Цели.
- Обучающая: создать условия для формирования представления о звуках [л], [л, ] и букве, которая их обозначает; научиться различать звуки [л], [л, ], букву “л” в словах в устной и письменной речи, давать характеристику новых звуков.
- Развивающая: развивать речь, умение логически мыслить, анализировать, находить общие признаки, делать выводы.
- Воспитательная: развивать умение работать в парах и группе, слушать друг друга
Оборудование для урока:
- Картинки:лисёнок, лошадь, самолёт, лётчик,
- Звуковые схемы
- Раздаточные карточки для индивидуальной и групповой работы (Приложение 1, 2)
- Таблица с образцом письма буквы Л
- Лента памяти
- Рисунки “На что похожа буква Л”, стихи о букве Л
- Карточки с опорными словами для определения темы урока
Средства обучения: доска, раздаточный материал, иллюстрации в виде картинок и таблиц.
Ход урока
1. Мобилизующий момент: скороговорка
Кошка-крошка на окошке кашку кушала по крошке.
2. Актуализация знаний:
- Как отличить звук от буквы?
Звук мы слышим и произносим, а буквы мы пишем и видим
- Какие бывают звуки?
Гласные и согласные;
Парные и непарные;
Звонкие и глухие;
Твёрдые и мягкие
- Какую последнюю букву мы изучили? Расскажите всё, что знаете о звуках [т], [т, ]
Звук [т] – согласный, парный, глухой, твёрдый, звук [т, ] - согласный, парный, глухой, мягкий
3. Определение темы и целеполагание (через ситуацию включения, игровые элементы работы)
3.1. Сегодня на уроке мы с вами отправимся в чудесное место, которое хорошо в любое время года – схема слова “лес” А сопровождать нас будут два зверя. О ком идёт речь, вы узнаете, если соотнесёте отгадки со схемами.
На доске схемы слов “лось” и “лиса”
- Загадки:
Лось, т.к. в этом слове один слог, а на конце мягкий согласный звук
Какой зверь опасный
Ходит в шубе красной,
Снег разгребает,
Мышек хватает?
Лиса, т.к. в этом слове два слога, а ударный слог - второй
3.2. Сравните первые звуки во всех словах и назовите тему сегодняшнего урока. Что общего?
Слово “лось” начинается со звука [л], а слово лиса и лес – со звука [л, ], значит тема сегодняшнего урока: “Звуки [л], [л, ] и буква, которая их обозначает”
Сформулируйте цели урока. (Реализация деятельностного подхода в определении целеполагания)
Со зрительной опорой:
…познакомиться со… и с…
Сегодня на уроке мы должны познакомиться со звуками [л], [л, ] и буквой, которая их обозначает, будем учиться различать эти звуки в словах и читать слоги, слова и предложения с изученными буквами.
4. Характеристика звуков
4.1. Произнесите первый звук в слове “лось”. Что заметили?
Во рту есть преграда для воздуха, значит звук [л] - согласный
Закрыли ушки. Что слышите: больше шума или голоса?
Ещё что можете сказать?
Звук [л] в слове “лось” - твёрдый
4.2. Произнесите первый звук в словах “лиса, лес”. Что изменилось?
Звук [л, ] в слове “лиса” и “лес” - мягкий
4.3. Дайте характеристику звуков [л], [л, ]
Звук [л] – согласный, звонкий, твёрдый, звук [л, ] - согласный, звонкий, мягкий.
5. Упражнения в различении звуков [л], [л, ]
5.1. Итак, мы в лесу. Назовите деревья, которые мы можем здесь встретить, не забывая о теме сегодняшнего урока.
Лиственница, липа, тополь, ель, клён
5.2. А сейчас я буду называть другие растения, которые могут нам встретиться в лесу, а вы с помощью зелёного и синего квадратика будете определять, какой в них звук – мягкий или твёрдый:
Ландыш, малина, клюква, жимолость, калина, голубика, волнушка
6. Физкультминутка
По дорожке шли, шли,
Много камешков нашли.
Присели, собрали
И дальше пошли. – дети выполняют движения со словами
7. Знакомство с буквой Лл
7.1. Вдруг, на полянке, где мы гуляли, приземляется самолёт. На борту самолёта (картинка) написано ИЛ. Какая из этих букв обозначает звуки [л], [л, ]? Покажите. (См. Рисунок 2)
Ученик выходит к доске и обводит указкой
Это буква [эл, ]. Хором!
Найдём ей место в ленте памяти. Звуки [л], [л, ] – согласные, значит букву Л мы поместим в синей части ленты памяти. (показать её место в ленте).
Пара есть? Нет. Значит, звуки [л], [л, ] будут непарные.
Таблица с буквой Л вывешивается на доску
7.2. Скажите, какие звуки обозначает буква Л
Буква Л –обозначает звуки [л], [л, ]. Звук [л] - согласный, непарный, звонкий, твёрдый. Звук [л, ]- согласный, непарный, звонкий, мягкий.
7.3. Изобразите букву Л с помощью пальчиков.
Встаньте, изобразите букву Л в паре.
На что похожа буква Л? (картинки со стихами) (См. Рисунок 3)
8. Чтение
8.1. Чтение слогов
Самолёт в лес привёз учёных-исследователей. Они очень часто используют в своей работе шифровки. Давайте мы попробуем их прочитать:
1) ла ло лы ли лу
чтение хором и индивидуально вперёд и в обратном порядке (ла –ал)
назовите слог, в котором звук [л, ] – мягкий. Докажите.
Ли, потому что буква “и” указывает на мягкость впереди стоящего согласного звука.
С данными слогами придумайте слова. Помните, что слог может быть не только в начале, но и в середине, и в конце слова.
Чтение слогов с добавлением буквы “т” вначале, затем буквы “с” - в конце в прямом и обратном порядке (тла-алт, тлас-салт) (См. Рисунок 4)
8.2. Чтение слов (с карточек).
А теперь прочитаем, каких лесных жителей приехали исследовать учёные.
Глухарь, дятел, синица, белка, иволга, волк, олень, пчела, медведь, кабан.
На какие группы можно разделить слова? Какое слово лишнее? Почему?
Звери и птицы. Пчела – это насекомое.
Прочитайте слова – названия зверей. Птиц. Как ещё можно разделить слова?
Можно разделить слова на те, в которых есть новая буква, и на те, в которых этой буквы нет.
Прочитайте.
8.3. Учёные умеют работать в команде. Это очень важно в их работе. Мы тоже “не лыком шиты ” (написано на доске), умеем работать в группе. Поэтому следующее задание вам предстоит сделать, разделившись на группы.
Составить рассказ из предложений.(Каждое предложение даётся на отдельном листочке вразнобой.) (См. Приложение 2)
В больших лесах живут лоси. Это очень красивые звери. На лесных полянах для них делают кормушки. Каждый вечер приходят сюда лоси.
- Дети читают рассказ по очереди группой хором. Первой начинает та команда, которая справилась с работой первой.
8.4. Беседа по содержанию текста:
- О ком идёт речь в тексте?
- Где живут лоси?
- Что делают для лосей на больших полянах? Зачем?
8.5. Объясните, как вы поняли выражение “не лыком шиты”.
9. Подведение итогов урока
Вы успешно справились со всеми заданиями, и наш урок подошёл к концу. Расскажите, чему учились на уроке.
Мы учились различать звуки [л], [л, ] и букву Л в словах, учились читать слоги слова и предложения
Расскажите всё, что узнали о звуках [л], [л, ]
Звук [л] - согласный, непарный, звонкий, твёрдый. Звук [л, ]- согласный, непарный, звонкий, мягкий.
Какая буква обозначает звуки [л], [л, ]?
10. Рефлексия
Расскажите:
1) что нового вы узнали, гуляя по лесу?
2) что нового вы сделали, гуляя по лесу?
3) какую оценку каждый из вас поставил бы себе и классу за работу на уроке?
Цель занятия: изучаем букву Л, формирование навыка чтения, развитие речевого умения, совершенствование фонематического слуха, основ элементарного графического навыка.
- познакомить дошкольника с буквой Л, правильным произношением звука;
- научить писать печатную букву Л по клеточкам;
- сформировать интерес к обучению стихотворениями и загадками.
Назови, что нарисовано на картинках снизу:
Линейка
Лук
Листья
Лиса
Лада очень веселая девочка. Она ходит и поет:
- Ла-ла-ла!
- Как поет Лада?
- ЛЛЛА - какой тут первый звук?
- Как звали веселую девочку?
- Какой первый звук в слове ЛАДА?
- Скажи, какой звук есть и в слове ЛАМПА, и в слове СТУЛ, и в слове СЛОН?
- В начале, в конце или в середине звук [л] в словах ЛАМПА? СТУЛ? УКОЛ? СЛОН? КУКЛА?
Когда мы произносим звук [л], кончик языка поднимается за верхние зубы и прижимается к ним. Произнеси: ЛЛЛ. Кончик языка прижимается к верхним зубам и мешает воздуху свободно выходить изо рта, когда мы произносим звук [л].
- Гласный или согласный звук [л]?
- Звонкий или глухой этот звук?
- Почему?
- Какие еще звонкие согласные звуки ты знаешь?
Задание: печатная буква Л для дошкольников
Рассмотри букву Л. Нашили букву Л в воздухе и один раз в тетради аккуратно по клеточкам простым карандашом или шариковой ручкой.
В тех случаях, когда ребенку предлагается написать целую строку буквы, слога или слова - взрослый дает образец написания в начале строки.
Если у дошкольника возникают трудности, то взрослый может провести две ориентировочные линии, либо поставить опорные точки, которые ребенок соединит линиями, либо напишет буквы целиком, а ребенок их просто обведёт другим цветом. Каллиграфии на данном этапе обучения требовать не следует.
Продолжи фразу
Молодчина эта Лина,
Лепит все из… (пластилина).
Тихо-тихо снег идет,
Белый снег, мохнатый.
Мы расчистим снег и лед
Во дворе… (лопатой).
Подготовлен самолет.
Он отправился в… (полет).
Лейся, дождь, веселый,
Мы с тобою дружим!
Хорошо нам бегать
Босиком по… (лужам).
Наш огород в образцовом порядке:
Как на параде построились грядки.
Словно живая ограда вокруг -
Пики зеленые выставил… (лук).
Хитрая плутовка,
Рыжая головка,
Пушистый хвост-краса.
Кто ж это? … (Лиса.)
На скамейке у ворот
Лена горько слезы… (льет).
У себя в саду Андрейка
Поливал цветы из… (лейки).
Заставил плакать все вокруг.
Хоть он и не драчун, а… (лук).
Серый волк в густом лесу
Встретил рыжую… (лису).
Крошка-сын к отцу пришел
И спросила кроха:
- Что такое хорошо
И что такое… (плохо)?
Сказка про букву Л
Лисенок и лягушонок
В лесу, в большой луже, жил маленький лягушонок, который очень любил лепить из глины. Вылезет из лужи, наберет глины и сидит лепит. Сначала он лепил только лепешечки. Потом стал лепить колобки и лимоны. Потом слепил слона и уже после этого - льва на лыжах и лошадь в лодке.
Звери смотрели, смеялись и ласково гладили лягушонка по спине. Только один лисенок (завидовал он, что ли?) приходил, все ломал, да еще и дразнился:
Зеленее всех зеленок - лупоглазый лягушонок!
И это продолжалось до тех пор, пока лисенок не вырос. Пришел он однажды к луже, сел рядом с лягушонком, долго смотрел, как он лепит, и грустно сказал:
Я ведь тоже раньше лепил, да только у меня ничего не получалось…
- Ничего! - сказал лягушонок.
- Ты не огорчайся! Зато ты роешь самые хитрые норы.
Загадки для детей на букву Л
Рядом с дворником шагаю,
Разгребаю снег кругом
И ребятам помогаю
Делать гору, строить дом.
(Лопата)
Сидит дед в сто шуб одет.
Кто его раздевает,
Тот слезы проливает.
(Лук)
Над домами у дорожки
Висит кусок лепешки.
(Луна)
Деревянная дорога,
Вверх идет она отлого,
Что ни шаг - то овраг.
(Лестница)
Вроде сосен, вроде елок,
А зимою без иголок.
(Лиственница)
Падают с ветки
Золотые монетки.
(Листья)
Сама не ем, а людей кормлю.
(Ложка)
Пословицы и поговорки на букву Л
Лгуна легче поймать, чем хромого.
Ложь человека не красит.
Ложь на тараканьих ножках ходит.
Раз солгал - навек лгуном стал.
Откладывай безделье, да не откладывай дела.
Маленькое дело лучше большого безделья.
Веселые стихи про букву Л для детей
Липка
Выросла я, липка,
Тоненькой и гибкой-
Не ломай меня!
Медоносным цветом
Зацвету я летом -
Береги меня.
В полдень подо мною
Спрячешься от зноя -
Вырасти меня.
Я тебя листвою
От дождя укрою -
Поливай меня.
Вместе, друг мой милый,
Наберемся силы -
Ты люби меня.
А дождешься срока,
Выйдешь в мир широкий,
Не забудь меня!
(П. Воронько)
Лисицы лают.
Глухомань.
Лежит в листве под липой Лань.
Линь в глубине холодных вод
Лениво, но легко плывет.
Луна лучится, как латунь,
Лягушкой лакомится лунь.
Летит заблудшая пчела.
Легла на лес ночная мгла.
(В. Лунин)
Кто вы?
- Мы лисички,
Дружные сестрички.
Ну а вы-то кто же?
- Мы лисички тоже!
- Как, с одной-то лапкой?
- Нет, еще со шляпкой…
(А. Шибаев)
Листопад
Лес, точно терем расписной.
Лиловый, золотой, багряный,
Веселой, пестрою стеной
Стоит над светлою поляной.
(И. Бунин)
Листопад
Опавшей листвы
Разговор еле слышен:
- Мы с кленов…
- Мы с яблонь…
- Мы с вязов…
- Мы с вишен…
- С осинки…
- С черемухи…
- С дуба…
- С березы…
Везде листопад:
На пороге-морозы!
(Ю. Капотов)
Ласточка
Ливень, ливень льет везде.
Рады птенчики в гнезде:
- Мама дома посидит,
Никуда не улетит!
(Г. Виеру)
Лев комарика ловил,
Лапой лоб себе разбил!
(Б. Тимофеев)
Ласточка
А она в ответ:
- Спешу!
Клювом глины зачерпнула
И под крышу упорхнула.
Целый день забот полна
- Домик строила она.
Дни прошли. Опять прошу,
А она в ответ:
- Спешу!
Считаны минутки!
У меня малютки.
Мошек ловлю,
Крошек кормлю.-
В гости дождик зачастил.
Старый тополь загрустил.
- Спой мне, ласточка,- прошу,
А она в ответ:
- Спешу!
Собираю в путь семью.
Возвращусь весной - спою.
(В. Бардадым)
Лесничий
Чтобы сосны, липы, ели
Не болели, зеленели,
Чтобы новые леса
Поднимались в небеса,
Их под звон и гомон птичий
Охраняет друг - лесничий.
(В. Степанов)
В гости к лету
Мы идем лесной тропинкой,
А куда - не знаем сами.
За малиной?
За малиной!
За грибами?
За грибами!
Светит солнце золотое
Сквозь зеленые оконца.
Может, мы идем за солнцем?
Что же!
Может, и за солнцем!
Может, белка попадется,
Может, ёжик ждёт нас где-то…
Мы идем гурьбой веселой
Ясным утром в гости к лету!
(В. Викторов)
Летят опилки белые,
Летят из-под пилы.
Это плотник делает
Окна и полы.
(Г. Сатир)
Итоги урока:
- Произношение новых слов увеличивает словарный запас дошкольника, развивает речь и память.
- Упражнения по клеточкам развивают мелкую моторику рук.
- Загадки развивают в детях сообразительность, умение анализировать и доказывать. Педагоги применяют загадки при обучении детей для повышения заинтересованности во время выполнения сложных задач.
- Стихотворения влияют не только на развитие памяти. Доказано, что если ежедневно учить несколько строк, в мозге возникают новые нейронные связи, повышается общая способность к обучению.
В 1 классе после изучения всех букв алфавита детям предлагается выполнить проект "На что похожа буква". В стихотворениях советских писателей на глазах изумленных первоклассников буквы начинают оживать. Буква А превращается в ракету, буква Ж - в жука, буква М - качели и т.д.
Работая над проектом первоклассники рисуют букву, оживляя её. После учат стихотворение о своей букве. Стих можно записать под рисунком. Каждый ребёнок приносит в класс свой проект и получается веселый АЛФАВИТ.
Азбука
Пусть начинается с аиста
Он,
Как и азбука,
С А начинается
Буква А, буква А
Алфавита голова
Знает Вова, Знает Света,
А похожа на ракету.
Буква Б с большим брюшком
В кепке с длинным козырьком
Буква Б проснется рано.
Буква Б - бочонок с краном.
Умывайся! Будь здоров,
Богатырь Борис Бобров!
Палочка,
Рядом две дужки
Вот и готовы
Очки для лягушки
Перед нами буква Г
Стоит подобно кочерге
Вот стоит, дымок пуская,
Буква Д труба печная
Е на грядке пригодилась
Вместо грабель потрудилась
Эта буква широка
И похожа на жука
И при этом точно жук
Издает жужжащий звук
Ж-ж-ж-ж-ж-ж
Это - Ж,
А это - К
Целый жук
И полжука
По белому полю
В туман и снега
Бредут потихоньку
Бараньи рога (Буква З)
На калитку посмотри:
Чем она не буква И?
Между двух прямых досок
Одна легла наискосок
Сигнальщик держит два флажка
С флажками он как буква К
Алфавит продолжит наш
Буква Л - лесной шалаш
Вот качели-
Буква М!
Здесь качаться
Можно всем
На букве Н
Я, как на лесенке
Сижу и распеваю
Песенки
Там я букву Н найду,
Где гамак висит в саду.
Посмотри на колесо
А увидишь букву О
На хоккее, на футболе
Буква П - ворота в поле
Буква Р - на мачте парус,
Вдаль плывет, небес касаясь
Полумесяц в небе темном
Буквой С повис над домом
Молоток стучит: "Тук-тук!
Букве Т я старый друг"
У - сучок. В любом лесу
Ты увидишь букву У
Федя ходит руки в боки
Значит, выучил уроки
Не рогаты мы,
Не злы
Ко′злы мы
А не козлы′
Буква Ц -
Внизу крючок
Точно с краником бачок
Да, вы правильно решили:
Ч мы пишем как четыре.
Только с цифрами, друзья,
Буквы путать нам нельзя
Шура сено ворошил
Вилы в сене позабыл
На расческу
Щ похожа
Три зубца всего
Ну что же!
А бедняжка буква Ы
Бродит с палочкой, увы
Буква Р перевернулась
Мягким знаком обернулась
Над лугами в синеве
Пролетает буква Э
Чтобы О не укатилось,
Крепко к столбику прибью.
Ой, смотри-ка,
Что случилось:
Получилась... буква Ю
Поглядите-ка, друзья,
Смастерил скворечник я.
А в скворечник залетела
Вместо птички - буква я