THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама

Прошедший год во многом был знаменательным и насыщенным событиями. Прежде всего, это Год 75-летия начала Великой Отечественной войны, год многих великих подвигов, совершенных летом, осенью сорок первого. Год 75-летия битвы за Москву и нашего контрнаступления, разгромившего врага у стен столицы! Мы - помним! Мы - гордимся! В уходящем году в светлый день Победы в рядах Бессмертного полка только в Москве прошло более 800 000 человек! Память о войне, о погибших и выживших, свято чтится в каждой семье!

Но все эти знаменательные события остаются в уходящем году и сегодня надо подумать о будущем. Если задуматься, на кого, собственно, направлена вся наша воспитательная патриотическая работа, ответ будет очевидным. На нашу молодежь! Правильно, убеждать друг друга в том, с чем мы и так, безусловно, согласны, ни к чему. А вот попытаться понять, каким образом мы в современных условиях, когда молодежь имеет всевозможные гаджеты, когда подростки пользуются компьютерами гораздо лучше, чем мы, когда они за несколько минут могут «перекопать» интернет и тут же собрать огромный объем информации (а нам для этого надо идти в библиотеки и просиживать там не один день, вычитывая десятки книг) давно пора.

Собственно, как мне кажется, сегодня стоит такой вопрос в повестке дня: продолжать ли работать привычными методами, так сказать «по старинке» или же попытаться «идти в ногу со временем», изучать современные мультимедийные технологии и внедрять их в практику. Вопрос очень серьезный. И, безусловно, он повлечёт и кадровые изменения. Тем не менее, есть время для обсуждения этого вопроса.

Давайте зайдем в библиотеку и честно спросим, много ли подростков и молодежи захаживает сюда? Что их интересуют, какие книги вызывают читательский интерес? Проведем опрос анонимно, так сказать, для чистоты эксперимента.​Давайте во время Урока Мужества спросим у ребят, кто из них читает ежедневные новости или смотрит их по телевизору и что им запомнилось? ​Давайте через неделю после наших Уроков Мужества проведем опрос, что, собственно, осталось в памяти у ребят? Достигли ли мы какого-нибудь результата? Или мероприятие проведено «для галочки».

Мы много и часто говорим об идеологической войне, о зловредном влиянии запада, о падении нравственности и духовности. Для того чтобы противостоять этому нужна системная комплексная и целенаправленная работа. Может быть, начать такую работу нужно с детского садика. В понятных и доступных для детишек формах. Я сейчас не могу сказать, пишет ли кто для детишек сказки с патриотической направленностью. Но могу судить по своим внукам, сказки сказками, а мультики для них куда интереснее. Не так давно я в одной из своих статей высказал идею о том, что Министерство культуры России, региональные власти должны делать госзаказы на создание мультфильмов патриотической направленности. Для детей и подростков такая форма предоставления информации является более интересной, понятной и доходчивой. Я не призываю «упрощать», я призываю идти от простого к сложному постепенно, вовлекая тем самым ребятишек в «игру», понятную и интересную им.

Наверное, в Москве и в регионах имеются какие-нибудь кружки юных мультипликаторов или существуют компьютерные программы, позволяющие создавать такие фильмы. Вот и надо попробовать сделать первый шаг в этом направлении. Посмотреть на результаты, провести анализ, учесть допущенные ошибки. ​Несколько раз я бывал на легендарном Прохоровском поле и хочу отметить следующее - мальчишки и девчонки с огромным удовольствием лазают по «восстановленным» земляным инженерным сооружениям, которые расположены за зданием музея. Беготня по окопам, блиндажам, огневым позициям, конечно, для них является игрой. В силу их возраста и восприятия. Но детвора запоминает это на всю жизнь, активно фотографируется, делится рассказами со своими друзьями, в том числе и через социальные сети. Хорошо это? Да, просто - замечательно! Теперь вот и в парке «Патриот» в Кубинке сделали подобное. Но разве у нас мало мест былых ожесточенных сражений? Или нет досок - бревен, чтобы реконструировать или воссоздать «линию обороны»? При этом, можно действительно провести реконструкцию сохранившихся с войны укреплений и неподалеку сделать аналогичные сооружения для игр и активного отдыха. Ребятне, да и взрослым, это будет интересным и полезным. При этом, как мне кажется, мы, таким образом, можем решить две задачи. Первая, при содействии и участии поисковых отрядов осуществить разведку, исследования и реконструкцию инженерных сооружений. Вторая задача, это привлечение туристов к изучению истории Отечества, наглядная демонстрация того, как оно было на самом деле.

И если в школе или ином учебном заведении воспитательная патриотическая работа нацелена на молодежь, то активные формы отдыха, в том числе, с посещением мест былых боев и реконструированных укреплений охватывает уже семейный воспитательный процесс, что не менее важно, а может быть, даже гораздо важнее. ​Подростки умеют создавать компьютерные презентации. И здесь я вижу работу Советов ветеранов в том, чтобы направить ребят в нужном направлении. Например, сформировать в учебном заведении инициативную группу, в которой одни ребята будут «собирать информацию и готовить небольшие тексты» о, тех же, например, героях-пионерах. Другие из интернета соберут фотографии, третьи все это сформируют в виде презентации. Получится интересно и полезно. Таким образом, мы постараемся ВОВЛЕЧЬ ребят в творческий процесс, направим их и поможем реализоваться, самовыразиться.

Буквально на днях Правительство начало разрабатывать программу по предотвращению криминализации подростковой среды. Ранее соответствующее распоряжение дал Президент России по итогам заседания Совета по развитию гражданского общества. К 15 февраля такая межведомственная рабочая группа должна приступить к работе. Можем ли мы рассчитывать на действенные результаты? Можем! Если отнесёмся к воспитательному процессу не формально, а с открытой душой. Не от случая к случаю, а сделаем процесс постоянным. Можно создать огромное число кружков, клубов, секций. Но будет ли интересно ребятам, вот в чем вопрос. Мне кажется, что создавать кружки надо на взаимном интересе. При этом целью воспитательной деятельности должна стать поддержка, понимание, взаимное сотрудничество. Как между взрослыми и детьми, так и между самими детьми. И лучше всего, если в процесс будут вовлечены и родители.

Мне кажется, что у нас всех, у школы, у родителей попросту не хватает времени « поговорить» с ребёнком, понять его и если нужно, поддержать. Ни в семьи, ни в школе ребёнок не получает времени для осмысления происходящего в его жизни. Конечно, все это очень сложно для осмысления. Но мы, как более мудрые, должны стремиться к взаимопониманию.

Иногда, бывая по своим делам, я встречаю в федеральных военно-исторических музеях экскурсионные группы школьников. И вот что хочу отметить. Не всем ребятам там интересно. Тогда для чего их «тащить» туда? Для «галочки»? И еще. Прежде чем ехать в музей, хорошо бы провести одну-две лекции и, так сказать, подготовить ребят к восприятию информации. А то в их неокрепших головах 32 стрелковая дивизия Полосухина вполне может стать лейб-гвардии гусарским полком или Измайловским полком, также стоявшим насмерть во время сражения при Бородино. Сегодня мы должны задумываться о преемственности поколений, заложить основу, надежный фундамент для будущих поколений и дать им вектор движения. Из вооруженных сил уходят на «пенсию» в довольно молодом возрасте. А много ли в ветеранских организациях «молодежи»? И, собственно, чем она проявляет себя?

Я периодически провожу мониторинг СМИ (насколько это у меня получается) и могу заметить следующее - председатели первичных организаций пишут в СМИ, рассказывают о своей деятельности, о своих планах крайне редко. Ещё более реже они говорят о проблемах нашего общества, собственном видении их решения. Очень очень редко можно встретить реакцию со стороны ветеранских организаций на какое-нибудь значимое общественное событие. Отчего так происходит? У председателей нет собственного мнения? Возможно, я ошибаюсь и мне просто не попадаются на вид статьи ветеранов. И если я кого-то ненароком обидел или задел, приношу извинения. Возводить хулу не имел даже в мыслях.

А где же можно высказаться, заявить о своей позиции, довести мнение ветеранов по тем или иным вопросам? Многие СМИ говорят о каком-то «не формате». На телеканале «Звезда» тоже особо не лицезреешь наших председателей. Остаются интернет - сайты ветеранских организаций. Да вот беда, у многих организаций таких сайтов попросту нет. И это при том, что 95 процентов молодежи активно использует интернет! Вот и получается этакое «противостояние в идеологической войне». И ещё. А попробуйте по указанным контактам обратиться в эти Советы. Электронные почтовые адреса или «не работают» или же ответа вам придется ждать «после дождичка в четверг». И меня, как ветерана, такое отношение крайне возмущает, поскольку обращаюсь я не с рассказами о своих похождениях с женщинами или хвальбой о выпитом спиртном, а с просьбами помочь в поисковой работе по увековечиванию памяти погибших при защите Отечества. И я не понимаю, откуда у некоторых председателей организаций такой снобизм или гордыня, что даже написать три слова - «письмо получено, спасибо» им не под силу!

Наших детишек надо учить разбираться в информации, которая размещается в интернете. Среди огромной массы позитивной и полезной информации враги умело «вливают» свою полуправду, а то и откровенную ложь. И они далеко не дураки, действуют умно, изощренно, ярко и тонко. Порою, нам даже не грех поучиться у них технологии. Как ребятне разобраться? Как понять где ложь, а где - правда? Для этого их надо учить анализировать информацию, критически относиться, выяснять первоисточники и их достоверность. Иногда читаешь статью с очередным «планом Далласа» и понимаешь, что человек даже не удосужился посмотреть первоисточник, но с серьезным видом утверждает что-то. Да Бог с ним, но тем самым он дает врагам в руки карты, чтобы они могли обвинить нас во лжи или незнании проблемы. Так сказать, «изобличить». И сколько бы мы потом не говорили правильно и точно, червь сомнения уже будет внесен в мозги и сердца молодежи.

В рамках поисковой работы по увековечиванию памяти погибших при защите Отечества нужно создавать межрегиональные рабочие группы и методично, системно, комплексно отрабатывать информацию как в отношении конкретных местностей или населенных пунктов, так и в отношении соединений, дивизий, полков и отдельных частей. Нужно провести ВСЕРОССИЙСКУЮ СВЕРКУ ВОИНСКИХ МЕМОРИАЛОВ с информацией из ОБД Мемориал. Нужно решить на законодательном уровне вопрос в отношении «пропавших без вести», а точнее - безвестно погибших в боях. И, наконец, надо решить вопрос с «Детьми войны». А то мы скоро так дорешаемся, что такой категории льготников попросту не останется в живых.

Я еще раз прошу простить, если своими размышлениями невзначай кого-то затронул или не дай Бог обидел. Не желал того. Вы уж простите меня.

С уважением, Михаил Переславцев , председатель совета потомков бойцов 922 стрелкового полка (первого формирования)

Конец 80-х, начало 90-х годов прошлого столетия Советский Союз содрогался от действий государственных руководителей Горбачева, Яковлева, Ельцина, Кравчука, Шушкевича и других их сподвижников по развалу СССР. Главным местом их предательства стала Беловежская пуща. Именно здесь, после хорошей парной и обильного застолья, было подписано соглашение о разделе Советского Союза, игнорируя волеизъявление народа, ясно выраженного им на референдуме 17 марта 1991 года. Начался вселенский хаос. Везде и всюду шло оболванивание народа, по ваучерам Чубайса, растаскивалось народное добро, созданное за многие годы трудящимися советского государства.

В то же время молодое поколение оказалось предоставлено в большинстве своем самим себе. Даже в школах педагоги больше были озабочены обеспечением своих семей продовольствием, поиском средств к существованию. Ну а дети?... Они кучковались по подворотням, подвалам и помойкам. Здесь для них - раздолье, полная свобода. Драки, грабежи, спиртные напитки лились рекой. Тогда же появилось выражение: поколение «клинского» - пива под таким названием. Его рекламировали везде: по телевидению, радио, в периодической печати, торговой сети.

Подобное состояние дел с подрастающим поколением не оставило без внимания членов Санкт-Петербургской общественной организации ветеранов войны, труда, Вооруженных Сил и правоохранительных органов. Члены Совета председатель Герой Советского Союза генерал-полковник Д.А. Медведев, В.Ф. Козлов, А.П. Чирков, В.П. Теряева, А.П. Яковлева, Т.В. Каташевич, и многие другие активно включились в патриотическую, нравственную работу с подрастающим поколением.

Первое, с чего они начали: создали актив комитета по работе с молодежью. Руководителем комитета был избран А.П. Чирков. Его опыт работы в музее средней школы № 489 позволил членам комитета деятельно включиться по организации и проведению детско-юношеской, военно-спортивной игры «Зарница» на базе Лужского района.

Встречи с ветеранами Великой Отечественной войны, воинами боевых действий в Республике Афганистан, на Северном Кавказе, других горячих точках позволили активизировать работу в учебных заведениях, кадетских корпусах, в воинских коллективах.

С 1996 года к проведению игр «Зарница» подключился Северо-Западный центр по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям. Совместно с городским учебным подразделением Комитета по образованию «Балтийский берег» юные участники военной игры «Зарница» из образовательных учреждений стали получать знания по первоначальной военной подготовке и отменную физическую закалку.


Популярность «Зарницы» среди школьников растет все больше и больше. Особенно - к юбилейным датам Великой Победы, героическим блокадным дням Ленинграда.Работа по патриотическому воспитанию молодежи осуществляется в Комитете под руководством заместителя председателя Совета организации ветеранов Н.В. Ильина и членов бюро организации.

По рекомендации Президиума Совета ветеранской организации Комитет по работе с молодежью заключил соглашения по военно-патриотическому, гражданскому и нравственному воспитанию подрастающего поколения с Комитетами по молодежной политике, образованию, физкультуры и спорта, культуры Санкт-Петербурга.

В год 70-летия Победы члены Комитета по работе с молодежью Е.А. Бухарин, В.И. Сырцов, В.В. Лобанов, А.С. Монаенков, Т.А. Корбутова, М.С. Кубрина, А.Я. Морозов и другие приняли активное участие в организации и проведении смотра-конкурса школьных музеев, на лучшую городскую организацию.

Примечательно, что все члены Комитета активно сотрудничают с другими комитетами Совета: Ветеранов войны и военной службы, Ветеранов труда, Героев Социалистического Труда, По международным и региональным связям, По увековечиванию памяти защитников Отечества и наградам.

Члены Президиума Совета организации Л.Г. Баранов, Н.В. Ильин, Г.Л. Карасева, Т.М. Захарова, А.М. Митавский, В.С. Лялин, проявляют активное участие в проведении различных мероприятиях Комитета по работе с молодежью. Их опыт, профессионализм позволяют добиваться положительных результатов в проведении военно-патриотической работы среди молодежи Санкт-Петербурга.


Активное участие в проведении методических и организационных мероприятий комитета принимает и председатель Совета. Его знание армейской жизни и педагогической работы помогают членам комитета правильно выбрать направления своей деятельности, организовать взаимодействие с другими структурами ветеранской организации.

18 мая 2016 года на базе школы № 216 Центрального района, где создан Музей защитников Отечества, состоялось заседание расширенного Президиума Санкт-Петербургской организации ветеранов по вопросу «О мерах повышения уровня патриотического воспитания молодежи».

С докладом «О мерах повышения уровня патриотического воспитания молодежи при подготовке и проведении 71-й годовщины Великой Победы, 75-летних юбилеев важных событий Великой Отечественной войны в свете требований Программы по патриотическому воспитанию граждан Российской Федерации обстоятельно выступил Н.В. Ильин, заместитель председателя организации Совета ветеранов.

Вот что сказал Николай Викторович:

«…Современная обстановка в мире бросает нашей стране новые вызовы и порождает сложные проблемы. Ветераны, прошедшие горнило Великой Отечественной войны 1941-1945 гг., опыт локальных войн второй половины ХХ века - начала XXI века, послевоенного развития Советского Союза (России), за прошедшие после войны 70 лет, со всеми его особенностями и сложностями, должны дать правильные ориентиры понимания обстановки и наших действий по патриотическому воспитанию молодежи в современных условиях.

Историческая миссия российского патриотизма, как говорится в Государственной программе «Патриотическое воспитание граждан РФ на 2016-2020 гг.», утвержденной постановлением Правительства РФ №1493 от 20 декабря 2015 г., заключается в том, что она как духовный ориентир современного поколения граждан России возрождает и развивает в их чувствах, сознании, поступках, мотивах героическое прошлое России, основанное на приобщении к боевым и трудовым традициям, учете многогранных исторических, этнографических и культурных корней развития российского общества, духовного опыта Победы в Великой Отечественной войне и самоотверженности воинов в послевоенных вооруженных конфликтах.


Но, становится очевидным, что применяемые в воспитательном процессе формы и методы не в полной мере обеспечивают повышение в общественном сознании роли российского патриотизма как целостно-смыслового ядра развития личности, семьи, гражданского общества, что является одной из причин невысоких темпов инновационного развития Российского государства.

В значительной мере это связано с изменениями, происходящими внутри страны и гражданского общества, возросшей сложностью международной обстановки, обострением до предела государственных, политических, идеологических отношений США и стран НАТО с Россией, в т.ч. санкций; попытками рассорить Россию с ее ближайшими соседями, многострадальной Украиной, навязывая ей неонацистскую идеологию, что может превратить Европу в кровоточащий очаг напряженности; выходом на мировую арену новейшего изобретения американцев в лице «Исламского государства», выступающего авангардом международного терроризма с его нечеловеческой идеологией, что является опасным не только для нашей страны, нашего народа, но и угрожает жизни любого человека планеты, культуре народов. Носители этих идеологий (неонацистской и исковерканного ислама) стремятся различными способами вооружить своими идеями молодежь. Настораживающие факты уже есть и у нас в стране.

Правда, наше ветеранское движение сегодня меняется. Уходят из жизни участники Великой Отечественной войны, которые более 70 лет были опорой, активом, наставниками и организаторами работы по патриотическому воспитанию молодежи. Приходит новое поколение ветеранов, которое приняло эстафету у военного поколения. Поэтому так важно принять каждому из нас к исполнению задачу, поставленную в Государственной программе по патриотическому воспитанию. К еще более активному привлечению ветеранских организаций к работе с молодежью, использованию опыта, нравственного и духовного потенциала ветеранов войны и труда для сохранения преемственности поколений.


Ветераны справедливо негодуют, когда в политике нашей страны активно работают всякого рода фальсификаторы, националисты, «либералы». Многие из них умышленно извращают историю Великой Отечественной войны, Великую Победу, а наше прошлое мажут только черной краской.

Старшее поколение по праву гордится тем, что в СССР развивались и были лучшими в мире наука, образование, культура, социальная защищенность людей, бесплатные обучение и медицина, отдых, гарантированное будущее для каждого молодого человека, отсутствие безработицы и многое другое. А разве не Советский Союз запустил первого человека в космос, создал первую атомную электростанцию?

Пришло время истинно национальных сил не разбрасывать, а собирать камни. Теперь надо лечиться, зализывать раны и делать это не мешкая, ибо болезнь запущена, а время идет. Последствия ее тяжелые… Мы потеряли целое поколение. Сейчас нужен хирургический скальпель, чтобы полностью очиститься и от раковых «демократических» опухолей неуважения, и от, вполне можно сказать, ненависти к своей стране, ее истории и культуре.

История все расставит по своим местам, оценит бурную эпоху перестройщиков. Надо научиться связывать крупные исторические переломы ХХ века не столько с борьбой личностей, сколько с радикальным изменением самой страны, превращением ее из крестьянской в городскую, промышленную с глобальным изменением психологии населения.


Это тем более важно, что молодежь, обладающая современной информацией (подчас излишне наводненной подпевалами Запада наподобие различного рода макаревичей, гайдаров, рыжковых, навальных, пономаревых, чичваркиных, касьяновых, прохоровых, ганапальских и им подобных, обвиняющих только Россию во всех грехах и выступающих с предложениями о дополнительных санкциях к России), жаждет понять истинные сложности нашего времени, пытается найти правильный путь в свое будущее.


Общество, государство должно помочь в этом молодежи. Старшему поколению есть чем отчитаться за прошлое, есть с чем идти в будущее.

Ветераны Организации вновь доказывают свою приверженность великой идеи - активнее поднимают роль добрых традиций, создают на эту тему фильмы и художественные произведения, тем более, что в наших рядах есть способные к такому творчеству люди.

Многолетний анализ подтверждает, что в учебных заведениях, являющихся не только центром наделения учащихся знаниями, но и школой воспитания будущего гражданина Родины, успеваемость значительно выше, а поведение учащихся - лучше. Это особенно важно не только в школах, колледжах, лицеях, кадетских корпусах, но и в вузах, где готовятся не только специалисты, будущие профессионалы своего дела, но и будущие руководители, костяк нашей интеллигенции, воспитатели молодежи и не только ее.

К великому сожалению, приходится лишь констатировать, что, несмотря на многочисленные конференции, круглые столы, семинары, публикации ветеранов в различных средствах массовой информации, в целом реакция на факты, выступления, статьи фальсификаторов с ветеранской стороны еще очень слабые. Примером тому служит реакция на протест против диссертации Кирилла Александрова на соискание ученой степени доктора исторических наук в институте истории РАН, в которой он представляет генерала Власова и его подельников не изменниками Родины, а борцами против сталинского режима, хотя сам автор признает, что юридически они изменники. Это положение необходимо исправлять. Для этого нужны люди, не только подкованные в этой области, но и понимающие, что вопрос патриотического настроения общества в современных условиях - это вопрос сохранения России как государства.

Ставя во главу деятельности старшего поколения - воспитание молодежи, ветераны считают, что тем самым выполняют свою миссию перед Родиной, перед ее будущим.

В Патриотической программе данное направление работы является приоритетным в деятельности государства, ибо российский патриотизм является духовным ориентиром и важнейшим ресурсом современного общества. Более четко данную проблему обозначил президент РФ В.В. Путин, назвав ее главной национальной идеей страны.


В этой связи ветераны, как наиболее опытная часть гражданского общества, должны продолжать работу еще более активно. А именно, разъяснять, призывать молодежь к соблюдению законов юридических и нравственных; к бдительности, не оставляя без внимания все, что может вызвать у ветерана настороженность и тревогу.

  • Активизировать интерес к изучению истории Отечества и формированию чувства уважения к героическому прошлому нашей страны, сохранению памяти о великих исторических подвигах защитников Отечества; повышению интереса российских граждан к военной истории Отечества в ходе подготовки и празднования 75-летия Победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.
  • Углублять знания молодежи о событиях, ставших основой государственных праздников России.
  • Сохранять историческую память и развитие интереса к отечественной науке и ее видным деятелям - патриотам России.
  • Проводить конкурсы, фестивали, экскурсии, посвященные славным историческим событиям и знаменательным датам России.
  • Развивать у подрастающего поколения гордость, глубокое уважение и почитание символов нашего государства - герба, флага, гимна РФ, символики и исторических святынь Отечества.
  • Формировать у молодежи моральную и психологическую готовность к защите Отечества, верность конституционному и воинскому долгу в условиях мирного и военного времени, высокую гражданскую ответственность.
  • Изучать и внедрять передовой опыт в практику военно-патриотического воспитания молодежи, формировать позитивное отношение к военной и государственной службе.

Совет ветеранской Организации не мыслит решение задач воспитания молодежи без тесного взаимодействия с властью всех уровней.

Перед Организацией стоит еще одна, не менее сложная, но очень важная задача - подъем на должный уровень проблемы уважения к старшим. Это актуальная национальная задача, тесно связанная с патриотическим воспитанием молодого поколения.

Н.В. Ильин, заместитель председателя
Совета организации ветеранов

Роль ветеранов в патриотическом воспитании детей и молодёжи.

Д.Р.Ахметшина

МАОУ-СОШ № 10 г. Альметьевск

[email protected]

В современных условиях идея патриотизма должна стать тем стержнем, вокруг которого сформируются значимые чувства, убеждения, устремления молодежи, ее готовность и способность к активным действиям для блага отечества. В этом могут помочь люди, которые живут среди нас. Это те, кто защищал нашу родину, кто восстанавливал ее из руин. Ветераны – уважаемые и замечательные люди, мудрые, грамотные, принципиальные. Их жизнь на благо Отчизны достойна того, чтобы стать примером для подрастающего поколения, стать настоящим ориентиром в непростом современном мире. Нам важно найти такие формы общения, которые воспринимались бы молодежью. Нужно посеять зерна патриотизма в души молодежи и вырастить их. И здесь, конечно, надо объединить усилия всех: гражданского общества, органов власти, ведомств, чтобы не шаблонными, а самыми современными методами сообщать учащимся необходимую, жизненно важную информацию, добиваться того, чтобы она была услышана. Нужно использовать при этом как традиционные встречи с ветеранами, так и возможности, которые предоставляет Интернет.

Сегодня ребята совсем другие, нежели 15–20 лет назад. Для них наглядность и доступность играют большую роль, поэтому памятник, безусловно, принесет пользу. В целом нынешняя российская молодежь выросла совершенно в другой экономической и социальной среде – без участия государства, патриотических организаций, зачастую и семьи, в которой родители были заняты выживанием... В то же время молодые люди подвергались мощному негативному информационному воздействию. Следствием этого стали низкая культура поведения, никотиновая зависимость, алкоголизм, наркомания, комплекс неполноценности из-за финансового расслоения общества…

Шел недавно по телевидению замечательный сериал «Государственная граница». В фильме была сцена, когда в первые дни войны пограничная застава встречает бой, и пограничники, несмотря на то что уже был приказ отходить назад, сражаются до последнего патрона, один из них под обстрелом поднимает, устанавливает пограничный столб и погибает.
И вот мальчики обсуждают: а зачем он ставит этот столб и из-за этого гибнет? Что тут символичного? Столб и столб... Чем он так ценен, этот столб?
Выросло уже несколько поколений, которые не понимают подвига того солдата, который, жертвуя своей жизнью, поднимает пограничный столб. И сегодня для нас с вами основная задача – найти ту тональность, ту струну, на которой можно все-таки говорить о патриотическом воспитании, чтобы она была услышана. Нельзя проводить встречи «для галочки», слабо готовясь к ним, когда молодежь выслушивает, в лучшем случае молча, и идет дальше играть в компьютерные игры, пить пиво, сетуя на взрослых, что у них «напрасно отняли время».

Молодые люди хотят быть социально активными, энергия у них бьет через край. Их обязательно нужно занимать, воспитывать у них толерантность. Именно поэтому в своей работе включаю комплекс организационных мероприятий по воспитанию подрастающего поколения. В свете грядущего 70-летия Великой Победы веду подготовку к проведению празднования, организую встречи с ветеранами. Школьники не только с интересом слушают ветерана, рассказавшего о военных действиях, о труде наших женщин и детей в тылу, о том, какие испытания выпали на долю советского народа в годы войны, как, несмотря ни на что, наш народ выстоял и победил. Но и готовят стихотворения о войне и мире, которые читают с большим чувством! Ребята благодарят ветерана за очень интересные рассказы и приглашают его прийти в гости еще раз.

Ученики настолько проникаются рассказами пожилого человека, что и после окончания встречи подходят, задают вопросы, еще поздравляют и не хотят отпускать его. То, что было услышано, не пройдет бесследно, останется в юных сердцах детей. Это было видно по их неравнодушным лицам.

Если мы позаботимся о воспитании молодежи сейчас, то можно быть уверенными, что наше будущее в надежных руках. Такие встречи школьников с ветеранами воспитывают патриотизм, уважительное отношение к заслуженным людям, вызывают чувство милосердия и желание быть полезными не только в праздничные дни, но и повседневно...

Вопрос гражданско- патриотического воспитания напрямую связан с тем, кто и как будет заниматься судьбой нашей страны уже завтра. Ведь это молодежь! Философ Владимир Соловьев сказал, что патриотизм – это ясное осознание своих обязанностей по отношению к Отчизне и верное их исполнение. Вот такое сознание никогда не впитывается с молоком матери. Оно все-таки воспитывается окружением, общественными институтами, силовыми структурами, государством.


В организации ветеранов войны, труда, Вооруженных Сил и правоохранительных органов МО «Цильнинский район» 23 первичных организации . В районный совет входят 35 человек, президиум состоит из 7 человек.

На территории муниципального образования проживают 25,9 тыс.человек. Получателей пенсий и пособий 32% населения, пенсионеров по возрасту -6752 чел. Участников и инвалидов Великой Отечественной войны - 12 чел., солдат последнего военного призыва - 4 чел., вдов - 125, детей войны - 1360 чел.

Районный Совет ветеранов войны и труда строит свою работу планово на основе уставных требований и постановлений конференций, пленумов областного Совета ветеранов войны, труда, Вооружённых Сил и правоохранительных органов.

Одним из важных направлений в работе ветеранской организации является патриотическое воспитание молодежи на примере людей старшего поколения и сложившихся в районе традиций. Эта работа строится в соответствии с муниципальной программой «Развитие молодежной политики на территории Цильнинского района на 2016-2020 годы». В Послании Федеральному Собранию РФ Президент Путин В.В. вопрос патриотического воспитания молодежи выделил в качестве одного из приоритетов государственной политики. Цильнинский районный Совет строит свою работу с учетом этого указания.

Совет ветеранов по всем направлениям занимается совместно с администрацией района, Советом депутатов района, администрациями поселений, организациями и учреждениями образования, культуры, дополнительного образования, библиотеками, музеями, общественными и религиозными организациями.

На протяжении многих лет в районе профессиональные коллективы педагогов, психологов, правоохранителей, культработников, священнослужителей и др. ищут и находят новые формы и методы в воспитании детей, подростков и молодежи.

С хорошей отдачей при привлечения ветеранов и молодежи проходят сложившиеся в районе традиционные мероприятия по празднованию Дня Победы, Дней воинской Славы, Дня рождения В.И. Ленина, Дня России, Дня Защитника Отечества, Дня народного единства, Дня вывода войск из Афганистана, Дня молодежи, Международного Дня защиты детей, Дня семьи, любви и верности, Дня матери, Дня отца и других праздников и памятных дат. В их числе и такие массовые мероприятия, как митинг-реквием 22 июня, День села, национальные праздники «Акатуй», «Сабантуй» и другие.

На территории района проживают 6310 человек молодежи в возрасте от 14 до 35 лет (или 24,2%), в т. ч. 2307 учащихся школ, 296 студентов технологического техникума, 3707 чел. работающей молодежи. Основными направлениями работы с привлечением ветеранов являются духовно-нравственное и военно-патриотическое воспитание, поддержка добровольческого движения, профилактика асоциальных проявлений в молодежной среде, участие в организации занятости и досуга молодежи.

В районе функционируют 12 патриотических клубов, сформированных на базе общеобразовательных школ. Для членов клубов в каждой школе приобретена единая форма одежды за счет спонсоров. Члены клубов активно вступают в ряды «Юнармии», на сегодня таковых 60 чел. В 2017 году клуб «Патриот» Новоникулинской средней школы занял 2-е место в отборочном туре Всероссийского конкурса « Сыны и дочери Отечества».

В данное время патриотические клубы приступили к реализации очередного проекта по сохранению живых воспоминаний очевидцев и участников боевых действий в Анголе, Корее, Кубе, Афганистане и других локальных войнах за пределами СССР.

Традицией стало проведение в районе Дня призывника (апрель, октябрь ежегодно), во время которого будущие солдаты возлагают цветы к памятнику погибшим в годы Великой Отечественной войны. С напутственными словами обращаются ветераны войн и труда, матери (отцы), руководитель района, военный комиссар, председатель Совета ветеранов, священнослужители христианской и мусульманской веры. Призывникам вручают сувениры, для них готовят хороший концерт. В зале обязательно присутствуют и допризывники, юноши и девушки, старшеклассники, бывшие военнослужащие, родители призывников.

В этом году впервые в районном дома культуры организовали торжественную встречу демобилизованных воинов из рядов Вооружённых Сил России (17.07.2017), на которой Глава района вручил 18 воинам и их матерям подарки и сувениры. Всем понравился сценарий проведения праздника. На встрече присутствовали юноши и девушки, допризывники, председатели советов ветеранов, многие родители демобилизованных солдат, население райцентра.

Стало доброй традицией приглашать с выступлениями поисковый отряд «Святой Гавриил» из г. Димитровграда. Во время встреч ребятам рассказывают о поисковой деятельности, демонстрируют фотографии с мест раскопок и экспонаты. Встречи вызывают большой интерес у молодежи и населения.

С каждым годом увеличивается охват участников акции «Я гражданин России», где молодым гражданам вручаются паспорта, сувениры. Молодые граждане произносят клятву. На акции приглашают и ветеранов.

Содержательно, интересно с участием и ветеранов прошел месячник «Призывник»: в апреле т.г. в школах прошли классные часы по теме «Жить - Родине служить!»; уроки по теме «Воинская обязанность», «Обязанности военной службы», конкурсы «Сборка-разборка автомата», «Меткий стрелок», круглые столы для учащихся 10-11 классов по теме «Служба в Вооруженных Силах - священный долг каждого гражданина», выпуск стенгазет, посвященный выпускникам школы, прошедшим службу в горячих точках, встречи с военнослужащими-контрактниками, с военным комиссаром района, участие в районной игре «Зарница»-2017» и др. В ходе месячника учащиеся отправили письма в ряды Российской армии ребятам-односельчанам, проходящим службу.

В 2017 году прошли районный конкурс агитбригад «Горжусь тобой, Моя Россия», в котором приняли участие средние школы.

В целях активизации патриотического воспитания и подготовки молодежи к военной службе, в районе работает центр военно-патриотического воспитания и подготовки граждан к военной службе и местный штаб Всероссийского общественного движения «Волонтеры Победы».

Чувство любви к Родине и уважение к подвигу своих отцов и дедов вызывают проводимые акции «Георгиевская лента», «Свеча памяти», «Бессмертный полк», «Подвига отцов будьте достойны», «Минувших лет свята память», международная акция «Тест по истории Великой Отечественной войны», массовые патриотические флэшмобы.

Вызывают интерес у школьников и будоражат сердца ветеранов войн и труда акции с привлечением ветеранов в рамках подготовки к 75-летию Победы: «Помним всех, заботимся о каждом», «Письмо солдату», «Доброе сердце», «Солдатский треугольник», «Ветеран живет рядом», «Чужих могил не бывает» и др.

Важнейшей составляющей патриотического воспитания молодежи является духовно-нравственное воспитание личности, ибо возрождение России невозможно без затрагивания внутренней жизни человека. Учреждения культуры, образования приняли участие в Международной акции «Читаем детям о войне». Более 260 человек - взрослые, школьники, пенсионеры были свидетелями и участниками этой масштабной акции.

В канун дня Победы прошел патриотический флэшмоб «Читай во имя мира», где школьники, сотрудники различных учреждений и организаций, взрослое население, ветераны читали стихи поэтов-фронтовиков: Эдуарда Асадова, Юлии Друниной, Константина Симонова и других, прозвучали стихи местных поэтов А.Сидорова, Н.Шагаевой.

В школах были организованы выставки детской литературы о Великой Отечественной войне, оформлены выставки детских рисунков, показы фильмов о войне, рассказы о родственниках - участниках сражений за Родину. Были организованы встречи с ветеранами войны, проведены Уроки мужества в память о Героях Советского Союза, уроженцах района. В рамках акции «Звезда на доме» установлены пятиконечные красные звезды, в рамках акции «Дерево Победы» посадили 290 деревьев.

При проведении мероприятий в районе широко используется символика государства - Герб, Флаг, Гимн. Торжественно празднуется во всех поселениях День Государственного Флага в России.

Составной частью патриотического воспитания является военно-патриотическое воспитание. В учреждениях культуры, образования стали традиционными встречи с ветеранами - участниками боевых действий в Чечне, Афганистане, других горячих точках. В районе проживают 94 участника боевых действий в Афганистане и 275 участников боевых действий в Чечне и на территории Северо-Кавказского региона.

В процессе патриотического воспитания молодежи все проводимые мероприятия направлены на воспитание любви и уважения к Родине, восхищения ее героической историей, мужеством и храбростью ее героев. В этом помогает краеведческая работа, проводимая музеями совместно с советами ветеранов. В районе 5 сельских музеев, в общеобразовательных школах 6 музеев, 6 музейных комнат и 3 музейных уголка. Хорошо поставлена краеведческая работа в Елховоозерском, Нижетимерсянском, Староалгашинском, Среднетимерсянском музеях. На их базе проходят уроки мужества, вечера встречи, часы истории и др. Так в Новоникулинской средней общеобразовательной школе прошли уроки мужества, посвященные участнику Сталинградской битвы Сачкову Н.П. В Староалгашинском филиале организована книжно-иллюстрированная выставка «Хроника Сталинградской битвы». Уроки мужества по теме «Ульяновцы в боях за Родину» прошли в музейных комнатах Орловской, Кундюковской, Елховоозерской и других школ. По всему району проехал «Культурный дилижанс» с видео программой «Цильнинцы - Герои Советского Союза».

С 2006 года ежегодным стало проведение в школах научно-практической конференции «Я познаю мир». Особый интерес у детей вызывает работа исторической секции.

Дети с увлечением готовят тематические проекты, защищают свои работы. Происходит приобщение все народов России, что формирует толерантность у подрастающего поколения.

Учащиеся всех общеобразовательных школ участвуют во Всероссийском проекте «Наша общая Победа». Интересную видео-хронику сделали учащиеся Мокробугурнинской школы о ветеране войны Базенкове Л.В. и Дроздовой М.П. (Дети войны). Также работа проводится и в других школах.

Только председателями Советов ветеранов первичных организаций изданы 7 книг по истории сел, боевых и трудовых подвигах земляков, по чувашской этнокультуре.

Родину называют либо Отечеством, либо Родина-Мать. Эти слова вырастают из тех чувств, с которыми произносят в детстве слова «папа» и «мама». От того, как ребенок научится любить своих родителей, защищать их честь, заботиться о них, зависит то, как он будет способен в будущем любить свою Родину. Отправной точкой в воспитании молодежи является семья. Поэтому немало делается по проблемам семьи, семейной политики. И здесь ветеранские организации не остаются в стороне.

В районе 28 памятников и обелисков погибшим воинам в годы Великой Отечественной войны, в Афганской и Чеченской войнах. В мемориальном комплексе районного центра Большое Нагаткино установлены барельефные доски на всех цильнинцев - Героев Советского Союза. Их 9. Также мемориальные доски на всех воинов, погибших в боевых действиях в Афганистане и Чечне, установлены на учреждениях образования, где они учились. В этих войнах погибли 14 молодых парней.

К 72 годовщине Победы построены 4 новых памятника (в селах Арбузовка, Верхние Тимерсяны, Старое Никулино). Силами уроженцев построен и открыт мемориальный комплекс, посвященный землякам-алгашинцам, ушедшим на фронт: в селе установлены танк, самолет и две пушки. В 2018 году запланирована установка боевой машины «Катюша».

Отремонтировано капитально 6 памятников, освоено 480 тыс. руб.

В 2017 году во всех поселениях обновлены памятные знаки на домах, где проживают и проживали участники Великой Отечественной войны.

В рамках акции «Лес Победы» высажены 3610 зеленых насаждений.

В районе хорошо поставлена работа по воспитанию здорового образа жизни и профилактике преступных проявлений в молодежной среде. На высоком уровне физкультурно-спортивная и военно-спортивная работа. Отлично работает коллектив ДЮСШ (рук. Краснов Е.П.), инициативные руководители и специалисты отдела по делам молодежи и совета молодежи. Ежегодно проводятся не менее 16 массовых физкультурно-спортивных и оздоровительных мероприятий, посвященных выдающимся землякам-цильнинцам, Героям Советского Союза и Социалистического труда, погибшим в афганской и чеченской войнах, сотрудникам МВД России, погибшим на территории Северного Кавказа и при исполнении долга по охране правопорядка, в честь выдающихся спортсменов и других заслуженных земляков по 6 видам спорта.

Цильнинская земля воспитала чемпиона мира по биатлону, заслуженного мастера спорта Мухитова Назыма, участников Олимпийских игр 1968, 1972 и 2016 гг. Шарафетдинова Рашида и Тражукову Инну, 6 призеров мировых и европейских первенств, 6 мастеров спорта международного класса, 35 мастеров спорта, более 250 кандидатов в мастера спорта, спортсменов 1 и 2 разрядов.

Тема патриотического и духовно-нравственного воспитания молодежи всегда была актуальной в районе. Будущее страны зависит от того, какими ценностями будут руководствоваться в своей жизни последующие поколения.

«Наше призвание - сеять семена, сеять всегда, сеять даже в знойную почву и даже тогда, когда наверняка знаешь, что не взойдет (К. Д. Ушинский). И тогда вырастет новое поколение молодых людей - преданных и любящих свое Отечество и свой народ.

Сегодня весь комплекс патриотического и военно-патриотического воспитания проводится под эгидой достойной встречи 75-летия Победы в Великой Отечественной войне.

Председатель Совета ветеранов П.Я.Уфимкин

МО «Цильнинский район»

Перед ветеранскими организациями остро встал вопрос о необходимости поиска новых форм общения с молодежью, поскольку реалии современной жизни требуют новых подходов. Эта проблема была главной в повестке дня состоявшегося 13 ноября форума ветеранов Республики Коми. Насколько, на ваш взгляд, важно участие ветеранов в нравственном и патриотическом воспитании подрастающего поколения?

Сергей Новоселов, председатель Усинского отделения Союза ветеранов Афганистана, Чечни и локальных войн:

– Формат общения с молодежью в нынешнее время обязательно надо немного изменить, уйти от рассказов о своем присутствии на войне, а больше общаться и делать упор на темы истории нашего государства и конкретно о его победах, достижениях. Проводить разные брифинги и круглые столы, флешмобы на темы любви к своей Родине и ее защиты, поднимать этим престиж государства и малой родины.

Руслан Касимов, главный государственный налоговый инспектор отдела урегулирования задолженности Межрайонной ИФНС России по Республике Коми:

– Ветераны должны участвовать во всех важных мероприятиях Республики Коми, их мнением должны интересоваться при решении всех стратегических вопросов, о ветеранах надо рассказывать в СМИ не только перед 9 мая. Только тогда они получат необходимый авторитет в глазах молодежи.

Ирина Егорова, заведующая библиотекой МБОУ «Кадетская школа», Сосногорск:

– Связь поколений – это основа успешности наших детей и внуков. Они нуждаются в поддержке и понимании, как никто другой. Мы, поколение 1970-1980-х, прошли закалку сложным временем и ничего не боимся. Нынешнее поколение разобщено, ему не на что опереться, и единственное, что молодежь может, – унести с собой во взрослую непростую жизнь наставления ветеранов, их воспоминания, искренние советы. Прервем эту цепочку, и нашу Родину растерзают наши западные «партнеры».

Надежда Шкляева, индивидуальный предприниматель, Корткеросский район:

– Участие ветеранов в нравственном и патриотическом воспитании подрастающего поколения считаю очень важным, именно живое общение с ветеранами дает возможность молодому поколению знать историю своей Родины, учиться уважению к старшему поколению, принимать решения и использовать опыт в своей будущей жизни.

Сергей Грудин, электромонтер, Троицко-Печорск:

– Связь поколений – это ключевой момент в воспитании патриотизма, нравственности, здоровья нашей молодежи. Общение между ветеранскими организациями и молодыми людьми нужно сохранить в любой форме. Предлагаю создание общего сайта «Ветераны и молодежь – это союз поколений», – это то, что нужно.

Валентина Ревунець, заместитель директора гимназии искусств при главе Коми имени Юрия Спиридонова:

– Обязательно нужно привлекать старшее поколение. Это опыт, преемственность поколений. Без прошлого не будет будущего.

Валерий Матыкин, директор школы, Княжпогостский район:

– Есть такая умная мысль: «Если хочешь победить непобедимого врага, воспитай его сына». Кого, как не ветеранов, привлекать к воспитанию молодежи. Тем более что воспитание как процесс – это в первую очередь личный пример, и тут ветераны вне конкуренции. Что же касается шаблонных форм. Наверное, действительно, пора переходить от речей (пафосных или душевных) к реальному участию в жизни детей. Важно быть рядом не только по датам, а каждый день, всегда.

Альбина Севанян, начальник отдела по хозяйственной и безопасной деятельности подведомственных учреждений управления культуры и национальной политики администрации Усинска:

– Среди молодого поколения более заметной стала утрата традиционного российского патриотического сознания. Произошла утрата идеологических ценностей, патриотическое и интернациональное воспитание находится в процессе перестройки в новых социально-экономических условиях. Патриотизм порой перерождается в национализм, теряется его истинное значение и понимание. Именно поэтому в патриотическом воспитании современного поколения в первую очередь должно участвовать то поколение, которое осознает всю важность участия в жизни Родины, любит, знает и уважает ее культуру, традиции и историю. Однако направлять действия молодежи в нужное русло должно как государство, так и семья, школа, вуз и ветераны Великой Отечественной войны и труда.

Татьяна Каракчиева, заведующая филиалом «Дом культуры села Серегово» МАУ «Княжпогостский РДК»:

– Считаю, что участие ветеранов в нравственном и патриотическом воспитании подрастающего поколения просто необходимо. Думаю, не надо изобретать снова велосипед, а вернуться к тимуровскому движению и шефству как над ветеранами со стороны молодежного движения, так и шефство ветерана над классом или группой молодежи. Такого рода взаимодействие должно быть и в виде физической помощи, нравственного воспитания, и в русле семейного общения, как предусмотрено в одной из моих программ «Классный дед», где одинокая пожилая семейная пара или же человек, который остался совсем один, наделяется новоиспеченными внуками.

Моя молодежь делиться с ветеранами навыками освоения новой техники, помогает по хозяйству, вместе с пожилыми людьми посредством СМИ искореняет юридическую и социальную безграмотность. А «классный дед» помогает воспитывать умения и навыки справляться с трудностями, возникающими в жизни. Можно практиковать не только групповые движения, но и с одним учеником или студентом.

Павел Дуркин, ветеран МВД, боевых действий и погранвойск, Усть-Цилемский район:

– В настоящее время ветераны боевых действий и пограничных войск из общественной организации «Пограничное братство» принимают активное участие в военно-патриотическом воспитании молодежи и призывников. Встречи в школах проводятся регулярно. Навстречу идут руководство школ, военного комиссариата, главы сельских поселений и администрации района, районный совет ветеранов. В своих воспоминаниях ветераны не только говорят о службе, но показывают фотографии, различные документы, награды. В своих рассказах затрагивают историю Великой Отечественной войны, вспоминают о земляках-фронтовиках, ветеранах боевых действий в Венгрии, Чехословакии, Вьетнаме, Афганистане, на Северном Кавказе и в Сирии.

Участие ветеранов в различных мероприятиях патриотической и иной общественной работе регулярно отмечается на страницах районной газеты «Красная Печора». Своим примером в участии на соревнованиях, сдаче норм ГТО вовлекают в занятие спортом молодежь. Один из положительных моментов – в районе изжиты случаи уклонения от призыва в Вооруженные силы России. Большинство юношей желает проходить срочную службу в пограничных войсках, в Росгвардии, ВДВ.

Екатерина Руденко, заместитель директора МУ «Централизованная клубная система», Ухта:

– Живой ветеран, настоящие (а не на экране) ордена, медали – разве это можно заменить видеотрансляцией или презентацией? Конечно, нет. Нельзя забывать о важности общения с молодежью и для самих ветеранов. Из встреч с молодежью ветераны черпают жизненную энергию, понимание значимости свершенных ими дел, что очень важно для эмоционального и физического самочувствия. Молодежь и так оторвана от нормального человеческого общения, замененного общением в соцсетях. Нередко можно увидеть, как молодые люди, сидя рядом, переписываются между собой в телефонах, айфонах, уходя все дальше от живого общения: глаза в глаза, душа к душе. Поэтому так важны встречи с ветеранами. Нельзя пренебрегать живым человеческим общением, тем более с людьми, олицетворяющими историю нашей страны.

Галина Красильникова, пенсионер, Усть-Цилемский район:

– Пенсионеры должны быть сами примером заботы государства о пожилых людях. Если ветеран живет в стареньком доме, одежда у него ветхая – то молодежь будет смеяться над старыми людьми, а не брать пример. Скажет подрастающее поколение ветерану – вот вы работали добросовестно, честно служили Родине, а результат? Старый ты никому не нужен. Для примера: в селе Трусово Усть-Цилемского района в силу своей немощи пенсионеры не могут добраться до врачей, не могут получить соответствующего поддерживающего лечения, справки на инвалидность, и никто не может решить этот вопрос. Вот о чем должны говорить ветераны на форуме.

Подготовила Лина ПЕРОВА

«Республика» продолжает совместный проект с Общественной приемной главы Коми. Помимо постоянных экспертов участие в традиционном еженедельном опросе на злободневные и спорные темы принимают члены республиканского экспертного совета, чьи комментарии собирают специалисты Общественной приемной.

THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама