THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама

Ведет себя эгоистично, думает только о своих желаниях, не считается с окружающими. В чем причина такого поведения? И если ребенок эгоист – что делать?

Причины эгоизма

  1. Эксперты утверждают, что эгоизм ребенка формируется в семье. Одной из причин этому является недостаток внимания и любви к малышу со стороны взрослых. Детворе необходимы не только подарки, но и внимание, участие, интерес к его проблемным вопросам. И если такого не происходит, у малыша назревает обида на взрослых, он стремится поступать по отношению к ним аналогично, как родители относятся к нему.
  2. Очередная причина – неправильное поведение взрослых. Если родители свои интересы ставят превыше иных, у малыша твердо формируется уверенность, что это нормально. Он начинает вести себя также.
  3. Эгоизм способен проявиться и тогда, если взрослые чересчур ублажают свое дитя, удовлетворить его капризы, сделать детство счастливым. В конечном итоге, малыш привыкает к такому положению. К школе у него формируется уверенность в том, что его интересы должны всегда быть на первом месте.

Методы борьбы с эгоизмом

  • Изучите собственные поступки и поведение. В случае, если малыш постоянно видит проявления эгоизма у своих родителей, то подобные качества быстро обнаружатся у него. Запомните – надежный метод воспитательного процесса – личная примерность;
  • Если малыш старательно делает добрые дела – поощряйте такое стремление. Научите его помогать в домашних делах, заботиться о близких, делиться. Очень важно дать понять , что радость испытывается не только от удовлетворения своего желания, но и от доставления этого другому человеку. Постепенно стремитесь круг домашних обязанностей малыша разнообразить;
  • Подберите полезные книги и кинофильмы. В каждом из произведений персонажи должны внимательно относиться друг к другу, уважать мнение постороннего, заботиться о ближних. Детвора усваивает такую информацию качественно, в дальнейшем старается во всем подражать своим любимым героям;
  • Один из выходов – домашний питомец. Но такое возможно лишь в случае, если позволяют жилищные условия. Забота о домашнем животном – надежное средство воспитать в малыше ответственность;
  • Воспитание самостоятельности. Не следует малыша чрезмерно опекать. Не помогайте ребенку в том, в чем он способен справиться самостоятельно. Воспитывая самостоятельность, вы сможете избежать проблемного вопроса, связанного с проявлением детского эгоизма;
  • Хвалите малыша, если он радуется достижениям своих друзей. Всегда спрашивайте, как прошел день. Интересуйтесь не только полученными знаниями, но и друзьями вашего малыша. Приучайте его к тому, чтобы он учился положительно оценивать успехи других;
  • Никогда не ругайтесь при малыше. Старайтесь выяснить отношения наедине, иначе скандал разрушит мировоззрение ребенка. Он всегда должен ощущать стабильность и безопасность.


Характерные ошибки взрослых

Родители слишком сильно хвалят малыша, не позволяют ему что-либо делать самостоятельно, потакают истерикам и слезам, не разъясняют малышу, что необходимо всегда помогать другим, уступать или делиться чем-либо. Поэтому в

Экология познания. Дети: А что, если попробовать перестать жертвовать всем ради детей? Эссе о воспитании!

Ну вот, - сказала подруга, скептически глянув на попискивающий сверток, туго стянутый голубой ленточкой, - ты и принесла в дом тирана. Пока маленького. Но учти, он будет расти. Так что не тяни, срочно заводи второго. Тогда они «замкнутся» друг на друге и не вырастут совсем уж эгоистами.

Еще не придя в себя от первого, о втором я даже думать не решалась. «Попробую пожить с тираном!» - мысленно сказала себе и по самую макушку окунулась в счастье материнства.

На первых порах мы с «тираном» привыкали друг к другу. Потом учились взаимопониманию. Потом радовались первым достижениям. И все это время меня не уставали стращать сердобольные подруги и соседки: «Погоди, вот вырастет - узнаешь. Вспомнишь, как с рук его не спускала, добалуешь!»

А нам друг с другом становилось все интересней. Я читала всякие умные книжки и бесстрашно опробовала педагогические новинки на Дениске. И за турничок в кроватке он мужественно цеплялся, и ходить стал рано, минуя «ползательный» этап, и зимой босиком по снегу бегал, и в три года первую книжку прочитал.

«Не мамаша, а садистка!» - в открытую возмущались соседки, в очередной раз увидев малыша без шапочки. «Нельзя так растворяться в потомстве!» - выносили вердикт окружающие и с нескрываемым злорадством ждали, когда я начну пожинать горькие педагогические плоды.

В свою очередь, детеныш тоже принялся испытывать маму на прочность, пытаясь определить рамки дозволенного. Какое-то время мне удавалось решать конфликты путем переговоров. Метод, скажем прямо, требующий времени. Отставлялась в сторону недоваренная каша, отодвигалась недомытая посуда и… сочинялась сказка про очередного невежливого зайчика или грязнулю-поросенка.

Но однажды отработанный прием дал сбой. Чадо колотило ногами по полу и, заходясь в истерике, требовало непременно отдать ему на поругание ту «холосенькую» штучку с верхней полки. Мои здравые резоны были отвергнуты, и рев набирал обороты. Первым побуждением было отвесить законный материнский шлепок. Спасаясь от искушения, я встала и вышла, прикрыв за собой дверь.

Минуты две рев нарастал, потом застрял на одной ноте и… перешел в монотонное хныканье. А еще через секунду на пороге возник мой весьма удивленный ребенок: «Чего ты ушла?! Я же тебе плачу!» Его возмущению не было предела. «Нет уж, пожалуйста, плачь себе, если тебе это так нравится. Мне не нравится, вот я и ушла. Люди, если хотят друг друга понять, разговаривают, а не ревут…»

Это была наша первая проба сил. Потенциальный «тиран» понял: необоснованные требования, выраженные в категорической форме, мама не рассматривает. А кричать в пустоту себе дороже. Я же уяснила: как бы ни было жалко захлебывающееся в слезах чадо, иногда надо дать ему возможность поплакать…

Следующей испытательной площадкой был магазин. Мамашки, уже познавшие всю прелесть публичного вымогательства с завываниями и криками: «Купи, жадина!», признавались: это действительно непередаваемые ощущения! Когда Денис подвел меня к самой дорогой машинке и громогласно потребовал: «Мама, купи!», я внутренне напряглась («Вот оно - начинается!»). Потом взяла его за руку и подошла к висящим рядом пальто: «Дениска, купи мне это! Мне так нравится…»

До сих пор вижу перед собой донельзя изумленную мордашку сына: «Мамочка, - почему-то шепотом произнес он, - но ведь у меня нет денег…» - «Ты знаешь, - заговорщицким тоном сказала я, - у меня их тоже нет, так что я останусь пока без нового пальто, а ты - без машинки. Идет?»

Охотно согласившись, сынуля засеменил к выходу. С тех пор во время любых походов за покупками он трогательно интересовался, хватит ли у нас денег на еду, мороженое, игрушки. Да и сейчас, будучи уже подростком, он никогда не затевает материальных разборок. Во-первых, потому что в курсе моих возможностей. Во-вторых, знает: просто так - «из вредности» или в воспитательных целях - я его в карманных деньгах ограничивать не буду. Если не даю, значит, действительно не могу. И мне кажется нормальным, что первые свои деньги, честно заработанные на математической олимпиаде, Денис (по всем законам жанра обязанный быть эгоистом) потратил не на диски или жвачки, а гордо принес маме.

Слушая рассказы своих подруг о том, как их единственные и неповторимые отпрыски ставят ультиматумы и чуть ли не самоубийством грозят в случае отказа в покупке компьютера или новых кроссовок, я думаю: меня минула чаша сия потому, что я никогда не создавала своему ребенку отдельную «детскую» жизнь.

Я вводила сына, насколько позволял его возраст, в курс моих проблем. И не только материальных. Я учила его прислушиваться к душевному состоянию того, кто рядом. Он знал: у мамы может быть плохое настроение из-за неприятностей на работе. Понимал, когда лучше не заводить речь о походе в парк, потому что я должна сдать материал в номер. (А чтобы то, что я делаю, не было для него абстракцией, он с моей подачи сам пытался «издавать» собственный журнал.)

Он никогда не был «центром вселенной», вокруг которого вращались родственники. Но всегда знал, что от него тоже кое-что зависит. Например, если научится готовить обед, сможет все каникулы проводить за городом. (В двенадцать лет сварганить оладьи, поджарить картошку, сварить спагетти и разогреть котлеты для него не проблема! В особых случаях и торт испечь может.)

Если докажет, что хорошо ориентируется в городе, будет ходить в компьютерные клубы, библиотеки и на курсы программистов. Если нет, придется сидеть дома, поскольку мне его возить некогда. Экзамен на «городское ориентирование» сдан с блеском, так что теперь ребеночек иногда подсказывает мне, как куда удобнее добраться.

Что именно мамаши гасят в детях самостоятельность, я убедилась, еще когда Денису было года три. Помню, в парке Горького мы смиренно стояли в очереди и наблюдали одну и ту же картинку. Карусель тормозит, и тут же, как по команде, к ней бросаются мамаши - снять деток, следом другие - посадить. Я, как истинная «садистка» (помните?), отпускаю ребенка одного. Он со знанием дела выбирает «своего» зверя. Карабкается. Соскальзывает. Пытается вновь.

Из последних сил удерживаюсь от того, чтобы не броситься на помощь. Но вот она, маленькая победа! Денис взобрался-таки на свою лошадь и прямо сияет от счастья. «Вы первая, кто пацана не кинулся подсаживать, - раздается над ухом скрипучий голос старика-служителя. - И кого эти мамки себе растят?»

А ведь действительно мы сами растим себе будущие проблемы или радости. «Моему обормоту уже четырнадцать, а он бутерброда себе не сделает, кровать не застелет, пуговицу не пришьет…», - вы наверняка не раз слышали подобное.

А зачем, спрашивается, он все это будет делать, если у матери получается гораздо лучше и она охотно обслуживала его до четырнадцати? Он и в самом деле не понимает, почему что-то должно меняться.

Когда-то я интуитивно догадалась, а теперь почти уверена: чтобы ребенок не вырос эгоистом, надо быть мамой-эгоисткой. Я никогда не «жертвовала всем» ради сына. Более того, не скрывала от него своих слабостей. Четырехлетний Денис твердо знал: утром мама любит поспать. Поэтому он тихо одевался, следовал на кухню, ел печенье с йогуртом и играл один, пока я не выходила из спальни. Сейчас, учась в школе в первую смену, он самостоятельно собирается, завтракает, выгуливает собаку и отправляется на занятия. Мама может спать спокойно!

Кроме того, я никогда не забывала, что мой сын - мужчина. А я - женщина! Пассажиры чуть из окон не вываливались, наблюдая, как пятилетний кавалер подает маме руку, выйдя из автобуса. Гардеробщицы в детском театре просто млели от трогательной сцены: малыш пытается помочь маме надеть пальто.

Сегодня все эти ритуалы этикета для Дениса абсолютно естественны и привычны. Конечно, мне это нравится. Мне вообще нравится мой сын. И я не стесняюсь говорить ему об этом. Он знает, что я всегда готова его понять, выслушать, поддержать. Я в курсе всех его дел и проблем. Он тоже неплохо ориентируется в моих.

Я никогда не стремилась быть для ребенка недоступным идолом - вещающим и приказывающим, карающим и милующим. Или служанкой, готовой исполнить любую прихоть. Мне всегда хотелось быть ему другом. Я не «леплю» его. Не мечтаю, чтобы он «осуществил то, что не удалось мне». Я хочу, чтобы он жил своей жизнью. Интересной ему. А для этого, без муштры и занудства, без принудительного вождения в кружки и на музыку, а исподволь и ненароком я «подсовывала» ему все новые увлечения. Чтобы было как можно больше пищи для ума и возможностей для выбора. «Как тебе удается делать вид, что тебе все это интересно? - спросила однажды подруга. - Мне мой Сашка начинает о своих компьютерах рассказывать, так меня сразу в сон клонит».

Пришлось признаться, что я не понимаю вопроса. Мне действительно интересно! Увлекшись астрономией, мы ночью ходили смотреть в бинокль на звездное небо. «Заболели» кактусами - все свободное время проводили в цветочных магазинах. Вместе клеили аквариум и рыдали над каждой сдохшей рыбкой. Вместе искали нашего сбежавшего беспутного пуделя. Даже вышивали в свое время - и то вместе!

Что ты делаешь! - поучали меня более старшие и опытные. - Ребенок так за тебя держится, что никакому мужчине рядом не вщемиться. Никогда ты после развода уже свою жизнь не устроишь!

Я так не думала, исподволь приучая Дениса к тому, что у него нет монополии на маму. Он знал: у мамы должна быть личная жизнь. Привык, что я могу прийти поздно, что меня часто куда-нибудь приглашают. Воспринимал он это без энтузиазма. Но теперь шутит, что всю жизнь живет в условиях жесткой конкуренции, поэтому и научился потакать всем моим прихотям. И еще он знает: ему не может быть плохо, если мама счастлива.

Конечно, - язвят мои неугомонные соседки, - ребенку приходится быть ответственным. Ты ж за ним не смотришь: то боулинг, то спортклуб, то парикмахерская…

Не смотрю! Потому что вовремя научила его самообслуживанию. Не проверяю уроки. Потому что знаю: он их сделает сам и без моих напоминаний. Даже не всегда спрашиваю об оценках. Потому что уверена: в ответ услышу об «урожае» пятерок. И даже не хожу на родительские собрания. Потому что мои представления о воспитании абсолютно не вписываются в школьные догмы.

Я точно знаю, что не буду варить ему ежедневно обеды из трех блюд, не стану стирать носки и не кинусь заутюживать стрелочки на брюках. Мне жалко на это собственных сил и времени. Но я отложу все дела, все свидания, все «горящие» материалы, чтобы почитать с ним стихи, поговорить о любви, о дружбе и о предательстве или просто о том, почему Ирка из параллельного класса пришла сегодня в школу с бордовыми волосами… опубликовано

Эгоистичный ребенок требует к себе повышенного внимания близких. В дошкольном возрасте его поведение может не сильно беспокоить родителей. Однако, подрастая, ребенок-эгоист доставляет им все больше проблем. Если не предпринимать меры, то эгоистичное поведение перейдет во взрослую жизнь. В таком случае повлиять на сына или дочь родители уже не смогут. Предпринимать меры нужно как можно раньше. К слову, изменить ребенка — эгоиста непросто. Это под силу тем родителям, которые готовы работать над собой и меняться сами. Из данной статьи Вы узнаете что делать, если в Вашей семье растет ребенок-эгоист.

Причины появления эгоизма у ребенка

Эгоизм впервые проявляется у ребенка в возрасте 2-4- лет. Малыш требует постоянного присутствия матери и исполнения всех своих желаний. Требует от близких подчинений своей воли. С таким ребенком невозможно договориться. Если его желание не исполнено, то обязательно будут слезы, скандал и истерика.

  • Гиперопека близких и излишек внимания — главные факторы развития эгоизма у ребенка. В подавляющем большинстве случаев наиболее ярко эгоизм проявляется у единственного ребенка в семье. Он привык быть центром вселенной для близких. Весь мир вертится вокруг малыша и постепенно он привыкает к такому положению. К школьному возрасту ребенок начинает осознавать, что его интересы должны быть превыше всего.
  • Недостаток внимания также провоцирует возникновение детского эгоизма. Ребенку необходимо участие родителей в его жизни. Если родители просто покупают дорогую игрушку, думая, что она осчастливит сына или дочь, то они глубоко заблуждаются. Она не заменит участия в жизни ребенка. Такое отношение усиливает детский эгоизм, а также способно вызвать развитие замкнутости, застенчивости, неуверенности в себе и неуспешности в жизни.
  • Копирование поведения родителей. Дети, растущие в семье, обязательным примером для себя считают родителей. Если взрослые являются эгоистами и ставят себя всегда на первое место, то ребенок будет придерживаться такой же позиции.


Как побороть эгоизм у ребенка?

Методы борьбы с эгоизмом у ребенка зависят от причин, вызвавших его появление. Уже с 7-8 месяцев необходимо проводить профилактику эгоизма. Мама должна на несколько часов оставлять свое чадо с близкими людьми. Привязанность малыша к матери растет с каждым днем, начиная с годовалого возраста. Как правило, ребенка отдают в садик не раньше двух лет (путевки дают с этого возраста льготным категориям граждан), а чаще с 3 лет. Если до садика малыш проводил все время только с мамой, то у него сформировалось собственное “Я”. В этом случае он станет более эгоистичным.

  • Если эгоизм у ребенка появился вследствие гиперопеки, то родители должны предоставить своему чаду больше самостоятельности и свободы. Не делайте за ребенка то, что он способен сделать сам. Постепенно расширяйте круг его домашних обязанностей: вынести мусор, помыть посуду, вытереть пыль и т.д. Не потакайте детским истерикам и капризам. Не покупайте сразу ту игрушку, которую ребенок попросит в магазине. Он должен ее заслужить.
  • Интересуйтесь жизнью ребенка. Несмотря на свою занятость проводите совместно свободное время. Разговаривайте с ребенком по душам, узнавайте о его проблемах, помогайте находить их решение. Ежедневно спрашивайте, как прошел день у сына или дочери, какие события произошли, как у ребенка складываются отношения с друзьями. Также полезными будут совместные поездки, походы.
  • Проанализируйте собственное поведение, поступки, привычки. Если Вы обнаружили, что ставите собственные интересы выше других, то нужно бороться с собой, а не с ребенком. Начните радоваться успехам друзей, знакомых. Покажите, что умеете уступать и делиться. Проявляйте заботу о близких. Ребенок увидит, что папа или мама действует иначе, ведет себя по-другому и тоже начнет меняться. Пусть на Вашем примере ребенок поймет, что можно получать радость не только от удовлетворения собственных желаний. Осуществление добрых дел и поступков для других людей может радовать того, кто эти поступки совершает.
  • Заведите домашнего питомца. Не обязательно это должна быть большая собака. Если Вы стеснены в жилищных условиях, то можете приобрести хомячка, ежика или черепаху. Заботиться о питомце сначала будут родители, постепенно перекладывая обязанность на ребенка. Тогда он будет развивать ответственность и со временем избавится от привычки думать только о своих интересах.
  • Полезным будет просмотр мультфильмов, фильмов, чтение книг, в которых герои проявляют заботу, уважение и внимательное отношение к близким и даже незнакомцам. Дети всегда копируют любимых героев. Если эти герои положительные, то и поведение ребенка изменится в лучшую сторону.

Эгоизм у ребенка развивается с подачи близких. Не нужно рассчитывать, что только воспитатели и педагоги могут изменить ребенка. Если родители занимают выжидательную позицию и надеются, что с возрастом проблема уйдет сама собой, то их ждет разочарование. Близкие в первую очередь способны повлиять на поведение ребенка. Когда они прикладывают усилия, тогда ребенок имеет все шансы избавиться от эгоизма.

3 6 213 0

Эгоистичный человек – не лучший друг, партнер и собеседник. Таких людей сторонятся, не доверяют, избегают серьезных дел. На самом деле, эгоистом не становятся за 1 день. Формированию зацикленности на себе и пренебрежению интересов других людей предшествует долгий процесс культивирования эгоизма.

То, в каких условиях воспитывалась личность с детства, ее окружение и прививаемые ценности обуславливают модель поведения и отношения к окружающим во взрослом возрасте.

Безусловно, каждый родитель желает своему малышу самого лучшего. Поэтому, последний кусочек – для ребенка. Если плачет – бросаем все и бежим утешать. Игрушку подороже и побольше – любимому чаду: «Что же, я плохая мать?».

В стремлении наполнить детство лучшим, нет ничего зазорного. Жертвовать периодически своими интересами и подстраиваться под потребности ребенка – это норма. Но, к сожалению, многие родители перебарщивают с заботой и обустройством комфортных условий для чада. Желая обеспечить любовь и максимально удовлетворить ребенка, взрослые забывают о важном факторе социализации – уважении к другим людям. Именно отсутствие уважения к окружающим, осознания того, что «другим тоже надо» – основные показатели детского эгоизма.

Психологи утверждают, что быть эгоистом, тем более ребенку, не плохо. Эгоизм – черта характера, которая помогает заботиться о себе, отстаивать позицию, получать желаемое. Без здорового эгоизма человеку сложно выжить в обществе, стать полноценным социальным элементом и чувствовать себя комфортно. Ключевое слово «здорового» .

Эгоистами часто называют детей, обладающий именно нездоровыми показателями.

Здоровый эгоизм

  • «Мама, убери брата из комнаты, он мешает мне делать уроки!» (ребенок отстаивает свои интересы).

Нездоровый

  • «Я заберу у брата все игрушки, потому, что я так хочу!» (ребенок не уважает интересы другого без адекватного обоснования).

Распознать тонкую грань между здоровым и нездоровым эгоизмом нелегко. Соответственно, пойти по неправильной «дорожке» и вырастить эгоиста – шансов много.

Если вы хотите свое “маленькое божество” превратить в нормального ребенка и научится себя вести так, чтобы не культивировать в нем деструктивную эгоистичность, эта статья для вас. Мы расскажем все о проявлении детского эгоизма и как на него правильно реагировать родителям.

Причины детского эгоизма

Пример родителей

Ребенок воспринимает поведение родителей как норму, которую в процессе роста и развития перенимает.

Если взрослые заняты только собой, в отношениях приуменьшают роли друг друга, не уступают, обижаются, если «не по-ихнему», тогда ребенок будет вести себя по такому же алгоритму. Чтобы требовать от ребенка обратного, вы сами сначала должны узнать, .

Возникает в семьях, которым малыш достался с трудом (долгие годы лечения от бесплодия, тяжелая беременность и т.д.). Боясь, чтобы с малышом ничего не случилось (подсознательный страх потерять долгожданного ребенка), родители кружат вокруг него и выполняют все прихоти, чтобы только не обиделся и не почувствовал себя нелюбимым.

Сильная опекаемость возникает, также, в неполных семьях, где родитель остался с ребенком (без папы, например). Взрослый, чувствуя свою вину за неполноценную семью или невозможность уделять время ребенку из-за работы, потакает прихотям, таким образом, снимая с себя вину.

Гиперопека приводит к тому, что ребенок не проявляет инициативы в самообслуживании, ведь за него все и так сделают.


Возведение ребенка на пьедестал

Малышом умиляются, восхваляют и боготворят, независимо от его поведения. Рассказал стишок – будущий Пушкин! Выплюнул еду – как же смешно получилось! У ребенка не развивается критичное отношение к собственному поведению и он волен делать все, что пожелает. При этом этичность, вежливость и уважение к другим не берется во внимание. Ребенок просто не научен взрослыми, что это такое вообще.

Причины формирования детского эгоизма находятся в плоскости взаимоотношений взрослых в семье, их личной мотивации и поведения.

Признаки эгоистичного ребенка

От рождения до 3-х лет

  • Он любознателен, поэтому вываливает содержимое шкафов и тумбочек. Не для того, чтобы в последствии нагрузить маму уборкой.
  • Он хочет есть, поэтому плачет. Не потому, что не понимает, что мама не успела приготовить.
  • Он забирает у соседа игрушку не потому, что хочет украсть, а потому что она очень красивая.

Дошкольники 3-6 лет

В этом возрасте может начать проявляться нездоровый эгоизм. Ребенок уже понимает, что живет в обществе, что есть другие люди и т.д. Может устроить истерику, если не получает желаемое. Может проявлять агрессию, замыкаться в себе, дуться и обижаться.

В этом возрасте, эгоистичность проявляется неадекватной реакцией на запрет. Чуть что не по его – сразу плач. И реакция на эмоции ребенка у родителей может как закрепить эгоистичность, так и предупредить.

Вы читали нашу статью о том, ? Если нет, очень рекомендуем.

Школьники и подростки

  • После 7 лет детский эгоизм приобретает устойчивую форму пренебрежения к другим и может проявляться в хамстве, когда дети начинают употреблять плохие слова в адрес взрослых, например, перебивать, не слушать вообще.
  • Может использовать физическую силу (догнать и отобрать, избить, ударить), если не получит желаемое словами. При этом озвучивать желаемое становится не нужным, так как окружающие «должны» телепатически понимать и мгновенно предоставлять.
  • Дети могут отказываться от своих обязанностей по дому или учебе, если мама не купит новые джинсы.
  • Или проявляться : если не получу по-хорошему, тогда украду, например.

Ужасные последствия, которые ожидают

Отношения с окружающими

Эгоисты – люди конфликтные, обидчивые. Если не получают желаемое, готовы обвинять других, тыкать носом в недостатки или недальновидность, указывать на бесчувственность и непонимание.

Другой чувствует себя нелепо, так как просьбы и требования эгоиста могут идти в разрез с возможностями или здравым смыслом. Кому захочется слушать обвинения, казалось бы, взрослого здравомыслящего человека, который должен сам решать свои проблемы?

Личная жизнь

Строить долгосрочные отношения с эгоистом проблематично, так как партнер выполняет роль не равноправного, а слуги.

Эгоисты, как капризные дети, вечно требуют внимания, заботы и бережного к себе отношения, не понимая, что это не всегда возможно. О взаимной заботе в таких парах вообще речи не идет, все только эгоисту.


Отношение к самому себе

У эгоистов часто завышена самооценка, они уверенны в своей исключительности и божественности. Ожидают от окружающих соответственного отношения. Жизнь демонстрирует иное, поэтому, эгоисты ощущают себя жертвами других людей и обстоятельств, ноют и всех ненавидят. И вряд ли задумываются над тем, какую роль сами играют в том, что что-то не получается.

Эгоизм – это отсутствие ответственности за то, что происходит в жизни.

Как перевоспитать детский эгоизм

Искоренить детский эгоизм под силу каждому родителю.

Главное, запастись терпением и осознанием того, что лучше сейчас перемучаться, нежели выпустить в жизнь неприспособленного к ней человека.

Определите обязанности ребенка по дому в зависимости от возраста.

  • 3-летний малыш может выбросить бумажки от конфет в мусорник;
  • 15-летний подросток – вымыть полы в доме.

Этим вы сформируете понимание, что есть обязательства перед другими.

  • Формируйте навыки самообслуживания. Ребенок должен уметь сам одеваться, есть, застилать кровать и учить уроки.

Не перехваливайте. Хвалите только за то, что сделано качественно по мере возможностей ребенка. Так вы научите доводить дела до конца, критично относиться к содеянному.

У нас на сайте есть полезная статья о том, чтобы не перехвалить. Рекомендуем прочитать.

  • Просите о помощи. Родителям следует просить о помощи не только когда уже сил нет, но и превентивно.

Вынести мусор, побыть с младшим братом, сделать бутерброд. Так вы научите заботиться о других и осознавать, что «не им единым». Обязательно благодарите за помощь, так вы подкрепите желание сделать еще и больше.

  • Меньше контроля. Предоставьте ребенку его зону ответственности.

Не стоит будить 14-летнего подростка в школу. Опоздает – это его ответственность, значит, получит нагоняй. В следующий раз встанет вовремя. Дайте ему возможность получить негативный опыт. Именно он формирует ответственность.

  • Рассказывайте о своих трудностях. Иногда не хватает времени, денег, здоровья. Поведайте ребенку об этом. Пусть учится сопереживать и входить в положение других.
  • Расширяйте круг собственных интересов, так ребенок поймет, что мир крутится не только вокруг него. Советуем начать .
  • Любите ребенка и говорите об этом.

Любящий родитель – это не тот, кто все разрешает. А тот, кто учит жить и чувствовать себя счастливым в конкретных условиях возможных лишений, препятствий, недополучений.

Запрещенные методы воспитания

Запрещенный метод № 1

Демонстративно озвучить: «С сегодняшнего дня ты начинаешь срочно жить иначе! Я прекращаю о тебе заботиться. Твои обязанности следующие…» .

Такая прокламация собьет с толку даже взрослого. 10 лет жил по-одному, а тут резко все меняется, с чего это? Ребенок не примет это всерьез и может устроить протестную акцию.

Запрещенный метод № 2

Намеренно высказываете недовольство эгоизмом: «Вот, вырастили на свою голову!».

Спрашивается, кто вырастил и кто позволил стать ребенку эгоистом? Его характер – ваша ответственность.

Метод № 3

Критиковать и акцентировать на эгоизме перед сверстниками или взрослыми. Так вы сами проявляете неуважение к ребенку.

№ 4

Перекладывать ответственность за эгоизм вашего чада на других: кружки, школы, садики. Не там воспитали эгоиста, а у вас дома.

№ 5

Никогда не приводило к смене мотивации. Если ребенка избили за то, что он не поделился конфетами, то в следующий раз он поделится из-за страха перед болью, но не по причине желания сделать приятно другому.Не делайте культ ребенка. Малыш – это счастье, но есть и другие члены семьи, которые требуют заботливого отношения.

  • Учите делиться, выслушивать, сострадать другим.
  • Объясняйте правила поведения в обществе и показывайте своим примером.
  • Занимайтесь чем-то помимо ребенка, чтобы снизить градус гиперопеки.
  • Хвалите за реальные достижения, а не за то, что у него красивые глаза.

Требуйте только то, чему он научен. Если не умеет складывать брюки – сначала научите, потом требуйте выполнения. А не: «Боже, какой ты неумеха!», – и сами сложили.

  • Просите о посильной помощи.
  • Четко озвучьте обязанности каждого члена семьи по ведению домашнего хозяйства.
  • Не пренебрегайте детскими коллективами, где ребенок учится социальному взаимодействию.

Учите решать свои проблемы самостоятельно. Оговаривайте варианты возможных решений, советуйте, но не разбирайтесь с одноклассником Колей, который тайно списал у вашего домашку.

Будьте уверенны в том, что вы хорошие родители даже тогда, когда ваш ребенок чего-то недополучает. Жизнь никогда не дает всего и сразу, ребенок должен это понимать. А вы должны стараться, ведь большая ответственность.

Заключение

Заключение

Детский эгоизм – это вопрос взрослых. Реакция ребенка на невозможность получить желаемое, ущемить свои интересы или чем-то пожертвовать всегда будет негативной. Это нормально. Ненормально родителям потакать всем прихотям, чтобы только чадо не расстроилось. Будьте благоразумны. Кто, кроме вас, научит справляться с эмоциями, уважать окружающих, вежливому поведению и любви к ближнему?

ТАТЬЯНА БЕЛОКОНСКАЯ, специально для сайт

Видео к материалу

Если вы увидели ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter .

Маленькое, беззащитное и такое любимое чадо - ну как же можно его не баловать, запрещать делать то и это, не купить ему понравившуюся игрушку? А ведь такое отношение к детям - первый шаг к тому, что в семье вырастет эгоист. Практически всегда в семьях, где дети избалованны, родители страдают от их эгоизма, постоянного «хочу», «не буду», «купи», «я и только я!». А ведь пока малыш еще мал, нам эти мелкие шалости кажутся такими забавными, мы все эти эгоистические замашки списываем на маленький возраст, на неокрепшее сознание, на чрезмерную любознательность. И только когда эгоистичность начинает проявляться вовсю, ребенок говорит: «не помою посуду, пока не купишь футболку», «мне некогда сходить к больной бабуле, потому что я договорился с друзьями», «купи мне это сию же минуту», «я всегда прав и знаю все лучше других» - вот тогда родители хватаются за голову и не могут понять, что же они пропустили в воспитании своего горячо любимого сына или дочки.

Причины формирования эгоизма ребенка

  • Чрезмерная любовь - пагубное действие

Как только ребенок появился на свет, он стал центром внимания. Мама и папа не спят ночами, дни напролет они стараются сделать жизнь своего чада безопасной, уютной, теплой и комфортной. И по-другому быть не может, ведь человеческий младенец создан Всевышним так, что пока он не начнет хотя бы самостоятельно передвигаться по Земле, ему просто жизненно необходима помощь родных. А вот когда ему уже исполнится годик, он начинает познавать мир и потихоньку понимать, что сейчас он является главным в жизни мамы, и все, чего бы он ни попросил, сию же минуту будет сделано. Любая игрушка, конфета, любые аттракционы в парке - всё это немедленно преподносится ребенку «на подносе с голубой каёмочкой» по первому его зову. После такой вседозволенности и «всепокупаемости» у ребенка стирается граница дозволенного, ему становится неважно, что папа потерял работу, что вы не можете купить ему очередную навороченную игрушку - раз ребенок её хочет, значит, она тут же должна быть у него, ведь раньше всё так и было. Если ребенок этого не получает, он может биться в истерике, кататься по полу и громко кричать, плакать. И если вы поведетесь на эту утку, то считайте, что этот «бой» вы проиграли, и эгоизм ребенка начал проявляться в полную силу.

  • «Нет» самостоятельности - «да» эгоизму

Есть еще один распространенный вид гиперопеки - когда родители всё делают за своего ребенка, лишь бы он рос здоровым и хорошо учился. С самого детства ребенок даже не знает, что нужно застилать постель, убирать за собой тарелки, мыть их, складывать игрушки и вещи сразу после их использования - за него всё это делает мама и бабушка. Во-первых, такой ребенок вырастает абсолютно неприспособленным к нормальной взрослой жизни, он может всю жизнь прожить рядом с мамой просто потому, что не в состоянии обойтись без её помощи. А во-вторых, когда ребенок просто не умеет всего этого делать сейчас, он будет отказываться учиться в будущем. Вы будете говорить «ты уже большой, пора застилать постель за собой», на что в ответ получите либо просто игнорирующую тишину, либо озлобленность ребенка, и в этом виноваты будете только вы, потому что никогда не позволяли делать ему что-то самостоятельно.

Особенно ярко недостаток самостоятельности будет проявляться во время принятия каких-то решений. Если вы с самого начала все и всегда решали за ребенка, то в любой последующей ситуации он будет прибегать к вам и трясти из вас ответ сию же минуту, и вы просто обязаны будете решить его проблемы тут же, отложив все свои дела.

Если ребенку не о ком заботиться - нет ни сестры, ни брата, за бабушкой тоже ухаживают мама с папой, то он никогда и не научится жертвовать собой ради другого человека. Не раз доказывался факт: если ребенок в семье один, то в большинстве случаев он вырастает эгоистом (эта черта у некоторых выражена ярче, у некоторых окружающие её почти не замечают, но она всё равно есть). В итоге получается, что все, что делает ребенок, он делает только ради себя, ему не нужно делиться с сестренкой, ему не нужно думать о том, что курточку родители должны купить не ему одному, а еще и брату. Всё, что покупают, дарят, говорят и делают родители - это всё для него. А если всё вокруг с самого детства крутится вокруг одного ребенка, он начинает чувствовать себя центром вселенной, и в будущем его трудно будет переубедить в обратном.

  • Материальное поощрение

У ребенка должен быть моральный стимул и уважение к своим родителям, а не материальный расчет. Например, один раз вы попросили ребенка помыть посуду и сами же сказали, что он получит за это конфетку или какую-то денежку. В первый раз ребенок обрадуется и с удовольствием выполнит вашу просьбу. Однако когда в следующий раз он это сделает в надежде получить вознаграждения и не получит его - вот тут-то и начнутся проблемы. Больше он мыть посуду просто так не будет, и если вы что-то попросите, то сразу услышите «а что мне за это будет?». То есть у ребенка уважение к вам и к вашему труду стоит на ступеньке намного ниже, нежели возможность вознаграждения. Он в первую очередь задумывается о себе, а не о том, что вы устали - а это первый тревожный звоночек.

  • Недостаток внимания

Эгоистами вырастают дети и в диаметрально противоположной ситуации - если им не хватает внимания, любви, они не чувствуют безопасности в жизни, не общаются с близкими, у них нет устойчивого домашнего мира. Живя в таких условиях, ребенок учится выживать, а не жить, и у него в голове складываются мысли о том, что если он не сделает сам, то больше никто и не поможет, а значит, нужно думать только за себя, ведь никто в этом мире о нем не думает. Такой эгоизм у детей появляется, как защитная реакция неокрепшей психики на невеселое страшное детство.

Даже если дети растут в нормальной семье, но их родители сами по себе эгоисты, то ребенок будет брать с них пример. Когда родители воспитывают ребенка, руководствуясь своим удобством, а не потребностями малыша, то и ребенок в дальнейшем примет эту же позицию, ведь он будет видеть, как мама и папа эгоистически потакают своим прихотям, так зачем же ребенку тогда делать по-другому? Если родители не считают нужным быть близкими с ребенком, то он будет считать это нормальным.


Как не вырастить эгоиста?

  1. Поймите, что все мы существуем ради продолжения рода, то есть ради детей, но мы не должны свою жизнь положить к их ногам и пожертвовать всем ради них;
  2. В первую очередь, скорректируйте своё поведение: осознайте, что ваша опека для него чрезмерна или ему, наоборот, не хватает вашего внимания;
  3. Не забывайте просить и даже требовать у ребенка помощи в домашних делах, в уходе за близкими, в работе на огороде, да и просто приобщайте его к всеобщей помощи;
  4. Сызмальства приучайте детишек заботиться о других людях, о животных, уступать место старшим, подавать бабушке палочку или наливать дедушке тарелку супа. Обязательно делайте скворечники, подкармливайте птичек зимой, летом рассыпайте с ребенком крошки для голубей, ходите кормить соседскую собаку - в общем, показывайте ребенку пример того, как нужно заботиться об окружающих. Так в ребенке будет развиваться доброта, сочувствие, забота о ближнем, он будет думать не только о своих прихотях, но и об окружающих людях, не будет заострять внимание только на своих желаниях, соответственно, и эгоистом вряд ли станет. Однако малыш не должен делать это сам - вы должны помогать ему, а не просто один раз показать и ждать, что в следующий раз малыш сам побежит кормить птицу. Все добрые дела делайте вместе с ребенком и обязательно хвалите его за это, чтобы он чувствовал себя счастливым от того, что сделал что-то приятное маме;
  5. Важно не только заботиться об окружающих, но и всегда быть внимательным к ним - поздравлять со всеми праздниками, с днями рождения, звонить и спрашивать «как дела» у родных. Ребенок должен понять, какое это удовольствие доставлять радость другим людям;
  6. Решитесь родить еще одного малыша, но сразу же настраивайте себя на то, что любить детей нужно одинаково: и время уделять, и поощрять, и воспитывать их также нужно одинаково. Старшие дети обязаны помогать маме по уходу за младшими. Однако своего самого маленького ребенка учите также заботиться и о старшем брате. Если же ребенок в семье один, приучайте его заботиться о других членах семьи, не возводите его на пьедестал;
  7. Уделяйте ребенку внимание, заботьтесь о нем и показывайте свою любовь, но не балуйте его, иначе он будет принимать это как должное;
  8. Старайтесь не ссориться при ребенке, особенно не затевайте крупных шумных разбирательств, потому что любая ссора родителей потихоньку разрушает тот защитный купол ребенка, в котором он чувствует себя в безопасности. И если у ребенка разрушится ощущение надежности, то он просто зациклится на себе и в итоге вырастет эгоистом;
  9. Отведите ребенку несколько посильных домашних обязанностей, например, полная уборка его комнаты и вытирание пыли во всей квартире. Ребенок должен чувствовать на себе ответственность хотя бы за мелкие домашние дела, которые ему поручили;
  10. Постепенно снимайте с себя ответственность за личные дела ребенка - за то, чтобы он не проспал, не опоздал, сделал уроки и пр. Не сразу, но постепенно подводите ребенка к тому, что за все свои личные дела он должен отвечать сам, а вы лишь в самых крайних случаях его подстрахуете. Как говорится «на своих ошибках учатся», поэтому, пока ребенок не пройдет свою школу жизни, он не научится по-настоящему жить;
  11. Предлагайте ребенку выбор, не решайте всё за него, ведь он так и вырастет без своего мнения, без своей цели, он будет жить вашими мыслями, чувствовать себя незащищенным и требовать от вас опеки до самой старости;
  12. Расширяйте круг общения ребенка, не держите его дома «под крылышком», обязательно водите его в садик, чтобы зарождающийся эгоизм ребенка разбивался о социум, о прихоти, желания и потребности других детей, воспитателей, чтобы ребенок знал и понимал, что не ему одному на этом свете что-то нужно.

THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама