втираться в бумагу. Также используется ластик или кусочек хлеба (белый - без сдобы). Но этот метод неприменим при работе на наждачной и бархатной бумаге. Лезвием бритвы можно соскоблить тонкие штрихи.

Для защиты пастельного рисунка от смазывания и осыпания его надо зафиксировать. Для этого подойдет обычный лак для волос или специальный фиксатор. Будет достаточно пары легких распылений. Зафиксированный рисунок слегка теряет свою пастельность, цвета становятся более глубокими.

История возникновения

Пастель получила своё название от слова «а пастелло», которым именовали приём рисования одновременно чёрным итальянским карандашом и красной сангиной , иногда с подкраской другими цветными карандашами, применявшийся итальянскими художниками XVI века, в том числе и Леонардо да Винчи . В XVIII веке пастель становится уже самостоятельной техникой и получает особую популярность во Франции, где её использовали такие известные художники, как Франсуа Буше , Морис Кантен де Латур , Шарден , позднее Грёз , Жан Этьен Лиотар , Жан Гюбер , Делакруа , а также в Англии (Фрэнсис Котс не только работал в этой технике, но и усовершенствовал технологию производства красок). Выдающимся пастелистом была и итальянская художница Розальба Каррьера . Среди её учеников - крупнейший пастелист Швеции Густаф Лундберг . Затем наступил период, когда о пастели забыли, и интерес к ней вновь пробудился только во второй половине XIX века.

Некоторые ведущие художники-импрессионисты охотно пользовались пастелью, ценя её за свежесть тона и быстроту, с какой она позволяла им работать. Манера Дега , например, отличалась удивительной свободой, он накладывал пастель смелыми, ломаными штрихами, иногда оставляя проступающий сквозь пастель тон бумаги или добавляя мазки маслом или акварелью. Одним из открытий художника стала обработка картины паром, после чего пастель размягчалась и её можно было растушевывать кистью или пальцами. Дега не только по-новому использовал технику пастели, но и создавал с её помощью картины, превосходящие по размеру произведения других художников, выполненные пастелью. Иногда он сшивал для этого вместе несколько листов, чтобы получить поверхность нужного ему размера.

Пастель в русском изобразительном искусстве

В России пастель появилась в первой половине XVIII столетия, привезенная иностранными художниками. На протяжении всего XVIII века создателями произведений в этой технике были мастера так называемой россики - иностранные живописцы, работавшие в России. Они выполняли, почти исключительно, портреты на заказ. Распространение в среде русских художников техника пастели получила несколько позже. Скорый в изготовлении, исполняемый зачастую в один сеанс, пастельный портрет получил широкое распространение, стал одним из самых любимых видов заказного изображения, выполняя некоторым образом функцию фотографии. Эпоха расцвета пастельного портрета в России приходится на первую треть XIX столетия. Это связано, по-видимому, с подъемом усадебной культуры, с вошедшими в моду фамильными портретными галереями. Ведущий мастер этого времени - Карл-Вильгельм (Карл Иванович) Барду, берлинский уроженец, прославившийся, прежде всего, как автор пастельных портретов. С 1806 года Барду-младший жил в Москве, где исполнил множество портретов членов семей московского дворянства. На одном из них - «Портрет молодого человека»(1811) - запечатлен известный русский поэт пушкинского круга Е. А. Баратынский в детстве.

Наряду с другими графическими и живописными техниками, пастель использовал Александр Орловский , обучавшийся в Европе живописец, рисовальщик, гравер и литограф, обладатель «быстрого карандаша» (по выражению А. С. Пушкина). Первые десятилетия творческого пути активно работал пастелью и Алексей Гаврилович Венецианов . В 1807 году Венецианов поступил на статскую службу, а в свободное время ходил в Эрмитаж и копировал пастельными карандашами картины Луки Джордано и Бартоломе Эстебана Мурильо . Позже Венецианов поднес два жанровых крестьянских портрета пастелью императрице Елизавете Алексеевне , за что получил бриллиантовый перстень, а в 1823 году, подарил «картину в сельском домашнем виде пастельными красками» Александру I . По-видимому, это и был один из шедевров знаменитого живописца, ныне принадлежащий Русскому музею - «Очищение свеклы».

С 1840-х годов в Россию из Европы приходит мастерство дагерротипии, а в конце 1840-х появляется способ тиражирования фотографических изображений. Впечатляющая новация на время вытеснила с художественного рынка акварельный, миниатюрный и пастельный портрет, поэтому в России в 1840-1860-е годы пастель находит крайне редкое употребление. Середина XIX столетия отмечена единичными работами в технике пастели, авторами которых были Сергей Константинович Зарянко , Наталья Егоровна Макухина («Портрет художника Ковригина »), Пётр Алексеевич Оленин («Портрет Ивана Андреевича Крылова »), Павел Петрович Соколов , Иоганн-Адольф Тимм. Использовал пастель и Константин Маковский («Вакханка». 1860).

В 1890-х годах пастельная техника в России фактически переживает второе рождение. Почти все пастели Исаака Ильича Левитана относятся к 1890-м годам. До того Левитан к этой технике не обращался вовсе, а впоследствии - после 1894 года - лишь в отдельных случаях. В коллекции Русского музея - три пастели мастера: «Хмурый день» (1895) «Долина реки» (1890-е) и одна из вершин творчества Левитана - «Луг на опушке леса» (1898). Особое место пастель занимала в творчестве Валентина Александровича Серова («Портрет княгини Мусиной-Пушкиной», 1895). Для «Портрета Елены Павловны Олив» (1909) одной пастели оказалось недостаточно, и вместе с ней художник использовал акварель, и гуашь. В пастельных работах Бориса Кустодиева («В ложе»; «Цветущая глициния», 1912) - переплетение тенденций отечественного искусства рубежа XIX и XX столетий, интерес к театру, миру кулис («Танцовщица в кабаре»,1904; «Цирк», 1905; «В ложе», 1912), присутствие легкой ностальгической нотки по национальному прошлому («Дети в маскарадных костюмах», 1909). Пластические возможности пастели позволили художнику Леониду Пастернаку передать атмосферу дома Льва Толстого («Лев Толстой с семьей в Ясной Поляне», 1902).

Пастель становится излюбленной техникой членов художественного объединения «Мир искусства» - Александра Николаевича Бенуа , Бориса Михайловича Кустодиева, Константина Андреевича Сомова , Мстислава Валериановича Добужинского , Леонида Осиповича Пастернака и других. Эта техника тем более оказалась востребованной, чем менее её практиковали приверженцы академизма или позднего передвижничества. Художники расширяют жанровый арсенал пастели. Так, у Александра Бенуа чаще преобладают пастельные пейзажи, у Сергея Малютина - лирические портреты, у Леона Бакста - обстановочные портреты, изображения детей и плакат (афиша для «Детского базара», 1899), у Александра Головина - эскизы театральных декораций.

Для Зинаиды Серебряковой («Портрет сына Александра», 1921) пастель до конца дней оставалась излюбленной техникой. В манере «non finito» («незавершенности») созданы портреты детей, с тонко проработанным лицом и едва намеченной одеждой, а также - «балетная серия», где фигуры лишь намечены расплывчатым контуром. «Марокканская серия» (1928, 1932) целиком выполнена в пастели.

Художественные особенности

Работа мягкими палочками пастели требует шероховатого ворсистого основания, способного удержать красочный порошок. В старину художники рисовали даже на замше. В настоящее время в качестве основания для пастели используют чаще всего специальную бумагу, шероховатый картон или наклеенный на картон холст. Некоторые художники готовят основание сами. Пастелью можно рисовать и писать. Иногда художник передает форму в основном линией, штрихом, контуром, а все цветовое решение проводит как подкраску, всего несколькими тонами. Получается подкрашенный рисунок.

Но можно пастелью создавать и настоящую живопись, передавая всю сложную гамму цветовых отношений натуры. Дега говорил, что пастель позволяет ему стать «колористом с линией». При этом художник может добиться цветового звучания многоцветными мелкими штрихами. Штрихи эти можно смешивать, растирая пальцем, растушевкой или сухой кистью, но можно оставлять и в чистом виде, подобно мозаике.

Пастель спрессовывается меньше, чем мел, а потому ложится на бумагу с большей цветовой плотностью и формирует бархатистые штрихи с мягкими, рыхлыми краями. Пастель находится на грани между рисунком и живописью. В ней соединяются линия и цвет: ею можно рисовать и писать, работать штриховкой, живописным пятном, сухой или мокрой кистью. Особенность пастели в том, что при минимуме связующего красящая масса представляет отдельные частицы пигмента, отражаясь от которых свет рассеивается в разные стороны, придавая красочному слою особую лучистость, бархатистость, специфическую «пастельную» мягкость.

Пастель может давать и очень насыщенный и очень слабый тон, однако у неё есть большой недостаток: слой пастели, нанесенный на поверхность, чрезвычайно недолговечен и при малейшем касании может разрушиться. Для того чтобы избежать этого, поверхность обрабатывают специальным составом, предохраняющим рисунок, но цвета при этом заметно тускнеют. Художников постоянно волновала проблема сохранности произведений, ставшая темой многих ученых трактатов. Изобретались различные фиксативы , но даже самые совершенные из них изменяли первоначальный тон пастели, искажали её колористическую гамму, губили её природную бархатистость. Самое надежное сохранение пастели - в хорошей окантовке под стекло. В этом случае пастельное произведение может жить, не теряя своей прелести, столетия. Пример тому знаменитая «Шоколадница» из Дрезденской галереи. Картина, поражающая зрителей свежестью и чистотой красок, кажется только что законченной, хотя создана она в XVIII веке. Таким образом, лучше всего просто использовать рамы со стеклом и паспарту - окантовкой из плотного картона, чтобы даже стекло не касалось работы. Но у пастели есть и технические достоинства. Пастель не выгорает на солнце, не темнеет и не трескается, не боится температурных перепадов. Новые технологии изготовления пастельных красок, тонированных бумаг и абразивных холстов, современная окантовка уникальной графики подготовили базу для нового расцвета и широкого распространения искусства пастели как среди художников, так и среди любителей живописи.

Пастель привлекает мастеров живописи благородством, чистотой и свежестью цвета, бархатистой поверхностью фактуры, живостью и волнующей вибрацией штриха. Тонкость и изящество техники пастели в сочетании с необычной звучностью красок и богатством фактуры создают мир, который завораживает зрителя ощущением непосредственности творчества. Если художник работает в пастели небрежно, все её достоинства исчезают. Масляные краски позволяют многократно переписывать, счищать, накладывать множество слоев; пастель же требует точности, интуитивного «чутья» по отношению к выбираемому цвету, потому что после изменить его уже чаще всего невозможно: чистый, тот самый знаменитый «мерцающий» пастельный тон таков лишь при первозданном нанесении. В то же время пастель позволяет удивительным образом смешивать и накладывать цвета. Лучшие пастели - это множество красочных слоев; чистых, но просвечивающих «сквозь» Отсюда - бархатистость и глубина, которая неизменно притягивает.

Работа в технике пастели предполагает растушевку пигмента или «вбивание» его в основу - так, чтобы несколько штрихов или пятен, нанесенных рядом, соединились и «заиграли» цветом, не смешиваясь полностью. Лучше всего это достигается кончиками пальцев - ни один другой материал и инструмент с ними не сравним. Близость художника к своему творению, их «соприкасаемость» сообщает глубину и тонкость происходящему.

Пастель, безусловно, требует очень хорошего освещения - тогда проявляется бесконечность оттенков, игра просвечивающей многослойности. Лучше всего - дневной свет, но - рассеянный, падающий по касательной. При разном освещении картина будет производить совершенно разное впечатление. Новый луч или иной угол зрения - и вы увидите новые краски и детали. Это притягивает и завораживает. При достойном освещении пастель оживает.

Литература

  • Малиновский К. В. История коллекционирования живописи в Санкт-Петербурге в XVIII веке. - СПб. : Издательство «Крига», 2012. - С. 536. - ISBN 978-5-901805-49-7 .

В художественной практике применяют мыслимые и немыслимые изобразительные средства. Порой это обыкновенные краски, жидкие и твёрдые материалы всевозможного происхождения и порой самые неожиданные вещества. Весьма известное слово «пастельный» цвет (когда говорится о нежном, неброском оттенке) произошло от одного из способов прессования красящих пигментов. Само слово пастель произошло от латинского термина, обозначающего «тесто» или подобную ему консистенцию. Мы с вами разберёмся, почему интересным цветным пастельным мелкам было дано такое название, и какие разновидности пастели может предложить вам современный рынок.

Пастель часто и даже в подавляющем большинстве случаев выглядит, как набор разноцветных брусочков, по своему качеству и свойству похожему на известные всем мелки. В нашей стране выпуск такого художественного материала происходит по следующей технологии - сначала изготавливается масса из связующего компонента и красящих пигментов. Причём в заготовочную субстанцию включается не только цветной пигмент, но и белый, что обуславливает порой очень светлые и мягкие конечные оттенки.

Первый этап

Так в один цвет может входить до девяти составляющих-красителей. Для того, чтобы обеспечить мелкам фиксированную форму, добавляется клеящее вещество, например, раствор гуммиарабик - смола натурального происхождения, получаемая из деревьев рода акации.

Расширить гамму помогают разбавители, такие, как обычный белый мел или глина, благодаря которым можно получить несколько оттенков одного ряда, от тёмного к светлому.

Второй этап

Последующая стадия после смешения пигментов и основы - их совместное перемалывание до однородной массы. Это специальный процесс растирания краски в специальной машине с гранитными валами, повторяющийся пять-шесть раз для получения равномерной консистенции и тонко помолотых красителей. Российская промышленность использует зарубежное оборудование в таком производстве.

Третий этап

Перемалывание длится долго и проводится тщательно, после чего смесь в готовом виде переносится в формы следующей машины, для спресовывания длинных палочек, которые вручную укладывают работники завода. На оборудованных и смазанных противнях размещаются длинные полоски, которые тут же нарезаются на «порционные» кусочки при помощи специального размерного шаблона.



Четвертый этап

Далее железные противни, на которых пастель размещена так, чтобы не слипаться между собой, отправляются в печь с постоянным температурным размером от шестидесяти до восьмидесяти градусов. Пастель просушивается в тепле строго отведённое количество часов, и сушка - это ничуть не менее важная часть всего производства, что остальные. От того, какой тепловой обработке подвергнется материал, напрямую зависит его финальное качество. Пересушенная пастель будет испорчена ровно так же, как и оставшаяся сырой: первая выйдет из печи обгорелой и потрескавшейся, а вторую в скором времени ждёт заплесневение.

Завершающий этап

Итак, полученные после «запекания» одинаковые по размеру брусочки готовы к размещению в упаковке и отправке на прилавки магазинов, навстречу потребителю. Производящие компании могут представлять на вкус и на выбор самый широкий спектр как цветов пастели, так и скрывающей их упаковки. Существуют выпуски пастели россыпью и специально составленные и подобранные наборы самых различных размеров. Несколько мелков в числе, не превышающем десяток, или большая профессиональная коллекция с сотнями оттенков (наибольшее известное и популярное количество брусков в наборе - 268).

Пастель любого вида всё-таки остаётся хрупким инструментом изобразительного искусства, поэтому она чаще заключается в картонные коробки с мягким наполнителем (поролоном), который предотвращает её перемещение и поломки внутри упаковки. В ячейках поролоновых вставок внутри коробки все палочки будут находиться на своих местах, что послужит плюсом и к удобству во время работы, и к безопасности транспортировки. Надлежит хранить пастель в сухом месте, поскольку мы уже знаем о вредоносном влиянии отсыревания на наш художественный материал.

Виды пастели

Упомянув несколько видов пастели, нужно обязательно поговорить о каждом из них чуть более подробно. Чаще всего пастель встречается в виде небольших мелков, которые варьируют по толщине и форме сечения. Обыкновенно они выпускаются, как палочки одинаковой консистенции, часто даже без обёртки, но существуют и продвинутые версии. Например, пастельные карандаши, где та же самая масса заключена в более привычную и удобную форму для рисования. Но более распространены и узнаваемы, конечно, простые тонкие мелки, округлые или квадратные на срезе.

Основное разделение пастели на подвиды обусловлено её консистенцией и составом: твёрдостью или мягкостью.



Так можно перечислить до четырёх разновидностей пастели:

  1. мягкий,
  2. твёрдый,
  3. сухой,
  4. масляный сорт.

Они варьируются ещё на стадии заготовления, когда в один вид добавляют меньшую концентрацию скрепляющих веществ, вроде смолы или клея.

В мягких видах пастели содержится преимущественно пигмент с добавлением небольшого объёма клеевого раствора, и такие бруски дают очень насыщенный и сочный цвет, широкий просто для тушевания и лёгкую покраску.

Твёрдая включает больше закрепляющей основы, поэтому у такого типа повышается механическая прочность, и с твёрдой пастелью возникает меньше казусов по поводу поломки брусков. Благодаря прочности она идеальна для исполнения тонких деталей рисунка, потому что палочки способны сохранять острые грани гораздо лучше. Вынося на обсуждение подробно каждый вид пастели, перечислим их прочие плюсы и минусы.

Твёрдая. Именно эта пастель удостоена чести выпускаться и в форме пастельных карандашей, кажущихся более привычными глазу. Она пригодна для штриха, для тонких линий, мелкой детализации рисунка. Консистенцию имеет жёсткую, даёт менее яркий цвет, чем проигрывает мягкой. Твёрдая пастель не крошится так просто и позволяет художнику даже затачивать её при надобности (именно поэтому ею порою наполняют карандаши с деревянной оправой). Оптимальна также для выполнения эскизов и скетчей и конкретизации контуров изображения на бумаге, завершительного акцентирования мелочей.

Клеящие вещества доведены до минимума, такого рода брусочки очень ломкие и сыпучие. Падения совсем не переносит и тут же разбивается на части, что весьма печальный недостаток по сравнению с твёрдой, эластичной и чуть более прочной пастелью. Зато мягкая текстура способствует превосходной фиксации цвета на бумаге, и большая концентрация пигментов делает его весьма насыщенным.

Самое знаменитое и отличаемое визуальное качество пастели сильно выражено в этом типе - воздушность и бархатистость, мягкость краски. Для препятствования смешиванию и осыпанию таких мелких частиц можно покрывать каждый отдельный слой распыляющимся лаком или другим фиксатором, и тогда рисование мягкой пастелью будет в удовольствие.

По виду очень напоминает родственные ей восковые мелки и привносит в работу сочные, натуральные цвета, которые сравнимы с настоящей масляной живописью. У неё особенная текстура на основе льняного масла, с помощью которой можно добиться совершенно глубоких и насыщенных красок на холсте.

Нередко в паре с такой пастелью применяют растворитель, а ещё обязательным дополнением к масляной пастельной краске служит бумага, обладающая достаточной шероховатостью, потому что она плохо ложится на обыкновенную основу и не поддаётся растушёвке. Зато подобная эластика масляных пастельных палочек практически не пачкает руки во время работы, избавляя от неприятностей и грязи, которые случаются с прочими видами.

Разные источники прибавляют в этот небольшой список и другие подразделения пастели, например, пастель на основе воска, чернил или акварели (допускающая соответствующее размывание).

Использование пастели для рисунка


Нежная и в большинстве своём сыпучая, пастель требует шероховатой поверхности для нанесения, где рельеф бумаги, картона или прочей основы будет удерживать мельчайшие частицы пигмента. Порой применяются даже большие холсты из наждачной бумаги, с которой даже мягкая пастель не осыпется так просто.

Для профессиональных целей художников служат специальные доски или же самый распространённый и доступный вариант - бархатистая бумага (как вариант, подойдёт акварельная).

Для того, чтобы задний тон рисунка не был белым, основу тонируют специально или берут уже окрашенную бумагу, опираясь на предполагаемые доминирующие тона картины.

Пастель благодаря своим физическим свойствам позволяет в сухом виде удалять с рисунка целые слои, оказавшиеся ошибочными, например, сухими кистями или канцелярским ластиком, расположив рисунок с вертикальным наклоном, чтобы не запачкать другие области. Можно снимать пастель бритвой. Для того, чтобы, напротив, увековечить сей сыпучий и ранимый материал, его покрывают специальными фиксаторами либо подручным лаком с распылителем.

Как уже было оговорено ранее, практически каждый из упомянутых видов пастели имеет свои недочёты, которые при старании можно избежать или приуменьшить до незначительности. Так, работа с масляной пастелью будет чиста для рук, но требует дополнения в виде растворителя и и размывающего инструмента. Все остальные палочки, если они не покрыты оболочкой (или скотчем, что неплохая идея для экономии и удобства), имеют свойство сильно пачкать.

Одному типу не достаёт красочности, но его можно восполнить, если использовать в работе брусочки более мягкой текстуры. Иным словом, ничего не воспрещает пользоваться пастелью одной или нескольких разновидностей в сочетании с другими материалами и выгодно использовать преимущества того и другого.

материалы по теме

Выставка Винса Орнато «Они Не Были Анонимными» представляет перспективы металлургии в работах. Нью-Кенсингтон, Пенсильвания. - От рабочего и структуры, созданной инженером, к художнику, рисующего структуру, представленную рабочим, Винс Орнато изображает будни и праздники индустриального прошлого Питтсбурга. Масляные работы Орнато будут на выставке с 3 по 30 сентября в Художественной галерее штата Нью-Кенсингтон. Прием художника состоится с 17.00 до 20.00 во вторник, 15 сентября, в галерее.

Рисование - это процесс личного творчества, в котором проявляется индивидуальность каждого ребенка. Эта деятельность оказывает большое влияние на развитие детей, как в физическом плане, так и в формировании личностных качеств. Маленьким детям рисование помогает в развитии тактильных ощущений, мелкой моторики рук, цветовосприятия, оказывает влияние на развития нервной системы и головного мозга. У детей постарше формируется художественное восприятие мира, эстетическое мировоззрение и чувство гармонии.


Leopold Friedrich Franz von Anhalt-Dessau, Porträt von Christian Friedrich Reinhold Lisiewsky, 1762
Пастель

Пигменты пастели идентичны пигментам других красок - акварели, темперы, масла. В трактатах упоминаются такие пигменты, как киноварь, лак, умбра, красная умбра, желтая охра, дважды пережженная охра или трепел (trippelerde), болюс, английская коричневая, черный мел, свинцовые белила. Диапазон пигментов, используемых для пастельной живописи, к 1770-м годам позволял, согласно списку Дж. Рассела, получить 280 оттенков пастели.


Джон Рассел. Портрет дамы. Пастель

Во время реставрации портрета миссис Мартон, созданного Д. Гарднером пастелью и гуашью на бумаге в конце XVIII века, были проведены различные исследования, результаты которых опубликованы. В красочном слое обнаружены следующие пигменты: берлинская лазурь, прусская голубая, желтая охра, свинцовые белила, желтый лак (yellow lake), сажа газовая, смальта, сиена жженая и красная окись железа (iron oxidе red).


Иоганн Барду. Портреты Николая Федоровича и Софьи Осиповны Апраксиных 1880-е. ГИМ

В результате технико-технологических исследований пастельных портретов 1780-х годов работы И. Барду из собрания ГИМ в красочном слое были выявлены желтая охра, сажа, свинцовые белила, берлинская лазурь, желтый органический пигмент, киноварь, красный органический пигмент, мел242.
К концу XIX века набор пигментов значительно расширился.

Энциклопедический словарь Брокгауза и Эфрона (1897) дает следующий список наиболее часто встречающихся в пастельных карандашах пигментов: цинковые белила, мел, светлая охра, прокаленная окись цинка, желтый и красный хром, кадмий, красная охра, киноварь, венецианская красная, желчный камень, гаранс, индиго, берлинская или прусская лазурь, коричневая прусская, умбра, смальта, кобальт, ультрамарин, индийская желчь и кармин, а также зеленая, приготовленная из смеси синего и желтого порошков.


Э.Дега. Певица в зеленом. Пастель. 1884.

Также есть данные по составу более поздних пастелей рубежа XIX - ХХ веков, в частности по работам Клода Моне и Эдгара Дега, в которых идентифицированы охры, прусская голубая, изумрудная зеленая, хром желтый, цинковые и свинцовые белила.

Claude Monet. Untitled, early 1860s. Pastel on board
Private Collection of 1975 Stanford Law School Alumnus

Широко известно присущее свинцовым белилам свойство темнеть в результате химической реакции с серосодержащими веществами, имеющимися в воздухе, - явление, часто наблюдающееся, например, в акварельных портретах XIX века, когда написанные белилами кружева становятся черными.


В.Гау. Портрет княгини А.С. Урусовой, урожденной Уваровой. 1839
Картон, акварель, свинцовые белила, графитный карандаш, лак
Черное кружево на платье - потемневшие свинцовые белила.

В результате лабораторных исследований пастельных портретов на грунтованных холстах 1780-х годов из собрания ГИМ в пробе, взятой с фона, было обнаружено наличие поверхностного слоя темно-коричневого цвета, состоящего из диоксида свинца PbO2 и представляющего собой продукт изменения свинцовых белил. Таким образом, можно утверждать, что темно-коричневые фоны пастелей на холсте конца XVIII века, грунт которых содержит свинцовые белила без масляного связующего, изначально выглядели несколько по-иному, скорее всего, гораздо более светлыми. Это меняет наш взгляд на живописную манеру художников-пастелистов того времени и применяемую ими гамму красок.

В качестве наполнителей для разбела тонов в пастельные карандаши вводятся такие вещества, как белая трубочная глина, мел, гипс, фарфоровая глина, магнезия, тальк («портняжный мел»), которые в этом случае играют также роль слабых связующих и пластификаторов. В список материалов для пастели входят также цинковые белила (упоминаются в связи с пастелями, которые должны были подвергаться фиксации), сурьмовые белила («regule d’antimoine») и даже включены косметические лосьоны, приготовлявшиеся парфюмерами.

В XVIII веке считали, что превосходство цветных мелков состоит в большей степени в их мягкости. Это качество достигалось использованием в качестве наполнителя белого мела, самым лучшим считался мел из Франции или Испании, а также жемчужных (перламутровых) белил. Гипс и каолин рассматривались как наполнители низкого качества и использовались только с такими пигментами, как смальта или ляпис-лазурь, которым необходимо более сильное связующее.


Гуммарабик - камедь аравийской акации

В качестве основного связующего для пастели служат обычно камеди: гуммиарабик, трагант (трагакант), а также такие материалы, как декстрин, молоко, сахар, отвар солода, крахмал.

Трагакант — высохшая на воздухе камедь (гуммитрагакант), которая вытекает из трещин или надрезов столба или иголок некоторых растений из рода Астрагал (Astragalus ) семейства Бобовые (Fabaceae ).

Гуммиарабик использовался в течение всего XVIII века, особенно для тех пигментов, которые с трудом затвердевали. Более распространен был трагакант. Его растворяли вместе с другими средствами, например, вызывающей брожение солода специальной примесью («alewort»), которая загустевала при кипении. Использовали инжирный (фиговый) сок, пиво (либо чистое, либо загустевшее при кипении), молоко и сыворотку. Чтобы смягчить палочки, основанные на гипсе и каолине, рекомендовали применять оливковое и льняное масла.


И.Барду. Портрет неизвестного в синем мундире. 1980-е. ГИМ
Пастель на грунтованном холсте

При исследовании портрета неизвестного в синем мундире из собрания ГИМ (И.Барду, 1780-е) в пробе, взятой с изображения одежды, обнаружена берлинская лазурь в виде лака на смоляном связующем. Есть данные, что Дж. Рассел также применял смолу для изготовления пастельных палочек.
В состав пастели вводили также пластификаторы: вареный сахар, медовая вода и венецианское мыло. Использование связующих и пластификаторов менялось в зависимости от различных пигментов и, следовательно, в зависимости от вариантов цветов менялись пропорции смесей.

Ручное изготовление пастельных мелков

Обычно пастель выделывается в форме карандашей, обернутых бумагой, без деревянной оправы. Пастельные палочки - хрупкие и рыхлые, но в то же время достаточно прочные, чтобы не ломаться в руках художника. Кроме того, в настоящее время выпускаются пастельные карандаши в деревянной оправе, позволяющие добиться тонкого штриха и идеально подходящие для реставрационных тонировок. Изначально многие художники самостоятельно готовили пастельные карандаши. Изготовление хорошей пастели основано на сбалансированном равновесии между двумя крайностями - твердостью и мягкостью. Оно достигается очень точной дозировкой сырья: пигментов, связующего, примесей.


Р.Каррьера. Автопортрет с портретом сестры. 1715. Уффици
Пастель на бумаге

Состав пастельных карандашей всегда интересовал художников, изобретавших собственные рецепты.
Блистательная пастелистка Р. Каррьера живо интересовалась техническими исканиями и подбирала лучшую пастель (на ее взгляд, парижскую) и лучшее связующее, пользуясь вместо обычной камеди скульптурным мелом и измельченной створкой морской раковины. Тем не менее она писала в одном из своих писем: «Я многое могла бы сказать о пастели, но я твердо знаю, что успех произведения искусства зависит не от карандашей или бумаги художника, а от чего-то другого».

Sir Theodore Turquet de Mayerne, by Unknown artist, probably after 1625. National Portrait Gallery, London.

Вот как советуют изготовлять «карандаши всех цветов, главным образом для лиц» в рукописи Т.Т. де Майерна XVII века:
«Одним из подходящих для этого материалов является мел, с которым надо смешивать краски: киноварь, лак, умбру, желтую охру. Стирают с молоком, и приготовляют из этого карандаши. Другим материалом является глина, из которой делают табачные трубки; ее надо смешивать с водой.
Этот сорт карандашей держится дольше, менее хрупок и очень легко ложится. Лак, который очень сух и с трудом ложится на бумагу, надо смешивать с глиной, разведенной венецианским мылом, растворенным в воде. Все эти смеси сначала хорошо сотрите на мраморе (как делают краски), затем делайте из них палочки, которые выровняйте лопаточкой или маленькой очень гладкой деревянной дощечкой; дайте просохнуть на солнце или в тени, в чистом месте».

Антонио Ван Дейк Dyck Anthony Van Self Portrait with a Sunflower

Далее де Майерн приводит другой рецепт изготовления карандашей всех цветов для живописи на бумаге, сообщенный ему 31 июля 1634 года Леонаром, молодым фламандским художником, помощником господина Кари, ученика господина Ван Дейка:
«Надо взять краски, очень тонко стереть их на камне и сообразить, какую примесь гипса может вынести каждая из них без значительного изменения. Одни допускают большую примесь, другие, как лак, например, меньшую; одни - половину, четверть, треть, другие - пятую или шестую часть.Прибавьте к вашим тонко стертым краскам приготовленного из алебастра гипса, пережженного до полной белизны, и сделайте с небольшим количеством воды (сохраняя меру) пасту, которую скатайте на ладони в форме карандашей… По моему мнению, старый, уже бывший в употреблении гипс, белый, как снег, истолченный в мелкий порошок, лучше и не так сильно связывает, как только что пережженный, но его надо смешивать с молоком или сгнившим клеем, для того чтобы у карандашей можно было делать тонкие кончики. Посмотрите, что можно сделать с белым мергелем, с белым болюсом, с мелом, который считается лучше всего, с гашеной известью, хорошо промытой и высушенной и т.п. Земли, как болюс, дважды пережженная охра или трепел (trippelerde), английская коричневая, красная умбра и т.п. не требуют примеси, так же как и черный мел, лишь бы он был мягким…»

В той же рукописи находим еще один способ приготовления пастельных карандашей:
«Веществом, из которого делается основа карандашей, является гипс, в больших пережженных кусках которого находятся два вещества: одно твердое, как камень, и из него получаются очень мягкие карандаши, которые ложатся, как сангина; другое вещество - несколько хуже, но все же очень хорошее, которое блестит, как зерна морской соли. Извлеките и отделите эти вещества от остального и сотрите их в тонкий порошок, но лишь тогда, когда вы захотите работать, иначе толченый гипс, если он стар и изменился под действием воздуха, портится, гасится и не связывает.
Возьмите краски и сотрите их на камне с водой, и когда будет хорошо смешано, насыпьте достаточное количество вашего гипса, чтобы связать, тщательно перемешивая шпателем, ножом или камнем для стирания так, чтобы все хорошо соединилось; потом соберите вашу пасту в длинную форму достаточной длины, чтобы резать из нее карандаши, дайте пасте загустеть, просохнуть, а затем нарежьте на карандаши согласно вашему желанию очень тонкой и мелкой пилой и уложите их в очень чистую коробочку в сухом месте.
Если ваши карандаши не образуют четких линий из-за затвердения гипса, то нужно, стирая вашу краску с водой, натереть туда немного венецианского мыла, следя за тем, чтобы мыла не было слишком много; излишек его обнаруживается тем, что карандаши, высохнув, становятся блестящими, как будто бы они были отполированы; если же они хорошо сделаны, они должны быть матовыми, мягкими и ложиться, как самый мягкий мел, который только может быть. Возьмите совершенно сырую, приготовленную для выделки из нее табачных трубок глину, прибавьте к ней, каких хотите, красок и делайте карандаши достаточной длины, давая просыхать самим по себе. Этот материал можно получать во вполне готовом виде у всех рабочих гончаров».

Ж. Моннье приводит рецепты более позднего времени, «найденные господином князем Робером». Один из них представляет собой отрывок из трактата Готье из Нима «Искусство промывки…» 1687 года:
«Возьмите белую глину, предназначенную для изготовления трубок для табака, и размельчите ее на порфире или черепаховом панцире, добавляя обычную воду таким образом, чтобы получить тестообразную массу; и возьмите краски, которые вам нравятся, каждую в отдельности, и толчите их сухим способом на камне, самом тонком, какой только найдете, затем просейте их через тафту или очень тонкую ткань и смешайте каждую краску с этой пастой соответственно с тем, как вы хотите ее окрасить, больше или меньше; добавьте туда немного обычного меда и сколько угодно гуммиарабиковой воды. Для каждой краски приготовьте более темную или менее темную пасту, чтобы делать светлые пятна или тени. Затем возьмите каждую из паст и сделайте круглые палочки величиной с палец, раскатывая их между двумя очень чистыми дощечками или на бумаге в тени в течение двух дней; затем, чтобы закончить сушку, нужно положить их на солнце или перед камином. Когда они высохли, ими пользуются с чувством удовлетворения».

Пастельные карандаши Conte, 48 шт. Набор в металлической коробке. Conté à Paris, Франция.

Другой рецепт извлечен из трактата «Секреты, касающиеся искусств и ремесел» 1766 года:
«Предположим, что мы хотим изготовить красные карандаши. В таком случае я рассматриваю, есть ли в красной краске камедь, если в ней камедь, я не употребляю воду с камедью, но простую воду. А если в ней нет камеди, я пользуюсь очень слабо разведенной водой камедью. Итак, я беру киноварь, чтобы сделать карандаш. У меня есть вода с камедью и еще свинцовые белила и очень белый гипс. Я толку все это вместе, изготавливаю маленькие цветные палочки, которые служат мне для рисования в той же манере, как если бы я рисовал графитом или же красным карандашом.
Применение их на практике сделает хозяевами положения тех, кто захочет изготавливать эти твердые карандаши. Ибо чаще всего их делают слишком мягкими и таким образом, слишком быстро стачиваясь, они не позволяют ими рисовать; или в другом случае, когда они слишком твердые из-за слишком большого количества камеди в воде, ими нельзя помечать. Можно избавиться от этих дефектов, толча снова палочки на мраморе и прибавляя воду с камедью, если они были слишком мягкие; или добавляем в них больше краски, если они были слишком твердые, и, наконец, если карандаши слишком слабые и в них нет достаточно краски, можно будет ее добавить, чтобы восстановить их в желаемом вами состоянии».

Подобные рецепты встречаются и в российских изданиях, начиная с 80-х годов XVIII века. Например, в журнале «Экономический магазин» опубликованы советы А.Т. Болотова по изготовлению красных карандашей (сангины): он рекомендует стирать соответствующую краску с небольшим количеством мыла (венецианского или самого лучшего простого), к этой смеси для ее смягчения следует добавить немного молока и камеди и затем сформовать из нее карандаши нужного размера.

Гравюра Л. А. Серякова с иллюстрации из книги А. Т. Болотова. Фрагмент.
Андре́й Тимофе́евич Бо́лотов (7 октября 1738 — 3 либо 4 октября 1833) — русский писатель, мемуарист, философ-моралист, учёный, ботаник и лесовод, один из основателей агрономии и помологии в России

В собрании рецептов самого различного рода (вплоть до кулинарных), изданных в 1791 году А.Г. Решетниковым , есть и рецепт «О делании сухих красок или карандашей всех размеров»: «Возьми немного курительных табачных белых трубок и оныя протри на плите с простою водою гораздо мелко и так густо как бы тесто, потом, взяв всех цветов красок или какие тебе потребны будут, каждую из них изотри на плите как можно мельче, просей их сквозь тонкое полотно иль флер, так чтобы одна только их пыль могла сквозь оный проходить, а лучше истереть их также на воде, которая, собрав каждую порознь, смешай с упомянутым тестом, подбирая для подтушевки из одной краски колера, или цветы, то есть: первый цвет краски сделай темнее и, отделя от оной часть, прибавь еще несколько глины, то будет колер посветлее… наконец примешай в оные белого меду и часть малую камедной воды, но должно остерегаться, чтобы камеди в оныя не переложено было, потому что она может их так крепко связать, что они будут тверды и совсем неспособны к рисованию. Из этого теста делают палочки толщиной “в полмизинца”, раскатывая тесто дощечкой, затем сушат их, положив на бумагу, дня два, досушивая на солнце или в печи до готовности».

Некоторые изобретатели, заботясь о сохранности пастелей, предлагали такие методы изготовления мелков, которые приводили к полной потере особенностей пастельной техники, то есть, в сущности, к созданию нового вида живописи. Например, предлагалось смешивать пастельное тесто с воском или оленьим жиром.

Современная масляная пастель

Обобщив, процесс изготовления пастельных палочек можно свести к следующим этапам: сначала пигменты растирали на мраморе, смешивая их с водой (или спиртом), затем добавляли связующее. Начинали с изготовления пасты из белого пигмента, в которую затем добавляли другие. Пигменты брали самые лучшие и просеивали их через ткань. После того как паста растерта, приступали к формованию мелков: из пасты руками формировался шарик, затем цилиндр, который постепенно суживали с обоих концов. По другому способу мелки могли быть раскатаны на листе бумаги или между двух деревянных планочек. Затем пастельные палочки клали на меловую поверхность, на бумагу или на чистый кусок дерева, адсорбирующий влагу, и высушивали на солнце или около огня. Палочки группировали по оттенкам и распределяли по ячейкам ящичка. Дно ячеек покрывали отрубями как подложкой для мелков; это не только предохраняло их от загрязнения, но и предотвращало поломку.

Make Your Own Pastels

Промышленное производство и торговля пастелью

По мере того как возрастала популярность пастели, производство ее постепенно расширялось и принимало промышленный характер. Этому способствовал присущий живописи рококо космополитический характер, находивший свое выражение в странствующем образе жизни художников. Путешествуя по Европе в поисках аристократических покровителей и клиентуры, они знакомили местных мастеров с техникой пастели, поощряя их делать краски на основе местного сырья. Торговля пастелью, как и другими художественными материалами, началась еще в XVII веке. Возможно, это совпало с периодом распада гильдий и ученичества в студиях. Имеется свидетельство, что в XVIII веке пастель поставляли несколько центров. Пастельными палочками торговали в Риме и Париже, и художникам становилось выгоднее покупать их, а не делать самим. Тем не менее, например, во французских провинциях начала XVIII века было все еще нелегко отыскать готовую пастель. В Лондоне середины столетия продавались «совершенные наборы мелков». К тому времени торговля пастелью стала обычной для больших артистических центров, и лишь немногие художники продолжали изготовлять мелки самостоятельно.

В России, в частности в Санкт-Петербурге, уже в конце XVIII века пастелист мог приобрести необходимые материалы. Читаем в «Санкт-Петербургских ведомостях» за 1786 год: «На Сенной от Гороховой к рынку во 2-м доме над железными лавками продаются ящиками сухие в палочках разного сорту краски, маленькие ящики по 1 руб., большие по 2 руб.». В 1794 году появилось объявление о первом писчебумажном магазине «на Мойке, № 284 при пудреной фабрике», где продавались разные сорта бумаги, пергамент, «разных цветов мел», а также «книги, поучающие рисовальному искусству, и все, что к рисованию или письмоводству принадлежит». Поставщиками сырья традиционно были аптекари, а поставщиками самих пастельных красок - художники, оптовые торговцы, продавцы книг и гравюр.

Полномасштабное коммерческое производство и торговля пастелью начались в конце XVIII столетия с учреждением таких фирм, как William Reeves (1766) в Англии, Lefranc (1775), Girault (1780) и Paillard (1788) во Франции. Высоко ценилась пастель швейцарского и французского происхождения. Французский химик и биолог Анри Роше в 1875 году основал предприятие, которое сегодня известно как «Дом пастели». А. Роше начал с сотни оттенков, доведя их постепенно до пятисот. К 1914 году выпускалось уже 1000, а в настоящее время - более 1650 оттенков.

Промышленное производство пастели состоит из нескольких фаз:
1. Взвешивание составляющих компонентов.
2. Размельчение и размягчение пигментов и примесей в связующем веществе, разбавленном водой, на специальной краскотерке.
3. Отжимание получившейся пасты - получение так называемого «мокрого пирога». Твердая паста - «мокрый пирог» - вводится в фильеру, где ей под давлением придается цилиндрическая форма примерно в 1 м длиной.
4. Разрезание на палочки.
5. Сушка около 2 недель.

Пастель - одно из чистейших изобразительных средств, которое представляет собой спрессованные в однородную массу при помощи небольшого количества клея, мелкие пигменты. Она не требует разбавителей, не нуждается в сушке и, при нанесении на основу, великолепно передает свой цвет.

Трудно вообразить себе что-нибудь еще более простое, чем элементарные принципы работы пастелью: использование пастели так же незамысловато, как рисование на стене мелом или углем. Этот раздел посвящен описанию средств пастельной живописи, а не правил работы с ней, так как по сути, их не существует: для работы не нужно использовать ни растворители, ни кисти, нет нужды в предварительной подготовке основы, не требуется дополнительных приспособлений и можно использовать практически любую бумагу. Однако некоторое количество знаний не будет лишним. Например, информация о том, что качество готового произведения напрямую зависит от фактуры бумаги, или что пастель бывает не только твердой, но и мягкой (причем последняя очень легко крошится), или тот факт, что цвет бумаги очень влияет на общий тон работы. Все это и многое другое можно будет узнать в данном разделе.

Из всех живописных техник только пастель характеризуется самой большой чистотой цвета, пахнет свежестью и прямо таки дышит простотой.

Состав пастели

Слово «пастель» произошло от слова pasta, что означает массу, из которой приготавливают пастельные бруски. Масса включает в себя порошковый пигмент, т.е. красящее вещество, небольшое количество воды, немного гуммиарабика или трагаканта, которые способствуют склеиванию частиц порошка, и белый пигмент, которые обычно добавляют к основному для получения большого количества оттенков. Пастельная живопись не нуждается в предварительной подготовке основы и материалов. Не нужно задумываться о смешении красок для получения желаемого цвета: большое разнообразие пастели всех цветов и оттенков может удовлетворить вкус любого художника. Ну а, если требуется что-то выходящее за рамки существующей палитры, то смешивать тона можно сразу на бумаге.

Пастельные краски, по сути, представляют собой спрессованные пигменты, в которые включено небольшое количество смолистого вещества - трагаканта или гуммиарабика. Концентрация пигмента в пастели значительно выше, чем в других красках, что и дает объяснение такой исключительной чистоте цветов.

Виды пастели

Пастель бывает мягкой, твердой и иметь вид карандаша. Ее состояние зависит от процентного содержания склеивающего вещества и порошкового пигмента. Твердая пастель, ее часто путают с мелками, имеет вид небольшого бруска с квадратным сечением. Мягкая пастель отличается от твердой своей крепостью, благодаря малому количеству клеящегося вещества и менее сильному прессованию ее нельзя заточить как твердую, зато разнообразие оттенков просто поражает воображение. Поэтому твердая пастель чаще используется для выполнения графики, в которой рисунок играют доминирующую роль. Твердая пастель благодаря своему составу незаменима на начальном этапе работы, ведь при ее использовании не надо беспокоиться, что она рассыплется или испачкает бумагу.

Цветовые карты пастельных красок намного полнее акварельных и масляных и зачастую включают в себя сотни различных оттенков.

Стойкость

Стойкость пастельных красок достаточно велика. Картины, написанные ими, не портятся, не темнеют и не желтеют со временем. Этот эффект достигается чистотой красок, хотя один негативный фактор воздействия все таки есть - это воздействие яркого света, при ярком освещении, со временем, краски поблекнут, так что хранить произведения написанные пастелью в ярко-освещенных помещениях не рекомендуется.

Мягкая пастель

Мягкая пастель рассыпчатая, достаточно легко ложится на бумагу, оставляя цветные пятна. Этот эффект получается благодаря тому, что в состав мягкой пастели входит малое количество гуммиарабика, который является твердой основой пастельной краски. Мягкие пастельные краски обычно имеют вид цилиндрических продолговатых стержней различных оттенков.

Бруски мягкой пастели предлагаются или по отдельности или в виде набора, в котором краски сгруппированы по гаммам (А), существует и пастель высшего качества (В), которая обладает повышенной мягкостью, а ее ассортимент наиболее полно представлен, если бруски или мелки призматической (не круглой) формы, то значит это твердая пастель или мелки. Они продаются как по отдельности, так и в коробках (С).

Пастель большого размера

Кроме различия, между мягкой и твердой пастелью, не существует других ее видов, хотя пастельные бруски, выпущенные разными производителями, действительно отличаются друг от друга по степени твердости. Благодаря мягкости и легкости, с какой она ложится на бумагу, пастель высокого качества выпускается в виде брусков размера «экстра», чей размер избавляет художника от необходимости держать под рукой несколько маленьких брусков одного цвета.

Есть еще так называемые пастельные карандаши, которые представляют собой стержни твердой пастели в деревянной оправе. Они сильно напоминают обычные карандаши, их можно так же затачивать и использовать.

Как правило, ассортимент пастели в наборах содержит нечасто используемые цвета.

Ассортимент

Цветовая палитра масляных и акварельных красок, представленных на прилавках, при всей широте их гамм не отличается таким разнообразием, как цветовой ассортимент пастели. Все это потому, что пастельная живопись основана на красках практически целиком состоящим из одного пигмента. Практика смешения цветов в пастельной живописи не рекомендуется и, фактически, не используется художниками. Действительно, нужда в смешении красок отпадает по причине доступности красок самых разнообразных оттенков. При продаже краски группируют каким-либо образом, причем зачастую возобладает эстетический принцип, а не практические соображения. В продаже можно найти «пейзажные» наборы, отличающиеся большой гаммой синих и зеленых оттенков, или «портретные» - их гамма тяготеет к тонам близким к натуральному цвету кожи человека (умбра, охра, сиена, серые и все теплые тона, которые имеют склонность к коричневой гамме). К счастью, можно приобрести не только определенные наборы, но и отдельные бруски требуемых в работе цветов.


Далее →

THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама