THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама

« Символ жизни – семья» (семейная азбука)

Цель: Формирование позитивного образа семьи у воспитанников детского дома.

Задачи:

Формировать представления о роли семьи в жизни человека.

Укреплять родственные связи воспитанников.

Учить работать в команде, соблюдая правила взаимоуважения и взаимопонимания.

Развивать познавательную активность, мышление, творческое воображение.

Методическое оснащение:

Плакаты с пословицами (демонстрационные),

Карточки с пословицами (индивидуальные),

Схематические изображения (дом, люди, солнце и т.д.)

Видеозапись «Наши увлечения»

Реквизит для конкурсов (куклы, пеленки, ленты, воздушные шары, фломастеры, костюмы для инсценировки)

Предварительная работа:

Цикл занятий по семейному воспитанию по программе «Добрый дом»

Разучивание стихов по сценарию,

Рисование на тему «Наша дружная семья»

Ход занятия:

Вед. Волшебный символ жизни – семья.

В нем капелька Отчизны, в нем я,

В нем все родные, братик, сестра,

В нем маленький квадратик двора,

В нем солнце, и березка, и дом

В нем все тепло смеется кругом.

Задумайтесь, что же такое «семья»? Продолжите на своих карточках фразу «Семья –это…» (Дети зачитывают ответы).

Значимость понятия «семья» очень велика. Семья для каждого из нас – самое главное в жизни, самое нужное. Но иногда случается так, что есть общая крыша над головой (ставит макет дома), есть люди, живущие вместе (силуэты). У них общая фамилия, документы о родстве. А вот потребности общаться друг с другом, быть рядом нет. И каждый стремиться быстрее уйти из дома туда, где его больше понимают и принимают, где ему интереснее.

Можно сказать, что это семья?

Что связывает людей в семье кроме общей фамилии и общего дома?

(ответы детей)

Правильно. Вы перечислили много условий и душевных качеств, которые помогают людям создать счастливую семью. Но как быть? Нет законов, обязывающих людей быть добрыми, любящими, заботливыми. А вот счастливые семьи существуют тысячи лет.

Откуда же люди узнают, как создать и сохранить крепкую семью?

(ответы детей)

Есть еще один источник передачи жизненного опыта. Это русские пословицы – крупицы народной мудрости. Используя их, мы постараемся сейчас оживить этот дом, а его обитателям поможем обрести душевную близость.

Ведущий закрепляет на доске «смайлик».

Что это? (ответы детей)

Ведущий открывает первую пословицу.

Я предлагаю такую пословицу: «Добрый дом держится трудом» Вы согласны?

Тогда вы без усилий сможете собрать пословицы, которые спрятаны под ромашковой поляной. Нужно составить из двух частей одну из известных вам пословиц. А Мише предлагаю вспомнить пословицу по картинке.

(Дети разбирают карточки и составляют пары, зачитывают получившиеся пословицы)

О чем пословицы?

Какое качество необходимо этой семье в первую очередь?

Какой лучик мы им подарим?

«Трудолюбие» (прикрепляем лучик к смайлику)

А трудолюбие принесет в дом достаток и благополучие. (прикрепляем к дому цветы, дерево, кошку)

Следующая пословица такая: «Когда в семье лад – не нужен и клад». (открываем пословицу)

Что такое «лад»?

Умение ладить с собой и людьми – это самое ценное качество в человеке. Давайте убедимся в этом.

Инсценировка «Мир в семье всего дороже»

Ведущий: Жили-были дед де баба.

Жили не тужили,

Сухарь чаем запивали,

Один раз в месяц колбасу жевали.

И все бы ладно, да курочка-невеличка

Взяла, да и снесла яичко.

Яичко не простое, яичко золотое.

А теперь по нашим ценам

И вообще оно бесценно.

На семейный, на совет

Собрал внучку с бабкой дед.

Так и так, такое дело.

Что с яичком этим делать?

Может скушать, иль продать,

Иль на доллары сменять?

А может, чтоб упали стены,

Центр музыкальный купим современный?

Что ты дед, побойся бога!

Музыка не стоит много!

Лучше купим телевизор,

Пылесос или транзистор?

Иль возьмем телегу мыла

Чтобы дома чисто было.

Может купим мне духи?

Обалдеют женихи!

Иль французскую помаду?

Я ей тоже буду рада!

Начался тут сыр да бор,

Да житейский шумный спор!

То не се, да то не так!

Ты балда!

А ты дурак!

Начался такой скандал –

Свет такого не видал!

Только курочка молчит, около стола стоит.

Ну, никак не ожидала стать причиною скандала!

Чтобы это прекратить,

Надо мне яйцо разбить.

Подошла она тихонько,

И крылом взмахнув легонько,

Яичко на пол уронила!

Вдребезги его разбила!

Плачет внучка, плачет баба:

Что наделала ты, Ряба?!

Дед не плакал, как не странно,

Вывернул с дырой карманы.

Нету денег, ну и что же?

Мир в семье всего дороже!

Да, действительно, мир в семье всего дороже. И сохранить его поможет лучик « Взаимопонимание» . Подарим такой лучик? (к смайлику прикрепляем луч)

Вот и улыбаются жители нашего дома! (переворачиваем силуэты).

Открываем следующую пословицу. «Другим не поможешь – сам пропадешь».

О чем в ней говорится? (ответы детей)

Взаимопомощь – великая вещь. А самой идеальной парой, действующей всегда слаженно и быстро, являются наши руки. Предлагаю вам такое задание: вы будете работать как одна пара рук и продемонстрируете нам чудеса взаимопомощи. Играющим связывают вместе пару рук, а свободными руками они должны запеленать куклу и завязать бантом. (играют две пары). Молодцы, справились!

Дарим нашим друзьям лучик « Взаимопомощь» .

Открываем следующую пословицу: «Дружно – не грузно, а врозь – хоть брось!»

О чем она?

Где-то на белом свете

Наша семья живет

Горя и бед не знает

Дружною слывет.

Вместе читаем книги,

Вместе в кино идем,

В праздник поем и пляшем

В будни дела найдем.

припев

Ла-ла-ла-ла-ла-ла-ла

Дружная у нас семья!

Света белье стирает,

Сергей подметает пол,

Дима посуду моет,

Думая про футбол.

Спорится вмиг работа,

Каждый к труду привык,

И отдыхать умеем –

Жарим в лесу шашлык!

припев

Дарим лучик «Дружба»

Следующая пословица «Веселье делу не помеха». Хорошее настроение поможет и в труде, и на отдыхе. А чем больше семья – тем больше хорошего настроения! Предлагаю шуточный конкурс «Большая семья» (Гоша, Валера)

Нужно надуть шарик – это будет дом, и поселить туда большую семью (нарисовать маркером человечков)

Дарим лучик «Веселье» (чувство юмора).

И последняя пословица: «Делу время – потехе час».

Потеха – это не просто развлечение, а еще и общие увлечения всех членов семьи. Они помогают людям объединится и лучше понять друг друга.

Какие семейные увлечения вы знаете?

Чем увлекаются дети нашей семьи?

Просмотр видеозаписи об увлечениях детей семьи «Улыбка».

Дарим еще один лучик «Семейные увлечения».

Вот у нас и получилось солнышко, мы поделились своим душевным теплом. Из чего оно состоит? (дети зачитывают)

    Трудолюбие

    Взаимопонимание

    Взаимопомощь

    Дружба

    Чувство юмора

    Семейные увлечения

Я думаю, мы помогли нашим друзьям. Они улыбаются, держатся за руки и дом выглядит веселее. Если они постараются, у них обязательно будет крепкая семья. Может быть она будет похожа на нашу «Улыбку».

Выставка рисунков.

А вам я желаю, чтобы ваши будущие семьи согревало и оберегало тепло ваших сердец, вашей души и вот такое доброе солнышко.

И закончим наше занятие стихами.

Пусть все это только игра,

Но ею сказать мы хотели:

«Великое чудо семья!

Храните ее! Берегите ее!

Нет в жизни важнее цели!

Чем жива семья сегодня?

Всех проблем не перечесть.

И порою забываем,

Что в тревогах и заботах

Главное – семью сберечь!

В семье как в солнце – много света,

Улыбок много и добра.

Пусть не проста дорога эта,

Зато надежна и светла.

Все дети : Пусть крепкой будет наша семья – иначе жить на свете нельзя!


Конспект занятия "Распределение обязанностей в семье" (возраст 14-16 лет)

Зарипова Файруза Амировна, воспитатель
Место работы: ГУ Республики Коми "Детский дом №4" г.Усинска
Для тех, кто провел свое детство в стенах детского дома, создание своей собственной семьи, является едва ли не самой заветной мечтой. Поэтому подготовка воспитанников к созданию семьи и семейной жизни - это одно из главных направлений в работе воспитателя детского дома. На занятиях, во время индивидуальных бесед воспитанники знакомятся с историческими традициям семейных отношений, современными взглядами на семью, основами семейного права. Вот одно из таких занятий, посвященное семейным отношениям.
Цель: формировать желание жить в гармоничной, дружной семье.
Задачи:
научить правильно, распределять обязанности в семье;
помочь сформировать правильное отношение к семье;
воспитание у воспитанников ответственного отношения к созданию в будущем своей семьи;
формирование духовных и нравственных качеств личности;
воспитание любви и уважения к семье.
Виды деятельности : беседа – диалог, игра.
Инновационные технологии: использование ИКТ на мероприятии (презентация), личностно-ориентированные технологии, здоровьесберегающие технологии.
Ход мероприятия.
Вступительное слово воспитателя:
Добрый день, дорогие ребята! Сегодня мы продолжаем цикл занятий, посвящённых семье. Несколько лет назад ученые в ходе большого исследования подросткам задали вопрос: что для вас самое ценное. И, к удивлению ученых, самой большой ценностью для подростков оказалась «счастливая семейная жизнь». Да, именно в семье люди заботятся друг о друге, делят радости и печали. Рождение семьи это важный этап в жизни для каждого из нас. И для того, чтобы семейная жизнь приносила нам счастье, необходимо уметь правильно строить отношения. Сегодня мы поговорим об обязанностях супругов в семье.
Послушайте, пожалуйста, притчу, которая так и называется «Распределение обязанностей».
(слайд 1)
(дети слушают притчу, обсуждение по содержанию)
-Довольна ли своей семейной жизнью жена? Почему?
-Правильно ли оценивает муж, домашнюю работу жены?
-Какая главная мысль притчи?
(ответы детей)
Воспитатель: Основа дружной семьи - грамотное распределение ролей, прав и обязанностей. А это как?
Например, есть семья МЫ и есть семья Я+Я, и в этих разных семьях вопрос о распределении домашних дел и обязанностей решается по-своему.
Семья МЫ - обязанности у каждого, в основном, кто больше может и умеет: он рад это делать. Приведите примеры.
(ответы детей)
Семья Я+Я - большая семейная нагрузка у того, кто в отношениях больше заинтересован, кто более зависим и кого другой может в большей степени нагрузить...
(слайд 3)
Существует три основных ориентира при распределении семейных обязанностей:
индивидуальные предпочтения (кто, что сам больше хочет);
умения и способности (кто, что лучше умеет делать, тот тем и занимается);
польза (ребенку мы поручим в семье то, что будет для него полезнее освоить для его будущей взрослой жизни)
(слайд 4)
Индивидуальные предпочтения - это самое простое и очевидное. Например, кому-то посуду нравится мыть больше, чем выносить мусор. А кто-то этот мусор может легко захватить по дороге на работу. Жене за тяжелыми покупками на рынок сходить тяжело, а мужчине это весело поразмяться: ему это и нравится, и полезно.
При этом исторически сложилось, что мужчины в семье в принципе больше занимаются заработком денег. А женщины – ведением хозяйства: определенный смысл в этом есть: мужчины и женщины отличаются друг от друга не только внешне, но и по характеру и предпочтениями. Мужчинам проще, приятнее и интереснее заниматься работой и зарабатыванием денег. Женщинам – воспитанием детей и налаживанием уюта.
(слайд 5)
Нормально ли, если все домашние дела на женщине, а мужчина только смотрит телевизор? Или правильно, если муж делает все вместе и поровну: муж вместе с женой готовит еду, моет полы и стирает белье?
(слайд 6)
(ответы детей)
Воспитатель: А может быть, все домашние дела должны делать быть на муже, а жена в это время занимается собой, как в современном Китае? Единого, правильного для всех ответа здесь нет. Ответы на этот вопрос во многом зависят от того, как вы воспитаны, какое у вас окружение, и какие у вас в семье отношения. Поэтому, уже в подростковом возрасте, нужно себя готовить к семейной жизни, заниматься самовоспитанием.
А теперь выберите те высказывания о взаимоотношениях в семье, которые вам ближе. Объясните свой выбор.
1.Мужчина находит правильную цель в жизни, а женщина – мужчину с правильной целью.
2.Быть женщиной – значит, научится быть «последователем», а не «рулевым».
3.Семья – это где муж почитаем, жена любима, дети беззаботные и счастливые.
4.Залог семейного счастья в доброте, откровенности, отзывчивости.
(слайд 7)
(дети объясняют свой выбор)
Воспитатель: наблюдения показали, что в счастливых семьях, там, где отношения между супругами отличные, не стоит вопрос, кому какую работу какому супругу выполнять. Распределение обязанностей мужа и жены там происходит естественно, как-бы "автоматически" и поэтому нет спора о том, кто какие обязанности в семье должен выполнять.
(слайд 8)
А сейчас мы поиграем в игру, которая называется «Я буду…».
(Для этой игры нужны несколько маленьких листочков бумаги с написанными на них обязанностями. Каждый кусочек бумаги свернут так, чтобы написанное не было заметно ни для кого. Дети должны по очереди брать с подноса и разворачивать кусочки бумаги, читая на нем, какая участь им уготована. При этом каждое разворачивание бумаги сопровождайте словами: «Я буду…», - а то, что написано, станет продолжением фразы. Обязанности могут быть следующими: мыть посуду, выносить мусор, зарабатывать деньги и т.д.)
(игра, обобщение по результатам игры)
Воспитатель: Давайте вспомним, о чем мы говорили на занятии? Что вам запомнилось? Я тоже надеюсь, что ваша семья будет дружной семьей и, как в хорошей семье, в ней будут царить уважение и взаимопонимание и взаимодействие. Хочется напомнить вам замечательные слова: «Тот дом хорош, где хороши его обитатели». Желаю всем взаимоуважения и согласия. Пусть в каждом вашем доме и нашем общем большом доме будет тепло и солнечно, уютно.

Конспект занятия по подготовке воспитанников детских домов к проживанию в семье.
Тема:Мой дом.

Цель: Сформировать у детей положительное представление о доме.
Задачи:

1. Образовательная: Систематизировать представления детей о назначении дома, помочь им осознать значимость дома в жизни каждого человека.

2. Развивающая: Развивать у воспитанников навыки совместной деятельность, сотрудничества.

3. Воспитательная: Формировать эмоционально - ценностное отношение к своему дому.

4. Оздоровительная: Создать условия для успешной адаптации воспитанников при переходе в замещающую семью, атмосферу эмоционального комфорта.

Оборудование:

Ноутбук . Проектор . Магнитная доска (2 штуки) с магнитами. Мяч . Материалы для творчества (на каждого ребенка) . Альбомы детей «я в семье - копилка полезных советов» (на каждого ребенка)

Предварительная подготовка:

  • Домашнее задание детям - нарисовать рисунок на тему «Дом моей мечты». Выставка рисунков.
  • Презентации: «Дом», «Зачем человеку нужен дом», «Дома разных народов мира».
  • Проект дома.
  • «Бревна» и макет дома.
  • Подбор пословиц о доме.

Ход занятия:

1. Орг. момент

Приветствие. Здравствуйте ребята, мы с вами продолжаем занятия по подготовке к жизни в семье и заполнять для себя альбом - копилку полезных советов.
Представление гостей.
Прежде чем мы с вами узнаем, о чем пойдет речь на нашем занятии, предлагаю вам посмотреть небольшую презентацию, которая поможет определиться с темой (дети просматривают презентацию).
- После просмотра данной презентации, можете ли вы определить тему нашего занятия. Тема нашей встречи - «Мой дом».
Необходимые материалы: презентация на тему «дом».

2. Основная часть

1. Игра - разминка «Ассоциации».
Прежде чем мы начнем работать, я предлагаю вам провести разминку и поиграть в знакомую нам игру «Ассоциации». Тема нашей игры: «Дом». Дети кидают мяч друг другу и называют слова, с которыми у них ассоциируется слово «Дом».
Необходимые материалы: мяч

2. Упражнение «Строим дом». Сейчас я предлагаю вам побывать в роли строителей дома. Но с начала необходимо разбиться на пары. Сделаем мы это необычным способом (Упражнение «Собери пословицу»). Каждый из вас вытянет листок с частью пословицы. У кого из ребят вторая часть пословицы - с тем в паре вы и будете работать.
Необходимые материалы: пословицы о доме, разрезанные на две части.
- Вот в таких парах вы будете строить свой дом. Займите рабочие места застолами . У вас в конверте собраны геометрические фигуры разных цветов и размеров - целый склад «Стройматериалов». Посоветуйтесь в паре и приступайте к строительству, фантазируйте. Из имеющихся у вас «деталей» можно построить и простой домик с трубой и целый дворец. У меня получился вот какой дом, а что получиться у вас, мы скоро узнаем.
Обсуждение упражнение: Каждая пара представляет получившуюся аппликацию.
- Каким получился ваш дом?
После представления все работы крепятся на магнитную доску и выставляются на видное место.
Необходимые материалы: заготовки «стройматериалов» в конвертах на каждую пару, листы плотной бумаги, клей, набор фломастеров на каждую пару, ножницы на каждого ребенка, магнитная доска с магнитами.

3. Беседа «Зачем человеку дом?»

Ребята, мы с вами построили свои дома. Я предлагаю вам подумать и ответить на вопрос: зачем человеку дом? Прежде чем вы ответите на этот вопрос, посмотрите презентацию.
Предполагаемые ответы детей:

  • Чтобы было где жить (укрыться от непогоды).
  • Чтобы завести семью.
  • Для того, чтобы в нем жили дети.
  • Для защиты от врагов.
  • Для ведения хозяйства.
  • Чтобы радоваться, устраивать праздники.
  • Чтобы отдыхать.
  • Чтобы заниматься любимым делом.

Давайте эти выводы оформим в ваших альбомах.
Необходимые материалы: презентация, детские альбомы, простые карандаши на каждого ребенка.

4. Информирование «Виды домов» .
Наличие дома - жилище - это то, что необходимо каждому человеку, к какой национальности бы он не принадлежал. Дома многих народов и национальностей отличаются. Давайте познакомимся, какие дома строят представители разных народов.
Необходимые материалы: презентация «Дома народов мира».

5. Проверка домашнего задания - презентация выставки рисунков на тему «Дом моей мечты».
- На дом вам было задано нарисовать рисунок на тему «Дом моей мечты». Вы замечательно справились с этим заданием. Вот какая выставка из ваших домов получилась. Я попрошу одного из вас представить нам свой дом. С остальными работами все желающие смогут ознакомиться после занятия.

6. Упражнение «Наполнение дома».
-Представьте, что мы с вами семья. Чтобы в нашем доме было хорошо, давайте соберем то, что нам для этого необходимо. Мне, например, нужна в семье любовь. А вам?
Детям представляются «бревна», на которых написаны характеристики дома: любовь, доброта, забота, понимание, уют, уважение, теплота, справедливость, радость. Выбранное «бревно» дети приклеивают к макету.
Ну вот мы с вами построили дом, который не просто красив снаружи, но и очень теплый внутри.
Необходимые материалы: бревна со словами (характеристики дома) на каждого ребенка, макет дома, клей.

3. Итоговая часть.

1. Рефлексия:
- Наше занятие подошло к концу. Давайте обсудим, что нового и полезного вы сегодня узнали? Какой полезной информацией наполнили свою копилку? Ответы детей обобщаются: мы с вами поговорили о том, как важен и необходим дом для каждого человека, какие дома бывают у разных людей, что необходимо для того, чтобы в доме было комфортно всем его жителям.. Мы испытали себя в роли строителей дома и заполнили дом внутренним содержанием.
Давайте обсудим:
- что на занятии вам больше всего понравилось?
- что для вас было сложно на занятии?

2. Домашнее задание:
- Вы знаете, что дом - это то место, где проживает все семья. Но у каждого члена семьи обычно есть свое личное пространство, место, где он может побыть наедине с собой. У детей это обычно своя комната. Я предлагаю вам нарисовать проект своей комнаты. Подумайте, чем она будет наполнена: какоймебелью , личными вещами, как будет оформлена.

Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

План- конспект открытого внеклассного мероприятия

«Семья. Семейные ценностии традиции».

Цель урока: формирование представлений о семье, ее значении в жизни

2.Воспитывать уважение детей к близким.

3.Ориентировать учащихся на создание крепкой, дружной семьи

4. Осуществлять духовно- нравственное воспитание.

Методы: словесный–беседа, сообщения учащихся; творческий–чтение

стихов, игра на музыкальном инструменте, создание ромашки с пожеланиями;

игровой –игра «составь из данных слов пословицу о семье», наглядный–

демонстрация презентации; проектный - подготовка проекта «Моя семья».

Оборудование: мультимедийная установка, ромашки с пожеланиями,

сообщения учащихся, домра, фотографии, рисунки детей.

Ход урока:

I. Организационный момент:

Здравствуйте, дорогие ребята, уважаемые гости!

Сегодня у нас с вами необычный урок. Тему его вы узнаете, разгадав этот

ребус «7 Я»:

Ни на что не променяет!

К цифре «семь» добавлю «я» -

Что получится? (Семья)

II. Сообщение темы и вводная беседа:

- Правильно сегодня мы поговорим о семье, о ее значении в жизни каждого

человека, о семейных ценностях, которые помогают семье устоять перед

любыми жизненными трудностями, семейных традициях.

Слово «семья» понятно всем, как слова «мама», «хлеб», «родина». История его

идет от слова «семя». Маленькое семя, посаженное с любовью, дает свои

всходы. И для того, чтобы семя взошло, нужно жить в любви и согласии. И

Существует такая заповедь –наказ: «Почитай мать и отца своего и будет тебе

счастье, и будешь ты долго жить». И если все это исполнилось, значит, семя

дало положительные всходы, которые разрастаются и получается настоящая

III. Работа по теме урока:

- Так что же такое СЕМЬЯ?

А) Семья –самое главное в жизни для каждого человека. Это близкие и родные

люди, те, кого мы любим, с кого берем пример, о ком заботимся, кому желаем

добра и счастья.

Можно сказать, что это группа людей, состоящая из родителей, детей, внуков и

близких родственников, живущих вместе. Вы согласны? Кто хочет предложить

свой вариант определения семья?

общими интересами.

В современной научной литературе семья определяется как «…малая

социальная группа, основанная на любви, брачном союзе и родственных

отношениях; объединенная общностью быта и ведением хозяйства,

правовыми и нравственными отношениями, рождением и воспитанием

ЧТО МОЖЕТ БЫТЬ СЕМЬИ ДОРОЖЕ?

Что может быть семьи дороже?

Теплом встречает отчий дом,

И провожают в путь с добром!

Отец и мать, и дети дружно

Сидят за праздничным столом,

И вместе им совсем не скучно,

А интересно впятером.

Малыш для старших как любимец,

Родители - во всем мудрей,

Любимый папа - друг, кормилец,

А мама ближе всех, родней.

Любите! И цените счастье!

Оно рождается в семье,

Что может быть ее дороже

На этой сказочной земле.

Игра: «Составьте из данных слов пословицу о семье».

- Как вы их понимаете?(Ответы учащихся)

1.На что лад в семье, коли клад.

На что клад, коли в семье лад.

2.Семья холодно –ней печка: как, собираются все к.

Семья –печка: как холодно, все к ней собираются.

3.Семья на душа месте вместе –вся.

Семья вся вместе –душа на месте.

- Человека без семьи трудно считать вполне счастливым.Действительно,

почему для человека так важна семья.(Ответы учащихся)

Б) В семье мы приобретаем представление о жизни, о нравственности, о морали

(Что хорошо? Что плохо? Что можно? Что нельзя?); приобретаем

хозяйственные навыки; совершаем первые самостоятельные поступки и

получаем их оценку; учимся сами оценивать поступки других и свои

собственные. Семья очень важна для каждого человека, но не только, семья –

будущее и будущее страны зависит от вас и поэтому так важно уже сейчас

выбрать правильные ориентиры в жизни.Доброе отношение, любовь, чувство

долга по отношению к пожилым родителям, традиции, семейные реликвии,

святыни, общие взгляды, взаимоуважение, чувство взаимопомощи. Это и есть

даёт ей распасться.Что же может объединять семью?

- Я расскажу вам одну легенду.

В давние времена жила удивительная семья. Семья огромная, 100 человек, и в

ней царил мир, любовь и согласие. Молва долетела об этом до самого

верховного правителя. И он решил посетить эту семью. Когда правитель

убедился, что это правда, то он спросил старца, главу семьи:

«Как вам удается жить, никогда не ссорясь, не обижая друг, друга?»

Тогда старец взял бумагу, написал на ней сто слов и отдал правителю. Тот

быстро прочитали удивился: на листе было сто раз написано одно и то же

- Как вы думаете, какое это слово?(Ответы учащихся)("понимание").

Давайте с вами попробуем составить правила, которые ведут к

взаимопониманию.

Правила жизни, выполнение которых ведет к взаимопониманию

1.Ставь интересы других людей выше собственных.

2. Будь предан своей семье, избегай возможности предать ее.

3.Будь верен и надежен.

4. Уважая других людей, уважай себя.

5. Терпимо относись к чужим точкам зрения.

6. Воспринимай людей как равных себе.

7. Учись сопереживать другим, ставя себя на их место.

8. Умей прощать и не будь обидчив.

9. Живи в согласии с самим собой и другими людьми.

10.Проявляй чуткость.

11. Будь уверен в себе и достоин своего дома.

12.Будь свободен ото лжи и обмана.

13. Умей контролировать свои желания и поступки.

14. Упорно иди к цели, невзирая на препятствия.

15. Стремись все делать как можно лучше.

16. Делай первым шаг навстречу, если возникает ссора или конфликт.

- Этими правилами мы должны руководствоваться в жизни.

- Послушаем притчу о счастливой семье, а затем составим список

ценностей счастливой семьи.

В одном маленьком городе живут по соседству две семьи. Одни супруги

постоянно ссорятся, виня друг друга во всех бедах и, выясняя, кто из них прав,

а другие дружно живут ни ссор у них, ни скандалов. Дивится строптивая

хозяйка счастью соседки. Завидует. Говорит мужу:

–Пойди, посмотри, как у них так получается, чтобы все гладко и тихо.

Пришел тот к соседскому дому, притаился под открытым окном. Наблюдает.

Прислушивается. А хозяйка как порядок в доме наводит. Вазу дорогую от

пыли вытирает. Вдруг позвонил телефон, женщина отвлеклась, а вазу

поставила на краешек стола, да так, что вот- вот упадет.

Но тут ее мужу что- то понадобилось в комнате. Зацепил он вазу, та упала и

разбилась. "Ох, что сейчас будет!", –думает сосед.

Подошла жена, вздохнула с сожалением, и говорит мужу:

–Прости, дорогой. Я виновата. Так неаккуратно вазу поставила.

–Что ты, милая? Это я виноват. Торопился и не заметилвазу. Ну да, ладно.

Не было бы у нас большего несчастья.

…Больно защемило сердце у соседа. Пришел он домой расстроенный. Жена к

–Ну что ты так долго? Посмотрел?

–Ну и как там у них? –У них- то все виноваты. А вот у нас все правы.

- Как вы понимаете эту притчу?(Ответы учащихся)

Счастливая семья прежде всего та, которая не ищет виноватых на стороне!!!

Крепка бывает та семья. Где нету места букве Я, где правит только слово МЫ,

где есть совместные мечты.

- Давайте попробуем назвать качествасчастливой семьи.(Ответы учащихся)

Сопереживание.(Способность чувствовать другого человека, ощущать себя

на его месте.)

Равенство.(Предполагает, что вы считаетесь с интересами друг друга.)

Поддержка. (Вдвоем вы способны на многое.)

Толерантность. (Умение принимать человека таким, какой он есть.)

Компромисс. (Умение уступать друг другу.)

Признание.(Уважение и благодарность.)

Приспособляемость. (Умение адаптироваться, если того требуют

обстоятельства.)

Любовь.(Нежная забота друг о друге.)

Верность. (Преданность друг другу.)

Умение слушать. (Прислушиваться друг к другу.)

Юмор. (Смех поддерживает физическое и психологическое здоровье.)

Доверие. (Чувство безопасности и уверенности.)

Нежность. (Чуткое отношение друг к другу.)

Совместное времяпрепровождение. (Нужно всегда находить время для

того, чтобы побыть вместе.)

ХОРОШАЯ СЕМЬЯ

Подарки, покупки, приятные траты.

Рождение детей, первый шаг, первый лепет,

Мечты о хорошем, волнение и трепет.

Но счастливо жить одному невозможно!

Всегда будьте вместе, любовь берегите,

Хочу, чтоб про нас говорили друзья:

Какая хорошая Ваша семья!

В) Семьи все разные. Каждая семья отличается своим укладом, привычками,

обычаями, атмосферой, традициями.

- А что означает слово традиция?(Ответы учащихся)

Традиция - от латинского "передача". Это слово означает сложившиеся и

передаваемые в течение длительного времени из поколения в поколение обычаи,

порядки, правила поведения)

- Для чего нужны семейные традиции?(Ответы учащихся)Чтобы семья была

крепкой и дружной.

- А знаете ли вы, какой уклад был у семей в древние времена?

Сообщение учащегося.

Давным- давно в стране, где мы живем, не было ни огромных городов с

красивыми домами, ни больших сел. Были густые леса, в которых обитали

дикие звери. По берегам рек стояли деревни. Там жили славяне, так тогда

назывались наши предки. Каждая семья –отец, мать, дети –жила в своей

избе отдельно от других семей.

Избу крестьянин обычно строил сам. Центральное место в избе занимала

печь. Печь в крестьянской семье любили все. Она не только кормила всю

семью. Она грела дом, там было тепло и уютно даже в самые лютые морозы.

На печи спали дети и старики. Молодым и здоровым на печи лежать не

разрешалось. О лентяях говорили: «Он на печи протирает кирпичи». Главный

угол в крестьянской избе назывался «красный угол». Обеденный стол по

православному обычаю всегда ставился в красном углу. За столом вся семья

«трапезничала» - принимала пищу. Стол обычно накрывался скатертью. На

столе всегда стояла солонка, и лежал каравай хлеба: соль и хлеб были

символами благополучия и достатка семьи. Большая крестьянская семья за

столом рассаживалась согласно обычаю. Почетное место во главе стола

занимал оте. Справа от хозяина на лавке сидели сыновья. Левая лавка была для

женской половины семейства. Хозяйка к столу присаживалась редко, да и то с

краю лавки. Она хлопотала у печи, подавала на стол еду. Дочери ей помогали.

Усевшись за стол, все ждали, когда хозяин скомандует: «С Богом, начали», и

разговаривать, смеяться, стучать по столу, вертеться, спорить. Особенно

почтенно крестьяне относились к хлебу. Хозяин отрезал от каравая и раздавал

каждому его долю хлеба. Ломать хлеб было непринято. Если хлеб падал на

пол, его поднимали, целовали, просили у него прощения. Соль тоже почитали.

Ее подавали к столу в красивых плетеных или деревянных «солонцах».

Гостеприимство было правилом русской жизни, обычаем, который русские

люди соблюдают до сих пор. «Хлеб да соль», - так приветствуют хозяев люди,

вошедшие в дом во время принятия пищи.

Семьи у крестьян были большие и дружные.

Многодетные родители с любовью и заботой относились к своим детям. Отец

наставлял сыновей, а мать обучала дочерей. Отец обучал сына ездить верхом

и управлять лошадью, пасти стадо, пахать, боронить, молотить. К 15-16

годам сын превращался в главного помощника отца, работающего наравне с

Девочки учились делать тряпичных кукол, шить для них наряды, прясть,

плести изкудели косы, украшения, шить головные уборы, готовить еду,

воспитывать младших братьев и сестер. Постепенно к девочке приходило

осознание того, что она - будущая хозяйка, которая может выполнять все

женскую работу.

Таким образом в крестьянских семьях вырастали «добры молодцы» - отцовы

помощники, да «красны девицы» - умелицы –рукодельницы, которые, взрослея,

передавали мастерство своим детям и внукам.

распорядок дня, обычаи, уклад жизни и привычки его обитателей. Так, одни

семьи предпочитают рано подниматься, завтракать на скорую руку, уходить на

работу и встречаться вечером без расспросов и разговоров. В других семьях

приняты совместные трапезы, обсуждение планов, появляется повышенное

внимание к проблемам друг друга.

- Я задам Вам задачу: попробуйте сосчитать, сколько в этой семье человек:

Послушай, вот моя семья

Дедуля, бабушка и брат.

У нас порядок в доме, лад

И чистота, а почему?

Две мамы есть у нас в дому,

Два папы, два сыночка

Сестра, невестка, дочка.

А самая младшая – я.

Какая же у нас семья?

(6 человек)

С помощью этой шуточной задачи мы коснулись с вами темы родственных

отношений.

1. Издавна одной из традиций в русских семьях была традиция узнавать о своих

предках, составлять свою родословную, генеалогическое дерево. Особенно это

было распространено среди знати.

В переводе с греческого слово «генеалогия» означает «родословная». Значит,

2. Ещё одной из традиций является присвоение отчества ребенку.

Сообщение учащегося

Русскиеотчества начали употребляться весьма рано; первое упоминание об

- А вы, ребята, знаете, что такое отчество?

Послушайте, что такое отчество из словаря Ожегова: Отчество - часть

родовогоимени, которая присваивается ребёнку по имени отца.

Отчество в составе именной формулы выполняло тройную функцию:

дополняло имя, отличая его обладателя (в дополнение к фамилии) от тёзки,

проясняло родство в кругу семьи (отец -сын) и выражало почтение (форма

вежливости).

Форма мужского отчества в современном русском языкес окончанием на

«-вич» восходит к отчествам древнерусскихкнязейи знатиМосковской Руси;

«подлые люди» не имели права пользоваться такими отчествами.

Отчества «подлых», то есть незнатных людей, в Россиипервоначально

образовывались так: «Иван сын Петров» или, в более позднем варианте, «Иван

Петров»; «Фёдор сын Лукин» -«Фёдор Лукин».

3. Издревле на Руси существовала такая традиция: представители одной семьи

занимались одним видом деятельности.

Так рождались династии гончаров, портных, пекарей, сапожников, военных,

строителей, артистов, учителей.

4. Существует традиция – собирать и хранить семейные фотографии.

«Семейный альбом»

Я квартиру поставил вверх дном, я искал наш семейный альбом,

Потому что узнать невтерпеж, на кого же я больше похож.

А тут бабушку вижу мою, я бабулю ужасно люблю.

От меня ей особый почет –она булочки вкусно печет.

Он меня на колене качал, лучше дедушки я не встречал.

А вот это –мой братик Сережа, на меня как две капли похожий,

И вообще, я заметил: родня –словно всех срисовали с меня!

Конспект мероприятия с воспитанниками детского дома по формированию здорового образа жизни

Описание материала: Предлагаю вам конспект профилактического мероприятия для подростков (11-17 лет) по формированию здорового образа жизни. Данный материал будет полезен психологам, педагогам. Это конспект познавательного и профилактического мероприятия, направленный на профилактику наркомании, табакокурения и алкоголизма посредством пропаганды психического здоровья; на ознакомление с определением психологического здоровья его признаками, рекомендациями по его сохранению.

Цель: дать представление о том, что такое психическое здоровье, о возможности влияния людей на него, знакомство с методами укрепления и сохранения здоровья.
Задачи:
- психологическое просвещение, закрепление понятия о психологическом здоровье;
- ориентировать воспитанников на здоровый образ жизни;
- развитие интереса к собственному здоровью, сплочение детей.
Методические приемы: релаксация, беседа-диалог, рефлексия.
Раздаточный материал: памятка «Сохраним здоровье»; лист А4, листики, простые карандаши по количеству участников, стерка.
Потенциальные участники: подростки.
Количество участников: 6 – 12 человек.
Время занятия: 45 минут.

Ход профилактического занятия

1. Знакомство с правилами поведения на тренинге:
Нельзя
- перебивать друг друга,
- мешать друг другу,
- оскорблять друг друга.
Можно
- быть уверенным, что, когда ты говоришь, тебя не будут перебивать,
- делать все, что не мешает никому из присутствующих,
- твердо надеяться, что тебя никто не оскорбит.

2. Упражнение «Пожелай мне…»
Цель: создать благоприятный настрой, установить доверительные отношения между участниками.
Время: 3 минуты.
Техника проведения: Начиная с первого участника нужно подойти к любому поздороваться с ним и высказать ему свое пожелание на сегодняшний день. Тот, к кому подошел первый участник, в свою очередь, должен подойти к следующему и так до тех пор, пока каждый из детей не получит пожелание на день.
Инструкция: «Давайте начнём сегодняшнее занятие с того, что скажем, друг другу пожелания на день. Первый выбранный мною участник должен будет подойти к любому, поздороваться и сказать свое пожелание ему, тот же делает также и так по цепочке».

3. Упражнение - совместный рисунок. «Представление о своем здоровье»
Цель: развить групповое взаимодействие.
Время: 5 минут.
Техника проведения: Каждый начинает рисовать свой рисунок, но не заканчивает его. По команде рисунки передаются по кругу, и каждый член группы дополняет его. Когда рисунок возвращается к владельцу, он рассказывает, что ему нравится, что нет, чтобы он хотел переделать, добавить.
Инструкция: «Первому из вас необходимо по порядку начать рисовать рисунок на листе А4, после загнуть нарисованную часть, и отдать лист следующему участнику, и так пока все не нарисуют свою часть. Будет интереснее, если вы не будете подсматривать».

4. Беседа-диалог: «Что такое психологическое здоровье?»
Цель: сформировать понятие о психологическом здоровье
Время: 7 минут.
Техника проведения:
Сегодня мы будем говорить о здоровье вообще и о психологическом здоровье в частности.
Как вы понимаете, что такое здоровье?
Дети предполагают, что такое здоровье.
Согласно определению Всемирной организации здравоохранения, здоровье – это состояние физического, психического и социального благополучия, а не просто отсутствие болезней или физических дефектов.
Психологическое здоровье – состояние душевного благополучия (комфорта), адекватное отношение к окружающему миру, отсутствие болезненных психи-ческих явлений (фобий, неврозов).
Психологически здоровый человек: не испытывает страхов, когда на этого нет реальных оснований; не боится брать ответственность за свои поступки; предпочитает мыслить самостоятельно.
Признаками психического здоровья считают: оптимизм, владение негативными эмоциями, уверенность в себе, самоуважение, сохранность привычного самочувствия, способность к творчеству.
Признаки здорового человека:
- устойчивость организма к действию повреждающих факторов (болезням, плохой экологии и т.д.);
- показатели роста и развития, соответствующего возрасту человека;
- функциональное состояние и резервные возможности организма;
- отсутствие какого-либо заболевания;
- уровень морально-волевых и ценностно-мотивационных установок.
От чего может зависеть ваше здоровье? (от питания, настроения, соблюдение гигиены)
Дети, назовите наиболее частые ситуации, приводящие к потере здоровья человека.
А для чего человеку необходимо здоровье?
Дети предлагают свои варианты.
Здоровье нам необходимо для:
- самосохранения. Когда человек знает, что то или иное действие впрямую угрожает жизни, он это действие не совершает;
- возможности самосовершенствования. «Если я буду здоров, я смогу занять определенное место среди людей, смогу подняться на более высокую ступень общественной лестницы»;
- способности к маневрам. «Если я буду здоров, то я смогу по-своему изменить свою роль в сообществе и свое местонахождение»;
- достижения максимально возможной комфортности. «Я здоров, меня не беспокоит физическое и психическое неудобство»;
- получения удовольствия от сохранения собственного здоровья. «Ощущение здоровья приносит мне радость, поэтому я делаю все, чтобы испытать это чувство».
Специалисты определяют психологическое здоровье как состояние душевного благополучия, которое характеризуется отсутствием болезненных психических проявлений и при котором поведение в деятельности личности адекватны окружающей действительности. В современном обществе существует возможность влиять на психическое здоровье людей как положительно, так и отрицательно.
Вопросы для обсуждения:
- назовите то, что губит наше здоровье;
- зачем нам быть психологически здоровыми людьми?

5. Игра-упражнение «Три качества».
Цель: развитие группового взаимодействия, усвоение полученных знаний.
Время: 3 минуты.
Техника проведения: Все участники на листочках перечисляют качества здоровой личности (каждое качество на отдельном листочке). Затем все листочки складываются в одну емкость. Первый водящий достает один листочек, называет качество, написанное на этом листочке, и отдает его тому, по его мнению, кому это качество присуще. Игра продолжается пока не закончатся все листочки. В конце подводится итог, у кого больше листочков-качеств – тот обладатель здоровой психики.

6. Звукодвигательная гимнастика, звукотерапия.
Цель: создание благоприятной атмосферы, минутка звуков здоровья.
Время: 2 минуты.
Техника проведения: Наш организм состоит из клеток. Клетка человеческого организма представляет собой аккумулятор энергии, который способен не только вырабатывать её и излучать в окружающее пространство, но и настраиваться на резонанс с системами для получения энергии извне. К каждому органу можно подобрать свой звук, на который он будет откликаться усилением своей энергии. Это персональная задача каждого индивидуума – уметь слышать свой организм и находить с ним общий язык. Тем не менее, существуют звуки, энергия которых легко воспринимается всеми организмами.
Например:
Ы-Ы-Ы – этот звук заставляет резонировать черепную коробку и головной мозг, снимая сосудистые спазмы, регулируя внутричерепное давление и избавляя от напряжения и головной боли.
И-И-И – этот звук призывает клетки и ткани горла действовать в едином ритме. Улучшаются голосовые данные, лечится воспаление горла, заболевания щитовидной железы.
АО – звук между «А» и «О», типа округлого «А» - оздоравливает органы грудной полости. Очень полезен при кашле, особенно для людей, страдающих бронхоспазмами и заболеваниями сердца.
УЭ – воздействует на органы брюшной полости.
МММ – улучшает функции костной системы.
АОУМ – универсальный оздоровительный звук, гармонизирует психику.
Существует множество других звуков и их сочетаний, которые благотворно влияют на организм. Поищите их для себя.
Необходимо дозировать звуки. Не стоит петь более пяти минут. Начинать с 1 минуты 2-3 раза в день, постепенно увеличивая время. Петь звуки после неглубокого вдоха, который осуществляется животом и спиной, ощущая появление вибрации в том месте, на которое настроено ваше внимание. Вначале вы будете чувствовать, что поете только горлом. Затем появится ощущение дребезжание органа, на который направлено внимание. Следующий этап – ваш орган запоет. Звук будет все сильнее и сильнее. При правильном пении вы услышите, что поет все пространство вокруг вас. При этом вы не будете специально напрягаться.

7. Упражнение «Стираю свою боль»
Цель: эмоциональное отреагирование, перевод негативного эмоционального состояния в позитивное.
Время: 10 минут.
Техника проведения: На листке бумаги нарисуйте свою боль в виде какой-нибудь кляксы, а затем возьмите ластик и сотрите то, что нарисовали. При этом повторяйте вслух следующие слова: «Боль исчезает. Мои (называйте те части тела, где вы испытываете боль) абсолютно здоровы. Я прекрасно себя чувствую!» Вскоре вы почувствуете, что избавились от боли, она просто исчезла под ластиком.

8. Релаксация «Волшебный лес»
Цель: снятие эмоционального напряжения.
Время: 3 минуты
Техника проведения: «Тропический остров», «Волшебный лес».
1. Сядь удобно, в И.П. Закрой глаза и представь, что ты видишь тропический остров, волшебный лес. Это может быть место, где ты однажды побывал, видел на картинке или любое нарисованное твоим воображением.
2. Ты единственный человек в этом месте. Тебя окружают растения, деревья, цветы, звери, птицы. Какие звуки ты слышишь, какие запахи чувствуешь?
3. Ты видишь чистый берег и воду. Какая погода в лесу?
4. Захвати с собой прекрасные чувства, которые ты только что пережил. Ты сможешь вернуться к ним в любое время.

Рефлексия – Дети делятся впечатлениями и говорят, что считают нужным по теме занятия.

Список использованной литературы:
1. Фопель К. Как научить детей сотрудничать? Психологические игры и упражнения: Практическое пособие: Пер. с нем.: В 4-х томах. Т.1. – М.: Генезис, 1998. – 160 с, ил.;
2. Тренинги с подростками: программы, конспекты занятий/ авт.-сост. Ю.А. Голубева [и др.]. – Изд. 2-е, испр. – Волгоград: Учитель. – 196 с.;
3. М. Куртышева Как сохранить психологическое здоровье детей. – СПб.:Питер, 2005. – 252с.

Приложение

Памятка «Сохраним здоровье»
Начинайте день с бодрым оптимистичным настроем , в своем воображении осветив его ярким солнечным светом. Если утром вы встаете с мыслями о том, как много в течение дня вам предстоит сделать дел, какие они трудные и что не все вам под силу, то день превратится в настоящее испытание.
В течение дня получайте удовольствие от всего: от чашечки кофе, пения птиц, запаха дождя и прочих мелочей, составляющих жизнь.
Самые обыденные повседневные дела делайте с удовольствием. Любое дело выполняйте энергично, решительно и с энтузиазмом.
Положительное отношение должно быть ко всему , чем вы занимаетесь, с чем сталкиваетесь в жизни.
Из неудачного опыта извлекайте все полезное (уроки). Не воспринимайте его как наказание. Не рассматривайте неудачный опыт как вечное проклятие. Знайте, что неудачный опыт бесценен , так как дает возможность совершенствоваться.
Не копайтесь в своих неудачах, увеличивая их с помощью своего воображения до гигантских и уродливых размеров.
Будьте прямым и честным (искренним) в любой ситуации.
Учитесь отстаивать свои интересы без грубости и агрессии.
Научитесь говорить «нет» людям, которые хотят вас использовать в личных интересах. Не позволяйте себя втягивать в чужие проблемы.
Не теряйте время, силы и энергию на дело, которое для вас не важно. Учитесь определять свои приоритеты. В первую очередь делайте главное.
Не ставьте перед собой недостижимых целей. Постановка недостижимой цели увеличивает в теле напряжение и беспокойство.
Не унывайте, если что-то не складывается, как вам хочется. Уныние считается самым большим грехом.
Ищите цель в своей жизни , ее смысл. Вообще, жизнь для человека начинается только тогда, когда установлено Место Назначения .
Всегда думайте, что вам становится лучше . Визуализируйте себя со стороны здоровым, бодрым.
Никогда не думайте ни о какой болезни как о неизлечимой. Вы должны быть уверенны в том, что организм сильнее любого недуга.
Положительный настрой, и сила Духа помогут вам избавиться от многих недугов. Если в вашем воображении твердо закреплено представление о себе как о сильном и здоровом человеке, ваши шансы действительно стать таковым возрастают в сотни раз. Настраивайтесь на лучшее – и вы сохраните здоровье на долгие годы!

THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама