THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама

В Федеральных государственных требованиях отмечается, что часть программы, формируемая участниками образовательного процесса… должна отражать специфику национально-культурных… условий, в которых осуществляется образовательный процесс. Таким образом, новый нормативный документ активизирует переосмысления культурного содержания в региональном , учитывая при этом, что специфика региональной культуры строится не только на общих процессах, происходящих в образовании и культуре, но и на развитии детей как представителей региона, с одной стороны, и как носителей местной культуры — с другой стороны.

Дошкольный период является благоприятным для погружения ребенка в истоки региональной культуры, включения его в углубленное человекознание, для пробуждения в нем потребности в познании окружающих условий, общего для всех жизненного пространства, для интегрированного усвоения местных историко-культурных и климатических особенностей, конкретных традиций, национальных, географических, и регионально-культурных особенностей своей социальной среды.

Национально-региональный компонент (родная природа, культурное наследие — памятники архитектуры, искусства, декоративно-прикладного искусства, художественно-ремесленные традиции, язык, обряды, фольклор, народные игры и др.) в помогает детям ощутить и сознать свою принадлежность к своей «Малой Родине», к своему дому, воспринимая всю полноту ближайшего окружения, усваивая при этом общечеловеческие и национальные ценности в духовном, материальном и морально-эстетическом плане.

Задача современного — заложить нравственные основы в детях, которые сделают их более устойчивыми к нежелательному влиянию, посеять и взрастить в детской душе семена любви к родному дому, к истории родного края, созданной трудом родных и близких людей, тех, кого зовут соотечественниками. Эти идеи становятся источниками создания вариативных программ нравственно-патриотической направленности.

Система и последовательность работы с детьми по приобщению их к русской национальной культуре и истории родного края может быть представлена следующим образом:

Блок «Вместе дружная семья» призван помочь ребенку понять связь времен, историю своей семьи, вызвать чувство гордости за своих предков, развивать интерес к своей генеалогии, к исследованию национальных, сословных профессиональных корней своего рода в разных поколениях; расширять знания об окружающем мире; воспитывать бережное отношение к живой природе и уважительное отношение к труду взрослых.

Блок «Моя малая Родина» предполагает работу с детьми по ознакомлению с родным краем. Дети получают знания о природе и животном мире края, о заповедных местах, героическом прошлом родного города, знакомятся с гербом и другими символами города (поселка). Наличие памятников архитектуры, достопримечательностей определяет необходимость исторического экскурса в прошлое города. Развитие народных промыслов также уходят своими корнями вглубь истории. Дети знакомятся с традиционно-кустарным искусством области: для конкретной области это свои промыслы. На занятии дети получают информацию и о людях, которые прославили родной край, знакомятся с их родословной.

Блок «Широка страна моя родная» — самый объемный раздел, который предполагает, что ребенок, владея определенными знаниями о родном крае, стране, знакомится с истоками зарождения нашей прародины — Древней Руси, с ее бытом, укладом жизни, национальной самобытностью русского языка, традиционными ценностями, народным календарем. Впечатления о полученных знаниях дети отражают в художественно — продуктивной деятельности.

Система национальных ценностей создает смысловую основу пространства духовно-нравственного развития личности. В этом пространстве снимаются барьеры между отдельными учебными предметами, между школой и семьей, школой и обществом, школой и жизнью.

Создание единого образовательного пространства с учетом региональной специфики должно охватить дошкольные и школьные учреждения, учебные заведения, социальные и культурные учреждения, комплексы в их взаимосвязи. В таком контексте именно образование будет выступать как одно из важных средств развития региона.

По материалам Н.В. Рудской, ведущий специалист — эксперт отдела комитет образования города Курска

Ч. 1

Реализация регионального компонента

в образовательном процессе МДОУ«Детский сад №3 «Незабудка»,

г.Котласа Архангельской области.

Заведующий Никитина Л.Ю.

« Любовь к родному краю, родной культуре,

родной речи начинается с малого – любви к

своей семье, к своему жилищу, к своему детскому

саду. Постепенно расширяясь, эта любовь

переходит в любовь к родной стране, к ее

истории, прошлому и настоящему. Всему

человеческому.»

Д.С.Лихачев

На основании приказа № 655 от 23.11.09г. «Об утверждении и введении в действие Федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования» определяется ориентированность образовательной области «Социализация» на достижение целей освоения первоначальных представлений социального характера через реализацию задачи: формирование гражданской принадлежности, патриотических чувств. Одним из средств решения данных задач является введение в образовательный процесс регионального компонента.

Для работы по данному направлению в нашем дошкольном учреждении выработаны условия, необходимых для организации инновационной деятельности по краеведческому развитию детей:


  • Программно - методическое обеспечение: сочетание комплексной образовательной программы Н.Е. Вераксы «От рождения до школы», с программой «Посмотри как хорош, край в котором ты живешь» С.Н.Брызгуновой и новых эффективных технологий.

  • Перспективное планирование.

  • Развивающая среда, как условие для успешной реализации программы «Посмотри, как хорош край, в котором ты живешь», проекта «О чем расскажет старая фотография».

  • Взаимодействие с родителями.

  • Установка связей с социумом и учреждениями дополнительного образования, культуры.

За последнее время все большее распространение приобретает взгляд на региональный компонент как на важнейшую ценность, интегрирующую не только социальным, но и духовно-нравственным, идеологическим, культурно - историческим, и другими компонентами.

В программе «От рождения до школы» под редакцией Н.Е.Вераксы на основе расширения знаний об окружающем, стоит задача- воспитывать патриотические и интернациональные чувства, любовь к родному краю, Родине, через область «Социализация», в области «Познание» - знакомить с родным городом, а через раздел «Культурно - досуговая деятельность» - расширять представления о государственных, народных и православных праздниках. Поэтому мы представляем 2 часть ОО Программы , формируемую участниками образовательного процесса, которая отражает: специфику национально-культурных, демографических, климатических условий, в которых осуществляется образовательный процесс, который проходит как интеграция через другие области.

Воспитание любви к Родине у ребенка начинается через эмоциональное восприятие окружающего мира, непосредственное взаимодействие с ним и накопление определенного социального опыта именно в том месте, где он родился и растет. Это база для формирования гражданственности и патриотических чувств.

Поэтому проблему регионализации образования необходимо решать с дошкольного детства, осуществляя воспитательно-образовательную работу с детьми с учетом следующих принципов :


  • принципа постепенности , реализация которого предполагает постепенный переход от более близкого (дома, семьи) к менее близкому (культурно-историческому материалу);

  • принципа деятельности , благодаря которому ребенок должен находиться в постоянном процессе познания, открытия новых знаний и закрепления уже полученных;

  • принципа развивающего обучения , через который задачи регионального содержания реализуются через деятельность каждого ребенка, в зоне его ближайшего развития;

  • принципа непрерывности , который предполагает то, что социально-личностное развитие не заканчивается только единичными какими-то образовательными ситуациями, а продолжается в совместной деятельности педагогов и детей, в различных видах детской деятельности;

  • принцип историзма , реализуется путем сохранения хронологического порядка описываемых явлений и сводится к историческим понятиям: прошлое/давным-давно/ и настоящее/в наши дни/. Это обусловлено не сформированностью у дошкольников исторического сознания.

  • принципа гармоничности образования , предполагающего взаимодействие ребенка с различными сферами деятельности: игрой, родным языком, изобразительным искусством, музыкой и т.д.;

  • принципа интеграции , который позволяет интегрировать образовательное содержание при решении воспитательно-образовательных задач и который является основополагающим в ФГТ, так как без него невозможна полноценная организация образовательной деятельности детей.
Воспитание патриотических чувств начинается с любви к своей семье, малой Родине, дому, в котором родился и живет человек, т.е с ближайшего окружения.

По мнению многих социологов на современном этапе наблюдается разрыв между поколениями, утрачивание семейных традиций, застой народной культуры и народного творчества. Эти факторы отрицательно влияют на формирование патриотических чувств у детей, чувства гордости за свою Родину, за свой народ, свою малую родину. Поэтому

Цель нашего дошкольного учреждения по реализации регионального компонента является : развитие познавательного интереса к истории Родного края и воспитание чувства любви к своей малой родине.

Задачи:


  1. Приобщать детей к традициям Северного края, формировать представления об истории родного города, героях-котлашанах, достопримечательностях города Котласа, знаменитых людях и коллективах, работающих на предприятиях нашего города.

  2. Формировать умение ориентироваться в ближайшем природном и социальном окружении, способствовать проявлению интереса детей к истории, культуре родного края.

  3. Развивать у детей эмоционально-ценностное отношение к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу, природе.
В течение многих лет наше дошкольное учреждение работает над реализацией регионального компонента в образовательном процессе ДОУ. Работа проводится последовательно, в определенной системе. Проведя анализ годового планирования, пришли к следующим результатам: в период с 2009 по 2012 учебный год были запланированы и проведены следующие мероприятия(эпизод)

Год

Задача

Формы работы

Работа с родителями

2012-2013 гг.

1.Совершенствовать систему работы в ДОУ по реализации регионального компонента в образовательном процессе.

Педсовет « Реализация регионального компонента в образовательном процессе ДОУ»

Консультация «Воспитание у дошкольников культуры народных традиций»

Семинар- практикум «Северные росписи»

Выставка работ детей, воспитателей, родителей «Посмотри, как хорош, край в котором ты живешь»»

Выставка русского валенка
Участие в городском конкурсе «Родная сторонушка».


Анкетирование родителей.

Родительское собрание «Семейные увлечения»

Конкурс блюд с дегустацией «Бабушкины рецепты

Анкетирование родителей


2012г. Ежегодное участие в туристической игре «Папа, мама я-туристская семья», участие в городском конкурсе «Знатоки-туристята»-3 место,

С 2012-15 гг . дошкольное учреждение работает над единой методической темой ««Реализация регионального компонента в образовательном процессе МДОУ № 3 «Незабудка».

В дошкольном учреждении разработан перспективный план по реализации регионального компонента во все возрастных группах.(Эпизод персп.плана)

Календарно-тематическое планирование 2-я младшая группа.



Тема


Форма

День знаний

  • «Милости просим, гости дорогие»

  • Первое посещение детьми русской избы. Знакомство с ее хозяйкой. Знакомить детей с домом и предметами домашнего обихода, мебелью, бытовыми приборами. Дать первые представления о родной стране. Знакомит с родным городом (названием, его достопримечательностями) Знакомить с видами транспорта, с правилами поведения. Формировать представлений о правилах дорожного движения.

«Угощаем всех чаем», чаепитие с родителями.

Экскурсия вокруг детского сада


Осень

  • Расширять представления детей об осени (сезонные изменения в природе, одежда людей, участок д/с), об уборке урожая в садах и на полях. Знакомство с правилами поведения на природе. Замечать красоту природы. Расширять представления о домашних и лесных животных и птицах. Знакомство с сундучком, в котором живут загадки об овощах.

  • «Солнышко» (Лешуконский район, Архангельская область).

  • «Чудесный сундучок».

Развлечение

«Что у осени в корзине?»
Русская народная игра

Д /игра


С детьми старшей группы реализуется проект «О чем расскажет старая фотография»

Цель проекта : Приобщение дошкольников к истории и культуре родного города, местным достопримечательностям, воспитание любви и привязанности к родному краю.

Задачи проекта:


  • Дать знания об историческом прошлом и культурном облике родного края.

  • Осуществлять ознакомление детей с историческим, культурным, географическим, природно-экологическим своеобразием родного края.

  • Развивать бережное отношение к родной природе.

  • Воспитывать чувство гордости за своих земляков, эмоционально –ценностное отношение к родному краю.
Задачи проекта «О чем расскажет старая фотография» реализуется через НОД: Экскурсии в музей «Как жили люди в старину», «Как рубашка в поле выросла», «Земляки –герои войны», « О чем расскажет паровоз?», экскурсию в редакцию газеты «Вечерний Котлас»,игровую деятельность «Игры старины», «Игры народов Севера», мастер –класс в ДДТ «Северная кукла», развлечения «Посиделки у бабушки Агафьи», «Традиции и обряды северного края»

Эпизод календарно-тематического планирования по проекту,

старшая группа.


Раздел области

Содержание регионального компонента

Форма

Познание

Социализация


История города

  • Осуществлять ознакомление
детей с историческим, культурным, географическим, природно-экологическим своеобразием родного края.

  • Развивать бережное отношение
к родной природе.

  • Воспитывать чувство гордости
за своих земляков, эмоционально –ценностное отношение к родному краю.

Чтение:

«История Котласа в рассказах для детей»


Создание фотоальбома: «Прошлое и настоящее города Котласа»

Развлечения: «Посиделки у бабушки Агафьи»(игры старины), «Край наш Северный»

Мастер –класс : куколка –оберег

Экскурсии в музей : Экскурсия по городу «О чем расскажет старая фотография», «Как рубашка в поле выросла», «О чем расскажет паровоз»,«Земляки –герои войны»

Дидактические игры : «Чей портрет?», «Мой город»

Выставки : «Посмотри, как хорош, край, в котором ты живешь»

Видеотека «Создание слайд фильма о старом и современном городе»

Презентация «Родной город Котлас»

Работа с родителями : «Оформление папки –передвижки на тему «Край родной, любимый»


Предполагаемые результаты по работе по проекту «О чем расскажет старая фотография»:

    Результатом будет являться итоговая экскурсия по городу, где дети покажут свои знания по теме.

  • Активное участие и интерес детей в различных видах деятельности.

  • Нравственно-патриотические чувства к истории, культуре, природе родного края.

  • Развитие связной речи, обогащение словаря.
С 2003г. в дошкольном учреждении функционирует кружок «Рюкзачок», который посещают дети подготовительной группы, реализующий программу «Посмотри,как хорош,край в котором ты живешь» С.Н.Брызгуновой

Цель кружковой работы: формирование начал краеведческо-туриской деятельности детей старшего дошкольного возраста.Вся работа строится по циклам и временам года. В каждом цикле запланированы выходы, как в природную, так и в социальную среду

Региональный компонент: познакомить детей с родным краем по разделам программы:

Раздел « Мы - котлашане» . Темы для изучения: Родословие. Природное наследие. История города Котлас сегодня.

Раздел «Начала туристской техники» . Темы: Основы топографии. Ориентирование.

Азбука туристско - бытовых навыков.

Раздел «Уроки Айболита». Темы: Лекарственные растения нашей местности.

Ознакомление дошкольников с региональным содержанием может быть успешной в том случае, если педагоги обеспечивают активную познавательную, игровую, коммуникативную и художественную деятельность детей. (Слайд)

Формы организации краеведческо –туристской деятельности кружка «Рюкзачок»:


  • Учебная деятельность, ее формы: занятия познавательного цикла-по знакомству с бытом и историей Северного края, а так же тематические прогулки, экскурсии, «походы»…

  • Игровая деятельность: это сюжетно-ролевые игры, отражающие труд людей нашего города, общественно – бытовую, патриотическую тематику, дидактические игры.

  • Изобразительная деятельность: создание творческих работ на основе впечатлений от природного и социального окружения, оформление сезонных выставок, участие в общегородских выставках

  • Коммуникативная деятельность: беседы, разговоры,ситуации, интервью,обмен информацией, словесные игры, чтение художественной литературы,просмотр альбомов, иллюстраций,рассмотривание картин художников города Котласа,телепередач краеведческо-туристского содержания.

  • Познавательно -исследовательская: наблюдения в разное время года, знакомство с лесом, полем, парком, рекой, ручьем,экскурсии,экспериментирование,коллекционирование.

  • Познавательно –конструктивная деятельность: изготовление макетов микрорайонов города, улица города, ландшафтов:лес, тундра,

  • Туристская деятельность: ориентирование по плану группы, участка, туристические игры, встречи с туристами из ЦДЮТЭК, участие в городских соревнованиях «Папа, мама, я –туристская семья»
Музыкальная деятельность : праздники народного календаря, театрализованные развлечения (Слайд )

Разнообразная деятельность естественным образом связывает краеведческо –туристскую деятельность со всеми процессами развития личности маленького ребенка. Непосредственно образовательная деятельность направлена на развитие наблюдательности, любознательности, творческой активности детей. Каждый цикл завершается праздником по разделу программы.

Эпизод календарно-тематического планирования, кружок «Рюкзачок», подготовительная группа.


Раздел

Области


Содержание регионального компонента

Формы работы с детьми

Познание

Социализация


« Мы Котлашане»

  • Пробщать детей к традициям Северного края, формировать представления об истории города, героях-котлашанах, достопримичательностях родного города.

Чтение сказок: С.Писахова, рассказов Б.В.Шергина;

Создание фотоальбома : «Узнай мой город» (фотографии в видами старого и нового Котласа»

Викторина : по творчеству С Писахова.

Драматизация сказки «Громка мода» С Писахова.

Мастер–класс : «Ангелочек», «»Кукла-скрутка»

Экскурсии в музей : «Как жили люди в старину», «Северная изба»

Дидактические игры : «Знаменитые земляки»,»Узнай по модели»,»Собери здание».

Выставки : «Старый альбом», «Родной мой край»

Работа с родителями : оформление фотовыставки «Край родной, наш Край Северный»

Ожидаемые результаты и способы их проверки по освоению программы «Посмотри как хорош край, в котором ты живешь». Базовые знания.

*Социальная компетентность детей старшего дошкольного возраста к концу года обусловлена сформированностью представлений: об истории г.Котласа; о быте, одежде, ремеслах, игрушках северян в старину; о героях-котлашанах; о производствах г. Котласе, об адресах общественных зданий города, о «правилах туристят», снаряжении туриста, об организации привала, о способах транспортировки пострадавших; о пользе лекарственных растений нашей местности.

*Самостоятельность прослеживается в умении : экипироваться в туристское снаряжение; оказывать первую помощь при незначительных повреждениях в походе; ориентироваться по карте с помощью условных знаков; моделировать план группы, микрорайона по схеме и по памяти.

Способы проверки знаний и умений детей дошкольного возраста осуществляется с помощью мониторинга на начало и конец учебного года, кроме того, в конце года проводится итоговые занятия, познавательные игры по краеведческо-туристской деятельности.

Наравне с традиционными формами работы в работе по реализации регионального компонента используем инновационные методы и технологии:


  • Метод проектов: проект «О чем расскажет старая фотография», автор-воспитатель, Брызгунова С.Н.; «Здравствуй, это я», автор-воспитатель, Вяткина Н.И.; «Город Котлас – родной мой край», автор-заведующий МДОУ, Никитина Л.Ю..

  • Уголок русской избы, мини-музеи «Три богатыря», «Часы», «Куклы разных времен», «Лукошко», « Русской березки»;

  • Вернисаж - выставка картин художников города.
фотовыставка родителей и детей: «Посмотри, как хорош край, в котором ты живешь», «Старый альбом».

  • Художественное творчество с использованием росписей Северной Двины
Чайные сервизы «Пермогорский узор», Из папье-маше «Мезенский сервиз»

  • Использование компьютерных технологий в работе с детьми

  • Использование методики интегрированного обучения детей дошкольного возраста.
Интеграцию регионального содержания, осуществляемую в образовательном процессе ДОУ, можно представить следующим образом на примере некоторых форм работы (эпизод)

Модель предметно-развивающей среды ДОУ:


Мини-музеи

предметно-развивающая среда МДОУ

«Незабудка»



Центр краеведения и туризма


Фото-выставки


Передвижные выставки художников


Уголки

краеве-

дения


Уголок «Русская изба»


  • Уголок передвижной «Русская изба».

  • Мини-музеи «Три богатыря», «Часы», «Куклы всех времен», «Лукошко», «Музей русской березки».

  • Передвижные фотовыставки: «Посмотри, как хорош край, в котором ты живешь», «Старый альбом», «Наши путешествия», «Вот оно какое наше лето».

  • Вернисаж - передвижная выставка картин городских художников.

  • Групповые уголки по краеведению.

  • Центр краеведения и туризма «Рюкзачок» (Слайд)
Работа по краеведческому направлению невозможна без взаимодействия с социумом :


МДОУ «Детский сад №3 «Незабудка»


  • Центр народного творчества и ремесел

  • ЦДЮТЭК – центр туризма.

  • Дом детского творчества.

  • Детская библиотека имени А.А. Островского.

  • Котласский краеведческий музей.

  • Музеи Котласского района.

  • Выставочный зал Дома культуры железнодорожников.

  • Досуговый центр «Таусень», театр драмы.

  • МОУ ДОД «Школа искусств «Гамма». Важное место в работе ДОУ отводиться взаимодействию с родителями и вовлечение их в образовательный процесс:

  • Изучение и обобщение опыта работы МДОУ с семьёй по патриотическому воспитанию детей: «Увлечения семей детей», «Персональные выставки родителей»,»Семейные традиции»

  • Педагогическая пропаганда через СМИ: «Все что не известно, нашим детям интересно». «Рюкзачок» зовет в дорогу», «День рождения домового».

  • Педагогическое просвещение: родительские собрания, анкетирование, дни открытых дверей.

  • Фольклорные праздники, конкурсы и викторины.

  • Совместные мероприятия родителей с детьми: тематическая, интегрированная нод; конкурсы рисунков, фотографий и поделок; посещение персональных выставок; экскурсии в музеи города и района.
Таким образом, работа по реализации регионального компонента в рамках ООП позволяет сделать два основных вывода: во-первых, в период дошкольного возраста формируется личность ребенка, развитие которой можно моделировать на основе материала региональной культуры; во-вторых, поддержание интереса к традициям культуры родного края через разные виды деятельности позволяет раскрыть духовно-нравственный потенциал дошкольника. (Фильм).

«Маленькая Родина, все равно большая, ведь она единственная» Ж.Ренар(Слайд)
ч. 1


В соответствии с пунктом 2.6. ФГОС ДО содержание образовательной области «Социально- коммуникативное развитие» направлено на: -усвоение норм и ценностей принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности, развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками; -формирование основ безопасности в быту, социуме, природе. содержание образовательной области «Познавательное развитие» предполагает: -формирование первичных представлений о малой родине и Отечестве, о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, об особенностях природы.


Использование регионального компонента как одного из средств социализации дошкольников предполагает следующее: 1. Ознакомление дошкольников с родным краем в ходе реализации образовательной программы ДОУ. 2. Введение регионального компонента с учётом принципа постепенного перехода от более близкого ребёнку, личностно значимого (дом, семья) к менее близкому – культурно-историческим фактам. 3. Деятельностный подход в приобщении детей к истории, культуре, природе родного города, когда дети сами выбирают деятельность, в которой они хотели бы участвовать, чтобы отразить свои чувства и представления об увиденном и услышанном. 4. Взаимодействие с родителями. 5. Профессиональное совершенствование всех участников образовательного процесса (воспитателей, узких специалистов); 6. Обобщение опыта педагогической деятельности, изучение эффективности инновационной деятельности и ее результатов по основным направлениям работы с детьми, педагогами, родителями.


Цель: формировать первоначальные представления дошкольников об особенностях родного города. Задачи: - знакомить детей с особенностями и традициями города; - формировать представления о родном городе: истории, улицах, профессиях; - знакомить с именами знаменитых земляков; - формировать знания о живой и неживой природе города; - заложить основы нравственной личности, национальной гордости и национального самосознания.


Эффективное формирование у детей основ культурно-исторического наследия возможно при соблюдении следующих факторов: использование программ и технологий по краеведению; комплексное сочетание различных видов деятельности ребенка; создание условий для самореализации каждого ребенка с учетом накопленного им опыта, особенно познавательной, эмоциональной сферы; учет специфики организации и построения педагогического процесса; использование форм и методов, направленных на развитие эмоций и чувств.


Для эффективной реализации регионального компонента необходим ряд педагогических условий: Создание культурно-развивающей среды в ДОУ Подготовка педагогического коллектива к реализации регионального компонента дошкольного образования Организация эффективного взаимодействия дошкольного образовательного учреждения и социума Интеграция регионального компонента в образовательную деятельность Организация эффективного взаимодействия дошкольного образовательного учреждения и семьи.


Возрастные особенности усвоения программного материала дошкольниками по образовательной области «социально- коммуникативное развитие» (региональный компонент) 3-4 года 4-5 лет 5-6 лет 6-7 лет знает свое, имя, узнает и называет взрослых в жизни и на картинках, понимает, что у других детей тоже есть своя семья, родители знает свою фамилию, имя родителей, родственные связи и свою социальную роль, умеет вежливо обращаться по имени отчеству к педагогам; отмечает характерные изменения в природе; называет растения растущие на участке. называет домашний адрес, название города в котором он живет. знает имя и отчество родителей; их профессии, коротко рассказывает о них называет некоторые достопримечательности города,. называет объекты, находящиеся в микрорайоне детского сада; улицы, может самостоятельно определить маршрут от дома до детского сада на план-схеме и в пространстве, знаком с произведениями местных поэтов, художников. имеет общие представления об истории своего города, символике, традициях родного города


Подготовка педагогического коллектива к реализации регионального компонента дошкольного образования Начиная работу по региональному компоненту, педагог сам должен знать культурные, исторические, природные, этнографические особенности региона, где он живет, чтобы привить дошкольникам любовь и уважение к народным традициям своего региона.


Организация эффективного взаимодействия дошкольного образовательного учреждения и социума Современное дошкольное образовательное учреждение не может успешно реализовывать свою деятельность и развиваться без широкого сотрудничества с социумом на уровне социального партнерства (музеи, театры, фольклорные группы и т.п.)


Интеграция регионального компонента Большое место в приобщении дошкольников к культуре родного края занимают народные праздники и традиции, которые изучаются во время подготовки к календарно-обрядовым праздникам: Рождество, Новый год, Масленица, День птиц и др.






ТЕМАТИЧЕСКИЙ БЛОК « ГОРОД. ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТИ. ИСТОРИЯ» Задачи Темы и формы работы Формировать знания о родном городе, его культурных и исторических ценностях Знакомить детей с символикой города, его достопримечательностями Развивать познавательный интерес к истории родного края на основе краеведческого материала младший и средний дошкольный возраст тема «Где мы живем» Тема «Где мы живем» «Мой дом, моя улица» «Любимый детский сад» «Улицы родного города» «Жизнь города» Экскурсии начиная со 2 полугодия средней группы: вокруг детского сада, к зданиям, по улице города. Сюжетно-ролевые игры: Дом Семья Улица города Содружество с семьей Анкетирование «Знаете ли вы достопримечательности города» День открытых дверей Стенд «История одной фотографии»


Расширять знания детей о родном городе, его культурных и исторических ценностях. Продолжать знакомить детей с символикой города, его достопримечательностями, памятными местами города. Развивать познавательный интерес к истории родного края на основе краеведческого материала. Старший дошкольный возраст Тема «Где мы живем» Мой родной город, край Символика города Памятные места Путешествие в прошлое города Калининград - город будущего Экскурсии: Азбука пешехода В краеведческий музей К местам боевой славы Сюжетно-ролевые игры: Дом-семья Улица города Стройка Конкурсы: Рисунков «Калининград-город будущего» Изготовление макетов родного города» Содружество с семьей Анкетирование «Знаете ли вы свой город» День открытых дверей Стенд «История одной фотографии» Конкурс «Изготовление макета города», сотворчество родителей с детьми Семейный проект «Семейные традиции»


ТЕМАТИЧЕСКИЙ БЛОК «ПРИРОДА РОДНОГО ГОРОДА» Задачи Темы и формы работы Расширить, обобщить и систематизировать знания детей о природе участка ДОУ. Воспитывать с первых лет жизни социально-активную, творческую личность, способную понимать и любить природу Младший и средний дошкольный возраст Тема «Добро пожаловать в экологию» «Деревья вокруг нас» «Труд в природе» «Как птицы в городе готовятся к зиме» «Подкормка птиц» «Друзья леса. Что такое хорошо и что такое плохо» Акции Трудовые прогулки-акции Покормим птиц Содружество с семьей Конкурс «Скворечники для птиц»


Расширить, обобщить и систематизировать знания детей о флоре, фауне окрестностей города и о проблемах родного края. Воспитывать с первых лет жизни гуманную, социально- активную, творческую личность, способную понимать и любить природу, бережно относиться к ней, преобразовывать и приумножать её Старший дошкольный возраст Тема «Добро пожаловать в экологию» Беседа о домашних и диких животных Доктора леса. Для чего человек сажает лес? «Живая, неживая природа Калининградской области» «Влияние неживой природы на жизнь растений и животных в городе» Конкурс. Акция. Выставка «Фантазия» /поделки из природного материала/ Акция «Вторая жизнь бросового материала» Выставка рисунков «Природа родного города» Содружество с семьей Анкетирование «Что я знаю о природе родного края» Конкурс семейных традиций Туристические походы Субботник «Озеленение участков д/сада»


ТЕМАТИЧЕСКИЙ БЛОК «КУЛЬТУРА, ОТДЫХ, СПОРТ» Задачи Темы и формы работы Знакомить детей с русским фольклором, с мастерами художественных промыслов, с творчеством местных поэтов, композиторов, художников. Способствовать общему развитию ребенка на основе любви, интереса к культуре города. Тема «Приобщение к народным истокам, городским традициям» Младший и средний дошкольный возраст Знакомство с фольклором Чудесный русский сундучок Ярмарка Лавка ремесел Бабушкины сказки Дедушкины золотые руки Старший дошкольный возраст Чудо - чудное, диво – дивное (сказки, сказания и фольклор русского народа) Традиции русского народа Знакомство с творчеством местных поэтов, композиторов, художников Культурные и спортивные центры города Спорт-это здоровье Традиции родного города


Знакомить детей с русским фольклором, с мастерами художественных промыслов, с творчеством местных поэтов, композиторов, художников. Способствовать общему развитию ребенка на основе любви, интереса к культуре города и занятиям спортом. Формировать у детей навыки культурного поведения Экскурсии начиная со II полугодия средней группы: в художественную школу в музыкальную школу Календарно-обрядовые праздники Русские посиделки Коляда - открывай ворота Широкая масленица Пасха Городские традиции фестиваль детского творчества День города 1 июня – день защиты детей Содружество с семьей: совместные физкультурные и музыкальные досуги старинные семейные традиции конкурс рисунков, сотворчество родителей с детьми фотовыставка «Летний отдых»


При реализации регионального компонента большую роль играет организация проектной деятельности. «Достопримечательности Калининграда», «Почему так улицу назвали», «Солнечный камень», «Мой микрорайон» «Птицы Калининградской области» «Балтийское море» «Животные Калининградской области» «Красная книга Калининградской области» и др.


Для обеспечения реализации регионального компонента важно создать эстетически привлекательную образовательно-культурную среду, направленную, прежде всего, на обеспечение духовно-нравственного развития и воспитания детей в соответствии с требованиями ФГОС ДО.


Результативность работы по реализации регионального компонента предполагает, что в процессе формирования основ краеведения ребенок: приобретает определенную систему знаний о связи и взаимозависимости человека, животных, растительного мира и мира людей родного края, об особенностях общения человека с окружающим миром и воздействии этого взаимодействия на него самого; овладевает представлениями о себе, своей семье, своей принадлежности к определенной нации, элементарной историей своего рода; определяет свою социальную роль; имеет элементарные представления об истории родного города, его достопримечательностях; обогащает словарный запас, развивает память, мышление, воображение; учится рационально использовать навыки в самостоятельной деятельности; приобретает доброжелательность, чуткость, навыки сотрудничества в процессе общения друг с другом; развивает самостоятельность, творчество, инициативность;


Вывод: реализация регионального компонента в дошкольном учреждении, построенная в системе будет способствовать достижению следующих целевых ориентиров ФГОС ДО: - ребенок овладевает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства; -различает условную и реальную ситуации, умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам; -обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живет.


Литература: 1. Буре Р.С. Социально-нравственное воспитание дошкольников. Методическое пособие/ Р.С.Буре – М.:Мозаика-Синтез, – 80 с. 2. В. Колтаков «Из истории Липецкого края».- Воронеж: Центрально- Черноземное книжное издательство, А.С. Моргачев «Липецк. Страницы истории».- Липецк: Центрально- Черноземное книжное издательство, А. Березен «Земля наша Липецкая».- Воронеж: Центрально- Черноземное книжное издательство, «Искусство родного края». - Липецк: ЛИРО, Астахов В.В., Дюкарев Ю.В., Сарычев В.С. Заповедная природа Ли­ пецкого края. - Липецк: ООО «Фото-Проф-ТАСС», Шальнев Б.М., Шахов В.В. Мир детства. Родная культура: учебник- хрестоматия по краеведению Липецкой области для дошкольного и младшего школьного возраста. Рязань - Липецк: ГЕЛИОН, Шальнев Б.М., Шахов В.В. Липецкая энциклопедия: в 3-х т. - Липецк, Барадулин В.А. Основы художественного ремесла: в 2 ч. - М., Просвещение, 2010.

Приоритетным направлением работы дошкольных групп МДОУ центра развития ребенка- детского сада № 41 г. Сочи является:

  • изучение и максимальное использование благоприятных климатических, природных и культурных особенностей южного региона при проведении физкультурно-оздоровительной и воспитательно-образовательной работы, развитие физических качеств посредством дошкольной туристской подготовки, участие старших дошкольников в спортивной жизни города, в районных, городских, всероссийских соревнованиях, конкурсах, фестивалях, акциях; организация интеллектуальной, эмоциональной и физической активности как оптимальный вариант нравственно-патриотического и духовного воспитания дошкольников

Рабочая программа включает в содержание работы региональный компонент во всех видах детской деятельности:

Средствами использования региональных, муниципальных программ, авторизованных программ и опытов работы педагогов ДОУ города Сочи по ознакомлению детей с национально-культурными особенностями Краснодарского края, города, района и формированию духовно-нравственной культуры;

Через изучение и максимальное использование благоприятных климатических, природных и культурных особенностей южного региона при проведении физкультурно-оздоровительной и воспитательно-образовательной работы

Реализация регионального компонента осуществляется в старших группах в образовательной деятельности в режимных моментах

Региональный компонент предусматривает:

  • построение программы на местном (Краснодарский край, г. Сочи, районы г. Сочи) материале с целью воспитания уважения к своей малой родине;
  • приобщение ребенка к национальному культурному наследию: народным художественным промыслам, национально-культурным традициям, произведениям местных писателей, поэтов, композиторов, художников. Дети совместно со взрослыми познают традиции и обычаи народностей Сочи. Знакомятся с географическими особенностями города, с достопримечательностями города и районов;
  • развитие физических качеств посредством дошкольной туристской подготовки. Дети старшего дошкольного возраста участвуют в спортивной жизни города, в районных, городских, всероссийских соревнованиях, конкурсах, фестивалях, акциях.

Воспитательно-образовательный процесс осуществляется по авторским программам «Сочиведение для малышей», «Дошкольная туристская подготовка» (рецензия директора ЦДЮТиЭ Р.Р. Искакова, Зам. Директора по УВР Я.А. Кукава, ветерана туризма Кубани, действительного члена Географического Общества России, обладателя серебряной медали им. Семенова – Тяньшаньского, лауреата 1 городского конкурса авторских программ Э.Н. Гаврилюк)

Целью реализации программ является процесс, который предполагает :

Организацию интеллектуальной, эмоциональной и физической активности как оптимального варианта нравственно-патриотического и духовного воспитания дошкольников

– на примере ближнего природного и социального окружения ознакомления дошкольников с окружающим миром, помочь осознать своё место в нём средствами туристско-краеведческой деятельности

В связи с этим основными задачами являются :

В области образования :

Расширение и углубление знаний воспитанников по краеведению, достопримечательностях города, социальным навыкам;

Приобретение умений и навыков в работе с картой;

Приобретение специальных знаний по вопросам туристско-краеведческой деятельности, оказанию первой доврачебной помощи;

Развитие интеллекта ребенка, формирование наглядно-образного мышления, повышение качеств духовно-нравственного, патриотического воспитания подрастающего поколения;

Знакомство с проблемами экологии и охраны природы, охраны памятников истории, культуры.

В области воспитания :

формирование духовно-нравственного отношения и чувства сопричастности к родному дому семье, детскому саду, городу;

формирование духовно-нравственного отношения и чувства сопричастности к культурному наследию своего народа;

формирование духовно-нравственного отношения к природе родного края и чувства сопричастности к ней;

воспитание любви, уважения к своей нации, понимания своих национальных особенностей, чувства собственного достоинства, как представителя своего народа, и толерантного отношения к представителям других национальностей (сверстникам и их родителям, соседям и другим людям.)

В области физической подготовки :

Физическое совершенствование дошкольников – развитие силы, выносливости, координации движений в соответствии с их возрастными и физическими возможностями;

способствовать физическому развитию и оздоровлению

Выполнение в течение учебного года соответствующих нормативов, участие в соревнованиях по туризму и ориентированию в городской черте, участие в походах, в том числе многодневных)

Учить ориентироваться в природной и социальной среде обитания.

Данные задачи решаются во всех видах детской деятельности: на занятиях, в играх, в труде, в быту - так как воспитывают в ребенке не только патриотические чувства, но и формируют его взаимоотношения со взрослыми и сверстниками. Таким образом, решая задачи нравственно-патриотического воспитания, каждый педагог должен строить свою работу в соответствии с местными условиями и особенностями детей, учитывая следующие принципы:

"позитивный центризм" (отбор знаний, наиболее актуальных для ребенка данного возраста);

непрерывность и преемственность педагогического процесса;

дифференцированный подход к каждому ребенку, максимальный учет его психологических особенностей, возможностей и интересов;

рациональное сочетание разных видов деятельности, адекватный возрасту баланс интеллектуальных, эмоциональных и двигательных нагрузок;

деятельностный подход, развивающий характер обучения, основанный на детской активности.

Национально-культурный компонент реализуется по темам и составляет 20% основной общеобразовательной программы дошкольного образования центра развития ребенка- детского сада № 41 г. Сочи :

В тематический план программ включены следующие темы:

Географические характеристики:

Вводное занятие - чем интересны краеведческие путешествия (введение в курс обучения) ; чем и как будут заниматься, просмотр видеороликов, фотографий, слайдов о деятельности кавказского географического общества, об истории города, его районах, о животном и растительном мире и пр…) Районы Большого Сочи. Климат в Сочи. Население города Сочи. Сочи-город – курорт и столица зимних олимпийских игр.

Карта-схема города Сочи (изучение топографических знаков, изображение рельефа и его элементов на картах-схемах, топографических картах, чтение карт и работа с ними; применение компаса в походах; участие в зачетных соревнованиях по ориентированию). Реки и горы в Сочи, озера, водопады, пещеры Сочи. Населенные пункты. Достопримечательности Сочи и его районов.

Рельеф Сочи и горные породы.

Характеристика рельефа и горные породы (изучение рельефа и горных пород на выездных мероприятиях, музейная педагогика)

-История Хосты и Сочи

Знакомство с историческими событиями района и города, откуда произошли названия Хоста, Сочи, Кудепста, Мацеста. Легенды. Сочи и сочинцы во время Великой Отечественной войны. Организация и проведение юбилейных мероприятий, посвященных Дню Победы. Достопримечательности Хосты и Сочи. Посещение достопримечательностей – экскурсионных объектов и музеев с приобщением родителей. Участие в военно-патриотической игре «Зарница», конкурсах «Я – сочинец!», «Сочи и сочинцы во время ВОВ», участие в фестивалях песни «Камертон», этнических фестивалях, проведение народных и казачьих праздников Введенские ярмарки, Рождество Христово, Масленица, Светлая Пасха и пр. Встречи со знаменитыми жителями Хосты и Сочи. Постановка спектаклей, театрализованных игр, направленных на исторические события.) Бизнесс - мероприятия

Наш край

Ознакомление с Краснодарским краем. Чем знаменит Краснодарский край. Город и герб Сочи, Краснодара; участие в городских конкурсах по краеведению, экскурсиях, акциях, создание альбома и фотовыставки о любимом городе; проблемы охраны и сохранения природного единства в зонах отдыха и туризма и пр. Постановка спектаклей по легендам,«Край родной мой, край любимый», «На Кубани мы живем».

Моя семья и род.

Презентация семьи. Родословное древо. Создание личного альбома «Я и моя семья». Традиции народов, заселявших Хосту и Сочи. Традиционные российские религии. Встречи с представителями православной церкви. Сказания о народах. Народный фольклор. Театрализованные представления. Участие в семейных фестивалях, ярмарках и соревнованиях. Экскурсии в этнические музеи и храмы. Посещение семей семьями с целью приобщения к семейным традициям.

Чёрное море.

Географические характеристики. Богатства Чёрного моря. Легенды Черного моря. Растительный и животный мир Черного моря. Экологические проблемы Чёрного моря.

Участие в городском конкурсе «Черное море». Празднование Дня Черного моря. Постановка спектаклей, театрализованных игр. Благотворительные мероприятия.

Растительный мир Сочи.

Особенности растительности Сочи. Растения – экзоты. Растения – реликты. Ярусы леса. Растения – эндемики. Ядовитые и опасные растения. Лекарственные растения. Умение различать в гербарии, в рисунках, в прогулках-путешествиях лекарственные и ядовитые растения, грибы сочинского региона; «Зеленая аптека» - использование лекарственных и съедобных растений и пр. Посещение музея природы, парка Дендрарий, «Южные культуры» Фотовыставка. Постановка спектаклей, театрализованных игр. Посадка деревьев на территории ДОУ и дворовых площадок.

Животный мир .

Особенности животного мира Сочи. Каких животных можно встретить в лесу. Посещение музея природы и зоовольерного комплекса «Лаура», Аквариумов, Дельфинария. Охраняемые животные. Фотовыставка. Встречи с представителями Заповедника и «Заказника». Участие в акциях и конкурсах. Постановка спектаклей, театрализованных игр. Бизнес-мероприятия в защиту природы.

Охрана природы

Охрана природы. Экология и охрана природы. Заповедная природа - Красная книга Краснодарского края и Сочи. Правила поведения в природе. Помощь природе. Природоохранные акции. Участие в конкурсах «День Птиц», «День Земли», «День Воды», «Я - исследователь», «День Черного моря», Марш парков, «Наш дом – Земля» и пр. Постановка спектаклей, театрализованных игр.

- Изучение и охрана памятников истории, культуры, природы.

Знакомство с памятниками партизанам, «Вечный огонь», «Подвиг милосердия», Стела, Мацеста, Якорь – пушка, Н. Островскому, Маяк, Народный дом, библиотека им. Пушкина, тисо-самшитовая роща и пр. Возложение цветов, участие в охранных мероприятиях с приобщением родителей. Фотовыставка и выставка рисунков. Встречи с ветеранами ВОВ и краеведами- историками, жителями Хосты и Сочи. Постановка спектаклей, театрализованных игр, направленных на исторические события.

- Музейная педагогика .

Создание мини-музея в дошкольном учреждении. Сбор экспонатов с приобщением родителей и беседы в мини-музее по темам «История Хосты», «Мой город – самый лучший!», «Народный быт», «Природные богатства Сочи», «Сочи и сочинцы во время ВОВ», « Сочи – город-госпиталь», « Сочи Олимпийский». Составление рассказов о городе, районе, крае. Экскурсии в музеи истории, краеведения, спортивной славы, казачества, музеи природы с приобщением родителей. Фотовыставки. Картинная галерея по тематике мини-музея.

Повторение материала.

Повторение тем на конкурсах, викторинах, экологических праздниках. Участие в семейном фестивале « Мой город – самый лучший!», «Возьмемся за руки, друзья!»

Исходя из целей и задач, сформулированных в программе, используются следующие методы и формы работы:

Совместная деятельность с детьми: непосредственно образовательная и образовательная деятельность в режимных моментах;

Самостоятельная деятельность с детьми;

Взаимодействие с семьями воспитанников по реализации задач национально-культурного компонента;

Создание предметно-развивающей среды для реализации поставленных задач

Поисково-исследовательский метод (самостоятельная работа детей с выполнением различных заданий на экскурсиях и в походах),

Метод самореализации через различные творческие дела, участие в соревнованиях, походах, экскурсиях;

Метод контроля: врачебный, самоконтроль, контроль качества усвоения программы, роста динамики спортивных показателей;

Метод комплексного подхода к образованию и воспитанию, предполагающий единство нравственного, физического, эстетического и других форм воспитания.

Для реализации программы могут быть использованы разнообразные формы работы: различные игры (спортивные эстафеты по преодолению препятствий - «туристская полоса», ролевые игры по ориентированию «Найди клад», «Ориентирование по легенде» и др.), викторины, конкурсы, проведение дней здоровья, экскурсионные выходы, походы выходного дня.

Формы и виды контроля : конкурсы, викторины, игры, соревнования.

Промежуточные результаты освоения тематических блоков

6 лет

Любознательный, активный

Задает вопросы поискового характера. Интересуется новым неизвестным в окружающем мире. Называет и показывает город Сочи, Черное море на карте, отмечает их уникальность, называет качества морской воды (чистая, соленая, прозрачная, лечебная).

Называет по представлению или с помощью картинок некоторых обитателей Черного моря. Отгадывает и сочиняет описательные загадки о предметах и объектах природы. Узнает на картинках и называет растения -эндемики., первоцветы, растения, занесенные в Красную книгу.

Эмоционально-отзывчивый

Выражает восторг, удивление, восхищение при изучении обитателей моря. Выражает положительные чувства при рассматривании природы города Сочи в альбомах, при просмотре слайдов, видеофильмов. Откликается на эмоции близких людей и друзей, сопереживает персонажам легенд, историй, рассказов. Эмоционально реагирует на произведения изобразительного искусства, музыкальные и художественные произведения, мир природы. Мотивирует свое отношение к Хостинскому району, городу Сочи, Черному морю.

Составляет несложные рассказы о растительном и животном мире Сочи и Чёрного моря. Ребёнок адекватно использует вербальные и невербальные средства общения, владеет диалогической речью и конструктивными способами взаимодействиями с детьми. Составляет несложные рассказы с помощью иллюстраций.

Способный решать интеллектуальные и личностные задачи, адекватные возрасту

Устанавливает связи между растительным и животным миром (ярусы леса)с помощью наглядной модели. Проводит опыты, эксперименты с морской и речной водой. Ребенок способен предложить собственный замысел и воплотить его в рисунке, постройке, рассказе.

Имеющий первичные представления о себе, семье, обществе, мире и природе

Ребенок имеет представление о флоре и фауне Черного моря, города Сочи, температуре воды и воздуха; почетных жителях Сочи, специальностей родителей.

Овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности/

Самостоятельно выполняет пошаговую инструкцию взрослого, при затруднении обращается за помощью к взрослому.

Итоговые результаты освоения тематических блоков

7 лет

Любознательный, активный

Задает вопросы поискового характера. Интересуется новым неизвестным в окружающем мире. Называет и показывает город Сочи, Черное море на карте, отмечает их уникальность

(море - двухслойное, нижний слой насыщен сероводородом, верхний – кислородом; город Сочи защищен от сильных ветров горами и теплым морем, здесь будут проходить зимние Олимпийские игры), называет качества морской воды (чистая, соленая, прозрачная, лечебная, шторм, штиль).

Называет по представлению или с помощью картинок некоторых обитателей Черного моря. Отгадывает и сочиняет описательные загадки о предметах и объектах природы. Узнает на картинках и называет растения -эндемики., реликтовые растения, первоцветы, растения, занесенные в Красную книгу. Участвует в экологических акциях, городских и всероссийских конкурсах и соревнованиях, фестивалях, туристских походах, летних лагерях.

Эмоционально-отзывчивый

Проявляет устойчивый интерес к познанию уникальной экосистемы города Сочи и Чёрного моря. Знает стихи, легенды о достопримечательностях Сочи, об обитателях моря. Уважает труд взрослых разных профессий по охране природы..

Вместе со взрослыми выполняет доступные природоохранные задания.

Откликается на эмоции близких людей и друзей, сопереживает персонажам легенд, историй, рассказов. Мотивирует свое отношение к городу и его районам.

Овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками

Отражает знания о городе Сочи, обитателях Черного моря е в небольших связных рассказах, в выразительной, музыкально-театрализованной деятельности.

Составляет несложные рассказы с помощью иллюстраций.

Способен решать интеллектуальные и личностные задания,адекватные возрасту

Устанавливает связи между растительным и животным миром (ярусы леса) с помощью наглядной модели. Проводит эксперименты с морской и речной водой.

Ребенок способен предложить собственный замысел и воплотить его в рисунке, постройке, рассказе.

Имеет первичные представления о себе, семье, обществе, и природе

Ребенок имеет представление о жизни в Черном море, знает его обитателей. Имеет представление о достопримечательностях Сочи и его районов, вместе с родителями участвует в экологических акциях, городских и всероссийских конкурсах и соревнованиях, фестивалях, туристских походах, летних лагерях.

Овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности умеет моделировать «этажи» (слои) воды Черного моря, растительного и животного мира Сочи и располагать на них растения и животных, соответственно их образу жизни.

Может делать несложные «открытия» в процессе познания растительного и животного мира родного города, района, моря. Самостоятельно выполняет пошаговую инструкцию взрослого, при затруднении обращается за помощью к взрослому.

Прогнозируемые результаты:

Приобретение воспитанниками знаний о критериях здорового образа жизни;

Формирование позитивного отношения ребенка к здоровому образу жизни и активному отдыху;

Приобретение детьми опыта самостоятельного социального действия.

К концу обучения воспитанники должны знать:

Критерии здорового образа жизни;

Название края и краевого центра;

Чем славится Краснодарский край;

Название города, в котором живешь, название районов,

Достопримечательности: железнодорожный и морской, авто - вокзалы, собор Михаила Архангела, зал «Фестивальный», Зимний театр, Художественный музей, ЦДЮТЭ, цирк, стадион, парки «Дендрарий», «Ривьера», «Южные культуры», памятник «Якорь-пушка, стела «Подвиг милосердия»;

Название района, в котором живешь, его улицы, достопримечательности района, микрорайона;

Правила обустройства бивака(находить удобные и безопасные места ночлегов в стороне от деревень, где удобнее поставить палатку, где развести костер, есть ли наличие дров, воды);

Разнообразие условий передвижения (дороги, лес, неровности рельефа –спуск, подъем);

Топографические знаки: шоссе, тропа, сад, здания, горный перевал, высокотравье, колодец, яма, непроходимое болото, река, колючая проволока, обрыв, груда камней, река, родник, озеро, кустарник, луг;

Требования техники безопасности в походе, правила безопасности на улице; пожарную безопасность, безопасность на дороге и в транспорте; безопасность на воде и в природе;

Особенности растительного и животного мира города;

уметь:

- различать и складывать костер (таежный, колодец, звездный, шалаш, сигнальный);

Владеть техникой пешеходного туризма (спуск, подъем в гору, кочки, маятник, бревно, переправа параллельная и навесная);

Свободно устанавливать и собирать палатку;

Правильно выбирать здоровую пищу;

Самостоятельно обслуживать себя в походе, на турслете;

Выполнять правила гигиены юного туриста;

Ориентироваться на незнакомой местности при помощи карты;

Пользоваться медаптечкой (йод, зеленка, бинт, обезболивающее, лейкопластырь);

Применять 3-5 лекарственных растений по необходимости;

Выполнять общие правила и обязанности участника похода;

Распределять обязанности в группе(командир отряда, заместитель, завхоз, медик, комендант, фотограф, костровой, ответственный за снаряжение)

Проявлять личную ответственность за начатое дело, данное слово;

Проводить простые исследования для разработки мини проектов.

Условиями реализации этих задач являются:

Наличие квалифицированных педагогов дополнительного образования, имеющих звание «Инструктор детско-юношеского туризма» или «Организатор туристско-краеведческой работы»;

Взаимосвязь теории с практической работой;

Наличие достаточного количества туристского снаряжения.

Представление о малой родине является содержательной основой для осуществления разнообразной детской деятельности. Поэтому данное содержание может успешно интегрироваться практически со всеми образовательными областями и состоять в следующем:

Включение регионального материала к образовательным областям Программы, реализуемой в ДОУ, интеграция регионального компонента в образовательный процесс:

Образовательная область

Методические приемы

Познание

Ознакомление детей дошкольного возраста с природой:

  • Знакомство с животным и растительным миром Краснодарского края; с народными приметами.
  • Знакомство с флорой и фауной Черного моря
  • Сбор гербария; опытническая работа.

Ознакомление с окружающим миром:

  • Экскурсии: по детскому саду, по территории детского сада, по ознакомлению с достопримечательностями города, пешие экскурсии по городу, походы в лесо-парковую зону, театр, парк, сквер, музей, цирк и т.д.
  • Беседы: «Где живет человек», «Дом, в котором мы живем», «Улицы нашего микрорайона, города», «Мой город – самый лучший», «Черное море» , « Сочи - столица Зимних Олимпийских игр «Сочи -2014», «Сочи – город-курорт», «Сочи-город-госпиталь» и др.
  • Знаки, символы, флаг, герб, значки, открытки.

Ознакомление с прошлым родного края:

  • встречи с родителями:, организация вечера с дегустацией национальных блюд, беседы с жителями Хосты, Сочи, которые живут с дней основания нашего города, знакомы с их историческими моментами.
  • консультации для родителей

THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама