THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама

Презентация «Использование и применение природных материалов в быту»

Это наша планета. Мы называем ее Земля. Посмотрите, как она красива! А как она богата! Она дала жизнь целому миру людей, животных, растений. Все, что нам нужно для жизни, мы находим на ее поверхности и даже внутри!

По берегам рек и в оврагах можно найти слои песка и глины. А, что же можно найти возле гор? (камни). Внутри горы шахтеры добывают каменный уголь, руды металлов, драгоценные камни.

Песок – продукт разрушения горных пород под воздействием солнца, ветра, воды. Он состоит из мелких каменистых зерен – песчинок.

Песок бывает строительным. Если к нему добавить цемент и воду получится раствор. Его прокладывают между кирпичами в кирпичной кладке. Из него можно получить прочные бетонные изделия: плиты, блоки, столбы.

6 слайд. Песок применяется в строительстве дорог. Им выравнивают дороги. Он входит в состав асфальтной смеси.

Чтобы измерять небольшие промежутки времени, изготавливают песочные часы. В них используют очень мелкий просеянный через сито песок.

Из песка делают стекло. Если песок сильно нагреть, то он начнет плавиться, превращаться в стекло. Стеклу над огнем можно придать любую форму. Стеклодувы делают посуду, вазы из стекла, и даже стеклянные сувениры.

Песком решают проблему гололеда. В зимнее время им посыпают крылечки и тротуары, чтобы не было скользко. В больших городах песок рассыпают специальные машины.

Чистый песок на пляже вместе с солнцем и морем позволяет нам отдыхать, загорать, песок любят дети. Его специально завозят на детские площадки и в детские сады.

Глина - мелкозернистая осадочная горная порода, она как пыль в сухом состоянии, пластичная при увлажнении.

Глина идет на производство кирпича. Будущим кирпичам придают одинаковую форму, просушивают их, а затем обжигают на огне. После обжига они становятся очень прочными. Ими можно выкладывать стены домов, печи, глиняную черепицу для кровли крыш.

Глина очищает и питает клетки кожи. Поэтому так популярны маски из глины.

Из глины лепят игрушки, посуду. Глиняные изделия называются «керамика». Говорят, что в крупе, если ее хранить в керамической посуде, никогда не заведутся мучные жучки, а вода в ней надолго сохранит прохладу даже в самый жаркий день.

Камень. Его сила, величие, строгая простота и благородство - именно эти качества привлекают нас, вызывая восторг и преклонение перед удивительной, волнующей красотой.

Природный камень - это натуральный строительный материал. Из него строят самые крепкие дома. Помните сказку про трех поросят? Как волк не дул, не грыз камни, каменный дом оставался прочной защитой для трех поросят! А еще камнями украшают дворы, цветники, дачные участки.

Камень применяется при строительстве дорог и площадей.

Прочный камень гранит используется при строительстве мостов и туннелей.

Камень мрамор не только прочный, но и красивый. Он используется при строительстве подземных станций метро, при изготовлении памятников.

Камень известняк сложился из ракушек, разрушенных морских кораллов. Из него делают строительные блоки. А, так как это мягкий и пористый камень, то легко поддается обработке. Им украшают, декорируют здания. Из него же

делают школьный мел и зубной порошок.

Драгоценные и поделочные камни используются для украшений и сувениров. Их красота – это цвет, блеск, прозрачность, рисунок. Самый твердый из них это алмаз. Из него делают инструмент стеклорез. Им режут стекло. В России добывают алмазы, лазурит, нефрит, янтарь, топаз.

За землю и ее сокровища ответственны мы – люди. Мы должны разумно пользоваться ее дарами. Не допустить истощения Земли.

Наше богатство – в наших руках!

В игровой форме закрепить знания детей о неживой природе, о свойствах песка, глины, камней.

Развивать внимание, память, мышление и тактильные ощущения.

Игры на тему: «Песок, камни, глина»

Тема: «Вспомним сказку»

Цель: развивать внимание, память, мышление.

Материал: карточки с красным кружком, карточки с отрывками из произведений.

Ход игры:

Воспитатель, называет или читает отрывки из известные сказок («Хозяйка Медной горы», «Серебряное копытце», «Волшебник Изумрудного города», «Три поросенка»). Задача детей – вспомнить, в какой из них говорится о камнях. Если воспитатель назвал нужную сказку, дети хлопают в ладоши или поднимают карточку с красным кружком.

Тема: «Камень, ножницы, бумага»

Цель: развивать внимание, быстроту реакции, мышление, умение доказывать свою правоту, соблюдать правила игры.

Ход игры:

Эту игру можно использовать в качестве разминки. Дети делятся на две группы по два- три человека и договариваются, какими движениями они будут обозначать эти предметы. Например, открытые ладони – бумага, сжатые кулачки – камень, два выпрямленных пальца (остальные сжаты в кулак) – ножницы. Взрослый говорит: «Камень, ножницы, бумага!», услышав последнее слово, участники игры при помощи рук изображают один из указанных предметов. Затем каждый доказывает, что его «предмет» победил. Так, ножницы режут бумагу, значит, они «сильнее». Но зато камень может затупить ножницы и т. п. Выигрывает тот, чей предмет может «победить» все остальные.

Тема: «Что исчезло?»

Цель: развивать память, наблюдательность.

Материал : камни разных цветов и размеров.

Ход игры:

Воспитатель выкладывает несколько отличающихся друг от друга камней и предлагает их заполнить. Затем выбирается ребенок считалкой, и воспитатель предлагает ему отвернуться в это время убирается один из камешек. Задача ребенка – определить, какой убран камень.

Чем больше камней и чем меньше они различаются, тем сложнее задача. В эту игру можно играть и во время экскурсий, прогулок, нарисовав на земле квадраты, в каждый из которых кладется один камешек.

Тема: «Найди свой камешек»

Цель: развивать тактильные ощущения, внимание, память.

Материал: коллекция камней.

Ход игры:

Каждый ребенок выбирает наиболее понравившийся камень из коллекции (если эта игра поводится на улице, то находит его), внимательно рассматривает, запоминает цвет, трогает поверхность. Затем все камни складываются в одну кучку и примешивают. Задание – найти свой камень.

Тема: «Я положил в свой рюкзак»

Цель: дать представление о профессии геолога, его работе; закрепить название камней; развивать внимание, сообразительность.

Материал: рюкзак, разные камешки,

Ход игры:

Воспитатель рассказывает детям о том, что есть такая профессия – геолог. Он изучает камни, часто ездит в экспедиции, ходит с рюкзаком и специальным геологическим молотком, при помощи которого отбивает кусочки горы – камешки. Пусть дети сядут в круг и представят, что они геологи, которые «складывают» разные камни в рюкзак. Воспитатель говорит: «Я положила в рюкзак гранит», второй участник игры добавляет: «Я положил в рюкзак гранит и кремень», «Я положил в рюкзак гранит, кремень и мрамор» и т. д.

Моделирование на тему: «Что такое горы»

Цель: дать представления о равнинах и горах и их образованиях с помощью моделирования; развивать любознательность интерес.

Материал: кусок ткани, раскрашенный в зеленые и коричневые цвета, камни, пластилин разного цвета, торт.

Ход игры:

1 способ

Разложить ткань на плоском месте, например на столе. Представим, что это участок земли. Можно назвать такое место ровным? Оно так и называется - равнина. Теперь предложите детям положить под ткань предметы разной высоты, например камни (их можно класть только под участки коричневого цвета). Рассмотрим наш участок. Он ровный или нет? На нем появились горы. Так и в природе горы чередуются с ровными участками.

2 способ

Несколько человек держат ткань за концы – она растягивается. Затем другие дети снизу поднимают руками ткань на тех участках, которые обозначаются коричневым цветом (можно создать разные по высоте горы).

3 способ

Каждый ребенок держит на ладошке кусочек ткани. По команде воспитателя он шевелит рукой, поднимает пальцы, сжимает ладошку в кулак – получаются «горы»

Тема: «Что у гор внутри?»

Цель: закрепить знания об образовании гор, развивать моделирование.

Материал : пластилин, торт.

Ход игры:

Возьмите пластилин коричневого, серого, черного и других цветов, пирожное или кусочек торта с хорошо различимыми слоями. Обратите внимание детей на то, что пирожное состоит из нескольких слоев. Так же и внутри земли можно обнаружить похожие слои. Иногда они выходят на поверхность, и появляются горы. Пусть дети слепят из пластилина длинную полоску, состоящую из нескольких слоев разного цвета. Затем нарежьте в нескольких местах поверхность получившегося «пирожного» и предложите сделать из него складку, волну, осторожно двигая пластилин с концов в середине. Получатся гора, внутри которой слои разных камней. Это своеобразная каменная книга, читая которую ученые узнают о прошлом нашей планеты.

Тема: «Гора и камешки»

Цель: дать представление о том, что вода и ветер камень точат; развивать эмпатию, воображение.

Ход игры:

Дети - камешки стоят вместе, тесно прижавшись, друг к другу, - это гора. Звучит музыка. Взрослый говорит: «Жила – была большая, большая гора. Она считала себя самой сильной. Но ветер и вода считала себя самой сильной. Но ветер и вода утверждали, что они сильнее. Шли годы. Вода проливалась на гору дождями (звучит музыка имитирующая капли дождя) и точила камни. Мороз замораживал воду в трещинах, а ветер уносил все маленькие камешки и песчинки с ее поверхности (звучит музыка, имитирующая ветер). Вот покатился с горы камешек (один ребенок отходит то остальных), потом другой, третий (еще часть детей по очереди отходят от центра). Гора становилась все меньше и меньше и, в конце концов, стала совсем незаметной, (все дети расходятся) так ветер и вода трудились день за днем – победили большую гору».

Тема: «Создаем музыкальные инструменты»

Цель: дать представление о том, что музыкальные инструменты можно создать путем природных материалов; развивать музыкальный слух.

Материал: металлические банки из-под кофе, пластмассовые упаковки с плотно закрывающимися крышками, камни разного размера (не очень крупные).

Ход игры:

Примечание.

Игру лучше проводить на улице, так как придуманные детьми музыкальные инструменты обычно издают очень громкие звуки.

Создаем свой музыкальный инструмент. Положим камни в металлическую банку из-под кофе или пластмассовую посуду, плотно ее закроем. Можно менять камешки (увеличит или уменьшить их количество, помещать камешки разного размера, веса). При этом меняется звук. Как гремит один камешек? Два? Много? По такому принципу сделаны погремушки и некоторые другие инструменты, например маракас.

Тема: «Подбери камешек»

Цель: закрепить названия природных и искусственных камней; дать представление об использовании их человеком.

Материал: разные природные и искусственные камни (мел, кирпич, кремень, агат, и т. п.).

Ход игры:

Педагог говорит: «Если бы я был строителем, я бы построил дом из…»; «Если я был бы художником, я бы сделал украшение из…»; «Если бы я был кузнецом, я бы выковал меч из…»; «Если бы я был самолетостроителем, я бы построил самолет из..» и т. п. (дети показывают нужный камень).

Тема: «Что для чего»

Цель: продолжать детей знакомить с искусственными и природными камнями и изделиями из них; развивать мышление, память; закрепить умение работать парами, договариваться объяснять свой выбор.

Материал: карточки с изображением различных изделий из камня (памятники, дома, украшения и т. п.), различные камни (кирпич, гранит, каменный уголь и др.), горные породы и минералы и изделия из них: кристаллы кварца и кварцевые часы, графит и карандаши, медная руда и медная проволока, сера и спички и т. п.

Воспитатель предлагает подобрать к каждому камню картинки с изображением сделанных из него предметов (одному камню может соответствовать одна или несколько картинок).

Тема: «Сочиняем рассказы и сказки»

Цель: развивать творчество; связную речь; память, мышление, внимание.

Материал: разные камешки.

Ход игры:

Воспитатель предлагает ребенку выбрать камешек и рассказать о нем сказку или рассказ: где «жил» раньше этот камешек, как он появился на свет, как попал в детский сад, нужен ли он людям. Сочинять можно от лица камня. Можно также составить коллективную сказку или рассказ об одном камне. Или дети встают возле большого камня и сочиняют сказку по очереди. Взрослый предлагает начало: «Далеко- далеко, на самой большой вершине горы, лежал большой- большой, старый камень…». Каждый из детей дает свой вариант продолжения текста.

Тема: «Живая и неживая природа»

Цель: закрепить знания о живой и неживой природе; учить доказывать свою правоту; воспитывать внимание; память.

Материал: песок, глина, камни, комнатные растения, ракушки, сухие осенние листья и т. п.

Ход игры:

Воспитатель вместе с детьми рассматривают материал, расположенный на столе и дает задание: разделить все предметы на две группы. Что относится к живой, а что относится к неживой природе? Обосновать свой выбор.

Тема: «Песок и глина»

Цель: закрепить у детей представление о свойствах песка и глины; соблюдать правила игры.

Ход игры:

Педагог «превращает» детей в песчинки, как песчинки себя ведут? (каждый ребенок стоит отдельно, не прикасаясь к другу). Подул сильный ветер: что происходит с песчинками? (участники игры разбегаются).

Педагог «превращает» детей в глину. Как вы будете себя вести? (группами, взявшись за руки). Они остались на месте. Если ветер сильный, комочки глины медленно перемещаются, (дети передвигаются группами, но при этом руки не разжимают).

Педагог делит детей на две команды. Одна из них – песчинки, вторая - комочки глины. Подул сильный ветер, (команды ведут себя по - разному).

Тема: «Если бы я был…»

Цель: закрепить знания о животных, развивать связную речь, мышление.

Материал : фотографии пустыни, песочные часы.

Ход игры:

Педагог предлагает детям рассмотреть фотографии с изображением обитателей песчаной пустыни. Пусть каждый из них выберет животное, которое ему больше всего по душе. По «волшебному сигналу» взрослого (например, переверните песочные часы) участники игры превращаются в понравившихся зверей, птиц, рептилий и рассказывают о себе: «Если бы я был ящерицей и жил в пустыне, я бы…» (как прятался, как питался, как бегал, рыл норы и т. п.).

Тема: «Ящик ощущений»

Цель: развивать тактильную память, внимание.

Материал: ящик ощущений, разные камни.

Ход игры:

1-й вариант. Положите в ящик несколько предметов, в том числе один - два камня. Предложите ребенку определить, что находится внутри, и выбрать камни. Спросить у ребенка, по каким признакам определил, что это камень? Пусть скажет, что он чувствует, - какой предмет на ощупь? (гладкий, шершавый, угловатый, с острыми краями, теплый, холодный, тяжелый, легкий и т.д.).

2-й вариант. В ящике ощущений лежат только камни (их количество равно количеству детей). Каждый ребенок вытаскивает один образец, предварительно рассказав о его характеристиках, которые он определил на ощупь. Когда все камни окажутся на столе, сравните их.

3- й вариант . Педагог описывает камень, а ребенок на ощупь находит его среди других образцов, например: «Выбери, круглый, гладкий, маленький камешек». В этом случае камни в ящике ощущений должны хорошо отличаться друг от друга.

Ирина Щеглова
Конспект игровой образовательной ситуации в старшей группе по окружающему миру «Природные материалы: камень, глина, песок»

Тема : " Природные материалы : камень , глина , песок ".

Задачи :

Образовательные : Расширять знания детей об окружающем мире , знакомить с особенностями не живой природы . Уточнить представление детей о свойствах песка, глины , камней и упражнять в умении сравнивать, анализировать, делать выводы. Формировать коммуникативные навыки при совместной работе.

Развивающие : Развивать у детей познавательно - исследовательскую активность через экспериментирование и практическую деятельность. Развивать творческое воображение при лепке дорожки из глины и песка . Развивать мелкую моторику рук.

Воспитательные : Воспитывать умение работать в коллективе, формировать эстетическое отношение к почве родной природы , воспитывать трудолюбие и аккуратность.

Материалы и оборудование :

Природный материал : песок , глина , камни. Эмблемы команд, фишки, три поросенка, банка с водой, слайды с изображением каменных поделок , цветные камушки.

На каждого ребенка : доска для лепки, простой карандаш, лист бумаги, по три тарелки, прозрачные пластиковые стаканчики, палочки-мешалки, влажные салфетки, фартуки, чепчики.

Ход занятия.

Приветствие :

Воспитатель : Ребята, давайте встанем в круг друг с другом и поздороваемся.

Собрались все дети в круг

Я – твой друг и ты - мой друг

Дружно за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся!

Воспитатель : Ребята, сегодня утром, когда я шла в детский сад, увидела трех поросят, они громко спорили. Один говорил, что дорога будет прочной, если построить её из камня, другой говорил, что прочной будет, если построить дорогу из глины , а третий сказал, что самая прочная дорога будет из песка. Я решила пригласить их к нам в группу , чтобы мы могли им найти правильное решение. Ребята, мы ведь поможем поросятам?

Дети : Да!

Воспитатель : Ребята, чтобы помочь нам нашим поросятам, мы должны провести несколько опытов. А кто мне скажет, где проводятся опыты?

Дети : В лаборатории.

Воспитатель : Совершенно верно. Лаборатория - это то место, где проводится много опытов и научных исследований. А сейчас, я приглашаю вас в нашу мини-лабораторию (дети садятся за столы) . Ребята, чтобы помочь поросятам нам надо разделиться на две команды : «Любознайки» и «Почемучки» .

Воспитатель : Ребята, я предлагаю вам сравнить материалы , которые лежат у вас на столе : песок и глина , камни и глина , песок и камни . Ребята, если внимательно посмотреть на сухой песок и глину . Что вы можете сказать про эти материалы ?

Дети : Сухой песок рыхлый , сыпучий, из него ничего нельзя построить. Глина влажная , мягкая, пластичная, в ней можно сделать ямки и из неё можно лепить.

Воспитатель : Ребята, а теперь давайте сравним камни и глину . Возьмите, в одну руку глину , а в другую- камень . Сожмите обе ладошки. Сравните, что произошло с камнем, что с глиной . Почему?

Дети : Камень твердый , крепкий, из него нельзя лепить, его нельзя разделить на два куска. Глина мягкая , пластичная, принимает любую форму.

Воспитатель : Верно ребята, камень твердый крепкий материал , а глина- мягкая , пластичная. Теперь предлагаю вам сравнить песок и камни . Что вы можете сказать, какую структуру имеет песок ? Кто готов ответить на вопрос?

Дети : Песок рыхлый , сыпучий, состоит из мелких песчинок, камень твердый , жесткий, если присмотреться, можно увидеть маленькие кристаллики, трещины и даже узоры.

Воспитатель : Дети, а как вы думаете, что тяжелее песок или камни ?

Дети : Камень . Песок .

Воспитатель : Кажется, я знаю, что нам надо сделать, чтобы узнать, что тяжелее, песок или камни . Нужно провести опыт : в банку с водой, насыпим камни и песок , все перемешать палочкой, а теперь посмотрим, как происходит оседание на дно материалов .

(Опыт проводиться 2-3 раза, после дети делают вывод) .

Воспитатель : Дети, теперь вы можете сказать, что тяжелее песок или камни ?

Дети : Камни тяжелее, потому что они упали на дно стакана раньше, а песок оседает позже .

(За каждый правильный ответ воспитатель раздает фишки) .

Воспитатель : У каждого из нас на столах лежит лист бумаги и карандаш. Пожалуйста, зарисуйте этот опыт.

Воспитатель : Молодцы, ребята! А теперь посчитаем общее количество фишек, заработанные - каждой командой. (После подсчета команда- победителей встает, другая аплодирует) .

Физкультминутка.

Во дворе растет подсолнух

Утром тянется он к солнцу!

Рядом с ним второй похожий,

К солнцу тянется он тоже.

Вертим ручками по кругу,

Не задень случайно друга.

Несколько кругов вперед,

А потом на оборот.

Отдохнули мы чудесно

И пора нам сесть на место!

Воспитатель : Скажите, ребята, так все же какой материал прочнее : песок , глина или камень ?

Дети : Камень прочнее , поросятам нужно строить дорогу из камня.

Воспитатель : Верно, ребята, из всех материалов , что у нас сегодня имеется, камень является самым прочным материалом .

Воспитатель : Природный камень - это твердая горная порода природного происхождения . Многие люди делают из камня настоящее произведения искусства. Ребята,посмотрите, на наш экран. Посмотрите, вот такие дома строили раньше из камня. Они отличались от всех домов своей прочностью. Многие люди украшают свой дом, клумбами, которые сделаны из маленьких камней. А на этом, слайде мы видим, поделку из грибочков, тоже сделанную из камней.

Воспитатель : Ребята, посмотрите, а это сказочные цветные камешки . Давайте, нашим поросятам слепим сказочную, прочную дорожку.

(Ребята, лепят дорожку) .

Воспитатель : Ребята, как вы думаете помогли мы сегодня поросятам?

Дети : Да!

Воспитатель : Да, мы сегодня им построили прочную сказочную дорогу из цветных камушек. Они очень довольны. Ребята, скажите, пожалуйста, что вам сегодня понравилось на занятии? Что нового вы сегодня узнали? Что для вас было самым трудным на занятии?

(Ответы детей) .

Воспитатель : Ребята, наши поросята очень довольны и им пора возвращаться обратно в сказку . Давайте попрощаемся с поросятами и с нашими гостями.

Подведение итога.

Публикации по теме:

«Игровые ситуации взаимодействия с детьми по формированию эстетического отношения к окружающему миру». Часть 2 7. Игровая ситуация «Что мы чувствуем» (данную игру лучше проводить весной.) Цель: учить детей всматриваться, прислушиваться, замечать.

«Игровые ситуации взаимодействия с детьми по формированию эстетического отношения к окружающему миру». Часть 1 Быть способным замечать, чувствовать красоту окружающей действительности, это значит быть счастливым человеком, жить в гармонии с окружающим.

Конспект игровой образовательной ситуации по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе «Посадим витамины сами» Конспект игровой образовательной ситуации по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе «Посадим витамины сами». Зеликова Валентина.

Конспект НОД по окружающему миру для старшего дошкольного возраста «Природные заповедники» Тема: «Природные заповедники» Цель: знакомство с понятием «заповедник», его основным назначением. Программные задачи: 1. Формировать представления.

Конспект НОД в старшей группе по окружающему миру на тему: “Моя страна” Прокуратова Г. А. Задачи. Познакомить с картой России, с российской.

Тема: «Ткани». Цель: дать возможность детям ознакомиться с разными видами ткани, их назначением, свойствами. Образовательные: дать детям.

Конспект ООД по экспериментированию в старшей группе «Песок и глина-наш помощники». Цель:углубить знания детей о неживой природе; -самостоятельно проводить исследования, добиваясь результатов; -размышлять, отстаивать своё.

Конспект организованной образовательной деятельности по окружающему миру в младшей группе «Витамины» Конспект организованной образовательной деятельности по окружающему миру в младшей группе №7: «Витамины». Цель: формировать у детей младшего.

Сценарный план непосредственно образовательной деятельности «Песок и глина» (подготовительная группа) Цель: ознакомление детей со свойствами песка и глины. Задачи: - обучающая: формировать познавательную мотивацию к свойствам природных компонентов.

Технологическая карта конспекта образовательной деятельности «Природный материал - песок, глина, камни» Технологическая карта конспекта образовательной деятельности. Возрастная группа: дети 5-6лет. Образовательная область: «Познавательное развитие».

Библиотека изображений:

Конспект занятия на тему «Песок, глина, камень. Свойства».

Подготовила Архипова В.В. воспитатель высшей кв. категории

Цели:

    Образовательные.

    развивать познавательно-исследовательскую активность детей в процессе формирования представлений о свойствах песка, глины, камня.

    научить сравнивать материалы, правильно называть все особенности в соответствии с их свойствами, использовать в поделках.

    развивать «чувство времени». Знакомство с песочными часами.

2. Развивающие.

    развивать связность речи, зрительное внимание, творческое воображение.

    учить наблюдать, сравнивать, анализировать, классифицировать, делать выводы, самостоятельные умозаключения.

3. Воспитательные .

    формирование взаимопомощи, доброжелательности, самостоятельности, инициативы, ответственности, сотрудничества.

    воспитывать у детей аккуратность, умение работать с раздаточным материалом.

4. Коррекционные.

    продолжать работу по согласованию существительных с прилагательными в роде числе и падеже.

    закреплять навыки практического употребления притяжательных прилагательных.

    закреплять правильное произношение звуков в связной речи детей.

    развивать логическое мышление

    учить устанавливать причинно-следственную связь

    развивать общую и мелкую моторику рук

    развивать внимание, усидчивость, память

    работа над дыхательной гимнастикой

    отработка речевого выдоха

Словарная работа:

    прилагательные: твердый, прочный, сыпучий, сухой, мокрый, вязкий, связывающее

    существительные: вещество, свойство, увеличительное стекло, «песочные часы»

Предварительная работа:

    наблюдение на прогулке после дождя за свойствами песка, глины, камня.

    рассматривание народных глиняных игрушек - филимоновских, дымковских. Иллюстрации с изображением кирпичных и каменных строений.

    знакомство детей с «песочными часами».

Пособие и материал:

Песок, глина и камни на каждого ребенка, банки с водой, пластмассовые ложечки, увеличительные стекла, деревянные палочки, доски для лепки, поднос для коллективной работы, фартучки, «песочные часы» (5 мин), комочки влажной глины.

НОД.

    Вступительная часть.

Воспитатель. Ребята, у нас сегодня очень интересная работа. Оно будет проходить в нашей детской «лаборатории». Представим, что мы «ученые». А кто такие ученые?

Дети . Люди, которые изучают разные предметы, ставят опыты, делают открытия, работаю т с приборами

Воспитатель. Правильно, в нашей лаборатории есть приборы, с которыми мы уже работали. И мы, «ученые», будем проводить опыты, исследования, наблюдения, делать выводы.

Вы видите перед собой природный материал. Какой?

Посмотрите и назовите.

Дети. Глину, песок, камни.

2. Основная часть.

Воспитатель . Сегодня мы будем сравнивать материалы парами - песок и камень, песок и глину, камень и глину. Давайте рассмотрим и сравним песок и камешки. Потрогайте песок, поиграйте с ним. Какой он, что можно о нем сказать?

Дети. Песок сухой, его можно сыпать.

Воспитатель. Чтобы его хорошо рассмотреть, возьмите увеличительное стекло и посмотрите через него. Что вы видите?

Дети . Много мелких крошек, песчинок

Воспитатель . Правильно, песок - это мельчайшие песчинки, крупинки разрушенного камня. А камень, он какой?

Дети. Он твердый, жесткий, гладкий.

Воспитатель. Сейчас мы будем выяснять, что тяжелее песок или камень. Я буду проводить опыт, вы внимательно посмотрите, а потом проведите его сами

В банку с водой насыпаю песок и камни и все перемешиваю палочкой, наблюдаем, как происходит оседание на дно, что коснулось быстрее дна камни или песок?

Так, как вы ученые сами сейчас проведете опыт, сделайте наблюдения и вывод, что тяжелее и что легче.

Берите баночку с водой, насыпайте в банку песок и камни, палочкой все перемешайте и наблюдайте, что видите, что быстрее коснулось дна, и почему?

Дети . Камешки.

Воспитатель . Почему?

Дети. Камни тяжелее, чем песок.

Воспитатель. А теперь будем сравнивать песок и глину.

Определим, что лучше пропускает воду. Возьмите увеличительные стекла, рассмотрите песок и глину, чем они отличаются друг от друга?

Дети. У песка есть много песчинок, крупинок, а у глины нет. Она сухая, мягкая, как пух.

Воспитатель. Сейчас я проведу еще один опыт с песком и глиной, Он достаточно сложный. Потому что нужно наливать воду в стаканы одновременно. А почему одновременно? У нас задача определить,что быстрее пропускает воду песок или глина: Вот поэтому воду нужно наливать одновременно, а это пока для вас сложно. (Беру две баночки с воронками, отверстия в воронках закрываю ватным диском, в первую воронку насыпаю ложку глины, а во вторую воронку - ложку песка. Затем одновременно наливаю в две банки воду из стаканов до верху на глину и песок, смотрим, в какой банке быстрее наливается вода.)

Дети. В банке, где песок.

Воспитатель . Правильно, а почему? Кто сможет ответить?

Дети . Песок пропускает воду, а глина нет.

Воспитатель . М убедились, что песок пропускает воду,а глина почти не пропускает, так как влажная глина становится вязкой, липкой, она состоит из мельчайших частичек, тесно связанных между собой, из нее хорошо лепить.

А сейчас будем сравнивать камень и глину. Уточним, какой камень?

Дети. Тяжелый, твердый, прочный.

Воспитатель. Ребята, а когда глина высыхает, то она превращается в камень. Посмотрите, что произойдет, если нажать на камень из глины, что вы видите?

Дети . Она рассыпался.

Воспиталь . А нажмите на обычны камень. Что с ним произошло?

Дети . Ничего.

Воспитатель . Почему?

Дети. Потому что камень прочный, твердый.

Воспитатель. Дети, мы с вами убедились, что камень твердый, крепкий, прочный. Из-за его прочности камень применяют в строительстве зданий. А из глины изготавливают множество народных игрушек, поделок, свистулек, красивую посуду. И все это, и песок, и глина, и камень называют полезными ископаемыми. А кто находит эти полезные ископаемые?

Дети. Геологи.

Воспитатель. А кто такие геологи?

Дети . Геологи - это люди, которые ищут в земле полезные ископаемые.

Физкультминутка.

Воспитатель . А сейчас представим, что мы с вами «геологи» и пойдем на поиски полезных ископаемых. Может нам сегодня повезет? (Дети имитируют движения, копая лопатой, находят глину.)

Воспитатель . Ребята, вы что - то нашли?

Дети. Да, глину.

Воспитатель . Глина - это что?

Дети. Полезное ископаемое.

Воспитатель. А зачем нам нужна глина, чем она полезная?

Дети. Из нее делают игрушки, красивую посуду, используют в строительстве.

Воспитатель . А еще в старину, да и сейчас из глины изготавливают в строительстве.

Воспитатель. А еще в старину, да и сейчас из глины изготавливают урашения. Ребята, скоро мы будем отмечать праздник весны, праздник наших мам, бабушек и сестер. Как он называется?

Воспитатель. Давайте из глины сделаем для наших мам крашение - медальон. А в этом нам поможет вот такой прибор. Это песочные часы. У них нет стрелок, нет циферблата, но все равно это часы. Как определить отрезок времени по этим часам?

(Песок пересыпается из диной емкости в другую за определенное время) Вот эти часы и рассчитаны на 5 минут, т.е. песок пересыпается ровно 5 мин, это как раз то время которое потребуется для изготовления заготовки нашего медальона. А для этого нужно скатать шарик, прижать ладошками, палочкой, отступя от края, сделать отверстие для ленточки (выполнение работы с детьми).

когда они высохнут, вы их красиво раскрасите гуашью.

И мамы будут очень довольны таким необычным подарком.

А как называется посуда, изготовленная из глины?

Дети. Керамическая.

Воспитатель . Правильно. И медальоны у нас будут называться керамические.

3. Итог занятия.

Ну вот, мы сегодня были и «учеными», и «геологами», и «исследователями», узнали о свойствах каких полезных ископаемых? (ответы детей)

Что мы о них узнали, чем они полезны? (ответы детей)

Ну а теперь, пришло время попрощаться с гостями.

Подготовила Архипова В.В.

Вид деятельности : познавательно-исследовательская

Цель : Углублять представления о существенных характеристиках свойств и качеств различных материалов.

Интеграция образовательных областей: «Познание», «Коммуникация». «Безопасность», «Художественное творчество».

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад комбинированного вида № 384 г.о. Самара

НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

«СРАВНЕНИЕ ПЕСКА, ГЛИНЫ, КАМНЕЙ»

(старшая группа)

Подготовила:

Старший воспитатель

Сидорова С.Ю.

2013 год

Вид деятельности : познавательно-исследовательская

Цель : Углублять представления о существенных характеристиках свойств и качеств различных материалов.

Интеграция образовательных областей: «Познание», «Коммуникация». «Безопасность», «Художественное творчество».

Задачи:

Развивать у детей познавательно – исследовательскую активность через экспериментирование и практическую деятельность («Познание»)

Уточнить представления детей о свойствах песка, глины, камней и упражнять в умении сравнивать, анализировать, делать вывод («Познание»).

Познакомить детей с песочными часами, развивать чувство времени («Познание»)

Развивать детское творчество («Художественное творчество»)

Формировать коммуникативные навыки при совместной работе («Коммуникация»)

Формировать осторожное и осмотрительное отношение к потенциально опасным для человека предметам («Безопасность»)

Материалы и оборудование :

Природный материал: песок, глина, камни; скатерть на стол, мяч, фишки, лист бумаги, ;песочные часы на 1 минуту, на 10 минут, эмблемы команд

На каждого ребёнка: фартуки, доска для лепки, лупы, постой карандаш по три тарелки, прозрачные пластиковые стаканчики, палочки-мешалки, блокноты.

Логика образовательной деятельности.

Воспитатель: Ребята, сегодня утром, когда я шла в детский сад, увидела трех поросят, они о чем-то громко спорили. Один говорил, что дорога будет прочной, если построить её из камня, другой говорил, что прочной будет, если построить дорогу из глины, а третий сказал, что самая прочная дорога будет из песка. Я решила пригласить их к нам в группу, чтобы вы помогли им найти правильное решение. Ребята, вы ведь поможете поросятам?

В: Тогда я приглашаю вас занять места в мини-лаборатории (Дети садятся вокруг одного большого стола. Воспитатель делит их на две команды: «Любознайки» и «Почемучки»).

В: Я предлагаю вам сравнить материалы, которые лежат у вас на столе: песок и глину, камни и глину, песок и камни. Ребята, возьмите лупу и сравните сухой песок и глину. Что вы можете сказать про эти материалы?

Д: Сухой песок рыхлый, сыпучий, из него ничего нельзя построить. Глина влажная, мягкая, пластичная, в ней можно делать ямки, из неё можно лепить.

В: Ребята, а теперь давайте сравним камни и глину. Возьмите в одну руку глину, а в другую – камень. Сожмите обе ладошки. Сравните, что произошло с камнем, что с глиной. Почему?

Д: Камень твердый, крепкий, из него нельзя лепить, его нельзя разделить на два куска. Глина мягкая, пластичная, принимает любую форму.

В: Верно, ребята, камень твердый, крепкий материал, а глина – мягкая, пластичная. Теперь предлагаю вам сравнить песок и камни. Что вы можете сказать, какую структуру имеет песок? Кто готов ответить на вопрос?

Д: Песок рыхлый, сыпучий, состоит из мелких песчинок, камень твердый, жесткий, через лупу просматриваются кристаллики, трещины, узоры.

В: Как вы думаете, что тяжелее песок или камни?

Д: Песок! Камни!

В: Кажется, я знаю, что нам надо сделать, чтобы узнать, что тяжелее, песок или камни. Нужно провести опыт: в банку с водой насыпим камни и песок, все перемешаем палочкой, а теперь посмотрим, как происходит оседание на дно материалов.

(Опыт проводится 2-3 раза, после дети делают вывод).

В: Дети, теперь вы можете сказать, что тяжелее песок или камни?

Д: Камни тяжелее, потому что они упали на дно раньше, а песок оседает позже.

(За каждый правильный ответ воспитатель раздает детям фишки).

В: У каждого из вас на столах лежит лист бумаги и карандаш. Пожалуйста, зарисуйте этот опыт.

В: Молодцы, ребята. А теперь посчитаем общее количество фишек, заработанные каждой командой. (После подсчёта команда- победитель встает, другая ей аплодирует).

Физкультминутка

Игра с мячом «Что бывает каменным?» (дома, заборы, дороги, мосты, горы, памятники, скульптуры, вазы, гаражи и т.д.)

Игра «Что бывает глиняным?» (горшки, посуда, украшения, гнезда птиц и т.д.)

Игра «Что можно сделать из мокрого песка? (куличики, песочный замок, скульптуры и т.д.)

В: Скажите, ребята, так всё же какой материал прочнее: песок, глина или камень?

Д: Прочнее камень, поросятам нужно строить дорогу из камня.

В: Верно, ребята, из всех материалов, что у нас с вами сегодня имеется, камень является самым прочным строительным материалом.

В: Ребята, посмотрите, что я вам принесла?

Д: Песочные часы.

В: Посмотрите, вот эти часы рассчитаны на 1 минуту, давайте понаблюдаем 1 минуту движение песка. (Наблюдают движение песка). А вот эти часы рассчитаны на 10 минут. Что вы можете о них сказать?

Д: Они большие, в них больше песка.

В: Давайте узнаем, что можно сделать за 10 минут. Команда «Любознайка» сейчас начнет лепить из художественной глины грузовую машину – Камаз, а команда «Почемучки» будет лепить дорогу и укладывать её камнями.

(По окончании времени, воспитатель обращает внимание детей сначала на время).

В: 10 минут- это много, все вместе успели слепить из глины Камаз с песком и построить дорогу из камня.

Подведение итога.


THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама