THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама

ГРУДНОЙ РЕБЁНОК - ребенок, нуждающийся полностью или частично в грудном молоке; длительность грудного возраста приблизительно до 1-1,5 лет. Наиболее характерным для грудного ребенка является его быстрый рост и прибавление в весе.

Рост доношенного новорожденного ребенка 48-52 см. К месяцу длина тела увеличивается на 1-3 см, а за первый год на 20-25 см.

Вес ребенка возрастает очень быстро и беспрерывно, если ребенок здоров и имеет правильный уход и питание. Новорожденный весит в среднем 3100-3400 г; мальчик обычно весит больше, чем девочка.

В первые 3-4 дня после рождения ребенок, как правило, несколько теряет в весе, затем начинает быстро восстанавливать вес и к 10-12-му дню уже имеет свой первоначальный вес.

В первые 3 месяца жизни ребенок обычно прибавляет в весе еженедельно 150-200 г, во вторые 3 месяца - 130-150 г.

К 6 месяцам вес ребенка по сравнению с весом при рождении удваивается, к 1 году утраивается, к 2 годам учетверяется. С этой особенностью связана интенсивность обмена веществ у грудного ребенка и большая потребность в пище.

Вес и рост ребенка до 2 лет (по Орлову)

Рост в см

Рост в см

При
рождении

К концу
9-го мес.

К концу
1-го мес.

» » 10-го »

» » 11-го »

» » 12-го »

» 1 г. 3 мес.


Многие органы у грудного ребенка не достигают еще достаточного развития, и поэтому приспособляемость его к условиям внешней среды находится на относительно низкой ступени. Этим объясняется большая заболеваемость и смертность среди детей раннего возраста сравнению с детьми более старшего возраста и рослыми.

В быстро растущем организме грудного ребенка не только увеличивается объем органов, но и изменяется их структура, параллельно развиваются и совершенствуются функции органов.

Кости ребенка первых месяцев жизни состоят частично из хрящевой ткани, которая постепенно превращается в костную. Голова грудного ребенка по сравнению с туловищем велика; длина ее составляет 1/4 длины всего тела (у взрослого она равна 1/8 роста). Между костями черепа можно нащупать места, где нет совсем кости, так называемые роднички, которые окостеневают только после года.

Позвоночник грудного ребенка очень неустойчив и легко подвергается искривлениям (напр., при ношении ребенка постоянно на одной руке).

До 6 месяцев у ребенка нет зубов; к 2 годам он имеет уже 20 молочных зубов. Иногда при прорезывании зубов ребенок капризничает, усиленно сосет пальцы, теряет аппетит. Но при этом не может быть ни жара, ни поноса, ни судорог, ни какого-либо значительного заболевания. Если такое заболевание совпадает с прорезыванием зубов, следует немедленно обратиться к врачу.

Органы пищеварения грудного ребенка. приспособлены лишь к перевариванию грудного женского молока и только постепенно получают способность усваивать другую пищу - молочные смеси, каши и т. п.

Для усиленного обмена веществ и роста тканей организму грудного ребенка требуется значительное количество пищевых веществ (в 2-2,5 раза больше на 1 кг веса, чем взрослому). Таким образом, в связи с незрелостью пищеварительного тракта грудного ребенка, нагрузка на его органы пищеварения чрезвычайно повышена, в особенности это имеет значение при неправильном вскармливании.

При перегрузке пищеварительной системы у грудного ребенка легко развиваются желудочно-кишечные заболевания и нарушения обмена веществ.

В связи с большой потребностью грудного ребенка в кислороде (у грудного ребенка повышен обмен веществ) его органы дыхания несут большую работу - частота дыхания и количество воздуха, пропускаемого через легкие, у грудного ребенка относительно больше, чем у взрослого.

Нежность и ранимость слизистых оболочек органов дыхания и пищеварения обусловливают частые заболевания этих органов у грудного ребенка.

Развитие нервной системы, совершенствование ее идет быстро на 1-м году и продолжается всю жизнь.

Органы чувств у грудного ребенка развиты в достаточной мере: с первых часов жизни он различает сладкое и горькое; на громкие звуки грудной ребенок с первых дней отвечает вздрагиванием всего тела; с первого дня жизни реагирует на яркий свет.

В возрасте 1 месяца ребенок фиксирует глазами яркие предметы. К этому времени следует прямо против него (чтобы грудной ребенок не скашивал глаза) повесить яркие игрушки.

Осязание и чувствительность кожи развиты уже к рождению, но на боль грудной ребенок реагирует слабее взрослого.

Обонянием грудной ребенок обладает, по-видимому, с рождения: сильно пахучие вещества вызывают у него беспокойство.

Одной из первых функций мозга являются произвольные (волевые) движения, которых нет у новорожденного ребенка.

На 2-м месяце грудной ребенок начинает поднимать и держать головку. В это же время появляется улыбка; грудной ребенок узнает мать и отличает ее от окружающих.

Самостоятельно сидеть дети начинают с 7-8 месяцев, ползать с 8 месяцев, почти в это же время, держась за кроватку, они поднимаются на ножки.

Около года дети начинают ходить, сначала с помощью взрослого, а затем и самостоятельно.

С 8-9 месяцев грудной ребенок произносит отдельные слоги, при повторении которых складываются простейшие слова.

Вскармливание грудного ребенка материнским молоком является обязательным. Материнское молоко - наиболее подходящая пища, содержащая все необходимые для жизни, роста и правильного развития грудного ребенка вещества (жиры, легко перевариваемые белки, сахар, соли и воду), оно содержит витамины, необходимые для развития ребенка.

Кроме того, через грудное молоко ребенку передаются от матери защитные вещества (антитела) против разных болезней.

При вскармливании грудью (т. е. при так называемом естественном вскармливании) ребенок лучше развивается: меньше болеет, легче переносит всякие заболевания. Грудное молоко лучше всякой другой пищи переваривается грудным ребенком. Молоко, которое ребенок получает непосредственно из груди матери, имеет и соответствующую температуру; в нем нет бактерий.

Хорошее настроение матери, вкусная, разнообразная пища с достаточным количеством жидкости, ежедневные прогулки на свежем воздухе, нормальный сон, нетяжелая работа - все это способствует увеличению у нее количества молока.

Увеличению количества молока способствует также наиболее полное опорожнение груди: чем сильнее сосет ребенок, тем больше у матери прибывает молока. Если у матери мало молока, ребенка все же нельзя отлучать от груди; даже самое незначительное количество грудного молока делает ребенка крепче, жизнеспособнее. Если молока настолько мало, что ребенок голодает и теряет в весе, то врачом на некоторое время назначается прикорм или грудное молоко, получаемое в консультации.

Первый раз прикладывают ребенка к груди матери через 6-12 часов после рождения.

С первых же дней жизни надо приучить ребенка к кормлению по часам, через определенные промежутки времени. Это необходимо и для здоровья ребенка и для здоровья матери. Между кормлениями можно давать ребенку только кипяченую воду без сахара - всякая пища в промежутке между кормлениями вредна ребенку, она может нарушить его аппетит, испортить желудок и привести к потере веса.

Первые 3 месяца ребенка обычно кормят 7 раз в сутки - через 3 часа днем, с ночным промежутком в 6 часов; этот ночной отдых необходим и ребенку и матери.

С 3 до 6 месяцев ребенка кормят 6 раз в сутки - через 3-3½ часа днем; с 6-7 месяцев 5 раз в сутки - через З½ часа днем; с 7 месяцев надо кормить ребенка 4 раза в сутки - через 4 часа днем, с полным ночным отдыхом в 11-12 часов.

Прежде чем приложить ребенка к груди, необходимо тщательно вымыть руки, обмыть сосок и околососковую область свежей кипяченой водой. Когда мать начнет вставать с постели, кормить рекомендуется сидя на стуле со спинкой, причем под ногу подставляется небольшая скамейка (см. рисунок ).

Кормить ребенка нужно досыта, на что требуется от 10 до 20 мин. Больше всего молока ребенок высасывает в первые 10 мин. Кормление дольше 15-20 мин. мало дает ребенку, но отнимает у него много сил при сосании.

Во время кормления ребенок должен свободно дышать носом; для этого надо 2 пальцами оттянуть грудь кверху, чтобы во время кормления она не закрывала ребенку нос и не мешала ему дышать. Если у ребенка заложен нос, перед кормлением следует прочистить ему нос фитильком из ваты, смазанным вазелином (см. рисунок ).

При кормлении необходимо чередовать груди: в одно кормление дать правую грудь, в другое - левую. Обе груди в одно кормление можно давать только после 6-7 месяцев, когда молока становится меньше, или по совету врача, когда у матери мало молока. Если мать не может сама провести какое-то кормление, она должна сцедить молоко в чистую прокипяченную посуду и оставить его в холодном месте. Перед кормлением молоко подогревают температуры парного молока, опуская бутылочку в горячую воду.

С 2 месяцев Г. р. назначают витамин D, с 3 месяцев - рыбий жир, сначала 1/4 ч. л. 1 раз в день постепенно увеличивая дозу до 1 ч. л. 2 раза в день. С 3-4 месяцев рекомендуют давать 1-5 ч. л. сырого сока ягод, фруктов и овощей (начинать с скольких капель).

Прикармливать ребенка надо с 5-6 месяцев, даже если грудного молока достаточно. Время начала прикорма должен указать врач.

С 6 месяцев грудной ребенок уже нуждается в питательных веществах, которых нет в грудном молоке.

Обычно с 5-го месяца дают к манную, рисовую, сухарную, сначала 5%-ную (2 ч. л. на стакан жидкости) на половинном коровьем молоке затем 10%-ную (4 ч. л. на стакан жидкости) и с 7 месяцев - на цельном молоке (150-200 г). В эти же месяцы следует давать кисель (ягодный или фруктовый), сухари, печенье; в 7 месяцев - пюре из овощей (картофель, морковь, цветная капуста), творог, желток яйца; в 10 месяцев рекомендуется бульон с протертыми овощами и с протертым мясом и сухарь.

В это время грудь ребенку можно давать 2-3 раза: одно из кормлений грудью заменяется кофе из злаков на молоке с сухарем или с печеньем или цельным молоком.

Общее количество пищи 500-700 г на 1-м месяце, 800 г на 2-м, 900 г на 3-м, 1 000 г - до конца года.

Отлучать ребенка от груди надо к году. Отлучать следует не сразу, а постепенно, сначала уменьшая количество кормлений грудью в сутки.

Обычно перед отлучением ребенка кормят грудью 2 раза в сутки, после первого и после последнего дневного прикорма.

Отлучая ребенка от груди, грудное кормление заменяют коровьим молоком с добавлением 5% сахара (2 ч. л. на стакан молока) или кефиром.

Летом нельзя отлучать ребенка от груди, даже если ему исполнился год, т.к. летняя жара особенно опасна для детей, которых не кормят грудью. Грудное молоко - лучшее предохраняющее средство и лекарство от поносов.

В том случае, когда у матери молока мало и нет возможности получить его от другой женщины приходится переводить ребенка на смешанное вскармливание раньше указанного срока. Такой ранний прикорм или, точнее, докорм до 4-х месячного возраста состоит из коровьего или козьего молока, разведенного наполовину отваром крупы (рисовой, овсяной) с добавкой 5% сахара.

Если по тем или иным причинам мать не может кормить ребенка грудью и нельзя достать хотя бы небольшое количество женского молока, ребенка целиком вскармливают коровьим молоком (козьим, кобыльим, ослиным). Такое вскармливание называется, искусственным вскармливанием. Совсем без молока вскормить ребенка невозможно.

В уходе за грудным ребенком основное - абсолютная чистота во всем, что так или иначе касается грудного ребенка.

Одним из важнейших условий для сохранения здоровья ребенка является чистота пищи и посуды ребенка. Грудной ребенок должен иметь отдельную посуду отдельное полотенце для нее. Посуду ребенка нужно тщательно мыть горячей водой, а перед употреблением чистую посуду еще раз ополоснуть кипятком. Никто, даже мать, не должен пробовать пищу ребенка его ложечкой. Пища ребенка должна быть защищена пыли и особенно от мух.

Не следует применять соски-пустышки, которые быстро грязнятся и ими легко внести инфекцию. Кроме того, сосание для ребенка - работа, отнимающая много сил. В тех же случаях, когда соски все-таки применяют, их нужно тщательно мыть, кипятить и держать в закрытой посуде.

Слизистая оболочка полости рта ребенка очень нежна и ранима, поэтому ни в коем случае ничем нельзя протирать ее, во избежание внесения инфекции.

В комнате, где живет грудной ребенок, не должно быть лишних вещей. Чистота и свежий воздух - основные условия для развития здорового ребенка. Лучшая комната в квартире, лучший уголок в комнате должны быть предоставлены ребенку. В комнате должно быть достаточно воздуха и света. Пол и мебель надо протирать влажной тряпкой. Лучше всего на время уборки комнаты отправлять ребенка гулять. Пока ребенок гуляет, надо хорошо проветрить комнату.

Зимой следует проветривать комнату не реже 2 раз в день: утром и вечером. Летом окна целый день должны быть открыты настежь. Если условия позволяют, ребенок должен и спать при открытых окнах. Наилучшая для грудного ребенка температура в комнате от 18° до 20°. Дети, живущие в жарко натопленной комнате, легко простужаются, скорее зябнут на воздухе. В комнате, где находится ребенок, нельзя курить.

Ребенок должен иметь отдельную кровать; в отдельной кровати сон ребенка спокойнее, здоровее. Постель ребенка надо держать в чистоте, ежедневно проветривать на воздухе (на балконе) или хотя бы в комнате при открытом окне или форточке. Кровать ребенка должна быть с сеткой. Можно устроить ребенку постель и в чистой плетеной корзине или в детской коляске. Надо только, чтобы она не качалась.

Матрац для маленького ребенка надо тщательно мыть и проветривать. Очень хороши матрацы из морской травы, конского волоса и в особенности из нежных древесных стружек, применяемых для упаковки фруктов; их нельзя набивать пухом и пером.

Подушка грудного ребенка не нужна, а большая подушка даже вредна ему. Надо помнить, что грудной ребенок спит значительную часть суток, и поэтому необходимо создать ему наиболее здоровые условия для сна.

Нельзя ставить кровать в каком-нибудь углу, где мало воздуха, за занавеской или ширмами; нельзя ставить кровать у печки, ребенок привыкает к чрезмерному теплу и быстро простуживается. Нельзя ставить кровать ребенка и у выходной двери.

Нельзя укачивать ребенка ни на руках, ни в кровати, ни в коляске, укачивание одурманивает грудного ребенка, и сон его становится тяжелым. Здоровый ребенок хорошо засыпает и без укачивания. Даже если грудной ребенок уже привык к укачиванию, его можно в течение 5-6 дней приучить спать без укачивания.

Не следует свивать ребенка. Свивальник сдавливает грудь ребенка, что препятствует ее правильному развитию, мешает ребенку свободно двигать ручками и ножками.

У каждого новорожденного ребенка замечается некоторая естественная кривизна ножек, при свободных движениях эта кривизна скорее исчезает.

Кожа ребенка от свивания легко подвергается опрелости. Сухая кожа, легко заболевающая при свивании и при кутании ребенка, под влиянием воздуха становится мягче, крепче, чище. Если ребенок лежит без свивальника, воздух легко проникает через пеленки к его коже.

Грудного ребенка, особенно в первые месяцы жизни, надо всячески беречь от инфекции. Необходимо обращать внимание на чистоту одежды не только ребенка, но и тех, кто за ним ухаживает. Подходить к ребенку следует всегда с чистыми руками (предварительно вымытыми с мылом и щеткой).

Кожа грудного ребенка ввиду ее нежности и легкой повреждаемости требует очень тщательного ухода.

Утром и вечером производится обязательный туалет, состоящий в умывании лица и шеи кипяченой водой. Необходимо следить за чистотой ручек грудного ребенка. Ребенок сует ручки в рот, сосет их; грязными ногтями ребенок царапает свое тело, вносит заразу в кожу. Ручки ребенка моются отдельно с мылом.

Ногти обрезаются ножницами по мере отрастания.

Ушные раковины протираются ватой или марлей, смоченными водой; слуховой проход - ватным фитильком с вазелиновым или растительным прокипяченным маслом. Для очистки ушей ни в коем случае нельзя употреблять палочек, спичек, шпилек и т. п.

При малейшей течи из уха надо обратиться к врачу.

Ежедневно грудного ребенка купают в ванне или корыте, специально для этого предназначенном. Купание прекращают, только если ребенок болен.

В первые 5-7 дней жизни ребенка (до отпадения пуповины) общей ванны ребенку не делают, а только обмывают его ежедневно теплой кипяченой водой с мылом. До заживления пупочной ранки грудного ребенка надо купать в кипяченой воде.

Перед купанием и после него ванночку надо тщательно вымыть щеткой с мылом и сполоснуть горячей водой.

В ванночке нельзя стирать белье, даже пеленки ребенка.

В чисто вымытую кипятком ванну наливают воду 36-37°C (измерять температуру воды надо градусником, а не на ощупь). На дно ванны кладется сложенная в несколько раз пеленка.

Мыло, которым моют ребенка, должно быть мягким, жирным, не раздражающим его кожу (лучше всего «Детское»).

Для купания и обмывания ребенка следует пользоваться куском гигроскопической ваты, мягкой тряпочкой или рукавичкой, а не губкой, которая легко грязнится и плохо очищается. Мыть с мылом достаточно 1 раз в 2-3 дня.

Личико грудного ребенка моют из отдельной чашки кипяченой водой.

Головку надо тщательно промывать, не оставляя на ней корок; если они не смываются теплой водой, надо посоветоваться с врачом, как их удалить.

При купании надо следить, чтобы вода не попала в уши ребенка.

Ванна не должна утомлять ребенка: ребенка до 6 месяцев можно держать в ванне 5 мин., детей постарше - не более 10 мин.

Вынув грудного ребенка из ванны и повернув лицом вниз, обливают его из кувшина чистой водой (температура на 1°С ниже, чем температура воды в ванне), накидывают пеленку и, положив грудного ребенка на стол или кровать, осторожно обсушивают его кожу, растирая рукой по пеленке.

После этого складки в пахах, подмышками, за ушками смазывают маслом вазелиновым или прокипяченным подсолнечным или припудривают тальком или другой детской присыпкой (см. рисунок ).

Зимой лучше всего купать ребенка вечером перед сном; летом можно купать в любое время дня. И летом и зимой ванну надо делать перед едой или не раньше, чем через 2 часа после еды. Больше 1 раза в день купать ребенка не рекомендуется.

Подмывать ребенка надо теплой водой с мылом каждый раз, как он марается, а затем присыпать тальком.

Глаза грудного ребенка нужно ежедневно промывать отдельной для каждого глаза ваткой, смоченной чистой кипяченой водой или раствором борной кислоты. Промывать глаза надо от наружного угла глаза к внутреннему, т. е. от виска к носу.

Нос прочищают ватными фитильками, смоченными маслом, для удаления корок. При дыхании носом лучше развивается грудная клетка и легкие; когда ребенок дышит носом, он лучше ест, лучше спит и меньше подвержен заболеваниям.

Перед прогулкой обязательно нужно прочистить нос.

Если у ребенка насморк, необходимо посоветоваться с врачом, т. к. даже легкий насморк может нарушить правильное сосание. При появлении насморка надо сразу измерить ребенку температуру.

Измерение температуры грудного ребенка лучше проводить в заднем проходе, чем подмышкой (температура в нем на несколько десятых выше), для чего кончик термометра смазывают вазелином, ребенка кладут на бочок, левой рукой придерживают его ножки, а правой осторожно вводят термометр в задний проход.

Когда ртутный столбик перестает повышаться (минуты через 3), термометр вынимают.

Если у ребенка нет жара, при насморке не следует прекращать купания и прогулки.

Стирать белье грудного ребенка нужно отдельно от белья взрослых. Ни в коем случае нельзя подсушивать загрязненные пеленки.

Высушенная пеленка остается грязной, пахнет мочой. Подмоченные пеленки надо вымыть с мылом и прокипятить, а потом (сухие) прогладить с обеих сторон горячим утюгом. В крайнем случае пеленки можно прополоскать в воде.

Одежда ребенка должна быть легкой и достаточно теплой, не должна стеснять его движений. Она не должна препятствовать испарению пота и других выделений кожи.

Одежда до 5 месяцев: распашонка, запахивающаяся сзади, кофточка из более плотной ткани (или вязаная), завязываемая спереди.

Завертывать в клеенку ребенка не следует.

Пеленкой, сложенной углом, завертывают нижнюю половину туловища, протягивают ее нижний угол между ног, завертывают ребенка с ножками в тонкую пеленку вплоть до подмышек, а затем в более толстую, бязевую или байковую, подгибая нижнюю часть пеленки в виде конвертика.

Если недостаточно тепло в комнате, можно прикрыть ребенка байковым одеялом.

Руки ребенка остаются свободными (см. рисунок ).

С 3 месяцев вместо завертывания в пеленки на грудного ребенка надевают штанишки (ползунки),которые удобны для движений ребенка и хорошо защищают его от охлаждения.

Одевать ребенка надо по погоде. Для ребенка особенно опасно перегревание, т. к. при этом он легко простужается и часто страдает поносами.

Поэтому особенно вредно кутать ребенка летом, он и без того слабеет от жары. Летом грудного ребенка одевают в легкую распашонку и пелёночку.

Не нужно приучать ребенка к чепцу или косынке; лучше, если он спит с непокрытой головкой.

С первых дней жизни надо приучать ребенка к свежему воздуху. Чистый прохладный воздух закаляет организм ребенка, возбуждает аппетит, укрепляет кожу и легкие ребенка и предохраняет его от разных заболеваний.

Приступать к закаливанию грудного ребенка надо осторожно, т. к. кожа его недостаточно регулирует тепло.

Необходимо пользоваться каждой переменой пеленки, чтобы приучить ребенка к воздушной ванне.

Надо менять пеленки (ни в коем случае не согревать их) не спеша, чтобы ребенок минуты 2 пролежал голеньким, - это и будет постепенным переходом к настоящей воздушной ванне, т. е. пребыванию ребенка голым на воздухе.

Воздушная ванна при правильном ее применении очень полезна и совершенно безопасна для ребенка. В холодное время года воздушную ванну нужно делать в комнате, а в теплое - на дворе, в саду, поле, лесу по 2-3 раза в день. Начиная с 1-2 мин., постепенно продолжительность воздушной ванны увеличивают до получаса в день, но нельзя допускать, чтобы ребенок озяб и начал икать.

Гулять грудного ребенка нужно выносить ежедневно по 2-3 раза в день по 1½ часа, а летом - по возможности на целый день.

Без прогулок грудной ребенок бледнеет, становится капризным, плохо ест.

Новорожденного в первый раз выносят летом сейчас же по возвращении из родильного дома; зимой выносят через 2 недели после рождения, если температура не ниже 10°С мороза и лишь на несколько минут, при этом лицо ребенка оставляют открытым или покрывают легкой кисеей или марлей в один слой.

Первая прогулка разрешается лишь тогда, когда нет резкого ветра, продолжительность ее 2-3 м нуты. Изо дня в день продолжительность прогулки увеличивается в зависимости от погоды. Месячный ребенок может находиться на воздухе зимой 35-40 мин. в день. Когда он привыкнет к таким прогулкам, можно время прогулки увеличивать ежедневно на 5-10 мин. и гулять с ребенком 2-3 раза в день.

После 3 месяцев ребенка зимой хорошо держать на воздухе не менее 4 часов в день. При сильном морозе или резком ветре следует уменьшить продолжительность каждой прогулки, но чаще выносить ребенка на воздух. Грудной ребенок должен бывать на воздухе ежедневно, во всякое время года, при всякой погоде, кроме сильной метели и дождя.

Обычно во время прогулки зимой дети спят. В зимнее время ребенка надо одевать так, чтобы он возвращался с прогулки теплым, но не потным. Очень удобен для грудного ребенка спальный мешок.

Воспитание грудного ребенка должно начинаться с рождения. В первые месяцы воспитательные приемы неотделимы от ухода за ребенком, но в то время они воспитывают в ребенке определенны навыки, приучают его к правильному режиму; определенному времени для кормления, сна, прогулки, бодрствования.

Ребенок приучается к порядку и спокойно лежит в перерывах между кормлениями. Он сам развлекается, забавляется своими ножками, разглядывает и изучает свои ручки, знакомится с игрушками.

Ночной перерыв в еде приучает грудного ребенка спокойно спать, а матери дает возможность отдохнуть.

Грудной ребенок нуждается в ласке, в том, чтобы иногда поносили на руках. Но не следует приучать ребенка быть на руках весь день, в противном случае не будет покоя ни матери, ни самому ребенку.

Мать и близкие должны разговаривать с грудным ребенком, приучая его к звукам, играть с ним. В возрасте около 1½ месяцев надо показывать ему игрушки, он начинает их хватать.

Здоровый ребенок должен засыпать сам в любой обстановке.

Когда положили ребенка спать, не нужно в это время ни затемнять комнаты, ни добиваться абсолютной тишины, но не нужен и лишний шум.

Как мать, так и другие взрослые должны спокойно и ласково обращаться с грудным ребенком, не дела ему неприятное.

Нельзя кричать на ребенка, шлепать его или бить.

Часто ребенок не понимает, что от него хотят. Если ребенок плачет, надо выяснить причину этого. Спокойствие грудного ребенка во многом зависит от спокойного отношения к нему окружающих.

С 4-5 месяцев надо приучать ребенка просится «на горшок». Постараться вовремя - обычно до и после кормления, перед сном и после сна - подержать ребенка над горшком, похвалить, приласкать его, когда он помочится.

Очень важно всячески развивать двигательные способности ребенка, но при этом надо соблюдя некоторую осторожность.

Если посадить ребенка раньше времени, когда его тельце еще не окрепло, он, хотя и обложенный подушками, будет сидеть сгорбившись, ссутулившись - в результате может искривиться позвоночник.

Если преждевременно начать учить ребенка ходить, то это может повлечь искривление ножек.

С 2½ - 3 месяцев надо класть ребенка на живот. Положение на животе укрепляет мышцы шеи, спинку, ножки. Класть ребенка на живот надо на чем-либо жестком и нельзя оставлять его в это время без присмотра.

Когда грудной ребенок начинает ползать, надо поощрять ползание ребенка, разложив игрушки и предоставив возможность ребенку дотянуться до них, поползать (см. рисунок ).

Игрушки ребенку нужны: правильно подобранная игрушка способствует правильному развитию ребенка. У ребенка не должно быть сразу много игрушек, ему нужно дать возможность сосредоточься на одной игрушке, разглядеть ее, изучить. Большое количество игрушек утомляет ребенка.

Игрушка не должна быть очень тяжелой, чтобы ребенок мог легко и свободно играть ею; не следует давать ему очень мелких вещей, которые он мог бы проглотить и подавиться.

Игрушки не должны иметь острых углов, чтобы ребенок не порезался.

Большое удовольствие доставляют ребенку цветные яркие игрушки, они должны быть покрыты прочной несмывающейся краской, т.к. игрушку ребенок берет в рот.

Лучше всего для ребенка игрушки из резины целлулоида, дерева и кости, которые можно мыть теплой водой с мылом.

Не следует давать ребенку игрушку, упавшую на пол, не вымыв ее.

Игрушки из папье-маше, а также игрушки, покрытые волосами, шерстью (зайцы, мохнатые «мишки» и т. п.) грудному ребенку давать запрещается.

«12 шагов в будущее» . По просьбам молодых мам и пап, а также тех, кто только готовится стать родителями, в течение всего года мы постараемся провести их через нелегкие и ответственные первые 12 месяцев жизни ребенка. Чему-то научим, от чего-то предостережем. Ведет рубрику врач-педиатр, кандидат медицинских наук Валентина Ивановна ШИЛЕНКИНА.

"Мамины «почему?»" >>>

По вашей просьбе, дорогие читательницы, мы вводим новую рубрику "Мамины «почему?»" , где на вопросы, связанные с воспитанием самых маленьких, будут отвечать опытные специалисты. Будем печатать также советы мам и пап, почерпнутые из копилки их семейного опыта.

Иногда можно услышать мнение, что сразу после рождения ребенок ничего не видит и не слышит, и что развитие этих функций происходит со временем. Однако это не совсем так. В этой статье мы попытаемся разобраться, когда новорожденный начинает видеть, и как это происходит.

Мамам на заметку!


Девочки привет) вот не думала, что и меня коснется проблема растяжек, а еще буду писать про это))) Но деваться некуда, поэтому пишу тут: Как я избавилась от растяжек после родов? Очень буду рада, если и вам мой способ поможет...

Когда, что и как видят новорожденные

Способность видеть у ребенка является врожденной. Большинство детей сразу после рождения видят мир расплывчатым и будто в тумане. Так зрение постепенно адаптируется к новым условиям. Малыш щурится при ярком свете, и лишь изредка открывает глаза. Однако некоторые малыши первый час своей жизни проводят с открытыми глазами, и их взгляд кажется довольно заинтересованным.

Особенности зрения новорожденного

1. Что видит новорожденный?

  • Сразу после рождения ребенок способен реагировать на наличие или отсутствие света;
  • из общей размытой картины ребенок различает крупные предметы;
  • Затем начинает следить за их перемещениями, а также за проходящими родителями;
  • В 3-4 месяца малыш следит за движущимися игрушками;
  • К 6 месяцам ребенок может наблюдать за мелкими объектами и узнавать «своих».

2. На что любит смотреть малыш?

  • Большее всего новорожденные любят разглядывать лица своих родителей. Чаще всего предметом их любви становится лицо папы, благодаря отчетливым чертам, бороде или усам;
  • Изменение в привычном облике родителя может вызвать недовольство малыша. В лучшем случае он просто отворачивается, хуже, начинает ;
  • Еще новорожденные любят разглядывать черно-белые узоры, фигуры или фотографии.

3. Как видят новорожденные дети?

  • В первую неделю жизни ребенок не останавливает взгляд на окружающих предметах более трех-четырех секунд;
  • В два месяца взгляд фокусируется лучше, но все равно не останавливается, а скользит по предмету;
  • Только к четырем месяцам ребенок может сфокусировать взгляд на предмете;
  • Иногда новорожденные могут немного «скашивать» взгляд. Такое явление происходит за счет того, что дети не могут использовать оба глаза вместе. Это считается нормальным до полугода. Однако, если это происходит постоянно, то лучше обратиться к врачу;

4. Как наладить контакт?

  • Замечено, что в вертикальном положении, новорожденные дети способны фокусировать взгляд. Поэтому чтобы привлечь внимание ребенка следует взять его вертикально;
  • После этого нужно подождать некоторое время, пока малыш сосредоточится;
  • Ваше лицо или предмет должны находиться на расстоянии около двадцати-двадцати пяти сантиметров от глаз ребенка;
  • Игрушки в кроватку следует вешать не перед самым лицом ребенка, а немного дальше — сбоку, либо за ножками;
  • Говорить следует спокойно, достаточно тихо, при этом лучше если на лице будет улыбка и «живая» мимика.

Таким образом, зная, как видят новорожденные, особенности их зрительного восприятия, родители с легкостью смогут найти «общий язык» со своим малышом, а также смогут понять происходит ли развитие их ребенка в соответствии с нормой или пора обратиться за консультацией к педиатру.

Когда ребенок называется новорожденным, а когда младенцем. сколько длится такой возраст, в чем его особенности?

Базовое определение. Возраст, до которого ребенок считается новорожденным

Новорожденным ребеночек остается на протяжении первого месяца жизни. Этот период разделяется на два — ранняя новорожденность и поздняя. Первая длится неделю, ровно 7 дней с момента появления на свет. Остальное время — это поздняя новорожденность. Младенцем малыш остается до года, это время имеет свои особенности. Каждые три месяца ребеночек сильно меняется — интенсивно растет и развивается в физическом, двигательном и психологическом плане.

Развитие новорожденного:

Физическое развитие

Всего за 1 год, ребеночек меняется до неузнаваемости. Если сравнить фото и видео материалы вначале и по истечению года, то можно проанализировать прогресс, он просто ошеломляет.
Малыш интенсивно прибавляет в весе и росте. В месяц рост увеличивается примерно на 3 см, и вес до 300 граммов. За год тело младенца увеличивается примерно в полтора раза.

Двигательное развитие

Сначала движения ребеночка хаотичные и неосознанные. Он машет ручками и ножками, часто пугаясь самого себя. Со временем картина радикально меняется:
  • По прошествии 2 месяцев, движения становятся более спокойными, малыш обращает внимание на окружающие предметы. Когда лежит на животике, приподнимает голову и верхнюю часть туловища, опираясь на ручки, поворачивается в сторону звуков, которые хорошо слышит, улыбается в ответ.
  • Еще через месяц, ребенок хватает ручками игрушки и различные предметы или пытается до них дотянуться.
  • Начиная с 5-месячного возраста, сам достает игрушки, рассматривает их, тянет к себе. В позе на животе пытается отталкиваться, имитируя ползание, при наличии основы, приподнимается самостоятельно, переворачивается на живот и обратно, с поддержкой может сидеть.
  • После 6 месяцев жизни, постепенно ползание все лучше и лучше получается. Сначала неуверенно и с кувырками на спину. Затем все быстрее и увереннее. К 8 месяцам малыш достаточно быстро передвигается на четвереньках.
  • В этот же период пытается вставать на ножки. Сначала с поддержкой, потом самостоятельно, держась за что-то приподнимается и может стоять.
  • К 11-месячному возрасту некоторые малыши уже ходят с поддержкой, самостоятельно встают на ножки и могут ни за что не держась, сохранять равновесие.
  • В год большинство деток потихоньку ходят, а некоторые уже уверенно передвигаются на двух конечностях.
Двигательные способности формируются и реализуются у всех детей индивидуально, кто с 8 уже может не только стоять, но и ходить, иные никак не хотят подниматься на ножки, но виртуозно передвигаются ползком. Как в одном, так и в другом случае развитие считается в пределах нормы.

Психологическое развитие

В младенчестве ребенок учится не только ползать, стоять и ходить, но и проходит интенсивное психоэмоциональное развитие:
  • Сначала ребеночек наблюдает за предметами, фиксирует взгляд. Потом начинает различать цвет и форму. Узнает знакомые лица и предметы.
  • После 4-месячного возраста, ребенок переживает такие же эмоции, как и взрослые — страх, радость, умеет удивляться.
  • Сначала младенец не обращает внимания на то, кто его держит. Со временем различает своих и чужих. Плачет, когда видит посторонних.
  • Ближе к 6 месяцам ребенок очень привязывается к матери, не дает отойти и на шаг, сразу реагирует громким криком.
  • Постепенно ребенок все больше становится контактным. Начинает реагировать на заигрывания, отвечать смехом, улыбкой, плачем при неприятных воздействиях.
  • Потом понимает, как с помощью мамы или взрослых получать желаемое.
Так же за год наблюдается большой прогресс в речевом развитии, от агуканий и бессмысленного лепетания, до достаточно большого словарного запаса, правда среди него мало различимых, правильно произнесенных слов, но ребенок может объяснить чего он хочет и что болит.
Младенческий период у детей проходит не у всех одинаково. Главное к окончанию первого года жизни ребенку приобрести базовые навыки для дальнейшего физического и психоэмоционального развития.

Кризис новорожденности

Малыш рождаясь в этот мир с порога сталкивается с множеством неприятных ощущений. Он из одной среды попадает в совершенно другую и необходимо за короткий срок адаптироваться к ней. Этот процесс привыкания называют кризисом новорожденности, у него есть две причины - физиологическая и психологическая.
Физиологические проявления - малыш вынужден самостоятельно дышать, употреблять пищу, привыкнуть к смене температур, яркому свету и громким звукам. Что касается психологии, то в утробе было абсолютное ощущение безопасности, никто и ничто не касалось тела. Теперь возникает очень много тактильных ощущений, на руки берут только время от времени, нет постоянного ощущения присутствия матери - это пугает и повышает чувство тревоги.
Привыкнуть к окружающей среде помогают врожденные рефлексы:
  • Сосательный, который появляется в ответ на прикосновение к губам малыша или его языку.
  • Закрывание глаз в ответ на яркий свет, хлопки руками или прикосновению к переносице.
  • Хватание руками всего, что к ним прикасается.
  • Сжимание пальцев при надавливании на подошву.
  • Резкие движения и плач в ответ на щипание.
  • Сжимание и разжимание пальцев на руках.
  • При переворачивании на животик малыш пытается приподнять голову.
Если ребенка держать под руки и "ставить" на твердую поверхность он отталкивается ножками. Буквально за месяц жизни малыш уже вырабатывает рефлекторные реакции, например, если принять привычную позу для кормления, он начинает искать сосок.

Виды рефлексов:


Безусловные рефлексы новорожденного


Период младенчества (первый год жизни)

Познавательное развитие ребенка

Первые месяцы, когда ребенок еще лежит, он начинает наблюдать за окружающими предметами. Происходит это не сразу, а когда зрение уже концентрируется на том, что находится рядом на расстоянии не дальше 30 см. Сначала малыш видит яркие, крупные предметы, со временем различает их цвет. Позже, когда будет хвататься ручками, примерно на 2-3 месяце, он начнет различать форму и размер. Пока он только познает окружающий мир, рассматривая его. Затем все хватает руками, пытается удержать. В возрасте 6-7 месяцев, малыш уже не только различает предметы, но и может их запоминать. Как раз можно потихоньку знакомить с формами, цветовой гаммой и другими качественными характеристиками.
Ребенок привыкает к тем людям, которые его окружают. Он практически с рождения узнает мать, сначала по запаху, а позже различает ее лицо. Постепенно знакомится со всеми родными. Ближе к 6-8 месячному возрасту начинает плакать при появлении чужих и когда долго отсутствует мать.

Движение и действия

До года малыш растет и развивается очень быстро:
  • 1 месяце - смотрит на то, что находится перед ним, поднимает подбородок.
  • 2 месяце - Пытается приподняться, следит глазами за яркими предметами.
  • 3 месяце - умеет хвататься за предметы с высокой точностью, различает свои игрушки.
  • 4 месяце - переворачивается на животик самостоятельно, скрючивается таким образом, чтобы сесть, сидит на руках у мамы.
  • 5-6 месяце - берет руками те предметы, что его привлекают, откликается на свое имя поворотом головы.
  • 7 месяце - самостоятельно сидит. Знает какие его игрушки, выделяет любимую.
  • 8 месяце - самостоятельно может сидеть без посторонней помощи. Играется игрушками более осмысленно.
  • 9 месяце - пытается стать на ножки с поддержкой, немного ползает отталкиваясь одной или двумя ножками.
  • 10 месяце - Хорошо "бегает" на четвереньках, может ходить, держась за мебель или руки родителей, но долго не устоит на ногах.
  • 11 месяце - без посторонней помощи стоит, ходит еще с поддержкой.
  • 12 месяце - хорошо ходит, но держась одной рукой.

Память

На первых этапах малыш просто узнает то, что часто видит - родственников и знакомые предметы.Постепенно малыш связывает несколько событий. Он различает то, что делает больно, включается и выключается, узнает свои игрушки. Сначала формируется краткосрочная память. Он не долго держит в памяти все что видит, и только то, с чем часто сталкивается узнает. Долгосрочная память начнет формироваться значительно позже.

Эмоциональное развитие

Сразу после рождения малыш практически не реагирует на окружающий мир. Из всех эмоций, только плачет, когда испытывает дискомфорт. Как только он начинает узнавать лица родных, улыбается в ответ на улыбку. Со временем уже более активно проявляет радость, грусть, страх, отчаяние. Он сигнализирует плачем, когда голоден, когда нужно сменить памперс. Когда становится контактным, демонстрирует смех, обиду. Его эмоции более понятны со временем. Если чего-то хочет делает ручкой "дай-дай", если что-то не нравится плачет или отталкивает рукой. Позже уже с помощью слов передает свои желания.

Речь

Развитие речи у каждого ребенка происходит индивидуально. За нее отвечает специальный отдел головного мозга. Примерно в полугодовалом возрасте малыш издает различные звуки, они никак не связаны с эмоциями, просто лепечет что-то. Он еще четко не различает речь и копирует как поток звуков. К 8-9-10 месяцам, младенец воспроизводит звуки, которые издают животные или машины. К одному году, он понимает много слов, некоторые, самые простые, может повторять или уже использовать.

Конец этапа младенчества

К 12 месяцам заканчивается этап младенчества. Малыш уже более самостоятельный. Он потихоньку ходит, сам стает на ножки. Понимает речь и пытается повторять некоторые слова. Принимает "взрослую" пищу. Учится пользоваться горшком. Всего за год он прошел колоссальные изменения - научился поднимать и держать голову, переворачиваться, держать в руках предметы, самостоятельно держаться за что-то, сидеть, ползать, вставать, ходить.

Кризис одного года

Когда малышу исполняется год, этот период условно называют кризисным из-за перехода от одного вида развития к другому. Если в младенческий период малыш только познавал окружающий мир сенсорно, то есть своими рецепторами, то в годик, у него начинают развиваться речевые навыки. Они очень важные. Чем раньше ребенок научиться связно говорить, тем легче он будет обучаться в будущем. В годик ребенок знает до 100 слов и до 20 использует. Некоторые детки только указывают пальчиком на предметы, названия которых слышат. Это еще не значит, что они отстают в развитии, просто по-разному этот процесс происходит. Кто постепенно пополняет свой запас новыми словами, а кто мычит, а потом начинает сразу говорить предложениями. Однако бывают и нарушения развития, поэтому нужно наблюдать за малышом и стараться его обучать новым словам и понятиям. Если к 3-4 годам ребенок не говорит понятно и связно, то нужна помощь логопеда.
За год ребенок из одного состояния переходит в другое - он из беспомощного младенца превращается в почти самостоятельного малыша. Значительно увеличивается в размере и в весе. Приобретает новые навыки и рефлексы.

Грудной ребёнок

ребёнок до конца первого года жизни. С момента рождения и перерезки пупочного канатика у ребёнка прекращается непосредственная связь с организмом матери, и он вступает в свой первый период жизни - период новорождённости (см. Новорождённый ребёнок). Со 2-го мес начинается второй период жизни - период грудного возраста, продолжающийся до конца первого года. В этот период происходит усиленное развитие функциональных способностей всех органов и систем организма ребёнка. Наиболее характерной особенностью грудного возраста является увеличение роста и нарастание массы тела Г. р.

Длина тела доношенного новорождённого в среднем равна 50 см . Мальчики обычно несколько крупнее девочек. За первый год жизни рост ребёнка увеличивается на 25 см . Наиболее энергично увеличение роста идёт в первую четверть года, когда ежемесячная прибавка его равняется 3 см . Во вторую четверть года рост увеличивается на 2-2,5 см в месяц, в третью - на 2 см и в четвёртую -на 1,5 см . Законы увеличения массы тела те же, что и роста: чем моложе ребёнок, тем интенсивнее идёт прибавка его массы. В течение 1-го мес жизни масса ребёнка увеличивается на 600-700 г , на 2-м мес - на 800-1000 г . Для 1-го полугодия средняя месячная прибавка массы - 600 г , для 2-го - 500 г . К 5-6 мес Г. р. удваивает свою первоначальную массу, к году утраивает.

Органы пищеварения Г. р. приспособлены к перевариванию женского молока (См. Молоко) и только постепенно получают способность усваивать другую пищу. Для усиленного обмена веществ и роста тканей организму Г. р. требуется в 2-2,5 раза больше пищи на 1 кг массы тела, чем взрослому. Нагрузка на органы пищеварения повышенная и, вследствие незрелости пищеварительного тракта, особенно при неправильном вскармливании (См. Вскармливание), вызывает желудочно-кишечные расстройства и нарушения обмена веществ. Количество слюны увеличивается к 3,5-4-6 мес жизни. Ёмкость желудка у новорождённого в среднем 30-35 мл , за каждый месяц возрастает на 20-25 мл , к 3 мес достигает 100 мл , а к году - 250-350 мл .

Испражнения здорового Г. р. золотисто-жёлтого цвета (на воздухе зеленеют). При искусственном вскармливании стул более светлого цвета, иногда с серовато-глинистым оттенком, может иметь гнилостный запах. В первые недели жизни опорожнение кишечника происходит 4-5 раз в сутки, позже - 2-3 раза, к концу 1-го года - 1-2 раза (при искусственном вскармливании - реже). Нечастые срыгивания небольшими порциями молока свойственны всем детям. Обильные срыгивания после каждого кормления обычно бывают при заглатывании ребёнком во время сосания большого количества воздуха. В таких случаях достаточно бывает после кормления придать ребёнку на несколько минут вертикальное положение и подождать, пока выйдет воздух (отрыжка). Рвота бывает при переедании; рвота, возникающая через час после кормления, указывает на заболевание Г. р. Зелёные испражнения с мелкими белыми комочками также могут быть при переедании, а наличие других признаков (частый стул, водянистые испражнения с примесью слизи и крови, падение веса, рвота, вздутие живота, повышение температуры тела) свидетельствует о болезни. Первые, молочные, зубы появляются у большинства здоровых детей на 6-8-м мес жизни. К году у ребёнка должно быть 8 зубов. Прорезывание зубов , как правило, никаких заболеваний не вызывает.

Органы дыхания Г. р. несут повышенную нагрузку, т. к. потребность в кислороде у Г. р. больше, чем у взрослого, вследствие интенсивного обмена веществ. Число дыханий в 1 мин у ребёнка в возрасте от 2 недель до 6 мес - 40-45, от 6 до 7 мес - 35-40 и от 7 до 12 мес - 30-35 (у взрослого - 16-20), поэтому и количество воздуха, пропускаемого через лёгкие (газообмен), относительно больше, чем у взрослого. На одно дыхательное движение у новорождённых в среднем приходится 2,5-3 пульсовых удара, а к концу года - 3-4 удара. температура тела у детей 1-го года жизни на 0,3-0,4 °С выше, чем у взрослых.

Для Г. р. характерны пониженная возбудимость и лёгкая утомляемость коры головного мозга. Чувство вкуса развито уже у новорождённого; на 3-м мес здоровый Г. р. довольно тонко дифференцирует основные вкусовые раздражители. Чёткая дифференцировка запахов развивается к 4-му мес жизни. Кожная чувствительность у Г. р. выражена хорошо.

Окружность головы, равная у новорождённого 34-36 см , особенно интенсивно увеличивается в течение первых месяцев жизни; к концу года она достигает в среднем 46 см . На черепе прощупываются места, где есть т. н. Роднички . Большой родничок закрывается (зарастает) к концу 1-го года жизни. Окружность груди у мальчиков, как правило, больше, чем у девочек. У новорождённого окружность груди на 2-4 см меньше окружности головы, а к концу года уже превышает её, равняясь в среднем 51 см . Позвоночник Г. р. очень неустойчив и при раннем переводе ребёнка в вертикальное положение, усаживаний, при ношении ребёнка на одной руке легко подвергается искривлению (см. Искривление позвоночника).

Нормально развивающийся здоровый Г. р. на 2-м мес начинает держать голову. Лёжа на животе, приподнимает грудь, поворачивает голову на звук. В ответ на разговор с ним улыбается. К 3 мес объём движений увеличивается. Г. р. улавливает направление звука; хорошо держит голову; переворачивается со спины на бок; тянет предметы в рот. В 4 мес берёт и удерживает предметы, поворачивается со спины на живот, лёжа на животе, поднимается на руках, опираясь на ладони. В 6 мес может сидеть без посторонней поддержки, переворачивается с живота на спину, пытается ползать, произносит отдельные слоги: «ба», «ма» и т. д. В 7 мес встаёт на колени, цепляясь за сетку кровати; ползает. К 9-10 мес стоит без опоры, ходит с поддержкой, к году обычно ребёнок ходит без неё. С 10 мес начинает произносить простые слова: «мама», «баба», «дай» и т. д. К году запас слов составляет 8-12. Ласковый разговор взрослого с ребёнком стимулирует развитие его речи.

Рост и развитие Г. р. идут нормально только при правильно организованных вскармливании, уходе и правильном воспитании. С 1,5 до 3 мес Г. р. следует кормить через 3,5 ч, а после 3 мес - через 4 ч . До 3 мес ребёнок съедает пищу, по количеству составляющую 1 / 2 массы его тела; в возрасте от 3 до 6 мес количество принимаемой пищи составляет 1 / 6 , а после 7 мес - 1 / 7 массы тела Г. р. С месячного возраста ребёнок должен получать натуральные соки (начинают с нескольких капель, доводят до 1 чайной ложки 3 раза в день к 3 мес и 50 г в сутки к 5 мес ). С 4 мес перед кормлением дают сырое протёртое яблоко (начиная с 1 / 2 чайной ложки, постепенно увеличивают до 2 чайных ложек). С 4,5 мес Г. р. может получать 1 / 4 , а позднее 1 / 2 варёного протёртого яичного желтка в день. С 5 мес вводят прикорм (овощное пюре, каша). В 7 мес в рацион вводят суп (оставляют 3 грудных кормления). В 8 мес дают протёртое мясо (2 грудных кормления). От груди отлучать здорового ребёнка целесообразно к 11-12 мес (но не в летнее время).

Уход за Г. р. строится на самом строгом соблюдении чистоты во всём, что соприкасается с Г. р. (руки и одежда ухаживающих, бельё, одежда, игрушки, посуда Г. р. и др.). Уборка комнаты, где живёт Г. р., должна проводиться влажным способом. У каждого ребёнка должна быть своя кровать. Оптимальная температура воздуха для пребывания ребёнка 20-22°C. Лицо и руки ребёнка необходимо мыть каждое утро кипячёной водой. Глаза промывают кипячёной водой или раствором борной кислоты (1 чайная ложка борной кислоты на стакан тёплой воды) от наружного угла глаза к носу. Нос прочищают ватным жгутиком, смоченным вазелиновым маслом или кипячёной водой. Ушные раковины по мере надобности также прочищают ватным жгутиком. Руки моют отдельно. Ногти на руках и ногах стригут по мере отрастания (ножницами с тупыми концами). Г. р. следует купать ежедневно (температура воды 37-36,5°C). Купать ребёнка лучше всего в 8-9 ч вечера. С целью предупреждения опрелостей складки кожи смазывают маслом (вазелиновым, растительным, обязательно прокипяченным) или припудривают детской присыпкой. После каждого испражнения ребёнка подмывают тёплой водой. Если у него спутываются на затылке волосы, их обрезают ножницами. При появлении на головке ребёнка белых сухих плёночек (или корочек) кожу головы смазывают прокипяченным растительным маслом. Во время купания эти корочки отходят сами.

В первые месяцы жизни одежда Г. р. состоит из распашонки, кофточки и пелёнок. При ежедневной стирке для Г. р. нужно 10 распашонок, 6 кофточек, 24 подгузника, 24 тонкие пелёнки и 12 бумазейных (фланелевых). Вредно туго пеленать, а тем более свивать Г. р. Тугое пеленание мешает правильному развитию грудной клетки Г. р., достаточной вентиляции лёгких, развитию мускулатуры. Кожа при тугом пеленании легко подвергается опрелости (См. Опрелость), гнойничковым заболеваниям. Не следует заворачивать Г. р. в клеёнку.

Для детей от 2 до 9 мес рекомендуется такой распорядок: сон, еда, бодрствование (игра), а затем снова сон доследующего кормления. Длительность промежутков между сном увеличивают постепенно: 3-месячный ребёнок может бодрствовать, не утомляясь, 1-1,5 ч , 9-10-месячный -2,5 ч , от 1 года до 1,5 лет - 3-4 ч . В часы бодрствования с 2-месячного возраста Г. р. надевают штаны-пелёнки (ползунки).

Необходимо своевременно вырабатывать у Г. р. навыки самостоятельности и опрятности. К 5 мес надо развивать умение держать бутылочку, к 9-10 мес снимать губами пищу с ложки и пить из чашки. С 5-6 мес Г. р. следует высаживать.

Прогулка входит в режим Г. р. независимо от его возраста. Одежда Г. р. должна соответствовать погоде, чтобы избежать охлаждения или перегревания. Первый раз Г. р. выносят на прогулку в холодное время года в возрасте 3-4 нед при температуре воздуха не ниже -5°С. В первые дни продолжительность прогулки 10 мин , в течение недели её доводят до 45 мин - 1 ч . 2-3-месячных детей выносят на улицу зимой при температуре не ниже -10°С. В холодные дни прогулку лучше проводить 2 раза в день по 30 мин . С 3-6-месячным Г. р. можно гулять при температуре -12°С, а к концу года при -15°С. Зимой проводят 2 прогулки общей продолжительностью от 1 до 2-3 ч . Для детей, привыкших спать летом на улице, нужно сохранить этот режим и зимой.

Нежность и ранимость слизистых оболочек органов дыхания и пищеварения обусловливают частые заболевания этих органов. У Г. р. может выявиться необычная реакция организма на молоко матери, коровье молоко, сок цитрусовых растений, клубники, желток и т. д. - Диатез экссудативно-катаральный . У этих детей с 2-5 мес на щеках появляются краснота и сухость кожи, сопровождающиеся зудом, иногда шелушением; корочки на волосистой части головы; может наблюдаться «географический язык» (чередование на нём гладких и шероховатых участков, полос); различные сыпи.

У Г. р. (особенно в зимнее время) в возрасте 2-3 мес может развиться Рахит . Профилактику рахита витамином D начинают с 2-недельного возраста.

Дети первых 2-3 мес жизни невосприимчивы к инфекционным заболеваниям вследствие перехода антител во внутриутробном периоде развития из организма матери (иммунитет). Через несколько месяцев этот иммунитет пропадает. Для предупреждения инфекционных заболеваний Г. р. проводят профилактические прививки: в родильном доме - против туберкулёза (внутрикожное введение вакцины БЦЖ), в возрасте 2 мес - вакцинация против полиомиелита, вакцину КДС (коклюшно-дифтерийно-столбнячную) вводят в 5 мес , а затем в 6 и 7 мес , прививку против оспы делают на 10-12-м мес . Особую опасность для Г. р. представляют грипп и др. острые респираторные инфекции, которые в этом возрасте часто осложняются воспалением лёгких.

Повышению устойчивости организма Г. р. к вредным влияниям внешней среды способствуют правильное физическое воспитание и закаливание организма. С конца 1-го месяца ребёнка необходимо класть на живот на твёрдую поверхность, делать массаж, а с 2 мес - гимнастику; с 2-3 мес можно приступать к воздушным ваннам (см. Аэротерапия), которые сочетают с гимнастикой. Продолжительность воздушной ванны 2-3 мин в начале, постепенно увеличивается до 30 мин для годовалых детей. С 6-месячного возраста можно рекомендовать обтирания тёплой водой 36-35°C влажной рукавичкой из фланели или махровой ткани. Через каждые 5-7 дней температуру воды снижают на 1°С. Для годовалых детей она может быть 30°C. Обтирание проводят в течение 2-3-4 мин . После обтирания ребёнка насухо вытирают до лёгкого покраснения кожи.

Лит.: Левиант С. М., Физическое развитие детей первых трёх лет жизни, Л., 1963: Люблинская А. А., Очерки психического развития ребёнка, 2 изд., М., 1965: Развитие и воспитание ребёнка от рождения до трёх лет, под ред. Н. М. Щелованова, М., 1965; Архангельский Б. А., Сперанский Г. Н., Мать и дитя, Школа молодой матери, М., 1956; Спок Б., Ребёнок и уход за ним, пер. с англ., 2 изд., М., 1971.

Е. Ч. Новикова.


Большая советская энциклопедия. - М.: Советская энциклопедия . 1969-1978 .

Синонимы :

    Ребёнок с момента рождения и до конца первого года жизни (первые 4 нед. жизни новорождённый ребёнок). Характерны быстрое увеличение роста и нарастание массы тела; относительно функциональная неполноценность нек рых систем … Естествознание. Энциклопедический словарь

    Грудной ребёнок - Рис. 1. Схематическое изображение проекций большого и малого родничков. Рис. 1. Схематическое изображение проекций большого (а) и малого (б) родничков. Грудной ребёнок ребенок в возрасте до одного года. В первые 4 нед. жизни его называют… … Первая медицинская помощь - популярная энциклопедия

    Ребёнок с момента рождения и до конца первого года жизни (первые 4 недели жизни новорождённый ребенок). Характерны быстрое увеличение роста и нарастание массы тела; относительно функциональная неполноценность некоторых систем. * * * ГРУДНОЙ… … Энциклопедический словарь

    Сущ., м., употр. очень часто Морфология: (нет) кого? ребёнка, кому? ребёнку, (вижу) кого? ребёнка, кем? ребёнком, о ком? о ребёнке; мн. кто? дети, (нет) кого? детей, кому? детям, (вижу) кого? детей, кем? детьми, о ком? о детях 1. Ребёнком… … Толковый словарь Дмитриева

    РЕБЁНОК, ребёнка, в знач. мн. употр. ребята, ребят, и дети, детей, муж. 1. (мн. ребята и дети). Мальчик или девочка в раннем детском возрасте. «Отведает свежего хлебца ребенок и в поле бежит за отцом.» Некрасов. «Помилуйте, мы с вами не ребята!»… … Толковый словарь Ушакова

    ребёнок - нка; мн. ребя/та, бя/т см. тж. ребёночек, ребятишки, ребятки, ребяческий, ребячий а) (также в зн. мн … Словарь многих выражений

    РЕБЁНОК, нка, в знач. мн. употр. дети, ей и (разг.) ребята, ят, муж. Мальчик или девочка в раннем возрасте, до отрочества. Грудной р. Р. дошкольного возраста. В семье двое детей. Как маленький р. кто н. (неопытен или наивен, доверчив). Он уже не… … Толковый словарь Ожегова

    У этого термина существуют и другие значения, см. Ребёнок (значения). Запрос «дети» перенаправляется сюда; см. также другие значения … Википедия

THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама