Мастер-класс по пластилинографии для дошкольников «Жостово»
Цель:
Создание «Жостовского подноса» в пластилине
Материалы:
Пластилин, черный картон
Задачи:
Знакомство с жостовскими подносами
Воспитание любви к народному искусству
Развитие фантазии
Совершенствование практических навыков смешивания цветов в пластилине
Обучение приемам работы с пластилином на плоскости.
Предварительная работа с детьми:
Знакомство с жостовской росписью, рассматривание подносов.
(фото, видео презентация)
Предварительная работа педагога
Подготовка картона:
Чтобы превратить лист картона в основу для жостовского подноса, нужно выбрать его форму и исходя из этого – один из способов вырезания симметричного силуэта. Круг вырезать легко, а вот другие формы – немного сложнее
1 способ
Складываем лист формата А3 в четыре раза, с помощью ножниц вырезаем границы будущего подноса
Разворачиваем лист и обводим его по краю на обратной стороне картона. Картон можно проклеить скотчем. Это придаст ему блеск и прочность. Кроме того, неправильно выложенные элементы можно будет легче корректировать. В этом случае сначала проклеиваем картон скотчем, а затем уже вырезаем форму подноса.
На формате А 3 получится два трафарета А 4
2 способ
Срезаем уголок картона, обводим его на трех оставшихся уголках и обрезаем лист по форме.
3 способ
Используем заранее вырезанную из ватмана заготовку. На одной заготовке можно предусмотреть два варианта края подноса.
Подготовка пластилина:
При работе в цвете художники смешивают краски. Для создания живописного эффекта в пластилине мы будем смешивать его между собой.
Для цветов сложить вместе жгутики нескольких цветов и скрутить их или сплести в косичку. Это могут быть два или три цвета (желтый и белый, оранжевый, желтый и белый, красный, оранжевый и белый и другие варианты). Цветы холодных оттенков могут быть созданы смешением голубого, синего, фиолетового цвета.
Для листвы – зеленый цвет смешивается с небольшими вкраплениями других оттенков (с белым, синим или желтым пластилином). Часть зеленого пластилина можно выдавить с помощью чеснокодавилки или медицинского шприца (это для мелких деталей). Так же можно и желтый пластилин выдавить.
Последовательность выполнения работы
В росписи края подноса пишутся в последнюю очередь. А мы наоборот – начнем с них. Растительный мотив (травка, колоски, мелкие цветы) мы упростим до точек и завитков.
Выкладываем точки и завитки
Выкладываем желтым цветом три серединки цветов полукругом по диагонали подноса. Это не канонический полувенок и не букет. Скорее – упрощенный вариант того и другого – веточка.
Вокруг серединок выкладываем шарики смешанных цветов. Это – будущие лепестки. Их размер определяется произвольно. Заготовка для лепестков сначала раскатывается в длину, затем разрезается на небольшие фрагменты. Каждый из них скатывается в шарик. Примерный размер – горошинка.
Следующий момент – создание лепестков. Их форма может быть различной – короткой или длинной, широкой или узкой. Все зависит от силы нажатия пальцев и протяженности «мазка».
Стебель цветка состоит из нескольких фрагментов. Последний скручивается в изящный завиток.
Листья «рисуются» таким же способом. Возле стебля выкладывается шарик зеленого пластилина, смешанного с желтым или белым. Он слегка прижимается пальцем и вытягивается в сторону. Величина «заготовок» для листьев – примерно с боб. Если небольшие лепестки цветка можно вытянуть и указательным пальцем, то крупные листья – большим пальцем. (Он сильнее)
Композиция дополняется завитками и капельками.
Детские работы
(подготовительная группа)
ЦИТАТЫ ИЗ ИНТЕРНЕТА
Небольшой экскурс в историю.
История возникновения лаковой живописи:
1
Самыми первыми, согласно историческим и археологическим данным, искусство лаковой росписи освоили китайцы. Несколько тысячелетий назад, в эпоху Шань Инь, жители Китая украшали лаковыми рисунками домашнюю утварь и предметы повседневного обихода, оружие и ритуальные сосуды.
Вслед за Китаем искусство росписи лаком покорило страны Индокитая, Персию и Индию, Японию и Корею. В каждом из регионов техника лаковой живописи развивалась самостоятельно, базируясь на традициях народных промыслов, но и заимствуя опыт мастеров из других стран.
Как же лаковая роспись попала в Россию?
Европейские купцы в XVI–XVII веках, торговавшие со странами Юго-Восточной Азии, привозили прекрасные образцы расписных лакированных изделий к себе на родину. Вдохновленные красотой и оригинальностью разнообразных по форме и назначению восточных предметов, украшенных лаковыми изображениями, мастера многих европейских государств начинают изготавливать и украшать различные вещи в «китайском» стиле.
Серьезное развитие производства предметов, украшенных лаковой росписью, в таких европейских странах, как Голландия, Англия, Германия и Франция, произошло лишь в XVIII веке.
Уральский промышленник Никита Акинфиевич Демидов много путешествовал по Европе, где и заинтересовался идеей лаковой росписи. В 1778 году на Урале, в Нижнем Тагиле, начал зарождаться промысел уральской цветочной росписи по металлу. Крепостной Демидовых Андрей Степанович Худояров изобрел особо прозрачный и необыкновенно прочный «хрустальный» лак на основе копаловой смолы с добавлением льняного масла и скипидара. По качеству он превосходил английский и французский, и приближался к китайскому.
Изготовленные на Урале и украшенные лаковой росписью металлические сундуки и подносы, кувшины и ведра, а также другие предметы повседневного обихода продавались не только на местных Ирбитской и Крестовской ярмарках, но и на Всероссийской Макарьевской ярмарке в Нижнем Новгороде.
Роспись жостовских подносов Возможно, именно увиденные здесь изделия уральских мастеров вдохновили братьев Вишняковых на лаковую роспись металлических подносов. Семейное дело Вишняковых с 1825 года развивалось в основном как роспись лаком различных изделий из папье-маше – табакерок, портсигаров, альбомов, сухарниц и шкатулок.
2
В России металлические расписные подносы как модные предметы интерьера появились в XVIII в. Одной из причин появления в русской жизни железных подносов, украшенных цветочной росписью, было распространение традиции чаепития, которая со временем утвердилась в качестве русского национального обычая
История Жостово и жостовского промысла восходит к началу 19-ого века, когда в ряде подмосковных сел и деревень бывшей Троицкой волости Жостово, Осташкове и других - возникли мастерские по изготовлению расписных лакированных изделий из папье-маше.
В искусстве жостовских мастеров реалистическое ощущение живой формы цветов и плодов сочетается с декоративной обобщённостью, родственной русской народной кистевой росписи на сундуках, берестяных туесах, прялках и т. п. Основной мотив росписи - цветочный букет простой композиции, в котором чередуются крупные садовые и мелкие полевые цветы. Роспись производится обычно по чёрному фону (иногда по красному, синему, зелёному, серебряному).
По назначению подносы делятся на две группы: для бытовых целей (под самовары, для подачи пищи) и как украшение. По форме подносы бывают круглые, восьмиугольные, комбинированные, прямоугольные, овальные…
Конспект по художественно-эстетическому развитию «Цветы Жостова» в подготовительной к школе группе
Тема : « Цветы Жостова »
Форма НОД : совместная деятельность
Форма организации НОД : групповая
Цель : изготовить подносы по мотивам жостовской росписи
Задачи :
образовательные : продолжать учить детей формам взаимодействия в творческой деятельности по лепке, как умение сотрудничать и распределять поэтапность в работе по изготовлению жостовского подноса . Учить детей составлению узоров разной направленности в зависимости от выбранного названия (букет, венок, полувенок, букет в раскидку и т. д.) . Учить детей дизайнерским умениям в оформлении узора, учитывая цвет , размер, фон, дополнительные детали, расположение предметов, приемам лепки, научить детей рисовать пластилином и выполнять несложные элементы « жостовского узора » и составлять узоры из этих элементов;
развивающие : развивать у детей умение сотрудничать в микрогруппе и умение взаимодействия в общей работе по дизайну – оформлению, развивать мелкую моторику , развивать координацию пальцев , умение вылепливать, пользуясь разными приемами, стимулировать воображение и фантазию ребенка.
воспитательные : воспитывать у детей способности в дизайнерском искусстве оформления, поощрять у детей желание заниматься с пластилином самостоятельно, без постоянного присмотра со стороны взрослых.
Планируемые результаты работы (исходя из цели и задач) : дети знают и называют элементы, этапы работы, размещение и композицию цветов в Жостовской росписи , активны, любознательны, творчески проявляют себя в продуктивной деятельности, могут работать в микрогруппах , устанавливать партнерские отношения.
Целевые ориентиры : ребенок обладает установкой положительного отношения к миру, к другим людям; обладает развитым воображением , активно взаимодействует со сверстниками; ребенок проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности (игре, общении, познавательно-исследовательской и продуктивной деятельности); достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания; участвует в совместных играх; он подвижен, может контролировать свои действия и управлять ими; у ребенка развита крупная и мелкая моторика; обладает начальными знаниями о народных промыслах.
Предварительная работа :
Рассматривание альбомов по декоративно-прикладному творчеству
Знакомство с жостовской росписью
Экскурсия в «Центр творчества» в группе
Выставка подносов из Жостова
Д/и «Составь узор»
Лепка садовых и полевых цветов из пластилина и соленого и теста
Раскраски с мотивами жостовской росписи
Чтение стихотворения П. Синявского « Жостово »
Заучивание пословиц и поговорок о мастерах, мастерстве
Методические приемы : словесный, наглядный, игровой, проблемный.
Виды деятельности в НОД : познавательная, продуктивная, игровая, двигательная, коммуникативная.
Словарная работа : композиция, замалевка, блики, народные промыслы, Жостово , народные умельцы, подносы.
Создание условий для организации и проведения НОД : шаблоны подносов из картона разной формы на каждую микрогруппу детей , стеки, колпачки от фломастеров, дощечки для лепки, салфетки, альбомы по народным промыслам, выставка жостовских подносов , пластилин разного цвета .
Ход образовательной деятельности
1. Мотивация к деятельности.
Воспитатель :
С добрым утром, с новым днем!
С новым солнцем за окном!
Утро доброе встречай!
День хороший начинай!
(дети собираются на ковре)
Ребята, а вы любите разгадывать загадки, головоломки?
Поможете мне сложить слово из рассыпавшихся букв?
(достает из конверта карточки с буквами, дети складывают слово и читают его).
Что у нас получилось? (МАСТЕР)
Кого называют мастером? Что означает это слово?
Воспитатель :
В самых разных уголках России,
Издавна живут мастеровые.
Знаменитые ремёсла представляют,
Матушку Россию прославляют!
Шьют одежду, валенки катают,
Без гвоздей святые храмы собирают,
Дымковские делают игрушки,
В Туле льют колокола и пушки.
В Жостове - подносы расписные ,
В Палехе - шкатулки именные,
Гжель - своей посудой удивляет,
Павловский Посад платками зазывает.
Это часть того, что мастера умеют,
Знания и опыт не скудеют,
Бисером иконы вышивают,
В "батик" всех красавиц одевают!
Вкус любой, желания любые,
Выполняют руки "золотые",
Славится Россия мастерами,
Испокон веков гордится вами!
Людмила Несторяк
Воспитатель :
Народ уважал и ценил мастеров, поэтому сложил много пословиц и поговорок о таких людях.
Хотите сыграть со мной в игру «Распутай путаницу» ?
(Цель : восстановить из частей пословицы и поговорки
Дело мастера боится
Работа мастера хвалит
Каков мастер, такова и работа
Мастер дела за все берется смело)
2. Воспитатель :
Ребята, посмотрите, что за предмет я держу в руках? Для чего он предназначен? А сделали его золотые руки мастера, хотите узнать как?
(дети рассаживаются на ковре, просмотр презентации « Жостовские подносы- великое искусство» )
Воспитатель предваряет просмотр словами :
Поднос из Жостова – великое творенье .
Не каждый знает путь его изготовленья.
Оттачивалось то нелёгкое уменье
Из века в век, из поколенья в поколенье.
Листу железа мастер для начала
Задуманную форму придавал.
И чтоб готовая поверхность засияла,
Её он черным лаком заливал.
Чтоб на подносе рисовать потом,
Он подмалёвку начинал.
И строил форму, и объём,
И цветовую гамму намечал .
И вот уже на черном, гладком поле
Прекрасные букеты расцвели.
И тоненькие, гибкие травинки
Со всех сторон цветочки оплели .
Борта подноса по краям
Орнамент мелкий украшает.
И под конец отделанный поднос
Умелец ярким глянцем покрывает.
3. Продуктивная творческая деятельность –изготовление подноса по мотивам Жостовской росписи- « Цветы Жостова »
Воспитатель :
Чтобы наши пальчики были послушными, ловкими, я предлагаю вам с ними поиграть.
Пальчиковая игра « Цветы »
Наши алые цветки ,
Руки подняты вверх, пальцы собраны в кулаки
Распускают лепестки.
Медленно разгибаем пальцы из кулачков
Ветерок чуть дышит,
Лепестки колышет.
Покачиваем кистями рук вправо влево
Наши алые цветки ,
Закрывают лепестки
Медленно сжимаем пальцы в кулачки
Головой качают,
Тихо засыпают.
Покачивание кулачками вперёд - назад
А теперь я приглашаю вас занять свои места за столами.
Рассказ и показ этапов работы :
Внимательно посмотрите и послушайте, сегодня мы будем с вами украшать подносы особым способом – рисовать пластилином. Эта техника называется …пластилинография.
1. Отщипываем кусочек пластилина;
2. Катаем шарик;
3. Прикладываем на поднос, где изображен круг; (5-6 шариков на один цветок ) ;
4. Теперь указательным пальцем с нажимом ведем к центру (так со всеми шариками) ;
5. Катаем шарик для сердцевины;
6. Еще один цветок ;
7. Теперь украсим наши подносы листочками (катаем овалы из зеленого и немного заостряем кончики) расплющиваем;
8. Прикладываем к подносу
(Дети приступают к выполнению работы в микрогруппах ,
педагог или дети помогают тем, кто затрудняется).
4. Воспитатель :
Ребята, как вы себя ощущали в роли настоящих мастеров (похлопать-если понравилось, потопать-если было скучно,неинтересно) .
Какие вы все молодцы! Все старались! У вас у всех получились замечательные подносы! Яркие, сочные, красивые. Давайте организуем Ярмарку подносов по жостовскому промыслу , посмотрим, чей поднос вам нравится больше всего? (звучит народная музыка)
Продавец :
Вот жостовский черный изящный поднос
С букетом из лилий, пионов и роз.
В нем бликами летнее солнце играет,
Каймой золотой по краю сверкает.
А на настоящем подносе вас ждет награда за ваш труд – угощение.
(В ходе свободной деятельности можно организовать сюжетно-ролевую игру «Ярмарка» )
Муниципальное Бюджетное Дошкольное Образовательное Учреждение
Детский сад № 59 « Колокольчик»
Конспект
для старшей группы
На тему: « Жостовская фабрика декоративной росписи».
Образовательная область: Познание
Составила: Антонова Наталья Александровна
Г. о. Мытищи
Программное содержание : Познакомить детей с Жостовской фабрикой: историей её создания, продукцией которую на ней выпускают, особенностями жостовской росписи. Формировать у детей представление о том, что произведения декоративно - прикладного искусства создаются на основе сложившихся традиций, передающихся от поколения к поколению. Воспитывать у детей любовь к родному краю, уважительное отношение к труду взрослых. Развивать интерес к историческому промыслу родного края, эмоциональную отзывчивость при восприятии произведений народного декоративно - прикладного искусства. Укрепление физического и психического здоровья детей.
Словарная работа: Декоративная роспись, живописец, папье - маше, табакерка, спичечница, мазок, шлифовка, полировка, подмалёвок, тенёжка, привязка, бликовка, орнамент.
Предварительная работа: Рассказ детям о папье – маше. Изготовление поделок методом папье – маше. Рассматривание ширм, открыток с изображением жостовских подносов. Беседа о произведениях декоративно - прикладного искусства. Внесение в уголок по ИЗО деятельности новых предметов - Жостовских подносов.
Материал к занятию: Фотографии и иллюстрации с видами родного города Мытищи. Жостовские подносы с разными рисунками (цветы, фрукты, птицы и т. д). Слайды с изображением: Жостовской фабрики, художников - живописцев за работой, готовых изделий. Для показа слайдов: телевизор, ноутбук. Подносы из папье – маше. Подносы из чёрной бархатной бумаги, отдельно нарисованные изображения различных цветов, листьев, ягод для самостоятельного составления композиций на подносах.
Используемая литература:
1. Алла Уралова « Мытищинские мастера».
2. И. Богуславская, Б. Графов « Искусство Жостова».
3. О. А. Соломенникова « Радость творчества».
4. А. А. Грибовская « Детям о народном искусстве».
Воспитатель обращает внимание детей на доску, где выставлены фотографии и иллюстрации изделий Жостовской фабрики.
Воспитатель: Ребята, сегодня мы продолжаем знакомиться с историей нашего края и я хочу рассказать Вам об удивительном народном промысле, зародившимся на мытищинской земле - Жостовской декоративной росписи.
Деревня Жостово находится в нескольких километрах от нашего города Мытищи недалеко от Клязьминского водохранилища .
(Воспитатель сопровождает свой рассказ показом иллюстрации с изображением деревни).
В этих местах давным-давно зародился народный художественный промысел по изготовлению подносов.
Воспитатель читает стихотворение:
В тиши родного края
Под тенью сосен древних
Живёт одна простая
Российская деревня.
Проснётся спозаранку
в любую непогоду
И стелет самобранку
Для праздника природы.
Чёрный фон сияет лаком,
А на нём цветов краса:
Алых, жёлтых, с красным маком –
Это просто чудеса!
История этого промысла началась с того, что один крестьянин Филипп Никитич Вишняков, открыл в деревне Жостово маленькую мастерскую, а потом передал её своему племяннику Осипу Вишнякову, который стал изготавливать на ней изделия из папье - маше.
Вопросы к детям:
1. Кто из вас вспомнит, что такое папье - маше? Из чего его делают?
(Папье - маше в переводе с французского означает - жеваная бумага. Легко поддающаяся формовке масса, получаемая из смеси бумаги и
клея или крахмала. Она очень пластичная, ей можно придать любую форму).
Воспитатель: Посмотрите на выставку изделий из папье - маше.
Вопросы к детям:
1. Что можно сделать из папье – маше?
2. Изделия из папь - маше легкие или тяжелые?
3. Они прочные или нет? Почему?
Рассказ воспитателя: Сначала в жостовской мастерской изготавливали табакерки - коробочки для хранения курительного табака, спичечницы - в них хранили спички. Затем стали делать подносы с сюжетной и цветочной росписью.
Вопрос к детям:
Как Вы думаете, для чего нужны подносы?
Воспитатель: Расписные подносы составляли неотъемлемую часть русского быта. Их можно было увидеть в трактире или чайной, на праздничном столе. Очень популярны подносы и в наше время. Помимо их прямого назначения в современных интерьерах их часто используют как красочные настенные панно.
Вопрос к детям:
Какие инструменты и предметы нужны для изготовления подносов?
Воспитатель: Всё оборудование в таких мастерских состояло из ножниц, деревянного молотка и кистей с красками.
Однажды, побывав на Урале, Осип Вишняков увидел там подносы из металла. И решил перейти с производства изделий из папье - маше на железные подносы.
Вопросы к детям:
1. Как вы думаете, почему?
(Они были прочнее чем его подносы из папье – маше)
Воспитатель: Прошло время и все Жостовские мастерские объединились вместе и образовали фабрику, которая стала называться «Жостовский металлоподнос».
(Воспитатель обращает внимание детей на выставленные перед ними Жостовские подносы) .
Ребята, посмотрите на эти чудесные изделия жостовских мастеров. Правда они удивительные? (великолепные).
Вопросы к детям:
1. Какие чувства они у вас вызывают? (ответы детей).
Воспитатель: Давайте с вами внимательно их рассмотрим.
Рассказ воспитателя: Основным мотивом жостовской росписи стал цветочный букет на красном, зелёном, синем и чёрном фоне(свой рассказ воспитатель сопровождает конкретным показом) . Художник рисует (пишет) свой сюжет не с натуры (не срисовывает), а придумывает его сам, ориентируясь на своё воображение.
Посмотрите внимательно на эти подносы. (воспитатель показывает детям 2- 3 подноса с изображенными на них цветочными композициями, но по - разному расположенными).
Вопросы к детям:
1. Что изображено на всех представленных подносах?
2. Как расположены цветы на подносах?
3. Какая форма у подносов?
Воспитатель: Форма подносов может быть овальная, круглая, прямоугольная, гитарная и даже треугольная (для угловых столиков).
Цветы на подносах тоже могут располагаться по - разному: гирляндами по периметру подноса, собираться в букеты из 3- 5 цветов, венками ; изображаться в корзинах и т. д. так как этого захочет художник. Нередко цветы сопровождают изображением фруктов, ягод и птиц. Цветы и фрукты на подносах выглядят очень натурально. Они как настоящие. Их даже хочется понюхать, потрогать и съесть.
(воспитатель показывает фотографии).
А сейчас мы с вами превратимся в разные цветы. Вы представили себя цветком? Тогда вместе со мной говорим стихотворение и выполняем соответствующие движения.
Физкультминутка
На лугу растут цветы Потягивание, руки в стороны
Небывалой красоты.
К солнцу тянутся цветы Потягивание, руки вверх
С ними потянись и ты.
Ветер дует иногда Дети машут руками, изображая ветер
Только это не беда.
Наклоняются цветочки, Наклоны вперёд
Опускают лепесточки.
А потом опять встают Выпрямились
И по – прежнему цветут.
Вопрос к детям:
Вы хотите узнать, как изготавливаются такие красивые подносы?
Дети рассаживаются перед экраном.
Рассказ воспитателя: Всё дело в том, что такой результат достигается в несколько этапов. Сейчас мы посмотрим, как это происходит.(слайды № 1)
Перед росписью поднос тщательно шлифуется, затем покрывается двухслойным грунтом. После этого на него наносят несколько слоёв цветного лака с полировкой каждого слоя (воспитатель объясняет). Только после этого поднос попадает к художнику - живописцу, который начинает превращать его в настоящее произведение искусства. При росписи Жостовских подносов используются обыкновенные масляные краски, которые наносят беличьими кисточками. Роспись выполняется в несколько этапов, каждый из которых требует длительной просушки. (т. е. прежде чем наложить один цвет краски на другой, ей дают хорошенько высохнуть)
- Первый этап, с чего начинают рисовать называют « подмалёвок »- когда мастер набрасывает силуэт композиции (как бы предполагая, что он будет рисовать).
Затем наносит « тенёжку » - наносит цветные тени, у цветов появляется колорит и объём, после чего осуществляет « бликовку »- выполняет белой краской(белилами)блики на цветах и листьях, подчёркивая объём.
Завершают работу « прорисовкой» - тонкими линиями прожилок, лепестков и мелких деталей. После этого в просветах между цветами и листьями выписывают травяной узор - делается « привязка ». Борта (края) подноса украшают тонким декоративным орнаментом. После завершения росписи поднос покрывают несколькими слоями лака и просушивают.
Видите, ребята, сколько всего надо сделать, чтобы в итоге получились такие великолепные подносы. А сейчас я хочу предложить вам создать свой неповторимый поднос из заранее нарисованных цветов и листьев.
(Дети походят к столам и составляют композиции на черных бумажных подносах из бархатной бумаги из заранее нарисованных элементов)
Воспитатель: Посмотрите, какая красота у вас получилась. Молодцы. А сейчас я хочу предложить вам полюбоваться изделиями художников – живописцев.
(слайды № 2)
Красочные подносы прочно вошли в нашу жизнь (быт людей) и представляют собой замечательные произведения народного искусства. Их секрет заключается в простоте и лаконичности композиций, составленных из ярких цветов. Каждое изделие является оригинальным и неповторимым. Сегодня продукция Жостовской фабрики декоративной росписи известна всему миру.
Валентина Борисова
Жостовский поднос
Жостово непросто вам
Под Москвой деревня.
Мастерством умельцы там
Славятся издревле.
Свежесть утра, жемчуг рос
И цветенье лета
Выливают на поднос
Красками букета.
Очарована стою
Я в музейном зале,
Восхищенья не таю:
Ведь в самом Версале
Не найдётся красоты,
Тем узорам равной.
И величье простоты –
Тайны самой главной –
Душу трогает до слёз,
Покоряет сердце
Чудо – жостовский поднос –
В мир прекрасный дверца!
(Чтение стихотворения сопровождается показом слайдов).
Воспитатель: На этом я хочу закончить свой рассказ о истории Жостовского подноса. Мы с вами должны гордиться, что живём на земле, богатой удивительным прошлым.
Вопросы к детям:
1. С каким народным промыслом мы сегодня познакомились?
2. Что нового вы узнали?
3. Как называется фабрика, на которой расписывают подносы?
4. Что изготавливали на фабрике?
5. .Кто основал эту фабрику?
В заключении воспитатель предлагает детям узнать у своих родителей, чем ещё знаменит наш родной город Мытищи.
Эту тему можно продолжить и закрепить на занятии по рисованию.
Тема занятия: « Украшение подноса по мотивам Жостовской росписи».
ТЕМА: «Жостовские подносы».
ЦЕЛЬ: Знакомить детей с изделиями народного творчества – жостовскими подносами.
ЗАДАЧИ:
Обучающая:
- Закрепить знания детей о промысле (Жостовские подносы).
- Познакомить детей с техникой аппликации из салфеток.
- Учить составлять цветок из оторванных кусочков салфетки нескольких цветов, чередуя цвета.
Развивающая:
- Развивать умение создавать простые изображения, принимать замысел предложенный взрослым.
- Развивать мелкую моторику рук, чувство ритма, цвета, композиции.
- Развивать эстетическое восприятие, любознательность, целеустрем-ленность, способствовать возникновению первых ценностных ориентаций, эмоциональной отзывчивости.
Воспитательная:
- Воспитывать желание рассматривать изделия народных умельцев.
- Воспитывать бережное отношение к изделиям своего и народного творчества.
- Воспитывать интерес к изучению народных промыслов, усиливая их восприятие через народный фольклор.
ИСПОЛЬЗУЕМОЕ ОБОРУДОВАНИЕ:
- бумажные заготовки для аппликации (силуэт подноса) – формат А4, кусочки салфеток разного цвета, подобранные по оттенкам; листочки из цветной бумаги зеленого цвета;
- клей, кисточки, клеенки, салфетки.
Подготовка кусочков салфеток разного цвета.
ХОД ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Воспитатель:
- Ребята, мы с вами познакомимся с новым видом народного искусства – жостовской росписью. Послушайте стихотворение:
Черный фон сияет лаком,
А на ней цветов краса.
Алых, желтых, с красным маком -
Это просто чудеса! Посмотрите, какие они красивые, яркие, праздничные (показ подносов и их иллюстраций).
Дети рассматривают жостовские подносы. Звучит «Вальс цветов» П.И. Чайковского.
- Какой росписью украшены подносы? Ответы детей (жостовской)
- Какой формы подносы? Ответы детей (круглые, прямоугольные, овальные).
- Какого цвета фон подносов? Ответы детей (черный, красный, зеленый, желтые).
- Какие основные элементы жостовской росписи? Ответы детей (цветы, листочки, фрукты).
- Правильно. Основной мотив росписи цветочный букет, в котором чередуются крупные садовые и мелкие полевые цветы. Также встречаются в росписи фрукты, иногда птицы.
Есть на жостовском подносе
И букет, в ночи горящий,
Птица-жар, что весть приносит.
Есть поднос, плоды дарящий...
- Да, жостовские подносы красивые, праздничные. Чёрные, зеленые, жёлтые, красные. Удивительно прекрасные! (звучит «Вальс цветов»)
- Какое настроение появилось у вас, глядя на эти подносы и слушая музыку?
- Что бы вам хотелось сделать? Ответы детей (потанцевать, подвигаться, попеть, порисовать).
- Давайте, мы с вами немножко отдохнем и украсим наши подносы красивыми узорами.
Физкультминутка:
На лугу растут цветы Потягивание, руки в стороны
Небывалой красоты.
К солнцу тянутся цветы Потягивание, руки вверх
С ними потянись и ты.
Ветер дует иногда Дети машут руками, изображая ветер
Только это не беда.
Наклоняются цветочки, Наклоны вперёд
Опускают лепесточки.
А потом опять встают Выпрямились
И по – прежнему цветут.
Садитесь за столы. Мы украсим наши подносы необычным способом. Но сначала мы сделаем пальчиковую гимнастику. Цель: развивать ручную умелость и мелкую моторику; формировать навыки выразительности, пластичности в движениях. (Берут в руки бусинку, зажимают между ладошками и делают упражнение соответственно тексту).Бусинкой круги катаю,Взад – вперёд её гоняю.Ей поглажу я ладошку,А потом сожму немножко.Показ и объяснение воспитателя последовательности выполнения работы. По центру мы наклеим крупные цветы из заготовленных вами кусочков салфеток разного цвета. Для каждого цветка мы будем брать кусочки определенного цвета и его оттенков (красного, синего, желтого). А потом украсим букет зелеными листочками.
- Аккуратно намазывайте нужные места клеем и наклеивайте кусочки салфеток. Первый слой приклеите, опять намазывайте клеем, и делайте еще слой, чтобы цветы получились пышными.
Самостоятельная деятельность детей.
- Много клея набирать на кисточку не надо, чтобы работы получились аккуратными.
- Молодцы! Не устали? Ответы детей.
- Теперь надо взять листочки, красиво расположить их вокруг цветов и наклеить. Листочки намазываем клеем на клеенке. Используйте салфетки, чтобы прижать листочки и промокнуть лишний клей.
Итог:
- Вам понравилось украшать подносы? Ответы детей.
- Как вы их украшали? Ответы детей (Сначала приклеивали цветы из кусочков салфеток, потом украсили зелеными листочками).
- Красивые, яркие, праздничные получились подносы. А давайте сделаем выставку, они такие красивые, полюбуемся. Сейчас положите ваши подносы на другой стол, и уберите за собою свои рабочие места.
Венки цветов, букеты роз –
их аромат неувядаем.Ах, это жостовский поднос –Благоухает русским чаем!