THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама

«Дети, что цветы, уход любят», - гласит народная мудрость. Действительно: в добрых, заботливых руках дитя расцветает, а в нетерпеливых, грубых - вянет. Секрет кроется в его сформировавшейся самооценке: адекватной, завышенной или заниженной.

Личностная самооценка напрямую зависит от самоуважения, и это важное условие для полноценного развития ребенка. То, как личность умеет оценить себя, оказывает влияние и на то, какое место она занимает в окружающем пространстве, и как успешно сумеет пойти по жизни.

Наши советы могут помочь родителям воспитать успешного ребенка с адекватной самооценкой.

Детская самооценка формируется благодаря похвале.

Поощрение и похвала - важные аспекты закладывания самооценки у ребенка. В раннем возрасте похвала - это единственный метод различия, что хорошо, а что плохо. Когда ребенок делает успехи, совершает правильные поступки и это поощряется взрослыми, то у него поднимается настроение и появляется отличный стимул для того, чтобы и впредь поступать таким же образом.

Детская самооценка и конструктивная критика.

Ребенок, желающий достичь определенной цели, всегда просит поддержки и помощи у родителей. Однако обычная похвала не может быть достаточным стимулом для дальнейшего успешного развития. Нужно применять конструктивную критику, которая отражает положительные моменты прилагаемых усилий и стараний ребенка, что способствует самосовершенствованию. С помощью конструктивной критики и похвалы, ребенок учится успешнее преодолевать возникающие трудности, кроме того, самооценка у него существенно возрастает. В первую очередь, отмечайте, что ребенок проделал хорошую работу, а затем подскажите, каким способом ее можно усовершенствовать или изменить к лучшему. Например, ребенку трех лет можно сказать: «Ты постарался, солнышко получилось круглое красивое, а если ты добавишь лучики, оно сможет светить ярче, и согреть больше людей». Ребенку 10 лет: «Я так благодарна тебе за твою заботу, ты помыл посуду и у меня больше времени для общения с тобой. В следующий раз попробуй разложить ее по местам» и др.

Детская самооценка без слова «но».

Обсуждая с ребенком проделанную работу или какой-то поступок, отражающий определенные отрицательные и положительные стороны, избегайте употребления слова «но». Это слово побуждает ребенка неосознанно выделять для себя только негативные стороны произошедшего. Образуется некая стена между сделанным и тем, что можно поправить. Например, можно сравнить два предложения, в которых вкладывается единый смысл, но для ребенка они звучат по-разному: «Прекрасно, что ты выполнил до конца все домашнее задание, но последнее упражнение сделано неправильно»; и «Хорошо, что ты выполнил всю домашнюю работу. Обрати внимание на последнее упражнение». В первом случае фраза указывает на то, что работа выполнена неправильно. А второе предложение отражает похвалу за сделанную домашнюю работу и пожелание внести исправления в неправильно выполненное задание. Согласитесь, второй вариант звучит более убедительно и не понижает самооценку ребенка.

Детская самооценка и самостоятельность.

Предоставляя ребенку самостоятельность, мы повышаем его самооценку. Не следует постоянно управлять действиями ребенка. Иначе он всегда будет ожидать ваших или чужих наставлений, так и не научившись принимать самостоятельные решения, не обретет уверенность. Проявить самостоятельность и выразить себя может даже маленький ребенок. Предоставить малышу возможность выбрать одежду или посоветоваться с ним, куда поставить его столик для рисования совсем не трудно для взрослых, и очень полезно для формирования адекватной самооценки ребенка.

Как проверить самооценку ребенка.

Проверить самооценку можно примерно после 6 лет: когда ребенок уже пытается оценить свои и чужие возможности; способен дать характеристику поступкам окружающих людей; может продумывать свои действия.

На листе бумаги проводятся несколько вертикальных линий, которые обозначают крайние проявления свойств: добрый - злой. Таких шкал может быть много или всего две в зависимости от возможностей ребенка оценивать себя. Отмечается середина каждой шкалы.

Например,

Сильный ! Добрый ! Веселый !

Слабый ! Злой ! Грустный !

Задание. На каждой шкале ребенку предлагается отметить как у него проявляются названные черты или свойства. По окончании задания следует предложить ему другим карандашом отметить, где ему хотелось бы сейчас оказаться.

Значение. Если первая отметка у детей до 8 лет находится на уровне от середины до самого верха, это означает завышенную самооценку, свойственную детям в этом возрасте. Не надо стесняться спросить, почему ребенок так себя оценивает. Второй показатель должен быть выше первого - ребенок должен стремиться к лучшему.

Для детей старше 8 лет первый показатель на середине шкалы будет свидетельствовать об адекватной самооценке, а выше середины о завышенной самооценке.

Если ребенок в любом возрасте видит себя ниже середины, это свидетельствует о заниженной самооценке.

Самый популярный вариант теста “Лесенка”, который родители могут использовать для диагностики самооценки своего ребёнка:

Стимульный материал: белый лист бумаги А4 с нарисованной лесенкой, состоящей из шести ступеней, простой карандаш или ручка.

Для детей дошкольного возраста понадобится фигурка человека, соответствующая полу ребёнка, участвующего в исследовании.

Инструкция для дошкольника:

“Посмотри на эту лесенку. На первой ступеньке сидят (стоят) самые хорошие и добрые дети. На второй - хорошие. На третьей - ни хорошие, ни плохие. На четвёртой - не очень хорошие дети. На пятой - плохие. На шестой сидят самые плохие дети”.

Попросите ребёнка повторить только что сказанное вами, чтобы убедиться, что он понял и запомнил значение ступеней. Затем объясните, что кукла, находящаяся у него в руках, это он сам. Попросите поставить её на ту ступеньку лесенки, где бы он хотел стоять.

Инструкция для младшего школьника:

“Посмотри на эту лесенку. На первой ступеньке сидят (стоят) самые хорошие и добрые дети. На второй - хорошие. На третьей - ни хорошие, ни плохие. На четвёртой сидят не очень хорошие дети. На пятой - плохие. На шестой сидят самые плохие дети. Возьми в руки карандаш (ручку) и нарисуй кружок на той ступеньке, на которую ты хочешь себя поставить”.

Методика Лесенка - интерпретация результатов:

После тестирования необходимо провести беседу с ребёнком. Попросить рассказать, почему он поставил себя на ту или иную ступень. Бывает, что дети неправильно понимают задание и из-за этого неверно выполняют его.

Кроме того, оценивание себя бывает ситуативным. Например, если незадолго до начала тестирования произошла ссора с другом, то ребенок может поставить себя на четвертую и пятую ступень просто потому, что считает в данный момент времени себя плохим (обидел друга).

  • Ребёнок поставил себя на первую ступень: завышенная самооценка. Для детей младшего школьного возраста и для дошкольников является нормой. Дошкольники часто ещё не способны адекватно оценивать себя и свои поступки. Дети же младшего школьного возраста оценивают себя подобным образом, исходя из своих достижений: “Я очень хороший, потому что получаю хорошие оценки”.
  • Ребёнок поставил себя на вторую ступень: адекватная самооценка.
  • Ребёнок поставил себя на третью ступень: адекватная самооценка.
  • Ребёнок поставил себя на четвёртую ступень: заниженная самооценка. Является крайним вариантом нормы. Здесь важно то, как ребёнок объясняет постановку себя на данную ступень.
  • Ребёнок поставил себя на пятую ступень: низкая самооценка.
  • Ребёнок поставил себя на шестую ступень: крайне низкая самооценка. Ребёнок находится в ситуации дезадаптации, наблюдаются личностные и эмоциональные проблемы.

Если результат теста “Лесенка” выявил заниженный, низкий или крайне низкий уровень самооценки вашего ребёнка, рекомендуем обратиться за консультацией к специалисту в случае невозможности самостоятельно скорректировать ситуацию.

Материал подготовлен специалистом по соц.работе Центра

Колышкиной Татьяной Валерьевной

Самооценка - это такая штука, которая присуща человеку в принципе. Что бы мы ни делали, оцениваем, если не вслух или про себя, то хотя бы подсознательно. А еще сравниваем с другими. Это не хорошо и не плохо - просто так есть. И у ребенка тоже складывается собственная самооценка, причем не без помощи взрослых.

Во-первых, в малыше уже с двухлетнего возраста начинает формироваться «внутренний родитель», который, как известно, определяет ответственность за поступки и проступки и назначает санкции. Это совпадает с тем, что в психоанализе принято называть «анальным периодом» развития человека (по аналогии с животными, которые метят свою территорию); у людей это называется социализацией в той ее части, которая связана с распределением статуса и определением своей роли в социуме (сначала в самом близком - в семье).

Во-вторых, родители, бабушки-дедушки, братья-сестры, друзья и знакомые, а порой и совершенно незнакомые дяди и тети то и дело говорят:
- Какой хороший мальчик, уступил место…
- Ты такой большой, а плачешь, как не стыдно!
- Вот Миша уже читать и писать умеет, а ты что… балбесом вырасти хочешь?
- Поучилась бы у брата: вон он как игрушки бережет, а ты все ломаешь!
- Ты у меня такая красавица, доченька!

Из самых лучших намерений, которыми устлана дорога… сами знаете куда, взрослые воздействуют на самооценку ребенка. «А как без этого?» - спросите вы. Да, трудновато. И все же… Можно, например, попытаться «не переходить на личности», оценивая не детку, а поступок, действие. Или переводить хоть иногда разговор в «конструктивную плоскость»: «Ух ты, как у нас игрушки по комнате разбежались, еще заблудятся, давай-ка их соберем». Ведь нам очень важно, чтобы у ребенка складывалась адекватная самооценка, а не заниженная или завышенная: и то, и другое сулит проблемы ему самому и семье.

А как проявляется адекватность оценки? О, ею впору любоваться: активность без агрессии, находчивость, оптимизм, чувство юмора, общительность. А заниженная? Пассивность, мнительность, обидчивость… или боязнь играть, общаться (а вдруг увидят, что я - хуже). Впрочем, порой это проявляется в попытках компенсировать стремлением всегда и во всем быть первым, а при неудачах - переживать глубочайшую трагедию. Так что в поведении заниженная самооценка может походить на завышенную.


Но если уже случилось, и самооценка ребенка вызывает беспокойство, то как помочь? Прежде всего, убедитесь, что опасения не напрасны: дети ведь не роботы, говорят и поступают по-разному. Если однажды обиделся, проиграв, а в другой раз - ни капельки, так может, и ничего страшного? Обратите внимание на творческие работы малыша: как он располагает, например, рисунок на листе (не однажды, а чаще всего). При пониженной самооценке - в нижней части, при завышенной - наоборот. Прислушайтесь, как часто ребенок произносит:- Я не смогу этого сделать…
- Зачем это делать? У меня все равно получится хуже, чем у…
- Просто ему повезло…
- Я не виноват, что…
- Зато он ябедничает (дерется, обманывает...)
- На самом-то деле вы так не считаете…
- Воспитательница меня не любит…
- Мне не интересно…
- Все против меня…
и т.д. Только, пожалуйста, не забудьте, что речь идет о том, как часто, а не о том, произносит ли вообще.

Как узнать самооценку ребенка?
Для определения уровня самооценки ребенка часто предлагается тест «Лесенка», и если захотите, то легко найдете его в инете, но мне он не нравится, потому что как раз и предполагает рассказать, кто насколько хороший, а кто плохой, т.е. есть опасность «застолбить» проблему. Гораздо больше мне нравится тест «Смешные человечки». Можно воспользоваться картинкой из книги М.Ильиной «Подготовка к школе: развивающие тесты и упражнения», а можно нарисовать самим дерево, на разных ветках которого (кто выше, кто ниже) сидят забавные существа. Ребенку будет гораздо проще, приятнее и интереснее показывать, где бы оказался он, попади на это дерево, где - его друзья, родители и другие родные. А вы при этом смотрите и отмечаете: кто оказывается выше, ниже или посерединке, - и делаете выводы (не забывая о том, что у дошкольника самооценка изменчива, и результат работает на «здесь и сейчас», а не на всю оставшуюся жизнь).


Чтобы узнать самооценку ребенка, достаточно провести с ним несложный тест «Ступеньки». Его результаты могут стать неожиданностью даже для самых внимательных родителей, ведь детская личность формируется под влиянием множества социально-психических факторов.

ВАЖНО: Результаты теста показательны при работе с детьми от 4 до 10 лет.

Как начать тест?

Попросите ребенка порисовать вместе с вами. Возьмите чистый лист бумаги и вместе нарисуйте лесенку из 10 ступенек. Скажите ребенку, что на самой верхней ступеньке находятся самые послушные, умные, добрые, красивые дети. А на самой нижней – невоспитанные, глупые и злые драчуны. Те, кто сидят чуть выше – не совсем плохие, а те, кто почти добрался до самого верха – немного не дотягивают до «лучших».

ВАЖНО: Ребенок должен понять смысл «лесенки», в противном случае результаты теста будут недостоверными.

Ребенок рисует себя

Теперь на этой лестнице должен появиться сам ребенок. Попросите его нарисовать самого себя и обратите внимание, какую ступеньку он для себя выберет. Возможно, он примостится на самой нижней ступеньке – это значит, что самооценка сильно хромает. Если ребенок решит, что его место на самой верхней ступеньке – самооценка его несколько завышена.

Ребенок рисует семью

Дополнительно попросите нарисовать на лестнице маму, папу и братьев с сестрами. Посмотрите, кому в семье ребенок отводит «главные» роли. Часто на верхних ступеньках рисуют маму, а на нижних папу. Дети находятся между ними – на 6,7,8,9 ступеньках.

ВАЖНО: Также можно узнать о том, считает ли себя ребенок здоровым или больным, веселым или грустным, счастливым или несчастным.

Анализ результатов теста

Несколько завышенная самооценка нормальна для детей младшего возраста. Ребенок объясняет свой выбор так: «Я самый лучший» или «Здесь стоят самые хорошие дети, и я хочу быть с ними».
Адекватная самооценка – выбор 6 – 8 ступенек. Можно с уверенностью говорить о том, что ребенок доволен собой, своим положением в обществе и семье.

Ступеньки 3 – 5 должны насторожить родителей. Тот, кто оказывается на этих ступеньках, наверняка имеет проблемы в семье или коллективе . Попросите ребенка подробнее рассказать, почему он выбрал именно это место.

Самые низкие ступеньки говорят о заниженной самооценке . Если она не вызвана определенной ситуацией (ребенок поругался с товарищем, не поделил игрушку с младшей сестренкой, получил плохую отметку и т.п.), следует обратиться к психологу. Нервное состояние таких детей находится на грани, на психику оказывается постоянное негативное разрушающее влияние.

Здравствуйте, дорогие друзья! В продолжении темы прошлой статьи хочу предложить вашему вниманию тесты на определение самооценки у детей.

1. Тест "Лесенка"

Его можно проводить с детьми от трёх лет и старше.
На листе бумаги рисуется лесенка из семи ступенек, можно её вырезать. Среднюю ступеньку №4 выделите (поставьте галочку или обозначьте другим цветом).

Ребёнку нужно показать эту лесенку и объяснить, что, если на этой лесенке расположить всех ребятишек, то на верхней ступеньке должны стоять самые хорошие, послушные, лучшие во всём.

На 2-3 ступеньках-хорошие, на серединке 4 -ни хорошие, ни плохие. На 5-6 -плохие детишки, а на самой нижней седьмой -самые плохие (злые, непослушные, завистливые).

Убедитесь, что ребёнок вас понял и после этого спросите, на какой ступеньке должен стоять он сам, пусть нарисует человечка или поставит галочку.

Расшифровка теста Лесенка

♦ Если ребёнок определил для себя самую верхнюю ступеньку, то у него завышенная самооценка.

♦ Если он поставил себя на 4 ступеньку-немного заниженная.

♦ На ступеньки- 5 и 6 - низкая.

♦ Ступенька №7 - очень заниженная.

2. Тест "Дерево с человечками"

Этот тест на определение самооценки можно использовать для ребёнка дошкольного и школьного возраста.

Предложите сыну (или дочке) картинку дерева с человечками (предварительно распечатайте её из интернета) и попросите внимательно рассмотреть.


Объясните, что на картинке изображено дерево, а рядом человечки с разным настроением и положением, каждый занят своим делом.

Сначала попросите раскрасить ствол и ветки дерева карандашом или фломастером коричневого цвета.
Скажите, что во время раскрашивания нужно обратить внимание на каждого человечка, подумать, какое у него настроение, чем он занят.

А затем предложите раскрасить синим цветом человечка, на которого бы он хотел быть похож в будущем.

Расшифровка теста Дерево:

♦ Если ваш ребёнок выбрал человечков 1, 2, 3, 6, 7, 10, 11, 12, 15, 18, 19, то у него адекватная здоровая самооценка.

♦ Номер 20 выбирают детки с завышенной самооценкой и лидерскими качествами.

♦ А 5, 8, 13, 14, 16, 17, 21 - дети с низкой самооценкой.

♦ Если более подробно, то дети, выбравшие человечков № 2, 11, 12, 18 и 19 - общительные и умеют дружить.

♦ Дети, которых не пугают трудности, легко преодолевающие препятствия на своём пути, выбирают номера 1, 3, 6, 7.

♦ Под номером 4 обычно выбирает ребёнок, которого всё устраивает, он хочет добиться успехов, не затрачивая никаких усилий.

♦ Детишки застенчивые, стеснительные, быстро утомляющиеся, физически слабые, обычно выбирают человечка под номером 5.

♦Легко адаптирующиеся к новым условиям, прекрасно чувствующие себя в детском коллективе дети выбирают № 10 и 15.

♦ Человечек №8 означает уход в себя, отстранённость.

♦ Номер 9 олицетворяет тягу к развлечениям.

♦ Под номерами 13 и 21 выбирают детки замкнутые и тревожные.

♦ Кризисное состояние и внутренний страх отражает человечек № 14.

♦ Ребёнок, подстраивающийся под чужое мнение и готовый на жертвы, выбирает № 16.

♦ Человечка под номером 17 обычно выбирает ребёнок, не умеющий справляться с возникающими трудностями.

Надеюсь, эти тесты на определение самооценки у детей вам пригодятся.

Если у вашего ребёнка низкий уровень самооценки, то узнайте, как можно её поднять .

Если эта информация была для вас полезной, поделитесь, пожалуйста, со своими друзьями, нажав на кнопочки соц сетей

THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама