THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама

Деятельность судебной инстанции является важнейшей государственной функцией. Осуществляют ее люди отважные и грамотные в правовом отношении. Помимо четкого применения предписанных законом правил, им приходится разбирать сложившиеся тяжелые жизненные обстоятельства, принимать решения по четкому требованию закона.

Любой судья, мировой или федеральный, имеет высокий авторитет среди общественных масс, наделен правовым статусом с широкими правами, льготами и гарантиями. Высокие привилегии дарованы также в сфере их пенсионного обеспечения, что является характерной особенностью. Какие особенности действуют при начислении дотаций бывшим судьям, расскажет данная статья.


Что такое пенсионное обеспечение судей?

Пенсионное обеспечение представляет собой материальное содержание после прекращения работы и выхода на заслуженных отдых, которое осуществляется путем назначения государством ежемесячных выплат в денежной форме. Окончательное прекращение функций правосудия у судей именуется как отставка.

После отставки при наличии определенного количества лет, отработанных в судейской системе, судья приобретает право на пожизненное обеспечение со стороны государства. Такая привилегия является особенностью пенсионного обеспечения у сотрудников данной сферы.

Какая пенсия у судей в отставке в 2018?

После ухода из суда служащий может воспользоваться пенсией, оформляемой на общих основаниях, а может претендовать на пожизненное обеспечение. При наличии права на второе, мало кто из судей рассматривает первый вариант. Получение и выплат по старости на общих основаниях, и пожизненных дотаций не допускается. Пожизненное обеспечение устанавливается в следующих размерах:

  • Если человек выполнял судейскую миссию 20 лет, то он может претендовать на 4/5 крайнего оклада;
  • Если служащий посветил системе более 20 лет, то за каждый год свыше назначается один процент;
  • Если общий стаж меньше 20 лет, а пенсионный возраст больше 50 для женщины и больше 55 для мужчины, то пенсия насчитывается пропорционально имеющемуся стажу.

Максимальная сумма пожизненных выплат не может быть больше 85% от последнего судейского заработка. Такой предел устанавливает Федеральный Закон. Налогом пожизненное содержание в отношении судей не облагается, что также составляет особенность.

Для оформления государственной дотации бывший служащий обращается в судебный департамент. Именно этот орган решает вопрос о начислении дотаций, в то время как по общим стандартам это делает Пенсионный Фонд. Гражданином представляется следующий пакет документов:

  • Паспорт;
  • СНИЛС;
  • Трудовая книжка;
  • Свидетельства о наличии каких-либо регалий;
  • Заявление, написанное собственноручно.

Весь пакет документов тщательно исследуется и в течение 15 дней принимается решение о назначении ежемесячных начислений гражданину. Выплаты производятся, начиная со следующего месяца после момента обращения за пенсией.

Правовое регулирование пенсионного обеспечения судей

В Российской Федерации пенсионный вопрос в отношении сотрудников судов, регламентирует основной закон об их деятельности – ФЗ от 1992 г. № 3231 . Порядок назначения денежного обеспечения данной категории служащих содержит статья 15.

Пенсионные и трудовые гарантии судей конституционных судов РФ имеют свои специфические особенности. Им выплаты назначаются по правилам, изложенным в Постановлении от 1995 г. № 425. В отношении таких судей устанавливается минимальный стаж для назначения пожизненного обеспечения, равный 15 годам.

В отношении работников военных судов также установлены свои характерные особенности. Эти особенности освещены в конституционном законе о статусе работников военных судов. Но, общие принципы оформления пенсии те же, что и для работников всех других подобных учреждений.


Таким образом, вопрос выплат судебным работникам законодателем четко и детально проработан и имеет свои особенности. Принятие и рассмотрение каких-либо законопроектов в ближайшее время на этот счет не предвидится.

Пенсионное обеспечения судей РФ – особенности

Исследование вопроса о начислении пенсионных дотаций работникам судов, позволяет сделать вывод, что система получения пенсий, установленная для них, имеет ряд особенностей. Особенности эти таковы:

  • Назначение выплат касается работников судейской системы;
  • Налогом их пенсии не облагаются;
  • Им даруется пожизненное содержание;
  • В случае инвалидности могут получать и содержание, и выплату в связи с инвалидностью;
  • Решает вопрос о выплате не ПФ, как это производится на общих стандартах, а судебная коллегия или департамент.

Закон о пенсионном обеспечении судей РФ

Таким образом, государство обеспечивает отправителям правосудия надежную финансовую поддержку в связи с уходом на заслуженный отдых, на законном основании. Финансовая защита пенсионеров – бывших судейских служителей имеет особенности и отличается от защиты в отношении других категорий граждан.

    Ненормированный рабочий день - особенности

    Рабочее время - срок, за который работник осуществляет необходимые трудовые функции. Оно нормируется Законом о труде,…

    Положение о ненормированном рабочем дне - особенности

    Для нынешних работодателей очень выгодно устанавливать на своем предприятии ненормированный распорядок рабочего дня, так как, во-первых,…

    Неполное рабочее время - особенности

    Прежде чем приступить к работе, сотрудник и работодатель должны оформить трудовой договор. В нем они…

    Корпоративная пенсия - что это такое и как она формируется

    Выход на долгожданный и заслуженный отдых часто омрачается низким пенсионным обеспечением. Чтобы не столкнуться с…

    Особенности дисциплинарной ответственности государственных служащих

    Государственная гражданская служба отличается от иной трудовой деятельности социальным статусом нанимателей – совокупностью их прав…

    Режим рабочего времени - виды и особенности

    Режим рабочего времени - главнейшая составляющая всего рабочего процесса. Его показатели обязательно фиксируются в договоре…

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:

председательствующего П.,

судей Г. и К.

рассмотрела в открытом судебном заседании 20 июля 2015 г. гражданское дело по иску С. к Главному управлению Министерства внутренних дел по Челябинской области, Отделу Министерства внутренних дел Российской Федерации по г. Миассу Челябинской области о признании незаконным отказа в назначении пенсии за выслугу лет

по кассационной жалобе представителя Главного управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Челябинской области по доверенности И. на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Челябинского областного суда от 11 сентября 2014 г.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации П., объяснения представителей Главного управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Челябинской области М. и И., поддержавших доводы кассационной жалобы,

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации

установила:

С. обратился в суд с иском к Главному управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации по Челябинской области (далее - ГУ МВД России по Челябинской области), Отделу Министерства внутренних дел Российской Федерации по г. Миассу Челябинской области (далее - ОМВД России по г. Миассу) о признании незаконным отказа в удовлетворении рапорта С. признании права на получение пенсии за выслугу лет, возложении обязанности назначить пенсию за выслугу лет с 11 апреля 2014 г.

В обоснование заявленных требований С. указал на то, что в ноябре 1994 года он был призван на военную службу и в период службы с 25 октября 1995 г. по 27 января 1996 г., с 24 апреля 1996 г. по 1 октября 1996 г. участвовал в ликвидации незаконных вооруженных формирований в Чеченской Республике, является ветераном боевых действий. В дальнейшем он проходил службу в органах внутренних дел и 14 февраля 2014 г. подал рапорт об увольнении со службы по п. 4 ч. 2 ст. 82 Федерального закона "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" в связи с выходом на пенсию по выслуге лет, однако в удовлетворении рапорта ему было отказано ввиду отсутствия у него необходимой выслуги - 20 лет и более. Из расчета выслуги лет С. представленного работодателем, следовало, что периоды прохождения С. службы в Вооруженных Силах Российской Федерации с 25 октября 1995 г. по 27 января 1996 г. и с 24 апреля 1996 г. по 1 октября 1996 г. были включены календарно, поэтому выслуга лет составила 18 лет 7 месяцев 13 дней. С. считал отказ в удовлетворении рапорта незаконным, поскольку время его участия в боевых действиях в Чеченской Республике в указанные периоды подлежит включению в выслугу лет в льготном исчислении - из расчета 1 день службы за 3 дня, в связи с чем его выслуга по состоянию на 14 февраля 2014 г. составляет 20 лет 1 день и он имеет право на получение пенсии за выслугу лет.

Представители ответчиков иск в суде не признали.

Решением Миасского городского суда Челябинской области от 6 июня 2014 г. в удовлетворении иска С. о признании незаконным отказа в назначении пенсии за выслугу лет отказано.

Основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в кассационном порядке являются существенные нарушения норм материального права или норм процессуального права, которые повлияли на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов (ст. 387 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации приходит к выводу, что в настоящем деле такого характера существенные нарушения норм материального права были допущены судом апелляционной инстанции и выразились в следующем.

Судом установлено и следует из материалов дела, что С. в период с ноября 1994 года по ноябрь 1996 года проходил военную службу по призыву, при этом с 25 октября 1995 г. по 27 января 1996 г. и с 24 апреля 1996 г. по 1 октября 1996 г. он участвовал в ликвидации незаконных вооруженных формирований на территории Чеченской Республики, что подтверждается записью в военном билете.

С 16 июня 1997 г. С. проходил службу в органах внутренних дел, с 7 февраля 2013 г. - в должности … ОМВД России по г. Миассу.

10 апреля 2014 г. С. уволен со службы в органах внутренних дел по п. 1 ч. 2 ст. 82 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" по соглашению сторон.

В удовлетворении рапорта С. об увольнении со службы в органах внутренних дел по п. 4 ч. 2 ст. 82 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (по выслуге лет, дающей право на получение пенсии) отказано в связи с недостаточностью выслуги лет для назначения пенсии.

При этом весь период прохождения С. службы в армии, в том числе спорные периоды с 25 октября 1995 г. по 27 января 1996 г., с 24 апреля 1996 г. по 1 октября 1996 г., были включены ему в выслугу лет в календарном исчислении (1 год 11 месяцев 15 дней), в связи с чем его выслуга лет на момент увольнения со службы в органах внутренних дел 10 апреля 2014 г. составила 18 лет 9 месяцев 9 дней.

Разрешая спор и отказывая С. в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции исходил из того, что порядок льготного исчисления продолжительности военной службы (службы в органах внутренних дел) и основания его применения установлены в Постановлении Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 г. N 941 "О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий, компенсаций и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семьям в Российской Федерации" (далее - Постановление Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 г. N 941), которым не предусмотрена возможность льготного исчисления периода прохождения службы лицами по призыву в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах.

Поскольку военная служба С. на территории Чеченской Республики проходила по призыву, а не по контракту (доказательств обратного суду представлено не было), суд пришел к выводу, что спорные периоды военной службы истца правомерно засчитаны ответчиком в выслугу лет в календарном, а не в льготном исчислении.

Суд апелляционной инстанции не согласился с выводом суда первой инстанции и вынес по делу новое решение об удовлетворении иска С. исходя из следующих доводов.

В силу ч. 1 ст. 2 Закона Российской Федерации от 21 января 1993 г. N 4328-1 "О дополнительных гарантиях и компенсациях военнослужащим, проходящим военную службу на территории Закавказья, Прибалтики и Республики Таджикистан, а также выполняющим задачи в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах" (далее - Закон Российской Федерации от 21 января 1993 г. N 4328-1) военнослужащим, проходящим военную службу по контракту на территориях государств Закавказья, Прибалтики и Республики Таджикистан, для назначения пенсии в соответствии с законодательством о пенсионном обеспечении военнослужащих засчитывается в выслугу лет один месяц военной службы за полтора месяца.

Военнослужащим, выполняющим задачи в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах, для назначения пенсии засчитывается в выслугу лет и трудовой стаж один месяц военной службы за три месяца (ч. 2 ст. 2 указанного Закона).

Порядок исчисления выслуги лет для назначения пенсии определен Постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 г. N 941, п. 5 которого предусмотрено, что военная служба по призыву в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин (ранее - срочная военная служба), кроме периодов, подлежащих зачету в выслугу лет на льготных условиях, предусмотренных для военнослужащих воинских частей, штабов и учреждений действующей армии, военнослужащих, проходивших службу или находившихся в плену в период Великой Отечественной войны, принимавших участие в работах по ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС либо необоснованно привлеченных к уголовной ответственности или репрессированных, засчитывается в выслугу лет для назначения пенсий в календарном исчислении.

По мнению суда апелляционной инстанции, из содержания приведенных положений указанных нормативных правовых актов следует, что всем военнослужащим, проходившим военную службу по призыву, военная служба подлежит зачету в календарном исчислении, кроме периодов, подлежащих зачету в выслугу лет на льготных условиях, и к которым, по смыслу ч. 2 ст. 2 Закона Российской Федерации от 21 января 1993 г. N 4328-I, относится период выполнения задач военнослужащими, проходившими военную службу по призыву, в условиях чрезвычайного положения, то есть фактического их участия в боевых действиях при вооруженном конфликте.

Принимая во внимание, что фактическое участие С. в боевых действиях в условиях вооруженного конфликта в Чеченской Республике в периоды с 25 октября 1995 г. по 27 января 1996 г., с 24 апреля 1996 г. по 1 октября 1996 г., то есть прохождение им срочной службы по призыву в особых условиях, подтверждено в установленном порядке, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о наличии правовых оснований для зачета в выслугу лет для назначения пенсии С. за выслугу лет указанного периода прохождения им военной службы по призыву в льготном исчислении из расчета один месяц военной службы за три месяца.

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации находит выводы суда апелляционной инстанции ошибочными, основанными на неправильном применении и толковании норм материального права, регулирующих спорные отношения.

Закон Российской Федерации от 21 января 1993 г. N 4328-I, на который в обоснование своих выводов ссылается суд апелляционной инстанции, не регламентирует вопросы пенсионного обеспечения военнослужащих, а устанавливает лишь общие условия единой системы их правовой и социальной защиты, которые конкретизированы в иных нормативных правовых актах.

В частности, Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-I "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" (далее - Закон Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-I) и Федеральным законом от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон "О трудовых пенсиях в Российской Федерации") установлен дифференцированный порядок льготного исчисления выслуги лет и трудового стажа военнослужащих, выполняющих задачи в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах.

Пенсионное обеспечение сотрудников органов внутренних дел и военнослужащих, в том числе и исчисление выслуги лет для назначения пенсии, регламентируется Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-I.

В статье 1 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-I перечислены лица, на которых распространяется действие данного Закона , в частности на лиц, проходивших военную службу в качестве офицеров, прапорщиков и мичманов или военную службу по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин в Вооруженных Силах Российской Федерации, других воинских формированиях Российской Федерации, созданных в соответствии с законодательством Российской Федерации, и семьи этих лиц.

В силу ст. 2 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-I пенсионное обеспечение лиц, проходивших военную службу по призыву в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин (ранее - действительную срочную военную службу) в вооруженных силах и воинских формированиях, указанных в п. "а" ст. 1 данного Закона, и семей этих лиц осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации".

Согласно ч. 3 ст. 18 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-I порядок исчисления выслуги лет для назначения пенсии лицам, указанным в ст. 1 этого Закона, определяется Правительством Российской Федерации.

Абзацем первым п. 5 Постановления Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 г. N 941, изданного во исполнение требований Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-1, установлено, что военная служба по призыву в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин (ранее - срочная военная служба), кроме периодов, подлежащих зачету в выслугу лет на льготных условиях, предусмотренных для военнослужащих воинских частей, штабов и учреждений действующей армии, военнослужащих, проходивших службу или находившихся в плену в период Великой Отечественной войны, принимавших участие в работах по ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС либо необоснованно привлеченных к уголовной ответственности или репрессированных, засчитывается в выслугу лет для назначения пенсий в календарном исчислении.

В соответствии с ч. 4 ст. 30 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" периоды службы в воинских частях, штабах и учреждениях, входящих в состав действующей армии, в партизанских отрядах и соединениях в период боевых действий, а также время нахождения на излечении в лечебных учреждениях вследствие военной травмы, периоды военной службы в зоне отчуждения, определяемой в соответствии с Законом Российской Федерации от 15 мая 1991 г. N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", включаются в общий трудовой стаж в тройном размере.

Пунктом 2 постановления Верховного Совета Российской Федерации от 21 июля 1993 г. N 5481/1-I "О порядке введения в действие Закона Российской Федерации "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О дополнительных гарантиях и компенсациях военнослужащим, проходящим военную службу на территориях государств Закавказья, Прибалтики и Республики Таджикистан, а также выполняющим задачи по защите конституционных прав граждан в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах" указано на то, что при применении ч. 2 ст. 2 Закона Российской Федерации от 21 января 1993 г. N 4328-I "О дополнительных гарантиях и компенсациях военнослужащим, проходящим военную службу на территории Закавказья, Прибалтики и Республики Таджикистан, а также выполняющим задачи в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах" в целях исчисления трудового стажа для назначения пенсий в соответствии со статьей 94 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР" военнослужащие, выполняющие задачи в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах, считаются проходящими военную службу в действующей армии.

Из содержания приведенных нормативных положений следует, что военнослужащим, проходящим военную службу по контракту и выполняющим задачи в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах, срок службы засчитывается в выслугу лет в соответствии с Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-1. Военнослужащим, выполняющим аналогичные задачи по призыву в период выполнения задач в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах, срок службы засчитывается в льготном (в тройном размере) исчислении в трудовой стаж в соответствии с Федеральным законом "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".

Таким образом, суд первой инстанции, разрешая спор, в отличие от суда апелляционной инстанции, правильно исходил именно из такого толкования подлежащих применению к спорным отношениям норм материального права, в связи с чем правомерно не засчитал в выслугу лет в льготном исчислении С. периоды его участия в ликвидации незаконных вооруженных формирований на территории Чеченской Республики, поскольку он проходил военную службу по призыву.

Судебная коллегия считает выводы суда первой инстанции об отсутствии оснований для удовлетворения исковых требований С. соответствующими положениям Закона Российской Федерации от 21 января 1993 г. N 4328-I, Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-I и Постановления Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 г. N 941, поскольку правило о льготном исчислении выслуги лет и трудового стажа всех военнослужащих, выполняющих задачи в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах, должно применяться дифференцированно, то есть в зависимости от того, проходила военная служба по контракту или по призыву, а именно: военнослужащим, проходившим военную службу по контракту и выполнявшим задачи в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах, срок такой службы засчитывается в льготном исчислении в выслугу лет, а военнослужащим, выполнявшим аналогичные задачи по призыву, - в льготном исчислении в трудовой стаж.

Ввиду изложенного определение суда апелляционной инстанции, которым за С. признано право на назначение пенсии за выслугу лет с включением в выслугу лет для назначения пенсии периодов участия в боевых действиях с 25 октября 1995 г. по 27 января 1996 г., с 24 апреля 1996 г. по 1 октября 1996 г. в льготном исчислении - из расчета 1 день службы за 3 дня, нельзя признать законным. Оно принято с существенным нарушением норм материального права, повлиявшим на исход дела, без его устранения невозможны восстановление и защита нарушенных прав и законных интересов ГУ МВД России по Челябинской области, что, согласно ст. 387 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, является основанием для отмены обжалуемого судебного постановления и оставления в силе решения Миасского городского суда Челябинской области от 6 июня 2014 г., при вынесении которого судом правильно применены нормы материального права к спорным отношениям.

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации, руководствуясь ст. 387 , 388 , 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,

определила:

апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Челябинского областного суда от 11 сентября 2014 г. отменить.

________________________________________________________________________________

Примечание: Таким образом, определением Верховного Суда Российской Федерации от 20.07.2015 № 48-КГ15-6 закреплена правовая позиция, согласно которой периоды срочной военной службы по призыву, в ходе которой военнослужащие принимают участие в ликвидации незаконных вооруженных формирований на территории Северо-Кавказского региона, КТО (боевых действиях), засчитываются в выслугу лет для назначения пенсии по линии МВД России в календарном исчислении. Указанные периоды зачету в выслугу лет на льготных условиях не подлежат.

Среди государственных служащих - судьи, вне всякого сомнения, стоят особняком. Эта категория граждан выделяется всем, начиная с совершенно уникального социального статуса и заканчивая широчайшим спектром трудовых обязанностей и прав.

Казалось бы и пенсия судьям должна назначаться по своим особенным правилам. Но нет - по закону служители Фемиды могут претендовать только на самую обычную, страховую пенсию. В чем подвох и какая на самом деле пенсия у судьи - разбираемся сегодня.

Страховая, за выслугу или пожизненное содержание?

Бывший судья, ныне оказавшийся в отставке или ушедший с должности в определенный момент времени, имеет несколько опций пенсионного обеспечения по старости. Он может:

  • получать страховую пенсию на тех же основаниях, что и остальные россияне, согласно ФЗ №400 от 28.12.13 г. и ФЗ №126 от 04.06.11 г.;
  • получать госпенсию по выслуге согласно Закону РФ №4468-I от 12.02.93 г. и п.1.1 Постановления Правительства РФ №941 от 22.09.93 г.;
  • получать пожизненное содержание (далее по тексту - ПСС) согласно Закону РФ №3132-I от 26.06.92 г. и Инструкции Председателя ВС РФ от 17.08.98 г.

Назначение того или иного вида пенсии судье зависит от ряда обстоятельств предшествовавших отставке или увольнению его с работы.

Вариант первый: гражданин работал судьей непродолжительное время (менее 10 лет), затем ушел в отставку и продолжил трудовую деятельность в сфере, не связанной с юриспруденцией, до тех пор, пока не достиг пенсионного возраста.

Маленький стаж судейства не позволит такому работнику претендовать на получение ПСС, поэтому ему будет оформлена страховая пенсия по возрасту в соответствие с законодательством РФ. Годы, которые гражданин работал судьей и соответственно не производил страховых отчислений, будут засчитаны в стаж согласно статьям 1 и 2 ФЗ №126 от 04.06.11 г.

Вариант второй: судья в отставке уходит на пенсию из органов внутренних дел и при этом имеет необходимую минимальную выслугу лет, позволяющую получать государственную пенсию по выслуге. С 01.01.12 г. период судейства будет засчитан ему в выслугу наряду со службой в армии, учебой в высших и средних профессиональных учебных заведениях, а также непосредственной службой в органах МВД России, ГПС и пр. госведомствах.

И первый и второй варианты пенсионного обеспечения работают для тех судей, которые находились на должности судьи непродолжительное время или еще не достигли возраста, когда им может быть назначено ПСС.

Что же такое ПСС?

ПСС - это именно то, что мы привыкли понимать под пенсией судьи в РФ. Получать ее могут отставные судьи, судьи, ставшие арбитрами, перешедшие на работу в госорганизации и имеющие:

  • стаж судейства равный двадцати годам;
  • стаж судейства меньше двадцати лет, но достигшие минимального возраста - пятьдесят лет для судей женского пола и пятьдесят пять лет для судей мужского пола;
  • стаж судейства не менее десяти лет, совокупный юридический стаж = 25 годам и достигшие пенсионного возраста (60 и 55 лет для мужчин и женщин соответственно);

Для назначения ПСС подсчитываются годы работы:

  • в российских судах всех категорий в качестве судей или арбитров;
  • в аппаратах судов РФ на иных должностях, а также в аппаратах и учреждениях Минюста;
  • адвокатом, следователем, помощником, заместителем или непосредственно прокурором, а также на иной должности, где юр.образование является необходимым.

Сколько получают судьи на пенсии?

Как и в случае с гос.пенсиями, итоговый размер ПСС судьи высчитывается на основании получаемого им денежного довольствия и продолжительности судейства (п.5 ст.15 ФЗ № 3132-I):

  • 4/5 от заработной платы - для отработавших полных двадцать лет или не меньше десяти лет при наличии двадцати пяти лет иного юридического стажа.
  • для отработавших меньше двадцати лет и по достижении предельного возраста - пропорционально стажу судейства;
  • 4/5 от зарплаты +1% за каждый дополнительный год работы - для отработавших больше двадцати лет.

Обратите внимание: ПСС нельзя получать одновременно с какой-либо пенсией, кроме госпенсии для инвалидов, назначенной в следствие полученной при исполнении травмы. Само собой работать и одновременно получать ПСС судьи не могут.

Однако в период до выхода в отставку судьям, которым уже может быть назначено ПСС, выплачивается прибавка к зарплате в размере 50% от соответствующих сумм ПСС (ст. 3 ФЗ №6 от 10.01.96 г.). Также работающий судья может получать пенсию, которая назначена ему по какому-либо другому основанию (выслуге, достижении пенсионного возраста, инвалидности и пр.).

Порядок назначения ПСС

Судьи на пенсии, бывшие судьи (ушедшие с должности в 2015 году и ранее), а также действующие судьи, только собирающиеся в отставку, если они желают получать ПСС, должны прежде всего обратиться в компетентный орган по месту трудоустройства, а если это не возможно, то в один из Судебных департаментов, ВАС иkи Военную коллегию при ВС РФ (для военных).

Для присвоения ПСС прилагаются следующие документы:

  • заявление о назначении ПСС;
  • удостоверение личности;
  • трудовая книжка, квалификационное решение об отставке и прочие бумаги, удостоверяющие стаж работы судьей, а при необходимости и юридический стаж;
  • документы о присвоенных званиях, классах, степенях;
  • справка из СОБЕСа о размере назначенной пенсии (для бывших судей на пенсии);

Комиссия рассматривается заявление о назначении ПСС в течение 15 дней, после чего выносится решение. При положительном решении ПСС назначается со следующего месяца. Если федеральный судья ранее получал пенсию, ПСС назначается после того, как судья прекращает получать пенсию (для этого необходимо написать заявление в ПФР или иной пенсионный орган, который производит выплату пенсии).

10 января 2009 года в России вступил в силу закон № 274-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в связи с принятием Федерального закона «О противодействии коррупции», разделивший судей на две категории с разным социальным обеспечением. Среди «отдельных законодательных актов», подвергшихся тогда редактированию, оказался и закон «О дополнительных гарантиях социальной защиты судей и работников аппарата судов РФ».

Изменения коснулись того, как должен высчитываться стаж работы судьи.

Этот вопрос для судей важен: имея 20 лет стажа, они получают возможность уйти в отставку и получать ежемесячное пожизненное содержание (фактически аналог пенсии, но значительно превосходящий ее по размерам, так как рассчитывается исходя из оклада судьи со всеми надбавками). Те судьи, которые, набрав стаж, продолжают работать, получают дополнительно к зарплате 50% от ежемесячного содержания, которое было бы ему начислено, выйди он в отставку. До принятия закона № 274-ФЗ стаж исчислялся следующим образом: если человек проработал судьей пять лет, в зачет шло и то время, которое до этого он занимал должность следователя, прокурора или адвоката. По новым же правилам в стаж будут засчитываться годы работы непосредственно судьей.

По словам представителя Верховного суда Бориса Горохова, тех судей, которые имеют 20 лет именно судейского стажа без учета работы на других позициях, в стране «можно сосчитать на пальцах двух рук».

Поэтому не удивительно, что закон № 274-ФЗ вызвал недовольство многих. В частности, обиженными себя посчитали те судьи, которые вступили в должность до 10 января 2009 года. Занимая судейское кресло, они рассчитывали на исчисление стажа по старым правилам. Однако, собравшись выходить в отставку или претендуя на прибавку к зарплате по выслуге лет, обнаружили, что право на эти привилегии ими утрачено.

Неразбериха с новыми нормами дошла до того, что некоторые судьи какое-то время получали содержание или прибавку, а затем перестали. Несколько пострадавших таким образом написали жалобы в КС. Одновременно за разъяснениями обратились Железнодорожный районный суд Новосибирска и Кировский районный суд Ростова-на-Дону, которые затруднились с истолкованием новой редакции закона в ходе рассмотрения исков от еще нескольких отставных судей.

Конституционный суд встал на защиту судей.

В постановлении КС подчеркивается, что «уровень конституционно-правовой защиты статуса судьи не может снижаться по отношению к уже достигнутому».

Отмечено и то, что «законодатель должен учитывать законные ожидания, сформировавшиеся на основе ранее действовавшего законодательства». Ненормальной была сочтена ситуация, когда двое судей, имеющие одинаковый стаж, попадали в неравные условия в зависимости от того, когда ими было подано заявление о выходе на пенсию или назначении доплаты к зарплате: те, кто успел подать заявление до 10 января 2009 года, считали стаж по-старому. Проявившие по какой-либо причине нерасторопность — по новому закону.

«Такая дифференциация нарушает конституционный принцип равенства и приводит к необоснованному различию в объеме их прав», — заявил председательствующий в процессе судья Сергей Маврин.

В связи с этим КС принял решение, что часть 1 ст. 7 закона № 274-ФЗ в той мере, в какой она распространяется на судей, вступивших в должность до 10 января 2009 года, противоречит статьям Конституции 19 (равенство прав и свобод), 55 (не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека) и 120 (независимость судебной власти). Таким образом, требования судей, которые посчитали свои права ущемленными, удовлетворены полностью. Все проигранные ими ранее в судах общей юрисдикции дела подлежат пересмотру.

Теперь Минфину нужно срочно изыскать в бюджете государства средства на выплату долгов тем судьям, которые имели право на получение содержания или прибавки к зарплате, но не получали ее с января 2009 года.

О каких именно суммах идет речь, Сергей Маврин сказать затруднился, отметив лишь, что размер ежемесячного денежного содержания отставника со стажем 20 лет и более не может превышать 80 процентов от размера зарплаты действующего судьи. Деньги, по всей видимости, придется брать из резервных фондов бюджета, причем буквально с завтрашнего дня: решение КС вступает в силу с момента его публичного оглашения.

Постановление КС никоим образом не относится к тем судьям, которые вступили в должность после 10 января 2009 года: им придется жить уже полностью по новым правилам.

Рассчитывать на безбедную обеспеченную отставку они смогут только в том случае, если прослужат правосудию в статусе судьи все 20 лет.

Впрочем, тот же самый закон № 274-ФЗ улучшил положение судей, выходящих на пенсию по возрасту.

Чтобы после выхода на пенсию получать упомянутое ежемесячное содержание, достигший 60-летнего (женщины — 55-летнего) возраста судья должен иметь стаж не менее 25 лет. Согласно новой редакции, только 10 лет из этих 25 непременно должны быть именно судейской практикой. Остальное может быть зачтено как за работу в прокуратуре, адвокатуре или следствии, так и за любые другие должности, обязательным условием для занятия которых является высшее юридическое образование. Например, преподаватель вуза или юрисконсульт. Не исключено, что таким образом законодатели пытаются бороться с ранними отставками, стимулируя судей исполнять свой долг как можно дольше.

Ю.О. Вербицкая , юрист МУ «Центр бухгалтерского и материально-технического обеспечения
муниципальных образовательных учреждений Верх-Исетского района»

Журнал «Учет в сфере образования » № 10, октябрь 2011 г.

По общему правилу, сотрудник сам доказывает, что определенный период работы включается в стаж для назначения пенсии по выслуге лет. Но работодатель должен знать, как правильно оформить документы учителю.

Кому полагается пенсия за выслугу лет

Педагогические работники при соблюдении определенных условий имеют право на досрочное назначение пенсии. Пенсия за выслугу лет – это трудовая пенсия по старости, назначаемая ранее достижения пенсионного возраста (55 лет для женщин и 60 лет для мужчин). Данная пенсия назначается в соответствии сподпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Закона от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.

На первый взгляд простое положение. Но в практике его применения возникают два вопроса: что можно считать педагогической деятельностью и какие организации можно считать учреждениями для детей?

Перечень профессий и учреждений, работа в которых засчитывается в специальный стаж, утвержден постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 г. № 781. До этого действовал другой перечень, утвержденный постановлением Совмина РСФСР от 6 сентября 1991 г. № 463. Им стоит руководствоваться при назначении пенсий за периоды до 14 ноября 2002 года (дата введения в действие нового Перечня).

Не весь стаж учитывают – есть ограничения

Правила исчисления спецстажа утверждены постановлением Правительства РФ от 11 июля 2002 г. № 516.

Данными правилами установлено, что в спецстаж засчитываются только периоды работы, выполняемой постоянно в течение рабочего дня при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд РФ. Для педагогических работников это означает, что они должны были вырабатывать часы в соответствии со своей ставкой (у разных педагогических работников она отличается, например у учителей школ – это 18 часов в неделю, в том числе учителей начальных классов, ранее у них была ставка 20 часов).

В стаж включаются периоды получения пособия по государственному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности, а также периоды ежегодных основного и дополнительных оплачиваемых отпусков.

В стаж работы не включаются периоды отстранения от работы по вине работника, а также периоды простоя (как по вине работодателя, так и по вине работника). Кроме того, в спецстаж не включается период отпуска по уходу за ребенком (ч. 5 ст. 256 Трудового кодекса РФ). Исключение составляют случаи, когда указанный период имел место до 6 октября 1992 года, то есть до времени вступления в силу Федерального закона от 25 сентября 1992 г. № 3543-1, с принятием которого названный период перестал включаться в специальный стаж работы в случае назначения пенсии на льготных условиях (определение Верховного суда РФ от 1 июля 2011 г. № 41В11-10, определение Верховного суда РФ от 5 марта 2009 г. № 19-В09-2).

Ошибку работодателя можно исправить через суд

В судах рассматривается много дел по «реабилитации» стажа педагогов. Ответчиком по искам, как правило, является Пенсионный фонд РФ. Специалисты ПФР трактуют нормы постановлений достаточно жестко. А суды нередко принимают решения в пользу истцов. То есть подтверждают правомерность включения определенного периода работы в стаж, дающий право на пенсию по выслуге лет.

Анализ таких дел показывает, что в большинстве случаев чиновники Пенсионного фонда не принимают спорные периоды работы по вине работодателя, так как учреждение неправильно указывает наименование должности. То есть должность педагогического работника, указанная в трудовой книжке, не совпадает с должностью, установленной в перечне.

В этом случае можно посоветовать работнику обратиться в суд для установления факта выполнения трудовых обязанностей по должности, которая указана в Перечне № 781. Тогда доказывать нужно не то, что должность работника соответствует должности, указанной в Перечне № 781, а то, что она была указана неверно. Но при этом сотрудник выполнял трудовые функции педагогического работника по должности, соответствующие установленным требованиям (определение Верховного суда РФ от 12 ноября 2009 г. № 49-В09-13).

Также обратите внимание на пункт 9 постановления Пленума Верховного суда РФ от 20 декабря 2005 г. № 25 «О некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии». В нем отмечено, что в случае несогласия гражданина с отказом пенсионного органа включить в специальный стаж период его работы, который по мнению истца нужно зачесть, необходимо учитывать, что вопрос о виде (типе) учреждения (организации), тождественности выполняемых истцом функций, условий и характера деятельности тем работам (должностям, профессиям), которые дают право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, должен решаться судом исходя из конкретных обстоятельств каждого дела, установленных в судебном заседании (характера и специфики, условий осуществляемой истцом работы, выполняемых им функциональных обязанностей по занимаемым должностям и профессиям, нагрузки, с учетом целей и задач, а также направлений деятельности учреждений, организаций, в которых он работал, и т. п.).

Поэтому приводить примеры конкретных «неправильных» должностей, которые были признаны аналогичными должностям из Перечня № 781, мы не будем, так как в каждом отдельном случае вопрос может быть разрешен судом по-разному (в одном случае, например, инструктор по физической культуре может быть признан педагогическим работником, в другом нет).

Самое главное – собрать как можно больше доказательств того, что сотрудник выполнял обязанности именно по той должности, которая есть в Перечне № 781, хотя и в трудовой книжке ошибочно указана другая должность. Здесь могут помочь справки из отдела образования, показания свидетелей, и другие аналогичные документы.

Равенство должностей

В ряде случаев тождество профессий и должностей установлено нормативно. Так, должности воспитателя тождественны должности (приказ Минздравсоцразвития России от 5 июля 2005 г. № 440):

– воспитатель школьной группы;

– воспитатель школьного отделения;

– воспитатель дошкольной группы;

– воспитатель дошкольного отделения;

– воспитатель логопедической группы;

– воспитатель речевой группы;

– воспитатель специальной (коррекционной) группы;

– воспитатель коррекционной группы;

– воспитатель группы коррекции;

– воспитатель пришкольного интерната;

– воспитатель группы продленного дня;

– воспитатель интерната (при школе);

– воспитатель ясельной группы;

– воспитатель садовой группы;

– воспитатель санаторной группы;

– воспитатель интернатной группы;

– воспитатель подготовительной группы.

Должность «музыкальный работник» соответствует должности музыкального руководителя (постановление Минтруда России от 23 июня 2003 г. № 39).

При решении вопроса, в какой суд обратиться, нужно исходить из следующего. Если он заявляет только имущественное требование, цена которого не превышает 50 тыс. руб. (например, при взыскании назначенной, но не выплаченной трудовой пенсии), то следует обращаться к мировому судье. Если предъявляется неимущественное требование (например, дела по спорам, возникающим в связи с отказом в установлении трудовой пенсии) или и то, и другое, то такие дела подсудны районному суду.

Заявление гражданина по спору, связанному с реализацией им права на трудовую пенсию, подается в суд по местонахождению соответствующего пенсионного органа (отказавшего в назначении пенсии или выплачивающего пенсию).

Что касается продолжения трудовой деятельности после назначения пенсии за выслугу лет, то закон этого не запрещает. Факт назначения пенсии не означает прекращения трудовых отношений. Работник может продолжать выходить на работу, при этом никаких дополнительных документов оформлять не нужно.

Важно запомнить

При разработке штатного расписания и указании должностей сотрудников (и в приказах, и в трудовых книжках) надо использовать нормативно установленные наименования.

THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама