THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама

Любовь Божья не только прощает, она также и бес­корыстна. Божья любовь в первую очередь думает о других. С другой стороны, плоть - эгоистична и скон­центрирована на себе. Человеческая любовь ставит на первое место себя.

Иногда мне кажется, что некоторые люди в вопросе любви всё перепутали. Когда некоторые христиане го­ворят о любви, они думают о естественной человеческой любви. Они пытаются сравнить божественную любовь с естественной человеческой любовью, а их нельзя срав­нивать. Речь не идет о естественной человеческой люб­ви. Мы говорим о божественной любви.

Библия говорит: «Бог есть любовь». Бог - святой. Бог есть любовь. Прежде всего остального, Он - любовь.

Мы много слышим сегодня о естественной челове­ческой любви, но во всем мире нет любви, подобной Бо­жьей. Естественная человеческая любовь - эгоистична и нацелена на себя.

Я помню, как на служении в церкви ко мне подо­шла женщина. Она сказала, плача: «Бог знает, что я люблю своих детей. Я правильно их воспитывала, но никто из них не хочет со мной ходить в церковь, кроме моей дочери». Её дочь играла на пианино в этой церк­ви.

Она продолжила: «Во всей церкви нет никого, кто любил своих детей так, как я любила своих».

Я посмотрел на её дочь, которая играла на пианино, и увидел, что с ней что-то не так. Ей было где-то 24 года, раньше она брала уроки музыки и даже училась в кол­ледже. Но если вы смотрели на неё, она втягивала свою голову, чтобы от вас спрятаться.

Я спросил мать этой девочки: «Когда ваша дочь росла, у нее были друзья? Она, наверное, способная, пото­му что хорошо училась и успешно закончила, получив степень по музыке?» Я немного знал об этой семье от пастора.

Я спросил ее: «Разрешали ли вы ей иметь парня или друга в школе?». «Нет, - ответила она, - я просто держала ее дома. Я хотела защитить её, потому что силь­но её люблю».

Я ответил: «Вы врете. Вы держали её дома не пото­му, что вы так сильно её любите. Вы держали её дома, потому что ваша любовь эгоистична». Я знаю, что это далеко не способ для завоевания друзей, но иногда нуж­но встряхнуть человека, чтобы он увидел истину!

«Я просто слишком её люблю, чтобы отпустить, -сказала мне мать. - Она никогда не уезжала из дому, ни на одни сутки».

Я ответил: «Нет, вы не любите её. Вы любите её эгоистичной человеческой любовью. Если бы вы дей­ствительно любили ваших детей Божьей любовью, вы бы хотели, чтобы у них были друзья. Вы бы хотели, что­бы они общались с одногодками, выросли и жили нор­мальной жизнью».

Потом она сказала: «Моему сыну 17 лет, и он про­сто сбежал из дому. Я не знаю, где он. Молитесь, чтобы он вернулся».


Я сказал: «Нет! Я буду молиться, чтобы он не воз­вращался. Слава Богу, что у него хватило ума собраться и сбежать из этого бардака. Та девочка, которая сидит на стульчике у пианино, наверное, до такого не додума­лась, потому что вы сломали её как личность».

Понимаете, вот рождённая свыше женщина, даже исполненная Духом Святым, которая ходит в Полно­евангельскую церковь, но в действительности у неё во­обще не было божественной любви к своим детям. Она любила их естественной человеческой любовью, а такая любовь может быть эгоистичной.

Верующие не могут сказать: «Я не могу любить Божьей любовью», потому что Библия говорит, что Бо­жья любовь уже в сердце каждого рождённого свыше верующего. У каждого в Божьей семье она уже есть, в противном случае - он не рождён свыше.

Люди могут не применять Божью любовь, но она у них есть. Им просто нужно научиться позволять боже­ственной любви управлять ими. Если бы они научи­лись ходить в любви, они бы ходили в Духе, потому что любовь - это плод возрождённого человеческого духа.

Если бы мы научились ходить в любви и позволили этой божественной любви доминировать в нас, в нашей жизни всё очень бы изменилось. Все семейные пробле­мы были бы решены.

Я скажу вам кое-что, что может вас шокировать, но это правда: божественная любовь никогда не проходи­ла бракоразводного процесса и никогда его не будет проходить. Естественная человеческая любовь подаст на развод, но божественная любовь - нет, и она никогда не потерпит поражения.

Понимаете, друзья, Божья любовь не ищет своего. Божественную любовь интересует, что она может дать , а не то, что она может получить . Она не эгоистична и не ищет своего. Божественная любовь не спрашивает: «Что я получу?» Она спрашивает: «Что я могу дать?»

Человеческая любовь интересуется собой : «Что я буду с этого иметь?» Человеческая эгоистичная любовь говорит подобное: «Я не собираюсь с этим мириться!» или «Я по-своему это сделаю! В конце концов у меня есть свое мнение». Очень легко узнать эгоцентричных христиан: «Я...», «Мне...», «У меня...» Всё, о чём они говорят, - это «я».

Среди христиан слишком много эгоистов. Они раз­решают преобладать естественной человеческой любви в себе, вместо Божьей любви, которая излилась в их дух - их сердце.

Естественная человеческая любовь будет приносить разделения в семьи и церкви, потому что она эгоистич­на и хочет всё по-своему.

Вы когда-нибудь об этом задумывались? Эгоизм раз­рушает мир. Эгоизм разрушает браки и церковь. Но Божья любовь никогда не терпит поражения, потому что она не эгоистична и всегда ставит другого на первое место.

Божья любовь дает, и Божья любовь в первую оче­редь думает о других, так же, как поступил и Бог: «Бог так возлюбил мир, что отдал...» (Иоан. 3:16). Когда грешники в мире не были привлекательными, Бог отдал Своего Единородного Сына, «...чтобы вся­кий верующий в Него не погиб, но имел жизнь веч­ную » (Иоан. 3:16).

Понимаете, нам, людям, кто-нибудь сделал больно, и мы вместо хождения в любви хотим дать сдачи и от­платить тем же. Наши чувства хотят обратить на себя внимание, а наша плоть хочет закатить истерику.

Вот что имеется в виду в Слове, когда говорится, что мы должны «распять плоть» (Гал. 5:24). Я не знаю, как вы, но я отказываюсь принимать обиду из-за чего-либо.

Некоторые, крича, воя и плача, говорят: «Но ты не знаешь, как сильно он меня обидел!» Это проявление эгоизма, а не Божьей любви, потому что вы думаете толь­ко о себе. Когда вы говорите таким образом, то позволя­ете своей плоти и вашим чувствам управлять вами.

Когда вами управляют чувства, вам придётся отка­заться слушать плоть и пойти в Дух, чтобы ходить в Божьей любви! Библия говорит: «Но вы не по плоти живете, а по духу, если только Дух Божий живет в вас » (Рим. 8:9).

Ходите по Духу! Поднимайтесь выше и ходите в Божьей любви! Это настолько лучше. И я скажу вам: это приносит высокие дивиденды!

Если вы хотите хорошо и долго жить, вам лучше послушаться! Слава Богу, что Божья любовь действует.

Один человек сказал: «Но в прошлом я так много падал». Если вы падали в прошлом, попросите у Бога про­щения и забудьте об этом. Начинайте с настоящего! Бог разрешит вам начать всё с начала, потому что по Своей великой милости и Своей большой любви Он прощает!

Разве вы не рады, что Бог такой? Бог сказал: «Я, Я Сам изглаживаю преступления твои ради Себя Само­го, и грехов твоих не помяну » (Ис. 43:25).

Потому даже если вы и допустите ошибку, если вы покаетесь, Бог вас простит, сотрёт это и даже не вспом­нит, что вы сделали что-то не так! Потому начните хо­дить в Его прощении и милости и продолжайте жить.

Люди, которые сами себя не любят, готовы искать таких людей, которые смогут им дать недостающую любовь. Но здесь и речи даже не может быть о человеческой любви.

Истинная человеческая любовь – это баланс в её проявлении и к себе и к людям. Особенно любимому человеку. Так, например, можно стремиться к общению с дорогими вам людьми, но в тоже время быть независимым от них.

Любовь должна быть направлена, прежде всего, на человека. И лишь затем к миру и Богу. Иначе возможен риск оказаться обделённым и неполноценным.

Человек не может обожествлять своего возлюбленного, когда он находится близко. Так как в этом случае он пристально рассматривается огромной лупой на наличие тех или иных недостатков своих.

Но если в основу человеческих взаимоотношений будет положена любовь и всепрощение, то они имеют тенденцию быть продолжительными.

Кроме того, любящие люди должны пребывать не только в духовном единении, но и физическом.

Любовь – вот чем должны руководствоваться молодожёны при создании новой ячейки общества.

Если вы являетесь идеальной парой, значит, автоматически, являетесь и Божественной парой. Значит, вы сумели отыскать свою половинку, предназначенную Богом.

Идеальный брак подразумевает способность людей дополнять друг друга, делая целое совершенным.

Идеальная пара отрицает потребительское отношение друг к другу. Какие-либо выгодные совместные покупки люди делают потому, что это нужно, а не потому, что это сейчас выгодно, т.к. у партнера повысили зарплату и можно присмотреться к автомобилю. У неё выработан так называемый иммунитет к неверным установкам общества.

Идеальные супруги всегда стремятся быть вместе. Общаются равноправно и не считают это зазорным. Бескорыстно отдают себя, не требуя ничего взамен. Они уважают друг друга и духовно растут. Это партнёрство, дружба, стремление доставить удовольствие близкому человеку, стремление узнавать новое в нём и предоставление своей помощи при взращивании этого самого нового.


Такие отношения характеризуются гармонией, покоем, радостью, близостью и взаимным притяжением.

Единство пары – это одно из трёх самых основных супружеских чувств после любви и взаимоуважения. Честность в отношениях также должна играть не последнюю роль. Иначе все остальные чувства будут постепенно разрушаться.

Любовь способна умереть только на физическом плане, в то время как в астральном она остаётся навсегда. Она живёт и совершенствуется по мере развития человека.

Стоит ли говорить о том, что нужно беречь свою любовь? Ведь по существу, это генератор жизни и молодости. Объединение мужской и женской энергии.

При полноценной любви развиваются, наполняются и соединяются все чакры мужчины и женщины. Все черты двоих объединяются и совершенствуются. Поэтому духовный рост (как минимум) происходить в десять раз быстрее.

И у такой пары дети почти всегда счастливые и гармоничные.

По-настоящему любящий человек становится цельным. Его тело, поле, ум и чувства так же становятся едины. Поэтому и мир для него становится прекрасным. Это чувство схоже с просветлением.

Поэтому любите и будьте любимы! Пусть ваш брак будет благословлён Господом Богом. Чтобы никто и ничто не способно было разлучить вас и нанести вред. Да и другим будьте образцом для подражания.

На правах рекламы. Мы всегда хотим быть привлекательными для тех, кто нам нравится. Особенно это касается женщин. Итальянская косметика для волос - частый житель их косметичек.


Настроение сейчас - так себе

Человеческая любовь настолько омрачена чрезмерными страданиями и переживаниями романтизма, что мы лишаемся возможности относиться к ней так, как она того заслуживает. И мы с трудом понимаем, что должны ее искать, отправляясь в странствие. Но в процессе осознания характерных черт и свойств любви мы начинаем находить любовь в самих себе. Она открывается в наших чувствах, в спонтанном потоке тепла, направленного на другого человека, в маленьких и едва заметных "привязанностях", составляющих скрытую ткань нашей повседневной жизни.
Любовь - это существующая внутри нас сила, которая утверждает ценность другого человека, принимая его таким, какой он есть. Земная любовь утверждает личность, которая действительно существует, а не идеал, который мы хотим представить, и не проекцию, рожденную в нашем воображении. Любовь - это внутренний бог, который открывает нам глаза на красоту, ценность и содержательность другого человека. Любовь заставляет нас ценить личность как единую, индивидуальную самость, а это означает, что мы принимаем и негативную, и позитивную стороны личности, и несовершенства, и достоинства. Когда человек по-настоящему любит другого человека, а не проекцию, он любит и тень этого человека. Один человек целиком принимает другого человека.
Земная любовь побуждает мужчину видеть внутреннюю ценность женщины. Таким образом, любовь приводит его к почитанию этой женщины и служению ей, а не к попыткам использовать ее для удовлетворения потребностей своего Эго. Когда мужчиной руководит любовь, он сосредоточен на потребностях женщины и ее благополучии, а не замыкается на своих желаниях и прихотях. Любовь изменяет нашу систему ценностей. Благодаря любви мы видим, что другой человек обладает такой же ценностью в космосе, как и мы сами. Он становится для нас настолько значимым, что мы хотим, чтобы он был целостным, жил полной жизнью и умел ею наслаждаться, то есть обладал тем, чем хотели бы обладать мы сами.
В мире бессознательного любовь является одной из великих сил, обладающих энергией, позволяющей трансформировать Эго. Любовь является такой силой, которая привлекает Эго к тому, что существует за его пределами, за рамками его планов, за границами его империи, за чертой его безопасности. Любовь связывает Эго не только с человечеством, но и со всеми богами внутреннего мира.
Значит, по своей природе любовь - прямая противоположность эгоцентризма. Мы слишком свободно оперируем словом "любовь". Мы пользуемся им, чтобы обозначить все требования другого человека, связанные с проявлением внимания, силы или обеспечением безопасности и развлечений. Но, если мы осматриваемся вокруг в поисках удовлетворения собственных "потребностей", желаний, мечтаний и нашей власти над людьми, это не любовь. Любовь прямо противоположна желаниям Эго и применению силы. Она ведет нас в ином направлении - к доброте, ценностям и потребностям других.
По своей сути любовь является благодарностью, признанием ценности другого человека: она побуждает мужчину почитать женщину, а не использовать ее, задаваться вопросом, что он может сделать для нее. И, если женщина относится к нему с любовью, она будет иметь по отношению к нему такую же установку.

Чистота в витале

В витале чистота смешана с нечистотой. Там вместе играют динамизм и агрессия, но агрессия - это нечистота, а динамизм - чистота. На теперешней стадии эволюции большинство людей живет в небожественном витале, где все сплошь желание, беспокойство и возбуждение.

Витал предъявляет эгоистические требования. Если витал чего-то потребовал, мы хотим заполучить это любой ценой. Обычно витальное требование представляет собой желание, приходящее с очень низкого плана сознания. Оно искушает нас вести очень небожественную и порочную жизнь. Кроме того, витальное требование всегда разрушительно. Оно совсем не воплощает света, да свет ему и не нужен.

Бог дал нам динамичный, энергичный, всепобеждающий витал, чтобы мы использовали его с божественной целью. Но Бог дал нам также ограниченную свободу, а мы этой свободой воспользовались неправильно. Бог поступает, как отец, дающий своему ребенку цент, чтобы посмотреть, что ребенок будет с ним делать. Если ребенок потратит его на что-то хорошее, то отец даст ему монетку в пять, десять, двадцать пять центов.

Когда Бог давал нам витал, Он хотел, чтобы мы его расширили. Он хотел, чтобы мы распростерли крылья динамичной энергии и положили конец жизни невежества. Думайте, что ваш витал - это птица, и старайтесь представить себе, что вы раскрываете и распростираете крылья. Разворачивая и распростирая крылья, ваш витал становится динамичным. Вот так вы легко сумеете предложить виталу совершенство своей души.

Зачастую люди не осознают разницы между сердцем и виталом, потому что витал находится возле сердца. Существует три главных канала, по которым течет наша жизненная энергия. Они пересекаются в различных местах, и в каждом месте пересечения образуется центр. В индийской духовной философии эти центры называются чакрами. Духовное сердце, или анахата чакра, располагается в середине груди, а витал - в области пупка и ниже. Из области пупка сознание течет вверх, а людям кажется, что это сознание сердца. Тогда эмоционально и физически нечистое витальное сознание выходит изнутри наружу, а люди думают, что это сознание сердца очищает и просветляет весь мир.

Если человек не устремляется, очень трудно понять различие между человеческой любовью и божественной любовью сердца. Витальная эмоция всегда вызывает привязанность, но люди убеждены, что это сердечная забота. Почему человеческая любовь - это привязанность? Потому что она постоянно выдвигает требования и ставит условия.

Человеческая любовь и божественная любовь - это две совершенно разные вещи. Если я даю тебе пятнадцать центов, а ты даешь мне конфетку, это называется человеческой любовью. Но в божественной любви ты не ждешь от меня пятнадцати центов. Ты радостно отдаешь мне конфету по своему желанию. В человеческой любви проявляются отношения покупателя и продавца, что равнозначно своекорыстию. Обычная человеческая любовь всегда полна ожидания. В своей человеческой любви мы считаем: "Я так много сделал для этого человека; конечно же, он тоже для меня что-нибудь сделает". Я не говорю, что люди не могут выражать божественную любовь, - они могут и иногда выражают ее. Но в настоящее время последовательная божественная любовь у людей встречается редко.



Можно легко понять, витальная ли у вас любовь или чистая, человеческая или божественная. Если это витальная любовь, то присутствует сознательное требование или, по меньшей мере, неосознанное ожидание от любви, которую вы отдаете другим. Когда же ваша любовь чиста, духовна, в ней нет требования, нет ожидания. Есть лишь сладостное чувство спонтанного единства, как у матери, которая отдает, отдает и отдает своему ребенку, просто потому что она его любит.

Не только возможно, но и абсолютно необходимо не позволять себе проявлять нечистую витальную любовь. Любовь нужно использовать не для того, чтобы связывать мир, чтобы овладевать миром, а для того, чтобы освободить и расширить свое сознание и сознание мира. Внести очищающую и преображающую любовь сердца в нечистый витал - вот что нужно сделать. Витал как таковой вовсе не является плохим. Когда он находится под контролем, когда он очищен и преображен, он становится очень важным инструментом Бога.


Что сделала для меня
Одухотворенная чистота?
Она щедро помогла мне
Распространить мою любовь-единство
Здесь и там - повсюду.
Постарайся достичь ее.
У тебя получится.

БЕСЕДА ШЕСТАЯ

ЧЕЛОВЕЧЕСКАЯ ЛЮБОВЬ

Умейте беречь и уважать, возвеличивать и усовершенствовать человеческую любовь - самое тонкое и самое капризное, самое нежное и самое сильное, самое хрупкое и самое крепкое, самое мудрое и самое благородное богатство человеческого духа.

Об этом богатстве написаны тысячи поэм, сложены миллионы песен. Я хочу вместе с вами, уважаемые отцы и матери, взглянуть на ту грань любви, о которой мало говорят, - любовь как воспитатель ребенка.

Яркой звездой на небосклоне моей памяти навсегда останется воспоминание о жизни Николая Филипповича - хорошего врача и чуткого человека. Сорок два года работал он в большом приднепровском селе. Жена Мария родила ему шестерых детей - трех сыновей и трех дочерей. Когда после сложной операции приходил, бывало, Николай Филиппович, утомленный и обессиленный, Мария говорила: «Ложись вот здесь, в виноградной беседке, отдохни, нет работы более изнурительной, чем твоя...» Он, улыбаясь, отвечал: «Нет, самая тяжелая в мире работа - это работа матери. И самая тяжелая, и самая изнурительная, и самая почетная. Я помогаю людям в горе, ты создаешь человечеству счастье, создаешь человечество».

Вспоминая жизнь Николая Филипповича, я думаю: в этой жизни выразилось богатство человеческого духа - человеческой любви. Летний рассвет. Спит Мария, утомленная ежедневными заботами о детях, спят сыновья и дочери. Тихо встает Николай Филиппович, чтобы не разбудить жену и детей. Идет в сад, срезает цветок розы, приносит в спальню, ставит в деревянную вазочку на ночном столике около кровати жены. Вырезал эту вазочку Николай Филиппович в первый после женитьбы год, вырезал несколько месяцев, стоит она, похожая на кленовый листок... Спит и не спит Мария, слышит сквозь сон осторожные шаги Николая Филипповича и уже не может заснуть от острых запахов розы, лежит, счастливая, с закрытыми глазами еще с полчаса.

Так было каждое утро - годы, десятилетия. Построил Николай Филиппович маленькую теплицу - специально для цветов; приходил в теплицу на рассвете и в лютые морозы, и в осеннюю непогоду, и ранней весной, брал нежный цветок и нес его жене. Подрастали один за другим дети. И, подрастая, вставали вместе с отцом на рассвете, и в вазе уже было два, потом три, потом четыре, пять, шесть, семь цветов...

Умер Николай Филиппович. Разлетелись в разные уголки нашей Отчизны сыновья и дочери, а мать Мария еще и сегодня живет в большом приднепровском селе. И как бы далеко от нее ни жили сыновья и дочери, раз в год приезжают они к матери - в день ее рождения; и снова в деревянной вазе пламенеют семь роз - шесть от детей и одна от отца - символично. Ни к кому из детей не может пойти жить мать Мария, ибо, дав преимущество кому-то одному, смертельно обидит других.

Вот о чем я думаю всегда, когда речь заходит о том, как воспитывать детей. Человеческая любовь - могущественная сила воспитания. Тот, кто умножает жизнью своей это бесценное богатство человеческого духа,- тот, воспитывая самого себя, воспитывает своих детей. Ибо, как писал Л. Н. Толстой, суть воспитания детей заключается в воспитании самого себя. Воспитание самого себя есть могущественный способ влияния родителей на детей.

Вот почему, уважаемый отец и уважаемая мать, уважаемые юноша и девушка, которые готовятся вступить на первую ступеньку семейной жизни, поговорим сегодня о любви - это и есть разговор о святая святых воспитания. Про любовь человеческую - это необходимо еще и еще раз подчеркнуть, так как она не только счастье, не только чистейший источник радости и человеческих удовольствий. Она ведет к самому радостному и самому приятному, но одновременно и к самому трудному, самому сложному и самому ответственному человеческому долгу - ибо этот долг вечный к браку. Брак и его узы, писал Вольтер, либо самое большое добро, либо самое большое зло. Когда он добро - тогда это само небо на земле... Если вы понимаете всю сложность брачного союза как гражданского долга, как долга души и тела, разума и идеала, тогда брак, став самым большим добром, станет вместе с тем и благодатным полем труда - большого, неутомимого труда, а этот труд, уважаемые отец и мать, и называется человеческой любовью.

В тонкостях этого труда и заключается мудрость воспитания детей. Человеческая любовь - это не природное влечение и природный инстинкт, хотя и основана она на взаимном влечении противоположных полов и немыслима без инстинктивного начала. Но уже через месяц после вступления в брак любящие исчерпают себя, если к браку толкнуло только природное влечение, только инстинкт, так как это не человеческая любовь. Человеческая любовь - это союз души и тела, разума и идеала, счастья и долга.

И через все это красной нитью проходит труд, труд и еще раз труд - неусыпный и неустанный труд, который создает богатство человеческого духа в тебе самом, отец и мать.

Юноша и девушка пылко полюбили друг друга. Им советовали: присмотритесь хорошенько, узнайте лучше друг друга. Нет, мы уверены в своей любви, она - вечна. Поженились, прожили несколько месяцев, она забеременела, и вот молодому мужу попалась на глаза другая девушка, он вдруг почувствовал, что любви к жене нет. Вот вам еще один развод, для общества еще одна трагедия, для человека же, который еще не родился, горе на всю жизнь. Почему такое бывает и что делать, чтобы такого не было, как нужно воспитывать молодежь?

Не только воспитывать, но и, прежде всего, воспитываться - вот что важно. У наших молодых никакой любви и не было. Была потребительская жажда удовольствия, которую они ошибочно приняли за любовь. В их браке не было главного - неусыпного труда, который по сути своей - вклад своих духовных сил в другого человека, чтобы этот человек был лучше - духовно богаче, счастливей. Это главное - счастливей. Когда молодые супруги взаимно творят счастье, когда в будничных заботах есть это самое тонкое и самое крепкое человеческое богатство, то взаимная любовь вечна, тогда не сможет внезапно открыться, что один человек лучше другого. Если речь идет о любви и браке, то вообще нельзя делать такого сравнения - один лучше, другой хуже. Каждый человек неповторим, с рождением нового человека рождается новый мир, и когда у матери рождается ребенок, то она, жена и мать, становится в тысячу раз неповторимей в своей красоте, однако эту неповторимость создаем мы, создаем своим неутомимым трудом. Есть старинная украинская мудрость: у хорошего мужа и жена хорошая, твоя жена - это колодец, загляни в него, каким ты увидишь себя, такова и твоя жена.

Самое сильное, самое тонкое богатство человеческого духа - любовь - действует на ребенка как музыка, как чарующая красота, что пленяет душу. Это богатство постоянно настраивает чуткую струну детского сердца - чуткость к слову, к доброй воле, к ласке и сердечности. Тот, чье детство освещено солнцем любви как неустанного труда, кто взаимно творит счастье, отличается исключительной чуткостью и восприимчивостью к отцовскому и материнскому слову, к их доброй воле, к их поучениям и напутствиям, советам и предостережениям.

В семье Николая Филипповича было такое правило: когда семья кончает обедать, все дети (разница в годах между ними была не так велика - девять лет) убирают со стола, моют посуду. Однажды семья обедала во дворе, под грушей. Самая младшая, шестилетняя дочка, забыла о своем долге. Мать укоризненно покачала головой и взялась за дело, которое должна была выполнить дочка. Девочка заплакала, она остро пережила укоры совести... Как же, воспитывая самого себя, воспитывать детей?

Если среди богатства синонимов, какими наша речь обозначает человеческую любовь, выбрать тот, который выразительнее всего передает суть любви как неутомимого труда, то таким синонимом будет слово долг. Воспитательная сила человеческой любви - это красота долга человека перед человеком. Любить означает чувствовать сердцем тончайшие духовные потребности человека. Вот эта способность чувствовать человека сердцем и передается от отца и матери ребенку без каких-либо слов и объяснений, передается примером. Николай Филиппович не требовал от детей, чтобы они вставали рано утром с ним вместе и приносили материнский или, как говорили девочки, ранний цветок. Он не вкладывал особых усилий в то, чтобы дети видели, как он идет в сад или в теплицу и приносит цветок. Дети спали и как бы сквозь сон чувствовали, что и для чего делает отец, какие чувства он выражает, что дают эти чувства матери. Дети учились улавливать самое большое человеческое стремление - стремление к счастью. Им хотелось идти навстречу этому стремлению, и они шли, творили добро, давали матери радость.

Ранний цветок для матери - это вершина красоты, богатства человеческого духа, созданного неутомимым трудом в семье Николая Филипповича. А к этой вершине вели каменистые и тернистые тропы. Воспитывать шестерых детей - этот труд требовал от матери больших физических и духовных сил. На каждом шагу дети видели, можно сказать, сердцем ощущали отношение отца к нелегкому труду матери. Детей - как только они могли понять это разумом и сердцем - волновало не только то, что отец брал на себя все, что мог взять, чтобы облегчить работу матери. Их особенно волновало внимание, чуткость отца, способность его души чувствовать, что матери нелегко, что ей нужно помочь. Развитие этой способности и есть воспитание самого себя - лучший, нагляднейший пример, про роль которого говорил великий мудрец Л. Н. Толстой. Там, где молодой отец на глазах своих маленьких детей неустанно развивает эту способность, где хлопоты и заботы жены постепенно становятся и его хлопотами и заботами, семья является школой эмоционального и нравственного воспитания детей. Казалось, никто специально и не учит детей: не будьте равнодушны к людям, а они - чуткие, приветливые, доброжелательные, внимательные. Эту чуткость развивает в них отцовское самовоспитание.

Человеческая любовь - это не только бесценное богатство человеческого духа. Она вместе с тем и вечно меняющееся богатство. Это не бриллиант, блеск которого не изменяется десятилетиями. Это драгоценный камень, игра красок которого изменяется с каждым годом, даже месяцем, и самое удивительное, что хозяином и повелителем этой игры красок становится тот, кому принадлежит этот камень. Умейте быть чародеем, от мудрости которого зависит великое искусство сохранения переливов красок драгоценного камня на всю жизнь. От этого искусства зависит воспитательная сила вашей любви, больше того - зависит и крепость брака как союза души и тела, разума и идеала, счастья и долга. Скоропреходяща страсть первых месяцев супружеской любви, и если, кроме этой страсти, брак ни на чем не держался, драгоценный камень вашей любви превратится в уголек. И вместо неба в ваш дом придет ад, а для детей - страдание, равнодушие, неверие в человека. В высоконравственном браке огонь первой страсти - самое дорогое воспоминание на всю жизнь, он как бы свет, отраженный новой жизнью,- взаимным творением счастья, воспитанием детей. В высоконравственной многолетней любви на каждом шагу выражается человеческое отношение человека к человеку, и прежде всего мужа к жене. Человеческое отношение к жене и матери - это отношение к источнику жизни, к самой жизни. Ибо женщина, жена, мать - прежде всего творец новой жизни, и когда эта мысль, этот идеал красной нитью пронизывает всю семейную жизнь, ребенок учится на примере родителей - прежде всего отца - дорожить жизнью, относиться к ней как к наивысшей ценности, которую ни с чем нельзя сравнить.

Учить дорожить жизнью - вот тот столбовой корень нравственного поведения, от которого питаются ветви чуткости, сердечности, заботы о человеке. Я знаю одну хорошую семью: муж - учетчик тракторной бригады, мать - доярка. Работа у матери нелегкая. Несколько дней в неделю необходимо начинать рабочий день на ферме в шесть часов утра. Чтобы приготовить завтрак, необходимо встать в четыре. Муж не разрешает жене вставать так рано. В четыре встает он, готовит завтрак и обед, провожает жену на работу, а потом детей в школу.

Возвращается муж с работы в четыре часа, дети уже дома, жены еще нет. Пообедав, отец вместе с детьми готовит ужин. Общая работа отца и детей одухотворяется мыслью: маме нашей нелегко, у нее сегодня напряженный день, приготовим вкусный ужин, сделаем все для того, чтобы, вернувшись с работы, она могла отдохнуть. Работа для детей не игра, а забота о самом дорогом человеке - матери. Самым дорогим человеком мать становится благодаря тому, что изо дня в день прикладываются силы физические и духовные, чтобы принести ей радость. Дорогим для людей становится то, во что вложены силы души. Если вы, мать, хотите быть для своего сына, своей дочери самым дорогим в мире человеком, одухотворите их стремлением творить радость, счастье для вас же.

Отношение к венцу красоты человеческой - женщине - познается детским сердцем в тончайших, незаметных пустяках. Каждый раз, когда у матери нелегкий, напряженный рабочий день, отец, приготовив вместе с детьми ужин, достает чистое полотенце и вешает его около умывальника. Мать - самая большая труженица, в этом чистом полотенце - уважение к ее труду, к красоте человеческой, к источнику жизни.

Это и есть воспитание любви, воспитание себя самого и детей своим поведением. Только там, где отец сам воспитывает себя, рождается детское самовоспитание. Без яркого примера отца все разговоры о самовоспитании детей остаются пустым звуком. Без примера родителей, без света и тепла родительской любви, выраженной во взаимной заботе и уважении, оно просто немыслимо. Ребенку хочется быть хорошим лишь тогда, когда он видит идеальное и увлекается этим идеальным. В этой очень тонкой сфере воспитания нравственные понятия формируются только на основе благородных человеческих чувств. А чувства детей вызываются чувствами родителей.

Вот что рассказывала моя воспитанница Валя Кобзарь накануне торжественного дня окончания школы - о самом глубоком переживании детства: «Мне было лет семь, когда тяжело заболела мама. Отец ночами сидел около больной. В памяти сохранилось воспоминание. Просыпаюсь я как-то на рассвете. Мать тяжело дышит, а отец наклонился над нею, смотрит на ее лицо, и такая невыносимая печаль в его глазах, такая боль и такая любовь, что в ту минуту передо мной раскрылась неизвестная сторона человеческой жизни - верность. Мне кажется, что я с того утра по-настоящему полюбила отца.

Прошло десять лет. Папа и мама живут в мире и согласии. Они для меня самые дорогие люди на свете. Какой-то особенной любовью я люблю отца. Не было такого случая, чтобы я не послушала его совета или сказала ему неправду. Всегда, когда я смотрю ему в глаза, вижу неугасимый свет великой человеческой любви».

Вдумайтесь, отец и мать, в эти слова. Что мы оставляем в сердцах своих детей - оставляем своими делами и словами, поступками и чувствами? Чем мы запомнимся нашим детям, чем возвысим себя в их глазах? Есть единственная могучая духовная сила, которую ни с чем нельзя сравнить, которая способна запечатлеть в душах наш образ - образ настоящей человеческой красоты. Эта сила - великое богатство человеческого духа - любовь. Будем же создавать это богатство своей жизнью. Есть она в наших родительских сердцах - есть чем воспитывать детей.


THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама