THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама

В современный период проблема свободного воспитания приобретает наибольшую практическую значимость, ибо свободное воспитание это направление в педагогической теории и практике, рассматривающее воспитание, как; помощь природе ребёнка, естественно развивающегося в процессе освоения окружающего мира и свободно самоопределяющегося в нём.

Интерес к проблеме развития идеи свободного воспитания определяется современной социокультурной ситуацией, ориентированной на общечеловеческие идеалы и идею свободного развития каждого члена общества. Ориентация общества на ценности общечеловеческого и национального характера обусловливает актуальность исследования отечественного и зарубежного педагогического наследия, в котором идея свободного воспитания занимает ведущее место.

Среди педагогов широкое распространение получила теория "свободного воспитания", идеи которой наиболее ярко выразил Константин Николаевич Вентцель (1857-1947).

Константин Николаевич Вентцель принадлежит к той категории ученых, которые малоизвестны сегодня среди широкой педагогической общественности. Причин тому много, но главная из них состоит в том, что с приходом новой власти в 1917 году, он не отказался от своих прежних взглядов, а как бы ушел из активной педагогической деятельности.

Педагогические труды, общественная деятельность и учительская практика К.Н. Вентцеля были значительным событием в истории педагогической науки в России.

Константин Николаевич Вентцель родился 7 декабря 1857 года в Петербурге, в семье чиновника канцелярии Петербургского военного генерал-губернатора. В 1875 году окончил Виленское реальное училище, поступил в Петербургский технологический институт. Затем учился на юридическом факультете Петербургского университета, в институте инженеров путей сообщения, который оставил через год. В школьные и студенческие годы увлекался поэзией, сам писал стихи, занимался музыкой, изучал философские труды великих ученых. Эти годы были временем духовного поиска своего призвания для педагога.

Тогда же он сформулировал цель своей жизни: "…главная жизненная задача, - как довести и сохранить до глубокой старости свою способность действовать и жертвовать собой для бедного, несчастного, обездоленного люда".

После революции 1905 года в педагогической науке появились новые веяния. К.Н. Вентцель и его соратники предложили совершенно новые подходы к воспитанию детей. Они направили все свои усилия на преодоление официальной педагогики, постепенно терявшей свои сложившиеся традиции и устоявшиеся принципы. После трагических событий 1905 года в России, К.Н. Вентцель думал об эволюционном развитии страны, в строительстве которой активное участие примут свободные люди. Не случайно в основу теории свободного воспитания был положен принцип гуманности.

Его сочинения “Освобождение ребенка”, “Новые пути воспитания и образования детей”, “Этика и педагогика творческой личности” насыщены острой критикой старой школы, свидетельствуют о большой любви к детям, стремлении развить их творчество исканием новых путей воспитания.

В качестве основной цели воспитания К.Н.Вентцель видит всякую внешнюю цель, которую ставят в воспитании, делая его несвободным. Воспитание и образование не должно служить никакой внешней цели, оно должно служить самому себе. Цель воспитания должна вытекать из природы того, кого мы воспитываем и образовываем. Отсюда вытекает цель нравственного воспитания, по мнению Вентцеля это выработка в детях свободной творческой нравственности, а не стадной и массовой.

В своей книге "Теория свободного воспитания и идеальный детский сад” К. Н. Вентцель раскрыл основы свободного воспитания детей дошкольного возраста. Он предлагал создать наряду с “домом свободного ребенка” дошкольное учреждение, названное им "идеальный детский сад". Такой детский сад, является, по его мнению, такой же педагогической общиной, в которой воспитатель и дети - “две равноправные единицы”. Такое объединение, по замыслу Вентцеля, должно стать “маленькой хозяйственной единицей, трудовой ассоциацией, в строительстве и жизни которой дети принимают самое активное участие” (труд по самообслуживанию, изготовление пособий и игрушек, уход за растениями, животными, сельскохозяйственный труд и т.д.). Это место должно стать местом счастья. радости и_ свободы", где удовлетворяются все запросы, в том числе нравственные, научные и эстетические. Вентцель отрицал все программы, планы, расписания педагогов и предлагает присматриваться к планам, мечтам самих детей, к их свободному выбору. А все члены такой педагогической общины должны уметь прислушиваться друг к другу, вместе творить, импровизировать без предварительной подготовки.

В “идеальном детском саду” воспитатели должны смотреть на ребенка как на “маленького художника, которому надо только помогать совершенствоваться и находить самостоятельно все более лучшие формы для воплощения красоты”.

Из пластических искусств дети в свободном детском саду Вентцеля должны были рисовать, заниматься скульптурой (лепкой, формовкой из гипса), аппликацией, металлопластикой. На таких формах общения детям представлялся свободный, выбор тем для работ, по возможности широкий и разнообразный. В свою очередь он не отрицал значение игр которые должны быть “методом освобождения творческих сил” , они изобретаются самими детьми.

По мнению Константина Николаевича, ребёнок и воспитатель должны быть равными в общении, которое не будет иметь своей задачей подчинение ребенка воле воспитателя, а оно, будет компенсироваться равноценным подчинением воспитателя воле ребенка.

В таком детском саду и порядок должен быть свободным, правила должны создаваться детьми и педагогами совместно, общими усилиями. Девизом такого детского сада должно стать: "Минимум регламентации - максимум свободы".

В большинстве современных детских садов такого равенства в воспитании и общении не существует. В них ребенок подчиняется воле воспитателя, но воспитатель не подчиняется воле ребенка и даже не прислушивается к нему. В таких детских садах процесс воспитания исходит от педагога, считающий это воспитание своей прерогативой, а ребёнок является его объектом, а не союзником, помощником, товарищем. Таким и останется воспитание до тех пор, пока не появятся истинные воспитатели и воспитание будет достигать наибольших возможных положительных результатов. Когда ребенок увидит и почувствует, что не только его постоянно воспитывают, а и он воспитывает своего воспитателя, что благодаря его заслугам люди вокруг него становятся, лучше, тем полнее и плодотворнее будет влияние взрослого на ребенка. Чем скорее он увидит, что воспитатель не стремится подчинить его своей воле, что он не только не старается противодействовать воле ребенка, но напротив того, признает ее и уважает и оказывает ей всяческое содействие и поддержку, тем.более он будет склонен свободно следовать тем разумным и справедливым требованиям, которые ему ставит воспитатель и которые имеют в виду благо ребенка.

Опираясь на теорию К. Н. Вентцеля о свободном воспитании, детский сад должен стать именно тем местом, где ребёнок будет счастлив и свободен у него поменяется отношение к жизни, её задачам будет более вдумчиво и внимательно относиться к тому что его окружает, приучится работать на более широком поприще над теми же задачами жизни, только в более увеличенном масштабе. Помочь педагогу в этой нелёгкой задачи, сменить отношение к детскому саду помогут совместные беседы обо всех событиях жизни учреждения. При этом воспитатель должен обращать особое внимание на то, чтобы в этих беседах было по возможности меньше внешнего и показного, и чтобы они были свободными, отличаясь искренним и вдумчивым обсуждением вопросов жизни. Такие беседы должны быть искренними, вдумчивыми, живыми и интересными, в них должно быть поменьше показного. Вот на что должен обратить внимание воспитатель.

Дошкольное учреждение, как считает К. Н. Вентцель, должно быть местом приобретения тех или иных знаний и навыков, местом свободных игр ребенка, местом удовлетворения всех общественных, научных, эстетических, нравственных и других запросов ребенка, т.е. местом цельной и гармонической его жизни.

Такой процесс, как свободное воспитание нельзя построить без учёта возрастных особенностей детей. Не возможно заточить в рамки программы то настроение, те интересы, которые противоречат основным особенностям того или иного возраста. И разумный воспитатель никогда не пойдет по этому пути. Каждый возраст должен быть изжит в полной мере своих особенностей, так и тот возраст детства, который приходится на долю детского сада.

Большое и самое главное место, учёный отводит игре, он говорит о том, что отношение в игре должны быть свободными, причём в них должно происходить освобождение творческих сил, которые будут использоваться ребёнком по отношению к другим видам деятельности. Воспитатели детского сада должны заботиться о том, чтобы игры вели к развитию творческих способностей в ребенке, чего нельзя сказать относительно современных воспитателей, которые в большинстве случаев сами предлагают ребенку ту или другую игру, а не стараются делать так, чтобы ребенок самостоятельно изобрел последнюю. Воспитатели стараются как можно больше руководить играми детей и очень мало дают им самим свободно играть, мало пробуждают в детях собственную инициативу и собственное самостоятельное творчество.

Деятельность воспитателей детского сада ученый видит в проявлении творчества, как в области воспитания, так и в сфере умственного образования, используя метод освобождения в ребенке творческих сил, метод пробуждения творческого искания, творчества, исследования, метода приведения ребенка к наибольшей активности, а не состояние пассивности, как это имеет место быть в большинстве случаев традиционной модели воспитания. Поэтому дети должны сами стремиться самостоятельно доходить до разрешения всякого рода вопросов, а не спешить отвечать на них всячески поощряя их несамостоятельность в поиске решения. Воспитатель, не давая ребёнку полного ответа на его вопрос, даёт ему гораздо больше возможности самому большими усилиями добиться ответа. Этот прием будет в наибольшей степени содействовать развитию духовных сил ребенка, развитию в нем самостоятельного мышления, способности вопрошать природу и самому добиваться от нее ответов на поставленные вопросы. Следует стремиться к тому, чтобы весь процесс обучения имел характер достижения ребенком самим себе поставленных целей.

Воспитателю следует выявить потребности и интересы ребенка как можно яснее и подробнее, и тогда ему удастся наметить тот объем знаний, умений и навыков, рекомендуемый для детей. Следует помнить, что ребёнку нужны только те знания, которыми он может воспользоваться в блажащем будущем, а не те, которые понадобятся ему когда-то. Таким образом, всё то о чём дети узнали в детском саду, все те знания, которые они получили, не будут оторваны от их жизни, а будут им нужны. Эти знания будут находиться в тесной связи с тем общественно необходимым трудом, который будут исполнять дети. Также те душевные переживания, которые рождаются в нём, связанные с его жизнью играют большую роль тесно связанны с занятиями детей искусством. Но воспитателю не следует указывать, что и как будут делать дети, а способствовать тому, чтобы дети накапливали опыт, проявляли большую самостоятельность и оригинальность. Результатом этой работы будет служить то, что ребёнок поставит перед собой цель, а именно, более совершенно выполнить задуманное.

С начала 90-х годов воспитание подрастающего поколения в российской Федерации получило возможность развиваться на принципах свободы, демократии, гуманизма. Конституция Российской Федерации, закон Российской Федерации "Об образовании" и другие законодательные акты определили общие ориентиры государственной политики в области воспитания и образования. Принципы государственной политики в области образования впервые за многие годы, дали педагогам возможность самим моделировать и осуществлять воспитательные системы, адекватные природе детства, национальным и региональным культурным традициям.

Современная система отечественного образования строится на принципах динамизма, вариативности организационных форм, гибкого реагирования на потребности общества и личности, характеризуется возникновением новых видов воспитательно-образовательных учреждений, разнообразием педагогических услуг.

Говоря о сегодняшнем времени, нужно сказать о том, что свободное воспитание предполагает великое напряжение творческих сил в педагоге для открытия той системы воспитания, которая может и должна быть применена именно в отношении к данному определенному ребенку, к данной конкретной индивидуальности. Перед взрослыми открывается большая дорога полная интересной, творческой работы. Нужно ещё многое сделать, чтобы исследовать и описать способы и приёмы. При помощи, которых могут быть кратчайшим и легчайшим путем для совершенствования возможности допускать меньшее число ошибок, апробации той системы воспитания, которая окажется наиболее пригодной для данного индивидуального ребенка.

На данном этапе, прежде всего, требуется, чтобы воспитатель искренне и глубоко любил каждого конкретного ребёнка, как бы испорчен этот ребенок ни был и сколько бы огорчений он ему ни причинял. Воспитатель не должен показывать всякое раздражение, о котором может догадаться ребёнок, иначе это раздражение может возвести непреодолимую стену, которая ставит на их пути, что приводит к взаимному отчуждению друг от друга, заставит ребенка замкнуться в себе, а воспитатель навсегда потеряет тот единственный ключик от души ребёнка.

Из теории свободного воспитания следует, что ребёнок это не пустой сосуд, который надо наполнять знаниями, умениями, навыками в разных областях.

Она смотрит на детей как на постепенно формирующихся творческих личностей, путем творческой деятельности. Она смотрит на них как на самобытных, самостоятельных искателей высших духовных ценностей жизни. Эти ценности должны быть созданы внутри каждого конкретного человека, каждого для себя.

Хотелось бы верить, что эта теория в скором будущем ляжет в основу воспитания. И детские души наполнятся чистым солнечным теплом, а воспитатели будут дарить им свою любовь и нежность.

Список литературы

  1. Амонашвили Ш.А. Размышления о гуманной педагогике. – М., 1996
  2. Вентцель К.Н. Теория свободного воспитания и идеальный детский сад. Изд. 2-ое. – М., 1915
  3. Вентцель К.Н. Свободное воспитание: сборник избранных трудов /Сост. Филоненко Л.Д. – М., 1993

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ РФ

ГОУ ВПО УДМУРТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ИНСТИТУТ ПЕДАГОГИКИ, ПСИХОЛОГИИ И СОЦИАЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

КАФЕДРА ПЕДАГОГИКИ

по курсу: история педагогики

на тему: К.Н. Вентцель

Выполнил:

студент гр. 17-41

Салин Р.И.

Проверил:

Белокрылова Н.В.

Ижевск, 2009

Согласно общепринятому определению, Вентцель Константин (см. Константин) Николаевич , русский педагог, теоретик и пропагандист свободного воспитания. В студенческие годы участвовал в революционном движении, отбывал тюремное заключение (1885-87). В годы 1-й мировой войны выступал против милитаризма и шовинизма. По своим философским воззрениям В. идеалист; его философское кредо выражено в работе «Этика (см. Этика) и педагогика творческой личности» (т. 1-2, 1911-12). В. принимал активное участие в работе Педагогического (см. Педагог) общества. В 1896 появилась первая самостоятельная работа В. по педагогике - «Основные задачи нравственного воспитания». Педагогическая (см. Педагог) концепция В. (в основном изложена в книге «Борьба за свободную школу», 1906) выражала протест демократической русской интеллигенции против удушающей атмосферы, царившей в обществе и школе при самодержавии. В духовном и нравственном усовершенствовании людей он видел основу для создания нового общества и в этой связи разрабатывал теорию «свободного воспитания». Исходя (см. Исход) из того, что воля, а не интеллект, является основой духовной жизни, В. недооценивал умственное образование. Он критиковал дореволюционную школу за то, что в ней изучался определённый обязательный круг учебных предметов, расположенных в известном систематическом порядке. Он полагал, что ребёнок должен получать столько знаний, сколько желает, и приобретать их тогда, когда в этом почувствуется потребность. Школе В. противопоставлял «Дом (см. Дом) свободного ребёнка». В педагогических взглядах В. были и рациональные зёрна, в частности он справедливо рассматривал труд как мощное средство нравственного воспитания. Не понимая того, что после победы Великой Октябрьской социалистической революции появились новые общественные условия для создания подлинно свободной школы, В. продолжал некоторое время отстаивать идею «автономии» школы от государства и проповедовать аполитичность воспитания. В 1919-22 В. работал в Воронежском губернском отделе народного образования, читал лекции в Воронежском университете и активно участвовал в организации института народного образования. Его рукописные мемуары «Пережитое, перечувствованное и сделанное», датированные 1932, хранятся в научном архиве АПН (см. АПН) СССР (см. СССР).? Ф. Ф. Королев.

Творчество К. Н. Вентцеля (1857-1947) явило собой уникальный пример синтеза двух великих идей, получивших распространение а мировой и отечественной культуре в конце XIX - начале XX веков, и вновь с новой силой возродившихся в последние десятилетия.

Выдающийся мыслитель и педагог, наследие которого несомненно еще будет по достоинству оценено потомками, Вентцель был одним из наиболее ярких и талантливых теоретиков свободного воспитания Двигаясь от личности ребенка, от требования создать максимально благоприятные условия для его свободного творческого индивидуального развития, Вентцель пришел к идее космического воспитания. Он понимал личность как неотъем­лемую часть всеобъемлющего целостного Космоса, исходил из нерас­торжимости и органического единства Человека, Человечества и Вселенной. Вентцель стал в один ряд с теми русскими мыслителями - В. И. Вернадским, В. В. Докучаевым, Н. Ф. Федоровым, К. Э. Циолковским, А. А. Чижевским, - в концепциях которых человек рассматривался как существо, неотделимое от Природы, активно и непосредственно участвующее в жизни Космоса.

Первый шаг к разработке идей космической педагогики Вентцель сделал в конце 10-х - начале 20-х годов, что нашло свое отражение в его главном, к сожалению, до сих пор не опубликованном труде “Религия Творческой Жизни” (1923 г.). Не понимая и не принимая насилия одних личностей над другими, Вентцель пришел к выводу о необходимости создания новой религии, которую он называл Рели­гией Живого Творческого Развивающегося Бога - Единой Целостной Жизни и Вселенной. Трактуя новую философию религии как творчес­кое жизнепонимание, жизнечувствование и жизнеустремление духов­но освобожденного человека, которое допускает бесконечное разно­образие индивидуальных форм своего выражения, он подчеркивал, что это религия отрицает какой бы то ни был догматизм. По замыслу Вентцеля, она должна была строиться на цельном, едином, гармони­ческом сознании свободной творческой личности, расширяющемся во все стороны, достигающем наибольшего своего выражения и глубины. Эта религия не требовала установления какой-либо церкви как особой формы общественного соединения лиц, исповедующих ее. Она должна была носить антицерковный характер, потому что церковь и все, что по духу похоже на нее, по мнению мыслителя-гуманиста, есть не что иное, как вид организованного духовного насилия над человеческими душами, в связи с этим он развивал идеи Культа Единой Целостной Вселенной с происходящей в ней творческой эволюцией жизни, Культа Единого Творческого Человечества или Истории. По тому у Вентцеля, культ должен был достигаться тем оформлением, в котором получит свое символическое выражение новое творческое жизнепонимание. Фор­мулирую психолого-педагогические основы новой религии он утверждал, что в Культе творческой личности важнейшую роль будет играть Культ ребенка, потому что Ребенок является тем, через что жизнь человечества постоянно сохраняет свежесть и молодость. В Культе Ребенка Вентцель видел: ту субстанцию, которая не дает человечеству стариться, придает его существованию характер длящейся и никогда не кончающейся весны. Вместе с тем, постоянно подчеркивал, что эти формы Культа не будут иметь ничего общего с культами старых религий, они будут служить только самым чистым, естественным и свободным, уверения благоговения, которое вызывает у нас Вселенная и Ребенок,- кок снежный росток той личности, из которой должно вырасти Творческой Личность при заботливом уходе и надлежащем воспитании” (Научный мир РАО^ Ф. 23, оп. 1, ел хр. 1, п. 468-469).

Вентцель был одновременно и прозорливыми в достаточной степени наивным человеком. Он совершенно отчетливо представлял, что происходит в стране после Октябрьской революции. Так, он писал в неопубликованной статье “Религия и нравственность”. История последнего времени явила ном в сфере политической деятельности образ людей, одержимых манией спасения людей для земного царства и для достижения этой цели, подобно фанатикам религиозной веры. не останавливающихся ни перед чем, перед совершением даже ужасных преступлений, которые только загипнотизированы?”“ людям могут казаться не преступлениями, а геройскими поступками” ^Научный архив РАО, ф. 23, оп. }, ед. хр. М, л. ] ]2^.

И, вместе с тем, Вентцель зимой 1922 г. начал читать курс лекций по Релипчи Творческой Жизни в Воронежском университете. Разуме­ется, долго этого “безобразия” терпеть не могли. Последовали доносы и в партийном официозе “Воронежская коммуна” в начале февраля 1922 г. было опубликовано выступление “коммуниста-атеиста тов. Божко-Божинскси ”… который говорил о том, что Вентцель “находится в резком противоречии с революционной практикой. Само собой разумеется, - продолжал он, - мы не должны принять его теорию, а отбросить как негодную, вредную и реакционную утопию, не способ­ную помочь организации наших сил, которая направлена на то, чтобы переделать мир. Теория Вентцеля содействует контрреволюции, она организует ее силы. Она собирает силы в интересах буржуазии и направлена на распыление сил пролетариата. Это убаюкивающие сказки для взрослых людей, которые не успевают шагать вместе с историей и безнадежно от нее отстают. Скажите, что это такое, как не бредни. Как не вера предков, которая давно должна быть сдана в архив. Поскольку Вентцель убежден в правильности и осуществимос­ти своей теории и вместе с тем искренне желает свободы всему человечеству, мы ему посоветовали бы отправиться дня ее проповеди. на “на другой берег”" в лагерь буржуазии”.

Хотя намек звучал довольно прозрачно, 65-летний философ не уехал за границу, а вернулся обратно в Москву/ где сумел переиздать несколько своих ранних дореволюционных книг. С 1924 г. Вентцель прекратил все попытки открытых публикаций и целиком отдайся научной работе “в стол”.

Во второй половине 20-х и в З0-е годы в обстановке все более усиливающегося тоталитаризма Вентцель пишет ряд работ - “Про­блемы космического воспитания” (1925г.), “Философия творческой воли” (1937 г.), “Лучи света на пути творчества” (1937 г.) и др. в которых развивает теорию нового направления в воспитании - космическую педагогику.

Вентцель был убежден, что поскольку человек представляет часть вселенной, космоса/ постольку совершенно правомерным является вопрос о воспитании человека е качестве члена Космоса/ как гражданина Вселенной. Он пришел к выводу/ что должно осуще­ствляться специальное космическое воспитание и должна существо­вать специальной отрасль антропологии - космическая педагогика в рамках которой проблема воспитания трактуется с совершенно особой точки зрения. Космическая педагогика имеет свои специфичные цели и требует особых приемов и методов для их достижения. По его мнению, новую культуру можно строить только на государственном базисе. При этом он подчеркивал примат социальной педагогики над индивидуальной, а космической - над социальной, поскольку космос/ по мнению педагога-философа, это целое, а человеческое общество - его часть. Вентцель трактовал космос кок целостное единство вселенской жизни. Составными частями космосе являются человечес­кие индивиды. По его замыслу, высшей задачей космического воспи­тания является развитие в ребенке космического самосознания, то есть сознания самого себя как нераздельной части космоса/ поэтому цель космического воспитания состоит в том/ чтобы довести до осознания общность своей жизни с жизнью космической, до понима­ния того, что он представляет единое, нераздельное целое со всем космосом Эта субстанция развивается в определенном направлении, и творческая личность принимает участие в процессе развития космической жизни. Основой космического воспитания Вентцель считал естественное единство жизни воспитываемой личности с жизнью всего беспредельного космоса. В связи с этим важнейшей задачей ставилось довести до сознания воспитанника единство своей личной жизни, с жизнью социума, с жизнью всего космоса. Реализация этой задачи означала бы сделать для ребенка возможным поставить себе в качестве важнейшей нравственной цели утверждение, расши­рение и углубление своей личности. Перед педагогами ставилась задача обеспечить полное и совершенное слияние воспитанника с творческим космосом и наиболее полное его участие В-возвышении космоса на все более и более высокой ступени развития.

Говоря о воспитании свободной творческой личности как гражда­нина Космоса, Вентцель исключительное значение уделял нравствен­ному воспитанию ребенка. При этом он последовательно проводил мысль о том, что сущность нравственного воспитание должна состоять не в привитии подрастающему поколению неких этических идеалов, выработанных вне его, а в создании условий для накопления личного положительного опыта, для самостоятельного формирования нрав­ственных максим и императивов, которые должны кик бы “произрос тать” изнутри каждого ребенка. Сходных взглядов Вентцель проезжи­вался и относительно религиозного воспитания. Он был убежден что ни одна религия, никакие религиозные воззрения в принципе не могут извне навязываться ребенку, что религиозны?, убеждения могут и должны формироваться исключительно на основе литого.

Именно в этом направлении развитии своей идеи один из наиболее интересных и оригинальных мыслителей той эпохи антропософии и всемирно известный Рудольф Штейнер. Вальдорфская педагогика, про­возгласила своей целью воспитание человека новой душев­ностью и духовностью. Она явило собой своеобразный эзотерический вариант модели свободного воспитания. Вальдорфскоя педагогика своего глазного принципа провозгласила свободу, стремясь, который сам и является главным источником для формирования ноли, содержания и способов образования, к свободному самоопределению. При этом и ребенок, и его развитие, и педагогическое руководство этим процессом воспринимались в контексте многообразных конкретных метаморфоз (тран­сформаций) различных жизненных и духовно-душевных сил, социальных и природных процессов, рассматриваемых в космическом единстве. Все эго лишь подтверждает тот факт, что Вентцель развивал свои идеи, двигаясь в русле поиска мировой педагогической мысли.

Вентцель в явной форме органически и последовательно соединил идею воспитания свободной творческой личности с идеей космическо­го воспитания, заложив основы космической педагогики. Этот идеал он пронес до конца своей долгой и трудной жизни, возвращаясь к нему в своем творчестве.

А действительность так отличалась от его мечты! В 1936 г. он записал в своем дневнике: “Уж слишком меня удручает окружающая действительность, являющая собой не жизнь, а какие-то сумерки жизни, это всеобщее идолопоклонство, всеобщее затмение умов, эта стадность, раболепие и беспредельная, развившаяся широким пото­ком ложь и лицемерие. На наших глазах разыгрывается какой-то фарс, чтобы ослепить, поразить, вызвать изумление, и даже умные люди это не замечают и принимают его за что-то серьезное”

Последний всплеск надежды что-то изменить в окружающей -эго общественной жизни 80-летний мечтатель пережил в связи с публика­цией проекта Конституции 1936 г. Он пишет письмо в редакцию “Известий”, в котором предлагает построить систему образования в духе идеи авто-номии и свободы, организации самоуправления школы на всех ее ступенях во избежание всякого давления на нее государ­ственных структур. Чрезвычайно «актуальными» в то время, конечно же, были и предложения Вентцеля, связанные с предоставлением “права свободной критики высших законодательных и правительствен­ных учреждений и лиц”, не опасаясь быть объявленными врагами народа, и также соображения о целесообразности “безусловной отмены смертной казни и замены тюрем и мест заключения преступ­ников такими учреждениям, которые задавались бы целью не столько мстить и карать, сколько перевоспитывать. Необходима, - утверждал он, - амнистия всем политическим преступникам, находящимся в настоящее время б местах заключений и ссылке” (Научный архив РАО, ф. 23, оп. 1, ед. хр. 1 б, л. 32-34). Только чудом можно объяснить что после такого письма Вентцель остался на свободе.

Как крик души, кок попытка ответить на вопрос каким же образом записанные им в страшном 1937 г.: “Человек обладающий Космическим Созна­нием необходимо будет нравственным Невозможно совершить злое, порочное, преступное тому кто слился всецело и безраздельно с творческим Космосом, кто преодолел свою отдельность и обособлен­ность, кто не противополагает больше себя Творческому Космосу Человечеству и составляющим его людям а рассматривает себя как составляющего с ним одно целое. У такого человека исчезли всякие поводы и мотивы для совершения зла” (Научный архив РАО, ф. 22^ оп. 1… д. 16, л. ^9].

Каким же утопичным может показаться это утверждение!

Однако продуктивность идей космического воспитания быть мо­жет неожиданно для многих сегодня обнаружится не только в рамках интенсивно развивающейся вальдорфской педагогики. Эти идеи и в нашей стране приобретают в современных условиях новое звучание/ обогащаются/ находят все больше сторонников.

Вот например строки из недавно опубликованной статьи Т. Строгановой “Идеи космизма в воспитании”: “Воспитание косми­ческого сознания человека является ныне в период обострения экологической термоядерной демографической производственной и других глобальных проблем современности, первоочередным услови­ем выживаемости человечества требующим своего безотлагательно­го решения прежде всего в нашей стране” (Магистр. 1991. Сентябрь. - с 50). Очень интересной и перспективной представляется позиция педагога и философа/ руководителя ВНИК “Образование Беларуси” М. Гусаковского.”0н последовательно стремится синтезировать идеи “гуманистической педагогики” американского психолога К. Роджерса и концепцию воспитания “самореализующейся личности” немецкого философа-экзистенциалиста О. Больнова, которые по сути являются современными попытками модификации многих ключевых идей свобод­ного воспитания конца XIX - начала XX веков, в том числе и развиваемые Вентцелем. Вместе с тем М. Гусажовский настаивает на необходимости воспитания человека, обладающего планетарным сознанием. По его мнению, в нашем динамично меняющемся мире самоидентификаций личности возможна только через слияние челове­ка и с нацией, и с человечеством и со вселенной, и только токая личность сможет обрести и сохранить свою "“самость?”, самоопреде­литься и реализовать себя.

Сегодня, на пороге XXI века проблема космического воспитания становится одной из ключевых проблем отечественной и мировой педагогики. Научное наследие К. Н. Вентцеля может и должно помочь в ее решении, в ее дальнейшей разработке в контексте гуманистичес­ких педагогических традиций свободного воспитания.

Константин Николаевич Вентцель (имя по метрической книге Константин Ромео Александр) (24 ноября (6 декабря) 1857, Санкт-Петербург - 10 марта 1947, Москва) - русский педагог, теоретик и пропагандист свободного воспитания.

Брат писателя Николая Вентцеля.

Биография

Отец, Николай Адольфович Вентцель (1827-1908) - прибалтийский немец, дослужился чина действительного статского советника. Семья из-за перемещений отца по службе жила в Одессе, Варшаве, Вильне. В Санкт-Петербурге Н. А. Вентцель служил столоначальником в канцелярии петербургского генерал-губернатора.

После гимназии и реального училища Константин Вентцель поступил в 1876 году в Санкт-Петербургский технологический институт, но спустя год перешёл в Петербургский университет, на юридический факультет.

В начале 1880-х годов увлёкся революционной деятельностью: сначала примкнул к «Народной воле», затем его взгляды стали более умеренными, он стал изучать работы Г. Спенсера. В 1885 году Вентцель арестован в Воронеже - при обыске у его бывших единомышленников вместе с народовольческой литературой нашли сочиненное им ранее воззвание к рабочим. Через месяц была арестована его жена: из переписки с мужем «было видно её знание о его участии в революционной деятельности». Пробыв тринадцать месяцев в тюрьме он вместе с женой был выслан в город Бобров Воронежской губернии под гласный надзор полиции. В это период обозначилось его расхождение с русскими марксистами.

В ссылке Вентцель сочинял статьи о свободе воли, переписывался с В. Г. Короленко, который прочитав рукопись статьи Вентцеля «Мораль жизни и свободного идеала», заметил: «…я уже довольно давно не удовлетворяюсь так называемыми рациональными системами нравственности».

После ссылки Вентцелю было позволено жить в Москве; с 1891 года он работал в статистическом отделении Московской городской управы, заведовал редакцией журнала «Известия Московской городской думы». В 1896 году вышел его труд «Основные задачи нравственного воспитания», ставший началом создания им теории свободного воспитания. В 1906 году появились его работы: «Как создать свободную школу» и «Освобождение ребёнка». Вентцель пытался реализовать свои идеи в «Московском доме свободного воспитания» (1906-1909), близко сошёлся с выдающимся толстовцем И. И. Горбуновым-Посадовым, издателем и редактором журнала «Свободное воспитание». Но в 1908 году Вентцель неожиданно резко отходит от идей Толстого, единомышленником которого его всегда считали. Он отрицает «внушение добра», считая это тонким насилием взамен грубого. И. И. Горбунов-Посадов отказался печатать его статью.

Вскоре вышло собрание сочинений К. Н. Вентцеля в двух томах: 1-й том - «Этика творческой личности», 2-й - «Педагогика творческой личности». На Всероссийском съезде по семейному воспитанию в 1913 году Вентцель прочитал доклад «Свободное воспитание и семья».

В годы Первой мировой войны Вентцель выступал против милитаризма и шовинизма; в «Открытом письмо ко всем людям и всем народам» призвал к «военной забастовке» для прекращения насилия.

После Октябрьской революции, когда большинство учителей отказалось сотрудничать с новой властью, Наркомпрос пригласил специалистов в области свободного воспитания (в их числе и Вентцеля), обещая «создать свободную народную школу». Однако в отличие от большевиков, Вентцель полагал, что «школа не должна служить орудием для осуществления тех или других преходящих политических задач». Вскоре заговорили о проникновении в советскую школу мелкобуржуазных толстовских идей и Вентцель был вынужден уехать в Воронеж. Преподавал в педагогическом техникуме и университете, был организатором и преподавателем Института народного образования, заведующим научно-методической секцией Губоно.

) (1857-12-06 )

Место рождения Санкт-Петербург Дата смерти 10 марта (1947-03-10 ) (89 лет) Место смерти Москва Страна Российская империя Российская империя , СССР СССР Научная сфера педагогика Альма-матер Петербургский университет Известен как выдающийся педагог

Биография

Отец, Николай Адольфович Вентцель (1827-1908) - прибалтийский немец, дослужился чина действительного статского советника . Семья из-за перемещений отца по службе жила в Одессе , Варшаве , Вильне . В Санкт-Петербурге Н. А. Вентцель служил столоначальником в канцелярии петербургского генерал-губернатора.

После гимназии и реального училища Константин Вентцель поступил в 1876 году в , но спустя год перешёл в Петербургский университет , на юридический факультет.

В начале 1880-х годов увлёкся революционной деятельностью: сначала примкнул к «Народной воле », затем его взгляды стали более умеренными, он стал изучать работы Г. Спенсера . В 1885 году Вентцель арестован в Воронеже - при обыске у его бывших единомышленников вместе с народовольческой литературой нашли сочиненное им ранее воззвание к рабочим. Через месяц была арестована его жена: из переписки с мужем «было видно её знание о его участии в революционной деятельности». Пробыв тринадцать месяцев в тюрьме он вместе с женой был выслан в город Бобров Воронежской губернии под гласный надзор полиции. В это период обозначилось его расхождение с русскими марксистами.

Я безусловно против всякого насильного братства и потому против того коммунизма, который отрицает право личности на продукт своего труда. Прежде всего должно быть обеспечено это право, что же касается другой, более высокой в нравственном отношении экономической формы, построенной на принципе: «Труд по силам, распределение по потребностям», то она должна быть, по-моему, результатом свободного соглашения людей между собой, свободного общественного договора.

В ссылке Вентцель сочинял статьи о свободе воли, переписывался с В. Г. Короленко , который прочитав рукопись статьи Вентцеля «Мораль жизни и свободного идеала», заметил: «…я уже довольно давно не удовлетворяюсь так называемыми рациональными системами нравственности».

После ссылки Вентцелю было позволено жить в Москве; с 1891 года он работал в статистическом отделении Московской городской управы, заведовал редакцией журнала «Известия Московской городской думы». В 1896 году вышел его труд «Основные задачи нравственного воспитания», ставший началом создания им теории свободного воспитания. В 1906 году появились его работы: «Как создать свободную школу » и «Освобождение ребёнка». Вентцель пытался реализовать свои идеи в «Московском доме свободного воспитания » (1906-1909), близко сошёлся с выдающимся толстовцем И. И. Горбуновым-Посадовым , издателем и редактором журнала «Свободное воспитание». Но в 1908 году Вентцель неожиданно резко отходит от идей Толстого , единомышленником которого его всегда считали. Он отрицает «внушение добра», считая это тонким насилием взамен грубого. И. И. Горбунов-Посадов отказался печатать его статью.

Вскоре вышло собрание сочинений К. Н. Вентцеля в двух томах: 1-й том - «Этика творческой личности», 2-й - «Педагогика творческой личности». На Всероссийском съезде по семейному воспитанию в 1913 году Вентцель прочитал доклад «Свободное воспитание и семья».

К. Н. Вентцель самой важной и трудной областью воспитания считал воспитание нравственное, целью которого является пробудить в человеке лучшие стремления.

Для целей свободного искания детьми высшей личной нравственности и свободной выработки в детях независимых нравственных воззрений лица, поставленные обстоятельствами в качестве руководителей детей, должны стремиться доставить последним возможно более широкий и полный материал из области поисков человечеством высших форм нравственности.

В противном случае нравственность становится дрессировкой, что, например, «любовь к родине превращает в кичливое национальное самохвальство, в драчливый национализм и пошлый шовинизм». Основу нравственного воспитания он видел в воспитании воли, потому что ребёнок должен научиться не только сознательно ставить перед собой цели, но и уметь их достигать.

Особое внимание К. Н. Вентцель уделял производительному творческому труду как средству развития воли, как условию, при котором наибольший расцвет получают умственные, физические и нравственные силы ребёнка. К. Н. Вентцель понимал, что в условиях современного ему общества концепция свободного воспитания может быть реализована только частично и в ограниченных размерах, поэтому он детально разработал план организации особого образовательно-воспитательного учреждения, получившего название «

THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама