THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама

«Неважно, утро было или день, — один солдат выходил, другой тут же входил. Мы пытались отговорить друг друга от суицида, но случаи все же были. Некоторые воровали у солдат опиум и употребляли его в больших количествах, погибая от передозировки. Другие пачками принимали незнакомые лекарства, надеясь, что это прервет их жизнь. Третьи вешались на своей одежде в туалете». Эти слова бывшей «женщины комфорта» Пак Кумджу разлетелись по всему миру и наводят ужас на тех, кто понимает, через что приходилось пройти женщинам, работавшим на «станциях утешения». В сегодняшней статье пойдет речь о том, как унижение и боль становятся средством политической манипуляции.

«Женщины комфорта» — название насильно склоняемых к занятию проституцией женщин во время Второй мировой войны. Первоначально так называли японок, которые добровольно становились жрицами любви и ублажали японских солдат. Тем не менее, с продвижением японской армии на континент и началом колонизации стран Восточной и Юго-Восточной Азии пропорционально стало возрастать количество вспышек венерических заболеваний среди бойцов. Точно так же росло и число изнасилованных ими местных жительниц.

Японцы, всегда стремящиеся к комфорту и порядку, и в столь интимном вопросе не стали отступать от принципов — дабы уменьшить число венерических больных, а также успокоить местное население, было принято решение о создании «Станций утешения». Здесь за некоторую плату солдат мог получить все желаемое, а главное, без вреда для здоровья. Первое подобное заведение было сооружено в Шанхае в 1932 году, затем они распространились по всей Азии. Большинство борделей находилось на территории Китая и Кореи. В газетах печатали объявления о работе для девушек, на которые те в реалиях военного оккупационного времени с удовольствием откликались. И попадали в сексуальное рабство. Ежедневно каждая женщина обслуживала около 20 мужчин. Они работали до тех пор, пока были в состоянии, а после их сбрасывали в ямы, где оставляли умирать.

Жертвами становились не только наивные девушки, соглашавшиеся на объявление в газете, но и те, кого прямо на улице хватали и насильно сопровождали к «станции»; не только совершеннолетние, но и маленькие девочки; и не только местные жительницы. 17- летняя подданная Нидерландов, проживавшая на острове Ява в тот момент, когда японские войска оккупировали его, на протяжении нескольких лет, вплоть до освобождения острова в 1945 году, ежедневно была изнасилована и избита. По ее собственным воспоминаниям, «даже врачи насиловали меня каждый раз, когда приходили осматривать».

В Китае была построена школа, в которую обязаны были ходить девочки национального меньшинства Хуэй (китайские мусульмане). Стоит ли говорить, что вместо традиционного образования они получали сексуальный опыт и травмированную психику. Более 75% «женщин комфорта» погибло еще до окончания войны, а те, кто выжил, были унижены физически и морально. Всего за годы оккупации, по разным данным, пострадало от 100 до 200 тысяч женщин. Тем не менее, несколько десятков жертв японского насилия живы до сих пор.

В 1965 году отношения между Японией и Республикой Корея нормализовались, и был заключен договор, обязывавший агрессора выплатить репарации за все преступления, совершенные во время оккупации. Тем не менее, вопрос о «женщинах комфорта» не закрыт до сих пор, более того, он является одним из основных формальных препятствий сближению Токио и Сеула. Накануне саммита АТЭС, проходившего в начале ноября, нынешняя президент Южной Кореи Пак Кын Хе отказалась встречаться с премьер-министром Японии Абэ Синдзо до тех пор, пока не будет решен больной вопрос. «Когда бы ни проходили встречи на полях саммитов, наши отношения все равно лишь ухудшаются», — заявила президент РК.

Несмотря на то, что Япония и Южная Корея традиционно являются партнерами, а в последнее время наблюдается пик популярности продукции японской поп-культуры в Корее, согласно опросам общественного мнения, проведенного в марте-апреле 2013 г., 76,6% респондентов негативно относятся к Японии, а 43,9 % опасаются японской военной угрозы. Японофобия в Корее является неотъемлемой частью государственной политики: для того чтобы помнить о безумных зверствах оккупационной армии, создаются мемориалы, музеи, пишутся книги и трактаты — пройти мимо просто невозможно. А в 2011 году группой активистов прямо напротив японского посольства был установлен памятник «женщинам комфорта» как вечное напоминание об исторических преступлениях.

Тем не менее, реакция Токио остается однозначной: все проблемы по этому вопросу были решены Договором о восстановлении отношений (договор, заключенный в 1965 году, по которому аннулировались все договоренности между Кореей и Японией во время оккупации 1910-1945гг., а также обозначен размер репараций пострадавшим). Вместе с тем правительство Японии периодически делает столь циничные заявления, что становится страшно. Например, в мае 2013 года лидер Партии возрождения Японии Хасимото Тору публично оправдал сексуальную эксплуатацию корейских женщин, мол, надо было солдатам как-то расслабляться в условиях стресса военного времени. Годом ранее премьер-министр Ёсихико Нода заметил, что нет никаких документальных подтверждений того, что женщин действительно силой принуждали к работе на «станциях».

Комфортное проживание «женщин комфорта» подтверждается материалами военной разведки армии США, которые были опубликованы в газете Санкэй Симбун: «Женщины не чувствовали особого недостатка в еде и предметах повседневной необходимости, у них было много денег, поэтому они могли покупать все, что хотели. Помимо подарков, которые подносили им солдаты, они могли позволить себе одежду, обувь, табак и косметику. Во время пребывания в Бирме женщины принимали участие в спортивных соревнованиях и пикниках, развлечениях и банкетах вместе с офицерами и солдатами. У них были граммофоны, им разрешалось выходить в город за покупками». Также утверждается, что многие солдаты после сладостных минут, проведенных с женщиной, приходили к ней свататься. В свою очередь нынешний премьер-министр Японии Абэ, выбрав политику «мягкой силы» в международном вопросе, выразил сомнение в том, что женщины действительно принуждались к проституции и действительно пострадали. Его позиция ориентирована преимущественно на японскую аудиторию, ведь уступчивость соседу может привести к потере части избирателей и снижению рейтинга.

Настойчивость правительства Южной Кореи продиктована общественным мнением. Так, в 2011 конституционный суд РК признал несоответствующим конституции бездействие корейского правительства в вопросе «женщин комфорта». И президент Ли Мен Бак под напором общественности был вынужден вынести вопрос на повестку дня. Кроме того, политика Сеула направлена на огласку исторической несправедливости в попытке увязать болезненную тему с ущемлением прав человека. Подобные меры приносят свои плоды: в 2010 году верховный комиссар ООН по правам человека Наванетхем Пиллэй раскритиковала правительство Японии за «полумеры» в отношении «женщин комфорта».

В данных условиях остается лишь надеяться на то, что к 50-летию возобновления отношений между Южной Кореей и Японией, который состоится в 2015 году, в понимании между ними произойдет поворот к улучшению.

Анастасия Федотова


В борделях для японских солдат во время войны находилось, по разным данным, от 200 до 400 тысяч женщин из Китая, Кореи и других стран. О том, что с ними случилось, многие выжившие предпочли не вспоминать никогда. Тем более о трагедии заговорили не так давно, в начале 80-х, когда многих пострадавших женщин уже не было в живых.

«Станции утешения», а иначе полевые бордели, начали открываться еще в 30-е годы. В 1932-м генерал-лейтенант Ясудзи Окамура обратился к командованию с просьбой об организации для армии публичных домов. Мотивировал он свое предложение тем, что японские солдаты насилуют женщин и заражаются от них венерическими заболеваниями. К тому же местное население начинает проявлять антияпонские настроения.

Генерал-лейтенант Ясудзи Окамура

Первую «станцию» открыли в Шанхае. Сначала там работали японские женщины, прибывшие добровольно. Но с увеличением популярности подобных заведений туда начали привозить заключенных из филиппинских и индонезийских лагерей, а также набирать местных. Объявления обещали «работу для девушек», и на эти призывы откликнулись немало кореянок и китаянок. Им предлагалось стать «санитарками особого типа» за приличные деньги.

После захвата в ходе японо-китайской войны в декабре 1937 года Нанкина (Китай) в городе начались массовые убийства и изнасилования. Несмотря на приказ, запрещавший насилие, военное командование закрывало глаза на зверства как рядовых солдат, так и офицеров. Изнасилование женщин рассматривалось как нормальное поведение на оккупированных территориях. Более того, для контроля над процессом начали организовываться публичные дома, которые стали называть «станциями утешения». Такой дом терпимости под Нанкином был открыт в 1938 году. В дальнейшем в Нанкине было открыто более 40 подобных «станций».

По разным подсчетам, через «станции утешения» прошло от 50 до 300 тысяч молодых женщин, многие из которых были моложе восемнадцати лет. До конца войны дожила только четвертая часть из них, поскольку условия существования были ужасные. Женщины обслуживали по 20-30 солдат в день.

«Неважно, утро было или день, - один солдат выходил, другой тут же входил. Мы пытались отговорить друг друга от самоубийства, но случаи все же были. Некоторые воровали у солдат опиум и принимали его в больших количествах, погибая от передозировки. Другие пачками принимали незнакомые лекарства, надеясь, что это прервет их жизнь. Третьи вешались на своей одежде в туалете», - вспоминала бывшая «женщина для утешения» Пак Кум Джу.

На работу изначально отбирали женщин-добровольцев из Японии, но со временем число станций увеличилось. Это привело к тому, что женщин стали привозить из Кореи, Китая, Тайваня и насильно заставлять там работать. В общей сложности на «станциях утешения» работали женщины из 17 стран.

Так как с 1910 по 1945 год Корея была японской колонией, а ее жителей вынуждали учить японский язык, то в приоритете были женщины из Кореи, поскольку с ними было легче общаться по сравнению с женщинами других национальностей. Поэтому огромное количество корейских женщин (по некоторым подсчетам, примерно 200 тысяч) были насильно доставлены в эти учреждения.

Еженедельно женщины проходили медосмотр на предмет венерических заболеваний. Бывали случаи, когда здоровых женщин насиловали военные врачи. В случае же заражения им вводили «препарат 606» - это лекарство от сифилиса, созданное химиком Паулем Эрлихом, который в 1906 году начал борьбу с болезнью и перепробовал 605 различных органических соединений мышьяка, пока в 1907 году не получили «Ehrlichschen Präparat 606», 606-й по счету препарат.

Беременным женщинам также вводили этот препарат с целью спровоцировать выкидыш. Препарат обладал нежелательным побочным эффектом, что впоследствии исключало возможность родить здоровых детей или вообще приводило к бесплодию.

Количество «станций утешения» росло, они покрывали всю территорию Японской империи. 3 сентября 1942 года в сообщении на заседании руководителей министерства армии указывалось, что в Северном Китае находится 100 «станций утешения», в Центральном Китае - 140, в Южном Китае - 40, в Юго-Восточной Азии - 100, в Южных морях - 10, на Сахалине - 10. Всего было 400 «станций утешения».

Однако с появлением таких учреждений случаи изнасилований местных женщин не прекратились, поскольку за каждый визит солдатам нужно было платить.

Так как воспитанные в конфуцианской философии женщины, подвергшиеся сексуальному насилию, нередко кончали жизнь самоубийством, а выжившие скрывали свой позор, после войны места расположения «станций утешения» было непросто определить, многие не найдены по сей день.

По японским данным, количество «женщин для утешения» составляло около 20 тысяч и, как правило, их пребывание на «станциях» носило добровольный характер. Китайские же историки указывают на факты похищения и насильственного принуждения девушек к проституции, и количество таких женщин по их данным доходит до 410 тысяч.

В память о зверствах, которые творились на «станциях утешения» во времена Второй мировой войны, в Мапхогу, одном из районов Сеула, в 1992 году был построен Дом в Шарине. В декабре 1995 года он перенесен на нынешнее место в Кёнгидо. В комплексе два дома для проживания, одно здание используется как храм.

С целью обратить внимание общественности на проблему «женщин для утешения» при Доме в Шарине был создан исторический музей, в котором собраны официальные документы, старые фотографии и показания нескольких выживших женщин. Есть здесь и картины, созданные в рамках художественной терапии, которой занимаются живущие в доме женщины. Также в музее размещена точная копия «станции утешения», где жили женщины. Музей издает и распространяет информационные буклеты, используя документы, фотографии и другие данные, хранящиеся в архиве.

Ежегодно музей привлекает небольшой, но постоянный поток посетителей из разных стран мира. Основная цель музея - не допустить повторения всех ужасов войны и донести до потомков информацию о тех событиях, что случились с женщинами в Азии во время Второй мировой войны.

Война закончилась 15 августа 1945 года. Япония безоговорочно капитулировала, но страдания женщин, которые были вынуждены работать в «домах утешения», на этом не закончились. Каждую среду они участвуют в еженедельной акции протеста перед японским посольством в Сеуле, автором которого является «Корейский совет по делам женщин, призванным в военное сексуальное рабство Японии», чтобы рассказать обществу о жестоком обращении японских военных с корейскими женщинами, а также оказать давление на японское правительство для получения официальных извинений.

Мэр Осаки Тору Хасимото высказался в защиту тогдашних борделей. Он объяснил, что они были необходимы для того, чтобы «поддержать дисциплину» и дать военным, которые рисковали жизнью, какую-то передышку. Вместе с тем Хасимото признал, что женщины не были добровольцами.

Такие высказывания резко осудила министр по вопросам административной реформы Томоми Инада. «Система «женщин для утешения» была тяжким нарушением прав человека», - заявила она. Все же 28 декабря 2015 года правительство Японии признало свою ответственность за сексуальную эксплуатацию женщин в годы Второй мировой войны и объявило о готовности выплачивать жертвам компенсации.

Япония и Южная Корея объявили о разрешении одного из самых болезненных вопросов двухсторонних отношений — проблемы так называемых «женщин для утешения».

Об этом заявили министры иностранных дел Японии и Южной Кореи во время встречи в Сеуле 28 декабря, передает BBC News.

«Женщинами для утешения» в Японии называют кореянок, которые в годы Второй Мировой войны принуждались к сексуальному обслуживанию солдат и офицеров армии Японии, действовавшей территории Китая и стран Юго-Восточной Азии.

По словам главы МИД Японии Фумио Кисиды , Токио признает свою «глубокую ответственность» за «проблему женщин для утешения», а премьер-министр страны Синдзо Абэ «приносит пострадавшим свои искренние извинения».

Токио также выделит 1 миллиард иен (8,3 млн долларов) на создание в Южной Корее фонда помощи жертвам, побывавшим в сексуальном рабстве.

В настоящее время в живых осталось 47 бывших «женщин для утешения», средний возраст которых составляет 90 лет.

Инициатива генерала Окамуры

В 1932 году генерал-лейтенант Ясудзи Окамура , заместитель начальника штаба Шанхайской экспедиционной армии, получил более 200 докладов об изнасилованиях местных жительниц своими подчиненными.

В связи с этим генерал-лейтенант обратился к командованию с предложением о создании «станций утешения», обосновав это тем, что «станции создаются для уменьшения антияпонских настроений, возникавших на оккупированных территориях, а также ради необходимости не допустить снижения боеспособности солдат из-за появления у них венерических и других заболеваний».

Первая «станция утешения», то есть, называя вещи своими именами, солдатский бордель, был открыт в Шанхае. Его сотрудницами были женщины, добровольно нанимавшиеся на эту работу в Японии.

Начинание обрело популярность в армии, и «станции утешения» стали открываться одна за одной. Очень быстро стало ясно, что японских «жриц любви» для обслуживания всех военных не хватит. Оккупационные власти пытались приглашать на работу женщин с захваченных территорий, однако желающих было крайне мало.

Тогда в качестве эксперимента женщин стали привозить из лагерей для интернированных, заставляя заниматься проституцией насильно.

«Живой товар» для потребностей оккупантов

Эксперимент посчитали успешным, после чего на оккупированных Японией территориях была развернута настоящая охота на сексуальных рабынь.

Наиболее активно превращали в проституток жительниц Кореи. Всего через «станции утешения» прошли, по разным оценкам, от 100 до 200 тысяч кореянок.

На территории Кореи действовали целые специальные бригады по отлову женщин. Руководитель одной из таких групп позднее рассказывал, что только его люди поставили в солдатские бордели не менее 1000 кореянок. Появляясь в населенных пунктах, ловцы хватали молодых женщин, отбирая у них и отбрасывая в сторону детей, загружали их в грузовики и отправляли на вокзалы и в порты. Далее «живой товар» отправлялся на «станции утешения».

Кореянка Пак Ён Сим , одна из тех, кто прошел через «станции утешения», рассказывала, что попала под так называемую «реквизицию девушек» в марте 1838 года, будучи несовершеннолетней. Ее транспортировали в китайский город Нанкин, где поместили в солдатский публичный дом, под который было отдано трехэтажное здание.

Вновь прибывших в первый же день жестоко насиловали, после чего размещали в комнате 2х2,5 м, где новым «сотрудницам» предстояло обсуживать японцев до полного истощения сил. В среднем одна женщина со «станции утешения» обслуживала по 25-30 солдат в день.

Тех, кто пытался сопротивляться или бежать, подвергали жестокому избиению. Если проступок считали «особо тяжким», то женщине отрубали голову.

Когда смерть становится избавлением

Еженедельно женщины проходили медосмотр на предмет венерических заболеваний. Бывали случаи, когда военные доктора сами насиловали здоровых. В случае заражения им вводили «препарат 606», также известный как сальварсан. Беременным женщинам тоже вводили этот препарат с целью спровоцировать выкидыш. Препарат обладает нежелательным побочным эффектом, который впоследствии исключает возможность родить здоровых детей или вообще родить.

Среди женщин, оказавшихся на «станциях утешения», были нередки случаи самоубийств. От тех, кто был окончательно истощен или серьезно болен, избавлялись просто — убивали, сбрасывая тела в яму или в реку.

«Станции утешения» были разделены на три группы. Первые находились под прямым управлением японского военного командования. Вторые, самые большие по численности, формально контролировались частными лицами, но де-факто находились в подчинении военных. Третьи же были в частных руках, и туда пускали как военных, так и обычных японцев.

Функционирование «станций утешения» прекратилось только после окончательного разгрома Японии во Второй Мировой войне.

Условия существования женщин, превращенных японцами в проституток, были таковы, что до окончания войны и освобождения дожила лишь четверть сексуальных рабынь.

Япония считала жертв насилия «добровольцами»

В 1965 году отношения между Японией и Южной Кореей нормализовались, и был заключен договор, обязывавший агрессора выплатить репарации за все преступления, совершенные во время оккупации. Однако вопрос, связанный с «женщинами для утешения», повис в воздухе.

Дело в том, что японские историки в течение десятилетий доказывали, что данная проблема носила частный, а не государственный характер, а большинство женщин работали на «станциях утешения» добровольно. Подобная позиция усиливала антияпонские настроения в Южной Корее, что мешало налаживанию экономических связей между двумя странами.

В середине 1990-х годов власти Японии принесли извинения за вовлечение женщин в проституцию в годы Второй Мировой войны, но при этом отказали жертвам в финансовой компенсации. Японские политики полагали, что все финансовые претензии Южной Кореи были удовлетворены по договору 1965 года, и для новых выплат нет оснований.

При этом из Токио и после всех извинений нередко звучали по-настоящему провокационные высказывания. 2 марта 2007 года премьер-министр Японии Синдзо Абэ заявил, что организованный характер массового вовлечения женщин в проституцию не доказан. В 2012 году премьер-министр Ёсихико Нода заметил, что нет никаких документальных подтверждений того, что женщин действительно силой принуждали к работе на «станциях». В мае 2013 года лидер Партии возрождения Японии Хасимото Тору публично оправдал сексуальную эксплуатацию корейских женщин, объяснив ее необходимостью для военных расслабляться в условиях стресса.

Практически все эти скандальные заявления затем были дезавуированы под давлением мирового сообщества, требующего от Токио признать безоговорочную вину за сексуальную эксплуатацию женщин во время Второй Мировой войны.

Памятник в Сеуле может вызвать новый скандал

Власти Южной Кореи ради сохранения благоприятных условий давно были не прочь поставить точку в этой истории, однако не могли этого сделать под давлением общественного мнения. В 2011 году Конституционный суд Южной Кореи признал несоответствующим конституции бездействие корейского правительства в вопросе жертв сексуального насилия в годы Второй Мировой войны. Это заставляло Сеул вновь и вновь требовать от Токио уступок.

В декабре 2011 года в Сеуле был открыт памятник женщинам, прошедшим через «станции утешения». Он был установлен напротив посольства Японии, что вызвало гнев японских дипломатов. По их мнению, его установка является нарушением Венской конвенции о дипломатических отношениях.

Тем не менее, памятник простоял четыре года, вплоть до того, как Япония и Южная Корея объявили об окончательном урегулировании данного вопроса.

При этом, по некоторым сведениям, частью сделки стало обещание Сеула убрать памятник от посольства Японии. Такое решение корейских властей может вызвать раскол в стране. Ряд общественных организаций уже выступил против сноса или переноса скульптуры вне зависимости от достигнутых соглашений.


У меня вызывает недоумение мнение людей, вещающих с экрана телевизора или по радио о тысячах, изнасилованных советскими солдатами, немках. Признаю, отдельные случаи имели место быть, ибо такая многомиллионная масса здоровых мужчин не могла вовсе не реагировать на женский пол. Но характера массовости это явление не носило, более того - за него полагался трибунал. Другое дело - Квантунская Армия, для которой на оккупированных территориях специально строили бордели, куда силой сгоняли местных девушек. Токио долгое время не признавал этого факта, но 26 декабря 2015 г. Япония почувствовала «глубокую ответственность». Да-да, именно это заявил глава МИД Японии Фумио Кисида.

Все началось в 1932 году, когда в руки заместителя начальника штаба Шанхайской экспедиционной армии Ясудзи Окамура попали материалы военных преступлений японских военнослужащих. Среди них были материалы, свидетельствующие о 232 случаях изнасилований солдатами китаянок и маньчжурок. На самом деле эту цифру можно было смело умножать на десять.

Судьба населения оккупированных территорий не волновала японского генерала, однако он прекрасно знал, что сексуальное насилие, убийства и мародерство морально разлагает армию, делает ее менее боеспособной. Кроме того, венерические болезни, которыми жертвы иногда «награждали» своих «освободителей» вносили существенную лепту в число «не боевых потерь». Имея аналитический склад ума, Окамура понял, что обозначенная проблема может превратиться в мощный стимул антияпонского сопротивления. Кроме того, японский генерал понимал, что одну и ту же жертву насилуют, как правило, группой, что может обернуться вспышкой венерических заболеваний в частях.

Все эти доводы Окамура изложил в рапорте на имя командующего для обоснования предложения по созданию борделей для солдат и офицеров. Причем, сам генерал назвал их в стиле поэзии хокку - «станциями утешения». Женщин для работы на станциях планировалось набирать в самой Японии, чтобы военные в борделе могли полностью расслабиться, воображая себя самураем в гостях у гейши. Командование одобрило проект Окамуры, и в том же 1932 году в префектуре Нагасаки была завербована первая партия женщин для работы на «станции утешения» в Шанхае.

Устройство подобных заведений сами военнослужащие восприняли на «ура». Вот только количество проституток было несоизмеримо меньше количества желающих «отдохнуть». Потому клиентами первых «станций утешения» стали, в основном, офицеры. Солдаты же были вынуждены довольствоваться редкими визитами, а то и вовсе оказывались «вне игры». Потому случаи сексуального насилия местных женщин продолжались.

Катализатором стремительного роста борделей для нужд Квантунской Армии стали массовые изнасилования, произведенные солдатами после захвата Шанхая и Нанкина в 1937 году. Командование осознало, что существующее количество борделей не снимает напряжения у их подчиненных, и в 1938 году их число стало быстро увеличиваться.

Но официально японское правительство и военное министерство старались дистанцироваться от порочной практики. Потому полномочия по создания борделей были переданы в частные руки. Но что-то и осталось под военным ведомством. Таким образом, «станции утешения» были разделены на три категории. В первую входили бордели под прямым управлением японского военного командования. Это были элитные учреждения, где работали смазливые молодые японки, клиентами которых были лишь старшие офицеры.

Вторая – самая многочисленная категория, это бордели, де-юре принадлежавшие частным лицам. Ими владели, приближенные к старшим офицерам, лица. Поставку «живого товара» в них осуществляли, как они сами, так и военные. А вот проведение еженедельного медицинского осмотра проституток целиком контролировали армейские врачи. Потому как эти станции предназначались исключительно для военных. В случае выявления сифилиса – самого опасного на тот момент венерического заболевания, девушек лечили мышьякосодержащим лекарством Сальварсаном, именуемым как «препарат 606». Этим же лекарством, но в повышенных дозах, медики избавляли девушек и от беременности. Плод просто не выдерживал агрессивного химиката и умирал в утробе. После чего забеременеть вновь не представлялось возможным. В случае, если матка женщины не отторгала плод, женщина могла умереть от сепсиса.

И все равно потребность в «станциях утешения» была настолько велика, что их число продолжало увеличиваться. Женщины из Японии, даже из сельской местности, не очень жаждали ехать в Китай или Корею для работы проституткой. Кроме того, они могли потребовать от работодателя каких-то элементарных условий труда и отстаивать свои интересы. Потому уже довольно скоро, основными работницами «станций утешения» стали девушки с оккупированных территорий.

Женщин часто привозили из лагерей для интернированных. Также на оккупированных территориях публиковались объявления о приёме на работу молодых женщин. Вербовщиками практиковался метод покупки дочерей у бедных родителей для работы «санитаркой особого типа на фронте». Какую на самом деле они должны были делать работу никто не объявлял. Уже на месте девушку ставили перед фактом, давая пару дней на обучение профессии. После чего она должна была выполнять план - «обслуживать» 30 солдат и офицеров в сутки.

Наконец, третья категория «станций утешения» - сугубо частные заведения, в которых при наличии денег и желания могли «обслужить», как военного, так и гражданского клиента. По разным оценкам всего через «станции утешения» прошли от 50 до 300 тысяч молодых женщин. Хотя оценки количества сексуальных рабынь варьируются от 20 тысяч (Япония) до 410 тысяч (КНР).

15-летняя уроженка города Моджогеданг с острова Ява Ваинем Моахи была увезена из дома для работы на ткацкой фабрике. Но кроме этой работы она была обязана не сопротивляться «желаниям», приходивших прямо в мастерские, солдат. Иногда Ваинем и ее подруг насиловали прямо на рабочем месте, но в большинстве случаев солдаты уводили их к себе в казармы.

Другая девушка Явы Мардия Кхетай на момент прихода японцев уже была замужем. Но это не спасло ее от позорной участи. Японский капрал забрал женщину из поселка под предлогом стирки одежды. Он выделил Мардие небольшую лачугу, где она и делала свою работу. Помимо которой капрал или его приятели заставляли ее заниматься с ними сексом. Вскоре она забеременела. Чтобы не рожать японского ребенка, девушка стала таскать корзину с камнями: «Когда я увидела кровотечение, то почувствовала облегчение. Судьба пощадила меня и спасла от позора, поскольку мне уже не нужно было рожать японского ребенка». В конце войны Мардие удалось бежать при перевозке. Своего мужа она больше не видела.

С началом отступлений японцев в 1943-45 годах, они предпочитали расстреливать сексуальных рабынь, дабы не оставлять улик преступлений. Потому после войны в Японии прошел показательный процесс только над 11 офицерами, которых обвинили в нарушении циркуляра содержать в борделях лишь вольнонаемных женщин.

В послевоенной Японии факт принудительной проституции, нехотя признавали (доказательства уж были железные), но предпочитали о нем не вспоминать. Впрочем, в 2011 году мэр Осаки и видный японский политик Тору Хасимото, возглавляющий "Партию реставрации Японии", однозначно оправдывал такое явление: "Массовое принуждение к проституции во время Второй мировой войны было необходимой мерой... Для солдат, которые рисковали своей жизнью в ситуации, когда пули вокруг были как дождь и ветер, был необходим отдых. Система женщин для утешения была необходимостью. Это понятно любому". Хотя другие официальные лица поспешили уверить, что это частное мнение, в самой Японии многие одобрительно восприняли слова Хасимото.

И вот, в ноябре 2015 г. премьер-министр Японии Синдзо Абэ, выступая в Сеуле на пресс-конференции, заявил: "В нынешнем году исполнилось 50 лет с момента нормализации южнокорейско-японских отношений. Учитывая это, мы договорились ускорить переговоры, направленные на скорейшее решение проблемы "женщин для утешения". Однако, переговоры шли тяжело. Японцы с трудом признавали собственные грехи. Две встречи - в ноябре и декабре 2015 г., посвященные этому вопросу, завершились провалом. Сеул настаивал на принесении ему извинений от имени правительства Японии и выплате компенсаций. Токио полагал, что все вопросы между двумя странами были улажены договором от 1965 года о нормализации отношений и компенсации уже выплачены.

Однако, обе страны были вынуждены сесть за стол переговоров в третий раз под нажимом их "лучшего друга" - США. В эпоху роста напряженности между КНР и США, последние стремятся исключить разногласия в стане своих азиатских союзников. И, надо отметить, что у американцев это получилось. 26 декабря 2015 г. Япония признала ответственность за сексуальную эксплуатацию корейских женщин в годы войны. Вот только формулировка заявления по-восточному неопределенна. Хотя ранее премьер-министр Японии Синдзо Абэ заявил, что «еще раз выражает свои сердечные извинения и сожаления тем, кто в качестве «женщин утешения», пострадал психологически и физически», то по результатам последних переговоров глава МИД Японии Фумио Кисида сказал, что чувствует «глубокую ответственность» за сексуальную эксплуатацию корейских женщин в годы Второй мировой войны. Хорошо, что японцы согласились на создание специального фонда помощи бывшим секс-рабыням. Предполагается, что размер ежегодного финансирования фонда компенсации для жертв принудительной проституции составит около 8,3 миллиона долларов. Правда, в живых бывших "женщин утешения" осталось всего ничего - 47 человек, а их средний возраст - 90 лет. Но лучше поздно - чем никогда

А сегодня про "досуг" Японской армии:

1932 году в руки генерал-лейтенанта Ясудзи Окамуры попали 223 доклада об изнасилованиях местных женщин японскими солдатами на оккупированной территории Китая. В связи с этим генерал-лейтенант обратился к командованию с предложением о создании «станций утешения», обосновав это тем, что «станции создаются для уменьшения антияпонских настроений, возникавших на оккупированных территориях, а также ради необходимости не допустить снижения боеспособности солдат из-за появления у них венерических и других заболеваний».
Первая «станция утешения» была открыта в 1932 году в Шанхае, куда брались на работу женщины-добровольцы из Японии. Однако со временем число станций увеличилось, а вместе с этим вырос спрос. Тогда женщин стали привозить из индонезийских и филиппинских лагерей для интернированных, а также на оккупированных территориях публиковались объявления о приёме на работу молодых женщин.
По разным подсчётам через «станции утешения» прошло от 50 до 300 тыс. молодых женщин, многие из которых были моложе 18-ти лет. До конца войны дожила лишь четвёртая часть из них ввиду ужасных условий существования; они обслуживали по 20-30 солдат в день.
Неважно, утро было или день, - один солдат выходил, другой тут же входил. Мы пытались отговорить друг друга от суицида, но случаи всё же были. Некоторые воровали у солдат опиум и принимали его в больших количествах, погибая от передозировки. Другие пачками принимали незнакомые лекарства, надеясь, что это прервёт их жизнь. Третьи вешались на своей одежде в туалете.
- одна из бывших «женщин для утешения» Пак Кумджу
Еженедельно женщины проходили медосмотр на предмет венерических заболеваний. Бывали случаи, когда военные доктора сами насиловали здоровых. В случае заражения им вводили «препарат 606». Беременным женщинам тоже вводили этот препарат с целью спровоцировать выкидыш. Препарат обладает нежелательным побочным эффектом, что впоследствии исключало возможность родить здоровых детей или вообще родить.
Количество «станций утешения» росло, покрывая всю территорию Японской империи. 3 сентября 1942 года в сообщении на заседании руководителей министерства армии указывалось, что:
В Северном Китае находится 100 «станций утешения», в Центральном Китае - 140, в Южном - 40, в Юго-Восточной Азии - 100, в Южных морях - 10, на Сахалине - 10.
Всего 400 «станций утешения».
Однако с появлением «станций утешения» случаи изнасилований местных женщин не прекратились, поскольку за каждый визит солдатам нужно было платить.
«Станции утешения» были разделены на три группы. Первые находились под прямым управлением японского военного командования. Вторые, самые большие по численности, формально контролировались частными лицами, но де-факто находились в подчинении военных. Третьи же были в частных руках и туда пускали как военных, так и обычных японцев. «Станции утешения» прекратили своё существование с поражением и уходом японцев с оккупированной территории.
Женщины для утешения - эвфемизм, вошедший в употребление в годы Второй мировой войны для обозначения китайских, корейских, тайваньских и японских женщин, которые были принуждены работать в военных борделях («станциях утешения») для удовлетворения сексуальных потребностей японских солдат. Оценки количества «женщин для утешения» варьируются от 20 тысяч (японские данные) до 410 тысяч (китайские данные).
По поводу характера и масштабов этого явления в японской, китайской и корейской историографии идёт полемика. Японские историки, как правило, подчёркивают сугубо частный и добровольный характер проституции. Китайские историки указывают на факты похищения и насильственного принуждения девушек к проституции на «станциях утешения», свидетельствующие о прямом умысле на совершение данных преступлений со стороны японского командования.
В 1990-е гг. японское правительство несколько раз приносило извинения за вовлечение женщин в проституцию, однако в финансовой компенсации им отказывало. 2 марта 2007 года японский премьер-министр Синдзо Абэ заявил, что организованный характер массового вовлечения женщин в проституцию не доказан, однако под нажимом американского посла уже 26 марта выразил сожаление по поводу нарушений прав человека, которые имели место на «станциях утешения».
После разразившегося в марте 2007 года в связи с заявлениями Абэ международного скандала Палата представителей США приняла 30 июля резолюцию, призывающую Японию принять на себя историческую ответственность за содержание «станций утешения». В ноябре 2007 года подобную резолюцию приняла нижняя палата канадского парламента, в декабре - Европарламент.

По различным оценкам, до 200 тысяч корейских женщин содержались в качестве «женщин для утех» в японских военных борделях. С 1910 по 1945 годы Корея была японской колонией, и ее жителей вынуждали учить японский язык, а это означало, что корейских женщин было легче использовать – и общаться с ними – по сравнению с женщинами других национальностей.

Учебники по истории в Японии ничего не рассказывают об этих эпизодах, и есть немало японских политиков, которые продолжают утверждать, что женщины работали в публичных домах добровольно. Один националистически настроенный мэр в Японии недавно заявил, что использование женщин для утех в годы войны было «необходимостью».

Как рассказывается в статье, опубликованной Люси Уильямсон на Би-би-си, в Южной Корее пожилые женщины, когда-то вынужденные работать в военных борделях японской армии, доживают свои дни в доме престарелых рядом с необычным музеем, в котором рассказано об их страданиях.

Самой младшей жительнице дома сейчас 84 года, но все они говорят, что во время Второй мировой войны были сексуальными рабынями в публичных домах японской армии.

Двадцать лет назад правительство Японии публично извинилось за действия японской армии в Корее. В том заявлении говорилось, что «японская армия прямо и косвенно участвовала в учреждении и эксплуатации публичных домов и поставкой в них корейских женщин, часто против их воли».

200 тысяч кореянок, угнанных японцами в «походные бордели» – это девушки и молодые женщины, способные рожать детей. Вначале правительство и военщина Японии заманивали их добровольно под предлогом получения работы, но в дальнейшем их стали похищать и насильно угонять в бордели.

Приводятся показания бывшего члена Общества чернорабочих «Ямагути», японца Иосима Сеити о жестокости охоты за кореянками: «Я был охотником за кореянками в походные бордели для полового развлечения японской солдатни. Туда под моим командованием угнали более 1000 корейских женщин. Под надзором вооруженных полицейских мы пинали ногами сопротивлявшихся женщин, отбирая у них грудных детей. Отбрасывая двух-трехлетних детей, бегущих за матерями, мы насильно толкали кореянок в кузов грузовика, и в селах поднимался переполох. Мы посылали их как груз в товарняках и на судах в командование войсками западной части. Бесспорно, мы не набирали их, а угоняли насильно. Мы только в Корее насильственно угоняли женщин в походные бордели.

«Одну кореянку в сутки насиловали в среднем 20-30, даже более 40 японских офицеров и солдат, а в мобильных борделях – более 100. Многие кореянки трагически погибли из-за полового насилия и жестокого притеснения японскими садистами. Раздев наголо непослушных кореянок, они катали их по доскам с большими гвоздями, вбитыми вверх острием, и отрубали мечом их головы. Они душили женщин, отрезали конечности, вырезали глаза и груди, распарывали живот беременных. Их чудовищные злодеяния превышали все человеческие представления».

Сложно сказать, насколько правдивы эти цифры, физиологически женщина не может выдержать 100 насилий, а мертвых, надо полагать, японские солдаты все же не насиловали. Если правда скрыта, простор домыслам не ограничен!

Об этих сексуальных зверствах стало кое-что известно только в 80-е годы прошлого столетия. Корейские женщины, прошедшие этот ад, либо сошли с ума, либо скончались, а выжившие хранят упорное молчание.

Другой частью этой "стратегии" было превращение женщин из оккупированных стран в сексуальных рабынь для японской солдатни. Это были тоже не единичные случаи, а государственная программа, осуществляемая японскими военными в оккупированных странах. И сегодня японские власти имеют наглость отрицать, что эта позорная практика имела место. Несмотря на то, что множество эпизодов было задокументировано, а некоторые ее жертвы выжили и смогли обвинить своих мучителей.

Пак Ён Сим – одна из корейских женщин, похищенная в «походные бордели» для японских солдат, что уже широко известно всему миру. Ей была навязана участь сексуальной рабыни до поражения Японии в войне. Вот ее свидетельство:

«В 14 лет я была продана в ателье одежды в квартале Хупхо портового города Нампхо (у Корейского Западного моря) и работала там кухаркой, а к марту 1938 г. попала на японскую «реквизицию девушек».

Японский рядовой полицейский насильственно конвоировал меня и 22-летнюю девушку в Пхеньян. В Пхеньянском вокзале, вижу, уже были 15 корейских женщин. Сначала в закрытом вагоне, а потом на машине увезли нас в китайский город Нанкин. Там было много японских казарм, а на улице Цзиньсюи – походный бордель, расположенный в трехэтажном доме. Здесь началась моя позорная жизнь сексуальной рабыни. Каждая комната была в размере 2x2,5 м, вокруг дома – заграждение из колючей проволоки". В первый же день прибытия несчастная была жестоко изнасилована, а в дальнейшем "клиентов" в сутки в среднем 30 солдат. То есть, сексуальных рабынь насиловали практически непрерывно. "Японские солдаты все, как один, бросились на меня, как злые звери. Если кто-то пытался сопротивляться, то немедленно следовало наказание: били ногами, кололи ножом. Или, если "проступок" был велик - рубили мечом голову...

Истощенных и заболевших, убивали и бросали в реку.

Походный бордель был кромешный ад. Через года три меня перевезли в Шанхай, а оттуда – в Рашу под Рангуном в Бирме. Там под именем «Вакахару» мне пришлось обслуживать японских пехотинцев и танкистов. Через два года опять перевезли практически на линию фронта – на границу Бирмы и Китая. Каждый день под грохот снарядов и бомб я была вынуждена удовлетворить сексуальную прихоть десятков японских солдафонов. Почти все женщины, угнанные сюда в походные бордели, погибли от заболеваний, избиения и бомбежки.

Потом едва уцелевшие корейские женщины вместе с солдатами разбитой японской армии были направлены в лагерь для военнопленных в Куньмине Китая.

Позже я вернулась на родину, но калекой – из-за болезни сердца и расстройства нервной системы по ночам мечусь в бреду. Каждый раз, когда поневоле вспоминаются те страшные дни, все тело дрожит от жгучей ненавистью к японцам.

Я жила, не зная ни семейного счастья, ни радости матери-роженицы. Думая о своем злосчастном прошлом, в моей памяти воскрешает множество соотечественниц, которые на чужбине подвергались всяким мучениям и стали неприкаянными душами. Тем более, что японское правительство бесстыдно устраивает всякие интриги, пытаясь скрыть свои преступления в тени истории.

Я призываю совесть мира оказать давление на японское правительство, чтобы оно признало преступления прошлого, взяло ответственность за них, и постаралось компенсировать понесенные страдания невинных людей».

Следует отметить, что есть свидетельства не только жертв, но и палачей - то есть японских граждан. Так, Сэйдзи Ёсида раньше служил в "обществе трудового служения государству", что было вспомогательной организацией японской полиции. В своих воспоминаниях на тему «Я так ловил корейцев», «Японцы и корейские женщины в «походных борделях» он свидетельствовал, как оккупанты угоняли корейских женщин в «походные бордели» для своих солдат (как впрочем, и женщин из всех других захваченных ими стран).

В интервью с корреспондентом японской газеты «Хоккайдо симбун» он признался:
«Я был непосредственно причастен к захвату корейских женщин для походных борделей, был охотником за рабами в буквальном смысле этого слова. По моей команде свыше 1000 корейских женщин были угнаны в бордели.
Происходило это так: мы прибывали в очередную деревню, и выгоняли всех женщин на улицу под контролем вооруженных полицейских. Если кто-нибудь пыталась бежать или сопротивляться, то ее сбивали с ног деревянным мечом. Не обращая внимания на слезы и крики, загоняли их палками в машины. Девушка это, или замужняя женщина, мать семейства, это никого не интересовало. Помнится, какую-то женщину забрали от грудного ребенка. А когда один 2- или 3-летний ребенок со слезами следовал за своей мамой, его подняли и с силой и бросили наземь. По правде говоря, речь шла не о "вербовке", а насильственном захвате женщин...»

Немало подтверждений позорной практики японской военщины имеется и среди документов союзников. Госархив США рассекречивает и публикует все новые доказательства захвата женщин в походные бордели для японских солдат.

Недавно была оглашена документация штаба генерала Макартура от 1945 г., подтверждающая эти преступления.

Документ «Учреждение аппаратов для развлечения японских солдат» был составлен 15 ноября 1945 г. от имени главного командующего объединенными войсками Макартура. В нем написано, что японские торговцы в Корее по предложению командования японских войск угнали корейских женщин в походные бордели для солдат в Бирме и других местах. При этом они действовали с разрешения и по прямому указанию японской армии…

Однако в Токио в упор не видят эти доказательства, и продолжают отрицать очевидные факты.

Отметим, что в силу ряда причин, Японии удалось уйти от ответственности за ряд преступлений, и избежать процедуры, подобной "денацификации" в Германии.

THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама