Весак (другие названия - Вишакха Пуджа, Дончод-хурал, Сага Дава) - буддийский праздник в честь рождения, просветления и смерти (ухода в паринирвану) Гаутамы Будды. Этот праздник относится к традиции тхеравады (одной из традиций раннего буддизма), согласно тхераваде все эти события произошли в один и тот же день года — в день майского полнолуния. Широко распространён в странах Южной Азии.
Праздник выпадает на день полнолуния второго месяца древнеиндийского календаря. Индийское название месяца - вайшакха, что на сингальском языке звучит как «весак». Таким образом, праздник получил своё название по названию месяца.
В 2016 году Весак отмечается в:
Таиланде - 20 мая
.
Шри-Ланке, Бирме, Камбодже, Сингапуре, Непале, Индии, Китае, Малайзии, Вьетнаме - 21 мая
.
Индонезии - 22 мая
.
Также, 21 мая , день рождения, просветления и ухода в паринирвану Будды Шакьямуни отмечается и в Калмыкии как национальный праздник.
Его Святейшество Далай-лама возжигает лампаду в главном тибетском храме в честь праздника Весак –
дня рождения, просветления и ухода в паринирвану Будды Шакьямуни.
Дхарамсала, Индия. 21 мая 2016 г.
Фото: Тензин Чойджор (офис ЕСДЛ)
В центре внимания праздника - просветление Гаутамы Будды, знаменующее собой переломный момент в познании истины. В этот день принято украшать местные храмы и с наступлением темноты зажигать фонарики, что символизирует просветление, приходящее в этот мир. Фонарики для Весака делаются из бумаги на лёгком деревянном каркасе. На территории храмов вокруг деревьев Бодхи и ступ принято расставлять масляные лампы. Люди посылают своим друзьям открытки, на которых, как правило, изображаются памятные события из жизни Будды.
Миряне также посещают местные храмы и монастыри, слушают даршаны и медитируют в течение всей ночи, то есть обращаются к обряду. В традиции тай принято обходить вокруг монастыря три раза, в честь Будды, дхармы и сангхи (трёх драгоценностей). Выполнение наставлений в эти дни осуществляется с большей строгостью, что ведёт иногда к запрету на занятия сельским хозяйством и другую деятельность, которая может причинить вред живым существам. В дни праздника также поощряется дана как свидетельство милосердия.
Миряне, как правило, приносят в монастырь или храм обильное угощение в подтверждение того, что они не забывают о своём долге перед монастырской общиной (сангхой). Подношения подчёркивают, что сангха важна для мирян. Это также возможность заслужить уважение окружающих. В Бирме, в отличие от Шри-Ланки, этот праздник не считается праздником света, однако его важности отвечает обычай поливать дерево Бодхи в местном монастыре или храме.
(тиб., монг. — Сага Дава, Дончод хурал) — один из главных буддийских праздников. В переводе с тибетского языка означает "Праздник тысячи подношений".
Этот общебуддийский праздник отмечают в день полнолуния первого летнего месяца лунного календаря, который выпадает на конец мая — начало июня григорианского календаря. Индийское название этого месяца — санскр. вишакха, пали весак — закрепилось и за этим праздником.
Считается, что в этот день в разные годы произошло три величайших события: рождение (Джаянти) Будды, достижение им полного Просветления (Бодхи) в 35 лет и уход в Паринирвану в 80 лет.
В странах южно-азиатского буддизма все три события отмечаются на 14-й день месяца весак . В 2015 году этот день выпадает на 1 июня.
В северном тибето-монгольском и российском буддизме День рождения Будды отмечается на девятый день четвертого месяца тибетского календаря, а Просветление и Паринирвана — в ночь на 15-й день того же месяца. Тибетцы называют этот праздник Сага Дава, а монголы и традиционные буддисты России — Дончод хурал.
В соответствии с резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН от 8 февраля 2000 года этот день ежегодно празднуется ООН в знак признания вклада, который буддизм — одна из старейших религий в мире — внес на протяжении двух с половиной тысячелетий и продолжает вносить в настоящее время в духовное развитие человечества.
Весак считается самым важным из всех буддийских праздников, длится он неделю. В канун праздника верующие посылают своим друзьям и родственникам поздравительные открытки, на которых, как правило, изображаются памятные события из жизни Будды.
Считается, что в полнолуние четвертого лунного месяца заслуги увеличиваются в миллионы раз, поэтому в этот день буддисты особенно усердны в своей духовной практике. В день хурала во всех монастырях проводятся торжественные молебны, устраиваются процессии и шествия. Храмы украшаются гирляндами из цветов и бумажными фонариками — они символизируют просветление, пришедшее в мир с учением Будды. На территории храмов вокруг священных деревьев и ступ расставляются масляные лампадки. Монахи всю ночь читают молитвы и рассказывают верующим истории из жизни Будды и его учеников (даршаны).
Миряне тоже совершают медитацию в храме и слушают наставления монахов в течение всей ночи, подчеркивая тем самым свою верность учению Будды (Дхарме). С особой тщательностью в дни праздника соблюдается запрет на проведение сельскохозяйственных работ и другую деятельность, которая может причинить вред любым живым существам.
Во время хурала ламы читают священные сутры из Ганжура (священная книга буддизма) — "Поклонение и подношение Будде", "Пришествие Будды с небес Рая Тушита". Основной день хурала Дончод отмечается как Всемирный день Мира и Медитации во всех буддийских странах.
После окончания праздничного молебна миряне устраивают обильное угощение членам монашеской общины и преподносят им подарки (дана), чем свидетельствуют о своей верности наставлению Будды чтить монашескую общину (Сангху) как одну из Трех Драгоценностей.
Характерным обрядом праздника является омовение статуй Будды подслащенной водой (или чаем) и осыпание их цветами.
В этот день принято совершать гороо — круговой обход вокруг священного места (дацана или ступы) по часовой стрелке. Это считается одной из лучших практик очищения. Количество гороо — 3, 7, 21, 108 или столько, сколько вам лет.
Существует традиция в дни священного буддийского месяца воздерживаться от употребления мяса и алкоголя. В том случае, если не удается соблюдать вегетарианство на протяжении всего месяца, буддисты, как правило, отказываются от мяса в первые 15 дней месяца.
Многие дают обет пребывать в молчании в течение семи дней, что символизирует важность воздержания в буддийской практике и одновременно поминовение Будды.
У буддистов стран Восточной и Юго-Восточной Азии в этот праздник широко распространена традиция подношения лампад в бумажных фонариках. У монгольских народов такой обряд ранее не практиковался. В 2008 году молебен подношения лампад был впервые проведен в Монголии: на крупнейшем стадионе Улан-Батора собрались свыше десяти тысяч верующих, в небо было запущено 3,5 тысячи лампад.
В Бурятии впервые молебен подношения лампад был проведен в 2009 году.
(Дополнительный
Известный в народе как , праздник Весак – время буддистов со всего света, когда они собираются вместе и празднуют рождение, просветления и уход в паринирвану Гаутамы Будды. Празднования варьируются от медитаций и тихих молитв до раздачи милостыни монахам в составе длинных красочных процессий. В Индонезии подобные мероприятия проходят у храма Боробудур Махаяна, что делает его самой посещаемой достопримечательностью в стране. Весак отмечается каждый год в полнолуние в мае или июне.
(Всего 27 фото)
1. Буддисты со свечами вокруг статуи Будды в Весак в храме в провинции Накхон Патом на окраине Бангкока 17 мая. В этом году отмечается 2600-ая годовщина просветления Будды. Фото сделано с долгой экспозицией. (Chaiwat Subprasom/Reuters)
2. Буддийские монахи на церемонии в Весак у храма Ват Дхарммакайя в провинции Патум Тани на окраине Бангкока. (Damir Sagolj/Reuters)
3. Индонезийская мусульманка с буддистами выпускают фонарь у храма Боробудур в Весак в Магеланге 17 мая. Буддисты Индонезии празднуют Весак каждый год у этого храма, что делает его самым посещаемым объектом в стране. Праздник проходит в полнолуние в мае или июне, а главные церемонии проводятся в трех буддийских храмах, к которым идут паломники из Мендута в Павон. Маршрут заканчивается в храме Боробудур. (Ulet Ifansasti/Getty Images)
4. Буддисты медитируют в Весак в Ват Дхарммакая в провинции Патум Тхани на окраине Бангкока. (Damir Sagolj/Reuters)
5. Буддийские монахи молятся у храма Боробудур в Магеланге. (Ulet Ifansasti/Getty Images)
6. Огромное украшение в честь Весака на ежегодном буддийском фестивале в Коломбо, Шри-Ланка. (Lakruwan Wanniatachchi/AFP/Getty Images)
7. Буддисты на медитации в храме Боробудур в Весак – день рождения Будды. (Ulet Ifansasti/Getty Images)
8. Общий вид подсвечивающегося храма Боробудур, вокруг которого ходят монахи, в праздник Весак. (Ulet Ifansasti/Getty Images)
9. Буддистские монахи присоединились к процессии из храма Мендут в Боробудур в Магеланге. (Ulet Ifansasti/Getty Images)
10. Буддисты зажигают свечи у храма Боробудур в Весак. Буддисты Индонезии празднуют Весак каждый год в полнолуние в мае или июне. (Ulet Ifansasti/Getty Images)
11. Буддисты выпускают фонари у храма Боробудур. (Ulet Ifansasti/Getty Images)
12. Буддисты прибыли к храму на религиозную церемонию в Весак. (Dinuka Liyanawatte/Reuters)
13. Буддисты со свечами в храме Ват Дхарммакайя на празднике дня рождения Будды Весак. (Damir Sagolj/Reuters)
14. Буддистские монахи омывают и осыпают статую лежачего Будды у храма Дхаммадипа Арама в городе Маланг, провинция Востояная Ява, Индонезия. (Aman Rochman/AFP/Getty Images)
15. Буддистский монах с радио раздает инструкции перед молитвой в честь Весака в провинции Патум Тхани у Бангкока. (Damir Sagolj/Reuters)
16. Индонезийка дает милостыню монахам во время процессии в честь Весака в Магеланге. (Dwi Oblo/Reuters)
17. Уличный торговец фонариками накануне фестиваля Весак в Коломбо, Шри-Ланка. Страны с буддийской религией отметили день рождения Будды, называемый Весак. Это трижды благословенный день для буддистов, чествующих рождение, просветление и уход в паринирвану Будды. В этот день фонарики из бамбуковых палочек и красочной бумаги вывешивают у домов и украшают ими улицы. (Lakruwan Wanniarachchi/AFP/Getty Images)
18. Буддийские монахи на церемонии подношения милостыни в коммерческом районе Бангкока. 12 600 монахов пришли на церемонию в честь Весака – ежегодного празднования дня рождения, просветления и ухода в впаринирвану великого Будды. Эта церемония была организована в честь Будды и для моральной поддержки буддистских монахов и новичков из неспокойных южных провинций Таиланда. В этом году состоялось 2600-летие просветления Будды. (Damir Sagolj/Reuters)
19. Тысячи буддистских монахов проходят мимо верующих во время церемонии раздачи милостыни в Бангкоке. (Damir Sagolj/Reuters)
20. Молящийся буддистский монах у храма Боробудур во время празднования Весака. (Ulet Ifansasti/Getty Images)
21. Буддисты со свечами ходят вокруг храма Ват Дхарммакайя в Весак в провинции Патум Тхани. (Damir Sagolj/Reuters)24. Молящаяся верующая у буддийского храма на фестивале Пурнима (Весак) в Чандигархе, Индия. (Ajay Verma/Reuters)27. Буддисты выпускают фонарики во время празднования Весака в городке Магеланг, провинция Центральная Ява. Считается, что храм был построен в 8-ом веке, он стал центром молитвы и поклонения Будде в Весак – день рождения, просветления и ухода Будды в паринирвану, празднуемый буддистами во всем мире. (Clara Prima/AFP/Getty Images)
Весак - традиционный буддийский праздник в честь рождения, просветления и ухода в паринирвану Гаутамы Будды.
Весак проводится во время майского полнолуния , поэтому дата определяется по лунному календарю и каждый год изменяется. Если проводить аналогию с христианами, то для буддистов Весак это примерно то же самое, что и для христиан Рождество и Троица вместе взятые.
Существует легенда, согласно которой Будда, или как его назвали при рождении, Сиддхартха Гаутама, родился в Непале, в городе, носящем название Лумбини, в 543 году до н.э. Его мать была королева Махамая. Просветление Будды произошло намного позже, как очевидно, и переход в Нирвану. Но, по устоявшимся религиозным канонам , полагается отмечать все эти события в один день.
Официально в буддийских странах этот день начали праздновать начиная с 1950 года. Зимой 1999 года ЮНЕСКО признала этот день днём всемирного достояния.
Для верующих буддистов Весак это в первую очередь молитвы и медитации, в которых они проводят весь праздничный день, от рассвета и до заката . В этот день в храмы приходят все, и старики, и дети, чтобы послушать рассказы священнослужителей о жизни Будды . Считается, что в этот день следует подавать милостыню беднякам , и совершать подношения монахам. В этот день люди, принадлежащие к буддийской вере, стараются следовать заветам, которые очень сходны с мусульманскими и христианскими.
Поздним вечером начинаются праздничные шествия, которые проводятся с особой помпезностью. Шествия проводятся вокруг храмов, в сопровождении особых религиозных ритуалов. Программа праздничной церемонии включает в себя поклонение статуе Будд ы, религиозные песнопения , курение различных благовоний , обход храма с зажжёнными свечами и гирляндами цветов .
Изготавливаемые из бамбука и цветной бумаги, а затем развешиваемые в домах фонарики являются одним из символов праздника Весак. В давние времена в эти фонарики помещали лампады, теперь вместо них используются свечи или лампочки.
Согласно традиции, во время празднования Весака, буддисты дарят друг другу специальные праздничные открытки .
Праздник Весак является лучшим днём для медитации и перехода в состояние блаженной доброты и любви. И в этот день рекомендуется подвергать очищению не только свою душу, но и тело, для чего следует питаться растительной пищей .
Люди связывают с Праздником чрезвычайно определенные и ясно обозначенные идеи , а также видят в нем великую предоставленную человечеству возможность :
Во-первых , Праздник связывает прошлое с настоящим таким образом, каким этого еще не делал прежде никакой другой праздник, связанный с любой из мировых религий . Он выражает живую истину и открывшую сегодня перспективу. Осуществляют эту связь Будда и Христос в их общем служении расе . Они сближают Восток с Западом и объединяют в единое целое христианскую традицию, буддийскую и индуистскую веры, а также стремление всех верующих в современном мире, ортодоксальных и неортодоксальных. Религиозные различия исчезают .
Во-вторых , Праздник обозначает высшую точку духовного благословения в мире. Это время необычайного истечения жизни и духовной стимуляции , и оно предназначено для того, чтобы придать стремлению всего человечества новую энергию .
В-третьих , во время Праздника благодаря объединенным усилиям Христа и Будды, работающих в теснейшем сотрудничестве, открывается канал связи между человечеством и Богом, по которому к жаждущему и нуждающемуся миру изливаются любовь и мудрость самого Бога. Во время полнолуния Тельца словно бы открывается “дверь на Небеса ” (если говорить, прибегая к еще большей символике), и тогда можно вступить в соприкосновение с теми еще более великими Жизнями, которые являются нашей планетарной Иерархией тем, чем Иерархия является для человечества. Как только это будет осознано, появится возможность развить Науку Сближения, внеся в нее более глубокие истины и силы жизни, которые все еще остаются скрытыми за завесой. Это явит Новый Век. И это является частью реально возникающего метода достижения Пути и духовного прогресса.
Весак - это празднование рождения, просветления и перехода из воплощения Гаутамы Будды. Это - буддистский Праздник Нового Года.В 2000 г. Весак был включен в календарь ЮНЕСКО и с этого времени является международным праздником. Сегодня, в Майское Полнолуние, миллионы людей во всем мире мысленно обращаются к Будде, стремясь попасть под Его и Иерархии влияние и благословение, когда Он ежегодно ненадолго возвращается, чтобы благословить человечество. Это признание будет расти до того не слишком отдаленного момента в будущем, когда срок Его служения завершится и Он уже больше не вернется, так как грядущий Аватар займет Его место в умах и мыслях народов мира. Его задача постоянного напоминания стремящимся о возможности просветления и Его работа поддержания открытого канала, через который Свет мог бы проникнуть в умы людей посредством нисхождения световой субстанции до самой земли, почти выполнены; близко то время, когда «в этом свете мы узрим Свет». Так, гласит легенда, Будда возвращается раз в год, чтобы благословить наш мир, передавая через Христа обновленную духовную жизнь. Затем Будда медленно удаляется, вновь превращаясь в глазах зрителей в неясное пятнышко в небе, которое в конце концов полностью исчезает. Вся церемония благословения, начиная от момента появления Будды вдали и до мига, когда он исчезает из вида, занимает всего лишь восемь минут. Ежегодное жертвоприношение, которое Будда совершает для человечества (Он тяжко платит за свое возвращение), окончено, и Он вновь возвращается в высокое место, где Он трудится и ждет. Год за годом Он и его Великий Брат, Христос, работают в теснейшем сотрудничестве ради духовного блага человечества. В этих двух великих Сынах Божьих сфокусированы два аспекта божественной жизни, и они действуют совместно как Хранители той высочайшего типа духовной силы, на которую способно откликнуться наше человечество. Через Будду проливается на нас мудрость Бога. Через Христа проявляется любовь Бога к человечеству; и именно эта мудрость и эта любовь изливаются на род людской каждое “майское” полнолуние.
Так гласит древний рассказ, такова легенда, стоящая за этим столь распространенным на Востоке праздником. Такова действительность, если мы осмелимся поверить в нее и если наши умы открыты достаточно широко, чтобы осознать ее возможность.
… если мы сможем охватить умом и понять все выше сказанное, то в нашем сознании возникнет новое видение и осознание того, что раса может уже сегодня сознательно подключится к новому источнику энергии и новому центру духовной силы.
Некоторые живущие (в сегодняшнем мире) люди связывают с Праздником некие чрезвычайно определенные и ясно обозначенные идеи, а также видят в нем великую предоставленную человечеству возможность. Перечислим эти идеи:
Во-первых, Праздник связывает прошлое с настоящим таким образом, каким этого еще не делал прежде никакой другой праздник, связанный с любой из мировых религий. Он выражает живую истину и открывшую сегодня перспективу. Осуществляют эту связь Будда и Христос в их общем служении расе. Они также сближают Восток с Западом и объединяют в единое целое христианскую традицию, буддийскую и индуистскую веры, а также стремление всех верующих в современном мире, ортодоксальных и неортодоксальных. Религиозные различия исчезают.
Во-вторых, Праздник обозначает высшую точку духовного благословения в мире. Это время необычайного истечения жизни и духовной стимуляции, и оно предназначено для того, чтобы придать стремлению всего человечества новую энергию.
В-третьих, во время Праздника благодаря объединенным усилиям Христа и Будды , работающих в теснейшем сотрудничестве, открывается канал связи между человечеством и Богом , по которому к жаждущему и нуждающемуся миру изливаются любовь и мудрость самого Бога. Говоря символически и помня о том, что символы всегда вуалируют истину, можно утверждать, что во время полнолуния словно бы широко распахивается дверь, которая во всех прочих случаях остается закрытой. Через эту дверь стремящиеся и ученики могут соприкасаться с энергиями, к которым трудно получить доступ иным способом. Через эту дверь можно приблизиться к Тем, Кто являются Водителями расы, а также к истине и реальности, что невозможно во всякое другое время. Эта возможность предоставляется всем, кто стоит по обе стороны двери, и она будет постоянно возрастать. Во время полнолуния Тельца словно бы открывается “дверь на Небеса” (если говорить, прибегая к еще большей символике), и тогда можно вступить в соприкосновение с теми еще более великими Жизнями, которые являются нашей планетарной Иерархией тем, чем Иерархия является для человечества. Как только это будет осознано, появится возможность развить Науку Сближения, внеся в нее более глубокие истины и силы жизни, которые все еще остаются скрытыми за завесой. Это явит Новый Век. И это является частью реально возникающего метода достижения Пути и духовного прогресса.
Кроме того, в это время становится возможным колоссальное расширение сознания, которое невозможно в другие времена. Ученики и посвященные, где бы они ни находились, могут получить помощь и духовную стимуляцию, чтобы сделать те гигантские шаги, которые мы называем посвящениями и которые позволяют человечеству проникнуть еще немного глубже и сознательнее в тайну царства Божьего. Они являют более отчетливо чудо божественности, красоту божественности в каждом человеке, а также еще немного приоткрывают План, которому подчиняется человечество и с которым оно может сотрудничать. «Для того, чтобы изменить мир, необходимо изменить природу человека», — утверждал Будда, и в этом утверждении заложена глубинная суть того, каким образом можно улучшить жизнь нашей планеты и ее обитателей... Предлагаю всем, кто исповедует буддизм и другие религии, в связи с празднованием Дня Весак задуматься о том, каким образом мы можем изменить свои действия, с тем чтобы проложить путь к более поступательному развитию в будущем».
Из послания Генерального секретаря ООН Пан Ги Муна по случаю Дня Весак:
Нужно перестать вести самую трудную войну, войну с самим собой.
Нужно обезоружить самого себя.
Я вел эту войну несколько лет, она была ужасна. Теперь я безоружен.
Я больше ничего не боюсь, ибо “Любовь изгоняет страх”.
Я снял доспехи своей правоты, стремления себя оправдать, обвиняя других.
Я больше не стою на страже, ревниво вцепившись в свои сокровища.
Я все принимаю и делюсь всем, что имею.
Я не привязываюсь к своим идеям и планам.
Если мне предложат лучшие, - нет, просто хорошие, - я приму без сожалений.
Я отказался сравнивать.
Хорошее, истинное, настоящее для меня и будет лучшим.
Поэтому я больше не боюсь.
Когда ты обезоружишь себя, откажешься от собственной власти, откроешься навстречу Богочеловеку, творящему всё новое, тогда Он сотрет дурное прошлое, и введет нас в новое время, где все возможно.
А еще - в 2012 году Весак совпал со славянским празднованием - Даждьбога!
Даждьбог — Дабъ, Радегаст, Радигош, Сварожич — это разные варианты имени одного и того же бога. Бога плодородия и солнечного света, живительной силы. Он считается первопредком славян (славяне по тексту «Слова о Полку Игореве» — даждьбожии внуки).
По славянским преданиям, Даждьбог и Жива вместе возродили мир после Потопа. Лада, матерь Живы, соединила браком Даждьбога и Живу. Затем обрученные боги родили Ария, по легендам, прародителя многих славянских народов — чехов, хорват, киевских полян.
Почитался в этот день и Ярило (Солнце), лик Даждьбога, возрождение природы. Бога Яра часто сравнивали с пахарем и воином Арием, сыном Даждьбога. Арий почитался, подобно Яру, воплощением Рода (в иных толкованиях — Велеса либо Даждьбога).
Даждьбог — Дабъ, Радегаст, Радигош, Сварожи
В день Даждьбога люди радовались, что Даждьбог отверг Марену и обручился с Живой. Это означало окончание долгой Зимы, начало Весны и Лета. В это время в ведических храмах и на вспаханных полях шумно славили Даждьбога.
«Славим Даждьбога. Да будет он нашим покровителем и заступником от Коляды и до Коляды! И покровителем плодов на полях. Он траву дает скоту нашему во все дни. И коровы умножаются, и умножаются зерна в житницах. И меду он не дает забродить. Он бог Света. Славьте Сварожича, отрекающегося от Зимы и текущего к Лету. И ему мы славу поем на полях, поскольку он — отец наш» /Вел. 31/.
День Даждьбога — это и время первого выгона скота на пастбища. Потому Даждьбогу жгли огни и просили его охранять скотину:
Ты, Дажьбоже храбрый!
Спаси скотину, охрани ее от похитчиков!
Охрани от медведя лютого,
Сбереги и от волка хищного!
Считалось, что в этот день бог Велес украл у Перуна тучи-коровы и заточил их в горах Кавказа. Потому Яра, Даждьбога и Перуна просили вызволить тучи, иначе все живое на Земле погибнет. Славят в этот день победу Дождьбога над Велесом.
С наилучшими пожеланиями, Лена Голуб .