THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама

Традиции аристократии: Бинтование ног в Китае. Обычай бинтовать ноги китайским девочкам, похожий на методы компрачикосов, представляется многим так: детскую ножку забинтовывают и она просто не вырастает, оставаясь такого же размера и такой же формы. Это не так- существовали особые методы и ступня деформировалась особыми специфическими способами. Идеальная красавица в старом Китае должна была иметь ножки- как лотосы, семенящую походку и покачивающуюся, словно ива, фигурку.

В старом Китае девочкам начинали бинтовать ноги с 4-5-летнего возраста (грудные младенцы еще не могли терпеть муки от тугих бинтов, калечивших их стопы). В результате этих мучений где-то к 10-ти годам у девочек формировалась примерно 10-сантиметровая «лотосовая ножка». После этого они начинали учиться правильной «взрослой» походке. А еще через 2-3 года они уже были готовыми девицами «на выданье». Размеры «лотосовой ножки» стали важным условием при заключении браков. Невесты с большими ногами подвергались насмешкам и унижениям, так как были похожи на женщин из простонародья, которые трудились в полях и не могли позволить себе роскошь бинтования ног.

В разных областях Китая были модны разные формы «лотосовых ножек». В одних местах предпочитали более узкие ножки, а в других - более короткие и миниатюрные. Различными были форма, материалы, а также орнаментальные сюжеты и стили «лотосовых туфелек». Как интимная, но выставляемая напоказ часть женского наряда, эти туфельки были мерилом статуса, достатка и личного вкуса их обладательниц. Сегодня обычай бинтования ног кажется диким пережитком прошлого и способом дискриминации женщин. Но, на самом деле, большинство женщин в старом Китае гордились своими «лотосовыми ножками».

Истоки китайского «бинтования ног», как и традиции китайской культуры в целом, восходят к седой древности, с X века. Институт «бинтования ног» расценивался как необходимый и прекрасный и практиковался десять веков. Правда, редкие попытки «освобождения» ступни все же предпринимались, однако противившиеся обряду, были «белыми воронами». «Бинтование ног» стало частью общей психологии и массовой культуры. При подготовке брака родители жениха сначала спрашивали о стопе невесты, а уж затем о ее лице. Ступня считалась ее главным человеческим качеством. Во время процесса бинтования матери утешали своих дочерей, рисуя им ослепительные перспективы брака, зависевшего от красоты перевязанной ноги.

Женщины, не прошедшие обряда «бинтования ног», вызывали ужас и отвращение. Они предавались анафеме, их презирали и
оскорбляли. Вот что говорили мужчины о «забинтованной» и обычной ногах:
Крошечная нога свидетельствует о добропорядочности женщины…
Женщины, не прошедшие обряда «бинтования ног», выглядят как мужчины, поскольку крошечная нога и является знаком различия…
Крошечная ступня мягка, и прикосновение к ней чрезвычайно волнует…
Грациозная походка дает наблюдателю смешанное чувство со страдания и жалости…
Ложась спать, обладательницы естественных ног неловки и тяжеловесны, а крошечные ступни мягко проникают под покрывало…
Женщина с большими ногами не заботится об очаровании, а обладательницы крошечных ножек часто омывают их и используют
благовония, чтобы очаровывать всех находящихся вблизи них…
При ходьбе нога естественной формы выглядит куда менее эстетично…
Все приветствуют крошечный размер ноги, ее считают драгоценной…
Мужчины так жаждали ее, что обладательницам крошечных ног сопутствовал гармоничный брак…
Крошечные ножки дают возможность всецело ощутить разнообразие удовольствий и любовных ощущений…

Изящная, маленькая, изогнутая, мягкая, ароматная, слабая, легко возбудимая, пассивная до почти полной неподвижности - такой была женщина с «забинтованными ногами». Даже образы, отраженные в названиях различных форм стопы, предполагали, с одной стороны, женскую слабость (лотос, лилия, побег бамбука, китайский каштан), а с другой - мужскую независимость, силу и быстроту (ворон с огромными лапами, ступня обезьяны). Такие мужские черты были неприемлемы для женщин

Странный обычай бытовал в Китае более тысячи лет — девушки бинтовали ноги. По легенде, дошедшей до наших дней, император, Ли Юй потребовал от наложницы исполнить «танец лотоса», предусматривающий бинтование ног белой шелковой тканью. Танец Яо Нян произвел фурор, а представительницы из высшего общества стали копировать поведение. С того момента понятие «лотосовые ножки» плотно вошло в быт. Фотографу Джо Фаррелл удалось снять легендарное поколение китайских женщин, испытавших на собственном опыте древнюю традицию.

Бинтовали ноги девочкам, до момента полного формирования стопы. Сильно согнутая стопа вдавливала пальцы в подошву, под прессом пальчики ломались. Следом накладывали плотно повязки и бинты.


Размер ноги характеризовал принадлежность дамы к обществу избранных, считалось, высокопоставленная леди не должна ходить самостоятельно. Следовательно, необычный обычай могла позволить только знать, где слабость женщины считалось за честь.


Идеальная ножка должна была составлять всего 10 см в длину.


Сама процедура бинтования была невероятно мучительной. Девочки практически не могли самостоятельно ходить, а тем более играть в подвижные игры.


Для Су Кси Ронг бинтование ног было единственной возможностью выйти замуж. Сама бабушка бинтовала Су ноги, а если та пыталась снять бинт, то в качестве наказания ей срезали кожу с ног.


К сожалению, «лотосовые ножки» лишили Су возможности ходить


А для Си Инь Чжинь бинтование ног было вполне привычной процедурой. С раннего детства ее ноги были в тугих повязках, так что приняли форму практически кукольных туфелек.


А это стопа 103-летней Чжан Юнь Инь.


Такая деформация стоп должна была сделать супружескую жизнь счастливей, но на самом деле только усложняла жизнь девушек.


Когда в 1949 году к власти пришли коммунисты, им удалось добиться полного запрета на бинтование ног


А до того переломного момента женщины всю жизнь были вынуждены бинтовать себе ноги и даже ломать их снова и снова.


При этом разбинтовывать ноги было тоже крайне больно. Пуэ Хуи Инь начали бинтовать ноги в 7 лет, в 12 лет требовалось снять повязки, но она уже не могла этого сделать, ведь без утягивания стопы еще сильней начинали болеть. По этому и по сей день она туго стягивает ноги.


Гуо Тинг Ю в 15 лет начала самостоятельно бинтовать себе стопы, пытаясь добиться идеала красоты.


Эти женщины — последнее поколение, испытавшее ужасы и муки древней китайской традиции

Будьте интересными вместе с

Описание: Лотосовые ножки являлись основным объектом гордости девушек в Китае средних веков. Несмотря на жуткие муки, которые им приходилось терпеть, мало кто отваживался воспротивиться обряду. Но известны случаи, когда девушки сами приступали к калечащему бинтованию собственных ног.

Про легендарные «лотосоподобные ножки» китаянок слышал практически каждый. Большинство людей этот обычай бинтования ног, который в действительности сродни методам компрачикосов, видит обыкновенным бинтованием ножек, вследствие чего они больше не растут, сохраняя детский размер и форму. Однако такое представление весьма далеко от реальности: древность изобиловала разными методами, из-за которых стопы деформировались ужасающим образом.

История появления обычая

Этот древний ритуал бинтования стоп девушек принято относить к средневековью Китая, но достоверно неизвестен период появления этого ритуала. Предания гласят, что некая дама, по фамилии Ю, была знаменита своей грацией и высоким владением искусством танца. К одному из своих выступлений эта артистка сделала туфельки, напоминающие цветы лотоса, а их размер был столь маленьким, что от силы вмещал несколько сантиметров. Дабы поместиться в туфельки, Ю обмотала стопы полосами шёлка. Именно в таком виде дама предстала перед публикой. Её крошечные шажочки, колебания тела не просто превратились в легенду, а также заложили фундамент многовекового обычая.

Удивительная стойкость такого жестокого ритуала поясняют стойкость культуры Китая, что хранил собственные устои не одно тысячелетие. Специалисты подсчитали, что за последнюю тысячу лет, которая прошла с мгновения зарождения традиции, через ритуал «бинтования ног» прошло порядка 1 млрд дам. Ведь идеальная красавица средневековья обязана была обладать ножками, напоминающими бутоны лотоса, иметь семенящую походку и покачивающуюся на ветру фигуру. Лишь такая девушка могла рассчитывать на удачное замужество.

Как проходил ритуал бинтования?

В Китае средних веков малышкам начинали забинтовывать стопы с четырёхлетнего возраста, поскольку новорождённые девочки ещё не могли претерпевать страдания от сдавливающих бинтов, калечащих их ступни. Итог таких страданий: к десятилетнему возрасту у них формировалась «лотосовая ножка», размер которой редко превышал 10 см. Далее ещё на протяжении 2-3 лет они учились искусству «взрослой» ходьбы и лишь после этого обретали статус девушки «на выданье».

Размеры ноги являлись значительным критерием для заключения браков. Девушки со здоровыми, однако «большими» стопами постоянно претерпевали унижения, поддавались насмешкам, как простолюдинки, которые вынуждены работать в полях, а значит, не могли позволить себе бинтовать ноги. Если попытаться описать сам процесс, то он выглядел приблизительно так:

  1. Предварительно стопы китаянок отмачивали в тёплом травяном настое либо крови животных.
  2. Далее ножки бинтовались полосами ткани до тех пор, пока пальцы не примыкали к подошве.
  3. На следующем этапе стопы бинтовались горизонтально, дабы прогнуть их наподобие лука.

С течением времени ступня дальше не росла в длину, однако она выпирала вверх, таким образом формируя треугольник. Такая форма стопы лишала девушек прочной опоры, и они были вынуждены раскачиваться во время ходьбы, подобно воспетой в лирике иве. Однако это не пугало девушек и некоторые из них, желая максимально уменьшить стопы, не пренебрегали костоломством. Порой их передвижение было настоящей проблемой, поэтому они были способны перемещаться только с посторонней помощью. Если у дамы получалось ходить самой, то ей, по сути, доводилось ступать на внешнюю сторону подогнутых под стопу пальцев. Пятка, внутренняя арка стопы такой дамы зачастую выглядели как подошва.

На ногах у прошедших бинтование китаянок формировались практически каменные мозоли, ногтевые пластины врезались в кожу, ступня истекала кровью и гноилась, а кровоток в стопах почти прекращался. Такие дамы хромали в процессе ходьбы, опирались на палку либо нуждались в помощи других людей. Дабы избежать падения, женщинам приходилось делать мелкие шажочки. По сути, любой такой шаг являлся падением, избежать которого китаянке удавалось, лишь мгновенно предприняв другой шаг. То есть обычная прогулка требовала со стороны женщины колоссальных усилий.

Видовые отличия и разнообразие форм

Следует отметить, что в различных районах страны были в почёте различные формы «лотосовых ножек». В некоторых регионах приветствовалась узкая форма стопы, в иных же отдавали предпочтение стопе покороче, поминиатюрнее. Соответственно отличалась и форма, материалы и орнаментное украшение «лотосовых туфелек». Такие туфельки, считавшиеся интимной вещью, преднамеренно выставлялись напоказ, поскольку они были показателем достатка, статуса, а также индивидуального вкуса их владелиц. Сейчас такая традиция видится варварством древности и ещё одним методом ущемления женских прав. Тем не менее многие китаянки гордились собственными «лотосовыми ножками».

Традиция «бинтвиания ног» расценивалась жителями Китая как необходимый и красивый обычай, поэтому неудивительно, что он просуществовал порядка десяти столетий. Справедливости ради нужно отметить, что изредка всё-таки отмечались поползновения малышек освободить свои ступни, однако такие противницы обряда всегда выглядели «белыми воронами». Ритуал, по сути, являлся неотъемлемой частью общественной психологии. При брачном соглашении сватающая сторона вначале уточняла информацию о стопах девушки и лишь затем о красоте её лица. Можно сказать, что стопы считались основным достоянием девушки. Многие мамы лишь так ободряли страдающих дочерей, обрисовывая им в процессе процедуры блистательные перспективы удачного замужества, которое становилось возможным благодаря «лотосовым ножкам».

Хотя это и сложно вообразить европейцам, однако стопы, напоминающие бутоны лотоса, являлись не только объектом гордости знатных женщин, но и наиболее желанным предметом сокровенных мечтаний мужского пола. Всего лишь мимолётный вид таких стоп был способен спровоцировать у мужчины сильнейшее сексуальное возбуждение. Обнажение «лотосовой ножки» являлось вершиной самых смелых фантазий китайцев. Если судить по канонам литературы, то в идеале лотосоподобные стопы являлись маленькими, утончёнными, выгнутыми, остроносыми, симметричными и ароматными.

Один из эссеистов Китая, который, похоже, являлся редким ценителем такого обычая, провёл описание 58 видов лотосоподобных ножек, вдобавок оценив разновидности стоп ещё и по девятибалльной шкале. Так, он отмечал такие виды, как:

  • лепесток лотоса;
  • побег бамбука;
  • стройная дуга;
  • молодая луна;
  • китайский каштан.

Особо подчёркивались такие достоинства стоп, как их мягкость, гуттаперчивость и пухлость. Он также создал классификацию стоп. Так, он подчёркивал достоинства «божественной» стопы, которая обладала всеми перечисленными характеристиками в высшей степени, а также отмечал «дивную» стопу, с её слабостью, утончённостью. Однако он безжалостно поддавал критике неправильные формы, к примеру, обезьяноподобную большую пятку.

Несмотря на то, что ритуалу сопутствовала опасность, поскольку неверное наложение полос ткани было сопряжено со множеством удручающих последствий, тем не менее редко какая девушка могла вынести унижения из-за «большеногости» либо стыд незамужней доли. Однако обладательницы «божественных стоп» тоже не расслаблялись. Такие девушки всё равно неустанно придерживались этикета, соблюдение которого было связано со множеством ограничений, табу. Так, обладательницам «лотосовых ножек» воспрещалось:

  • передвигаться с поднятыми кончиками пальцев;
  • ходить с расслабленными пятками;
  • шевелить нижними конечностями при отдыхе;
  • двигать юбку во время сидения.

Кстати, следует заметить, что тот же литератор оканчивает труд весьма уместным (для мужчин) советом, а именно: не снимать бинты, дабы взглянуть на обнажённые стопы женщины, поскольку это наверняка оскорбит эстетические чувства мужчины. Сексуальность «лотосовой ступни» заключалась в её сокрытости от глаз других, а также на той тайне, которой окружался уход за ней. В тех редких случаях, когда бинты снимались, стопы омывались в будуаре с соблюдением строжайшей тайны. Количество таких процедур могло быть разным: от 1 раза в неделю до 1 раза в год.

Омовение стоп способствовало восстановлению кровотока и вдобавок в процессе обрабатывали мозоли, вросшие ногти. В такой процедуре зачастую применялись квасцы, парфюмерия. Образно говоря, вся процедура напоминала разворачивание мумии, дополнительную её обработку и повторное бинтование. Другие части тела никогда не мыли параллельно со стопами. Вдобавок, по этикету порядочной женщине полагалось «умереть со стыда», если мужчина становился свидетелем этого процесса. Такая позиция вполне понятна: зловонная разлагающаяся плоть стопы стала бы шокирующим открытием для любого мужчины.

Скрытые выгоды ужасного ритуала

Бинтование стоп превращало китаянок не только в востребованных невест, но, по словам сильного пола, способствовало их духовному развитию. Так, китайские мужчины поясняли необходимость в интеллектуальном и физическом ограничении дам расхожей идеей, что ежели дев не ограничивать, то они превращаются в извращённых, похотливых развратниц.

Малышек учили лишь домоводству, готовке, вышиванию. Китайцы свято верили, что рождение в женском теле – это расплата за злодеяния прошлой жизни, а бинтование стоп являлось их спасением от ужаса ещё одной такой реинкарнации.

На деле же, эта традиция превращала девушек в заложниц собственного дома. Именно поэтому обычай длительный период замалчивался просвещёнными китайцами. Тема постыдности ритуала была предана общественности лишь в начале ХХ века, во время активного продвижения в Китае культуры европейцев. Именно с тех пор обряд превратился в символ бесчеловечности, а также рабского бесправия девушек. Несмотря на то, что традиция официально прекратила своё существование в 1912 г., однако до сих пор ещё можно встретить женщин, подвергшихся этой «пытке красотой».

Китайские девушки с малых лет точно знали, что обеспечит им безбедную жизнь и блестящий брак. «Лотосовые ножки» - вот пропуск в счастливую жизнь для каждой девушки. Именно поэтому родители с малых лет особым способом бинтовали ножки своим дочерям, добиваясь, чтобы стопа была, как можно меньше. Британскому фотографу удалось запечатлеть женщин, которые на себе испытали все прелести этой древней китайской традиции.

Британский фотограф Джо Фаррелл один из очень немногих, кому удалось запечатлеть на фото, как выглядит «лотосовая ножка» китаянок. Традиция бинтования ног практиковалась в Китае с Х до начала ХХ века. Как правило, маленьким китаянкам начинали бинтовать ноги особым способом с 4-5 лет. После отмачивания в теплой травяном настое и крови животных, пальцы прижимали к подошве и плотно привязывали хлопковыми бинтами.




Считалось, что будет лучше, если бинтовать ступни будут не родители, поскольку те могли из чувства жалости не затягивать бинты с необходимой силой.




К 10-летнему возрасту у них формировалась «лотосовая ножка», после чего их учили правильной «взрослой» походке. Ещё года три, и они становились девицами «на выданье».




Размер ноги китаянки был важным условием при заключении брака. Невеста с большой, не изуродованной ногой подвергалась унижению и насмешкам. Они сразу попадали в реестр простолюдинок, которые должны трудиться в поле и поэтому не могу позволить себе бинтовать ноги.




При выборе невесты родители жениха в первую очередь интересовались размером ноги девушки, а уже потом тем, как она выглядит.




Именно «лотосовая ножка» считалась главным достоинством невесты. А во время бинтования ног матери утешали дочерей, рассказывая об ослепительных перспективах брака, которые напрямую зависят от красоты ноги.




Начиная с 1600-годов подобную традицию неоднократно пытались запретить, но она просуществовала до начала 20-го века. Вот что говорили китайские мужчины про обладательниц «лотосовых ножек»:

«Крошечная нога свидетельствует о добропорядочности женщины…»

«Женщины, не прошедшие обряда «бинтования ног», выглядят как мужчины, поскольку крошечная нога и является знаком различия…»

«Крошечная ступня мягка, и прикосновение к ней чрезвычайно волнует…»

«Грациозная походка дает наблюдателю смешанное чувство со страдания и жалости…»

«Ложась спать, обладательницы естественных ног неловки и тяжеловесны, а крошечные ступни мягко проникают под покрывало…»

«Женщина с большими ногами не заботится об очаровании, а обладательницы крошечных ножек часто омывают их и используют благовония, чтобы очаровывать всех находящихся вблизи них…»

«При ходьбе нога естественной формы выглядит куда менее эстетично…»

«Все приветствуют крошечный размер ноги, ее считают драгоценной…»

«Мужчины так жаждали ее, что обладательницам крошечных ног сопутствовал гармоничный брак…»

«Крошечные ножки дают возможность всецело ощутить разнообразие удовольствий и любовных ощущений…»




Фотограф Джо Фаррелл поставил цель найти в Китае женщин с "лотосовой ножкой". В отдаленном селении в провинции Шаньдун ему удалось найти старушку Чжан Юнь Ин, которой с детства бинтовали ноги. И она оказалось не единственной - в селении жили ещё две её подруги, обладательны

Также в селении жили ещё две её подруги, перенесшие в детским возрасте такие процедуры, но они фотографироваться отказались.

В разных культурах люди совершали ради моды шокирующие вещи.

© Getty Images

История учит нас, что представления людей о прекрасном порой толкали их на ужасные поступки. Матери уродовали своим маленьким дочерям ноги и заставляли их годами терпеть недетские страдания, а косметологи травили модниц свинцом, мышьяком и ртутью.

Сегодня сайт расскажет о жертвах моды.

Лотосовые ножки

На протяжении тысячелетия в Китае крохотные ножки считались едва ли не главным достоинством женщины. В возрасте шести-семи лет девочкам начинали бинтовать ступни.

Все пальцы за исключением большого, плотно прижимались к подошве. Затем ступню обматывали вдоль, чтобы выгнуть ее в форме дуги. Регулярно меняли обувь, каждый раз меньше предыдущей пары. Для ребенка это была страшная пытка. Ноги разбухали, кровоточили, сочились гноем, кости ломались.

Через два-три года, если девочка выживала, нога была "готова". Длина ступни не превышала 7-10 см. Молодая китаянка с большим трудом могла ходить без посторонней помощи. При этом нога деформировалась настолько, что мало походила на человеческую конечность.

Беспомощность, с одной стороны, свидетельствовала о знатном происхождении. Это значило, что девушка не знает работы, и даже ходить ей нет нужды - ее носят на руках слуги. С другой стороны, покалеченные ноги помогали контролировать девушку, блюсти ее нравственность и гарантировали, что она не пойдет куда-нибудь на свидание.

Крохотные ступни женщины сравнивались с цветком лотоса или лилии, а сама процедура называлась "Золотые лотосы". Благодаря этому занятие любовью в Китае называлось "прогулка между золотых лотосов".

В разных регионах Китая существовала мода на разные способы бинтования ног. Где-то была в почете более узкая ступня, где-то - более короткая. Насчитывалось несколько десятков разновидностей - "лепесток лотоса", "молодая луна", "стройная дуга", "побег бамбука" и прочее.

  • ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:

Чем меньше у девушки была нога, тем больше возрастала ее "рыночная стоимость", то есть шансы удачно выйти замуж. Считалось, что обладательницы естественных, больших ног лишены главного отличия от мужчины.

При этом мужчинам резонно советовали не снимать повязки с женских ног, довольствуясь их видом в обуви, иначе "эстетическое чувство будет оскорблено". В постели китаянка не расставалась с туфельками.

Ноги мыли отдельно от остального тела, и никогда в присутствии мужчины. Помимо устрашающего вида они ужасно пахли. После мытья их заливали квасцами и парфюмами и забинтовывали снова, как мумию.

Пеленание ног грозило серьезными последствиями для здоровья. В ступнях нарушалась нормальная циркуляция крови, что нередко приводило к гангрене. Ногти врастали в кожу, ступня покрывалась мозолями. От ног исходил ужасный запах. Из-за постоянной нагрузки на бедра и ягодицы те отекали, поэтому мужчины называли их "сладострастными". Кроме того, женщина с покалеченными ногами вела сидячий образ жизни, что тоже приводило к проблемам.

Такой обычай появился еще при династии Тан, в ІХ веке, и просуществовала до середины ХХ-го столетия, пока его полностью не искоренили коммунисты. Если в древние времена пеленать ноги начали представители высших слоев общества, то потом эта практика распространилась даже среди бедных крестьян, ведь в Китае было не принято, чтобы женщина занималась сельскохозяйственными работами. И именно в деревнях пеленание ног отмерло в последнюю очередь.

Деформация черепа

Многие древние народы деформировали череп ребенка, чтобы впоследствии его голова имела нужную форму. Это достигалось достаточно простыми способами. Кости черепа новорожденного очень пластичны. Даже если оставлять его на долгое время в жесткой колыбели, то его затылок станет плоским.

  • ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:

Для деформации применялись специальные шапочки, бинты, дощечки. Во многих случаях младенец погибал или оставался имбецилом.

В африканском племени мангбету красивыми считаются вытянутые, башнеобразные, как у египетских фараонов, головы. Для этого головы новорожденных стягивают веревками. Люди с такой формой черепа называются акроцефалами.

Сильно деформировали свои головы представители народа Паракас, который жил на территории современного Перу в 700-100 годах до нашей эры. Археологи нашли черепа не только акроцефалов, но и тригоноцефалов (треугольная форма), и даже каких-то ужасных "цефалов", голова которых была сдавлена вдоль и поперек, образуя невероятную форму.

На территории Крыма черепа младенцев деформировали сарматы, готы, аланы и гунны. "На самых лицах его детей уже напечатан какой-то ужас. Круглой массой возвышается его сдавленная голова", - писал о народе гуннов галло-римский поэт Сидоний Аполлинарий.

Мода на круглое лицо в Древней Руси привела к тому, что младенцев распаривали в бане и воздействовали на череп, формируя "правильную" круглую форму.

В некоторых регионах традиция искусственной деформации черепа доходит едва ли не до наших дней. Во Франции еще в XIX веке нянечки с помощью массажа делали голову ребенка округлой. В Туркменистане до 1940-х годов и девочкам, и мальчикам надевали на голову тюбетейку, которую обматывали деформирующими бинтами.

  • ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:

Ученые предполагают, что главная цель деформации черепа - подчеркнуть высокий социальный статус человека. Есть также версия, что деформируя череп, люди пытались развить одни доли головного мозга и подавить другие, таким образом, создавая человека нужного интеллектуального типа.

Шея жирафа

У некоторых народов считается красивой женщина с очень длинной шеей. Так, женщины народа падонг, или каян, живущего в Мьянме и Таиланде, вытягивают шеи с помощью металлических обручей.

Примерно с пятилетнего возраста девочкам начинают надевать на шею медные спирали. Постепенно количество колец увеличивается, пока не достигнет пары десятков. Взрослая женщина может носить на себе четыре-пять килограммов таких колец.

При этом сама шея почти не удлиняется. Рентгеновские снимки показали, что деформируется плечевая зона. Под тяжестью колец опускается плечевой пояс, который крепится к скелету с помощью одного только сустава. Иногда спирали делаются слишком высокими, и женщина не может поворачивать или наклонять голову и постоянно приподнимает подбородок.

Если снять эти кольца, то шея может сломаться, так как за время ношения украшения мышцы атрофируются и уже не могут поддерживать позвоночник. Впрочем, если высота спирали была не очень большой и не прилегала плотно к подбородку, женщина может ее снять без последствий.

Почему у падонгов появилась такая мода, неизвестно. У других племен обычаи калечения женщин были связаны с желанием сохранить их внутри общины, грубо говоря, с тем, чтобы чужие на них не позарились. Сейчас женщины-падонги продолжают вытягивать шеи, потому что это привлекает туристов и приносит деньги.

Такой же обычай существовал у южноафриканского племени ама-ндебеле. На девочек с 12 лет начинали надевать латунные обручи, вытягивая шею до 40-50 см. Сейчас эта традиция уже почти исчезла.

Плоская грудь

В средневековой Европе для женщины считалось красивым иметь маленькую грудь. Такой канон красоты проистекал из христианского мировоззрения и культа Богородицы.

Средневековое богословие считало тело темницей души, и это отразилось на пропорциях женской фигуры. Формы должны были быть аскетичными. Высоко ценились меленькие ручки и ножки, худые бедра, плоская грудь, изящная длинная шея, высокий выбритый лоб, удлиненный овал лица, бледная кожа, светлые волосы, тонкие губы. Женщина должна была напоминать бестелесного ангела.

  • ЧИТАЙТЕ:

Для того, чтобы грудь была плоской, ее бинтовали или перетягивали металлическими пластинами. Это делалось еще маленьким девочкам, чтобы молочные железы не развивались.

При этом Средние века пестовали культ материнства, высшим идеалом которого являлась Дева Мария. Поэтому при всей субтильности средневековая женщина должна была иметь круглый живот, который придавал фигуре S-образные очертания. Чтобы походить на беременных, дамы специально увеличивали себе живот, подкладывая специальные подушечки.

Ядовитая косметика

На протяжении практически всей истории Европы красивым считалось бледное лицо. Цвет лица отличал знать от простолюдинов, кожа которых была грубой от работы и загорала на солнце. Чтобы подчеркнуть бледность, дамы мазались свинцовыми и цинковыми белилами. Кожа быстро увядала, а ней появлялись язвы. Ядовитые цинк и свинец постепенно отравляли модницу, нередко приводя к летальному исходу.

Ради бледной кожи также делали кровопускания и пили уксус.

В XVII-XVIII веках женщины покрывали лицо особенно толстым слоем белил. Появились шкафы для напудривания - дама, нарядившись и соорудив прическу, входила в такой шкаф и сыпала на себя пудру, которая состояла из рисового крахмала, свинца, висмута и мышьяка. Рисовая пудра с добавлением свинца пришла из Китая. Китаянки и японки так же страдали от отравлений ради красоты.

Чтобы глаза были выразительными, европейки капали в них беладонну. Она расширяла зрачки, глаза казались черными и блестящими. Следствием этого бывала слепота и галлюцинации.

В XIX веке с началом правления королевы Виктории считалось утонченным иметь нездоровый вид. Дамы не только выбеливали лица токсичными свинцовыми белилами, но и рисовали на коже голубые прожилки. Женщины также специально недосыпали, чтобы появились темные круги под глазами. Викторианское бледное лицо оставалось в моде до 1920-х годов.

Старинная помада изготавливалась из сульфида ртути, или киновари. Были также киноварные румяна. Ртуть входила и в состав красок для волос. Брови и ресницы чернили ядовитой сурьмой.

Если в России XVII века крестьянки красили губы соком вишни и свеклы, а брови - сажей, то дворянки злоупотребляли ядовитыми красками.

"Глаза, шею и руки красят разными красками, белою, красною, синею и темною: черные ресницы делают белыми, белые опять черными или темными и проводят их так грубо и толсто, что всякий это заметит", - писал о русских боярынях шведский дипломат Петр Петрей.

  • ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:

О том же свидетельствовал и немецкий путешественник Адам Олеарий, не раз бывавший в России: "В городах они все румянятся и белятся, притом так грубо и заметно, что кажется, будто кто-нибудь пригоршнею муки провел по лицу их и кистью выкрасил щеки в красную краску".

Олеарий рассказывает историю супруги князя Черкасского, которая была очень хороша собой и не хотела румяниться, но ее стали донимать жены других бояр. В итоге этой красивой женщине пришлось уступить и начать белиться и румяниться, то есть, как пишет путешественник, - "при ясном солнечном дне зажигать свечу".

Русские женщины также чернили зубы, как и в средневековой Европе. Гнилые зубы свидетельствовали о том, что их хозяин постоянно лакомится сахаром, в то время как пить сладкий чай могли позволить себе лишь состоятельные люди.

Нагая мода

Мода второй половины XVIII века вдохновлялась античностью. Среди европейских женщин стали популярными легкие платья из полупрозрачного шифона и муслина, подхваченные под грудью. Дамы носили эти платья с завязанными в греческий узел волосами и мягкими туфлями без каблуков.

Известная светская дама того времени, Тереза Тальен ввела смелую и неприличную моду на надетое на голое тело платье из прозрачного индийского муслина. Самые легкие ее наряды весили всего 200 грамм. "Она имеет вид выходящей из ванны и нарочно показывает свои формы под прозрачными тканями", - писала газета "Зеркало Парижа".

Большинство горожанок проводили большую часть времени в помещениях, и верхних одежд у них было очень мало, в то время как мужчины защищались от холода двойными панталонами, суконным фраком, жилетом и галстуками, обернутыми вокруг шеи в несколько слоев.

Даже зимой, следуя "нагой моде", женщины выходили на улицу в одних только невесомых платьях, накинув на плечи разве что тонкий шарф, в лучшем случае - шаль или спенсер - легкую короткую куртку-болеро.

"Не страшась ужасов зимы, они были в полупрозрачных платьях, кои плотно охватывали стан и верно обрисовывали прелестные формы", - писал современник.

Более того, подражая античным образам и пытаясь достичь эффекта живописно струящихся драпировок, европейки увлажняли свою одежду водой.

Поэтому модницы массово гибли от воспаления легких. При тогдашнем уровне медицины даже легкая простуда грозила осложнениями и летальным исходом. Следует также помнить, что тогда продолжался Малый ледниковый период, и климат в Европе был очень суровым. Например, в Париже аномально холодной выдалась зима 1784 года, 10-градусные морозы держались до апреля.

THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама