THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама

Для проверки выдвигаемой гипотезы установлена цель исследования, которая является основной целью практической части работы - влияние детско-родительских отношений на развитие ребенка.

Анализ литературы выявил, что изучению детско-родительских отношений во все времена уделяется много внимания. Проводились исследовательские работы по проблеме влияния личности родителя на стиль отношения к ребенку. Так А.И. Захаровым и его коллегами (А.И.Захаров, 1998) исследовались семьи детей, больных неврозами, и полученные результаты сравнивались с результатами обследования контрольных семей, здоровых в нервно-психическом отношении. Проведенные сравнения позволяют считать, полученные данные характерными для семей, в которых дети больны неврозами. В этих семьях по личностным особенностям родителей, особенностям воспитания и преморбидным чертам характера детей можно с известной долей вероятности предсказать риск невротического заболевания у детей.

В данной курсовой работе, самоцелью хотелось бы выделить тот факт, что любой родитель использует тот или иной стиль отношения к ребенку, неосознанно направляемый личностными чертами, свойственными его характеру. Разница состоит лишь в том, что совокупность черт характера одного родителя приводит к правильному взаимодействию с ребенком и оказывает на ребенка положительное воздействие, а у другого родителя доминируют такие черты, которые ведут к неприемлемому, с точки зрения психологии и педагогики, стилю воспитания и отрицательно сказываются на формировании личности ребенка.

Исходя из вышесказанного целью практической части работы поставим: изучить влияние личностных особенностей на развитие ребенка. Исходя из цели, определим задачи :

  • 1) Обосновать замысел и описать процедуру экспериментального изучения характерологический черт личности родителей, стилей взаимодействия и отношения с ребенком.
  • 2) Организовать и провести психологический эксперимент.
  • 3) Сформулировать основные выводы и практическую значимость проведенного исследования.

Гипотеза: Мы предполагаем, что совокупность определенных характерологических черт в личности родителя влияет на психическое развитие ребенка.

Практическая работа по изучению характера взаимоотношений в семье проводилась с помощью следующих методов:

  • · Беседа с родителями и детьми;
  • · Тест-опросник родительского отношения к детям (А. Я. Варга, В. В. Столин) Марковская И. М. Опросник для изучения взаимодействия родителей с детьми // Семейная психология и семейная терапия. - 1999. - №2. - С. 17. МЕТОДИКА ДИАГНОСТИКИ РОДИТЕЛЬСКОГО ОТНОШЕНИЯ А.Я.ВАРГА, В.В.СТОЛИН. Тест-опросник родительского отношения (ОРО) представляет собой психодиагностический инструмент, ориентированный на выявление родительского отношения у лиц, обращающихся за психологической помощью по вопросам воспитания детей и общения с ними. Отношение родителей, это система разнообразных чувств, поведенческих стереотипов по отношению к ребенку, его восприятия и характера. Инструкции и текст опросника в приложении 1. Опросник "Взаимодействие родитель--ребенок". Инструкции и текст опросника - смотри приложение.
  • · наблюдение.

Ход исследования

В ходе исследования, были отобраны 10 семей. Основным условием выбора семей являлось наличие детей младшего дошкольного и школьного возраста. Данные и результаты, полученные при проведении различных методов с детьми, имеют субъективную оценку детей, т.е. отражают точку зрения детей младшего школьного возраста.

Первым из методов, использованных в исследовании семьи, была беседа. Цель беседы: установить контакт с семьей; получить основные данные о семье (состав: полная, формально полная, неполная; количество детей, их возраст).

Общий анализ данных выглядит следующим образом:

1. 90% из 10 семей имеет полный состав. 10% (1 семья - 06) формально полная. В этой семь отец не участвует в воспитании детей из-за частых разъездов.

По количеству детей:

  • 10% (04) имеет 3 детей.
  • 40% (02, 05, 06, 08) - 2 детей.
  • 50% (01, 03 07, 09, 10) - 1 ребенка.

С целью выявления детско-родительских взаимоотношений в семье, вызывающих у ребенка тревогу, получения данных о том, как он воспринимает других членов семьи и свое место среди них, был проведен тест "Клинический рисунок семьи" (КРС) Р. Бенса и С.Кауфмана.

Этот тест дает богатую информацию о субъективной семейной ситуации исследуемого ребенка.

Тест КРС состоит из двух частей: рисование своей семьи и беседа после рисования. Для выполнения теста ребенку давали стандартный лист бумаги для рисования, карандаши и ластик. После того, как дети заканчивали рисунок, нами отдельно проводилась беседа по следующей схеме:

  • 1). Кто нарисован на рисунке? Что делает каждый член семьи?
  • 2). Где работают и учатся члены семьи?
  • 3).Как в семье распределяются домашние обязанности?

В системе количественной оценки КРС учитываются формальные и содержательные особенности рисунка. Формальным считается качество линий, расположение объектов рисунка, стирание всего рисунка или его отдельных частей, заштриховывание отдельных частей рисунка. Содержательными характеристиками рисунка являются изображаемая деятельность членов семьи, их взаимодействие и расположение, а также отношение вещей и людей на рисунке. Рисунки детей анализированы по количеству баллов, набранных при наличии определенных симптомов.

Исходя из количества баллов, определили симптомокомплекс семейной ситуации.

Выделяют 5 симптомокомплексов:

  • 1). Благоприятная семейная ситуация.
  • 2). Тревожность.
  • 3). Конфликтность в семье.
  • 4). Чувство неполноценности в семейной ситуации.
  • 5). Враждебность в семейной ситуации (см. Приложение 2).

В результате проведения КРС с детьми младшего школьного возраста мы получили следующие результаты:

1. В семье 01 симптомокомплексы по I - 0,3 балла, II- 0,4 балла, III - 0,1 балл, IV - 0,1 балла, V - 0,2 балла. Из этого видно, что в семье ребенок чувствует тревожность 0,4 (II), что, впрочем, присутствует наравне с благоприятной семейной ситуацией.

В семье 02 симптомокомплексы имеют такие баллы: I - 0,4 балла, II- 0,4 балла, III - 0,3 балл, IV - 0,5 балла, V - 0,5 балла. В этой семье самое большое количество баллов по параметру враждебность в семейной ситуации - 0,5 баллов (V).

В семье 03 симптомокомплексы имеют такие баллы: I - 0,3 балла, II- 2,5 балла, III - 0,2 балл, IV - 0 баллов, V - 0,2 балла. Семейная ситуация ребенком воспринимается как тревожная.

В семье 04 симптомокомплексы имеют такие баллы: I - 0,7 балла, II- 0,1 балла, III - 0,2 балла, IV - 0,2 балла, V - 0 баллов. Семейная ситуация благоприятная - 0,7 баллов.

В семье 05 симптомокомплексы имеют такие баллы: I - 0,5 балла, II- 0,5 баллов, III - 0,1 балла, IV - 0,2 балла, V - 0,2 балла. Несмотря на общую благоприятную ситуацию ребенок ощущает тревожность.

В семье 06 симптомокомплексы имеют следующие баллы: I - 0,8 балла, II- 0,5 балла, III - 0,3 балла, IV - 0,2 балла, V - 0,4 балла. Ребенок ощущает повышенную резко выраженную тревожность в семье - 2,6 балла.

В семье 07 симптомокомплексы имеют следующие баллы: I - 0,2 балла, II- 4,5 балла, III - 2,3 балла, IV - 0,2 балла, V - 0 балла. Ребенок ощущает повышенную резко выраженную тревожность в семье.

В семье 08 симптомокомплексы имеют следующие баллы: I - 0,3 балла, II- 0,3 балла, III - 2,3 балла, IV - 0,2 балла, V - 0 балла. Ребенок ощущает повышенную резко выраженную тревожность в семье - 2,6 балла. В этой семье очень высокий уровень тревожности, а также выраженная конфликтность.

В семье 09 симптомокомплексы имеют следующие баллы: I - 0,6 балла, II- 0,3 балла, III - 0 баллов, IV - 0,2 балла, V - 0 баллов. Благоприятная семейная ситуация.

В семье 10 симптомокомплексы имеют следующие баллы: I - 0,63 балла, II- 0,6 балла, III - 0 баллов, IV - 0,2 балла, V - 0 баллов. Несмотря на благоприятную ситуацию, ребенок проявляет тревожность.

Для того чтобы представить общую картину результатов, разделили испытание семьи на 3 группы по полученным данным. Итак, 30% 0 (семья 09, 06, 04) - состояние в семье ребенком определяется как благоприятное. Это группа I.

II группа - это семьи, в которых выражена тревожность детей. Они составили 50% (семьи 01, 02, 03, 04, 07, 08).

III группа - это семьи, где наравне с благоприятным микроклиматом проявляется тревожность детей. Это 20% от общего количества (семьи 05, 10).

Общая сумма баллов по отношению к комплексам имеет следующие данные: по II симптомокомплексу - тревожность - наибольшее количество баллов - 10,4, затем идет I симптомокомплекс - благоприятная семейная ситуация - 45 баллов; III - конфликтность - 3,1 балла; IV - чувство неполноценности - 1,4 балла; V - враждебность - 2,2 балла.

Таким образом, можно заключить, что в данных семьях дети наиболее проявляют тревожность, связанную с семейным микроклиматом, взаимоотношениями в семье, т.е. с родителями.

Далее родителями был выполнен тест-опросник родительского отношения (Варга, Столина) . Здесь следует отметить: опросник выявляет отношение родителей не ко всем членам семьи, а применительно к ребенку, исследуемому нами.

Данный тест предусматривает собой психодиагностический инструмент, ориентированный на выявление родительского отношения к ребенку, которое понимается как система разнообразных чувств по отношению к ребенку, поведенческих стереотипов, практикуемых в общении с ними, особенностей восприятия и понимания характера и личности ребенка и его поступков.

Данный опросник состоит из 61 утверждений. Опросник заполняли оба родителя из каждой семьи. По количеству утверждений по таким параметрам как: I - "принятие - отвержение"; II - "кооперация"; III - "симбиоз"; IV - "авторитарная гиперсоциализация"; V - "маленький неудачник" получили следующие результаты:

Таблица 1

Анализ полученных результатов теста-опросника родителей

01-ая семья

  • 11 баллов
  • 68,35%
  • 31,19%
  • 86,63 %
  • 95,74 %
  • 99,83 %
  • 15 баллов
  • 90,50%
  • 9,77%
  • 39,06 %
  • 83,79 %
  • 45,57 %
  • 19,22 %
  • 39,06 %
  • 45,54 %
  • 5,67 %
  • 5,76 %
  • 32,13 %
  • 70,25%
  • 88,60%
  • 7,88%
  • 57,96%
  • 96,83%
  • 31,01%
  • 19,22%
  • 57,96%
  • 13,86%
  • 84,81%
  • 80,33%
  • 57,96%
  • 32,13%
  • 45,57%
  • 0,63%
  • 12,29%
  • 86,63%
  • 4,41%
  • 70,25%
  • 12,29%
  • 4,72%
  • 13,86%
  • 45,57%
  • 7,88%
  • 74,97%
  • 4,41%
  • 14,55%

6-ая семья

  • 80,33%
  • 19,53%
  • 13,86%
  • 45,57%

7-ая семья

  • 84,17%
  • 48,92%
  • 57,96%
  • 95,74%
  • 70,25%
  • 9,77%
  • 57,96%
  • 32,13%
  • 14,55%

8-ая семья

  • 31,01 %
  • 31,19%
  • 5,67%
  • 74,49%
  • 14,55%
  • 31,01%
  • 31,19%
  • 86,63%
  • 13,86%
  • 70,25%

9-ая семья

  • 3.79 %
  • 19,22%
  • 74,97%
  • 13,86%
  • 70,25%
  • 7,88%
  • 74,97%
  • 13,86%
  • 93,04%
  • 90,50%
  • 12,23%
  • 92,93%
  • 95,74%
  • 99,37%
  • 31,01%
  • 7,88%
  • 39,06%
  • 53,87%
  • 45,57%

В 1 семье по сумме параметров наиболее выраженным является IV параметр - авторитарная гиперсоциализация.

Во 2 семье - V параметр - "маленький неудачник", инфантилизация.

В 3 семье - V параметр - "маленький неудачник", инфантилизация.

В 4 семье - III параметр, симбиоз.

В 5 семье III параметр, симбиоз.

В 6 семье - II параметр, социальная желательность.

В 7 семье - IV параметр, гиперсоциализация.

В 8 семье - III параметр, симбиоз.

В 9 семье - V параметр, "маленький неудачник".

В 10 семье - IV параметр, гиперсоциализация.

Общий анализ:

По I параметру - 0 семей

По II параметру одна семья, 10% - с. № 6

По III параметру - три семьи, 30% с. № 4, № 5, № 8.

По IV параметру - три семьи, 30% № 1, № 7, № 10

По V параметру - 3 семьи, 30% № 2, № 3, № 9

В исследованных нами семьях родители в основном проявляют неадекватное отношение к детям. Это симбиоз, гиперсоциализация, инфантилизация.

Далее были рассмотрены особенности взаимоотношения детей и взрослых, проявляемые в быту. Данное направление проводилось с помощью теста, обработанного для семьи. В качестве критериев позитивных взаимоотношений выделили следующие факторы:

1 - доброта, 2 - согласие, 3 - теплота, 4 - готовность прийти на помощь, 5 - сотрудничество.

Для выявления негативного отношения в качестве критериев определили следующие признаки:

1 - несогласие, 2 - равнодушие, 3 - частые конфликты, 4 - отсутствие сотрудничества, 5 - холодность. (см. Приложение 5).

По наличию данных факторов мы определили характер взаимоотношений между детьми и родителями.

В семье 01 взаимоотношения неустойчивые.

В семье 02 взаимоотношения неустойчивые.

В семье 03 взаимоотношения носят негативный характер.

В семье 04 взаимоотношения адекватные, позитивные.

В семье 05 взаимоотношения неустойчивые.

В семье 06 взаимоотношений позитивные.

В семье 07 взаимоотношения носят неустойчивый характер.

В семье 08 взаимоотношения неустойчивые.

В семье 09 взаимоотношения стабильные, позитивные.

В семье 10 Взаимоотношения позитивные.

Итак, у 60% семей взаимоотношения носят неустойчивый характер, т.е. они могут быть и негативными и позитивными в зависимости от ситуации (01, 02, 05, 07, 08, 10). У 40% семей взаимоотношения характеризуются как позитивные, стабильные (04, 06, 09). У 10% семей взаимоотношения негативные (03).

Исходя из этого, можно заключить, что позиции родителей играют немаловажную роль в психическом благополучии ребенка. Результаты полученные при подсчетах, подтверждает выводы, сделанные в ходе эмпирического анализа.

Тест-опросник родительского отношения А.Я.Варга, В.В.Столин. Методика ОРО.

Тест-опросник родительского отношения (ОРО), авторы А.Я.Варга, В.В.Столин, представляет собой методику для диагностики родительского отношения у матерей, отцов, опекунов и т.д., обращающихся за психологической помощью по вопросам воспитания детей и общения с ними.

Родительское отношение понимается как система разнообразных чувств по отношению к ребенку, поведенческих стереотипов, практикуемых в общении с ним, особенностей восприятия и понимания характера и личности ребенка, его поступков.

Результаты опросника выражаются в пяти шкалах:

  • принятие-отвержение,
  • социальная желательность поведения ребенка,
  • симбиоз (отсутствие дистанции между родителем и ребенком),
  • авторитарный контроль, отношение к неудачам ребенка.

В тесте-опроснике 61 вопроса, на которые следует отвечать согласием или несогласием. Методика предназначена для родителей детей 3-10 лет.

Тест-опросник родительского отношения А.Я.Варга, В.В.Столин. Методика ОРО:

Инструкция.

Отвечая на вопросы методики, выразите свое согласие или несогласие с ними с помощью оценок «Да» или «Нет».

Вопросы теста.

Я всегда сочувствую своему ребенку.

Я уважаю своего ребенка.

Мой ребенок ничего не добьется в жизни.

Мне кажется, что дети потешаются над моим ребенком.

Мой ребенок часто совершает такие поступки, которые, кроме презрения, ничего не стоят.

Для своего возраста мой ребенок немножко незрелый.

Мой ребенок ведет себя плохо специально, чтобы досадить мне.

Мой ребенок впитывает в себя все дурное как "губка".

Моего ребенка трудно научить хорошим манерам при всем старании.

Ребенка следует держать в жестких рамках, тогда из него вырастет порядочный человек.

Я люблю, когда друзья моего ребенка приходят к нам в дом.

Я принимаю участие в своем ребенке.

К моему ребенку "липнет" все дурное.

Мой ребенок не добьется успеха в жизни.

Когда в компании знакомых говорят о детях, мне немного стыдно, что мой ребенок не такой умный и способный, как мне бы хотелось.

Я жалею своего ребенка.

Когда я сравниваю своего ребенка со сверстниками, они кажутся мне взрослее и по поведению, и по суждениям.

Я с удовольствием провожу с ребенком все свое свободное время.

Я часто жалею о том, что мой ребенок растет и взрослеет, и с нежностью вспоминаю его маленьким.

Я часто ловлю себя на враждебном отношении к ребенку.

Я мечтаю о том, чтобы мой ребенок достиг всего того, что мне не удалось в жизни.

Родители должны приспосабливаться к ребенку, а не только требовать этого от него.

Я стараюсь выполнять все просьбы моего ребенка.

При принятии семейных решений следует учитывать мнение ребенка.

Я очень интересуюсь жизнью своего ребенка.

В конфликте с ребенком я часто могу признать, что он по-своему прав.

Дети рано узнают, что родители могут ошибаться.

Я всегда считаюсь с ребенком.

Я испытываю к ребенку дружеские чувства.

Основная причина капризов моего ребенка - эгоизм, упрямство и лень.

Невозможно нормально отдохнуть, если проводить отпуск с ребенком.

Самое главное, чтобы у ребенка было спокойное и беззаботное детство.

Иногда мне кажется, что мой ребенок не способен ни на что хорошее.

Я разделяю увлечения своего ребенка.

Мой ребенок может вывести из себя кого угодно.

Я понимаю огорчения своего ребенка.

Мой ребенок часто раздражает меня.

Воспитание ребенка - сплошная нервотрепка.

Строгая дисциплина в детстве развивает сильный характер.

Я не доверяю своему ребенку.

За строгое воспитание дети благодарят потом.

Иногда мне кажется, что ненавижу своего ребенка.

В моем ребенке больше недостатков, чем достоинств.

Я разделяю интересы своего ребенка.

Мой ребенок не в состоянии что-либо сделать самостоятельно, а если и сделает, то обязательно не так.

Мой ребенок вырастет не приспособленным к жизни.

Мой ребенок нравится мне таким, какой он есть.

Я тщательно слежу за состоянием здоровья моего ребенка.

Нередко я восхищаюсь своим ребенком.

Ребенок не должен иметь секретов от родителей.

Я не высокого мнения о способностях моего ребенка и не скрываю этого от него.

Очень желательно, чтобы ребенок дружил с теми детьми, которые нравятся его родителям.

Обработка.

За каждый ответ «да» тестируемый получает 1 балл, а за каждый ответ «нет» — 0 баллов.

Высокие баллы свидетельствуют о значительной развитости указанных типов отношений, а низкие баллы — о том, что они сравнительно слабо развиты.

Ключ.

Принятие-отвержение: 3, 4, 8, 10, 12, 14, 15, 16, 18, 20, 24, 26, 27, 29, 37, 38, 39, 40, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 49, 52, 53, 55, 56, 60.

Образ социальной желательности поведения: 6, 9, 21, 25, 31, 34, 35, 36.

Симбиоз: 1, 5, 7, 28, 32, 41, 58.

"Маленький неудачник": 9, 11, 13, 17, 22, 28, 54, 61.

Интерпретация.

Высокий тестовый балл по соответствующим шкалам интерпретируется как:

Отвержение,

Кооперация,

Симбиоз,

Контроль,

Инфантилизация (инвалидизация).

Высокие баллы по шкале принятие—отвержение — от 24 до 33 — говорят о том, что у испытуемого выражено положительное отношение к ребенку. Взрослый принимает ребенка таким, какой он есть, уважает и признает его индивидуальность, одобряет его интересы, поддерживает планы, проводит с ним достаточно много времени и не жалеет об этом. Низкие баллы по этой шкале — от 0 до 8 — говорят о том, что взрослый испытывает по отношению к ребенку в основном отрицательные чувства: раздражение, злость, досаду, ненависть. Такой взрослый считает ребенка неудачником, не верит в его будущее, низко оценивает его способности и нередко третирует ребенка. Понятно, что имеющий такие наклонности взрослый не может быть хорошим педагогом.

Высокие баллы по шкале кооперация — 7—8 баллов — признак того, что взрослый проявляет искренний интерес к тому, что интересует ребенка, высоко оценивает способности ребенка, поощряет самостоятельность и инициативу, старается быть на равных с ребенком. Низкие баллы по данной шкале — 1—2 балла — говорят о том, что взрослый занимает по отношению к ребенку противоположную позицию и не может претендовать на роль хорошего педагога;

Высокие баллы по шкале симбиоз — 6—7 баллов — позволяют сделать вывод о том, что взрослый не устанавливает психологическую дистанцию между собой и ребенком, старается всегда быть ближе к нему, удовлетворять его основные разумные потребностипо этой шкале — 1—2 балла — признак того, что взрослый, напротив, устанавливает значительную психологическую дистанцию между собой и ребенком, мало о нем заботится. Вряд ли такой взрослый может быть хорошим учителем и воспитателем для ребенка.

Высокие баллы по шкале контроль — 6—7 баллов — показывают, что взрослый ведет себя слишком авторитарно по отношению к ребенку, требуя от него безоговорочного послушания и задавая строгие дисциплинарные рамки. Почти во всем он навязывает ребенку свою волю. Такой взрослый человек далеко не всегда может быть хорошим воспитателем. Низкие баллы по этой шкале — 1—2 балла, — напротив, свидетельствуют о том, что контроль над действиями ребенка со стороны взрослого практически отсутствует. Это не очень хорошо для обучения и воспитания детей. Наилучшим вариантом оценки педагогических способностей взрослого человека по этой шкале являются средние оценки: от 3 до 5 баллов.

Высокие баллы по шкале отношение к неудачам ребенка — 7—8 баллов — признак того, что взрослый считает ребенка маленьким неудачником и относится к нему как к несмышленому существу. Интересы, увлечения, мысли и чувства ребенка кажутся такому взрослому несерьёзными, и он игнорирует их. Вряд ли такой взрослый может стать хорошим учителем и воспитателем для ребенка. Низкие баллы по этой же шкале — 1—2 балла, напротив, свидетельствуют о том, что неудачи ребенка взрослый считает случайными и верит в него. Такой взрослый, скорее всего, станет неплохим учителем и воспитателем.

Бланк ответов

Вопросы теста

Я всегда сочувствую своему ребенку

Я уважаю своего ребенка.

Я считаю своим долгом знать все, что думает мой ребенок.

Мне кажется, что поведение моего ребенка значительно отклоняется от нормы.

Нужно подольше держать ребенка в стороне от реальных жизненных проблем, если они его травмируют.

Я испытываю к ребенку чувство расположения.

Хорошие родители ограждают ребенка от трудностей жизни.

Мой ребенок часто неприятен мне.

Я всегда стараюсь помочь своему ребенку.

Бывают случаи, когда издевательское отношение к ребенку приносит ему большую пользу.

Я испытываю досаду по отношению к своему ребенку.

Мой ребенок ничего не добьется в жизни

Мне кажется, что дети потешаются над моим ребенком

Мой ребенок часто совершает такие поступки, которые, кроме презрения, ничего не стоят

Для своего возраста мой ребенок немножко незрелый

Мой ребенок ведет себя плохо специально, чтобы досадить мне

Мой ребенок впитывает в себя все дурное как "губка"

Моего ребенка трудно научить хорошим манерам при всем старании

Ребенка следует держать в жестких рамках, тогда из него вырастет порядочный человек

Я люблю, когда друзья моего ребенка приходят к нам в дом

Я принимаю участие в своем ребенке

К моему ребенку "липнет" все дурное

Мой ребенок не добьется успеха в жизни

Когда в компании знакомых говорят о детях, мне немного стыдно, что мой ребенок не такой умный и способный, как мне бы хотелось

Я жалею своего ребенка

Когда я сравниваю своего ребенка со сверстниками, они кажутся мне взрослее и по поведению, и по суждениям

Я с удовольствием провожу с ребенком все свое свободное время

Я часто жалею о том, что мой ребенок растет и взрослеет, и с нежностью вспоминаю его маленьким

Я часто ловлю себя на враждебном отношении к ребенку

Я мечтаю о том, чтобы мой ребенок достиг всего того, что мне не удалось в жизни

Родители должны приспосабливаться к ребенку, а не только требовать этого от него

Я стараюсь выполнять все просьбы моего ребенка

При принятии семейных решений следует учитывать мнение ребенка

Я очень интересуюсь жизнью своего ребенка

В конфликте с ребенком я часто могу признать, что он по-своему прав

Дети рано узнают, что родители могут ошибаться

Я всегда считаюсь с ребенком

Я испытываю к ребенку дружеские чувства

Основная причина капризов моего ребенка - эгоизм, упрямство и лень

Невозможно нормально отдохнуть, если проводить отпуск с ребенком

Самое главное, чтобы у ребенка было спокойное и беззаботное детство

Иногда мне кажется, что мой ребенок не способен ни на что хорошее

Я разделяю увлечения своего ребенка

Мой ребенок может вывести из себя кого угодно

Я понимаю огорчения своего ребенка

Мой ребенок часто раздражает меня

Воспитание ребенка - сплошная нервотрепка

Строгая дисциплина в детстве развивает сильный характер

Я не доверяю своему ребенку

За строгое воспитание дети благодарят потом

Иногда мне кажется, что ненавижу своего ребенка

В моем ребенке больше недостатков, чем достоинств

Я разделяю интересы своего ребенка

Мой ребенок не в состоянии что-либо сделать самостоятельно, а если и сделает, то обязательно не так

Мой ребенок вырастет не приспособленным к жизни

Мой ребенок нравится мне таким, какой он есть

Я тщательно слежу за состоянием здоровья моего ребенка

Нередко я восхищаюсь своим ребенком

Ребенок не должен иметь секретов от родителей

Я не высокого мнения о способностях моего ребенка и не скрываю этого от него

Очень желательно, чтобы ребенок дружил с теми детьми, которые нравятся его родителям

Тест-опросник родительского отношения (ОРО) представляет собой психодиагностический инструмент, ориентированный на выявление родительского отношения у лиц, обращающихся за психологической помощью по вопросам воспитания детей и общения с ними.

Родительское отношение понимается как система разнообразных чувств по отношению к ребенку, поведенческих стереотипов, практикуемых в общении с ним, особенностей восприятия и понимания характера личности ребенка, его поступков.

Структура опросника
Опросник состоит из 5 шкал:

  1. «Принятие-отвержение». Шкала отражает интегральное эмоциональное отношение к ребенку. Содержание одного полюса шкалы: родителю нравится ребенок таким, какой он есть. Родитель уважает индивидуальность ребенка, симпатизирует ему. Родитель стремится проводить много времени вместе с ребенком, одобряет его интересы и планы. На другом полюсе шкалы; родитель воспринимает своего ребенка плохим, неприспособленным, неудачливым. Ему кажется, что ребенок не добьется успеха в жизни из-за низких способностей, небольшого ума, дурных наклонностей. По большей части родитель испытывает к ребенку злость, досаду, раздражение, обиду. Он не доверяет ребенку и не уважает его.
  2. «Кооперация» - социально желательный образ родительского отношения. Содержательно эта шкала раскрывается так: родитель заинтересован в делах и планах ребенка, старается во всем помочь ребенку, сочувствует ему. Родитель высоко оценивает интеллектуальные и творческие способности ребенка, испытывает чувство гордости за него. Он поощряет инициативу и самостоятельность ребенка, стирается быть с ним на равных. Родитель доверяет ребенку, старается встать на его точку зрения и спорных вопросах.
  3. «Симбиоз» - шкала отражает межличностную дистанцию в общении с ребенком. При высоких баллах по этой шкале можно считать, что родитель стремится к сим биотическим отношениям с ребенком. Содержательно эта тенденция описывается так - родитель ощущает себя с ребенком единым целым, стремится удовлетворить все потребности ребенка, оградить его от трудностей и неприятностей жизни. Родитель постоянно ощущает тревогу за ребенка, ребенок ему кажется маленьким и беззащитным. Тревога родителя повышается, когда ребенок начинает автономизироваться в силу обстоятельств, так как по своей воле родитель не предоставляет ребенку самостоятельности никогда.
  4. «Авторитарная гиперсоциализация» - отражает форму и направление контроля за поведением ребенка. При высоком балле по этой шкале и родительском отношении данного родителя отчетливо просматривается авторитаризм. Родитель требует от ребенка безоговорочного послушания и дисциплины. Он старается навязать ребенку во всем свою волю, не в состоянии встать на его точку зрения. За проявления своеволия ребенка сурово наказывают. Родитель пристально следит за социальными достижениями ребенка, его индивидуальными особенностями, привычками, мыслями, чувствами.
  5. «Маленький неудачник» - отражает особенности восприятия и понимания ребенка родителем. При высоких значениях по этой шкале в родительском отношении данного родителя имеются стремления инфантилизировать ребенка, приписать ему личную и социальную несостоятельность. Родитель видит ребенка младшим по сравнению с реальным возрастом. Интересы, увлечения, мысли и чувства ребенка кажутся родителю детскими, несерьезными. Ребенок представляется не приспособленным, не успешным, открытым для дурных влиянии. Родитель не доверяет своему ребенку, досадует на его неуспешность и неумелость. В связи с этим родитель старается оградить ребенка от трудностей жизни и строго контролировать его действия.

Текст опросника

  1. Я всегда сочувствую своему ребенку.
  2. Я считаю своим долгом знать все, что думает мой ребенок.
  3. Я уважаю своего ребенка.
  4. Мне кажется, что поведение моего ребенка значительно отклоняется от нормы.
  5. Нужно подольше держать ребенка в стороне от реальных жизненных проблем, если они его травмируют.
  6. Я испытываю к ребенку чувство расположения.
  7. Хорошие родители ограждают ребенка от трудностей жизни.
  8. Мой ребенок часто неприятен мне.
  9. Я всегда стараюсь помочь своему ребенку.
  10. Бывают случаи, когда издевательское отношение к ребенку приносит ему большую пользу.
  11. Я испытываю досаду по отношению к своему ребенку.
  12. Мой ребенок ничего не добьется в жизни.
  13. Мне кажется, что дети потешаются над моим ребенком.
  14. Мой ребенок часто совершает такие поступки, которые, кроме презрения, ничего не стоят.
  15. Для своего возраста мой ребенок немножко незрелый.
  16. Мой ребенок ведет себя плохо специально, чтобы досадить мне.
  17. Мой ребенок впитывает в себя все дурное как «губка».
  18. Моего ребенка трудно научить хорошим манерам при всем старании.
  19. Ребенка следует держать в жестких рамках, тогда из него вырастет порядочный человек.
  20. Я люблю, когда друзья моего ребенка приходят к нам в дом.
  21. Я принимаю участие в своем ребенке.
  22. К моему ребенку «липнет» все дурное.
  23. Мой ребенок не добьется успеха в жизни.
  24. Когда в компании знакомых говорят о детях, мне немного стыдно, что мой ребенок не такой умный и способный, как мне бы хотелось.
  25. Я жалею своего ребенка.
  26. Когда я сравниваю своего ребенка со сверстниками, они кажутся мне взрослее и по поведению, и по суждениям.
  27. Я с удовольствием провожу с ребенком все свое свободное время.
  28. Я часто жалею о том, что мой ребенок растет и взрослеет, и с нежностью вспоминаю его маленьким.
  29. Я часто ловлю себя на враждебном отношении к ребенку.
  30. Я мечтаю о том, чтобы мой ребенок достиг всего того, что мне не удалось в жизни.
  31. Родители должны приспосабливаться к ребенку, а не только требовать этого от него.
  32. Я стараюсь выполнять все просьбы моего ребенка.
  33. При принятии семейных решений следует учитывать мнение ребенка.
  34. Я очень интересуюсь жизнью своего ребенка.
  35. В конфликте с ребенком я часто могу признать, что он по-своему прав.
  36. Дети рано узнают, что родители могут ошибаться.
  37. Я всегда считаюсь с ребенком.
  38. Я испытываю к ребенку дружеские чувства.
  39. Основная причина капризов моего ребенка - эгоизм, упрямство и лень.
  40. Невозможно нормально отдохнуть, если проводить отпуск с ребенком.
  41. Самое главное, чтобы у ребенка было спокойное и беззаботное детство.
  42. Иногда мне кажется, что мой ребенок не способен ни на что хорошее.
  43. Я разделяю увлечения своего ребенка.
  44. Мой ребенок может вывести из себя кого угодно.
  45. Я понимаю огорчения своего ребенка.
  46. Мой ребенок часто раздражает меня.
  47. Воспитание ребенка - сплошная нервотрепка.
  48. Строгая дисциплина в детстве развивает сильный характер.
  49. Я не доверяю своему ребенку.
  50. За строгое воспитание дети благодарят потом.
  51. Иногда мне кажется, что ненавижу своего ребенка.
  52. В моем ребенке больше недостатков, чем достоинств.
  53. Я разделяю интересы своего ребенка.
  54. Мой ребенок не в состоянии что-либо сделать самостоятельно, а если и сделает, то обязательно не так.
  55. Мой ребенок вырастет не приспособленным к жизни.
  56. Мой ребенок нравится мне таким, какой он есть.
  57. Я тщательно слежу за состоянием здоровья моего ребенка.
  58. Нередко я восхищаюсь своим ребенком.
  59. Ребенок не должен иметь секретов от родителей.
  60. Я не высокого мнения о способностях моего ребенка и не скрываю этого от него.
  61. Очень желательно, чтобы ребенок дружил с теми детьми, которые нравятся его родителям.

Ключи к опроснику

  1. Принятие-отвержение: 3, 4, 8, 10, 12, 14, 15, 16, 18, 20, 24, 26, 27, 29, 37, 38, 39, 40, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 49, 52, 53, 55, 56, 60.
  2. Образ социальной желательности поведения: 6, 9, 21, 25, 31, 34, 35, 36.
  3. Симбиоз: 1, 5, 7, 28, 32, 41, 58.
  4. Авторитарная гиперсоциализация: 2, 19, 30,48, 50, 57, 59.
  5. «Маленький неудачник»: 9, 11, 13, 17, 22, 28, 54, 61.

Порядок подсчета тестовых баллов

При подсчете тестовых баллов по всем шкалам учитывается ответ «верно». Высокий тестовый балл по соответствующим шкалам интерпретируется как:

Отвержение,

Социальная желательность,

Симбиоз,

Гиперсоциализация,

Инфантилизация (инвалидизация).

Тестовые нормы проводятся в виде таблиц процентильных рангов тестовых баллов по соответствующим шкалам = 160

1 шкала: «принятие-отвержение»
«сырой балл» 0 1 2 3 4 5 6 7 8
Процентильный ранг 0 0 0 0 0 0 0,63 3,79 12,02
«сырой балл» 9 10 11 12 13 14 15 16 17
Процентильный ранг 31,01 53,79 68,35 77,21 84,17 88,60 90,50 92,40 93,67
«сырой балл» 18 19 20 21 22 23 24 25 26
Процентильный ранг 94,30 95,50 97,46 98,10 98,73 98,73 99,36 100 100
«сырой балл» 27 28 29 30 31 32
Процентильный ранг 100 100 100 100 100 100
  • Значение итоговой оценки, соответствующей разным уровням сформиро­ванности компонентов учебной работы детей 6, 7, 8 лет
  • Форма индивидуального листа
  • Глава 3 особенности психологической работы с детьми младшего школьного возраста
  • 3. 1. Использование графических приемов в работе практических психологов
  • 3. 2. Оценка внимания младшего школьника
  • 3. 2. 1. Оценка устойчивости внимания
  • Шкала перевода показателей свойств внимания в сопоставимые шкаль­ные оценки
  • 3. 2, 2. Оценка объема динамического внимания
  • Протокол исследования оценки объема внимания
  • 3. 2. 3. Оценка переключения внимания
  • Протокол исследования оценки переключения внимания
  • Балльная оценка переключения внимания
  • Балльная оценка ошибок переключения внимания
  • 3. 3. Оценка кратковременной памяти
  • Шкальные оценки объема кратковременной памяти
  • 3. 4. Оценка мышления младшего школьника
  • 3. 4. 1. Оценка вербально-логического мышления
  • Протокол исследования
  • Поправка на время выполнения задания
  • Шкальные оценки показателей мышления
  • 3. 4. 2. Оценка образного мышления
  • 3. 5. Исследование личностных особенностей младшего школьника
  • 3) Стеновые нормы: мальчики 11-12 лет (в 141)
  • 3. 6. Самооценка и уровень притязаний младшего школьника
  • 3. 7. Использование метода наблюдения для определения психологических особенностей школьника
  • 7. Беседа с классным руководителем
  • 2 Беседа со школьником
  • 3. Беседа о школьнике с учителями
  • 6. Беседа со старостой класса о школьнике
  • Глава 4 работа психолога с подростками
  • 4. 1. Исследование познавательной сферы подростка
  • 4. 1. 1. Оценка внимания (по методике Мюнстенберга)
  • 4. 1. 2. Диагностика уровня интеллекта
  • Время на проведение субтестов
  • 4. 2. Выявление уровня тревожности у подростков
  • 4. 3. Выявление типа темперамента
  • 4. 4. Определение акцентуаций характера у подростков
  • 4. 4. 1. Патохарактерологический диагностический опросник (пдо)
  • Текст пдо и усовершенствованный код шкалы объективной оценки
  • Опросный лист основного исследования №
  • 4. 4. 2. Выявление акцентуаций у подростка с помощью теста-опросника Шмишека
  • 4. 5. Диагностика состояния агрессии у подростков
  • 4. 6. Построение личностного профиля (16-факторный опросник)
  • Глава 5 система работы психолога с лицами юношеского возраста
  • 5. 1. Оценка личностных особенностей
  • 5. 1. 1. Методика «Несуществующее животное»
  • 5. 1. 2. Методика «Автопортрет»
  • Обработка теста «Автопортрет»
  • Соотношение выделяемых признаков изображения в тесте «Автопортрет» (из 500 человек в %).
  • Соотношение индивидуально-типологических особенностей по тесту «Автопортрет» (из 500 человек, в %)
  • 5. 2. Приемы определения акцентуации у старшеклассников Методика аутоидентификации акцентуаций характера э. Г. Эйдемиллера
  • 5. 3. Выявление мотивов поведения у старших школьников
  • 5. 3. 1. Измерение мотивации достижения
  • 5. 3. 2. Измерение мотивации аффиляции
  • 5. 3. 3. Исследование мотивационной сферы с помощью теста юмористических фраз
  • 5. 4. Определение локализации контроля
  • 5. 5. Оценка нервно-психического напряжения, астении, сниженного настроения
  • 5. 5. 1. Характеристика типа нервной деятельности
  • Оценка психического состояния
  • 5. 5. 3. Измерение степени выраженности астенического состояния.
  • 5. 5. 4. Измерение степени выраженности сниженного настроения - субдепрессии.
  • 5. 5. 5. Определение уровня тревожности
  • 5. 6. Исследование познавательных интересов в связи с задачами профориентации
  • Раздел второй работа со взрослыми
  • Глава 1 работа психолрга с педагогом
  • 1. 1. Оценка профессиональной деятельности педагога
  • 1. 2. Выявление типологических особенностей личности общепсихологическая типология личности (по юнгу)
  • 1. 3. Оценка профессиональной направленности личности учителя
  • 1. 4. Оценка агрессивности педагога (а. Ассингер)
  • 1. Тигра или леопарда. 2. Домашнюю кошку. 3. Медведя.
  • 1. 5. Способность педагога к эмпатии
  • 1. 6. Оценка уровня общительности учителя
  • 1. 7. Оценка способов реагирования в конфликте
  • 1. 8. Шкала самооценки мотивации одобрения
  • 1. 9. Изучение личности с помощью психогеометрического теста
  • Система индивидуально-психологических различий, выявленных ори выполнении конструктивных рисунков на основе предпочтения геометри­ческих фигур
  • 1. 10. Барьеры педагогической деятельности
  • 1. 11. Способность педагога к хозяйственной деятельности
  • 1. 12. Оценка психологического климата в педагогическом коллективе
  • Глава 2 школьный психолог и родители учащихся
  • 2. 1. Работа психолога с родителями дошкольника
  • 2. 2. Тест-опросник родительского отношения (а. Я. Варга, в. В. Столин)
  • 2. 3. Методика измерения родительских установок и реакций
  • Шкалы, составляющие фактор 2
  • Шкалы, составляющие фактор 3
  • 2. 4. Тест «дом-дерево-человек»
  • 2. 5. Определение психологической атмосферы в семье
  • Раздел третий коррекционные приемы и упражнения
  • Часть I
  • 1. 1. Основные принципы и направления работы
  • 1. 2. Нарушения личностного развития в детском возрасте
  • 1. 3. Замкнутость и ее коррекция
  • 1. 3. 1. Коррекционная работа с замкнутым ребенком
  • 1. 3. 2. Работа с родителями замкнутого ребенка
  • 1. 4. Страхи
  • 1. 4. 1. Методы коррекции страхов, не связанных с нарушениями личностных отношений
  • 1. Повышение общего уровня эмоциональных переживаний ребенка
  • 2. Разыгрывание ситуации взаимодействия с предметом страха в игре
  • 6. Эмоциональный конфликт
  • 7. Деятельностная терапия
  • 1. 4. 2. Страхи, связанные с нарушением личностных отношений
  • 1. 5. Агрессивность
  • 1. 5. 1. Работа с родителями агрессивного ребенка
  • 1. 5. 2. Коррекционная работа с агрессивным ребенком
  • 1. 6. Социальная дезадаптация ребенка дошкольного возраста
  • Часть 11 коррекция нарушений в школьном возрасте
  • Глава 1 приемы развития внимания
  • Глава 3 приемы развития мыслительной деятельности
  • IV. Изменение привычных связей преобразования действий:
  • Глава 4
  • Глава 5 приемы развития воображения
  • Упражнение 9. Задачи на развитие воображения
  • Глава 6 коррекция тревожности и застенчивости
  • Глава 7 методы регуляции психического состояния
  • 7. 1. Кабинеты психологической разгрузки как одно из основных средств профилактики нервно-психического здоровья
  • 7. 2. Аутогенная тренировка
  • 7. 3. Саморегуляция психических состояний учителя с помощью нейролингвистического программирования
  • 7. 4. Использование музыкальных средств в целях реабилитации школьников
  • 7. 5. Использование цвета в работе психолога
  • Литература
  • Рогов Евгений Иванович Настольная книга практического психолога в образовании
  • 117571 Москва, просп. Вернадского, 88. Московский педагогический государственный университет комн. 452, тел /факс 437 99 98, тел 437-34-53
  • 2. 2. Тест-опросник родительского отношения (а. Я. Варга, в. В. Столин)

    Тест-опросник родительского отношения (ОРО) представляет собой психодиагностический инструмент, ориентированный на вы­явление родительского отношения у лиц, обращающихся за психологической помощью по вопросам воспитания детей и общения сними.

    Родительское отношение понимается как система разнообраз­ных чувств по отношению к ребенку, поведенческих стереотипов, практикуемых в общении с ним, особенностей восприятия и пони­мания характера и личности ребенка, его поступков. _

    Материалом для построения опросника послужили данные оп­роса 197 родителей психически здоровых детей от 7 до 11 лет и 93

    семей, обратившихся за психологической помощью в Консультатив­ный центр психологической помощи семье при факультете психо­логии МГУ и НИИ общей и педагогической психологии АПН России. Это количество было составлено из двух групп: контрольной» то есть родителей, не нуждающихся в посторонней помощи в воп­росах воспитания и общения с ребенком, субъективно благополуч­ных; и экспериментальной - родителей, нуждающихся в помощи по вопросам воспитания детей - в нее вошла подгруппа лиц, ре­ально обратившихся за психологической помощью. Все родители - жители г. Москвы, более половины из них с высшим образованием.

    Структура опросчика

    Опросник состоит из 5 шкал.

    1. «Принятие-отверженце». Шкала отражает интегральное эмо­циональное отношение к ребенку. Содержание одного полюса шка­лы: родителю нравится ребенок таким, какой он есть. Родитель уважает индивидуальность ребенка, симпатизирует ему. Родитель стремится проводить много времени вместе с ребенком, одобряет его интересы и планы. На другом полюсе шкалы: родитель воспри­нимает своего ребенка плохим, неприспособленным, неудачливым. Ему кажется, что ребенок не добьется успеха в жизни из-за низких способностей, небольшого ума, дурных наклонностей. По большей части родитель испытывает к ребенку злость, досаду, раздражение, обиду. Он не доверяет ребенку и не уважает его.

    2. «Кооперация» - социально желательный образ родительско­го отношения. Содержательно эта шкала раскрывается так: роди­тель заинтересован в делах и планах ребенка, старается во всем помочь ребенку, сочувствует ему. Родитель высоко оценивает ин­теллектуальные и творческие способности ребенка, испытывает чув­ство гордости за него. Он поощряет инициативу и самостоятельность ребенка, старается быть с ним на равных. Родитель доверяет ребен­ку, старается встать на его точку зрения в спорных вопросах.

    3. «Симбиоз» - шкала отражает межличностную дистанцию в общении с ребенком. При высоких баллах по этой шкале можно считать, что родитель стремится к симбиотическим отношениям с ребенком. Содержательно эта тенденция описывается так - роди­тель ощущает себя с ребенком единым целым, стремится удовлетво­рить все потребности ребенка, оградить его от трудностей и неприятностей жизни. Родитель постоянно ощущает тревогу за ре­бенка, ребенок ему кажется маленьким и беззащитным. Тревога родителя повышается, когда ребенок начинает автономизироваться в силу обстоятельств, так как по своей воле родитель не предостав­ляет ребенку самостоятельности никогда.

    4. «Авторитарная гиперсоциализация» - отражает форму и на­правление контроля за поведением ребенка. При высоком балле по этой шкале в родительском отношении данного родителя отчетливо просматривается авторитаризм. Родитель требует от ребенка безого­ворочного послушания и дисциплины. Он старается навязать ре­бенку во всем свою волю, не в состоянии встать на его точку зрения. За проявления своеволия ребенка сурово наказывают. Родитель при­стально следит за социальными достижениями ребенка, его инди­видуальными особенностями, привычками, мыслями, чувствами.

    5. «Маленький неудачник» - отражает особенности восприятия и понимания ребенка родителем. При высоких значениях по этой шкале в родительском отношении данного родителя имеются стрем­ления инфантилизировать ребенка, приписать ему личную и соци­альную несостоятельность. Родитель видит ребенка младшим по сравнению с реальным возрастом. Интересы, увлечения, мысли и чувства ребенка кажутся родителю детскими, несерьезными. Ребе­нок представляется не приспособленным, не успешным, открытым для дурных влияний. Родитель не доверяет своему ребенку, досадует на его неуспешность и неумелость. В связи с этим родитель старает­ся оградить ребенка от трудностей жизни и строго контролировать его действия.

    В качестве исходного материала для опросника были отобраны высказывания родителей, обратившихся за помощью по вопросам воспитания детей в Консультативный центр психологической по­мощи. С помощью экспертной процедуры этот банк утверждений был апробирован по 13 априорным шкалам; симпатия, антипатия, уважение, неуважение, близость, отдаленность, инфантилизация, инвалидизация, социальная инвалидизация, кооперация, домини­рование, потакание, автономия. В стандартизованное интервью были включены лишь те утверждения, относительно которых мнения эк­спертов о шкальной принадлежности совпадали. Таким образом, было получено стандартизованное интервью из 62 пунктов, на ко­торое дали ответы 197 испытуемых. Ответы были подвергнуты фак­торизации с «Варимакс» вращением.

    В результате факторизации данных общей выборки испытуе­мых было получено 4 значимых фактора: «принятие-отвержение», «кооперация», «симбиоз», «авторитарная гиперсоциализация». В эк­спериментальной и контрольной группах также были получены значимые факторы: - 3 в экспериментальной, 4 - в контрольной и 2 - в подвыборке лиц, обратившихся за психологической помощью - «маленький неудачник». На основе значимых факторов общей выборки и максимально дискриминативного фактора была построе­на структура настоящего опросника.

    Валидность опросника определялась методом известных групп. По Т-критерию вычислялась дискриминативность факторов экспе­риментальной группы во всех выборках. Из пяти факторов четыре оказались дискриминативными, то есть значимо различали выбор­ки между собой. Таким образом, показано, что предлагаемый оп­росник действительно учитывает особенности родительского отношения лиц, испытывающих трудности в воспитании детей. Кро­ме того, была проведена факторизация данных по испытуемым с последующим «Варимакс» вращением значимых факторов. Она показала совпадение априорных и эмпирических групп: в результа­те факторизации выявилась группа субъективно благополучных ро­дителей (контрольная группа) и подвыборка людей, обратившихся за помощью в психологическую консультацию. Эти данные также подтверждают валидность опросника.

    Текст опросника

    1. Я всегда сочувствую своему ребенку.

    2. Я считаю своим долгом знать все, что думает мой ребенок.

    3. Я уважаю своего ребенка.

    4. Мне кажется, что поведение моего ребенка значительно отклоня­ется от нормы.

    5. Нужно подольше держать ребенка в стороне от реальных жизнен­ных проблем, если они его травмируют.

    6. Я испытываю к ребенку чувство расположения.

    7. Хорошие родители ограждают ребенка от трудностей жизни.

    8. Мой ребенок часто неприятен мне.

    9. Я всегда стараюсь помочь своему ребенку.

    10. Бывают случаи, когда издевательское отношение к ребенку при­носит ему большую пользу.

    11. Я испытываю досаду по отношению к своему ребенку.

    12. Мой ребенок ничего не добьется в жизни.

    13. Мне кажется, что дети потешаются над моим ребенком.

    14. Мой ребенок часто совершает такие поступки, которые, кроме презрения, ничего не стоят.

    15. Для своего возраста мой ребенок немножко незрелый.

    16. Мой ребенок ведет себя плохо специально, чтобы досадить мне.

    17. Мой ребенок впитывает в себя все дурное как «губка».

    18. Моего ребенка трудно научить хорошим манерам при всем ста­рании.

    19. Ребенка следует держать в жестких рамках, тогда из него вырас­тет порядочный человек.

    20. Я люблю, когда друзья моего ребенка приходят к нам в дом.

    21. Я принимаю участие в своем ребенке.

    22. К моему ребенку «липнет» все дурное.

    23. Мой ребенок не добьется успеха в жизни.

    24. Когда в компании знакомых говорят о детях, мне немного стыд­но, что мой ребенок не такой умный и способный, как мне бы хотелось.

    25. Я жалею своего ребенка.

    26. Когда я сравниваю своего ребенка со сверстниками, они кажут­ся мне взрослее и по поведению, и по суждениям.

    27. Я с удовольствием провожу с ребенком вес свое свободное время.

    28. Я часто жалею о том, что мой ребенок растет и взрослеет, и с нежностью вспоминаю его маленьким.

    29. Я часто ловлю себя на враждебном отношении к ребенку.

    30. Я мечтаю о том, чтобы мой ребенок достиг всего того, что мне не удалось в жизни.

    31. Родители должны приспосабливаться к ребенку, а не только требовать этого от него.

    32. Я стараюсь выполнять все просьбы моего ребенка.

    33. При принятии семейных решений следует учитывать мнение ребенка.

    34. Я очень интересуюсь жизнью своего ребенка.

    35. В конфликте с ребенком я часто могу признать, что он по-своему прав.

    36. Дети рано узнают, что родители могут ошибаться.

    37. Я всегда считаюсь с ребенком.

    38. Я испытываю к ребенку дружеские чувства.

    39. Основная причина капризов моего ребенка - эгоизм, упрям­ство и лень.

    40. Невозможно нормально отдохнуть, если проводить отпуск с ре­бенком.

    41. Самое главное, чтобы у ребенка было спокойное и беззаботное детство.

    42. Иногда мне кажется, что мой ребенок не способен ни на что хорошее.

    43. Я разделяю увлечения своего ребенка.

    44. Мой ребенок может вывести из себя кого угодно.

    45. Я понимаю огорчения своего ребенка.

    46. Мой ребенок часто раздражает меня.

    47. Воспитание ребенка - сплошная нервотрепка.

    48. Строгая дисциплина в детстве развивает сильный характер.

    49. Я не доверяю своему ребенку.

    50. За строгое воспитание дети благодарят потом.

    51. Иногда мне кажется, что ненавижу своего ребенка.

    52. В моем ребенке больше недостатков, чем достоинств.

    53. Я разделяю интересы своего ребенка.

    54. Мой ребенок не в состоянии что-либо сделать самостоятельно, а если и сделает, то обязательно не так.

    55. Мой ребенок вырастет не приспособленным к жизни.

    56. Мой ребенок нравится мне таким, какой он есть.

    57. Я тщательно слежу за состоянием здоровья моего ребенка.

    58. Нередко я восхищаюсь своим ребенком.

    59. Ребенок не должен иметь секретов от родителей.

    60. Я не высокого мнения о способностях моего ребенка и не скры­ваю этого от него.

    61. Очень желательно, чтобы ребенок дружил с теми детьми, кото­рые нравятся его родителям.

    Ключи к опроснику

    1. Принятие-отвержение: 3, 4, 8, 10, 12, 14, 15, 16, 18, 20, 24, 26, 27, 29, 37, 38, 39, 40, 42, 43, 44,45, 46, 47, 49, 52, 53, 55, 56, 60.

    2. Образ социальной желательности поведения: 6, 9, 21, 25, 31, 34, 35,36.

    3. Симбиоз: 1,5, 7, 28, 32, 41, 58.

    5. «Маленький неудачник»: 9,11,13,17, 22, 28, 54, 61.

    Порядок подсчета тестовых баллов При подсчете тестовых баллов по всем шкалам учитывается

    ответ «верно».

    Высокий тестовый балл по соответствующим шкалам

    интерпретируется как:

    Отвержение,

    Социальная желательность,

    Симбиоз,

    Гиперсоциализация,

    Инфантилизация (инвалидизация). Тестовые нормы проводятся в виде таблиц процентильных ран­гов тестовых баллов по соответствующим шкалам =160

    1 шкала:«принятие-отвержение»

    «сырой» балл

    процентильный ранг

    «сырой» балл

    процентильный ранг

    «сырой» балл

    процентильный ранг

    «сырой» балл

    процентильный ранг

    2 шкала

    «сырой» балл

    процентильный ранг

    3. 46 5. 67 7. 88 9. 77

    3 шкала

    «сырой» балл

    процентильный ранг

    4 шкала

    «сырой» балл

    процентильный ранг

    «сырой» балл

    процентильный ранг

    Тест-опросник родительского отношения (ОРО) представляет собой психодиагностический инструмент, ориентированный на выявление родительского отношения у лиц, обращающихся за психологической помощью по вопросам воспитания детей и общения с ними.

    Родительское отношение понимается как система разнообразных чувств по отношению к ребёнку, поведенческих стереотипов, практикуемых в общении с ним, особенностей восприятия и понимания характера и личности ребёнка, его поступков.

    Опросник состоит из пяти шкал:

    Шкала 1. "Принятие–отвержение" Шкала отражает интегральное эмоциональное отношение к ребёнку. Содержание одного полюса шкалы: родителю нравится ребёнок таким, какой он есть. Родитель уважает индивидуальность ребёнка, симпатизирует ему. Родитель стремится проводить много времени вместе с ребёнком, одобряет его интересы и планы. На другом полюсе шкалы: родитель воспринимает своего ребёнка плохим, не приспособленным, неудачливым. Ему кажется, что ребёнок не добьётся успеха в жизни из-за низких способностей, небольшого ума, дурных наклонностей. По большей части родитель испытывает к ребёнку злость, досаду, раздражение, обиду. Он не доверяет ребёнку и не уважает его.

    Шкала 2. "Кооперация" Социально желательный образ родительского отношения. Содержательно эта шкала раскрывается так: родитель заинтересован в делах и планах ребёнка, старается во всём помочь ребёнку, сочувствует ему. Родитель высоко оценивает интеллектуальные и творческие способности ребёнка, испытывает чувство гордости за него. Он поощряет инициативу и самостоятельность ребёнка, старается быть с ним на равных. Родитель доверяет ребёнку, старается встать на его точку зрения в спорных вопросах.

    Шкала 3. "Симбиоз" Отражает межличностную дистанцию в общении с ребёнком. При высоких баллах по этой шкале можно считать, что родитель стремится к симбиотическим отношениям с ребёнком. Содержательно эта тенденция описывается так - родитель ощущает себя с ребёнком единым целым, стремится удовлетворить потребности ребёнка, оградить его от трудностей и неприятностей жизни. Родитель постоянно ощущает тревогу за ребёнка, ребёнок ему кажется маленьким и беззащитным. Тревога родителя повышается, когда ребёнок начинает автономизироваться волей обстоятельств, так как по своей воле родитель не представляет ребёнку самостоятельности никогда.

    Шкала 4. "Авторитарная гиперсоциализация" Отражает форму и направление контроля за поведением ребёнка. При высоком балле по этой шкале в родительском отношении данного родителя отчётливо просматривается авторитаризм. Родитель требует от ребёнка безоговорочного послушания и дисциплины. Он старается навязать ребёнку во всём свою волю, не в состоянии встать на его точку зрения. За проявления своеволия ребёнка сурово наказывают. Родитель пристально следит за социальными достижениями ребёнка, его индивидуальными особенностями, привычками, мыслями, чувствами.

    Шкала 5. "Маленький неудачник" Отражает особенности восприятия и понимания ребёнка родителем. При высоких значениях по этой шкале в родительском отношении данного родителя имеются стремления инфантилизировать ребёнка, приписать ему личную и социальную несостоятельность. Родитель видит ребёнка младшим по сравнению с реальным возрастом. Интересы, увлечения, мысли и чувства ребёнка кажутся родителю детскими, несерьёзными. Ребёнок представляется не приспособленным, не успешным, открытым для дурных влияний. Родитель не доверяет своему ребёнку, досадует на его неуспешность и неумелость. В связи с этим родитель старается оградить ребёнка от трудностей жизни и строго контролировать его действия.

    Текст-опросник (отвечать – да "+", нет "-")

    1. Я всегда сочувствую своему ребёнку.
    2. Я считаю своим долгом знать всё, что думает мой ребёнок.
    3. Я уважаю своего ребёнка.
    4. Мне кажется, что поведение моего ребёнка значительно отклоняется от нормы.
    5. Нужно подольше держать ребёнка в стороне от реальных жизненных проблем, если они его травмируют.
    6. Я испытываю к ребёнку чувство расположения.
    7. Хорошие родители ограждают ребёнка от трудностей жизни.
    8. Мой ребёнок часто неприятен мне.
    9. Я всегда стараюсь помочь своему ребёнку.
    10. Бывают случаи, когда издевательское отношение к ребёнку приносит ему большую пользу.
    11. Я испытываю досаду по отношению к своему ребёнку.
    12. Мой ребёнок ничего не добьётся в жизни.
    13. Мне кажется, что дети потешаются над моим ребёнком.
    14. Мой ребёнок часто совершает такие поступки, которые кроме презрения, ничего не стоят.
    15. Для своего возраста мой ребёнок немножко незрелый.
    16. Мой ребёнок ведёт себя плохо специально, чтобы досадить мне.
    17. Мой ребёнок впитывает в себя всё дурное как "губка".
    18. Моего ребёнка трудно научить хорошим манерам при всём старании.
    19. Ребёнка следует держать в жёстких рамках, тогда из него вырастет порядочный человек.
    20. Я люблю, когда друзья моего ребёнка приходят к нам в дом.
    21. Я принимаю участие в своём ребёнке.
    22. К моему ребёнку "липнет" всё дурное.
    23. Мой ребёнок не добьётся успеха в жизни.
    24. Когда в компании знакомых говорят о детях, мне немного стыдно, что мой ребёнок не такой умный и способный, как мне бы хотелось.
    25. Я жалею своего ребёнка.
    26. Когда я сравниваю своего ребёнка со сверстниками, они кажутся мне взрослее и по поведению, и по суждениям.
    27. Я с удовольствием провожу с ребёнком всё свое свободное время.
    28. Я часто жалею о том, что мой ребёнок растёт и взрослеет, и с нежностью вспоминаю его маленьким.
    29. Я часто ловлю себя на враждебном отношении к ребёнку.
    30. Я мечтаю о том, чтобы мой ребёнок достиг всего того, что мне не удалось в жизни.
    31. Родители должны приспосабливаться к ребёнку, а не только требовать этого в жизни.
    32. Я стараюсь выполнять все просьбы моего ребёнка.
    33. При принятии семейных решений следует учитывать мнение ребёнка.
    34. Я очень интересуюсь жизнью своего ребёнка.
    35. В конфликте с ребёнком я часто могу признать, что он по-своему прав.
    36. Дети рано узнают, что родители могут ошибаться.
    37. Я всегда считаюсь с ребёнком.
    38. Я испытываю к ребёнку дружеские чувства.
    39. Основная причина капризов моего ребёнка – эгоизм, упрямство и лень.
    40. Невозможно нормально отдохнуть, если проводить отпуск с ребёнком.
    41. Самое главное, чтобы у ребёнка было спокойное и беззаботное детство.
    42. Иногда мне кажется, что мой ребёнок не способен ни на что хорошее.
    43. Я разделяю увлечения своего ребёнка.
    44. Мой ребёнок может вывести из себя кого угодно.
    45. Я понимаю огорчения своего ребёнка.
    46. Мой ребёнок часто раздражает меня.
    47. Воспитание ребёнка – сплошная нервотрёпка.
    48. Строгая дисциплина в детстве развивает сильный характер.
    49. Я не доверяю своему ребёнку.
    50. За строгое воспитание дети благодарят потом.
    51. Иногда мне кажется, что я ненавижу своего ребёнка.
    52. В моём ребёнке больше недостатков, чем достоинств.
    53. Я разделяю интересы своего ребёнка.
    54. Мой ребёнок не в состоянии чего-либо сделать самостоятельно, а если и сделает, то обязательно не так.
    55. Мой ребёнок вырастет не приспособленным к жизни.
    56. Мой ребёнок нравится мне таким, какой он есть.
    57. Я тщательно слежу за состоянием здоровья моего ребёнка.
    58. Нередко я восхищаюсь своим ребёнком.
    59. Ребёнок не должен иметь секретов от родителей.
    60. Я невысокого мнения о способностях моего ребёнка и не скрываю этого от него.
    61. Очень желательно, чтобы ребёнок дружил с теми детьми, которые нравятся его родителям.

    THE BELL

    Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
    Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
    Email
    Имя
    Фамилия
    Как вы хотите читать The Bell
    Без спама