THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама

Конспекты занятий

Каждому человеку нужно научиться выражать свои эмоции и чувства и правильно понимать собеседника. Неспособность ребенка правильно выразить свои чувства, скованность, неловкость или неадекватность мимико-жестовой речи затрудняют общение детей между собой и со взрослыми. Непонимание же другого человека - причина возникновения страха, отчужденности, враждебности. Мимика, выражающая мысли и чувства, способна заменить нам обычную речь.
В старшем дошкольном возрасте ребенку важно научиться использовать все доступные средства выразительности: принятие позы, характерные движения рук, ног, туловища, мимику.
Эмоциональная сфера сама по себе не развивается. Всему этому детей надо учить. На мой взгляд, детям старшего дошкольного возраста наиболее понятны такие эмоции и чувства, как радость, горе, страх, удивление, гнев.
В результате проведенных занятий в старших и подготовительных группах дети овладели мимикой, пантомимикой, жестами, средствами художественной выразительности. Большинство детей научилось с помощью рисунка передавать эмоциональное состояние какого-либо персонажа.
Полученные на занятиях умения и навыки дети используют в играх с правилами, инсценировках, сюжетно-ролевых играх. У наших воспитанников появляется адекватная реакция на различные явления окружающей жизни, они учатся глубже понимать и чувствовать себя и других. По выражению Л.С. Выготского, «именно эмоциональные реакции должны составить основу воспитательного процесса».

Нина КАРПЕКИНА,
педагог-психолог
дошкольного образовательного учреждения № 6,
г. Троицк

ЗАНЯТИЕ 1. РАДОСТЬ

Задачи

Познакомить детей с эмоцией радости; развивать умение проявлять радость, используя мимику, жесты, пантомимику; научить отражать радость в рисунке.

Материалы

Иллюстрации, отражающие разные эмоциональные состояния.
Набор пиктограмм (радость, горе, гнев, страх, удивление и другие).
Зеркало для каждого ребенка.

Ход занятия

Дети отвечают на вопросы:

    Что такое радость?

    Как вы выражаете чувство радости?

    Что вы делаете, когда радуетесь?

Предлагаю детям послушать стихотворение.

Если вам смешинка в рот
Вдруг случайно попадет,
Не сердитесь, не ворчите,
Хохочите, хохочите!

(М. Дружинина)

Представьте, что смешинка попала вам в рот. Давайте похохочем и посмотрим на себя в зеркало.
Понравились вы себе?

Дети отбирают из предложенных иллюстраций те, на которых изображено данное эмоциональное состояние.
Вспоминаем вместе с детьми произведения (сказки, стихи, песенки), в которых отражено чувство радости.
Предлагаю послушать отрывки из произведений К. Чуковского:

Рады, рады, рады
Светлые березы,
И на них от радости
Вырастают розы.
Рады, рады, рады
Темные осины,
И на них от радости
Растут апельсины.
То не дождь пошел из облака
И не град,
То посыпался из облака
Виноград.

Стали зайки на лужайке
Кувыркаться и скакать.
И глядите: медвежата,
Как веселые котята,
Прямо к дедушке мохнатому
Толстопятые бегут:
«Здравствуй, дедушка, мы тут!»
Рады зайчики и белочки,
Рады мальчики и девочки,
Обнимают и целуют косолапого:
«Ну, спасибо тебе, дедушка, за солнышко!»

Засмеялися кастрюли,
Самовару подмигнули:
«Ну, Федора, так и быть,
Рады мы тебя простить!!!»
И обрадовались блюдца:
Дзынь-ля-ля! Дзынь-ля-ля!
И танцуют, и смеются -
Дзынь-ля-ля! Дзынь-ля-ля!

Провожу с детьми краткую беседу по прочитанному и предлагаю им нарисовать радость так, как они ее себе представляют.
По окончании работы рисунки рассматриваются. Отмечаются наиболее выразительные.
Из своих наборов пиктограмм дети выбирают ту, которая отражает настроение ребенка в данный момент. Если кому-то не очень весело, предлагаю всем детям встать в хоровод и спеть веселую песенку.

ЗАНЯТИЕ 2. ГОРЕ

Задачи

Познакомить детей с эмоцией горя; научить определять эмоции на пиктограммах и иллюстрациях; научить передавать заданное эмоциональное состояние с помощью рисунка; развивать у детей эмпатию.

Материалы

Пиктограмма и иллюстрации с изображением эмоции горя.
Альбомный лист бумаги, карандаши - простой и цветные (для каждого ребенка).
Пиктограммы с изображением основных эмоций (радости, гнева, страха, горя, удивления) для каждого ребенка.

Ход занятия

Предлагаю детям представить, что они потеряли свою любимую игрушку или любимое животное. Что они будут чувствовать в этот момент?
Дети показывают свое состояние, делают соответствующее выражение лица.
Далее рассматриваем все вместе иллюстрацию, на которой изображена плачущая девочка, потерявшая куклу. Спрашиваю детей, были ли у них ситуации, когда они испытывали чувства огорчения, печали или глубокого горя? Дети находят пиктограмму с изображением эмоции горя, страдания.
Вместе вспоминаем сказки, рассказы, в которых отражается это эмоциональное состояние: «Заюшкина избушка», «Федорино горе», «Муха-цокотуха», «Жалобы зайки беленького» (К.Д. Ушинский), «Обвал»
(Б. Житков).
Предлагаю детям нарисовать героя какого-нибудь произведения, который переживает горе, страдание. Рассматриваем и обсуждаем рисунки.
Дети слушают следующие песенки, потешки.

Таракан дрова рубил,
Себе голову срубил.
Муха парилась - приумаялась,
С полки упала - ребра сломала.
Блоха поднимала - живот надорвала.

Дети изображают страдания героев потешки, используя все выразительные средства.

Уж ты, зимушка-зима,
Зима вьюжлива была.
Все крутила, все мела - примораживала.
Калинушку с малинушкой заламывала.
Всю травку повызнобила,
С шелковой травы цветочки повысушила.

Дети делятся на две подгруппы: одна изображает зимушку-зиму, злую, холодную; другая - калинушку-малинушку, травку, цветы - изображает страдание, горе, используя позу, мимику, жесты.

Мышка сушек насушила,
Мышка мышек пригласила,
Мышки сушки кушать стали,
Зубы сразу же сломали.

Дети показывают страдания мышек, у которых болят зубы.

Раз, два, три, четыре,
Меня грамоте учили,
Не считать, не писать,
Только по полу сказать.
Я скакала, я скакала,
Себе ноженьку сломала.
Стала ноженька болеть,
Стала маменька жалеть,
Пожалела, поругала,
И за доктором послала,
Доктор едет на быке
С балалаечкой в руке.

Несколько детей изображают скачущую девочку, потом показывают, как она сломала ноженьку (боль, страдание), вторая группа изображает маменьку (жалость, сострадание).

ЗАНЯТИЕ 3. СТРАХ

Задачи

Познакомить детей с эмоцией страха; научить узнавать эту эмоцию по схематическому изображению и на рисунках; научить передавать эмоциональное состояние с помощью выразительных средств (мимики, жестов, пантомимики, художественных средств); развивать воображение.

Материалы

Иллюстрации с изображением эмоции страха.
Пиктограммы с основными эмоциями для каждого ребенка.
Альбомный лист бумаги, карандаши - простой и цветные (для каждого ребенка).
Зеркало.

Ход занятия

Сначала все вместе рассматриваем иллюстрации, герои которых переживают чувство страха. Предлагаю детям (по желанию) вспомнить эпизоды, ситуации, когда им было страшно. Рассматриваем пиктограмму, изображающую эмоцию страха.
Дети слушают стихотворение А. Фройденберга «Великан и мышь».

Тсс! Тихо! Слушайте, ребята!
Жил великан один когда-то.
Во сне вздохнул он что есть сил,
И мышь - живую! - проглотил.
Бедняга прибежал к врачу:
«Я мышку съел! Я не шучу!
Помилуйте, какие шутки!?
Она пищит в моем желудке!»

Дети находят пиктограмму, изображающую эмоциональное состояние великана, изображают сами эту эмоцию перед зеркалом; рисуют испуганного великана, проглотившего живую мышь. По окончании работы все вместе рассматриваем рисунки и обсуждаем их.
Далее разыгрываем этюды на выражение эмоции страха.
Представьте себе, что вы в солнечный летний день гуляете по цветущей лесной поляне (дети гуляют по комнате). Вдруг вы услышали страшный шум и увидели, что прямо к вам по небу летит Змей Горыныч. Покажите свое состояние. Что вы будете делать в этой ситуации?
Вы пошли с родителями в лес за грибами и потерялись, а лес - густой и дремучий. Что бы вы чувствовали? Что бы предприняли в этой ситуации?

Играем в игру «У медведя во бору».

У медведя во бору,
Грибы, ягоды беру.
Медведь не спит,
На нас рычит!

Ребенок-«медведь» рычит и догоняет детей. Дети пугаются и убегают. Игра проводится со сменой «медведя» 2–3 раза.
После игры предлагаю детям вспомнить испуганного великана, проглотившего живую мышь, и читаю вторую половину стихотворения.

Был врач умнейший человек,
Он строго глянул из-под век:
- Откройте рот, скажите: «А-а-а!»
Живую мышь? Зачем? Когда?
Сейчас? Так что же вы стоите?
Идите кошку проглотите!

ЗАНЯТИЕ 4. ГНЕВ

Задачи

Познакомить детей с эмоцией гнева; развивать умение выражать эту эмоцию; научить определять эмоцию гнева на различных изображениях; развивать интонационную выразительность.

Материалы

Иллюстрации к сказке А.Н. Толстого «Три медведя», Ш. Перро «Синяя борода», русской народной сказке «Гуси-лебеди» и другим.
Зеркало.
Альбомный лист бумаги, карандаши - простой и цветные (для каждого ребенка).
Пиктограммы, изображающие эмоции.

Ход занятия

Вспоминаем вместе с детьми эпизод из сказки «Три медведя», где описывается, как сердятся медведи, узнав, что кто-то пользовался их вещами. Рассматриваем иллюстрации к сказке, отражающие данный эпизод.
Прошу детей найти пиктограмму, отражающую эмоцию гнева, и показать это эмоциональное состояние перед зеркалом, используя мимику, пантомимику, жесты.
Дети вспоминают русские народные и авторские сказки, герои которых гневаются, злятся.
Затем дети рисуют соответствующий эпизод сказки. По окончании работы все вместе рассматриваем рисунки и обсуждаем их.
Разыгрываем этюды на выражение эмоции злости, гнева.
Показать гнев Мойдодыра:

Ах ты, гадкий, ах ты, грязный...

Показать гнев медведя:

Не стерпел медведь,
заревел медведь,
И на злого врага
налетел медведь.

Показать гнев злого таракана:

Он рычит и кричит,
и усами шевелит:
- Погодите, не спешите,
я вас мигом проглочу!

Игра «Бабка-ежка».

Дети дразнят Бабку-ежку:

Бабка-ежка, костяная ножка,
С печки упала, ногу сломала.
Пошла бабка на улицу,
Испугала курицу,
Пошла бабка на базар,
Раздавила самовар.

Бабка-ежка злится и догоняет детей. Игра повторяется 2–3 раза.

ЗАНЯТИЕ 5. УДИВЛЕНИЕ

Задачи

Познакомить детей с эмоцией удивления; научить узнавать ее на различных изображениях; научить выражать эту эмоцию; научить отражать это эмоциональное состояние в рисунках, при разыгрывании этюдов.

Материалы

Иллюстрации и пиктограммы с эмоцией удивления.
Зеркало.
Альбомный лист бумаги, карандаши - простой и цветные (для каждого ребенка).

Ход занятия

Показываю детям иллюстрацию, где изображена эмоция удивления. Задаю вопросы.
Как вы думаете, что увидела девочка?
Почему она так удивилась?

Дети слушают отрывок из стихотворения Ана Бжехвы «На горизонтских островах».

На веселых, на зеленых
Горизонтских островах,
По свидетельству ученых,
Ходят все на головах!
Говорят, что там живет
Трехголовый кашалот,
Сам играет на рояле,
Сам танцует, сам поет!
По горам на самокате
Ездят там бычки в томате!
А один ученый кот
Даже водит вертолет!
Там растут на вербе груши,
Шоколад и мармелад,
А по морю, как по суше,
Скачут зайцы, говорят!

Задаю детям наводящие вопросы.

    Какие чувства вызвало у вас стихотворение?

    Что бы произошло с человеком, если бы он увидел, что все люди «ходят на головах»?

    Что бы произошло с человеком, если бы он увидел, что трехголовый кашалот играет на рояле, танцует и поет?

Предлагаю детям изобразить перед зеркалом удивление, используя разные средства выразительности.
задание - выбрать из предложенных пиктограмм ту, которая отражает эмоцию удивления. Прошу, чтобы каждый из детей нарисовал себя или героя какого-то произведения, символизирующего эту эмоцию.

Осень (рассказ-этюд).

В парке падают листья. Две девочки, Таня и Оля, решили после школы пойти в парк, для того чтобы набрать букет красивых листьев. Была тихая, солнечная погода. Под деревьями они увидели большую кучу листьев и хотели присесть на нее. И вдруг остановились как вкопанные. Листья зашевелились, как будто куча была живая.
(Прошу детей изобразить удивление.)
И вдруг из-под листьев показался пушистый хвост какого-то зверя, а потом вылез и сам «зверь». Им оказался щенок.

Отрывок из стихотворения Н.А. Екимовой «Облака».

А маленькое облачко
над озером плывет,
И удивленно облачко
приоткрывает рот:
- Ой, кто там в глади озера
пушистенький такой?
Такой мохнатый, мяконький,
летим, летим со мной!

Прошу детей изобразить удивленное, плывущее над озером облачко. Кого же оно увидело в глади озера? (Свое отражение.)
Разыгрываем с детьми мини-этюд по этому стихотворению.
Предлагаю детям представить, что они встретили существо с другой планеты, совсем не похожее на земных жителей. Как бы вы смотрели друг на друга?
Дети попарно изображают эмоцию удивления: смотрят друг на друга, широко открыв глаза, приоткрыв рот, высоко подняв брови, опустив бессильно руки или прижав ладони к щекам.

ЗАНЯТИЕ 6. РАДОСТЬ И ГРУСТЬ

Задачи

Продолжать знакомить детей с разными эмоциями; развивать внимание, воображение, эмпатию, коммуникативные способности.

Материалы

Костюмы, маски для клоунов.
Шапочки с изображениями животных.
Зеркало.
Фотоаппарат.
Портрет Грустика.
Альбомный лист бумаги, карандаши - простой и цветные (для каждого ребенка).
Магнитофон и аудиокассета с записью музыкальных произведений Д. Христова «Золотые капельки» и П. Чайковского «Баркарола».

Ход занятия

В гости к детям приходят два клоуна - Смешинка и Грустик, одетые в одинаковые костюмы, но с разными масками на лице (радости и грусти). Выясняем с детьми, чем похожи клоуны, чем отличаются. По очереди спрашиваем клоунов, отчего Грустику всегда грустно, а Смешинке - весело.
Грустик. Я никак не могу найти себе друзей, поэтому и грущу.
Смешинка. Я ужасно люблю веселиться, прыгать, скакать, у меня много друзей, и поэтому я радуюсь.
Дети надевают шапочки с изображениями различных животных и танцуют, чтобы развеселить грустика.
Грустик смотрит, вздыхает, машет руками, то есть ему не нравится: «Не развеселили меня ваши танцы, давайте лучше вместе со мной исполним грустный танец, мне так будет спокойнее».
Звучит грустная музыка, все танцуют с Грустиком, изображая грустных животных.
По окончании танца предлагаю детям поиграть. Для игры надо разделиться на две команды. Одна будет командой Грустика, а вторая - Смешинки. Я буду читать стихи веселые и грустные. Когда я прочитаю грустное стихотворение - поднимет руки команда Смешинки, а когда радостное - команда Грустика. Выигрывает та команда, которая быстро и дружно поднимает руки.

Стоит коза - голосит коза:
Разбежались кто куда семеро козлят.

Дождик, дождик, веселей
Капай, капай, не жалей!
Только нас не замочи,
Зря в окошко не стучи!

Потеряли котятки
по дороге перчатки
И в слезах прибежали домой:
«Мама, мама, прости,
мы не можем найти,
мы не можем найти перчатки!»

Мой веселый звонкий мяч,
Ты куда помчался вскачь?
Желтый, красный, голубой,
Не угнаться за тобой!

Несчастная кошка порезала лапу,
Сидит и ни шагу не может ступить.
Скорей! Чтобы вылечить кошкину лапу,
Воздушные шарики надо купить!

Яблоки, веники! Весело мне!
Весело мне! Я лечу на коне!

Подводим итог игры, определяем, какая команда выиграла. Грустик просит нарисовать портреты его и Смешинки. Дети рисуют. Смешинка радуется своему портрету, а Грустик говорит: «Мне совсем не нравится мой портрет - глаза грустные, рот книзу опущен, ну что это за портрет, даже никому показать нельзя».
Ведущий. Но ты же на самом деле такой, посмотри на себя в зеркало.
Грустик смотрит на себя в зеркало, потом бросает портрет на пол и говорит: «Не хочу быть больше грустным и не буду никогда грустить. Я буду вот таким (снимает маску, улыбается, принимает позу радости), давайте, рисуйте мой портрет!»
Ведущий. Ребята не могут больше рисовать, им пора идти в группу. Давай я лучше тебя сфотографирую.
«Фотографирует» Грустика, отдает ему портрет. Грустик радуется, показывает всем свой портрет. Смешинка и Грустик благодарят ребят, уходят.

ЗАНЯТИЕ 7. ПОЛОЖИТЕЛЬНЫЕ ЭМОЦИИ

Задачи

Способствовать созданию у детей положительного эмоционального состояния; развивать мимику, пантомимику, жесты; помочь детям снять эмоциональное напряжение; развивать коммуникативные навыки, внимание, память, воображение.

Материалы

Магнитофон, аудиокассеты с записью музыки.
Мелкие предметы (матрешки).
3–4 коробочки.
Два листа бумаги (1/2 листа ватмана) с нарисованными фигурами простой формы, например, квадратами.
Два мольберта.

Ход занятия

Под маршевую музыку дети двигаются по комнате и выполняют различные движения («зайчики», «лошадки», «птички», «раки», «лягушки» и т.д.).
Затем дети делятся на тройки. Дети в каждой тройке берутся за руки. По сигналу ведущего они начинают собирать разбросанные по ковру мелкие игрушки, не разнимая рук (то есть собирают только крайние дети), складывают в свою коробочку. Выигрывает та тройка, которая наберет больше предметов и ни разу не разъединит рук.
Можно повторить это упражнение 2–3 раза.
Упражнение «Танец эмоций». Под соответствующую музыку дети исполняют танец «веселого Буратино», «печальной осенней тучки, «испуганного зайчика», «удивленной бабочки», «злого Бармалея», «озорного котенка».
Дети делятся на две команды. Предлагаю каждой дорисовать рисунок на листе ватмана. Каждый ребенок имеет право нарисовать только две детали рисунка. Мольберты нужно поставить так, чтобы команды не видели рисунков друг друга.
Рисунки сравниваются, обсуждаются.

Игра «Паровозик».

Дети садятся в «паровозик», он двигается по комнате, «стучит», «пыхтит», «гудит». По сигналу «Крушение!» дети падают на пол.
Можно повторить эту игру 2–3 раза.
В заключение дети выполняют упражнение «Отдых у ручья». Они ложатся на ковер кому как хочется и отдыхают под звуковой фон «Птицы у ручья».

Публикация статьи произведена при поддержке стоматологической клиники «Дентал Фэнтези». Воспользовавшись предложением стоматологической клиники «Дентал Фэнтези», Вы сможете по выгодной цене поставить брекеты в Москве . Установка брекетов от клиники «Дентал Фэнтези» - это работа высококлассных специалистов, обладающих большим опытом работы, которые исправят прикус и обеспечат идеальную улыбку людям всех возрастов. Подробнее ознакомиться с предоставляемыми услугами и заказать обратный звонок можно на официальном сайте стоматологической клиники «Дентал Фэнтези», который располагается по адресу http://www.dentalfantasy.ru

Елена МИхайлова
Занятие на развитие эмоциональной сферы у детей среднего дошкольного возраста «Настроение и Я»

на развитие эмоциональной сферы у детей среднего дошкольного возраста

«НАСТРОЕНИЕ и Я»

Подготовила: Михайлова Е. В.

Педагог-психолог МБДОУ «Детский сад «Соловушка»

Курского района

Цель: Познакомить детей с чувственной стороной жизни человека, его переживаниями, внутренним душевным состоянием.

1. Создание условий эмоционального благополучия воспитанников, обеспечивающих свободное выражение эмоциональных состояний, чувств.

2. Формировать представления об эмоциональных переживаниях.

3. Развивать умение определять эмоциональное состояние свое и других людей.

Оборудование: лазерный лучик, магнитная доска, иллюстрации с изображением пиктограмм, коробочка с сюрпризом, цветные карандаши.

ХОД ЗАНЯТИЯ

I.ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ ЭТАП

Педагог-психолог сообщает: сегодня мы с вами поговорим о настроении, я приглашаю вас встать в круг.

1. Упражнение в кругу «Передай улыбку и хорошее настроение» соседу справа.

2. Беседа педагога-психолога с детьми на тему:

«Как можно понять настроение человека?»

Всегда ли у вас бывает хорошее настроение? Посмотрите на эти фотографии и скажите, чем они отличаются?

Почему нам иногда бывает грустно?

Как ты себя ведешь, если тебе грустно?

А если у твоей мамы, плохое настроение, как ты это узнаешь?

Как выглядит печальное лицо?

Можем ли мы изменить настроение?

Как можно спросить о причине плохого настроения?

Как вы узнаете, что у человека хорошее настроение? От чего это бывает?

Если дома гости, веселая атмосфера, а у тебя плохое настроение, будешь ли ты его показывать другим? Как думаешь, их это смутит?

Может ли погода влиять на наше настроение?

II. МОТИВАЦИОННЫЙ ЭТАП

1. Ребята, пойдемте посмотрим в окно. Солнышко проснулось, заглянуло к нам в окошко и подарило нам волшебный лучик (берёт в руки лазерную ручку).

Первый лучик, нежный лучик,

Заглянул он к нам в оконце

И принес в своих ладошках

Теплоту - частицу солнца!

Педагог-психолог предлагает детям сесть на ковёр.

А я знаю, что все ребята в вашей группе любят волшебство.

Лучик этот не простой,

он волшебный золотой.

Согласны превратиться в солнечных волшебников? Закроем глаза. Когда я вас коснусь волшебным лучиком - вы можете открыть глаза.

2. Беседа с использованием пиктограмм «Театр настроений»

Какое у вас сейчас настроение? Почему? Давайте обозначим радостное настроение с помощью нужной пиктограммы (рисунки с выражением разных эмоциональных состояний).

А ещё какие настроения здесь изображены? (Грусть, удивление, испуг.) Когда вы испытываете такие эмоции? (Дети приводят примеры из жизни.)

III. ПРАКТИЧЕСКИЙ ЭТАП

Педагог-психолог приглашает детей встать в круг и закрыть глаза.

Давайте посмотрим что в коробочке.

Педагог-психолог открывает коробочку, там изображения солнца; раздаёт их детям.

Педагог-психолог приглашает детей пройти за столы. На столах лежат цветные карандаши.

Давайте солнышку передадим своё настроение, нарисуем его в кругу.

IV.РЕФЛЕКСИВНЫЙ ЭТАП

Педагог-психолог спрашивает у воспитанников:

Мои солнечные волшебники настало время превратиться обратно, закрывайте глазки, как лучиком дотронусь глазки открываем.

Беседа о занятии.

Цель: закрепление полученных знаний и умений.

Ход: повторяют, что такое настроение. Отвечают на вопрос: «Понравилось ли им занятие?». Психолог – О чем мы сегодня говорили? Как мы узнаем настроение человека?

Какое у вас настроение?

- (Дети отвечают хором) Хорошее, веселое.

Ритуал прощания:

Дети, держась за руки в кругу, говорят:

Все мы дружные ребята.

Мы ребята-дошколята.

Никого не обижаем.

Настроение поднимаем,

Никого в беде не бросим.

Улыбнуться всех попросим

Пусть всем будет хорошо,

Будет радостно светло.

Педагог-психолог говорит: «Вы улыбаетесь, значит, мне удалось поднять вам настроение. На этом наше занятие закончилось, до встречи».

Дети благодарят психолога: «До свидания, всего хорошего, до встречи».

Публикации по теме:

Дошкольный возраст является благоприятным периодом для развития у детей эмоциональной сферы. Эмоции - это своеобразный калейдоскоп впечатлений.

Изучение эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста Актуальность В последние годы происходит активное реформирование системы дошкольного воспитания: растет сеть альтернативных дошкольных.

Коррекция и развитие эмоциональной сферы детей дошкольного возраста средствами театрально-игровой деятельности Методические рекомендации На современном этапе развития системы дошкольного образования, в условиях внедрения ФГОС ДО в практику ДОО, особую.

Методическая разработка по развитию эмоциональной сферы старших дошкольников «Хорошее настроение» Методическая разработка по развитию эмоциональной сферы старших дошкольников Тема «Хорошее настроение» Цель: Систематизация знаний о настроениях.

1 слайд: Визитная карточка. Я, Костюченко Юлия Николаевна. Имею соответствие занимаемой должности. У меня среднее - специальное образование.

Развитие эмоциональной сферы у ребенка младшего школьного возраста с ОВЗ «Страна эмоций» Муниципальное казенное учреждение для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи Центр психолого-медико-социального.

Цель: Развитие эмоциональной сферы старших дошкольников.

Задачи:

Закрепить умение узнавать и выражать эмоции, эмоциональные состояния в мимике.

Развивать саморегуляцию воспитанников через прослушивание музыкальных произведений.

Создать комфортный психологический микроклимат в группе, бодрое и радостное настроение;

формировать положительное отношение к окружающим, сбалансированность эмоций;

формировать доброжелательные и равноправные отношения между сверстниками;

упражнять в умении поддерживать беседу, участвовать в коллективном разговоре.

Материал для занятия:

«Волшебный клубочек»;

Пиктограммы эмоций и фотографии: страх, радость, злость и т.д.

Магнитная доска; Человечки-эмоции;

Бумага для рисования, карандаши;

Использованные технологии занятия:

Сопровождении музыки: Магнитофон с записью спокойной музыки; Аудиозапись «Радость» из подборки Т.Д. Зинкевич-Евстигнеевой; муз. Э.Грига «Шествие гномов» или «В пещере горного короля»; экран, проектор.

Методические приемы: беседа, групповое обсуждение различных чувств; вопросы детям; пиктограммы эмоциональных состояний; рассматривание; показ; объяснение; практическая деятельность детей.

Предварительная работа:

– знакомство с базовыми эмоциями: страх, радость, злость, грусть

– прослушивание музыкальных произведений

Ход занятия:

Приветствие. «Волшебный клубочек».

Здравствуйте, ребята! Я рада видеть вас всех! А какое у вас сейчас настроение? На что оно похоже: на солнышко или на темную тучку?
(ответы детей)

Дети, а что это у меня в руках? (ответы детей) Но это не простой клубок, а волшебный. Передавая «волшебный клубочек», давайте поприветствуем друг друга.

Воспитатель передаёт клубок ниток ребёнку, он наматывает нить на палец и ласково называет рядом сидящего ребёнка по имени или произносит «волшебное вежливое слово», затем передаёт клубок другому ребёнку и т.п.

- Ребята, мы сегодня с вами отправимся в путешествие. Мы посетим «Царство эмоций». Жители этого царства приглашают нас в гости и высылают ковер-самолет. Дети садятся на ковер и под музыку летят. Звучит песня “Дорогою добра”.

Какое настроение у этой песни (бодрое, веселое, доброе, светлое).

Как вы понимаете слова “Дорогою добра”.

Что вы почувствовали, когда слушали эту песню? Ребята у меня есть карточки с лицами. Они называются пиктограммы. Давайте рассмотрим их. На них изображены люди с разным выражением лица. Какое выражение лица у этого человека, у этого? (Раздает конверты с пиктограммами каждому ребенку.) - Какую пиктограмму вы покажите, прослушать эту песню? (показывают).

Ковёр-самолёт приземляется. Детей встречают герои сказок.

Воспитатель: - А сейчас мы вспомним героев наших любимых сказок.
- Какие чувства испытывают герои этих сказок?
1.Рады зайчики и белочки,
Рады мальчики и девочки.
Обнимают и целуют косолапого:
«Ну, спасибо тебе, дедушка, за солнышко!» (радость)
2.Плачет серый воробей:
- Выйди, солнышко, скорей!
Нм без солнышка обидно,
В поле зернышка не видно! (грусть)
3.И доктор пришил ему ножки
И заинька прыгает снова.
А с ним и зайчиха мать
Тоже пошла танцевать (радость)
4.Прибежала зайчиха
И закричала: «Ай-ай!
Мой зайчик попал под трамвай
И теперь он больной и хромой
Маленький заинька мой!» (страх)
Воспитатель: - Дети, вы, наверное, догадались, о чем мы будем говорить с вами на занятии? (ответы детей)
- Да, мы будем говорить о чувствах. Как вы понимаете это выражение
«чувства»? (ответы детей)

Дети проходят на полянку.

Кого вы видите на этой поляне? (Человечек-радость)

А какое у него настроение?

Дети, а что такое радость?» (ответы детей)

«Радость - это когда все радуются, всем весело».

«Радость - это когда у всех праздник».

«Радость - это когда никто не плачет.

«Радость - это когда нет войны».

«Радость - это когда все здоровы».

«Радость - это я, потому что мама говорит: «Ты моя радость».

- Что вы делаете, когда вам весело? (Ответы детей.)

Этюд «Кто как радуется» Дети становятся в круг. Воспитатель предлагает им изобразить, показать без слов, как они радуются при встрече с мамой, когда они встречают гостей в свой день рождения, при совместных прогулках с родителями или при походе в зоопарк, цирк.

Выразительные движения: объятия, улыбки, смех, радостные восклицания.

Упражнение « Нарисуй эмоцию»

А сейчас представьте себе, что мы художники и нам надо нарисовать картину на тему – «Радость». Возьмите листочки и карандаши, и пусть каждый нарисует радость так, как хочется.

(Затем детям предлагается сесть в круг и рассказать о том, что они нарисовали.

Воспитатель: А теперь поиграем в игру, будьте внимательны.
Игра «Скажи наоборот»
Вы грустные ребята – Мы веселые ребята.
Вы ленивые - Мы трудолюбивые.
Вы злые - Мы добрые.
Вы рассеянные - Мы внимательные.
Вы неряшливые – Мы аккуратные.
Вы грубые - Мы вежливые.
Вы злые - Мы добрые.
Воспитатель: - Молодцы! А теперь я вас приглашаю на прогулку по улицам
этого города. Я хочу убедиться, что вы умеете чувствовать настроение тех
людей, которые встретятся нам в пути

По мостику дети проходят на остров. Их встречает Человечек-Грусть.

Что такое грусть?

Ребята, а кто живёт на этом острове? (Человечек-Грусть)

Посмотрите на этого мальчика. Какое выражение его лица... Что произошло с его ртом? Бровями? Какое выражение глаз? Что это за эмоция? (ответы детей)

- А как вы догадались? (по лицу, по глазам, брови сдвинуты, губы опущены)

Ребята, у вас тоже, наверное, бывает грустное настроение? Расскажите. (рассказы детей)

На острове могут жить не только человек, но и животное. И вот сейчас я вам предлагаю изобразить животное.

Игра « Доброе животное». Встаньте в круг и возьмитесь за руки. Сейчас я проверю, как вы умеете вместе дышать. Мы превратимся в одно большое, доброе животное. (Включается спокойная музыка.) Давайте послушаем, как оно дышит.

А теперь подышим вместе. Вдох – все вместе делайте шаг вперед. Выдох- шаг назад.

Наше животное дышит очень ровно и спокойно. А теперь давайте изобразим и послушаем, как бьется его большое сердце. Стук- делайте шаг вперед. Стук- шаг назад.

На пути « Пещера страха»

Добрались мы и до пещеры. (Воспитатель включает музыку.)

Упражнение « Страшные звуки» (звучит муз. Э.Грига «Шествие гномов» или «В пещере горного короля»)

- Угадайте, какие звуки мы слышим?(ответы детей)

- Мы слышим много звуков, среди них есть и страшные. Мы будем слушать звуки и угадывать, какие из них пугающие, страшные, а какие успокаивающие или радостные. (обсуждение детей)

А всегда ли звук был страшным? Звук поезда тоже вам кажется страшным, но если вы вспомните поездку в отпуск на поезде, что было весело и интересно, то страх проходит.

Какой здесь живёт человечек. (Человечек – Страх)

Как вы догадались? (ответы детей)

Игра « Я страшилок не боюсь, в кого хочешь - превращусь»

Дети идут по кругу, держась за руки, и проговаривают хором эти слова. Когда водящий называет какого-либо страшного персонажа (Кощея, волка, льва и т.п.), детям нужно быстро «превратиться» в него и замереть. Ведущий выбирает самого страшного и тот становится водящим и продолжает игру.

Упражнение « У страха глаза велики»

А теперь, давайте поиграем со страхом. Представьте, что у вас большой, огромный страх. (Дети широко разводят руки в стороны). У всех, кто боится, от страха большие глаза. (Изображают большие круглые глаза при помощи рук.) Но теперь страх уменьшается. (Дети сдвигают руки.)

А затем и вовсе исчезает. (Пожимают плечами и в недоумении разводят руками.)

Посмотрите друг на друга и убедитесь, что ни у кого нет больше больших глаз и, следовательно, никто из вас ничего не боится, так как страх исчез. Улыбнитесь друг другу.

«Гора Злости»

Кто живёт на этой горе? (Человечек-Злость)

Как вы догадались?

Что происходит со ртом? Покажите! Рот открылся, зубы соединены. Рот может быть перекошенным у злого человечка.

Что происходит с бровями? Покажите! Брови опущены, между ними складки. Нос наморщился.

Что происходит с глазами? Покажите! Глаза стали узкими, как щелочки.

– Дети, а в каких случаях испытывают такие эмоции? (придумать вместе с детьми жизненную ситуацию).

Упражнение «Зеркало»

Детям предлагается изобразить перед зеркалом злость.

Дети садятся на стулья полукругом. Ведущий задаёт вопрос, на который дети должны топать, если хотят ответить «да». Если «нет», то ноги стоят на месте.

Я расскажу, когда мамы злятся, а вы отгадаете, правильно ли я говорю.

Мамы злятся, когда опаздывают на работу.

Мамы злятся, когда кушают мороженое.

Мамы злятся, когда на них кричат.

Мамы злятся, когда им дарят подарки.

Мамы злятся, когда опаздывают с ребёнком в детский сад.

Мамы злятся, когда про мам говорят «плохая».

Мамы злятся, когда берут их личные вещи, не спрашивая разрешения.

Мамы злятся, когда их любят.

Молодцы, ребята. Вы отгадали, какие события любит человечек-Злость.

Упражнение «Закончи предложение».

Подумайте хорошенько и закончите предложение «Я радуюсь когда…»

Я злюсь, когда… и т.д.

– Ребята, посмотрите, какие бывают эмоции, и какие пиктограммы им соответствуют. (фото и пиктограммы)

Пиктограммы – это схематическое изображение эмоций.

Рефлексия. Беседа с детьми:

А сейчас нам пора возвращаться в детский сад. Садятся на еовёпр-самолёт.

Что вы сегодня узнали на занятии? (ответы детей)

А что вам больше всего понравилось? (ответы детей)

Молодцы, ребята! Вы были дружными, активными справились со всеми заданиями!

Мне тоже очень понравилось наше путешествие. Я желаю вам хорошего настроения, и чтобы вы говорили друг другу только хорошие и добрые слова.

МБДОУ "Детский сад №167 "Колокольчик", г.Чебоксары

Федорова Е.Н. Эмоциональное развитие детей дошкольного возраста // Совушка. 2015. N2. URL: http://www..2015.n2.00054.html (дата обращения: 16.09.2019).

Все мы хорошо знаем, что развитие ребенка теснейшим образом взаимосвязано с особенностями мира его чувств и переживаний. Эмоции, с одной стороны, являются "индикатором" состояния ребенка, с другой — сами существенным образом влияют на его познавательные процессы и поведение, определяя направленность его внимания, особенности восприятия окружающего мира, логику суждений.

Маленькие дети часто находятся "в плену эмоций", поскольку еще не могут управлять своими чувствами, что может приводить к импульсивности поведения, осложнениям в общении со сверстниками и взрослыми. Лишь по мере личностного развития у них постепенно формируется способность осознавать и контролировать свои переживания, понимать эмоциональное состояние других людей, развивается произвольность поведения, чувства становятся более устойчивыми и глубокими.

Особенно трудным для ребенка бывает период, когда в его жизни происходят существенные изменения — он начинает ходить в детский сад. Требуется немало времени, чтобы ребенок освоился в новой обстановке, привык к новому распорядку дня, к общению с ранее незнакомыми ему детьми, осознал требования воспитателей, понял, как усваивать новые знания в процессе группового обучения. Смена окружения может сопровождаться повышением тревожности, нежеланием общаться с окружающими, отгороженностью, снижением активности.

Организуя работу с детьми дошкольного возраста по развитию эмоциональной сферы, я провела диагностику уровня сформированности эмоциональной сферы, Ю.А.Афонькиной и Г.А.Урунтаевой.

Моя задача помочь ребенку разобраться с основными проблемами общения, научить узнавать и распознавать свое внутреннее эмоциональное состояние взрослых и сверстников, активно реагировать на эмоции других.

Работа состояла из 2 этапов. Занятия на 1 этапе — "Давайте жить дружно!" — проводятся в сентябре-октябре. 2 этап занятий— "Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь" — направлен на эмоциональное развитие детей и является логическим продолжением первого этапа. Работу я начала с октября, после завершения периода адаптации детей к дошкольному учреждению. Основная цель этих занятий — помочь детям адаптироваться к условиям детского сада. каждое занятие обязательно включает в себя процедуры, способствующие саморегуляции детей, а именно:
— упражнения на мышечную релаксацию (снижают уровень возбуждения, снимают напряжение);
— дыхательную гимнастику (действует успокаивающе на нервную систему);
— мимическую гимнастику (направлена на снятие общего напряжения, играет большую роль в формировании выразительной речи детей);
— двигательные упражнения, включающие попеременное или одновременное выполнение движений разными руками под любую текстовку (способствуют межполушарному взаимодействию);
— чтение детских потешек с чередованием движений, темпа и громкости речи (способствует развитию произвольности). В каждом занятии, помимо новой информации, есть повторы.

Поскольку дети любят смотреть одни и те же мультфильмы, читать одни и те же сказки по много раз, занятия с повторами становятся близкими и понятными для них. Полученная таким образом информация лучше запоминается. Приветствие и прощание детей носят ритуальный характер, как правило, они индивидуальны в каждой группе. Во время занятий дети сидят в кругу — на стульчиках или на полу. Круг — это, прежде всего, возможность открытого общения. Форма круга создает ощущение целостности, завершенности, придает гармонию отношениям детей, позволяет им ощутить особую общность, облегчает взаимопонимание и взаимодействие.

Первые два занятия программы являются вводными. Их основу составляют подвижные, динамичные действия, дающие возможность детям привыкнуть к новой для них групповой форме работы, поэтому я проводила их в физкультурном зале.
Часть 1. Вводная Цель вводной части занятия — настроить группу на совместную работу, установить эмоциональный контакт между всеми участниками. Основные процедуры работы — приветствия, игры с именами.
Часть 2. Рабочая На эту часть приходится основная смысловая нагрузка всего занятия. В нее входят этюды, упражнения, игры, направленные на развитие и частичную коррекцию эмоционально-личностной и познавательной сфер ребенка. Основные процедуры:
— элементы сказкотерапии с импровизацией;
— элементы психодрамы;
— игры на развитие навыков общения;
— игры на развитие восприятия, памяти, внимания, воображения;
— рисование, кляксография, пуантилизм.
Часть 3. Завершающая Основной целью этой части занятия является создание у каждого участника чувства принадлежности к группе и закрепление положительных эмоций от работы на занятии. Здесь предусматривается проведение какой-либо общей игры-забавы или другой коллективной деятельности, например, создание общего рисунка.

Результаты работы психолога не всегда проявляются быстро и бывают не такими наглядными, как при обучении детей чтению, счету, письму. Однако, как показывает практический опыт, после проведения занятий не сразу, не вдруг, а исподволь и постепенно положительные результаты начинают проявляться. У детей исчезают нежелательные формы поведения, появляется способность выполнять такие виды деятельности, которые раньше были им недоступны.

Литература

  1. Крюкова С.В. Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь. Программа эмоционального развития детей дошкольного возраста: практическое пособие / С.В. Крюкова, Н.П. Слободняк.
  2. Белопольская И.Л. и др. Азбука настроений. Развивающая эмоционально-коммуникативная игра для детей 4-10 лет. М.: Когито-центр, 1994.
  3. Гаврина С.Е., Кутявина Н.Л., Топоркова И.Г., Щербинина С.В. Развиваем руки — чтобы учиться и писать, и красиво рисовать. Ярославль: Академия Развития, 1997.
  4. Грановская P.M. Элементы практической психологии. Ленинград: Лен. Университет, 1988.
  5. Клюева Н.В., Касаткина Ю.В. Учим детей общению. Ярославль: Академия Развития, 1996.

Разделы: Работа с дошкольниками

Эмоции являются «центральным звеном»
психической жизни человека
и, прежде всего – ребенка.

(Л. Выготский)

Роль и значение эмоций в жизни человека столь велики, что возникает вопрос о возможной обслуживающей связи эмоций с первичными потребностями человека. По мнению К. Изарда эмоции удивления, страха, отвращения обслуживают потребности организма в самосохранении (себя, вида, результатов своей деятельности). Эмоции гнева, презрения, стыда и горя возникают в связи с потребностями взаимодействия (принадлежность к группе, желание занимать в ней определённое место). Эмоции интереса, радости связаны с потребностями в познании, с любознательностью и исследовательским поведением. Это свидетельствует о большом значении эмоций в жизни ребёнка.

Проблема эмоционального развития детей дошкольного возраста всё чаще привлекает внимание педагогов и психологов, т.к. нравственные, эстетические и интеллектуальные чувства, характеризующие взрослого человека, не даны ребёнку в готовом виде от рождения.

Дошкольник не умеет самостоятельно выражать свои чувства, эмоциональные переживания без специального обучения и воспитания, так как способность произвольно управлять своими действиями и эмоциями складывается на протяжении всего дошкольного детства.

Эмоциональная сфера является ведущей сферой психики в дошкольном детстве. Она играет решающую роль в становлении личности ребенка, регуляции его высших психических функций, а также поведения в целом.

Характерная особенность формирования эмоциональной сферы заключается в том, что эта задача решается в процессе всего времени пребывания ребенка в детском саду.

Совместная деятельность ребенка с педагогом, со сверстниками (на занятиях, в игровой или бытовой деятельности) постоянно оказывает влияние на его эмоциональную сферу.

Общение с ребенком необходимо организовать так, чтобы он сам понял и открыл для себя, как ему следует реагировать и поступать в различных ситуациях. И пример взрослого здесь – один из решающих факторов. Прямое или косвенное подражание педагогу в проявлении чувств – в своем роде, обучающий тренинг. Учитывая это, педагогу необходимо уметь «смотреть на себя со стороны», проявляя эмоциональную культуру и такт. Он – образец для ребенка.

Только полноценное формирование эмоциональной сферы ребенка дает возможность достичь гармонии личности, «единства интеллекта и аффекта» (Л.С. Выготский).

В последние годы появляется все больше детей с нарушением психо-эмоционального развития, к которым относятся эмоциональная неустойчивость, враждебность, агрессивность, тревожность, что приводит к трудностям во взаимоотношениях с окружающими.

Замыкаясь на телевизорах, компьютерах, дети стали меньше общаться с взрослыми и сверстниками, а ведь общение в значительной степени обогащает чувственную сферу. Современные дети стали менее отзывчивыми к чувствам других. В связи с тем, что эмоциональная сфера является ведущей сферой психики в дошкольном детстве и играет решающую роль в становлении личности ребёнка, поэтому считаю работу, направленную на развитие эмоциональной сферы, очень актуальной и важной. Об этом же писал К. Изард: «Эмоции организуют восприятие, мышление и действие».

Из всех видов искусства, на мой взгляд, музыка обладает наибольшей силой воздействия на человека и занимает особое, уникальное место в воспитании детей дошкольного возраста. Музыку называют «зеркалом души человеческой», «эмоциональным познанием» (Б.М. Теплов), «языком чувств, моделью человеческих эмоций» (В.В. Медушевский): она отражает отношение человека к миру, ко всему, что происходит в нём и в самом человеке. А наше отношение – это, как известно, наши эмоции. Значит, эмоции являются главным содержанием музыки, что и делает её одним из самых эффективных средств формирования эмоциональной сферы человека, прежде всего ребёнка.

Основы музыкальной культуры дошкольника закладываются, прежде всего, на музыкальных занятиях в детском саду, которые являются основной формой музыкального воспитания. Основной задачей музыкальных занятий является развитие музыкальности, понимаемое как способность ребёнка эмоционально отзываться на музыку (Б.М. Теплов). Именно здесь он может приобщиться к искусству, от которого, по словам Гёте, «расходятся пути по всем направлениям».

Исходя из вышесказанного, была определена доля участия каждого педагога по формированию развитию эмоций у детей дошкольного возраста. Логопед уделяет особое внимание развитию мимических и артикуляционных мышц, помогая с помощью образных описаний постепенно осваивать мимику лица. Инструктор по физической культуре развивает у детей мускулатуру тела, осанку, согласованность, чёткость и выразительность движений. Музыкальный руководитель обучает детей умению передавать через мимику и пантомимику различное настроение человека, имитировать движения животных, птиц, развивает чувство ритма. Учитель-дефектолог на занятиях и совместной деятельности с детьми учит их «видеть» себя и окружающих, составлять описательные рассказы о себе, сравнивать себя с окружающими, видеть своё сходство с родителями. Психолог способствует укреплению эмоциональной устойчивости, развитию раскованности, самоконтроля его коммуникативных способностей. Педагог по изодеятельности «рисует» с детьми эмоции, помогает учиться видеть, чувствовать оценивать и созидать по законам красоты и добра. Воспитатели направляют самостоятельную музыкальную деятельность детей, включая музыку в игры, прогулки, трудовой процесс, используя выученный на музыкальных занятиях материал.

Поэтому содержание коррекционной работы по развитию эмоциональной сферы можно структурно представить следующим образом:

  1. Комфортная организация режимных моментов. Эта работа во многом зависит от воспитателя и помощника воспитателя.
  2. Оптимизация двигательной деятельности через организацию физкультурно-оздоровительных мероприятий: оздоровительно – профилактической гимнастики; физкультминуток; спортивных игр; подвижных игр (в том числе народных); игровых заданий и упражнений; досугов. Данное направление реализуют в комплексе музыкальный руководитель, воспитатели, инструктор по физическому воспитанию.
  3. Игротерапия: сюжетно-ролевые игры; игры-упражнения на эмоции и эмоциональный контакт; коммуникативные игры; дидактические игры. Эта работа проводится воспитателями и психологом.
  4. Арттерапия: рисование; ритмопластика; танец; музыкально – ритмические движения; слушание музыки. Данное направление реализовывается музыкальным руководителем совместно с воспитателями.
  5. Занятия-образы, игры-драматизации, сказкотерапия.
  6. Психогимнастика: этюды; мимика; пантомимика. Эта работа осуществляется музыкальным руководителем, воспитателями, инструктором по физическому воспитанию.
  7. Психомышечная тренировка, проводится инструктором по физическому воспитанию.
  8. Посещение комнаты психологической разгрузки осуществляется психологом.
  9. Задания, направленные на: организацию совместной деятельности; составление рассказов; организацию театрализованных игр и т.п. Эти задания проводятся воспитателями.
  10. Использование наглядных пособий: фотографий; рисунков; схем; символов; графических изображений. Эту работу осуществляет весь персонал ДОУ.

Особенности внешнего проявления эмоциональных состояний определяются по мимике, пантомимике и вокальной мимике. Исходя из этого, была поставлена цель: развивать эмоциональную сферу ребенка средствами мимики, пантомимики и интонации на музыкальных занятиях.

Работа над эмоциональным развитием детей дошкольного возраста опирается на возрастные возможности детей, используются сказки, игры, занимательные задания, экспрессивное самовыражение. Детям очень нравятся игры, направленные на развитие эмоциональной экспрессии: они с охотой передают ситуации жизни животных, их повадки; эмоциональные состояния путем персонификации. Учитывая возрастные особенности детей, эмоционально-игровой контекст носит конкретный, подсказывающий и направляющий характер. Например, игры «Медвежата», по стихотворению П.Воронько; «Кошка и котята», «Обезьянки и тигр», «Аист и лягушата», музыка Г. Насауленко. Всем текстам соответствует музыкальное сопровождение, которое определяет эмоциональный характер движений. Удачно подобранное музыкальное произведение помогает ребенку более глубоко проникнуть в содержание образа, способствует умению передавать свои чувства мимикой и пантомимикой.

Работа по развитию эмоциональной сферы делится на три этапа:

1 этап – младший возраст (3-4 года) – работа над развитием эмоций, мимики через игру, образы, движения, голосовые упражнения, пальчиковую гимнастику.

В младшем возрасте помогают работе наборы карточек и сюжетных картинок с изображением главного героя в разных эмоциональных состояниях. Детям предлагается подобрать картинку с сюжетом, который соответствует характеру услышанной музыки. В этом возрасте дети с удовольствием выполняют этюды – подражания (птиц, животных)

2 этап – средний возраст (4-5 лет) – обогащение эмоционального словаря, работа с масками-пиктограммами, цветом, пантомимикой, мимикой, логоритмические и логопластические игры, этюды на выражение эмоций.

В средней группе эмоциональный словарь детей пополняется новыми словами, обозначающими различные настроения, состояния (горе, горевать, трусливый, обиженный, озорной и т.д.); словосочетаниями, отражающими оттенки настроений (не очень страшный, совсем трусливый, очень печальный).

Дети учатся по музыке определять и изображать эмоциональное состояние героя, замечать изменения в настроении. Например, «Котик заболел» и «Котик выздоровел», музыка Гречанинова. Мимикой и пантомимикой дети изображают больного и здорового котика.

Рассмотрим «Марш зайчат» А. Жилинского.

Музыка 1 части произведения носит веселый, шутливый характер. Дети в движении передают образ озорных зайчат, смело и радостно вышагивающих по лесной полянке.

В средней части музыка звучит в низком регистре, громко, отрывисто, зловеще.

Сразу становится понятно, что зайчата испугались чего-то или кого-то страшного. Передавая эмоциональное состояние испуганных зайчиков, дети оглядываются, дрожат, приседают, стараясь как бы сжаться в комочек, закрывают лицо руками. В конце пьесы мелодия быстро катится сверху вниз, передавая бегство зайцев. Дети быстро убегают с испугом на лице. Особое внимание обращается на выразительность и пластику движений.

В средней группе дети знакомятся с масками-пиктограммами, каждая из которых сопровождается музыкой, а дети перед зеркалом мимикой своего лица повторяют пиктограмму.

На комплексном занятии «Радуга настроений» предлагается детям на услышанный музыкальный фрагмент передать настроение двух девочек: радостной и печальной. Необходимо одеть девочек в платья, соответствующие их настроению (грустную девочку – в темное платье, веселую – в красное) и развеселить. Этюд «Хорошее настроение», музыка Львова-Компанейца.

3 этап – старший возраст (5-7 лет) – совершенствование опыта внешнего проявления эмоций, самобытность эмоционального самовыражения с помощью пластических этюдов, этюдов на сопоставление различных эмоций, образно игровых этюдов без слов и со словами.

Работая с детьми старшего дошкольного возраста, необходимо учить их понимать, дифференцировать эмоциональное состояние по внешним признакам (мимика, жесты, позы, интонация голоса), определять причины того или иного настроения, развивая способность реагировать на эмоциональное состояние другого человека, проявлять сочувствие, содействие. Большую помощь в этом оказывают пластические этюды и игры. Они коротки, разнообразны и доступны детям по содержанию. В работе используются этюды на выражение основных эмоций, на отображение и сопоставление положительных и отрицательных черт характера, этюды воплощения. Музыка является постоянным фоном, на котором передаются различные настроения, прослеживаются связи между переживаниями человека и его действиями.

В результате целенаправленной работы педагогического коллектива обогащается эмоциональная сфера детей. На музыкальных занятиях к концу подготовительной группы дети:

  • способны выразительно передавать, собственное и заданное эмоциональное состояние, используя выразительные средства (мимику, пантомимику, интонации);
  • умеют распознавать эмоциональные проявления людей по мимике, интонации, проявляют сопереживание;
  • проявляют способность определять эмоциональное состояние по схематическим изображениям, описывать мимику окружающих при изображении эмоций;
  • обогатился словарный запас, обозначающий различные эмоциональные состояния.

Список использованной литературы:

  1. Ветлугина Н.А. Музыкальное воспитание в детском саду. / Н.А. Ветлугина. - М.: Просвещение, 1981.
  2. Выготский Л.С. Педагогическая психология /Под редакцией В.В Давыдова - М.: Педагогика, 1991.
  3. Данилина Т.А., Зедгенидзе В.Я., Степина Н.М. В мире детских эмоций: Пособие для практических работников ДОУ. - М.: Айрис-пресс, 2004.
  4. Дошкольная педагогика. Санкт-Петербург, 2009, №3.
  5. Куревина О.А., Селезнёва Г.Е. «Путешествие в прекрасное».
  6. Методические рекомендации для воспитателей, учителей, родителей.- М.: «Баласс», 1999.
  7. Метлов Н.А. Музыка детям.- М., 1985.
  8. Методика музыкального воспитания в детском саду./Под ред. Н.А. Ветлугиной.- М.: Просвещение, 1982.
  9. Минаева В.М. Развитие эмоций дошкольников. Занятия. Игры. Пособие для практических работников дошкольных учреждений. М.: АРКТИ, 2001.
  10. Музыкальное воспитание в детском саду./Сост. О.П. Радынова и др.- М., 1994.
  11. Музыкальный руководитель.2004, №1.
  12. Музыкальный руководитель. 2004, №2.
  13. Радынова О.П. Музыкальное развитие детей.- Ч.1.- М. 1997.
  14. Теплов Б.М. Психология музыкальных способностей.// Избр. труды: в 2т.- М., 1985.- Т.1.
  15. Эмоциональное развитие дошкольников./Под редакцией А.Д. Кошелевой. - М., 1985.- 174с.

THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама