THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама

Вы спите и видите свою дочь примой Большого театра, а сына - триумфатором Олимпиады? Ваши мечты могут стать явью, если своевременно распознать способности ребенка! С какого возраста в малыше может проявиться будущий Моцарт? И как сделать, чтобы раннее развитие способностей принесло внушительные плоды в будущем?

Обнаружить в малыше зачатки большого таланта - это лишь полдела. Самое главное - найти способ развить способности ребенка, да так, чтобы не отбить у него охоту к обучению!

Назвать точный год, день и час, когда в ребенке начинают пробуждаться способности, невозможно. Как отмечает психолог высшей категории, писатель Лариса Соловьева, детский возраст - пластичный. И то, что происходит с одним карапузом в годик, с другим может случится и в 3 года, и в 5.

Поэтому возраст никак не может указывать на талантливого ребенка - малыш может в годик лихо барабанить по клавишам музыкального инструмента, но это отнюдь не говорит о наличии у крохи способностей к музыке.

Чтобы получить тайные знания о явных способностях вашего малыша, с самых первых дней, внимательно за ним следите. При этом, если годовалый карапуз хорошо говорит, резво бегает и поет песни, не спешите записывать его в гении. Психологи определяют такое состояние, как высокую норму развития ребенка. И советуют родителям продолжать наблюдать за проявлениями способностей у сына или дочери - внимательно, но без фанатизма.

Заметив талант, не спугните его

Как бы вы не гордились своим маленьким чудом, будьте сдержаннее. Не следует развешивать художества малыша по всем стенам, ставить его «на табуретку» перед каждым случайным гостем. Задача родителей - не петь малышу хвалебные оды, а грамотно и аккуратно направлять его, тем самым стимулируя способности ребенка к дальнейшему развитию.

Если ваш карапуз сверх меры активен и проявляет чемпионские качества, не решайте за него, каким видом спорта ему заниматься. Со временем его склонности обнаружатся сами. Но если вы стремитесь ускорить этот процесс, подарите крохе наводящие предметы: футбольный мяч, клюшку, маленькие лыжи. Специально для девочек можете раздобыть гимнастическую ленту. И понаблюдайте, с каким из предметов и видов спорта ваш сын или дочь «подружится» больше всего. Ну и дальше - делайте выводы!

Другой пример: если кроха изрисовал каракулями несколько альбомов и даже обои, не спешите его ругать. Напротив, поощряйте его увлечение: покупайте краски, фломастеры, карандаши разных типов. Пусть ребенок выберет тот «инструмент», который ему сподручней, и рисует дальше. И, если двухлетний карапуз без конца распевает песни, изображает супергероев, наблюдайте за маленьким артистом и прислушиваться к нему. Пусть раз в неделю он устраивает домашние концерты. Возможно, это станет репетицией выступления на большой сцене.

Первым признаком таланта ребенка в любом возрасте является скорость выполнения различных задач. Когда мальчик или девочка быстро схватывают информацию и делают что-то, опережая своих сверстников, одаренность очевидна.

Вторым же признаком наличия одаренности у ребенка в той или иной области является та вовлеченность в это дело, которую малыш демонстрирует регулярно. Проще говоря - ребенку должно явно нравится то, в чем он преуспевает.

Детальный анализ

Самое опасное, что могут сделать любящие мама и папа, пытаясь развить способности ребенка - навесить на одаренное чадо «драмкружок, кружок по фото». Или разом все методики вместе взятые... Психологи нередко сталкиваются с феноменом: трехлетний малыш занимается английским, французским, рисованием, пением, фехтованием, но - при этом мама кормит его с ложки. Понятно, что подобный подход вредит самому ребенку, чьи таланты надо развивать последовательно и в соответствии с возрастом.

Если ваш карапуз проявляет активность в самых разных сферах, но ни в чем не выделяется конкретно, помочь определить «главные» способности ребенка может специальная диагностика. Пройти ее можно и в государственных досуговых центрах, и в частных психологических консультациях. В процедуру выявления склонностей малыша входят:

  • подробная консультация с родителями и ребенком;
  • поэтапное тестирование малыша;
  • анализ и интерпретация полученных результатов;
  • создание индивидуальной схемы развития ребенка по результатам тестирования (в зависимости от наличия тех или иных способностей).

На консультации также выявляется, насколько уровень развития вашего крохи превышает норму или соответствует ей.

Для диагностики способностей ребенка в возрасте до 3-х лет применяют та называемые проективные методики, с использованием различных рисунков, игр и упражнений, воспроизведением сюжетов из сказок. Игра создает абсолютно органичные условия для раскрытия потенциала ребенка.

Развитие способностей у детей - дело рутинное

Итак, у вашего малыша обнаружились определенные способности. Отлично! Следующий шаг, точнее - шаги, надо направить в секцию или студию нужного профиля. Потому что распознать талант ребенка - это лишь полдела. Самое главное - правильно развить детскую одаренность. И с этим в состоянии справиться только мудрый и профессиональный наставник - тренер, педагог, балетмейстер.

Иногда детей двух-трехлетнего возраста ставят на коньки, сажают за музыкальный инструмент. Столь раннее привлечение малыша к конкретному делу допустимо, если во главе угла стоят не родительские амбиции, а видимая потребность ребенка в данном занятии.

Тренер и наставник необходим еще и для того, чтобы у ребенка формировалась правильная самооценка. Ведь часто одаренные мальчишки и девчонки решают поставленные задачи не так, как другие. А воспитатели и педагоги редко встречают «на ура» проявление неординарности. Их реакция может «загасить» самооценку малыша и отчасти даже затормозить развитие способностей ребенка. Зато опора и вера человека «ведущего», наоборот, значительно продвигают дело. К тому же, именно наставник поможет выработать главное для развития способностей и таланта ребенка - мотивацию!

Группа поддержки

Итак, если удалось распознать способности ребенка и своевременно найти мудрого наставника, - дело практически в шляпе. Родителям остается во всем поддерживать одаренного отпрыска. Будьте начеку: в один момент ребенок взбунтуется и устанет от занятия «своей жизни». Здесь важно подготовиться заранее, чтобы суметь различить - каприз это или «полный финиш».

Но наблюдение за ребенком не стоит путать с тотальным контролем! С самого нежного возраста полезно приучать малыша к самостоятельности. Начните с пресловутой ложки, которую малыш должен уметь держать в руках во время еды уже к двум годам. И постепенно приучайте чадо планировать свои дела. Последний навык можно развивать уже лет с трех-четырех: пусть карапуз каждый день придумывает свой собственный план-действий. И в будущем вам не придется стоять у него над душой, постоянно напоминая о чем-то.

Как открыть способности ребенка «в домашних условиях»?

Как распознать способности в ребенке - прикладные советы ведущих мировых психологов:

Метод «шести кругов» Элиса Пола Торренса - диагностика интеллектуальных способностей и образного мышления у ребенка. Малышу дается лист формата А4 с нарисованными на нем в два ряда кругами одинаковой величины (диаметром 4,5 см)- по три в каждом. Карапузам предлагают красиво дорисовать и раскрасить круги так, чтобы из них получились некие предметы или даже сюжеты. Дальше детские творения следует оценивать по следующим критериям:

  • продуктивность - количество кругов, которые ребенок сумел переоформить в образы;
  • разработанность образа - полнота и разнообразие деталей изображаемых предметов;
  • оригинальность - необычность образов;
  • качество выполнения рисунка - аккуратность, использование цвета в дорисовывании и раскрашивании.

Чем выше данные показатели, тем очевиднее способности ребенка.

Как развить способности ребенка: взгляд из-за океана

Вопросы детских талантов интересуют ученых всех стран и континентов давно и пристально. Американский психолог Говард Гарднер в начале 1980-х годов прошлого века написал книгу «Рамки ума». Где выявил семь типов таланта, интеллекта:

Тип таланта Что делают дети
Вербально-лингвистический Хорошо читают с раннего возраста, интуитивно пишут без ошибок, легко находят общий язык с другими детьми. Сферы деятельности: журналистика, писательство, преподавание, юриспруденция.
Цифровой Легко совершают математические действия, решают логические задачи; увлекаются программированием и компьютерной техникой. Сфера деятельности: инженерия.
Пространственный Мыслят образами, много фантазируют, любят рисовать, лепить, обладают ярким воображением. Сферы деятельности: архитектура, дизайн, живопись.
Физический Учебе и теориям предпочитают физические нагрузки, практические действие и манипуляцию. Сферы деятельности: спорт, строительные профессии.
Личностный Воспринимают происходящее на уровне эмоций, которыми богаты сверх меры. Очень интуитивны. Сфера деятельности: актерство.
Межличностный Любят и умеют общаются с людьми всех возрастов. Сферы деятельности: политика, торговля.
Талант окружающей среды Умеют наблюдать и изучать природу, животный и растительный мир. Сферы деятельности: биология, ботаника, садоводство, дрессура.

Талантливый ребенок: работа на результат

Чтобы развитие способностей ребенка принесло в итоге свои грандиозные плоды, важно, чтобы это были именно его таланты! А не «зарытые в землю» стремления кого-то из родителей. Если мама мечтала летать под куполом цирка, не стоит отдавать в акробатки дочку-пышечку, которая обожает лепить из пластилина. А если папа грезил о карьере хоккеиста, нельзя тащить на каток малыша с абсолютным музыкальным слухом.

А вот похвала - весьма полезна и эффективна для развития детских способностей. Только при условии, если она - правильная. Хвалите сына или дочь не за наличие способностей, а за усилия и достижения. А еще - за старания, активность и деятельность. Тогда и результат не заставит себя ждать.

Взрослые не в праве ставить на талант ребенка, как на скаковую лошадку! Нельзя вкладывать в «большое будущее» своего отпрыска серьезные средства, и с нетерпением ждать дивидендов. Ребенок - это не бизнес-проект. И все без исключения мальчишки и девчонки имеют право на бесшабашное детство.

Как уже отмечалось, способности формируются и развиваются в деятельности. Поэтому для развития способностей необходимо включать ребенка с ранних лет в доступную его возрасту дея¬тельность. Уже в дошкольном возрасте дети учатся рисовать, занимаются лепкой, учатся правильно петь и узнавать мелодии, чувствовать их ритм. Немного позже они начинают конструиро¬вать, занимаясь с детским «Конструктором», пробуют сочинять рассказы, простые стихотворения. С поступлением в школу зна¬чительно расширяются возможности включения ребенка в ту или иную деятельность. Особая роль здесь принадлежит различным творческим кружкам - научным и техническим кружкам в школах, при домах пионеров, при детских технических станциях, литературным, музыкальным, художественно-изобразительным - при школах, ЖЭКах, домах пионеров.
Одна из задач советской системы воспитания - всестороннее развитие способностей у всех детей. Одностороннее, узкое, одно¬бокое развитие ребенка, когда он проявляет яркие способности в какой-либо одной области при глубоком равнодушии ко всему остальному, неправильно. Конечно, интерес, связанный со спо¬собностями, должен доминировать, но при этом учитель стре¬мится к всестороннему, гармоническому развитию личности ре¬бенка, повышению его общей культуры и расширению кругозо¬ра. Только такое развитие обеспечивает подлинный расцвет способностей.
Каждый нормальный и здоровый в психическом отношении ребенок имеет общие способности, необходимые для успешного обучения в школе, иначе говоря, каждый способен получить среднее образование, овладеть учебным материалом в пределах школьных программ. Иногда ученик может казаться неспособным к тому или иному учебному предмету. Это происходит из-за отсутствия у школьника некоторых знаний и умений, из-за пробелов в знаниях, тех или иных проявлений темперамента. Помимо общих способностей к учению, каждый ученик обла¬дает возможностью развития и специальных способностей. «Беста¬ланных» людей нет. Надо только помочь человеку найти себя, показать ему его возможности. Здесь велика роль учителя. Это он, вдумчивый и чуткий наставник, формирует способности и таланты учеников п умело направляет их развитие.
Способности формируются и развиваются в той деятельности, в которой они находят себе применение. Бездеятельный ребенок, безучастный к какому бы то ни было труду, обычно и не прояв¬ляет способностей. Чем разнообразнее и содержательнее деятель¬ность, тем больше возможностей для развитая способностей. Следовательно, обучение и воспитание в школе, организующее деятельность детей, играет очень важную роль в развитии их способностей. Однако не всякая деятельность, в которую вклю¬чают ребенка, автоматически формирует и развивает способно¬сти к ней. Для того чтобы деятельность положительно влияла на развитие способностей, она должна удовлетворять некоторым условиям.
Во-первых, деятельность должна вызывать у ребенка сильные и устойчивые положительные эмоции, удовольствие. Ребенок дол¬жен испытывать чувство радостного удовлетворения от деятель¬ности, тогда у него возникнет стремление по собственной ини-циативе, без принуждений заниматься ею. Живая заинтересован¬ность, желание выполнить работу возможно лучше, а не формаль¬ное, равнодушное и безразличное отношение к ней - необходимые условия того, чтобы деятельность положительно влияла на разви¬тие способностей.
Поскольку способности могут принести плоды лишь в том случае, когда они сочетаются с глубоким интересом и устойчивой склонностью к соответствующей деятельности, учителю надо активно развивать интересы детей, стремясь к тому, чтобы эти интересы не носили поверхностного характера, а были серьезны¬ми, глубокими, устойчивыми и действенными.
Конечно, далеко не всегда способный, например, к математике или музыке школьник самостоятельно проявляет интерес к этому предмету. Бывают случаи, когда вследствие тех или иных обстоятельств (неудачная методика обучения, плохое знакомство с предметом, неблагоприятные жизненные обстоятельства, противодействие родителей и т. д.) школьник мало интересуется соответствующим предметом, проявляет даже равнодушие к нему. Но если ребенка по-настоящему заинтересовать деятельностью, то очень быстро (и часто неожиданно для окружающих) эти интересы и склонности всецело захватывают школьника.
Во-вторых, деятельность ребенка должна быть по возможности творческой. Например, для развития литературных способностей полезно постоянно и систематически упражняться в написании очерков, рассказов и стихотворений и в их последующем деталь¬ном разборе в кружке; полезны специальные экскурсии в природу с установкой на наблюдательность и эстетическое восприятие действительности с последующим красочным и выразительным описанием виденного и слышанного.
В-третьих, важно организовать деятельность ребенка так, что¬бы он преследовал цели, всегда немного превосходящие его на¬личные возможности, уже достигнутый им уровень выполнения деятельности. Особенно нуждаются во все более усложняющихся и разнообразных творческих заданиях дети с уже определивши¬мися способностями.
Развитию способностей детей содействуют различные формы внеклассной и внешкольной, в частности кружковой, работы: математические, технические, биологические, литературные, му¬зыкальные, художественные, драматические кружки, в которые следует привлекать и младших школьников. Например, в лите¬ратурных кружках практикуется выпуск литературно-творческих рукописных журналов, организация и проведение силами учащих¬ся литературно-творческих конкурсов и вечеров, проводятся специальные упражнения на описание предметов, по выразитель¬ному чтению, сочинения по картине и т. д.
Во многих школах созданы уголки живой природы, оборудо¬ваны специальные помещения, где дети в свободное время зани¬маются моделированием, столярными и слесарными поделками, работают с наборами «конструкторов» и т. д. Важно развивать склонность к ручному труду, которая свойственна, в частности. всем младшим школьникам. На занятиях по труду в начальных классах дети изготовляют несложные изделия из дерева, картона, бумаги, пластилина, проявляя незаурядную смекалку, изобретательность, творчество. На этих занятиях у ребят развивается умение организовывать и планировать свою деятельность, складываются навыки самоконтроля.
Воспитывая способности детей, надо развивать у них настой¬чивость в преодолении трудностей, без которой самые благоприят¬ные задатки и способности не дадут результата. Иногда школь¬ник, обладающий хорошими способностями, опускает руки при неудачах, теряет веру в свои силы, охладевает к прежде люби¬мым занятиям. В этих случаях учитель должен подбодрить ребен¬ка, помочь ему преодолеть трудности, помочь пережить радость победы над препятствиями.
Стремясь развить способности детей, нужно воспитывать у них такие черты личности, как требовательность к, себе, умение критически отнестись к себе. Важно формировать у детей правиль¬ное отношение к своим способностям, успехам и достижениям. Никоим образом нельзя прямо или косвенно внушать ребенку мысль о его исключительности, превосходстве над другими, не следует чрезмерно восторгаться способностями детей, захваливать их, противопоставлять их другим детям. Наоборот, надо внушать способному ребенку, что он вовсе не исключительный человек, что другие дети тоже обладают способностями, и если он превос-ходит товарищей в одном, то они превосходят его во многом другом.
Необходимо, чтобы способный ребенок, школьник хорошо по¬нял, что его способности не дают ему права ставить себя в какое-то особое положение по отношению к окружающим, предъяв¬лять им высокие требования. Наоборот, к нему, способному, предъявляются повышенные требования именно потому, что он способный.
В совместной работе школы и семьи создаются самые благо¬приятные условия для всестороннего развития творческих сил и способностей детей.

Вопросы для повторения

1. Дайте определение способностей и поясните его.
2. Назовите общие условия формирования и развития способностей.
3. Что такое задатки и какова их роль в развитии способностей?
4. Какие виды способностей вы знаете?
5. Раскройте сущность одного из видов специальных способностей (в за¬висимости от вашей специальности).
6. Какова роль интересов и склонностей в развитии способностей?
7. Покажите, в чем заключается связь развития способностей с трудо¬любием и настойчивостью человека.
8. В чем заключаются условия формирования способностей у школь¬ников?

Практические задания

1. Внимательно понаблюдайте 2-3 учащихся, проявляющих способности к музыке, рисованию, технике, математике или литературному творчеству (выбирайте в зависимости от вашей специальности) и опишите проявления их способностей. Проанализируйте не только процесс, но и результаты дея¬тельности школьников (например, при оценке способностей к рисованию проанализируйте рисунки детей на свободную тему, обратив внимание на тематику, композицию, использование художественно-изобразительных средств: цвета, светлотных отношений, технику исполнения, правильную оценку пропорций, изображение деталей и т. д.; при оценке музыкальных способ¬ностей проанализируйте музыкальный слух, чувство ритма).
2. Понаблюдайте, какие средства и приемы использует руководитель кружка для развития способностей учащихся (кружок изберите в зависимости от вашей специальности).
3. Понаблюдайте в школе за учеником, которого учителя считают совсем не способным или малоспособным к учению. Выясните, почему он не про¬являет способностей. Наметьте педагогические мероприятия для развития этого ученика.

Всем родителям непременно хочется, чтобы их ребенок был самым умным, самым талантливым и обязательно нашел свое место в жизни. Для достижения таких целей мамы и папы будущего гения нередко прикладывают немало усилий, водя в раннем возрасте на различные занятия и кружки. Но стоит ли игра свеч и как именно нужно развивать те или иные способности у малыша, узнавал сайт

Попробуйте всего по чуть-чуть…

Безусловно, гениальность - это врожденное качество. Вспомните биографию Моцарта, который в три года писал музыку уровня взрослых композиторов.

Именно в возрасте 2-5 лет у ребенка самый интересный период, период познания мира – он хочет все узнать, попробовать, задает множество вопросов. Сейчас ему интересно рисовать пальчиковыми красками, а через пару часов – барабанить в стоящие на полу в кухне банки. Только вчера он радостно гонял на самокате по двору, а уже сегодня не может без музыки и танцев. Как разобраться, к чему у него есть способности, а что – временное увлечение?

Дайте попробовать малышу в этом нежном возрасте всего по чуть-чуть. Предоставьте ему условия для поиска своих собственных интересов: пусть рисует, лепит, делает аппликации, слушает хорошую музыку. Музицируйте с ним вместе и занимайтесь несложными видами спорта . Попробуйте проследить во время различных занятий, что наиболее увлекает вашего ребенка.

Как развить способности у ребенка

Например, если он часами может сидеть и собирать конструктор, в то время как ролики пылятся в кладовке, следует поддержать начинания малыша и поискать дополнительные возможности для его самореализации. Приобретите ему бумажный конструктор или набор для создания и росписи моделей, посмотрите, как он будет играть с новыми предложенными игрушками.

Если малыш с удовольствием слушает музыку и пытается воспроизвести услышанное, не исключено, что у него есть способность не только к музыке, но и к изучению иностранных языков . По статистике, дети с идеальным или хотя бы хорошим музыкальным слухом способны к лучшему запоминанию иностранных слов и интонаций, чем те, кто подобными данными не обладает.

Ваш ребенок удивительно умеет сочетать и чувствовать цвета во время рисования? Не упускайте возможности вовлечь свое чадо в историю искусств, посетив вместе различные музеи , ознакомиться с соответствующей литературой и альбомами. Если ребенок и впрямь увлечется рассказами об изобразительном искусстве, есть смысл подумать о поступлении в художественную школу.

Думайте о ребенке, а не о моде

Ваш малыш – уникален и обладает определенными способностями. Но к сожалению, многие родители в первую очередь задумываются не о том, что действительно может быть полезно и нужно их ребенку. Они выбирают малышу занятия по принципу «у подруги сын ходит в детский сад с углубленным изучением китайского языка и йоги , нам тоже нужно!» .

Конечно, если есть возможность, стоит дать попробовать малышу все и определиться по результату. Но насильно заставлять ребенка заниматься тем, что "модно" или "пригодится в будущем" нельзя ни в коем случае! Помимо того, что вы сразу отдадите ребенка в не понятный и не близкий ему социум, так и в будущем сможете услышать от подросшего ребенка "что хочу, то и делаю, вы меня с детства заставляли плясать под свою дудку" , а это никак не способствует теплым отношениям между родителями и детьми.

Долой запреты

Во время познания мира постарайтесь держать себя в руках и не одергивайте малыша по пустякам. Мы не говорим о ситуациях, которые могут быть опасны для самого ребенка и окружающих, но в те моменты, когда сын или дочка проявляют интерес ко всему происходящему, постарайтесь искать компромиссы, а не запрещать и не накладывать необъективные табу.

Даже если вас безумно раздражает, что ваш малыш с утра до ночи играет на синтезаторе, на ваш взгляд, несуществующую и жуткую музыку, попытайтесь обсудить с ребенком, почему он шумит. Возможно, он хочет привлечь ваше внимание, а может быть ему понравился какой-то конкретный случайный звук и он теперь всеми силами пробует найти его и воспроизвести заново, обыграть, найти новые приятные его слуху звуки.

Разговаривайте, а не осуждайте и запрещайте! И забудьте о наказаниях – так вы точно не разовьете способности ребенка.

Как подготовить ребенка к занятиям

Если вы вместе с ребенком выбрали то, что ему по вкусу, и уже готовы регулярно посещать специализированные занятия, постарайтесь морально подготовить малыша. Объясните ему, что на занятиях нужно будет слушать учителя, повторять уроки дома, у него появится ответственность и своя маленькая работа, которую ему нужно будет выполнять, если он хочет стать художником или танцором.


Нет родителей, которые бы не хотели гордиться успехами взрослого сына или дочери, но есть папы и мамы, которые ровным счетом ничего для этого не делают. Если вы не относитесь ко вторым, тогда задумываться о том, как развить способности у ребенкав той или иной области, нужно не тогда, когда он пойдет в школу, и уж тем более не тогда, когда он будет ее заканчивать, а значительно раньше!



Многие родители уповают на развивающие занятия в детском саду. Правы ли они? Теоретически ребенок, посещавший детский сад, действительно будет готов к школе. Воспитатели целенаправленно развивают ребенка, приучают его работать на занятиях в коллективе и индивидуально. Но этого, если вы действительно хотите дать ребенку очень хорошую базу, мало. Мало, потому что это всего лишь полчаса для детей в возрасте от двух до трех лет; примерно час для малышей от четырех до пяти; и около двух часов для ребятишек от пяти до шести лет. Остальное время отводится для игр, прогулок, приема пищи, отдыха.

Если родители не воспитатели и не педагоги



Предвидим вопрос некоторых родителей: чем они могут помочь своему ребенку, если у них нет педагогического образования? Именно из-за своей некомпетентности они и пускают развитие ребенка на самотек, надеясь только на воспитателей да на учителей. На самом деле они могут помочь ребенку сделать серьезный шаг вперед, и вот что для этого надо делать:

  1. Много читать ребенку, постараться привить ему любовь к книгам.
  2. Часто разговаривать, при том не только на бытовые темы. В круг бесед включать вопросы, которые бы расширяли кругозор ребенка.
  3. Не разрешать малышу бездельничать: занимать его досуг полезными занятиями. Пусть рисует, лепит, конструирует, иными словами – «думает»!
  4. Приучить ребенка к усидчивости, научить его сосредотачиваться на каком-то одном деле.
  5. Не забывать хвалить его за какие-то «изобретения», «открытия»; поощрять его творчество.

Задача родителей – определить, к чему ребенок склонен!



Бывает, ребенок еще учится в школе, а будущая его профессия уже определена. Например, очевидно, что он станет спортсменом, поскольку уже имеет награды; или ему даются прекрасно иностранные языки – переводчиком; побеждает на предметных олимпиадах по точным наукам – его ждет техническая специальность или, быть может, карьера ученого. Так получается только тогда, когда родители вовремя заметили способности ребенка в той или иной области и направили все силы на их развитие.



Многие же папы и мамы, не зная толком, как развить способности у ребенка или даже как их определить, бросаются в крайности: они отдают ребенка во всевозможные кружки и школы, обращаются к частным учителям – и всего-то им кажется мало. Ребенок получает такой объем информации, что просто не может ее «переварить», от него столько требуют, что он физически не справляется с заданиями, и, в конечном итоге, у него нигде нет успехов! Родители разочарованы: столько усилий, столько времени, столько денег, а ребенка нигде не хвалят. Именно поэтому не надо стараться отдавать сына или дочь туда, куда ходят «все» – надо постараться определить, в чем он может превзойти своих сверстников, где у него будут отличные результаты.

И роль наследственности здесь тоже нельзя отрицать. Если родители музыканты – возможно, и у ребенка абсолютный музыкальный слух и в успехах он превзойдет их самих. Или кто-то из родителей – спортсмен: почему бы ребенку не стать продолжателем династии «олимпийцев», если он унаследовал отличные физические способности?

Кружки, секции музыкальные школы и студии – нужно ли их посещать?



Обязательно! И не надо повторять вслед за кем-то из далеко не самых мудрых родителей: «Ничему там не научат!» Научат, обязательно научат ребенка следующему:

  1. Терпению и трудолюбию. Пока другие дети будут просто «гулять» во дворе, ваш ребенок будет тренироваться или постигать азы искусства, тем самым опережая в развитии своих сверстников.
  2. Работать в коллективе. Одно дело сидеть рисовать дома, где никто не увидит и не раскритикует твой рисунок, другое – среди ровесников, которые не всегда делают приятные замечания; но они же будут и восторгаться, если у их товарища действительно что-то получится очень хорошо.
  3. Сравнивать свои достижения с чужими, адекватно оценивать их. Как правило, мамы и папы умиляются всему, что показывают им их дети: рисункам, поделкам, кувыркам и т.д. Преподаватель и тренер лишены сентиментальности: они судят по итогам выставки или соревнований, где будет сразу ясно, насколько успешно занимается ребенок.
  4. Стремиться к победе, лидерству в любом деле. Успех других окрыляет: хочется им подражать – стать такими же ловкими, сильными, сообразительными, искусными.

У каждого ребенка есть свои способности. Родителям же остается вовремя их определить, поскольку на некоторые занятия есть возрастное ограничение – можно опоздать!

У каждого человека есть общие способности, которые помогают человеку адаптироваться в мире, получать, перерабатывать и хранить новую информацию, использовать социальный и практический опыт в практической деятельности. Многие способности формируются в детском возрасте, поэтому развитие способностей ребенка имеет особое значение.

Для начала определим что же такое способности:

  • Это индивидуально-психологические особенности, отличающие одного человека от другого.
  • Это особенности, которые имеют отношение к успешности выполнения деятельности.
  • Способности не сводимы к знаниям, умениям и навыкам, которые уже выработаны у человека.

Чем больше у ребенка развиты способности, тем проще ему справляться с различными задачами.
Назовем эти общие способности так:

  1. Интеллект — некая жизненная способность адаптироваться, обнаруживающая себя в конкретных ситуациях познавательного контакта человека с миром и как способность решать задачи на основе применения имеющихся знаний;
  2. Креативность — способность преобразовывать знания с участием воображения и фантазии;
  3. Обучаемость — способность приобретать новые знания.

Каждый из вас наверняка задавал себе вопросы: «А у моего ребенка достаточно высокие способности, чтобы он хорошо учился, был успешным в жизни?» «Может быть, мой ребенок талантливый, ведь он так хорошо рисует, придумывает сказки?» «Могу я что-нибудь сделать, чтобы развить способности моего ребенка?».
Давайте поищем ответы вместе и подумаем, что можете и должны сделать для ребенка именно вы и никто другой.

  • Наиболее интенсивно интеллект развивается от 2 до 12 лет.
  • Мамы и папы по-разному могут помочь ребенку развить свой ум, однако есть общее — эмоциональная поддержка ребенка.
  • У ребенка, живущего в благоприятной эмоциональной среде, когда его любят, в семье царит радость, у всех хорошее настроение, уровень интеллекта постоянно повышается.
  • У детей, по отношению к которым родители не проявляют достаточной заботы, наблюдался процесс снижения интеллекта.
  • Интеллект повышается, если родители предоставляют ребенку возможность развить свои способности, умения и навыки, не стараются исправить то, что сделал ребенок.

Верьте в возможности своего ребенка, будьте спокойны и терпеливы!

Мамы! В ваших силах повысить и развить умственные способности ребенка, если вы предъявите ребенку систему требований и будете следить, чтобы он их выполнял. Требования являются необходимым средством воспитания. Это то, что ожидается от ребенка, Через требование взрослый сообщает ребенку, как надо себя вести, что делать, чтобы быть успешным. И еще — поддерживайте у ребенка высокую самооценку.
Папы! Оказывается ваш вклад в развитие интеллекта ребенка примерно в 2 раза больше.

Интеллект ребенка будет расти «прямо на глазах» если вы:

  • Будете играть с ребенком в самые разные игры или заниматься совместными делами;
  • Именно вы будете привлекать ребенка-дошкольника к обсуждению семейных дел (например, что подарить маме, что купить, куда переставить стол и т. п.);
  • Предъявите систему запретов. Запреты — это также одно из важнейших средств развития и воспитания. Что же делать маме, если папа постоянно на работе и не успевает общаться с ребенком? Мама в течение недели может напоминать ребенку те правила, которые в выходной день ему сообщил папа.
  • Не стремитесь сразу удовлетворять все потребности ребенка. Это неблагоприятно сказывается на развитии умственных способностей детей 5-6 лет.

О креативности

Креативность — умение мыслить нестандартно, творчески. Переключаться с одной идеи на другую, выполнять одно и то же дело по-разному. Креативный ребенок, как правило, доставляет родителям много хлопот. Он все время что-то придумывает, переключается с одного дела на другое, меняет увлечения. Но зато как богата его фантазия, как разнообразны рисунки! А еще такой ребенок сочиняет стихи, сказки. В его игре много сюжетов, персонажей.
По-настоящему креативный ребенок — всем известный Буратино. Помните, как он продал Азбуку, чтобы пойти в театр? Не очень умно, зато как интересно.

Задумались? Но учтите, что креативность выручает человека в сложной ситуации, когда надо поступить нестандартно. Пока другие сказочные куклы плакали и боялись, именно Буратино придумывал, как спасти друзей, как помочь папе Карло. Значит, креативность тоже очень нужна человеку для успешной жизни.

Итак, что надо делать, чтобы развивалась креативность ребенка?

Нужно знать, что есть два сенситивных периода развития креативности, когда способности развиваются очень быстро. Первый — 3-5 лет (развивается в сюжетной игре), второй — примерно 10-12 лет (период развития так называемой культурной креативности).

И мамы и папы повышают уровень развития креативности, если играют в совместные игры, уделяют ребенку внимание, а папы привлекают ребенка к семейным делам, обсуждению планов.


Об обучаемости

Предпосылкой обучаемости служит интеллект. Ее высокий уровень связан с развитием личности. А значит, обучаемость ребенка развивается в тесном общении со взрослым.

Для развития обучаемости:


  • Чаще задавайте ребенку вопросы;
  • Разговаривая о природе и людях, событиях или просмотренных телепередачах, рассматривая картины, говорите ребенку: «Подумай», «Посмотри внимательнее», «Вспомни»;
  • На прогулке задавайте задания (пересчитай машины, найди два похожих дерева) и, не торопя с ответом, говорите ребенку о том, что ждете его;
  • Не бросайте начатое дело, доводите его до конца;
  • Обсуждайте с ребенком, устраивает ли вас и его результат работы, думайте, как исправить то, что не нравится.

О сенсорном развитии ребенка

Возможно, вы приобретаете в магазинах игрушки, которые, как утверждают производители и продавцы, развивают у ребенка восприятие цвета и формы, знакомят с пространственными отношениями, временем и т. д. В каждой семье сейчас достаточно много таких игрушек.

К сожалению, наряду с большим количеством плюсов детских развивающих игр и игрушек, есть один существенный минус. С игрушкой можно делать все что угодно, а самое главное — она не дает обратной связи и не может выразить собственного желания или нежелания во время взаимодействия.

В процессе изучения объектов живой природы у ребенка реализуется одна из главных способностей — чувственное познание мира. Он получает живой непосредственный опыт. Происходит активизация всех сенсорных систем: отрабатывается зрительно-моторная координация, зрительно-пространственное восприятие, формируется произвольное поведение и т. д.

Только богатый мир окружающей природы помогает детям перенести свои впечатления в мир творческого воображения, повышает интерес к овладению новых умений и навыков, получению дополнительных знаний.

Все, что нужно для нормального сенсорного развития — это восстановить естественный контакт с природой.

Подведем итоги — развитие способностей ребенка процесс многосторонний и постепенный, в который активно должны быть включены и мама и папа. Будьте рядом и способности вашего ребенка не перестанут вас удивлять!

THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама