THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама

Естественное вскармливание — это кормление ребенка женским молоком, путем прикладывания ребенка к груди. При возникновении у мамы вопроса почему она должна кормить ребенка грудью, она прежде всего должна знать преимущества вскармливания ребенка грудным молоком и как кардинально оно отличается от коровьего.

Преимущества вскармливания ребенка грудным молоком:

  1. Женское молоко является уникальным и наиболее сбалансированным продуктом питания для ребенка первого года жизни;
  2. Состав грудного молока каждой матери точно соответствует потребности именно ее малыша в различных веществах: белках, жирах, углеводах, витаминах и минеральных веществах;
  3. Материнское молоко содержит особые вещества – ферменты, способствующие перевариванию и усвоению белков, жиров и углеводов;
  4. В молоке матери присутствуют иммуноглобулины и иммунные клетки, защищающие ребенка от большинства инфекционных заболеваний: кишечных инфекций, инфекционного гепатита, дифтерии, столбняка и других;
  5. В грудном молоке содержатся вещества, регулирующие рост, развитие ребенка (гормоны, факторы роста, таурин, цинк, йод, и т.д);
  6. В процессе кормления грудью между матерью и ребенком возникают особые очень близкие отношения, теплота которых сохраняется на протяжении всей дальнейшей жизни;
  7. Грудное вскармливание полезно для здоровья матери, т.к. оно способствует сокращению матки после родов, помогает восстановить фигуру и является лучшей профилактикой мастопатии и рака молочной железы.

Отличие грудного молока от коровьего:

  1. Содержание белка. В грудном молоке белка меньше, чем в коровьем, в нем преобладают мелкодисперсные фракции, частицы грубодисперсного белка казеина в несколько раз меньше, что обеспечивает створаживание грудного молока в желудке более нежными хлопьями, что облегчает процесс пищеварения.
  2. Белки грудного молока сходны с белками плазмы, а белки коровьего молока обладают резко выраженной АГ активностью, что способствует появлению аллергических реакций.
  3. Содержание аминокислот в грудном молоке меньше, что является более оптимальным для ребенка. В коровьем молоке аминокислот в три раза больше, это приводит к белковой перегрузке, что может привести к обменным нарушениям.
  4. Женское молоко, особенно молозиво, выделяющееся в первые три дня, очень богато иммуноглобулинами, особенно А, который играет важную роль в создании местного иммунитета ЖКТ новорожденных. Уровень лизоцима в 300 раз выше, чем в коровьем. В нем содержится антибиотик лактофелицин. Благодаря этому грудной ребенок имеет хорошую иммуно-биологическую защиту.
  5. Количество жира одинаковое, но имеется важная отличительная черта, это состав жира. В грудном молоке преобладают ненасыщенные жиры. Доказано что искусственное вскармливание часто приводит к ожирению.
  6. Углеводы в грудном молоке в большом количестве.
  7. Грудное молоко богато ферментами: амилазой, трипсином, липазой. В коровьем молоке ферментов в сотки раз меньше. Это компенсирует временную низкую ферментативную активность ребенка и обеспечивает усвоение довольно большого объема пищи.
  8. Минеральный состав грудного молока: количество кальция и фосфора в меньше чем в коровьем, но усвоение в два раза лучше, поэтому дети на естественном вскармливание гораздо реже болеют рахитом. Содержание биоэлементов (натрий, магний, железо цинк и др.) в грудном молоке оптимально и соответствует потребностям ребенка. В грудном молоке большое количество витамина D, что способствует профилактике рахита.

Основные принципы успешного кормления грудью:

1. Строго придерживаться установленных правил грудного вскармливания и регулярно доводить эти правила до сведения медицинского персонала и родильниц.
2. Обучать медицинский персонал необходимым навыкам для осуществления практики грудного вскармливания.
3. Информировать всех беременных женщин о преимуществах и технике грудного вскармливания.
4. Помогать матерям начинать грудное вскармливание в течение первого получаса после родов.
5. Показывать матерям, как кормить ребенка грудью и как сохранить лактацию, даже если они временно отделены от своих детей.
6. Не давать новорожденным никакой иной пищи или питья, кроме грудного молока, за исключением случаев, обусловленных медицинскими показаниями.
7. Практиковать круглосуточное нахождение матери и новорожденного рядом в одной палате.
8. Поощрять грудное вскармливание по требованию младенца, а не по расписанию.
9. Не давать новорожденным, находящимся на грудном вскармливании, никаких успокаивающих средств и устройств, имитирующих материнскую грудь (соски, пустышки).
10. Поощрять организацию группы поддержки грудного вскармливания и направлять матерей в эти группы после выписки из родильного дома.

Правила, необходимые для успешного вскармливания:

1) раннее прикладывание ребенка к груди (в родильном зале);

2) в первые недели желательно обеспечить ребенку режим свободного вскармливания (по требованию ребенка) и только позднее перевести ребенка на питание по часам, которое он сам выбрал;

3) при введении прикорма, для предупреждения угасания лактации рекомендуется в конце каждого кормления прикладывать ребенка к груди;

4)если молока недостаточно, необходимо часто прикладывать ребенка к груди. Надо помнить, что для грудного малыша бесценна каждая капля материнского молока. Вместе с тем, частое прикладывание к груди может усилить продукцию молока в грудной железе.

Возможные противопоказания к грудному вскармливанию со стороны матери:

Эклампсия;

Сильное кровотечение во время или после родов;

Открытая форма туберкулеза;

Декомпенсация или хронические заболевания сердца, легких, почек,

печение, а также гипертиреоз;

Острые психические заболевания;

Особо опасные инфекции;

Герпетические высыпания на соске молочной железы (до их долечивания);

ВИЧ-инфицирование;

Мастит у женщины: при обнаружении массивного роста St.aureus ≥ 250 КОЕ в 1 мл и/или единичный рост Enterobacteriacae и Pseudomonas aeruginosa (Методические рекомендации по бактериологическому контролю грудного молока, Москва, 1984);

Прием цитостатиков, иммуносупрессивных препаратов, антикоагулянтов, некоторых антибактериальных препаратов;

Алкогольная и никотиновая зависимость.

Кормление грудью во время наступления ‘новой беременности может продолжаться.

Противопоказания к раннему прикладыванию к груди матери состороны ребенка:

Оценка по шкале Апгар ниже 7 баллов;

Родовая травма;

Судороги;

Глубокая недоношенность;

Тяжелые пороки развития (ЖКТ, челюстно-лицевого аппарата, сердца и др.);

Родоразрешение путем операции кесарево сечение (под наркозом).

Абсолютные противопоказания к грудному вскармливанию со стороны ребенка на последующих этапах лактации:

Наследственные энзимопатии (галактоземия);

Фенилкетонурия (с индивидуальным подбором лечебного питания).

В первые дни после родов для становления лактации важно:

раннее прикладывание к груди,

кормление ребенка по требованию,

совместное пребывание матери и ребенка,

профилактика лактокриза.

Женское молоко неодинаково по составу в зависимости от периода лактации. Его состав отвечает потребностям ребенка на разных стадиях его адаптации к внеутробной жизни.

Молозиво, выделяющееся в первые 3-5 дней после родов, содержит в 2-3 раза больше белка и несколько больше минеральных солей, чем зрелое молоко. Особенностью его является также наличие так называемых молозивных телец, представляющих собой капельки молочного жира с лейкоцитами (защитными клетками крови). С молозивом в организм ребенка от матери поступают иммуноглобулины и гормоны.

Переходное молоко выделяется с 4-5-го дня после родов. Оно богато жиром, но по остальным составным частям и внешнему виду больше приближается к зрелому.

Материнское молоко становится зрелым к концу второй недели, однако состав его и в дальнейшем меняется. Оно бывает различным в течение суток и даже на протяжении одного кормления. Так, в начале кормления молоко более жидкое, к концу -- жирнее и гуще. Состав и количество грудного молока во многом зависят от состояния матери, ее режима и диеты. Есть данные, согласно которым грудное молоко может менять свой состав в соответствии с потребностями ребенка. В то же время, если ребенок регулярно высасывает достаточное количество молока, но происходит задержка в нарастании массы тела, физического и нервно-психического развития, можно заподозрить неполноценность состава грудного молока или нарушение его усвоения ребенком.

При естественном вскармливании у детей первого года является основой формирования условного рефлекса на определенные часы кормления. Поэтому здоровые дети до месяца жизни получают женское молоко 7 раз с ночным перерывом. После 1-2 месяцев жизни ребенок переводился на шестиразовое питание с перерывом между кормлениями днем 3,5 и ночью 7 часов. С 5 до 11-18 месяцев ребенку рекомендуется давать пищу 5 раз в сутки через четыре часа днем, с восьмичасовым перерывом ночью. Детей после полутора лет обычно кормят 4 раза в день. Такой ритм принятия пищи создает условия, при которых за 20-30 мин до нового кормления желудок остается пустым, что способствует усилению секреторной активности желудочных и кишечных желез.

ВОЗ и зарубежные педиатры являются сторонниками свободного вскармливания. Кормление ребенка производится по его первому требованию, в том числе и в ночные часы. При этом новорожденный ребенок в течение суток может прикладываться к груди 8-10 и более раз. По наблюдениям такой режим имеет определенные преимущества: лучшее становление лактации; спокойное поведение ребенка; полное удовлетворение его потребностей в пищевых веществах; лучшее развитие. В последующем ребенок сам устанавливает свой индивидуальный режим кормлений, который чаще всего совпадает с режимом, рекомендованным отечественными педиатрами. Однако некоторые дети все же предпочитают не соблюдать длительный ночной перерыв.

Существуют разные способы расчета объема грудного молока, который должен получать ребенок: по возрасту, необходимым калориям и весу. При этом средний объем разового кормления в зависимости от возраста ребенка должен составлять в 1-2 недели -- 60-90 мл, 3 недели -- 2 месяца -- 120-150 мл, 2-3 месяца -- 150-180 мл, 3-4 месяца -- 180-200 мл и далее по 200-210 мл, а средний суточный объем -- в 1 месяц -- 600-650 мл, 2 месяца -- 800 мл, 3 месяца -- 850 мл, 4 месяца -- 900 мл и 5-12 месяцев -- 1000 мл. Существует также рекомендация ВОЗ по ориентировочной достаточности суточного количества молока: если ребенок мочится не менее 6 раз в сутки, то суточный объем питания ему достаточен.

Грудное молоко является оптимальным видом питания детей первых 4-5 месяцев, но оно не может обеспечить растущий организм необходимыми витаминами и микроэлементами. По мере взросления ребенку рекомендуется вводить в питание соки, овощные и фруктовые отвары и прикормы овощами, кашами, мясными блюдами. Это необходимо для его правильного развития и предупреждения малокровия, рахита, отставания в физическом и психическом развитии. При естественном вскармливании с 3,5-4 месяцев следует вводить соки. Более раннее введение нередко приводит к аллергизации, так как пищеварительный тракт еще не готов к усвоению чужеродной пищи. Соки назначают между кормлениями вначале по 2-5 капель и постепенно увеличивают дневную дозу. Суточное количество сока определяется по формуле: 10 мл х на число месяцев, при этом объем соков в общем объеме питания не учитывается.

Сок из зеленых яблок является лучшим первым соком. Через две недели -- месяц после его введения можно постепенно вводить другие соки. Рекомендуется в течение первого года жизни не давать экзотических соков. При склонности к запорам можно использовать сливовый, морковный, свекольный соки, а при неустойчивом стуле -- лимонный, вишневый, гранатовый, черносмородиновый, черничный. Малиновый, клубничный, апельсиновый, мандариновый и томатный соки рекомендуется давать детям только во втором полугодии первого года, но с большой осторожностью -- они часто вызывают аллергические реакции. После четырех месяцев можно давать соки с мякотью -- грушевый, сливовый, абрикосовый, персиковый.

Через две недели после введения соков в возрасте 4-4,5 месяца можно начинать давать ребенку пюре из яблок, абрикосов и других фруктов -- с 1/3 - 1/2 чайной ложки с постепенным увеличением дозы до 20-50 г -- так, чтобы к 1 году объем достиг 100 г.

Прикорм

Со временем грудное молоко перестает полностью удовлетворять потребности растущего ребенка. Кроме того, необходима тренировка развивающейся пищеварительной системы и жевательного аппарата. С этой целью с 4-4,5 месяца вводится прикорм.

В жаркое время года, при кишечных расстройствах прикорм назначается в более поздние сроки -- с 5,5-6 месяцев. Более раннее введение прикорма рекомендуется при рахите, железодефицитной анемии, упорных срыгиваниях, отставании в физическом развитии, а также недоношенным детям.

Прикорм -- это блюда, вводимые в рацион ребенка, постепенно вытесняющие женское молоко или смеси и приучающие его к взрослой пище. Вводя прикорм, надо соблюдать следующие основные правила:

Прикорм вводится с небольших по объему доз (50 мл) перед одним из кормлений женским молоком (смесью) и дается с помощью ложечки. Недостающее по объему количество дополняется молоком (смесью). Постепенно в течение нескольких дней объем разового кормления постепенно увеличивают и доводят до необходимого объема (150-180-200 мл), тем самым полностью заменяя одно кормление. При введении прикорма у мамы может резко уменьшиться количество молока. Чтобы избежать этого и сохранить лактацию, нужно ребенка после приема прикорма приложить к груди еще на несколько минут.

Первый прикорм -- овощное пюре, содержащее смесь различных овощей (картофель, капуста, морковь, кабачок, тыква, репа, патиссон, зеленый горошек, томаты и др.). Введение овощного прикорма следует начинать с одного вида овощей (картофель, вымоченный в течение 10-12 часов, капуста, кабачок и др.). Это позволяет в случае пищевой аллергии рано выявить продукт, который вызывает аллергическую реакцию, и исключить его из питания. Постепенно ассортимент овощей увеличивается. В овощной прикорм добавляется растительное масло, доза которого постепенно доводится до чайной ложки.

Второй прикорм вводится только после полной замены одного кормления овощным прикормом. Обычно это бывает при достижении ребенком возраста 5,5-6 месяцев (через 3-4 недели после введения овощного прикорма). В качестве 2-го прикорма используют безглютеновые злаки (рисовая, гречневая, кукурузная мука).

Вначале второй прикорм дается в виде 5%-ной каши на овощном отваре с добавлением растительного масла, а затем сливочного, спустя 1-2 недели переходят на кормление 10% -ной молочной кашей. Если ребенок плохо набирает массу тела или у него часто бывает неустойчивый стул, рекомендуется сначала ввести кашу, а затем овощное пюре.

С шести-семи месяцев жизни можно давать желток куриного яйца, сваренного вкрутую, растертого с грудным молоком, начиная с 1/4 его части 2-3 раза в неделю. С семи-восьми месяцев в рацион ребенка рекомендуется вводить творог с 5-10 г перед основным кормлением. К году ежедневное количество творога достигает 50 г. Более раннее введение творога как дополнительного источника белка не рекомендуется, поскольку дети, находящиеся на естественном вскармливании, получают необходимое количество белка с женским молоком.

Мясо в виде мясного пюре вводится с 7 месяцев. В дальнейшем оно заменяется фрикадельками (8-9 месяцев) и паровыми котлетками (11-12 месяцев).

Третий прикорм -- в 7,5-8 месяцев еще одно кормление полностью заменяется кефиром или другим кисломолочным продуктом, в это же кормление можно давать ребенку творог.

Вместо кефира могут использоваться специальные молочные смеси с оптимальным набором жирных кислот, минеральных веществ и витаминов, носящих название «последующих формул». Они предназначены для детей 5-6 месяцев жизни. На коробке после названия смеси стоит цифра «2». Молоко в качестве третьего прикорма использовать не рекомендуется, так как оно часто вызывает аллергические реакции и расстройства пищеварения.

С 8-9 месяцев вместо мясного блюда 1-2 раза в неделю дается рыбное пюре. Мясные и рыбные блюда рекомендуется сочетать с овощным пюре и свежей зеленью. Можно давать хлеб, печенье, белые сухарики, которые предварительно размачиваются в одном из видов прикорма. С 10-12 месяцев в питание вводится тертый сыр.

Расчет питания

Суточный объем пищи (Vc) рассчитывают по формуле Гейнера--Черни:

  • - от 2 недель до 2 месяцев - 1/5 от массы тела;
  • - от 2 мес. до 4 мес. - 1/6 от массы тела;
  • - от 4 мес. до 6 мес. - 1/7 от массы тела;
  • - от 6 мес. до 9 мес. - 1/8 от массы тела (не более 1000 мл);
  • - с 9 мес. до 12 мес. Vс = 1100 мл;

Разовый объем пищи (Vp) зависит от количества кормлений:

Количество кормлений (КК):

  • - до 1 мес. - 6-7 раз в сутки (через 3-3,5 часа с ночным перерывом 6-6,5 часа);
  • - с 1 до 5 мес. - 6 раз в сутки (через 3,5 часа с ночным перерывом 6,5 часа); .
  • - с 5 до 12 мес. - 5 раз в сутки (через 4 часа с ночным перерывом 8 часов).

Существуют и другие способы расчета питания (калорийный, по отдельным ингредиентам и т.д.).

Искусственное и смешанное вскармливание

При переходе на смешанное вскармливание важно стремиться к тому, чтобы грудное молоко все-таки оставалось основным в питании ребенка. Введение докорма само по себе может способствовать уменьшению количества грудного молока, поэтому докорм необходимо давать после прикладывания к груди.

Докорм может быть либо самостоятельным кормлением, либо добавлением к грудному молоку при каждом или некоторых кормлениях. Последний способ более целесообразен при недостатке молока у матери, так как регулярное и достаточно частое прикладывание ребенка к груди стимулирует выработку грудного молока. Необходим он также в первые дни введения докорма (независимо от причин, вызвавших его назначение) и при повышенной чувствительности ребенка к новой пище.

Режим питания при смешанном вскармливании остается таким же, как и при грудном. При искусственном вскармливании рекомендуется более ранний переход на пятиразовое кормление с длительными промежутками между отдельными кормлениями, так как чужеродная пища дольше задерживается в желудке. Объем пищи, как и при естественном вскармливании, зависит от возраста и веса ребенка.

Количество основных пищевых веществ, которые ребенок должен получить, при естественном и искусственном (смешанном) вскармливании заметно отличается. Это связано с тем, что ребенку первых месяцев жизни труднее переваривать и усваивать коровье молоко. Белка в нем в 2,5-3 раза больше, чем в женском, причем он состоит преимущественно из грубо-дисперсного казеина и содержит малое количество альбумина. Поскольку белок коровьего молока в желудочно-кишечном тракте гидролизуется и усваивается хуже, и количество его, необходимое для ребенка, почти в 2 раза больше.

Потребность в количестве жиров и углеводов при естественном и искусственном вскармливании почти одинакова, однако жиры женского и коровьего молока значительно отличаются. Жир женского молока содержит 9-12% ненасыщенных жирных кислот, коровьего -- только 1,3-3%. В коровьем молоке в 4-7 раз меньше, чем в женском, таких важных жирных кислот, как линолевая, линоленовая, арахидоновая.

Заменители грудного молока изготавливаются, как правило, из коровьего молока (реже используется козье или молоко других млекопитающих). Для того чтобы получить продукт питания с составом, максимально приближенным к составу женского молока, его подвергают различным процедурам обработки. Производство адаптированных смесей постоянно совершенствуется. Сухая молочная смесь «Малыш», смеси с отварами «Крепыш», смеси с мукой «Здоровье» лишь частично адаптированы к потребностям грудного ребенка и по своему составу значительно отличаются от женского молока, поэтому их использование при вскармливании детей первого года жизни также нежелательно.

В последние годы выпускается большое количество так называемых адаптированных молочных смесей нового поколения. Эти смеси в значительной степени приближены к составу женского молока по количеству белков, жиров, углеводов, витаминов и минеральных веществ. Они могут быть сухие и жидкие (готовые к употреблению), пресные и кислые. Использование их облегчает вскармливание детей, гарантируя в то же время высокое качество рациона. Производство этих продуктов полностью механизировано и строго контролируется, что обеспечивает отсутствие в них бактериальной загрязненности.

Существует несколько типов сухих адаптированных смесей: начальные, для младенцев первых двух-трех месяцев жизни; адаптированные смеси для детей старше трех-четырех месяцев; смеси, которые можно использовать на протяжении всего первого года жизни. Из современных отечественных смесей лучшими являются «Нутрилак 1» (для детей первых трех месяцев жизни) и «Нутрилак 2» (для более старших детей). Они обогащены сывороточными белками и специальными биологически активными добавками. Кроме этого, широко представлены импортные адаптированные молочные смеси, многие из которых обладают определенными преимуществами: содержат легко усвояемые сывороточные белки, широкий комплекс витаминов, биологически активные вещества, в частности таурин -- важную аминокислоту, обеспечивающую правильное формирование нервной системы, зрительного анализатора, облегчающую процессы пищеварения у грудных детей. Квалифицированное решение, какая смесь больше подходит для конкретного малыша, должен принимать врач-педиатр.

Основные правила смешанного и искусственного вскармливания

Организация питания ребенка при смешанном и особенно искусственном вскармливании требует большого внимания и точного выполнения всех рекомендаций врача. Ошибки, допущенные при использовании искусственных смесей, могут привести к развитию серьезных заболеваний -- гипотрофии, рахита, малокровия, желудочно-кишечных расстройств.

При искусственном и смешанном вскармливании необходимое количество смеси определяется исходя из возраста ребенка и показателей его физического развития. В первые два месяца жизни общее суточное количество пищи должно составлять 1/5 массы его тела, в возрасте от двух до четырех месяцев -- 1/6, от четырех до шести месяцев -- 1/7 от массы тела. Рассчитать количество смеси для одного кормления можно, разделив суточный объем на число кормлений. Во время каждого кормления допускаются отклонения от положенного количества как в сторону увеличения, так и уменьшения порции в зависимости от аппетита ребенка.

При искусственном вскармливании необходимо соблюдать определенный режим питания (в отличие от принципа «по первому требованию ребенка», допустимого при грудном вскармливании). Перерывы между кормлениями должны составлять 3,5-4 часа, так как искусственные смеси перевариваются и усваиваются труднее и медленнее, чем грудное молоко. Перевод на пятиразовое кормление осуществляется также на 1-2 месяца раньше, чем при грудном вскармливании. Часы кормления следует соблюдать (возможны отклонения в 30 минут в ту или иную сторону).

При искусственном вскармливании ребенок обязательно должен получать достаточное количество питья, поскольку смеси содержат белок коровьего молока, для усвоения которого требуется больше жидкости.

«Облигатные» аллергены

Существуют продукты, которые относят к числу так называемых «облигатных» аллергенов (при их использовании чрезвычайно высока вероятность развития аллергических реакций). Они являются причиной 95% случаев пищевой аллергии у детей.

К ним относятся:

Для профилактики обострений пищевой аллергии из питания ребенка необходимо исключить облигатные и индивидуально выявленные аллергены, а также соблюдать следующие правила приготовления пищи:

Введение прикормов и дополнительных продуктов питания детям с пищевой аллергией имеет свои особенности. Фруктовые соки и пюре с особой осторожностью вводят после трех месяцев, предпочтение отдают соку из яблок светлых сортов. Соки и пюре промышленного производства подбирают индивидуально. Яичный желток часто вызывает аллергические реакции, поэтому его или не дают вообще, или заменяют сваренным вкрутую желтком перепелиного яйца. Творог как источник концентрированного молочного белка либо не вводится вообще, либо дается 1-2 раза в неделю. Каши и овощное пюре даются с учетом индивидуальной переносимости раньше на 1-2 недели, чем здоровым малышам. Нежирные сорта мяса с учетом индивидуальной переносимости включают в рацион раньше (с 5 месяцев), говядину можно заменить мясом кролика или индейки. Мясные бульоны исключают, заменив вегетарианскими супами. Рыба (частая причина аллергии) дается только на втором году жизни. Молоко в качестве прикорма не вводится, кефир вводится после восьми месяцев или заменяется ацидофильными продуктами (несладким йогуртом, адаптированной кисломолочной смесью).

Состояния непереносимости определенных питательных веществ

Состояния непереносимости отдельных пищевых веществ получили название синдромов мальабсорбции (нарушенного всасывания). Наиболее распространены непереносимость молочного сахара (лактозы) -- лактазная недостаточность; непереносимость сахарозы -- дисахаридазная недостаточность, непереносимость глютена (белка клейковины злаковых культур) -- целиакия.

В легких случаях при лактазной недостаточности бывает достаточно уменьшения количества молока и замена его кисломолочными продуктами (трехдневным кефиром, кумысом, мацони -- в этих продуктах лактоза находится уже в расщепленном состоянии). При тяжелой форме необходимо полностью исключить лактозу из пищи -- ребенка переводят на растительные заменители молока (соевое или миндальное) или специальные безлактозные смеси. При такой диете в дальнейшем большинство детей развивается благополучно, и с возрастом отмечается постепенная компенсация ферментативного дефекта.

Для коррекции пищеварения при непереносимости сахарозы из диеты ребенка необходимо исключить продукты, содержащие сахарозу и крахмал, -- сахар, картофель, манную крупу, мучные изделия. Можно употреблять фрукты и овощи, содержащие небольшое количество сахарозы, -- яблоки, морковь. С возрастом переносимость сахарозы обычно повышается, и диета может быть расширена. Прогноз, как правило, благоприятный.

Целиакия -- непереносимость глютена, белкового вещества, содержащегося в клейковине некоторых злаковых (пшеницы, ржи, овса). Заболевание обычно развивается после введения в рацион ребенка прикормов, содержащих глютен. Симптомом, обращающим на себя внимание, является учащенный, пенистый, обильный, с неприятным запахом и характерным жирным блеском стул. Попытки выявить кишечную инфекцию и лечить ее антибиотиками и ферментными препаратами оказываются безрезультатными. Аппетит у ребенка снижается. Постепенно развивается гипотрофия с характерным внешним видом (резкое истощение, особенно в области груди, конечностей, ягодиц и контрастирующий большой вздутый живот). Ноги часто отекают из-за с недостаточности белка. Возникает гиповитаминоз. Постепенно происходит задержка роста, могут возникать спонтанные переломы из-за дефицита кальция в костях.

Из рациона ребенка исключают продукты, богатые клейковиной: хлеб, сухари, печенье, мучные и макаронные изделия, овсяную и манную каши, сосиски, колбасу и т.д. Больные хорошо переносят картофель, фрукты, овощи, рис, гречку, кукурузную и соевую муку, растительные жиры, молоко, сыр, мясо, рыбу, сахар, варенье, мед.

Так называемый целиакийный синдром, проявляющийся в нерезкой форме при введении глютенсодержащих прикормов, встречается очень часто.

Правильное вскармливание детей раннего возраста – это не только гармоничное развитие и рост малыша, но и закладка фундамента его здоровья и устойчивости к инфекционным заболеваниям и неблагоприятным факторам окружающей среды.Самое большое внимание родители должны уделять вопросам питания детей первого года жизни. Это связано главным образом с особенностями их организма (отсутствие запаса питательных веществ, несформированные обменные процессы и неразвитый механизм защиты), что затрудняет процесс усвоения полезных веществ, поступающих с пищей.Разговор о питании детей первого года жизни необходимо начать с рассмотрения 3 основных видов вскармливания: естественного, искусственного и смешанного.

2.Естественное вскармливание

Естественное(грудное) вскармливание- форма питания новорождённого ребенка, является единственным физиологически адекватным питанием новорождённого и грудного ребёнка.

Естественным называется вскармливание ребенка грудным молоком. Женское молоко является уникальным и наиболее сбалансированным продуктом питания для ребенка первого года жизни; Состав грудного молока каждой матери точно соответствует потребности именно ее малыша в различных веществах: белках, жирах, углеводах, витаминах и минеральных веществах; Материнское молоко содержит особые вещества – ферменты, способствующие перевариванию и усвоению белков, жиров и углеводов; В молоке матери присутствуют иммуноглобулины и иммунные клетки, защищающие ребенка от большинства инфекционных заболеваний: кишечных инфекций, инфекционного гепатита, дифтерии, столбняка и других;

2.1. Преимущества женского молока:

1. Женское молоко полностью лишено антигенных свойств, в то время как белки коровьего молока обладают резко выраженной антигенной активностью, что способствует появлению и усилению аллергических реакций у грудных детей.

2. Общее количество белка в грудном молоке значительно меньше, чем в коровьем, по структуре он близок белкам клеток ребенка. В нем преобладают мелкодисперсные фракции, частицы грубодисперсного белка казеина в несколько раз мельче, чем в коровьем молоке, что обеспечивает створаживание грудного молока в желудке более нежными хлопьями и тем самым более полное его переваривание.

3.Женское молоко содержит такое уникальное вещество как таурин – серосодержащую аминокислоту, обладающую нейро-активными свойствами. При искусственном же вскармливании неизбежно возникают белковые перегрузки, так как в коровьем молоке содержится в три раза больше аминокислот. Эти перегрузки сопровождаются интоксикацией, поражением почек из-за нарушения обменных процессов.

4. Женское молоко, особенно молозиво, выделяющееся в первые 3-4 дня, очень богато иммуноглобулинами, особенно класса А, причем 90% приходится на секреторный IgA, который играет фундаментальную роль в местном иммунитете желудочно-кишечного тракта новорожденных. Лейкоциты грудного молока синтезируют интерферон: в нем содержится большое количество макрофагов, лимфоцитов. Уровень лизоцима в 300 раз выше, чем в коровьем молоке. В нем содержится антибиотик лактофелицин. Благодаря этому естественное вскармливание обеспечивает становление иммуно-биологической защиты грудного ребенка, в связи с чем заболеваемость и смертность детей, находящихся на грудном вскармливании, значительно ниже, чем при искусственном.

5. Количество жира в женском и коровьем молоке практически одно и то же, но имеется значительная разница в его составе: в грудном молоке содержится в несколько раз больше ненасыщенных жирных кислот. Расщепление жира у грудных детей начинается в желудке под влиянием липазы грудного молока; оно стимулирует появление активной кислотности в желудке, способствует регуляции эвакуаторной функции желудка и более раннему выделению панкреатического сока. Все это облегчает переваривание и усвоение жира, отдельные компоненты которого входят в состав клеток всех тканей и биологически активных веществ, расходуются на миелинизацию нервных волокон, обеспечивая повышенную потребность в жирах ребенка 1-го года жизни.

6. Углеводы в грудном молоке содержатся в относительно большом количестве. Они в значительной степени определяют микробную флору кишечника. В их состав входит В-лактоза (до 90%), которая вместе с олигоаминосахаридами стимулирует рост нормальной флоры с преобладанием бифидобактерий, подавляя тем самым пролиферацию патогенных микроорганизмов и кишечной палочки. Кроме того, В-лактоза участвует в синтезе витаминов группы В.

7. Исключительно богато женское молоко различными ферментами: амилазой, трипсином, липазой (липазы в грудном молоке больше, чем в коровьем почти в 15 раз, амилазы – в 100 раз). Это компенсирует временную низкую ферментатив-ную активность ребенка и обеспечивает усвоение довольно большого объема пищи.

8. Важное значение для растущего организма имеет минеральный состав пищи, содержание в ней биоэлементов. Концентрация кальция и фосфора в грудном молоке ниже, но усвоение их в два раза лучше, чем из коровьего. Поэтому при естественном вскармливании дети гораздо легче и реже болеют рахитом. Содержание биоэлементов (натрий, магний, хлор, железо, медь, цинк, кобальт, сера и др.) в грудном молоке оптимально и соответствует потребностям ребенка. В грудном молоке содержится в четыре раза меньше натрия, чем в коровьем. Избыточные нагрузки натрием могут быть причиной вегетососудистой дистонии с колебаниями артериального давления в период полового созревания, а также более тяжелых и более частых кризов при гипертонической болезни взрослого.

9. Грудное молоко отличается от коровьего более высоким содержанием и более высокой активностью витаминов, в частности витамина Д, что также способствует профилактике рахита.

10. Показано, что при естественном вскармливании в дальнейшем лучше половая потенция, выше фертильность.

11. При естественном вскармливании закладываются пожизненно закрепленные отношения к матери, ее последующее влияние на поведение ребенка, а также формируется будущее родительское поведение.

Естественное (грудное) вскармливание

Актуальность темы. Многолетние наблюдения и исследования доказали, что естественное вскармливание на 1-м году жизни является основой полноценного физического и умственного развития ребенка, формирования резистентности к инфекционным и соматических заболеваний, а попытки вскармливать новорожденных и младенцев молоком других биологических видов необходимо расценивать как экологическую катастрофу. Поэтому изучение преимуществ и принципов естественного вскармливания и мероприятий, направленных на его поддержку, необходимо для улучшения состояния здоровья детского населения.

Цель занятия. Изучить основные положения о грудном вскармливании детей, его значение для здоровья ребенка, выяснить современные взгляды на эту проблему, усвоить принципы проведения данного вида вскармливания.

В результате самостоятельной подготовки студент должен знать:

1. Морфофункциональные особенности органов пищеварения и обмена веществ у детей в возрастном аспекте.

2. Количественный и качественный состав молозива, переходного и зрелого женского молока.

3. Особенности женского молока, обусловливающих его чрезвычайную биологическую ценность по сравнению с молоком других видов, и его влияние на развитие ребенка.

4. Расчет объема суточного рациона ребенка 1-го года жизни разными методами.

5. Потребность ребенка грудного возраста в главных пищевых нутриентах и калориях.

6. Сроки введения в рацион ребенка корректирующих добавок (фруктовые и овощные соки, фруктовые пюре, желток яйца), прикормки.

7. Правила введения прикормки и корректирующих добавок.

8. пищевого рациона кормящей матери.

9. Примерная схема составления рациона питания ребенка 1-го года жизни, находится на естественном вскармливании.

10. питания недоношенных детей.

11. Десять принципов успешного грудного вскармливания ВОЗ и ЮНИСЕФ.

В результате изучения темы студент должен уметь:

1. Составлять суточный рацион питания для здорового ребенка 1-го года жизни, находится на естественном вскармливании.

2. Оценивать данные анамнеза, свидетельствующие о качестве питания ребенка, выявлять ошибки в сложенном рационе и проводить их коррекцию по существующим правилам.

3. Составить пищевой рацион кормящей матери.

4. Выявлять и оценивать клинические признаки, свидетельствующие о недоедания ребенка, устранить их.

Основная литература

Чеботарева В.Д., Майданников В.Г. Пропедевтическая педиатрия. - М.: Б. и., 1999. - С. 452-497.

Дополнительная литература

Мазурин AB, Воронцов И.М. Пропедевтика детских болезней. - СПб.: "Издательство Фолиант", 2001. - С. 827-922.

Педиатрия / Под ред. Н.П. Шабалова. - СПб.: СпецЛит, 2003. - С. 199-225.

Современное ведение лактации и грудного вскармливания: Учебное пособие. При содействии Детского Фонда Объединенных Наций (ЮНИСЕФ) в Украине. - М., 2002. - 152 с.

Вспомогательные материалы

1. Современные подходы к грудному вскармливанию.

2. Суточная потребность детей 1-го года жизни в главных нутриентах и энергии при естественном вскармливании.

3. Примерная схема сроков введения прикормки при естественном вскармливании.

4. Формулы расчета суточного объема грудного молока для детей.

5. Алгоритм составления суточного меню ребенка.

Современные подходы к грудному вскармливанию

Для обеспечения полноценного вскармливания ребенка необходимо соблюдать правила, которые способствуют усилению лактации у женщины. Приводим эти правила.

1. Срок первого прикладывания ребенка к груди имеет существенное значение для становления лактации. Лучше всего это сделать в первые 30-40 мин после рождения ребенка. Если по состоянию здоровья матери и ребенка нет противопоказаний, то после кормления надо оставить ребенка с матерью на 1 час. Затем здоровых новорожденных оставляют с матерью в одной палате и прикладывают к груди при потребности ребенка.

2. Свободное кормление способствует становлению взаимоотношений между матерью и ребенком. Налаживается ритм лактации, но здоровому ребенку не следует вводить ограничений в режим кормления. Количество кормлений и часы их проведения должны регулироваться по необходимости ребенка.

3. Исследованиями различных аспектов естественного вскармливания доказано, что нельзя подкармливать новорожденного ребенка заменителями грудного молока, так как их использование приводит к изменению процессов колонизации кишечника лактобациллами, нарушает становление функции пищеварительной системы, способствует сенсибилизации ребенка к белкам коровьего молока, дезориентирует акт сосания из-за использования в этих случаях сосок.

4. Главным показателем полноценного кормления ребенка должен быть ее физическое и психическое развитие. Данные контрольного взвешивания является недостаточным критерием полноценности вскармливания. Это связано со значительными изменениями индивидуальной качества молока разных женщин (количество белков в женском зрелом молоке колеблется в широких пределах: от 1 г до 2 г в 100 мл молока), а также с его изменениями в течение кормления (концентрация жиров может варьироваться в 4 - 5 раз от начала до конца процесса кормления).

5. Для стимуляции лактации, предотвращение развития поражений и трещин сосков оптимальным способом является кормление ребенка с обеих грудных желез при условии полного опорожнения одной груди. Кормить надо одной грудью 5-15 мин до ее полного опорожнения, а если ребенок еще требует пищи - продолжить кормление второй, начиная с нее следующее кормление.

6. В настоящее время считается нецелесообразным давать совет матери сцеживать молоко до "последней капли", потому что с точки зрения физиологии это невозможно: грудная железа постоянно выделяет молоко и тем больше, чем интенсивнее проводится сцеживания.

7. Рациональное питание матери, частое прикладывание ребенка к груди, включая и ночное время, доброжелательные отношения в семье, положительная эмоциональная ориентация женщины к естественному вскармливанию являются главными факторами улучшения в нее лактации и оптимизации вскармливания ребенка на 1-м году жизни.

Суточная потребность детей 1-го года жизни в главных нутриентах и энергии при естественном вскармливании (по А.В. Мазурин, И.В. Воронцовым, 2000)

Примерная схема сроков введения прикормки при естественном вскармливании

Названия продуктов и блюд Возраст, месяцы Примечание
5-й 6-й 7-й 8-й 9-й 10- 12-й
Фруктовый сок, мл 40 50 60 70 80 90 90 100 5 марта-месячного возраста
Фруктовое пюре, мл 40 50 60 70 80 90 90 100 3 5,5-месячного возраста
Сыр, г - 10-30 40 40 40 50 3 Июнь-месячного возраста
Желток - 1/4 1/2 1/2 1/2 1/2 3 Июнь-месячного возраста
Пюре овощное, г 10-100 150 150 170 180 200 3 5-5,5-месячного возраста
Каша молочная, г 50 150 150 150 170 170 200 3 6-6,5-месячноговозраста
Мясное пюре, г - - 5- 30 50 50 60 70 3 7-7,5-месячноговозраста
Кефир, мл - - - 200 200 200 3 августа-месячного возраста
Хлеб (высшего сорта), г - - - - - 5-10 11 марта-месячного возраста
Растительное масло, мл 1-3 3 3 5 5 6 5 марта-месячного возраста
Коровье масло, г - 1-4 4 4 5 6 3 Июнь-месячного возраста

Естественное вскармливание - это такой вид вскармливания, при котором ребёнок до 6 месяцев получает только материнское молоко.

Различают 3 вида материнского молока.

1. Молозиво - это клейкая густая жидкость жёлтого цвета,
появляется после рождения ребёнка и выделяется до 4 - 5 дня.

2. Переходное молоко вырабатывается с 4 - 5 дня жизни и до 2 - 3
недель имеет промежуточный состав между молозивом и
зрелым молоком.

3. Зрелое молоко вырабатывается с 2 - 3 недели жизни ребёнка и
имеет полное биологическое сходство с организмом ребёнка.

Состав грудного молока (смотри 10 плюсов грудного молока).

Преимущества естественного вскармливания:

1. Грудное молоко содержит все необходимые ингредиенты в оптимальных соотношениях Б:Ж:У=1:3:6

2. В коровьем молоке больше белка, но он грубодисперсный (казеин), поэтому трудно расщепляется и усваивается, а белок грудного молока мелкодисперсный, практически не требует ферментов для расщепления и соответственно очень хорошо усваивается, поэтому значительно реже у грудничков развиваются аллергические реакции

3. Белки женского молока содержат все необходимые аминокислоты

4. Женское молоко содержит защитные антитела против различных инфекций

5. Содержит значительно больше ненасыщенных жирных кислот, повышающих сопротивляемость к инфекциям

6. Больше молочного сахара (лактозы), способствующего развитию мозга, нормализации микрофлоры кишечника

7. Меньше минеральных солей по сравнению с составом коровьего молока (соли перегружают почки, способствуют в дальнейшем развитию гипертонии)

8. Оптимальное количество витаминов, микроэлементов, ферментов

9. Грудное молоко стерильно (ниже риск развития кишечных инфекций)

10. Содержит лецитин, способствующий размножению клеток мозга

11. На искусственном вскармливании закрепляется повышенная потребность в пище – риск ожирения в более старшем возрасте.

12. Физическое (биологическое созревание и старение) и половое развитие быстрее у искусственников, а психическое наоборот (интеллект, дарование - для их реализации необходимо вскармливание грудью не менее 6 месяцев)

13. Ребенок накапливает (депонирует) в подкожно-жировой клетчатке лучше компоненты грудного молока и потом использует их в течение нескольких лет (для работы мозга)

14. Сосание способствует правильной артикуляции, правильному формированию челюстно-лицевого черепа. У грудничков реже нарушения речи.

До сих пор огромное количество нутриентов грудного молока не расшифровано (например, таурин нужен для развития мозга, формирования сетчатки глаза, в коровьем молоке его нет т.к. телятам не нужно ходить в школу).

Невозможно создать полноценного заменителя женского молока еще и потому, что в зависимости от возраста ребенка состав женского молока меняется, отражая изменяющиеся потребности растущего организма, и вскармливание донорским молоком все равно будет не естественным, а псевдоестественным.

Преимущества раннего, в течение первых 30 минут после рождения, прикладывания к груди:

Для матери:

1.Способствует быстрому сокращению матки, снижая риск кровотечения, и быстрому восстановлению сил;

2.Стимулирует длительную лактацию;

3.Снижает риск развития мастита

4.Ранний контакт стимулирует чувство материнства.

Для ребёнка:

1.Способствует формированию нормальной микрофлоры кишечника

2.Формируется надежная иммунологическая защита (на вторые сутки жизни ребенка число антител в молоке матери уменьшается в 2 раза)

3.Стимуляция сосательного рефлекса

4.Тесный психологический и эмоциональный контакт с матерью в первые часы после перенесенного стресса - рождения

Правила первого прикладывания к груди.

Первый раз ребёнка выкладывают на живот матери голеньким и накрывают стерильной простыней ещё до окончания пульсации пуповины (если позволяет состояние здоровья ребёнка и матери)

Малоэффективно прикладывание к груди или создание кожного контакта через 2 – 3 часа.

1. Правильный режим дня: сон не менее 8 часов в сутки, дневной сон 1,5 – 2 часа, прогулки на свежем воздухе, умеренные физические нагрузки, положительный эмоциональный настрой, избегание стрессовых ситуаций

2. Количество жидкости в рационе увеличивается примерно на 1 литр

3. Калорийность суточного рациона должна быть увеличена на 50% по сравнению с рационом некормящей женщины данного возраста. Ежедневно необходимы мясо и (или) рыба, молочные продукты (творог, сыр), витамины. Питание 4-5 раз в сутки (столько раз, сколько кормит ребенка), небольшими порциями, для стимуляции выработки молока за 10-15 минут до кормления выпить стакан чая с молоком и с сыром.

4. Воздерживаться от приема продуктов, изменяющих запах и вкус молока (свежий лук, чеснок)

5. Никаких лекарств до консультации с врачом

6. Не злоупотреблять газообразующими (огурцы, виноград), послабляющими (слива, свекла) и закрепляющими (орехи, груша), аллергизирующими (клубника, ананас, красная рыба, яйца, мед) и тонизирующими (крепкий чай, кофе, шоколад) продуктами

7. Длительность, полноценность лактации значительно зависят от анамнеза вскармливания самой женщины.

Правила кормления грудью:

1. Обмыть грудь под проточной водой, убрать длинные волосы

2. Принять удобное положение – сидя, лежа на боку

3. Проследить за тем, чтобы ребенок находился в комфортных условиях, и его ничто не отвлекало от процесса кормления (чистый, сухой, тепло одетый)

4. Убедиться, что носовое дыхание ребенка свободное (при необходимости удалить корочки из носа)

5. Следить, чтобы при сосании ребёнок захватывал не только сосок, но и околососковый кружок и чтобы он не упирался носом в молочную железу

6. При жадном сосании и (или) активном вытекании молока струей периодически держать ребенка вертикально несколько минут, а затем вновь прикладывать к груди

7. При вялом сосании, засыпании ребенка во время кормления будить его (гладить щечку, щекотать пяточки)

8. Продолжительность первых кормлений обычно составляет 30-40 минут (это период формирования лактации), затем в среднем занимает 20 минут (в первые 5 минут кормления ребенок высасывает 50% объема молока)

9. Если количества молока в одной молочной железе недостаточно для удовлетворения потребностей ребенка, то его прикладывают к другой, а в следующее кормление меняют последовательность

10. После кормление ребенка необходимо подержать 3-5 минут вертикально для профилактики срыгивания

11. Обмыть молочную железу

В настоящее время для новорожденного ребенка и детей первых месяцев жизни рекомендуется свободное кормление – ребенка прикладывают к груди по первому знаку или требованию (до 12-16 раз в сутки). Это делается потому, что в первые недели после рождения идет процесс приспособления организма кормящей матери к потребностям ребенка и частое прикладывание решает проблему голода ребенка и стимулирует лактацию у матери. До 3-4 суток жизни ребенка молочные железы выделяют крайне мало молока, но оно содержит большое количество белка и жира, чтобы хоть как-то удовлетворить потребности ребенка. Такое молоко называется молозиво. Затем постепенно лактация увеличивается и состав молока (переходное) приближается к составу зрелого: белка – около 2,5 г, жира – в среднем 3 г, углеводов – 7 г. Состав молока кормящей женщины очень индивидуален и вариабелен, зависит и от качества и кратности ее питания, эмоционального состояния, наследственных особенностей лактации. Никто не знает нормы молока. Для каждой пары «мать – ребёнок» она индивидуальна (в «конечном» молоке жира до 17%, поэтому невозможно подсчитать). Вся коррекция питания должна идти через материнское молоко (питание кормящей женщины)

Затруднения при вскармливании грудью:

Со стороны ребенка :

1. Ринит с нарушением носового дыхания (отсасывание секрета, удаление корочек из носа, использование сосудосуживающих капель перед кормлением)

2. Молочница (кандидозный стоматит) – обработка слизистой полости рта 2% раствором питьевой соды после каждого кормления

3. Отсутствие сосательного рефлекса (недоношенный ребенок) – кормление с ложечки или через зонд

Со стороны матери

1. Плоский, втянутый сосок (используются специальные накладки, чтобы облегчить ребенку захват)

2. Потертости и трещины соска (правильное прикладывание к груди, чтобы ребенок давил на ареолу, а не тянул сосок, специальные мази – бипантен)

3. Застой молока – правильное кормление и сцеживание молока, использование молокоотсоса

4. Гипогалактия

Гипогалактия – снижение лактации, очень частая в настоящее время проблема кормящих женщин.

Возможные признаки развития гипогалактии:

1. Ребенок стал беспокойным, плохо спит, не выдерживает интервал между кормлениями

2. Снизился суточный диурез (стал реже мочиться)

3. Низкие весовые прибавки, плоская весовая кривая

4. Субъективное ощущение «пустой» молочной железы у женщины

Диагностика гипогалактиии – проведение контрольного кормления, когда ребенок взвешивается до прикладывания к груди и после, разница в весе сравнивается с нормой питания, полученной для данного ребенка по формуле

Профилактика и лечение гипогалактии :

1. Пропаганда грудного вскармливание, психотерапия

2. Профилактика трещин и мастита

3. Соблюдение режима питания и режима дня, поддержка других членов семьи

4. Отвар крапивы (20 гр.сухих листьев на литр кипятка, настоять 45 минут и пить по 1 ст.л. 3 раза в день), плоды аниса, укропа, душицы, лактогонные сборы трав

5. Медикаментозые средства: витамины «Е», «А», «РР», «С», гендевит, аевит, пренатале, матерна, сухие пивные дрожжи, апилак, микродозы йода

6. Более частые прикладывания к груди, прикладывание к обеим грудям за одно кормление

Кварцевые облучения, УВЧ, массаж, иглорефлексотерапия


Смешанное вскармливание.


Смешанное вскармливание

Смешанное вскармливание - это такой вид вскармливания, при котором ребёнок получает грудное молоко и докорм в виде молочные смесей.

Эффективность смешанного вскармливания зависит от грудного молока в суточном рационе ребёнка:

Если количество материнского молока составляет половину суточного
рациона(2/3, 3/4) , то эффективность смешанного вскармливания
приближается к естественному;

Если количество материнского молока составляет менее половины
суточного рациона(1/3, 1/4), то эффективность смешанного
вскармливания приближается к искусственному;

Добавки.

Добавки - это дозированные блюда, которые включают в рацион как источники витаминов, минеральных веществ, микроэлементов и как дополнительные источники основных ингредиентов (белков, жиров, углеводов).

Различают такие витаминные и белковые добавки, как :

1. Фруктовые соки (пюре) - яблочный, из белой черешни, из белой смородины, абрикосовый, персиковый, грушевый, сливовый (даны в порядке предпочтения). Начинают вводить в рацион с капель, постепенно увеличивая количество до 40-60 мл. Желательно чтобы первые соки ребенка были натуральными и свежими (домашнего приготовления)

2. Творог (кальцинированный) так же желателен домашнего приготовления - на 200 мл молока в момент закипания добавляется 1-2 столовые ложки СаСl 2 , затем откидывается на марлю, или молочной кухни, специального детского питания. Начинают вводить в рацион с крупинок и доводят до 40 грамм в сутки

THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама